Достоинства и недостатки двухуровневой системы образования. Минусы и плюсы двухуровневой системы высшего образования. Недостатки двухуровневой системы высшего образования

Россия вновь переживает процесс образовательного реформирования. Никаких особенных внешних осложнений. Ни громких выступлений, ни митингов протеста, ни телепередач. Однако это не значит, что в связи с новой реформой у студентов, настоящих и будущих, а также их родителей нет вопросов.

Итак, Министерство образования и науки РФ предложило новый масштабный эксперимент: образовательные стандарты для вузов третьего поколения. Двухуровневая так называемая Болонская модель (бакалавриат и магистратура) теперь вводится во всех высших учебных заведениях страны. Что это значит?

С 1 февраля в вузах стартовала новая приемная кампания, и при подготовке к ней педагогам пришлось выступить в роли разработчиков принципиально новых образовательных программ на основе государственных стандартов. По словам разработчиков, стандарты определяют только 50% содержания вузовских курсов. Остальные 50% каждый из них должен разработать самостоятельно, исходя из особенностей регионального рынка труда и собственного опыта подготовки специалистов. То есть «сюрприз» своим студентам может выдать любой вуз. А сюрпризов наш народ боится как черт ладана. И правильно боится. Ведь уже на начальном этапе разработчики столкнулись с отсутствием министерских стандартов той базовой основы, на которой и вырастает образовательная программа. И это была не главная проблема…

ДОЛОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ? Основная задача преподавателей при разработке новых программ не потерять накопленный положительный уровень подготовки выпускников и использовать его в программах для бакалавров. Если в одной фразе, то теперь за четыре года будут готовить грамотных специалистов, которые бы не уступали по уровню тем, кто раньше учился на специалитете в течение пяти лет. Но нельзя в образовательных схемах чтото поменять безболезненно для всей системы. Проблем сразу возникает множество.

Следующая проблема сотрудничество с работодателями. Ведь основная идея федеральных государственных стандартов (ФГОС) подразумевает тесное взаимодействие с практиками, которые должны подсказать оторванным от рынка труда теоретикам высшей школы, какой именно профессионал нужен для той или иной отрасли. Эта проблема стала проблемой номер один сразу после развала Советского Союза. Тогда рухнули все связи цепочки: детсад школа специальное образовательное учреждение производство. С тех пор традиция взаимодействия вуза и работодателя никак не восстановится, и это объясняется рядом социальноэкономических причин. Разрушить налаженную общественную модель было легко. А вот как сделать так, чтобы появилась и заработала новая модель? Ведь зачастую представители предприятий и организаций выступают с упреками, мол, вузы готовят не тех специалистов, но объяснить, какого именно выпускника хотели бы увидеть, они не могут. Мониторить изменчивый, нестабильный организм нашего не устоявшегося общества - задача сверхсложная.

БОЛЕЗНИ РОСТА

Вместо привычной старой доброй российской образовательной школы студентов теперь ждут интерактивные формы обучения: ролевые игры, диспуты и мозговые штурмы. Новые образовательные стратегии предполагают и интенсивное использование новых технологий -объявлена всеобщая компьютеризация! Образовательный процесс становится технологически более сложным, но вот станет ли более качественным большой вопрос. Может быть, вся эта гора в результате родит мышь: разработанные схемы останутся лишь на бумаге, а учить придется по обычным лекциям. Но даже если этого не случится, переход на новую систему будет небезболезненным. Ведь большинство преподавателей пока не понимают, как работать с 1 сентября.

Например, медицинские вузы не могут перестроиться быстро. Для них ситуация осложняется тем, что учебные программы утверждаются не только министерством образованияи науки, но и минздравом. С 1 сентября поновому будет учиться только первый курс. Для остальных программы подготовить не успеют. В общем, у руководителей вузов и преподавателей новая головная боль.

ПРОГРЕСС ИЛИ РЕГРЕСС?

Декларируется, что «новый стандарт поддерживает прогрессивные веяния» в нашем обществе. Однако преподаватели имеют свое мнение на этот счет. И уж оното самое профессиональное. А заключается оно в том, что педагоги не готовы к «погоне за двумя зайцами»: обеспечению усвоения предметных знаний и воспитанию умения учиться, то есть того, что составляет главное «преимущество» нововведений.

Новая система ориентирована на потребности рынка. За четыре года человек получает базовое образование, а затем либо завершает обучение (в мире эта практика более распространена), либо смотрит, где и какие профессиональные компетенции востребованы, и, исходя из приоритетов трудоустройства, выбирает программу в магистратуре.

Реформы реформами, а работа работой. Захотят ли, смогут ли преподаватели продвигать те ценности, которые заложены в стандарте, как свои? В противном случае - нашу образовательную систему ожидает полный крах. Не исключено, что российское образовательное нововведение прогрессивно и нужно. Но при этом трудно применимо именно в нашей стране. Так говорят некоторые преподаватели.

Но есть и другие, очень оптимистичные, высказывания.

Выпускнику вуза уже недостаточно только получить знания, теперь ему надо еще овладеть и компетенциями, которые помогут ему при устройстве на работу успешно применять свои знания на практике. Новая система ориентирована на потребности рынка. Вузам дана возможность для свободы действий. Раньше вуз, где располагалось учебнометодическое объединение (УМО), предлагал всем остальным свой собственный учебный план. Зачастую он даже не соответствовал стандарту в полной мере. Новый стандарт в целом должен увеличить как внутреннюю, так и международную мобильность студентов раньше изза жесткости стандарта очень сложно было создавать совместные программы, координировать требования нашего стандарта с требованиями зарубежного вуза. Сейчас станет проще.

На пути к преобразованиям всегда мнения сталкиваются. И дело не в том, какого накала возникнет дискуссия. Дело в результате.

А положительный результат нововведений невозможен без экспертизы учебных планов, без компетентности преподавательского состава, без новых учебных пособий…

Эти самые «без» можно перечислять очень долго. Что именно будет происходить с процессом внедрения новых стандартов узнаем 1 сентября. Как говорится, цыплят по осени считают.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Бакалавриат — первый уровень высшего образования, который является базовым и длится 4 года. Студент, в дальнейшем «бакалавр», получает фундаментальную подготовку в широкой области знаний по выбранному направлению. По окончании обучения выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр». Диплом бакалавра дает выпускнику право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями, а также дает возможность продолжить обучение в магистратуре.

Магистратура второй уровень двухуровневой системы высшего образования. В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты. В основном в магистратуру идут люди, склонные к научноисследовательской работе. По окончании магистратуры возможно поступление в аспирантуру.

ЧТО ГОВОРЯТ РУКОВОДИТЕЛИ СЕРПУХОВСКИХ ВУЗОВ И ФИЛИАЛОВ

Директор филиала МГТУ «МАМИ» в г. Серпухове при МОУ «ИИФ», заместитель генерального директора МОУ «ИИФ» по учебнометодической работе Олег Андрух: -Бояться перемен не нужно. Переход на систему образования, принятую в европейских странах, открывает для молодых людей новые возможности. Бакалавры это люди, которые после обучения занимаются процессами эксплуатации, производства, выполняют функции руководителей и служащих. А если есть желание и, главное, призвание, можно поступать в магистратуру. В новых образовательных стандартах увеличивается количество времени на дисциплины вариативной части, позволяющие учитывать требования предприятий региона. По большому счету, переход на бакалавриат и был направлен на то, чтобы наши инженеры не были оторваны от жизни, а стали специалистами с набором практических навыков. Я считаю, что без практики человек не может считать себя дипломированным специалистом.

Ректор НОУ ВПО «Институт информационных технологий и управления», заместитель генерального директора МОУ «ИИФ» по инновационным проектам Игорь Бугаков: -Основным условием эффективной реализации образовательных стандартов третьего поколения является соблюдение интересов личности, общества, государства. С позиций интересов личности идеи Болонского процесса привлекательны, поскольку они расширяют возможности любого человека по совершенствованию своей профессиональной подготовки и трудоустройства, повышению качества жизни. Положительным моментом является возможность оперативно перенимать лучший опыт посредством академической мобильности, что полезно и государству, и личности, и обществу. С позиций государства главный «минус» дополнительная «утечка российских мозгов» в Европу. С позиций гражданского общества следует приветствовать идеи Болонского процесса. Однако не стоит забывать, что существование и развитие гражданского общества во многом определяется силой государства, его способностью защитить свои национальные интересы в изменяющемся мире.

Директор учебного центра «Интеграция» (МАИ) на базе МОУ «ИИФ» Анатолий Назаренко: -Я считаю, что процесс перехода на двухуровневую образовательную систему вызовет сложности в основном у руководства и профессорскопреподавательского состава вуза, которые будут перерабатывать учебные планы, поновому выстраивать образовательный процесс, в соответствии с новыми образовательными стандартами. Для абитуриентов и студентов сложностей и больших перемен возникнуть не должно. Я не вижу ничего страшного для молодых людей. Качество образования в связи с сокращением срока обучения на один год не изменится. Дисциплины профессионального цикла останутся практически без изменений, в математическом и естественнонаучном цикле произойдет сокращение часов по физике, концепциям современного естествознания. Из программ технических специальностей будут исключены некоторые дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла, которые не являются базовыми, такие, как социология, культурология, политология. Требования по аудиторной нагрузке такие же, как и в прошлом году. Больше часов отводится на самостоятельную подготовку студентов. С уверенностью можно сказать, что учиться легче не станет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в области социальной работы в конце XX в., влияние на них Болонского процесса. Мониторинг реализации Европейского проекта ТЕМПУС как инновационной образовательной модели.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2015

    Основополагающие принципы государственной политики в области образования. Приоритетный национальный проект "Образование": цели, проблемы и пути их решения. Федеральные государственные образовательные стандарты Высшего Профессионального Образования.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2014

    Получение образования по программе бакалавриата и магистратуры. Высшее техническое образование в Великобритании и России. Создание единого европейского пространства высшего образования. Цели Болонского процесса. Подготовка высших инженерных кадров.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2016

    Общая характеристика высшего и послевузовского профессионального образования: структура системы, государственные образовательные стандарты и программы, ступени, сроки получения, документы. Виды высших учебных заведений. Прием и подготовка специалистов.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Индивидуальное развитие каждого человека. Определяющие свойства Европейского высшего образования. Качество подготовки и конкурентоспособность высших учебных заведений Европы. Адаптация высшего образования Украины к Европейскому высшему образованию.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2010

    статья , добавлен 11.03.2010

    Создание единого европейского пространства высшего образования в России, этапы и направления данного процесса в связи с введением Болонской системы образования. Магистр как высшая академическая степень и квалификация, программа и этапы ее получения.

    11Ш11Я № 3,2012 ШШШШШШ

    МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

    О. И. Аверина, Н. А. Горбунова

    (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

    Анализируются основные достоинства и недостатки двухуровневой системы высшего образования и проблемы, возникающие в данной области в связи с переходом на образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения. Рассматриваются ключевые направления развития инновационной модели образования в современных условиях.

    Ключевыге слова: гармонизация образования; государственные образовательные стандарты; бакалавриат; магистратура; компетентностный подход; аспирантура; модуль; инновационная модель образования; образовательные технологии; зачетные единицы.

    Одним из приоритетных направлений развития страны на современном этапе является обеспечение высокого качества и престижа российского образования.

    Достижение этой цели непосредственно связано с модернизацией российского высшего образования в рамках реализации основных принципов Болонского процесса.

    Как известно, Болонским принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в г. Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и в конечном счете гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

    Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г. на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса. Необходимость присоединения России к Болонскому процессу была обусловлена, с одной стороны, сильной зависимостью страны от внешнего рынка и в производстве, и в потреблении, а с другой - требованием повышения конкурентоспособности российского образования, превращения его в высокорентабельную сферу бизнеса, обеспечивающую свободное передвижение труда, товаров и капитала в мировом сообществе.

    В Болонской декларации указаны следующие ключевые принципы гармонизации национальных образовательных систем: введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО, повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном), взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов .

    Кроме того, в настоящее время обсуждаются вопросы о необходимости введения аспирантуры в общую систему образования (в качестве третьего уровня); повышении привлекательности, конкурентоспособности и социальной роли высшего образования, его доступности; о развитии системы дополнительного образования («образования в течение всей жизни»). В целом новая система образования предполагает много положительных моментов, которые должны позитивно сказаться на результатах обучения.

    © Аверина О. И., Горбунова Н. А., 2012

    ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    Достоинствами первого уровня высшего образования - бакалавриата - являются принятие данной образовательной квалификации европейскими работодателями, возможность трудоустройства за рубежом и смены профессии. Человек с дипломом бакалавра - это квалифицированный специалист с высшим образованием, способный занимать определенные должности, требующие высшего профессионального образования. Отличительную особенность магистратуры составляет более узкая и глубокая специализация студента. Получение магистерского диплома необходимо для тех, кто стремится получить ученую степень или ориентируется на научноисследовательскую и/или преподавательскую работу.

    Среди преимуществ двухуровневой системы следует назвать и то, что она дает студенту возможность получить высшее образование «два в одном»: закончить бакалавриат по одному направлению, а магистерский диплом получить по другому . Тем не менее переход на двухуровневую систему образования в российской практике связан с наличием определенных проблем, обусловленных прежде всего необходимостью сохранения фундаментальности российского образования, его разумной консервативности, интеграции с наукой, наличием оригинальных научно-педагогических школ. Современная образовательная парадигма должна определять обучение как управляемую учебно-познавательную деятельность, которая приводит не только к увеличению объема знаний, умений и навыков, но и к изменениям личности обучаемого в направлении более полной ее самореализации. В высшей школе как школе профессиональной результат процесса обучения выступает в виде формирования профессионально значимых качеств личности студента - качеств, которые определят его профессиональную компетентность, навыки и мастерство.

    В настоящее время профессиональные образовательные программы подготовки бакалавров, магистров приводятся в соответствие с требованиями фе-

    деральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения. Среди особенностей ФГОС выделим следующие:

    1) стандарты третьего поколения в отличие от предшествующих направлены на предоставление вузам свободы выбора. Если раньше 70 % учебного времени занимали обязательные дисциплины, а 30 % приходилось на региональный и вузовский компоненты, то сейчас пропорция для бакалавров составляет 50 на 50, а в магистратуре вуз определяет 70 % содержания учебных программ. Это обусловлено необходимостью сохранения некоторых базовых специальностей российской системы образования, которые в соответствии с ФГОС представляют собой только профильную направленность подготовки. Одновременно внедрение новых стандартов в учебный процесс предполагает сокращение количества часов, отведенных на профессиональные специальные дисциплины: из 4 860 ч, или 240 зачетных единиц, по программе обучения бакалавриата на освоение профессиональных компетенций выделено только 52 %. Очевидно, что в совершенстве овладеть навыками профессиональных компетенций в таких условиях довольно сложно, следовательно, необходимо изыскание дополнительных резервов более эффективного использования учебного времени с применением новых стилей подготовки;

    2) если прежние государственные стандарты основывались на дисциплинарном принципе, согласно которому студент должен освоить определенный объем знаний по конкретным научным дисциплинам, то во ФГОС базовым является компетентностный подход. Результат образовательного процесса описывается комплексом компетенций выпускника, а качество подготовки определяется степенью приобщения студента к целостной сфере будущей профессиональной деятельности. Это означает, что за время обучения студент должен освоить ряд компетенций, предусмотренных государственным стандартом. В то же время Министерством образования жестко не установлено, с помощью ка-

    ких дисциплин должны формироваться способности и трудовые навыки студента. С одной стороны, вузу достаточно сложно определить, какие дисциплины должны соответствовать модулю, включающему несколько компетенций; с другой - вузу предоставляется возможность создать обучающие модули, соответствующие той или иной профильной направленности и специальностям, существующим в нем до перехода на двухуровневую систему образования;

    3) особенность ФГОС связана с тем, что не менее 20 % аудиторных занятий должны проходить в интерактивной форме с использованием новых технологий, а лекционные занятия преподавателя не должны превышать 50 % аудиторной нагрузки. Новые стандарты требуют, чтобы больше времени отводилось на самостоятельную работу студентов, практические и лабораторные занятия, которые должны быть обеспечены соответствующим учебно-методическим материалом (рефераты, эссе, портфолио, курсовые работы);

    4) новые образовательные стандарты ориентированы на использование системы зачетных единиц, которые представляют собой эффективный механизм сравнения количественных и качественных показателей уровня подготовки студентов. Применение в образовательной практике высшей школы этой системы имеет многоцелевое назначение и составляет основу организации учебного процесса. Введение зачетных единиц (кредитов) изменяет работу преподавателей: с одной стороны, оно побуждает их к постоянному самосовершенствованию и самообучению, обновлению методического обеспечения учебного процесса, регулярному индивидуальному консультированию студентов; с другой - позволяет на основе объективных критериев устанавливать по итогам обучения индивидуальный рейтинг каждого студента, стимулируя его к освоению различных способов поиска и сбора информации по изучаемым дисциплинам. Умение студента формировать свои учебные планы индивидуальных образовательных программ существенно влияет на личную

    мотивацию к обучению, а новые, эффективные методы текущего контроля знаний способствуют повышению качества усвоения учебных предметов. Основная проблема использования индивидуальных планов связана с ориентацией на идеального студента, обладающего определенным потенциалом знаний. Для менее способных формирование учебных планов будет заключаться в выборе наиболее легких для освоения дисциплин, что в конечном счете отрицательно повлияет на выполнение учебного плана и уровень подготовки специалиста.

    Концепция построения новых образовательных стандартов связана с решением нескольких основных вопросов.

    1. Активное внедрение в учебный процесс инновационной модели образования. Целью данной модели является подготовка специалистов, обладающих достаточными профессиональными компетенциями, необходимыми для решения разного рода задач, возникающих в практической деятельности.

    Внедрение инновационной модели требует наличия образовательной среды, которая представляет собой своеобразный комплекс, вводящий обучаемого в реальную систему теоретических конструкций и практических навыков. Это своего рода образовательное пространство, комплексно воздействующее на развитие будущего специалиста, способствующее профессиональному становлению обучаемого. Использование инновационной образовательной среды может стать оптимальным подходом к реализации единства теории и практики для полноценной подготовки кадров. Среди разных видов инноваций наибольшую актуальность в настоящее время получили приемы, относящиеся к организации учебного процесса: кейс-стади, интерактивные прак-

    ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    тикумы и тренажеры, электронные учебники и учебные пособия, электронные учебно-методические комплексы, виртуальные компьютерные лаборатории, автоматизированные лабораторные комплексы, автоматизированная консультирующая система и др. Многие из инноваций связаны в большей степени с внедрением новых образовательных технологий в учебный процесс, а не с изменением характера и содержания образования. Изменения методов и технологий обучения могут быть представлены в виде новых методических разработок для действующих учебных дисциплин, новых тем дипломных и курсовых работ, новых дисциплин в составе основных образовательных программах разных уровней образования, новых направлений научных исследований, новой тематики научно-практических конференций.

    2. Применение компетентностного подхода, обеспечивающего профессиональную ответственность за выполнение должностных функций. Данный подход не отвергает принципа фундаментальности образования, а усиливает глубину его постижения в рамках заданной области применения. Компетентностный подход означает в высшей степени междисциплинарный характер содержания образования. Так как любая современная деятельность многомерна в своих следствиях, профессиональная ответственность предполагает принятие решений и действий, учитывающих наряду со знанием основной специальности знание других. Освоение знаний, умений и овладение навыками должно удовлетворять следующим требованиям:

    Перечень знаний, умений и навыков должен быть минимально достаточным. Сформулированное требование предполагает определение минимального достаточного уровня подготовки. Его содержание должно позволять специалисту осуществлять профессиональную деятельность в качестве стажера (что и происходит в действительности), достраивать впоследствии профессиональное образование через систему подготовки и повышения квалификации, удовлетворять запросы потребителей как на те-

    кущий момент, так и в перспективе. Этот уровень должен в прямом смысле представлять собой «ядро» профессионального образования;

    Перечень знаний, умений и навыков должен быть реально усваиваемым. Это означает, что в рамках временных ограничений на учебный процесс знания, умения и навыки должны быть освоены в такой степени, чтобы быть использованными естественным образом в практической деятельности специалиста .

    Таким образом, компетентностный подход позволяет рассмотреть образовательный процесс как поэтапное усложнение целей, содержания, методов, форм, результатов обучения на разных уровнях образования.

    Обучение, основанное на компетент-ностном подходе, существенно меняет и роль преподавателя. Если раньше он выступал в качестве посредника между базой знаний и студентом, то теперь ему уготованы следующие ролевые функции: лектор, преподаватель, разработчик учебной программы, экзаменатор, наставник, консультант, исследователь, координатор.

    3. Развитие у студентов способностей к разным стилям обучения. В европейских вузах в данной области проведены многочисленные исследования, в результате которых студенты классифицировались по разным признакам: активные и рефлексорные; прагматики и теоретики; адаптирующиеся и новаторы; ассимиляторы и исследователи; зависимые от окружающей среды и независимые; глобалисты и аналитики; ассимиляторы и приспособленцы; творчески мыслящие и аналитически мыслящие; непоследовательные и последовательные; здравомыслящие и порывистые; инициативные и мотивированные; интуитивно мыслящие и аналитически мыслящие; мыслящие и чувствующие; мыслящие активно левым полушарием мозга и мыслящие активно правым полушарием и др. Каждая из этих групп студентов имеет свои предпочтения в формах подачи новых знаний преподавателями. Если имеются несоответствия между выбранным преподавателем стилем подачи учебного

    материала и стилем обучения студента, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, то возникают разного рода сложности.

    Нами было проведено исследование, среди студентов III и IV курсов дневной формы обучения по программе «Бухгалтерский учет, анализ, аудит». Студентам была дана анкета, содержащая 12 вопросов, ответы на которые позволили определить основные стили обучения, предпочитаемые студентами. В результате оказалось, что из двух способов восприятия информации - конкретный опыт, обучение от ощущений, личного опыта, вовлеченности и абстрактная концептуализация, обучение путем размышления - основная масса студентов отдала предпочтение первому. Сторонники второго составили всего 11 % от общей численности опрошенных. Довольно интересным оказались результаты исследования по вопросу предпочтений студентов в отношении способов обработки воспринятой информации. Из двух способов - активное экспериментирование и рефлексивное наблюдение - 70 % студентов предпочли второй.

    Таким образом, имея результаты подобного анкетирования, преподаватель может значительно облегчить студентам процесс обучения, выбрав для них соответствующие дидактические приемы и методы подачи материала.

    4. Формирование академической честности студентов. Поскольку личная добросовестность составляет основу собственного успеха и удовлетворенности в бизнесе и в жизни, то академическую честность следует рассматривать как самый ценный актив студента. К сожалению, в настоящее время случаи академической нечестности получили довольно широкое распространение. Это подтвердили и результаты исследования, которое было проведено в сентябре 2011 г. Анкетирование студентов показало следующие результаты: 60 % респондентов скачивали из Интернета готовые рефераты, эссе, курсовые работы; 43 - оплачивали другим лицам выполнение курсовых, дипломных работ, рефератов или покупали готовые работы; 35 - ис-

    пользовали рефераты, эссе, домашние задания, выполненные студентами данного учебного заведения за предыдущие годы; 28 - при итоговой аттестации по изучаемой дисциплине (зачет, экзамен) пользовались опубликованными ответами на экзаменационные вопросы и шпаргалками, а также материалами, скаченными на мобильный телефон; 25 - изучали учебный материал на основе ксерокопий лекций и конспектов других студентов; 18 - для сдачи экзамена или зачета пользовались гарнитурой (наушниками); 15 % применяли на экзаменах шпаргалки других студентов.

    Полученные результаты свидетельствуют о необходимости кардинального изменения сложившегося менталитета студентов, применения более жестких мер наказания за академическую нечестность.

    5. Активное использование самостоятельной работы (СРС). Самостоятельная работа студентов предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения. Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Кроме того, СРС имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

    Формы СРС разнообразны: отработка текущего материала по конспектам и

    Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, в мировой практике составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале СРС. Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей.

    Самостоятельная работа носит деятельностный характер. Условиями, обеспечивающими ее успешное выполнение, являются мотивированность учебного задания; четкая постановка познавательных задач; алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения; четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; определение видов консультационной помощи; форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и др.). Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы: комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы; сочетание всех уровней (ти-

    пов) СРС; обеспечение контроля за качеством выполнения (требования, консультации) .

    Таким образом, переход на двухуровневую систему обучения предполагает кардинальную перестройку образовательного процесса и позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств, создавать условия для наилучшей подготовки студентов, а также предоставляет возможность продолжения учебы в любом европейском вузе. Реализация данного процесса должна быть неразрывно связана с сохранением традиций российской высшей школы, готовностью к инновациям и воспитанию нового поколения квалифицированных специалистов.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Аверина, О. И. Компетентностный подход к бухгалтерскому образованию / О. И. Аверина // Совершенствование системы бухгалтерского учета, анализа и аудита в условиях инновационных преобразований в экономике региона. - Саранск, 2011. - Ч. 2. - С. 15-20.

    2. Болонская декларация. Совместное заявление европейских министров образования (г. Болонья, 19 июня 1999 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yojo.ru.

    3. Еремина, О. В. Возможности бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов / О. В. Еремина // Высш. образование в России. - 2010. - № 12. - С. 144-146.

    Поступила 16.05.12.

    УДК 378.014.3

    ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ

    И. Н. Ефимова (Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского)

    Обсуждаются проблемы формирования и развития новой модели инновационной экономики, образования и бизнеса - региональных научно-инновационных кластеров. Рассматриваются место, роль и функции кластерных составляющих: региональной власти, вузов, предприятий, бизнес-структур и т. д. Доказывается, что деятельность кластеров позволит принимать как на федеральном, так и на региональном уровнях меры по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы с учетом конкурентных преимуществ каждого региона.

    Ключевыге слова: региональный кластер; инновации; вуз; власть; предприятия; бизнес-структуры; сети; политика; национальный исследовательский университет.

    © Ефимова И. Н., 2012

    Двухуровневая система высшего образования: преимущества и недостатки*
    Подготовила:
    Студентка экономического факультета
    Мастерской программы:
    «Финансовые институты и финансовые инструменты»
    Голушко Анастасия

    План

    *
    1. Как появилась двухуровневая система высшего
    образования
    2.Выгоды ля России
    3.Суть двухуровневой системы
    4. Различия в обучении
    5.Преимущества двухуровневой системы
    6.Недостатки двухуровневой системы

    Актуальность двухуровневой системы высшего образования в России

    *
    Россия
    присоединилась к
    Болонскому процессу
    Толчок дают
    современные
    экономические и
    социальные реалии,
    когда человеку
    приходится менять
    профессии и
    получать
    образование на
    протяжении всей
    жизни
    появляется
    возможность
    учиться в
    магистратуре
    любого вуза, а
    значит, получать
    дополнительные
    карьерные
    преимущества на
    рынке труда
    Кризис кадрового
    потенциала в России
    Одно из
    приоритетных
    направлений
    развития страны
    на современном
    этапе это
    обеспечение
    высокого
    качества и
    престижа
    российского
    высшего
    образования

    Как появилась двухуровневая система высшего образования

    *
    в 1999г. рядом государств Европы была разработана и
    подписана Болонская конвенция, которая предполагала
    двухуровневую систему высшего образования хорошо
    зарекомендовавшая себя во многих странах мира, включая США,
    Канаду и Австралию.
    Россия присоединилась к нему в сентябре 2003г
    в 2007г. ввела закон, предполагающий переход российского
    высшего образования на двухуровневую систему с
    соответствующими государственными стандартами,
    вступительными экзаменами и итоговыми аттестациями
    С 2011г. все вузы страны переходят на эту систему.

    Выгоды для России

    Естественным образом
    продолжит эволюционировать
    содержание высшего
    образования
    Престижность высшего
    образования в стране будет
    расти, в частности, под
    влиянием возможности найти
    высокооплачиваемую работу в
    Европе по специальности
    Несомненной выгодой от
    Болонского процесса станет
    пропаганда российской
    культуры
    *
    Болонский процесс
    поможет российской
    педагогической
    общественности по-новому
    определить роль и место
    министерства образования
    в системе высшего
    образования
    Заметно увеличатся
    масштабы и поднимется
    качество владения
    российскими студентами и
    преподавателями
    иностранными языками

    Выгоды для России

    Благодаря болонским
    нововведениям, российское
    образование станет
    адекватнее реальным вызовам
    глобализации.
    В русле ожидаемого роста
    конкурентоспособности
    европейского высшего
    образования возрастёт
    конкурентоспособность и
    российской высшей школы
    В России действительно
    достаточно эффективная и
    вполне конкурентоспособная
    система высшего образования.
    В рамках Болонского процесса
    появится возможность поновому решить общие вопросы
    о роли и месте высшего
    образования в современном
    обществе
    *
    Россия всё в большей
    степени станет ощущать
    себя полноценной и
    полноправной
    европейской страной

    Суть двухуровневой системы

    *
    Магистратура 2
    года
    Бакалавриат
    4 года
    Иметь
    степень
    «бакалавр»
    Сдать
    вступительны
    й экзамен
    Защитить
    магистерскую
    диссертацию
    Успешно
    учиться в
    ВУЗЕ
    Закончить
    11 клкссов
    Сдать ЕГЭ
    Успешно
    учиться в
    ВУЗЕ
    Защитить
    ВКР

    Различие в обучении

    *
    Формирование
    специфического
    индивидуального
    мышления, которые в
    совокупности с базовыми
    знаниями помогут
    развиваться в
    профессиональной среде
    и учиться самостоятельно
    Формирование умения
    совмещать теорию и
    практику с помощью
    творческого подхода.
    Приобретение навыка
    работы в области научных
    исследований
    Формирование более
    детальной проработки
    практических моментов в
    контексте специальности.
    Приобретение навыка
    работы в области научных
    исследований.

    Преимущества двухуровневой системы Высшего образования

    *
    гибкость
    Экономия
    Возможность для студентов
    самому выбирать предметы
    Времени
    Финансовых средств
    Балло-рейтинговая
    система
    Модернизация
    высшего образования
    Ориентация на рынок труда
    международная мобильность
    и конвертируемость

    10. Недостатки двухуровневой системы высшего образования

    С признанием за
    границей
    Российских
    дипломов,
    возможна утечка
    кадров за
    границу
    Проблема
    сопоставления
    Европейской,
    Американской и
    Российской
    системы признания
    зачетных единиц
    Невозможно
    на практике
    реализовывать
    «гибкость»
    учебного
    плана
    *

    11. Примеры двухуровневой системы высшего образования

    *
    * Примером, на самом деле. Может послужить
    любой вуз России. С 2011года все вузы страны
    переходят на данную систему.
    * Количество студентов возрастает с каждым
    годом на 7-10% и близок тот момент, когда все
    выпускники школ станут студентами высших
    учебных заведений- бакалаврами.

    12. Выводы

    *
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    Система Высшего образования является следствием
    присоединения России к Болонскому процессу. Данная система
    высшего образования дает возможность учиться в любом вузе
    страны и зарубежья, тем самым студент получает
    дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда.
    С введение двухуровневой системы высшего образования
    Россия повышает свой статус и престиж на международной
    арене.
    Двухуровневая система высшего образования включает в себя
    первую ступень-бакалавр 4 года после которой студент может
    завершить обучение и начать трудовую деятельность, или же
    продолжить обучение в магистратуре.
    К преимуществам двухуровневой системы высшего
    образования можно отнести гибкий учебный процесс,
    экономию времени и финансовых средств, а также
    модернизация всего образовательного процесса.
    Главным недостатком в двухуровневой системе высшего
    образования является неготовность работодателей
    воспринимать бакалавра как квалифицированного специалиста