Уральские горы делят европу и азию. Современные представления о евро-азиатской границе. Трансконтинентальные памятные знаки

)

(С использоанием материалов Чупина Н.К., Архиповой Н.П., Щетинина О.Ю., Козловых П.С. и И.В, Карякина А. и др.)

История границы Европа-Азия

Вопрос, где проводить границу между Европой и Азией, с античных времен волновал ученых.

В отличие от других материков на территории Евразии расположены две части света, из названий которых и образовано имя материка. Юго-западная граница Азии была достаточно четко определена еще в античные времена, и остается до сих пор бесспорным фактом. Граница проходит по Эгейскому морю, Дарданеллам, Мраморному морю, Босфору и Черному морю. Но далее, начиная с Кавказа и заканчивая Новой Землей, на всем своем огромном протяжении граница Европы и Азии не всегда считается точной и порой проведена условно.

С XIX-VII вв. (до нашей эры) по настоящее время граница Европы и Азии несколько раз перемещалась с запада на восток. Древние греки проводили ее приблизительно в центральной части Средиземного моря. Позже границей стали считать Керченский пролив и р. Дон (524-457 гг. до н.э.). Много веков подряд граница Европы и Азии проводилась по реке Дон (Клавдий Птолемей и др.). Большой научный авторитет Птолемея явился причиной того, что это представление прочно утвердилось в науке в течение средних веков и оставалось незыблемым до XVIII века.

На Руси довольно распространенным был взгляд на Дон как на природную границу между Европой и Азией.

В XVIII в. появляются более точные данные об устройстве поверхности Восточной Европы и Сибири. Ученые начинают пересматривать ставшую традиционной границу по Дону и появились первые предложения проводить восточную границу Европы по Оби.

В Европе в середине XVIII века границу между Европой и Азией проводили по Дону, затем по Волге (примерно от Саратова), далее по Каме, по Чусовой, а от 55-й параллели (уровень Нижнего Тагила) по водоразделу Уральских гор до самого океана.

В 1720 году В.Н.Татищев впервые высказал мысль, что граница между Европой и Азией проходит по Уральскому хребту. В 1730 году эта идея появилось в книге «Северная и восточная часть Европы и Азии» шведского ученого Ф.Страленберга в 1730 году. В 1736 году В.Н. Татищев в своей книге «Общее географическое описание всея Сибири» привел ряд фактов и наблюдений, доказывающих что границей между Европой и Азией является проходящий по Уральским горам водораздел. С этого времени вопрос о прохождении границы между континентами по водораздельной линии Уральских гор практически сомнениям не подвергался. В.Н. Татищев считал, что проведение границы по Дону было связано с отсутствием данных об Уральском хребте. Он обосновал проведение этой границы от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, р. Урал, через Каспийское море до р. Кумы, через Кавказ, Азовское и Черное моря в Константинопольский пролив (Босфор). В подтверждении своей точки зрения Татищев приводит такие соображения: «Из сих гор как на восток в Сибирь, так и на Запад в Европу происходит множество рек малых и великих», «сии реки не токмо течением, но и водами разенствуют» (имея в виду разницу в видовом составе рыб); «на западной стороне хребта около 57о находятся дубы и арешник, а в Сибири ни под 50о (в лесостепи) оных деревьев нет… На западной стороне кедров, почитай, нет, но в Сибири великое множество… Сии и сему подобные обстоятельства подают притчину утверждать сии горы за границу между Азией и Европой».

Ряд ученых считают, что разделение Евразии на две части весьма условно. Это утверждение не ново. Впервые его высказал известный немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт более века назад. Д.И. Менделеев писал в 1906 г.: “Отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно и с течением времени непременно сгладится и, вероятно, даже пропадет”.

Обелиски Европа-Азия на Урале

Более чем на три тысячи километров протянулись Уральские горы с севера на юг. И на всем их протяжении, на водоразделе рек Волги и Печоры на западе и Оби на востоке, установлены пограничные знаки между двумя частями света Европой и Азией. Каждый неповторим и имеет свое лицо. Установка знаков началась в прошлом веке и продолжается до сих пор. Точное количество знаков назвать трудно, ибо столбы никто не нумеровал, а сообщения о них чаще ограничиваются местной прессой.

Оренбургский обелиск
На территории России первый знак, обозначающий границу между Европой и Азией, находится на левом берегу реки Урал, на территории города Оренбург. Обелиск представляет собой грандиозную квадратную колонну высотой около 15 метров, увенчанной шаром из нержавеющего сплава. Обелиск был установлен в 1981 году по проекту архитектора Г.И. Наумкина.
Начиная с 17 века, большинство исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. На гербе Оренбургской области расположены греко-российский крест и полумесяц, свидетельствующие о том, что Оренбуржье расположено на границе Европы и Азии и что здесь рядом проживают православные русские и исповедующие мусульманство башкиры, татары, казахи.

Обелиск на реке Урал
В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы- Белорецк у деревни Ново-Байрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны автомобильного моста через реку Урал в 1968 году по эскизу художника Д.М.Адигамова и архитектора У.Ф. Зайникеева. Обелиски представляли из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находилось изображение земного шара. В 90-е годы обелиски были перестроены.

Обелиск в Магнитогорске
В Магнитогорске обелиск «Европа-Азия» был установлен в июне 1979 года на правом берегу реки Урал в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных блока с буквами «Е» и «А».

Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен новый географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

Обелиск на хребте Уреньга
Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте установлены два обелиска «Европа-Азия». Один из них установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.
Относительно новый обелиск, построенный в 1987 году, расположен непосредственно на трассе М5, в месте, где она пересекает хребет Урал-Тау между Златоустом и Миассом.

Обелиск в районе г.Кыштым
К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии.

Обелиск у села Мраморское
Обелиск, частично разрушенный, представляет собой мраморный квадрат, на одной грани которого Грань у написано «Европа», на другой «Азия».
В 2004 году у станции Мраморская был установлен новый обелиск высотой около 3-х метров столб с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал», и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы.

Обелиск у деревни Курганово
Это самый восточный обелиск Европа Азия и самая восточная граница Европы. Обелиск расположен на Полевском шоссе в 2-х км от д. Курганово. Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

Обелиск Европа-Азия у города Ревда
Расположен на перевале дороги из Ревды в Дегтярск, на Уральском водораздельном хребте. Обелиск установлен в 1984 году, к 250-летию Ревды. Представляет собой семиметровую конструкцию украшенную стальной сферой в виде шара диаметром 1,3 м.

Обелиск на горе Каменной
Обелиск «Филин», был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта.

Обелиск у станции Вершина
Бетонный обелиск был установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, проходившему в Москве в 1957 г. В столицу ехала молодёжь из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, и всем хотелось узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

Обелиск у г. Первоуральск
Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири.
В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск.

Обелиск на Новомосковском тракте
В 2004 году в двух километрах западнее горы Хрустальная, на 17 км Новомосковского тракта был воздвигнут новый грандиозный обелиск «Европа-Азия» широкий и высокий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлическая стела.


Обелиск в районе г. Новоуральск
В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх Нейвинска в дер. Пальники, в истоках рек Тагил, Шишим и речки Бунарки, текущей в город. Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л.Г. Меншатова и архитектора З.А. Пуляевской и представляет собой семиметровую конструкцию с солнечными часами высотой 4 метра.

Обелиск Европа-Азия у станции Мурзинка
В ноябре 2006 года на вершине горы Медвежьей был установлен знак Европа-Азия, который представляет собой металлическую треугольную пирамиду. Наверху пирамиды находятся металлический шпиль, знак солнца и указатели Европа и Азия.

Столб у деревни Починок
Установлен в 1958 году на обочине дороги, идущей из пос. Билимбай в г. Верх-Нейвинск. Обелиск находится между дер. Починок и дер. Тарасково, на перевале (449 м.) через Бунарский хребет. Первоначально обелиск представлял сваренную из толстых металических листов четырёхгранную пирамиду высотой около 3-х метров. В верхней части столба были рельефные изображения герба СССР и надписи: Европа и Азия. В настоящее время на месте обелиска обычный бетонный столб с надписями: "Европа - Россия" и "Азия - Россия".


Обелиск у поселка Уралец
Столб установлен на перевале через хребет Веселые Горы вблизи поселка Уралец в 1961 г и посвящён первым успехам советской космонавтики в честь полета в космос Юрия Гагарина. Квадратную колонну 6 м высотой, венчает макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутники и корабль "Восток".

Обелиск на перевале Большой Урал
Столб находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту. Знак поставлен в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот.

Обелиск у станции Хребет Уральский
Столб был установлен в 1878 году в период строительства Горнозаводской железной дороги в междуречье европейской реки Серебрянки (приток Чусовой) и азиатской реки Туры. Раньше здесь был один столб, а теперь два совершенно одинаковых столба. Знаки установлены по обе стороны от железной дороги. Это решетчатая конструкция в форме четырехгранной усеченной пирамиды высотой 6 м. Угловые стойки сделаны из рельс тех самых, что укладывали при строительстве первой на Урале Горнозаводской дороги. Верхнюю часть конструкции завершают металлические камеры, напоминающие миниатюрные теремки. Камеры разделены пополам железной перегородкой. Раньше, когда в наш быт еще не вошло электричество, в каждую половинку камеры устанавливали керосиновые фонари.

Обелиск у деревни Кедровка
Установлен в 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Северного Урала. Расположен в 4 км. от поселка Кедровка на автодороге Кушва Серебрянка. Обелиск чугунный, по форме напоминает башенку - часовенку. Центральная часть увенчана красивым рельефным куполом, по углам круглые колонны, тоже увенчанные маленькими куполами. Раньше они были позолочены, на шпиле сиял литой царский герб.
На фасаде часовни литая надпись: «В память переезда через Урал Его Императорского Величества великого князя Владимира Александровича 3 августа 1868 года». На противоположной стороне: «От золотопромышленников Среднего Урала». Создатели обелиска архитектор В. Архипов и литейщик К. Романов. В гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х годах силами туристов НижнеСалдинского завода обелиск был восстановлен.

Обелиск на главном Уральском хребте
В 1973 году около поселка Теплая гора проводился областной слет туристов, и был установлен обелиск «Европа-Азия», который представляет собой модель ракеты, увенчанной рельефным металлическим гербом СССР.

Обелиск на трассе Качканар-Чусовой
Обелиск расположен в 9 км от поселка Промысла. В этом месте дорога раздваивается, и вправо идет дорога к Исовским приискам. Обелиск был установлен здесь еще до революции в виде легкой, изящной металлической пирамидки. В 2003 году на перевале появился новый обелиск высотой 16 метров.

Знак «Европа-Азия» у села Елизавет
На старом демидовском тракте, у села Елизаветинского стоит знак «Европа-Азия». Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Поставлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми.

Обелиск у поселка Кытлым
В 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву находится еще один обелиск «Европа-Азия», установленный в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

Обелиск у подножья Казанского Камня
Обелиск, пограничный столб с указателями Европа и Азия, расположен на склоне Казанского Камня у речки Сухой Вагран, у дороги ведущей через Уральский хребет вПермскуюобласть. Несколько лет назад рядом со старым знаком появились две мраморные стелы с надписями Европа и Азия.

Обелиск на Приполярном Урале
Новый обелиск «Европа-Азия», установленный газовиками, находится на дороге ведущей в поселок Вуктыл центральную базу природного парка Югыд-ва самого большого природного парка в Европе.

Обелиск на горе Неройка
На Приполярном Урале близ поселка Саранпауль расположена гора Неройка (1646 метров). На перевале через Неройку стоит географический знак «Европа-Азия», установленный рабочими местного рудника в 2003 году.

Обелиск на Полярном Урале у станции Полярный Урал
Обелиск в форме столба шестигранного сечения у станции Полярный Урал (железнодорожная ветка между Воркутой и Лабытнанги) был установлен в 1955 году. Обелиск венчал шар с серпом и молотом. Весть столб был раскрашен полосами черного и желтого цвета, идущими спирально сверху вниз, напоминая старинные верстовые столбы. В 1981 году обелискбылреконструирован. Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь.

Обелиск на берегу пролива Югорский Шар
Самый северный из обелисков находится на материковом берегу пролива Югорский Шар (Архангельская область, Ненецкий округ). Знак был установлен в 1973 году сотрудниками полярной станции и участниками экспедиции на катере «Замора», следовавших от Архангельска до Диксона, повторяя путь поморов.
© Дмитрий Ворощук, июнь 2008 г.
© Светлана Жидкова, июнь 2008 г.
Допускается свободная публикация в бесплатных интернет-изданиях, при сохранении целостности текста, включая настоящее уведомление, и работающих гиперссылок. Публикация в платных интернет-изданиях и бумажных СМИ требует согласования и письменного разрешения.

Феномен Евразии: две части света на одном материке

Представления о границе Европы и Азии стали формироваться более трех тысяч лет: с тех самых пор, когда началось описание земель, входивших в состав Египта, Греции, Древнего Рима и соседних с ними территорий. По мере развития мореплавания, после первых кругосветных путешествий и Великих географических открытий XV-XVII веков у человечества сложились общие представления о материках, континентах и частях света, представляющих сушу Земли. Вместе с тем, до начала XXI века у исследователей нет единого мнения о количестве материков и континентов на Земле, а также, что такое Европа и Азия – только разные части света или разные материки?

К концу XVIII века ученые, казалось, пришли к единому мнению, что на Земле существует семь материков: Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Европа и Австралия и шесть частей света, так как Северная и Южная Америки составляют единую часть света – Америку. Однако после исследований А.Гумбольдта (1915), многие ученые объединяют Европу и Азию в один материк Евразию и выделяют на Земле только шесть материков (Александровская и др., 1963). Промежуточную позицию занимал С.В.Калесник (1955) и его последователи, считавшие, что можно придерживаться обеих точек зрения и так, и так. Вместе с тем развитие наук о Земле не позволяло наиболее активным исследователям мириться с создавшейся неопределенностью. В поисках истины П.С.Воронов (1968) обратил внимание на необходимость правильной трактовки самого понятия «материк» и «континент». Понимая под материками и океанами тектонические структуры первого порядка (Михайлов, 1958; Хаин, 1964), П.С.Воронов доказывает, что между Европой и Азией реально существует структурный раздел, которой свидетельствует об автономии Европы и Азии как самостоятельных тектонических образований. Воронов пишет: «Гумбольдт, «закрывший» во время своего знаменитого путешествия Европу в качестве самостоятельного материка и породивший синтетический материк Евразию, не мог, конечно, еще знать, что вызвавший его пренебрежение низкогорный Урал фиксирует собой, подобно Кавказу, местоположение систем глубинных разломов, рассекающих сверху донизу всю континентальную кору. Но мы в отличие от Гумбольдта это обстоятельство сейчас хорошо знаем и поэтому, безусловно, обязаны сделать и соответствующие логические выводы». Таким образом, П.С. Воронов пришел к выводу о том, что Урал и Кавказ объединяют самостоятельные континенты Европу и Азию в единую сушу.

Другая точка зрения на Евразию и ее составные части обобщена в монографии сотрудников Института географии РАН «Геоморфологические режимы Евразии» (2006). Авторы приходят к выводу, «что Евразия – единый, сложно устроенный, долго и противоречиво собиравшийся континент, и что граница между Европой и Азией, как бы ее ни проводить – по глубинным разломам (Воронов, 1968), или по границам других тектонических структур первого порядка, по неким историко-географическим, этнографическим, политическим признакам – геоморфологически весьма условна и неопределенна (Тимофеев, 2006, с.3−4). Вместе с тем, авторы соглашаются, что линия раздела между Европой и Азией проходит по Уралу и Кавказу. Авторы монографии делают выводы, что «на протяжении всей геологической и геоморфологической истории Евразия пережила эпохи (режимы) распада континента, точнее, дробления его на материковые и морские участки и эпохи (режимы) их соединения. Последняя тенденция – режим соединения, собирания в единый континент особенно ярко проявилась на новейшем этапе, когда вместо распавшейся перед этим Лавразии стал создаваться новый Евроазиатский материк» (Бронгулеев, Тимофеев, 2006, с.371). Авторами признается, что в собирании Евразии как единого континента важнейшую роль сыграли два основных центра: азиатский и европейский. Тем самым подтверждается относительная автономия двух подконтинентов Азии и Европы.

Таким образом, в изложенных взглядах на структуру Евразии нет больших противоречий. И те и другие признают, что граница между Европой и Азией существует, проблема лишь в том, насколько она глобальна.

Безусловно, ученые античного мира и эпохи Возрождения ничего не знали о существовании тектонических структур и можно лишь вслед за П.С.Вороновым «выразить восхищение удивительной интуицией человечества, которое … выделило еще на заре истории в качестве самостоятельных единиц» (1968, с.45) Европу и Азию.

Основные этапы развития представлений о границе Европы и Азии

От Геродота до Ломоносова . История вопроса о границе Европы и Азии начинается в глубокой древности. Подробный обзор исторических представлений о границе Европы и Азии был дан в работе А.Б.Дитмара (1958). Не вдаваясь в детали, отметим, что еще финикийцы за 9−8 веков до нашей эры выделяли на Земле три части света: Европу (от финикийского «эреб» — заход солнца, запад), Азию (греч. Asia, от ассирийского и финикийского «асу» — восход, восток) и Ливию – единственную известную в то время часть Африки. Эти три части света в средние века получили название «Старый Свет», а открытые в XVI-XVIII веках Америка и Австралия – «Новый Свет». Первоначально древние греки проводили границу между Европой и Азией по Понту (Черное море). Позднее римляне отодвинули границу на Меотиду (Азовское море) к Керченском проливу и реке Танаис (Дон). Эти представления о границе получили отражение в трудах Геродота, Полибия, Страбона, Помпония Мела, Клавдия Птолемея. Авторитет Птолемея, отразившего Европу и Азию на своих картах, способствовал тому, что граница по Азовскому морю и Дону оставалась незыблемой до XVIII века (Меховский, Герберштейн, Барбарини, Клювер и др.). Подобные представления о границе по Дону мы находим у Козьмы Индикоплова (VI в.), Мартина Бельского (1550 г.) и Герарда Меркатора (XVII в.). Взгляд на реку Дон как природную границу между Европой и Азией был распространен в русских источниках, например, в известных переводных и компилятивных изданиях в Московской Руси под названием «Космография», издававшихся в XVII веке вплоть до 1682−1688 гг. (Лебедев 1949). Граница на Дону присутствует даже в трактате М.В.Ломоносова «О слоях земных» (1757−1759). Хотя к этому времени появились иные представления.

Татищев и Страленберг: кто первый? Граница по Дону «продержалась» много веков, однако уже в средневековых арабских источниках восточной границей Европы служит Итиль (Волга) и Кама. Французский картограф Гийом Делиль, издавший Всемирный атлас (1700−1714), проводил восточную границу Европы по Оби. А известный путешественник, член Санкт-Петербургской Академии наук Иоган Георг Гмелин в своей книге «Reise durch Sibirien von dem Jahr 1733 bis 1743» (Gmelin, 1751−1752) обосновывает восточную границу Европы по Енисею. Этой же точки зрения придерживался французский географ Э.Реклю, автор многотомного труда «Земля и люди. Всеобщая география» (1876−1894).

Впервые в мировой научной литературе идея о проведении границы между Европой и Азией по водоразделу Уральских гор была обоснована шведским ученым Филиппом Иоганном Страленбергом в книге «Северная и восточная части Европы и Азии» в 1730 году. Однако приоритет Страленберга оспаривает В.Н.Татищев в работе «Общее географическое описание всея Сибири», написанной в 1736 и опубликованной только в 1950 году (Татищев, 1950).Татищев утверждает, что именно он в 1720 году, будучи в Тобольске, высказал точку зрения, что границей между Европой и Азией является проходящий по Уральским горам водораздел. В своей работе Татищев отвергает все старые представления по этому поводу: Геродота – по Танаису-Дону, древних арабов – по Волге и Каме, Делиля — по Оби. Он пишет: «… все оные не годятся, но за наилучшее природное разделение сих двух частей мира сии горы … по древним Рифейские, Татарской Урал, по-русски Пояс именуемые, полагаю» (Татищев, 1950, с.50).

В 1745 г. при составлении «Лексикона Российского» он так описывает восточные пределы Европы: «Весьма приличнее и натуральнее провести границу от узкости Вайгач по Великому Поясу и Яику вниз через море Каспийское до реки Кумы или гор Таурисских» (т.е. Кавказских) (там же, с.156). Далее Татищев приводит немало аргументов в пользу такого деления, говоря о различиях в населении рыб рек западного и восточного склонов Урала, о произрастании дуба и орешника к западу от уральского водораздела и их отсутствии в Сибири. Безусловно, труды В.Н.Татищева дают самые убедительные доказательства в пользу проведения границы между Европой и Азией по Уральскому хребту. Однако, несмотря на большой авторитет ученого, его труды не могли оказать большого влияния на формирование научных представлений о границе между двумя частями света, поскольку были опубликованы спустя более чем два с половиной века.

К этому следует добавить, что варианты границы, предложенные Ф.И.Страленбергом и В.Н.Татищевым, совпадают только в ее уральской части. У Страленберга граница с Южного Урала сворачивала на Общий Сырт, реку Самару, Волгу до Камышина и далее по Дону.

Научное признание Уральского хребта в качестве естественного рубежа между Европой и Азией получило отражение в трудах И.П.Фалька (1824), Ф.А.Полунина (1773), С.И.Плещеева (1793). Особенно тщательно эта позиция была обоснована Г.Е.Щуровским (1841). Но все эти исследования касались Полярного, Северного, Среднего и частично Южного Урала. Как проводить границу южнее Миасса и Златоуста и, особенно, на ее юго-восточном отрезке существует много версий. П.С.Паллас (1773) проводил границу от среднего течения р.Урал по южным склонам Общего Сырта, Волге, Ергеням и долине р.Маныч, относя всю Прикаспийскую низменность к Азии. Г.Ф.Миллер (1750) и Ф.А.Полунин (1773) проводили границу по Дону, Волге, Каме, Белой и далее по Уральскому хребту. В широко известных учебниках по географии С.И.Плещеева (1793) и И.Ф.Гакмана (1787) юго-восточный отрезок границы проведен по реке Эмбе.

С вариантом границы по реке Урал не соглашается и Н.А.Северцов: «В естественноисторическом отношении оба берега Урала одинаковы. Он ничего не разграничивает, а просто течет по Киргизской степи» (цит. по: Бейсенова, 1979, с.155).

А есть ли такая граница? Бесконечные споры и многочисленные варианты проведения границы между Европой и Азией привели к тому, что появились предложения вообще отказаться от попыток внести ясность в эту проблему. Впервые эту мысль высказал А.Гумбольдт, считавший, что границы между Европой и Азией не существует, потому что Европа — часть Азии (1850, русское издание 1915). Уместно также вспомнить слова Д.И.Менделеева (1906) о том, что «отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно и с течением времени сгладится и, вероятно, даже пропадет».

Точку в многовековом споре попытался поставить известный французский географ Пьер Гуру в книге «Азия» (1956). Вот цитата из его книги:

«Каковы границы Азии со стороны Европы? В начале мезозойской эры между Обью и Оманским заливом наметилась впадина, которая в различные периоды своей истории то поднималась над уровнем моря, то затоплялась им. Может ли граница между Европой и Азией проходить по Западно-Сибирской низменности, на месте этой древней впадины? И в каком именно месте этой низменности?» П.Гуру также сомневается, что древний уральский барьер может служить межконтинентальной границей. Придавая рубежу между Европой и Азией исключительно историко-культурное значение, Гуру пишет, что «демографическое, экономическое и политическое развитие СССР с каждым днем ослабляет значение границы…». К югу от Урала вплоть до Каспийского моря Гуру вообще не видел никаких рубежей, могущих служить границей между Европой и Азией. Французский географ также считал иллюзорным все варианты проведения границы в районе Кавказа. В итоге он заключает: «Европа – азиатский полуостров, а Азия – понятие искусственное… Северная Азия сильно отличается от остальной Азии; ее границы с Европой являются очень условными и постепенно исчезают» (Гуру, 1956, стр.13).

Комментируя эти мысли французского географа, можно сказать: как бы мы не называли Европу, то повышая ее статус до самостоятельного материка (Воронов, 1968), то понижая до азиатского полуострова, невозможно отменить традиционное историческое понятие, которое существует несколько тысячелетий и является достоянием культуры всех народов земного шара. Но даже у «полуострова» есть граница, отделяющая его от основного массива суши, поэтому ее поиски и уточнения продолжаются.

Идея единой Евразии без Европы и Азии получила развитие в статье У.Паркера (Parker, 1960) «Европа: как далеко?». На основе обзора исторических и географических источников, начиная с античной эпохи до наших дней, ученый делает вывод, повторяющий заключение А.Гумбольдта (1850): нет двух материков Европы и Азии, а есть один – Евразия. Паркер впервые выдвигает идею о разделении Евразии на шесть субконтинентов: Европа, СССР, Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, Юго-Западная Азия. Как видим, границы между субконтинентами проводятся по государственным рубежам либо отдельных стран, либо их групп.

Таким образом, в середине XX века дискуссия о границе Европы и Азии разгорелась с новой силой. Публикации П.Гуру (1956) и У.Паркера (1960) показали, что для европейской науки эта проблема по-прежнему оставалась актуальной. А что же в СССР? Ведь именно на территории самой большой в мире страны находились все многочисленные варианты спорной границы. К тому же только в 1950 году были опубликованы труды В.Н.Татищева, чей вариант проведения границы был превалирующим уже более 200 лет. Необходимо отметить, что на 50−60 годы прошлого столетия приходится пик активности отечественных ученых по уточнению основного евразийского рубежа. Центрами обсуждения этой проблемы стал Московский филиал Географического общества СССР. Из числа многочисленных выступлений советских географов необходимо выделить три: Ю.К.Ефремова (1958), В.И.Прокаева (1960) и Э.М.Мурзаева (1963), на анализе которых остановимся подробнее.

В поисках единственного варианта . Вопрос о границе Европы и Азии стал предметом обсуждения на заседании отделения школьной и физической географии Московского филиала Географического общества СССР 3 апреля 1958 года. С анализом итогов этого заседания выступил в печати Ю.К.Ефремов, который так сформулировал повестку дня заседания: «В Московский филиал Географического общества обратилось Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР с просьбой высказать мнение по поводу уточнения физико-географической границы Европы с Азией. Вопрос этот был поставлен в целях достижения должной стабилизации в учебниках, справочниках и учебных пособиях. Существующий разнобой создает ряд затруднений: несогласованность подсчетов площадей частей света, затруднений при компоновке карт и разграничении материала учебников, посвященных, с одной стороны, Европе или европейской части СССР, а с другой – Азии или азиатской части Союза. Наиболее «вечные» вопросы, приводящие к «разногласиям» таковы: к чему относить Кавказ, к Европе или к Азии; какая вершина в Европе самая высокая, Монблан или Эльбрус; если Кавказ – Азия, то где проходит его северная граница; как отделять Европу от Азии на Урале и в особенности к югу от него: по которой из рек, по Уралу или по Эмбе?» (1958, с.144).

Размышляя о формировании понятий «Европа» и «Азия», Ефремов убеждает читателей, что они носят только культурно-исторический характер, а, значит, между ними не существует природной границы. Автор в своей публикации пытался отразить коллективное мнение, которое свелось к тому, что ни главный водораздел Урала, ни Главный хребет Кавказа не могут служить границей частей света. Участники заседания, судя по статье Ю.К.Ефремова, в поисках оптимального варианта границы были заинтересованы, чтобы при компоновке карт и учебников обеспечивалась цельность территории. Для этого Урал целиком был отнесен к Европе, а Кавказ — к Азии. Однако прочитаем пункт 3 Постановления совместного заседания школьной и физической географии Московского филиала Географического общества СССР:

3. Рекомендовать проводить границу Европы и Азии по восточной подошве Урала и Мугоджар, затем по реке Эмбе, по северному берегу Каспия, по Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу, оставляя Азовское море в пределах Европы.

— во-первых, непонятно, что такое «восточная подошва Урала». Если это восточное подножье «новейшего Уральского орогена» т.е. собственно гор, то эта граница рассекает Уральскую горно-равнинную физико-географическую страну, отрезая, видимо, к Сибири Зауральский пенеплен. Кроме того, на ряде участков на очень большом протяжении (Средний Урал, Приюжноуралье) Уральский хребет как таковой отсутствует, значит — отсутствует и его восточная подошва;

— во-вторых, проводя границу по восточной подошве Мугоджар, авторы рекомендаций не уточняют, какой из двух параллельных хребтов имеется в виду: Восточно-Мугоджарский или Западно-Мугоджарский;

— в-третьих, истоки реки Эмбы находятся в центральной части Мугоджар, а сам хребет вместе с его естественным продолжением – хребтом Шошкаколь, протягивается на юг, еще более чем на 250 км, вплоть до северных чинков Устюрта;

— в-четвертых, река Эмба с 1939 года не впадает в Каспийское море, т.е. границу придется вести по бывшему руслу;

— в-пятых, долиной реки Эмбы отсекается от Европы большой участок Прикаспийской низменности, входящий в состав Восточно-Европейской равнины;

— в-шестых, положение северного берега Каспия даже в историческое время менялось на десятки километров, да и все его северное мелководье является продолжением Прикаспийской низменной равнины;

— в-седьмых, граница по Кумо-Манычской впадине, так же, как и на остальном протяжении, нарушает физико-географическое единство и не является северной границей Кавказа.

Все это говорит о том, что даже коллективное обсуждение одной из самых старых и спорных проблем географии при участии ведущих специалистов МГУ и других столичных вузов не привело к положительному решению.

На решение Московского филиала Географического общества СССР отреагировал своей статьей уральский физико-географ В.И.Прокаев (1960). В своем сообщении он показывает, что новый вариант границы, изложенный Ю.К.Ефремовым, не выдерживает объявленного принципа соблюдения физико-географической цельности. В.И.Прокаев приводит в статье собственную карту физико-географических стран СССР и показывает, как могла бы выглядеть граница между Европой и Азией, если бы она была проведена по ландшафтным рубежам: восточной границе Уральской страны (лежащей полностью в Европе) и северо-западной границе Туранской страны (отнесенной к Азии), в которую он включил всю Прикаспийскую низменность. Отмечая достоинства этого варианта границы, В.И.Прокаев не предлагает его в качестве границы между Европой и Азией: «она слишком сильно расходится с традиционной, для всех привычной границей» (1960, с.363). Уральский ландшафтовед считал недопустимым использование традиционных регионов в качестве единиц физико-географического районирования и физико-географической характеристики.

Прокаев признает, что «понятия «Европа» и «Азия», как всякие широко распространенные и общепринятые…, едва ли вообще можно «отменить» (1960, с.365). Он предлагает вопрос о границе не решать, а ограничиться «в нужных случаях изложением его истории». Но тут же заявляет, что «желательно единообразное решение вопроса» (там же, с.365). В качестве основного варианта традиционной границы между Европой и Азией он предлагает – водораздел Уральских гор, реку Урал, водораздел Большого Кавказа и Керченский пролив.

Детальный анализ вариантов границы Европы и Азии проводит в своей работе Э.М.Мурзаев (1963). В районе Кавказского перешейка он насчитывает четыре варианта, а между Уралом и Каспийским морем – три. На самом деле их намного больше. Безусловным достижением является появление варианта по Мугоджарам и Устюрту, но не ясно, как предлагалось проводить границу от Южного Урала до Мугоджар, а также от Устюрта до Каспийского моря? Обобщая труды своих предшественников, Э.М.Мурзаев делает вывод, что, если оперировать физико-географическими данными, исходить из анализа природных условий, нельзя провести четкие рубежи между частями света от Черного моря до Северного Ледовитого океана.

Особую ценность имеют рассуждения Мурзаева о невозможности провести демаркационную линию на основе исторических, антропологических, этнографических или лингвистических рубежей. Он пишет: «Конечно, история, языки, культура народов Азии и Европы весьма отличны, глубоко своеобразны и специфичны. Но не существует «азиатских» языков, единого «азиатского» антропологического типа, нет и единой «азиатской» культуры, «азиатского» типа хозяйства. Невозможно провести границу между Европой и Азией по каким-либо языковым или этнографическим признакам; но можно говорить о распространении индоевропейских, тюркских, монгольских, финноугорских народов, широко расселившихся как в Азии, так и в Европе и иногда даже образующих отдельные замкнутые ареалы, лежащие на далеком расстоянии от основного массива. Такие ареалы образуют, например, венгры в центре Европы или тюркоязычные народы Поволжья (чуваши, татары, башкиры) и монголоязычные – калмыки, в Прикаспийской низменности в Восточной Европе. А ираноязычный народ – осетины, живут на Северном Кавказе. В Сибири же до берегов Тихого океана широко расселились славянские народы, главным образом русские» (1963, с.112−113).

Опираясь на предшествующие схемы и с использованием их элементов, Мурзаев предлагает как основные два варианта евро-азиатской границы: 1) по политико-административным рубежам, 2) по физико-географическим рубежам. На Кавказском перешейке граница полностью совпадает с современной государственной границей Грузии и Азербайджана. Все Каспийское море относится к Азии. Далее, по мнению Мурзаева, евроазиатский рубеж идет по государственной границе России с Казахстаном до Челябинской области. Когда Э.М.Мурзаев проводил границу, еще не было Уральского федерального округа, который по его схеме полностью лежит в Азии вместе с Челябинской, Свердловской, Тюменской областями, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами. Карское море оказывается целиком в Азии, а Новая Земля – в Европе. Безусловно, такой подход очень удобен для статистических исследований. Однако эта граница временная: особенно между областями Уральского и Приволжского федеральных округов. При ожидаемом укрупнении субъектов федерации могут измениться или исчезнуть границы между Свердловской областью и Пермским краем, между Башкирией и Челябинской областью, а Оренбургская область может быть вообще разделена между соседними субъектами (Чибилев, 2007).

Второй вариант евро-азиатской границы Мурзаев строит, по его выражению, «из принципа полного сохранения природных рубежей» с использованием четырехчленной формулы: Кавказ – Каспий – р.Урал – хребет Урал. Но хребет Урал обрывается у него где-то на междуречье рек Урала и Сакмары. Евро-азиатская граница сходит с осевой части Уральской горной системы и спускается на юг по среднему и нижнему течению реки Урал. При этом на крайнем севере Уральского хребта, а точнее, после его окончания горой Константинов Камень, Мурзаев не использует в качестве рубежа очень заметный каньон реки Кары и Карскую губу.

Статья Э.М.Мурзаева была написана накануне ХХ Международного географического Конгресса в Лондоне в 1964 году. Понимая дискуссионность собственных предложений, автор пишет, что «необходимо принять определенное решение, исходящее от авторитетных органов, которое и следует предложить вниманию … конгресса… как единственное» (1963, с.119).

Урал – от начала до конца

Разные исследователи за более чем трехтысячелетнюю историю изысканий в качестве границы между Европой и Азией использовали следующие типы рубежей:

— культурологические (исторические, этнографические, лингвистические и др.);

— административно-политические, в т.ч. долины рек как линии пограничных укреплений;

— ландшафтно-орографические, в т.ч. осевые линии основного хребта;

— гидрологические: долины наиболее крупных рек, как естественные рубежи.

Анализ указанных типов рубежей свидетельствует о том, что основным фактором, влияющим на формирование представлений о границе Европы и Азии, являются культурологические и административно-политические границы, с изменением которых граница Европы неоднократно смещалась, главным образом, в восточном направлении. Однако это не могло происходить бесконечно. Поэтому, в первой половине XVIII века, когда границы Российской империи не только продвинулись до Тихого океана, но и стали получать картографическое отражение в юго-восточном направлении в пределах Заволжья и Прикаспия, в качестве естественно-исторического рубежа между частями света стали использоваться Уральские горы и река Яик, переименованная в 1775 году по Указу Екатерины II в реку Урал.

В условиях, когда культурологические границы между европейскими и азиатскими народами оказались размытыми, а административно-политические границы неоднократно перекраивались, для формирования современных представлений о границе Европы и Азии мы предлагаем использовать только важнейшие природные рубежи. При этом река Урал, давно утратившая роль линии приграничных укреплений Российской империи, может рассматриваться как природно-исторический объект, временно служивший границей между Европой и Азией. Итак, в качестве границы между Европы и Азии мы можем использовать: во-первых, орографические рубежи; во-вторых, главные водоразделы; в-третьих, долины крупных рек.

Анализ многочисленных вариантов евро-азиатской границы между Каспийским морем и Северным Ледовитым океаном свидетельствует о том, что ключевое место в них занимает Уральский хребет. Это связано с тем, что Урал – единственное горное образование Евразии, вытянутое по меридиану, что нарушает общую картину субширотного орографического строения материка. Урал и несколько смещенная к западу впадина Каспийского моря имеют общее субмерианальное простирание, а необычное для Европы и Азии субширотное или диагональное. По мнению П.С.Воронова (1968) именно Уральский хребет подчеркивает самостоятельность Европы и Азии как отдельных континентов, «случайно (!) соединившихся геологически недавно». Отсюда наличие орографической границы (или меридиональной зоны) между западной и восточной частями Евразии. Очевидно, это видели и видят многие, практически все исследователи границы от Татищева и Страленберга до современных ученых. Но видеть можно по-разному. Если северную оконечность Уральской меридиональной системы, заканчивающейся на побережье Карского моря, видят практически все, то на юге, задолго до южной оконечности горно-складчатого сооружения, границу уводят с Урала то на реку Яик-Урал, то на Белую — Каму, то на Сакмару, то на Самару, то ведут по Общему Сырту – волго-уральскому водоразделу до Волги и т.д.

Еще в середине XIX века А.Гумбольдта (1843), а затем Н.А.Северцова (Географические …, 1860) интересовали связи Урала с Устюртом через Мугоджары. Гумбольдт в специальной главе «Система гор Урала» (1915) писал, что Уральские горы являются самым крупным азиатским хребтом. Северным продолжением его он считал горы на Новой Земле, южным – не только Мугоджары, но и возвышенное плато Устюрт. И если генетическая связь гор Новой Земли с Уральскими горами подтвердилась, то представления Гумбольдта об Устюрте как продолжении Урала оказались ошибочными. Ошибку Гумбольдта повторяет Н.А.Северцов в статье «Составляет ли Устюрт продолжение хребта Уральского?» (1862). Ни Гумбольдт, ни Северцов не отмечают в своих трудах стык системы Уральских гор с Устюртом, но интуитивно ищут их продолжение именно в этом направлении. В настоящее время хорошо известно, что система Уральских гор заканчивается на юге грядой Шошкаколь, южная оконечность которой упирается в районе прохода Шаркудук в уступы Шагырайского плато, являющегося продолжением чинков Северного Устюрта. Таким образом, если мы начинаем вести границу между Европой и Азией от северной оконечности Уральского хребта на Карском море, то заканчивать ее следует у южной оконечности этой горной системы, т.е. у подножья Устюрта. Выводы большинства участников почти трехвековой дискуссии сводятся к тому, что евро-азиатскую границу следует вести по заметным природным рубежам. После окончания Уральских гор, более заметного, эффектного и читаемого на всех картах рубежа от Урала до Каспийского моря, чем северное подножье плато Устюрт, переходящее в северное подножье Мангышлакских гор (хребет Северный Актау) нет.

Именно в этом направлении – вдоль юго-восточной границы Восточно-Европейской (Русской) равнины или северному подножью Устюрта и хребта Северный Актау до Мангышлакского залива — предлагается проводить границу между Европой и Азией на участке южная оконечность Урала – Каспийское море.

Далее, мы присоединяемся к тем исследователям, кто проводит евро-азиатскую границу от полуострова Тюбкараган по восточному побережью Каспийского моря с пересечением его акватории на широте Апшеронского полуострова и по Главному Кавказскому хребту до Керченского пролива.

Уточнения евро-азиатской границы местного значения.

На всем протяжении границы между Европой и Азией местные ученые, краеведы, туристы и путешественники из других регионов делают попытки зафиксировать, уточнить, изменить ее положение на местности, на участках пересечения транспортными магистралями.

В Заполярье, в районе Югорского полуострова и северной оконечности Уральской горной системы на установку пограничного знака претендует мыс на берегу пролива Югорский Шар (обелиск устанавливался в 1973 году сотрудниками полярной станции, следовавшими на катере из Архангельска до Диксона). Кроме того, пограничный знак установлен в поселке Усть-Кара на правом берегу Карской губы. Обе эти точки находятся в пределах Ненецкого округа Архангельской области .

На границе Республики Коми и Ямало-Ненецкого национального округа близ станции Полярный Урал установлен обелиск «Европа-Азия». Он находится на точке водораздела между реками Елец (бассейн Печоры) и Собь (бассейн Оби). В средние века здесь пролегал самый известный путь (Елецкий проход) через Камень-Урал в Сибирь.

Меньше всего разночтений в определении рубежа между Европой и Азией существует на границе Республики Коми с одной стороны, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов с другой. В частности, здесь установлен знак у горы Неройка на газопроводе, идущем на Вуктыл, при переходе через перевал.

На территории Пермского края первый знак евро-азиатской границы при движении с севера на юг установлен на его крайней северной точке, на водоразделе рек Вишера (бассейна Волги), Лозьва (бассейн Оби) и Унья (бассейн Печоры). Далее она совпадает с административной границей по водоразделу до горы Казанский Камень, откуда уходит на территорию Свердловской области через Конжаковский и Косьвинский Камень до г.Лялинский Камень. Затем она вновь проходит по Пермскому краю, основные ориентиры — г.Магдалинский Камень и г.Колпаки, пересекая автодорогу г.Чусовой – г.Качканар. Территорию края граница покидает близ станции Хребет Уральский на Горнозаводской железной дороге.

Ни в одном другом регионе Урала проблема проведения евро-азиатской границы не вызывала и продолжает вызывать столько споров и точек зрения, как в Свердловской области и в самом Екатеринбурге . К слову сказать, самый первый на Урале знак «Европа-Азия» был установлен в 1837 году на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральска, на горе Березовой. Из других наиболее старых пограничных обелисков можно отметить башню-часовню у деревни Кедровка на автодороге Кушва-Серебряна, сооруженную в 1868 году, и столб-обелиск у станции Хребет Уральский на Горнозаводской железной дороге, установленный в 1878 году. За 20 век на территории Свердловской области установлено не менее 30 разнообразных пограничных обелисков. В 2002 году в Екатеринбурге прошел специальный научно-практический семинар, посвященный проблеме границы, к которому были подготовлены обстоятельные доклады Е.Г.Анимицы (2002), Ж.П.Архиповой (2002), В.Г.Капустина (2002), Л.С.Кропотова (2002), С.В.Титлинова (2002) и др.

В том же 2002 году в Екатеринбурге проводится еще одна Всероссийская научно-практическая конференция — «Екатеринбург: от завода крепости к евразийской столице», принявшая резолюцию, которая дает обоснование для проведения границы в пределах «некоей полосы» «по водоразделу горной полосы Среднего Урала и восточных предгорий». Такая формулировка окончательно запутала екатеринбургских краеведов, позволяя ставить евро-азиатские пограничные знаки в качестве туристических брендов ближе к тому или иному городу, в том числе почти в городской черте уральской столицы.

В пределах Челябинской области местные краеведы обозначают рубеж Европы и Азии на двух участках. Первый из них от границы Свердловской области через Кыштым, Таганай и перевал на хребте Уреньга между Златоустом и Миассом. Один из знаков установлен в 1892 году по проекту Н.Г.Гарина-Михайловского близ железнодорожной станции Уржумка в память о завершении строительства в этом районе Транссибирской магистрали.

Второй участок границы полностью связан с рекой Урал: от границы с Башкирией до границы с Оренбургской областью. В XVIII-XIX века вдоль реки Урал проходила крепостная линия по восточной границе Оренбургской губернии, состоящая из крепостей Верхноуральской, Магнитной, Кизильской, Уртазымской, Таналыкской, Орской и др.

К 30−ым годам XIX века эта пограничная линия утратила свое значение, поскольку граница, отделяющая Оренбургскую губернию и земли Оренбургского казачьего войска от киргиз-кайсацких (казахских) кочевий, сместилась далеко на восток. Тем не менее, географические знаки, обозначающие границу Европы и Азии, были установлены на реке Урал в Верхнеуральске и Магнитогорске. Их нахождение в этих городах можно считать уместным и в том случае, если проводить евро-азиатскую границу по хребту Ирендык, параллельно которому в 15−35 км к востоку протекает река Урал.

На территории Башкирии находится исток реки Урал; по некоторым версиям именно к нему евро-азиатская граница спускается с хребта Уралтау и далее идет по реке Урал-Яик до Каспийского моря. Для закрепления этой границы в Учалинском районе у моста близ деревни Новобайрамгулово на автодороге Учалы – Белорецк в 1968 году были установлены два обелиска «Европа» и «Азия». В межень ширина реки под мостом составляет 1,5−2 м при глубине около 10 см. Вряд ли такой водоток можно считать достойным природным рубежом, который обозначил бы границу частей света. Вместе с тем хребет Ирендык, начинающийся от хребта Крыкты и прослеживающийся в виде горной гряды (г.Вишневая, горы Жильтау) до ущелья Орских Ворот на реке Урал — наиболее заметный рубеж меридионального простирания и продолжения главной оси Уральских гор в пределах Башкирии. Водораздельная линия по хребту Ирендык идет параллельно долине реки Урал в 15−35 км к западу. Орографически она выражена более отчетливо, чем осевая часть Среднего Урала к западу от г.Екатеринбурга.

В Оренбургской области местные краеведы и туристы отождествляют евро-азиатскую границу исключительно с рекой Урал. Правый берег реки в Новое время носил название «самарский», левый – «бухарский». Исключительную роль Оренбурга как города на границе Европы и Азии образно обозначил оренбургский губернатор Н.А.Крыжановский в своей речи в 1868 году на открытии Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества: «Географы принимают границею между Европою и Азией хребет Уральских гор и течение реки Урала. Не обращая никакого внимания на мнение ученых географов в Европе и даже в России, некоторые полагают, что Азия начинается сейчас же за Волгою, то есть за течением ее от Казани до Астрахани. Города Оренбург, Уфа и проч. почитаются городами азиатскими… Такое мнение относительно части Оренбургского края, по эту сторону Урала лежащей, надо полагать образовалось от двух причин: удаление края от центров Империи и разноплеменность населения, или, вернее, присутствие многочисленного магометанского населения… Во всем остальном, что собственно говоря влияет на исторический быт народа, в виде природы, в почве, в главной народной пище и в климате, наш край, говорю о части его, лежащий по эту сторону Урала, по всем правам, принадлежит к Европейской России. Доказать эту мысль так, чтобы в России оценили край наш по достоинству и удостоили его приобщением к Европе, должны будете вы, господа члены Географического Отдела. … Физическая география степи ничего не имеет общего с физической географией Оренбургского края по эту сторону Урала. Сколько здесь видимы естественные богатства, столько там бедности. Сколько здесь надежд на будущее, столько там во всем безнадежности, сколько здесь жизни, столько там окаменелой мертвенности. … Все это высказано мною для того, чтобы яснее выразить, где собственно лежит граница между Европою, способною к цивилизованной жизни, и Азией, обреченною в этом отношении на помертвелую безнадежность» (1870, с.13−30). На наш взгляд, в своем выступлении оренбургский губернатор сгустил краски. Но это было велением времени, своеобразной попыткой ускорить европеизацию правобережной части края с губернским центром и отгородиться от Азии. Обелиски с обозначением границы «Европа-Азия» установлены на берегах Урала в Орске и Оренбурге. В областном центре можно совершить путешествие из Европы в Азию через реку Урал на подвесной канатной дороге.

Исторически город Орск, основанный в 1735 году как крепость Оренбург, имеет намного больше оснований считаться городом на границе Европы и Азии. В конечном счете, именно Орск-Оренбург, а не современный неплюевский Оренбург был задуман Петром I и реализован автором проекта И.К.Кириловым как «Ключ и врата» в Азию. И река Урал имеет прямое отношение к евро-азиатской границе именно в ущелье «Орские Ворота», через которые легендарная река прорезает Уральский хребет из Азии в Европу.

В пределах Казахстана претензии на идентификацию евро-азиатской границы выразили города Уральск и Гурьев, где на берегах реки Урал (старая казачья река Яик, казахское название – Жайык) установлены соответствующие знаки. Вместе с тем, по многим вариантам, в т.ч. рекомендованному Международным географическим конгрессом 1964 года в Лондоне, значительная часть границы проходит по Актюбинской области. В этой области Казахстана мало кто вспоминает, что через всю ее территорию проходит евро-азиатская граница. Можно лишь процитировать актюбинского геолога Р.А.Сегедина, который пишет: «Именно Мугалжарские (Мугоджары – А.Ч.) горы и Шошкакольская гряда служат естественным продолжением протягивающегося вдоль Уральского хребта рубежа, разделяющего Европу и Азию, и высшая точка перевала, по которому трансказахстанская (Оренбург-Ташкент – А.Ч.) железнодорожная магистраль пересекает Мугалжарский хребет (между станциями Мугалжарская и Биршагыр (Берчогур - А.Ч.), вполне заслуживает того, чтобы на ней был установлен символический обелиск «Европа-Азия», подобный тем, что уже давно существуют на более северных перевалах Уральских гор» (Сегедин, 2002, с.7).

Жители, проживающие на берегах реки Эмбы, ничем не выразили своего отношения к гипотетической евро-азиатской границе, которую нередко проводят по этой затерянной в песках и солончаках прикаспийских пустынь водной артерии. К тому же ниже г.Кульсары Атырауской (Гурьевская область) постоянного русла у этой реки нет, и она очень редко, лишь в полноводные годы через лиманы и разливы доносит воды до Каспия.

Еще 180 лет назад, во время своего знаменитого путешествия по России, Александр Гумбольдт выразил мысль о том, что границы Европы и Азии, тем более по Уралу, не существует. С тех пор многие видные ученые выражали мысли об «отмирании» евро-азиатской границы, а также о том, что этот вопрос вообще не является научной проблемой. Тем не менее, понятия «Европа» и «Азия» отменить невозможно, потому как они представляют собой важнейшие объекты и атрибуты мировой науки, культуры и фундаментальные компоненты географических представлений. Развитие человечества во времени и пространстве давно уже стерло территориальные границы Ойкумены и цивилизаций, связанных с частями света. Однако можно быть уверенным, что граница между Европой и Азией по Уральским горам, возможно, в разных, но близких вариантах будет существовать, пока существует современная цивилизация с ее наукой и культурой.

Примечательно, что от национального парка «Югыд Ва» в Республике Коми, евро-азиатская граница проходит через такие федеральные ООПТ как заповедники «Печоро-Илычский», «Вишерский» в Пермском крае, «Денежкин Камень», «Висимский» в Свердловской области, национальный парк «Таганай» в Челябинской области. В непосредственной близости от границы Европы и Азии находятся заповедник «Басеги» в Пермском крае, природные парки «Оленьи Ручьи» и «Река Чусовая» (Свердловская область), Ильменский заповедник, национальный парк «Зюраткуль», природный парк «Тургояк» (Челябинская область), Южно-Уральский и Башкирский заповедники (Башкортостан), один из участков госзаповедника «Оренбургский» Айтуарская степь (Оренбургская область).

Дальнейшее развитие сети заповедников и национальных парков в полярных областях Урала, а также в Мугоджарах на территории Казахстана приведет к формированию уникального ландшафтного ряда природных резерватов протяженностью более 2500 км от арктической тундры до центральноазиатской пустыни. В связи с этим на Большом Урале может быть создана трансграничная система объектов природного наследия весьма перспективная для развития экологического и экстремального туризма.

РГО, Александр Чибилёв


Социальные комментарии Cackl e

Пограничный столб «Европа-Азия» yuvlatyshev wrote in January 12th, 2018

Пограничный столб «Европа-Азия» (Станция Уржумка) - объект культурного наследия регионального значения (1892).

Местонахождение: в 0,5 км к востоку от станции Уржумка

Уржу́мка — железнодорожная станция Южно-Уральской железной дороги, расположена в 9 км от центра Златоуста в пределах его городской черты. Была сооружена в 1890—1892 гг. во время строительства Златоуст — Челябинской железной дороги.

В полукилометре восточнее станции находится гранитный обелиск «Европа — Азия» (автор проекта — Н. Г. Гарин-Михайловский), созданный в память о завершении Западно-Сибирского участка Транссибирской железнодорожной магистрали в 1892 году. Он сложен из используемых в облицовке придорожных сооружений гранитных тёсаных «кирпичей».

«ЕВРОПА - АЗИЯ », обелиск. Находится на железнодорожном полотне, в 6 км к востоку от Златоуста, близ станции Уржумка, у подножия Александровской сопки хр. Уралтау, на высоте 573 м над уровнем моря. Это один из первых памятных знаков, расположенных на условной границе между 2 частями света — Европой и Азией, которая проходит по водораздельным хребтам Уральских гор. В структуре обелиска четко выражены 2 части: нижняя, в форме призмы с квадратным сечением, и верхняя в форме пирамидального шпиля; обе они облицованы гранитной плиткой. Верхняя и нижняя части соединены выступающим почти на 0,5 м поясом, на котором установлены металлические плиты с надписями: «Европа», ориентир, на запад, «Азия» — на восток. Вся конструкция базируется на 2-ступенчатом основании. Решением Златоустовского горисполкома «Об учете и охране памятников истории и культуры на территории г. Златоуста» от 10 февраля 1977 г. обелиск взят на учет и охраняется. В настоящее время на Урале известно около 20 пограничных знаков.

В "Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге. 1900" говорится: "Уржумка находится в глухой местности. Близ неё - граница двух губерний: Уфимской и Оренбургской. В полуверсте от станции стоит каменная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. Здесь - высшая точка Уральского хребта ".

По утверждениям некоторых историков края, этот пограничный столб сложил в 1892 году сам Гарин-Михайловский, и высшая точка Уральского хребта совпадает с самой высокой точкой Транссибирской магистрали.

ОБЕЛИСК «ЕВРОПА-АЗИЯ», УСТАНОВЛЕННЫЙ БЛИЗ СТАНЦИИ УРЖУМКА (ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ) НА ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ УЧАСТКЕ ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ. АВТОР ПРОЕКТА: Н. Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ. Фото: В. Л. Метенков, 19 В.

1910 год. Фото Прокудина-Горского

Примерно в этом же районе во второй половине XIX — начале XX в. проходила административная граница между Златоустовским уездом Уфимской губернии и Троицким уездом Оренбургской губернии. В 3 километрах к северо-востоку от станции Уржумка располагается Александровская сопка, в 1 километре к северу — Семибратка.

1918 год

Август 1980 года. Фото Ю. Латышева

1982 год. Фото Ю. Латышева

Вопрос, несомненно, вызовет недоумение у любого жителя Казахстана и России, ведь об этом знает каждый школьник: граница между Европой и Азией проходит по Уральским горам и реке Урал. Свидетельство тому — обелиски на важных железнодорожных магистралях

и автотрассах, пересекающих Уральский хребет, с указанием, где начинается Европа, где Азия.

Но вопрос не так прост, как кажется.

Об этом говорит и тот факт, что данный вопрос обсуждался на научно-практической конференции Общества геологов-нефтяников Казахстана, состоявшейся в Атырау. Ее участники единогласно отметили актуальность обсуждаемой темы.

История вопроса

Древние греки первоначально считали Европу отдельным материком, разделенным от Азии Эгейским и Черным морями. Убедившись, что Европа — лишь малая часть огромного материка, который сейчас называют Евразией, античные авторы стали проводить восточную границу Европы по реке Дон. Это мнение господствовало в течение почти двух тысячелетий.

В 1730 году шведский ученый Филипп Иоганн фон Страленберг впервые обосновал в мировой научной литературе идею о проведении границы между Европой и Азией (позднее, в 1736 году, Василий Татищев, известный своей «Историей Российской», утверждал, что именно он подсказал ему эту мысль). В своей книге Татищев проводил границу следующим образом — от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, далее по реке Урал, через Каспийское море до реки Кумы, через Кавказ, Азовское и Черное моря и Босфор.

Эта идея не сразу получила признание современников и последователей. Например, Михаил Ломоносов в трактате «О слоях земных» (1757-1759 гг.) проводил рубеж между Европой и Азией по Печоре, Волге и Дону. Однако вскоре появились авторы, исследования которых вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией.

Постепенно новая граница стала общепринятой сначала в России, а затем и за ее пределами.

Границы Европы и Азии закреплены в городах Казахстана памятниками-символами. В городе Уральске в 1984 году был установлен монумент у моста через реку Урал при въезде в город со стороны аэропорта. На его вершине установлен шар, символизирующий Землю, опоясанный надписью «Европа-Азия». В городе Атырау с двух сторон моста через реку Урал установлены беседки с надписями соответственно «Европа» и «Азия».

Так где же проходит юго-восточная граница Европы по территории Казахстана?

Геологическое

обоснование

В природном отношении резкой границы между Европой и Азией не существует. Континент объединен непрерывностью суши, сложившейся на настоящий момент тектонической консолидированностью и единством многочисленных климатических процессов.

Восточная часть материка включает две платформы (Китайско-Корейскую и Южно-Китайскую), некоторые плиты и области мезозойской и альпийской складчатости. Юго-восточная часть представляет собой области мезозойской и кайнозойской складчатости. Южные районы представлены Индийской и Аравийской платформами, Иранской плитой, а также областями альпийской и мезозойской складчатости, которые преобладают и в Южной Европе. Территория Западной Европы включает в себя зоны преимущественно герцинской складчатости и плиты палеозойских платформ. Центральные области континента — зоны палеозойской складчатости и плиты палеозойской платформы.

Период формирования материка охватывает огромный промежуток времени и продолжается в наши дни. Процесс образования древних платформ, слагающих континент Евразия, начался в докембрийскую эпоху. Тогда сформировались три древние платформы — Китайская, Сибирская и Восточно-Европейская, разделенные между собой древними морями и океанами.

К концу палеозоя Восточно-Европейская платформа и Казахстанская плита были спаяны. Надвинутая на запад Казахстанская плита занимала гипсометрически приподнятое положение. С геологической точки зрения линию западной границы Казахстанской плиты можно принять в качестве юго-восточной границы Европейского материка в пределах территории Республики Казахстан.

Географическое

обоснование

В 1964 году XX конгресс Международного географического союза в Лондоне принял границу Европы и Азии, изобразив ее на карте красной линией. Линия прошла по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, реке Эмба, северному берегу Каспия, Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу. Однако это решение до настоящего времени у нас в республике не прижилось. Интересно, что при проведении границы между Европой и Азией по реке Эмба в Европе будет расположено 12,5 процента территории Казахстана.

В 2010 году Русское географическое общество провело экспедицию в Казахстане с целью ревизии общепринятых взглядов на прохождение границы Европы и Азии по территории РК. Участники экспедиции воочию убедились, что именно Уральский хребет, вернее его восточное подножие, является ориентиром для проведения границы Европы и Азии.

По их мнению, реки Урал и Эмба не являются реальными границами, так как характер местности по их берегам одинаков. Ученые пришли к предварительному выводу о том, что наиболее разумно провести границы Европы и Азии по восточному краю Прикаспийской низменности, являющейся юго-восточным окончанием Восточно-Европейской равнины.

В 2011 году вопрос о проведении этой границы был вынесен на обсуждение Московского отделения Всероссийского географического общества.

В ходе обсуждения выяснилось, что европейско-азиатскую границу вообще нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра, потому что в природе между Европой и Азией нет резкого перехода. Климат в Европе у границы с Азией такой же, как и в Азии у границы с Европой, почвы такие же, и в растительности также нет большой разницы.

Единственным естественным рубежом может служить строение земной поверхности, отражающее геологическую историю местности. Это обычно и использовали географы, проводя границу между Европой и Азией по Уралу и Кавказу. Но где же тогда точно провести границу? Ведь ширина Уральских гор доходит до 150 километров, а Кавказа — и того больше. Выход из этого положения находили в том, что границу проводили по главным водоразделам Урала и Кавказа (поэтому-то и были на Урале расставлены пограничные обелиски). В таком случае западная часть Урала относилась к Европе, а восточная — к Азии, жители северного склона Главного Кавказского хребта могли считать себя европейцами, а южного склона и всего Закавказья — азиатами. Но беда не в этом.

Самые большие неприятности из-за такого проведения границы между Европой и Азией испытывали картографы. Составляя, например, карту Европы, они должны были показывать пол-Урала и небольшую часть Кавказа, разрывая эти горные массивы. Возражали против такой постановки вопроса и геологи. Они вынуждены были искусственно делить на две части Кавказ, имевший единую геологическую историю развития. Мугоджары, лежащие на продолжении Уральского хребта и составляющие с ним единое целое, иногда отрывались от Урала, так как некоторые ученые границу южнее Уральских гор проводили по реке Урал.

Московские географы решили исправить положение и решили договориться о проведении границы между Европой и Азией таким образом, чтобы Урал и Кавказ не разрывались на части, а целиком относились к той части материка, с которой они больше связаны геологической историей.

Таким образом, Урал теперь решено целиком относить к Европе, а Кавказ, тоже целиком, к Азии.

С учетом геологии, геоморфологии и географии региона юго-восточную границу Европы по территории Актюбинской области предлагается провести по восточному подножию Мугоджарских гор (продолжение Уральских гор на территории Казахстана) и по левобережью реки Эмба по линии кряжа Шошкаколь, плато Шагырай, чинка Донызтау с дальнейшим выходом к Каспийскому морю южнее месторождения Тенгиз.

Таким образом, на европейской части территории будут находиться Атырауская, Западно-Казахстанская, частично Актюбинская и Мангыстауская области.

В связи с этим предлагается по территории Казахстана установить обелиски «Европа-Азия» в Актюбинской области в районе города Хромтау на автомагистрали Актобе-Астана, в районе железнодорожной станции Мугалжар, а также в Атырауской области между железнодорожными станциями Опорный и Бейнеу.

Такое решение вопроса о границе Европы и Азии предложено отразить во всех учебниках географии и на всех географических картах, выпускаемых в учебных целях.

Европа — часть света площадью около 10,5 миллиона квадратных километров и населением в 830,4 миллиона человек. Вместе с Азией образует материк Евразия.

Евразия — самый большой континент на Земле. Площадь — 53 893 тысячи квадратных километров, что составляет 36 процентов площади суши. Население — более 4,8 миллиарда (данные на 2010) — это около 3/4 населения всей планеты.

Расберген МАХМУДОВ,

Косан ТАСКИНБАЕВ,

кандидат геолого-

минералогических наук, геолог

P.S. Мнение российских и казахстанских ученых,

участвовавших в экспедиции,

и предложения по новому определению

границы между Европой и Азией

Международным географическим союзом до настоящего времени пока еще не рассматривалось.

Подробная карта Европы на русском языке. Европа на карте мира – континент, который вместе с Азией входит в состав материка Евразия. Граница между Азией и Европой – Уральские горы, от Африки Европу отделяет Гибралтарский пролив. На территории Европы находится 50 стран, общее население – более 740 млн. человек.

Карта Европы со странами и столицами на русском языке:

Карта Европы со странами крупно - открывается в новом окне. На карте показаны страны Европы, их столицы и крупные города.

Европа - Википедия:

Население Европы: 741 447 158 чел. (2016 г.)
Площадь Европы: 10 180 000 кв. км.

Спутниковая карта Европы. Карта Европы со спутника.

Спутниковая карта Европы на русском языке онлайн с городами и курортами, дорогами, улицами и домами:

Достопримечательности Европы:

Что посмотреть в Европе: Парфенон (Афины, Греция), Колизей (Рим, Италия), Эйфелева башня (Париж, Франция), Эдинбургский замок (Эдинбург, Шотландия), Храм Святого Семейства (Барселона, Испания), Стоунхендж (Англия), Собор Святого Петра (Ватикан), Букингемский дворец (Лондон, Англия), Московский Кремль (Москва, Россия), Пизанская башня (Пиза, Италия), Лувр (Париж, Франция), Биг Бен (Лондон, Англия), Голубая Мечеть Султанахмет (Стамбул, Турция), Здание Парламента Венгрии (Будапешт, Венгрия), Замок Нойшванштайн (Бавария, Германия), Старый город Дубровника (Дубровник, Хорватия), Атомиум (Брюссель, Бельгия), Карлов мост (Прага, Чехия), Храм Василия Блаженного (Москва, Россия), Тауэрский мост (Лондон, Англия).

Самые большие города Европы:

Город Стамбул - население города: 14377018 чел. Страна - Турция
Город Москва - население города: 12506468 чел. Страна - Россия
Город Лондон - население города: 817410 0 чел. Страна - Великобритания
Город Санкт-Петербург - население города: 5351935 чел. Страна - Россия
Город Берлин - население города: 3479740 чел. Страна - Германия
Город Мадрид - население города: 3273049 чел. Страна - Испания
Город Киев - население города: 2815951 чел. Страна - Украина
Город Рим - население города: 2761447 чел. Страна - Италия
Город Париж - население города: 2243739 чел. Страна - Франция
Город Минск - население города: 1982444 чел. Страна - Белоруссия
Город Гамбург - население города: 1787220 чел. Страна - Германия
Город Будапешт - население города: 1721556 чел. Страна - Венгрия
Город Варшава - население города: 1716855 чел. Страна - Польша
Город Вена - население города: 1714142 чел. Страна - Австрия
Город Бухарест - население города: 1677451 чел. Страна - Румыния
Город Барселона - население города: 1619337 чел. Страна - Испания
Город Харьков - население города: 1446500 чел. Страна - Украина
Город Мюнхен - население города: 1353186 чел. Страна - Германия
Город Милан - население города: 1324110 чел. Страна - Италия
Город Прага - население города: 1290211 чел. Страна - Чехия
Город София - население города: 1270284 чел. Страна - Болгария
Город Нижний Новгород - население города: 1259013 чел. Страна - Россия
Город Белград - население города: 1213000 чел. Страна - Сербия
Город Казань - население города: 1206000 чел. Страна - Россия
Город Самара - население города: 1171000 чел. Страна - Россия
Город Уфа - население города: 1116000 чел. Страна - Россия
Город Ростов-на-Дону - население города: 1103700 чел. Страна - Россия
Город Бирмингем - население города: 1028701 чел. Страна - Великобритания
Город Воронеж - население города: 1024000 чел. Страна - Россия
Город Волгоград - население города: 1017451 чел. Страна - Россия
Город Пермь - население города: 1013679 чел. Страна - Россия
Город Одесса - население города: 1013145 чел. Страна - Украина
Город Кёльн - население города: 1007119 чел. Страна - Германия

Микрогосударства Европы:

Ватикан (площадь 0,44 кв.км - самое маленькое государство в мире), Монако (площадь 2,02 кв.км.), Сан-Марино (площадь 61 кв.км.), Лихтенштейн (площадь 160 кв.км.), Мальта (площадь 316 кв.км - остров в Средиземном море) и Андорра (площадь 465 кв.км.).

Субрегионы Европы - регионы Европы по версии ООН:

Западная Европа: Австрия, Бельгия, Германия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария.

Северная Европа: Великобритания, Дания, Ирландия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Латвия, Литва, Эстония.

Южная Европа: Албания, Босния и Герцеговина, Кипр, Македония, Сан-Марино, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория, Португалия, Испания, Андорра, Италия, Ватикан, Греция, Мальта.

Восточная Европа: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Россия, Республика Беларусь, Украина, Молдова.

Страны Евросоюза (члены и состав Евросоюза в алфавитном порядке):

Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Великобритания, Греция, Германия, Дания, Италия, Ирландия, Испания, Республика Кипр, Люксембург, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Португалия, Польша, Румыния, Словения, Словакия, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Климат Европы в большинстве своем умеренный. На европейский климат особенно влияют воды Средиземного моря и течение Гольфстрим. В большинстве стран Европы чувствуется четкое разделение на четыре сезона. Зимой на большей части территории континента выпадает снег и температура держится ниже 0 С, а летом – погода жаркая и сухая.

Рельеф Европы – это в основном горы и равнины, причем равнин значительно больше. Горы занимают только 17% всей европейской территории. Самые крупные европейские равнины – Среднеевропейская, Восточно-Европейская, Среднедунайская и другие. Крупнейшие горы – Пиренеи, Альпы, Карпаты и т.д.

Береговая линия Европы очень изрезана, поэтому некоторые страны являются островными государствами. Через территорию Европы протекают крупнейшие реки: Волга, Дунай, Рейн, Эльба, Днепр и другие. Европа отличается особенным бережным отношением к своему культурному и историческому наследию и природным богатствам. На территории Европы множество национальных парков, и почти в каждом европейском городе сохранились уникальные исторические памятники и архитектура прошлых столетий.

Заповедники Европы (национальные парки):

Баварский Лес (Германия), Беловежская пуща (Беларусь), Беловежский национальный парк (Польша), Боржоми-Харагаули (Грузия), Браславские озера (Беларусь), Вануаз (Франция), Викос-Аоос (Греция), Высокий Тауэрн (Австрия), Двингельдервельд (Нидерланды), Йоркшир-Дейлз (Англия), Кемери (Латвия), Килларни (Ирландия), Козара (Босния и Герцеговина), Кото-Де-Доньяна (Испания), Лемменйоки (Финляндия), Нарочанский (Беларусь), Нью-Форест (Англия), Пирин (Болгария), Плитвицкие озера (Хорватия), Припятский (Беларусь), Сноудония (Англия), Татры (Словакия и Польша), Тингведлир (Исландия), Шумава (Чехия), Доломиты (Италия), Дурмитор (Черногория), Алонисос (Греция), Ватнаёкюдль (Исландия), Сьерра-Невада (Испания), Ретезат (Румыния), Рила (Болгария), Триглав (Словения).

Европа – это самый посещаемый континент в мире. Многочисленные курорты южных стран (Испания, Италия, Франция) и богатое разнообразное исторические наследие, которое представлено многообразием памятников и достопримечательностей привлекает туристов из Азии, Океании и Америки.

Замки Европы:

Нойшванштайн (Германия), Тракай (Литва), Виндзорский замок (Англия), Мон-Сен-Мишель (Франция), Глубока (Чехия), Де Хаар (Нидерланды), Замок Кока (Испания), Конуи (Великобритания), Бран (Румыния), Килкенни (Ирландия), Эгесков (Дания), Пена (Португалия), Шенонсо (Франция), Бодиам (Англия), Замок Святого Ангела (Италия), Шамбор (Франция), Арагонский замок (Италия), Эдинбургский замок (Шотландия), Спишский град (Словакия), Хоэнзальцбург (Австрия).