Тематические планы по развитию речи. Календарно-тематическое планирование по "развитию речи". Типы текста. Повествование, описание, рассуждение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

Г. БЕЛОГОРСКА

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол №

Руководитель кафедры

______________/

«Согласовано»

Протокол №

от «_____» _____________2015 г.

Заместитель директора по УВР

______________/ Г.П. Головлева

«Утверждаю»

Директор МАОУ

«Школа №4 города Белогорск»

Приказ №

от «______» ___________ 2015г.

_______________/ Ю.С. Чарей

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «МАЛЫШОК»

«Развитие речи»

32 часа (1 раз в неделю)

Учитель: Ищенко М.С.

Дата

календа/фактическая

Тема урока

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Произношение звуков. Выделение звуков на слух.

Чистоговорки

Классификация предметов по общему признаку. Знакомство с понятием «мебель».

Знать:

Что значит мебель?

Уметь: Правильно, отчетливо и ясно произносить слова; выделять звуки на слух

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: поиск информации в учебной книге.

Коммуникативные:

Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки

Знать: простейшие скороговорки

Уметь: подбирать слова, начинающихся и оканчивающихся на заданный звук, сравнивать группы предметов, наблюдать, делать выводы, приводить примеры

Регулятивные:

Познавательные: уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки: местоположение по отношению к другим объектам.

Коммуникативные: вырабатывать умение работать в парах, обучать сотрудничеству

Фрукты, овощи. Составление предложений. Игра «Съедобное – несъедобное».

Знать: различие между овощами и фруктами

Уметь: составлять предложения на заданную тему.

Уметь:

ориентироваться в окружающем пространстве

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила (определение порядка действий во временном отношении) в планировании способа решения.

Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные
на уроке понятия; обращаться
за помощью, формулировать свои затруднения

Использование интонационных средств в речи. Детские потешки, стихи

Знать: детские потешки, названия.

Уметь: выразительное читать потешки, стихотворения. Передавать настроение в интонации при чтении

Регулятивные:

Познавательные: Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Составление предложений. Заучивание стихотворения В. Берестова «Лошадка».

Знать: выделение наиболее часто повторяющихся звуков в скороговорках

Уметь: правильно произносить скороговорки

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения:

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Разучивание и составление загадок

Знать: простейшие загадки, отгадки к ним

Уметь: составлять простейшие загадки, выделять звук на слух.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу: применять установленные правила в планировании способа решения:

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Наш город. Составление рассказа по картине. Скороговорка.

Знать: название города, в котором живёшь

Уметь: составлять предложение по картине

Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную

Познавательные: ставить и формулировать проблемы

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач

Составление простых загадок по описанию предмета. Произношение звуков на слух.

Знать: простейшие загадки, отгадки к ним.

Уметь: задавать вопросы по картине

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи: .

Познавательные:

Коммуникативные: ставить вопросы по картинке

Транспорт. Виды городского транспорта.

Знать: виды транспорта

Уметь: различать городской, специальный транспорт

Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием данного урока.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию

10.

Режим дня. Время: сегодня. Ю. Тувим «Паровоз».

Знать: моменты режима дня.

Уметь: называть время суток

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: моделирование ситуаций,

11.

Творчество А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лягушата». Скороговорка.

Знать: произведения А.Л. Барто

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу

Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

12.

В Звягина «Воробышки»; выразительное чтение стихотворения. Чистоговорки.

Знать: перелётных и зимующих птиц.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу

Познавательные анализ и разрешение житейских ситуаций

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы

13.

Почта. Пространственные представления. Выделение звуков на слух.

Знать: что такое почта

Регулятивные:

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета

Коммуникативные:

14.

Правила поведения на улицах и дорогах. Определение направления движения. Светофор.

Знать: правила поведения на дорогах

Уметь: определять направления движения на дороге.

Регулятивные: формировать умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования объектов

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи одноклассников, учителя, формулировать свои затруднения

15.

Мир сказок. Н Калинина «Про снежный колобок».

Знать: простейшие сказки

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Коммуникативные: оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации

Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности .

16.

Творчество С.Я. Маршака. «Кошкин дом» инсценировка.

Знать: и узнавать по фото писателя, стихи Маршака.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности:

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью; формулировать собственное мнение
и позицию

17.

Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации

Знать: средства выразительности, что такое сказка.

Уметь: пересказать сказку с опорой на иллюстрацию

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу, применять установленные правила
в планировании способа решения:

Познавательные: использовать знаково-символические средства,
Коммуникативные: оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь

18.

Театр. Разыгрывание сказок по ролям.

Знать: что такое театр, правила поведения в театре, кинотеатре.

Уметь: Передавать характер, манеры поведения героев мимикой, жестами, интонационно

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: разрешать житейские ситуации

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

19.

Составление рассказа « Играем во дворе» . Деление предложений на слова. Пословицы.

Знать: игры во дворе, как играть со сверстниками, правила игры.

Уметь: делить предложения на слова.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при делении предложения на слова

Познавательные: :

Коммуникативные: взаимодействие

20.

Составление рассказов об эпизодах из жизни на заданную тему

Знать: как составить рассказ на заданную тему.

Уметь: делить предложения на слова, знать, сколько в предложении слов.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные:

21.

Игры и их виды. Знакомство со словами «сам», «сама». Как мы играли в парикмахерскую. Ролевая игра.

Знать: что такое ролевая игра, что такое правила игры.

Уметь: играть в команде, слушать товарища

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель :

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

22.

Вода в природе. Моря и океаны. Игра «Ищем клад!» (клеточный диктант).

Знать: зачем нужна вода в природе.

Уметь: играть в команде, работать в тетради

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации:

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач:

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль

23.

Чтение и обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Акула». Загадки.

Знать: творчество Л.Н.Толстого,

Уметь: отгадывать загадки, слушать собеседника

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель :

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно

24.

Уроки Айболита. Словесное описание. Инсценировка по сюжету. Ролевая игра.

Знать: как словесно описать героя сказки, сказки Чуковского.

Уметь: инсценировать сказку по сюжету.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные . самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель:

Коммуникативные:

25.

Праздник бабушек и мам. Составление по картинке рассказа о маме.

Знать: как поздравить бабушек и мам с праздником.

Уметь: составлять по картине небольшой рассказ

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения:

Познавательные: использовать общие приёмы решения

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Гласные и согласные звуки

26.

К. Чуковский «Федорино горе». Нахождение гласных звуков в предложениях.

Знать: чем отличаются гласные от согласных звуков

Уметь: находить и различать гласные звуки от согласных.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (звуки)

Познавательные: использовать знаково-символические средства; обрабатывать информацию.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

27.

Цветы. Классификация по группам. Согласные звуки в предложении.

Знать: чем отличаются комнатные цветы от уличных.

Уметь: находить и различать согласные от гласных звуков.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности
Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; строить монологическое высказывание

28.

Счёт времени. Часы. Понятие о времени. Согласные звуки в предложении.

Знать: что такое время, зачем оно нужно.

Уметь: различать время на часах, находить согласные звуки в предлоржении.

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий.

Познавательные: ориентироваться во временном понятии

Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия

29.

Изобретения и приборы. Велосипед и микроскоп. Гласные звуки в словах.

Знать: что такое микроскоп, его применение в жизни.

Уметь: пользоваться микроскопом

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, .

Познавательные: создавать модели и схемы для решения задач

Коммуникативные:

30.

Космос. Игра на логическое мышление «Полёт на Луну». Гласные звуки в словах.

Знать: первого космонавта, что такое космос.

Уметь: находить гласные звуки в словах

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: обрабатывать информацию

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

31.

Домашние животные. Рассказ детей в произвольной форме, по вопросам. Гласные звуки в словах.

Знать: чем отличаются гласные от согласных звуков.

Уметь: задавать вопросы, слушать и вести диалог.

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач,

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

32.

Скоро в школу. Игра «Собери портфель». Гласные и согласные звуки.

Знать: гласные и согласные звуки.

Уметь: различать гласные от согласных.

Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу

Познавательные: рефлексировать способы и условия действий.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника.

Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 8-9 классов разработана в соответствии с приказом департамента образования и науки Костромской области №1312 от 10.08.2014 г. «Об утверждении регионального базисного плана для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы общего образования» и в соответствии с учебным планом МОУ Пыщугская СОШ.

Актуальность программы «Русский язык и культура речи» связана с падением уровня речевой культуры в обществе. В содержании современного практико-ориентированного обучения акценты перемещаются с изучения языковой системы, с формирования языковой (лингвистической) компетентности на речевое развитие учащихся, на формирование коммуникативной компетентности, иначе говоря – на личностное развитие, на социализацию и выработку коммуникабельности как способности к речевому общению, на осознание ценностей культуры и норм общества, закрепленных в языке.

Рабочая программа также направлена на решение основных проблем, связанных с развитием культуры устной и письменной речи учащихся при подготовке к ГИА.

Цели курса

  1. Привить учащимся интерес к культуре речи как одному из средств их обучения, воспитания и развития.
  2. Научить учащихся владеть правильной и уместной речью.

Задачи курса

  1. Познакомить учащихся с основами знаний о речи, о её важнейших коммуникативных качествах.
  2. Дать представление о правильности как основном критерии хорошей речи, познакомить с основными нормами современного русского литературного языка, добиться их соблюдения.
  3. Обучить школьников владеть речевым аппаратом, техникой речи.
  4. Дать представление о системе стилей литературного языка, о жанрах, используемых в учебно-речевых ситуациях, подготовить к созданию различных текстов.
  5. Научить школьников анализировать речь чужую и свою собственную.
  6. Помочь в определении стиля общения и формы речевого поведения.
  7. Подготовить учащихся к написанию экзаменационного изложения, сочинения-рассуждения и сдаче ГИА.

Общая характеристика учебного предмета

Занятия данного учебного курса включают в себя лекционный курс, большой объем дидактического материала, различные практические и контрольные задания, необходимые обучающимся как при изучении русского языка, так и других общеобразовательных предметов, а также при подготовке и сдаче русского языка на государственной (итоговой) аттестации. Для успешного овладения материалом используется коллективная, групповая и индивидуальная деятельность учащихся; значительное место отводится самостоятельной работе.

Следует помнить, язык является объективной данностью, он вне наших стараний его сгубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. А под коммуникативной языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических (знания языковой системы), социолингвистических (владение социальными нормами: речевым этикетом, нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных групп) и прагматических (навыки использования языковых средств в определённых функциональных целях, распознавания разных типов текстов, умение выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения и т.п.) знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.

В ходе реализации Программы обучающиеся смогут не только познакомиться с такими понятиями, как: языковые нормы (орфографические, пунктуационные, орфоэпические, лексические и др.), - но и создавать конкретные тексты в устной и письменной речи в соотношении с нормами.

Обучение русскому языку и культуре речи необходимо осуществлять на коммуникативно-деятельностном подходе, который заключается в уподоблении учебного процесса процессу коммуникации, что предполагает речевую направленность преподавания, приближенность учебной деятельности к естественным условиям общения.

Место предмета в учебном плане

« Русский язык и культура речи» является предметом регионального компонента. В 8-9 классе на изучение отводится 67 часов: из них в 8 классе -34 часа (по 1 часу в неделю), в 9 классе – 33 часа (по 1 часу в неделю). Из них на выполнение контрольных работ 4 часа: по 2 часа в каждом классе.

Требования к уровню подготовки выпускников

1. По окончании изучения курса учащиеся должны получить общее представление об истории развития языка, функциях языка и речи и приобрести следующие базовые знания :

о языковых нормах:

орфографических, пунктуационных, орфоэпических, лексических

О коммуникативных качествах речи;

О видах речевой деятельности и значении слушания;

о тексте и некоторых методах разработки темы;

об основных риторических приемах как средствах организации выразительности речи.

2. В процессе обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями :

  • видения в тексте орфографических, пунктуационных ошибок;
  • умения отбирать лексические средства при составлении текстов;
  • применения орфоэпических норм литературного языка в речи;
  • разработки темы и развернутого плана выступления (сочинения);
  • использования некоторых риторических приемов для улучшения восприятия выступления (сочинения);
  • группового взаимодействия в процессе подготовки и произнесения публичного выступления.

3. В процессе обучения школьники должны приобрести следующие навыки :

  • грамотного письма;
  • написания сочинения на лингвистическую тему и по заданной фразе;
  • написание сжатого изложения
  • публичного выступления и межличностного общения;
  • анализа текста;
  • активного слушания;
  • установления контакта с аудиторией.
  • Обучение культуре речи и формирование мотивации учения при овладении нормами литературного языка.
  • Обучение сочинению-рассуждению по тексту на лингвистическую и морально-нравственную тему.
  • Обогащение словаря и грамматического строя речи учащихся:
  • обучение лексике и фразеологии;
  • изучение и практическое освоение тропов и фигур речи.
  • Обучение речевой деятельности. Умение пользоваться всеми видами речевой деятельности как основой коммуникативной компетентности личности. Развитие связной речи в ходе реализации текстоцентрического принципа обучения:
  • текст как образец для языкового анализа;
  • текст как образец для изложения;
  • текст творческой работы для редактирования.

Словари

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык. 1986.
  2. Граудина Л.К., Мцкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М. 1976.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1986 и другие издания.
  4. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. М. 1989 и другие издания.
  5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М. 1976.
  6. Словарь иностранных слов. М. 1987.
  7. Жуков В.П. школьный фразеологический Словарь русского языка. М. ,Просвещение, 2008

Оборудование

  1. Компьютер.
  2. Принтер.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Экран на треноге.
  5. Электронная папка с презентациями по русскому языку.
  6. Папка с электронными модулями к урокам русского языка.
  7. Электронные тесты.

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Русский язык и культура речи»

8 класс.

Тема урока

Ключевые компетенции

Виды учебной деятельности учащихся

дата

Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма.

Знать историю развития русского языка.

Уметь применять данные знания на практике.

Работа с мультимедийной презентацией, работа с Интернет-ресурсами,

составление опорных конспектов,

Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире.

Знать историю развития русского языка

Составление опорных конспектов,

работа в рабочих тетрадях, ответы на вопросы

Язык и речь. Функции языка

Знать различие между языком и речью;

знать стилистические фигуры и другие средства выразительности языка; уметь определять их роль в тексте

Работа с мультимедийной презентацией,

работа с таблицей,

Выполнение упражнений,

Работа со словарями анализ текста

ответы на вопросы

Язык и культура. Культура и этика общения

Воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм;
развивать коммуникативные навыки, способность понимать,

Составление конспекта лекции, беседа по теме, написание мини-сочинений

Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка.

Нравственность человека и речевая культура.

Развивать адекватное понимание

литературного языка, воспитывать речевую культуру учащихся

Запись лекционного материала.

Индивидуальная выборочная проверка работ.

Урок-лекция.

Виды и классификация речевых и грамматических ошибок.

Знать виды ошибок.

Практическая работа с текстами

Практическая работа по редактированию текста с ошибками.

Знать виды ошибок.

Уметь отличать речевые и грамматические ошибки, предупреждать их на практике.

Запись предложений, устранение речевые (Р) и грамматических (Г) ошибок. Указание разновидности недочёта.

Языковые нормы. Орфоэпия. Норма ударения и акценты смещения в русском языке.

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

Запись в тетрадях, конспектирование, ответы на вопросы, работа с орфоэпическим словарем.

Изобразительно-выразительные средства речи.

Знать виды тропов

Уметь находить и определять средства выразительности, указывать их роль в тексте

Анализ текста. Практическая работа

Стилистические фигуры речи.

Знать функции речи;

Уметь находить и определять стилистические фигуру, указывать их роль в тексте

Анализ текста,

ответы на вопросы

решение кроссворда, выполнение заданий ГИА А3

Р.Р. Стили речи. Урок-практикум.

Уметь анализировать тексты разных стилей, понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства знать стилистические фигуры и другие средства выразительности языка; уметь определять их роль в тексте

Анализ текста

ответы на вопросы, определение принадлежности текстов к определенному стилю

Языковые нормы. Орфография. Трудные случаи орфографии

Знать орфограммы-буквы (безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, парные согласные в корне, непроизносимые согласные в корне и др.)

Уметь видеть данные орфограммы в тексте

Орфограмма– буква

Знать орфограмму-пробел (правописание существительных и местоимений с предлогами, наречий, производных предлогов и др.)

Уметь находить данные орфограммы в самостоятельно созданных текстах

Решение тренировочных и тестовых упражнений повышенной сложности, словарный диктант со взаимопроверкой

Орфограмма - дефис

Знать правила дефисного написания слов

Словарно-орфографическая работа

Выполнение письменных упражнений

Анализ предложений

Орфограмма - пробел

Уметь находить выход из трудных орфографических ситуаций

Словарно-орфографическая работа

Творческий диктант

Контрольная работа по теме: «Нормы правописания»

Уметь применять на практике орфографические правила

Выполнение контрольных заданий

Анализ контрольной работы.

Уметь данные правила применять на практике

Словарно-орфографическая работа

Понятие о тексте.

Уметь определять признаки текста. Проба в роли художника. Нарисовать ситуации, в которых используется текст.

Чтение текстов, определение их признаков. Составление текстов, анализ

Тема. Основная мысль. Проблема

Знать понятие темы, основной мысли.

Уметь определять тему, основную мысль, проблему

Чтение текстов, определение их темы, основной мысли.

Типы речи.

Повторить основные типы речи. Уметь отличать тексты разных типов, тексты с комбинацией разных типов.

Работа с текстом, комплексный анализ текста.

Р/р Рассуждение. Структура рассуждения.

Знать композиционные части рассуждения: вступление, тезис, аргументы, заключение

Запись материала. Отработка понятия на примере текстов. Подготовка к части С 2 ГИА.

Р/р Выдвигаем тезис

Знакомство с понятием тезис. Обсуждение

Работа с текстами. Комментарий предложенных тезисов

Р/р Приводим доказательства. Аргументация

Знакомство с понятием аргументации. Способы аргументации. Приведение аргументов по тексту.

Подбор аргументов на предложенные теме. Выбор примеров. Оформление аргументов

Р/р Композиционные приемы построения высказывания на лингвистическую тему.

Знать композиционные части высказывания на лингвистическую тему: вступление, тезис, аргументы, заключение

Уметь применять знания композиции на практике

Работа с текстом. Составление текстов рассуждений, подбор аргументов. Подготовка к части С 2 ГИА.

Р/рОбучение сочинению на лингвистическую тему.

Уметь строить рассуждение на лингвистическую тему

Рассуждение на лингвистическую тему.

Пунктуация. Выделительные знаки препинания. Интонация предложений с данными знаками препинания

Знать выделительные знаки препинания и условия их применения в предложениях

Уметь определять границы предложений, где необходима постановка выделительных знаков препинания; интонационно показывать границы оборотов речи с выделительными знаками препинания

Р/р Знакомство со способами сжатия текста. Сжатое изложение.

Уметь сопоставлять применять способы сжатия текста, выделять общее и различное в разных по типу текстах: тексте-повествовании и тексте-рассуждении; отмечать особенности языка; уметь писать сжатое изложение, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, использовать в своем тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному

Работа с презентацией. Тренировочные упражнения с применением способов сжатия текста.

Р/Р Сжатое изложение текста по Ю. Аракчееву.

Знать основные способы сжатия текста

Виды компрессии, использование их для сжатого изложения. Написание изложения.

Языковые нормы. Пунктуация. Разделительные знаки препинания

Уметь определять границы предложений, где необходима постановка разделительных знаков препинания; интонационно показывать границы оборотов речи с разделительными знаками препинания

Комплексный анализ текста

Практикум «Языковые нормы. Пунктуация.»

Знать разделительные знаки препинания и условия их применения в предложениях

Выполнение тренировочных и тестовых упражнений

Контрольная работа

Календарно-тематическое планировании по разделу «Развитие речи»

Пересказ сказки "Лиса и рак"

Работа по картине «Лиса и рак»

Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов. подвести к составлению описательного рассказа по картинке "Лиса"

Чтение сказки "Царевна- лягушка". Беседа о лете "Что летом родится. зимой пригодиться"

Рассказывание по картине "Кошка с котятами".

Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Работа по картине «Домашние животные»

Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине, рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку

Обыгрывание мини-сценки. Вечер шуток и загадок.

Рассказывание о личных впечатлениях на тему "Наши игрушки"

Описание любимых игрушек.

«Наши игрушки»

(работа в парах)

Учить давать описание внешнего вида игрушки. Рассказать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома.

Обыгрывание мини-сценки по сказке К.Чуковского "Муха-цокотуха". Пословицы о дружбе.

Рассказывания по скороговорке.

«Ехал Грека через реку…»

«Белые бараны, били в барабаны…»

Воспитывать навыки связной речи: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, произносить фразы в разном темпе, с разной силой голоса.

Стихотворение Ю.Тувима "Овощи". Д/и "Не ошибись".

Пересказ рассказа Н.Калининой "Разве так играют".

Просмотр сказки «Заяц-хвастун»

Учить детей выразительно пересказывать текст. Активизировать в речи детей глаголы. Учить подбирать глаголы к существительным по смыслу.

Стихотворение Н.Минского "листопад". Д/и "Угадай, что мы задумали".

Рассказывание по картине "Строим дом".

Просмотр сказки «Дюймовочка»

Пересказ сказки «Три поросенка!

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины. Воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные.

Обыгрывание мини-сценки по стихотворению Н.Егорова "Листопад".

Составление рассказов на тему стихотворений.

Чтение рассказа В.Зотова "Лиственница",

Чтение стихотворения С.М.Городецкого "Первый снег".

Учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от задуманной темы, упражнять в образовании названий детенышей животных, активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения.

Чтение веселых стихотворении.

Рассказывание на тему: «Поздняя осень»

Рассказывание на тему: «Животные и их детеныши»

Рассказывание на тему: «В гостях у Мойдодыра»»

Учить составлять рассказ на заданную тему, активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения.

Театрализованный праздник в гостях у Мойдодыра.

Пересказ рассказа Е.Чарушина "Лисята"

Чтение сказки М.Горького "Случай с Евсейкой»

Чтение рассказа А.Даскалова "Про мыло".

Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя. Учить придумывать загадки.

В.Волчковой "Бантик и пузырь".

Рассказывание по картине "Ежи"

Рассказывание по картине «Лиса и лисята»

Рассказывание по картине «Поздняя осень»

Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей). воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках.

Чтение стихотворения А.К.Толстого "Осень". Игры-пантомимы.

Рассказывание из личного опыта на тему "Наш живой уголок"

Просмотр сказки "Царевна- лягушка"

Учить детей рассказывать о своих впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересное содержание.

Театрализованная витрина. Чтение весёлых стихов.

Рассказывание на тему стихотворения С.Капутикян "Маша обедает".

Чтение рассказа В.Сухомлинского "У бабушки дрожат руки"

Заучивание стихотворении про домашнюю утварь

Учить составлять короткий рассказ по стихотворению "Маша обедает" и описательный рассказ о предметах посуды.

Беседа "Что нам осень принесла".

Разыгрывание по ролям И.Жуков "Киска".

Пересказ рассказа Н.Калининой "Про снежный колобок".

Просмотр сказки "Двенадцать месяцев".

Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов.

Стихотворения И.Токмаковой.

Беседа "Здравствуй, зимушка-зима".

Рассказывание по картине "Речка замерзла".

Чтение стихотворения

М. Пожарова "Заклинания зимы"

Чтение стихотворения Н.Никитина "Встреча зимы"

Учить детей составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действий.

Чтение сказки "Зимовье", беседа "Проказы зимы". Пантомима по стихотворению М.Боровицкой "Убежало молоко.

Рассказ из личного опыта "Игры зимой".

Просмотр сказки К.Чуковского "Доктор Айболит"

Работа по картине «Зимний пейзаж»

Учить детей составлять связный рассказ из личного опыта, не отступая от заданной темы.

Драматизация сказки "Зимовье". Беседа "Пришла коляда - отворяй ворота", мини-сценка по стихотворению Б.Заходера "Моя вообразилия".

Скороговорки. «Жили-были раки, раки забияки….»

Скороговорки «Из-за леса, из-за гор…»

Чтение рассказа В.Маяковского "Кем быть"

Учить детей самостоятельно составлять короткий рассказ на тему скороговорок.

Чтение стихотворения И.Токмаковой "Сколько". Рассказ о традициях Нового года. Беседа "Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?".

Пересказ сказки "Петух и собака"

Просмотр ненецкой сказки "Кукушка"

Учить детей пересказывать сказки без помощи воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц.

Чтение стихотворения Э.Мошкавской

" Какие бывают подарки". Настольный театр "Волк и семеро козлят". Игра-пантомима по стихотворению Ю.Суслова "Шепот и шорох ". П/и "К своим флажкам".

Рассказывание по картине "Северный олень".

Работа по картине «Медвежата»

Чтение рассказа Е.Чарушина "Медвеженок"

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных.

Показ малышам настольного театра, театральная игра. Беседа "Как ты любишь отдыхать". П/и "К своим флажкам".

Игра живые слова.

Чтение стихотворения В.Смита "Про летающую корову".

Игра «Составь предложение»

Дать представление о последовательности слов в речи, ввести термин "предложение", правильно читать его. Упражнять в "чтении" предложения после перестановки одного слова.

Чтение рассказа И.Туричина "Человек заболел". Пальчиковая гимнастика. Разыгрывание по ролям мини-сценки "Мыши". Пантомима "Мытье посуды". П/и "Следопыт".

Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком»

Чтение сказки Ш.Перро «Мальчик-спальчик».

Работа по картине «Птичка в гнезде»

Учить детей самостоятельно составлять рассказ-описание по картине, используя наиболее точные слова.

Исценировка «Надин сон». Д/и «Следопыт».

Рассказывание на тему «Как цыпленок заблудился».

Чтение рассказа Л.Толстого "Белка и волк",

Чтение рассказа С.Алексеева «Первый ночной таран».

Подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению рассказа, начатого воспитателем.

Чтение стихотворения С.Маршака «Почта». Драматизация сказки Г.Скребицкого «Зимние долги». Игра «Поиграем-угадаем». П/и «Паровоз».

Рассказывание на заданную тему «Как заяц ждал гостей».

Рассказ на тему: «Как вести себя в гостях»

Просмотр сказки «Волк и семеро козлят»

Учить детей составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем.

Чтение сказки Г.Сапгира «Небылицы в лицах». Чтение стихотворения Э.Успенского «Если бы я был девчонкой». Знакомство с обрядовыми песнями к Масленице. Рассказывание стихов руками.

Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»

Чтение рассказа В.Зотова "Рябина, кабан, заяц-русак"

Учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.

Чтение стихотворения А.Барто «На заставе». Рассказ о воинах-защитниках Отечества. Викторина «Сами с усами».

Составление рассказа по набору игрушек(домашние животние).

Составление рассказа по набору игрушек(лесные животные)

Чтение сказки «Хаврошечка».

Учить детей составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующие персонажи (игрушки); давать описание и характеристику персонажей.

Чтение стихотворения Е.Серова «Гости». Беседа о маме. Викторина «Мой маленький театр». П/и «Космонавты».

Придумывание сказки на тему «Приключения зайца»

Придумывание сказки на тему «Приключения котенка »

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Косточка».

Чтение стихотворения Г.Демынина «Мама». Инсценировка «Три мамы». Знакомство с народными традициями «Хлебосольство». П/и «Дельфины».

Рассказ на предложенную тему «Как гномы праздновали новоселье»

Просмотр сказки Л,Чарской «Царевна льдинка».

Чтение сказки А.Носова «Бобик в гостях у Барбоса».

Учить детей составлять рассказ на тему сказки.

Чтение стихотворения Э.Успенского «Страшная история». Беседа о признаках весны. П/и «Дельфины».

Пересказ рассказа Я.Тайца «Послушнй дождик»

Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа».

Учить детей пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, взрослый записывает).

Чтение стихотворения А.Барто «Игра в стадо». Викторина по сказкам К.Чуковского, С.Маршака, Ш.Перро. Пение закличек о весне. П/и «Соловушка».

Рассказывание по картине «Зайцы»

Рассказывание по картине «На лугу»

Просмотр сказки «Буратино»

Учить детей составлять рассказ по картине по плану, предложенному воспитателем, включая в рассказ описание внешнего вида персонажей.

Чтение стихотворения Э.Мошковской «Обида». Разыгрывание мини-сценок. П/и «Совушка».

Рассказывание на тему «Как Сережа нашел щенка».

Чтение рассказа В.Барудина «Первый в космосе».

Чтение сказки Г.Скребицкого «Зимние долги».

Учить детей составлять рассказ по плану воспитателя, образно описывая место действия, настроение героя.

Чтение стихотворения А.Шевченко «Весна-мастерица». Литературный вечер по творчеству А.С.Пушкина. Знакомство с русскими народными небылицами. Беседа о космонавтах.

Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик».

Просмотр сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

Чтение стихотворения С.Городецкого «Весенняя песенка».

Учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки.

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасху. Викторина «Игралочка».

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Воробей»

Пересказ рассказа Е.Чарушина «На нашем дворе»

Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя.

Чтение глав из книги А.Волкова «Волшебник изумрудного города».

Придумывание новой сказки с героями старых сказок («Салат из сказок»).

Просмотр сказки «Теремок»

Заучивание скороговорок

Учить частичное прямое подражание сочетать с самостоятельными действиями детей, выражающимися в изменении места действия сказки.

Чтение глав из книги А.Волкова «Волшебник изумрудного города». Драматизация сказок «Теремок», «Цветик-семицветик». Рассказывание докучных сказок.

Придумывание рассказа, применяя метод развития творческого воображения «Бином фантазии».

Чтение стихотворения А.Барто «Веревочка».

Стихи про птиц.

Развивать у детей творческое воображение: продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей.

Пантомима «Утренний туалет». Беседа о Дне Победы. П/и «Удочка».

Придумывание рассказа «Фантастическая страна».

Чтение сказки А.Митяева «Сказка про трех пиратов».

Скороговорки.

Развивать у детей творческое воображение.

Инсценировка стихотворения А.Карима «Врунишка». Разыгрывание ситуаций.

Пересказ рассказа К.Ушинского «Утренние лучи».

Чтение сказки А.Митяева «Сказка про трех пиратов»

Инсценировка сказок.

Учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные слова.

Знакомство с народными традициями «Именины». П/и «Охотники и утки».

Согласовано

заместитель директора по УВР

Ю. И. Рябцев

«___» августа 2012 года

Краснодарский край Кавказский район город Кропоткин

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №45

города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

(наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по развитию речи

(указать предмет, курс, модуль)

Класс _подготовительный

Учитель Круглова Ирина Валерьевна

Количество часов: всего 39 часов; в неделю 1 час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Кругловой Ирины Валерьевны, утверждённой на заседании педагогического совета

(протокол №1 от ___ август 2012г.)

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с

№ урока

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты

проведения

Оборудо-

вание

урока

план

факт.

Раздел 1

Развитие связной речи.

Вводный урок. Знакомство с детьми, составление рассказа «Я и моя семья».

Разучивание школьных правил вежливости. Беседа «Дикие и домашние животные». Просмотр м/ф «Правила осторожности с животными»

Беседа «Дикие и домашние птицы». Работа с текстом, учимся пересказывать и отвечать на вопросы. Разучивание стихотворения.

Компьютер, интерактивная доска, презентация, картинки с животными.

Знакомство с творчеством Бориса Заходера «Хрюк на Новогодней ёлке». Хорошие и плохие поступки - беседа. Разучивание стихотворения.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Рисование поросенка. Составление веселой истории по сюжетному рисунку - творческая работа.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Беседа «Мои любимые сказки». Подробный пересказ текста.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Составляем по сюжетным картинкам предложения, рассказики.

Компьютер, интерактивная доска, сюжетные картинки.

Чтение ненецкой сказки «Кукушка», разучивание стихотворения Я. Акима «Мама». Беседа о празднике День Матери. Рисуем портрет мамы.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Работа с предметными картинками. Беседуем о профессиях, рассказываем о профессиях родителей.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Рассказ о любимой игрушке. Творческая работа - составляем предложения.

Компьютер, интерактивная доска, игрушки.

Работа с текстом - пересказ. Разучивание стихотворения «Дождик, дождик, пуще!»

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Знакомство с творчеством детского писателя Л. Н. Толстого «Белка и волк». Работа по содержанию текста.

Компьютер, интерактивная доска, презентация, портрет писателя.

Рисуем домашнего питомца. Составление рассказа по сюжетному рисунку. Разучивание стихотворения Л. Чарской «Мурлыка»

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Составление рассказа по предметным картинкам.

Компьютер, интерактивная доска, предметные картинки.

Восстановление сказки «Три поросенка» по сюжетным картинкам.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Вспоминаем любимые сказки по сюжетным картинкам.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Составление рассказа по картинке.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Составляем рассказ о себе. Рисуем свой портрет.

Раздел 2

Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха.

Работаем с предметными картинками. Гласные и согласные звуки.

Компьютер, интерактивная доска, презентация, звуковые схемы.

Работа с предметными картинками. Найди букву.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Игра «Превращаем слова».

Компьютер, интерактивная доска.

Компьютер, интерактивная доска, презентация, таблица.

Слово, слог, ударение. Составляем словосочетания.

Компьютер, интерактивная доска.

Составляем из слогов слова, из слов предложения.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Раздел 3

Лексическая и грамматическая работа

Разучивание скороговорок.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Текст. Предложение. Схемы предложений.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Учимся рифмовать слова.

Составляем словосочетания, согласуя слова с предметами.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Подбираем определения к предметам. Составляем словосочетания и предложения.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Знакомство со словами -синонимами. Пословицы (объясняем смысл).

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Знакомство со словами - омонимами. Составление предложений.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Знакомство со словами - антонимами. Составление словосочетаний. Отгадывание загадок.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Использование в речи предлогов на, под, в, за, между, над, около. Словообразование с помощью суффикса -ищ-.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Составление словосочетаний с использованием предлогов.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Восстановление деформированного текста. Словообразование с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Обобщение понятий. Детеныши животных.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Обобщение понятий. Понятие «много». Составление предложений.

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Итого: