Копилка методических приемов, или как сделать родительское собрание эффективным и интересным. Родительские собрания: что на них должно, может и не должно быть. Животрепещущая тема «родительских собраний» нашла отклик и в редакции издания, и в социальных с

Конспект родительского собрания

«Волшебный цветок» в конце года

в младшей группе «Мальвина»

План проведения

  1. Минута откровения «Зажги свечу»
  2. Соберём «Волшебный цветок»
  3. Вручение благодарственных писем
  4. О разном

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады приветствовать вас на итоговом собрании нашей группы . Как мы жили в этом году, что было в нашей жизни интересного, чему мы научились и над чем еще предстоит поработать – об этом наш сегодняшний разговор.

Минута откровений «Зажги свечу». (зажигаем свечу)

(родители передавая свечу делятся достижениями своих детей)

В течение года все дети развивались согласно возрасту, осваивали программный материал и показали положительную динамику по всем направлениям развития. Воспитательно – образовательная работа ведется по 5 образовательным областям : «Социально – коммуникативное» , «Речевое развитие» , , «Физическое развитие» и «Познавательное развитие» .

Сегодня мы вам предлагаем собрать «Волшебный цветок»

(на магнитной доске серединка цветка, родители по очереди выбирают лепесток)

Лепесток красного цвета. Что же обозначает красный цвет, каково его влияние на человека?

КРАСНЫЙ. Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев. Предпочтение красного цвета означает : уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях. "Красные дети" Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с «красными» детьми : живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Когда они вырастут, то высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего.

Образовательная область «Речевое развитие» . В течении года с детьми учились составлять предложения по картинкам. Дети с удовольствием слушают литературные произведения и рассматривают картинки в книгах, рассказывают сказки, развивают речь, мимику, пополняют словарный запас. Любимое занятие - рассказывать сказки, используя настольный и плоскостной театры. Во время занятий проводятся физ. минутки.

Сейчас, дорогие родители , мы посмотрим на сколько вы знаете сказки. Поиграем в игру «Вопросы – ответы»

Игра «Вопросы – ответы»

1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)

2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)

3. Каково настоящее имя Царевны - лягушки? (Василиса Премудрая)

4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)

5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)

6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)

7. Назовите место рождения Колобка (печь)

8. Назовите единственную героиню сказки «Репка» , имя которой нам известно? (Жучка)

9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)

10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)

11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)

12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)

13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом» )

14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка» )

15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)

17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)

18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)

19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок» )

20. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года » ? (старик со старухой)

Лепесток жёлтого цвета. Что обозначает жёлтый цвет?

ЖЁЛТЫЙ. Это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию , организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма. Предпочтение желтого цвета означает желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Иногда : самообольщение, самопринуждение, поверхностность, неуверенность в будущем. "Желтые дети" – это дети – мечтатели, фантазеры, сказочники, шутники. Они любят играть в одиночестве, любят абстрактные игрушки : камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда они вырастут, они будут отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будут во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у них могут проявляться такие черты характера, как не практичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.

И это образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» На музыкальных занятиях дети проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различают веселые и грустные мелодии, пытаются выразительно передавать игровые и сказочные образы.

Испытывают чувство радости; пытаются в лепке, аппликации, конструировании , рисовании изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования : кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Мы хотели бы вас спросить, понимаете ли вы, что такое нетрадиционное рисование? Знакомы ли вы с его техниками и приёмами? " (Ответы родителей .)

Результаты диагностики___________________________________________

Лепесток синего цвета. Синий цвет. Что он означает?

СИНИЙ. Прежде всего, это успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Предпочтение синего цвета означает : стремление к покою, гармонии с окружающими и с самим собой, верность, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный темперамент. "Синие дети» - это дети полная противоположность «красным» . Недаром «красных» детей можно успокоить синим цветом, а «синих» детей – красным. «Синий» ребенок – спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность «красным» детям, ему приятно отдавать, а не получать. Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.

«Социально - коммуникативное направление» . Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет игра, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

В течении года дети овладели навыками самообслуживания. В игре дети закрепляют полученные знания. Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликаются на эмоции близких людей и друзей. Делают попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.

Результаты диагностики___________________________________________

Предлагаю вам разобрать не которые педагогические ситуации.

Ситуация 1.

Мама Андрея общается с сыном так, как будто у него есть в наличии, уже сформированы позитивные, сильные стороны личности и характера. Поэтому она строит свое общение с ним так: «Зачем ты взял в детском саду эту машинку? Я же знаю, что ты добрый и честный. Поэтому завтра отнеси ее детям, они ведь тоже хотят поиграть с ней». А вот мама Коли в похожей ситуации говорит ему: «Зачем ты взял эту машинку в детском саду? Ты плохой! Ты вор!».

В чем проявляется принципиальное различие общения со своими детьми у этих мам?

Те слова, которыми родители называют своего ребёнка, накладывают отпечаток на формирование положительных либо отрицательных черт характера. В данном случае мама Андрея способствует формированию у него положительных черт характера, называя своего сына ласково, добрыми словами, указывая его хорошие качества. А мама Коли наоборот – формирует отрицательные черты характера, называя мальчика нехорошими словами, укореняя тем самым в сознании ребёнка то, что он «плохой» и «вор». Таким образом, матери дают оценку поступкам своих сыновей (плохую или хорошую), и, соответственно этому, ребёнок вырастет «плохим» или «хорошим». В будущем он станет тем, что в него заложили с детства. Все оценки поступков ребёнка «записываются» во внутреннюю систему ребёнка в форме самооценки и его эмоционального состояния.

Ситуация 2.

Мать делает замечание пятилетней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола:

Плохо себя ведешь. Ведь он меньше тебя, ему надо уступать.

Все уступать да уступать! А если он мешает мне?! Если в моем рисунке чертит каляки-маляки?!

Все равно, ты же старше его!

Поддержанный мамой, мальчик продолжает свое дело.

Ах так? - сердится девочка, - будешь знать, как чужие рисунки портить! Вот тебе за это!

Девочка в сердцах толкает брата. Конфликт разрастается. В результате оба плачут.

В беседе с воспитателем мама сетует, что дети не дружны, не умеют ладить друг с другом.

В чём вы видите причину конфликта между братом и сестрой? Почему мы не наблюдаем в данной семье проявлений такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности?

Причина конфликта между братом и сестрой в том, что дети чувствуют неравное к себе отношение матери. Делать замечание, основываясь на том, что дочь старшая и поэтому должна уступить брату, неправильно. Именно это и способствует разрастанию конфликта между детьми. Получается, что брату можно всё, всё дозволено, ведь он же маленький, а девочка должна уступать ему как старшая. Такая позиция матери (позиция неравноправия) не правильная. В данной семье мы не наблюдаем такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности, потому что мать своим неправильным отношением к детям поставила девочку в позицию «Ты старшая, поэтому должна». Таким образом, девочка чувствует себя ущемлённой, возможно, испытывает чувство ревности и, обижая брата, она выплёскивает весь негатив на него. Чтобы девочка опекала брата мать должна была поставить её в позицию «Ты старшая, поэтому ты можешь помочь младшему, ведь ты знаешь и умеешь больше, чем он». Матери необходимо было просить девочку о помощи младшему брату, немного по-другому выстроить с ним диалог. Когда мальчик испортил её рисунок, мать должна была успокоить девочку и дать каждому ребёнку по чистому листу и договориться о том, что каждый рисует только на своём листе, а дочь могла быть показать брату, как правильно рисовать. Кроме того, мать должна чаще хвалить свою дочь.

Лепесток зелёного цвета. Как воспринимается нами зеленый цвет? ЗЕЛЁНЫЙ цвет – это жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу. Бледно-зеленый - успокаивающий и расслабляющий цвет. Способствует улучшению зрения. Ярко-зеленые цвета напоминают о весне и энергии молодости. Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом. Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах. Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежны и великодушны. Предпочтение зеленого цвета означает : самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Иногда : сомнение в себе, низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.

"Зеленые дети" считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность (консервативную , боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями, требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.

Познавательное развитие. Играя в настольные игры, дети познавали окружающий мир, знакомились с классификацией предметов, домашними и дикими животными, изучали мир природы, сформировалось представление о форме, цвете, величине, количестве. Имеют представление о своей семье и селе, в котором живут. Умеют любить и охранять родную природу.

Результаты диагностики___________________________________________

Родная природа – это могущественный источник из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Дети замечают всё. Они открывают для себя новый мир : стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Природа – великий учитель.

Горе нам, если мы не научим детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого надо делать всё возможное : подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями.

Презентация проекта «Огород Копатыча»

Лепесток оранжевого цвета. Какого он цвета? Оранжевого? А как же он влияет на нас? ОРАНЖЕВЫЙ цвет высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать.

Это отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты. Предпочитающие оранжевые цвета способны к креативному мышлению, полны энтузиазма, но склонны к безответственности. Предпочтение оранжевого цвета означает активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость.

"Оранжевые дети" легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые» , но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет : когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама – этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздражает и опустошает.

Следующее направление «Физическое развитие» : дети растут здоровые, жизнерадостные, физически и творчески развитые.

Результаты диагностики___________________________________________

На одном из собраний мы вас знакомили со здоровьесберегающими технологиями. Предлагаем вам их вспомнить

Лепесток белого цвета. Каково влияние белого цвета?

БЕЛЫЙ. Символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха. Он поможет успокоиться, снять внутреннее напряжение. Белый цвет лечит центральную нервную систему, помогает восстанавливать структуру мозговых тканей, непосредственно связанных с сознанием. «Белые дети» обращают внимание на мелочи и анализируют все, что с ними происходит. Такие дети с детства отстаивают свои позиции и убеждения, мыслят и рассуждают они с философской точки зрения. Отторжение белых красок говорит о неправильном воспитании, нарушении связи с родителями , дискомфорте в общении с родственниками и друзьями.

Конкурс шуточных вопросов.

1. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет, стоять на 2 ногах? (2 кг.)

2. Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)

3. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.)

4. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни.)

5. Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой; "У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра". (7.)

6. Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит.)

Вот и собрался наш «Волшебный цветок» и подведя итог можно сказать, что программу освоили в основном все дети успешно.

А сейчас мы с радостью перейдем к самому приятному моменту нашего собрания – мы хотим выразить благодарность всем родителям и за совместный труд, за активное участие в жизни группы , но в большей степени мы Вам благодарны за воспитание замечательных детей.

Спасибо вам большое за вашу помощь и поддержку.

В заключении хочется сказать : “Дети – это счастье , созданное нашим трудом!” и пожелать друг другу успеха в нашем нелегком деле.


Конспект итогового родительского собрания в подготовительной группе

Тушмакова Наталья Николаевна, воспитатель, д/с № 203 "Алиса" АНО ДО "Планета детства "Лада" г. Тольятти.
Описание: Данный материал могут использовать воспитатели подготовительных групп для проведения итоговых родительских собраний.
Цель: вовлечение родителей в процесс подготовки будущих первоклассников к школе.
Задачи:
- подведение итогов работы группы за год;
- награждение родителей за активное участие в жизни группы и детского сада;
- знакомство родителей с критериями готовности детей к школе контексте ФГОС.

Конспект родительского собрания

Повестка дня:
1. Приветствие, просмотр презентации «Из жизни группы»
2. Отчет о расходовании денежных средств на приобретение канцтоваров, развивающих игр и пособий для детей (выступает председатель родительского совета Панасюк Н.Н.)
3. Подготовка к организации выпускного праздника для детей (выступает член родительского совета Аббасова В.К.)
4. Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС (выступает воспитатель Тушмакова Н.Н.).
5. Наши достижения, награждение семей за успехи в воспитании (участвуют оба воспитателя).
6. Как преодолеть страх перед школой (выступает воспитатель Сидорова О.Г.).

1. Заканчивается учебный год. Наши дети стали взрослее, многое узнали, многому научились, окрепла наша дружная семья. Хочется, чтобы расставание было приятным и запоминающимся. Давайте ещё раз вспомним, каким был этот учебный год в нашей группе (просмотр фото-презентации из жизни группы).
2. Слово предоставляется председателю совета родителей Панасюк Наталье Николаевне.
3. Слово предоставляется члену родительского совета Аббасовой Валерии Константиновне.
4. Многих родителей заботит проблема перехода детей из детского сада в школу. Родители заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинают готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции?
В рамках закона об образовании вышел «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования", коротко – ФГОС, и он вступил в силу с 1 января 2014 г.
Почему вдруг ученые взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда, т.е. раньше дошкольный возраст рассматривался как одной из ступеней для подготовки детей к школе. Сейчас дошкольный возраст сам по себе ценен. Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Из неё напрочь нужно искоренить учебную модель. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие - стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступного для их возраста деятельности - игры.
Изменения касаются также позиции взрослого. Взрослый взаимодействует, но взаимодействие рассматривается не в формальном контексте, а в сущностном (партнёрство). Взрослый взаимодействует с детьми: вместе ставит цели, вместе действует по достижению этих целей и вместе оценивает тот продукт, что получился на выходе.
Главным стало по новому закону психологическая подготовка детей к школе, которая включает:
- интеллектуальную готовность;
- мотивационную готовность;
- эмоционально-волевую готовность;

Животрепещущая тема «родительских собраний» нашла отклик и в редакции издания, и в социальных сетях, и в среде наших экспертов.

фото из архива

Как оказалось, родители ходят в школу, чтобы решать организационные вопросы, узнавать про успехи и неуспехи любимого чада, в случаях необходимости защищать его интересы и, в целом, им важно быть причастными к жизни своего ребенка. И если родители первоклашек с трепетом и интересом ходят на собрания, то родители учащихся средних и старших ступеней считают для себя вполне нормальным посмотреть собрание в записи. Да-да, уже и такие форматы проведения собрания практикуются. А почему бы и нет, если решаются формальные вопросы?

Екатерина Воронова, технический редактор, «Издательская фирма “Сентябрь”»

Дети мои учились ровно, на четверки и пятерки, поэтому я никогда не боялась ходить на родительские собрания. Даже не знаю, что я ждала все время от этих собраний: в родительский комитет я не входила, потому что просто не успевала, деньги могла и через детей передать. Но я исправно ходила долго, сдулась только в конце 11-го класса сына. Только потому, что все последние собрания обсуждался выпускной вечер, а сын категорически отказался на него идти.

В школьной жизни моих детей было, пожалуй, только два запомнившихся мне собрания. Дети мои перешли в новую школу, далеко от дома, поэтому я стремилась на первое собрание, чтобы узнать, как они себя чувствуют в школе, успевают ли, не засыпают ли на ходу.

«Что творится? Почему девочки не носят физкультурную форму, почему вечно придумывают причины, чтобы не бежать, не прыгать? Только одна девочка в классе не красуется, а занимается в полную силу», - вопрошал учитель физкультуры.

«Вот молодец какая девочка, надо с Машей дома провести беседу на эту тему», - только и успела записать в блокнот я этот пункт, как услышала, что эта девочка как раз и есть моя дочь.

А вот на собрании у сына в 10-м классе я даже прослезилась, хоть уже давно даже над финалами трогательных фильмов не рыдаю, максимум - мурашки пробегают.

Расскажу по порядку, потому что, не скрывая, люблю хвастаться своими детьми.
На то собрание пришла психолог, которая весь год тестировала детей на предмет профориентации. Сказала, что четыре человека так и не могут определиться со своими желаниями. А потом начала рассказывать о каждом ребенке, прося родителей не давить на детей с выбором своих профессий. Ну я тоже спросила про Ваню. А она захлебнулась от восторга: «Иван? Великолепный мальчик, великолепный».
Сначала я смущенно пробормотала, что мне он тоже нравится, а потом…
«Я задала детям 3 вопроса “Кто в классе самый умный?”, “Кто самый добрый?”, “Кто самый справедливый”». И более 90% детей назвали одного и того же человека - Ваню. Таких ответов я никогда не встречала, на разные вопросы дают разных людей обычно. И только здесь Ваня - безусловный лидер. Да он и неформальный лидер точно. Если класс сильно расшумелся, он просто говорит: «Ну, повеселились и хватит, давайте дальше заниматься». И класс затихает.
Вот тут я уже не сдерживалась и рыдала.
«Теперь я вам расскажу про его профориентацию. У Вани самый высокий уровень креативности и умения найти выход из критической ситуации, для него в приоритете работа с цифрами, а не с людьми. И то, что он решил стать ученым и разрабатывать космические аппараты, ему полностью подходит».
Слёзы счастья размазывались уже мною по щекам.
И в заключение я хочу сказать, что сын мой поступил именно в авиационный институт на факультет двигателей летательных аппаратов и занимается именно тем, чем увлекся в далеком детстве.

Оксана Питерская, менеджер по работе с партнерами, «Издательская фирма “Сентябрь”»

Понимая, что образование и воспитание ребенка (школьного возраста) в нашей стране - это совместная работа семьи и школы, я всегда прихожу на родительские собрания. От учителей мне важно видеть заинтересованность, внимание, видеть, что им действительно хочется вложить в детей разумное, доброе, вечное. Ребенок проводит большую часть жизни в школе. Мне важно, кто с ним работает и как работает. И мнение о ребенке услышать интересно.

Сейчас, конечно, на собраниях, постоянно говорят, что поведение наших детей оставляет желать лучшего, но тут же предлагают пути решения проблем: «а давайте (вместе) попробуем сделать так», « а сейчас ребятам тяжело, пожалуйста, помогите им в этом вот так-то, а мы со своей стороны будет поступать вот так-то». Радует, что у каждого учителя есть дополнительные часы, когда ребята могут подойти, переписать, разобраться в чем-то. Это реальная экономия на репетиторах, ну хотя бы на этом этапе.

Зачем еще? Ну общие организационные вопросы жизни класса, которые обычно тоже решаются именно на собраниях (подарки, экскурсии, дополнительная литература). Какие есть дополнительные занятия, какие в перспективе тесты и городские контрольные нас ожидают и т.п. Еще узнаю информацию о жизни школы: например, «Появился психолог, кому нужно, приходите, всех ждет!»))

Запомнилось мне, может быть, самое первое собрание, когда лично я волновалась так же, как и моя первоклашка 1-го сентября. Что за учитель? Кому я все-таки доверила ребенка? А как все будет? И, наверное, последнее собрание в начальной школе. Трогательно. Завершение небольшого этапа.

Александра Бронникова, г. Москва

Последнее собрание в школе сына было онлайн. Но это было собрание администрации перед родителями 7-х классов. Все вопросы можно было анонимно писать в чат, на все ответил директор школы. В назначенное время включили ссылку, чуть подождали - все заработало! Длилось 45 минут, смотрела дома лежа на кровати (болела), красота! Вот бы все собрания были такими! А для общения родителей у нас веселый чат.

Жанна Кольцова, журналист

На собрания хожу. На общие (гимназические) сейчас пореже, ибо там, как правило, ЕГЭ-статистика и некие выгодные векторы для администрации гимназии. На классные собрания хожу регулярно. На них с мамочками обычно обсуждаем экскурсионные дни и выезды учебные по образовательным программам. Короче, все, что касается непосредственно совместной учебы и отдыха детей.

Добрый день. Сегодня педсовет. Можно задать вопрос по поводу неудовлетворительного выставления оценок в электронный дневник, выставления «задним числом», отсутствия домашнего задания…

В одном из классов многим детям оценки по географии были поставлены в конце триместра, так как оценок оказалось мало. Точнее, оценки были подставлены, выставлены за работу, которой не было. География один раз в неделю, почему-то учителю не пришло в голову давать дополнительные задания в течение триместра, чтобы дети смогли получать больше и оценок, и знаний. Ни комментариев, ни внятного объяснения… Остается лишь надеяться, что это был форс-мажор и больше не повторится. В начальной школе нам твердили, что в средней школе электронный дневник полностью ведется учителями чуть ли не в режиме онлайн. Сейчас оказывается, что многие предметы в электронном виде имеют только журнальный вид (выставляются оценки), а как дневник (с домашними заданиями) не ведутся.

Получается удивительная ситуация: бумажный дневник отказались вести, электронный - не считают нужным. А мы все же гимназия… Надо соответствовать в конце концов.

Альбина Локтионова, директор Института Гуманистической психотерапии для детей, подростков и их семей

Время когда я на них ходила, давно прошло. Но я думаю, что я ходила за родительской общностью и хотела узнать новые идеи в обучении от учителей. Например, вы знаете, что мы проходим эту тему, и вы могли бы скачать такой-то фильм или посетить такой-то музей, но, в основном, была какая-то нудятина не про то. Но ходить было очень важно все равно: дух школы что ли ощутить.

Наталья Романчик, руководитель психологического театра «Лютея»

Хожу, узнаю информацию о делах класса, у нас очень активный родительский комитет - все время что-то придумывают развивающее и командообразующее. Интересно. Иногда бывает отстаиваем права детей.

Наверное, у нас уникальная гимназия. У нас поразительно активные родители. На первой встрече на вопрос: кто будет в родительском комитете, вырос лес рук. И учительница очень хорошая. Дети ее любят. Так что посещение родительских собраний для меня - это контакт с учителем, с родителями, возможность сделать жизнь в классе интересной, хотя у нас есть группа в соцсетях.

Николай Леонов, офицер

Ходил послушать об успехах дочки (она хорошо училась в гимназии) и сдать деньги на общественные нужды. Узнать новости и тренды происходящего в классе. Когда был конфликт с учительницей в 5-м классе, чтобы защищать интересы дочери.

Польза посещения собраний - в психологическом эффекте причастности к жизни ребенка. Если у ребенка все в порядке, то ходишь как статист, обозначаешь свое присутствие и показываешь окружающим, что за ребенка есть кому заступиться, если что. Если проблемные вопросы, то надо самому участвовать в их разруливании, поэтому присутствие обязательно.

  • Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания ).

В начале занятия необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору.
Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
В своей работе я часто прибегаю к использованию этого приема, особенно на мотивационном этапе родительского собрания.

Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор , предложенный педагогом-психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках» газеты «Школьный психолог». В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.
Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры, взятый из вышеупомянутой статьи:

Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)

Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.
Согласно оригинальной авторской разработке «Вопросы воспитания в картинках», родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок.
В своей же работе я использую этот прием несколько по-иному – с самого начала стараюсь активизировать рассуждения родителей с помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку – метафоре. Это связано с тем, что зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.

Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):
– Что изображено на картинке?
– Губка (родители ).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители ).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (родители ).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (родители ).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители ).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
– Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Немного модифицировав описываемый прием и подобрав другие рисунки-метафоры, я часто прибегаю к нему в своей практике – и не только при проведении родительских собраний, а также осуществляя психологическое просвещение педагогов.
Так, в моей «копилке» появились следующие рисунки – метафоры (Приложение 1 ):
– Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема – необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).
– Рисунок-метафора «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).
– Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).
– Рисунок-метафора «Рюкзак» (затрагиваемая проблема – подготовка ребенка к школе).
Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи , подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.
Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, непедагогичного обращения с ребенком, я использую текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:
«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.
Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.
Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».

Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением (Приложение 2 ).

Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для оформления тематического стенда или памятки к родительскому собранию – как главную мысль всей представленной информации (Приложение 3 ).

  • Анкета в работе с родителями (диагностический этап родительского собрания ).

Ведя разговор с родителями о той или иной проблеме (детской агрессивности, тревожности, психологической готовности к школе и т.д.), хочется, чтобы разговор этот был предметным, чтобы родители, хотя бы ориентировочно, представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Ведь, не все родители критичны сами к себе и своему чаду, не всегда способны увидеть имеющуюся у них проблему в семье, в процессе построения взаимоотношений с ребенком. У других родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации.
В связи с чем появляется необходимость использования на родительских собраниях экспресс-анкет. Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако, позволяют произвести первую общую оценку имеющейся ситуации.
Предлагаемые анкеты должны быть простыми для восприятия и обработки самими родителями на собрании. Среди подобных анкет можно выделить следующие: анкеты «Признаки агрессивности», «Признаки импульсивности», «Признаки тревожности», «Готовность ребенка к школе», «Стили воспитания в семье» и др. (Приложение 4 )
Для того, чтобы родители были искренни в ответах на вопросы анкеты, перед проведением анкетирования им необходимо дать установку о том, что полученные в ходе диагностики данные будут известны только им, и озвучивать их для всей аудитории нет необходимости.
Получив конкретную информацию о себе и своем ребенке по итогам анкетирования, родители, скорее всего, быстрее прислушаются к словам педагога и с большим желанием примут во внимание его рекомендации.

  • Как интересно подать теоретическую информацию (основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации ).

Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагогу необходимо знакомить родителей с основными понятиями, раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески.
Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации.
Подобным методическим приемом является упражнение «Ассоциации» (заимствованное мной из технологии обучения школьников критическому мышлению, в оригинале этот прием называется «Кластер»).
Педагог представляет вниманию родителей ключевое понятие темы и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, педагог обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.
Рассмотрим пример использования упражнения «Ассоциации» на родительском собрании по теме «Психологические особенности подросткового возраста».
Ключевое понятие: «Подростковый возраст». Родители свободно называют свои ассоциации, связанные с понятием, в результате чего образуется кластер (пучок):

Педагог обобщает все сказанное родителями: «Подростковый возраст является переходным, переломным возрастом (т.к. в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому). Считается, что этот период труднее для обучения, воспитания, чем младший и старший возрасты, т.к. связан с перестройкой всех психических процессов, деятельности и личности школьника» .
А оставшиеся ассоциации, не отраженные в обобщенном выводе, используются как опора для объяснения нового теоретического материала.

Другим, не менее интересным упражнением для изучения теоретической информации родителями является упражнение «Портрет «особого» ребенка» (предложенный авторами Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. для работы с родителями детей, имеющих трудности в развитии).
На доску вывешивается схематичное изображение «особого» ребенка, например, агрессивного (тема родительского собрания – «Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения»).

Родителям, еще до предоставления педагогом теоретической информации по теме, предлагается самим попробовать составить портрет такого ребенка – описать его внутренний мир, а также внешние проявления поведения. Полученное описание при необходимости корректируется педагогом и дополняется неизвестной родителям информацией.

  • Вредные и полезные советы (основной этап родительского собрания – отработка практических навыков ).

Очень часто у работающего с родителями педагога возникает вопрос, как правильно дать им рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли во внимание, а также реализовали на практике?
Опыт показывает, простое перечисление педагогом рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не оставит и следа в сознании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте. Только вовлекшись в непосредственное обсуждение, «примерив» воспитательную ситуацию на себя, родитель может понять положительные и отрицательные моменты тех или иных педагогических воздействий.

Стандартным упражнением для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребенком является упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций». При обсуждении типичных и нетипичных педагогических ситуаций ненавязчиво педагог дает понять родителям, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Каждому педагогу необходимо накапливать «копилку» подобных воспитательных задач для родителей, которые он в дальнейшем будет применять на собраниях (Приложение 5 ).

Более интересным и нестандартным методическим приемом знакомства родителей с психолого-педагогическими рекомендациями является прием «Вредные советы» .
Однажды на глаза мне попалась памятка для учителей – «Бесполезные советы», следование которым может существенно ухудшить отношение младшего школьника к учебе (автор – Климакова Ю.). В этой памятке по типу «Вредных советов» Г. Остера давались рекомендации (вернее – антирекомендации), как необходимо педагогу общаться с ребенком. Данная памятка и легла в основу разработанного мной методического приема «Вредные советы или Как нельзя общаться с «особым» ребенком».
Родителям на собрании предлагаются «Вредные советы» по общению, например, с ребенком 3-х лет, в ходе обсуждения которых необходимо понять, как подобное отношение к ребенку отразится на его развитии, а также совместно разработать правильные стратегии поведения с «особым» ребенком.

Такое изложение теоретического и практического материала позволяет родителям увидеть свои ошибки в воспитании ребенка с теми или иными трудностями; взамен имеющейся стратегии общения с ним продумать новую, более оптимальную стратегию, основанную на психолого-педагогических законах.
Так в моей «копилке» появились «Вредные советы» для родителей агрессивных, тревожных, гиперактивных детей (Приложение 6 ).

Множество интересных методических приемов для обсуждения оптимальных стратегий для построения взаимоотношения родителей с детьми предлагаются Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. Это такие приемы, как:
– «Скорая помощь» (родители, работая в группах, разрабатывают всевозможные приемы профилактики и коррекционного воздействия на ребенка с той или иной проблемой),
– «Письмо от имени ребенка» с проблемой в развитии (родители, работая в группах, составляют обращение родителям от имени «проблемного ребенка», как бы ему хотелось, чтобы с ним взаимодействовали взрослые) и др.
Каждый из представленных приемов по-своему интересен и может быть взят на вооружение педагогом для работы с родителями.

  • Подведение итогов (рефлексивный этап родительского собрания ).

Понятно, что в рамках статьи невозможно описать все имеющиеся методические приемы для повышения эффективности родительского собрания. Уверена, что их множество не ограничивается представленными мною вниманию читателей. Педагог же, работая с родителями, должен постоянно вести поиск подобных приемов для использования их в своей практике.

Список использованной литературы :

  1. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 1999.
  2. Климакова Ю. Не бойся страшного / Школьный психолог, 2004, №8.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
  4. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями // Школьный психолог, 2006, №19.
  5. Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках // Школьный психолог, 2006, №5.

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

Родительское собрание – немногий момент истины, от которого зависит так много, что лучше не проводить родительское собрание, чем проводить его формально, не подготовившись. Родительское собрание – торжественный момент, позволяющий классному руководителю осуществить главное: соединить цели школы и возможности семьи в воспитании детей.

Чего ни в коем случае нельзя делать на родительском собрании:

Нельзя необоснованно расхваливать детей;

Нельзя, сравнивая детей, хвалить одного и ругать другого;

Нельзя упрекать родителей;

Нельзя обещать родителям больше, чем можно реально сделать для детей, вместе с детьми и вместе с родителями;

Нельзя выдавать некие «психологические» суждения, касающиеся ребенка, и, вследствие психологической безграмотности классного руководителя, не имеющие никакого отношения к ребенку;

Нельзя до выяснения отношения родителей к классному руководителю (любят, признают, уважают, ценят, безразличны, терпят) высказывать родителям некие педагогические сентенции;

Нельзя требовать от родителей денег, помощи, участия без выяснения отношения родителей к школе, классу, без выявления возможных родительских инициатив;

Нельзя зачитывать и комментировать оценки учащихся;

Нельзя требовать от родителей, чтобы они в угоду школе, классному руководителю ни с того ни с сего поменяли культурный уклад семьи;

Нельзя навязывать родителям план работы класса, мероприятий, экскурсий, походов;

Нельзя сообщать родителям о приходе классного руководителя к ним домой, т.к. без приглашения, без взаимной симпатии, без просьбы родителей делать это категорически незаконно и неэтично;

Нельзя требовать обязательного прихода родителей на собрание;

Нельзя насильно назначать родителей в органы родительского самоуправления;

Ни в коем случае нельзя на родительском собрании (или в частной беседе) сообщать любую информацию, касающуюся той или иной семьи или тех или иных детей – как присутствующих, так и отсутствующих на собрании;

Нельзя начинать любое собрание, начиная со второго по счету, без сообщения о выполнении решений, предложений и требований предыдущего собрания;

Нельзя выказывать свое почтенное отношение к одним родителям и безразличное к другим;

Нельзя затягивать родительское собрание более, чем на полчаса, точнее, оно должно длиться ровно столько, сколько необходимо, но так, чтобы родителям собрание показалось важным, запомнилось, захотелось прийти впредь;

Нельзя в течение всего и каждого собрания говорить только классному руководителю;

Нельзя приглашать на родительские собрания учителей-предметников для скандального выяснения отношений, поскольку, если учитель ведет себя непотребно или не устраивает родителей, то это дело не собрания, а администрации школы;

Нельзя превращать собрание в скандал, перепалку, конфликт, если кто-либо из родителей ведет себя вне принятых в обществе культурных норм (пришел пьяный, оскорбляет участников…), собрание должно быть прекращено и уже затем следует думать, какие меры должны быть предприняты для недопущения подобного впредь;

Нельзя классному руководителю набирать авторитет за счет других педагогов или администрации школы, распространяя сведения, порочащие их, нельзя намекать о своей бедности и безысходности, нельзя ругать здесь школьные порядки;

Нельзя принимать значимые для всех решения активным или случайным меньшинством, не выяснив письменно или устно мнения ВСЕХ остальных родителей;

Нельзя на собрании и в частной беседе доносить родителям о поступках их детей, не зная подноготной событий и не подозревая возможные последствия этих сообщений (это может стать причиной избиений, злобных заругиваний, оскорблений и, возможно, со временем, по мере накопления переживаний, может привести к детскому суициду);

Нельзя выдвигать по отношению к родителям предложения и советы культурного и педагогического плана, не соответствующие реальному характеру жизни самого классного руководителя (предлагать не курить, не злобствовать, не проводить впустую время у телевизора, помогать в хозяйстве, читать классическую литературу, слушать серьезную музыку, любить и знать поэзию, посещать театр, не устраивать дома постоянные алкогольные вечеринки, тогда как сам учитель страдает именно этими недугами);

Не превращать родительское собрание в формально чиновничий акт зачитывания правил, инструкций, приказов.

На родительском собрании можно:

Совместно с родителями устроить чаепитие;

Часть родительских собраний проводить совместно с детьми;

Делить родительское собрание на официальную и креативную части, где каждый может показать свои таланты и умения (танцы, пение, чтение стихов, проведение конкурсов, семейных игр и т.д.);

Внешний вид и поведение классного руководителя должны знаменовать торжественный и возвышенный характер собрания;

На первом же собрании в первый же год работы следует избрать постоянных членов родительского актива и озаботиться раздачей разовых поручений всем или большинству родителей;

Проводить родительские собрания сначала в форме индивидуального собеседования с членами семьи, затем в форме небольшой пленарной части (это могут делать только авторитетные и любимые классные руководители, которым действительно есть что сказать);

Дать возможность каждому родителю в письменной или устной форме изложить свою позицию по разным вопросам жизни класса;

Все виды планов и программ составляются только и обязательно с участием родителей и в определенных случаях – детей;

Если не о чем говорить, если классный руководитель не готов к проведению собрания как важного, координационного и воспитывающего действа, то лучше быстро решить организационные вопросы и отпустить родителей, чем оказаться мишенью насмешек и увеличить собой число и без того весьма неуважаемых так называемых педагогов;

Классный руководитель обязательно выстраивает систему управления успехом, сообщая родителям о замечательных маленьких шажках детей вперед, об их успехах, об их желаниях, настроениях, достижениях и ожиданиях;

Классный руководитель должен время от времени или читать родителям лекции по важным вопросам педагогики и психологии, или, если он этого не умеет или не может, зачитывать интересные факты и идеи из периодики по этим же проблемам;

Важно проводить родительское собрание в форме решения или поисков решения конфликтных, проблемных ситуаций, предлагая родителям назвать эти ситуации, или взять из книг, или придумать самим.

Проблемные ситуации для обсуждения на собрании:

Мальчик-девятиклассник приходит домой очень поздно, грубит, скрывает от родителей свои проблемы;

Старшеклассница встречается со взрослым мужчиной, стала курить, иногда от нее пахнет вином, ничего о ее ухажере родители не знают, учеба девочку не интересует;

Сын постоянно смотрит порносайты и эротические фильмы, о чем-то постоянно шепчется по телефону, стал раздражительным, злым и ленивым;

В доме постоянно пропадают деньги, есть подозрение, что их берет сын, который учится в 10 классе;

Дети срывают уроки математики, ссылаясь на то, что ничего не понимают;

Найден дневник старшеклассника, в котором все учителя названы нищими придурками, и автор мечтает поскорее уйти из этой проклятой школы;

У одноклассников роман, юноша и девушка сидят за последней партой, постоянно пишут друг другу эсэмэски, смеются, обнимаются, обращают на себя внимание, иногда целуются;

Молодой человек отказался приносить и переодевать двойную обувь и при этом заявил: можете выгонять меня из школы;

Учащиеся отказались делать уборку класса, дежурить на этаже и в столовой, заявляя, что это должны делать специально нанятые люди;

Учеников сгоняли на митинг, потом на концерт, а они считают, что в условиях демократии они не обязаны участвовать в том, что не кажется им нужным и важным;

Родители не хотят участвовать в общественной жизни класса и школы, собирать деньги на согласованные нужды, дежурить на вечерах, сопровождать детей в походы, на экскурсии, заявляя, что у них своей работы хватает;

Учитель угрожает, что если ребенок и его родители не изменят свое поведение (ученик должен вести себя так, как считает учитель, родители приносят жалкие цветы и забывают делать подарки…), то он поставит неудовлетворительные оценки в четверти и году, он также заявляет, что администрация поддержит его;

Ребята знают, что ученик 9 класса хочет бросить школу, рассказали об этом родителям. Что делать дальше?

В столовой постоянно валяется хлеб, кашу никто не ест, валяются на полу куски котлет. Повар считает, что дети заелись, не умеют себя вести и ценить чужой труд, предметы разные изучают, а культуры и уважения нет;

Старшеклассникам, как выяснилось, очень нужны деньги, многие изнывают оттого, что не знают чем заняться в свободное время. Как решить эти проблемы?

Учительница прекрасно объясняет новый материал, дети ее любят, но на следующий день выясняется, что никто не выполнил домашнее задание;

Ученик запустил предмет, ничего в нем не понимает, к товарищам обращаться стыдно, да и вряд ли они помогут, учителям за дополнительные занятия нужно платить – как выбраться из этой ситуации, если он уже не хочет учиться или хочет, но не способен решить эту проблему сам?

Старшеклассники ежедневно курят, чуть ли не ежедневно пьют пиво, отношения с девушками носят примитивный внелюбовный характер, читать никто не любит, используют компьютер не как источник познавательной научной информации, а как игрушку для бесцельного времяпровождения, слоняются по улицам, громко смеются, ругаются матом, издеваются над прохожими, ищут приключения, ввязываются в драки.

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Включите в план работы следующие виды деятельности:

1.1. совместная работа родителей, классного руководителя и психолога (анкетирование, наблюдение, беседы).

1.2. Сотрудничество родителей и учащихся по реализации конкретной задачи ученического коллектива.

1.3. родительские собрания, заседания, отчеты родительского комитета, беседы за круглым столом.

1.4. Индивидуальная помощь проблемным семьям.

1.5.Совместный с родительским комитетом контроль за выполнением учениками режима дня, проверка качества школьного питания, условий для учебных занятий дома.

1.6. Организация кружков самодеятельности, спортивных секций, клубов по интересам, просмотров и обсуждений спектаклей и кинофильмов, соревнований, походов, вечеров.

2. Учтите возрастные тенденции психического развития учащихся.

2.1. благоприятные:

Стремление к взрослости и самостоятельности;

Усиление общей активности;

Внимание к мнению другого человека;

Желание осознавать себя индивидуальностью;

Увеличение широты и разнообразия интересов, возрастание их определенности и устойчивости.

2.2. неблагоприятные:

Незрелость самооценок и оценок другого человека;

Чисто внешнее стремление к взрослости и самостоятельности;

Неумение применять имеющиеся знания на практике, сосредоточивать свои усилия в нужном направлении.

3. Позаботьтесь о результативности каждого мероприятия во избежание «говорильни».

4. Цените время семьи. Планируйте занятия продолжительностью не более 40-45 минут: пусть у мам и пап будет возможность изменить что-то к лучшему в тот же день.

5. Каждый этап занятия завершайте простеньким практическим заданием , чтобы родители непременно убеждались в действительности и пользе мероприятия.

6. Оставляйте время для ответов на вопросы родителей. Обеспечьте относительный комфорт и интимность индивидуальных бесед и консультаций.

7. Отвечая на вопросы родителей, опирайтесь на материал, только что прослушанный родителями, выводя их самих на верное решение. Обязательно подчеркните, что они пришли к нему сами, что они знают, как действовать правильно. Укрепляйте в родителях чувство собственной зрелости и чуткости.

Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко «семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Современным родителям необходима помощь, т.к. отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.

Сегодня родительское собрание должно быть нетрадиционным. Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

Основные этапы подготовки родительского собрания:

1. анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, а их результаты используются в ходе его проведения.

2. Приглашение каждой семье. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. Подготовка выставок по теме собрания.

5. Подготовка плакатов с афоризмами, крылатыми выражениями известных педагогов, психологов по теме собрания.

6. Проведение заседания родительского комитета до собрания.

7. Распределение обязанностей по подготовке к собранию.

8. На столах необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей.

Основные этапы проведения родительского собрания:

1. Вступление. Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.

2. Дискуссия. Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуаций, не просил обязательно всех присутствующих высказать свое мнение по вопросу, а спрашивал не более трех-четырех человек. Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей, рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.

3.Работа с памятками. Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить в них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение, во время которого родители высказывают свое мнение и раскрывают свой опыт перед другими.

4. Характеристика детей «Ваши дети – наше мнение». Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога здесь – выдержать доброжелательный тон беседы. На этом этапе лучше использовать тетради доверия для родителей, где даны результаты тестирования, наблюдений классного руководителя, психолога, учителей-предметников, выводы, рекомендации.

5.ОКНО – очень короткие новости. Педагог знакомит родителей с новыми данными науки по вопросам воспитания детей.

Обратная связь: чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собраний отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету.

Уважаемые родители!

Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания.

Нам очень хочется с учетом Ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.

1. Что побудило Вас прийти на родительское собрание (нужное подчеркнуть)

1. Ваша дисциплинированность.

2. Интерес к поднятой теме.

3. Просьба ребенка.

4. Уважение к учителям.

5. Текст приглашения.

6. Возможное душевное успокоение после собрания.

7. Любопытство.

8. Личное участие в подготовке к собранию.

9. Настойчивые требования родственников.

10. Неоднократные приглашения учителей

11. Не знаю.

2. Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собраний всей семьей. Почему?

3. Что Вам больше всего понравилось в процессе подготовки к родительскому собранию?

Вступительная часть –

Дискуссия –

Работа с памяткой –

ОКНО – очень короткие новости –

5. Было ли у Вас желание участвовать в дискуссии. Почему?

6. Ваши предложения, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания.

Благодарим Вас за помощь!

Возможные темы родительских собраний:

месяц

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

сентябрь

Проблема адаптации детей при переходе в среднее звено

Гумани-зация

семейно-го воспи-тания

Возраст-ные и индиви-дуальные особен-ности раз-вития подрост-ков, учет их в процессе воспита-ния

Иссле-дова-тельская деятель-ность учащих-ся как средст-во интеллек-туального развития

Разви-вающий-ся орга-низм и вредные привыч-ки

Устав-глав-ный доку-мент школы.

Органи-зация учебно-воспи-татель-ного процесса

у стар-шеклас-сников

Мы – на

пороге

взрослой

жизни

ноябрь

Культур-ные цен-ности се-мьи

Укреп-ление здоро-вья, пре-дупреж-дение

утомляе-мости,

нервных,

инфек-ционных

заболе-ваний.

Профи-лактика

Детско-го трав-матизма

«Будь

здоров».

Создание в семье

условий

для ук-репления

здоро-вья и фи-зической

закалки

подрост-ков

Роль се-мьи в раз-витии мо-ральных

качеств

подрост-ка

Погово-рим о

дружбе

Трудный диалог.

Общение старше-классни-ков с ро-дителями

Проф.

выбор

наших

детей

январь

Круг об-щения младших

подрост-ков

Формиро-вание у

подрос-

ков пра-восозна-ния, куль-туры по-ведения,

ответст-венности

Круг об-щения

подрост-ков и его

влияние

на форми-рование

нравст-венного

поведе-ния

Общение

родите-лей с де-тьми. Эко

логия ду-

ши

Как под-готовить

своего

ребенка к первым

экзаме-нам. Как

избежать

стресса

Круг об-щения

подрост-ков и его

влияние

на формро-вание

нравст-венного

поведе-ния

Сво-

бод-

ное

вре-

мя

стар-

ше-

класс-

ни-

ков

апрель

Поощре-ние и наказа-

ние в вос

питании

ребенка.

Дети и

деньги

Роль кни-

ги в раз-

витии

интеллек

та и лич-ных ка-честв че-

ловека

Воспи-

тание

само-

дисцип-

лины

Половоз-

растные

и индиви-

дуальные

особен-

ности

развития

подрост-

ков, учет

их в вос-

питании

Человек,

которо-

му я ве-рю

Проф-

Ориента-ция: до-

роги, которые

мы выбира-ем в са-мостоя-

тельную

жизнь

Экза-

мены.

Как

под-

гото

вить

ним

ре-

бен-

ка

май

«О нас

без при-

крас»

«класс-

ный ка-

лейдо-

скоп»

«Возь-

мемся

за руки,

друзья!»

«Вот и

стали мы

на год

взрослей»

«Не пов

торяет-

ся такое

никогда»

(выпуск-

ной ве- чер)

«От

сердца к

сердцу –

с любо-

вью»

Боль-

шой

вальс»

(вы-

пуск-

ной бал)

Все собрания в мае проходят в форме творческих отчетов.

Тематика лекционной части классных родительских собраний:

Общая тема

Тема собрания в каждом классе

Класс

Воспитательный

потенциал в семье

Роль родителей в преодолении трудностей

адаптации ребенка старшего дошкольного

возраста к школе

«Культура родительства»- значение воспоминаний о собственных детских переживаниях

Способы общения и методы педагогического

воздействия на ребенка в семье. Место традиций в современном семейном укладе

Диалог в семейном общении. Семейный досуг

8-11

Государственная

политика в отношении семьи и детства.

Права и обязанности родителей в образовании

Права и обязанности родителей учащихся, зафиксированные в Уставе школы

Правовая защита личности ребенка

Роль родителей в формировании правовой культуры ребенка

8-11

Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка

Специфика формирования личностных качеств ребенка младшего школьного возраста в семье и школе

Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе

Принципы творческой педагогики в семье. Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты). Принципы педагогического сотрудничества

Формирование гражданской ответственности и гражданских чувств в семье и школе

Экономическое и трудовое воспитание в семье как средство будущего профессионального и личностного определения подростков

10-11

Семейная атмосфера как фактор влияния на физическое и психическое здоровье ребенка. Основы формирования навыков здорового образа жизни

Атмосфера жизни ребенка в семье – фактор преодоления трудностей школьной адаптации

Влияние на ребенка негативной теле- и видеоинформации

Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей

Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

8-11

Государственная политика в отношении детства и семьи

Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования