Как проводится дистанционное обучение

В настоящее время молодежь стремится к более удобным условиям жизни, которые дает Интернет. Виртуальные магазины, онлайн-консультации с врачами и даже дистанционное высшее образование! Отзывы студентов и выпускников, преимущества и недостатки, пожелания и предостережения - все это собрано в данной статье.

Дело в том, что много желающих обучаться, не выходя из дому, но у каждого такого человека возникают страхи и сомнения. Давайте разберемся, что представляет собой дистанционное обучение, какие подводные камни и плюсы оно имеет. Сведения даны на основе различных источников, в которых приведены реальные отзывы, обсуждения учащихся и бывалых студентов.

Что такое дистанционное образование

Для начала ознакомимся с понятием «дистанционное высшее образование», так как наверняка многие из вас только хотят узнать, что это такое. Представьте себе студента, которому сказали: «Не приезжайте в университет, все лекции и задания, а также список литературы я предоставлю по электронной почте». Наверное, современные студенты-очники, а также вечерники и заочники хотя бы однажды сталкивались с такой ситуацией, когда преподаватель не смог присутствовать лично, но дал задание на дом через компьютер.

Дистанционное образование в данном случае происходит на расстоянии постоянно. Зачастую студенты приезжают только на госэкзамены и защиту диплома. Все остальное время нужно обучаться хоть дома (на незначительном расстоянии от учебного заведения), хоть в другой точке земного шара.

Как происходит общение преподавателей и студентов

Дистанционное обучение происходит следующими способами:

  1. Преподаватель высылает студенту список литературы, план и цикл лекций, а также задания на электронную почту.
  2. Университет заводит на обучающегося личный кабинет на сайте, дает логин и пароль для входа. На внутреннем сервере студент должен скачать весь предоставляемый материал.
  3. Лектор дает ссылку на конспекты и список литературы.
  4. Обучение происходит в режиме онлайн, то есть создаются вебинары.

Стоит поговорить о последнем способе взаимодействия преподавателя и студента, так как далеко не все знают, что такое вебинар. Наверняка многие из вас общались по «Скайпу», в мессенджерах при помощи микрофона и веб-камеры. При этом можно как видеться, разговаривать, так и списываться. Примерно так же выглядит вебинар. Отличия лишь только в том, что:

  • преподаватель не видит и не слышит ни одного студента, но он может наблюдать, кто прибыл на обучение (обычно справа высвечивается список участников), а также, если он хочет получить ответ у студентов на свой вопрос, то он может прочитать ответы от каждого в общем чате;
  • прибыть на вебинар можно только в строго назначенное время.

Примерно так может выглядеть дистанционное высшее образование. Вузы должны стремиться при этом, чтобы серверы работали бесперебойно и имели расширенные функции для обучающихся, например возможность проверить курсовую работу на уникальность, скачать бланк титульных листов, отправить работу преподавателю через специальную форму, увидеть свои оценки, рейтинг и так далее.

Настоящие ли вузы

Можно иногда услышать вопросы в Интернете на форумах и в сообществах: а настоящие ли вузы или они виртуальные? Запомните: не бывает виртуальных институтов! Оформление документов, оплата за обучение, поступление - все это должно существовать в реальности, то есть университет/академия должны быть по-настоящему существующие.

Зачастую высшее образование дистанционно отзывы имеет достаточно критические в плане того, что деньги оплачены за учебу, а диплом не выдали. И невозможно понять, настоящий ли вуз или это всего лишь некий неаккредитованный центр. Поэтому, дорогие друзья, если вы твердо решили обучаться дистанционно, но учебное заведение вам незнакомо, то для начала посетите его.

Единый центр

Существуют единые центры дистанционного образования (сокращенно ЕЦДО). Отзывы о них разнятся. Но чаще всего негативные. Дело в том, что при подписании договора многие ленятся или стесняются читать абсолютно все. Кроме того, могут быть сомнительные пункты, и в этом случае зачастую люди воспринимают как должное. Поэтому желательно ознакомиться с единым центром или университетом лично, поинтересоваться у студентов (если возможно), постараться найти выпускников, чтобы расспросить, удалось ли успешно получить образование и диплом.

Кроме того, единый центр может оказаться ненастоящим, то есть владелец сайта не имеет никакого отношения к настоящим вузам. Поэтому следует тщательно изучать информацию.

И самое главное, чтобы получить действительно честное и достойное образование, рекомендуется посетить приемную комиссию того университета, который вас интересует. Лучше, чтобы это был аккредитованный

Кому подходит

Интересуются подобным видом обучения чаще всего:

  • занятые на производстве;
  • мамы в декрете;
  • инвалиды;
  • соотечественники, проживающие в других странах;
  • сельская молодежь без возможности регулярно выезжать на сессии, а также нежелающие проживать в общежитии и на съемных квартирах;
  • малоимущие.

Тем, кто не может пойти даже на заочное, будет доступно дистанционное обучение. Высшее образование в таком случае считается полноценным, как при заочной форме.

Как подать документы

В Интернете можно часто встретить заманчивое предложение, например: «Вам не нужно приезжать с документами! Вы можете оставить заявку здесь. Мы с вами связываемся, уточняем все детали, и вы поступаете в университет». Не поддавайтесь на подобные уловки мошенников! Подобные способы «поступления» могут предлагать единые центры высшего дистанционного образования, отзывы о которых можно найти только негативные.

Не стоит считать, что ни один ЕЦДО не работает честно. На самом деле это не так. Действительно, чаще всего предлагается оставить свои Ф.И.О. и контактные данные в форме заявки. Но все необходимые документы нужно привезти в университет лично. При этом должны быть следующие документы (копии):

  • паспорт (лицо и прописка) или свидетельство о рождении (если нет 18 лет);
  • документ о предыдущем образовании, включая вкладыш с оценками;
  • фото 3х4 см;
  • свидетельство о смене фамилии (если в дипломе и по паспорту отличается).

Помните о том, что ни один настоящий и серьезный вуз не будет принимать документы дистанционно!

Отзывы студентов и выпускников

А теперь поговорим о дистанционном высшем образовании в государственных вузах. Отзывы настоящих студентов и выпускников неоднозначные. Каждый по-своему видит и плюсы, и минусы. Кому-то нравится, что преподаватель дает задания по электронной почте, а кто-то любит задавать вопросы по теме учебы, и их очень много, но ответ сразу получить не удается.

Что касается получения образования как такового, то каждый обучающийся ожидает что-то свое: кому-то нужен просто диплом, а кто-то желает серьезно выучиться и стать грамотным специалистом. Нередко ожидания не оправдываются, поэтому давайте подробно разберем все нюансы ниже.

Достоинства дистанционного образования

Среди счастливых студентов, поступивших на дистанционное обучение, можно встретить положительные отзывы. Давайте ознакомимся с ними:

  • не нужно ездить на лекции и сессии, тратить время и деньги;
  • заниматься учебой можно в свободное от других дел время;
  • не нужно получать от лектора лишнюю и не по теме информацию;
  • знаний можно получить гораздо больше, чем на очном и вечернем обучении;
  • сроки обучения гораздо меньше, можно уже через 2-3 года стать специалистом.

Как видите, получить высшее образование дистанционно - дело выгодное.

Недостатки обучения дистанционно

Несмотря на столь прекрасные плюсы, следует учитывать и минусы, которые могут существенно повлиять на дальнейшую послевузовскую деятельность:

  • нет лабораторных и практических занятий;
  • преподаватели могут отвечать на вопросы при помощи Интернета очень долго (учитывая их занятость и большое количество дистанционных студентов);
  • приходится тренировать силу воли, чтобы взяться за учебу;
  • нет возможности пообщаться с однокурсниками, чтобы вместе разобрать материал.

Дистанционное высшее образование подразумевает только наличие компьютера или ноутбука, а также бесперебойного Интернета. В случае возникновения трудностей в ходе выполнения заданий придется действовать самостоятельно или просить помощи у тех, кто хорошо знает дисциплину (предмет).

Поэтому практически все студенты и выпускники данной формы обучения настоятельно рекомендуют серьезно подходить к учебе, так как зачеты, экзамены и защита диплома будут проходить так же, как при очной, вечерней и заочной формах обучения. Не следует ждать поблажек и послаблений со стороны экзаменаторов и комиссии.

Второе или первое высшее

Все чаще люди стремятся получать не одно высшее образование. Так, многие однажды в молодости поступили не на ту специальность, но время учиться упущено, или нет желания сидеть за одной партой с юным поколением. На данный момент есть шанс наверстать, получить второе высшее образование дистанционно. Вузы не отклоняют заявления от тех, у кого уже есть высшее образование. Напротив, есть даже те, кто получает его уже в третий или даже в четвертый, или пятый раз.

Что касается первого высшего, то можно выбрать дистанционное обучение в том случае, если человек имеет хотя бы среднее специальное образование, а также работает в той сфере, которая близка к той специальности, по которой он хочет учиться.

Переквалификация онлайн

Тем, кто уже имеет среднее специальное или высшее образование, совершенно необязательно поступать в колледж или вуз и учиться по пять-шесть лет, чтобы получить новые знания с правом на деятельность по полученной специальности.

Переквалификация на базе высшего образования дистанционно - мечта каждого, кто хочет сменить профессию на ту, которая нравится. Кроме того, совершенно необязательно тратить средства и время на получение новых знаний. Дистанционное обучение составляет в общей сложности не более одного года, а количество учебных часов - около 700-900.

О вузах

Выше мы обсуждали возможное мошенничество со стороны сайтов, называющих себя едиными центрами по дистанционному обучению. Кроме того, существуют вузы, которые на официальном сайте также принимают документы, присылают квитанции для оплаты за семестр или год. К сожалению, многие студенты остались без дипломов по причине того, что вуз не аккредитован. Есть и другой минус: «корочки» могут выдать, но они окажутся не государственного образца.

Чтобы не попасть в такую неприятность, нужно проверять номер аккредитации, смотреть, государственный вуз или нет, затем точно определяться с высшим образованием дистанционно. Отзывы студентов в Интернете могут быть как настоящими, так и ложными. Поэтому следует серьезно подходить к выбору самостоятельно или при помощи опытных в этом деле людней.

Сложно или легко учиться (мнения студентов)

В первую очередь нужно понять, что насильно заставлять делать задания в срок никто не будет. Студент должен сам распределить время, а также при решении задач или выполнении курсовых могут возникнуть вопросы. Зачастую это относится к техническим и экономическим специальностям. Поэтому дистанционное обучение по инженерным профессиям подойдет тем, у кого уже есть первое высшее

Легко учиться на расстоянии обычно на гуманитарных специальностях, таких как юриспруденция, социология, политология. Только следует, чтобы не ошибиться, выбирать высшее образование дистанционно в государственном вузе.

В целом, если ответственно относиться к учебе, то ничего сложного не будет.

Стоимость обучения

Многим кажется, что стоимость за дистанционное образование гораздо ниже, чем на «заочке», но это не везде так. В данном случае студент экономит средства на проезд и проживание (если вуз далеко от места жительства).

Кроме того, стоимость зависит от следующих факторов:

  • географического положения университета;
  • объема часов и сроков обучения;
  • специальности;
  • присваиваемой квалификации.

Здесь есть существенный плюс в том, что человек, проживающий в большом городе и не имеющий много средств для поступления на престижную специальность, может выбрать университет для дистанционного обучения в другом городе. При этом он должен приехать туда только для подачи документов и для защиты/получения диплома.

Поступать или нет? Общие выводы

Возможно, после прочтения статьи у вас возникнет дилемма: стоит ли получать высшее образование дистанционно, отзывы ведь не у всех положительные. На самом деле многое зависит от самих обучающихся. Допустим, если у вас первая специальность гуманитарная, а сейчас хотите пойти на инженера-строителя, то от идеи лучше отказаться. Вспомните обучение в школе по математике, физике и химии: без помощи учителя практически невозможно понять, как решать те или иные задачи. Зачастую приходится переспрашивать многократно до тех пор, пока не станет ясно. Так и с инженерными науками. Поэтому технические специальности подойдут тем, кто уже близко знаком со многими дисциплинами, которые требуется изучить на Напротив, после инженерной специальности можно без сомнений поступать на гуманитарные.

И в заключение снова затронем тему о едином центре высшего дистанционного образования. Отзывы студентов показывают, что лучше подавать документы только очно в выбранный вуз, а не через Интернет. Таким образом вы убережете себя от мошенничества. Желаем вам удачи в выборе дистанционного обучения!

Инструкция

Само название «дистанционное» означает, что обучение проходит на расстояние. Зачастую у студентов есть желание учиться в престижном московском вузе, но приехать на длительный срок в столицу он не может, да и учиться не получается. Тогда на помощь приходит дистанционная форма обучения, которая имеет черты как очного, так и заочного обучения. Для такой учебы студенту понадобится всего лишь ноутбук или планшет, а также огромное желание учиться.

Дистанционное обучение начинается с подачи заявления и необходимых копий документов, заверенных нотариусом. Если студент, желающий поступить на дистанционную форму обучения, живет в другом городе, он посылает документы по почте. Затем с ним заключается договор и после оплаты обучения студента зачисляют в вуз.

Дистанционная форма обучения особенно распространена среди тех, кто хочет получать второе высшее образование, поступает на курсы повышения квалификации или на программы MBA. Таким образом, более всего подобное обучение подходит для людей взрослых и занятых, которые не имеют времени для посещения лекций в очном режиме, но все же хотят иметь возможность прослушать материал из уст лектора и разобрать проблемные вопросы с ним напрямую, а не с помощью одних лишь учебников, как это бывает при заочном обучении. Однако подобную форму обучения можно выбирать и в качестве первого высшего образования.

Обучение в удаленном формате проходит по расписанию при помощи материалов на сайте вуза, -записей, живого общения в виде -конференций, а также связи с учеником при помощи электронной почты, icq, или скайпа. Студентов дистанционной формы обучения так же, как и всех остальных учащихся, зачисляют в определенные группы, им выдается расписание занятий и пароль для доступа в свой личный кабинет на сайте. В этом личном кабинете студенты могут находить доступные для них материалы для изучения - записи лекций, конспекты, учебники, контрольные и прочие проверочные материалы. Там же им выдаются задания на неделю или на семестр. Все эти материалы могут приходить и на электронную почту ученика.

При таком обучении у студента нет индивидуального расписания, он должен подчиняться определенную графику, который запланирован в вузе. И все же ему необязательно проводить у монитора большую часть своего дня, ведь в формате живого общения, требующего обязательного присутствия студента, проводятся только семинары или коллоквиумы. Все остальные материалы студент может изучать тогда, когда ему это удобно. Однако дистанционная форма обучения требует от учащегося большой дисциплины, настойчивости и силы воли. Никто не будет здесь заставлять учиться, но все контрольные, зачеты, экзамены и курсовые в конце семестра сдавать все равно придется.

За каждым студентом закрепляется куратор, который будет ему помогать в обучении и отвечать на вопросы по организации всего процесса. Преподаватели обычно тоже выделяют время хотя бы раз в месяц для консультаций по предмету. Можно приезжать в город, где расположен вуз, для очных консультаций, но это необязательно. Обязательное присутствие студента обычно требуется в вузе только во время сдачи государственных экзаменов и защиты дипломной работы.

В современном мире все происходит стремительно. Часто людям приходится одновременно заниматься домашним хозяйством, воспитывать детей, работать. Сложно в таком бешеном ритме выделить свободное время для получения качественного образования, без которого невозможно продвинуться по карьерной лестнице. Отличным выходом из этой ситуации является дистанционное образование. С помощью подобной формы обучения можно получать необходимые знания без отрыва от домашних дел и рабочего места.

Преимущества и недостатки дистанционного образования

Данный вариант получения диплома имеет свои плюсы и минусы. Термин «дистанционное образование» предполагает организацию учебного процесса, при котором разрабатывается преподавателем специальная программа, основывающаяся на самостоятельном освоении материала. Подобная среда обучения предполагает отделение ученика от преподавателя во времени и пространстве. При этом современные формы дистанционного обучения оставляют шанс на полноценный диалог путем применения современных технических средств. Благодаря данному формату появляется возможность обучения у жителей тех регионов, в которых нет квалифицированных преподавателей, качественного высшего образования, требуемого уровня квалификации.

Страницы истории

В европейских странах во второй половине прошлого века начали появляться так называемые дистанционные университеты, виртуальные колледжи. Используемые формы дистанционного обучения отличались разнообразными педагогическими приемами, экономическими механизмами.

Интерактивная деятельность учащихся и учителя

Данный термин применяется не только в отечественной, но и в зарубежной педагогике. В узком смысле понятие «интерактивный» рассматривается как диалог программы и пользователя, обмен запросами (текстовыми командами) и приглашениями (ответами). Появление возможности в произвольном виде задавать вопросы, давать на них развернутые ответы, стало толчком к тому, что в большом количестве появились вузы с дистанционной формой обучения. От технических возможностей программы напрямую зависит активность пользователя, шансы на интерактивность. В более широком смысле идет речь о диалоге между субъектами посредством всех доступных методов и средств.

Априори интерактивного общения является телекоммуникационная среда. Очно-дистанционная форма обучения в качестве субъектов рассматривает ученика и преподавателя, общающихся посредством диалога в режиме реального времени по электронной почте, в ходе телеконференций.

Организационно-методические варианты дистанционного обучения

Такие формы как экстернат, ориентированы на тех студентов, которые по различным причинам не могут заниматься по традиционной (аудиторной) форме. В 1836 году появился основной задачей которого была организация экзаменов, выдача степеней, аттестатов студентам, не занимающимся в обычных учебных учреждениях. И в настоящее время не утрачена актуальность подобного варианта образования.

Есть и такие формы дистанционного обучения, которые предполагают учебу на основе определенного университета. Речь идет о целой системе образования для студентов, предпочитающих дистанционное обучение, организуемой с помощью современных информационных технологий, в том числе и компьютерных телекоммуникаций (off-campus). Многие ведущие университеты мира разработали программы для выдачи аттестатов по разным направлениям обучения. В австралийском университете (Южный Уэльс) заочно-дистанционная форма обучения выбрана 5 тыс. студентами. Если учесть, что на очном отделении занимается всего 3 тыс. студентов, масштаб дистанционной работы впечатляет.

Некоторые учебные заведения заключают договор о сотрудничестве. В этом случае использование дистанционных форм обучения способствует повышению качества образования.

Организация дистанционного обучения

В современной России существуют специальные образовательные которые созданы для талантливых и одаренных детей. Из крупных центров выделим Открытый Лондонский университет, на базе которого в последнее время организуются разнообразные курсы для школьников. В технологическом университете с использованием формы дистанционного обучения готовят инженеров.

Обучающие автономные системы подразумевают получение знаний с помощью радио- либо телевизионных программ, специальных печатных пособий и методических рекомендаций. В основном такая форма используется для взрослой аудитории, не сумевшей своевременно завершить школьное образование. Разрабатываются специальные программы, ориентированные на повышение компьютерной грамотности, тренинги здоровья.

Модели дистанционного обучения

Единичная модель предполагает применение одного информационного канала либо единственного К примеру, образовательный процесс осуществляется с помощью телевизионной передачи, путем переписки. Данная модель в качестве основного средства получения знаний рассматривает печатные материалы. Здесь нет двухсторонней коммуникации - предполагается традиционное заочное обучение.

Мультимедиа связано с применением разных средств образования: печатных пособий, компьютерных программ на съемных носителях, видео-, аудиозаписи. Лидирующие позиции принадлежат односторонней передаче информации. В случае необходимости дополнительно проводят консультации, очные встречи, экзамены, обучающие семинары.

Гипермедиа считается дистанционным обучением нового поколения. Модель предполагает применение новейших информационных технологий, где ведущая роль отводится компьютерным телекоммуникациям. Самым простым вариантом считается применение электронной почты и конференций.

Основные моменты удаленного обучения в ОУ

Организация полноценного дистанционного обучения невозможна без применения информационных технологий. Нужно выделить два основных момента:

  • Дистанционное образование не предполагает отказа от классического (традиционного) варианта образования. Независимо от того, какими бы совершенными ни были технические возможности, обучение посредством ИКТ является необходимостью, но не панацеей. Безусловно, нельзя пренебрегать подобными возможностями ведь с помощью технических средств можно улучшить качество образования.
  • Основные технологии, которые применяются при дистанционном обучении: видеоконференции, компьютерные тестирования, электронные учебники.

Работа с детьми в рамках реализации приоритетных национальных проектов

В современной России не только высшая школа стремительно развивается в направлении дистанционного обучения. По инициативе министерства образования РФ был разработан специальный проект по инклюзивному обучению для школьников. У ребят, имеющих проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, слухом, появилась возможность учиться, не покидая стен своего дома. Государство позаботилось об оснащении таких школьников полным комплектом компьютерного оборудования. Первые результаты реализации программы подтверждают ее своевременность и актуальность.

Заключение

Применение разнообразных методов и форм обучения позволяет получать желаемый результат - воспитывать гармонично развитую личность. Во многих ситуациях дистанционный способ обучения становится единственным вариантом получения высшего образования. Наука не отстает от тех веяний, которые происходят в современном обществе. В каждой школе, среднем и высшем учебном заведении есть собственные Выбор формы дистанционного образования остается за студентом либо родителями (законными представителями) школьника. За данным видом обучения будущее, с его помощью у всех появляются равные возможности получить желаемое образование.

Что такое дистанционное обучение?


Дистанционное образование (ДО) представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию студентов, чем и объясняется его активное распространение во всем мире. И сегодня дис танционное обучение органично впитывает в себя компьютерные и Интернет-технологии обучения. Современные технологии являются связующим звеном между студентом и преподавателем, которых могут разделять тысячи километров. Обучение ведётся корпоративной сети, по сети Интернет, e-mail и с помощью других современных средств связи.

Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера (ПК) и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров Дистанционного Обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество ДО перед традиционными формами обучения.

Когда можно заниматься с помощью дистанционного обучения?


ДО - очень гибкая система, она позволяет всем участникам учебного процесса (студентам, преподавателям и администраторам учебного заведения) выбирать удобное время занятий. Это второй важнейший аргумент в пользу ДО.

КТО может учиться с помощью дистанционного обучения?


Обучать с помощью систем ДО можно любого. Нет никаких возрастных, территориальных, образовательных, профессиональных ограничений, почти нет ограничений по состоянию здоровья. Студентами ДО могут быть не только студенты в традиционном понимании этого слова, но и школьники (и даже дошкольники), и, что особенно важно, - сотрудники организаций, осуществляющих корпоративное обучение своих специалистов.
Однако следует особо выделить среди всех желающих получить образование несколько групп, для обучения которых дистанционное форма образования предпочтительнее по сравнению с традиционной. Это те, кому сложно присутствовать на учебных занятиях в строго определенном месте и в строго определенное время. К их числу в первую очередь относятся:
- Сотрудники корпораций , которые могут пройти необходимые тренинги, переподготовку и переобучение в пределах своей организации, а часто даже не покидая своих рабочих мест, что существенно снижает уровень затрат на корпоративное обучение. При этом обучать их можно чему угодно - от техники безопасности до техники продаж и от тренинга креативности до технических особенностей нового миксера.
- Студенты ВУЗов, проживающие в отдаленных районах , и в силу этого территориально оторванные от учебных и научных центров. В нашей огромной стране лучшие такие центры расположены крайне неравномерно и сосредоточены в немногих, как правило, крупных, городах. Такое положение дел практически отсекает от возможности получить желаемое образование высокого качества значительную часть населения страны, так как не только очная, но и заочная форма традиционного обучения связана с поездками в большой университетский город и сопряженных с этими поездками многочисленными бытовыми и финансовыми неудобствами для студента (и с организационными сложностями для администраторов учебного процесса и преподавателей).
К этой группе примыкают иностранные студенты, в их числе многочисленная группа наших русскоговорящих бывших соотечественников за рубежом, которым для обучения в обычном российском ВУЗе кроме всего вышеназванного, нужна еще и виза.
- Те, кто большую часть дня занят на работе , то есть наиболее активная работо- (и, следовательно, кредитоспособная) часть населения. С помощью ДО человек "без отрыва от производства" и не рискуя потерять хорошую работу, имеет возможность повысить свою квалификацию или приобрести новые знания.
- "Молодые мамы" и другие люди, вынужденные из-за семейных обстоятельств постоянно присутствовать дома, но желающие в будущем выйти на работу, и для этого получить (или пополнить) свое образование.
- И, наконец, люди, страдающим тяжелыми физическими недугами и не покидающие пределов своего жилища . По состоянию здоровья ограничений очень мало - если человек видит изображение на мониторе и способен работать с клавиатурой и мышью - его можно обучать с помощью ДО. Более того, в последнее время появились публикации о том, что в связи с совершенствованием устройств ввода и вывода информации в компьютер практически не остается заболеваний, которые могут помешать любому человеку обучаться дистанционным способом (см. подборку материалов в N8 журнала "Вопросы интернет-образования"). Только благодаря ДО стало реальным изучать любой предмет, не только не выходя из дома, но даже не вставая с кресла. Кроме того, разработанные медиками программные продукты, позволяющие компенсировать последствия различных (особенно неврологических) заболеваний, и даже улучшить состояние больного, легко встраиваются в дистанционные системы. Все чаще реабилитационные центры инвалидов и аналогичные им организации прибегают к помощи систем дистанционного обучения.
Но все же (по зарубежной статистике), большинство студентов дистанционной формы - это люди после 25 лет, которые уже работают и хотят углубить свои профессиональные знания, не бросая при этом работу.

Чему можно обучать и обучаться с помощью ДО?


Дистанционная форма обучения пригодна для обучения во всех областях.
При этом ДО легко снимает проблему нехватки высококвалифицированных преподавателей (поскольку удачно созданный дистанционный учебный курс может легко тиражироваться) и дает возможность любому студенту обучаться у самых лучших педагогов.
Чаще всего на сегодняшний день ДО применяется для преподавания точных и технических дисциплин, однако это не более чем дань традиции - первые ДО были ориентированы именно на этот круг задач. Сейчас ДО с успехом может применяться и в гуманитарных областях. Особо хочется отметить, что системы ДО с их возможностями встраивания в курс изображений, звуковых и видеофайлов очень удобны для восприятия информации. Правда, на сегодняшний день, пожалуй, непросто обучать с помощью ДО некоторым творческим специальностям, например живописи, актерскому мастерству, некоторым прикладным ремеслам и специальностям. Но уже сейчас с помощью ДО в этих областях обучения можно проводить информативные курсы, а возможность постоянного личного общения Мастера со студентом - дело ближайшего будущего. Некоторое несовершенство технологий удаленного присутствия на сегодняшний день - это всего лишь временные трудности роста перспективной и очень быстро развивающейся формы образования.

Примнение ДО требует отказа от использования в учебном процессе
традиционных форм образования?


Отнюдь нет. ДО прекрасно встраивается в традиционную систему образования его составной частью, т.е. обучение может быть как полностью дистанционным, так и частично. Например, лекции и контрольные работы проходят в дистанционной форме, а лабораторные работы - в очной. Или занятия у одной части преподавателей очные, а у других - дистанционные. Или все занятия очные, а все консультации - дистанционные. Или... Но лучше вы придумаете сами.

Дистанционное и заочное обучение - это одно и то же?


Важно знать, что это не так.
Заочное обучение подразумевает общую для всех учебную программу и общий для всех учебный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ, а также экзаменов. В дистанционном же образовании легко реализуется обучение по индивидуальной программе и индивидуальному графику (В том числе экстернат).
Тем не менее, следует помнить, что на сегодняшний день законодательство РФ определяет дистанционное обучение как форму проведения занятий. Но поправки к законам "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в которых ДО уравнивается в правах с традиционными формами обучения 25.12.2002 успешно прошли третье, окончательное чтение в Госдуме.

Насколько ЭФФЕКТИВНО ДО?


Эффективность ДО достигается путём наиболее полного и точного согласования требований образовательного стандарта и возможностей студента. Учитываются все времнные и территориальные ограничения, с которыми сталкиваются преподаватель и студент. Обычно обучение проводится с использованием нескольких средств общения одновременно, что позволяет студенту не только хорошо осваивать учебный материал, но и знакомиться в процессе обучения с новейшими достижениями и разработками в соответствующих областях знаний. Кроме того, и это один из самых сильных аргументов в пользу ДО, студенты обеспечены возможностью своевременно связаться с преподавателем в процессе обучения, задать вопрос, получить консультацию по непонятому разделу. А преподавателю ДО позволяет легко реализовать постоянный контроль за учебной деятельностью студента, что просто вынуждает того работать равномерно, без скачков и авралов, а значит эффективно. За каждый пройденный раздел курса студент отчитывается перед преподавателем и только после этого может продвигаться дальше. В автоматизированной системе ДО контроль приобретаемых знаний может быть очень детальным и практически постоянным. И - это также очень важно - независимым от преподавателя. В системе ДО невозможно поставить оценку "С пристрастием".
Кроме того, ДО позволяет осуществлять постоянный контакт студента не только с преподавателем, но и с другими студентами, а значит, могут быть реализованы групповые работы (например, курсовые), что дает студентам так необходимый сейчас всем навык командной работы.
ДО, если овладеть его технологиями, может быть очень эффективным видом образования, а в некоторых областях возможно даже более эффективным, чем традиционное.

СКОЛЬКО СТОИТ ДО?


Следует отметить, что в целом программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем образование по традиционной системе. Прежде всего это объясняется тем, что нет помещений, за которые надо было бы вносить арендную плату. Большую часть времени студенты ДО занимаются самостоятельно, а значит, учебное заведение может использовать преподавателей для обучения большего числа студентов. Таким образом, дистанционное обучение доступнее по цене, чем образование по традиционной схеме.

Неужели системы ДО идеальны?


Безусловно, любая система образования не идеальна.
- Прежде всего, затруднена идентификация студента - проверить, кто сдаёт экзамен, (если не смотреть на сдающего в упор!) пока невозможно. Впрочем, как показывает практика приемных экзаменов, и в очной форме это удается далеко не всегда. Поэтому, стараясь компенсировать этот недостаток, учебные заведения, практикующие ДО, включают в программу и обязательную очную сессию, которую студенты ДО сдают, например, в компьютерном классе. Зарубежные учебные заведения, использующие ДО довольно давно, создали по стране сеть уполномоченных лиц, которые имеют право свидетельствовать, что экзамен сдавал именно тот человек, который был заявлен, и таким образом решают эту проблему. В нашей стране такая сеть только начинает развиваться.
- Кроме того, и это ограничивает возможности применения полностью интерактивного ДО, пропускной способности телефонных линий в некоторых регионах нашей страны и ближнего зарубежья для организации учебных и экзаменационных телеконференций бывает недостаточно.

Резюме: преимущества ДО по сравнению с традиционными формами образования:


Для студентов:
- ДО позволяет обучаться в любое время и в любом месте, где есть компьютер с доступом (даже не очень частым доступом) в Интернет. Это особенно важно для работающих или занятых домашними обязанностями студентов, а также дает возможность получить образование тем, кто по состоянию здоровья вообще не может покидать своего дома.
- До позволяет обучаться у лучших преподавателей.
- ДО позволяет реализовать для студента индивидуальную учебную программу и индивидуальный учебный план. В частности, можно самостоятельно выбирать последовательность изучения предметов и темп их изучения.
- В ДО системы оценки знаний объективны и независимы от преподавателя. Здесь невозможно поставить оценку "с пристрастием".
- ДО позволяет студенту постоянно консультироваться с преподавателем в ходе обучения.
- В ДО сняты проблемы поиска и приобретения учебных материалов и пособий. Студент получает доступ к комплекту необходимых учебных материалов сразу при зачислении.
- ДО отлично подходит для подготовки по остро необходимым сейчас интегральным специальностям.
- ДО дешевле традиционных форм обучения (для студентов платных отделений).

Для администраторов учебных заведений:
- ДО позволяет обучать студентов и привлекать к сотрудничеству лучших преподавателей вне зависимости от места их проживания, что особенно важно для учебных заведений, расположенных не в самых густонаселенных регионах. С его помощью такие ВУЗы могут успешно конкурировать со столичными учебными заведениями.
- До дает возможность силами того же педагогического состава обучать больше студентов и уменьшить затраты в расчете на одного студента.
- ДО прекрасно встраивается в традиционную систему образования его составной частью.
- ДО с легкостью решает множество технических проблем - не нужно содержать большое количество учебных помещений, проще составить учебный план, отсутствуют проблемы замены заболевших преподавателей, и многие, многие другие, присущие традиционному образованию.

Для преподавателей:
- В дистанционном обучении роль преподавателя изменяется и его возможности расширяются. Такая форма обучения позволяет преподавателю не терять времени на рутину образовательного процесса. При этом что именно считать рутиной - проверку знаний, чтение однотипного курса или что-то иное - решает сам преподаватель, системы ДО позволяют автоматизировать практически все, кроме ЛИЧНОСТИ САМОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Рабочее время педагога может быть посвящено, наконец-то, педагогическому творчеству.
- Преподавателям дистанционного обучения не надо покидать дом как для посещения занятий, так и для подготовки учебно-методических материалов, а это дает возможность преподавать всем тем, кто умеет и хочет это делать - вне зависимости от занятости дома (например, женщинам, воспитывающих маленьких детей) и состояния здоровья (например опытным немолодым преподавателям).
- Кроме того, свободный график открывает всем преподавателям дистанционного обучения широкие возможности для совместительства, поскольку обязательные присутственные часы могут быть сокращены до минимума.
- Однако дистанционное обучение требует от преподавателя дополнительных усилий на освоение его технологий. Не очень больших усилий. Обычно цикл подготовки занимает не более 1 недели.

Дистанционное образование Москва сегодня

Дистанционное обучение - набирающая популярность форма получения высшего образования. Она подразумевает дистанционное взаимодействие между студентом и университетом. На этой странице рассмотрим подробно эту уже не новую, но приобретающую популярность только сейчас форму получения знаний.

1) Дистанционное образование - второсортное образование, которое нигде не ценится.

Ценится не диплом-бумажка, а знания в вашей голове. Если вы поступили для того, чтобы учиться, то проблем при трудоустройстве не будет. Ряд из вузов, которые учат дистанционно, организовывают трудоустройство студентов.

2) Дистанционно не получишь тех знаний, которые получают студенты-очники.

Количество информации, которую получают студенты очной и дистанционной формы не отличается. Отличается обстановка, в которой они ее получают. Одни сидят в аудиториях и просыпаются в 7 утра, другие надевают халаты, берут чай и садятся за компьютер. Вы также можете вести диалог с преподавателям, вам также задают вопросы. Впрочем, здесь также есть подводные камни. О них ниже.

3) После обучения выдают диплом не государственного образца.

Люди, которые это говорят, не знают, какой диплом выдают после дистанционного обучения. После того, как вы получаете дистанционное образование в вузе, который имеет право выдавать дипломы гос. образца, вы получаете диплом ГОС. ОБРАЗЦА. Дистанционное - такое же образование, выдают такие же дипломы, как на очном.

Уточняется

Уточняется

Для поступления на дистанционную форму обучения вы должны предоставить набор документов в приемную комиссию выбранного вуза. Набор включает в себя:

  • паспорт
  • фотографии
  • документы об образовании
  • свидетельство о результатах ЕГЭ
  • заявление о приёме
  • анкету для поступления на дистанционную форму обучения
  • свидетельство о заключении (расторжении) брака (если фамилия в документе, удостоверяющем личность и гражданство, не совпадает с фамилией в документе об образовании)

Все нужные документы обычно есть на сайтах университетов. Затем вам высылается договор и квитанция на оплату. После оплаты и подписания договора на почту высылается данные для доступа к личному кабинету студента и начинается обучение.

1) После поступления вам выдают логин/пароль от личного кабинета ученика. Там вы найдете учебный план, расписание пар, домашнее задание, зачеты.

2) Занятия происходят в определенное время. Преподаватель с помощью вузовского софта создает виртуальный класс и как в аудитории стоит рядом с аналогом доски, рассказывает тему, спрашивает, отвечает на вопросы. В различных университетах этот процесс может отличаться. Где-то вы изучаете заранее записанные материалы, книги. Где-то проходят занятия. Нужно уточнять в заинтесовавшем институте.

3) Как проходят сессиия при дистанционном обучении? Обычно ученикам выдаются контрольные материалы, которые они должны решить. При этом, доступ в интернет блокируется и вам приходится рассчитывать только на себя. В некоторых вузах приходится приезжать на сессии и диплом. Уточните при поступлении.

4) Производственная практика при дистанционном обучении присутствует. Бывает, что вуз сам находит предприятие. Бывает из-за удаленности студента, ему приходится находить самому. Но вузы обычно помогают.

Насколько важно получать высшее образование дистанционно в государственном вузе?

Впринципе, это далеко не первый критерий. Важно, чтобы вуз был надеждный. Задача определить уровень надежности лежит на вас. Уже писал про это здесь.

Дают ли отсрочку ли отсрочку от армии при дистанционном обучении?

Какие на сегодняшний день применяются технологии дистанционного образования?

Технологии развиваются. На сегодняшний день используется: специальный софт для продвинутых онлайн уроков, программы для сдачи сессии, промежуточных зачетов и многое другое.