День лицеиста в россии - история и традиции праздника

Датой 1 сентября ознаменован старт учебного года для школьников. День студента или Татьянин день позволяет будущим профильным специалистам, обучающимся в стенах ВУЗов, ощутить всю значимость беззаботной студенческой жизни. А вот как быть юношам и девушкам, проводящим время с пользой для ума в лицеях – учебных заведениях, находящихся на промежуточной ступени между школой и университетом? Задаваться подобными вопросами совершенно ни к чему, ведь в нашей стране уже который год существует , отмечаемый ежегодно 19 октября.


История праздника

Праздник, призванный акцентировать внимание общественности на занятости учащихся бывших профессионально-технических училищ, появился в списке официальных благодаря историческому факту существования Императорского Царскосельского лицея. Данное учреждение известно всем россиянам по именам людей культуры, окончившим его. В частности, Царскосельский лицей выпустил в свое время в жизнь великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, его коллег Дельвига и Кюхельберга, декабриста Пущина и прочих знаменитостей.

Конечно, нельзя не согласиться с тем, что уровень образования, получаемого воспитанниками современных лицеев, ни в какое сравнение не идет с таковым в Императорском учебном заведении. Международные эксперты в один голос твердят: последний можно смело назвать наилучшим не только на тот момент в мире, но даже в истории цивилизаций. Несмотря на этот факт, современные российские лицеи находятся в постоянном развитии и довольно качественно выполняют функцию подготовительного (промежуточного) звена.


Дата праздника также напрямую связана с деятельностью Императорского Царскосельского лицея, а точнее – с его открытием, которое произошло именно 19 октября. Между прочим, этот день еще во времена юности Пушкина лицеисты взяли на заметку, правда, только после окончания учебы. Юноши организовывали на День лицея дружеские посиделки, которым дали конкретное название: «лицейский обед».


Праздник «Всероссийский день лицеиста» вошел в список официальных мероприятий лишь в начале 90-х гг. прошлого столетия. В это время стали появляться первые лицеи в результате массового переименования учебных заведений низшей – после школы – ступени. Два года назад Всероссийский день лицеиста отметил свое двухсотлетие . Культурные мероприятия в честь этого исторического события прошли в северной столице и городе Пушкине. Санкт-Петербург встретил праздник Международным лицейским фестивалем «Лицейская осень», организованным в стенах Екатерининского зала в Таврическом музее на три дня раньше срока – 16 октября.

В Пушкине к Всероссийскому дню лицеиста подготовились сами виновники торжества. Результатом их труда стал театр «Вы помните, когда возник лицей», устроенный прямо под куполом небес. Мероприятия сменяли друг друга на протяжении четырех дней, включая саму праздничную дату 19 октября. Среди них кроме уже упомянутых прошли международная научная конференция, посвящённая дискуссиям на тему «Императорский Царскосельский лицей в истории России», романтичный бал «Евгений Онегин», вручение специальной художественной премии. Особенно богатым на празднества оказался непосредственно День лицеиста. Впрочем, последнее характерно для ежегодных торжеств.

История Царскосельского лицея

Учебное заведение, подарившее миру отточенный талант А.С. Пушкина, появилось в нашей стране в 1811 году благодаря неординарности мышления государственного деятеля М.М Сперанского. Да-да, это тот самый известный реформатор, выступавший за уравнение социальных классов в правах. Стараниями Сперанского царь Александр I подписал в августе 1810 года указ о создании Императорского Царскосельского лицея. Предназначалось это заведение для обучения дворянских отпрысков с целью пополнения в будущем государственных чиновничьих рядов.


Лицей являлся исключительно мужским учреждением. Его воспитанникам было от силы 12 лет. В учебном заведении шла подготовка всего лишь 30-ти мальчиков, зато период обучения совпадал по длительности со сроками в современном ВУЗе – 6 лет. Императорский Царскосельский лицей служил для учащихся и местом получения образования, и школой жизни, и домом. Воспитанник обязан был находиться в пределах заведения все годы обучения, включая выходные, праздники и каникулы.

Суровые условия? Может быть, но такая особенность укрепляла дружбу между лицеистами, закаляла духовно, приучала к самостоятельности. Поднимались воспитанники с зарей – в 6.00 утра, ложились в 10 вечера. Встреча нового дня и отход ко сну сопровождались молитвой. Распорядок был построен таким образом, что мальчики успевали и на занятиях побывать, и подготовить домашнее задание, и повторить пройдённое, и погулять, и отдохнуть. А.С. Пушкин находился в числе первых выпускников учебного заведения. Учился он плохо (4-е место с конца в итоговом табеле по успеваемости), но, несмотря на это, после окончания обучения воспел родной лицей ни в одном поэтическом произведении. Именно там, в Царском селе у Александра Сергеевича проявился литературный талант. К точным же наукам, например, арифметике у «пиита» не обнаружилось не малейшей способности. Есть некоторые сведения о том, что у Пушкина по математике в табеле красовался… ноль.


Касательно судьбы лицея: в Царском селе учебное заведение просуществовало 32 года. В 1843 году оно переехало в Петербург и получило новое название - Александровский. А спустя 75 лет Императорский Царскосельский лицей закрыли по инициативе организации «Совет Народных Комиссаров». Правда, здание не осталось брошенным: в его стенах расположился Пролетарский политехникум. Так как бывшие ученики лицея принадлежали к дворянскому сословию, то есть «белым», репрессий многим из них избежать не удалось.

К своим культурным истокам Императорский Александровский лицей вернулся по воле судьбы в 1974 году, когда в первом здании учебного заведения, что в Царском селе, (ныне город Пушкин) открылся музей. Сегодня учреждение это – своего рода «машина времени», очутившись в которой, можно перенестись на десятки лет назад, в прошлое, увидеть своими глазами, как жили воспитанники, окунуться в атмосферу пушкинской эпохи. И не только пушкинской, ведь Александровский лицей окончил еще один знаменитый литератор – писатель Михаил Салтыков-Щедрин.


Современные лицеи, по мнению многих граждан нашей страны – обычные образовательные учреждения, не имеющие существенных отличий от ПТУ. Ведь красивое название само по себе ничего не дает – уж тем более не влияет на качество и уровень преподавания. Это в большинстве случаев действительно так. Хотя изначально создание лицеев на старте XX века ставило определенные цели, в частности, осуществление творческого партнерства учителя и учащегося, пропаганда и утверждение моральных и общечеловеческих ценностей. Давайте пожелаем лицеистам, чтобы процесс обучения был плодотворным, соответствуя выше перечисленным тезисам. Как не крути, а молодежь – будущее страны!

19 октября – известная дата, давно и прочно связанная с именем Александра Сергеевича Пушкина . Лицейский период имел в его жизни важнейшее значение. И объясняется это не только тем, что в Царском Селе юный Саша Пушкин обрел прекрасных учителей, верных друзей и собственное осознание себя Поэтом. Но именно Лицей стал для него истинной семьей. По крайней мере, это было ощущение, пронесенное через всю его жизнь, такую трагически недолгую...

Любопытная деталь: если мы перечитаем стихотворения А.С.Пушкина, то не найдем в них упоминаний ни матери, ни отца. Это не может не удивить. Ведь, как правило, роль родителей очень важна, а родные образы так или иначе отражаются в творческом воображении их выросшего и сформировавшегося ребёнка. Тут мы наблюдаем не совсем типичный случай. Объяснением служит история детства нашего великого поэта.


Дом на Немецкой улице в Москве,
где родился Пушкин.
С фот. А. Шкипер


Конечно, Александр Сергеевич знал свою родословную и говорил: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное равнодушие ".

Но вот семья, в которой он родился, была весьма своеобразна.

Небогатые Пушкины, не любившие и не умевшие хоть сколь-нибудь успешно вести свое хозяйство, вместе с тем стремились жить беззаботной светской жизнью. И это противоречие постоянно ставило их в трудные материальные условия.

Сергей Львович Пушкин

Воспитание детей тоже не особо занимало их. Например, сам поэт получил дома только прекрасное знание французского языка да пристрастился к чтению благодаря библиотеке отца Сергея Львовича.

Надежда Осиповна Пушкина (Ганнибал)

Общеизвестно также, что мать Надежда Осиповна не слишком жаловала старшего сына, который слабо отвечал ее представлениям о том, каким должен быть сын таких блестящих родителей (Саша в детстве был несколько неуклюж, рассеян и неизящен). Неудивительно, что «прекрасная креолка», как звали ее в свете, довольно холодно относилась к нему, будто удивляясь и злясь на собственную «неудачу». Порой будущему поэту приходилось переживать трудные времена в родительском доме.

Саша Пушкин в возрасте 2-3 лет. Неизв. художник


Следствием такого положения дел стало то, что в дальнейшем свое детство Пушкин вспоминал мало и редко, будто решительно вычеркнув его из своей памяти. Это психологически вполне объяснимо: мы стараемся реже возвращаться к моментам, которые для нас тяжелы. Если ему и хотелось «побывать в детстве», он вспоминал именно Лицей.

Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы.
Литография К. Шульца по рис. И. Мейера. 1850-е гг.


Ведь эта жизненная пора слишком важна для любого человека, чтобы его место зияло пустотой или чернотой. Именно детство закладывает в характеры, мироощущения, привычки всё самое устойчивое и основополагающее. Такой отдушиной для Александра Сергеевича стали лицейские годы. Даже если в действительности в это время не всё было идеальным и прекрасным, человек, переживший в дальнейшем многие горести, преследования, клевету, ссылки, видит тот ушедший в прошлое мир чистым, полным дружеских связей, романтических чувств, взаимовыручки.

Беннер Ж. А. Портрет императора Александра I

Интересно, что Лицей по первоначальному плану императора Александра I был призван стать местом воспитания его младших братьев Николая и Михаила.

С. Карделли. Портрет Великого князя Михаила Павловича
1814 г. (с оригинала Изабе)


О.А. Кипренский. Портрет великого князя Николая Павловича. 1814 г.


Подраставшие в атмосфере безграничной власти, они нуждались в осознании того, как в дальнейшем по-человечески относиться к другим людям, не столь высоко стоящим на социальной лестнице.

Видимо, их характеры уже начинали складывались таким образом, что возникла такая необходимость.

Дж. Доу. Портрет П.П. Коновницына


Иначе их наставник – генерал П.П.Коновницын – не дал бы им в свое время такого совета: «Если придет время командовать Вам частями войск… старайтесь улучшать положение каждого, не требуйте от людей невозможного. … Крик и угрозы только что раздражают, а пользы Вам не принесут ».

Но идее не дано было воплотиться, великие князья не учились в Лицее. Потому оно стало придворным и престижным, однако не так заоблачно авторитетным, как было запланировано вначале. Воспитанники получили обширное образование, хотя не всегда системное и продуманное. Это привело к некоторой поверхностности знаний лицеистов.

Комната № 14,
в которой жил Пушкин


Но бесспорной удачей попавших туда мальчиков было погружение в особую атмосферу дружбы и уважения к личности (к слову, в Лицее не было телесных наказаний, как в других учебных заведениях той поры). Здесь поощрялось литературное творчество воспитанников, потому пробовали писать почти все, хотя и с разной степенью успешности.

Классная комната


Актовый зал Лицея

Незабываемым впечатлением для любого человека, а тем более для мальчишек, только начавших жить (в 1812 г. лицеистам от 11 до 15 лет) является какое-либо историческое событие. Таковым в 1812 г. стало Бородинское сражение.

Ф. Верне. Пущин И.И. 1817 г.


Иван Пущин писал: «Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея ».


Они будто ощутили и увидели саму Историю!

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас…

Бородинское сражение. Неизв. художник. Гравюра начала XIX в.

И это в ту минуту не звучало как ложный пафос, а четко отражало их психологический настрой.

Конечно, за шесть лет обучения бывало всякое: группы, конфликтовавшие между собой; некоторая изолированность от мира, напоминавшая монашескую; другие не слишком приятные моменты… Но в целом эту тягу лицеистов к традиционным ежегодным встречам 19 октября можно объяснить не только данной клятвой (« …и последний лицеист один будет праздновать день открытия лицея 19 октября »), но и тоской по атмосфере их юности и идеалу дружбы. Воспоминания с годами только укрепляли их круг.

Одна из самых известных традиций в Лицее – разбивать после выпускных экзаменов лицейский колокол, в течение шести лет собиравший учеников на занятия. Каждый выпускник брал на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.

Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом. Эти кольца директор надел выпускникам лицея – и они стали «чугунниками».

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Е.А. Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

Праздник 19 октября - Всероссийский день лицеиста

19 октября - поистине историческая дата для Государства Российского, и связана она с далеким от нас 1811 годом. Именно в этот день и этот год в соответствии с Высочайшим Указом царя Александра Первого в Царском селе под Петербургом был открыт Императорский Царскосельский лицей. Предназначено в нем было учиться детям дворян. А задачей ставилось готовить из них будущих государственных мужей, чиновников наивысшего ранга.
Идею о создании лицея подал тогдашний министр народного просвещения А. Разумовский. Директором был поставлен просветитель, литератор и дипломат В.Малиновский. Среди преподавателей - выдающиеся личности той эпохи: сам Малиновский, А.Куницын, А.Галич, Ф. Эльснер, Н. Кошанский и другие. В первый набор из тридцати восьми претендентов в лицеисты были приняты тридцать одаренных подростков, среди которых значились будущие кумиры российской, и не только, молодежи - Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, канцлер Горчаков, декабрист Пущин, директор Императорской библиотеки Корф и другие. В лицей принимались дети знатных особ десяти-двенадцати лет, ставшие после выпуска и многих лет работы действительно выдающимися личностями Отечества. О том можно судить и по канцлеру Горчакову и по великому русскому поэту Пушкину.
После того, как Россия от социализма вернулась на капиталистический путь развития, вполне был естественным вопрос о возвращения в систему просвещения лицеев. И это произошло в 1990 году. Начав с единиц, в настоящее время число лицеев по стране превысило тысячу, с числом учащихся более семисот тысяч. Многие из лицеев стали гордостью страны, к примеру, в городе Калуге, носящем имя великого Циалковского. В лицее три уровня образования - начальное (1-4 классы),основное общее образование (5-9 классы) и общее среднее образование (10-11 классы). При этом с углубленным изучением ряда дисциплин.
У нас часто путают лицеи с гимназиями. От обычных школ гимназии тоже отличаются углубленным изучением ряда предметов, скажем, иностранных языков или того же русского, математики, физики и так далее. И перед гимназистами-выпускниками тоже открывается путь в институты. А вот лицеисты - это практически студенты. Лицеи заключают договоры с институтами, и наиболее способные их выпускники сразу поступают на второй курс высшего учебного заведения. Среди дисциплин, которым уделяется особое внимание при их изучении, - информатика,физика, математика,химия, биология и даже экономика и даже право. То есть, лицеист, уже занимаясь в своем учебном заведении, активно готовит себя к будущей профессии - юриста, биолога, историка и так далее.К примеру, в Мурманске есть политехнический лицей. А Калужский имени Циолковского дает углубленные знания в области изучения космоса, Вселенной.
19 октября отмечался и отмечается по разному. В Императорском Царскосельском лицее это были лицейские обеды. В наше время практикуются открытые уроки по определенным темам, творческие вечера, концерты, выставки рисунков и так далее. Но во всех случаях Всероссийский день лицеиста - замечательный и надолго запоминающийся как самим лицеистам и их преподавателям, так и родителям детей праздник!

Евангельское чтение:
Мф. 25:31-46

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры! Тем из вас, кому ещё посчастливится прочитать в Священном Писании места, с которыми вы до сих пор не знакомы, советую обратить внимание на тех, кого в Предании Церкви именуют великими и малыми пророками. В их писаниях нередко повторяется определённый возглас. Они о чём-то рассуждают и по ходу своей речи возглашают: «Жив Господь!». Это происходит, когда то или иное событие в очередной раз наглядно свидетельствует, что Бог не просто существует, а живёт, более того – действует в этом мире, в том числе и через нас.

В богословских науках есть понятие «аргумент-доказательство бытия Божия». Их несколько. Один из них космологический – о том, что есть Первопричина бытия; затем следует телеологический, обращающий внимание на то, что в этом мире всё разумно, удивительно красиво устроено, даже в этом искажённом нами мире есть гармония, поражающая своей отточенностью, говорящей о мастерстве Того, Кто это изначально создавал. Есть понятие внутреннего нравственного аргумента: в каждого из нас Господь вложил представление о Себе, и оно есть в нашем сердце. Есть исторический аргумент, говорящий о том, что нет ни одного общества или цивилизации, не знавшей Бога. Пусть в искажённом виде, пусть в очень сильно изменённом, но нет такого общества, в котором совсем не возносились бы жертвы Богу. Есть религиозно-нравственный аргумент, практический, который говорит о том, что жизнь людей, угодивших Ему, всегда содержит потрясающие встречи. Читая жития святых, поражаешься, насколько у них всё удивительно управлено и как эти люди прошли по лестнице исполнения Божьего Закона.

Есть и ещё рассуждения подобного порядка, одно из них очень глубокое: у каждого из нас есть совесть, внутренний Закон. Есть и внешний Закон, данный Богом, и вот это состояние стремления к нравственному идеалу в человеке поразительно. Оно существует даже в том, кто страшно оступился. Мне случалось посещать тюрьмы, и там я общался с теми, кто оступился сильно, несёт наказание и раскаивается. Есть моменты в жизни, когда мы испытываем состояние, которое трудно передать словами. Если чувство веры в человеке притупилось, но он этого не ощущает, это беда.

Я сегодня вместе с вами пережил необычную службу. Но вот о причине этого я говорить не буду, потому что тот, кто понимает, о чём я говорю, осознаёт, почему я это сказал, но кому-то то, что я мог бы сказать, будет услышать неполезно. Кому-то я могу это сказать лишь в личной беседе, потому что когда подобное происходит, мы видим, что Бог жив в сердцах и устах людей, юных и взрослых, и не можем не переживать это состояние встречи. Можем и не пережить его вовсе, если находимся далеко от источника Божьей милости. Согреваясь в нём, важно быть благодарными, потому что это нас сподвигает к определённой ответственности, когда мы пересекаемся с чистотою.

Есть благословение преподобного Серафима Саровского, есть те места в его обители, те клиросы, где поют только девственницы – преподобный понимал чистоту жизни. Порой мы погружаем себя в совсем иное состояние. Состояние порочности, искажённости – это ведь страшный грех. Когда принимаешь исповедь у людей, уже не первый год ведущих церковную жизнь, с ужасом узнаёшь, какие пристрастия могут бороть христианина. Трепещешь: «Господи, дай мне сохраниться! Поберечь то, что Ты мне дал». Потому что край пропасти очень близок, и рухнуть туда можно довольно быстро. А подняться сложно, хотя и возможно. Поэтому радуюсь этой службе и в молчании разделяю с вами её высоту.

Я не об этом, если честно, собирался говорить. Я готовился по Евангелию. То, что сказал сейчас, было по сердечному чувству. В Евангелии было сказано о Страшном Суде. Заметьте, речь не шла ни о мировоззрении, ни о вероисповедании. Хотя это нисколько не умаляет высоты православия, это как бы само собой. Понятие православия – это правильное славление Бога не только словами, но и делами. Когда мы исполняем Божий Закон «по обязаловке», это похоже на то, как в сказке «Морозко» Ваня бегал со звериной мордой и пытался делать добрые дела, но всех пугал. До тех пор пока у него сердце не заработало. Старуха обронила палку – «Как же она пойдёт?». Как только он это сказал, сразу стал человеком. А человек – это тело и душа. В Евангелии сказано о том, как Господь будет нас судить. Накормил ли, напоил, утешил, поддержал, то есть – был ли ты человечным? И кто-то будет очень удивлён: «Господи, Ты же не приходил ко мне, как я мог накормить Тебя? Мы же не встречались непосредственно». А Господь говорит о помощи малым, о готовности овладеть искусством этой помощи. Ты вкусил от этой земной любви, ты вошёл в глубину, ты поднялся на высоту, ты пытался, ты стремился и хотел – будь со Мной, ты сможешь разделить эту Любовь, которая в этом Царстве и выше. Вначале надо пройти экзамен, но ты прошёл и сдал его.

Вчера ночью я пришёл на стук швейной машинки. Дело уже было к часу, у нас в библиотеке сидели женщины. Они строчили декорации для того, чтобы завтра на сцене Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Ильиничны Сац была показана сказка «Двенадцать месяцев». У женщин были немного покрасневшие глаза, и я предложил им немного прогуляться. Мы подышали воздухом, я провёл экскурсию, потому что они ни разу не были в здании нашей строящейся гимназии. Мы походили, порассуждали, где что будет. И вернулись. И они снова бодро застучали машинками, делая то, что должно принести свои плоды. Потому что когда на сцене будет совершаться чудо, то появится особое сердечное ощущение, которое передастся залу – как сегодня здесь было то, что передавалось с клироса и из алтаря в среднюю часть храма, а из храма передавалось обратно на клирос и к алтарю. И всё это соединялось с Небом. Вот эту связь Господь очень ценит и по ней будет нас судить. Иногда в нашей жизни подобных ощущений бывает очень мало. И когда этого мало, понимание того, что значит «жить для других», постепенно может угаснуть в человеке. Конечно, невозможно сразу взять и отдать всё. Но никто и не требует этого, нужно просто учиться замечать чужую боль и пытаться что-то делать, чтобы другим было лучше. Я вспоминаю своего покойного наставника, который нёс послушание духовника в Троице-Сергиевой Лавре вместе с отцом Кириллом Павловым. И вот он говорил так: «Всегда думай о том, что ты сделал, чтобы другим было лучше. Что-то сделал – думай, что ещё можешь сделать. Что-то сегодня, что-то завтра и послезавтра. И ты увидишь, как Господь поможет тебе это сделать».

Радуюсь этому дню, всех вас сердечно приветствую, прошу ваших молитв. Не будем останавливаться. Спаси Господи!

Протоиерей Андрей Алексеев

Наверное, уже всем известно, что 19 октября - Всероссийский День лицеиста. Что это за праздник и почему его отмечают именно в этот день? Как проходит День лицеиста в современных учебных заведениях? Давайте узнаем. Для этого нам необходимо совершить небольшой экскурс в историю российского образования и культуры.

День лицеиста. Почему 19 октября?

Если ответить коротко, то в этот день был открыт знаменитый Царскосельский лицей, основанный по указу самого императора Александра I.

Данное учебное заведение сыграло важную роль в культурной и даже политической жизни всей Российской империи. Влияние, оказанное лицеем на жизнь своих воспитанников, до сих пор ощущается в современном обществе. Почему можно так сказать?

Немного исторических сведений

Императорский лицей был основан в 1811 году, 19 октября. Всемирный День лицеиста, отмечаемый именно в этот день, стал торжественной традицией всех выпускников данного учебного заведения. Несмотря на годы и политические и социальные изменения, праздничный обычай является важным ежегодным мероприятием у современных общеобразовательных заведений.

Для кого было открыто учебное заведение

Первоначально Царскосельский лицей был открыт для обучения привилегированных дворян. По замыслу императора, там должны были учиться его младшие братья, наследники российского престола. Однако эта задумка так и не осуществилась.

И все же обучаться в данном заведении считалось престижно, так как свои двери лицей открывал не всем подряд, а только дворянам высших сословий, способным оплатить пребывание своих детей в стенах элитного образовательного учреждения.

Лицеистов обучали лучшие преподаватели того времени. Программа была составлена таким образом, чтобы подготовить молодых людей к общегосударственным должностям, трудиться на которых те должны были качественно и образцово.

К слову, так и произошло. Многие выпускники лицея стали известными деятелями в Российской империи. Они занимали почетные должности и высокие чины, внося немалый вклад в политическую, социальную и культурную жизнь империи.

Однако об этом позже. Сейчас же, обсуждая вопрос, почему отмечают Международный День лицеиста 19 октября, давайте кратко обсудим структуру и особенности самого учебного заведения.

Общеобразовательная программа

Согласно историческим сведениям, Царскосельский лицей принимал подростков с десяти до четырнадцати лет. Прием проходил каждые три года, тогда как обучение осуществлялось в течение шести лет.

В основном образовательная программа имела такие направленности:

  • нравственность (Божий закон, логика, этика, политэкономика, право);
  • словесность (риторика, чистописание, а также обучение языкам: латинскому, французскому, немецкому и, конечно же, русскому);
  • история (всемирная и отечественная, география);
  • математика (в том числе статистика, физика, космография);
  • изящество и физическая подготовка (танцы, фехтование, верховая езда и даже плавание).

В разное время учебная программа терпела изменения, сохраняя гуманитарно-правовую направленность.

Примечательно, что при обучении лицеистов нельзя было использовать телесные наказания, имеющие небывалую распространенность в образовательной системе того времени.

Первое здание лицея

Где был расположен Царскосельский лицей, ставший символом ежегодного празднования 19 октября Дня лицеиста? Первоначально, как понятно из самого названия, заведение было размещено на территории Царского Села, в четырехэтажном флигеле при Екатерининском дворце. Специально для учебного учреждения здание было перестроено и адаптировано для учащихся.

У каждого из лицеистов была своя небольшая комната, где были размещены кровать, шкаф для бумаг, комод, стул, зеркало и стол.

Также в лицее были библиотека, классные комнаты, актовый зал, физический кабинет, газетная и помещения для занятий после классов.

Немного о руководителях

На территории заведения был расположен дом директора. Примечательным является тот факт, что первоначально эту должность занимали известные русские педагоги и просветители (Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт). Позднее же директорский пост занимали люди военные: генерал-лейтенант Федор Григорьевич Гольтгоер и генерал-лейтенант Дмитрий Богданович Броневский. Именно с этого времени программа лицея приблизилась к курсу юридического факультета.

При Броневском Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург, в здание Александринского сиротского дома. После этого строение несколько раз перестраивалось и достаивалось. Также был возведен четырехэтажный флигель для воспитателей и педагогов.

Воспитанники

Молодые дворяне, обучаясь в Царскосельском лицее, после выпуска получали мелкие гражданские чины. Также они могли поступить на военную службу, так как их образование приравнивалось к обучению в пажеском корпусе.

Как уже упоминалось выше, среди выпускников лицея (с середины 1840-х годов он стал именоваться Императорским Александровским) было много гражданских и политических деятелей, оказавших огромное влияние на историю российского государства. Например, А. П. Бакунин (губернатор и тайный советник), А. М. Горчаков (последний канцлер Российской империи), А. А. Дельвиг (поэт и издатель), А. Д. Илличевский (поэт, статский советник), Н. А. Корсаков (поэт, композитор, дипломат), М. А. Корф (директор Императорской библиотеки), С. Г. Ломоносов (тайный советник, чрезвычайный посланник и министр), Ф. Ф. Матюшкин (адмирал, сенатор, полярный исследователь) и многие-многие другие.

Выше представлен лишь первый выпуск Императорского лицея. Можно только представить, сколько важных и прогрессивных деятелей подготовило это учебное учреждение.

Именно эти первые выпускники и положили начало празднованию 19 октября Дня лицеиста. В этот день они каждый год приходили к стенам данного учебного заведения, чтобы посмотреть друг на друга и вспомнить былые времена. Встречи выпускников часто оканчивались богатым обедом и веселыми гуляниями.

Однако был еще некто, причастный к дате 19 октября. День лицеиста без этого человека считался обыденным и неинтересным. Кто это?

Пушкин и его лицей

Да, это легендарный Александр Сергеевич Пушкин, первый и самый знаменитый выпускник Именно он увековечил в своих произведениях данное учебное заведение. Именно ему мы обязаны таким прекрасным и символическим праздником, проходящим 19 октября - Днем лицеиста.

О своем любимом лицее Пушкин писал очень много и очень страстно. Это была его самая лучшая пора жизни - юность, безмятежность, мужская дружба. О месте обучения у поэта сохранились самые теплые вспоминания. И хотя он называет шесть лет, проведенных в обучении, “годами заточения” и “уединения”, все же он с нежностью и трепетом вспоминает “лицейский шум” и “лицейские забавы”, “святое братство” дружбы и “ясные дни”, проведенные за стенами учебного заведения. Примечательно, что в своих стихах демократичный Пушкин несколько раз прославляет царя за то, что тот… “основал лицей”, а своим Отечеством называет Царское Село”.

Да, с невероятной любовью и радостью поэт вспоминает жизнь и обучение в лицее. Об этом красноречиво свидетельствуют приведенные выше слова из стихов Пушкина. День лицеиста, 19 октября, всегда был особым днем для поэта. Накануне этой даты он каждый раз писал свои чудесные стихотворения, наполненные нежным звучанием, тоской о юности, философскими и психологичными размышлениями о школьных годах, отроческой дружбе, юных мечтаниях и надеждах.

Для него лицей навсегда остался в памяти как место счастья и молодого задора, взаимовыручки и крепких дружеских уз. С некоторыми одноклассниками поэт дружил еще много лет, встречаясь с ними в неофициальной обстановке и посвящая им свои стихотворения и другие произведения.

Современное празднование

Отмечают ли сейчас 19 октября (День лицеиста) в школах и других общеобразовательных заведениях нашей страны? Конечно. Данная дата для современных школьников, особенно лицеистов, стала настоящим праздником. Именно в этот день в российских лицеях проводятся открытые уроки и даже концерты, сопровождающиеся конкурсами, театрализованными постановками, балами и другими полезными увеселениями.

Программа мероприятия

Существует множество сценариев к 19 октября (Дню лицеиста). Согласно многочисленным педагогическим планам, данные мероприятия можно провести в нескольких направлениях:

  • познавательное;
  • развлекательное;
  • познавательно-развлекательное.

Чаще всего можно встретить последний вид сценария, согласно которому ученикам в увеселительной форме рассказывают об истории праздника, затрагивают бессмертную поэзию Пушкина и коротко описывают огромное влияние, оказанное Императорским лицеем на всю историю российского государства.

Обычно такие мероприятия сопровождаются театральными постановками, повествующими о жизни лицеистов или самого Пушкина. Также могут быть показаны слайды, на которых изображен Царскосельский лицей и его важные персоны.

Или же дирекцией современных учебных заведений может быть организован костюмированный бал для учеников, их родителей и педагогов.

Приветствия и пожелания

Чаще всего на подобных мероприятиях звучат слова благодарности и поздравления. День лицеиста (19 октября) - это действительно радостное события для всех учащихся и педагогов.

Что можно сказать или чем лучше всего разнообразить программу таких концертов? Существует множество приветствий и пожеланий, как в стихотворной, так и в прозаической форме, которыми педагоги поздравляют учеников и наоборот.

На таких праздничных мероприятиях лицеистам всегда желают хороших оценок, много знаний и достижений, побед и… примерного поведения. А учителей благодарят за труд и старание, за терпение и доброту, за опыт и знания.

Поздравить с Днем лицеиста можно не только на праздничном мероприятии, но и открыткой, смс-сообщением или небольшим подарком. Современные лицеисты очень любят всякие шутки и розыгрыши, связанные с этим важным для них торжеством.

И, конечно же, на праздничном мероприятии в честь Дня лицеиста всегда присутствуют родители учащихся, которые также могут принимать участие в мероприятии, поздравлениях, театральных постановках и даже костюмированном бале.

Такая программа не только развлекает молодежь, но и расширяет ее кругозор, а также приобщает к тому великому и прекрасному, что называется отечественной культурой.