Как найти время сближения при встречном движении. Текстовые задачи. Задачи на движение с решениями. Задачи для самостоятельного решения

В жизни нам часто приходится иметь дело с величинами: расстояние, время, скорость движения, При решении таких задач мы исходим из того, что все тела двигаются с постоянной скоростью и по прямолинейному пути. Это далеко от реальности, но и при таком упрощении реальных условий можно получить вполне удобоваримые результаты, находя значение одной из этих величин по значениям двух других.

Задача 1. От Ленинграда до Таллинна 360 км, автобус проходит это расстояние за 6 ч . Найти скорость движения автобуса.

В этой задаче дано расстояние между городами 360 км, время движения автобуса 6 ч. Требуется найти скорость движения автобуса.

Решение. 360:60=60 (км в час).

Ответ. Скорость автобуса 60 км в час.

Составим и решим обратные задачи.

Задача 2. От Ленинграда до Таллинна 360 км. За какое время проходит автобус это расстояние, если он будет ехать со скоростью 60 км в час?

Решение. 360:60=6 (ч.)

Ответ. Время движения автобуса? ч.

Задача 3. Автобус, двигаясь со скоростью 60 км в час, проходит расстояние от Ленинграда до Таллинна за 6 ч. Найти расстояние от Ленинграда до Таллинна.

Решение. 60*?=360 (км).

Ответ. Расстояние от Ленинграда до Таллинна 360 км.

Если обозначить расстояние через , скорость через, время движения через,то зависимость между расстоянием, скоростью и временем движения можно записать формулами:

2.Задачи на встречное движение.

В жизни мы наблюдаем встречное движение. Если выйдем на улицы города, то увидим, как навстречу друг другу двигаются по тротуару пешеходы, по мостовой – троллейбусы, автобусы, трамваи, легковые и грузовые автомашины, велосипедисты, мотоциклисты. По рекам города ходят навстречу друг другу катера. По железной дороге мимо друг друга проносятся поезда, в небе пролетают самолеты.

Задачи, связанные со встречным движением, разнообразны. Прежде всего выясним, с какими величинами приходится иметь дело, когда происходит встречное движение, и какова зависимость между ними.

Пусть из пунктов А и В выходят одновременно навстречу друг другу два пешехода. Один со скоростью 4 км в час, другой 5 км в час.

4 км в час 5 км в час

За час пешеходы вместе пройдут 4+5=9 (км). Расстояние между ними уменьшится на 9 км. Иначе говоря, они приблизятся друг к другу за час движения на 9 км. Расстояние, на которое приблизятся друг к другу два пешеходы за час, назовем скоростью их сближения. 9 км в час – скорость сближения пешеходов.

Если известна скорость сближения пешеходов, то нетрудно узнать, на сколько уменьшится расстояние между ними за 2 ч, 3 ч движения навстречу друг другу.9*2 = 18 (км) – на 18 км уменьшится расстояние между пешеходами за 2 ч.9*3 = 27 (км) - на 27 км уменьшится расстояние между пешеходами за 3 ч.

С каждым часом расстояние между пешеходами уменьшается. Наступит момент, когда они встретятся.

Пусть расстояние между А и В равно 36 км. Найдем, какое расстояние стало между пешеходами через 1 ч после их выхода из пунктов А и В через 2 ч, 3 ч, 4 ч.

Через 1 ч

Через 2 ч

Через 3 ч

Через 4 ч

36 – 9= 27 (км)

36 – 9*2 = 18 (км)

36 – 9*3 = 9 (км)

38 – 9*4 = 0 (км)

Через 4 ч после выхода из пунктов А и В пешеходы встретятся.

Рассматривая встречное движение двух пешеходов, мы имели дело с такими величинами:

1). Расстояние между пунктами, из которых начинается одновременное движение;

2). Скорость сближения;

3). Время с момента начала движения до момента встречи (время движения).

Зная значение двух из этих трех величин, можно найти значение третьей величины.

В таблице записаны условия задач, которые можно составить о встречном движении двух пешеходов.

Скорость сближения

Время с момента начала движения до момента встречи в час

Расстояние от А до В

Выразим зависимость между этими величинами формулой. Обозначим через – расстояние междуи;– скорость сближения,– время с момента выхода до момента встречи.

В задачах на встречное движение чаще всего скорость сближения не дается, но ее легко можно найти по данным задачи.

Задача. Из двух пунктов А и В вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Один со скоростью 4 км в час, другой – 5 км в час. Встретились они через 3 часа. Найти расстояние между пунктами А и В.

Графическая иллюстрация задачи:

4 км в час 5 км в час

через 3 часа

Чтобы найти расстояние между пунктами иможно скорость сближения умножить на время движения, скорость сближения равна сумме скоростей пешеходов.Формула решения: =(4+5)*3;=27.

Задача 1.

Из поселка и города навстречу друг другу, одновременно выехали два автобуса. Один автобус до встречи проехал 100 км со скоростью 25 км/час. Сколько километров до встречи проехал второй автобус, если его скорость 50 км/час.

    Решение:
  • 1) 100: 25 = 4 (часа ехал один автобус)
  • 2) 50 * 4 = 200
  • Выражение: 50 * (100: 25) = 200
  • Ответ: второй автобус проехал до встречи 200 км.

Задача 2.

Расстояние между двумя пристанями 90 км. От каждой из них одновременно навстречу друг другу вышли два теплохода. Сколько часов им понадобится чтобы встретиться, если скорость первого 20 км/час, а второго 25 км/час?

    Решение:
  • 1) 25 + 20 = 45 (сумма скоростей теплоходов)
  • 2) 90: 45 = 2
  • Выражение: 90: (20 + 25) = 2
  • Ответ: теплоходы встретятся через 2 часа.

Задача 3.

От двух станций, расстояние между которыми 564 км., одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость одного из них 63 км/час. Какова скорость второго, если поезда встретились через 4 часа?

    Решение:
  • 1) 63 * 4 = 252 (прошел 1 поезд)
  • 2) 564 - 252 =312 (прошел 2 поезд)
  • 3) 312: 4 = 78
  • Выражение: (63 * 4 - 252) : 4 = 78
  • Ответ: скорость второго поезда 78 км/час.

Задача 4.

Через сколько секунд встретятся две ласточки, летящие на встречу друг другу, если скорость каждой из них 23 метра в секунду, а расстояние между ними 920 м.

    Решение:
  • 1) 23 * 2 = 46 (сумма скоростей ласточек)
  • 2) 920: 46 = 20
  • Выражение: 920: (23 * 2) = 20
  • Ответ: ласточки встретятся через 20 секунд.


Задача 5

С двух поселков, навстречу друг другу выехали одновременно велосипедист и мотоциклист. Скорость мотоциклиста 54 км/час, велосипедиста 16 км/час. Сколько километров проехал мотоциклист до встречи, если велосипедист проехал 48 км?

    Решение:
  • 1) 48: 16 = 3 (часа потратил велосипедист)
  • 2) 54 * 3 = 162
  • Выражение: 54 * (48: 16) = 162
  • Ответ: мотоциклист проехал 162 км.

Задача 6

Две лодки, расстояние между которыми 90 км, начали движение на встречу друг другу. Скорость одной из лодок 10 км /час, другой 8 км/час. Сколько часов понадобится лодкам, чтобы встретится?

    Решение:
  • 1) 10 + 8 = 18 (скорость двух лодок вместе)
  • 2) 90: 18 = 5
  • Выражение: 90: (10 + 8) = 5
  • Ответ: лодки встретятся через 5 часов.

Задача 7

По дорожке, длинна которой 200 метров, навстречу друг другу побежали два мальчика. Один из них бежал со скоростью 5 м/сек. Какова скорость второго мальчика, если встретились они через 20 сек?

    Решение:
  • 1) 20 * 5 = 100 (метров пробежал первый мальчик)
  • 2) 200 - 100 = 100 (метров пробежал второй мальчик)
  • 3) 100: 20 = 5
  • Выражение: (200 - 5 * 20) : 20 = 5
  • Ответ: скорость второго мальчика 5 км/сек.

Задача 8

Два поезда выехали навстречу друг другу. Скорость одного из них 35 км/час, другого 29 км/час. Какое расстояние между поездами было сначала, если встретились они через 5 часов?

    Решение:
  • 1) 35 + 29 = 64 (скорсть двух поездов вместе)
  • 2) 64 * 5 = 320
  • Выражение: (35 + 29) * 5 = 320
  • Ответ: расстояние между поездами было 320 км.

Задача 9

Из двух поселков навстречу друг другу выехали два всадника. Скорость одного из них 13 км/час, встретились они через 4 часа. С какой скоростью двигался второй всадник, если расстояние между поселками 100 км.

    Решение:
  • 1) 13 * 4 = 52 (проехал первый всадник)
  • 2) 100 - 52 = 48 (проехал второй всадник)
  • 3) 48: 4 = 12
  • Выражение: (100 - 13 * 4) : 4 = 12
  • Ответ: скорость второго всадника 12 км/час.


Урок математики в 4 классе.

Урок провела учитель начальных классов первой категории Моргачева Наталья Юрьевна

Тема урока: Решение текстовых задач. Движение навстречу друг другу.

Цели урока:

    Образовательная :

    Познакомить учащихся с решением задач на встречное движение. Обеспечить условия для усвоения всеми учащимися понятий скорости сближения.

    Определить уровень восприятия, осмысления и первичного запоминания материала, провести коррекцию уровня сформированности умений и навыков в ходе урока.

    Развивающая : Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать творческие способности.

    Воспитательная : Воспитывать у учащихся чувство уверенности в своих силах.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Вид урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная работа, работа в парах, в группах, самостоятельная работа.

Ход урока:

    Организационый момент.

Слайды 1 - 3

Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)


-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста!
-Какой урок сейчас?
-Проверяем готовность.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

    Актуализация знаний.

Посмотрите на ребус. Отгадайте слово.

Учащиеся читают слово: Задача.

Сделайте вывод. Чем будем заниматься на уроке?

(Будем решать задачи).

Б) – Обратите внимание на формулы. - Объясните, что они обозначают.

(Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.)

(Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость).

(Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время).

В каких единицах измеряется расстояние? (км, м, дм, см).

В каких единицах измеряется время? (ч, мин, с, сут.).

В каких единицах измеряется скорость? (км/ч, м/мин, м/с, км/мин, км/с).

Что такое скорость? (Расстояние, пройденное за единицу времени).

В) – Вспомните, с какой скоростью могут двигаться объекты .

Составьте простые задачи, используя эти данные.

(Составляют задачи и решают устно).

3.Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).

Как называются задачи, в которых используются взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием? (Задачи на движение).

Что такое движение?

Сформулируйте тему урока.

(Задачи на встречное движение).

Какова цель нашего урока? (Научиться решать задачи на встречное движение).

Как вы думаете, все ли мы знаем о встречном движении? Хотелось бы узнать?

4.Открытие нового знания.

Введение понятия «Скорость сближения».

Сначала практически продемонстрируем, как происходит встречное движение.

(2 учащихся показывают, как происходит встречное движение).

Расскажите, как движутся два пешехода. (Одновременно навстречу друг другу)

Что значит «одновременно»? (одинаковое время)

Что происходит с пешеходами, когда они идут навстречу друг другу?

(Они сближаются)

Представим, что скорость одного пешехода – 6 км/ч, а другого – 5 км/ч.

На сколько км они сблизятся за час? (на 11 км/ч).

Как вы узнали? (6 +5=11 км/ч).

Ребята, то, что мы с вами сейчас определили при встречном движении называется скоростью сближения.

Сделайте вывод, что такое скорость сближения. (Запись на доске и в тетрадях:

V= V1 + V2)

5. Первичное закрепление.

Решение задачи №.

Задача 1

6. Физкультминутка

7. Первичное закрепление.

Послушайте условия задачи.

А) От двух противоположных берегов поплыли одновременно навстречу друг другу две черепахи и встретились через 5 часов. Одна черепаха плыла со скоростью 29 км/ч, а другая 35 км/ч. Какое расстояние было между черепахами?

Как двигались черепахи?

Д. Навстречу друг другу.

Как это показано на чертеже?

Д. Стрелками.

Что известно о времени их выхода?

Д. Они вышли одновременно.

Как обозначено место встречи?

Д. Флажком.

Сколько времени будет плыть до встречи каждая черепаха?

Д. 5 часов каждая черепаха будет плыть до места встречи.

Известны ли скорости черепах?

Д. Известны, одна черепаха плывет со скоростью 29 км/ч, а другая со скоростью 35 км/ч.

Какая из черепах проплывет до встречи большее расстояние? Почему?

Д. Вторая черепаха. Она плыла с большей скоростью, а времени затратила столько же, сколько и первая черепаха.

Что же требуется узнать?

Д. Расстояние между черепахами.

Как видим по чертежу, часть этого расстояния проплыла одна черепаха, а другую часть – другая черепаха. Покажи эти части на чертеже? Как узнать расстояние между черепахами?

Д. Сначала узнать, какое расстояние проплыла за 5 часов одна черепаха, затем расстояние, которое проплыла вторая черепаха, после этого можно будет узнать все расстояние.

Запишите решение задачи (1 ученик работает у доски).

Эту задачу можно решить другим способом. (Кто хочет побыть черепахой?)

Покажите откуда вы начали движение. Вы начали движение одновременно и плыли один час. Сколько км проплыли за час обе черепахи.

Д. 64 км. (или на сколько сблизились обе черепахи за один час: скорость сближения.)

Прошел второй час. На сколько км еще сблизились черепахи?

Д. Еще на 64 км. … и так далее.

Кто догадался, как по другому решить задачу?

Запишите решение задачи.

Послушайте условие следующей задачи.

От двух противоположных берегов, расстояние между которыми 320 км, одновременно навстречу друг другу поплыли две черепахи. Одна черепаха плыла со скоростью 29 км/ч, а другая 35 м/ч. Через сколько часов черепахи встретились?

Как узнать через, сколько часов черепахи встретились? (Сначала узнаем скорость сближения, а потом расстояние разделим на скорость и узнаем время.)

Запишите решение задачи.

От двух противоположных берегов, расстояние между которыми 320 км, поплыли одновременно на встречу друг другу две черепахи и встретились через 5 часов. Одна черепаха плыла со скоростью 29 км/ч. С какой скоростью плыла другая черепаха?

(Два способа решения: 1 способ. (320-29х5):5=35 2 способ. 320:5- 29 = 35)

Запишем формулу нахождения скорости сближения.

8. Самостоятельная работа

1 вариант

2 вариант

7. Рефлексия. - Чему учились на уроке? Что узнали нового? Что такое скорость сближения?

Как оцениваете свою работу на уроке?

10. Домашнее задание.

Составить задачу на встречное движение.

(Дополнительное задание)

    Какое расстояние проехал всадник за 3 часа, если его скорость 18 км/ч? (18*3=54)

    Сколько часов в 240 минут? (240:60=4)

    Чему равна длина прямоугольника, если его площадь 42 см2, а ширина 6 см? (42:6=7)

    Чему равен периметр квадрата со стороной 12 дм? (12*4=48 дм)

    Сколько см в 3 м? (300 см)

    Сколько минут потратила гусеница, если она преодолела расстояние в 40 дм со скоростью 2 дм/мин? (40:2=20 мин)

    Найдите площадь квадрата со стороной 4 см? (4*4=16 см2)

    Через сколько часов встретятся два поезда, если расстояние между ними 900 км, а скорости равны 45 км/ч и 55 км/ч? (900: (45+55) =9 ч)

Для начала вспомним формулы, которые используют при решении подобных задач: S = υ·t , υ = S: t , t = S: υ
где S – расстояние, υ – скорость движения, t – время движения.

Когда два объекта движутся равномерно с разными скоростями, то расстояние между ними за каждую единицу времени или увеличивается, или уменьшается.

Скорость сближения – это расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени.
Скорость удаления – это расстояние, на которое удаляются объекты за единицу времени.

Движение на сближение встречное движение и движение вдогонку . Движение на удаление можно разделить на два вида: движение в противоположных направлениях и движение с отставанием .

Трудность для некоторых учеников заключается в том, чтобы правильно поставить «+» или «–» между скоростями при нахождении скорости сближения объектов или скорости удаления.

Рассмотрим таблицу.

Из неё видно, что при движении объектов в противоположные стороны их скорости складываются . При движении в одну сторону – вычитаются .

Примеры решения задач.

Задача №1. Две автомашины движутся навстречу друг другу со скоростями 60км/ч и 80 км/ч. Определите скорость сближения машин.
υ 1 = 60 км/ч
υ 2 = 80 км/ч
Найти υ сб
Решение.
υ сб = υ 1 + υ 2 – скорость сближения в разных направлениях )
υ сб = 60 + 80 = 140 (км/ч)
Ответ: скорость сближения 140 км/ч.

Задача №2. Из одного пункта в противоположных направлениях выехали две автомашины со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. Определите скорость удаления машин.
υ 1 = 60 км/ч
υ 2 = 80 км/ч
Найти υ уд
Решение.
υ уд = υ 1 + υ 2 – скорость удаления (знак «+» так как из условия понятно, что машины движутся в разных направлениях )
υ уд = 80 + 60 = 140 (км/ч)
Ответ: скорость удаления 140 км/ч.

Задача №3. Из одного пункта в одном направлении выехали сначала автомобиль со скоростью 60 км/ч, а затем мотоцикл со скоростью 80 км/ч. Определите скорость сближения машин.
(Видим, что здесь случай движения вдогонку, поэтому находим скорость сближения)
υ ав = 60 км/ч
υ мот = 80 км/ч
Найти υ сб
Решение.
υ сб = υ 1 – υ 2 – скорость сближения (знак «–» так как из условия понятно, что машины движутся в одном направлении )
υ сб = 80 – 60 = 20 (км/ч)
Ответ: скорость сближения 20 км/ч.

То есть название скорости – сближения или удаления – не влияют на знак между скоростями. Имеет значение только направление движения .

Рассмотрим другие задачи.

Задача № 4. Из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 ч?
υ 1 = 5 км/ч
υ 2 = 4 км/ч
t = 3 ч
Найти S
Решение.
в разных направлениях )
υ уд = 5 + 4 = 9 (км/ч)

S = υ уд ·t
S = 9·3 = 27 (км)
Ответ: через 3 ч расстояние будет 27 км.

Задача № 5. Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 36 км. Скорость первого 10 км/ч, второго 8 км/ч. Через сколько часов они встретятся?
S = 36 км
υ 1 = 10 км/ч
υ 2 = 8 км/ч
Найти t
Решение.
υ сб = υ 1 + υ 2 – скорость сближения (знак «+» так как из условия понятно, что машины движутся в разных направлениях )
υ сб = 10 + 8 = 18 (км/ч)
(время встречи можно рассчитать по формуле)
t = S: υ сб
t = 36: 18 = 2 (ч)
Ответ: встретятся через 2 ч.

Задача №6. Два поезда отошли от одной станции в противоположных направлениях. Их скорости 60 км/ч и 70км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 260 км?
υ 1 = 60 км/ч
υ 2 = 70 км/ч
S = 260 км
Найти t
Решение .
1 способ
υ уд = υ 1 + υ 2 – скорость удаления (знак «+» так как из условия понятно, что пешеходы движутся в разных направлениях )
υ уд = 60 + 70 = 130 (км/ч)
(Пройденное расстояние находим по формуле)
S = υ уд ·t t = S: υ уд
t = 260: 130 = 2 (ч)
Ответ: через 2 ч расстояние между ними будет 260 км.
2 способ
Сделаем пояснительный рисунок:

Из рисунка видно, что
1) через заданное время расстояние между поездами будет равно сумме расстояний, которые прошли каждый из поездов:
S = S 1 + S 2 ;
2) каждый из поездов ехал одинаковое время (из условия задачи), значит,
S 1 =υ 1 · t —расстояние которое проехал 1 поезд
S 2 =υ 2 · t — расстояние которое проехал 2 поезд
Тогда,
S = S 1 + S 2
= υ 1 · t + υ 2 · t = t · (υ 1 + υ 2) = t · υ уд
t = S: (υ 1 + υ 2) — время за которое оба поезда проедут 260 км
t = 260: (70 + 60) = 2 (ч)
Ответ: расстояние между поездами будет 260 км через 2 ч.

1. Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 18 км. Скорость одного из них 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов они встретятся? (2 ч)
2. Два поезда отошли от одной станции в противоположных направлениях. Их скорости 10 км/ч и 20 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 60 км? (2 ч)
3. Из двух сел, расстояние между которыми 28 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого 4 км/ч, скорость второго 5 км/ч. На сколько километров за час пешеходы сближаются друг с другом? Какое расстояние будет между ними через 3 часа? (9 км, 27 км)
4. Расстояние между двумя городами 900 км. Два поезда вышли из этих городов навстречу друг другу со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. На каком расстоянии друг от друга были поезда за 1 час до встречи? Есть ли в задаче лишнее условие? (140 км, есть)
5. Велосипедист и мотоциклист выехали одновременно из одного пункта в одном направлении. Скорость мотоциклиста 40 км/ч, а велосипедиста 12 км/ч. Какова скорость их удаления друг от друга? Через сколько часов расстояние между ними будет 56 км? (28 км/ч, 2 ч)
6. Из двух пунктов, удаленных друг от друга на 30 км, выехали одновременно в одном направлении два мотоциклиста. Скорость первого 40 км/ч, второго 50 км/ч. Через сколько часов второй догонит первого?
7. Расстояние между городами А и В 720 км. Из А в В вышел скорый поезд со скоростью 80 км/ч. Через 2 часа навстречу ему из В в А вышел пассажирский поезд со скоростью 60 км/ч. Через сколько часов они встретятся?
8. Из села вышел пешеход со скоростью 4 км/ч. Через 3 часа вслед за ним выехал велосипедист со скоростью 10 км/ч. За сколько часов велосипедист догонит пешехода?
9. Расстояние от города до села 45 км. Из села в город вышел пешеход со скоростью 5 км/ч. Через час навстречу ему из города в село выехал велосипедист со скоростью 15 км/ч. Кто из них в момент встречи будет ближе к селу?
10. Старинная задача. Некий юноша пошел из Москвы к Вологде. Он проходил в день 40 верст. Через день вслед за ним был послан другой юноша, проходивший в день 45 верст. Через сколько дней второй догонит первого?
11. Старинная задача . Собака усмотрела в 150 саженях зайца, который пробегает в 2 минуты по 500 сажен, а собака за 5 минут – 1300 сажен. Спрашивается, в какое время собака догонит зайца?
12. Старинная задача . Из Москвы в Тверь вышли одновременно 2 поезда. Первый проходил в час 39 верст и прибыл в Тверь двумя часами раньше второго, который проходил в час 26 верст. Сколько верст от Москвы до Твери?

В задачах на движение обычно используются формулы, выражающие закон равномерного движения, т.е.

s = v · t.

При составлении уравнений в таких задачах удобно использовать геометрическую иллюстрацию процесса движения.

При движении по окружности удобно пользоваться понятием угловой скорости, т.е. угла, на который поворачивается вокруг центра движущийся объект за единицу времени. Бывает, что для усложнения задачи, ее условие формулируют в разных единицах измерения. В таких случаях для составления уравнений необходимо выразить все данные значения через одну и ту же единицу измерения.

Источником составления уравнений в задачах на движение служат следующие соображения:

1) Объекты, начавшие движение навстречу друг другу одновременно, движутся до момента встречи одинаковое время. Время, через которое они встретятся, находят по формуле

t = s/(v 1 + v 2) (*).

2) Если одно тело догоняет другое, то время, через которое первый догонит второго, вычисляется по формуле

t = s/(v 1 – v 2) (**).

3) Если объекты прошли одинаковое расстояние, то величину этого расстояния удобно принять за общее неизвестное задачи.

4) Если при одновременном движении двух объектов по окружности из одной точки, один из них догоняет в первый раз другого, то разность пройденных ими к этому моменту расстояний равна длине окружности

5) Для времени новой встречи при движении в противоположных направлениях получим формулу (*), если в одном направлении – то формулу (**).

6) При движении по течению реки скорость объекта равна сумме скоростей в стоячей воде и скорости течения. При движении против течения скорость движения есть разность этих скоростей.

Аналитическое решение задач на движение

Задача 1.

Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу и через 3 часа 20 минут встретились. Сколько времени понадобилось каждому пешеходу, чтобы пройти все расстояние, если известно, что первый пришел в пункт, из которого вышел второй, на 5 часов позже, чем второй пришел в пункт, откуда вышел первый?

Решение.

В этой задаче нет никаких данных о пройденном расстоянии. Это является ее главной особенностью. В таких случаях будет удобно принять за единицу все расстояние, тогда скорость первого пешехода будет равна
v 1 = 1/x, а второго – v 2 = 1/y, где x часов – время в пути первого, а y – время в пути второго пешеходов.

Условия задачи позволяют составить систему уравнений:

{3⅓ · 1/x + 3⅓ · 1/y = 1,
{x – y = 5.

Решая эту систему, получим, что y = 5, x = 10.

Ответ: 10 часов и 5 часов.

Задача 2.

Из пункта А в пункт В выехал велосипедист. Через 3 часа навстречу ему из пункта В выехал мотоциклист, со скоростью в 3 раза большей, чем скорость велосипедиста. Встреча велосипедиста и мотоциклиста происходит посередине, между пунктами А и В. В случае выезда мотоциклиста позже велосипедиста на 2 часа, их встреча произошла бы на 15 километров ближе а пункту А. Найти расстояние АВ.

Решение.

Сделаем иллюстрацию к задаче (рис. 1).

Пусть АВ = s км, v км/ч – скорость велосипедиста, 3v км/ч – скорость мотоциклиста.

t 1 = 0,5 s/v часов – время до встречи велосипедиста,

t 2 = 0,5 s/3v часов – время до встречи мотоциклиста.

По условию t 1 – t 2 = 3, значит 0,5 s/v – 0,5s / 3v = 3, откуда s = 9v.

Если бы мотоциклист выехал на 2 часа позже велосипедиста, то они встретились бы в точке F.

AF = 0,5s – 15, BF = 0,5s + 15.

Составим уравнение: (0,5s – 15)/v – (0,5s + 15)/3v = 2, откуда s – 60 = 6v.

Получим систему уравнений:

{s = 9v,
{s = 60 + 6v.

{v = 20,
{s = 180.

Ответ: v = 20 км/ч, s = 180 км.

Графический метод при решении задач на движение

Существует и графический метод решения заданий. Рассмотрим применение этого метода для решения задач на движение. Графическое изображение функций, описывающих условие задачи – зачастую очень удобный прием, который позволяет наглядно представить ситуацию задачи. Так же он позволяет составить новые уравнения или заменить алгебраическое решение задачи чисто геометрическим.

Задача 3.

Пешеход вышел из пункта А в пункт В. Вслед за ним из пункта А выехал велосипедист, но с задержкой в 2 часа. Еще через 30 минут по направлению к пункту В выехал мотоциклист. Пешеход, велосипедист и мотоциклист двигались в пункт В без остановок и равномерно. Через некоторое время после того, как выехал мотоциклист, оказалось, что к этому моменту все трое преодолели одинаковую часть пути от А до В. На сколько минут раньше пешехода велосипедист прибыл в пункт В, если мотоциклист прибыл в пункт В на 1 час раньше пешехода?

Решение.

Для алгебраического решения требуется введение многих переменных и составления громоздкой системы. Графически ситуация, описанная в задаче, представлена на рисунке 2.

Используя подобие треугольников AOL и KOM, а так же треугольников AOP и KON можно составить пропорцию:

x = 4/5 ч = 48 минут.

Ответ: 48 минут.

Задача 4.

Из двух городов навстречу друг другу одновременно вышли два посыльных. После встречи один из них был в пути еще 16 часов, а второй – 9 часов. Определить, сколько времени был в пути каждый посыльный.

Решение.

Пусть время движения до встречи каждого посыльного будет t. По условию задачи строим график (рис. 3).

Аналогично задаче 3, необходимо использовать подобие треугольников.

Значит, 12 + 16 = 28 (часов) – был в пути первый, 12 + 9 = 21 (час) – был в пути второй.

Ответ: 21 час и 28 часов.

Вот мы и разобрали основные методы решения задач на движение. В ЕГЭ они встречаются очень часто, поэтому обязательно практикуйтесь в решении данных задач.

Остались вопросы? Не знаете, как решать задачи на движение?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.