Как научиться писать стихи: советы начинающим. секретов написания стихотворения. Ищи, что тебя вдохновляет

Стихи - это результат творческой деятельности, художественная речь, организованная определенным образом, особая эмоционально окрашенная форма выражения мысли. Стихотворение часто понимают как последовательность слов, отличающихся наличием ритма и созвучия.

Теория стихосложения

Чтобы понять, как сочинять стихи, необходимо знать элементарные правила. Важным признаком поэзии является наличие рифмы. Строится она чаще всего на созвучии в окончаниях слов. При написании нужно придерживаться соблюдения стихотворного размера и структуры строф.

Стихотворный размер (ритм)

Это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги. Для людей, знающих, как сочинить стих, совершенно очевидно, что очень важно придерживаться одного ритма, не сбиваться с него. К основным относятся ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест.

Важным моментом является наличие воображения, поэтому нужно попытаться абстрагироваться от окружающей реальности или, напротив, погрузиться в нее, если лирика этого требует. Для того чтобы понять, как сочинять стихи, человек должен уметь наблюдать, замечать и выделять все интересное, яркое, впечатляющее, уметь подбирать выразительные слова.

Когда готова основа, можно приступать к созданию стихотворения, трансформации душевного порыва в цельное и логичное произведение.

Спустя некоторое время после написания произведения важно посмотреть на него как бы со стороны, оценить, подкорректировать. Это должны делать авторы сами. Сочиненные стихи должны быть гармоничными, эмоциональными.

В итоге должен получиться качественный продукт поэтического творчества, созданный при помощи эмоционального восприятия и логического осмысления и основанный на научных знаниях о технике стихосложения.

Когда нужно начинать обучение рифмоплетству

Научиться писать стихи может не каждый. Часто можно услышать, что поэтами рождаются и что никакое обучение не может помочь. Известно, что существуют врожденные особенности чувственного восприятия, которые способствуют достижению успехов в поэтической деятельности. Но при этом считается, что подобной одаренностью обладают многие люди. Основным доказательством служит то, что большинство детей и подростков тяготеют к написанию стихотворений. Но с возрастом это влечение ослабевает или исчезает вовсе. В любом случае учить слагать рифмы следует начинать с самого раннего возраста.

Первое знакомство ребенка с поэзией происходит в самом раннем возрасте. С рождения кроха слышит первые стихотворные произведения. Как правило, это народное творчество: колыбельные, пестушки, потешки. Малыш еще не способен понять смысл, но он уже знакомится с красотой родной речи, ее мелодичностью, учится чувствовать рифму и размер. Потом происходит знакомство с детскими стишками, например, Агнии Барто и Самуила Маршака. Для первой встречи с поэзией необходимо выбирать только хорошие, качественные произведения.

Особенности детского поэтического творчества

Юные поэты живее, ярче способны воспринимать поэтическое слово. Связано это с их непосредственностью, способностью видеть окружающий мир в разнообразных красках и замечать то, на что взрослые уже давно внимания не обращают. Все это явственно выражают стихи, сочиненные детьми.

Если б только мы умели

Понимать язык зверей,

То услышали б, наверно,

Что щебечет воробей,

Что лягушки на болоте

Громко выразить хотят,

Почему, когда уснете,

Мыши под полом пищат,

Что в листве поет синица,

И зачем защелкал клест,

Почему сове не спится,

Что мурлычет серый кот,

И зачем в тиши лесной

Громко плачет козодой.

Все дети сочиняют стихи, получая при этом необычайное, огромное удовольствие от собственного рифмоплетства, от радости создания своего произведения. Стихотворения, написанные ребенком, отличаются образностью, красочностью. Корней Чуковский говорил: «В начале жизни мы все - стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».

Игры и упражнения для детей

Для того чтобы помочь ребенку научиться писать стихи, рекомендуется несколько упражнений. Например, игра в рифму. Мама, читая знакомый стишок, останавливается в конце строчки, давая возможность крохе самому закончить ее, произнести знакомое слово. С возрастом, когда словарный запас малыша становится все шире, игра в рифмы происходит аналогичным образом, с той лишь разницей, что подбираются незнакомые произведения. Важно, чтобы слова были понятны ребенку, а созвучия были простыми, легко угадываемыми. Для этих же целей замечательно подходят загадки в стихотворной форме, где отгадка является зарифмованной. Подобные занятия будут подталкивать юного поэта к собственному творчеству.

Вот, например, стихи, сочиненные детьми.

Барабан

Пойду я с ним в дорогу,

Побью на нем тревогу,

Походный марш пробью на нем

В любое время: ночью, днем.

Посуда

Не бросай тарелку маме,

А помой ее руками,

Руки будут чистые,

Белые, душистые.

Буриме

Для того чтобы получить больше опыта и попрактиковаться в написании стихов, существует литературная игра - буриме. Суть ее состоит в том, что необходимо сочинить стихи на заданные рифмы. Слова стараются подбирать трудно сочетаемые, порой даже неожиданные. В редком случае их позволительно склонять, менять местами. Иногда задание усложняется еще привязкой к определенной тематике. Чаще всего произведения получаются легкими, шуточными. Подходит игра для людей любого возраста.

Развитие поэтического таланта у детей

Ярчайшие первые впечатления (знакомство с природой, техникой, предметами искусства), новые чувственные ощущения у каждого человека индивидуальны. И они во многом влияют на формирование неповторимой человеческой личности, уникального склада ума, души. Дети сочиняют стихи не только для себя, для своего удовольствия. Они любят посвящать их близким людям.

В качестве примера приведем сочиненные стихи про весну.

Еще стоят на улице морозы,

И ярко лед сверкает на катке,

А рядом, на заснеженном лотке,

Пушистые созвездия мимозы.

Она нарочно расцвела сегодня,

Чтоб у тебя повиснуть в волосах,

Веселым отблеском мелькнуть в глазах,

Морозный воздух чтоб вдохнуть свободно.

И пусть тиха капели дребедень,

Пускай еще на улице морозы,

Приветствуя весну и женский день.

Впрочем, если бы критики оценивали последнее стихотворение, сказали бы, что при написании поэзии необходимо избегать банальных рифм. Стихи ценятся не только за умелый подбор созвучий, но и за оригинальность оформления, новизну и непосредственность.

Существует ряд нежелательных рифм, к ним относятся:

Тривиальные рифмы: любовь - кровь, морозы - мимозы;

Глагольные рифмы: пойдет - найдет, быть - забыть;

Приблизительные рифмы, в которых встречается несовпадение гласных или согласных звуков, вызывающие неточность звучания: хвалится - пятится.

При написании стихотворения важно помнить, что в каждом произведении рифма должна быть оригинальной. Если вдруг не получается найти созвучные слова, стоит перефразировать предложение, поменять строки местами. Что же касается стихотворного размера и структуры строф, тут уже автор вправе выбирать то, что соответствует его желаниям, настроению.

Помощники

Для тех, кто не знает, как сочинить стих, но очень хочет научиться, существует огромное множество программ и сайтов-помощников. Воспользовавшись ими, можно подобрать созвучное слово, найти недочеты и ошибки в своих произведениях. Когда мы сочиняем стихи сами, мы обогащаем свой внутренний мир. В самом начале поэтического творчества можно прибегнуть к помощи таких ресурсов и программ, но в дальнейшем злоупотреблять ими все же не стоит. Ведь каждый автор должен иметь собственный неповторимый стиль, а не пользоваться шаблонными заготовками.

Итак, как сочинять стихи? Трудно объяснить это человеку, который никогда подобным не занимался. Поэтому самый лучший совет, который мы можем дать: просто возьмите ручку, листок бумаги и попробуйте создать свое первое поэтическое произведение!

«Нет никаких правил для того, чтобы человек писал стихи. Поэтом называется человек, который именно и создаёт эти поэтические правила». В. Маяковский

Если вы вдруг решили развить в себе литературный талант, а поэзия в вашем понимании - прекрасное, тонкое ремесло, то эта статья - именно то, что нужно. Искусство свободно и не имеет рамок, ограничивающих поток вдохновения. Однако чтобы стать признанным поэтом в будущем, нужно стать профессиональным творцом в настоящем. А приведённые ниже советы помогут понять, как научиться писать стихи.

Что такое поэзия? Если говорить просто - это выражение чувств автора , отклик души на происходящие события.

Если вы способны на тонком, эмоциональном уровне взаимодействовать с миром, половина пути пройдена. Итак, что же нужно делать начинающему поэту, чтобы однажды проснуться известным лириком?

Найдите свою творческую нишу

Задайтесь вопросом, что вам интересно? Какие вещи волнуют и задевают за живое? О чём хочется сказать? Сфера интересов обозначит основные темы для поэтических произведений. Хотите писать про нежные любовные чувства - пишите. Хотите про смерть и скорбь - пишите. Не ограничивайте себя. Важно всегда быть откровенным и честным автором и говорить только то, что имеет ценность именно для вас. Не гонитесь за актуальными темами ради притока аудитории. Пишите про то, в чём разбираетесь, - именно так вы привлечёте своего читателя.

Читайте как можно больше

Найти красивую и точную рифму, не имея богатого словарного запаса, невозможно. Выберите авторов (не только лириков, но и прозаиков), чей стиль вас привлекает. Если заумная классика даётся тяжело, начните с современных творцов и постепенно наращивайте собственный культурный интеллект.

Выучите пару понравившихся стихотворений. Составьте словарик синонимов . Ваше призвание - научиться литературному ремеслу. Увеличение словарного запаса обогатит не только ваши литературные тексты, но и вашу устную речь.

Анализируйте

Не просто проглатывайте книгу за книгой, а подмечайте красивые фразы и выражения , точные сравнения и необычные метафоры. Не бойтесь делать пометки и записывать собственное мнение о прочитанном. Запомните: не каждый автор должен вам понравиться, и не каждое произведение любимого лирика/прозаика должно привести в восторг. Искать ошибки - тоже часть анализа. Не забывайте читать объёмные разборы в литературных журналах - это поможет глубже понять смысл произведения.

Часто бывает так, что новички перенимают особенности творчества признанных литераторов. Это абсолютно нормально. Пока у вас не выработался собственный стиль (а это путь долгий и тернистый), вы будете находить мотивы любимых авторов в своём творчестве.

Окружающий мир - огромное поле для выращивания новых тем. Все сравнения и необычные метафоры, которые вы будете использовать в стихотворениях, придут из внешнего мира. Будьте чутки ко всему. Пробуйте, нюхайте, слушайте.

Впитывайте в себя эмоции и ощущения . Чем больше вы знаете о мире, тем богаче ваш опыт. Делитесь с окружающими своими чувствами. Будьте открыты для диалога со всем новым и необычным для вас. Поэт - это ребёнок, которому интересно абсолютно все.

Покажите всем

Первые читатели всех новичков - друзья и родные. Не бойтесь показывать своё творчество другим людям. Взгляд со стороны выявит ваши слабые и сильные стороны. Однако, если желание заниматься поэзией серьёзное, не помешает показать свои работы профессиональному лирику, который в силу своего опыта сможет указать на ошибки.

Сегодня можно свободно публиковаться в сети. В Интернете есть огромное количество творческих площадок, где вы не только получите заряд мотивации, но и найдёте друзей по интересам. Перед регистрацией подумайте о подходящем псевдониме, ведь именно по нему вас будут узнавать люди.

Этот пункт тесно связан с предыдущим. Всегда страшно показывать своё творчество. Особенно неприятно получать негативные отзывы. Но вы не должны опускать руки. Проанализируйте отклики на ваши произведения .

Что это: обоснованная критика или просто нелестные высказывания в попытке обидеть? Людям может не понравиться то, что вы делаете. Но если это нравится вам, то продолжайте. И главное - не бойтесь ошибаться, ведь, чтобы написать хорошо, нужно сначала написать плохо.

Заведите блокнот

Часто вдохновение приходит внезапно. Новая цепляющая строчка или необычное сравнение - все творческие вспышки нужно записывать , иначе они испарятся через мгновение. Фиксируйте ваши мысли, обрывки разговоров, цитаты из фильмов и книг, новые идеи. Обращайте внимание на все, что вас волнует. Зацепитесь и запишите. Пополняйте собственную библиотеку выражений и рассуждений.

Часто бывает так, что из поэтов вырастают чуткие и нежные прозаики, чьи выражения и слова вызывают восторг у читателя. Пробуйте себя и в написании прозы. Творите, когда появится свободная минутка, а для этого всегда носите с собой творческий блокнот.

Правьте

Не ставьте точку раньше времени.

  1. Написать стихотворение - это полпути . Перечитайте его несколько раз вслух: не сбит ли ритм, все ли рифмы удачно вписаны в произведение. Следите за тем, чтобы в вашем литературном детище не было строк, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Каждое слово должно чётко вписываться в общую картину и наполнять историю смыслом. Не нужно подбирать рифму только для того, «чтобы была».
  2. Если процесс застопорился , отдохните и вернитесь к стихотворению чуть позже. Если автор будет через силу дописывать своё произведение, читатель это почувствует. «Мёртвых» лирических всплесков огромное количество. Хорошенько подумайте над концовкой: обычно это главная часть произведения, которая способна вызвать сильнейшие эмоции. Если вам важно качество, не бойтесь править, вычёркивать, добавлять. Да, это займёт намного больше времени, но зато каждое слово будет бить точно в цель, пробираться к самому сердцу читателя.
  3. Ещё один важный момент . При вычитке подумайте, всё ли ясно аудитории, просматривается ли главный смысл произведения. Лирик должен писать понятно. Заковыристые отсылки приведут только к тому, что читатель просто не поймёт, о чём вы хотели сказать, и вы его потеряете. Научитесь четко излагать свои мысли.

Уделите время упражнениям

В Интернете и в книгах, прокачивающих навыки, есть масса полезных упражнений для тренировки литературного таланта. Например, в свободное время возьмите любое слово и придумайте к нему как можно больше рифм. Для большего азарта привлеките к игре друга.

Выберите определённую тему и запишите к ней ассоциативный ряд, после этого сочините небольшое стихотворение из представленных слов. При сочинении строк избегайте главных ошибок:

  • Рифмуются близкие по смыслу или однокоренные слова.
  • В тексте слишком много рифм-действий (глаголов).
  • В одном стихотворении присутствуют рифмы разных типов: точные, неточные, ассонансные, диссонансные.
  • Рифмой считаются слова, у которых один звук совпадает по звучанию.

Также можете попрактиковать такую игру: придумайте строчку и пишите, пишите, пишите, стараясь сохранить размер, ритм и рифму. Не стоит гнаться за смыслом. Важно научиться чувствовать слово.

Начните переписываться стихотворными строчками, ведите диалог, рифмуя реплики собеседника. Это не только повысит ваше литературное мастерство, но и гарантированно поднимет настроение.

Пишите. Пишите. Пишите

Практика - единственный способ научиться хорошо писать. Пробуйте себя в различных жанрах (белый стих, акростих, смешанный стих, верлибр и т. д.). Рассмотрите все размеры (ямб, хорей, амфибрахий, анапест и др.) и рифмовки (опоясывающая, перекрёстная, смежная и пр.).

Со временем вы заметите, что в ваших стихотворениях появились уникальные образы, любимые сравнения и эпитеты. Долгая и упорная работа приведёт к формированию вашего авторского стиля. В чём будет ваша «изюминка», решать только вам! Создавайте целостные картины, в которых читатель сможет утонуть. Оттачивайте своё слово. Экспериментируйте и пробуйте новое. Только так вы поймёте, как правильно писать стихи.

Если в ваших планах не стоит пункт «стать известным лириком», но вдруг понадобилось сочинить оригинальное поздравление или песню для друга, коллеги или родственника, в этом нет ничего сложного.

Все, что вам нужно: немного свободного времени и словарь рифм русского языка (его можно найти в сети и скачать на компьютер).

  1. Если вам необходимо придумать строки, которые впоследствии лягут на мелодию, послушайте это мелодию и определите ритмический рисунок (от этого будет зависеть размер вашего произведения).
  2. Далее: откройте словарь синонимов и найдите слова, которые подходят к вашей теме. Выберите из списка подходящие к ним рифмы. Всё - окончания ваших поэтических строчек готовы.
  3. Теперь осталось дописать остальное, соблюдая ритм. Ничего сложного! Так вы сможете креативно и необычно поздравить дорогого человека.

Стать поэтом может каждый, но на самом деле не каждому это нужно. Создание лирических произведений - долгий путь. Человек должен постоянно работать, начинать новые произведения, жить своим творчеством. Будьте готовы к годам неуёмного труда, стопкам черновиков и неудачных произведений.

В мире огромная конкуренция на творческих платформах, и выделиться из толпы непросто. Если поэзия - это то, в чём вы хотите преуспеть, трудитесь, показывайте себя, участвуйте в литературных конкурсах, улучшайте свои навыки, пробуйте новые жанры. Стремитесь к своей мечте, деритесь за неё, и однажды проснётесь известным лириком.

Удачи!

Видео

Из этого видео вы узнаете азы стихосложения. Хорей.

Осваиваем ямб.

В этом видео разговор пойдет о рифме.

О типичных ошибках начинающих поэтов вы узнаете из этого видео.

Это видео поможет вам понять, как писать хорошие стихи.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Рецензии

Дмитрий, статья интересная, но требует времени для её анализа и восприятия правильности выводов. Поэзия - такое объёмное понятие, и иногда строки имеющие все "атрибуты" стихотворения к поэзии причислить нельзя. С другой стороны строгого определения поэтичности произведений нет. Похоже это дело вкуса читателя на определённый период его развития как соучастника творчества.
В челом статья понравилась. Конкретные замечания (если Вам интересно) буду помещать по мере обдумывания положений высказанных Вами в этой статье.
С теплом

Спасибо. Мы с Вами старые знакомые по верлибру - помните ли, я Ваш стих в качестве примера здесь использовал - http://www.stihi.ru/2014/12/11/8784
А эта статья - моя первая. В то время я о поэзии мало что читал, и высказал просто свои собственные соображения. Как оказалось впоследствии, я очень верно попал в цель. Например, Вадим Кожинов, известный литературовед, точно так же высказывался о роли атрибутов стиха - о роли рифм и ритмических построений. Я его книгу с похожим названием "Как пишут стихи" нашёл в интернете и скачал на Яндекс диск - http://yadi.sk/i/bFG1Q5aDkRg9e
Вы можете по этой ссылке прочесть её прямо на диске, или скачать. Книга очень интересная.
А сегодня я снова посетил Вашу страничку на стихи.ру, и даже не сразу вспомнил о том, что Вы пишите верлибры, и что мы уже знакомы. Но тем приятнее.
Приятно видеть, что Ваше творчество развивается.

Я же перешёл на свою другую страничку, где и нахожусь под псевдонимом Геннадий Маков. А прежнюю страничку как бы прикрыл - на пенсию вышел, впечатлений поубавилось, тематика стала вторичной, пишу от случая к случаю, на конкурсы и проч.
Потому, из-за недостатка впечатлений, мне очень понравились Ваши непридуманные истории. И сам планирую подобные истории на прозе публиковать.
Даже уже опубликовал кое-что -
Вот так совпадение! Только сейчас заметил - я и назвал свой рассказ так же, как и Вы. "Непридуманные истории".

Теперь и я вспомнил Вас. У меня "не придуманные" написано раздельно (скорее всего из-за упрямства)))). Но если следовать правилам, а не ссылаться на статьи Инета, то можно писать и слитно (можно заменить равнозначным) и раздельно (имеется или ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ противопоставление)
Прочёл Вашу прозу. Технические термины желательно "разжёвывать" читателю.
На фото похоже вакуумный пост для напыления на подложки для электронного микроскопа? Очень похож. Я тоже технарь. И угораздило же меня на старости лет "листы марать".
С теплом

Так и есть. Это не совсем электронный микроскоп, а "электронное зеркало". Электроны подлетают к поверхности совсем близко, отражаются, и затем фокусируются. Таким образом рассматривается рельеф.
Разумеется, самое главное в этом - вакуумная часть. Я тоже, делая дипломную работу, имел дело с вакуумом. Но это не был глубокий вакуум - только форвакуумный насос и масляная откачка. А вот моя жена как раз была специалистом по глубокому вакууму.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Форма речи, которой присущи ритм, метричность, наличие размера и рифмы. Под ритмом здесь понимается некий звуковой порядок построения стихотворных фраз. Самое распространенное на сегодняшний день – силлабо-тоническое. Этот термин означает, что строки должны быть организованы как по количеству слогов, так и по числу ударений.

Вторая важная составляющая стиха – метрическая организация, то есть постоянное чередование ударных и безударных слогов по той или иной системе. В сочетании с дополнительными характеристиками, такими как количество подобных чередований, окончаниями строк и прочими моментами формируется . Способов метрической организации существует множество, однако наиболее распространены пять, из которых два так называемых «двустопных», когда сильный слог через один чередуется со слабым (ямб и ), и три трехстопных (один ударный слог на два безударных) – дактиль, анапест и . Разница между ними заключается в положении ударного слога относительно безударных.

Один из самых известных поэтов Германии Шиллер мог писать стихи, только если чувствовал запах гниющих яблок, поэтому в его кабинете всегда стояла тарелка с испорченными плодами.

Третий атрибут стихотворения – рифма. Видов и способов классификации рифм довольно много, но для начала стоит запомнить, что рифмы бывают мужские, когда падает на последний слог, и женские, когда ударный слог предпоследний. Кроме того, стихи классифицируются по расположению рифм в четверостишии.

Практика и упражнения

Освоив теоретическую часть, можно переходить к практическим упражнениям. Для начала нужно научиться писать правильно. Здесь не столько важно содержание стиха, сколько его форма: вы можете все, что приходит вам в голову, лишь бы научиться автоматически считать слоги и чувствовать ритм. Хорошим упражнением может стать придумывание рифм к первому попавшемуся слову (например, грех - орех, смех, всех).

У начинающих поэтов часто возникают трудности с выбором темы. Именно поэтому большинство написано про любовь - самое поэтическое чувство. Чтобы от них избавиться, попробуйте ассоциативный подход. Возьмите любое слово или понятие и запишите свои ассоциации с ним. Теперь попробуйте описать это явление в стихотворении, используя свои записи. Возможно, с первого раза у вас и не получится шедевр мирового уровня, но после нескольких тренировок вы научитесь с легкостью выстраивать цепочки ассоциаций даже с самыми прозаическими предметами и событиями. Значительную помощь вам может оказать чтение классических стихотворений, например, Пушкина. Имея некоторую теоретическую подготовку, вы сможете по-новому взглянуть на знакомые с детства строчки, понять технику исполнения стиха.

Владимир Маяковский подвергался критике со стороны коллег по поэтическому цеху за то, что писал стихи «лесенкой», так как поэты получали гонорар за каждую строчку, а строк при таком способе получалось намного больше.

Естественно, все эти рекомендации подходят лишь для начального этапа. Чтобы развиться в поэтическом плане, необходимо будет выработать собственный стиль, использовать уникальные образы, ломаный ритм, сложные рифмы. Однако перед тем как научиться сочинять стихи оригинально, необходимо просто научиться писать стихи.

Связанная статья

Источники:

  • О том как сочинять стихи

Иногда необходимо стихи для песни по случаю: на день рождения коллеги или для возлюбленной. Как же сделать это, если вы никогда не писали стихи ? Вот несколько советов, которые помгут вам это сделать.

Вам понадобится

  • Современный словарь рифм русского языка, бумага, ручка, вдохновение и полчаса свободного времени.

Инструкция

Вам нужно за час-два написать или объяснение в , да ещё чтобы оно легло на музыку как . Эта задача выполнимая. Сначала вам следует послушать музыку и определить ритмический , который вы будете использовать. Чаще всего это или простой или смешанный размер.
Сущействуют 5 основных разновидностей ритма: хорей ("Бу?ря мгло?ю не?бо кро?ет ви?хри сне?жные крутя?"), ямб ("Мой дя?дя са?мых че?стных пра?вил"), дактиль ("Ту?чки небе?сные, ве?чные стра?нники"), амфибрахий ("Не ве?тер бушу?ет над бо?ром, не с го?р побежа?ли ? "), анапест ("О, ? без конца? и без кра?ю - без конца? и без кра?ю

Эта статья посвящена тем, кто пишет стихи. Многие уверены в том, что знают, как писать стихи. Что такое поэзия?

Этот вопрос следует задать всем начинающим поэтам. Стихотворение понимают как последовательную речь со стройным порядком и созвучием, как мысль, выраженную в изящной форме, окрашенную чувством… Получается, что поэзия – это специальная форма выражения мысли. Такое представление сущности стихотворения неверное, оно упрощает значимость поэзии.

Люди не осознают поэзию как искусство, и это большая проблема всех, кто к ней обращается.

Никто не будет спорить с тем, что восприятие «серьезной музыки» требует овладения «языком» музыки, определенной подготовки. Есть «легкая поэзия» и «легкая музыка». То и другое воспринимается без особых усилий. Освоение «серьезной поэзии» и «серьезной музыки» (поэзии и музыки классического ряда) – самая трудная работа, которая должна стать духовной потребностью человека.

Сложено спорное мнение о восприятии поэзии. Считается, что для понимания поэзии достаточно научиться читать, следовательно, для написания стихотворения достаточно подобрать нужную рифму.

Сегодняшний книжный рынок заполнен псевдолитературой. Сколько молодых графоманов выставляют свое творчество напоказ, агрессивно, бесцеремонно. Литературный хлам заполонил массовый рынок, СМИ. Что может написать ребенок, воспитанный на графоманской литературе?

Словарь иностранных слов дает такое толкование низкопробному творчеству:

«Графомания – «болезненное пристрастие к писанию, к многословному, пустому, бесполезному сочинительству».

В наше время поэтами называют себя те, кто смог срифмовать несколько строчек. Истинный поэт обладает талантом, но часто его мучают сомнения: имеет ли он право называться поэтом. Непосредственность, напротив, обладает уверенностью и в себе и своем творчестве. Нужны ли обществу посредственные поэты? Учиться писать стихи нужно на истинной поэзии.

В юности многие сочиняют стихи, чтобы выразить свои переживания и эмоции. Пишут стихи на тему событий в стране и мире. Хорошо это или нет? По-моему, никакого вреда от этой попытки не будет. Начинающему поэту требуется определенный опыт, чтобы выработать собственный стиль письма.

Писать стихи сложно, так как нужно знать многие детали и нюансы. Существуют основные правила стихосложения, специфические литературные приемы, без которых невозможно написать стихотворение.

6 секретов написания стихотворения:

Прежде чем писать стихотворения, изучите творчество известных поэтов. Определитесь, какой вид жанра вам ближе? Лирическую поэзию, баллады, стансы (жанр стихотворения, где каждая строфа представляет собой законченную мысль) выбирают люди с тонкой чувствительностью. К публицистическим стихам обращаются те, кого интересует социальная жизнь. Популярными жанрами в читательской среде являются сатирическая, пародийная и юмористическая поэзия. Первое время в ваших стихах может чувствоваться подражание признанным поэтам.

Изучите виды поэтических произведений: белый стих (нерифмованное стихотворение с сохраненным размером и ритмом); акростих (форма стихотворения, при которой первые буквы каждой строки при чтении представляют осмысленное слово, словосочетание: имя, фамилию, понятие…); смешанный стих (произведение, сложенное из разного количества стоп (ритмических групп) в строфах); стихи в прозе (литературный жанр, где присутствуют такие стиховые признаки как небольшой объем, повышенная эмоциональность, но отсутствует рифма и ритм); верлибр (стихотворная форма между стихом и прозой, где нет рифмы, размера, ритмической композиции). Пробуйте себя в разных жанрах! Найдите свой жанр и стиль.

Соблюдайте в стихотворении ритм, размер, рифму! Размер придает звучание и настроение стихотворению. Он определяется по чередованию ударных и безударных слогов в строке стихотворения. Прочитайте ваше любимое произведение и сделайте его анализ на предмет размерности. Бывают двухсложные и трехсложные размеры стихотворений. В двухсложном размере (ямб (ударение падает на второй слог) и хорей (ударение падает на первый слог)) один слог ударный и один слог безударный. В трёхсложном размере (дактиль (ударение падает на первый слог), амфибрахий (ударение падает на второй), анапест (ударение падает на третий слог), один слог ударный и два безударных. Знание стихотворных размеров помогает увидеть и построить поэтический рисунок, заглянуть в «скелет» стихотворения.

Ритм — это цикличное чередование ударных и безударных слогов. Он ощущается при чтении стихотворения. Научитесь чувствовать ритм. Освоение ритмики поможет избежать нескладность стихов. Рифма — это созвучное окончание слов на строчках. К основным видам рифм относятся: мужская (ударение на последнем слоге); женская (ударение на предпоследнем слоге); дактилическая (ударение на третьем слоге от конца стихотворения); гипердактилическая (ударение на четвёртом слоге или далее). Оригинальные рифмы и их органичное вхождение в текст стихотворения передает образ, задуманный поэтом.

Изучите такие поэтические приемы, как аллегория; анафора; метафора; антитеза (противопоставление); гипербола; эпитет; метонимия; восклицание; ирония; градация (усиление); инверсия; каламбур; обращение; олицетворение; рефрен; риторическое обращение; эпифора. Знания приемов помогут вам находить их в творчестве других авторов, применять в собственном произведении.

Читайте и учите наизусть стихи любимых поэтов! Чередуйте чтение классики и современной поэзии. Изучение разных стилей обогатит ваше творчество, лишит его однородности.

Не бойтесь выражать свои эмоции! Только искренние чувства могут затронуть струнки души читателя.

Развивайте свое воображение, образное и ассоциативное мышление!

Изучение поэтических приёмов, размеров, рифм, ритма – процесс сложный и необходимый, он приблизит вас к пониманию своего и чужого творчества.

Воспринять стихотворение часто помогает врожденное чувство поэзии, которое нужно постоянно в себе сохранять и возрождать. Первые впечатления от встречи с природой, искусством, любовью, красотой…, последующие переживания, связанные с этими событиями, глубоко индивидуальны. Каждая личность уникальна по складу ума и души. Ее становление зависит от многих явлений: состояния общества, социального статуса, своеобразия местности, характера среды общения… На формирование личности воздействует конкретная обстановка. Один и тот же факт человек может воспринять по-разному сегодня, завтра, послезавтра (по причине сложившихся обстоятельств, отсутствия настроения…). Разное восприятие, разные выводы, разные характеры… В итоге может получиться обратное: в культурной среде может сформироваться личность, далекая от культуры, а в малограмотной среде – культурная личность.

Поэт – человек самобытный и его формирование идет естественным путем. Это не искусственный процесс.

Многие поэты пишут по общепринятым правилам. Такие «правила игры» лишают стихи естественной речи. Поэт вынужден находить для строк созвучные слова, близкие по значению к теме стихотворения, чтобы сохранить заданный ритм.

Говорят, что поэтом нужно родиться. По мнению Владимира Маяковского

«нет никаких правил для того, чтобы человек писал стихи».

В одной из своих статей В. Маяковский писал, что

«поэтом называется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила».

С ритмической точки зрения стихи А. С. Пушкина отличаются стройностью, организованностью, музыкальностью.

Л. Н. Толстой говорил:

«У Пушкина не чувствуешь стиха; несмотря на то, что у него рифма и размер, чувствуешь, что иначе нельзя сказать».

Каким же должно быть соотношение формы и содержания в поэзии.

Мыслители античности, средневековья, Возрождения в своих трудах о поэзии не разделяли понятия содержания и формы. Строгое разграничение этих понятий было предложено теоретиками начала XIX века. Большое влияние на разделение «содержания» и «формы» оказали труды Гегеля. Содержание включает в себя «внутренние», рожденные в нашем сознании явления от восприятия поэзии (чувства, мысли, образы людей, вещей, событий, природы…)


Форма представляет собой «внешние» элементы — звуки и звуковые повторы, составляющие произведение, ритм, интонация, слова и словосочетания (метафоры, сравнения, эпитеты…), общее строение речи, связь и расположение отдельных частей (композиция).

Почти полтора века четкое разделение содержания и формы является необходимым условием для тех, кто изучает поэзию. Такое разграничение позволяет сделать глубокий анализ произведения.

Однако исследователи поэзии забывают о том, что «содержание» и «форма» – придуманные абстракции и поэтическое произведение существует в единстве понятий.

Что первично в поэзии содержание или форма? Казалось бы, что сначала возникает мысль о том, что писать в стихотворении, и только потом рождается форма. На самом деле это представление считается неверным. Поэт должен вообразить содержание произведения, а затем задать ему нужную форму (подобрать соответствующие рифмы, метафоры, звуки, ритм…).

В стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил…» неразрывно сочетаются и форма и содержание.

Исследователи попробовали изложить это стихотворение в прозе.

«Я вас любил: любовь, быть может, еще не совсем угасла в моей душе; но пусть она больше вас не тревожит, я ничем не хочу вас печалить… В прозе были переставлены слова, которые передают те же чувства. Этот эксперимент разрушил форму, и одновременно исчезло прекрасное содержание, исчезла красота произведения.

Стихи А. С. Пушкина — это гармония из стройного пятистопного ямба, симметричных строк, перекликающихся рифм и звуков, естественного, органического ритмического движения.

В поэзии не может быть формальных деталей, приемов, элементов. Изменение формы (естественного порядка слов) вносит определенный смысл, меняет содержание. Даже небольшой смысловой штрих оказывает влияние на форму.

Строка «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» с момента своего рождения звучала иначе «Все тихо. На Кавказ ночная тень легла…» В черновой рукописи у поэта слова «ночная тень» зачеркнуты, а над ними записаны слова «идет ночная», и слово «легла» осталось без изменений. По мнению С. М. Бонди, слово «легла» было написано беглым почерком, и буква «е» получилась без «петельки» («легла» — «мгла»). В творческом процессе случайное нечеткое написание одного слова привело к появлению нового слова. Две фразы «ночная тень легла» или «идет ночная мгла» имеют совершено разный смысл.

Этот пример говорит о том, что воплотить содержание в форму не просто; содержание не существует до формы и рождается только в ней. Известно, что до формы существует только замысел стихотворения, который нельзя отнести даже к первоначальной стадии написания произведения.

«стих есть необходимая «форма поэтической мысли», которая «одна, прежде и больше всего другого, свидетельствует о действительности и силе таланта поэта».

Есть прекрасный русский поэт Николай Языков (1803-1846), с творчеством которого должен быть знаком каждый читатель и начинающий поэт. Золотой фонд языковской поэзии составляют зрелые стихотворения, созданные в период творческого расцвета: «Рассвет», «Ау», «Весенняя ночь», «К стихам моим», «Весна», «Морское купанье»…

Н. В. Гоголь говорил о поэте:

« Имя Языков пришлось ему не даром. Владеет он языком, как араб диким конем своим, да еще хвастается своею властью… Этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий как луч в душу, весь сотканный из света…»

Стихи Николая Языкова воспринимаются в процессе нарастания эмоционального поэтического «захлеба». Поэт выражает свою мысль одним дыханием…

Имя Евгения Баратынского (1800-1844) стоит рядом с самыми высокими поэтическими именами. «Открытию» поэта послужили его зрелые стихи, которые отличаются стройностью, гармонией, свежестью слога.

Каждому, кто пишет стихи, важно понять значение «Пушкинской эпохи», золотого века русской поэзии, достижения современников Пушкина.

В одном ряду с Пушкиным стоят большие поэты, у которых учился сам Пушкин: Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, Вяземский, Катенин. Важно постичь смысл поэтического наследства непосредственных соратников Пушкина: Боратынского, Языкова, Дельвига, Веневитинова. Нельзя не знать поэтическое творчество Грибоедова, Кюхельбекера, Александра Одоевского и др.

Самые зрелые стихотворения поэтов Пушкинской эпохи — чистое золото русской поэзии.

Известно, что своим зарождением и становлением поэзия обязана устному народному творчеству. Пословицы, прибаутки, поговорки, дразнилки создавались в рифменном оформлении.

Пришел Богдан
Ерша бог дал…
Пришел Вавила
Повесил ерша на вилы…
Пришел Давыд
Стал ерша давить…
Пришел Лазарь
По ерша слазил…
Пришел Селиван
Воды в котел наливал…
Пришел Обросим
Ерша в котел бросил… (прибаутка из сказки о Ерше Ершовиче)

Смысл стихотворной прибаутки заключается в умении создавать рифму. «Написано пером — не вырубишь топором» (пословица), «Наш Борис — из рода крыс» (детская дразнилка)… Стихотворная ритмическая форма подтверждает значимость утверждения.

Стихотворная форма используется и в произведениях, не имеющих большой художественной ценности: лозунгах, рекламных текстах, правилах, поздравлениях…

Нужно различать стихотворчество (подбор рифмованных фраз) от подлинной поэзии (создание гениальных произведений, в которых собраны воедино сила чувств, богатство мысли, полнота восприятия мира…

Поэзия – это величайшее искусство владения словом.

Из чего слагается лирическое творчество? Это выражение чувств, глубокие размышления, владение словом, ритмом, интонацией, а главное – жизненное поведение поэта, упорный творческий труд, поэтическая судьба.

Вот что писал А. С. Пушкин о рождении поэзии:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем…
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо — к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут…

Люди, обладающие поэтическим даром, не всегда становятся поэтами. Причин поэтической несостоятельности несколько: низкий уровень культуры, отсутствие творческого упорства, неблагоприятные условия для становления поэта…

  1. Читайте книги! Обогащайте свой лексический запас.
  2. Пишите грамотно! Не допускайте грамматических и синтаксических ошибок!
  3. Подбирайте точные рифмы! Используйте электронный словарь рифм.
  4. Пишите о своих чувствах, о своем отношении к природе, людям, родине!
  5. Не забывайте о том, что поэзия – это и слово, и дело, это поведение!

И последний совет, шуточный, в этом видеоролике:


Самодеятельные поэты пишут стихи для себя и своих друзей. Их стихи далеки от подлинной поэзии. Часто именно с самодеятельной поэзии начинается путь профессионального поэта.

Уважаемый читатель! Я буду рада, если моя статья поможет кому-то сделать первые шаги в самодеятельной поэзии. Как вы считаете, должны ли люди браться за перо, не изучив творчество великих поэтов? У вас есть возможность подписаться на обновления блога и рекомендовать статью друзьям с помощью кнопок социальных сетей, а также оставить свои комментарии. До новых встреч!