Запорожское Казачество. Остров Хортица. Чьими рыцарями были запорожцы

Мы часто пытаемся понять, какой должна быть подлинная демократия. Между тем, работающая модель демократического общества, хотя и очень своеобразного, была в границах Русского мира в относительно недавнем прошлом - среди казаков Запорожской Сечи.

Генезис

Есть несколько гипотез этнического происхождения запорожцев. Согласно первой, казаки - выходцы из Центральной России, пассионарии, отправлявшиеся на неосвоенные земли Дикого Поля за лучшей - или, правильнее говоря, за привольной - жизнью. Некоторые историки даже выводят казаков из полулегендарной вечевой республики вятских ушкуйников; в таком случае время разгрома этой республики в XV веке в ходе войн Москвы и Великого Новгорода примерно совпадает с первым письменным упоминанием об укреплённом казацком лагере в низовьях Днепра, относящимся к 1489 году.

По другой версии, популярной среди украинских культурологов, сечевики были украинскими крестьянами, бежавшими в Запорожье от гнёта польско-литовских магнатов (в Польше крепостное право было законодательно введено в 1496 году).

Историк Николай Карамзин отождествлял первых казаков с черкесами - одним из кочевых народов Золотой Орды.

И, наконец, четвёртая теория: казаки являлись отдельным субэтносом (впитавшим русские, польские, украинские, татарские культурно-лингвистические элементы), который сформировал на острове Хортица, что за днепровскими порогами, уникальное протогосударство со своей культурой и политической системой.

Как бы то ни было, если брать два главных признака этнической самоидентификации в начале Нового времени: религиозную и языковую принадлежность, - то исповедовали казаки православие (правда, весьма своеобразно, например, почти не соблюдая пост), а знаменитое письмо запорожцев турецкому султану написано по-русски, хотя и с заметным влиянием южных диалектизмов.

На острове Хортица

До середины XVI века на месте Сечи не было даже постоянного поселения - на зиму казаки расходились по ближайшим городам - Киеву, Полтаве, Чернигову.

Строго говоря, если признавать казачье Запорожье квазигосударством, сравнивать его следует не с монархиями Нового времени, а с не имевшими чётких границ улусами золотоордынских кочевников, либо с древнегреческими полисами, жившими торговлей и морскими походами.

Чтобы стать казаком, следовало соответствать ряду условий: не иметь жены (как говорил Тарас Бульба, «Козак не на то, чтобы возиться с бабами»); принадлежать к православной вере (в доказательство исповедования оной достаточно было перекреститься); беспрекословно подчиняться атаману - в походе, и решениям казачьего круга - в мирное время. И, конечно, требовалось владеть оружием, знать казачьи традиции.

В 1572 году было создано так называемое реестровое казачество, подчинявшееся польскому королю и получавшее от него жалование. Во избежание путаницы с казаками - подданными Речи Посполитой, также названными Войском Запорожским, сечевики стали именовать себя Войском Запорожским Низовым. Впрочем, любое подчинение вольных людей какому-либо монарху было сугубо номинальным; в турецкие походы отправлялись, не спрашивая позволения земных властей.

Сечью управлял кош - синоним общины, состоявшей из 38 куреней (по нескольку сот казаков каждый) во главе с куренными атаманами. Глава коша назывался кошевым, избирался сроком на год. Если на следующий год атамана не переизбирали, тот возвращался обычным казаком в родной курень. В военное время кошевой имел неограниченные полномочия. Символом его власти являлась булава.

Низовая вольница

Быт и нравы Запорожского казачества колоритно изображены Гоголем в уже упомянутом «Тарасе Бульбе».

Казаки носят чуб - длинную прядь волос, отрощенную на выбритой макушке; срезать её - значит нанести запорожцу тягчайшее оскорбление. Право иметь такой оселедец имеет лишь взрослый казак, ибо то знак духовной и физической зрелости; любопытно, что в древности чубы носили также сарматские и скифские воины.

Одежда сечевиков - рубаха и шаровары, шапка и кафтан. Как пишет современник, в 1640 году каждый запорожец имел карманные часы, в то время доступные только богачам.

Православие сечевиков причудливо сочеталось с остатками дохристианских верований. Особым почётом на Хортице пользовались целители-ведуны, так называемые «характерники» или «заморочники», занимавшиеся лечением бойцов и обучавшие их воинскому искусству. По легенде, именно таким колдуном, способным управлять погодой и заговаривать пули, был знаменитый атаман Иван Серко, не проигравший ни одного сражения с турками.

Что касается культуры, то, разумеется, запорожцы не были малограмотными сорвиголовами, какими их изобразил, например, Генрик Сенкевич в романе «Огнём и мечом»: вспомним, сыновья того же Бульбы учились в духовной семинарии, как минимум, зная древнегреческий и латынь.

Морские походы

Описание войсковой тактики запорожцев оставил французский инженер Гийом ле Вассер де Боплан, состоявший на службе у польского короля в второй четверти XVII века.

Каждую осень казаки отправлялись в поход против турок, в отмщение за постоянные грабежи и набеги вассалов султана - крымских татар. За 2 недели строили 80-100 човенов (лодок) на 50-70 человек каждый. Спускались вниз по Днепру; в устье реки их уже поджидали турецкие галеры, однако казаки выходили в море безлунной ночью, через камыши, по мелководью Днепровского лимана, куда османские корабли не решались заплывать. Двое суток непрерывной гребли - и запорожцы высаживались на Туретчине, захватывали добычу, стремительно уходили. В походе питались сухарями и варёным пшеном; если на човене кто-либо оказывался пьяным, его могли выбросить за борт: во время рейда всегда соблюдался сухой закон.
Исход

Мы часто пытаемся понять, какой должна быть подлинная демократия. Между тем, работающая модель демократического общества, хотя и очень своеобразного, была в границах Русского мира в относительно недавнем прошлом - среди казаков Запорожской Сечи.

Есть несколько гипотез этнического происхождения запорожцев. Согласно первой, казаки - выходцы из Центральной России, пассионарии, отправлявшиеся на неосвоенные земли Дикого Поля за лучшей - или, правильнее говоря, за привольной - жизнью. Некоторые историки даже выводят казаков из полулегендарной вечевой республики вятских ушкуйников; в таком случае время разгрома этой республики в XV веке в ходе войн Москвы и Великого Новгорода примерно совпадает с первым письменным упоминанием об укреплённом казацком лагере в низовьях Днепра, относящимся к 1489 году.По другой версии, популярной среди украинских культурологов, сечевики были украинскими крестьянами, бежавшими в Запорожье от гнёта польско-литовских магнатов (в Польше крепостное право было законодательно введено в 1496 году).Историк Николай Карамзин отождествлял первых казаков с черкесами - одним из кочевых народов Золотой Орды.И, наконец, четвёртая теория: казаки являлись отдельным субэтносом (впитавшим русские, польские, украинские, татарские культурно-лингвистические элементы), который сформировал на острове Хортица, что за днепровскими порогами, уникальное протогосударство со своей культурой и политической системой.Как бы то ни было, если брать два главных признака этнической самоидентификации в начале Нового времени: религиозную и языковую принадлежность, - то исповедовали казаки православие (правда, весьма своеобразно, например, почти не соблюдая пост), а знаменитое письмо запорожцев турецкому султану написано по-русски, хотя и с заметным влиянием южных диалектизмов.

НА ОСТРОВЕ ХОРТИЦА

До середины XVI века на месте Сечи не было даже постоянного поселения - на зиму казаки расходились по ближайшим городам - Киеву, Полтаве, Чернигову.Строго говоря, если признавать казачье Запорожье квазигосударством, сравнивать его следует не с монархиями Нового времени, а с не имевшими чётких границ улусами золотоордынских кочевников, либо с древнегреческими полисами, жившими торговлей и морскими походами.

Чтобы стать казаком, следовало соответствать ряду условий: не иметь жены (как говорил Тарас Бульба, «Козак не на то, чтобы возиться с бабами»); принадлежать к православной вере (в доказательство исповедования оной достаточно было перекреститься); беспрекословно подчиняться атаману - в походе, и решениям казачьего круга - в мирное время. И, конечно, требовалось владеть оружием, знать казачьи традиции.В 1572 году было создано так называемое реестровое казачество, подчинявшееся польскому королю и получавшее от него жалование. Во избежание путаницы с казаками - подданными Речи Посполитой, также названными Войском Запорожским, сечевики стали именовать себя Войском Запорожским Низовым. Впрочем, любое подчинение вольных людей какому-либо монарху было сугубо номинальным; в турецкие походы отправлялись, не спрашивая позволения земных властей.Сечью управлял кош - синоним общины, состоявшей из 38 куреней (по нескольку сот казаков каждый) во главе с куренными атаманами. Глава коша назывался кошевым, избирался сроком на год. Если на следующий год атамана не переизбирали, тот возвращался обычным казаком в родной курень. В военное время кошевой имел неограниченные полномочия. Символом его власти являлась булава.

НИЗОВАЯ ВОЛЬНИЦА

Быт и нравы Запорожского казачества колоритно изображены Гоголем в уже упомянутом «Тарасе Бульбе».Казаки носят чуб - длинную прядь волос, отрощенную на выбритой макушке; срезать её - значит нанести запорожцу тягчайшее оскорбление. Право иметь такой оселедец имеет лишь взрослый казак, ибо то знак духовной и физической зрелости; любопытно, что в древности чубы носили также сарматские и скифские воины.Одежда сечевиков - рубаха и шаровары, шапка и кафтан. Как пишет современник, в 1640 году каждый запорожец имел карманные часы, в то время доступные только богачам.

Православие сечевиков причудливо сочеталось с остатками дохристианских верований. Особым почётом на Хортице пользовались целители-ведуны, так называемые «характерники» или «заморочники», занимавшиеся лечением бойцов и обучавшие их воинскому искусству. По легенде, именно таким колдуном, способным управлять погодой и заговаривать пули, был знаменитый атаман Иван Серко, не проигравший ни одного сражения с турками.Что касается культуры, то, разумеется, запорожцы не были малограмотными сорвиголовами, какими их изобразил, например, Генрик Сенкевич в романе «Огнём и мечом»: вспомним, сыновья того же Бульбы учились в духовной семинарии, как минимум, зная древнегреческий и латынь.

МОРСКИЕ ПОХОДЫ

Описание войсковой тактики запорожцев оставил французский инженер Гийом ле Вассер де Боплан, состоявший на службе у польского короля в второй четверти XVII века.

Каждую осень казаки отправлялись в поход против турок, в отмщение за постоянные грабежи и набеги вассалов султана - крымских татар. За 2 недели строили 80-100 човенов (лодок) на 50-70 человек каждый. Спускались вниз по Днепру; в устье реки их уже поджидали турецкие галеры, однако казаки выходили в море безлунной ночью, через камыши, по мелководью Днепровского лимана, куда османские корабли не решались заплывать. Двое суток непрерывной гребли - и запорожцы высаживались на Туретчине, захватывали добычу, стремительно уходили. В походе питались сухарями и варёным пшеном; если на човене кто-либо оказывался пьяным, его могли выбросить за борт: во время рейда всегда соблюдался сухой закон.

Весь XVIII век Россия продвигалась дальше и дальше на Юго-Запад, в кровопролитных битвах вытесняя турок и их вассалов из северного Причерноморья. С ликвидацией угрозы татарских набегов отпала необходимость и защитного рубежа в виде запорожского воинства. Для государственной системы Екатерининской империи, строившейся на началах упорядоченности и рационализма в духе эпохи Просвещения, вечно беспокойная сечевая вольница выглядела весьма чужеродным элементом. Вдобавок, многие казаки поддержали восстание Пугачёва. Неудивительно, что в 1775 году по указу царицы Сечь упраздняется. Несколько тысяч казаков, не пожелавших принимать российское подданство, уходят в принадлежавшее тогда Османской империи устье Дуная, основав Задунайскую Сечь, просуществовавшую ещё полстолетия, однако и близко не сравнимую по размаху с Запорожской в годы её расцвета. Трёхвековая история веселого "протогосударства" на острове Хортица была окончена.

Неразрывно связана с возникновением казачества и Запорожской Сечи. Украинское казачество сформировалось в 14 столетии в южных украинских степях, во времена польско-литовского владычества, и играло важную роль в истории всего украинского народа в течение 250 лет.
Термин «казак» с тюркского означает «сторожевой», а в народе стало обозначать «смелый защитник», «рыцарь».
Запорожские казаки были настоящей живой опорой для всей русской народности между поляками с одной стороны и турко-татарами с другой. На своих плечах они выносили все удары католической Польши и мусульманских Турции и Крыма.
В 1540-х годах князь Вишневецкий объединил расточенные казацкие группирования, и основал Запорожскую Сечь. По одной из версий эта военная организация казачества располагалась на острове Хортица, ниже днепровских порогов, впоследствии ставшая столицей независимой казацкой республики.
Устрой Запорожской Сечи
Сооружения Сечи сформировали из нее настоящую неприступную крепость. Запорожские казаки приложили много усилий для ее создания. Глубокие рвы, высокие земляные валы, на которых возвышались оборонительные башни и бойницы, пушки и казаки, находящиеся в постоянном дозоре основали надежную, защищенную Запорожскую Сечь.
Посреди Сечи находилась обширная площадь, на которой проводились казацкие военные советы, решающие вопросы повседневной жизни. Эта территория находилась в окружении казацких жилищ, именуемых шалаши, которые были построены из деревянных бревен или плетенные из лозы и накрыты камышом, орудийной мастерской – пушкарни, канцелярии, дома старшины и церкви. Этот комплекс сооружений был надежно приспособлен для обороны.
На территории Запорожской Сечи царила республиканская форма правления. Здесь не существовало крепостничества и феодальной собственности на землю, а наоборот царило равенство между всеми казаками. На Сечи присутствовала избирательная система органов управления, деятельность которых контролировала казацкая рада – высший орган власти. На совете решались основные вопросы войны и мира, внутренней жизни казачества и дипломатических отношений.
Во главе Запорожской Сечи был гетман, наделенный исполнительной и судебной властью. Он являлся главнокомандующим и представителем Войска Запорожского на переговорах.
Задачи и функции Запорожской Сечи
Запорожская Сечь выполняла очень важную роль в защите украинских земель и нации в целом от турецко-татарских набегов. Казаки укрепляли местечки и города, создавали охранно-оборонительную и разведывательно-сторожевую систему защиты границ. В постоянной функциональности находились посты со сторожевыми отрядами, наблюдающие за переправами через реки и степными дорогами. С помощью определенных сигнализирующих знаков предупреждали население о вторжении врага и оказывали сопротивление вражеским силам.
Запорожская Сечь, будучи сформированной против турецко-литовского врага, героически отстаивала независимость. В дальнейшем и Польское и Литовское правительство было вынуждено отказаться от юридического признания существования Сечи, так как они не могли противостоять побегам крестьян в Сечь. Однако попытки уничтожения такого сильного духом образования не увенчались успехом. Казачество продолжало охранять границы и отстаивать независимость на протяжение длительного периода.
Достопримечательности «нынешней» Запорожской Сечи
Достопримечательности Запорожья обязательно включают в себя посещение Запорожской Сечи – бывшего центра украинского казачества. Путешествие в Национальный заповедник на о. Хортица, станет незабываемым и интересным. Ведь побывать на месте, пропитанном духом непобедимых казаков в Запорожье, осмотреть музеи, продегустировать казацкие блюда и прокатиться на лошадях будет занимательно не только любителям истории, но и любителям приключений.

Конечно, после реформы Стефана Батория среди запорожцев началось социальное расслоение. Реестровые казаки стали элитой по сравнению с теми, кто в реестр внесен не был. Таких называли голутвенными казаками (от украинского «голота» - голытьба, беднота) - маргиналов среди них, действительно, было достаточно. Однако несмотря на то, что социальная дифференциация внутри Сечи медленно прогрессировала, она не привела к жесткому противостоянию среди запорожцев, по крайней мере до второй половины XVII века. Сечь всегда считалась «общиной равных», своеобразной «военной демократией». Вне зависимости от материального положения каждый казак имел право участвовать в войсковом собрании (раде) и мог быть избран на любую должность.

Верховным органом Сечи была Сечевая рада, решавшая все важнейшие вопросы. Сечевая рада избирала кошевого (от украинского кош - «лагерь») атамана - главу войскового управления в Запорожской Сечи, а также войскового судью, войскового есаула и войскового писаря. Все вместе они составляли Войсковую старшину. Они избирались на один год, но могли быть заменены и ранее, если войско было ими недовольно.

Само войско делилось на курени, в которые объединялись казаки-земляки. Куренем называлась также длинная бревенчатая казарма, служившая казацким «общежитием». Каждый курень выбирал куренного атамана, ведавшего хозяйством и всеми внутренними делами. Женщины на Сечь не допускались, хотя у некоторых казаков «на стороне» были и семьи, и жены.

Походы запорожцев

Главными врагами запорожских казаков долгое время были татары и турки. Крымские татары, поддерживаемые Турцией , совершали систематические разбойничьи набеги на украинские и южнорусские земли, разоряя их и угоняя в рабство население. Казаки отвечали морскими и сухопутными рейдами в Крым и Турцию.

На казацких лодках («чайках») запорожцы спускались вниз по Днепру в Черное море, опустошая турецкие и татарские владения. Совершали они и дальние рейды через Босфор в Средиземное море. Не раз флот запорожцев появлялся под стенами Стамбула . Крупнейшим казацким флотоводцем был гетман Петр Сагайдачный (1570–1622). Под его предводительством казаки в 1605 году взяли турецкую крепость Варну, в 1616 году овладели Синопом и Трапезундом , а затем, уничтожив турецкий флот, взяли Кафу (нынешняя Феодосия), освободив несколько тысяч христианских пленников, которых должны были продать в рабство.

Однако запорожцы воевали не только против «басурман». Запорожские казаки (их ещё в то время называли черкасами) приняли активное участи в событиях Смутного времени (1605–1618) в Московском государстве, сражаясь на стороне Лжедмитрия I (ум. 1606), Лжедмитрия II (ум. 1610) и польских интервентов. В 1618 году запорожское войско во главе с гетманом Сагайдачным даже осаждало Москву. Но, в то же время, это не мешало казакам поднимать антипольские восстания, требуя независимости.

Таким было восстание, организованное гетманом Богданом Хмельницким (1595–1657) весной 1648 года. Не имея возможности отстоять независимость Украины, Хмельницкий обратился за помощью к Москве (1654). Война продолжалась до 1667 года и завершилась присоединением Левобережной Украины с Киевом к России.

Переход в подданство московского государя почти не повлиял на внутренние порядки в Сечи. Серьезные конфликты с царским правительством начались только при Петре I (1672–1725), который не только заставил голутвенных казаков платить подушную подать, но и начал строительство крепостей недалеко от Запорожской Сечи.

В ответ на массовый «исход» запорожцев в Турцию русское правительство арестовало бывших войсковых старшин и кошевого атамана Петра Кальнишевского . Кальнишевский более 25 лет провел в заключении в Соловецком монастыре, где умер в 1803 году, как утверждают, в возрасте 112 лет.

И тем не менее, когда в 1787 году началась очередная война России с Турцией, русское правительство обратилось за помощью к бывшим запорожцам, которые ещё оставались на Украине. Из них было создано так называемое «войско верных казаков», переименованное в 1788 году в Черноморское казачье войско. В русско-турецкой войне 1787–1791 годов черноморским казакам пришлось сражаться со своими бывшими соотечественниками из Задунайской Сечи.

Иная ситуация сложилась в мае 1828 года, в начале новой русско-турецкой войны (1828–1829). Тогда часть «турецких» запорожцев во главе с кошевым атаманом Осипом Гладким (1789–1866) под Измаилом перешла на сторону русской армии. В ответ на это турки уничтожили Задунайскую Сечь, жестоко расправившись с оставшимися там казаками. Из тех же, кто решил остаться на территории России, было сформировано Азовское казачье войско . Его поселили между Мариуполем и Бердянском. В 1860 году оно было переселено на Кубань и вместе с Черноморским войском влилось в Кубанское казачье войско .

«Було колись - в Україні ревіли гармати (пушки - П.К.); було колись - запорожці вміли пановати. Пановали, добували і славу, і волю; минулося - осталися могили на полі», - писал Тарас Шевченко (1814–1861), подводя итог двухвековой истории Запорожской Сечи.

В анонсе статьи использована репродукция картины Александра Осиповича Орловскго "Ночной бивуак казаков" с сайта Art-каталог

Новости партнёров

Ансамбль КАЗАЧИЙ ДЮК 8 917 554 22 84 Игорь [email protected]

Казаки Запорожья жили на рубеже, на который накатывались волны мусульман с юга и востока, а с запада - католиков. Несмотря на большие потери в людях в стычках, боях и походах, казачье товарищество, скрепленное обетом безбрачия, не ослабевало, а с каждым годом крепло и увеличивалось. Если в начале XVI века в рядах запорожцев было 3-5 тысяч человек, то в XVIII веке только в Сечи было 10 тысяч, а с обитателями паланок, зимовников и слобод число людей приближалось к 100 000.

В Запорожскую Сечь и на земли, ей принадлежащие, шли все новые и новые добровольцы из числа украинцев, белорусов, русских. Отцы приводили в Сечь сыновей. Всех сплачивала православная вера в борьбе за выживание в том безжалостном мире. Особенно привечали запорожцы православных сирот, приходящих в Сечь, или приводили и привозили их из походов. Называли таких сирот сыновцами. Привозили запорожцы в Сечь и малолетних «инородцев», приглянувшихся им в дальней стороне. Их крестили и воспитывали в православном воинском духе, называя чуром или джуром (род казацкого юнги). Принимали к себе казаки и всякого взрослого воина, если он сам приходил в Сечь, не расспрашивая его о его прошлом. Условием принятия было православие и чтобы прибывший был без семьи.

Но прибытие человека в Сечь и его принятие вовсе не означало, что он автоматически становился казаком. Для этого нужно было пройти полный курс воинской выучки, который продолжался до 7 лет, в том числе в боевых походах, на заставах и редутах, в полевых разъездах и в дозорах.

Новенького определяли в курень, где ему отводили место. Часто фамилию ему меняли на новую или давали казачью кличку, которая подчеркивала особенности его характера или поведения.

Так шляхтич Скальковский, родившийся в Литве в Новгородском воеводстве, прибыв в Сечь, стал Иваном Ляхом. Ивана Пересунько за его молчаливость казаки прозвали Журбою (разговорчивым), а когда он «проглядел, как поляки добычу казачью отняли», его переименовали в Ивана Прислипу (Слепого).

В Запорожской Сечи можно было встретить всякие народности - украинцев, русских, поляков, литовцев, болгар, молдаван, татар, турок; даже немцы, французы, итальянцы, испанцы и англичане попадались и даже евреи встречались, хотя к евреям казаки теплых чувств не питали никогда. Но были и исключения - «казак Василий Перехрист родился от евреина Айзика в местечке Чигирине… отгол с добровольного его желания в Сечь привезен… где в церкви сичевой окрещен и к присяге приведен».

Что касается испанцев, французов и других европейцев, то они прибывали с казаками в Сечь сами, добровольно. Дело в том, что запорожцы нанимались на службу не только к полякам, литовцам и русским, но бывали они волонтерами и в Европе, где слава их как воинов была хорошо известна. Их охотно и настойчиво вербовали в наемники страны Европы для участия в войнах, в борьбе с пиратами. Даже Ватикан использовал казаков в противостоянии с мусульманским миром. Французский кардинал Мазарини привлек запорожцев в Тридцатилетней войне к борьбе с испанцами, захватившими северное побережье Франции. В октябре 1645 года 2400 запорожцев погрузились в Гданьске на корабли и прибыли в пролив Па-де-Кале. В рядах армии Конде они взяли штурмом ряд крепостей, в том числе и Дюнкерк, который до этого в течении 5 недель без успеха штурмовали французские войска.

Казаки запорожцы стали особо любимым воинским подразделением «великого Конде», его ударной силой. Как видно, и Конде понравился казакам, раз они после взятия Дюнкерка в числе 1000 человек остались еще на 2 года в рядах мушкетеров и участвовали в боях.