Иом школьника образец заполнения по фгос. Социализация детей по фгос с помощью портфолио и элективных курсов. индивидуальных образовательных маршрутов

Основная цель современного дошкольного образования - развитие и воспитание будущего школьника с помощью всех доступных педагогических ресурсов. Однако программа обучения малышей ориентирована на ребёнка со средними способностями, а значит, для работы с детьми, имеющими отклонения от норм развития или, наоборот, опережающими своих сверстников, необходимо корректировать рекомендованные стратегии образования. Этим объясняется актуальность разработки отдельного плана для развития конкретного ребёнка-дошкольника, который получил название индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) согласно ФГОС.

Суть понятия ИОМ

Это интересно. Галилео Галилей говорил: «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе».

Индивидуальным образовательным маршрутом называется программа создания образовательного пространства для конкретного ребёнка, которая составляется с помощью детских психологов, дефектологов, воспитателей и методистов на конкретной образовательной ступени (в детском саду это младшая группа, средняя и старшая). Другими словами, ИОМ предполагает подбор видов деятельности, который позволит решить те или иные трудности в обучении или, наоборот, расширить или углубить знания, степень овладения навыком. Например, при выявлении склонностей к математике, ИОМ может включать дополнительные занятия по предмету, или при сложностях в общении со сверстниками ребёнка можно как можно более часто подключать к групповым играм, начиная с работы в паре и постепенно увеличивая число участников. При этом учитывается не только возраст ребёнка (что характерно для общей образовательной стратегии дошкольного учреждения), но и способности малыша, которые могут опережать или тормозиться в сравнении с общепринятыми стандартами. Таким образом, ИОМ - это компенсация трудностей в обучении с учётом личностного потенциала ребёнка, которая позволяет проявить его интеллектуальные, эмоционально-волевые, деятельностные и нравственно-духовные особенности. Несмотря на то что конкретного «рецепта» составления индивидуальной стратегии нет, принципы, цели и задачи ИОМ оговариваются в таких документах, как

  • Закон Российской Федерации “Об образовании”;
  • ФГОС ДО.

Цели и задачи

Главная цель ИОМ - создание подходящих условий в учреждении, занимающимся дошкольным образованием, для успешной самореализации в среде сверстников и окружающих взрослых отдельно взятого ребёнка, его социального и личностного роста, то есть для роста авторитета и увеличения багажа знаний, умений и навыков.

Задачи личной образовательной стратегии следующие:

  • формирование предметной среды для социального развития малыша (то есть обеспечение необходимой материально-технической базы для занятий, например, если ребёнок увлечён игрой в шахматы, то в игровой комнате, вместе со «стандартными» игрушками может быть шахматная доска специально для него);
  • организация единой системы взаимодействия всех звеньев администрации, а также сотрудничество с родителями, направленное на социально-личностный рост ребёнка;
  • совершенствование диалога с ребёнком на основе взаимоуважения и доверия;
  • создание всех условий для воспитания позитивного отношения малыша к себе и окружающим людям, а также для развития коммуникативной компетентности ребёнка;
  • формирование у малыша позитивного отношения к своей личности, а также воспитание осознания прав и свобод, касающихся актуальных для этого возраста понятий (выбор друзей, игрушек, право на личные вещи, а главное - право на собственное мнение).

Вышеперечисленные задачи обуславливают факторы, определяющие ИОМ:

  • заказ государства;
  • запросы и потребности взрослых членов семьи, в частности, родителей;
  • личностными способностями и уровнем потенциала конкретного ребёнка;
  • материальной и технической оснащённостью, а также педагогическими кадрами учреждения дошкольного образования.

Данные факторы важны на всех уровнях взаимодействия: государство определяет общую стратегию и направленность развития образования (например, воспитание патриотизма, духовности), обеспечивает детские сады необходимыми материалами, родители выдвигают требования к уровню подготовленности детей, малыши реализуют и расширяют свои возможности, а замыкается круг опять-таки государством - оно «получает» личности, которые становятся достойными гражданами своей страны, заботящимися о её процветании.

Все эти аспекты создания ИОМ практически повторяют общую стратегию дошкольного образования, но с той разницей, что теперь индивидуализация, то есть ориентация на воспитание неповторимой личности, осуществляется не только в специально отведённые часы для тех или иных занятий или в отдельных видах деятельности, а проходит «красной нитью» через весь образовательный процесс.

Для кого и зачем создаётся

Индивидуальная стратегия образования создаётся для детей

  • отстающих в усвоении программы дошкольного учреждения;
  • с психическими отклонениями, для детей с инвалидностью;
  • с опережающим умственным развитием.

В целом же ИОМ разрабатывается для

  • тренировки моторики (и мелкой, и крупной);
  • формирования навыков гигиенического, нравственно-культурного, коммуникативного и социального свойства;
  • деятельностной реализации потенциала ребёнка, затрагивающей манипулятивную (раскладывание лото, карточек и пр.), сенсорно-перцептивную (определение геометрических фигур по форме, фактуры материала по тактильным ощущениям и т.д.), предметно-практическую (применение детского набора для песочницы не только по назначению, но и для ухода за комнатными растениями) и игровую области развития;
  • развития речевых способностей (выполняя различные задания, малыш должен комментировать свои действия);
  • формирования правильных представлений о мире, окружающем нас;
  • понимания сути понятий пространства и времени.

Как правило, ИОМ составляется на учебный год, но в некоторых случаях (например, если малыш не справился с проблемой или если дело касается одарённого ребёнка) стратегия может использоваться весь период обучения, корректировать нужно только методы и приёмы работы: так, чтобы они соответствовали возрасту ребёнка.

Кто составляет и ведёт

Разработкой ИОМ занимается воспитатель, но - что имеет особое значение - делает он это ТОЛЬКО совместно с методистом и психологом, а также с учётом рекомендаций и комментариев

  • родителей малыша;
  • логопеда.

Заполняют карточку воспитатель, психолог (некоторые аспекты социально-коммуникативного развития) и логопед (ряд пунктов в речевом развитии). Разграничение аспектов наблюдения и работы проходит индивидуально, что связано с квалификацией работников дошкольного учреждения. Особенно это касается детских садов, где воспитатель также выполняет и функции логопеда. То есть на практике создаётся папка с ИОМ, включающая психолого-педагогическую диагностику малыша, план реализации стратегии, перечень ожидаемых результатов, а также таблица или характеристика с подробностями выполнения каждой поставленной цели. С периодичностью, установленной администрацией учреждения (исходя из целей конкретного ИОМ), родители знакомятся с ходом выполнения поставленных задач, после чего высказывают свои пожелания, задают вопросы касательно конкретной области образования. В перспективе предполагается, что каждый малыш, выпускающийся из детского сада, будет предъявлять своё «досье» учителю начальных классов, который, продолжая начатую линию индивидуализации образования, будет формулировать следующие цели, задачи ИОМ и заниматься их реализацией уже на этапе обучения ребёнка в школе.

Что включает

Основное направление Цели и задачи Методы и средства
Сенсорное воспитание Ц. : развитие осязательных, мышечных навыков через действия восприятия и мышления.
З.: развивать мелкую моторику; мышление, зрительное восприятие
М.: упражнения, игра.
С.: настольно-печатные игры, лото, домино, пазлы, мозаика, шнуровка, втулки, поручения в уголке природы, исследовательская деятельность (с бумагой, природным материалом), пластилин, глина, песок.
Экологическое воспитание Ц.: расширение представлений об окружающей природе.
З.: * учить устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и действиями человека в природе,
*расширять представления о растениях и животных родного края, России, планеты Земля,
*формировать экологическую культуру, необходимость охраны природных ресурсов.
М.: упражнения, игра, опыты, вопрос, беседа, поисковая деятельность.
С.: дидактические игры, лото, домино, пазлы, поручения в уголке природы, исследовательская деятельность (с водой, льдом, природным материалом - уголь, камень, смола, песок, щебень).
Развитие основных видов движений Ц.: развитие общей моторики, координации.
З.: * развивать физические качества -быстроту, ловкость, проявление выносливости и силы, *совершенствовать равновесие.
*воспитывать организованность.
М.: упражнения, массаж, физкультминутки, игра.
С. – спортивные снаряды: гимнастические скамейки, кегли, гимнастические палки, мячи, скакалки, кольцебросы и т.д.
Нравственное воспитание Ц.: приобщение к общепринятым нормам и правилам поведения.
З.: учить умению управлять своим поведением
М.: упражнения, игра.
С.: чтение художественной литературы, драматизация художественных произведений, иллюстрации, слайды.
Речевое развитие Ц.: развитие речи.
З.: * расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков,
*учить использовать в речи синонимы, антонимы,
*совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу,
*формировать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка,
*совершенствовать фонематический слух, определять место звука в слове.
*учить согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными,
*учить образовывать однокоренные слова,
*воспитывать культуру речевого общения,
*упражнять в составлении предложений,
*учить делить слова на слоги.
М.: дидактические упражнения, игра, беседа.
С.: настольно-печатные игры, дидактические игры, тесты, разрезная азбука, игры - схемы, кассы, предметные картинки.
Социально-коммуникативное развитие Ц.: обогащение сознания детей новым содержанием - осмысление понятий - время, знак, символ.
З.: * закреплять навыки использования вежливых слов.
* воспитывать культуру поведения за столом, в общении со сверстниками и взрослыми, в общественных местах.
* воспитывать оптимистические качества.
* формирование навыков самообслуживания.
* закрепление знаний о ПДД
М.: упражнения, игра, вопрос.
С.: настольно-печатные игры, дидактические игры, тесты, игры - схемы, предметные картинки, учебно-методический материал по ПДД.

Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС

Разработка индивидуальной стратегии происходит поэтапно.

  • Стадия наблюдения. Целями этого этапа является выявление детей, испытывающих трудности, в результате наблюдатель заполняет таблицу.
  • Стадия диагностики. Этот этап осуществляется вместе с детским психологом. С ребёнком выполняются тесты, позволяющие выявить причины возникновения тех или иных трудностей. Результатом работы становится таблица.
  • Стадия конструирования. Целью этого этапа является собственно разработка ИОМ на основе выявленных сложностей и поводов их возникновения. Результат - готовая схема маршрута.
  • Стадия реализации. С помощью разных методов происходит выполнение ИОМ. Среди универсальных способов достижения поставленной цели, например, при трудностях в социализации ребёнка, можно выделить такие:
Методы Цели
Беседы, игры, обсуждение прочитанных книг, проблемных вопросов (например, в средней группе - что такое хорошо, а что такое плохо). Знакомство с различными проявлениями эмоций, которые формируют нравственные оценки (например, злость на волка, съевшего Красную Шапочку помогает сформировать отрицательное отношение к подлым поступкам)
Игры, тренинги для развития сферы поведения. Развитие навыков общения, снятие напряжения, снижение агрессивности в поведении, негатива и т.д.
Арт-терапия (изонить, сказкотерапия, куклотерапия) Творческая реализация, воспитание эстетического вкуса
Приёмы психогимнастики для релаксации Расслабление мышц, эмоционально-позитивный настрой и т.д.
  • Стадия диагностики. Оценка результатов работы по ИОМ. Главный критерий - осталась проблема или её удалось устранить. В случае если прогресса нет, разрабатывается новый ИОМ, если же намечается прогресс, то можно продолжить или доработать уже существующий.

Примеры

Индивидуальные маршруты, как уже отмечалось, не имеют установленной схемы оформления, могут быть в виде таблицы или в виде текста - всё зависит от той трудности, на решение которой разработка направлена. Рассмотрим два варианта составления.

Пример №1

Трудности: невнимательна и рассеяна, испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.

Испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.

Месяц
Неделя
Режимные моменты Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями
Январь
3 неделя
Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур» Игра «Танграмм»
4 неделя Прогулка
«Нарисуй на снегу геометрический замок»
Расскажи друзьям о своём рисунке
Февраль
1 неделя
Дидактическая игра «Что изменилось?» Памятка «Игры на развитие логического мышления»
2 неделя Дежурство в уголке природы
Полив растений ориентируясь на описание цветка.
Мультимедийная игра «Ассоциации»
3 неделя Работа с перфокартами
«Состав числа»
Научи товарища
Работать с карточкой.
Игра в гости к нам.
4 неделя Во время утреннего приёма выполнение заданий на раздаточных листах Мультимедийная презентация «Весёлый счёт» Проверь работу товарища.

Результаты действия маршрута : Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. Ребёнок справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.

Пример №2

Возраст ребёнка: 4 лет 2 месяца

Пол: мужской

Проблема: слабые вычислительные навыки

Цель индивидуального маршрута: развитие и закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка

Задача: развивать внимание, память, логическое мышление.

Периодичность занятий:2 раза в неделю

Длительность: 20 минут

Упражнения на занятиях:

  1. «Цифры заблудились» Расставить цифры по порядку Учить называть цифры по порядку

2.»Что изменилось? Какой цифры не стало?» Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряда Провести игру «Назови соседа»

3.«Весёлый паровозик» Прицепить, присоединить вагончики с цифрами к паровозику. Решать примеры путём прибавления цифры 1.

  1. Поставь машины в гараж Решение примеров путём присчитывания единицы Учить называть следующую и предыдущую цифру
  2. «Почтальон» Разнести письма - примеры по домам (решение примеров путём прибавления и вычитания цифр 1 и 2) Провести игру «Принеси письмо бабушке, брату»
  3. «Десантники» Каждого «десантника»- цифру приземлить на свой пример. Игры дома на счёт предметов, которые окружают ребёнка.
  4. Помоги Незнайке решить примеры Решение примеров первого десятка с использованием перфокарт Решать примеры с использованием сказочных героев: Хрюши, Степашки, Чебурашки и т. д
  5. Поможем ёжику собрать грибы. Закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка. Решение примеров в домашних условиях.

Структура индивидуального занятия:

  1. Организационный момент: минутка радости.
  2. Сюрпризный момент: приход сказочного персонажа.
  3. Основная работа: помоги, угадай, подскажи

Работа у магнитной доски;

Упражнения с раздаточным материалом;

Работа в тетради.

    Итог занятия: минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.

Оценка деятельности:

В результате планомерной и систематической работы с ребёнком, имеющим слабые вычислительные навыки, к концу годичного цикла занятий:закрепятся вычислительные навыки; повысится познавательный интерес к математике; активизируется мыслительная деятельность ребёнка, он свободно будет выполнять вычислительные упражнения в пределах первого десятка. Эти достижения помогут в дальнейшем преодолеть проблемы по математическому развитию дошкольника.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

елена осипова
Пример индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут на 2015-2016 уч . год

ФИО ребенка Петров Иван_дата рождения 13.06.2012 год

Группа 2 раннего возраста

Дата составления сентябрь 2015 года

Информация о семье

Родители ФИО, возраст Место работы Национальность

Мама Петрова Наталья Вячеславовна, 40 лет Аптека, фармацевт Русская

Cестра Петрова Яна, 20 лет Тверской колледж Русская

Характеристика семьи

(полная, неполная, опекунство, асоциальная, мигранты и пр.) Семья неполная, ребенок воспитывается без отца.

Задачи взаимодействия

на 2015-2016 уч. год

Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Развивать навыки самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развивать и совершенствовать речь ребенка. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать интерес ребенка к изобразительной деятельности . Создавать условия для расширения представлений ребенка об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность.

Работа, проводимая с семьей в 2015-2016 уч. году

Подготовить консультации по данным проблемам. Подобрать комплексы артикуляционных, артикуляционно – пальчиковых, дыхательных гимнастик. Предложить проводить дидактические игры и упражнения.

Информация о ребенке

Показатель развития Оценка на начало периода Оценка

На середину периода Оценка

На конец периода

Адаптация к д/с :

Адаптация проходит хорошо, ребенок не плакал и быстро привыкает к детскому саду. Ребенок с удовольствием посещает детский сад.

Долго не может заснуть. Сон неспокойный. Стал лучше засыпать, сон крепкий, спокойный.

Настроение

Настроение переменчивое. Настроение переменчивое.

Очень плохо и мало ест. Стал есть хорошо, некоторые блюда с добавкой.

Общение с др. детьми

С другими детьми мало контактирует, любит играть один. Подружился с ребятами, появились товарищи по играм, но хорошо играет и один.

Общение со взрослыми

Не умеет разговаривать, говорит одно слова «мама» , общается жестами. Очень упрямый, не всегда слушается взрослых. Начал разговаривать, но еще сложно дается выговаривать слова, взрослых слушается.

Интерес к игрушкам

В игрушки умеет и любит играть. В основном играет в машинки. Стал проявлять интерес и к другим игрушкам. Умеет играть и занимать себя.

Физическое развитие

Режим дня :

Хорошо засыпает Долго не может заснуть. Хорошо засыпает.

Хорошо ест Плохо ест.

Хороший аппетит.

Навыки самообслуживания

Стремится к самостоятельности Не приучен к самостоятельности.

Начал сам одеваться с небольшой помощью взрослого.

Преобладающее настроение

Бодрое, жизнерадостное

Спокойное Спокойное. Спокойное.

Подавленное, тревожное

Социально-личностное развитие

Отношение к себе

Демонстрирует взрослому свои умения, достижения Не всегда С удовольствием демонстрирует свои умения и достижения

Уверен в себе (настойчив в привлечении к себе внимания взрослого, не боится незнакомых людей, игрушек, упорно добивается желаемого) Не уверен в себе. Уверен в себе.

Общение со взрослыми

Проявляет инициативу в общении со взрослыми Доминирует невербальное общение со взрослыми. С развитием речи развивается вербальное общение.

Откликается на предложение взрослого о совместной деятельности Больше любит заниматься один. Стал откликаться на предложения о совместной деятельности.

Выполняет просьбы

Не выполняет просьбы взрослого Выполняет, но не всегда.

Учитывает оценку взрослого в своей деятельности Не реагирует на оценку взрослого Старается сделать лучше при положительной оценке со стороны взрослого.

Легко вступает в контакты с незнакомыми взрослыми

Тяжело вступает в контакт с незнакомыми людьми Нет

Общение со сверстниками

Проявляет доброжелательность Не всегда Проявляет, но не всегда

С интересом наблюдает за другими детьми

Да С интересом.

Играет рядом со сверстниками

Играет рядом. Играет рядом и вместе.

Играет вместе со сверстниками

Нет. Играет вместе.

Принимается детьми в игру

Не всегда. Принимается детьми в игру.

Охотно участвует в групповых занятиях Не всегда. С удовольствием участвует в групповых занятиях.

Игровая деятельность

Охотно играет с сюжетными игрушками вместе со взрослым

Играет один. Играет со взрослым.

Умеет играть самостоятельно

Умеет играть самостоятельно. Умеет играть самостоятельно.

Умеет использовать предметы-заместители

Не всегда умело использует предметы-заместители. Умеет использовать предметы-заместители.

Познавательное развитие

Радуется новым игрушкам, играм, занятиям

Любит новые игрушки. С удовольствием играет в новые игры.

Проявляет любознательность

Не всегда. Не всегда.

Знает назначение бытовых предметов, использует игровые предметы в соответствии с их назначением Играет правильно. Играет правильно.

Длительно и сосредоточенно может заниматься каким-либо делом

Может. Может.

Проявляет настойчивость в достижении результата

Не всегда проявляет настойчивость. Старается доводить дело до конца.

Имеет любимые игры, игрушки, занятия (какие)

Любит играть в машины. Любит играть в машины и кубики.

Речевое развитие

Понимает речь взрослого

Понимает. Понимает.

Говорит отдельные слова

Говорит несколько слов. Расширился словарный запас, старается проговаривать новые слова.

Произносит фразы

Нет. Пытается, но еще плохо получается.

Проявляет интерес к книжкам, любит слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации в книгах

Да С удовольствием рассматривает иллюстрации в книгах и называет, то, что нарисовано в книгах.

Любит рисовать

Нет Рисует вместе со взрослым или детьми.

Любит играть с музыкальными игрушками

Нет Редко играет.

Любит танцевать

Нет Танцует совместно с детьми или взрослыми.

Образовательные области

Цели-результаты

Задачи образовательного взаимодействия в детском саду

Задачи образовательного взаимодействия в семье

Используемые педагогические технологии и методики, методы, приемы

Возможность работы с другими специалистами

Речевое развитие

Проблема :

Произносит 2-3 слова.

Овладение речью как средством общения.

Обогащение активного словаря. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Развивать речь ребенка как средство общения; создавая условия, при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к сверстнику или ко взрослому.

Обогащать понимаемый и активный словарь малыша за счет общеупотребительных существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.

Подготовить консультации по данным проблемам. Подобать комплексы артикуляционных, артикуляционно – пальчиковых, дыхательных гимнастик. Предложить проводить дидактические игры и упражнения.

Артикуляционные, артикуляционно – пальчиковые, дыхательные гимнастики, дидактические игры и упражнения, опорные карточки по темам. Обогащение словаря путем наговаривания слов. Регулярное чтение худ. литературы и обучение пересказыванию с опорой на иллюстрации.

Консультация и занятия с логопедом.

Социально-коммуникативное развитие

Проблема : Не любит участвовать в коллективных играх. Не умеет одеваться и раздеваться в правильной последовательности. Не знает имена и фамилии членов семьи. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. Формировать готовность ребенка к совместной деятельности, развивать умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Развивать навыки самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Подготовить консультации по данным проблемам. Посоветовать предоставлять больше самостоятельности при одевании и раздевании, а так же развешивать одежду в шкафчике правильно и следить, чтобы и дома ребенок одевался в правильной последовательности. Выучить имена и фамилии членов семьи и повторять их регулярно. Беседы, обыгрывание ситуаций, дидактические игры и упражнения, наблюдения за играми других детей. Консультация и занятия с психологом.

Художественно-эстетическое развитие

Проблема : Плохо получается лепить. При раскрашивании слабо нажимает на карандаш и выходит за контур рисунка. Не умеет располагать изображения по всему листу . Плохо получается резать ножницами. Не умеет подыгрывать на детских музыкальных инструментах. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности ; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства . Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности . Продолжать формировать у ребенка умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.) . Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная, величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения . Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне. Подготовить консультации по данным проблемам. Посоветовать почаще давать ребенку рисовать, работать с пластилином, ножницами. Показ и отработка методов лепки, рисования и работы с ножницами. Дидактические игры и упражнения. Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Консультация и занятия с музыкальным руководителем

Познавательное развитие

Проблема : Знает не все обобщающие слова. Слабые знания по темам : ягоды, грибы, деревья и их листья, перелетные и зимующие птицы, комнатные растения, полевые и садовые цветы, мое село. Путает очередность времен года. Не всегда правильно называет части суток и их последовательность. Путает круг и шар, куб и квадрат. Плохо сравнивает предметы по величине. Становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки к школе;

Формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем.

формирование специфических способов познавательной деятельности : навык экспериментирования; развитие интеллектуальных операций, (формирование основ логического мышления) ;

развитие речи, как средства передачи информации и активации мышления;

Развитие восприятия.

Создавать условия для расширения представлений ребенка об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина) . Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Поощрять попытки ребенка самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине. Продолжать знакомить ребенка с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин - из металла, шины - из резины и т. п.) . Обогащать сенсорный опыт, знакомя ребенка с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствовать восприятие ребенка путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние) . Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз) ; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки). Познакомить с пространственными отношениями : далеко - близко (дом стоит близко, а березка растет далеко) . Подготовить консультации по данным проблемам. Сделать подборку дидактических игр и упражнений. Порекомендовать больше наблюдать за объектами окружающего мира. Дидактические игры, упражнения, наблюдения, беседы, эксперименты, опыты.

Физическое развитие

Проблема : Прыжки на 2 ногах, перепрыгивание, приседания, наклоны, подбрасывание и ловля мяча. Недостаточно сформированы знания о теле человека и знания о здоровом образе жизни . Формирование у ребенка начальных представлений о здоровом образе жизни . Совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту. Продолжать знакомство ребенка с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека. Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представления о здоровом образе жизни ; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма Подготовить консультации по данным проблемам. Порекомендовать больше двигаться. Подобрать подвижные игры и упражнения на развитие данных двигательных навыков и данных групп мышц. Подвижные игры и упражнения на развитие данных двигательных навыков и данных групп мышц. Индивидуальная работа на прогулке и в группе. Беседы, дидактические игры о теле человека, его здоровье и способах его сохранения и укрепления. Консультация и занятия с физ. инструктором.

Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута школьника (ИОМ) и следование ему.

Определение понятия

В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:

Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:

  • образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
  • психическое и физическое состояние ученика;
  • личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
  • возраст;
  • социальный аспект (пожелания родителей).

Для чего нужны индивидуальные маршруты?

Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.

В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:

  • естественнонаучное,
  • технологическое,
  • гуманитарное,
  • социально-экономическое
  • универсальное.

То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.

Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.

Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?

Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:

  • для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
  • помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
  • для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
  • для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
  • для детей, опережающих развитие.

В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.

Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога .

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

1. Информационный этап

Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.

2. Диагностика и выбор методов

Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).

То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.

3. Определение целей и задач ИОМ

Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, "Ликвидация пробелов по теме "Сложение столбиком"), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).

Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.

4. Составление ИОМ . Теперь важен вопрос: "Как я буду двигаться к выполнению цели?".

В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

5. Итоговый этап . После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.

Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы

Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.

1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов

Подпись родителей:

Подпись учителя:

2. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка

Цель: развитие творческих и аналитических способностей

Подпись родителей:

Подпись куратора:

Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки.

Важной составляющей работы учителя по реализации является социализация обучающихся, умение научить их самостоятельно жить в условиях стремительно меняющегося мира. В настоящее время педагоги по всей стране активно внедряют Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 No 413 (далее - ФГОС), в котором обозначены ориентиры педагогической деятельности и стандарты . Социализация детей по ФГОС имеет следующее значение: «Стандарт направлен на обеспечение: <...> воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления» (п. 3 ФГОС).

Социализация детей по ФГОС с помощью портфолио и элективных курсов

Нельзя сказать, что в предыдущие годы мы не задумывались над тем, как наши дети войдут во взрослую жизнь, какую профессию выберут, насколько станут успешными. Так, уже в 2006 г. в рамках программы по профессиональной ориентации в школе шло обсуждение внедрения и ведения портфолио, где отмечались , но и предпочтения ребенка в профессиональной сфере. К выпуску 2008 г. многие из ребят нашей школы имели достаточно хорошие результаты в различных сферах ученической деятельности. Однако в то время наличие портфолио находило применение только в школе и никак не учитывалось при поступлении в высшие учебные заведения.

В 2005-2006 гг. творческая группа учителей разработала программу по профессиональной ориентации в школе , рассчитанную на 1 час в неделю, которая преподавалась классным руководителем в 9-м классе. Данная программа являлась попыткой помочь ребятам социализироваться в обществе, определить для себя профессиональные приоритеты.

В то же время учителями-предметниками в рамках программ по профессиональной ориентации в школе начали разрабатываться программы профильных, предпрофильных и элективных курсов для 8-9-х классов. Это были курсы по выбору, что позволяло обучающимся двигаться по индивидуальному плану. В течение года каждый ученик в общей сложности проходил 68-70 часов. Прообразом дневника успешности стали зачетные листы, которые затем вкладывались в портфолио.

Индивидуальный образовательный маршрут в школе

Сейчас наступило новое время - время ФГОС общего образования, и его внедрение наша школа начала в числе первых. Организуя учебный процесс в школе, мы ведем всестороннюю работу по воспитанию и социализации детей в соответствии с ФГОС. В ее рамках обучающиеся школы составляют по образцу индивидуальный образовательный маршрут ученика начальной школы .

Обучающиеся, конечно, не всегда выполняют все, что запланировано в программе по профессиональной ориентации в школе. К сожалению, достаточно часто они воспринимают таблицы как очередное ни к чему не обязывающее анкетирование (несмотря на все усилия педагогов по разъяснению важности данной работы для самого ученика). Также и не все родители понимают значимость планирования деятельности, считая это пустой тратой времени.

Необходима терпеливая и постоянная разъяснительная работа, ознакомление родителей с программой по профессиональной ориентации в школе и требованиям ФГОС общего образования, для того чтобы усилия дали свои плоды и планирование стало неотъемлемой частью школьной жизни каждого ребенка, что, несомненно, в будущем поможет планировать свою жизнь не только в школе и вне образовательной организации.

Временный индивидуальный образовательный маршрут школе

В школе много талантливых и энергичных детей, которым интересно участие в различных мероприятиях, проводимых в образовательной организации и за ее пределами. Причем виды мероприятий порой сильно отличаются друг от друга: подростка могут привлекать и спортивные соревнования, и научно-практические конференции, и танцевальные конкурсы. Реализация процесса социализации детей по ФГОС в рамках программы по профессиональной ориентации в школе ставит перед педагогами следующие вопросы.

Реализация индивидуально – образовательных маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников .

Реализация индивидуально – образовательных маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников.

Сегодня, в период реализации национальной политики в сфере образования, школы находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения.

Несомненно, вопрос формирования учебной мотивации может быть назван центральным, приоритетным. Ведь мотив - источник деятельности, а одним из показателей развития личности ученика является его уровень сформированности учебной мотивации.

Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться.

Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать. От этого зависит потухнет или нет в глазах ребенка пытливый огонёк.

Современная психолого – педагогическая литература называет следующие причины учебных затруднений:

  • неумение учиться;
  • отсутствие интереса к учёбе;
  • неуверенность в своих силах.

Чтобы преодолеть эти затруднения, нужно ориентироваться на внутренние силы ребенка, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, ученику нужна педагогическая поддержка.

Педагогическая поддержка – это педагогическая культура, призванная помочь ребенку в успешном продвижении по своей индивидуальной траектории развития.

Можно выделить три основные составляющие этой культуры:

  • образовательная (обеспечение стандарта образования и высокого уровня знаний);
  • психологическая, основанная на развитии мотивации учения;
  • личностно – ориентированная.

Тенденции составляющих педагогической культуры нашли своё отражение в реализации индивидуально – ориентированной программы (ИОП) учителя по ликвидации пробелов знаний у учащихся, испытывающих трудности в обучении и учащихся с низким уровнем мотивации.

Цели и задачи индивидуально – ориентированной программы:

1.Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся.

2.Психолого – педагогическая поддержка учащихся.

3.Повышение уровня учебной мотивации.

Основными идеями реализации программы являются:

  • реализация государственного стандарта образования, формирование ключевых компетентностей учащихся;
  • индивидуализация процесса обучения;
  • личностный подход;
  • формирование познавательных интересов и потребностей;
  • создание ситуации успеха.

Этапы реализации

Формы и способы деятельности

Практический выход

Диагностический

Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение

Материал для исследования

Аналитико - исследовательский

1.Анализ диагностических работ, анкетирование, наблюдения.

2.Выявление успешности обучения по конкретным темам.

Информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ), индивидуальных затруднениях, учебной мотивации.

Организационно - проектировочный

Поиск путей педагогической коррекции

1.Определение темы ЗУН(знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) учащихся.

2.Выбор форм и способов работы.

4.Составление ИОМ (индивидуально – образовательного маршрута) ученика.

5.Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика.

ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика, пояснение для родителей к ИОМ ученика.

Коррекционный

Работа по ИОМ ученика с целью ликвидации пробелов.

Ликвидация пробелов по предмету.

Итоговый

Анализ работы по коррекции

  • Выявление нереализованного (причины)
  • Определение перспектив для дальнейшей работы
  • Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные.

Диагностический этап работы предполагает проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает материал для исследования и планирования дальнейшей работы.

Аналитико – исседовательский этап дает информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными возможностями (РУВ) учащихся.

На организационно – проектировочном этапе учитель ведет поиск путей педагогической коррекции и составляет ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика, а также пояснения для родителей.

ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития.

(индивидуально – образовательный маршрут)

Ученика (цы) _____ класса (фамилия, имя ученик) учитель ___________________________

Цель : ликвидация пробелов по предмету _________________________________________

Формы контроля

Отметка о выполнении

Родители (ознакомлены)_________________Классный руководитель __________________

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально – образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, где, какие знания, умения, навыки приобретет ребенок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор «своего» домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными с особенностями ребенка.

В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребенка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально – образовательного маршрута).

1.При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.

2.Расширять и осваивать разные приемы развития познавательных интересов детей.

3.Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

4.Обеспечит на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы доброжелательности.

5.Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.

6.Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.

7.Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействия учителя истощает запас нервно – психологической прочности ребенка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

Важность такого подхода в образовании детей очевидна.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществит психолого – педагогическую поддержку ребенка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Обеспечение в школе реализации индивидуально – образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определение цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

В результате работы с индивидуально – образовательными маршрутами учеников заметна положительная динамика качества обучения в классе, повысился уровень общеучебных умения и навыков (логических и коммуникативных), знаний, умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно – познавательной деятельности.

Работа с индивидуально – образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребенку открыть себя как индивидуальность, как личность.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

  • Пропуски занятий по болезни;
  • Слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  • Задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в отсутствие классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
  • Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
  • Прогулы.

Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Мероприятия

1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

2.Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, особенно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь

Обновление по мере необходимости

4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

5.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учеников класса . Лучше вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса

В течение учебного года.

6.Отражать индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года

В повседневной работе удобно использовать таблицы требований по отдельным темам и общему разделу.

Таблица требований