Игры на звукоподражание. Игры на звукоподрожание, развитие слуха и логоритмика. Игра «Дружные ребята»

Игры и упражнения с гласными звуками очень важны для отработки сильного, плавного и длительного выдоха, необходимого в работе над звукопроизношением, они являются фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов, просодики.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох.

Пропевание гласных звуков с движениями

Все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе.

  1. «Цветок распускается» - [а]. Исходное положение –стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх –вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а – выдох.
  1. «Рубим дрова» – [у]. Исходное положение–стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх– вдох. Наклон–поем: «У-у-у».
  1. « Пускаем облачко» – [о]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед – выдох.
  1. «Держим большой мяч» – [э]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох: «Э-э-э».
  1. «Маятник» – [ы]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «ы-ы-ы».
  1. « Поймай лучик» [и]. Исходное положение – стоя, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «И-и-и».

Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания

Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки вверх («на горку») сила голоса увеличивается, движение вниз («под горку») – уменьшается. При горизонтальном движении руки сила голоса постоянна. Дети соизмеряют силу голоса и пропевают заданный звук тише, или громче ровным голосом с опорой на наглядный материал.

Угадывание и проговаривание гласных звуков по соответствующим движениям

Звук [а] – хлопок в ладоши перед грудью, звук [и] над головой, звук [о] – по коленям, звук [у] – удар кулаком об кулак (горизонтально), звук [э] – тыльными сторонами кисти друг о друга, звук [ы] – удар кулаком об кулак (вертикально). Предлагается для угадывания серии, соответствующие 3-4 звукам (3-4) серии.

Игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдохов

Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Взрослый предлагает пропеть заданный звук, одновременно прокатывая мяч по полу или шарик по столу. Ребенок делает вдох и плавно катит мяч взрослому: А-а-а.

Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук»

Взрослый предлагает ребенку, когда он услышит звук [а], стукнуть мячом об пол. Поймав мяч, ребенок повторяет звук. А-У-О-У-А-А-О-У.

Литература:

  1. Крупечук, О.И. Исправляем звукопроизношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств/ О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева – СПб.: Идательский дом «Литера», 2010.
  2. Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушением развития / С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая – Спб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2012.
  3. Куликовская, Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская. – М.: АСТ, 2010.
  4. Картинный материал – интернет ресурсы www.myshared.ru

И.Р. Калмыкова,
г. Ярославль

Занимательные упражнения и игры к разделу
«Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

Существует распространенное мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Но это далеко не так. Именно фонетика предоставляет богатейшие возможности для организации всяческих языковых игр, составления занимательных задач и упражнений.

Предложенные здесь материалы позволят разнообразить и оживить уроки фонетики как в начальной, так и в средней школе.

Тема «Гласные и согласные звуки»

Кто главнее?

Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?

Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится?

А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

(Ответ . Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)

Отгадай мультфильмы

Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы

Р - с - л - чк -

Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -

Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь

К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -

Н -, п - г - д - !

Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

– А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

Гласный восторженно:

– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:

– Я и песня нерасторжимы.

Согласный:

– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?

Фонетический творческий диктант

Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.

1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных... .

2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны... .

3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные, ... .

Игра «Теремок»

Ведущий говорит: «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, он не узок, не широк. А жить в нем могут только согласные звуки. Но чтобы их пустили в теремок, они должны правильно рассказать о себе, назвать все признаки, характерные для них: сонорный или шумный, звонкий или глухой, твердый или мягкий».

Согласные стучатся в теремок и просят разрешения войти. Их пускают только тогда, когда по всем названным признакам узнают, что это за звуки.

Тема «Звонкие и глухие согласные»

Проведем опыт

Известны следующие приемы различения глухих и звонких согласных:

1) положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;

2) зажмите уши руками – при произнесении звонких согласных в голове будет гудеть.

Испытайте эти приемы на себе, например, при произнесении звуков [с] и [з]. Получилось?

Объясните суть этих приемов.

(Ответ . Первый прием основан на том, что в образовании звонких согласных обязательно участвует голос. А голос (музыкальный звук) появляется в результате дрожания голосовых связок, находящихся в горле. Дрожат связки – дрожит и горло.

Второй прием основан также на том, что при образовании звонких согласных участвует голос, который и резонирует в костях черепа. Вот почему и гудит в голове.)

Чья команда победит?

Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей – подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.

Игра «Эхо»

Встаньте в два ряда лицом друг к другу. Представитель одного ряда громко произносит слово с одним или несколькими звонкими согласными. Стоящие напротив должны повторить то же слово, только заменяя звонкие согласные парными глухими. Например, зуб – суп .

(Слова для справок: год – кот, долг – толк, удочка – уточка, коза – коса, бухнуть – пухнуть .)

Вы, наверное, знаете, что разведчики, приходя на условленную встречу со своим агентом, говорят пароль. Партнер должен ответить нужным словом. Поиграем в разведчиков. Нам нужны два человека. Один должен произнести пароль – слово, начинающееся со звонкой согласной, другой должен быстро ответить – назвать слово, отличающееся от предыдущего только тем, что в нем вместо звонкого согласного стоит парный глухой. Если партнер не называет ответного слова, данная пара выбывает из игры.

(Слова для подсказки: жалость, башня, Дон, бочка, день, гость, бас, гора, дело, жили, жирок, жарь, бить .)

Странное письмо

Когда-то в детстве мы с товарищем увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я обнаружил письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думал, что оно означает. Спустя некоторое время я расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить парные звонкие и глухие согласные.

Звуки и смысл

Вы, наверное, знаете, что в стихах важен не только смысл, но и то, как они звучат. Прочитайте два отрывка из стихотворений Е.Благининой и В.Орлова.

Посчитайте, сколько звонких и глухих согласных звуков в первом отрывке. А во втором? Как вы думаете, почему такая большая разница? Как связано содержание этих стихотворений с количеством звонких и глухих согласных:

1. Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Е.Благинина

2. Тише, тише,
Тише, тише!
И тиха,
и не слышна
на деревья
и на крыши
опустилась тишина.

В.Орлов

Ответ. В первом отрывке 40 согласных звуков, из них 30 звонких и 10 глухих. А во втором отрывке на 32 согласных звука приходится 20 глухих и 12 звонких. Такая разница в звучании стихотворений связана с их содержанием. Первое стихотворение представляет собой звонкую закличку, громкое и радостное обращение ребенка к силам природы. А чтобы звонко и громко крикнуть дождю и солнцу, нужны звонкие звуки.

Ж или Ш

Образуйте слова, вставив пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

З или С

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Кто больше?

Подберите как можно больше проверочных слов к данным. Чья команда подберет больше, тот и победитель.

Гриб, зуб, бровь, клюв, пирог, сапог, утюг и т.д.

ТЕМА «Оглушение и озвончение согласных: проблемы правописания»

Альпинисты

Представьте себе ситуацию: вы альпинисты. Вам нужно подняться на вершину горы и водрузить там флаг своей страны. Для этого надо вставить в предложенные существительные правильную букву. Какая команда (а их две) сделает это быстрее, та и победила.

Старуха Шапокляк

Чебурашке в школе дали задание списать текст. Когда он на минуту отлучился, вошла старуха Шапокляк и брызнула на страницу чернилами.

Помоги Чебурашке определить, какую букву надо вставить!

1. Как у старой ба_ ки

Жили-были ла_ ки.

Встанет ба_ ка утром рано,

Выйдет в погре_ за сметаной –

Ла_ ки всле_ за ней идут,

Всюду ба_ ку стерегут.

2. У Аленки в гостях

Петушок в сапо_ ках,

Курочка в сере_ ках,

А корова в ю_ ке,

В теплом полушу_ ке.

Помоги Незнайке

Незнайка в школе сдавал зачет. Учитель выдал ему картинки с нарисованными предметами, Незнайка должен был назвать эти предметы и записать данные названия в правильном виде. Но он этого сделать не смог. Помогите ему, ребята! Подпишите картинки!

Емеля-дурачок держит экзамен

Емеля-дурачок решил жениться на принцессе. Но царь велел ему сначала пройти испытания. Он хотел проверить его смекалку и грамотность. Ведь не может же царская дочь выйти замуж за невежду! Вот какое задание дал царь Емеле: тот должен был отгадать предложенные ему загадки, а отгадки записать с соблюдением всех правил орфографии.

1. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.

2. Рассыпался горох
На семьдесят семь дорог;
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.

(Гра_)

3. В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.

(Прору_ь)

4. В иголках бугорок
Мышку уволок.

5. Посмотрю я в окошко:
Идет длинный Антошка.

(До_ _ь)

6. Мальчик с пальчик,
Бел балахон,
Шапка красненькая.

(Гри_)

Буратино пишет диктант

Мальвина занималась с Буратино русским языком, в частности правописанием звонких и глухих согласных. Она читала ему стихотворные строчки, а последнее слово не называла. Буратино должен был по рифме догадаться, какое слово пропущено, и записать его в правильном виде.

Для начинки на пирог
Приготовили... (творо_)

Тигр по улицам идет,
Разбегается... (наро_)

Кот под лавку уволок
Вкусный праздничный... (пиро_)

Как на улицу пойдешь?
На дворе закапал... (до_ _ь)

Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал... (зу_)

Олимпийские игры

Представьте, что вы – участники зимних Олимпийских игр. Вы вышли на старт соревнований по гигантскому слалому. Впереди вас ожидает много препятствий, коварных поворотов. Кто быстрее и правильнее преодолеет спуск, тот и победитель!

Вставь буквы

Какая неприятность! Наборщик в типографии забыл вставить в текст отдельные буквы. Помоги ему их найти. Чтобы вы узнали слово, вместо пропущенных букв мы вставили звуки.

1. Как ни старался, я не мо[к]
Доесть с капустою пиро[к].

2. На кусок моей колба[с]ки
Мурка хитро щурит гла[с]ки.

3. Оглянулся, – чудный ви[т]:
Старый ключ прошиб грани[т].

А.Фет

4. Повар готовил обе[т],
А тут отключили све[т].
Повар леща берет
И опускает в компо[т]...

О.Григорьев

5. На помощь! В большой водопа[т]
Упал молодой леопар[т].

И.Токмакова

Речевое подражание - воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит - ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения.

Чтобы вызвать речевое подражание, следует находиться в поле зрения малыша, учить ребенка произвольно произносить сначала те звуки, которые имеются в его спонтанном лепете, и постепенно добавлять новые, близкие по звучанию звуки и слоги.

Необходимо создать такие условия обучения, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Ребенок не станет повторять слова за незнакомым взрослым или если отсутствует взаимное доверие между ребенком и взрослым. Поэтому очень важно перед началом работы наладить эмоциональный контакт с малышом, что обеспечит необходимую мотивацию речевой деятельности.

К концу года в речи малыша появляются слитно произнесенные слоги-слова. К году, ребенок может уметь выговаривать, около 10 слов, легких для произношения (в том числе и упрощенные: ту-ту, ав-ав и др. Обращаем внимание, что это тоже считается словом). На начальных этапах развития речи малыша сначала учат понимать слово, затем произвольно повторять его при восприятии предмета и, наконец, с помощью вопросов, игр, поручений добиваются, чтобы ребенок употребил слово в осмысленной ситуации.

Для успешной стимуляции речевого подражания важно обратить внимание:

У взрослых -

речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;

артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;

речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;

слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;

взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

У ребенка-

ответы ребенка принимаются в любом виде. На этапе развития речевого подражания не следует слишком многого требовать от ребенка и его речи. Главное - добиться того, чтобы ребенок начал говорить.

Не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

Как и речь формируется постепенно, так и в изучении и формировании навыков звукопроизношения осуществляется принцип «от простого к сложному». Важным является прохождение всех этапов.

Слова звукоподражания, слова – слоги. (Мууу, ав-ав, би-би);

Простые короткие слова (мама, папа…), «упрощенные» слова (кися, утя);

двух-трех сложные слова, произнесение их может быть приближено к правильному, сохраняется ритмико – интонационный рисунок слов.

Повторение коротких фраз, сначала это будут фразы из 2 слов («Мама, дай», «идем гулять»), позже количество слов будет увеличиваться.

Так мы видим, как и развитие речи, так и формирование звукоподражаний, первых слов и фраз будет проходить по схеме:

слова-слоги(упрощенные слова) – слова – фраза.

Вот примеры игр, которые помогут вызвать звукоподражания, закрепить их в речи ребенка, что будет способствовать общему развитию речи:

Кто за дверью? Разложите перед малышом игрушки или картинки и попросите: «Дай му-му!» или «Дай ав-ав!» В следующий раз внесите в игру элемент неожиданности или загадочности. Например, спросите ребенка: «Кто это стучится к нам в дверь?» Открыв ее и обнаружив плюшевую собачку, предложите поиграть с ней в прятки. Потом покажите малышу, какие цирковые номера может показать собачка: ходить на задних лапках, делать сальто, прыгать до потолка, запрыгивать малышу на плечо и т. п. Имейте в виду, что при этом собачка не молчит, а звонко и задорно лает: «Ав-ав!».

Игра помогает малышу научиться подражать взрослому и произносить звукоподражания.

Что делает малыш? Покажите малышу, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определенного сочетания звуков. Например, кормя ребенка, говорите: «Ам-ам!», купая: «Куп-куп!», а укладывая спать: «Бай-бай!» Играя с малышом в подвижные игры, не забывайте озвучивать ваши действия. Танцуя, напевайте: «Ля-ля-ля!», топая ногами, произносите: «Топ-топ-топ!», хлопая в ладоши: «Хлоп-хлоп!», прыгая: «Прыг-скок!» Играя с ребенком в мяч, повторяйте звуковые комплексы и слова: «Опа!», «На!», «Дай!» Показывая малышу, как копать лопаткой песок или снег, не забывайте озвучивать свои действия: «Коп-коп!» и стимулируйте к этому ребенка.

Музыкальные игрушки (с 1 года) Продемонстрируйте малышу игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому. Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь-динь!», барабан: «Бум-бум!» После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике. Стимулируйте малыша повторять за вами движения и звукоподражания.

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Что делает Ляля? (с 1 года) Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их. Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называйте ее лепетным словом «Ляля». Озвучьте, как куколка плачет: «Уа-уа!» Покажите ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, скажите: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормите куклу (ам-ам), учите ходить (топ-топ), а когда кукла упадет, произнесите «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь (ля-ля-ля), танцевать (тра-та-та), хлопать в ладоши (хлоп-хлоп), прощаться (пока-пока).

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Голоса животных (с 1 года) Покажите ребенку игрушечную корову и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!», собачку: «Ав-ав!», лошадку: «Иго-го!» и т. д. Можно по очереди прятать этих зверюшек в домик из кубиков, за ширму (большую книгу), занавеску или под стол и просить малыша отгадать, кто подает голос. Пусть малыш загадает звуковые загадки, а вы будете их отгадывать. Сначала отвечайте правильно, а затем умышленно допустите ошибку. Малыш удивится неправильному ответу, но вскоре поймет, что это ошибка, и развеселится. В результате игра станет еще интереснее.

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Что вокруг тебя? (с 1 года) Научить ребенка повторять звуковые комплексы можно, используя предметы быта. Сначала дайте малышу послушать разные шумы, издаваемые окружающими предметами, а затем свяжите их в сознании малыша с речевыми звуками. Вот ключ поворачивается в замочной скважине: «Чик-чик!», дверь открывается и скрипит: «Скрип!», на стене тикают часы: «Тик-так!», а теперь они бьют: «Бом-бом!» Вот зазвонил телефон (дверной звонок): «Дзинь-дзинь!», кто-то говорит по телефону: «Алё-алё!» Молоток стучит: «Тук-тук!», упала башня из кубиков: «Бах!», камешки падают в воду: «Буль-буль!», капает вода из крана: «Кап-кап!». А теперь включили лампу – выключатель щелкнул: «Щелк!», кто-то стучится в двери: «Тук-тук!» Вот как много звуков можно услышать вокруг, если быть внимательным.

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. Так учит прислушиваться к не речевым звукам, что является начальным этапом в формировании фонематического слуха.

Любимые игрушки (с 1 года) Вам потребуются горка и мячик, кукла и одеяльце, собачка и блюдце. Несколько раз покажите малышу действия с игрушками: скатывайте с горки мячик; качайте на руках куклу, а затем накрывайте ее одеялом, укладывая спать; «кормите» собачку, окуная ее мордочку в стоящее перед ней блюдце. При этом произносите соответствующие звукоподражания: «Ух!» – покатился с горки мячик, «А-а!» – пойте, когда укачиваете куклу, «Бай-бай!» – покажите на спящую в кроватке куклу, «Ав-ав!» – лает собачка, «Ам-ам!» – собачка кушает и т. д. Теперь расставьте игрушки так, чтобы ребенку было их хорошо видно: положите мячик около горки, посадите или положите куклу на одеяльце, поставьте блюдце около собачки. Привлеките внимание малыша к игрушкам. Малыш начнет играть, воспроизводя знакомые ему действия. Стимулируйте ребенка произносить при выполнении действий известные звукоподражания. С помощью этой игры вы будете учить ребенка самостоятельно выполнять знакомые действия с игрушками, повторять звукоподражания.

Новые игрушки (с 1 года) Возьмите куклу и легковую машинку, а также новые, незнакомые ребенку игрушки, например, мишку и грузовик. Сначала напомните, как качать на руках куклу, как укладывать ее спать, затем покатайте машинку. Произносите при этом звукоподражания: укачивая куклу, пойте: «А-а-а…», катая машинку, говорите: «Би-би!» Предложите малышу выполнить знакомые действия с новыми предметами. Для этого скажите: «Покачай куклу. Уложи куклу спать», «Покатай грузовик». Малыш будет сам выполнять привычные для него действия с новыми игрушками: качать куклу, катать грузовик. Стимулируйте ребенка произносить при выполнении действий соответствующие звукоподражания.

Эта игра научит ребенка переносить действия, разученные с одним предметом, на другой, будет стимулировать малыша произносить в игре звукоподражания.

Топ-топ! Хлоп-хлоп! (с 1 года 3 месяцев) Прочитайте ребенку рифмовку и в соответствии с текстом выполняйте движения. Пусть малыш вслед за вами повторит эти движения и звукоподражания.

Хлопать Ванечка (имя вашего ребенка) умеет,

Своих ручек не жалеет.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Своих ручек не жалеет.

Топать Ванечка (имя вашего ребенка) умеет,

Своих ножек не жалеет.

Топ-топ, топ-топ!

Своих ножек не жалеет.

Что в мешочке? (с 1 года 3 месяцев) Положите в мешочек из яркой ткани четыре хорошо знакомых ребенку игрушки. На глазах малыша достаньте одну из игрушек и спросите у малыша: «Что это?», затем – вторую, третью и четвертую игрушки и задайте тот же вопрос. Стимулируйте ребенка называть предметы. Слова могут быть упрощенными – лепетными или в форме звукоподражаний (например, би-би, ля-ля, ав-ав…). Если ребенок ничего не говорит, то после небольшой паузы сами произносите упрощенное слово, а затем называйте игрушку: «Би-би – машина».

Игра стимулирует ребенка называть предметы звукоподражаниями и лепетными словами.

Тук-тук! (с 1 года 3 месяцев) Сядьте за стол напротив малыша. Покажите, как можно сложить над головой ладони в виде крыши. Когда ребенок повторит движение, постучите по столу и спросите: «Тук-тук, кто в домике сидит?» и сами же отвечайте: «Ваня в домике сидит и в окошечко глядит!» Поставьте на край стола перед собой игрушечную кошку и сложите над ней руки в виде крыши. Предложите малышу постучать по столу и сказать: «Тук-тук!», а сами продолжайте: «Кто в домике сидит?» и отвечайте: «Киса в домике сидит и в окошечко глядит! Что киса говорит?» Если малыш сможет, он ответит: «Мяу!» Теперь уберите кошку и посадите собачку. Игра может продолжаться и дальше. В «домике» могут оказаться любые зверушки (корова, лошадка, курочка, мышка).

Игра стимулирует ребенка произносить звукоподражания.

Кто в окошечко глядит? (с 1 года 3 месяцев) Для игры потребуется пособие в виде объемного домика с четырьмя окошечками. В окошечки видны корова, собака, лошадь и кошка. (Домик можно изготовить из картонного пакета из-под кефира или молока, наклеив на его грани изображения окон с выглядывающими из них животными.) Покажите ребенку пособие «Домик». Поворачивайте домик каждой из сторон к малышу и сначала называйте животных, сидящих у окон, а затем произносите соответствующее звукоподражание, например: «Это корова. Коровка мычит: „Му!“» или «Это лошадка. Лошадка кричит: „И-го-го!“» Покажите ребенку, как можно вращать домик на гладкой поверхности стола (придайте ему движение, как волчку). Когда домик остановится, малышу нужно будет с помощью звукоподражания назвать животное, которое окажется перед ним. Можно сделать второй домик и «поселить» в нем мышку (пи-пи), лягушку (ква-ква), ворону (кар-кар) и воробышка (чик-чирик).

Найди игрушки (с 1 года 9 месяцев) Прячьте игрушки в разных местах комнаты, а ребенок пусть наблюдает за вами. Например, собачку поставьте на столик, петушка посадите на стул, мячик положите на подоконник, а пирамидку спрячьте под столом. Игрушки ставьте так, чтобы они были видны малышу, ведь в этом возрасте ребенок еще не способен искать по-настоящему. Попросите малыша найти собачку, принести и назвать ее. После этого дайте задание отыскать пирамидку, потом петушка и, наконец, мячик. Скажи! (с 1 года 6 месяцев) Вам потребуется несколько игрушек, которыми малыш постоянно играет и знает их названия. Покажите ребенку знакомую игрушку, вызовите к ней интерес, а затем произнесите: «Скажи: дай!» Подождите некоторое время, а затем отдайте игрушку малышу, даже если он не смог повторить за вами слово «Дай!» (Помните: важно не вызвать у ребенка негативной реакции на слово «скажи». Если же вы будете излишне настойчивы, то это может произойти.) Покажите малышу знакомую игрушку и спросите: «Что это?» Если ребенок не отвечает, то после паузы в 5-7 секунд подскажите: «Скажи: Ляля» или «Скажи: киса». Во время кормления или игры старайтесь вызывать у ребенка желание повторять за вами слова «на» и «дай».

Задача игры – стимулировать ребенка к повторению упрощенных слов.

Диалог (от 2 лет) Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог: Взрослый: Принеси, пожалуйста, мячик. Что ты принес? Ребенок: Мячик. Взрослый: Дай мячик. Что ты дал? Ребенок: Мячик. Взрослый: Лови мячик! Что ты поймал? Ребенок: Мячик. Взрослый: Молодец!

Игра развивает умение произносить слова и фразы.

Подборка дидактических игр по теме: «Звуки гласные и согласные»

Красное - синее.

Цель.

Оборудование. Синие и красные кружки у каждого ребёнка.

Ход игры. Воспитатель произносит гласный звук, дети повторяют его вслед за воспитателем, поднимая красный кружок и отодвигая его затем в направлении ото рта на расстояние вытянутой руки (этим показывается отсутствие преграды при произнесении гласного звука). При произнесении воспитателем согласного звука дети поднимают синий кружок, произносят звук, удерживая кружок возле рта.

Найди место.

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Предметные картинки; два кружка, синий и красный, у каждого из детей.

Ход игры. Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки.

Кто больше?

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Ход игры. Дети делится на группы по рядам. Каждой группе воспитатель предлагает выбрать какой-нибудь один согласный или гласный звук. Когда звук выбран, дошкольники вспоминают названия предметов, начинающихся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее количество слов.

Найди картинке ее домик.

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок и с кружками на одном домике - красного цвета, на другом - синего; предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.

Ход игры. На столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в ее домик (с синим или красным кружком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игра может выполняться как соревнование рядов.

Чей домик?

Цель. Развитие умения определять наличие или отсутствие изучаемого звука в слове, различать гласные и согласные.

Оборудование. Два домика, белого и синего (красного) цвета в зависимости от того, с согласными (синий домик) или гласными (красный домик) работают дети; набор предметных картинок.

Ход игры. Ребёнок подходит к столу, берёт одну картинку, называет изображенный на ней предмет и определяет, есть ли изучаемый звук в слове. Если звук есть, кладет в синий (красный) домик, если изучаемого звука в слове нет - в белый домик.

Какой звук чаще всего слышим?

Цель. Развитие фонематического слуха, умение выделять из потока речи часто повторяющийся звук, различать гласные и согласные звуки.

Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Ход игры. Воспитатель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали, определяют, гласный он или согласный.

Примерный материал.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Зоиного Зайку зовут Зазнайкой.

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

Кот копеек накопил, кошке кофточку купил.

На иве иней искрится, ива под инеем спит, не боится.

Алла и Аня ахали над алыми цветами.

Список использованной литературы:

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с: ил.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.: ил.

3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы) Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1982 - 96 с.