Что такое быть осознанным. Развитие осознанности в ментальной сфере. Как же развивать осознанность

Немного выдержек для понимания:

"Если вы хотите понять красоту птицы, мухи, листа или человека, вы должны направить на него все ваше внимание. Это и будет осознанием. А направить все свое внимание на что-либо вы можете только тогда, когда вы заинтересованы. Это значит, что когда вы действительно хотите что-либо понять, вы отдаете выяснению этого весь свой ум и сердце".

Дж. Кришнамурти

"Осознать – это не просто понять или согласиться, но уже и принять то, что необходимо душе".

Вл. Хорошин

"Сознательность человека начинается с осознания своего бытия. Мудрый человек ищет смысл, устремленный – осознание. Когда мы осознаем свое знание, то можем его передавать другим. Знание, приходящее без последовательного переживания, не имеет и практического применения".

Вл. Хорошин


Осознание и соприкосновение с действительностью. Наблюдать за внутренним и внешним миром, воспри­нимать события отстраненно, не смешиваться с ними, не комментировать и не оценивать их, не пытаться ничего изменить, только наблюдать. Если вы сможете просто наблюдать, вы увидите, что внутри вас происхо­дит процесс дезинтеграции.

Энтони де Мелло "Осознание"

"Знание и осознание, осознание и информированность - далеко не одно и то же. Недавно я сказал, что тот, кто живет осознанно, не способен на злодеяние. Но тот, кто лишь информирован о разнице между добром и злом, кто знает, какой поступок считается плохим, - тот совершить злодеяние может".

Энтони де Мелло "Осознание"
Как видите, не существует четкого определения – что такое осознание.

Первое, что можно выделить: Осознание – это видение того, что происходит во внутреннем и внешнем мире.

Просто наблюдение за мыслями, чувствами, ощущениями и действиями, которые являются результатом неких чувств и мыслей. Безоценочное наблюдение. И о нем невозможно что-то сказать, в него можно только войти и видеть то, что есть.

Второе: Это целостное и непосредственное переживание того, что происходит, а не обдумывание происходящего.

Это не мысль, не чувство, не ощущение и не действие. Это скорее то, что их объединяет.

Нашему оценочному и определяющему уму это не понятно. И наверно проще для ума – сказать, что же не является осознанием.

Размышление или деятельность ума – это не осознание. Это скорее рефлексия, когда происходит оценка, суждение, обдумывание, поиск мотивов, определение – почему именно это, а не то и т.д. Еще это иногда называют ментальным осознанием или пониманием.

Третье: Осознание включает действие .

При рефлексии вы совершаете выбор. А при осознании выбор не совершается – сразу возникает единственно правильное для вас решение. Если вы что-то осознаете, то уже не стоит вопрос – как и что делать, осознание уже включает действие.

Если у вас нет такого опыта, то словами объяснить это невозможно. Осознание происходит как вспышка, как квантовый скачок сознания, когда человек начинает глубоко видеть – что с ним происходит.

При ментальном осознании вы можете понимать что-то фрагментарно. Вы можете осознавать свои мысли, но при этом совершенно не осознавать свои чувства и действия. При таком осознании у вас происходит рассогласование того, что вы говорите, что чувствуете и что делаете. Вы можете сказать, что вы что-то понимаете, но при этом не можете сказать – что вы испытываете, что чувствуете, какие действия это вызывает.


Например, вы понимаете, что в момент ссоры вам не надо повышать голос, потому что это всегда приводит к нежелательному результату. Есть ментальное осознание, но происходит ссора, и вы на автомате повышаете голос, можно сказать, что делаете все как всегда. При полном осознании (тотальном) действия, ваши слова и чувства сразу будут направлены на разрешение конфликта.

Очень важно понять, что умственные построения не приводят к осознанию, все, что они могут – это увеличить ваше знание. А осознание – это выход за пределы знания и ума.

Или другой пример. Очень часто люди любят говорить о безусловной любви и убеждать других, что это и есть настоящая любовь, что только так и надо жить. Но есть ли у убеждающих эти переживания? Способны ли они сами действовать так, что их поступки можно назвать безусловной любовью? Чаще на поверку оказывается, что это только ментальные конструкции и не более, а до осознания еще очень и очень далеко. Нет согласованности внутреннего и внешнего.

Четвертое: Осознание – согласованность внутреннего и внешнего.

Еще один из критериев осознания – согласованность внутреннего и внешнего или, как было сказано выше, согласованность мыслей, чувств и действий. Когда человек становится просто свидетелем всех своих действий, внутренних состояний и мыслей.

Состояние наблюдателя, повторяю, без оценок и без суждения, когда мы можем увидеть, как появляется мысль, как она вызывает определенные чувства, как дальше следует действие. Человек "видит" (осознает на всех трех уровнях – ментальном, физическом и эмоциональном) свои шаблоны поведения, стереотипные реакции, то, что сначала становится привычкой, а потом и характером. Со стороны наблюдает за тем, что происходит во внутреннем мире мыслей, чувств и ощущений, за всеми представлениями, которые возникают в уме. Осознавать себя – видеть свою личность такой, какая она есть. И одно это уже начинает менять вашу личность. Потому что когда вы наблюдаете, вы уже можете менять то, за чем вы наблюдаете.

Притча в тему:

Самый известный багдадский вор пришел к мастеру:

– Ты такой просветленный, ты много знаешь и я очень много о тебе слышал. А знаешь ли ты, кто я?
– Да, я знаю. Ты багдадский вор, - ответил мастер.
– Да, я один из самых лучших воров, нет лучше меня. В ближайшее время я собираюсь ограбить шаха. Это не хорошо, но я это все равно сделаю. Что ты можешь на это сказать?
– Хорошо, делай, я не против. Но только когда ты будешь это делать, осознавай, что делаешь, все осознавай, все, что делаешь, - сказал мастер.
– Хорошо, - сказал вор и ушел.
Через некоторое время вор снова приходит к мастеру и говорит:
– Ну, ты и хитрец! Я не смог украсть. Когда я начал все осознавать, то не смог украсть!

Еще можно сказать, что осознание – это словно поворот внимания внутрь себя. Вы начинаете видеть себя, свои представления о себе, вы начинаете видеть, что говорите об одном, а на самом деле происходит совсем другое. Вы начинаете видеть, что ваши методы, реакции и стереотипы не работают так, как вы хотите. Вы видите то, что вы делаете, и к чему это приводит. И ваша жизнь начинает меняться без каких-то дополнительных усилий. Вы прилагаете только одно усилие – беспристрастное, безотождествленное наблюдение.

И не нужны никакие философские разговоры – правильно это или не правильно, нужно вам что-то или нет. Никакие курсы по повышению самооценки, по развитию уверенности или по увеличению любви не нужны. Осознание рождает в вас силу, которая легко отличит то, что нужно для вас от того, что не нужно, то, что правильно для вас от того, что не правильно.

Представьте себе дверь, на двери замок. Вы подходите с ключом, вставляете ключ в замок и поворачиваете его только наполовину. Вы стараетесь повернуть ключ до конца, чтобы дверь открылась, но ключ не проворачивается и дверь не открывается. Вы снова и снова совершаете попытки открыть дверь имеющимся у вас ключом. А вдруг?

Представили?

А теперь все то же самое, только на замок закрыт наш мир внутренней гармонии, а ключ, которым мы пытаемся открыть этот замок – ментальное понимание или ментальное построение, или ментальная концепция. Именно этим ключом мы и стараемся открыть дверь в мир нашей внутренней гармонии, совершая все новые и новые попытки. Кажется, вот сейчас еще это пойму, узнаю, и буду счастливой и удовлетворенной. Но этого не происходит… Может быть, пора выйти из иллюзий и увидеть, что ключ не подходит, взять другой ключ – осознание, который и предназначен для этого замка?

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.

Субъективное состояние, пребывая в котором, мы осознаем что-либо. Термин имеет разные значения - от осознания стимулов в физическом мире, до осознания своего внутреннего «Я» и его воздействия на наше поведение.

ОСОЗНАНИЕ

Достижение пациентом в процессе психотерапии отчетливого, явного понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов. О. в более широком смысле означает также формирование адекватного понимания других людей и окружающего мира. Однако в рамках психотерапии термин "О." характеризует прежде всего достижение пациентом понимания самого себя, собственной психической жизни, взаимосвязей и взаимоотношений в самом себе и с самим собой, с другими людьми и окружающим миром, т. е. О. способствует становлению адекватного самопонимания, "образа "Я"", представления о самом себе за счет интеграции сознанием неосознаваемого ранее материала. О. играет определенную роль практически во всех существующих психотерапевтических направлениях и школах, однако его значение и удельный вес в психотерапевтическом процессе, фокусировка (историческая или интерперсональная, "здесь и теперь" или "там и тогда" и пр.) представления о собственно материале О., методы и приемы, используемые психотерапевтами для достижения О., полностью определяются базовой теоретической ориентацией.

Основная цель психоанализа выражена Фрейдом (Freud S.): "Где было Ид, там будет Эго". Психоанализ использует знание специфических приемов и особое (психоаналитическое) понимание психического функционирования для выбора и проведения психотерапевтического вмешательства. Для развития "Я" как одного из компонентов структуры личности в психоанализе психотерапевт с помощью специальных технических приемов (терапевтический союз, свободное ассоциирование, анализ сновидений, интерпретация защит и переноса, высокая частота психотерапевтических сеансов и др.) стремится привести пациента к О. защитных психологических механизмов его реакций переноса, в частности, в том виде, в каком они проявляются в ходе взаимодействия пациента с психотерапевтом. Задача психоанализа и психоаналитической психотерапии состоит также в выявлении у пациента характера психотравмирующих переживаний личностных конфликтов и в освобождении от них путем достижения инсайта и катарсиса, О. вытесненных влечений, понимания психологических причин невротических симптомов. Наиболее важным умением, которым должен обладать психоаналитик, является его способность соотносить сознательные мысли, чувства, фантазии, импульсы и поведение пациента с их бессознательными предшественниками (Greenson R. R., 1994). Понимание (наряду с выслушиванием и ответом с последующим возвращением к выслушиванию пациента) является одной из 4 фаз при реализации методики выражения мыслей и чувств пациента в ходе психоаналитической психотерапии (Luborsky L., 1984). О. сопряжено с неизбежным сопротивлением больного, главным образом в силу действия специальных механизмов, препятствующих этому О. Успешное преодоление сопротивления в процессе психотерапии завершается О. механизмов дезадаптивной психологической защиты.

О. иррациональных установок "неадаптивных когниций" ("автоматических мыслей") или основных механизмов, вызывающих рассогласование между тем, что человек воспринимает и как он оценивает воспринятое, - главная задача когнитивной психотерапии. Основной смысл когнитивной психотерапии сводится к утверждению: нас делают несчастными не вещи и явления, а то, как мы воспринимаем их. Сталкиваясь в различных условиях с провоцирующим проблемы событием, пациент обучается осознавать, как иррациональные установки изменяют восприятие события. Описание события, вызвавшего последствия, заставившие обратиться к врачу, не требовало бы особых условий, если бы при описании пациент не смешивал вместе то, что произошло, и то, как он воспринимает и как оценивает событие. В результате повторных столкновений с последним пациент по ходу психотерапии учится изменять восприятие (видение) его. И наконец, он обучается стратегии рационального поведения (многовариантного) в отношении события, расширяет свой диапазон стратегий решения проблемы. Необходимо напомнить, что проблемы, приводящие к психотерапевту, как правило, создаются не одной иррациональной установкой, а несколькими, находящимися между собой в определенных связях (иерархических, параллельных, артикуляционных). О. характера этих связей - основная задача психотерапевта и пациента. Вопрос о том, с чего начинать, обычно определяется вместе с пациентом. К числу основных приемов когнитивной психотерапии, позволяющих осознать иррациональные установки, относят изменение ракурса рассмотрения явления. Пациент вместо фиксации на том, что вызывает у него длительную болезненную эмоцию, концентрируется на вопросе, как у него возникает эта эмоция, и далее осознает излишнюю широту применения иррациональных установок, излишнюю их персонализацию и, как следствие, обретает способность заменить их более точными и гибкими, менее эгоцентричными, более адаптивными и реалистическими. Задача психотерапевта - последовательно структурировать эти процессы, помочь пациенту выработать несколько новых альтернативных правил (рациональных установок), которыми бы он руководствовался в поведении. Успешное решение этой задачи определяется процессом О. и умелым использованием его механизмов психотерапевтом.

В гуманистической психотерапии значение процесса О. и его основных механизмов наиболее полно раскрывается концепциями личности, принятыми в рамках данного направления. В концепции личности, описанной, например, Роджерсом (Rogers С. R.), некоторые аспекты опыта индивида в процессе его развития приобретают характер, символизированный в О. бытия, О. своего функционирования. Это то, что Роджерс называет Я-опыт. По мере взаимодействия со средой, в частности со значимым окружением, Я-опыт в О. постепенно развивается в Я-концепцию (реальное "Я", т.е. представление о самом себе). Другим важным звеном является идеальное "Я" - представление о том, каким человек хотел бы быть. Идеальное "Я" в значительной степени формируется под влиянием извне, под воздействием норм и ценностей, навязываемых человеку окружением и не всегда согласующихся с его собственными потребностями и стремлениями, с его реальным "Я". По мере О. "Я" у индивида развивается потребность в положительной оценке. Эта потребность, по мнению автора, носит центральный характер для всех людей, является всеобъемлющей и постоянной. Ради сохранения положительной оценки со стороны окружающих индивид начинает фальсифицировать некоторые из переживаемых им оценок и воспринимать их только по критерию ценности для окружающих. Возникает существенное препятствие на пути развития психологической зрелости индивида, его развития как самоактуализирующейся личности, и формируется невротическое поведение.

Фрустрация потребности в положительной оценке (самооценке) вызывает тревожность. Уровень тревожности зависит от степени угрозы Я-структуре. В случае, если процесс защиты неэффективен, переживание полностью символизируется в О., а целостность Я-структуры разрушается этим переживанием неконгруэнтности, правильно символизированным в О. В результате наступает состояние дезорганизации. Указанному выше пониманию личности и нарушений ее функционирования соответствуют и разработанные Роджерсом основные принципы клиент-центрированной психотерапии.

Следует выделить личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как вариант отечественной психотерапии, разработанный в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. О. в рамках этого метода принято рассматривать в 3 сферах: интеллектуальной (когнитивный аспект), эмоциональной и поведенческой. В целом задачи интеллектуального О. сводятся к следующим направлениям: О. взаимосвязей "личность- ситуация-болезнь"; О. интерперсонального плана собственной личности; О. генетического (исторического) плана. О. взаимосвязей "личность-ситуация-болезнь" не имеет определяющего значения для собственно психотерапевтической эффективности, оно скорее создает устойчивую мотивацию для активного и осознанного участия пациента в психотерапевтическом процессе. В эмоциональной сфере в процессе О. пациент начинает понимать и вербализовать свои чувства, может приобрести искренность в отношении чувств к самому себе, раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, произвести эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний эмоционального реагирования, восприятия отношений с окружающими. Способности пациента корригировать неадаптивные реакции и формы поведения с учетом их значения и функций в структуре психопатологических расстройств - основное следствие процесса О. в поведенческой сфере. При личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, особенно в групповой ее форме, имеет значение не только О., но главным образом формирование более адекватного самосознания и расширение его границ.

Процессу О. практически во всех психотерапевтических системах придается важное значение. С внедрением видеотехники в психотерапию появилась возможность более направленного влияния на формирование процесса О. в различных сферах, что приводит к его ускорению и тем самым к повышению эффективности психотерапии.

В этой статье мы поговорим о том, что такое осознанность. Важно не только понимать, что такое осознанность, но и жить осознанно.

Начиная с великих учителей прошлого, таких как Иисус, Кабир, Нанак, Будда, Мухаммад, и заканчивая современными учителями, такими как Карл Ренц, Этхарт Толле, Далай Лама, Ошо, — можно сказать, что все эти учителя учили только одному — осознанности.

Каждый учитель осознанность называл по-своему. Иисус называл это пробуждением, поэтому он не раз говорил: бодрствуйте, будьте бдительными, но люди не понимали его, они думали, бодрствовать - это значит не спать в постели, но они не понимали, что если даже они не находятся в постели - это не значит, что они бодрствуют. Можно спать и на ходу.

Этхарт Толле называл осознанность присутствием, или силой момента сейчас.

Ошо называл осознанность свидетельствованием. Как ни называй, суть не меняется.

Осознанность - это способность человека быть здесь и сейчас, больше чувствовать мир, а не думать его, умение не вестись на иллюзии ума. Понимать, что мысли - это всего лишь мысли и ничего общего с настоящей реальностью мысли в голове не имеют.

Осознанность - это понимание того, что мысли иллюзорны и они несут лишь тень прошлого или будущего, а настоящая реальность находится там, где находится тело человека, то есть настоящая реальность окружает тело здесь и сейчас.

Осознанность помогает увидеть свой внутренний мир

Благодаря осознанности человек начинает знакомиться со своим внутренним миром, до этого для него существовал только внешний мир, сейчас же открывается внутреннее измерение.

Человек, который становится осознанным, всё меньше и меньше становится реактивным. Им тяжелее управлять, он уже не реагирует на одни и те же раздражители одинаково, у него появляется возможность свободно выбирать, как реагировать на тот или иной раздражитель. Такой человек становится всё более и более спонтанным и непредсказуемым.

Допустим, если на неосознанного человека кричат, то, в зависимости от привычки, он может либо кричать в ответ, либо, боясь криков, избегать конфликтов. Неосознанный человек всегда реагирует, допустим, на крики одинаково, а осознанный может выбрать, кричать ему, то есть идти на конфликт, или же избежать конфликта, и это зависит от ситуации. У осознанного человека повышается эффективность общения с людьми и устойчивость к стрессам.

Важно понимать, что существует три основных аспекта внутреннего мира для осознания:

  • тело;
  • душа.

Осознания тела

Самый начальный этап осознания начинается с тела. На этом этапе человек учится чувствовать своё тело, уметь направлять своё сознание в тело, чувствовать, как энергия течёт в теле. Появляется навык слушания внутренних органов, стука сердца и т. д.

Человек лучше начинает заботиться и любить себя, то есть своё тело. Первое время человеку трудно медитировать на тело, мысли часто уносят, человек постоянно прыгает от осознанности к неосознанности, часто во время медитации засыпает.

Со временем появляется новый уровень, когда человек осознаёт, что он не засыпает, мысли всё так же приходят в голову, но не уносят его, а сознание остаётся в теле всё чаще и дольше. Потом человек начинает направлять сознание в тело уже на улице, где бы он не находился, при общении с людьми.

Самое тяжелое, пожалуй, это осознавать своё тело, двигаться и разговаривать одновременно.

Осознание мыслей

Осознание мыслей или наблюдение за ними, это, пожалуй, второй уровень осознания - это когда человек уже видит свои мысли и понимает, что мысли это мысли и ничего общего с реальностью они не имеют.

Человек даже может посмеяться над теми мыслями, которые приходят ему голову, так как у него есть понимание, что он не есть мысли и что мысли часто приходят извне, а не всегда рождаются в его голове.

Жизнь не так серьёзна, как её рисует ум!!!

Человек, который осознаёт свои мысли, живёт этим принципом. Такой человек не теряется в своих мыслях, не следует за ними, этот человек уже является хозяином своего ума и не позволяет мыслям увести его в иллюзии, а осознанно направляет своё внимание в момент сейчас, который окружает его тело.

Осознание души

Осознание души - это третий уровень, и с ним справиться можно только после того, как будут пройдены первые два этапа осознания.

На самом деле все три этапа осознания трёх аспектов человека — тела, ума, и души — очень взаимосвязаны и дополняют друг друга, а разделены они были для лучшего понимания и усвоения материала.

Осознание души происходит за счёт осознания эмоций и чувств, настроений, на этом этапе человек может чётко отличить эмоции от чувств и осознавать своё настроение и управлять им.

Эмоции приходят вслед за мыслями, неважно, какие это мысли, позитивные или негативные.

А чувства приходят от души, а не от мыслей. Мысли могут приходить в голову после чувств, то есть эмоции — следствие мыслей, а чувства — всегда их источник.

Чувства - это более глубокий уровень, чаще всего исходят из груди. А эмоции ощущаются в области живота, но не стоит это принимать за истину, всё это индивидуально.

Важно понимать, что эта статья об осознанности не есть осознанность - это всего лишь направление к ней, но если вы её читаете, то вы близки к осознанности или к пробуждению как никогда раньше.

Осознание направляется на осознание или на восприятие

Это четвертый этап, который уже случается с человеком сам по себе, после того, когда он уже прошёл три предыдущих этапа. На этом этапе осознание направляется на восприятие, человек уже задаёт вопрос себе, кто это всё воспринимает, кто я такой, на этом этапе человек вспоминает, Кто Он Есть в Действительности.

Выводы по теме, что такое осознанность:

  • осознанность помогает человеку наконец-то открыть для себя внутреннее измерение помимо внешнего мира;
  • осознанность даёт человеку свободу выбора, возможность реагировать так, как человек выберет, на тот или иной раздражитель;
  • осознание происходит в три этапа: осознание тела, ума и души, все эти этапы взаимосвязаны и дополняют друг друга;
  • осознанность в разные времена разными людьми называлась по-разному: пробуждение, свидетельствование, присутствие, быть здесь и сейчас, бодрствование, бдительность и так далее; все эти слова имеют одну и ту же суть — человек поднимается на новый этап эволюционного духовного роста.
  • Следствие осознанного образа жизни — это безусловная любовь, радость, более полноценная и яркая жизнь.

Секреты эзотерики на сайт

Есть люди – ярые скептики. Или те, кто верит в Бога. Существует человек, которому все равно, он не спорит, не доказывает. Ему некогда – он работает, самосовершенствуется. А что такое эзотерика? Религия? Вера в Бога? В людей? В сверхразум? А, может быть, в себя? Многие не задумываются о таких вещах, а задумавшись, не находят ответов на свои вопросы.

Эзотерика – это тайные знания, не доступные людям, несведущим в магии, мистике, оккультизме. По крайней мере, таковыми они были раньше. Знаниями и умениями, которыми не могли обладать все. Лишь избранные.

Начитавшись разных лент в Интернете, можно получить лишь разрозненные данные и слабое представление о том, что такое эзотеризм. Лишь решившись изменить себя и свою жизнь в лучшую сторону, собравшись с силами и пройдя курс видео семинаров, построенных специалистами так, что все становится по полочкам, на свои места, можно добиться успеха.

Понятие эзотерики и почему не нужно ее бояться

Эзотерика – это огромный раздел человеческой жизни, помогающий обрести себя через познание мира. Ее изучение дано далеко не каждому. Ведь это не просто религия или наука. Это та самая нить, соединяющая все нюансы и аспекты обычного мира и области непознанной магии, которая окружает нас.

Самым первым таким тайным обществом была пифагорейская школа. Она делилась на обычную и эзотерическую. Ее тайная часть давала пожизненную клятву о неразглашении того, чему учили членов общества. И какие знания они там получали, человечеству не известно до сих пор. Сейчас эзотерика не является скрытой от всех. Есть доступная информация, изложенная в видеосеминарах или мастер-классах. Почему же люди боятся или не хотят прикоснуться к неизвестному и изучить неизведанные области собственной жизни?

Рассмотрим основные критерии человеческого нежелания:

  1. Многие не хотят изучать новую религию. На самом деле, эзотерика – не только религия, хотя и тесно с ней соприкасается. Она помогает раскрыть себя и собственный скрытый внутренний потенциал. Да, здесь присутствует религия – вера в себя и окружающий мир.
  2. Неверие в возможность изменить свою жизнь. Мысль всегда материальна. А желания всегда исполнимы. Возможно все — стоит только поверить и пройти этот непростой путь к знанию.
  3. Нежелание получать новые знания, так как уже есть успех в личной жизни. Эзотеризм дает возможность получить успех не только в одной области человеческой деятельности. Он позволяет уравновесить все критерии, которые крайне важны. Добиться желаемого и самого сокровенного всесторонне.
  4. Боязливое отношение к понятию магия. Стоит отметить, что непознанное – это не только магическое. Это просто незнакомое. После прохождения семинара, становится ясно, что магическим считается часто то, что кажется невероятным, невозможным.
  5. Отсутствие свободного времени. Для прохождения обучение, естественно, нужно время и немало. Но в последствии, потраченные часы окупаются сторицей. Жизнь уравновешивается, все становится на свои места и все происходит в свой миг.

Уже утвердившаяся отрасль, наука, как психология, давно считается с эзотерическим мнением. Прибегает к ее методам. Благосклонно относится к практике тайного знания.

Что дает эзотерическое познание?

Почему считается, что эзотерическое знание дано далеко не всем? Лишь избранным? Потому, что не каждый готов проститься с прежним миром, трехмерным пространством, ощущением шаткой стабильности своей жизни. Каждый человек – кузнец своего счастья. Понимающие это стремятся к лучшему.


Что такое эзотерика — ответы на сайт

К преобразованию себя. Изнутри. Начиная с мыслей. А мысли – это то, что происходит с нами. Эзотерические практики же дает людям не только знания. Они помогают прочувствовать окружающее пространство. Начать мыслить иначе, не как раньше. Проснуться однажды и осознать происходящее. То, что нужно делать, чтобы добиться успеха в желаемых отраслях. Понять, что мир не трехмерен. Он вообще безграничен. Сознание всесильно.

Почему человек приходит к эзотерике?

Разные дороги могут привести к тому или иному знанию. События, люди, случайность? В любом случае, эзотеризм появляется в жизни человека, когда он нужен. Причины же могут быть разные:

  1. Поиск новых, небывалых ощущений. Когда становится скучно, мир теряет свою привлекательность, окружающие не приносят былой радости. Эзотерика поможет взглянуть на все в другом свете, увидеть новое и поверить в чудо.
  2. Поиск метода лечения. Когда традиционная медицина бессильна. Когда таблетки не помогли. И речь не только о привычных болезнях, но и о постоянной депрессии, о болезни самой жизни, когда, сколько бы человек ни старался, он не может достичь своих целей. Человек обращается в отчаянии. И эзотеризм, магия, ритуалы помогают вылечиться.

Эзотерика и магия – это древние науки. Это знания, накопленные множеством лет и веков. Это великая мудрость, которую постичь может каждый, действительно желающий этого. И помочь себе преодолеть трудности. Освободиться от тяжести и стать свободным. Достичь результатов и быть счастливым.

Проще сказать, что такое эзотерика, следующим образом. Это попытка объяснить сложное строение видимого и невидимого мира и процессов, которые протекают в этих мирах и влияют на человека, его поступки и даже судьбу. Почти все слышали о необыкновенном опыте видоизмененного сознания. На этом принципе построены большинство современных коммерческих практик достижения финансового успеха, практик осуществления желаний человека или формирования событий.

Эзотерические практики направлены на достижения устойчивого расширения сознания человека, которое позволило бы получить более совершенное мировосприятие. В более узком, прикладном смысле все эзотерические учения направлены на изучение внутреннего мира человека, его скрытых возможностей и выработку конкретных приемов для самореализации и духовного развития. Эзотерические течения есть во всех мировых религиях, хотя много и самостоятельных эзотерических систем.

Существуют теоретические мировоззренческие системы, рассматривающие только духовное развитие личности путем накопления специальных знаний и медитативных практик. Есть течения, направленные на достижение конечного результата при помощи обрядов, ритуалов и прочего. К ним относится оккультизм, который предполагает использование магии, обращение к непризнанным силам духов, природных сил и обитателей параллельных миров. Интересное отношение к вопросу, что такое эзотерика, у представителей религиозных систем. Например, есть мнение, что любые эзотерические практики запрещены христианством, а обращение к подобным знаниям или практикам расценивается как тяжкий грех, за который предусмотрены жесткие наказания.

Но подобное отношение церкви не останавливает тех, кто видит в эзотерике средство для решения своих жизненных проблем. Такое положение вещей, на наш взгляд, связано еще и с тем, что официальная церковь налагает жесткий запрет без объяснения реальных возможностей эзотерических практик. Вместе с тем существует огромное количество специфических обрядов, относящихся к так называемой церковной магии, которые доступны для ознакомления и широко применяются. Современному человеку полезно знать ответ на вопрос: «Эзотерика — что это?», так как это возможность больше узнать о своей внутренней структуре, природе и окружающем мире. Зная об эзотерических методах познания, человек не будет бояться совершать ошибки, а проблемы не будут казаться ему непреодолимым препятствием на пути к счастью.

Прошло уже достаточно много времени с момента выхода фильма «Матрица». Казалось бы абсурдная идея, но она все чаще приводится в пример учеными, пытающимися объяснить картину мира. Нет, речь идет не о сверхкомпьютерах и криогенных камерах, в которых спит физическая оболочка человека. Скорее можно говорить о большой «игре», в которой каждый играет какую-то роль. И не всегда эта роль подходит «актеру». Осознание своей настоящей сущности позволяет вырваться из этого порочного круга, начать жить по-настоящему. Это означает пробуждение – выход из социального анабиоза. О том, каким образом можно инициировать осознание и пробуждение, поговорим далее.

Что такое осознание себя?

Осознание - это полное понимание и принятие всего, что происходит в жизни, включая свои поступки, мысли, желания. Зачем это нужно? Для того, чтобы прожить свою жизнь осознанно, выполнить свое истинное . Открыть глаза и увидеть свой настоящий жизненный путь. Что это даст? Ощущение гармонии, счастья, полноты своей жизни. Ведь, по сути, не важно сколько у человека денег, в каком доме он живет или на какой машине ездит на работу.

Главное, чтобы он был счастлив в своей жизни, чтобы ему хватало того, что он имеет. Осознание себя, своих желаний и потребностей, позволяет понять направление, по которому стоит двигаться , не распыляясь на ненужные вещи. Осознание и пробуждение – ключ к себе настоящему и целостному.

И если с осознанием все более-менее понятно, то, что такое пробуждение? Почему столько внимания уделяется необходимости совершить его? Пробуждение – это момент перехода от неведенья к осознанию. Это словно открыть глаза после длительного сна или скорее анабиоза. «Социального анабиоза», продиктованного нам обществом, его коллективным разумом или традициями. Но прежде, чем поговорить об осознании и пробуждении, коснемся вопросов этого «сна» и его «сновидений».

Почему личность «спит»?

Многие мыслители упрекали социум в насилии над личностью, в подавлении ее истинной сущности. Все ли так однозначно на самом деле? Наверное, нет. Дело в том, что существуют объективные законы социальной природы. То, что хорошо для одного, может навредить другим. Как уберечь этот баланс? Общество не придумало ничего другого, кроме правил, порядков или традиций.

Время от времени традиции меняются, тогда мы говорим о моде. Осознание и пробуждение безусловно полезны для конкретно взятого человека, но могут быть губительны для социума, поскольку ему сложнее становится контролировать свободную личность. Во всяком случае, если речь идет о технократическом обществе.

Осознание – это скорее духовный термин , но в данной публикации мы рассмотрим его психологическое и социальное значение. Каждому человеку до рождения выбирается определенная роль. Это называется жизненной миссией или предназначением. Независимо от того, кем он станет: созидателем или разрушителем, революционером или чиновником. Определенная роль заложена в его генах, пронизывает его дух и ауру.

Но нужны ли свободномыслящие люди социуму, как единому механизму? Ему нужны учителя, врачи, милиционеры, военные. Обществу нужны профессии, а не личности. С одной стороны, не плохо, если социальная роль хоть немного совпадает с предназначением. Но, что происходит, если кто-то попадает не в свою «тарелку?» – Депрессия, стрессы, упадок сил, сплошной негатив, это лишь «первые ласточки» на пути к саморазрушению. Пробуждение становится единственной возможностью уберечься. Но как понять, что человек «спит?»

Как понять, что пора «проснуться?»

Признаки того, что человек сбился с истинного пути, достаточно красноречивы, чтобы оставаться незамеченными.

  • Непонимание жизненной цели;
  • Регулярное сравнивание себя с другими людьми;
  • Жить прошлым, а не настоящим днем;
  • Отсутствие развития и прогресса;
  • Пассивность в принятии решений;
  • Неудачи на работе или в личной жизни;
  • Хроническая усталость, депрессия.

Если все это можно сказать о каком-то человеке, то ему необходимо как можно быстрее начать свое пробуждение, иначе он так и не проснется от ежедневной рутины. Чтобы этот процесс не растянулся на многие годы, желательно ознакомиться с основными способами пробуждения и осознания.

Эффективные приемы пробуждения

Поскольку осознание себя приходит только в процессе познания, то пробуждение носит исследовательский характер. Здесь не обойтись без самоанализа, работы со своим подсознанием. Мы не будем описывать чрезмерно экзотические практики, а приведем те, которые можно проделать самостоятельно, без помощи духовного наставника.

  • Задать себе правильные вопросы;
  • Наблюдать за своим телом, эмоциями, разумом;
  • Принимать себя настоящего;
  • Вести активный образ жизни;
  • Избавиться от страхов и комплексов;
  • Практиковать медитацию;
  • Перестать гнаться за материальными благами.

Эти простые рекомендации помогут быстрее достичь состояние осознания и пробуждения. Возможно, кому-то они покажутся очень простыми, но не стоит создавать себе лишние трудности. Порой очевидные вещи находятся у нас под самим носом.

Правильные вопросы

Для начала, не мешает задать себе несколько наводящих вопросов:

  • Кто я?
  • Что я делаю?
  • Почему я это делаю?
  • Как я это делаю?

Ответы на них помогут осознать свою жизнь, выключить эффект автоматизма, запустить осмысление. Возможно, не получится ответить на них сразу, но появившееся желание это сделать станет первым этапом на пути к пробуждению.

Наблюдение за телом, эмоциями, разумом

Физическая, интелектуальная и эмоциональная активность взаимосвязаны. Наблюдая за своим дыханием, мыслями, чувствами, переживаниями, человек начинает осознавать особенности своей физиологии и психики. Вероятно, сразу не удастся научиться ними управлять. Но это уже не будет бессмысленное существование.

Принятие себя настоящего

Стоит попробовать быть честным перед самим собой. Если ощущаем гнев, то не лукавить, называя его чем-то другим. Если боимся, то необходимо иметь смелость признать это. Осознание себя возможно только через искренность. Обман уводит человека в сторону, мешая ему понять то, кем он есть на самом деле.

Активный образ жизни

Проактивность подталкивает к действиям, к развитию, самоанализу. Даже утренняя пробежка, возведенная в разряд ежедневного ритуала, способна пробудить наш скрытый потенциал. Осознание – это активный процесс. Чтобы он произошел, необходимо перебороть свою инертность или пассивность.

Избавление от страхов и комплексов

Страхи и комплексы, чаще всего, чужды психике человека. Они зарождаются в ответ на давление со стороны окружающих людей: семьи, кампании, социума. Боязнь не оправдать чужие ожидания, переживания по поводу собственной несостоятельности мгновенно пропадают на необитаемом острове. Значит причина их не в нас самих, а в нашей реакции на окружающих. Осознание придет намного быстрее, если перестать гнаться за общественными трендами, начать жить так, как этого хочется по-настоящему.

Медитация

По своей природе, медитация – это расслабление, погружение в свое подсознание. Совершенно не обязательно принимать замысловатые позы, содрогать окружающее пространство монотонными звуками. Достаточно просто прийти туда, где получается успокоиться, чтобы хоть на время отвлечься от ежедневной рутины. Для кого-то – это рыбалка, для другого – укромная лавочка в ближайшем парке, а для третьего – любимый гамак в деревне. Когда человек свободен от посторонних мыслей, тогда возможно осознание своей истинной природы.

Прекращение погони за материальными благами

Речь идет не об отшельнической жизни. Нет, человек – продукт социума, поэтому желательно из него не выпадать. Просто, в погоне за деньгами, люди очень часто отклоняются от правильного курса, в итоге понимая, что могли прожить иначе. Если заниматься любимым делом, то есть все шансы стать настоящим профессионалом. В таком случае человек всегда сможет заработать, не будет бедствовать. А неправильный выбор профессии, под давлением социальных трендов, в итоге приведет только к депрессии или разочарованию. Работать надо, чтобы жить, а не наоборот.

Сегодня мы разобрали такие важные понятия, как осознание и пробуждение. Без них можно так и не обрести свой жизненный путь, в итоге работая не там, где хотелось бы, общаясь не с теми, с кем приятно, живя в чужом доме. Осознание себя открывает совершенно другую реальность, полную ярких красок и радости. Поскольку большинство людей крепко «спит» под властью социума, то им необходимо пройти пробуждение, благодаря чему их глаза буквально откроются на окружающий мир. Следующим этапом станет осознание, которое принесет с собой ощущение целостности и гармонии, поможет стать самим собой.