Кому принадлежит высказывание иду на вы. Фразеологизм Иду на вы. Кто сказал и в связи с чем

Иду на вы

Иду на вы
Легендарное выражение знаменитого полководца Древней Руси великого князя киевского Святослава I Игоревича (955-972). Перед началом военных действий он посылал гонца к врагу с кратким посланием: «Хочу на вы идти» (в древнерусском языке винительный падеж совпадал с именительным). Таким образом, говоря противнику: «Иду на вас», Святослав сознательно предупреждал его о своих военных планах, что на первый взгляд противоречит здравому смыслу.
Но у Святослава был свой расчет. Он хотел избежать изнурительных походов по степи, битв с отдельными отрядами, внезапных налетов, засад и прочего, что неизбежно делает войну долгой и неэффективной. Он хотел, чтобы враг собрал свои силы в одном месте, и тогда их можно было бы разбить в одном, решающем сражении. Тем более, что для победы в чистом поле - в большом фронтальном столкновении - у киевского князя было больше шансов, чем у его обычных противников, кочевых народов.
В отличие от степняков, войско Святослава было дисциплинированно и атаковало врага своего рода древнерусской фалангой - «стеной». «Стена» состояла из 20 длинных шеренг воинов, каждый из которых имел щит в рост человека, длинное копье, длинный меч, лук со стрелами и засапожный нож для ближнего боя. Но до ножей обычно дело не доходило: «стена» строя не теряла и, закрытая сомкнутыми щитами, наносила мощный удар по врагу копьями первого, второго и третьего рядов. Еще сильнее древнерусская фаланга была в обороне.
Участвуя в походах с четырехлетнего возраста (княгиня Ольга, отправляясь в поход на древлян, взяла однажды с собой сына, который и начал битву, первым бросив свое детское копье), Святослав был опытным, удачливым полководцем. И уже одним своим извещением о начале войны он вносил смятение в ряды противника, заставляя его готовиться к рати с недобрым предчувствием. Можно сказать, что князь Святослав первым в истории русского оружия начал применять методы информационной и психологической войны.
Шутливо-иронически: о намерении вступить в противоборство, спор, диспут и пр.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Иду на вы" в других словарях:

    Идти, народн. итить, обойтиться, разойтиться (Соболевский, Лекции 258), сюда же: пойти, войти, прийти, выйти, сойти, перейти, найти и т. д., др. русск. иду, ити, укр. iду, iти, блр. iцi, iсцi, iду, ст. слав. идѫ, ити πορεύεσθαι, ἔρχεσθαι, вънити… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Полноформатный альбом Иван Царевич Дата выпуска март 2007 Жанр фолк метал, Этнический метал Длительность 57:21 Страна Россия … Википедия

    ИДУ - Исламское движение Узбекистана Узбекистан Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. ИДД ИДУ историко документальный департамент МИД РФ … Словарь сокращений и аббревиатур

    ИДУ, идёшь. наст. вр. от итти. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Эта статья о вышедшей из употребления корейской письменности. О тибетской народности см. Лоба (народ). Иду … Википедия

    Иду - 이두:吏讀 («чиновничье письмо») общее название нескольких разновидностей корейской системы письма, созданной до изобретения фонетического алфавита (см. Корейское письмо) для записи корейских слов и агглютинативных аффиксов на основе комбинированного … Лингвистический энциклопедический словарь

    Иду на вы - Разг. Экспрес. Решительно и прямо выступаю против кого либо. Уж взялся за перо, вышел на арену, говори: «Иду на вы». Это и честно и справедливо. Даже если поэты и обидятся сначала на критику, потом согласятся, хотя бы в душе (П. Ульяшов. «Не… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    В. кн. Святослав (при объявлении войны) Ср. Карамзин. И.Г. С. 1 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Книжн. иногда Шутл. Объявляю вам войну, буду с вами спорить, бороться (вызов, предупреждение о начале поединка, дискуссии, критики и т. п.). /i> Слова принадлежат князю Святославу Игоревичу (Х в.), который никогда не начинал войну без… … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Иду на Вы! , Виктор Мануйлов. Середина X века. Древнерусское государство крепнет и расширяет границы. Молодой киевский князь Святослав Игоревич начинает свой главный поход - против ненавистного Хазарского каганата, многие…

Иду на Вас

Выражение «Иду на вы» означает предупреждение о начале активных действий против недруга, объявление намерений вступить в борьбу с кем-либо. Легендарное словосочетание сохранило свое первоначальное значение, хотя история происхождения относится к временам Древней Руси. Автором фразеологизма является Святослав Игоревич (942-972), великий князь киевский и новгородский, оставивший яркий след в мировой истории. Планируя военные поход, Святослав отправлял к врагам посланника со словами: » Хочу на вы идти». Именительный, винительный падежи древнерусского языка совпадали, поэтому в современном варианте выражение значит «Хочу идти на вас».

Своим посланием князь предупреждал противника о военных планах славян и, на первый взгляд, лишал себя преимущества внезапного нападения . Однако Святослав делал это вполне осознанно. Князь был опытным воином и удачливым полководцем, всю жизнь проведшим в боевых походах. Оставшись сиротой после гибели своего отца (князя Игоря) от рук древлян, он с четырехлетнего возраста принимал участие во всех походах княгини Ольги, своей матери. Возмужав, он собрал храбрых воинов и начал совершать походы по соседним землям, приобретая опыт ведения войн.

Своим извещением он вносил панику в ряды противников, применяя таким образом методы психологической войны (первым в военной славянской истории). Предупреждение о грядущих боевых действиях вынуждало врага собирать в одном месте все военные силы. Это позволяло славянским войскам разбить противника в одном сражении, избежав изнурительных, затяжных походов и боев с отдельными отрядами.

Появление выражения в варианте «Иду на вы » встречается впервые в «Истории государства Российского», знаменитом литературном произведении, написанном Н. Карамзиным. Обрабатывая древнерусские летописи (в частности труды летописца Нестора), именно так он перевел древнерусское словосочетание на современный язык. Таким образом, когда современный человек всерьез или шутя говорит знаменитое выражение, он повторяет одновременно слова великого древнерусского князя и известного российского историка.

Святослав Игоревич (ум. 972 г) – князь новгородский, с 945 года киевский. Сын великого князя Игоря Рюриковича и княгини Ольги (первая из руских правителей приняла христианство), пыталась обратить и сына, но Святослав до конца остался предан вере Предков, объясняя, что христианин не будет пользоваться авторитетом у дружины.

Прославился Святослав как великий полководец, которого Н.М. Карамзин называл «Александр (Македонский) нашей древней истории».

«Походы Святослава 965-968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии» — Рыбаков Б.А.

Князь Святослав Игоревич

Дата рождения неизвестна, считается 942 год (по рускому календарю 6450 Лето от С.М.З.Х.). Также встречается 920 год, но это противоречит известным сведениям о правлении Святослава.
Сыновья – Ярополк, Олег и Владимир (князь, крестивший Русь).

Описание колоритной внешности Святослава оставил византийский историк Лев Диакон:


— «… умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой»

Святослав с 4 лет участвовал в походах. Согласно «Повести временных лет» с 964 года «когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус [гепард], и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: „Иду на Вы!“»

Иду на Вы!

Перед началом военного похода князь Святослав посылал к врагу гонца с кратким посланием — «Иду на Вы!». В древнеруском языке именительный и винительный падежи совпадали, таким образом, Святослав говорил «Иду на вас», сознательно предупреждая о своих военных планах, что на первый взгляд противоречит здравому смыслу, однако у Святослава был свой расчет.

Он был опытным полководцем и одним своим извещением вносил в ряды врагов смятение, заставляя готовиться к рати с недобрым предчувствием. Можно сказать, Святослав – первый руский князь, который использовал метод информационной, психологической войны. Заставлял врага собирать все силы в одном месте для решающего сражения. Тем самым избегал изнурительных походов и битв с отдельными отрядами и засадами, что делает войну долгой и неэффективной.

Войско Святослава атаковало врага «стеной» — 20 длинных шеренг, закрытые сомкнутыми щитами в рост человека, у каждого воина длинное копье, длинный меч, лук со стрелами и засапожный нож, до которого дело обычно не доходило. «Стена» закрытая щитами, наносила мощный удар по врагу копьями первого, второго и третьего рядов.
«Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений», Вадим Серов

Также есть версия, что выражение «Иду на Вы!» имеет религиозный подтекст. Таким образом князь Святослав указывал, что идет священная война, жизни ворогов будут принесены в жертву Богу Перуну, их судьба предрешена.

Памятник Великому князю Киевскому Святославу Игоревичу (скульптор – Вячеслав Клыков)
Памятник посвящен разгрому иудейского Хазарского каганата. Установлен в 2005 году в Белгородской области рядом с Холкинским монастырем.

- 11355

Вроде бы, говоря Вы, мы выражаем своё уважение к человеку - к вышестоящим и незнакомым принято обращаться на Вы.

Но почему тогда близким говорим - Ты? Неужели, мы их меньше уважаем, чем тех, чужих?
Не странно ли: к Богу мы обращаемся на ты (... да святится имя Твоё; Да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя...), а к всякому мелкому начальнику – на Вы?
Неужели, Творец всего Сущего меньшего уважения достоин, чем любой прохожий, которому мы говорим - Вы?
К святым обращаемся на ты, а к грешным – на Вы? Парадокс...
Может, дело не в уважении... А в чём? Дабы понять это, давайте вернёмся в прошлое.

Откуда и зачем пошло это - выканье?
Ведь во всех древних языках: др.греческом, латинском, др.русском – обращение было только на ты, это и понятно: коли един человек, то и говорить к нему нужно в единственном числе: ты.
Впервые обращаться к себе как к многим – на Вы – потребовал кто-то из римских императоров. А если императора называют на Вы,- думают придворные его,- то, чем я хуже? давайте и меня - на Вы. И пошла волна гордыни сверху вниз: каждый такой «пупок земли» стал мнить себя «маленьким императором» и требовать себе тех же «почестей»: «Я тебе не просто я, меня теперь много, я теперь – Мы!» И до того эта мода по Европе дошла, что сейчас в английском языка вообще уже цельного «ты» не осталось, все стали множественными You.

Конечно же, и на Руси люди испокон веков обращались друг к другу на ты.
Даже к Богу взывали – Ты. Ивану Грозному говорили ты, и он не обижался, ибо это естественное, нормальное обращение – на ты, общепринятое тогда: к одному человеку как к одному и обращаться.

Русский Князь Светослав (сын князя Игоря и княгини Ольги),одержавший победу над Хазарским Каганатом, когда выходил в поход, то всегда посылал в чужие земли весть - предупреждение:«Иду на вы!» Что означало – хочу идти на вас, то есть вы мои враги.

Выканье к нам пришло относительно недавно, в петровские времена, как некая западная мода, новомодное веяние. Тогда Пётр I много западных обычаев приказным порядком в русское сознание внедрял.
И выканье, было одним из них.
Хотя оно могло бы нам и вовсе не привиться – осталось бы некой чужестранной диковиной,но в 1722 г Пётр I ввёл в России «Табель о рангах», по которому ко всем вышестоящим (по рангу) надлежало обращаться на Вы, и называть их каким-нибудь «Вашим благо-высокородием».
А за нарушение этого правила полагался штраф в размере двухмесячного жалования,причем назначен оный мог как за тыкание вышестоящему, так и за выкание нижестоящему.
А если учесть, что треть этих денег полагалась доносителю, то нарушать его было... небезопасно.
Таким вот образом в России насильственно, под угрозой штрафа, ввели западное выканье.
Простому человеку, понятно, тыкали все: «он же - мужик, а мы тут с эдаким европейским выпендроном, и уважаем только тех, кто с нами в одну социальную игру играет, и кто выигрывает... в ней... у нас».

И заметьте (это важно): сначала обращение на вы вводилось, чтобы подчеркнуть социальное неравенство: ты к императору на Вы, он к тебе – на ты; к вышестоящим по рангу – на Вы, они к тебе – на ты...
Т.е., выканье выражало социальный статус, положение в социальной структуре, а не уважение к человеку. Уже потом сознание адаптирует: положение -> уважение к положению -> уважение, затем они сплетаются...
И вот уже естественное желание человека – чувствовать уважение окружающих, слышать к себе уважительное обращение - толкает его к тому, чтобы занимать положение, к этой «гонке по вертикали»...

В обществе же, хорошо это или плохо, уже сложился некий этикет, общественный политес, в котором, говоря друг другу «вы», мы словно подчёркиваем своё почтение к общепринятым Правилам Игры и отстранённо-уважительное отношение друг к другу. Это как бы предохраняет нас от грубости, но и от...прямых контактов.

Но ведь, доведённое до абсолюта (скажем, в викторианской Англии) это вы-общение, эта система общественных приличий, превращает живую жизнь людей в какую-то... шахматную игру, в которой, словно фигуры на доске, они совершают предписанное правилами движения по своим клеткам, важно раскланиваясь и улыбаясь. ...

Для Запада же, русское ты - признак варварства и некультурности.

В подтверждение того, сколь задушевным является русское ты, исчезнувшее у англо-саксов, хочется напомнить стихотворение Пушкина:

Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!

Легендарные люди. Легендарные времена. Легендарные фразы, которые высечены на скрижалях мировой истории. Одна из таких фраз: «Иду на «Вы»!». Якобы именно ее прои зносил великий киевский князь Святослав. Произносил, отправляясь в походы против врагов Киевской Руси.

Каждое слово Летописи на вес золота. Каждая описка, недомолвка летописца – драгоценный камень. Каждая ошибка, исправление коррекция переписчиков более поздних времен – ключ к разгадке тайн прошлого.

«Иду на Вы!». Фраза, которую, по мнению многих, произносил великий полководец Святослав перед походом. Но.

Таково ли было первоначальное звучание послания ратника?

Предупреждением или насмешкой было послание?

Против кого были направлены удары могучей рати руссов?

Каковы предпосылки и причины восточных походов?

Правильно сформулированный вопрос – основа для поиска правильного ответа. Зачастую в вопросе кроется ответ.

Итак, нам предстоит иметь дело с давним, укоренившимися мифами. Они с давних времен проникли на страницы Летописей и до наших дней существенно влияет на самосознание восточных славян и на внутреннюю и внешнюю политику государств – правопреемников Киевской Руси.

Напротив острова Хортицы (г. Запорожье, Украина), рядом с каскадами фонтанов «Радуга» в Вознесеновском парке в г. Запорожье, на одном из предполагаемых мест гибели князя в 972 г., 15 октября 2005 г., благодаря всесторонней поддержке общественного и политического деятеля, генерального директора авиационного завода «Мотор сич» Вячеслава Александровича Богуслаева, был установлен 5-метровый бронзовый памятник Святославу работы скульптора Вячеслава Клыкова.

И этот памятник, как и все связанное, с именем Святослава вызывал жаркие дискуссии. Место, внешний облик, поза, меч в ножнах напоминающий издали крест … - подвергались критике. Величественная фигура великого человека.

Перед началом военных действий Святослав посылал гонца к врагу с кратким посланием:

«Хочу на вас идти.»

Повесть временных лет


Таким образом, говоря противнику: «Хочу на вас идти», сознательно предупреждал его о своих военных планах, что на первый взгляд противоречит здравому смыслу. Но у Святослава был свой расчет. Он хотел избежать изнурительных походов по степи, битв с отдельными отрядами, внезапных налетов, засад и прочего, что неизбежно делает войну долгой и неэффективной. Он хотел, чтобы враг собрал свои силы в одном месте, и тогда их можно было бы разбить в одном, решающем сражении.

Ко времени восточных походов у киевского князя был уже колоссальный воинский опыт. Ведь летописец говорит

«И многие войны творил»

Повесть временных лет

Участвуя в походах с юного возраста, Святослав был опытным, удачливым полководцем. И уже одним своим извещением о начале войны он вносил смятение в ряды противника, заставляя его готовиться к рати с недобрым предчувствием.

Святослав мог позволить себе сказать «Хочу…» То есть не просто – Иду. А «Хочу на вас идти.» Князь говорил о своем желании идти в поход. Он давал время для размышлений. Время для принятия правильного решения. Единственно правильного – сдаться.

Можно сказать, что князь Святослав первым в истории русского оружия начал, применять методы информационной и психологической войны. При этом он действовал полностью в соответствии с рекомендациями выдающихся стратегов.

Уровень подготовки князя соответствовал уровню величайших полководцев всех времен и народов: Юлия Цезаря, Маврикия Стратега, Сунь-цзы, Суворова и других. А во многом и превосходил их. Каким образом и где он получил такие феноменальные знания? Об этом позже. Опыт, знания и сила были на стороне князя. Свои победы он одерживал до начала боевых действий.