Античная архитектура. Третьяковские уроки: Античная архитектура. Генеральные планы городов

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

История Древней Греции подразделяется на три периода:

а) архаический VIII- VI вв до.н.э. б) классический V- IV вв до.н.э.

в) эллинистический (вторая пол. IV сер. I в до.н.э.)

Природные условия разнообразные. Районы развития городов изолированы друг от друга горными хребтами. Основной фактор – Средиземное море. Греческий город – полис состоял из городского поселения и сельской округи.

Формы управления: - олигархическое(Спарта) - демократическое Афины

Размеры полисов различны: Спарта – 8 400 кв.км Афины - 5 550 кв.км

6 полисов на о.Эвбея 3 700 кв.км 22 полиса Фокиды 1 650 кв.км (каждый 75 кв.км)

Социальный состав:

1) потомственно – родовая знать: землевладельцы, торговцы, ремесленники

2) иностранцы (не пользовались правом гражданства): – метеки

Из ближайших селений - периетеки

3) рабы до 1/3 жителей

Города архаического периода состояли из укреплённого акрополя и расположенного у его подножья нижнего города с общественной (рыночной) площадью Агорой.

в VIII - VII вв. до н.э. города ещё не имели внешних крепостных стен (г.Селинунт на о.Сицилия. Город располагался на плоской скале, ограниченной с запада долиной реки, а с востока морской бухтой.

На акрополе параллельно друг другу располагались главные храмы (VI в. до н.э.). Регулярная планировка акрополя относится к архаической эпохе, когда были проложены две пересекающиеся улицы северо-южного и западно-восточного направления. Ширина улицы сев.-юг = 9 м, на неё выходили кварталы протяжённостью 30 м с поперечными проходами 3,6 – 3,9 м.

Архаические ансамбли были полихромными (красные метопы) золотые щиты.

Общегреческие культовые центры: Олимпия и Дельфы.

Олимпия. Первые Олимпийские игры, связанные с культом Зевса Олимпийского происходили в 776 г. до н.э. каждые 4 года. Во время Олимпийских игр прекращались междоусобные войны и всё мужское население отправлялось в Элиду, где у подножия лесистой горы Кронос располагалось святилище (Альтис). Главным храмом святилища был храм Зевса (460 г. до н.э.), украшенный статуей Зевса (скульптор Фидий) с алтарём, в котором во время Олимпийских игр поддерживали огонь. Напротив храма Зевса и алтаря находился многоколонный портик - стоа – «Эхо». Окружённое этими зданиями пространство было прообразом будущих городских площадей – агор.

Рядом со святилищем располагался стадион на 40 тыс. зрителей. Для сидения использовались пологие склоны холма. В долине реки Алфея располагался ипподром для конных состязаний.

Святилище было окружено многочисленными сооружениями: гимнасием, палестрой и т.д. и общественными сооружениями – булевтерий.


Размеры города небольшие. Жители: жрецы и судьи, и ремесленники.

Рабы на Олимпийские игры не допускались.

Святилище Олимпии сложилось в эпоху архаики, однако в нём уже имелись черты, присущие ансамблям более позднего времени.

  1. отсутствие жёсткой симметрии,
  2. живописное равновесие архитектурных объёмов,
  3. гармоническое единство архитектуры с окружающей природой,
  4. сомасштабность с гармонически сложенным (монументализированным) человеком.

В процессе греческой колонизации вырабатывались приёмы в размещении городов: 1) близость удобной морской бухты для стоянки и починки торговых и военных кораблей,

2) наличие чистой питьевой воды,

3) наличие плодородных земель,

4)благоприятные условия для обороны города и режима ветров,

5) наличие естественного стока дождевых вод

В V в. до н.э. в г.Милете жил Гипподам – теоретик и практик градостроитель, который разработал градостроительные концепции регулярного плана с новымифункциональными и эстетическими принципами.

Новые и общие характерные черты (Милета и Пирея)

1) Зонирование территории (торговая, общественная, жилая)

2) Ориентация главных улиц с юго-запада на северо-восток

3) гармоничные пропорции кварталов, 7: 6; 7: 4

4) ширина улиц: второстеп. улицы – 3,5 м; главные улицы – 7м, ведущая дорога 15м, т.е. ширина улиц последовательно удваивалась.

5) улицы, площади и крупные общественные здания органически вписывались в планировочную решетку плана.

Центр г.Милета развивался вдоль двух пространственных координат. Вдоль одной располагался гимнасий со стадионом и городской парк, вдоль другой торговые и общественные площади.

Эти площади состояли из Южной агоры, предназначенной для торговли, с лавками, расположенными по периметру, и портиками. Южная агора имела три входа (размер 166 х 128 м). Северная агора (меньше), предназначалась для торговли предметами роскоши. Между агорами располагался гражданский центр городской общины: булевтерий – т.е. здание городского совета. Перед булевтерием находился алтарь для принятия присяги гражданами общины.

Планировочная композиция носила «открытый» характер. Крепостные стены не имели геометрически правильных очертаний, Они не сковывали рост города.

Главной планировочной единицей был квартал, состоявший из 2-х, четырёх и более домов. Город развивался путём наращивания жилых единиц от центра к периферии.

Расцвет греческой культуры и архитектуры (классика) совпадает с возвышением г.Афины. Протяжённость г. Афины с запада на восток – 1,5 км. На территории города имелась гряда холмов, среди которых самым массивным был холм Акрополя 300 м длиной и 150 м шириной, высотой 60 м над уровнем моря.

В V в. до н.э. началось строительство Афинского Акрополя. Первое сооружение – статуя Афины Воительницы (скульптор Фидий). Через год архитекторы Иктин и Калликрат начали строительство храма Афины – Девы – Парфенон (447 – 438 г.г. до н.э.) на самой высокой точке холма. Размеры Парфенона 30,89 х 69,54 м.

В 437 г. до н.э. архитектор Мнесикл начал строительство Пропилей (закончил в 432 г.до н.э.). В 421 г. до н.э. – строительство Эрехтейона, в это же время существовал маленький ионический храм Ники (Бескрылой победы, архитектор Калликрат).

Масштабный и образный контраст Парфенона и Эрехтейона позволяет говорить о том, что на акрополе были разные композиционно сюжетные зоны. Зона Парфенона, который был задуман не как вместилище божества, а как монумент военной и гражданской славы Афин, обращалась ко всему греческому миру. Северная зона, обращённая к агоре, апеллировала к Аттике и Афинам. Композиционная роль Пропилей заключалась в объединении двух сюжетно – композиционных начал.

Художественное единство достигалось за счёт: единого пропорционального строя архитектурных ордеров Парфенона, Эрехтейона и Пропилей, а также за счёт единства архитектуры и скульптуры.

Каждая из скульптур: Афины Воительницы, Афины Девы (в Парфеноне),

Афины покровительницы города (в Эрехтейоне), Афины Гигейи (покровительницы здоровья), Афины Эрганы (покровительницы ремёсел)

имела свой масштаб и располагалась в определённом месте.

Афинский акрополь был рассчитан на восприятие его по мере движения по определённой траектории, что было связано со знаменитыми праздниками Панафинеями. Порядок торжественного шествия был запечатлён Фидием на ионическом фризе Парфенона. Шествие двигалось синхронно с движением солнца по небосклону.

На других холмах г.Афин - позднее были построены храмы (храм Тезея).

Город снабжался водой, которая доставлялась акведуком (VI в. до н.э.). Город был окружён крепостными стенами с воротами. Афинская агора была озеленена по контуру платанами. Выделялись отдельные жилые районы: Лимны, Мелите, Керамик.

Жилые дома построены из дерева и кирпича- сырца. Жилища были очень скромными, что соответствовало демократическим принципам того времени.

Классический период связан с возвышением Афин.

Эллинизм связан с возвышением Македонии.

в VI и V вв. до н.э. Македония была окраиной греческого мира.

Эллинизм связывают с именем Александра Македонского (356 – 323 г.г. до н.э.). Это период, когда при слиянии греческой культуры с местными традициями народов Востока родилось качественно новое искусство.

Целью походов Александра Македонского было желание расширить границы государства, колонизовать обширные пространства, превратив их в источники получения рабов, захватить богатства восточных городов, найти рынки для постоянной торговли и превратить завоёванные страны в колоссальную многоязыковую монархию.

Все походы Александра Македонского сопровождались активной градостроительной деятельностью. Александр Македонский либо строил новые укреплённые поселения, либо давал средства на восстановление разрушенных городов, либо делал вклады в строительство местных святилищ.

Первым городом, которому Александр Македонский даровал средства на строительство общественных зданий, был маленький ионийский город Приена. Приена расположена на южном склоне Микальских гор, террасообразно спускавшимся к долине извилистой реки Меандр. Город был удобен для жизни людей. От северных ветров его защищали горы. Вода из горных источников по керамическим трубам распространялась по городу. Город окружён крепостной стеной, которая охватывала территорию с учётом дальнейшего роста. Размеры общественного центра и многочисленные зрелищные сооружения рассчитаны на город более крупных размеров.

План города был регулярным. Единственная проезжая улица (зап – восток) называлась улицей Западных ворот. Остальные улицы, параллельные ей, были пешеходными. Улицы (сев- юг) представляли собой лестницы. Главная улица имела ширину 7,36 м., остальные 3- 4,4 м. Город разделён на жилые кварталы, стороны кварталов соотносились как 3: 4. Во многих сооружениях и пространствах использованы пропорции «золотого сечения». Каждый квартал из четырёх жилых домов. Каждый дом состоял из небольшого мощеного дворика, окружённого жилыми и служебными помещениями. В некоторых случаях за домом находился небольшой сад. На улицу выходили лишь стены домов и ограды с проёмами входов.

Общественные здания Приены располагались на трёх террасах.

На нижнем уровне размещался большой гимнасий с квадратным в плане внутренним перистилем и стадионом. На второй террасе – главный общественный и торговый центр. Центр состоял из агоры продуктового рынка и святилища Зевса. Сама агора состояла из южной торговой части, окружённой колоннадой, за которой располагались лавки и общественной части, обращённой к Священной стоа. Священная стоа (стоа Ороферна) была галереей с двумя рядами колонн внешних и внутренних, поддерживавших кровлю. За галереей располагались городские учреждения, среди которых выделялись своими размерами экклезиастерий (зал для народных собраний) и пританей.

На третьей террасе располагалось главное святилище города – храм Афины Полиады – покровительницы города (арх. Пифей). Ионический периптер храма Афины хорошо виден с агоры, особенно по диагонали, что было свойственно лучшим ансамблям классического периода.

Таким образом, Приена – уникальный образец эллинистического градостроительства, соединивший два направления в развитии градостроительного искусства Греции: усовершенствованную регулярную пространственную систему и умение создавать монументальные ансамбли, расположенные в разных уровнях.

За время походов Александра Македонского было основано свыше 70 Александрий.

Самым крупным былгород Александрия Египетская (331 г. до н.э.).

Город ориентирован почти точно по странам света. Главная улица проходила параллельно морю, длина её 7 км, ширина 30 м. Улица на всём своём протяжении имела колоннады. Высота застройки - 20 м. В городе имелись обширные парки. Особенно славился сад Мусейона, священная роща при здании дудопроизводства Дикастерионе и парк Панейон, в центре которого находился искусственный холм с храмом на самой вершине.

После смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) империя распалась на ряд отдельных эллинистических государств: царство Птолемеев, царство Селевкидов; Греко – Бактрийское царство, Пергамское царство и Македонию.

Последователи Александра Македонского продолжали основывать новые города. Царь Птолемей основал 75 новых городов, одним из них был город Птолемиада (близ г.Фивы).

Среди городов царства Селевкидов особо выделялся г. Дура – Европос на р. Евфрат. Он был ориентирован по странам света, как большинство городов Двуречья, город обнесён крепостными стенами, имел трое ворот, в северо-восточной части – цитадель. В центре – агора. Уличная система - прямоугольная. Ширина главной улицы- 12,65 м, 2 поперечные – 8,45 м, остальные – 6,35 м.

Городские кварталы занимали участки 70,5 х 35,2 м, т.е. имели пропорции 1: 2.

Столицей Пергамского царства был г. Пергам. Он не имел регулярной планировки, а свободно развивался у подножия Акрополя. Улицы шириной 10 м

имели замощение камнем и водостоки. Город был окружен стенами с нескольких сторон, главными были южные ворота. В городе имелось две площади - Верхний и Нижний рынки, три гимнасия, библиотека. Главная улица от Южных ворот вела к Акрополю. Пройдя рынок нижнего города и гимнасий, расположенный на трёх террасах, она поднималась на высоту 250 м на верхнюю агору, затем, после подъёма в 40 м, подходила к входу в акрополь и вела вдоль царских садов.

По левую сторону от дороги располагалось святилище Афины с монументальным входом в виде пропилей. С севера к святилищу Афины примыкает Пергамская библиотека.

Святилище Афины с трёх сторон окружено двухъярусными беломраморными портиками, с четвёртой стороны открыто на город. Храм Афины (дорического ордера) сдвинут к краю террасы святилища. Ниже по рельефу к северу располагался Большой алтарь Зевса (I пол. II в. до н.э.).Скульптурный фриз 120 м высотой 2,5 м с изображением битвы богов с гигантами (посвящён победе пергамских войск над племенами галатов). Из святилища Афины можно было попасть в театр, вырубленный в скале. Позднее к театральной сцене была пристроена галерея.

Таким образом, Пергамский акрополь представляет собой несколько изолированных друг от друга ансамблей, однако благодаря возможности обозрения, создавалась иллюзия пространственной целостности этих ансамблей. Особенно эффектным был западный фасад акрополя со стороны моря. Раскрывалась веерообразная композиция - живописная и уравновешенная.

Таким образом, градостроительство IV – конца II в. до н.э. характеризуется следующими основными особенностями:

1) городские пространства становятся самостоятельной архитектурной темой;

2) использование колоннад, портиков, галерей в формировании пространств городских площадей для придания им геометрической правильности и единообразия;

3) возрастание роли перистиля в жилой архитектуре, святилищах, гимнасиях и других общественных зданиях;

4) развитие тенденции к замкнутости городских пространств;

5) развитие приёмов создания единых архитектурно – пространственных композиций на разных уровнях сложного рельефа;

6) высокий уровень благоустройства: замощение улиц и площадей, водопроводы;

7) опыт строительства многоэтажных домов для сдачи помещений внаём;

8) строительство вилл;

9) попытка выработать космополитический художественный язык:

Внесение в греческое искусство восточных элементов;

Увеличение масштабов архитектурных ансамблей;

Увеличение формально – композиционной стороны в ущерб идейно – художественному

Пышное декорирование зданий.

В культуре древних цивилизаций особое место принадлежит архитектуре Античности, включающей в себя наследие Древней Греции и Древнего Рима. Античная ар-хитектура сформировалась в Средиземно-морье, Причерноморском бассейне и со-седних странах дo V столетия н. э. и стала образцом, предметом восхищения и вдох-новения для последующих эпох.

Архитектура Античности четко отражает эстетику, вкусы и мораль древнего мира, а мир у древних греков и римлян был целостным и гармоничным.

Важнейшим достижением Античности стало возникновение геометрии как науки и как следствие осознание пропорции в качестве меры гармонии. Всё это нашло отражение в архитектуре того времени.

Архитектура Древней Греции

Любопытно, что светские здания в Древней Греции были весьма примитивными, в то время как храмовые сооружения становились с каждым столетием всё сложнее и причудливее. На месте дворцов и крепостей появлялись величественные храмы. Именно они отразили архитектурное наследие древних греков.

Ориентировочно в VIII веке до н. э. сформировались два основных направления в архитектуре: дорическое и ионическое. Дорический стиль отмечался стремлением к совершенству пропорций, монументальности, «мужественности». Характерными чертами направления являются значительное превышение длины храма над шириной и большой диаметр колонн, создающие впечатление тяжеловесности. Примером дорического искусства является храм Геры в Олимпии .

Мастера ионического направления стремились к легкости, изяществу. Ионические храмы имели более богатые украшения и были большими по размеру. Колонны здесь выступают не только в качестве опоры, но и в роли декоративного элемента. Если дорические колонны вырастают словно из земли, то ионические имеют сложный цоколь, более тонкие и богатые украшения. Примером ионического искусства может служить храм Геры на о. Самосе . Несмотря на довольно прозрачные географические наименования стилей, дорические и ионические сооружения никак не связаны с соответствующей местностью.

Некоторые зодчие стремились соединить эти два стиля. Так, Иктин и Калликрат достигли полной гармонии направлений, соединив высокие колонны со стройностью и изяществом. Гармоничного сочетания двух стилей удалось добиться и архитектору Мнесиклу , создателю Пропилеев — ворот, ведущих к Акрополю.

Характерной чертой греческих храмов были колонны, берущие свое начало от микенского деревянного столба, лишенного каких-либо декоративных элементов. Камень вытеснил дерево — так появились колонны.

Храмы всегда возводились на мощных ступенчатых основаниях. Внутри храмов располагалась статуя божества, люди не входили внутрь постройки, собираясь на площадях перед храмом.

Каждый греческий город имел свой храмовый комплекс, спортивные сооружения, а также театр. Центральной частью театра была круглая площадь. Склоны холма были оборудованы в качестве зрительного зала.

Храмы обычно находились недалеко друг от друга, к ним вели монументальные ворота с большим количеством алтарей и скульптур.

Одним из наиболее выдающихся ар-хитектурных комплексов является афинский Акрополь , возведенный во времена Перикла и ставший композиционным центром города. Сердцем Акрополя является дорический Парфенон .

Творения античной культуры были не хмурыми и безликими, как считают неко-торые, а сочными и яркими, сияя красными, зелеными, голубыми цветами под жарким южным солнцем.

Золотым веком архитектуры Древней Греции стало строительство в Афинах при Перикле: менее чем за 20 лет были сооружены Парфенон, Пропилеи, храм Афины-Победительницы и Эрехтейон.

Архитектура Древнего Рима

Римляне, переняв богатые греческие традиции, оставили в истории архитектуры не менее значительное наследие.

Начало зарождения древнеримского искусства охватывает период с конца VI и до середины I столетия до н. э. Римские завоеватели свозили с захваченных территорий найденные произведения искусства, а потому первые римские храмы и дворцы были больше похожи на музеи.

На особенности архитектуры храмов в Риме оказал влияние строительный материал. Так, до I в. до н. э. храмы сооружали из вулканического туфа, поскольку своего мрамора до правления Августа в Италии не было. Из туфа было сложно сделать ажурные орнаменты и прочные балки, поэтому зодчие создавали арки. Украшали храмы гипсом.

Для древних римлян была важна символика, что нашло свое отражение в архитектуре: так, переплетающиеся усики аканфа в узорах капителей храма символизируют дружбу близнецов Диоскуров, а парные барашки напоминают о единстве и согласии.

Золотым веком Римской империи принято считать время правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). В это время были созданы наиболее выдающиеся шедевры. С периодом правления Августа связывают имена архитектора Вептрувля, поэтов Вергилия, Овидия, Горация.

Рим начал видоизменяться: сооружались мосты, акведуки, жилые здания. Наверняка всем известно изречение, что Август «принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным». Для золотого века Римской империи характерны необъятные площади, величественные здания, сводчатые крыши, щедро декорированные бассейны и фонтаны.

Память об императоре сохранили в веках такие творения, как храм Марса Мстителя с многочисленными статуями, форум Августа, коринфские колонны храма Кастора и Поллукса.

После правления Августа Римская империя, превратившись в мировую державу, меняет свой облик. Архитектурными со-оружениями первостепенной важности ста-новятся оборонительные стены (например, стена Аврелиана ).

Архитектура древних римлян со-ответствовала военному духу империи, жесткой дисциплине и стремлению к парадности, зрелищности. Наиболее важным в Древнем Риме было сооружение мостов, крепостей и оборонительных стен для успешного ведения войн. В то же врем на улицах римских городов возводились вели-чественные колоннады, монументы и арки.

Античность имела большое значение для последующих эпох. Продолжаются много-численные археологические раскопки, исследования, пишутся научные труды. Архаика стала источником культуры Ренессанса и несомненным эталоном для культурологов. Современная культура Европы тысячами нитей связана с эпохой Древней Греции и Древнего Рима. Античность вечна. И еще не один художник будет черпать безграничное вдохновение в искусстве древнего мира.

Античный стиль (Anticuus - с лат.Древний) сочетает в себе совокупность культур древней Греции, Рима и Египта.

Архитектура Древней Греции.
В развитии архитектурных стилей, последующих эпох, главную роль сыграли греки, их наследие осталось в веках и эволюционировало вплоть до нашего времени. Древнегреческая архитектура зародилась в конце 3 тысячелетия до нашей эры на островах Эгейского моря, высшая степень её развития была в 4-5 вв. до нашей эры. Благодаря своей гармонии, целостности, благородству форм, величию, продуманности всех элементов и деталей, является образцом для более поздних стилей таких, как Классицизм, Неоклассицизм, Ренессанс. Греки первыми разработали и применили стройную теорию архитектуры, а именно: использовали на практике закон симметрии. Позднее в Европе этот закон станет основой стиля Классицизм. Ученики греков древние римляне не только развили, но и дополнили греческую ордерную систему тосканским и композитным ордерами. Римляне совместили греческий ордер, италийскую арку и свод цилиндрической формы, таким образом, создали арочно-ордерную ячейку, и создали такую красивую форму как купол. Античность вызывает восхищение своей неподражаемой, величественной и законченной красотой.

Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии как науки, позволившей осознать пропорции как меру гармонии.

В те времена греческие города строились по единому принципу: в центре – укрепленный холм (акрополь), вершину которого украшали святилище и храм, воздвигнутый для бога-покровителя полиса; вокруг холма размещались жилые дома, объединенные в кварталы для разных слоев населения, где, например, ремесленники одной профессии проживали компактно, отдельными слободами. Эти поселения назывались нижним городом, центром которого была агора – площадь для собраний, где горожане сообща решали свои хозяйственные и политические вопросы. Вокруг агоры размещались здания общественного назначения: булевтерии (совет общины), пританеи (для торжественных приемов), лесхи (развлекательные клубы), театры, стадионы, фонтаны, места для прогулок. А палестрам (гимнастическим школам) и гимназиям отводилиь целые архитектурные комплексы. Но все же храм на вершине городского холма был главным и самым красивым сооружением полиса.
Внутри храмов – множество скульптур и фресок, раскрашенных преимущественно в синие и красные цвета. Главные, несущие части храмов (архитравы, колонны) вообще не окрашивались. Большое значение придавалось пейзажному окружению храма и святилища. Зигзагообразная освещенная дорога, ведущая к ним снизу, обрамлялась статуями и сокровищницами, а сам храм возникал перед взором идущих людей неожиданно, на последнем повороте. Это создавало впечатление величия и силы.

Античная Греческая архитектура делится на 3 основных периода:
1. Архаический (до V в. до н. э.)
2. Классический (до V в. до н. э.)
3. Эллинистический период (IV – I века)

Ранний период развития античной архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического.
На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура. В бронзовом веке храмы еще не строились. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам. Светское строительство отступило на второй план.
В первой половине VIII в. появляется храм. Храм был построен из необожженного кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры античных храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.

Ордерная система.
Светские постройки, также прямоугольной формы, были непрочными и очень скромными, из тростника и глины. Все достижения греческой архитектуры того времени; конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов.
Предположительно в VIII в. до н. э. выявились два направления в архитектуре: дорическое и ионийское .

Ордера архитектурные (от лат. ordo - порядок) – система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, выражающая тектоническую логику стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих и несомых частей).
Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом.
Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.

Дорическая архитектура отличалось стремлением к монументальности, серьезности, «мужественности», совершенству пропорций. Дорический стиль архитектуры сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. (7 век до н.э.) и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии.
Колонны
Столь характерная для архитектора греческого храма колонна, несомненно, ведет свое происхождение от микенского деревянного столба. Меняется лишь форма опоры, когда дерево постепенно вытесняется камнем. Микенский столб сужался книзу, дорическая колонна - кверху. Колонна микенская была лишена всех декоративных элементов, превратившись в стройную и строгую колонну дорического ордера. Дорическая колонна имеет конструктивные, тектонические, а не украшательские функции; в самых первых греческих святилищах эпохи архаики колонны были еще деревянными.

План храмового сооружения включал в себя главную часть, поделенную на нефы рядами колонн, и передний зал. В отличие от более поздних греческих храмов ранние не имели колоннады, идущей по всему периметру здания. Разбогатевшие греческие города-государства оказались в состоянии осуществить подлинный переворот в храмовой архитектуре, которая из глиняно-деревянной стала каменной. Появившиеся незадолго до этого деревянные колоннады мало-помалу заменялись на каменные.

Древнейшие дорические перистили - сооружения, обнесенные со всех сторон колоннадой, - отличались значительным превышением длины над шириной, т. е. вытянутостью в длину. Храм Аполлона в Сиракузах, относящийся к старейшим дорическим храмовым постройкам, имеет по 17 колонн при боковых стенах и только 6 с фасада.

Другая особенность античной архитектуры - большая величина диаметра колонн, стоящих к тому же близко одна к другой, что создавало впечатление тяжеловесной монументальности и серьезности всего облика здания. Дальнейшее развитие дорического стиля привело к изменению этих пропорций, и в первую очередь соотношения диаметра колонны и ее высоты.

В архаическом храме в Коринфе (около 540 г. до н. э.) соотношение диаметра и высоты составляет 1:4, в афинских Пропилеях V в. до н. э. - 1:5,б, а в святилище в Немее (около 330 г. до н. э.) - уже 1:6,5. Колонны становились тоньше и стройнее, что меняло и общий вид сооружения.

Не осталось неизменным и соотношение длины и ширины перистиля. Тип архаического храма, где количество колонн у фасада и у боковой стены соотносилось между собой как 6:17 (в Сиракузах) или 6:15 (в Коринфе), в классической греческой архитектуре уже не встречается. Утверждается правило, по которому боковая стена должна была иметь двойное число колонн по сравнению с фасадом плюс еще одну.

В результате храм Зевса в Олимпии и афинский Гефестиейон демонстрируют соотношение 6:13, а афинский Парфенон - 8:17. Менялось также количество внутренних нефов, вообще планировка помещений внутри храма. Развитие дорического стиля шло ко все более совершенным пропорциям, архитектурной гармонии.

Ионический стиль архитектуры, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Мастера ионийского направления, стремились достичь легкости, изящества, прихотливости линий.


Строгой, геометрически правильной дорической капители соответствует здесь капитель ионийская, с завитками - волютами, каменным орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса, валиками, служившими опорой архитраву - широкой нижней балке, покоившейся непосредственно на капители колонны. Заметные различия есть и в форме самих колонн. Дорическая вырастает словно дерево из земли, прямо из стилобата - площадки, на которой она стоит. Ионийская колонна имеет сложный цоколь. Углубления на ионийской колонне тоньше и богаче, чем на дорической.

Ионический стиль стремился к все большей декоративности и пышности, в чем, несомненно, сказались влияния Востока. Здесь колонна выступает не только как опора, как элемент тектонический, но и как элемент декоративный. Ионийских святилищ того времен античности сохранилось очень мало.


Храм Афины в Приене. Архитектор Пифей.
Об ионийских храмах эпохи архаики мы знаем больше из античной литературы: слишком много их было уничтожено.
Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в Эфесе , воздвигнутое критянином Херсифроном и его сыном Метагеном, а несколько веков спустя, в 356 г. до н. э., сожженное Геростратом.
От руки персов погиб храм Геры на Самосе , построенный Ройком и Феодором по заказу тирана Поликрата.

Коринфский ордер - один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.



«Дорическое» и «ионийское» - не совсем географическое понятие: дорические постройки можно встретить на ионийской территории, и наоборот.
Оба стиля (ордера) с самого начала существенно различались. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы.

Заметим, кстати: созерцая сегодня руины дорических и ионийских святынь, мы как бы забываем, что здания эти были покрыты росписями, отличались богатой полихромией. Древняя Греция была мраморной, но отнюдь не только сверкающей белизной, как иногда думают. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок - красной, голубой, золотой, зеленой, - залитые ярко сияющим солнцем юга.

___________________
Расцвет античной архитектуры в Греции приходится на вторую половину V в. до н. э.

Классический период (V век до н.э.)

Храм богини Афины – Парфенон.

Наиболее известным памятником классического периода архитектуры является храмовый комплекс – Акрополь а Афинах, построенный в V – IV веках, но разрушенный в результате персидской войны. В восстановлении Акрополя во второй половине V века были задействованы великие архитекторы Иктин, Калликарт, Мнесиклет. Весь храмовый ансамбль был отстроен из сверкающего белого мрамора. Храм богини Афины – Парфенон – главный в комплексе и наиболее величественный. Он считается высочайшим достижением зодчества всех времен. Высота его колонн равна высоте колонн храма верховного бога Зевса, что в Олимпии. Но тяжеловесность храма Зевса сменилась изяществом, стройностью пропорций.


Парфенон. Афины.

В Парфеноне хранилась и афинская казна. На входе в Акрополь располагалось здание Пропилей, где находились картинная галерея и богатая библиотека. Это здание служило воротами в Акрополь. Восстановленный комплекс Акрополя должен был поражать строгими, спокойными формами, гармоническими пропорциями, сверкающим белым мрамором колонн, яркими красками, которыми окрашивались отдельные части зданий, и внушать мысль о силе, величии, могуществе державы и общеэллинском единстве.

Центральной частью греческого театра, который первоначально сооружался для выполнения обрядов, связанных с культом бога Диониса, является круглая площадка с жертвенным алтарем - «орхестра». Для оборудования мест для зрителей, «театрона», использовались склоны холма. У орхестры напротив театрона размещалась «скена».




Греческий жилой дом раннего архаического периода представлял собой простое здание, включавшее главное прямоугольное пространство и входной вестибюль.
В классическом периоде, т. е. в V и VI вв. до н. э. встречаемся уже со сложной планировкой дома, состоящей в принципе из двух частей. Первая- мужская часть служила для встреч и бесед. Помещения этой группы располагались вокруг центрального дворика (аулы) и занимали переднюю часть дома. Вторая - женская часть также выходила во дворик. В глубине располагалась хозяйственная часть с помещениями для рабов. Греческий дом, обычно кирпичный, а позднее и каменный, имел иногда и два этажа. Перекрытия и кровля были плоскими, а фасады, выходящие на улицу, первоначально делались простыми, гладкими и без окон.

Эллинистический период (IV – I века)
Открытием эллинистического периода зодчества были храмы, окруженные двойной колоннадой. Таков был храм Дидимайон (Милет). Милет, кстати, до сих пор считается лучшим образцом градостроительства. Упомянутый храм окружает двойная колоннада (210 колонн). Прославленным практиком и теоретиком зодчества этого периода был Гермоген, создатель новой архитектурной формулы – псевдодиптера, а проще говоря, двойной колоннады с наполовину скрытым в стенах внутренним рядом колонн.


Эта идея воплотилась в строительстве храма Артемиды Левкофриены (Магнесия). После греков псевдодиптер широко использовался в архитектуре римлян. Еще одним достоянием эллинистического периода было возведение круглых зданий. Судить об этом типе зодчества мы можем по немногим сохранившимся памятникам: Арсиноэйон (о. Самофракия), несколько построек в Эретрии, Олимпии. Но самым грандиозным история признала стометровый морской маяк (о. Форос) неподалеку от Александрии. Его называли одним из семи «чудес света», но до наших времен он не сохранился, как и остальные «чудеса», кроме египетских пирамид.

Архитектура Древнего Рима.
Наследником художественной культуры Древней Эллады стал рабовладельческий Рим, покоривший Грецию во II в. до н. э. Римляне, познакомившись с мифологией, наукой, литературой и театром Древней Греции, высоко оценили творческий гений эллинских зодчих и скульпторов. Недаром знаменитый римский поэт Гораций говорил, что «Греция, взятая в. плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусство...».

Однако Рим, прошедший за восемь столетий (с VIII по I в. до н. э.) путь от маленького, ничем не примечательного города до столицы громадного государства Римской империи, не только воспринял лучшие достижения искусства народов Ближнего Востока и Средиземноморья. Римляне внесли свой вклад в художественную культуру древнего мира.
Еще в эпоху существования Римской республики (V-I вв. до н. э.) римляне построили - великолепные дороги, мосты и водопроводы, первыми стали использовать в строительстве прочный и водонепроницаемый материал - римский бетон, создали и усовершенствовали особую систему сооружения больших общественных зданий из кирпича и бетона, широко применяли наряду с греческими ордерами такие архитектурные формы, как арка, свод и купол.

В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами.
Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI — середина I в. до н. э.). Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации.
С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи н картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства.

Около 125 г. был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры - Пантеон - «храм всех богов». Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству.


Пантеон

Пантеон. Интерьер
Пантеон - наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды, в которой диаметр купола достиг 43,2 м. В Пантеоне блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания крупнейшего в Риме (непревзойденного до XX в.) большепролетного купольного пространства.

Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, представляя собой монолитную, лишенную каркаса массу. Для облегчения веса купол постепенно уменьшается по толщине к вершине, а в состав бетона вводится легкий заполнитель - пемзовый щебень. Купол опирается на стену толщиной 6 м.

Римские театры основывались на греческих традициях, но в отличие от греческих театров, зрительские места которых располагались на естественных склонах гор, представляли собой отдельно стоящие здания со сложной субструкцией, поддерживающей места для зрителей, с радиальными стенами, столбами и лестницами и проходами внутри основного полукруглого в плане объема (театр Марцелла в Риме, II в. до н.э., вмещавший около 13 тыс. зрителей, и др.).


Римский театр
Колизей (Коллосей) (75-80 гг. н. э.)- крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний. Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 156 х 188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру.
Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордерной аркады. Система ордеров придает композиции масштабность и наряду с этим особый характер взаимосвязи пластики со стеной.
Базилика , послужившая впоследствии образцом христианского храма, являлась у римлян чисто гражданским зданием. Идее древней базилики среди современных зданий, быть может, наиболее соответствует «биржа». Это - помещение, предназначенное для судопроизводства, деловых и политических собраний. Пока господствовали древнеримские нравы, обходились без таких базилик; заседания на форуме происходили под открытом небом.
Первая базилика относится к 180 г. до н. э. Общее расположение базилики заимствовано из Греции.



Храмы - ротонды .
Храм Весты. Здесь хранился священный огонь Весты, богини домашнего очага, который нужно было постоянно поддерживать под страхом великих несчастий. Это обстоятельство порождало неизбежную угрозу пожаров. Последовательно проводимые реставрации не изменили ориентации храма: вход остался с восточной стороны, как того требовали обычаи, и сохранился круглый план, напоминающий форму хижины 1 тысячелетия до н.э. (эпохи железа).
Здание круглой формы; его целла окружена двадцатью коринфскими колоннами, стоящими на подиуме (диаметром 15 м), облицованном мрамором; с восточной стороны к целле вела лестница. Крыша была конусообразной формы с отверстием по центру для выхода дыма. В целле, украшенной снаружи полу-колоннами, не было статуи Весты, но всегда пылал священный очаг, являвшийся воплощением богини.

Храм Весты
Триумфальные арки.
Триумфальные арки относятся к общему типу арок. Они богато украшены и увенчаны аттиком с надписью.

Триумфальная арка Константина - трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.

Греки воздвигали колоссальные статуи богам, римляне - императорам. Таков колосс Нерона.
Колосс Родосский.


Известные почетные колонны - колонны Траяна и Антонина в Риме, на которых подвиги императоров были изображены рельефом, восходящим спиралью от цоколя до капители, увенчанной статуей.

Колонна Траяна - колонна на форуме Траяна в Риме, установленная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Колонна выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м.
Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.


Мосты, акведуки .
К числу крупнейших сооружений римского строительства относятся мосты. Очертания арок всегда приближаются к полукругу, причем каждый бык является параллельно и устоем арки, что позволяет одновременно возводить ряды арок.


Гардский акведук в г. Нима
Римские термы - сложные комплексы многочисленных помещений и дворов, предназначавшихся для омовения и различных занятий, связанных с отдыхом и развлечениями (помещения и открытые площадки для спортивных упражнений, залы для собраний, помещения для игр и бесед и т. п.). Основу композиции составляли залы для омовения с постепенным переходом из холодного помещения (фригидария) в теплое (тепидарий) и затем в помещение с самой высокой температурой (кальдарий), содержащее в центре бассейн горячей воды. Расположенные по главной оси залы достигали огромных размеров, поскольку крупные термы были рассчитаны на широкие массы плебса.
Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, поступавшим по специальным каналам, которые устраивались под полом и в стенах зданий.
В Риме было построено 11 крупных императорских терм и около 800 небольших частных терм.

Художественное наследие Древней Греции и Древнего Рима поражает своим богатством и многообразием. В нем ярко выразились эстетические представления, нравственные идеалы и вкусы, характерные для античной цивилизации, завершившей многовековую историю древнего мира.

Городская среда - это сложная функционально-пространственная система неразрывно связанных частей города. В этой системе равноправно взаимодействуют как здания и сооружения, так и пространства улиц, перекрестков и площадей. Кроме того, в эту систему входит множество других составляющих: от уникальных произведений монументально-декоративного искусства до стандартных элементов городского оборудования и благоустройства.

Пространство города - это строгие линии проспектов и уютные переулки, гигантские предприятия и тенистые парки, одетые гранитом набережные и старые уютные дворы. Все это представляет сегодняшний облик города, к которому человечество шло тысячелетия.

Самые древние поселения городского типа, возникшие в VII-VI тыс. до н.э., городами в сегодняшнем понимании еще не были. Поселок Чатал-Хюйюк, расположенный в горах на территории нынешней Турции, состоял из сотен прижавшихся один к другому толстостенных каменных домов. В поселке не было ни улиц, ни даже крошечной площади. Весь поселок представлял собой спрессованное в единое целое жилище.

Улицы и площади в поселениях появились гораздо позже. Наиболее крупные и компактные из них стали называть городами. Пространственную организацию городов формировали взаиморасположение и взаимосвязи улиц и площадей, т.е. система, образующая планировочную структуру города.

Многовековой опыт градостроительства свидетельствует, что при самых разнообразных условиях формирования городов пространственная структура их планировки имеет достаточно ограниченное число типов. С точки зрения геометрического начертания городские структуры можно свести к трем основным типам.


Эволюция пространственной среды городов в течение более чем двух тысячелетий отражена в чередовании именно этих трех типов планировочных структур.

Появление прямоугольной планировки относится к древнейшим периодам градостроительной деятельности, связанным с развитием цивилизаций Индии, Египта, Двуречья и Китая. Индийский город, по описанию в трактате Манасара, имел прямоугольный план, окруженный стеной с восемью въездами и разделенный на равные кварталы с взаимно перпендикулярными улицами. Квартал застраивался группой жилых домов, отгороженных от улиц стеной. Ширину городских улиц рекомендовалось изменять в зависимости от их назначения: пешеходные внутриквартальные улицы были узкими и имели естественное начертание, а основная сеть широких улиц (сегодня мы их называем магистралями) была прямоугольная и четко ориентирована по странам света. Центр города занимала площадь размером в четыре квартала, в середине которой располагалось главное здание.

В Индии в древние времена градостроительные принципы формировались на основе «священных диаграмм, называемых «мандалами».


План Джайпура (Индия). Квадрат № 3 заменен существующей горой и переместился к квадрату. Далее квадраты № 1 и 2 соединились, дав место дворцу

Наиболее раннее описание прямоугольных планов связано с индийским городом Мохенджо-Даро (в переводе - город мертвых), период расцвета которого относится к III тыс. до н.э. В точности построения плана выражена градостроительная концепция, соответствующая нуждам высокоорганизованного для того времени общества. Улицы прямые, параллельные и перпендикулярные дна другой. Отдельные элементы и кварталы города взаимосвязаны и создают единую структуру.

Правильные геометрические очертания плана сыли свойственны и небольшим древнеегипетским городам. Крупные города, застраивавшиеся. как правило, долго и стихийно, чаще имели нерегулярную планировку. Малые города можно рассмотреть на примере Кахуна, построенного

Кахун (Египет). План северо-западной части города в начале II тыс. до н.э. Он имел форму прямоугольника, ориентированного строго по странам света. Его территория в 10 га состояла из двух частей: первая была заполнена одинаковыми по размеру кварталами для рабов, вторая - домами высшей администрации. Гак же был застроен восточный район Ахетатона (Тель-Эль Амарна).

Китайский город, упоминающийся в трактате III-II вв. до н.э., Чжоу-ли-Као-Гунцзы также основан с использованием модульной квадратной сетки со значительно большим размером квартала (со стороной около 200 м), представляющего собой довольно крупный комплекс жилых или общественных зданий. План центрнчный, без выделения основных направлений движения от периферии к центру.



Анализ пространственной структуры древних городов Индии, Египта и Китая позволяет утверждать, что в этот период уже сформировались два первичных элемента города: пространство (поселение) и коммуникации (дороги). Кроме того, четко проявлялась центричность городского пространства. Фокус, центр тяжести пространства занимал храм - символ поселения. Вокруг него оставлялась незастроенной большая площадь, еще не получившая самостоятельной архитектурной значимости, но игравшая важную социальную роль. В древних городах архитектура каждого объекта, как правило, формировалась самостоятельно, независимо от других соседствующих объектов.

Прямоугольная планировка получила блестящее развитие в городах Древней Греции и Древнего Рима. В древнегреческой культуре города вообще занимали совершенно особое место, поскольку являлись самостоятельными единицами не только в экономическом, но и в военном, политическом отношениях, т.е. фактически были городами-государствами.



Еще в архаический период сложилась характерная структура античного города, ядром которой являлся священный участок - акрополь, вмещавший главные храмы и располагавшийся, как правило, на скале или вершине укрепленного холма. У подножия акрополя, который служил цитаделью для населения города, строились жилые кварталы - так называемый нижний город с торговой площадью (агорой) и общественными сооружениями. Город был защищен стенами по всему периметру.

Вначале греческие города имели нерегулярную, свободную планировку, подчиненную естественному рельефу местности. Однако начавшаяся в V в. до н.э. перестройка греческих городов, разрушавшихся в ходе многолетних греко-персидских войн, велась уже на основе регулярных планов. Совершенствуется модульная структура античных городов, приобретая очертания так называемой гипподамовой сетки (системы). По этой сетке были, как предполагают, построены Пирей, Фурии и города Родоса. Поскольку прямоугольная модульная сетка была известна еще древним градостроителям, Гипподаму (V в. до н.э.) принадлежит не открытие этой системы, а ее совершенствование и распространение. Несмотря на жесткость прямоугольной. греки свободно размещали кварталы на границе города, что придавало планировке пределенную гибкость и способствовало рассредоточению зон для размещения общественных функций города. Это были первые попытки применения полицентрической структуры. Применение гипподамовой системы позволило жилым кварталам нижней части греческого города приобрести форму квадратов или слегка вытянутых прямоугольников, разделенных равной сеткой улиц. Внедрению в жизнь гипподамовой сетки способствовали тенденции греческого общества к демократизации, что приводило к стандарту при распределении городской территории.

Следует особо отметить, что греческим градостроителям удавалось вписывать жесткие планировочные сетки планов в сложный рельеф местности. При этом портовые города, чей контур следовал сложной береговой линии, внутри были организованы комфортно, разнообразно и гармонично. Гипподамова сетка в них напоминает не столько жесткую решетку планировочной конструкции, сколько канву, пользуясь которой архитектор без всяких помех создает изысканную «вышивку» . Удивительное умение сочетать регулярность плана и живописность природы позднее было утрачено.

Известный историк градостроительства А. Бунин объяснял это тем, что греческие города были невелики, население самых крупных из них составляло не более 50 тыс. человек . Конечно, при таких размерах гипподамова сетка не грозила утомить своим механистическим однообразием, которое неизбежно в крупных городах. Как бы то ни было, планы греческих городов навсегда остались жемчужинами мирового градостроительства, в которых органичность творения природы удивительным образом соединилась с разумной волей человека.

Регулярная структура греческих городов V-II вв. до н.э. стала прообразом многих градостроительных решений последующих двух тысячелетий, в том числе и проектов так называемых идеальных городов.

Являясь творческим продолжением и развитием древнего греческого зодчества, римская градостроительная культура в условиях той же античной рабовладельческой формации сделала значительный шаг вперед. Планировка многочисленных городов и военных лагерей, основанных по всей территории гигантской империи, строилась на применении стандарта, позволяющего экономить силы, средства и время. Значение римского градостроительного опыта состоит еще и в том, что в нем впервые были проведены значительные мероприятия по инженерному оборудованию и благоустройству городов.

Планировочные принципы римских городов, построенных из камня и мрамора, имеют большое сходство со структурой военных лагерей тех же римлян, состоявших из переносных палаток, то есть чисто военные требования того периода наложили основной отпечаток на планировку римских городов.

Характерным примером прямоугольных модульных решений является план Тимгада (Римская колония в Африке, I в. до н.э.).

Сравнивая регулярные планы древних городов многих стран, можно заметить много общих черт, что вызвано не только возможными влияниями и преемственностью, но и объективными закономерностями, обусловившими появление очень близких по смыслу планировочных решений.

Судьба европейских городов этого пери- m iW-X вв. н.э.) складывалась по-разну. Некоторые из них возрождались на те древних римских поселений. Глядя на планы таких городов, как Флоренция или Милан, нетрудно опознать в центральном ядре фрагменты регулярной древнеримской планировки. Большая же часть средневековых городов возникает на «чистом месте», являясь для своего времени тем, что мы называем сегодня новыми городами. Нередко такой город образуется около хорошо защищенного замка феодала или монастыря, которые служили убежищем для окрестного населения в периоды частых тогда войн и междоусобиц. Наряду с этим важнейшим фактором возникновения, особенно древнерусских городов, таких как Москва, Новгород, Ростов Великий и др., были природные условия: топография местности, излучина реки и т.п.

Сначала средневековый город был разбросанным, состоял из нескольких относительно обособленных районов, разделенных участками природного ландшафта или сельскохозяйственными угодьями. Однако требования обороны заставляли обносить территорию города хорошо укрепленными стенами. Свободные земли в черте городских укреплений быстро застраивались - город становился компактным.



Таким образом, независимо от того, с чего начинал средневековый город свое развитие (с остатков римского лагеря, с феодального замка или вообще «с нуля»), он в сравнительно короткое время, в большинстве случаев, приходил к стереотипной радиальной форме компактного плана.

По мере того, как город расширял свои границы, одних только радиальных связей становилось недостаточно. Появляются поперечные, кольцевые связи. Самым подходящим резервом для их создания становились постепенно терявшие свое оборонительное значение кольца городских укреплений. Впоследствии так было в Париже, Милане, Вене. Так было и в Москве, где на месте стен Белого города пролегло Бульварное кольцо, а на месте земляных валов - Садовое.


Естественно сформировавшийся радиально-кольцевой план средневекового города представляет собой искривленную решетку, которая, в отличие от равномерной ортогональной решетки, свернута в наиболее компактную форму около главного центра. Рост поселений вокруг одного центра можно сравнить с образованием годовых колец ствола дерева.

В XII в. на севере Франции зарождается готический стиль, «создавший систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции». Градостроительство того времени также можно назвать пространственным. Любая новая постройка увязывалась с условиями существующего окружения, а неотъемлемой задачей стало стремление к решению ансамбля.

Действительно, город в средние века развивался не в каком-то заранее определенном стиле и не на основе зафиксированного на бумаге двухмерного плана, а на основании той трехмерной картины, которая представлялась архитектору в его воображении. С точки зрения эстетического восприятия городского пространства это был наилучший способ проектирования.

Центрическая композиция средневекового города была обусловлена не только конфигурацией плана и его небольшими размерами, но и всей историей и внутренней логикой его становления. Она находила отражение, в частности, в пирамидальности силуэта города, поскольку этажность застройки повышалась к центру, который был подчеркнут доминантами ратуши и главного собора. При этом для центра часто выбирали вершину холма или излучину крутого берега реки.

Сравнительно небольшие размеры средневековых городов еще больше усиливали пространственный эффект естественно складывающейся органичной моноцентрической планировки. Десять, пять, даже две тысячи человек - такова численность населения не самых маленьких европейских городов XIV- XV вв. Нюрнберг - один из крупнейших городов Германии - насчитывал всего 20 тысяч человек. И только такие мировые центры ремесел и торговли, как Венеция и Флоренция, имели население около 100 тысяч. Крупнейшие русские города Киев и Новгород не уступали по площади европейским столицам, однако их застройка была менее плотной: на Руси издревле селились просторнее, шире. Но и в таких городах диаметр застроенной в черте стен территории не превышал 2-3 км, а в большинстве случаев и вовсе был меньше 1 км. При таких размерах город был удобен для пешеходов, легко и органично вписывался в природный ландшафт и воспринимался в качестве единого архитектурного целого как изнутри самого города, так и снаружи.



Старинные гравюры запечатлели для нас характерный облик средневекового города - подобие искусственного холма, образованного плотным скоплением прилипших друг к другу домов, над которыми возвышаются величественные и изящные башни ратуши и собора. Образующиеся таким образом контуры весьма характерны для каждого города. Эту картину называют городским силуэтом.

Средневековье дало мощный импульс развитию городов, по сути заново сформировало их. Именно в средние века города получили рациональную, комплексную планировку и, что очень важно, стал применяться пространственный подход при их проектировании. Среди градостроителей средневековых городов постепенно побеждала точка зрения, противостоявшая раздельному рассмотрению архитектурных и планировочных задач.

Усовершенствование городского облика, насыщение его престижными зданиями и общественными пространствами было следствием роста экономического и политического могущества городов, которого они достигли в Европе уже к началу XIV в.

На почве глубоких преобразований в экономической и политической структуре общества происходили прогрессивные изменения в общественном сознании. Рождалось новое мировоззрение, новое отношение к жизни, вера в безграничные возможности человека, творящего собственную судьбу. Все это было созвучно духу античной философии и культуры. Свойственный античности культ гармонически развитого человека отвечал настроениям нового времени, когда всемерное развитие личной инициативы, а значит, и определенное раскрепощение индивидуального сознания стали важнейшими факторами социального и экономического прогресса. Этот уникальный период в истории культуры принято называть Возрождением (Ренессанс).

Началам гуманизма служило заново открытое наследие античности. Незаменимым источником по истории античной культуры стал заново открытый трактат Витрувия (I в. до н.э.) «Десять книг об архитектуре». В изучении античной архитектуры этот труд играл не меньшую, а порой даже большую роль, чем памятники архитектуры.


Первыми городами, ставшими ареной архитектурного обновления в эпоху Возрождения, стали города северной Италии - Венеция и Флоренция. Они раньше других обрели политическую самостоятельность, стали крупнейшими центрами международной торговли, ремесленного, а затем и мануфактурного производства.

Экономический и политический статус процветающего города обязывал заботиться об архитектурном престиже: строились великолепные соборы и дворцы (палаццо). Раскинувшаяся по берегам р. Арно, окруженная зелеными холмами с одной стороны и отрогами Апеннин - с другой, Флоренция выглядит сдержанно-монументальной. В силуэте Флоренции безраздельно господствует огромный купол главного собора Санта-Мария дель Фьоре, строительство которого началось еще в 1296 г., а завершено было архитектором Ф. Брунеллески в 1436 г.

Венеция же расположена на абсолютно плоском месте, в лагуне, на песчаных островах, разделенных узкими протоками и прорезанных каналами. В силуэте Венеции доминируют стройные вертикали колоколен, которые хорошо просматриваются на плоском рельефе. Если во Флоренции архитектурные объемы подавляют, подчиняют себе городское пространство, то в Венеции архитектура кажется призрачной, вымышленной декорацией, обрамляющей плотную сеть каналов и узких пешеходных проходов.

Несмотря на то, что эти города считаются жемчужинами итальянского градостроительства эпохи Возрождения, в своей планировочной структуре они остались средневековыми. Для них характерна запутанная сеть узких улиц, неожиданно выводящих на случайные площади, никак не связанные друг с другом и не играющие в планировке города существенной роли. В то же время следует заметить, что площади в этих городах сами по себе прекрасны не только безошибочно найденными пропорциями главного сооружения и открытого пространства, но и бессмертными творениями итальянских скульпторов, которыми они украшены. Особенно подчеркивают средневековость этих городов их силуэты: вертикали соборов над живописным, компактным массивом городской застройки.

М ало кто знает, что только в русском языке античность соотносится исключительно с Древней Грецией и Древним Римом. Другие европейские языки-английский и французский, немецкий и итальянский - словом "антик", имеющим разные написания и ударения, называют просто древность или нечто древнее. Думается, что этот факт выходит за рамки этимологического курьеза. Он косвенно свидетельствует о том, какое важное значение придавала русская общественность древней культуре Средиземноморья. Интерес к ней существовал всегда. Ведь еще десятки столетий назад на земле Крыма и Закавказья возникли античные города и памятники зодчества. Красной нитью проходит память об античности через всю русскую историю. Интерес к ней достиг особенно широкого размаха во времена расцвета русского классицизма. Многие поколения русских и советских зодчих начинали свой творческий путь с познания бессмертного Афинского Акрополя, Пантеона, Колизея. Среди отечественных знатоков античного зодчества были такие талантливые практики и историки архитектуры, как Иван Владиславович Жолтовский и Николай Иванович Брунов.
И все же античность таит много, очень много загадок и вопросов. Как это ни парадоксально, известного в ней гораздо меньше, чем непознанного. И чем больше узнаешь ее, тем увлекательнее и таинственнее становится ее мир, тем больше сомнений вызывает то академическое знание об античности, которое донесли до нас исследователи прошлых поколений. А может быть просто у каждого нового поколения "своя" античность? Может быть каждый, кто соприкоснулся с ней, выносит свое суждение об этом удивительном взлете человеческого гения?
Эстетическое воздействие памятников античности исключительно велико. Этоне подлежит сомнению. Если человеческая культура развивается по спирали, то на каждом очередном витке эта спираль пересекает своеобразный "сектор античности". Ни одна из эстетических систем, разработанных человечеством, не возвращается вновь и вновь с такой завидной неуклонностью. Всего 10-15 лет назад казалось, например, что "новая архитектура", триумфально занявшая господствующее положение во всем мире, никогда не уступит своих позиций в пользу принципов, разработанных еще во времена античности. Но все оказалось не так.
Пресытившись аскетизмом бетонно-стеклянных коробок, мы переживаем сейчас период нового внимания к классической античной архитектуре, и, видимо, наступает время уделить несколько больше внимания изучению ее наследия. Мы уже владеем немалым багажом исследований классики. И вместе с тем нельзя не сказать об одном удивительном парадоксе. Знакомясь с Парижем, Лондоном или Нью-Йорком, видишь вокруг в общем-то знакомые здания, комплексы, городские силуэты. Их масштабы, их восприятие в натуре, расстановка акцентов не оказываются чем-то неожиданным. Видишь то, что и ожидал увидеть, т. е. увиденное в большинстве случаев достаточно точно совпадает с тем отвлеченным знанием, которое было почерпнуто из фотографий, чертежей, описаний. Я не имею в виду оценки - с ними можно соглашаться или не соглашаться, можно находить ошибки в описаниях или удивляться их точности, дело не в том. Я бы сказал, что основные формализированные данные об архитектуре и градостроительстве стран европейского круга культуры оказываются чаще всего при сравнении с натурой достаточно достоверными.
И совсем по-другому воспринимаются памятники классической античности. Они почти всегда не такие, какими представляешь их себе. Иначе, чем представлял себе, расставлены акценты; каждый раз неожиданным оказываются масштабные соразмерности, точки зрения, ракурсы восприятия. Чертежи и фотографии, казалось бы, достаточно точно и детально воспроизводят натуру, и все же она оказывается не такой, как ожидаешь, и при этом всегда лучше и выразительнее, чем думаешь. Приведу хотя бы один пример. Римский Пантеон не нуждается в описании. Мы хорошо знаем, что это крупнейший купол древности, что это вообще одно из крупнейших и прекраснейших купольных зданий, что он величествен и монументален. И все же, когда входишь в этот зал, уже готовый увидеть чудо, немедленно понимаешь, что все, что ты знал о Пантеоне раньше, ничто по сравнению с тем чувством вечного величия, с захватывающим дух чувством прекрасного, которое охватывает любого, кто входит сюда. И вдруг понимаешь, что Пиранези был глубоко прав, нарисовав под этим куполом маленьких человечков, ничуть не соответствующих подлинному масштабу здания.
Наши знания об архитектуре античности, к сожалению, в основном находятся на уровне науки XIX в., сделавшей, конечно, много, даже очень много. Это было время открытий, основанных на тщательном и всестороннем анализе самых различных объектов и явлений. Молодая историческая архитектурная наука, базировавшаяся на историко-стилистическом подходе к архитектуре, проделала бесценную работу. Если предположить, что древняя архитектура - гигантский динозавр, то можно сказать, что сейчас до мельчайших деталей исследована каждая его сохранившаяся косточка. Но увы, зная детали и фрагменты, мы до сих пор не имеем полного представления о всем организме античного зодчества, об общих закономерностях его построения, о широте и глубине этой общности. Рассматривая памятники античности, мы, как правило, не очень ясно представляем себе их пространственную и временную взаимосвязь и взаимовлияние. История - не гладкий безмятежный поступательный процесс. Путь античной архитектуры был сложным и многообразным, с триумфальными взлетами, с достижениями и периодами застоя в возведении ансамблей, памятников, городов. И все же я, думаю, не ошибусь, если скажу, что вплоть до первых веков нашей эры это был единый процесс для всего региона Восточного Средиземноморья. В отдельных районах выделялись в силу различных причин те или иные стороны архитектуры и градостроительства, однако шло это в рамках бесспорной общности. Классическое греческое искусство и греческая архитектура, точнее Афины в "Золотой век" Перикла, а еще точнее Афинский Акрополь принадлежат к числу самых лучших творений художественного гения, когда-либо созданных. Это бесспорно. Но нельзя забывать, что появление этого взлета было бы невозможным без удивительно высокого общего уровня художественной культуры Средиземноморья того времени. Акрополь (450-400 гг.) строился не только в ту же эпоху, но практически одновременно с такими памятниками, как "архаические" храмы Посейдона в Пестуме (Аппенины, 450 г.) и Дидимейон в Дидиме (Малая Азия, VI-IV вв.). Классическая Греция
V в. до н. э. оставила нам знаменитую "гипподамову" систему планировки городов. Изучая ее, анализируя блестящие "регулярные" композиции Милета, Книда, Приены, мы как-то обходим стороной не менее блестящие свободные композиции городских планов и ансамблей тех же Асрин, Эфеса, Пергама, Рима. Именно на этом фоне появился скорее первый среди равных, нежели единственный и исключительный Афинский Акрополь.
В нашем восприятии античности существует некоторый дисбаланс в сторону изучения отдельных памятников и их особенностей. А когда попадаешь к ним, видишь их, как принято говорить "в натуре", поражает главным образом вся та среда, которая и создается ими самими и существует вокруг них. Гуманистичность, естественность этой среды, перетекающей в среду природную, - неотъемлемое качество античного зодчества, будь то Афинский Акрополь, Эфес, Приена, Помпеи или Рим. Об особенностях этой среды, в первую очередь городской, мне бы и хотелось сказать.
Одно из самых ярких впечатлений, остающихся от античных городов, это неукоснительная точность, с которой ткань городской композиции положена на природу. Здания, ансамбли, целые города настолько органичны, как будто выросли сами по себе из той почвы, на которой стоят. Особенно это свойственно памятникам Эгейского побережья. На Апеннинах и в римских колониях человек активнее внедрял прямые линии и углы своих построек в природное окружение. В чем здесь причина? Где искать истоки разных подходов к основам архитектурной композиции у жителей Эгейского бассейна и у людей, селившихся по берегам Адриатики и Тирренского моря? Все это не однозначные проблемы. Их нельзя объяснить только разностью политических систем древнего мира - демократии (хотя и рабовладельческой) и тирании (или абсолютизма). Дело здесь прежде всего в национальных особенностях культуры, к сожалению, совершенно недостаточно исследованных даже в отношении нашей собственной культуры. Что уж говорить здесь об античности!
Могу только утверждать, что такие особенности существовали. В частности, греческие полисы - города-государства - явились носителями своей, особенной, гуманистичной и органичной художественной культуры. Пересекая моря, уходя все дальше от родной Эллады, переселенцы мало что могли увезти с собой на небольших судах. Их главным багажом были традиции образа жизни, материальной и художественной культуры, которые они хранили и, более того, ревниво охраняли от влияния традиций тех мест, где селились. И вот, в Ионии и Анатолии, на берегах Пропонтиды и Понта Эвксинского, во многих местах, живо напоминающих природу Эллады, росли города-государства с непременными акрополями, агорами, театрами.