Треугольник карпмана что дает выход из него. Как выйти из треугольника Карпмана? Треугольник Карпмана: описание, примеры. Что делать жертве

Оказывается, взрослые люди тоже не прочь поиграть в игры, только игры у них тоже взрослые. К сожалению, огромное количество семей распадается во всем мире. Часто браки, не закончившиеся разводом, не приносят никакого удовольствия членам семьи и существуют по привычке. Треугольник Карпмана отлично описывает принцип построения нездоровых отношений - игр, которые, в конце концов, могут привести к катастрофе.

Что такое Треугольник Карпмана

Изначально психотерапевт Эрик Берн опубликовал классификацию, согласно которой существует ряд стандартных моделей человеческого поведения. Его последователем стал Стефан Карпман, создавший в 1968 году знаменитую модель по принципу треугольника, в итоге получившую название Треугольник Карпмана.

Важно!!!

Его идея заключалась в том, что каждая вершина треугольника олицетворяет собой определенную роль, которую играет человек, всего таких ролей автор выделил три: Жертва, Преследователь, Избавитель.

Кроме того, все участники время от времени обмениваются ролями, чтобы не было скучно. Таким образом такая «игра» может затягиваться на долгие годы, приносить с одной стороны участникам скрытое эмоциональное удовольствие, а с другой стороны – не давать им идти по пути к своему счастью. В конце концов рано или поздно все приходит к тому, что только один «игрок» треугольника будет оказывать влияние на других «игроков», а те в свою очередь, будут находиться в постоянном ожидании перемены ролей, чтобы вдоволь «наиграться», а значит, получить удовольствие.

Важно!!!

К сожалению, огромное количество людей замыкают свои жизни на треугольнике Карпмана. И рады бы были выйти, да не знали как. А другие так и могли прожить жизнь, не осознавая, что они «игроки».


ТВ-"Наука о душе". Выпуск 21. Треугольник Карпмана

Почему люди играют в игры

  • Все перекладывают ответственность за свои промахи и ошибки друг на друга.
  • Люди объединяются, то есть, таким образом они пытаются спрятаться от одиночества.
  • Получаемые эмоции очень яркие, а участникам так не хватает ярких жизненных переживаний.
  • Каждый так удовлетворяет чувства нужности и значимости.

Например, Жертве нужен Спасатель, так как только он в состоянии оценить ее чувствительную и обделенную натуру. В Преследователе она нуждается, потому что он делает ее жизнь динамичной и интересной, тот самый, из-за которого Жертва вынуждена терпеть столько лишений.

Спасатель – должен же он кого-то спасать, чтобы быть оцененным и почувствовать, что есть те, кто в нем нуждается (для этого ему нужна Жертва). А Жертву нужно спасать от какого-то злого персонажа (Преследователя).

Преследователь ищет для себя Жертву, чтобы сравнить себя с менее сильным человеком и доказать себе свою состоятельность. В Спасателе он нуждается по причине необходимости переложить на него ответственность за свои неудачи, исполнению его целей помешал не кто иной, как Спасатель.

Принцип «работы» треугольника Карпмана: распределение «ролей». Жертва

Важно!!!

Роль Жертвы заключается в том, что она ощущает себя слабой и немощной, не в состоянии оказывать влияние на окружающую действительность.

Следовательно, Жертва постоянно ищет того, кто мог бы взять на себя ответственность за ее жизнь и действия. Так участник этой роли перекладывает ответственность на других людей. Жертва постоянно находится в состоянии беспомощности, жалуется, что ее никто не понимает, не любит, считает себя обреченной на страдания и переживания. Часто говорит, что никто ей не может помочь, а она сама готова ради других на самопожертвование. Жертва не в состоянии ни защититься, ни позаботиться о себе. Она только лишь провоцирует своего Преследователя, который легко идет на ее провокации. Но сколько бы он не делал, Жертва снова и снова вынуждена страдать. И так этот замкнутый круг может продолжаться очень долго.


Треугольник Карпмана и зависимость

Спаситель: супергерой спешит на помощь

Треугольник Карпмана является обобщенным принципом взаимодействия людей, неким схематическим принципом. Итак, участниками игры являются следующие «персонажи»: Жертва, Преследователь, Избавитель (Спасатель).

Спаситель, или Избавитель – человек, который берет на себя роль супергероя. Кстати, его очень просто вовлечь в «пирамиду», так как он якобы делает благородное дело, а быть героем – всегда престижно. Цель Спасителя – борьба со злом и несправедливостью. Он готов принимать ответственность на себя за судьбы оскорбленных и униженных.


Почему нельзя давать советы!

В чем выгода Спасителя от участия в «играх»?

Дело в том, что когда он принимает активное участие в спасательных операциях, выступая главным лицом, он ощущает свою значимость и полезность, что он делает что-то нужное.

Это стремление к власти, выраженное в этом шаге, дает ему право влияния и управления судьбами других. Плюс к этому, так выражается попытка убежать от одиночества. Кроме того, помогая, Спаситель надеется, что придет время, и он получит благодарность за свои деяния. Однако, не получая ничего взамен, герой расстраивается, разочаровывается, ощущает чувство несправедливости и обиды. Так постепенно он перевоплощается в актера других ролей – Преследователя или Жертвы.

Преследователь: полный контроль

Важно!!!

Преследователь занимает позицию «самый умный», постоянно стремится всех и все контролировать, из-за чего не представляет, что такое жить без чувства страха, безвластия и напряжения.

Постоянно ему кажется, что весь мир ополчился против, и все хотят на него напасть и причинить боль. По убеждению Преследователя, ему не остается ничего другого, как нападать первым. Именно таким образом представитель этой роли уживается с ощущением разочарования, боли, бессилия и чувства вины. Таким образом, принцип поведения преследователя в том, чтобы обвинять в своих неудачах других и перекладывать на них ответственность за свои ошибки. Получает от нападений неосознаваемое удовольствие, так как в этом проявляется его жажда власти и желание проявить себя, продемонстрировать свою смелость и находчивость. Бывает, что дело доходит даже до агрессии.

Взрослые «игры»: обмен ролями

Нелогичность игры проявляется в том, что после того, как Спаситель начинает принимать конкретные шаги по спасению Жертвы, она вдруг меняет свои взгляды и начинает отстаивать позицию Преследователя. Таким образом, роли меняются: Спасатель становится Преследователем, Преследователь превращается в Жертву (так как теперь он становится обиженным), а Жертва – Спаситель.

Почему люди хотят играть роль Спасателя?

Дело в том, что она является престижной. Стремятся занять ее те люди, которым тяжело реализовать свой потенциал за пределами треугольника. Принятие на себя роли Спасителя – самый простой способ состояться за чужой счет: принизить другого человека.

Как начинается игра

Все начинается с того, что появляется организатор всего мероприятия. Эрик Берн назвал его Водящим, часто им является один человек. Как правило, он делает попытку стать Спасателем по отношению к другому человеку, но получает резкий отпор. Испытав боль, он превращается в Жертву, находит третье лицо, которому «сливает» свои проблемы, жалуется, просит вмешаться, чтобы тот образумил так сильно обидевшего несчастного. А третье лицо становится Спасителем, в то время как тот, от кого Жертва получила отпор – принимает на себя роль Преследователя. После того, как Спаситель вмешивается в дела Жертвы, она вдруг начинает набираться сил и перевоплощаться в Спасителя.


О Треугольнике Карпмана

Как не стать Спасателем

Механизм создания треугольника Карпмана можно проследить очень легко: например, к человеку обращаются за помощью. Одно дело, когда просят помощи или совета без прямого вмешательства в личную жизнь – это еще не страшно. Но вот когда обращаются за помощью по принципу: «помоги мне, но при этом накажу другого» - вот это уже говорит о том, что поступило приглашение, между строк звучащее следующим образом: «помоги мне, спаси меня, накажи Преследователя, а потом сам станешь Преследователем». Поэтому очень важно уметь не влезать в отношения двух сторон и не давать советы, если их не просят. К сожалению, треугольник Карпмана создается в абсолютно разных социальных группах: в семье (например, родитель – сын или дочь – его супруг или супруга), на работе (например, начальник – подчиненный – другой подчиненный), иногда он может реализоваться и в любовных треугольниках.

Треугольник Карпмана в созависимостях

Важно!!!

Конечно структура треугольника Карпмана не была бы столь устойчивой, если бы не приносила выгоды каждому из его участников. Более того, каждый из них находится во взаимной зависимости друг от друга, хоть и не признает этого.

Например, Жертва зависит, так как она нуждается в других «игроках», чтобы получать от одного боль, а другому рассказывать о своих проблемах, получая чувство жалости. Преследователь и Спаситель зависят друг от друга, играют в «кошки-мышки», постепенно меняясь ролями – для обоих игра – это способ выплеснуть накопившуюся энергию, злость, агрессию, возможность разрядиться, поэтому они могут выполнять функцию провокаторов. Спаситель зависим от других участников игры, так как именно они создают ему почву для самореализации таким путем.

Одна из основных эмоций треугольника Карпмана – наличие чувства вины. Например, если Жертва захочет перестать быть Жертвой и выйти за рамки треугольника, то в игру с максимальной силой включится Спаситель с фразой «Как ты можешь так поступать, ведь я столько много для тебя сделал». Если Жертва начинает делать что-то в ответ, то есть откупаться, Спаситель включается с новой силой и делает для Жертвы все больше и больше, вгоняя в такие обстоятельства, играя на чувстве долга и вины, манипулируя, чтобы Жертва не могла высвободиться от его цепких рук.


Типичное поведение созависимых. Треугольник Карпмана

Есть ли польза от игры в треугольнике Карпмана

Некоторые считают, что в треугольнике Карпмана нет ничего плохого, так как каждый участник чувствует свою значимость. Более того, если потребности игроков удовлетворяются, то именно это и можно считать правильной любовью. Психологи утверждают, что такие отношения в перспективе никакой пользы не приносят ни одному их участнику. Например, женщина, принимающая на себя одну из трех ролей уж точно в будущем не получит от такого взаимодействия никакой пользы. Ее время и силы будут уходить не на самореализацию, от которой она, по сути, отказывается, а на пустую нервотрепку.

Примеры отношений по принципу треугольника Карпмана

Чтобы ситуация была более понятно, можно рассмотреть несколько примеров. Например, муж пришел с работы и видит, что жена с дочерью спорят. Сначала мужчина становится на защиту жены, начиная поучать дочь. Но вскоре жена переходит на сторону дочери, высказывая претензии супругу за неправильный разговор с ребенком. Дочь, почувствовав неладное, тоже может ввязаться в «игру» и начать защищать маму. Вариаций дальнейшего развития событий может быть множество. Каждый участник может успеть побывать в нескольких ролях за один разговор.

Еще один пример: мать с дочерью живут в одной квартире. С малого возраста дочь ощущала себя сильней, чем мать и принимала на себя ответственность за ее жизнь. Так ребенок стал Спасителем по отношению к своей матери, принявшей роль Жертвы. У дочери сформировалось убеждение, что ее потребности не достойны внимания, а смысл жизни в постоянной заботе за матерью. Мать играла роль беспомощной личности, которая не в состоянии жить полноценной жизнью и нуждается в защите. Постепенно такое распределение ролей привело к тому, что дочь стала испытывать гнев по отношению к слабовольной маме и произошло перемещение на роль Преследователя.

Пример мышления Преследователя: однажды у одного из врачей был выходной день, который он решил провести, играя в гольф. Прямо на игровом поле к врачу обратился напарник по игре с просьбой осмотреть его коленную чашечку, изнывающую от боли. Врач, вместо того, чтобы не усложнять ситуацию и отказать, согласился на осмотр в своем медицинском кабинете. Но мыслил он не с позиции помощи человеку, а с позиции научить, преподать урок, ведь именно Преследователь знает ответы на все вопросы и как правильно. А после осмотра он будет рассказывать своим друзьям, что он так сильно ударил молоточком по ноге бедного больного специально, чтобы не повадно было в следующий раз нагружать врача работай в его выходной, да еще и на игровом поле.

Спасители спешат на помощь!

Часто в роли Спасителей выступают мамы. Вместо адекватной поддержки в меру они неосознанно создают нездоровые отношения, окружая своего часто уже взрослого ребенка сверхзаботой. На самом-то деле, это не столько проявление материнской любви, сколько желание манипулировать и контролировать жизнь своего чада. Часто Спасители формируются в тех семьях, где их еще в детском возрасте они не получали в нужном объеме любовь и заботу. Потребности их были никому не интересны, поэтому во взрослом возрасте сохраняется такая же нездоровая модель поведения: «моих потребностей не существует, я создан, чтобы работать на благо других людей, забыв о своих собственных интересах». Так как Спасителю не дано работать во благо себе, он вынужден работать на других людей. Естественно, делая что-то для другого, Спаситель ждет отдачи взамен. Когда он ее не получает (ибо Жертва априори не создана для того, чтобы делать что-то для кого-то), Спаситель сам превращается в несправедливо обделенную вниманием и заботой Жертву.

Почему Спаситель спешит на помощь?

Потому что он на бессознательном уровне понимает, что втягивает других людей в зависимость от себя и своей помощь. Спаситель верит, что если он сделал что-то для другого человека, то тот не оставит его в одиночестве.

Развитие событий следующее: чем больше Спаситель делает «хорошего» для Жертвы, тем более беззащитной становится Жертва, так как она снимает с себя ответственности все больше и больше, что зачастую приводит к катастрофе. Показателен пример матери, которая постоянно принимала решения за двух своих сыновей, а они все больше скидывали на нее ответственность за свою жизнь. В итоге все привело к тому, что дети стали винить во всех своих невзгодах маму. С каждым разом такая мать все больше убеждалась, что ее дети не в состоянии самостоятельно принимать ответственные решения. Она чувствовала обязанность в контроле каждого их шага. Но чем старше становились дети, тем меньше они слушались мать. У нее было два варианта ответного поведения: либо стать Жертвой, то есть беспомощной в вопросе дальнейшего влиянии, либо скандалить за их непослушание. В обоих случаях, обе стороны вынуждены испытывать чувство вины и ни о каком счастье не может быть и речи.

Как формируется Преследователь

Важно!!!

Как и многие сценарии поведения, роль Преследователя формируется в детстве у тех, кто испытал на себе физическое или психологическое насилие

Главными эмоциями всей их жизни являются гнев и стыд. Они прекрасно запомнили, что те, кто причинял им боль, всегда были сильнее, а значит, имели власть. Желание властвовать имеется у каждого человека, но будущий Преследователь ориентируется на картинку из детства: он помнит, что насилие равно власть и начинает копировать поведение насильника. Единственным доступным способом самоутверждения является причинение боли и нападение на других, кто слабее Преследователя. Он угрожает, обвиняет, читает нотации, постоянно умничает и нуждается в том человеке, который поддастся влиянию. Самый большой страх Преследователя – быть уязвимым и беспомощным. Кроме того, они не хотят осознавать, что таким поведением причиняют боль другим людям. Сценарий примерно таков: «я хотел помочь, (Спаситель), они на меня накинулись (Жертва), я был вынужден защищать себя (Преследователь)».

Как формируется Жертва

Важно!!!

Проявляется оно в тех случаях, когда человек не уверен в себе, ему постоянно кажется, что ничего не получится. Следовательно, Жертва нуждается, чтобы рядом с ней всегда был тот, кто сильнее и сможет о ней позаботиться и принять ответственность, сами не веря в свои способности и потенциал. И находят – на их пути попадается способный на это - Спаситель. Реакция Жертвы – не ощущение благодарности, а обида. В конце концов, они хотят быть выше своего Спасителя и превращаются по отношению к нему в Преследователя. Вот как это выглядит: Жертва заявляет о своей проблеме Спасителя, тот предлагает решение. Жертва начинает его критиковать по принципу «да, но…», «Да, это хорошая идея, но она не сработает, потому что…». Спаситель делает несколько попыток, все они заканчиваются провалом. И теперь уже он чувствует себя беспомощным.

Зачем выходить из треугольника Карпмана?

Если все довольный, каждый получает выгоды от нахождения в своей роли, то зачем вообще прерывать такое движение?

  • Счастливая жизнь при таком взаимодействии невозможна, так как участники не в состоянии решать свои проблемы.
  • «Игра» может принести только сиюминутную выгоду. В перспективе все проигрывают от таких нездоровых отношений.

Время от времени каждый человек, анализируя свою жизнь, побывал в той или иной роли. Если роль не соотносится с потребностями личности, то она не «застрянет» в ней надолго и благополучно сама выйдет. Но бывает так, что жизнь некоторых людей целиком состоит из игры по треугольнику: всех засасывает в манипулятивные игры, а жизнь постепенно разрушается.


Как выйти из треугольника судьбы

Как прервать движение в треугольнике Карпмана. Преследователь

Что делать, чтобы прервать движение в треугольнике?

В первую очередь, нужно понять свое нахождение в нем. И следовать ряду простых правил. Для Преследователя важно:

  • Перед тем, как переходить к своей привычной реакции, а именно ругать, критиковать, винить кого-то, следует задуматься, а нет ли желания сорваться.
  • Согласиться с тем, что есть люди умнее и сильнее, то есть суметь признать свое несовершенство.
  • Перестать винить других людей в своих ошибках и неудачах.
  • Отказаться от мыслей, что весь мир должен жить, согласно вашим представлениям.
  • Найти дело для самореализации.
  • Не осуществлять насилие над другим человеком, а искать способы договориться.

Как прервать движение в треугольнике Карпмана. Спасатель

Как прервать движение в треугольнике Карпмана. Жертва

  • Прекратить жаловаться и перекладывать ответственность.
  • Избавиться от представлений, что кто-то что-то должен сделать ради решения ваших проблем.
  • Понять, что все шаги, которые делаются – результат собственного выбора.
  • Если предлагают помощь, то стоит оговорить заранее, что вы будете должны сделать взамен.
  • Делайте то, что считаете правильным без оглядки на чужое мнение.
  • Если есть люди, которые готовы оказать помощь, то не стоит стравливать Спасителя с Преследователем. Нужно понять, какую именно конструктивную помощь могут предложить.

Вывод:

Треугольник Карпмана отлично показывает схему построения нездоровых взаимоотношений. Конечно, не всегда просто принять, что сценарий построения отношений был не верен и найти в себе силы исправлять. Но чем раньше это произойдет, тем лучше. Эффективнее, когда в работу включается опытный психотерапевт, который помогает расставить все по местам и построить счастливую гармоничную семью.


Важно, чтобы взаимоотношения в семье были здоровыми

Треугольник Карпмана представляет собой модель взаимоотношений между индивидами трех различных типов. Это своего рода игра, которая отражает реальность. Автором данной теории является Стивен Карпман.

Треугольник Карпмана: описание модели

Данная модель подразумевает деление личностей на три типа: Жертва, Преследователь и Спасатель. Между первым и вторым возникает конфликт, а вот третий пытается уладить ситуацию и выручить пострадавшего. Особенностью данной модели является то, что подобное положение может сохраняться на протяжении многих лет, в той или иной мере устраивая каждую из сторон. Преследователь, как терроризирует окружающих, Жертва находит удовлетворение в том, что перекладывает на окружающих ответственность за свои неудачи, а вот Спасатель видит свое предназначение в том, чтобы выручать всех и каждого из сложных ситуаций.

Несмотря на то что роли в треугольнике Карпмана четко распределены, это не значит, что они все время остаются таковыми. Людям трудно постоянно придерживаться одной и той же позиции, а потому Жертва порой может превращаться в Преследователя, Спасатель в Жертву и так далее. При этом стоит отметить, что данные превращения не носят постоянного характера, а являются эпизодическими.

Созависимые отношения

Если взять за правило анализировать ситуации, происходящие вокруг нас, то можно сделать вывод, что многие из них иллюстрируют треугольник Карпмана. Созависимые отношения - это своего рода синоним, или же основа данного психологического явления. Имеется ввиду ситуация, когда определенные типы личности конфликтуют, но при этом абсолютно не представляют своей жизни друг без друга.

Жертва, преследователь и Спасатель - это основные действующие лица, на взаимодействии которых основан треугольник Карпмана. Созависимые отношения между ними основаны на том, что они самореализуются за счет друг друга. Так, Жертва находит себе оправдание в нападках Преследователя, который, в свою очередь, получает удовлетворение, доминируя над нею. Спасатель же проявляет свою агрессию к Преследователю под предлогом защиты замкнутый круг (а точнее - треугольник), который не так просто разорвать. Основная трудность состоит в том, что этого не хотят сами субъекты.

Роль Жертвы

Одной из ролей данной является Жертва. Треугольник Карпмана подразумевает, что подобные личности стремятся полностью снять с себя ответственность за события, происходящие в их жизни. Кроме того, такой человек всячески пытается добиться внимания и сострадания к себе. Еще возможен вариант провокации агрессоров. Добившись своей цели, Жертва начинает манипулировать ими, требуя определенной компенсации.

Стоит отметить, что именно Жертве Карпман отводит ключевое значение в своем треугольнике. Это объясняется тем, что данный персонаж достаточно быстро может превратиться в Преследователя или Спасателя. При этом Жертва принципиально не меняет своих убеждений, все также стремясь избежать любой ответственности за свои действия.

Стоит отметить, что в некоторых ситуациях только из персонажей данного типа состоит треугольник Карпмана. Выйти из Жертвы можно только путем изменения эмоционального фона. Она должна почувствовать возможность привнесения в свою жизнь перемен, а также осознать тот факт, что они невозможны без принятия на себя ответственности.

Роль Преследователя

Преследователь по своей натуре стремится к лидерству и доминированию над окружающими. Он пытается манипулировать Жертвой, полностью оправдывая данные действия в своем сознании. Вполне естественно, что объект нападок начинает всячески сопротивляться. Подавляя этот протест, Преследователь самоутверждается и получает моральное удовлетворение. Таким образом, можно судить о том, что угнетение окружающих - это его базовая потребность.

Еще одной особенностью роли Преследователя можно считать то, что его действия не являются беспочвенными. Внутри себя он находит им полное оправдание и объяснение. Отсутствие таковых может полностью разрушить его убеждения. Тем не менее, если Преследователь встречает со стороны Жертвы сопротивление, то это является дополнительным стимулом для поддержания своей линии поведения.

Роль Спасателя

Спасатель - это достаточно сложная фигура с психологической точки зрения. В нем присутствует стремление к проявлению агрессии, которое он упорно в себе подавляет. В силу тех или иных причин, данная личность не может перейти в статус Преследователя, а потому ему приходится искать другое применение своим неиспользованным ресурсам. Он находит свое предназначение в защите Жертвы.

Стоит отметить, что конечная цель Спасателя вовсе не состоит в том, чтобы вывести Жертву из "бедственного" положения. В этом случае он рискует потерять пути своей самореализации. А заключается она в том, что Спасатель проявляет в отношении Преследователя под предлогом защиты Жертвы. Из этого можно сделать вывод, что ему не выгоден выход последней из треугольника.

Как выйти из треугольника

Мы постоянно попадаем в те или иные жизненные ситуации, а иногда и сами их создаем. Найти выход из треугольника Карпмана иногда оказывается непростой задачей. Чем дольше мы подвергаемся воздействию окружающих, тем глубже мы погрязаем в их сценариях и интригах. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то вам просто необходимо положить конец своему участию в данном треугольнике.

Первым шагом к разрешению проблемы будет признание того, что данная ситуация может быть описана как треугольник Карпмана. Как выйти из этой зависимости, во многом определяется исполняемой ролью. Определить ее не так просто, ведь порой можно сделать неприятные для себя выводы. Тем не менее для решения проблемы вам нужно будет объективно рассмотреть свое поведение, чтобы определить, кем вы являетесь - Жертвой, Преследователем или Спасателем.

Данная фигура является одной из самых сложных и ключевых в такой модели, как треугольник Карпмана. Как выйти из роли Жертвы? Достаточно сложно, но можно облегчить задачу, следуя некоторым рекомендациям:

  • следует постепенно начинать предпринимать самостоятельные шаги по улучшению своей жизни;
  • важно перестать перекладывать ответственность за свои проблемы и неприятности на окружающих;
  • уясните, что за каждую оказанную вам услугу придется в той или иной степени заплатить;
  • избавьтесь от привычки оправдываться - вы имеете полное право послупать по своему усмотрению;
  • если в вашей жизни появился Спасатель, постарайтесь извлечь пользу от общения с ним, не пытаясь столкнуть его с Преследователем.

Спасателю покинуть треугольник Карпмана помогут следующие действия:

  • если не поступило просьбы о помощи, то ни в коем случае не вмешивайтесь в чужие отношения;
  • не считайте себя умнее других;
  • перед тем как давать кому-либо обещания, убедитесь на 100 %, что вы в состоянии их выполнить;
  • если вы сами вызываетесь помочь, то не стоит рассчитывать на благодарность;
  • если вы оказываете помощь с целью получить выгоду или же ответную услугу, не стесняйтесь об этом говорить;
  • найдите путь самореализации, который не подразумевает вмешательства в чужие проблемы;
  • если вы чувствуете свое призвание в оказании помощи окружающим, то делайте это там, где это на самом деле нужно.

Если треугольник Карпмана стал для Преследователя нежелательной ситуацией, то ему стоит начать работу над собой по следующим направлениям:

  • прежде чем проявлять агрессию по отношению к окружающим, вы должны четко убедиться в том, что она не беспочвенна, а является результатом чьего-то непотребного поведения;
  • вы должны осознать, что вам свойственно ошибаться точно так же, как и остальным людям;
  • ищите причину своих проблем и неудач в своем поведении, а не в окружающих вас личностях;
  • уясните тот факт, что, подобно тому, как вы не считаете нужным считаться с альтернативным мнением, другие люди также вовсе не обязаны принимать вашу точку зрения;
  • найдите для себя иные способы самореализации, кроме как угнетать окружающих и доминировать над ними;
  • добивайтесь своей выгоды путем мотивирования людей, а не путем давления на них.

Треугольник Карпмана: примеры из жизни

В обычной жизни встречается достаточно много ситуаций, которые могут проиллюстрировать треугольник Карпмана. Так, самый распространенный пример - это взаимоотношения жены, мужа и свекрови. Первая, естественно, выступает в роли Жертвы, которую постоянно терроризирует Преследователь (нетрудно догадаться, что это мать супруга). Муж в данной игре выступает Спасателем, который пытается наладить взаимоотношения между членами своей семьи. В процессе разрешения или же обострения конфликта его участники могут менять позиции, переходя на другие роли.

Еще одним примером треугольника Карпмана может послужить воспитание ребенка в семье. Родитель-Преследователь является приверженцем строгости, а родитель-Спасатель жалеет и балует своего малыша. Ребенок в данном случае занимает Не желая следовать строгим правилам, он стравливает Преследователя и Спасателя. Решив таким образом свою проблему, он уходит в тень, а конфликт между родителями продолжает развиваться.

Выводы

Большинство ситуаций, происходящих в нашей жизни, могут попасть под описание теории треугольника Карпмана. Как бы мы не старались, ни у кого не получиться избежать того, чтобы занять роль Жертвы, Преследователя или Агрессора в той или иной ситуации. Тем не менее игра может затянуться, что чревато серьезными проблемами психологического и практического плана. Тогда наступает момент для того, чтобы выйти из данной модели.

Выйти из треугольника Карпмана возможно только в том случае, если вы четко осознаете свою роль в данной игре. Сделать это не так просто, ведь трезво оценить ситуацию и признать свои пороки дано не каждому. Если же вы смогли четко оценить свою роль, то остается лишь следовать соответствующим рекомендациям.

Чтобы покинуть треугольник Карпмана, Жертва должна научиться принимать на себя ответственность за собственные неудачи. Что касается Преследователя, то ему стоит найти другой источник самовыражения, помимо немотивированной агрессии и унижения достоинства окружающих. Спасатель же должен осознать, что он не всегда может быть прав, а потому не нужно спешить на помощь, если не последовало соответствующей просьбы.

“Треугольник Карпмана, на мой взгляд, – одна из самых удачных моделей, позволяющих человеку видеть свои проблемы и работать с ними. Имея опыт клиентской работы, включающий в себя традиционно-психологические, феноменологи­ческие и трансперсональные практики (холло- тропное дыхание, регрессии, расстановки и др.), я поняла. что для осознанных и продвинутьых клиентов нужно четкое направление, – куда двигаться и на что равняться. Так родилась теория-статья “Из страдания в Наслаждение – выход из треугольника Карпмана”.

Руководствуясь достаточно простой схемой, можно продиагностировать себя и понять, что не так и куда дальше.

Я сама была впечатлена тем резонансом, кото­рый теория вызвала в психологических кругах, не раз за то время, которое прошло со времени публикации, встречала людей, которые взяли эту схему – выхода из Страдательного сцена­рия в Героический как руководство к действию, благодарили меня и мотивировали исследовать чудесную человеческую природу дальше. Сегодня я с удовольствием предлагаю эту модель чита­телям газеты Кстати.”

Если вас заинтересовали методики Юлии, с ней можно связаться по электронной почте [email protected] или по скайпу golovkinau

В списке сервисов: Сценарный анализ (исто­рия семьи (рода). Межличностные отношения, семейное консультирование (жены-мужья- любимые-дети-родители), бизнес. Тестирование уровня, на котором находится человек через анализ его актуальных проблем. Решение про­блем и через это – переход на новый уровень – где воздух чище и краски ярче. Где проблемы стано­вятся задачами и вызывают азарт и готовность их решить. Сопровождение развития человека в проблемных для него темах. Консультации по скайпу (предпочтительно – больше эффект) или по переписке.

Эволюция Страдания в Наслаждение

Все люди без исключений хотят жить лучше, чем живут сейчас. Даже те, у кого есть всё, тоже видят вектор, в на­правлении которого хотят следовать. Потому что там – развитие, без кото­рого жить здесь, на Земле, скучно и бессмысленно. Дурная трата великого Божественного Шанса.

И, казалось бы, чего проще? Смотри на тех, кто живет лучше тебя, учись у него, следуй хорошему примеру, и развитие (а соответственно – эво­люция, которая несет больше сча­стья, чем было вчера), обеспечена!

Однако люди вместо этого вполне по­нятного плана действий почему-то предпочитают завидовать, ревновать и раздражаться вместо того, чтобы учиться. Слава Богу, не все. Есть те, кто уверенно продвигается по лестнице эволюции, и эта нижеизложенная тео­рия – для них.

Начальная ступень эволюции описа­на Карпманом – это его знаменитый треугольник: ЖЕРТВА – КОНТРОЛЕР (ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ) – СПАСАТЕЛЬ.

Эта ступень, наверное, даже не нуле­вая, и тем более – не начальная. Она скорее – «Минус Первая». То есть, это отрицательная шкала по отношению к тому, куда нужно двигаться человеку.

Итак, для начала Минус Первую сту­пень нужно описать так, как я ее сей­час вижу.

ЖЕРТВА

Основной посыл Жертвы таков: «Жизнь непредсказуема и зла. Она все время делает со мной то, с чем я не могу справиться. Жизнь – это страда­ние».

Эмоции Жертвы – страх, обида, вина, стыд, зависть и ревность.

В теле – постоянное напряжение, кото­рое трансформируется со временем в соматические заболевания.

Жертву периодически засасывают де­
прессии, когда не хватает смелости пойти в событие, которое родит впе­чатление. Потому что впечатление (а вдруг оно случится плохое?!) заставит принять что-то, интегрировать в лич­ность. Жертва к этому не готова, ее мир жесткий и инертный, она не согласна подвинуться ни в какую сторону.

В Жертве – застой и неподвижность, хотя внешне она может суетиться, как белка в колесе, быть от этого все время занятой и уставшей.

Но Душа пришла Сюда, в Мир, разви­ваться, поэтому неподвижность – не ее выбор. Душа страдает, поэтому в не­подвижности Жертвы, в ее депрессии не существует отдыха. Душа изнутри требует движения, Жертва не позво­ляет ему осуществиться. И эта борьба лишает сил.

«Как я от всего этого устала!» – вопиет Жертва.

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ (КОНТРОЛЕР)

Он находится в страхе, раздражении, гневе. Он живет в прошлом (вспо­минает прошлые беды) и в будущем («предвосхищает», а на самом деле придумывает новые), в вечном жела­нии «подстелить соломки». Мир для него – тоже юдоль страданий, так же, как и для Жертвы. Его основной посыл: «Как бы чего не вышло!»

Гнев и страх рождаются от посягатель­ства на границы, ведь Мир не устает провоцировать! Но на этом уровне личность панически боится измене­ний, поскольку считает, что любое нов­шество не может быть к лучшему.

В теле у Контролера – постоянное на­пряжение, он носит на себе Эверест ответственности за себя и ближних. Страшно устает от этого и винит в сво­ей усталости тех, кого контролирует. И еще и обижается: «Не ценят, мол, забо­ты!»

Контролер преследует Жертву, «стро­ит» ее, заставляя исполнять свои пред­писания, и все это, конечно, ради ее же
блага! Жертва не ценит заботы, и это вечный источник конфликтов, как вну­тренних, так и внешних.

Однако, в «-1» треугольнике Контро­лер – центр, где рождаются идеи и дви­жение энергии. Как это происходит? Контролер чего-то пугается (новостей по телевизору, например) и начина­ет мотивировать Жертву к активным действиям, чтобы завтра не пропасть. Жертва изо всех сил выполняет пред­писания, устает, страдает. Жалуется Спасателю, и он ее утешает.

«Как я устал заботиться о вас всех!» – вопиет Контролер.

СПАСАТЕЛЬ

Спасатель жалеет и спасает Жертву, сочувствует Контролеру. Контролер для Спасателя – тоже Жертва, кото­рая нуждается в понимании и при­знании заслуг.

Фоновые чувства Спасателя – жа­лость, обида (не оценили стараний по спасению), вина (не смог спасти), гнев на Контролера. Обида, что не оценили стараний.

Спасатель жалеет Жертву, потому что она маленькая, слабенькая и сама не справится. Контролер тоже бедняжка, на себе всех тащит… Нужно ему спину подставить, а кто же ее подставит, если не он, Спасатель? Очередная акция спасения заканчивается ростом ЭГО

Спасателя: «Без меня вы все погибне­те!». Он гордо подбоченивается и смо­трит свысока на Жертву, Контролера и весь мир. Это момент его триумфа – одна из немногих положительных эмоций, которые присутствуют в 1-м треугольнике.

Однако в теле – все то же напряжение.

«Как мне вас жалко!» – фоновая мысль и эмоция Спасателя.

Течение энергии – неправильное.

Контролер – к Жертве.

Спасатель – к Жертве и Контролеру.

ЖЕРТВА НИЧЕГО НЕ ОТДАЕТ, У НЕЕ НЕТ!

Нет круга энергий, и она утекает из си­стемы.

Спасатель далек от понимания, что трагические (даже) изменения всегда ведут к развитию. Их нужно принимать и идти навстречу, а не сопротивляться.

В «-1» треугольнике расслабление стремится к нулю. Как тут можно рас­слабиться, если жизнь такая опасная? Все время что-то происходит, выби­вая почву из-под ног. На этой стадии люди начинают рано болеть, сдаваться внешним Спасателям (врачам). Ругать их своим Контролером: «Плохо лечат! Система здравоохранения ни к чёрту!» И своим Жертвам жаловаться, как все плохо.

В отношениях с ближними (в семье, например) такие люди обычно доволь­но жёстко занимают одну из позиций. Например, Муж-Жертва (потому что приносит мало денег и чтобы заглу­шить вину – пьет). Жена – Контролер- Преследователь, все время расска­зывает ему, как он не прав. А когда он напьется и ему плохо, жена может перекинуться в Спасателя и лечить от алкоголизма или хотя бы пользовать утром рассолом.

Муж тоже «ходит» по трем сублично­стям. В основном он – Жертва, но на­пившись, может начать гонять домаш­них. А потом «спасать» их, заглаживая свою вину сладостями и подарками.

Или мать семейства, которая всегда была в Контролере или Спасателе, впадает в Жертву, начиная болеть. Контролера-то никто не любил! А те­перь (возможно, только на старости лет, когда болезням уже нет сил сопро­тивляться) есть, наконец шанс полу­чить любовь, вызывая жалость у окру­жающих ближних.

Ребенок, который был в Жертве под контролем мамы, трансформируется в Спасателя (ухаживает за заболевшей матерью) и наконец-то чувствует себя хорошим.

ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА – ПРОСТРАНСТВО МАНИПУЛЯЦИЙ

Находясь в нем, люди хронически не умеют честно сказать, что же им дей­ствительно нужно. Почему так? Потому что они приучены «жить для других» и свято уверены, что другие взамен бу­дут жить ради них.

Добиваться своего собственного счастья «вера не позволяет» – вера в родителей и воспитателей, «не могут же они сразу все быть неправы?!» Мо­гут… Родители и воспитатели в детстве – жесткие Контролеры и Преследова­тели. Как следствие – манипуляторы, одно без другого никогда не бывает. Они сами крутятся в этом треугольни­ке Страданий. Они учат ребенка быть удобным, а не свободным. Свободный ребенок, с точки зрения родителя- манипулятора, – кара небесная. Он все время вторгается в родительскую жизнь с целью «все в ней поломать» – так им кажется! И кушать, и писать, и гулять, и общаться он всегда хочет в неудобное (а оно всегда неудобное!) для родителей время. Поэтому хоро­ший ребенок для Контролера – это тот, кто сидит в углу и не отсвечивает. Не за­дает вопросов. Ест, что дадут. Хорошо учится. Словом, проблем не создает.

Когда происходит первое подавле­ние? В тот замечательный период, когда ребенок гордо говорит «Я сам!» а мама (папа) не дают ему реализо­ваться. Самому есть, например. Потому что он обляпается, испачкает одежду, а кому убирать? Маме – Контролеру. Она не хочет быть Жертвой, которая пашет одна на всех и поэтому предпочитает контролировать.

Когда ребенок подрастает и подавлять его силой становится сложно, она на­чинает манипулировать: «Не делай так, у мамочки сердце болит!» Ребенок жа­леет маму и вместо реализации своих желаний начинает выступать в роли Спасателя. Это, конечно, кажется луч­ше, чем позиция Жертвы, и он начи­нает чувствовать свою силу и власть «Ого, я какой, я могу сделать так, чтобы у мамы сердце болело или не болело! Я крутой!» Но он любит маму, и конеч­но же, скрепя СВОИМ собственным сердцем, выбирает быть хорошим и не огорчать мамочку. Идет время, он растет, и мама начинает предъявлять претензии: «Почему ты такой несамо­стоятельный?!» А как и где он мог на­учиться самостоятельности, если все его идеи обрубались на корню?

Конечно, Родитель Контролер-Пре­
следователь этого не осознает, он ис­кренне уверен, что поступает всегда в интересах детей. Стелет соломки, предупреждает об опасностях, чтобы родное чадо не ранилось о Мир и не набило себе шишек. Но ведь именно раны и шишки дают реальный опыт, который можно потом использовать, а мамины (папины) нотации ничего не дают, кроме оскомин и желания посту­пить наоборот.

Все подростковые бунты – из желания ребенка выйти из субличности Жерт­вы. Даже если бунт будет «жесток и кровав» с уходом из дома, разрывом отношений – это все равно в сторону жизни, в сторону эволюции, а не дегра­дации.

Манипуляции «-1-го» треугольника нет смысла подробно описывать – все низ­копробное «мыло» телесериалов – об этом.

О честности, искренности в этих про­странствах можно только мечтать, потому что люди смертельно боятся показать как настоящие свои потреб­ности, так и актуальные чувства. Об ответственности за свою жизнь тут нет и речи. В несчастьях и негативных эмо­циях всегда виноват кто-то внешний. Задача – найти его и заклеймить позо­ром. Тогда человек чувствует, что он не виноват, а значит, по-прежнему может считать себя хорошим.

Важно понять, что основная задача в этих позициях – самоутверждение

через «заслуживание» любви.

Жертва – «Я ради вас!»

Спасатель – «Я ради вас!»

Контролер – «Я ради вас!»

…и никто честно и напрямую ради себя…

Все они заслуживают любовь друг у друга, самоутверждаясь на ближних.

Грусть ситуации в том, что любви они никогда не заслужат, потому что каждый зациклен на себе и не видит остальных.

Юмор ситуации в том, что все это про­исходит не только во внешнем мире, но и во внутреннем. Каждый сам для себя является и Контролером, и Жерт­вой, и Спасателем, и по принципу по­добия эти фигуры отображаются во внешнем Мире.

Люди, энергии которых крутятся в «-1-ом» треугольнике (а энергии там ничтожно мало!), не имеют шанса вый­ти их него, пока не услышат СВОИХ на­стоящих желаний. Каковы они?

Жертва хочет освободиться и делать то, что она хочет, а не то, что предпи­сывает Контролер.

Контролер хочет расслабиться и пу­стить все на самотек и отдохнуть, на­конец.

Спасатель мечтает о том, что все как- то сами разберутся, и в нем не будет нужды. И он тоже сможет расслабиться и подумать о себе.

И всё это, с точки зрения обществен­ной морали, – махровый эгоизм. Но с

точки зрения конкретного индивидуу­ма, ведет к конкретному человеческо­му счастью. Потому что счастье там, где реализация СВОИХ вполне осязаемых потребностей.

Может показаться, что если Жертва, Контролер и Спасатель вместо боев во внешнем мире начинают обращаться внутрь себя, то это более конструк­тивный путь. Это когда обвиняются не внешние враги, а внутренний Контро­лер начинает преследовать внутрен­нюю Жертву. «Я сам во всем виноват. Я никогда не могу принять верное ре­шение. Я безответственное ничтоже­ство, слабак и неудачник!» Жертва мо­жет слабо посопротивляться, а потом впасть в депрессию, потому что сама
понимает, что так оно и есть. Потом Спасатель поднимает голову и говорит что-то вроде: «Другие еще хуже! А я с понедельника начну новую жизнь, буду делать зарядку, мыть за собой посу­ду, перестану опаздывать на работу, и буду говорить комплименты жене (мужу). У меня все наладится!»

«Новая жизнь» длится пару дней или недель, но энергии не хватает на претворение в жизнь прекрасных решений, и скоро все скатывается в прежнее болото. Начинается новый цикл. Контролер преследует Жертву «Опять, как всегда, ты безвольный, безответственный, никчемный…» И так далее. Это тот самый внутренний диалог, от которого так мотивируют нас избавляться все мастера медита­ции и прочих развивающих практик.

Да, все проблемы внешней жизни всегда сначала решаются внутри. Это происходит с момента принятия ре­шения изменить сценарий. Проблема человека, который крутится в «минус 1-м треугольнике» в том, что у него не хватает сил, чтобы полезные и ради­кальные решения претворить в жизнь.

Сила (ресурсы) в «минус 1-м» треуголь­нике скудны, потому что он замкнут на себя и во внешний Мир не стремится выходить (Мир-то опасен и страшен!). А конкретная личность имеет весьма ис­черпаемые запасы, которые быстро за­канчиваются. Особенно во внутренних боях между Жертвой, Контролером и Спасателем. Они активно борются друг с другом, и неудивительно, что люди болеют (тело страдает от этих битв), те­ряя энергию и умирая преступно рано. Преступно в смысле, что задуманы мы на гораздо более долгий срок. Жить можем дольше и счастливее, если не впадем в Треугольник Страданий. Он­то и есть настоящий АД. Не где-то по­сле смерти, а здесь и сейчас. Если вы­бираем быть Жертвами, или Спасать, или Контролировать.

Треугольник Карпмана – это «ране­ный ребенок», и не важно, сколько ему лет – 10 или 70. Эти люди могут так никогда и не вырасти. Конечно, они всю жизнь мечутся в поисках выхо­да, но редко его находят. Для того, что­бы это сделать, нужно взбунтоваться против своих устоявшейся паттернов поведения, позволить себе быть «пло­хим» для окружающих, «бездушным и безжалостным эгоистом, который жи­вет только для себя» – (цитата из попу­лярных обвинений Контролера).

Этот новый способ жить (для СЕБЯ, а не для других) действительно может разрушить отношения с близкими, создать кучу неприятностей на ра­боте и в устоявшемся кругу друзей и знакомых. Это может разрушить всю привычную жизнь! Поэтому для того, чтобы совершить побег от нудной, но предсказуемой безопасности требует­
ся много мужества. Человек, которого по-настоящему достало его безрадост­ное существование, имеет шанс найти в себе силы. Через страх, вину, агрес­сию. Сделав СВЕРХусилия, он может перейти на новый уровень. Потому что только там по-настоящему начинается ЕГО жизнь.

Второй треугольник, в котором уже гораздо меньше страданий и больше власти над Миром таков: ГЕРОЙ – ФИЛОСОФ (ПОФИГИСТ) – ПРОВОКА­ТОР.

Выйти во второй треугольник можно только через полярность, когда все три первые субличности трансфор­мируются в свои противоположно­сти. Потому что мы помним, что «- 1» треугольник на шкале в «минусе». Пе­реходя через точку «0», минус меняет знак на противоположный.

Как выглядит смена на другую поляр­ность?

Жертва трансформируется в Героя, Контролер – в Философа-Пофигиста, а Спасатель – в Провокатора (Моти­ватора).

Это самое сложное на пути эволюции – резко перейти из «-1-го» треугольника в+1-й», потому что сил мало, а инерция тянет назад. Это все равно, что на пол­ном ходу (ведь жизнь-то не останав­ливается!) развернуть автомобиль в противоположную сторону. К тому же, всё окружение – против изменений. Оно будет цепляться за ноги и за руки, и вызывать в человеке чувство вины, только бы не дать ему освободиться. Вся психотерапия посвящена именно этому процессу: вылечить раненого ребенка, который живет внутри лично­сти из треугольника Страданий. И это иногда бывает путь длиною в жизнь.

Во внешнем Мире переход на сле­дующий уровень становится заметен по таким признакам: человек больше не ведется на манипуляции, а актуа­лизирует (высказывает и выполняет) собственные желания. Отныне его не увлекают чужие цели, и он (даже если его пытаются в них завлекать активно и последовательно, с использованием кнопок вины, обиды, страха и жало­сти) каждый раз спрашивает себя: «А МНЕ это зачем нужно? Что Я получу в результате? Чему Я могу научиться, если сделаю то, что предлагается?» И если не находит СВОЕГО выигрыша от реализации предлагаемой идеи, он в действие не ввязывается.

Главная задача Героя – изучение себя и окружающего Мира. Эмоции, которые являются для него фоновыми – инте­рес, азарт, воодушевление, гордость (если подвиг удался). Огорчение, сожа­ление – если нет. Скука, если случается долгий простой…

Юлия Головкина

Треугольник Карпмнана. Роли Жертвы, Спасателя, Преследователя. Связь треугольника Карпмана и зависимости. Выход из ролей. Треугольник партнерства.

Все психологические игры сводятся к трем ролям: Преследователь, Спасатель, Жертва.

Все эти три роли дополняют друг друга. Взаимоотношения по принципу Преследователь-Спасатель-Жертва называются треугольником Карпмана (треугольником Власти, Драматический треугольник).

Основные цели, которые подсознательно преследует зависимый, входя в каждую из ролей – получение негативного внимания, снятие с себя ответственности, стабилизация самооценки, выполнение негативных детских программ и т.д.

В каждой из ролей отсутствует состояние Взрослого, взаимодействие происходит только между Детским и Родительскими состояниями.

Роль Жертвы .

Поведение пассивное, жалобы : демонстрирует свою нежизнеспособность; действует как будто не имеет ресурсов для решения своих проблем (или кто-то другой должен измениться, чтобы он был счастлив); действует так, как будто его нужда настолько остра, что не оставляет ему возможности решать проблемы (не может думать и чувствовать одновременно).

Цели/желания сдать свою территорию , быть спасенным, быть наказанным.

Эмоции жалость к себе, обида , стыд, беспомощность, страдание и т.д.

Мышление меня (не) должны : я не могу решить сам свои проблемы, я в тупике, моя ситуация неразрешима, со мной несправедливо поступили и т.д.

Выгоды роли Жертвы : получение негативного внимания и заботы, снятие с себя ответственности, стабилизация своей самооценки с помощью позиции страдания, выполнение детских приказов (в основном «Умри!»).

Отношения с другими ролями : Жертва-Преследователь . Человек в роли Жертвы самостоятельно находиться не может, так как в любой ситуации возможно предпринять хоть какие-то действия. Поэтому Жертве нужен Преследователь для оправдания своей беспомощности. («При такой жене нельзя не пить!... » «Это меня друзья заставляют употреблять!.. »). Жертва-Спасатель . Спасатель необходим Жертве как оправдания неразрешимости ситуации, кому Жертва обращается за спасением, а потом всячески это спасение саботирует, чтобы затем сказать «Вот видишь, ничего не получилось!».

Роль Преследователя .

Поведение агрессивное, обвинения : действую как-бы исключительно только в своих интересах; нацелен на поиск недостатков, ошибок у других; находится постоянно в отрицательной, критикующей позиции к другим; контролируют действия других.

Цели/желания захватить чужую территорию , наказать других.

Эмоции злость, чувство превосходства , злость бессилия, ненависть, ярость.

Мышление Мне (не) должны : другие должны делать все по моему, других нужно контролировать, провинившихся нужно наказывать и т.д.

Выгоды роли Преследователя : получение негативного внимания (в виде страха и злости), снятие с себя ответственности (в виде обвинений других в своих неудачах), стабилизация своей самооценки с помощью позиции силы, выполнение детских приказов (в основном «Убей других!»).

Отношения с другими ролями : Преследователь-Жертва . Жертва необходима Преследователю для удовлетворения своих стремлений к контролю и наказанию. Преследователь-Спасатель . Спасатель необходим Преследователю для предотвращения полного наказания Жертвы (так как тогда наказывать будет некого).

Роль Спасателя .

Поведение пассивно-агрессивное, оправдания : действия направленные на спасение других (при этом жертвует и забывает про себя); делает больше, чем от него требуется; делает то, что не хочет делать; спасение происходит так, что в конце все равно все остаются недовольными а проблемы не решаются.

Цели/желания выставление барьеров .

Эмоции вины, справедливого гнева, раздражение.

Мышление Я (не) должен : я должен помочь, другие не справятся без моей помощи, я должен предотвратить беду и т.д.

Выгоды роли Спасателя : получение негативного внимания, снятие с себя ответственности (в виде решения чужих проблем вместо своих), стабилизация своей самооценки, выполнение детских приказов (в основном «Не спасай себя!»).

Отношения с другими ролями : Спасатель-Жертва . Жертва необходима Спастелю для удовлетворения своих стремлений к спасательству. Спасатель-Преследователь . Преследователь необходим для предотвращения полного спасения Жертвы (так как тогда спасать будет некого).

Взаимоотношения с другими у зависимого происходят в основном по принципу треугольника Карпмана. Такие отношения являются заменой истинной близости. При постоянном общении по принципу психологических игр (по треугольнику Карпмана) накапливаются негативные чувства расплаты (негативные чувства, которые испытывает каждая из ролей), что приводит к прогрессированию процесса срыва и к возврату в употребление.

Выход из игры в драматический треугольник.

Роль жертвы (учись помогать себе сам) . Для прекращения игры в Жертву следует научиться брать ответственность за свою жизнь на себя. Для этого следует начинать искать собственные пути выхода из, строить планы и осуществлять их. Провокациям со стороны Преследователя следует не отвечать подчинением (переходом в роль Жертвы), а реагировать следует спокойно, равнодушно. Провокациям со стороны Спасателя в виде попыток взять ответственность за решение ваших проблем на себя следует отвечать спокойным отказам, не поддаваясь (Жертва), и не нападая (Преследователь).

Роль Преследователя (ищи ошибки сначала в себе) . Для прекращения игры в Преследователя необходимо перестать обвинять в проблемах других, а брать на себя ответственность за их решение. При этом провокациям со стороны жертвы в виде специально создаваемых проблем следует отвечать их спокойным решением, без обвинений жертвы. А провокациям спасателя (в виде подстрекании на преследование жертвы) отвечать игнорированием.

Роль Спасателя (спаси сначала себя) . Выходу из игры в Спасателя способствует прекращение решения чужих проблем и начало решения своих. При этом на провокации Жертвы в демонстрации своих проблем и беспомощности в их решении следует отвечать игнорированием. Провокациям Преследователя в виде демонстративного наказания Жертвы лучше всего отвечать игнорированием.

Треугольник Партнерства. Ученик-Помощник-Учитель.

Ученик . Отличаются от Жертвы тем, что сохраняет доступ к здравомыслию Взрослого и участвуют в решении своих проблем. При решении проблемы они могут наряду с другими вариантами попросить о помощи, ресурсах и поддержке, понимая при этом, что если получат отказ от человека, которого просили о помощи, то они найдут другие способы удовлетворения своих потребностей. Способен рассматривать любые трудности как уроки. Оценивает какая нужна помощь и просит ее. Признает и принимает знания и точку зрения других. Признает свои способности к решению проблем и независимости.

Учитель . Способны отстаивать свои права, при этом целью не является задевание прав других. Может обучать, контролировать процесс, брать на себя ответственность в здравом руководстве. В отличие от Преследователя целью является не наказание и подавление других, а реальное исправление и контроль ситуации. Не вмешиваются в ситуации, в которых не могут помочь. Ищут сначала свои недостатки и развивают сначала свои способности.

Помощник . Отличаются о Спасителей тем, что они уважают способность Ученика мыслить, решать проблемы, просить того, что хотят. Не вмешиваются, если не попросят и если они не хотят. Если они хотят, они могут предложить определенную помощь. Используют свою способности, чтобы анализировать и решать сначала собственные проблемы. Если не хотят помогать, уверенно отказываются без чувства вины. Позиция «сначала я, а потом другие».

Жертва

Преследователь

Спасатель

Без ролей

Мышление

Меня (не) должны

Мне (не) должны

Я (не) должен

Я могу (имею право), другие могут (имеют право).

Эмоции

Обида, жалость

Злость, превосходство

Вина, тщеславие, гнев справедливости

Уважение к себе и другим

Желания

Сдать свои границы, принятие чужих целей

Захват чужих границ, навязывание своих целей

Выставление барьеров, ответсвенность за выполнение чужих целей

Достижение своих целей без ущерба другим

Поведение

Пассивное (подчинение, жалобы)

Агрессивное (обвинения. Нападение, давление)

Пассивно-агрессивное (манипуляции, оправдания, смещение агрессии).

Ассертивное (достижение своих целей, договоренность с другими).

Задание для темы «Треугольник Карпмана»:

  1. Вспомните 5 случаев, когда вы входили в роль жертвы. Как бы вы могли выйти из этой роли?
  2. Вспомните 5 случаев, когда вы входили в роль Преследователя. Как бы вы могли выйти из этой роли?
  3. Вспомните 5 случаев, когда вы входили в роль Спасателя. Как бы вы могли выйти из этой роли?