Хэмминг. «Вы и ваши исследования. Всему этому можно научиться

Персональная ответственность также является важным принципом управления, так как обеспечивает четкое функционирование экономических систем.
Основными условиями реализации данного принципа являются создание четкой организационной структуры, детальная разработка положений об отдельных звеньях, выяснение взаимосвязей и взаимоотношений между последними, установление характера и видов ответственности, а также ее механизма, определение пропорциональных прав и обязанностей руководителей и исполнителей, четкое распределение ответственности в соответствии с иерархией системы управления.
Персональная ответственность основывается на том, что в реальном управленческом процессе участвуют и взаимодействуют не системы, организационные структуры и их звенья, а конкретные люди, поведение которых строится по законам психологии и обусловливается рядом объективных и субъективных факторов. Ответственность служит своего рода средством контроля за надлежащим выполнением должностных обязанностей как руководителей любого уровня, так и исполнителей. Поэтому можно кратко изложить сущность данного принципа следующим образом: каждый человек, относящийся к системе управления, независимо от подсистемы (управляющей или управляемой), имея необходимую для участка работы совокупность прав и обязанностей, несет в их пределах всю полноту ответственности.
При раскрытии принципа персональной ответственности в управлении целесообразно остановиться на особом виде ответственности для руководителей - "управленческой ответственности" за непринятие или несвоевременное принятие решения. Введение такого вида ответственности не только страхует от пассивности или бездеятельности руководителя, дисциплинирует его, но и в определенной мере является стимулятором творческой инициативы. Если рассматривать систему принципов в полном объеме, в нее отдельной группой могут входить частные или специальные принципы управления, в соответствии с которыми осуществляются отдельные функции как виды деятельности, но для управления высшей школой существенного значения они не имеют.
Раскрытие теоретических основ управления требует рассмотрения и таких важных научных категорий, какими являются методы управления, так как они обусловлены сущностью исследуемой деятельности и во многом определяют ее содержание. Суть методов управления определяется характером воздействия, который обусловлен диалектическим взаимодействием целей организующего воздействия на объект управления, спецификой деятельности и средств, используемых для ее управления.
Управление осуществляется с помощью двух групп методов: конкретных и общих. Первая связана со спецификой объекта. Вторая группа представляет собой результат модификации методов управления на основе этой специфики.
Первая группа методов управления, обозначенная как конкретные методы, позволяет раскрыть, каким образом управление осуществляется на предметном уровне, показать, как целесообразнее организовать управленческую деятельность в рассматриваемой сфере. Поэтому некоторые исследователи приведенные в качестве примера методы данной группы рассматривают как организационные формы управления.
Обозначив конкретные методы, относящиеся в основном к объекту управления и выражающие специфику экономического субъекта, остановимся на общих методах, или непосредственно на методах управления.
Под общими методами управления понимаются способы, приемы решения задач субъектом в процессе управленческой деятельности. От того, насколько совершенны применяемые методы, зависит степень использования объективных социальных и экономических законов общества. В процессе управления применяются различные по содержанию методы. В зависимости от их основных характеристик методы большинством исследователей подразделяются на несколько групп: стимулирующие; организационно-распорядительные; социально-психологические и т.д.
В основе методов стимулирования лежат объективные интересы экономического и морального порядка. Стимулирование может быть двух видов: экономическое и моральное. Экономическое стимулирование зиждется на соизмерении затрат с результатами труда и реализуется прежде всего путем разработки объективно обоснованной оплаты труда. При этом основными способами экономического стимулирования являются варьирование форм начисления заработной платы, разработка премиально-поощрительной системы. Соответствие выполняемой работы и ее объема форме, размеру и срокам должно стать неоспоримым принципом «оплаты по труду». Дополнительные стимулы для повышения эффективности труда должны предусматриваться четкой системой премий, которая прежде всего способствовала бы развитию приоритетных направлений работы, а также форм ее организации и методов реализации.
Моральное стимулирование исходит из признания заслуг, достижений и авторитета специалиста. Способы применения метода морального стимулирования бывают самые разные: от государственной награды до устной благодарности руководителя. К морально-нравственным стимулам относится также присуждение различных именных премий, почетных званий за заслуги в той или иной области научно-педагогической деятельности. Метод стимулирования может включать в себя заботу руководителя о коллективе и личности: создание и улучшение жилищных условий, условий для работы, лечения и отдыха, роста квалификации.
Специфической чертой организационно-распорядительных методов являются властные отношения в процессе управления. Организационная работа - это важная часть управления. Действия субъекта управления имеют прежде всего ту направленность, которая проявляется в организующем воздействии субъекта на объект управления. Эффективность и качество осуществления управленческой деятельности в значительной мере определяют то, как эта деятельность претворяется в жизнь. Организационно-распорядительные методы реализуются несколькими путями: приказы, указания, распоряжения, директивы и т.п.

Все темы, попадающие в блог, обычно рождаются в процессе милой, но, тем не менее, обычно весьма конструктивной беседы с близкими и не очень мне людьми, которым интересны не только материально-технические вопросы, но и вопросы духовные, а точнее даже ментальные и практически выполнимые. Вот и эта тема возникла из такой беседы о том, что все люди сильно по-разному понимают, что же такое ответственность и как ею правильно пользоваться, чтобы не было перегруза и не мучило чувство вины.

Что очень приятно, Википедия дает вполне достойное определение ответственности:

Отве́тственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Коротко и довольно понятно.

И еще, оттуда же:

Отве́тственность - это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков (действий).

В общем, если бы все одинаково понимали, ЧТО написано в этом определении, можно было бы дальше ни о чем не писать. Но, все люди разные и совершенно по-разному воспринимают информацию, тем более, если она (информация) касается чего-то личного и для многих сугубо интимного.



Если вернуться к первому определению, возникает вопрос: что значит отвечать за поступки? Перед кем отвечать? Зачем отвечать? А после второго определения могут возникнуть вопросы относительно слов «осознание», «готовность». Многие люди просто не понимают, что их поступки и действия могут иметь результат!

Здесь мы, конечно, говорим о личной ответственности каждого.

Очень часто под ответственностью понимают чувство долга. «Я должен это сделать, это моя обязанность, потому что это моя ответственность». Вот и еще одно слово - обязанность, как ответственность. «Я обязан выполнять эту работу, и несу за нее ответственность». Правильно, ведь выполнение работы - это действие или даже поступок, и ответственность за результаты, которые будут после ее выполнения (и будут являться следствием действий), лежат на том, кто ее выполнил.

Так что же такое личная ответственность? Это то, за что каждый отвечает лично.

Что значит отвечает?

Это значит, понимает и осознает свой вклад в тот результат, который имеет.

Это значит, знает, что результат зависит от его действия или бездействия.

Это значит, он готов приложить усилия соизмеримые с мерой той ответственности, которую он готов на себя взять.

Бытует мнение, что человек с высоким уровнем личной ответственности, чувствует ответственность за все, что с ним происходит, упорно и настойчиво преодолевает трудности, не возводя их при этом в ранг жизненных проблем. Если он видит перед собой задачу, он думает над тем как ее решить, а не ищет причины почему этого сделать нельзя. Такой человек - капитан собственной жизни, и управляя ею, он использует все подходящие инструменты и ресурсы.

А что значит высокий уровень? Насколько высокий? А если не высокий, а средний, это как, низко или не очень?

Есть такое понятие, как полнота личной ответственности.

Человек рождается с определенным объемом собственной (личной) ответственности, это ответственность за его жизнь. Объем ответственности каждого имеет постоянную величину и всегда заполнен.

Представим себе этот объем в виде сосуда наполненного жидкостью (назовем его «сосуд ответственности»). Много людей - много сосудов и все, совершенно различной формы. Согласно закону сообщающихся сосудов - уровни однородных жидкостей в них равны между собой. Так и здесь, уровень (или другими словами мера) ответственности, с которым родился каждый человек, равна уровню (мере) ответственности любого другого. Таким образом, все люди изначально и на всю жизнь наделены установленным уровнем личной ответственности, которая должна занимать определенный (выделенный) для нее объем. Теперь можно утверждать, что человек, который является капитаном собственной жизни, готов взять на себя всю полноту своей личной ответственности, или, другими словами, он согласен с тем, что весь объем ответственности, который у него есть - это его личная ответственность.

Кроме объема, существует еще идентификация ответственности, которая отличает ответственность каждого от ответственности любого другого. Мы можем представить себе такое отличие через различие в цвете или частоты вибрации. Каждому человеку от рождения дано такое отличие, каждый имеет свой собственный цвет или частоту. И если человек берет на себя всю полноту своей личной ответственности и согласен с ней полностью, то его «сосуд ответственности» заполнен целиком и имеет свой личный цвет или свою личную частоту.

Но что происходит в нашей действительности?

Не каждый человек готов взять на себя всю полноту личной ответственности. Многие пытаются переложить свою ответственность на плечи других людей. Это может выражаться по-разному: попросить коллегу сделать свою работу; найти себе оправдания, если не сделал то, что должен был сделать; обвинить партнера или друга в том, что вы потратили на них много времени или денег и т.д. Некоторые перекладывают свою ответственность на Бога, обвиняя его в своих собственных ошибках и неудачах.

Есть и другой путь ухода от ответственности. Это путь пьянства, азартных игр, чревоугодничества, похоти и прочих чрезмерных увлечений. При таком раскладе, человек снимает с себя личную ответственность за свою жизнь и плывет по течению, отрывая по кускам чужие жизни и чужую ответственность.

Здесь также работает закон сообщающихся сосудов: если человек снимает с себя свою личную ответственность, он автоматически берет на себя чужую ответственность. И наоборот. Сосуд не может быть пустым, он всегда должен быть заполнен, если не своей, то чужой ответственностью.

А как это влияет на людей?

Внутри каждого человека встроен механизм, отслеживающий «чистоту» личной ответственности. Пока в «сосуде ответственности» содержится ответственность только своего собственного цвета или своей частоты, человек пребывает в комфорте и гармонии. Как только в сосуд попадает другой цвет или частота, гармония нарушается и чем больше в сосуде чужого, тем меньше гармонии и комфорта в душе человека. Есть люди, которые любят заниматься чужими делами и решать чужие проблемы (вспомним хотя бы «лавочковых» бабушекJ ), забывая при этом про себя, свои дела, свои желания. Они набирают в свой сосуд массу чужих цветов и вибраций. На них сваливается вся тяжесть от ответственности других людей, они пребывают в постоянном стрессе и напряжении, а также в беспокойстве и тревоге. О какой гармонии тут может идти речь.

Следует отметить, что личная ответственность включает в себя не только ту ответственность, которую мы получили при рождении. Сюда входит также та ответственность, которую мы сами на себя взяли. Это может быть ответственность мамы за ребенка, пока он маленький, ответственность хозяина собаки за собаку, ответственность хозяина бизнеса за бизнес, а также все обещания, которые мы даем, формируют ответственность за их исполнение.

Рассмотрим это на примерах.

В семье часто бывает так, что муж часто выпивает, редко бывает дома, а жена по этому поводу с ним ругается. При этом жена тратит деньги мужа так, как ей хочется, а муж закрывает на это глаза. Вот такая семейная идиллия. С точки зрения ответственности, муж снял с себя ответственность за себя как за мужа (за те функции в семье, которые он должен выполнять как муж) и переложил их на жену. Жена взяла эти функции, но сняла с себя функции финансового обеспечения себя. И эту ответственность взял на себя муж. Все было бы здорово, если бы они договорились друг с другом о таком распределении ответственности и тогда их сосуды были наполнены только своей собственной ответственностью. НО. Они оба не согласны с тем, что происходит в их семье. Жена не согласна с тем, что муж выпивает и редко бывает дома, значит, она не согласна с тем, что это его ответственность. Муж не согласен с тем, что жена с ним ругается, ведь он приносит домой деньги, которые она тратит.

Возможна и другая ситуация, очень типичная на сегодняшний день. Муж не пьет, он работает, строит карьеру или свой бизнес, а жена сидит дома одна или с детьми, не помышляя ни о чем другом в своей жизни. С виду в этой семье все прекрасно. Теперь посмотрим глубже. Муж неверен жене, или часто проводит время с друзьями, или часто в командировках, где он неверен и проводит время с друзьями. Жена, тоже возможно неверна мужу, или не вылезает из магазинов, или из салонов красоты, или чрезмерно увлечена собачкой, или всю себя отдает детям, или все вышеперечисленное вместе. Здесь муж снял с себя ответственность, которую он взял на себя когда женился, то же самое сделала его жена. Как только они сняли с себя ответственность они автоматически взяли на себя чужую и рано или поздно им придется заниматься чужими делами, хотят они этого или нет.

Еще пример.

Каждый человек несет ответственность за свое личное развитие и самореализацию. Но не все готовы этим заниматься (что-то делать, встречаться, общаться, писать письма и пр.). Кто-то желает, чтобы ему на блюдечке принесли работу, деньги, проекты, мечты. Человек, который имеет такое желание, и не прилагающий никаких усилий к своему собственному развитию, снимает с себя ответственность за это. Он перестает заниматься собой, своими делами, строить свои планы и даже просто мечтать. То свободное пространство, которое высвобождается в «сосуде ответственности» тут же занимает чужая ответственность. В чем это выражается? Человек начинает жить чужой жизнью. Он живет чужими проблемами, он пытается их решать, он тратит на это деньги, свое время, он вкладывает в это свою душу. Сосуд полон, но в своем содержании он имеет много разных чужих составляющих, которые качественно меняют внутреннее состояние такого человека. Это проявляется в тяжести и дискомфорте, которые он чувствует, потому что он несет бремя чужой ответственности.

Распределение ответственностей всегда будет предметом спора. Многие люди не готовы принять на себя все меру своей ответственности, и они всегда будут отстаивать свою точку зрения, о том, что только они знают границы своей личной ответственности, и считать, что они их сами себе установили.

Тем не менее, правда жизни в том, что на сегодня почти все люди в своем «сосуде ответственности» имеют массу чужих составляющих. Наш разноцветный сосуд может в любую секунду разбиться от того количества вибраций, которые создаются содержащимися в нем частотами. Задача каждого из нас, очистить свой сосуд, восстановить свой цвет и оставить только одну частоту вибрации, чтобы вся полнота нашей личной ответственности непрерывно звучала одной единственной нотой и отражала всю гармонию, спокойствие и легкость нашей новой бесконечно-живой души.

Тема ответственности очень емкая, про нее можно писать и писать, потому что сейчас то время, когда человек только начинает по-настоящему раскрывать все грани своей внутренней сущности, так долго остававшейся тайной за семью печатями.

Я непрерывно очищаю свой «сосуд ответственности», а вы?

Представление о личной ответственности человека за все, что с ним происходит, было характерно для древних эзотерических учений. Оно получило выражение в теории кармы. Согласно этой теории, каждое деяние человека имеет последствия, которые он с неизбежностью переживает. Это относится и к наличной эмпирической жизни, и к перевоплощению. Тот, кто творил зло в прошлых своих инкарнациях, в настоящей жизни переживает большие страдания. Но эти страдания – не наказание, ниспосланное жестокими богами или справедливым небесным судьей, в самом их факте нет ничьей суровой воли. Наличные страдания – лишь форма естественной и неизбежной ответственности, которая настигает каждого, как бы он ни стремился избежать удара судьбы. Молить о милости некого. Можно только изменить собственное поведение, по собственному свободному выбору начать делать благо, и тогда отношения между прошлым и настоящим изменятся, причинная связь трансформируется, и мы получим от мира ответ на свои добрые дела – вместо наказания последует награда – радость и возможность дальнейшего развития. В концепции кармы ответственность носит онтологический характер, она – закон космоса, универсума и следует за любым действием.

Светское понимание морали приписывает человеку полноту ответственности не за всякое действие, хотя в оценках таких "ответственных" ситуаций есть много противоречий и несогласий.

Когда и при каких условиях человек способен отвечать за свои поступки? Первым важнейшим условием ответственности является сама свобода совершаемого действия. Если человек был связан, находился в беспамятстве или был заключен в тюрьму, о свободном выборе говорить не приходится, и мы не можем считать индивида морально ответственным за то, что происходило с ним и вокруг него. У него не было выбора. Он не мог поступать сообразно своей воле.

Однако в то же время вопрос о моральной ответственности человека оборачивается другой гранью, если он вынужденно совершает нечто под угрозой смерти или под воздействием физического насилия. С позиций мягкости и терпимости мы можем сказать, что человек слаб, он не в состоянии выносить жестоких страданий, и его предательство – акт вынужденный, несвободный. Он не может нести за него ответственности в полном смысле слова. Мы чтим героев, но потому они и герои, что в состоянии выносить нечеловеческое, и подобных мерок нельзя применять к обычным людям. Такой подход представляется гуманным, но он как бы полностью оправдывает тех, кто проявляет слабость, в то время как реальное моральное сознание все равно их осуждает. Да и сами такие индивиды, если их жизнь продолжается, часто испытывают глубокое чувство вины, несмотря на то что выбора у них вроде бы и не было.

С ригористических позиций, напротив, проявление "слабости" резко осуждается, потому что оценивается как свободно избранное. Если ты связан, то действительно не можешь действовать, но если тебе грозят или тебя пытают – лучше выбери смерть, чем предательство: этот выбор у человека всегда остается. Но тут тоже возникает вопрос: можем ли мы обязать другого пожертвовать жизнью? Не является ли наше приписывание свободы одному из мучеников – только жестокостью? Ответствен ли человек и должен ли он получить суровую расплату за вынужденное поведение в безвыходной ситуации? На эти вопросы нет окончательных ответов.

Вторым важнейшим условием полноты моральной ответственности человека является преднамеренность его поступков. Мы морально отвечаем прежде всего за то, что хотели сделать, что сознательно выбрали, к чему стремились. А если мы принесли другим зло случайно, по ошибке, непреднамеренно? Как тогда? Надо сказать, что непреднамеренность, хотя и смягчает моральную ответственность, полностью ее не снимает. Если некто играл с ружьем и случайно убил своего лучшего друга – он также испытывает муки совести и страдает от чувства вины. И если суд оправдает такого случайного убийцу или накажет его лишь за халатность в обращении с оружием – т.е. за легкомыслие, то нравственная ответственность будет гораздо выше. Возможно, это и парадоксально, но люди, невольно ставшие причиной чужих бед, часто вовсе без вины виноватые, переживают весь груз ответственности за случившееся, даже если извне их никто строго не осуждает. Наверное, это происходит потому, что нам трудно утешиться ролью игрушки судьбы и орудия рока. Всегда возникает вопрос: "Почему именно я, а не другой?" Мы не желаем быть простым средством даже в руках Провидения, напряженно ищем скрытый собственный импульс, способный объяснить нашу драматическую роль в чужой жизненной истории, и эта личностная интерпретация случившегося заставляет нас чувствовать ответственность.

Третий момент, обусловливающий ответственность, – вменяемость, т.е. осознание происходящего, которое предполагает возможность волевым путем остановить негативное действие или поддержать позитивное. Невменяемы бывают сумасшедшие, одурманенные наркотиками или алкоголем люди, наконец, маньяки. Они не ведают, что творят и потому не способны отвечать за свои поступки. Они безумны. Впрочем, юридический закон нередко не принимает во внимание ни наркотический, ни алкогольный дурман. Напротив, при совершении преступления искусственное безумие может служить отягчающим фактором – как человек, будучи исходно в здравом уме, безответственно позволил себе дойти до такого состояния? Теперь он дважды в ответе – и за попустительство пороку, и за совершенные злодейства. Закон также не принимает во внимание маниакальность, если доказано, что преступник сознавал свои деяния. Считается, что он вменяем и в полной мере ответствен, хотя феномен серийных убийц как ничто другое ярко свидетельствует о глубокой патологии личности виновных, об искажениях волевых качеств и извращенном характере чувствования. Быть может, маньяков надо не обвинять в аморальности, а радикально лечить? Просто не допускать их возникновения. Проблема вменяемости и связанной с ней ответственности очень сложна и по сей день не разрешена в достаточной мере.

Как вы могли убедиться, моральная ответственность – вещь трудная, от нее невозможно уклониться, спрятаться или убежать. Она настигает человека и извне, и изнутри. Именно поэтому свобода является не только высшим благом и великой Ценностью, за которую сражаются поколения героев, но и в некотором роде пугалом, от которого бегут. И рад бы стать свободным, да ответственность больно тяжела...

Немецко-американский философ XX в. Э. Фромм посвятил проблеме "бегства от свободы" книгу с аналогичным названием. Он показал, что в ходе развития европейского человечества уровень личной свободы неуклонно повышался. С крахом феодализма, с гибелью традиционного патерналистского общества распались крестьянские общины, в которых человек был несвободен, но в то же время достаточно безответствен. Крестьянин опирался на традицию, на мнение сельского схода, подчинялся воле сеньора и коллективному решению. Сфера его собственного выбора была чрезвычайно узкой, зато он всегда мог положиться на помощь односельчан, от которых зависел, да и хозяин- феодал был не только эксплуататором, но и защитой.

Возникновение капитализма привело к распаду старых связей, к конкуренции за рабочие места, к тому, что индивиды, покинувшие деревню, оказались атомизированы, распылены в больших городах, где больше не на кого положиться. Люди приобрели свободу самим решать свою судьбу – над ними больше не было ни традиции, ни сеньоров, отдающих приказы, но в то же самое время они оказались беззащитны перед новой, полной соревновательности жизнью. Им принадлежала не только свобода, но и ответственность за собственные провалы и победы, взлеты и неудачи. Теперь не с кого стало спросить и не на кого опереться, кроме самого себя.

Этот груз – полнота ответственности за собственную жизнь и жизнь своих близких – становится с Нового времени непременным атрибутом индустриального и урбанизированного мира. И Э. Фромм показывает, как по сей день многие люди не выдерживают этого груза, стараются уклониться от него, хотя далеко не всегда отдают себе в этом отчет.

Э. Фромм выделяет целый ряд психологических механизмов, позволяющих избавиться и от факта собственной свободы, и от ответственности за происходящее. Эти механизмы действуют как в личных отношениях, так и на уровне общества. На социальном уровне люди охотно "бегут от свободы" в тоталитарные режимы. Они хотят иметь сильного вождя, который способен и приказать, и взять на себя ответственность за все происходящее. Рядовому человеку остается скромная, но удобная роль "боевой единицы", которая радостно подчиняется, дает манипулировать собой, но зато ни за что не отвечает. В ситуации благополучия власть и обеспечит работой, и защитит тех, кто ей верен. В случае военного или экономического провала виновата будет тоже власть, в то время как "рядовой-передовой" чист перед собой и перед другими, ибо ни на что не влиял, не участвовал в судьбоносном выборе.

Второй механизм социального уклонения от личной ответственности Э. Фромм называет автоматизирующим конформизмом. Это некритическое принятие нами общественного мнения, которое переживается индивидом как свое. Установки, почерпнутые из радио- и телепередач, из родительских внушений, из представлений друзей или соседей личность воспринимает как свои собственные, не задумываясь над ними. Таким образом человек оказывается просто марионеткой в руках порой анонимных кукловодов, он довольствуется арсеналом штампов, за которые, разумеется, не отвечает, поскольку просто позаимствовал их извне. Он ничего не выбирал, он думает и поступает "как все". И если его взгляды обнаружат себя как жестокие, несправедливые, даже абсурдные, он просто может сказать:

"Но все же так думали! При чем тут я? Я – как другие..." Поскольку автоматизирующий конформизм связан с бессознательной установкой на некритическое принятие чужих мнений, Фромм советует своим читателям время от времени проверять себя на самостоятельность мышления. Для этого, считает он, надо всякий раз думать, как именно вы пришли к представлению, в котором убеждены. Если вы пришли к нему путем собственного размышления, переживания, опыта, то это мнение – лично ваше, и вы способны мыслить и действовать как свободный и ответственный человек. Если же оно было без всякого анализа заимствовано из чужих рук, обратите на это внимание и постарайтесь обрести собственную позицию. Для Э. Фромма свобода и ответственность – единственно достойный способ человеческого бытия.

Что женщина действительно должна?

Итак, мы с вами живём в эпоху гендерной войны: женщина вышла из тени плиты и заявила о себе. Хотя Россия на полвека отстаёт от Европы, наша женщина медленно начинает превращаться из недочеловека в человека. Как ускорить процесс?

Если коротко: взять ответственность за свою жизнь.

Я слабая

Осознание своей полноценности приходит не ко всем и не сразу. Женщине сложно продраться через патриархальные установки. Слабая, безвольная, хаотическая, излишне эмоциональная, глупая, беззащитная, et cetera… На самом деле эти характеристики бесполы и зависят от среды человека и его воспитания. Но легче всего подчинить , неспособное ни к физическому, ни к моральному сопротивлению. Выстругивание из женщин обслуживающего персонала происходило веками.

Несмотря на то, что интеллектуально продвинутая часть человечества освободила женщину от рабства, старые поведенческие шаблоны ещё живут в наших с вами головах. Нас всё ещё по привычке воспитывают рабынями. Не одно поколение должно смениться, чтобы женщина поверила в себя, перестала стесняться своего пола, оправдываться, считать себя и привычно очернять себя, приписывая отрицательные характеристики неким абстрактным «бабам».

Я сильная

Как же подобраться к этой ответственности? Нужно признать себя взрослым дееспособным человеком. Бедной сироткой, которой нужен покровитель? Нет. Куколкой, чьи расходы на внешность компенсируют мужчины? Никогда. Может быть, яжематерью, которой все вокруг должны? Ни за какие коврижки. Только человеком, который самостоятельно принимает решения и их последствия.

Важно помнить, что наша жизнь - это наш личный выбор. И за выбор пассивной жизненной позиции ответственность лежит на нас. И за те решения, которые другие примут за нас. Потому что это мы привычно отдаём себя в чужие руки.

Безответственность рождает таких монстров, как завышение собственной значимости для общества. Отсюда проистекают завышенные требования к окружению, такая женщина пытается «продать себя подороже». А ещё безответственная женщина часто выдаёт собственные материальные амбиции за сверх-цели партнёра.У такой жены муж всегда мало зарабатывает.

Часто бывает так, что умная образованная женщина не спешит становиться в ответе за себя. Мы ищем виноватых в нашем положении: родителей, мужей, детей, учителей. Одна моя знакомая любила повторять: «Мама не научила меня красиво одеваться!». Но почему, если это так важно, она не научилась сама?

В ближайшее время я опубликую список маркеров женской безответственности. Расскажите, за что в вашей жизни вы несёте ответственность, а за что нет?

Мы часто упоминаем слово ответственность, но понимаем ли до конца, что означает ответственность человека? Мы с ней сталкиваемся на работе, дома, на улице. У меня это чувство ответственности просто зашкаливало. На работе я выполняла любые поручения, даже если они не соответствовали моей должностной инструкции. Потому что не могла сказать "нет". Как известно кто везет, на том и едут. В связи с этим, я иногда не успевала выполнять в срок свои непосредственные обязанности. В этом случае я предпочитала, оправдываясь перед руководством, свалить вину на тех людей, которые давали мне левые задания, чем отказать им. Мне казалось, что руководство заметит меня какая я ответственная и трудолюбивая и оценит меня по достоинству, повысив зарплату. Я тащила на себе непосильный груз и не понимала почему себя так плохо чувствую.

В итоге я была измотана и физически, и психологически, а желаемого авторитета и денег не заработала. Я не могла поставить перед собой цель в жизни. И все потому, что я неправильно понимала понятие ответственности человека. Тоже самое творилось со мной и дома. Я считала, что я в ответе за всех членов семьи и пыталась за них принимать решения. Но у меня это плохо получалось, потому что при отсутствии личной ответственности, отсутствует уверенность в себе. Я не могла с уверенностью принять даже незначительное решение и искала все время кого-нибудь, кто мне скажет, что нужно сделать. Если это решение будет правильным, то я молодец, а если нет, то можно свалить вину на того, кто мне сказал так сделать. С таким подходом просто не реально добиться успеха в жизни ни в какой сфере.

Пытаясь нести ответственность за все и всех в этом мире, мы тянем непосильную ношу. Важно это понять до тех пор, пока ваш организм окончательно не износится. Истинная ответственность человека заключается в том, что он готов принять и отвечать за любые последствия принятого им решения. Вы, и только вы, в ответе за свою жизнь.

Все свои личные проблемы в жизни должны решать только вы сами. Можно попросить близких людей о помощи. Важно понять, что вам должны помогать в решении ваших проблем, а не решать их. А мы очень часто ждем, что кто-то решит за нас наши проблемы. Когда я осознала, что я ничего и никому не должна, что я отвечаю только за себя, мне стало так легко и хорошо. С моих плеч свалилась железобетонная плита. Это своего рода вредная привычка, от которой так сразу не избавишься. Но как только я пыталась взвалить этот груз на себя по привычке, я сразу же напоминала себе о личной ответственности. От этого страдают и наши близкие люди, потому что мы не позволяем им проявить себя. Необходимо другим людям дать возможность отвечать за свою собственную жизнь. Особенно это касается наших детей. Мы считаем, что в ответе за своих детей, и решаем за них как им питаться, как одеваться, где учиться, как вообще жить. Конечно каждый родитель желает счастья своему ребенку, и таким образом мы серьезно полагаем, что, опекая их, мы делаем только лучше.

На самом деле все наоборот. Мы не даем развиваться им как личностям. Во взрослой жизни им очень тяжело будет принимать самостоятельные решения, потому как они привыкли что всегда это делали за них родители. Каждый человек должен учиться только на своих ошибках. Предоставьте свободу выбора своим детям, уважайте их решения, даже если вы не согласны с ними, и просто любите их. Это их жизнь, и они ее должны прожить по-своему. Ваша забота заключается в любви и поддержке. Любовь в жизни - это самое главное.

Не понимая, что такое личная ответственность человека, мы давим сами на себя и на окружающих нас близких людей. Тяжело всем. Сделайте счастливее себя и других. Примите решения о личной ответственности на себя, не откладывая в долгий ящик. Хочу сразу предупредить, что это нелегко.

Когда я осознала, что с этой минуты, все решения, касающиеся моей жизни, буду принимать сама, я испугалась. А чтобы победить страх, надо глядя ему в глаза, идти напролом. Сделайте это, и увидите, как ваша жизнь начнет меняться в лучшую сторону.