Ведение консультации психолога с чего начать. Принципы проведения первичной консультации. Порядок проведения психологической консультации

Инструкция

Обеспечьте все необходимые условия для комфортного общения. Психологическая консультация требует от клиента определенной искренности и готовности пустить в личные сферы своей жизни. Поэтому очень важно, чтобы клиент находился в комфортных условиях. Избегайте помещений с ярким светом или, наоборот, излишне затемненных. Кабинет для консультации должен быть хорошо изолирован от внешних звуков, чтобы клиент не отвлекался на посторонние шумы, и, с другой стороны, не опасался быть еще кем-то.

Подготовьтесь к встрече с конкретным клиентом. По возможности, изучите его личное дело до того, как встреча непосредственно состоится. Узнайте о его семье, работе, консультациях с другими врачами, если они были раньше. Предложите клиенту заполнить дома тест и принести его вам за день до назначенной консультации. Тогда вы успеете проанализировать материал и выработать наилучшую стратегию общения.

Внимательно выслушайте клиента. Найти словоохотливого рассказчика гораздо легче, чем хорошего слушателя, поэтому люди постоянно испытывают недостаток внимания. Обращаясь к психологу, человек рассчитывает, как минимум, быть услышанным. Возможность выговориться, сама по себе, является частью любой терапии: связь между речью и мышлением гораздо сильнее, чем зачастую представляется. Вербально оформляя свою мысль, человек начинает по-другому смотреть на проблему, что нередко помогает ему ее решить.

Не навязывайте клиенту своего мнения. Задача профессионального психолога - не решить за человека его проблему, а помочь ему самостоятельно разобраться в возникших трудностях. Очень важно, чтобы клиент сам пришел к принятию определенного решения и был готов отвечать за сделанный выбор.

Стройте ваше общение по принципу диалога. Его суть - не в поочередном обмене репликами, а во внутреннем понимании и признании права каждого из участников беседы на обладание личной свободой и самоопределением. Общение должно быть двусторонним и основываться на взаимном уважении, иначе консультация потеряет смысл. Психологу следует не просто ждать от клиента открытости, но и быть готовым психологически открыться самому, не позволяя давить на себя, но и не оказывая давления самому. Только в том случае, если психолог и клиент внесут равный вклад в решение проблемы, беседа будет эффективной.

Видео по теме

Полезный совет

Определите оптимальную длительность консультации. Она может идти от часа до двух, в зависимости от конкретного случая. Не делайте перерывов во время беседы, отключите свой мобильный телефон и предложите клиенту сделать то же самое. Если планируется не одна встреча, а несколько, то длительность консультаций может постепенно увеличиваться.

Источники:

  • как провести беседу с клиентами

Совет 2: Как провести на себе психологическое консультирование

Чтобы научиться оказывать психологическую помощь другим, нужно начать с себя. Проверить собственные мудрые советы, которые вы готовы давать людям, поможет консультация, которую вы устроите сами себе для проверки способностей к нелегкому труду психолога.

Инструкция

Для начала изложите свои проблемы на бумаге. Теперь представьте, что к вам с ними обратился близкий человек. Что вы ему посоветуете? Запишите все, что вам придет в голову. Через некоторое время вернитесь к записям и выберете самые удачные рекомендации. Четко их сформулируйте.

Не ограничивайтесь теорией. Разработайте для себя простые и понятные рекомендации, которые пригодятся и другим. Например, что музыка Моцарта помогает снимать стресс, слушайте ее регулярно и отмечайте положительную динамику – улучшение сна, исчезновение раздражения и т.д.

Разбираясь с собственной проблемой, задавайте себе вопросы, которые могут прояснить ситуацию. Как бы ни было тяжело, нужно смотреть правде в глаза, особенно когда сложности связаны с такими сильными эмоциями, как страх. Спросите себя, чего вы боитесь, когда, например, не можете находиться в комнате без света. Не уходите от ответа - прохождение через так называемые болевые точки выведет вас к решению проблемы.

Обязательно ищите различные варианты выхода из затруднительных обстоятельств, не ограничивайтесь одним, даже если он представляется самым верным. А если вам кажется, что выхода нет вовсе, не опускайте руки. Размышляйте, анализируйте, и в один прекрасный день вы увидите, что явно преувеличивали масштаб катастрофы.

Попробовать себя в роли консультанта также можно, общаясь на различных форумах, где люди ищут по тем или иным жизненным обстоятельствам. Выдавать себя за не стоит - давайте житейские рекомендации и следите за реакцией на ваши реплики. Если она будет негативной, ни в коем случае не обижайтесь. Постарайтесь выяснить, что так задело вашего виртуального собеседника. Будьте деликатны, наберитесь терпения.

Давать советы другим – популярное и совершенно необременительное занятие. Вы можете овладеть им в совершенстве. Но самыми ценными будут те рекомендации, которые вы проверили на себе и успешно воплотили в жизнь.

Видео по теме

Совет 3: Как получить бесплатную психологическую консультацию

Стрессовые ситуации, сомнения, комплексы и проблемы - очень часто людям бывает нужна поддержка и помощь доверенного человека. Обычно за советом обращаются к друзьям, родным и знакомым, коллегам. Но некоторые проблемы, может решить только квалифицированный специалист, стоимость услуг которого бывает высокой. Тем не менее психологическая помощь доступна каждому.

Как попасть на бесплатную консультацию

В таких случаях необходима помощь квалифицированного , который сможет ответить на тревожащие вопросы. Бесплатную помощь можно получить на разнообразных психологических форумах и сайтах. Преимущество консультаций в интернете состоит в том, что они анонимны, а значит, вы не будете испытывать неловкости, в обсуждении личных вопросов, как при очной встрече. Также в зависимости от характера проблемы, вы можете найти специалиста соответствующего направления. Но у консультаций есть и минус, который заключается в безличном общении, что не дает возможности точно определить глубину проблемы. То есть такая помощь не будет эффективной на 100% в отношении переживаний.

Некоторые сайты предлагают более живой вариант консультации – интернет звонок. Он позволит обсудить тревожащие вас проблемы в непосредственном общении с психологом и построении диалога. Этот вариант работает по принципу , он также анонимен и эффективен тем, что, услышав эмоциональную окраску разговора, специалист получит более полную картину проблемы.

Помощь психолога

Разница между платной и бесплатной консультацией заключается лишь в месте и форме проведения. Все люди, занимающиеся подобной деятельностью, должны быть специалистами в своем направлении, а значит, соблюдать профессиональную этику. Не нужно переживать, о ваших проблемах никто не узнает. Чаще всего именно это останавливает людей от обращения к психологам и решения своих проблем. Бывают ситуации, когда вам в силах помочь только специалист, который разложит проблему по полочкам со своей точки зрения. В любом случае она субъективна, но задача этого человека не навязать вам свое мнение, а лишь показать способы решения.

Душевные проблемы – это своего рода заболевания, и в их лечении необходима помощь квалифицированного специалиста. Ощущение счастья – залог здоровья всего организма, именно поэтому нельзя погружаться в проблемы, которые будут накапливаться со временем как снежный ком.

Видео по теме

Все больше людей в нашей стране проявляют интерес к психологии, осознают ее важность и пользу. И конечно, этот интерес, этот энтузиазм, который появляется по мере овладения знаниями, порождает желание помогать другим людям.

С чего начать психологическое консультирование? Каждый из вас может внести посильный вклад в это прекрасное дело. Это возможно на трех уровнях: на первом вы что-то улучшаете в своей собственной жизни, решаете какие-то проблемы либо вопросы, что-то для себя разъясняете.

Второй уровень – это когда ваши близкие смотрят на вас, на то, как улучшается ваша жизнь, и что-то повторяют, привносят в свою жизнь, следуют каким-то вашим рекомендациям, и атмосфера ваших отношений меняется, потому что вы сами улучшаете свою жизнь, и это распространяется автоматически на всю вашу семью, друзей, знакомых.

И третий уровень – это когда у ваших близких улучшается жизнь, и на них смотрят другие люди, которые, возможно, не знакомы лично с вами. И происходит цепная реакция, друг за другом происходят микроизменения, которые приводят к чему-то большему.

И по мере того как растет ваше влияние, вы можете помочь всё большему числу людей. Это самое время для того, чтобы начать серьезно заниматься консультированием.

Консультирование как бизнес

Итак, вы решили сделать консультирование своей профессией, любимым делом, которое приносит доход. Кто-то занимается психологией уже 10 лет, а кто-то только начал открывать ее для себя – начать может каждый, но важно сделать это правильно, чтобы старт был быстрым и эффективным.

И самое важное для начала – научиться воспринимать психологию как реальный источник дохода, как средство взаимовыгодного сотрудничества с клиентами. Клиенты – это те, кто с нами сотрудничает. Мы, консультанты, – те, кто хочет давать профессиональные знания.

И с другой стороны клиенты – это люди, которые хотят взять профессиональный совет и применить его в своей жизни. И за это, как и за любое сотрудничество, не зазорно просить и получать деньги.

Советский Союз существовал не так давно, еще полвека не прошло, и, к сожалению, так случилось, что у нас профессия психолога ассоциируется с чем угодно, но только не с деньгами. Но если вы хотите строить консультационную практику, консультационный бизнес, важно говорить про деньги, потому что они неразрывно связаны с результатами клиентов.

Очень часто мы боимся брать деньги, потому что в нас заложен принцип: «Сначала качественные услуги, потом деньги». Это одно из важных ограничений, потому что люди начинают терзаться сомнениями: «А вдруг я ошибусь? А вдруг не получится?»

Такая честность с собой очень полезна, она является непременным условием работы с другими людьми. Если мы не умеем видеть свои страхи, свои ограничения – мы будем также мяться, стесняться и «замазывать» проблемы клиентов, поэтому очень важно сегодня быть искренними и посмотреть на себя так, как есть, без осуждений, без критики.

Чтобы расти, важно понять, в какой точке вы сейчас находитесь, осознать это, и только после осознания вы сможете сделать что-то новое, которое даст совсем другие результаты. В этом смысле деньги – это хорошая гарантия качества. Потому что это ответственность, это стремление выложиться на сто процентов.

Хобби или бизнес

Вы должны увидеть, что есть бизнес, а есть хобби. И ваша задача – выбрать, будете ли вы реализовывать консультирование как хобби – любимое дело, за которое деньги брать нельзя, либо все-таки будете строить бизнес, который будет реально интересен.

Начальный опыт – это самое сложное и самое важное, потому что это фундамент, на котором будут основаны ваши дальнейшие достижения. И если его заложить неправильно, дальше строиться будет сложно.

Мы расскажем вам, как с нуля и без опыта начать консультировать, чтобы вы смогли сделать первые шаги в освоении новой профессии – профессии консультанта.

Мы поговорим о том, как вести консультацию, что говорить клиенту, как наработать опыт, где брать клиентов и как их находить, о системе продаж, о маркетинге и так далее.

Также мы поговорим о том, как за один-два месяца стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом, потому что это вполне реально.

Людям, испытывающим проблемы в повседневной жизни, просто необходимы консультации, которые должны проводиться квалифицированными и опытными специалистами. Необходимость таких консультаций в том, чтобы помочь людям в решении проблем (как личных, так и социальных). Задача психолога (социального педагога) заключается в том, чтобы помочь человеку увидеть свои трудности со стороны, поговорить с ним о тех сторонах поведения и взаимоотношений, которые стали источником проблем и о которых пациент, обычно, не догадывается, а, следовательно - не может контролировать. Но ведь не все имеют соответственного образования, а помощь человеку, порой, необходимо оказать срочную, посоветовать, успокоить, дать рекомендации и т.д. Так как же это делать правильно?

  1. Чтобы давать людям консультации, необходимо самому прекрасно разбираться в таких вопросах.
  2. Нужно иметь определенный авторитет и уважение в коллективе, среди коллег и знакомых людей.
  3. Надо хорошо чувствовать ситуацию и уметь в любой момент подстроиться, перестроиться, чтобы для консультируемого это было незаметно.
  4. Обязательно следует быть доброжелательным, терпеливым, чтобы человек мог раскрыться и рассказать о своих трудностях.

Как правило, за помощью, посторонние люди обращаются сами, они уже знают, что этот человек сможет помочь и посоветовать, или им подсказывают, к кому именно следует обращаться.

Самая доступная и эффективная консультация - это контактная беседа. Условно, ее можно разделить на несколько этапов.

Первый этап. Знакомство и начало разговора.

Рекомендуется, не суетясь, встать навстречу человеку, пригласить его присесть. Необходимо некоторое время, чтобы ему оглядеться и немного привыкнуть к обстановке (которая должна располагать к диалогу). После минутной паузы, когда оба пригляделись друг к другу, можно начинать беседу. Самое лучшее, когда разговор будет вестись на равных. При затруднении со стороны консультируемого начать беседу, можно использовать реплику примерно такого типа: «Вам, наверное, есть о чем-то мне рассказать?» или «Внимательно вас слушаю».

Второй этап. Расспрос консультируемого человека.

Необходимо сформировать и проверить гипотезы, по которым нужно будет давать советы и консультации. Иначе говоря, на этом этапе нужно разговорить человека. Самый лучший прием - это стимулировать его рассказ уточняющими репликами.

Через 10-15 минут разговора, обычно, становиться ясна ситуация и возникшая проблема собеседника. После этого, когда сформировались консультативные гипотезы, наступает следующая фаза беседы. Консультант проверяет возникшую гипотезу, задавая уточняющие вопросы и реплики. Это поможет выявить те факты, которые не замечены клиентом, в силу своей субъективности.

Третий этап. Воздействие.

Самый простой способ - это заострить внимание человека на выявленные противоречия в его рассказе. Задача в том, чтобы еще раз проверить и проанализировать поведение консультируемого, лежащее в основе проблемы. Нужно уточнить, чего человек хочет добиться. Необходимо обсудить с ним различные варианты поведения. Задать для этого вопрос такого плана: «Может как-то по-другому можно поступить в такой ситуации?». Другими словами, нужно показать консультируемому, что есть много других вариантов поведения, применимо к этой ситуации, что можно найти наиболее оптимальный и наименее конфликтный.

Четвертый этап. Завершение консультации.

На завершающем этапе, обобщается итог разговора, обговариваются вопросы, которые касаются дальнейших действий собеседника, обратившегося за помощью.

Придерживаясь такого расклада, можно дать хорошую и человеку, тем самым, оказать ему настоящую помощь.

Переписка, общение по Skype, форумы - дистанционное психологическое консультирование набирает всё большую популярность. На каких сайтах можно работать психологом удалённо, в чём особенности формата, с чего начать и что важно знать онлайн-консультанту.

Работать психологом онлайн: где и как?

В Рунете по запросу «психолог онлайн » поисковая система выдаёт 16 млн результатов.

Наиболее популярными ресурсами всероссийского масштаба являются сайты, где психологи консультируют клиента в режиме онлайн и предусмотрена возможность записи к психологу в своём городе на личный приём.

На основных интернет-ресурсах предлагаются следующие виды услуг:

  • Переписка через приватный чат (систему личных сообщений);
  • Запись на онлайн консультирование по Skype;
  • Запись на личный приём у психолога;
  • Возможность задать вопрос на форуме (в том числе анонимно);
  • Тренинги (как правило, групповые).

Также на сайтах обычно хранится архив вопросов и форумных тем, чтобы человек мог найти информацию по своей проблеме, прочитав комментарии психологов о похожих ситуациях.

Анализ 10 наиболее популярных русскоязычных сайтов психологических услуг показал, что самыми популярными сегодня являются консультации через сообщения и форум (46%), на втором месте - консультации по Skype (37%), на третьем - психологические тренинги (17%).

При удаленном консультировании используют два способа общения:

  1. Синхронная коммуникация в «реальном времени»: психолог и клиент одновременно находятся в Сети и общаются через онлайн-мессенджеры Skype, WhatsApp, Viber и др. по видео или аудиосвязи.
  • Преимущества : Такой вид контактов сохраняет спонтанность, эффект личного присутствия и «живого» общения. Есть возможность воспринимать и интерпретировать вербальные сигналы.
  • Недостатки : Если клиент и консультант в разных часовых поясах, то этот метод связи может быть неудобным или недоступным.
2. Асинхронная коммуникация предоставляет больше свободы. Ресурсы - электронная почта, блоги, чаты и программы-коммуникаторы, сохраняющие информацию.
  • Преимущества : Каждый участник диалога отвечает, когда готов ответить. Есть время для размышлений, поиска дополнительной информации, более тщательного рассмотрения проблемы, что позволяет давать качественную обратную связь. Сохранение информации позволяет анализировать процесс взаимодействия, можно возвращаться к ранее сказанному (написанному).
  • Недостатки : Формат не подходит, если нужна немедленная психологическая поддержка. Нельзя интерпретировать язык тела, необходимо полагаться лишь на вербальную информацию. Не всегда люди могут объяснить свои чувства и мысли в письменном виде, иногда клиенту проще говорить.

Л. О. Андропова, кандидат психологических наук, эксперт МГАПС по онлайн-консультированию считает консультации в Skype наиболее удобной формой взаимодействия с клиентом, поскольку видеосвязь наиболее приближена к формату личного общения, и уточняет: онлайн-консультации не должны решать проблемы клинического характера. Работа по интернету ближе к технологии коучинга и помогает человеку самому справиться с возникшими трудностями под руководством профессионала.

Методы и ограничения в онлайн-консультировании

Психолог, работающий онлайн, использует обычный алгоритм: выявляет особенности личности клиента и его проблемы, разбирается в причинах возникновения сложностей, сообщает о результатах, помогает найти пути решения. Для этого используются стандартные методы, как в личной консультации:

  • Интервью, наблюдение, активное слушание;
  • Вербальное проявление эмпатии, оказание психологической поддержки;
  • Фокусирование на главном, анализ проблемы;
  • Информирование клиента о психологических закономерностях;
  • Поиск выхода из сложившейся ситуаций и оптимальных моделей поведения.

В онлайн-консультировании невозможно классическое использование многих психотерапевтических методов, таких как:

  • Психодрама;
  • Арт-терапия;
  • Гипноз.

Профессиональные психологи не работают онлайн со всевозможными зависимостями: алкогольной, наркотической, пищевой. Затруднена отработка новых способов поведения и навыков, выполнение упражнений по самостоятельной диагностике проблемы, дифференцированию переживаний, невозможно обучение саморегуляции.

Чтобы быть эффективной, такая работа требует прямого контакта хотя бы на первых этапах, в таких случаях дистанционно проводят дальнейшую поддержку на этапе, когда клиент уже работает самостоятельно.

Обязательное качество для успеха дистанционного психологического консультирования по переписке ‒ умение специалиста пользоваться письменной речью, грамотность, точность слов и выражений, способность направлять разговор в нужное русло. Нередко на профильных сайтах предусмотрена возможность задать вопрос бесплатно, давая на такой вопрос полезный и развёрнутый ответ, вы можете пригласить потенциального клиента к дальнейшей переписке, рекомендовать ему работу по Skype или запись на личный приём. От качества первого ответа зачастую зависит желание клиента продолжать работать с конкретным психологом, поэтому стоит постараться вникнуть в проблему, написать предположения и методики, посредством которых лучше всего вести работу по данной ситуации. В письменном сообщении вы можете дать человеку ссылки на свои ответы на похожие вопросы (если они в свободном доступе), на статьи (лучше всего - вашего авторства), круглые столы, форумы по его проблеме.

В общении по Skype и посредством других программ-коммуникаторов следует работать над выразительностью устной речи, тренировать навыки активного слушания и убеждения. Нужно уметь придерживаться одной темы и давать краткие, но полные ответы на поставленные вопросы. Необходимо также позаботиться о качестве связи. Как правило, на сайте предусмотрен график записи, где отмечено, какие дни и часы у психолога заняты и когда можно записаться. Ведите его очень внимательно, чтобы не отказывать человеку в консультации в выбранное им время и укажите точные цены за час работы.

За 5 минут до начала сеанса отправьте клиенту приветствие, чтобы он успел настроиться и подготовиться к консультации. Стандартная продолжительность онлайн-встречи - 60 минут. В процессе консультирования можно применять различные техники, интерактивные материалы, например, можно посмотреть видео и обсудить его, удобно работать с изображениями.

Начать консультировать онлайн может как опытный психолог, так и человек, недавно получивший образование. Вы можете зарегистрироваться как консультант на одном из ресурсов-посредников или создать собственный сайт. Конкуренция специалистов в области дистанционного консультирования значительно выше, чем в личном, но и востребованность услуг в таком формате велика. Поэтому, при желании, обязательно стоит попробовать себя в онлайн-формате, это - бесценный опыт.

Сделать первые шаги в карьере психолога можно, пройдя обучение по направлению в Гуманитарной академии переподготовки работников социальной сферы.

Консультация начинается с личной встречи психолога-консультанта с клиентом. Консультанту или его помощнику рекомендуется встречать клиента, стоя у входа в помещение консультации, где будет проводиться консультирование. Встречающий должен первым представиться клиенту и, если это необходимо, проводить его и усадить на то место, где он должен находиться во время консультирования. Далее, прежде чем начинать разговор с клиентом по существу его дела – по той проблеме, с которой он обратился в психологическую консультацию, – следует, расположившись рядом с клиентом, сделать небольшую паузу в разговоре для того, чтобы клиент смог успокоиться и настроиться на предстоящую беседу. Как только клиент успокоится и психологически будет готов слушать консультанта, можно начинать содержательный разговор о проблеме клиента.

Беседу с клиентом следует начинать со знакомства с ним как с человеком, уточняя то, что важно для консультирования, но не отмечено в карточке клиента. При необходимости консультант может рассказать клиенту и кое-что о себе.

После завершения процедуры общего знакомства консультант может предложить клиенту рассказать о том, что его волнует, и внимательно, терпеливо и доброжелательно выслушать его. Время от времени психолог-консультант может задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, но не мешая клиенту в его исповеди. Необходимо следить за тем, чтобы вопросы психолога-консультанта не сбивали клиента с мысли, не вызывали у него раздражения, напряжения, сопротивления, не порождали желание прервать разговор или же просто перевести его на формальные рельсы или на другую тему.

Консультант во время слушания клиента должен запоминать имена, даты, факты, события и многое другое, что важно для понимания личности клиента, для поиска оптимального решения его проблемы, выработки правильных и эффективных выводов и рекомендаций.

Лучше всего запоминать информацию, поступающую от клиента, без ее письменной фиксации. Однако если психолог-консультант не вполне уверен в своей памяти, то, попросив на то разрешение клиента, он вполне может делать краткие письменные записи услышанного от клиента, в том числе и во время исповеди.

Далее разговор продолжает психолог-консультант, а клиент, слушая его, может задавать интересующие его вопросы и, если он этого пожелает, дополнять свою исповедь. Кроме того, в этой части консультации клиент может выражать свое мнение о том, что сам услышит от психолога-консультанта.

Иногда психологу-консультанту недостаточно того, что о себе и о своей проблеме рассказал в исповеди клиент. Для того, чтобы сделать более правильные выводы и сформулировать обоснованные рекомендации относительно сути и решения проблемы клиента, психологу-консультанту иногда бывает нужна дополнительная информация о нем.

В этом случае, прежде чем формулировать свои выводы и заключения, психолог-консультант проводит дополнительную беседу с клиентом или другими лицами, имеющими отношение к проблеме, возникшей у клиента, и способными представить полезную для консультирования информацию.

О том, что психолог-консультант собирается беседовать с другими лицами о проблеме клиента, он должен заранее поставить в известность самого клиента и спросить у него на это разрешение.

Иногда для принятия решения о проблеме клиента психологу-консультанту может понадобиться провести дополнительное обследование клиента при помощи ряда психологических тестов. В этом случае консультант должен объяснить клиенту необходимость проведения такого обследования, указав, в частности, в чем оно будет состоять, сколько времени на него понадобится, как оно будет проходить и какие результаты оно может дать. Важно также заранее сказать клиенту о том, как, где и кем могут быть или реально будут использованы результаты его психологического обследования.

Если клиент не дает согласие на проведение психологического тестирования, то психолог-консультант не должен на этом настаивать. Вместе с тем он обязан – если это на самом деле так – предупредить клиента о том, что его отказ участвовать в психологическом тестировании может затруднить осмысление его проблемы и нахождение ее оптимального решения.