Ударные и безударные буквы. Безударные гласные звуки в корнях. Гласные звуки ударные и безударные. Как чередуются «и» и «е»
В русском языке 6 основных гласных звуков
:
A О Э У Ы И
Они обозначаются на письме 10 буквами:
A Я О Ё Е Э У Ю Ы И
Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:
Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.
Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.
Звук [и] употребляется только после мягких согласных.
Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как [жы], [шы], [цы].
Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).
Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.
Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:
после [ж], [ш], [ц];
в некоторых иноязычных словах;
в некоторых сложносокращённых словах.
Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.
Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.
В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:
Не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю);
Исключение составляет звук [и]: в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы];
Классификация гласных звуков
Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.
В СРЯ 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].
По месту образования
Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:
Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]
Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]
Гласные заднего ряда [у] [о]
По степени подъема языка по вертикали по отношению к небу
Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y]
Гласные среднего подъёма [э] [о]
Гласные нижнего подъёма [а]
Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые.
По участию или неучастию губ
Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.
лавиализованные [y] [o]
нелавиализованные (все остальные)
Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.
Особенностью фонетической (звуковой) системы русского языка является неоднородное произношение ударных и безударных гласных. Они различаются по длительности: ударные гласные почти всегда длительнее безударных. Гласные в безударном положении подвергаются количественной редукции (т. е. произносятся короче). Различаются гласные также по «качеству», по характеру звучания: ударные гласные произносятся ясно, отчетливо; в безударном же положении некоторые гласные подвергаются качественной редукции, звучат менее полно и ясно. Качественная редукция безударных гласных зависит от места, которое.безударный гласный занимает в слове по отношению к ударному слогу, (ближе или дальше).
Так же к вашему вниманию упражнения
Описание:
Цель: познакомить учащихся с соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и их возможном несоответствии в безударном слоге.
Задачи урока:
Образовательные:
- изучить особенности соответствия или несоответствия гласных звуков и букв в ударном и безударном слоге;
- научить определять в слове гласные звуки, обозначение которых на письме надо проверять;
Воспитывающие:
- формировать у детей чувство сострадания и взаимопомощи ближним;
- воспитывать любовь к родному языку;
Развивающие:
- развивать воображение, память, любознательность;
- развивать речь учащихся;
- Расширять кругозор учащихся;
Ход урока
1. Релаксация.
- «Сегодня прекрасный день, у меня отличное настроение, я буду внимательно слушать учителя и у меня все, все получится!»
(Учащиеся, закрыв глаза, повторяют за учителем текс по частям, затем присаживаются за парты).
2. Организационный момент.
Ребята, сегодня, мы с Вами (вдруг раздается стук и входит почтальон с телеграммой) . Учитель, поблагодарив его, читает телеграмму, затем обращается к детям.
Неприятности в стране Мультландии. Там, где живут забавные человечки из известных сказок. Прислал телеграмму наш старый знакомый Незнайка, ему нужна наша помощь.
Поможем ему, ребята?
3. Постановка темы и цели урока.
Буква
а
и буква
о
Обижаются давно:
Нас ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Незнайка Ваш,
Который любит весь ваш класс.
Изуродует он слово,
Пишет через
а
- «карова».
Букве,
а
стоять здесь стыдно.
И в плохих словах - обидно!
Почему буква а и буква о обижаются на Незнайку?
Что он забывает сделать, прежде чем написать слово?
Даже в телеграмме допустил ошибку. Какую?
4. Чистописание.
Давайте, чтобы буква а и буква о не обижались на Незнайку, пропишем письменными строчными буквами.
5. Работа по теме урока.
1) - Посмотрите, какие рисунки нарисовал нам Незнайка, давайте поможем их подписать.
(Презентация , слайд 4).
Выделите ударный гласный звук в первом слове. Как вы думаете расходиться, или совпадает в этом слове произношение ударного гласного с его обозначением на письме?
А в остальных словах?
Запишите слова в тетрадь, поставьте в них знак ударения.
2) - Но во многих словах произношение и написание гласных, на которые не падает ударение, не совпадает.
(Презентация, слайд 5.)
Как вы думаете, что нужно делать с такими словами?
Такие слова нужно проверять и обязательно подбирать проверочные слова или однокоренные слова, в которых этот гласный будет стоять под ударением. Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.
Всего в русском языке пять гласных, которые нужно проверять. И даже Буратино их запомнил. Давайте и мы их назовем.
Читают стихотворение о буквах, которые нужно проверять. Дети на уроке были очень активный, работать с презентацией им очень понравилось. Цели урока были достигнуты, материал усвоен.
Как определить гласные звуки?
Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Отличия гласного звука от согласного:
гласный звук состоит только из голоса;
при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;
гласный звук образует слог: у| тя| та .
Обратите внимание! Слово гласный образовано от устаревшего слова глас (гóлос). Поэтому можно сказать, что гласный звук значит "голосовóй".
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Вспомните! Гласный звук в ударном слоге (под ударением) называется ударным. Гласный звук в безударном слоге (без ударения) называется безударным.
Обратите внимание! Слова тигр и тигры , берёза и берёзы - это формы одного и того же слова. Слова тигр и тигрята , берёза и берёзовый - это однокоренные слова.
Обратите внимание! Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами.
[а] [а] [а] [а]
Валы́, грачи́, столы́, росá.
Обратите внимание! Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне: снег - снега - снеговик - снегурочка .
Проверяемое слово
- это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ко
вёр
, стре
лá
, пи
сьмó
.
Проверочное слово
- это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: кó
врик
, стрéлы
, стрéлка
, пи́сьма
.
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
а) или заменить форму слова (мо
ря́ - мó
ре, у мó
ря)
;
б) или подобрать однокоренное слово (тра
вá - трá
вка, зелё
ный - зé
лень)
- так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным
.
В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково .
Обратите внимание! Если под ударением в корне слова пишется буква ё , то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е : слёзы - слезá , пчёлка - пчелá , сёстры - сестрá .
Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?
Вспомните!
В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя
: ло
пата, ка
ртина, па
льто, о
дежда. Правописание таких слов надо либо запоминать
, либо проверять
по орфографическому словарю.
В школе такие слова иногда называют словарными
. Но это не научное название. В каждом классе вы будете знакомиться с новыми словарными словами.
Обратите внимание!
Мы уже говорили о словах, в которых выделены или пропущены буквы. Это буквы-орфограммы. Их написание подчиняется правилам, которые вы изучаете на уроках русского языка.
Орфограммой
мы будем называть букву
, написание которой надо проверить
или запомнить
.
Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова, - это орфограмма . Её написание надо проверять или запоминать.
Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.
Ударные и безударные гласные
Гласные под ударением - ударные гласные - находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, - в слабой позиции . Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.
Орфография - (от греческого слова: «ортос» - правильный, и «графо» - «пишут») - правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».
Произношение безударных гласных
Понаблюдаем за словами:
грибы, цветы - слышу И, что писать? И или Е?
вода, трава - слышу А, что писать? А или О?
мячи, ряды - слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?
Вывод - в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.
В современном русском языке действует закон - в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море - моря , стол - столы, слон - слоны . Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.
В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.
Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку.
Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.
Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.
Проверка безударного гласного
Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.
Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.
У кошки - к? тята . Кошка - О, значит котята тоже О.
У тигра - т? грята . Тигр - И, значит тигрята тоже И.
Вот слон. У него сл? нята . Слон - О, значит слонята тоже О.
Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?
1 шаг: Произнести проверяемое слово.
Есть ли в нем гласные в безударных слогах?
Если есть - какие они?
2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.
3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.
4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.
Использование орфографического словаря
Стоит воспользоваться орфографическим словарём , с помощью которого можно проверить орфограммы.
Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное - не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.
Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове - опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Или проверяем по орфографическому словарю.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн: