То что вы природа. Отточия и главный смысл

Ф. И. Тютчев в большинстве своих стихотворений воспевал красоту окружающего мира. Его творение "Не то, что мните вы, природа", анализ которого представлен ниже, относится к направлению гражданской обличительной поэзии. В нем поэт обращается к обществу, которое перестало ценить красоту природы и относится к ней без уважения. Это был поэтический ответ Тютчева материалистам, чье влияние было значительным в 19-м веке.

Влияние цензуры

В анализе "Не то, что мните вы, природа" нужно отметить, что в стихотворении имеются пропущенные строки. Во время первой публикации произведения цензурой были изъяты вторая и четвертая строфа. По распространенному мнению, это произошло из-за того, что эти строки были неприемлемы с религиозной точки зрения. Позже Н. Сушков просил поэта, чтобы он восстановил недостающие строки. Но к сожалению, Ф. И. Тютчев уже не помнил те строфы.

Главная тема стихотворения

Обязательно в анализе "Не то, что мните вы, природа" нужно выделить основную мысль этого стихотворения. Федора Ивановича возмущало потребительское и равнодушное отношение к природе. В своем творении поэт воспевал не просто ее красоту, но и отстаивал ее независимость. Природа - это особый мир со своим языком, порядками. Ее нужно чувствовать, а не подходить с рациональной точки зрения.

В своем стихотворении поэт обращался сразу к нескольким группам людей. Одна из них - это материалисты, которые считали, что человек имеет право вторгаться в мир природы, изменять его по своему усмотрению. Другая - это служители церкви, считающие, что она является лишь "слепком". Для влюбленного в природу Тютчева такое отношение было неприемлемым. И свое отношение он выразил в стихотворении.

Образ природы

В анализе "Не то, что мните вы, природа" стоит отметить, что вся композиция построена вокруг образа природы. Поэт представляет ее как мать, которая заботится о своих детях. Она является лучом света в жизни человека, она вдохновляет его на создание прекрасных вещей. По мнению Тютчева, красота природы созвучна с внутренним миром человека.

Поэт стремился донести до людей, что они и окружающий мир неотделимы друг от друга. Федор Иванович всегда стремился к достижению гармонии. А материалисты, отказываясь видеть в ней красоту, тем самым отрицали возможность единения человека и окружающего мира. Умение видеть в природе любовь, стремление понять ее язык - все это было свойственно русской культуре. Умение видеть прекрасное, созидать - все это возможно лишь при уважении окружающего мира. На его защиту и встал в своем творении Ф. И. Тютчев.

Ритмическая сторона стихотворения

"Не то, что мните вы, природа" Тютчев написал четырехстопным ямбом - этот размер характерен для стихотворений Федора Ивановича. Но в некоторых строках поэт отходит от этого размера, добавляя безударные слоги. Они придают дополнительную ритмическую выразительность.

В своем стихотворении "Не то, что мните вы, природа" Тютчев не стремился удивить читателей необычностью слога или вычурными метафорами. Простые и понятные слова подчеркивают смысл его творения. По своей мелодике стихотворение получилось плавным, и это соответствовало замыслу поэта.

Литературные тропы

В стихотворении "Не то, что мните вы, природа" поэт использует риторические вопросы, потому что он не ставил себе целью получить ответ на них. Скорее, он хотел побудить своих оппонентов к размышлениям о правильности своих суждений. Федор Иванович использует инверсию, которая подчеркивает величие природы.

Поэт не прибегает к ярким и вычурным эпитетам. Он стремился подчеркнуть "живость" природы. Поэтому в стихотворении имеется большое количество глагольной лексики. Так у стихотворения появляется динамичность. Это подчеркивает мысль Тютчева о том, что природа живая и одухотворенная.

Интересным является и употребление существительных в качестве прилагательных. Поэт говорит, что у нее есть душа, свобода и свой особый язык. В синтаксическом плане это сочетание простых и сложных предложений. Использованные художественные средства не отвлекают на себя внимание читателя, а служат обрамлением для смысла стихотворения.

Основная тема в "Не то, что мните вы, природа" - это стремление поэта показать всем, что природа - не "бездушный слепок". Это особый мир, в котором есть место любви и свободе. Подобные мысли высказывались и другими поэтами, например, К. Батюшковым. Тютчев подчеркивает, что понять язык природы может не каждый. Лишь только тот человек, который способен откликнуться на прекрасное.

В своем обращении поэт не обвиняет в непонимании этого языка своих оппонентов. Он их искренне жалеет, так как люди, равнодушные к величию природы, равнодушны и к своему внутреннему миру. Они не обогащают его новыми впечатлениями, они не создают ничего прекрасного, они не восторгаются красотой.

Тютчев сравнивает природу с органом: поэт призывает человека услышать песни окружающего мира, чтобы обрести с ним гармонию. Стихотворение "Не то, что мните вы, природа" - это одна из жемчужин творчества Ф. И. Тютчева.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

(1836) Строфы 2 и 4 были запрещены цензурой. Пушкин настоял на том, чтобы они были заменены точками, так как отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность ст-ния. В 1851 г., готовя тексты ст-ний Тютчева к печати, Н. В. Сушков просил автора вспомнить недостающие строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти или не захотел их печатать. В ряде изданий ст-ние напечатано целиком по списку стихотвоений Тютчева, сделанному по статье Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» (С. 1850, № 1), где была поправка Некрасова в ст. 31: «Увы, души в нем не встревожит» вм. «Души его, ах, не встревожит». Эта поправка не была замечена Тютчевым, когда он просматривал список СТ. Между тем она вступила в противоречие с тоном и смыслом ст-ния, являющегося инвективой и имеющего уничижительный для противников финал. «Увы» вм. «ах» приглушало в заключительной фразе ее гневную интонацию, высшая точка которой, как это и свойственно мелодике тютчевского восклицания, находится в центре фразы. Ст-ние является программным для всей натурфилософской лирики Тютчева. В его основе - романтическая идея одухотворенности материи, живущей по своим внутренним причинам, что характерно для философии тождества Шеллинга. В широком смысле ст-ние направлено против традиционно-церковных представлений о природе и механистических взглядов на нее, господствовавших в эпоху рационализма XVII - XVIII вв. Неприемлемость с ортодоксально-церковных позиций пантеистических взглядов объясняет причину ценз. купюр. Вместе с тем отдельные выражения («слепок», «лик», «внешние, чуждые силы» и др.) говорят о том, что полемический адресат ст-ния - объективно-идеалистическое учение Гегеля с его принципиальным обособлением природы от духа. Подобное обособление приобрело еще более резкое выражение у младогегельянцев правого, теистического крыла. По-видимому, ст-ние было написано в 1833 - 1834 гг. во время полемики между Шеллингом и последователями Гегеля. Она началась в связи с выходом книги французского философа В. Кузена «Философские фрагменты» (Париж, 1833), предисловие к которой написал Шеллинг. Это предисловие было его первым литературным выступлением после двадцатилетнего молчания. X. Роте высказал предположение, что толчком к созданию ст-ния могло послужить чтение Тютчевым книг Г. Гейне «Романтическая школа» (1833) и «К истории религии и философии в Германии» (1834), в которых также имеются критические выпады против поздней гегелевской трактовки природы. См. Rothe H. «Nicht was ihr meint, ist die Natur»: Tjutcev und das «Junge Deutschland» // «Studien zu Literatur und Aufklдrung in Osteuropa». Giessen, 1978. S. 319-335.

Представленное нам стихотворение Тютчева,замечательного мастера философско - пейзажной лирики,поражает своей искренностью.тонкостью выражения мысли и мастерством поэтического дара.
Стихотворение написано в Мюнхене в 1836 году (поэт был дипломатом)
Отправив сборник стихов в Петербург,автор получил высокую оценку Пушкина и Жуковского.
Темой этого стихотворения является полемика поэта С "ГЛУХИМИ ЛЮДЬМИ" об отношении к природе,о её восприятии.Автор спорит с "глухими людьми " ,которые не понимают природы.
Поэт говорит:
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
Своих оппонентов он называет ВЫ.,как бы противопоставляя себя им.Далее вообще называет их ОНИ:

Они не видят и не слышат,


И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
Идея стихотворения - разное отношение к природе.Если для Тютчева она "голос матери самой",то противники поэта ничего
... не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
"Глухие ",по мнению поэта,не могут чувствовать и жить природой,а лирический герой стихотворения - раскрывает душу свою,говоря о природе.
Тютчев - философ.Это видим мы и в анализируемом стихотворении. Вспомним роман Тургенева"Отцы и дети" Для Базарова "природа не храм,а мастерская,и человек в ней работник".Кто же эти ОНИ?.Вульгарные материалисты (каковым был и Базаров).И церковные служащие,считающие природу только"слепком божиим" .
Для Тютчева - всё сложнее.Поэтизация природы доведена в его творчестве до наивысшей точки выражения:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Для поэта природа одухотворена.
Более полному раскрытию темы и идеи стихотворения служат и использованные автором художественные средства выражения
Риторические вопросы и восклицания делают речь поэта более эмоциональной(Иль их садовник приклеил? и др. И ночь в звездах нема была!)
Стихотворение начинается с риторического обращения.которое сразу привлекает внимание читателя.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой(а б а б),используется ассонанс на,и.а.,о.Этот приём наряду с ораторскими нотами придаёт стихотворению напевность и мелодичность.Мелодика и музыкальность создаются и аллитерацией.(нагнетанием согласных звуков)
Использование устаревших слов (чрево,древо,лик,зрите,оргАн) делает поэтический текст более возвышенным и торжественным.
Использование анафоры (единоначатия) создает ритмичность и спокойствие.
В этом тексте много и других художественных приёмов: олицетворение (в ней есть любовь,в ней есть язык - о природе и др.)
Метафоры:(В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза! или Весна в груди их не цвела,и др.)Сравнения (
Живут в сем мире, как впотьмах,).
Эпитеты -(бездушный.чуждыми,неземными и др.)
Все эти средства помогают поэту раскрыть свою любовь к родной ЖИВОЙ природе.

Фёдор Иванович - один из известнейших поэтов в русской литературе, его имя тесно связано с политической и и жизненными водоворотами.

Фёдор Тютчев - поэт-мыслитель

В нём угадывался мыслитель. Он запомнился, несмотря на то что оставил после себя немногое: несколько статей, переводные и оригинальные стихотворения, далеко не все из которых удачные. Но ведь среди других есть жемчужины мысли, глубочайшие и тонкие наблюдения, бессмертные выражения, следы грандиозного ума и вдохновения. Всю жизнь он писал стихи, чтобы найти себя, лучше понять свой так что его читатель ещё и свидетель духовной работы поэта по самопознанию. Фёдор Тютчев писал, испытывая потребность высказаться самому себе. Он очень чуток к природе. Его ловкость в обращении с образами стихии - это дар, который можно заметить невооружённым глазом. В стихотворения поэта приятно всматриваться, их интересно изучать, разбирать - образы заключают в себе множество потайного смысла, именно поэтому так увлекателен их анализ. «Не то, что мните вы, природа…» - стихотворение, написанное Тютчевым в 1836 году, несёт в себе важную Мысль поэта. Но какую? Это мы и попробуем выяснить.

У гениев мысли сходятся

Прежде чем начинать следует познакомиться с событиями, которые повлияли на его появление и послужили вдохновением для поэта. Больше всего сходств его мысль имеет с натурфилософией Фридриха Шеллинга, немецкого мыслителя. Творческие взаимосвязи между ними прослеживались неоднократно, интерес к его творчеству зародился ещё в те времена, когда поэт примкнул к будущим славянофилам, которые разделяли эстетику и романтическую метафизику немецкой литературы, в частности Шеллинга. Тютчев не был плагиатором, он не заимствовал сами идеи, лишь обращал внимание на постановку отношений человека и природы, человека и Вселенной, на одухотворение Космоса и понятия мировой души. Русский поэт был одним из самых верных последователей идей немца и долгое время придерживался концепций Шеллинга. Также это стихотворение Ф. И. Тютчева - протест против эссе Гейне, которые публиковались во Франции и критиковали позицию Фридриха, Гофмана и Новалиса и их натурфилософию.

Роль обращения в стихотворении

Если обратить внимание, то всё стихотворение построено как обращение к читателю - вот с чего стоит начать анализ. «Не то, что мните вы, природа…» - это послание поэта к нам. Если глобализировать явление, то всю литературу можно назвать диалогом творца и его читателя. Если в некоторых произведениях это не бросается в глаза, то здесь Фёдор Тютчев задаёт нам вопросы, предлагая самим отыскать на них ответы и подумать над вопросами, которые могут показаться вечными. Обращение заставляет нас ощутить присутствие поэта, словно он наш собеседник, и в то же время позволяет уединиться с самим собой, заглянуть вглубь своего внутреннего мира и поразмышлять на предложенную тему. Мы не видим лирического субъекта, а лирического героя, в котором присутствуют черты самого Тютчева, потому что ему самому были близки подобного рода рассуждения. Благодаря обращению выстраивается диалог лирический герой - читатель, что делает стихотворение доступнее, оживляет его.

Отточия и главный смысл

Не будет полным, если обойти вниманием наличие отточий. Вместо них были строфы, но они по тем или иным причинам были изъяты цензурой. После такой процедуры они обыкновенно теряются и редко когда обнаруживаются. Так произошло и с данным стихотворением.

Однако, несмотря на то что некоторые куски отсутствуют, стихотворение не потеряло свой смысл. Главная его идея - тема взаимоотношений человека и природы. Подчёркивается важность способности человека чувствовать, потому что если человек «глух», то он и не живёт вовсе. Если для таких людей природа не имеет ни смысла, ни лица, то для Тютчева она важна и является «голосом матери самой». Именно образами природы поэт выражает сокровенные эмоции, задаёт волнующие его вопросы, ищет ответы в чём-то первозданном. Тютчев не просто рассматривает природу, любуясь ею, она наталкивает его на философские размышления, в ней поэт видит живой организм со своими чувствами, со своей душой и жизнью, законы которой не всегда в силах постичь человек.

Образ природы в лирике Тютчева

Природа - один из главных персонажей в стихотворениях Тютчева. Причём присутствует она зачастую не как фон для размышлений, а как действующее лицо, в его поэзии природа имеет лицо, она говорит, мыслит, чувствует.

Всё в ней кажется Фёдору Ивановичу полным особого смысла, который она стремится донести человеку. Но человек не всегда слышит природу. Чтобы понять, что она говорит, ему нужно слушать не ушами, а сердцем, пропуская всё через свою душу. Стихотворный анализ («Не то, что мните вы, природа…») не может быть построен без отсылки к этому образу, который играет здесь ключевую роль. Олицетворение природы делает её ещё более похожей на большой живой организм, с которым тесно связан каждый из нас, но всякий может заговорить с ним на одном языке, это требует соответствующего духовного воспитания, мягкость сердца и души. Природа выступает разнообразной: она способна быть могущественной, опасной, не знающей компромиссов, а может быть похожа на прекрасного и светлого ребёнка.

Лёгкие стихи Тютчева: в чём секрет?

После некоторых стихотворений остается странный осадок, какая-то тяжесть, когда мысли начинают неприятно роиться в голове.

Но вот после лирики Тютчева такого не наблюдается - в ней есть какая-то неясная лёгкость. Это не значит, что после неё человек не погружается в размышления, один тольео стихотворный анализ («Не то, что мните вы, природа…») уже тому подтверждение, ведь мысли, рассуждение, изучение тонкостей стихотворения. Просто Фёдор Тютчев предлагает нам мыслить всем понятными образами, которые не требуют подготовки, они предельно ясны и просты, как и всё гениальное. Природа - это и загадка, и то, что окружает нас с самого нашего рождения, что же может быть нам ближе? Духовная близость человека и природы - вот ключ, которым так умело оперировал поэт. Тема этих взаимоотношений знакома каждому из нас, построена она на чувствах и эмоциях, а не на чём-то научном и труднодоступном. Каждый новый анализ стиха Тютчева приближает нас к природе, которую так любил, уважал и одухотворял поэт.

Анализ стихотворения Тютчева "Не то, что мните вы, природа..."

Для Тютчева характерно представление о всеобщей одушевленности природы, о тождестве явлений внешнего мира и состояний человеческой души. Это представление во многом определило не только философское содержание, но и художественные особенности тютчевской лирики.

«Не то, что мните вы, природа…» написано не позднее 1836 года в Мюнхене. Тютчев блистал в одном из знаменитых центров европейской культуры как в ученом и литературном мире Мюнхена, так и в придворном, дипломатическом и светском кругах. В литературе широко распространено убеждение, что Шеллинг оказал сильное влияние на формирование философского миросозерцание поэта. Тютчев глубоко проникся «поэтическими» сторонами философской системой немецкого мыслителя и сумел найти для них высокохудожественное выражение.

В 1836 году Тютчев переслал в Петербург рукописное собрание своих стихотворений. Они попали к Жуковскому и Пушкину, поэты по достоинству оценили стихи.

В лирике Тютчева «поэтизация» природы доведена до наивысшей точки своего выражения. Ярким примером служит стихотворение «Не то», в котором автор говорит такими словами, какими принято говорить о человеке: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Полемическая запальчивость этого стихотворения вызывает естественный вопрос: кто эти «вы», которых далее поэт, обращаясь к читателю, называет в третьем лице - «они»? Как известно, в первопечатном тексте цензура исключила две строфы - вторую и четвертую, неприемлемые с ортодоксально-церковной точки зрения. Пушкин, со своей стороны, настоял на том, чтобы выброшенные строфы были отмечены точками, так как отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность стихотворения. Точки же недвусмысленно указывали на то, что это дело рук цензуры, а не редактора. Позднее Н. В. Сушков просил Тютчева вспомнить недостающие в стихотворении строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти.

И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи - взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчева природа- «голос матери самой». Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения, мучительные вопросы.

Тютчев выступает против сторонников «вульгарных механистических представлений о природе как о голом механизме, бездушной машине»: Они не видят и не слышат, Живут в сём мире, как впотьмах, Для них и солнцы знать не дышат И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили, И ночь в звездах нема была! И языками не земными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза! Стихотворение написано в форме обращения, у него нет заглавия, что предает более глубокий смысл. Произведение начинается со слова «не», чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы.

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» является настоящим натурфилософским исповеданием веры Тютчева. Полемический тон сочетается в этом стихотворении с чувством большой человечности. Автор заканчивает его словами, в которых меньше всего осуждения по адресу тех, кто думает иначе: Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Увы, души в нем не встревожит И голос матери самой! Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, а перекрёстный способ рифмовки гармонирует с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на "и", "а", и "о" придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно же оно звучит благодаря употреблению устаревших слов ("лик", "чрево", "древо") и ударения ("приклеил") Особая же смысловая нагрузка создаётся при помощи анафоры: Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?..

Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение ("Солнцы не дышат", " не совещалась в беседе дружеской гроза"), метафоры ("весна не цвела", "ночь нема была"), сравнения ("живут в сём мире, как впотьмах"). Всё это придаёт речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придаёт художественной речи нужную авторскую интонацию.

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии - стихи Ф.И. Тютчева о пленительной русской природе. Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей.