Восприятие и понимание человека человеком

Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью.

При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем т.е. особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры. На одном из первых мест оказываются профессиональная характеристика человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др. Отдельные черты его лица выделяются также избирательно (рис. 71, 72).

Особенности личности интерпретируются по ее внешности различными способами.
1. Эмоциональный способ. Социальные качества приписываются индивиду в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. (Внешне красивый человек интерпретируется как человек хороший.)
2. Аналитический способ. Каждый из элементов внешности связывается с конкретным психическим свойством человека (сжатые губы, нахмуренные брови – злой человек и т. д.).
3. Перцептивно-ассоциативный способ. Человеку приписываются качества внешне сходного с ним другого человека.
4. Социально-ассоциативный способ. Человеку придаются качества определенного социального типа по отдельным характерным внешним признакам. (В очках и шляпе – интеллигент; в шинели – военный.)

Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с этим человеком.

Восприятие человека человеком подвержено определенным социально сформированным стереотипам, эталонам, меркам. Общее впечатление о человеке, представление о его социальном статусе переносятся на все частные проявления данной личности ("эффект ореола"). Первоначально воспринятые сведения о человеке могут иметь доминирующее значение ("эффект первичности").

Значительные различия в социальном положении общающихся порождают "эффект социальной дистанции". Крайнее проявление этого эффекта выражается в пренебрежении и ненависти к представителям других социальных групп.

Оценки и чувства людей при их восприятии друг другом многогранны. Но в основном они подразделяются на конъюнктивные – объединяющие и на дизъюнктивные – разъединяющие. Дизъюнктивные чувства вызываются тем, что осуждается в данной среде.

А. А. Бодалев осуществил следующий опыт. Двум группам людей показывали одну и ту же фотографию и просили описать человека, который был изображен на снимке. Одной группе было сказано, что они увидят портрет героя, а других предупредили, что им покажут изображение преступника.

Выяснилось, что испытуемые в своих оценках находились во власти стереотипа, установки. Вот словесный портрет, данный человеком, который считал, что перед ним изображение героя: "Молодой человек лет 25–30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами лица. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, ворот у рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма".

Испытуемый, который считал, что перед ним портрет преступника, дал такое словесное описание. "Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед".

В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям внешнего облика личности, они по-разному относятся друг к другу.

Восприятие речи. С физической точки зрения речь – это комбинация звуков, изменяющаяся по частоте и интенсивности.

Максимальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 децибел. При интенсивности речи в 10 децибел звуки речи не воспринимаются в виде связанных слов. Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума звуковая интенсивность речи должна на 10 децибел превышать уровень шума. Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек различает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена.

Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за говорящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значительной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первоначальном виде.

Оптимальный темп речи – 70 слов в минуту, верхний предел – 120 слов в минуту.

Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова.

Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фразы. Однообразие звуковых частот, длительные паузы, так же как и отсутствие поуз, затрудняют восприятие речи. (Психология общения будет рассмотрена ниже.)

Понятие социальной перцепции впервые использовал Дж. Брунер (1947 г.). Социальная перцепция – восприятие так называемых социальных объектов (отдельных людей, социальных групп и больших социальных общностей).

Восприятие человека человеком (межличностное восприятие) в социальной психологии как разновидность социальной перцепции. Но понятие «социальная перцепция» более широкое, в него включается восприятие человека человеком.

    Восприятие человека человеком – восприятие внешних признаков партнера, соотнесение их с личностными, психологическими характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретация на этой основе его поступков и достижений (Андреева).

    Восприятие человека человеком – непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого, в результате которого формируется перцептивный образ – сигнал о внешних признаках другого и в целом о его поведении, – выполняющий осведомительную и регулирующую функцию в процессе общения.

При исследовании восприятия человека человеком изучаются содержание и механизмы межличностной перцепции, здесь исследуются характеристики объекта и субъекта восприятия.

Человек как объект восприятия.

В процессе общения каждый человек является объектом восприятия для партнера по общению. Человек выступает как своеобразный стимул, как особого рода источник информации. Образ другого – носитель 3-х типов информации:

1) физический облик;

2) экспрессивно-выразительные движения;

3) оформление внешности.

1. Физический облик – элементы внешности, обусловленные наследственностью:

    тип телосложения;

    национальные признаки (цвет волос, разрез глаз).

По ним определяются национальность, пол, психологические особенности (темперамент: см. концепцию Кречмера).

2. Выразительные движения:

    жесты;

    мимика;

    поза;

    походка.

Основные виды жестов (Пиз А. «Язык телодвижений»):

1. Произвольные – осознаваемые.

2. Непроизвольные – неосознанные.

3. Коммуникативные – заменяющие слова (знаки приветствия, прощания, согласия) – они осознаваемые и произвольные.

4. Модальные – отражают эмоциональное состояние человека, которое он хотел бы скрыть от партнера (они неосознаваемы и непроизвольны).

Жесты говорят об:

    отношении к беседе (теме разговора);

    отношении к партнеру;

    эмоциональном состоянии;

    устойчивых психологических характеристиках человека (свойствах личности): экстраверсия, интроверсия, доминантность, замкнутость и т.п.;

    намерения человека (агрессивность, сексуальность).

Анализ конкретных жестов см. в работе А. Пиза.

Частота использования жестов (тоже несет информацию):

    Увеличение частоты связано с эмоциональным состоянием ==> чаще человек жестикулирует при «+» эмоциях, при беспокойстве, неуверенности, полнении.

    Увеличение частоты жестов – у людей с низким социальным статусом (с высоким социальным статусом жестикулируют реже).

    Связано с уровнем развития речи – реже жестикуляция у лиц с хорошим развитием речи.

    Национальные особенности человека (у финнов – 1 жест в час, у итальянцев – 80 в час, у французов – 120 в час, у мексиканцев – 180 в час)

Точность интерпретации жестов (т.к. жест носит многозначный характер):

    Зависит от контекста (ситуации).

Пример: слабое пожатие ==> слабый характер или артрит!

    Зависит от национальной принадлежности человека.

Язык жестов (так же, как и вербальный язык) в разных культурах различен.

Пример: Кивок головой (сверху вниз) у болгар, индусов, турок означает несогласие, отрицание; у нас, русских, наоборот, – согласие, одобрение.

Поза имеет то же содержание, что и жест.

Мимика – тонкий индикатор эмоционального состояния человека. Мимика может быть произвольной и непроизвольной (последняя – наиболее информативна).

К непроизвольным выражениям относятся, прежде всего, покраснение или побледнение кожи лица, выделение пота, особенно при страхе, блеск глаз и т.п. Эти внезапные проявления переживаний неуправляемы.

Другие непроизвольные движения, такие как стискивание зубов или нахмуривание лба, улыбающееся или печальное выражение лица, могут управляться: подавляться или произвольно вызываться.

Если выразительные движения одного и того же рода систематически повторяются, то они формируют устойчивую «маску» человека, по которой моно определить доброго, злого, угрюмого, жизнерадостного человека.

В общении люди используют не только членораздельную речь, но и язык эмоций. Причем, не только тогда, когда переживают, но и тогда, когда хотят сообщить о переживаниях другим или для маскировки своих действительных мыслей и состояний.

Чтение эмоций по выразительным движениям имеет огромное значение. Оно помогает глубже познать и понять человека, его действительное отношение к событию и тем самым принять адекватные меры: сочувствие, помощь, осуждение и т.д.

Однако, в силу того, что выразительные движения могут управляться, т.е. не соответствовать действительному переживанию человека, возможны ошибки в диагнозе эмоций.

Пример: человек, переживающий страх, проявляет внешнее спокойствие и даже улыбаться.

Настоящее понимание эмоций человека возможно только при учете многих факторов и, в частности, конкретной ситуации общения и сложившегося характера личности.

Для адекватного восприятия эмоций другого человека имеет значение знание ситуации, происшествия.

Большое значение имеет знание личности, особенностей ее характера. Некоторые люди не так глубоко переживают, как отражают это внешне, другие же при глубоком переживании скупы на внешние отражения, т.к. умеют владеть собой.

На возможность чтения языка выразительных движений оказывают влияние наблюдательность + личностные качества человека. Если воспринимающий сам эмоционален, то он легко может понять эмоциональное состояние другого и сопереживать ему ==> это говорит о высокой степени эмпатии .

На возможность человека понимать эмоции других влияют также:

    половозрастные особенности;

    личностные особенности;

    профессиональные особенности;

    принадлежность человека к той или иной культуре.

Целый ряд профессий предъявляет к человеку требование уметь управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих людей.

Пример: профессии врача, учителя, психолога, тренера, следователя, менеджера и др.

Особенности походки (см. Дерябо):

1. Скорость (связана с типом темперамента).

2. Ритм (может отражать общее и эмоциональное состояние).

3. Ширина шага (свойства характера; целеустремленность, доминантность).

Походка содержит следующую информацию: возраст, пол, состояние здоровья, профессиональная принадлежность человека (Пример: моряк, балерина), устойчивые психологические качества (тип темперамента и т.п.).

3. Оформление внешности . (см. Люшер):

    одежда;

    украшения;

    макияж, прическа, борода, усы и т.п.

Оформление внешности свидетельствует о том, как хочет выглядеть человек в глазах других, како впечатление желает производить, и связано с самооценкой, уровнем притязаний и эстетическим развитием личности.

С психологической точки зрения – это то, что позволяет человеку произвести впечатление на партнера. Чрезмерное внимание к оформлению внешности – признак невроза: работает механизм компенсации (здесь я первый!).

Одежда.

Одежда – это имидж предусмотренной для себя роли. Таким образом, общая цель – повысить ценность и значимость человека (приподнять себя в глазах окружающих – назначение одежды).

Одежда говорит:

    о национальности;

    о профессии;

    о возрасте;

  • об уровне материальной обеспеченности;

    об уровне эстетического развития;

    о личностных свойствах человека.

Стиль одежды.

Люшер: общий стиль (направление) и его психологическая интерпретация:

1. традиционный;

2. модный;

3. экстравагантный;

4. классический;

5. оригинальный;

6. разнообразный;

7. консервативный;

8. эксклюзивный;

9. сексуальный (раздражающий).

Характеристика стилей:

1. Дань традиции, профессиональная форма, традиционная национальная одежда говорит о принадлежности к какой-либо группе, членством в которой человек гордится и афиширует его посредством одежды.

2. Человек стремится быть современным, боится отстать от моды ==> конформизм.

3. Необычный, вычурный ==> человек производит шокирующее впечатление (глубокий вырез, яркий цвет, нетрадиционный фасон). Высокий уровень притязаний, тщеславие, честолюбие. Это жажда признания (или сознательное или бессознательное чувство ущемленности в признании, ощущение собственной незначимости, непризнанности порождает чрезмерные притязания на значимость).

4. Стиль противоположный 3. – просто, скромно (простота покроя, в расцветке, спокойные мягкие тона). Так одеваются люди, которые хотят выглядеть авторитетными и претендуют на престижную позицию, уверенные в том, сто достойны уважения (высокая самооценка). Это последовательное, но скрытое притязание на значимость.

5. Одежда сшита по собственному замыслу. Стремление к оригинальности, та одеваются восторженные люди, склонные к сильным эротическим переживаниям.

6. Если любит менять одежду, – это внутренняя пустота, но такой человек хочет произвести впечатление оригинальности, не терпит однообразия в жизни.

7. Отрицание мотовства, эротики, потребность в стабильности, защите, безопасности, уверенности.

8. Исключительный, единственный в своем роде, изысканный свидетельствует о тонком вкусе, эстетической потребности, но это чрезмерно высокий уровень притязания, средство компенсации неудовлетворенности в сексуальной сфере.

9. Обтягиваются обнажаются эрогенные зоны (джинсы узкие, обтягивающий свитер, вырезы, разрезы). Яркие расцветки, кричащие. Прорези в ткани, ее прозрачность. Непосредственный контакт заменяется визуальным, оптическим. Сфера интересов сконцентрирована в сексуальной области ==> компенсация этой потребности.

Но не только общий стиль одежды, но и предпочитаемый человеком цвет одежды может многое сказать о ее владельце (см. работу Люшера).

Теплые тона (красный, оранжевый, желтый) – предпочитают люди властные, эмоциональные, энергичные.

Холодные тона (зеленый, синий, голубой) – предпочитают хладнокровные, эмоционально сдержанные натуры.

Украшения.

В основе использования украшений – четыре основные мотива (потребности):

● эстетическая потребность (желание быть красивой);

● потребность в значимости (престиже);

● потребность в защите, безопасности, покое, стабильности;

● сексуальная потребность.

Кто не использует украшений? – В основе отвержения лежит уровень самоуважения, высокая самооценка («Я и так могу понравиться»), низкая самооценка («Никакие попытки не помогут») ==> или завышенная или заниженная самооценка).

При этом имеет значение тип украшений и место, которое украшается. Посредством украшения демонстрируются сильные стороны.

Пример: красивая шея – колье; тонкое запястье – браслет; печатка – потребность в высокой социальной значимости и т.п.

Качество украшений.

Мелкие и недорогие, качественно выполненные ==> потребность в защите, любви.

Дорогие ==> потребность в престиже и значимости ==> высокий уровень притязаний, социальный статус (больше нечем завоевать).

Эстетические, с тонким вкусом ==> потребность красоте.

Сексуальные – макияж, татуировки, металлические заклепки, блеск, мишура.

Таким образом, в реальном процессе общения мы обращаем внимание е только на внешний, физический облик партнера, его экспрессивные проявления, но и на оформление внешности, в результате формируется определенной впечатление о человеке, его личностных качествах, но не всегда это впечатление и представление соответствует реальности.

От чего зависит точность восприятия человека человеком.

Факторы:

1. Социальный опыт.

2. Возраст (обращаем внимание на разные характеристики: чем моложе, тем больше внимания на внешность; подросток – анатомические признаки (рост, телосложение); взрослый – экспрессивные проявления: жесты, позы.

3. Пол (женщины точнее оценивают партнера).

4. Эмоциональное состояние. Пример: плохое настроение – другой человек кажется хуже.

5. Интеллект: чем он выше, тем точнее восприятие партнера.

6. Эмоциональные особенности личности (тревожные и сензитивные достаточно точно оценивают партнера, ибо отличаются тонкой чувствительностью к элементам экспрессивного поведения.

7. Склонность к рефлексии (кто занимается собой), лучше знает собеседника.

8. Отношение к партнеру симпатия ==> больше на достоинства).

Основные механизмы межличностного восприятия.

Вопрос о механизмах восприятия человека человеком – это вопрос о том, КАК людииспользуют постепенно поступающуюинформацию для формирования представления о другом человеке (о его качествах, свойствах и причинах его поведения и достижений).

В обыденной жизни человек часто не знает истинных свойств личности партнера, причин его поведения или знает их недостаточно. В условиях реального общения люди начинают приписывать (атрибутировать ) друг другу как причины поведения, так и какие-то более общие характеристики. Существует целаясистема способов такого приписывания (атрибуции ), исследованием которых занимается особая отрасль социальной психологии.

Атрибуция (от латинского «наделяю, придаю, приписываю»). Это приписывание личных качеств и причин поведению, поступкам партнера по общению.Каузальная (от латинскогокауза «причина»)атрибуция – это потребность и способность человека понимать и прогнозировать причинно-следственные отношения, интерпретировать причины, мотивы поведения. Разобраться в мотивации значит сделать возможным прогнозирование поведения, что особенно важно в области межличностных отношений.

Понимание причин (мотивов) поведения – очень сложный процесс. Его изучением занимались многие психологи мира ==> не существует единой теории атрибуции.

Основные модели атрибутивного процесса.

Первая работа принадлежит западному психологу Фрицу Хайдеру «Психология межличностных отношений» (1958 г.) – анализ атрибуции на основе художественных произведений: как литературные герои объясняют собственные и чужие действия и их результаты.

Теоретическая модель каузальной атрибуции Хайдера. В построении модели исходит из положения К. Левина , что поведение человека является функцией личности и ситуации. Поведение человека = f (Л + sit).

Хайдер выделял различные переменные (личностные и ситуативные), которые могут стать причиной поведения.

Личностные переменные:

1. Старания – это производное от интенции («намерение») и настойчивость (усилия). Старания – временный компонент личностной детерминированности.

2. Способности – это постоянный личностный компонент, который влияет на наше поведение.

Ситуативные переменные.

1. Трудность поставленной цели – константная переменная.

2. Случай (стечение обстоятельств) – временные переменные.

Два типа казуальности:

1. Личностная каузальность (причины поведения в личности: старания или способности).

2. Ситуативная каузальность (в ситуации: случай или трудность).

Пример: учитель заинтересован в том, почему ребенок плохо учится, в чем причина его плохой успеваемости?

Но модель Хайдера неполная, так как не позволяет ответить на самый важный вопрос: по каким основания делается заключительный вывод о личностной или ситуативной каузальности. Сам Хайдер не смог ответить на этот вопрос, ограничившись приведением частных примеров из житейской практики.

Дальнейшие исследования были связаны с конкретизацией условий личностной и неличностной каузальности. Одна из наиболее удачных попыток принадлежит Келли.

Модель Келли формализует процесс локализации причин в окружении (ситуативная каузальность) и в личности (личностная каузальность), так как он поставил цель – выявить основания для локализации причин действия или его результатов как в окружении, так и в индивиде.

Ковариационная модель Келли.

Для понимания причин чужого и своего поведения человеку необходимо три типа информации:

1. Информация об особенностях целевого объекта (может ли действие вызываться другими объектами).

2. Информация о согласованности поведения данного человека с поведением других людей (поступают ли другие так же в такой ситуации, достигают таких же результатов?).

3. Информация о стабильности (всегда ли данный человек ведет себя одинаково в аналогичных ситуациях? всегда ли он добивается таких результатов?).

По Келли, причина любого действия (результата) обусловлена ковариацией этих критераильных параметров. При этом экспериментально показано, что при атрибуции (объяснении) чужого поведения информация о стабильности гораздо сильнее влияет на объяснение причин, чем информация об особенности и тем более согласованности. А при атрибуции собственного поведения не учитывается информация о согласованности.

При атрибуции чужого поведения:

Локализация причин в личности чаще всего наблюдается при слабо выраженной особенности, низкой согласованности и высокой стабильности.

Локализация причин в объекте (ситуации) чаще происходит, если особенность ярко выражена, а согласованность и стабильность высока.

Локализация причин в обстоятельствах (ситуации) при ярко выраженной особенности, низкой стабильности и средней согласованности.

Нетрудно заметить, что переменные особенности целевого “объекта” и “обстоятельства” соответствуют ситуативным детерминантам поведения в модели Хайдера (соответственно: “трудность” и “случай”) и отражают ситуативную каузальность.

Данная схема отражает интерпретацию причин чужого поведения и НЕ касается вопроса о том, какую информацию предпочитает индивид при объяснении собственного поведения.

В реальной жизни наличие всех 3-х видов информации отсутствует, поэтому процесс атрибуции имеет крайне субъективный характер и может приводить к серьезным ошибкам.

Типичные ошибки атрибутивного процесса.

1. Фундаментальная ошибка атрибуции зависимость атрибуции от позиции наблюдателя. При объяснении чужого поведения человек использует личностную каузальность, при объяснении своего поведения – ситуационную каузальную атрибуцию. В этом заключается ошибка.

Росс – западный психолог – ввел это понятие.

Причины шибки:

1) Потребность в понимании и прогнозировании чужого поведения. Поведение человека становится более понятным, если поведение объясняется личной каузальностью.

2) Распределение внимания. Причиной поведения является объект внимания. Для наблюдателя объектом внимания является человек, для действующего лица – ситуация.

Восприятие человека человеком – процесс познания друг друга в условиях общения. Сам процесс представляет собой смену уровней психического отражения, начиная от ощущений и заканчивая мышлением. Процесс восприятия человека человеком – это не что иное, как уровень психического отражения. Правда, суть его несколько усложнена, так как обусловлена социальной значимостью.

Процесс восприятия человека человеком относится к социальной перцепции. Нужно отметить, что точнее это явление определяет понятие «познание человека человеком», так как ведущую роль в процессе восприятия играет мышление, которое наделяет субъекта определенными характеристиками.

При восприятии субъекта человек всегда концентрирует внимание на особо значимых для него явлениях, которыми являются компоненты внешности.

Интерпретация информации при восприятии человека человеком

Благодаря ощущениям, человек получает большое число информации о другом человеке: запах, лицо (цвет глаз, форма носа и скул), цвет и густота волос, рост, особенности телосложения, манеры, одежда, походка и т.д. Список воспринимаемых деталей может быть бесконечным. Благодаря включению в процесс восприятия мышления и воображения мы наделяем человека рядом личностных и профессиональных качеств. Явление обработки информации и соединение её в один образ в социально-психологической науке получило название интерпретации.

В психологии рассматривают четыре основных способа интерпретации:

  1. Аналитический способ – связь каждого элемента внешности с определенным психологическим свойством. В большей степени, соотношение этих свойств продиктовано социальным влиянием. Примеры: плотно сжатые губы – признак воли; пухлые губы – сексуальность; тонкие губы – злость и т. д.
  2. Эмоциональный способ – личностные качества приписываются человеку независимо от внешних данных. Главным критерием при этом становится эмоциональный компонент, который можно определить соотношением «нравится – не нравится». При симпатии человек автоматически наделяется положительными качествами, при антипатии – отрицательными.
  3. Перцептивно-ассоциативный спосо б — вариант синтеза, когда человеку приписываются качества и свойства другого человека, похожего на него внешне.
  4. Социально-ассоциативный способ – человека определяют к определенному социальному типу на основе восприятия внешности.

Выбор способа восприятия другого человека осуществляется бессознательно и зависит от личностных особенностей самого человека и регуляторной ролью восприятия.

В ходе восприятия человека человеком происходит создание общего образа другого человека и дается эмоциональная оценка. Это необходимо для прогнозирования поступков и поведения другого человека и в планировании собственной линии поступков по отношению к субъекту.

Социальная перцепция выполняет четыре основных функции:

  • познание себя, путем сравнения с другим человеком;
  • познание субъекта;
  • построение совместной деятельности;
  • создание эмоциональных связей.

В социальной перцепции наблюдается ряд особенностей:

1) группа особенностей связана с содержательной стороной восприятия:

  • приписывание свойств (атрибуция);
  • приписывание причин поведения (каузальная атрибуция);
  • роль установки при первом впечатления.

2) группа особенностей имеет отношение к механизмам познания – операционной стороне:

  • эффект первого впечатления – мнение, которое складывается при первом восприятии оказывается очень устойчивым;
  • эффект новизны – новый человек наделяется особенными личностными качествами и вызывает сильный интерес;
  • эффект ореола – человек определенного социального статуса наделяется рядом специфических качеств, соответствующих статусу, даже если при этом этих свойств нет в наличии;
  • явление стереотипизации – наделение человека типичными для его профессии или национальности свойствами, которых, возможно, у него нет.

Социальная перцепция зависит от эмоциональных составляющих и не может быть объективной. Причина этого в ошибках механизмов перцепции.

При восприятии другого человека нам свойственно ошибочное приписывание другому человеку ряда свойств:

  • согласие с мнением друзей и близких – следование установочной характеристики;
  • отличие от мнений окружающих – нежелание следовать установочным характеристикам;
  • соответствие характеристик причинно-следственным связям – мнение о человеке по результатам его поведения;
  • ошибки мотивации: определение собственных пристрастий при восприятии другого человека – наделение человека особенными чертами до восприятия субъекта;
  • переоценка личностных факторов с одновременной недооценкой ситуативных – отсутствие учета ситуационных влияний;
  • ложное согласие – «подгон» под собственное мнение;
  • ошибки ролевого поведения – наделение человека качествами, свойственными занимаемому им статусу.

Большое значение для создания образа другого человека имеет установка. Именно установочный компонент играет важнейшую роль в формировании межличностных отношений. Так, например, при всем уважении к спорту, нужно констатировать важность настроя перед командной игрой.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Межличностные отношения - специфическое явление, которое обусловлено как социальными, так и психологическими факторами. Основоположники материалистического понимания истории указывали, что в историческом процессе в качестве «субъектов выступают только индивиды, но индивиды в их взаимоотношениях, которые они как воспроизводят, так и производят заново».
Межличностные отношения - это именно те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между живыми, мыслящими и чувствующими индивидами. Это эмпирические отношения действительных людей в их действительном общении. Эмпирические, непосредственные отношения между индивидами давно привлекали внимание мыслителей и художников. В мировой литературе не раз повторялась мысль, что эти отношения зависят от характера людей, от психологических особенностей участников. Отчасти это справедливо, но именно здесь и возникают корни социологического субъективизма, отрицающего или не учитывающего объективные законы общественной жизни. При таком допущении вся область отношений между людьми превращалась в хаос непредсказуемых индивидуальных действий. Материализм в истории явился крупным шагом к пониманию этих отношений именно потому, что за этими непосредственными, эмпирическими отношениями были вскрыты более существенные, материальные производственные отношения, составляющие реальный базис общества и подчиняющиеся своим собственным (а не психологическим) закономерностям.
Реакционной утопией является тезис буржуазных социологов, будто, изменяя межличностные отношения, преобразуя их в «человеческие отношения», можно изменить антигуманную сущность капиталистического общества. Ф. Энгельс указывал, что «отношение фабриканта к рабочему - не человеческое, а чисто экономическое».
Вместе с тем межличностные отношения, в которых реализуется субъективный, психологический фактор, накладывают своеобразный отпечаток на ту или иную социальную ситуацию. Особенно возрастает их роль в условиях малых групп, коллективов, в конкретной производственной и иной деятельности. Социально-психологическое изучение межличностных отношений и их направленное изменение необходимы и для повышения эффективности общественного производства, и для совершенствования практики коммунистического воспитания.
От того, как люди воспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений. Если некто «производит хорошее впечатление», ему обычно идут навстречу. Даже в случаях, когда поведение предписано инструкцией или уставом, всегда остается возможность подходить к людям индивидуально. Можно или «поддержать» человека, если он представляется достойным того, или, напротив, «сдержать его прыть». Когда же действия не регламентируются или регламентируются не очень жестко, отношение к другому в решающей степени зависит от того, какие он вызывает чувства, какое о нем формируется мнение. Именно от того, как воспринят другой человек (а не непосредственно от того, каков он на самом деле), зависит первоначально отношение к этому человеку. Иногда это отношение оказывается оправданным и справедливым. Но бывает и так, что впоследствии люди разочаровываются в человеке, упрекают себя в том, что с самого начала не разглядели его подлинной сущности. Чтобы подобных ошибок было меньше, полезно познакомиться с законами восприятия человека человеком.

Человек как источник информации

Внешность человека воспринимается другим человеком как некоторая «совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению». Важно подчеркнуть, что эти признаки даны в неразрывном единстве, но на первое место выступают те из них, которые наиболее важны для воспринимающего в данной ситуации. Первый вопрос, возникающий при встрече с незнакомым человеком: кто он? - относится прежде всего к его социальному положению. Отчасти об этом можно судить по его физическому облику, в котором отложились особенности образа жизни, включая вид труда, питание, режим отдыха и т. д., характерные для определенной социальной группы. Не меньшее значение имеет его манера держаться, специфические обороты речи. По тому, насколько костюм, прическа и т. п. соответствуют принятым образцам, можно судить как об имущественном положении человека, так и о его отношении к принятым нормам. В ситуациях, где важно исполнение определенных функций, для облегчения ролевого восприятия вводится специальная форма одежды, знаки различия и другие символы.
Во взаимодействии между людьми каждому важно понять субъективную позицию партнера, его отношение к предполагаемому взаимодействию. Склонность к сотрудничеству проявляется в стремлении приблизить партнера, сопровождается оживлением, улыбкой, приветливостью и другими знаками расположения. И наоборот, холодность, напряженность, резкость свидетельствуют о намерении отдалить того, кто претендует на сотрудничество, «поставить его на место». О том, как представляется человеку «соотношение сил» (социальных возможностей) в предстоящем взаимодействии, свидетельствует его мимико-соматическая «пристройка» к партнеру. Если человеку кажется, что успех его начинания зависит от другого (он хочет, чтоб его поняли, согласились с ним, поверили ему), он старается заглянуть другому в глаза, угадать его отношение к своим действиям, поскорее поправить, если что получилось «не так». «Пристройка снизу» проявляется в расточительности мелких движений, беспорядочности жестикуляции, излишках мышечного напряжения, в лихорадочных поисках средств воздействия, вплоть до попыток продемонстрировать отсутствующую независимость. Некоторые индивиды предпринимают значительные усилия для того, чтобы ввести в заблуждение партнера или хотя бы скрыть свои внутренние переживания в процессе взаимодействия.
Чтение экспрессивных движений - сложный процесс, требующий значительной тренировки и опыта. Он осложняется не только тем, что внешние признаки содержат далеко не полную информацию о человеке, но и тем, что одни и те же внешние проявления могут быть вызваны разными внутренними переживаниями.

Эталоны восприятия

Современная жизнь стремительна, контакты между людьми многочисленны и относительно кратковременны. В большинстве случаев впечатление о другом человеке создается на основе далеко не полной информации о нем. Здесь на помощь индивиду приходит коллективный исторический опыт.
В ходе общественно-исторической практики предшествующие поколения накопили громадный опыт деятельности и человеческих взаимоотношений. Отложившиеся в культуре «социальные схемы» представляют собой как бы шаблоны, которые общество предлагает человеку для решения определенных задач. Обычай гостеприимства, например, подсказывает, как следует вести себя с человеком, посетившим ваш дом. Другие шаблоны предопределяют способ выражения чувств: благодарности, удовлетворения, симпатии и т. п. Соответственно, восприятие так же оказывается в зависимости от этих эталонов. И хотя человеческие биографии неповторимы, и каждый человек усваивает социальные схемы по-своему и применяет их, исходя из своего личного опыта и соответственно структуре своей личности, их влияние на поведение людей огромно.
Примером может служить «социальный стереотип» - схематический, стандартный образ человека как представителя определенной социальной (профессиональной, национальной и т. п.) группы. Многие люди считают само собой разумеющимся, что профессор рассеян, близорук и не приспособлен в повседневной жизни, что студент всегда остроумен, полон оптимизма и никогда не готов к экзамену, что все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают, что о любви. Встречая нового человека, человек сразу относит его к определенной категории и строит свое поведение в соответствии с имеющимся стереотипом. Так заслуженный артист республики А. В. Баталов рассказывает, что самые разные люди, обращаясь к нему, обычно руководствовались такой примитивною схемой: «...во мне они видели представителя одного и того же несуществующего братства актеров, где труд ничто, где царит легкая, красивая, разгульная и бездумная жизнь».
Функционирование социальных стереотипов весьма характерно для классовой психологии. Так, представления трудящихся крестьян о кулаке-кровопийце, о жестоком иомещике, купце-обманщике и других типах стали традиционными персонажами народного творчества. Особенно важно, что стереотипы этой разновидности придают народному революционному движению эмоциональную силу: горячее сочувствие к угнетенным, жгучую ненависть к классовому врагу. Отнюдь не играя той универсальной роли, которая им иногда приписывается, они органически сочетаются с постепенно созревающими идеями более глубокого содержания.

Личность воспринимающего

Восприятие - это не пассивное отражение реальности, а активный, творческий процесс. Личностные особенности воспринимающего оказывают на восприятие существенное влияние. Среди таких особенностей важно отметить значение жизненного опыта воспринимающего, его собственной «теории личности», присущего ему способа понимания других людей и его самооценки. В ходе социализации, под руководством взрослых и в процессе общения со сверстниками ребенок усваивает определенные эталоны. В то же время возрастают глубина и разносторонность восприятия. При описании другого человека все большее значение приобретают существенные, внутренние качества. Так, пятиклассники в четырнадцать раз чаще, чем школьники первого класса, обращают внимание на интересы и склонности сверстников, в четыре раза чаще отмечают поступки и действия, свидетельствующие об отношении к поручениям коллектива.
В ряде экспериментов было обнаружено явление, получившее название акцентировки.
Оно заключается в том, что в зависимости от конкретных условий, в которых человек формируется и живет, он приучается считать одни вещи, явления, качества более значимыми, чем другие. Отсюда различия в восприятии и оценке других людей представителями различных демографических, профессиональных и иных групп. Любопытные данные на этот счет содержат исследования театрального зрителя, аудитории телевидения и т. д. Смысл подобных исследований в том, что они позволяют более дифференцированно вести культурно-массовую и идеологическую работу.
Жизненный опыт человека оказывает немаловажное влияние на точность восприятия и глубину понимания другого человека. Например, те, кто по роду работы часто вступают во взаимодействие с другими людьми, иногда интуитивно дают верные характеристики совершенно незнакомым людям. Эта закономерность хорошо прослеживается в практике следователей, врачей, педагогов.
Большую роль в организации впечатлений о другом человеке играет собственная «теория личности» воспринимающего - его осознанные или не вполне осознанные представления о людях «вообще», о том, насколько они добры, отзывчивы и т. п. Многие индивиды руководствуются в своем подходе к другим людям так называемыми «житейскими представлениями». Последние складываются на основе собственного жизненного опыта и несистематизированных, обрывочных сведений, почерпнутых из различных, часто устаревших, психологических теорий. Вот, например, какие «житейские представления» были выявлены А. А. Бодалевым: «Из 72 опрошенных... девять человек заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей, семнадцать человек сказали, что люди с большим лбом - умные, три человека полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный характер, четырнадцать человек считали, что полные люди обладают добродушным характером, два человека сказали, что толстые губы свидетельствуют о большой сексуальности. Пять человек утверждали, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, большим желанием всеми командовать. Один человек написал, что люди с близко посаженными друг к другу глазами очень вспыльчивы. Пять человек убеждали нас, что красивые люди всегда или глупы, или большие себялюбцы» и т. д. и т. п.
Изучая процесс восприятия, социальные психологи отметили некоторые типичные искажения представлений о другом человеке. «Эффект ореола» означает влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные либо стушевываются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот: если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как своекорыстные. Под влиянием «эффекта ореола» воспитатель может проглядеть первые шаги «вечного нарушителя» к исправлению. Тогда, естественно, он его не поддержит, а тот в чем-то не устоит и, смотришь, снова подкрепит каким-то поступком негативное представление о себе.
Другая типичная ошибка - «эффект последовательности» - состоит в том, что на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают (при противоречивой информации) те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека,- самые последние сведения о нем. Иногда соответственно выделяют «эффект упреждения» и «эффект новизны». Знание этих особенностей полезно учитывать, например, при введении руководителя в должность. Своевременное представление его коллективу с подчеркиванием определенных событий его биографии создает хорошую основу для формирования положительного впечатления о нем.
Значительное влияние на восприятие другого человека оказывает самооценка воспринимающего. Каждый человек соотносит информацию о другом человеке с представлением о самом себе, причем неосознанно стремится сохранить сложившееся о себе мнение. Если же это мнение может быть поколеблено, то возникает тревожное состояние и восприятие изменяется так, чтобы предотвратить осознание угрожающих сигналов. Эти неосознаваемые процессы обозначаются как «перцептуальная защита». Если, например, отношение к человеку в коллективе не соответствует его завышенному представлению о себе, он может весьма неадекватно воспринимать окружающих и их поступки. Поскольку такому человеку часто бывает трудно взглянуть фактам в лицо, он может воспринимать деловую и принципиальную критику как «клевету злопыхателей».
Термином «проекция» обозначают неосознаваемую тенденцию воспринимать собственные нежелательные, противоречащие представлению о себе состояния и качества как качества другого человека, переносить, «проецировать» их на другого. Так, человек, не выполнивший задание, но отказывающийся признать собственную неспособность, заявляет, что ему «не объяснили толком, что надо делать». Исследования показали, что есть люди, недостаточно гибкие и пластичные в своей психической деятельности, не способные, в частности, приспособиться к изменяющимся требованиям реальности. Если человек внутренне не уверен в себе и с трудом сохраняет приемлемое о себе представление, он противодействует всему, что могло бы нарушить равновесие, и бессознательно стремится принизить других, чтобы в собственных глазах казаться выше.
Напротив, «эффект снисходительности» - щедрая, излишняя благожелательность при восприятии и оценивании другого человека - чаще всего наблюдается у тех, кто получает обильную эмоциональную поддержку со стороны других людей и не подвержен тревогам.
В рассказе Сергея Воронина «Прощание на вокзале» говорится о женщине, которая именно так воспринимала всех людей. Своим родным она рассказывала, какие у нее прекрасные товарищи по работе, а на работе хвалила своих родных. И когда те и другие, провожая ее на целину, встретились на вокзале, они «испытали чувство недоумения». Один ее родственник, художник, вспомнил, что «Варвара Николаевна о приемщице Дусе говорила восхищенно. По ее словам, эта женщина миловидна, синеглаза, очень стройна». Художник же видел «худенькую, суетливую, с маленькими, ничего не выражающими, кроме какой-то внутренней озабоченности, и уж, конечно, не синими, а скорее серыми глазами». Приходя в цех, она «часто говорила о своих сестрах, и по ее рассказам получалось, что сестры у нее - красавицы. Мастер цеха и ожидал увидеть красавиц, но к своему сожалению такими их не увидел. Может, когда-то они и были красивы, но сейчас той красоты в них не осталось». Присутствующие на вокзале недоумевали, почему она их такими видит. Социальная же психология объясняет этот эффект: гармония в отношениях человека с окружающими есть гармония в отношениях с самим собой.
Способность адекватно понимать другого человека иногда связывается с развитием эмпатии. Эмпатия - это, способность эмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Состояние, близкое к эмпатии, испытывает, например, зритель, который непроизвольно сжимает кулаки и наливается яростью, если герой пьесы оказывается в ловушке и вынужден отчаянно драться за свою жизнь. Известный советский психолог Л. С. Выготский использовал для описания этого явления термин «идентификация», имея в виду психологический процесс, когда читатель или зритель, воспринимая художественное произведение, отождествляет себя с его героем.
Иногда эмпатию называют «аффективным подражанием», и она исследуется в связи со способностью человека к научению через опыт другого человека. Так, искусство служит коммунистическому воспитанию тем, что путем эмпатического переживания люди воспринимают идеи как прочувствованные убеждения. Эмпатия значительно облегчает взаимодействие людей в тех случаях, когда надо представить себя на месте другого, учесть его переживания в данной ситуации. Она, однако, может вызвать пагубные последствия, если человек настолько сольется в своих чувствах с другим, что утратит способность сохранять в то же время свое личное отношение к происходящему.
На восприятие и понимание другого человека оказывает влияние и социальная дистанция между людьми.

Социальная дистанция

Социальная дистанция имеет мало что общего с географической, пространственной дистанцией: здесь понятие дистанции связано с политическими, экономическими, культурными и другими различиями между социальными группами, к которым принадлежат взаимодействующие индивиды. Эти различия, специфически преломляемые в системе социальных стереотипов и усвоенные взаимодействующими индивидами, и создают ощущение дистанции. Чем более негативны стереотипизированные представления о группе другого, чем менее критично индивид пользуется этими стереотипами, тем сильнее это ощущение.
В своей крайней форме увеличение социальной дистанции приводит к выводу, что представители другой группы не люди. В лекциях по этнопсихологии Б. Ф. Порпгаев однажды утверждал, что в истории человечества никогда не было людоедства. И пояснял: съедаемые существа никогда не воспринимались как люди; люди, по первобытным представлениям,- это только члены собственного племени, собственной социальной группы.
Увеличение социальной дистанции затрудняет восприятие человека как человека, препятствует формированию конъюнктивных, объединяющих людей чувств.
В романе Артура Хейли есть такой эпизод. Конвейерный рабочий негр Ролли Найт приглашен в дом заместителя управляющего автозаводом его дочерью Барбарой для деловой беседы.
«Ролли внимательно оглядел уютную, со вкусом обставленную комнату.
- Сколько отсюда до угла Блейн и Двенадцатой улицы? - спросил он.
- Около восьми миль,- ответила Барбара. Он покачал головой и ухмыльнулся.
- Наверное, восемьсот, а? - Ролли жил на углу Блейн и Двенадцатой улицы».
Трагическое развитие событий в романе показывает, что и восемьсот миль - недостаточная характеристика для дистанции, разделяющей этих людей.
Способность видеть человека в другом человеке зависит, таким образом, не только от индивидуальных качеств, но и от социальных обстоятельств. Совместный труд и одинаковое угнетенное положение рабочих заставляют их сочувствовать друг другу, проявлять гуманность и отзывчивость: «Для них,- говорил Ф. Энгельс,- каждый человек - человек, между тем как для буржуа рабочий не вполне человек».
В увеличении социальной дистанции между людьми - по политическим соображениям - заинтересованы правящие классы антагонистического общества. Так было в античном мире, так обстоит дело и сейчас в мире капиталистическом. Буржуазная социальная психология услужливо разрабатывает технологию поддержания и увеличения социальной дистанции между группами людей, даже если они объективно имеют одинаковые интересы. Это обстоятельство четко прослеживается в деятельности систем просвещения и пропаганды развитых капиталистических государств.
Наиболее распространенный способ поддержания и увеличения социальной дистанции связан с навязыванием определенных социальных стереотипов. Буржуазия склонна изображать угнетенные классы как людей ленивых, невежественных и аморальных. В результате социальные реформы, касающиеся таких групп, отклоняются как бесполезные, а попытки контакта отметаются как нелепые.
Другой способ увеличения социальной дистанции - пространственное разделение участников. Буржуазия старается селиться подальше от рабочих кварталов, священники - от прихожан и т. п.
Величина социальной дистанции между людьми обусловлена в конечном счете социально-экономическим строем общества. При социализме нет жесткой дистанции между людьми, осуществляющими управленческие и исполнительские функции. Работник является совладельцем средств производства, принимает участие в процессах планирования и управления предприятием, в общественно-политической жизни страны. Отрыв руководителей от масс, проявления бюрократизма и зазнайства рассматриваются в социалистическом обществе как грубое нарушение морального кодекса.
Борьба с подобными явлениями отнюдь не означает культивации отношений «взаимного восхищения», панибратства, «взаимопрощения грехов», благодушия, круговой поруки.
Психологически в определенных обстоятельствах существование некоторой дистанции между людьми функционально необходимо. Она нужна для сохранения отношений ответственной взаимозависимости, для исключения самовольства и панибратства. В воспоминаниях руководителя подпольного обкома партии А. Ф. Федорова рассказывается, как он прибыл в партизанский отряд, был очень тепло, дружески встречен, но, когда пошли «чарка за чаркой и тост за тостом», в душе у него зародилось беспокойство. Возникли ощущение неправомерности такого положения и понимание необходимости установить определенную дистанцию, покончить с панибратством, чтобы превратить этот отряд в боеспособную, дисциплинированную часть. «Совсем не просто в таких вот условиях,- пишет Федоров,- вовремя установить черту и меру. Я не искал подобострастия и чинопочитания, не мог и не хотел в первый день кого бы то ни было обрывать и от себя отталкивать, но чувствовал: в какой-то момент надо начать то, что я про себя называл исключением панибратства». Федоров прекратил застолье, пригласил членов обкома в штабную землянку и повел деловой взыскательный разговор. Так была установлена необходимая дистанция, правильные взаимоотношения между руководителями и подчиненными.
Однако чрезмерная дистанция затрудняет понимание подчиненными поступков руководителя и создает возможность возникновения у них негативных чувств. В равной мере она затрудняет понимание руководителем поступков подчиненных. В условиях социализма, в процессе стирания социальных различий дистанция между людьми становится подвижной, в значительной степени изменяющейся в зависимости от ситуации и индивидуальных качеств участников. Каждый человек «равен в правах с другими членами общества, всегда может рассчитывать на справедливое, уважительное к себе отношение, на заботу государства, на помощь и поддержку коллектива».

Восприятие и чувства

Воспринимая другого человека, невозможно его не оценивать. Восприятие всегда неразрывно связано с определенным отношением к воспринимаемому - положительным или отрицательным, с эмоциональным переживанием складывающихся взаимоотношений. Оттенки переживаний бесконечно разнообразны, но в принципе все их можно разделить на две группы: чувства конъюнктивные, т. е. способствующие сближению людей, облегчающие сотрудничество, и чувства дизъюнктивные, разъединяющие людей, затрудняющие совместные действия.
То, что субъект осознает как близкое ему, с чем он соотносит конъюнктивные чувства, обычно воспринимается в положительном свете. «Приятное -это соответствующее «нашему» (наличному или потенциальному), неприятное - «чужому»... Выходит, эти явления не в том смысле «чужие», что они неприятны, а в том смысле неприятны, что «чужие»».
В обыденной жизни взаимодействие с другим человеком строится на более или менее достоверных предположениях о его личности. Они возникают путем синтезирования собственных отрывочных наблюдений и каких-то сведений, полученных из других источников. Такой гипотетический образ, которому приданы человеческие черты, называется персонификацией. Построение той или иной конкретной персонификации основывается на еще не дифференцированном, общем отношении к данному человеку как к «симпатичному» или «антипатичному», «приятному» или «противному», «своему» или «чужому».
Проведенное в США изучение отношения к лидерам различных группировон показало: собственный лидер обычно персонифицируется как человек честный, искренний, мужественный и т. д., тогда как лидеру враждебной партии приписываются прямо противоположные качества. Один и тот же пропагандистский материал может быть воспринят по-разному, может вызвать совершенно различные реакции в зависимости от того, как персонифицируется источник информации. Одно дело, если сообщение исходит явно от врага, совершенно другое - если от беспристрастного наблюдателя или друга.
В большинстве случаев официальные буржуазные пропагандисты персонифицируются населением отрицательно, как люди, продавшие свои убеждения нанимателю. Поэтому для выступлений (в заданном направлении) нередко привлекаются люди, пользующиеся большей благосклонностью публики: ученые, спортсмены, кинозвезды... В американских книгах по пропаганде рассказывается о «радиомарафоне» популярной певицы Кэйт Смит в годы второй мировой войны. Эта актриса лично обратилась к американским радиослушателям с призывом покупать облигации военного займа и не покидала студию почти сутки. Реакция была самой благоприятной: за кратчайший срок удалось собрать огромную сумму.
Всякий конфликт может представляться как борьба между добром и злом, и тогда противник изображается как противоположность добру и справедливости. В его поведении выискиваются именно те черты, которые осуждаются в собственной культуре. Если он мужественно отстаивает свою точку зрения - его называют фанатиком, если уступает - обвиняют в трусости. Отталкивающая персонификация противника облегчает объединение людей против него, мобилизацию их на борьбу.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, он и воспринимается партнером по общению так же. По внешней стороне поведения мы, согласно С. Л. Рубинштейну, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, при узнавании другого формируется сам познающий индивид. Во-вторых, от того, насколько точно «прочтение» другого человека, зависит успех организации с ним согласованных действий.

Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя второму. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки первого. В результате осознание себя через призму другого включает две стороны - идентификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понять иного человека является уподобление (идентификация ) себя ему. Это, разумеется, не единственный путь, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются им, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится как попытка поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и близким к ней по содержанию явлением - эмпатией. Она также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем того, что случается при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его вместе со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

Выделяют три уровня ее развития:

  1. Низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника.
  2. Второй уровень: по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях собеседника.
  3. Третий уровень: умение сразу войти в состояние другого не только в определенных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.

Логическая форма познания особенностей своей личности и личности другого человека - рефлексия. Это попытка логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на такое обобщение, сделать частные выводы относительно конкретных примеров взаимодействия. Достаточно часто и обобщающие, и частные выводы формируются на основе ограниченного числа признаков, бывают неверными и ригидными (т. е. не корректируются с учетом конкретных ситуаций).

Процесс понимания «осложняется» рефлексией . Под ней в данном случае подразумевается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но осведомленность в том, как этот человек понимает тебя; это своеобразно удвоенный процесс взаимных зеркальных отражений, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в нем отражается твой внутренний мир.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.

Главные из них таковы:

  1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
  2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
  3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о другом сразу после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
  4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные черты, и тогда любое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
  5. Эффект «ореола» состоит в том, что первоначальное отношение к какой-то одной стороне личности обобщается и распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление переносится на оценку отдельных качеств этого человека. Если оно благоприятно, то положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление отрицательное, то даже благородные поступки другого человека не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
  6. Специфика эффекта «проецирования» состоит в том, что другой личности приписываются по аналогии со своей собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить следующее: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек увидит эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно и отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
  7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии очень существенна и незабываема, способна повлиять на последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая опровергнет первичную, все равно помнить и учитывать вы больше будете именно ту. На восприятие влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), то в первом впечатлении о другом человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы оно было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
  8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
  9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то что накапливается новая информация о нем.
  10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что, если последние данные об этом человеке негативные, они могут перечеркнуть все прежние мнения о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции . Это объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Оно касается как внутренних причин (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности), так и внешних (влияние внешних ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

  • постоянное поведение: в сходных ситуациях поведение однотипно;
  • отличающееся поведение: в других случаях поведение проявляется иначе;
  • обычное поведение: в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.

Когнитивный психолог Келли показал, что постоянное, мало чем отличающееся поведение, да еще и необычное, объясняется внутренними причинами, спецификой личности и характера человека («Таким уж он уродился»).

Если в похожих ситуациях человек демонстрирует постоянство, а в иных его поведение отличается, к тому же оно обычное (т. е. как и у других людей в таких же ситуациях), то такое поведение люди склонны объяснять внешними причинами («В этой ситуации так вынужден себя вести»), Фриц Хайдер, автор теории атрибуции, проанализировал «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Ученый считает, что люди чаще всего дают разумные интерпретации, но склонны приходить к заключению, будто намерения и диспозиции другого человека соответствуют их действиям.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

  1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
  2. Если поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного.
  3. Неверное объяснение поступков людей происходит в том случае, когда есть много различных, но близких возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
  4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других. Она также сказывается в том, что человек полагает, будто поведение соответствует диспозициям. Поступки других людей мы склонны объяснять их индивидуальными особенностями личности и характера («Это человек со сложным характером»), а свои собственные - как зависящее от ситуации («В этой ситуации невозможно было вести себя иначе, а вообще я совсем не такой»). Таким образом, люди интерпретируют свое собственное поведение ситуативно («Я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами ответственны за свое поведение.
    Ошибка атрибуции происходит еще и потому, что в центре нашего внимания находится та личность, за чьим поведением мы наблюдаем, а ситуация остается в целом относительно незаметной. Когда мы действуем сами, наше внимание направлено на то, на что мы реагируем, и ситуация проявляется отчетливее.
  5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Согласно мировоззрению представителей Запада, люди, а не ситуации являются причиной событий. Но жители Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение, принимая в расчет диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы. Это привычные, упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей, от средств массовой информации. Они стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

Влияют на нас и предубеждения. Это эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже если мы не знаем ни их самих, ни мотивов их поступков.

Воздействуют также установки. Под ними подразумевают неосознанную готовность человека привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным способом без полного анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

  • когнитивное: мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;
  • аффективное: положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;
  • поведенческое: готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Установки формируются под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» между 20 и 30 годами. Затем они изменяются (с трудом) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.

Предвзятое мнение направляет то, как человек воспринимает и интерпретирует информацию. Чье-либо изображение на фотографии может восприниматься совершенно по-разному (это жестокий или добрый человек?) в зависимости от того, что известно о нем: он нацист или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», демонстрирует: убеждения могут жить самостоятельно и сохраняться даже после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или о себе может продолжать существовать, несмотря на опровержение. Чтобы изменить убеждение, нередко требуются более убедительные доказательства, чем для его создания.

В общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без этого не бывает теплых и близких отношений с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своего общения с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в тех или иных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью (сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение) может повысить взаимное доверие. Чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

Обратная связь в общении - это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

Правила ее таковы:

  1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, если его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
  2. Когда говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
  3. Не давай оценок.

Помни: обратная связь - это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, а сведения о тебе в связи с этим другим человеком (как ты его воспринимаешь, что тебе приятно и что тебе неприятно).