Какие чувства вызывает у читателя карандышев. ​Юлий Капитоныч Карандышев - характеристика персонажа. Несколько интересных сочинений

Молодой, но бедный чиновник, который относится не столько к богатым, сколько к бедным. Будучи эгоистом, обладающим чувством собственного достоинства, сквозь весь сюжет пьесы А. Н. Островского пытается заглушить или побороть чувство зависти к богатым людям. Очень интересный персонаж произведения тем, что в нем постоянно борется чувство любви к Ларисе Огудаловой с чувством тщеславия и превосходства над богатыми благодаря тому же чувству к Ларисе. Ведь, по сути, своим согласием, она отдает предпочтение Карандышеву, а не богатому Паратову.

Карандышев, который, по его мнению, совершает высокий поступок, беря в жены девушку без приданного, ведь на ней по этой причине никто не хотел жениться, хоть кавалеров было достаточно. А с другой стороны, ему постоянно напоминают, что согласие Ларисы - дурное стечение обстоятельств. Понимая, что его положение довольно-таки шатко, даже на правах официального жениха, он имеет мало прав в этом доме. Осознавая себя аутсайдером на лавке запасных, он злится, не чувствуя полного превосходства.

Карандышев не принимает путь смирения, который предлагает ему Лариса. Она помогает найти выход из тупиковых взаимоотношений, путем нежности и ласки, сочувствия и одобрения. Она просит его увезти в деревню и там начать тихую кроткую семейную жизнь. И все было бы хорошо. Но помним, что у Карандышева полно своих внутренних проблем, с которыми ему тяжело совладать. Уехав из города, он лишится минуты славы и превосходства над богатым и напыщенным Паратовым. Его уязвленное самолюбие не может этого допустить и он решает венчаться в городе «Чтоб не сказали, что мы прячемся».

А. Н. Островский, показывая такие сцены, осуждает подобные эгоистичные проявления, которые не помогают человеку стать самостоятельным и сознательным. Наоборот, наталкивают на путь такой же выдуманный, с искривленным сознанием и восприятием мира, как у самого Паратова. Ведь такие люди, как он лишены моральных принципов и жизненных устоев.

Эгоизм и самолюбие проявляются в конце пьесы, где Карандышев вначале бросается к ногам со словами о любви, а потом искусственный жест, схожий с наполеоновской манерой поведения. С одной стороны, ситуация уже ушла из-под контроля. Он потерял свой шанс обрести счастье с женщиной, которую любит. Понимая, что уже ничего исправить нельзя, Лариса не вернется к нему, даже после позора, он все равно пытается остановить ее, рассказывая ей правду, пусть, даже, очень горькую. А с другой стороны - самоутверждение при помощи женщины, которая ему якобы «не пара». И если он не может иметь право на нее при жизни, то он показывает свое право над мертвой.

Именно этими качествами и отличается герой от всех остальных действующих лиц. Его постоянное стремление восторжествовать над своими богатыми соперниками, вечный поиск мести, пусть даже самой маленькой и ничтожной. Как не раз говорил Карандышев, его самолюбие не одиножды было оскорблено и унижено. И, что теперь он жаждет славы, чтоб все завидовали и хотели «подружиться» с ним, как с обладателем прекрасного трофея. И именно по этой причине он терпит все издевательства и насмешки, поскольку все время пытался стать в позу знатного человека, богатого жениха, благородного кавалера, но попыткам суждено было остаться попытками.

Карандышев Юлий Капитоныч — «молодой человек, небогатый чиновник». К. — особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой любому другому чувству. Лариса для него — это не просто любимая девушка, это еще и своего рода приз, который ему достается, возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником.

Одновременно К. ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями с Паратовым. Ему все время дают понять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств, в другом случае его не пустили бы в дом Огудаловых. Даже будучи почти официальным женихом, К. воспринимается Огудаловыми как «запасной вариант» на тот случай, если не подвернется богатый и красивый, «идеал мужчины», и это его унижает, лишает чувства победы.

К. отвергает тот путь к подлинному обладанию, который ему предписывает Лариса: «Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите минуты, не пропустите их!» — т. е. путь смирения, возможность заслужить любовь кротостью и преданностью. Он, как и Лариса, находится в плену фантома — иллюзии величия и блеска Паратова. Его раздраженное, болезненное самолюбие берет верх над любовью, желание выглядеть в глазах других счастливым соперником Паратова оказывается выше стремления быть любимым. На просьбы Ларисы уехать в глушь от городской жизни он отвечает: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий...»

Островский не сочувствует самолюбию маленького чиновника. Для него это не путь к «самостоянью человека», к осознанию им своей абсолютной ценности, напротив — лишь приводит к стремлению жить такой же фантомной, иллюзорной жизнью, как у Паратова, к отказу от подлинных нравственных ценностей.

Это особенно ясно в финальной сцене. Когда К. бросается на колени и кричит: «Люблю, люблю», — оказывается слишком поздно, ситуация уже непоправима и возможность победить Ларису силой страсти потеряна. За этим признанием следует поступок невозможный для человека любящего, впервые осознавшего это чувство, — убийство. «Не доставайся же ты никому» — это картинный жест, поза маленького человека, самоутверждающегося в обладании женщиной, которая ему «не пара». К. не может обладать этой женщиной живой и утверждает свою власть над мертвой.

К. тем самым отличается, например, от Краснова из «Грех да беда на кого не живет». Это не вариация на тему Отелло. Совершаемое им убийство не возмездие за поруганные представления о добродетели, но акт присвоения, последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими во всем. «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». И именно в этом он особенно смешон и жалок. Все его поведение на сцене строится на постоянном посрамлении его попыток встать в позу благородного жениха, блестящего кавалера или светского человека.

Драма А. Н. Островского «Бесприданница» стала вершиной творчества великого драматурга. Пьеса раскрывает многогранные и психологически слож-ные человеческие характеры.

Главная героиня пьесы — молодая девушка из не-богатой семьи, Лариса Дмитриевна Огудалова. Она довольно хороша собой, образованна, художественно одарена. «...Барышня хорошенькая, играет на раз-ных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет...»,— говорит о ней Вожеватов. Лариса просто-душна, открыта сердцем, искренна, не умеет хитрить и притворяться, не умеет скрывать свои чувства от ок-ружающих. Лариса девушка хрупкая, незащищен-ная.

При всех своих достоинствах Огудалова имеет один «недостаток», определяющий, тем не менее, ее судь-бу: она бесприданница. Дом Ларисы, во многом благо-даря ее матери, всегда полон гостей. Однако ни один из «достойных» его посетителей еще не предложил Ларисе руки и сердца. «...Жениться-то надо подумавши»,— замечает, к примеру, Вожеватов. Хотя все по-сетители огудаловского дома и признают героиню прелестной во всех отношениях. Кнуров говорит ей: «Велико наслаждение видеть вас, а еще больше насла-ждение слушать вас».

Ларису окружает мир дельцов, где все, в том числе и красота, продается и покупается. Осознавая это и устав от прежней жизни, Огудалова «наотрез матери объявила: «Довольно... с нас сраму-то: за первого пой-ду, кто посватается, богат ли беден ли — разбирать не буду». Этим первым оказывается Юлий Капитоныч Карандышев, ему сгоряча Лариса дает свое согласие. В доме Огудаловых он давно « вертелся », но ему « поче-ту большого не было». Когда отсутствовали богатые женихи, мать Ларисы, Харита Игнатьевна, и Карандышеву место находила, «чтоб не совсем пусто было». Когда же собирался круг «поинтереснее», на Юлия Капитоныча было жалко смотреть. Никто с ним не го-ворил и даже не смотрел на него.

Карандышев — небогатый чиновник. Однако ам-биции его и тщеславие велики, что и делает его смеш-ным в глазах того окружения, в которое он хочет впи-саться. Писатель награждает героя говорящим име-нем: Юлий — имя знаменитого римского императора Цезаря, Карандышев — от слова «карандыш» — не-доросток, коротышка; человек с непомерными и ни-чем не обоснованными претензиями. «Человек само-любивый, завистливый»,— замечает о нем Вожева-тов. Его потуги казаться важным и «достойным» смешны. Делая ремонт, он вешает на стену ковер, но такой, что лучше бы никакого не было; он решая блес-нуть собственным экипажем, приобретает не лошадь, а «клячу», кучер у него маленький, а «кафтан на нем с большого». Восседает на своем экипаже Карандышев гордо, кучера подзывает во весь голос и выглядит при этом комично.

В душе Ларисы — тяжкий груз разочарования. Она переживает драму несостоявшейся любви с Парато-вым. Ей хочется тишины и покоя, теплого семейного очага, сердечной ласки и участия. «Мне так хочется бежать отсюда»,— говорит она. Но Карандышеву не до того, он ослеплен своим счастьем. Самодовольству его нет предела. Ведь он почти взял в жены саму Лари-су Огудалову, имеющую «спрос» в кругу «блестя-щих» господ. Личность Ларисы его интересует мало, а вот сам факт обладания ею — для него истинное удо-вольствие. «...Я хочу погордиться и повеличаться»,— говорит он, руководствуясь только собственным само-любием. Он «таскает Ларису на бульвар, ходит с ней под руку, голову так высоко поднял», возит ее на сво-ем «верблюде», «сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет». Все это, конечно, унизительно для ге-роини. «Жаль бедную Ларису Дмитриевну! Жаль... В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится»,— замечает Кнуров.

Карандышев пытается набиться в друзья к Вожева-тову и Кнурову. Он не замечает их ироничного отно-шения к себе. Эти господа видят в нем клоуна, шута и только. Словами «Да-с, Мокий Парменыч, я рискнул. Я и вообще был выше предрассудков»,— он предает Ларису.

первый разговор Ларисы с Карандышевым на-глядно обнажает их разность, глухую стену непони-мания между ними и даже отсутствие желания по-нять друг друга. «Уедемте, уедемте отсюда!» — взыва-ет вновь Лариса, но Карандышев глух к ее мольбе.

В конце концов Лариса теряет самообладание и не щадит больную тщеславием душу «маленького чело-века». Она открыто высказывает Карандышеву все, что о нем думает, напрямую говорит о его ничтожест-ве. В итоге вместо сближения между ними растет и множится взаимная обида. Со стороны Юлия Капитоныча сыплются упреки относительно прошлой жизни Ларисы. «Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором? Разве мне самой такая жизнь нрави-лась?» — спрашивает она. Лариса призывает будуще-го мужа к состраданию: «Вы видите, я стою на распу-тье; поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувст-вие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской. Ловите эти минуты, не пропустите их!» Но и эти слова не доходят до сердца Карандышева. Он мало чем отличается от матери Ларисы, которая вопреки просьбам дочери о тишине и скромности предстоящей свадьбы, произно-сит с тщеславием: «Ты у меня заблестишь так, что здесь и не видывали».

Дальнейшее поведение Ларисы по отношению к Карандышеву может показаться жестоким. Она не щадит его самолюбие, потому что воспринимает его как человека слабого, жалкого и непонятного окру-жающим.

Особенно ярким является эпизод обеда у Каранды-шева, на который он собирает именитых господ. Юлий Капитоныч хочет зарекомендовать себя как равного им, но вызывает только всеобщую насмешку. «Приглашают обедать известных людей, а есть нече-го...»,— уходя, замечает Кнуров. Паратов добавляет: «Надо ему отдать справедливость: он действительно глуп». Далее новоявленные друзья Карандышева просто глумятся над ним, превращая в посмешище ради собственной потехи. Все это происходит на гла-зах Ларисы. Ей больно. «Я мужа своего если уж не лю-бить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!» — восклицает она. Карандышев же до конца этого мучительного для герои-ни обеда не чувствует, что его разыгрывают. Упоен-ный собственным тщеславием, он теряет способность объективно оценивать происходящее. Прозрение его полно горечи: «Да, это смешно... Я смешной чело-век... Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! При-ходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!.. И ведь это не разбойники, это почетные люди ».

За столом Карандышев произносит тост в честь Ла-рисы, прославляя ее умение выбирать людей, пони-мать и оценивать их по достоинству. А Огудалова на тот момент уже сказала не ему, а Паратову: «Вы — мой повелитель». В ответ на тост Паратов иронично воскликнул: «Браво! браво!», а Лариса ни слова не произнесла, тем самым молчаливо одобрив происхо-дящее. «Самолюбие! — упрекает Лариса Карандыше-ва. — Вы только о себе. Все себя любят! Когда же ме-ня-то будет любить кто-нибудь?». Но ведь положение Юлия Капитоныча не менее драматично, чего не хо-чет понять героиня. Его также унижали, выставляли посмешищем на глазах у всего «блестящего общест-ва» , он тоже нуждается в ее поддержке и участии.

В финале Карандышев бросает в лицо Ларисе обид-ные, но справедливые слова: «Уж вы слишком невзы-скательны. Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку — и это не оскорб-ление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека,— человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». В то же время герой сам говорит о Ларисе, как о вещи: «Я беру вас, я ваш хозяин!». Лариса презрительно отталкивает его: «О, нет! Каждой вещи своя цена есть... Ха, ха, ха... я слиш-ком, слишком дорога для вас». На слова Карандыше-ва о любви она отвечает: «Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала тепло-го, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на све-те... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду ис-кать золота. Подите, я вашей быть не могу».

Жизнь Ларисы обрывает выстрел Карандышева, которому невыносимо дальше слушать уничтожаю-щие его слова. Его поступок приносит измученной ге-роине великое облегчение, и умирает она со словами прощения. Участь обоих героев, не понявших друг друга, трагична. Несмотря на всю их разность, в их судьбах есть нечто общее.

Особое место в системе образов пьесы занимает жених Ларисы — Ка-рандышев. Совсем, конечно, раз-ные люди — Паратов и Каранды-шев, но есть между ними связь. Маленький бедный чиновник хочет казаться «бле-стящим барином» — таким же, как Паратов: «В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кин-жалов, пистолетов тульских навешал...» — и т. д.

Карандышев также стремится играть роль, но очень неудачно. Он все время пытается кому-то подражать (тому же Паратову, например), но выхо-дит у него нелепо, жалко, смешно. Воспользовавшись случаем, Карандышев стремится «отыграться» за все свои унижения. Ему хочется возвыситься в глазах окружающих и в своих собственных глазах тоже.

У Островского Карандышев — тоже новый харак-тер, созданный уже с учетом художественного опы-та Достоевского.

Женитьба на Ларисе для него — прекрасный спо-соб для самоутверждения. Не случайно он все время думает не о ней, а о себе: «...три года я терпел унижения, — говорит Карандышев своей невесте, — три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, по-смеяться над ними!» Лариса просит его поскорее уехать из города. Как бы не так! Ему очень хочется покрасоваться, всем возвестить о своей побед», о своем торжестве: «Теперь я хочу и вправе по-гордиться и повеличаться».

Однако в духе гуманистической традиции русской классической литературы Островский выделяет в ма-леньком чиновнике не только зависть и самолюбие, но и оскорбленное человеческое достоинство. В кон-це концов просыпается все же в нем самосознание, пусть униженного и оскорбленного, но человека. Наступает страшный для Карандышева момент проз-рения: он, наконец, понял или хотя бы почув-ствовал истину, начинает осознавать и свою настоя-щую роль в том, что происходит вокруг него. Это роль шута. И именно теперь-то, в момент этой ужасной катастрофы, Карандышев на мгновение эс-тетически возвышается, превращаясь из мелкого чи-новника, с присущим ему комплексом социальной наполненности, в человека, отстаивающего свое че-ловеческое достоинство. Страдания его очеловечи-вают, как это бывало и с некоторыми героями Достоевского. И мы невольно начинаем сострадать Карандышеву, когда перед нами предстает человек, который наконец-то осмеливается взглянуть правде в глаза, осознать свое истинное положение в этом обществе и взывать о сочувствии:

«Я смешной человек... Я знаю сам, что я смеш-ной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны?.. Но разломать грудь у смешного чело-века, вырвать сердце, бросить под ноги и растоп-тать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!»

Карандышев многого все еще не понимает, но потрясение, испытанное им, не проходит для него даром. И в разговоре с Ларисой он оказывается способным на обобщения большой социальной силы. «Хороши ваши приятели! — говорит он. — Какое ува-жение к вам! Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам распо-лагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, — это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь обижаться не может». Материал с сайта

Но, поднявшись до осознания действительно тра-гического конфликта (человек — вещь), Карандышев не в состоянии все же выйти за пределы этой системы ценностей. Он возмущается не противо-естественностью превращения человека в предмет купли-продажи, а тем, что он сам выброшен из игры. И в последний раз Карандышев пытается воспользоваться ситуацией, которая, казалось бы, сложилась благоприятно для него. Обращаясь к Ларисе, он «с жаром» кричит: «Я беру вас, я ваш хозяин!» Однако такой хозяин Ларисе не нужен. Если она вещь, то тогда ей остается одно утешение: быть дорогой, очень дорогой вещью. Этого Каран-дышев стерпеть не может: «Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.)» Так оправ-далось трагическое предчувствие Ларисы, о котором она еще во втором действии сказала матери и жениху: «Я вижу, что я для вас кукла: поиграете вы мной, изломаете и бросите».

В пьесе «Бесприданница» тема «Маленького человека» находит свое развития в образе Юлия Капитоныча Карандышева, молодого небогатого чиновника. Это мещанин новый человеческий тип, который складывался в эпоху буржуазной прозы. Первые сведения о нем мы узнаем из разговора Вожеватова с Кнуровым. Последний особенно нелестно отзывается о Карандышеве: «Ну что такое Карандышев?» Что имеет в виду Кнуров, мы понимаем из другой его реплики: «Ну что знакомство для меня?» Он презирает его за то, что у него ничего нет, что он беден, а большей частью, наверное, еще и зато, что Карандышев жених. Ларисы Дмитриевны.

Вожеватов к характеристике Кнурова прибавляет: «Ведь он у нас чудак». Действительно, немало у него чудачеств. Из-за всего этого начинаешь видеть в нем настоящего маленького человека, вызывающего жалость. Кстати, далее Вожеватов говорит, «что просто жалость было смотреть на Карандышева». Но, честно говоря, настоящей жалости со стороны Вожеватова по отношению к Карандышеву мы не наблюдаем. Уже в следующей сцене Вожеватов не упускает ни одного повода упрочить за Карандышевым положение ни кого иного, как шута, паяца.

Например, когда Юлий Капитоныч предлагает Ивану служить у него за обедом и явиться во фраке, Вожеватов спрашивает Карандышева: «Мне тоже во фраке прикажете?». И на этот язвительный вопрос Карандышев отвечает вполне серьезно. Он нечувствителен к пренебрежительно-снисходительному тону, к обидным колкостям, к тому, что Вожеватов явно над ним потешается. Может показаться, что тут всего лишь добродушное, незлобное подшучивание. Но за ним оскорбительное третирование. Лишь тонкой чертой оно Отделено от прямого издевательства, объектом которого Карандышеву суждено стать в очень скором времени. Таким образом, уже по социальному своему статусу он маленький человек. Его, мелкого чиновника, никто не уважает по-настоящему. Хотя Лариса говорит ему: «Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честный человек». Но это ее «что-нибудь» говорит о совсем немногих ее достоинствах.

Эта ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств. И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами. Это заурядный человек. Но дело не-только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя. В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова.

У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии. Прозаичность образа Карандышева делает его совершенно отличным от высокой поэтической души Ларисы. Подобный персонаж не предусмотрен миром романтической поэзии, миром романса. Но он существует в жизни. Быть может, от этого столкновения прозы жизни в образе Карандышева с поэзией в образе Ларисы между ними и нет взаимопонимания. Взять хотя бы сцену, когда Лариса смотрит на волгу и предлагает Карандышеву уехать в деревню, а он не слышит ее устремлений, не понимает ее души, беспокоясь только о том, что говорил ей Вожеватов. Карандышев поучает и попрекает Ларису, одним словом, ведет себя как судья и обвинитель. Однако вопреки ожиданиям, ставит себя в положение обвиняемого. Иначе и быть не могло: не ему учить или осуждать Ларису.

Здесь опять его ничтожность, которая вообще рядом с Ларисой Огудаловой проявляется резче всего, и теперь, поучая и упрекая Ларису, он побуждает ее высказать ему откровенные слова, которые он менее всего хотел бы услышать и смысла которых он в самоупоений так и не в силах понять. Порою кажется, что у Карандышева вообще судьба такая, чтобы результаты его действий никогда не совпадали с намерениями. Но Карандышев, этот слабый человек, завистлив и самолюбив. Он постоянно хочет придать значительность своей личности, потешить свое самолюбие. Для этого он развешивает в своей комнате оружие по стенам, для этого и очки надевает.

Ведь теперь он «из ничего, да в люди попал», став женихом Ларисы. Вот здесь-то он и мстит всем окружающим за свою уязвленную гордость. Он далее сам не скрывает, что хочет сейчас «повеличаться». Он любит Ларису и способен на любовь. В сцене перед смертью Ларисы Карандышев говорит о своей любви, говорит, в каком он отчаянии: «Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю.» И при это он падает на колени. Но вся его беда в том, что он не отдается полностью этой любви, он постоянно думает совсем о другом. Ему необходимо скрыть от других некую правду о себе, что, что он «соломинка, за которую хватается утопающий».

«Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен», умоляет он Ларису. Карандышев вероятно, понимает, что он и есть такая «соломинка». Но он хочет стать другим в глазах людей, значительным, хочет сам забыть о своем истинном положении. Однако ему постоянно об этом говорят напрямую, например, Лариса, которая всегда, впрочем, говорит ему правду. Перед нами маленький человек, но человек жестокий, иногда мстительный. Он думает только о себе, когда просит Ларису пожалеть его и делать вид, что она» любит его.

Его мстительность и злоба видны уже в его словах: «Не обижайте! А меня обижать можно?» Но тут же спохватился и успокоил окружающих. После побега Ларисы он кричит: «Жестоко, бесчеловечно жестоко». Но говорит он, конечно же, не о своей жестокости. Он не замечает, Что в безудержном стремлении утвердить себя по отношению к Ларисе был и бесчеловечен, и жесток. Черты мещанина, себялюбивого, цельного, упрямого и злого, своеобразно сплетаются в нем с чертами униженного бедняка. Эта двойственность Карандышева отчетливо выступает в сцене обеда. Это прежде всего сцена глумления над человеком с самолюбием. Карандышев куражится и изображается из себя барина, а выглядит шутом, над которым все смеются. Он не, понимает, что его спаивают.

Тихое счастье его не устраивает. Больше всего ему нужно публичное торжество. Это еще раз доказывает сцена обеда. Ему кажется, что он на высоте. "Торжествующий» над соперниками, Карандышев хочет показать и свою власть над Ларисой, запрещая ей петь. Но она все же поет, и ему ничего не остается, как признать, что поет она прекрасно. Оборотная сторона этого обеда, основанного на мелком расчете и мещанском копейничестве, раскрывается в образе тетки Карандышева Ефросиньи Потаповны. Именно она вываливает на сцену всю требуху мещанских расчетов и соображений, столь смешных на фоне богачей и кутил вроде Кнурова и Паратова. Несмотря ни на что, Карандышев способен изменяться.

В своем монологе, полном протеста и возмущения, он говорит: «Я смешной человек». Великая перемена в нем происходит. Он способе признаться в своих слабостях и недостатках, смело судит окружающих, а главное говорит искренно. Это признание возвышает его в наших глазах. Да и сам он возвышается в этот момент над прежним собой. В нем пробуждается человек.

Так в пьесе Островского возникает мотив, сближающий её с романами Достоевского, в которых также немало маленьких людей. Разумеется, вовсе другим человеком он не становится. Но теперь в отношении к Ларисе у него больше гуманности, чем в отношении ее к нему. Да это и не случайно, так как он окончательно упал в ее глазах. Из этого его монолога становится ясным и его поступок, погубивший Ларису.

Он убил ее в припадке мещанского себялюбия, убивает из-за того, что она не захотела стать его «вещью». И вместе с тем, в этом убийстве выразилось отчаяние Карандышева, его последняя попытка защитить себя как человека, отстоять свое достоинство. Маленький человек в изображении А.Н. Островского жалок. Но случайно ли то, что слова о «вещи» писатель вкладывает именно в уста Карандышева? Уж не одарил ли Островский этой сильной и разящей мыслью его только потому, что больше её в пьесе высказать было некому? Вполне возможно, потому что, каким бы ничтожным ни был Карандышев, нет у драме другого, более «достойного» персонажа.

В середине и в конце 30-х годов XX века, когда социальному происхождению и положению героя многие придавали большое значение, чем его реальному поведению, Карандышева стремились трактовать как фигуру положительную. Ю. Юзовский, например, видел в нем представителя той категории «униженных и оскорбленных», о которых писали Гоголь и Достоевский. Но я считаю, что маленький человек у этих писателей не был так жесток, озлоблен и решителен. По иному подходили к Карандышеву в 60-х годах. Ю. Оснос трактует Карандышева как фигуру полностью отрицательную, ибо Карандышев страдает пусть и глубоко, но недолго, почти немедленно переполняясь чувством ненависти к людям, отнявшим у него Ларису.

Я считаю, что этот маленький человек, обрисованный Островским в своей пьесе, жалкое, конечно, но опасное существо. Это уже не гоголевский Башмачкин. Это доведенный до преступления постоянными унижениями человек. Но это не приводит к положительным результатам. И он терпит поражение в этой драматической борьбе.