Есть чувства восполняющие и затемняющие. «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств»? Пример сочинения по направлению "разум и чувство"

Хорошо, что современные школьники еще пишут сочинения, хотя, вижу по юным родственникам это им дается не так просто. Я училась в сельской школе, но помню, что сочинения мы писали довольно часто. У меня такое ощущение, что чуть ли не каждую неделю мы что то писали или по изученным произведениям, или на вольную тему по произведениям, рекомендуемым (или выбранным на свой вкус) для самостоятельного чтения.

Темы "Разум и чувства" , мы тоже касались, и даже не однократно, так как в литературе примеров, рассматривая которые можно попытаться понять - что из них важней, предостаточно. Разум или чувства? Естественно, на множестве примеров было доказано, что только гармония сердца и головы, дает человеку и чувство внутренней свободы, и чувство счастья. Страсти бывают слепы, разум бывает слишком холоден.

Но как теория без практики, так и разум без чувств не может существовать. Ведь часто так и бывает, что чувства толкают на поступки, из поступков (какие бы они не были), рождается "опыт - сын ошибок трудных", опыт в свою очередь вновь идет на помощь разуму в трудной ситуации. Получается какой то замкнутый круг. Хотя отдельные, особо разумные индивиды даже способны брать на вооружение чужой опыт. Но таким уникумов не много, а если мы и готовы опираться на чужой опыт, то это не касается всех вопросов и проблем подряд.

Я помню, что одна из дискуссий в классе у нас (а это был у многих любимый предмет) была как раз развита на интересную тему. Обычно, ведь считается, что ум и разум, некая практичность, прагматичность - это больше свойственно мужчинам. Женщины наоборот более эмоциональны, больше подвержены чувствам. Но так ли это на самом деле? Нам было предложено найти пример в литературе, где мужчина как раз оказался полностью погружен в чувства. И в принципе это удалось сделать довольно легко - Желтков из Гранатового браслета как раз оказался тем человеком, для которого чувства (любовь к Вере Николаевне) оказались куда важней, чем молва и насмешки. Он отлично понимал и свое социальное неравенство, и осознавал, что "насильно мил не будешь", но в тоже время сделать со своими чувствами ни чего не мог. Поэтому и финал в "Гранатовом браслете" столь печален.

Я сейчас не вспомню, как именно звучала тема моего сочинения, тем более это было столько лет назад, но я в свое время выбрала для рассмотрения этой темы, то что меня зацепило более всего. Не то что остальные произведения были оценены как то не так, просто бывает же что то прямо очень сильные эмоции вызывает. Поэтому я писала на данную тему на примере произведения Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" . Ведь если рассматривать поведение героев, то получается, что каждый из них поступил в соответствии в тем, что над ним оказало большую власть.

Эраст больше оказался подвержен разуму, хотя низменные страсти (проиграть имение в карты - такого человека разумным не назовешь) над ним тоже верх в какой то момент одержали. Но он попытался чистым расчетом исправить положение - женился на богатой вдове. Поступок не благовидный, но очень прогматичный и логичный в такой ситуации. Разумеется, он не любил вдову, но ради денег и положения в обществе можно потерпеть.

Лиза в свою очередь, была настолько погружена в чувства, что разум под их напором просто слово не смел "сказать". Лиза отвергла выгодную партию для себя, Лиза начисто забыла, что по социальному статусу она не может быть с этим человеком - ей было все равно. И наконец, в своем отчаянье Лиза совершила самоубийство, при этом так же не думая ни о ком. Особенно о старенькой матери, которую, как кажется на протяжении этого короткого произведения, Лиза любит всем сердцем. Что же в итоге получилось? Кто то из героев стал счастлив? С Лизой все понятно, но Эраст выбрав разум и выгодную женитьбу, так же оказался глубоко несчастен, так как " почитал себя убийцей", узнав о гибели Лизы.

То есть совесть у Эраста все же была, а совесть - это тоже чувство. Вот и получается, что только гармония между чувствами и разумом может помочь человеку в сложных ситуациях, а когда он пытается выбрать только что то одно, у него высоки шансы допустить фатальную ошибку.

Разум и чувства. Хорошо когда в человеке они не находятся в противоречии. Эти два составляющих внутреннего мира каждого человека могут сосуществовать гармонично. А могут находиться в постоянном конфликте.

Для начала следует разобраться с понятиями. Что такое чувства? Чувства и эмоции не одно и тоже. Человек воспринимает окружающий мир через 5 чувств. Это слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Довольно часто звучит и словосочетание "шестое чувство ". Под ним подразумевается интуиция или внутренний голос человека.

Что же такое разум? Основной функцией разума на мой взгляд является выбор. Выбор наиболее безопасного, благоприятного, того что сулит человеку благо.

Человек, руководствуясь разумом выберет то, что принесет пользу. Руководствуясь чувствами выберет то, что доставит удовольствие, будет приятным.

В данной теме может пойти речь о единстве и противоположности разума и "шестого" чувства. Но к сожалению не могу вспомнить ни одного произведения школьной программы, рассматривающего именно такие чувства. Поэтому речь пойдет о испытываемых человеком эмоциях.

Любовь-чувство светлое. Влюбленный человек становится лучше, излучает свет и готов совершать подвиги. Но как часто испытываемую всепоглощающую страсть человек принимает за любовь. И тогда, вопреки всем разумным доводам человек способен натворить глупостей и совершить непоправимое.

Сюжет романа не прост. Одно действие цепляется за другое. И случается так, что светская дама, живущая среди условностей и моральных устоев решает бросить все ради любви. Чем руководствовалась она? Конечно чувствами. Своими. Не чувствами мужа, не чувствами сына. Но в современном мире возможно многие скажут: "Анна поступила разумно. Жизнь одна. Прожить ее рядом с нелюбимым безумство". Но кажется из многих и многих произведений о тех временах можно сделать вывод, что иметь любовника и быть при этом замужем было в порядке вещей. Ради сохранения честного имени в глазах общества редко разрывались официальные союзы. Светское общество Анну осудило. Почему же Толстой, так ярко описывающий чувства главной героини будто сам побывал в женской шкуре все-таки "убивает" ее? Может тем самым давая понять читателю, что он за разумный подход к жизни? Что чувства следует держать в узде? Возможно причина в том, что любовь была не той чистоты и силу, которая способна сделать человека лучше. Возможно главная героиня больше любила себя.

Не вызывает Анна Каренина симпатии и у меня. Впрочем как и все герои романа. Будто каждый хорош по своему, но... В каждом есть какая-то червоточина. Жаль нет в романе абсолютного негодяя. Было бы немного веселее.

Итоговое сочинение

по тематическому направлению «Разум и чувство »

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две

составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы

равно нуждаются друг в друге.

Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые

происходят и случаются с нами, бывают самые разные.

Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой

ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и

третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и

чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.

Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая

произведения мировой художественной литературы, в том числе и

русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о

проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных

произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают

против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед

выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим,

как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза

Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение -

вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и

ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный

человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей

связи.

Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.

Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в

лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд

около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, ж ивёт

только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате

жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели.

Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и

чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и

эпизодов, касающихся данной темы.

Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила

князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа

долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без

любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль

Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым

взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и

Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания

дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и

неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она

поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нём

близкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально:

Наташа пыталась отравиться, но остаётся жить.

Девушка горячо раскаивается за это перед Богом, просит, чтобы он дал

ей душевное спокойствие и счастье. Сам Л. Н. Толстой считал историю

отношений Наташи и Анатоля «самым важным местом романа». Наташа

должна быть счастлива, так как она обладает огромной силой жизни и любви.

Какой же итог можно сделать по данной теме? Вспоминая страницы

произведений Н. М. Карамзина и Л. Н. Толстого, я прихожу к выводу о том,

что в обоих произведениях мы видим внутренний человеческий конфликт:

чувства выступают против разума. Без глубокого нравственного чувства

«человек не может иметь ни любви, ни чести». Как же связаны между собой

разум и чувство? Хочется привести слова русского писателя М.М.

Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть

разум, охлаждающий движение чувств».

«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств»?

⁠итоговое сочинение по проблеме «Разум и чувства»

Что такое разум? Что такое чувства? Всегда ли они представляют собой единое целое? Этими вопросами задавался, наверное, каждый из нас. Я думаю, Бог хотел, чтобы разум и чувства составляли в человеке гармоничное единство. К сожалению, далеко не всегда это возможно. Нередко человек живёт эмоциями, которые не контролируются разумом, или, наоборот, холодный рассудок подавляет все чувства.
На мой взгляд, примером чувств, которые восполняют разум, является главная героиня

Матрёна добра, бескорыстна, сострадательна. Она живёт ради других: выполняет самую тяжёлую мужицкую работу в колхозе, постоянно помогает соседям, ничего не требуя при этом взамен. Большинство людей считают Матрёну глупой и откровенно пользуются её добротой. Но эта женщина, по мнению автора, не глупа – она умна сердцем. И именно сердечность героини восполняет ей недостаток образования и интеллекта.
Чувства, затмевающие разум, мы можем увидеть

Главная героиня забывает всё, влюбившись в графа Алексея Кирилловича Вронского. Она оставляет нелюбимого мужа, хотя при этом лишается встреч с обожаемым сыном Сергеем, и сходится с графом. Но даже это Толстой мог бы простить своей героине, ведь она отказалась жить во лжи, отказалась скрывать свою любовь, как это делали многие люди её круга. Не прощает же ей автор того, что и в отношениях с Вронским Анна глубоко эгоистична. Она равнодушна к дочке, рождённой от него, потому что постоянно занята мыслями только о том, где сейчас возлюбленный, с кем, любит ли он её по-прежнему. Каренина ослеплена ревностью. Именно ревность и мысли о том, что весь мир создан для того, чтобы приносить ей страдания, настолько затемняют разум героини, что она решает покончить жизнь самоубийством.
В качестве доказательства, что разум способен охлаждать наши чувства, можно привести пример

Так, Печорин, получивший письмо от Веры, в котором она пишет, что рассказала мужу о своих отношениях с ним и что они расстаются навсегда, вначале поддаётся нахлынувшим эмоциям и бросается в погоню. Но рассудок героя в итоге берёт верх. Печорин понимает, что не сможет воссоединиться с Верой, и, главное, не сможет сделать её счастливой, так как не предназначен для тихой семейной жизни, не умеет радоваться простым человеческим вещам. Как ни горько было герою, он примиряется с тем, что безвозвратно потерял любимую женщину.
Подводя итог сказанному, хочу сказать, что слова М. Пришвина совершенно справедливы. И хотя несомненно то, что разум и чувства человека должны составлять гармоничное целое, этот идеал далеко не всегда достижим.