Как называют фигуру образованную двумя. Угол. Обозначение углов. Воспитание аккуратности, дисциплины

Тема урока: Углы. Прямой и развернутый углы»

Цели урока

- Отработка навыков и умений по распознаванию геометрической фигуры угла.

- Знакомство с понятиями прямой угол, развернутый угол.

- Знакомство с чертежным треугольником – инструментом для построения прямого угла.

- Реализация принципов связи теории и практики.

- Воспитание аккуратности, дисциплины.

-Развитие геометрической интуиции, глазомера.

Ход урока:

1.Оргмомент .

Проверить наличие инструментов: угольник, карандаш, циркуль, палочки, бумага, ножницы, пластилин. Провести инструктаж.

2. Определение темы урока.

Уберите лишнюю дробь, оставшиеся дроби поставьте в порядке возрастания

5/5; 5/7; 3/7; 3/11; 1/2;

о ы г у л

Итак, тема нашего урока «Углы. Чертежный угольник»

3. Определение целей урока

Понятие угла вам знакомо. Что же мы будем делать на уроке? Что можно делать с углами?

Слушаем детей

Итак, на уроке вы должны научиться:

    узнавать и определять углы

    строить, чертить углы

    называть и надписывать, обозначать углы

    сравнивать, различать углы.

4. Изучение нового материала

Вы рассматривали угол в начальных классах. Давайте ваше представление об «угле» покажем с помощью тех предметов, которые лежат у вас на столе. И попробуйте объяснить свои построения.

(пластилин, вырезанные полоски бумаги, счётные палочки).

    Слушаем детей, показывают работы.

Попробуйте сформулировать определение «Что такое угол». Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит угол, как они расположены.

Слушаем детей

Совершаем совместно 1 открытие :

Угол- это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало.

На листе бумаги отметьте точку. Из этой точки проведите два луча. Какую фигуру построили? Что называют углом? Аккуратно вырежьте угол. Что у вас получилось?

Слушаем детей

Совершаем совместно 2 открытие :

Угол разделил плоскость на две части: внутреннюю область и внешнюю.

В тетради начертите угол и отметьте точки лежащие внутри угла и вне его. Один ученик выполняет задание у доски.

Постройте в тетради три угла. Три человека выполняют построение у доски.

Проблемная ситуация. «Как один угол отличить от другого?»

Слушаем детей

Совершаем третье открытие :

Чтобы различать углы, их обозначения составляют из:

- знака  и трех букв латинского алфавита; в середине всегда указывается

буква, обозначающая начало лучей;

- одной буквой латинского алфавита, которой обозначено началолучей

АОВ или  ВОА  А  В

О- вершина угла

ОА- сторона угла

ОВ- сторона угла

Ученики выполняют записи в тетрадях.

Какие вопросы можно задать к рисунку 1?

Слушаем детей

Рис.1

Сколько углов на чертеже?

Как называется точка Е?

Как называются лучи ЕК; ЕС; ЕМ?

Лучи ЕК, ЕС называются дополнительными друг другу. Почему так называются?

Можно ли прямую КС назвать углом? Дайте определение угла.

С помощью циркуля продемонстрировать, как разворачивая стороны (ножки циркуля) угла, получаем угол, стороны которого образуют прямую. Такой угол называют развернутым. Дайте определение развернутого угла.

Совершаем четвертое открытие :

Два дополнительных друг другу луча образуют развернутый угол

Равны ли  КЕМ и  СЕМ?

Как проверить?

Слушаем детей

Сегодня мы проверим с помощью чертежного угольника. Проверим. Углы  КЕМ и  СЕМ равны и вместе составляют развернутый угол. Углы  КЕМ и  СЕМ называют прямыми. Дайте определение прямого угла.

Совершаем пятое открытие :

Прямым углом называют половину развернутого угла.

Укажите прямые углы в классной комнате, проверьте с помощью чертежного угольника.

С помощью чертежного угольника можно строить прямые углы.

Постройте прямой  АОВ

Ребята, я помогу вам построить прямой угол

1. Возьмите треугольник и карандаш.

2. Обведите угол, как у меня на рисунке.

А теперь постройте дополнительный луч к лучу ОА

Запишите:

АОВ – прямой угол  АОВ =  ВОС

ВОС - прямой угол  АОВ   СОА

АОС - развернутый угол  АОС   ВОА

5. Физминутка с показом углов руками .
Все углы мы изучили,
Физминутку получили.
Вот угол развёрнутый,

Угол прямой.

Повернитесь налево.

Повернитесь направо.

Повернитесь кругом.

Повернитесь кругом.

На какой угол поворачивались при каждой команде?

6.Работа с учебником .

Заполнение теста каждым учеником.

7. Итог урока.



Проведем на листе бумаги два луча BA и BC с общим началом в точке B (рис. 69 ).

Фигуру, образованную двумя лучами, имеющими общее начало, называют углом.

Эти лучи называют сторонами угла, а их общее начало − вершиной угла.

На рисунке 69 лучи BA и BC − стороны угла, а точка B − вершина угла.

Угол на рисунке 69 обозначают так: ∠ABC или ∠CBA. Обратим внимание, что этот угол нельзя обозначать так: ∠BAC или ∠BCA. Буква, соответствующая вершине угла, должна быть записана на втором месте .

Этот же угол можно обозначить и короче − по его вершине: ∠B.

Так, углы изображенные на рисунке 70, можно, например, обозначить ∠PQR, ∠EFT, ∠KOZ или соответственно ∠Q, ∠F, ∠O.

Заметим, что ни один из трех углов на рисунке 71 нельзя обозначить только одной буквой, так как у них одна и та же вершина − точка B.

Из вершины B угла ABC проведен луч BD (см. рис. 71 ). В этом случае говорят, что луч BD проходит между сторонами угла ABC и делит его на два угла: ABD и DBC.

Если лист бумаги перегнуть по прямой ON (рис. 72 ), то углы MON и NOP совпадут.

Два угла называют равными, если они совпадают при наложении.

Следовательно, углы MON и NOP равны. Пишут: ∠MON = ∠NOP. На рисунке равные углы, как правило, отмечают равным количеством дужек.

На рисунке 72 луч ON делит угол MOP на два равных угла. Такой луч называют биссектрисой угла.


Углом называют фигуру, образованную двумя лучами, выходящими из одной точки. Углом называют фигуру, образованную двумя лучами, выходящими из одной точки. Эту точку называют вершиной угла, Эту точку называют вершиной угла, а лучи – сторонами угла. а лучи – сторонами угла. B A С УГОЛ


Точка О – Лучи ОА и ОВ – Вершина


Равенство углов Какие углы называют равными?


Виды углов Угол, стороны которого составляют одну прямую линию, называется развёрнутым. Прямой РазвернутыйОстрый Тупой Угол, равный половине развёрнутого, называется прямым углом. Угол, который больше прямого, но меньше развёрнутого, называется тупым углом. Угол, который меньше прямого, называется острым углом.




Буратино, Лиса Алиса и Кот Базилио начертили три угла: прямой, острый и тупой. Угол Буратино больше угла Лисы Алисы, но меньше угла Кота Базилио. Ответ: Буратино - прямой угол Лиса Алиса - острый угол Кот Базилио - тупой угол Определите, кто из героев нарисовал острый, кто тупой, а кто - прямой угол.


Разгадайте кроссворд 1. Угол, величина которого больше прямого, но меньше развернутого. 2. Угол, величина которого равна 180º. 3. Единица измерения углов. 4. Пишется под дробной чертой 5. Пишется над дробной чертой 6. Угол, равный 90º. 7. Угол, меньше прямого. 8. Результат умножения 9. Числа, которые делятся на два без остатка. 10. Наименьшее натуральное число. 11. Результат вычитания.