Кто такой эсхил в древней греции. Тексты и переводы. Хор и актеры у эсхила. структура трагедии

Эсхил – выдающийся древнегреческий драматург-трагик, автор, которого называют отцом греческой и, соответственно, европейской трагедии. Основным источником его биографии является рукопись XI в., в которой непосредственно сочинения предваряются жизнеописанием.

Родился Эсхил примерно в 525 году до н. э. неподалеку от Афин, в г. Элевсин. В этом аттическом городе был очень развит культ Деметры, что сыграло немаловажную роль в определении направления творческой деятельности. Будучи свидетелем многочисленных таинств, юный Эсхил стал рано задумываться о смысле жизни, о соотношении рока и воли, о вознаграждении добра и наказании за зло. Эсхил был продолжателем старинного афинского аристократического рода. Известен и такой факт из его жизни (сам Эсхил считал его очень значимым и очень им гордился), как участие в греко-персидских войнах. Он участвовал в битве у Марафона и, скорее всего, при Саламине. Эсхилу довелось стать очевидцем еще одного важного исторического процесса – выдвижения Афин на самые значимые позиции в Греции.

Первое выступление Эсхила на соревнованиях драматургов относится примерно к 500 г. до н. э., но лишь в 484 г. до н. э. ему досталась победа, которую он одержит впоследствии не менее 13 раз. С 484 г. до н. э. началось восхождение Эсхила к вершине славы. Примерно до 470 г. до н. э. ему никто не мог составить конкуренции.

Известно, что несколько раз за жизнь Эсхил предпринимал поездки на Сицилию, где показывал представления по своим трагедиям. Существует легенда о том, что в 486 г. до н. э. Эсхил уехал из Афин, не будучи в силах вынести блестящие успехи набирающего силы Софокла , однако, вероятнее всего, она не соответствует действительности. В 467 г. до н. э. Эсхил присутствовал на постановке «Семеро против Фив» в Афинах.

Его трилогия «Орестея» в 458 г. до н. э. получила первую премию. Вскоре после этого события Эсхил снова уехал из Афин. Возможно, это связано с тем, что последний период жизни трагика был несколько омрачен не очень хорошими отношениями с согражданами. Сохранились свидетельства об обвинении драматурга в том, что таинства в честь Деметры он в одном из произведений сделал достоянием общественности. В 456 г. до н. э. Эсхил отбыл на Сицилию и там, в г. Геле, погиб. Причиной смерти, по преданию, стал сброшенные ему на голову орлом камень или черепаха.

Эсхил известен как автор порядка 80 сочинений, из которых до наших дней целиком сохранилось только 7; дошли и фрагменты разной длины из других произведений. За Эсхилом закрепилась репутация выдающегося новатора театра. В частности, одним из важнейшим сделанных им шагов стало введение второго актера. Посмертная слава Эсхила не гасла еще и потому, что специальным постановлением его пьесы продолжали участвовать в соревнованиях драматургов. Это же обстоятельство посодействовало лучшей сохранности трагедий.

Миф о Прометее - один из самых часто упоминаемых в литературе мифов Древней Греции.
Стоит упомянуть, что этот миф относится к самому позднему периоду мифологии Древней Греции, называемому "отрицание мифологии", а значит, сам по себе содержит сомнение в классических истинах более ранних мифов - благости мироздания, справедливости и, особенно, бессмертии богов.
Размышлять над судьбой титана начали сами мифотворцы, да как. Один из ярких примеров - трагедия Эсхила "Прикованный Прометей".

До нас дошла только средняя часть не сохранившейся трилогии Эсхила, повествующая о наказании Прометея за подаренные людям огонь и ремёсла, а затем и за отказ раскрыть тайну будущего свержения Зевса. Прометея мы оставляем свергнутым в Тартар.
Главное откровение здесь - смертность Громовержца и его неправая, тираническая жестокость, которой противостоит Прометей.

Прометей - богоборец. Обладая даром предвидения, он точно знал, что похищение огня обернётся для него бедой, но над людьми сжалился, не ожидая от них никакой защиты. Хотя освободил его как раз смертный, пусть и полубог.
Похищение огня - символ творческой борьбы человека с природой, символ цивилизации (и тут мифологическое сознание уже трещит по швам, потому что борьба с силами природы и богами в него не вписывается, ну, на то и "отрицание мифологии"). Прометея клеймят позором боги и приспешники Зевса - Сила и Власть. Гефест ему сочувствует, но приковывает к скале надёжней некуда. Океаниды над ним плачут, но и упомянуть не забывают, что на властителя замахиваться негоже. Все недоумевают, на что он помогал пылинкам-людям.

Тут Эсхил делает интересный новый для того времени ход - передаёт функции главного героя от хора к одному персонажу - Прометею. Тем самым делая невиданное дело - родовое начало тогда сильней было, нежели индивидуальное, и вот так поступить - дать герою высказываться самому и отдельно, когда на сцене нету более никого (кстати, тем и независимость подчеркнул, чтобы рассказ о похищении огня не выглядит объяснением или просьбой о жалости) - было новаторством нешуточным.

Но вернёмся к герою. Прометей уверен в своей правоте, хоть и удивлён, с какой жестокостью Зевс расправляется с ним, помогшим ему когда-то обрести трон. Он упоминает о роковом для Вседержителя судеб пророчестве, но не желает говорить, в чём оно заключается, никому, кроме Ио.
Она, как и Прометей, стала жертвой тирании Зевса, её тоже осуждают Океаниды, хоть и пассивно, упоминая, что в брак надо лишь с равными вступать. Ио Прометей рассказывает, что Зевс сам родит того, кто свергнет его, и лишь он, Прометей, знает, как этого избежать. И о будущих страданиях самой Ио говорит Прометей, и не случайно именно её потомок освободит его.

Финал трагедии заставляет меня радоваться, что заключительная часть трилогии этой была утеряна, потому что в примирение Зевса и Прометея совсем не верится.

Эсхил (др.-греч. Αἰσχύλος, 525 до н. э. - 456 до н. э.) - древнегреческий драматург, отец европейской трагедии.

Эсхил принадлежал к аристократической семье. Одним из его братьев был герой Марафонской битвы Кинегир; одним из племянников - Филокл, выдающийся трагический поэт второй половины V века до н.э. Сын Эсхила Евфорион также писал трагедии.

Родиной Эсхила был аттический город Элевсин, славный своими старинными таинствами, учреждёнными, по преданию, самой богиней Деметрой. В этих таинствах, под прозрачным символом возрождения погруженного в землю зерна, проводились глубокомысленные идеи о предстоящем воскресении похороненного в земле человека, о его загробной жизни, о награде добрым и каре для злых. Они дали направление уму молодого Эсхила, заставляя его вдумываться в смысл жизни, в отношение человеческой воли к божеству и к року, в причины и условия нравственного падения и нравственного оправдания.

Зависимость Эсхила от культа елевсинской Деметры не ускользнула от его современников: Аристофан в своих «Лягушках» (под этим заглавием скрывается драматизованное состязание между Эсхилом и Еврипидом, кончающееся победой первого) влагает ему в уста следующую молитву: «Деметра, воспитавшая мою душу, дай мне оказаться достойным твоих таинств». Но если направление Эсхилова творчества и было обусловлено его рождением в Элевсине, то своей ареной он был обязан Афинам; благодаря им он стал не певцом литургических гимнов и кантат, а трагическим поэтом.

В Афинах уже с давних пор существовал культ Диониса, бога не столько вина, сколько того особенного «вакхического» экстаза, с которым греки впервые познакомились при посредстве вина и который поразил их впечатлительный и вдумчивый ум, как второе (после сна) и ещё более явное доказательство обособленности человеческой души и её способности к выступлению, к «исступлению» (греч. ek-stasis) из рамок индивидуальной, телесной жизни.

Вот почему на празднествах Диониса исполнялись с древних пор экстатические поэмы, так называемые дифирамбы, поэмы видений и приподнятых чувств. Их технической особенностью была самостоятельная роль корифея, который, в лирическую песнь хора вставлял пассажи эпического характера и размера, так что лирика чередовалась с эпикой, аффекты - с видениями, между тем как в силу общего экстатического настроения все исполняющие чувствовали свои души перенесёнными в другие тела и говорили и действовали как герои тех видений, которые занимали их воображение в данную минуту.

Эпоха юности Эсхила была временем ожесточённой борьбы между этой пелопоннесской трагедией и исконно аттическим дифирамбом: главой аттического направления был непосредственный предшественник Эсхила, афинянин Фриних, главой пелопоннесского - Пратин из Флиунта в Пелопоннесе.


Эсхил был ещё отроком, когда произошло событие, которое должно было, как казалось, доставить перевес пелопоннесскому направлению, но поведшее, совершенно неожиданно, к торжеству аттического. Этим событием было изгнание Писистратидов в 510 году до н. э. Состоялось оно под давлением Дельф и благодаря вмешательству Спарты, но победители слишком круто воспользовались плодами своей победы и вызвали этим реакцию, результатом которой было изгнание спартанцев из Афин и реформы Клисфена. В связи с этими реформами находилась, несомненно, и состоявшаяся в 508 году до н. э. замена странствующих хоров на празднествах Диониса хорами граждан. С этого же времени приблизительно начинается и поэтическая деятельность Эсхила: по свидетельству его биографов, он ещё в молодости стал писать трагедии.

Первый юношеский период его творчества продолжался до 484 года до н. э., когда он одержал свою первую победу. Трагедии этого периода не сохранились. По-видимому, это было временем медленной выработки Эсхилом своего собственного трагического стиля.

С 484 г. начинается новый период Эсхилова творчества: мы видим его царём аттической сцены, на которой он не находит себе равного.

Пересказанная Валерием Максимом и Плинием Старшим легенда гласит, что Эсхил погиб, когда орёл сбросил ему на голову не то черепаху, приняв лысину Эсхила за камень, не то камень, приняв его лысину за яйцо.

Утраченные пьесы Эсхила:

В общей сложности Эсхил написал около 90 пьес, из которых полностью сохранились только шесть. Авторство ещё одной дошедшей до нас пьесы, приписываемой Эсхилу, под вопросом. Сохранились заголовки и фрагменты других пьес, а также комментарии, сделанные более поздними авторами, позволяющие реконструировать часть утраченного. В источниках упоминаются следующие названия:

Алкмена
Амимона (сатировская драма, 463 год до н.э.)
Аргивяне, или Аргивянки
Арго, или Гребцы
Аталанта
Афамант
Бассариды
Вакханки
Вестники (сатировская драма)
Взвешивание душ
Вызыватели душ
Гелиады
Гераклиды
Гипсипила
Главк Морской
Главк Потнийский (сатировская драма, 472 год до н.э.)
Данаиды (463 год до н.э.)
Египтяне (463 год до н.э.)
Жрицы
Иксион
Ифигения
Кабиры (возможно, сатировская драма)
Каллисто
Карийцы, или Европа
Керкион (сатировская драма)
Кикн
Кирка (сатировская драма)
Кормилицы Диониса
Критянки
Лай (467 год до н.э.)
Лев (сатировская драма)
Лемниянки
Ликург
Лучницы
Мемнон
Мирмидоняне
Мисийцы
Немея
Орифия
Паламед
Пенелопа
Пенфей
Перрребиянки
Полидект
Предводящие
Прометей-огневозжигатель (сатировская драма)
Прометей-огненосец
Прометей освобождаемый
Протей (сатировская драма, 458 год до н.э.)
Саламинянки
Семела, или Водоносицы
Сизиф-беглец (сатировская драма)
Сизиф-камнекат (сатировская драма)
Собиратели костей
Строители брачного терема
Суд об оружии
Сфинкс (сатировская драма, 467 год до н.э.)
Телеф
Тянущие невод (сатировская драма)
Феоры, или Истмийские состязания (сатировская драма)
Филоктет
Финей (472 год до н.э.)
Форкиады
Фракиянки
Фригийцы, или Выкуп тела Патрокла
Шерстечесальщицы
Эдип (467 год до н.э.)
Эдоняне
Элевсиняне
Эпигоны
Этнеянки
Юноши.

(525-456 до н. э.)

"Когда говорят "Эсхил", - сразу возникает у одних смутный, у других более или менее четкий образ "отца трагедии",образ почтенно-хрестоматийный, даже величественный, представляются мрамор античного бюста, свиток рукописи, актерская маска, залитый южным, средиземноморским солнцем амфитеатр", - пишет исследователь античной драмы.

Безусловно, Эсхил один из столпов знаменитого V века до н. э. Древней Греции - эпохи общеэллинского патриотического подъема после победоносной войны Афин с персами, становления греческих городов-государств, расцвета общественной жизни и культуры. Это время прославленных поэтов, скульпторов, архитекторов. Историки связывают золотой век классической греческой культуры с именем Перикла. Тогда еще не было книгопечатания, и только театр позволял поэту и правителю донести свои мысли до масс. Афинский театр Диониса вмещал семнадцать тысяч зрителей. При Перикле для беднейшего населения было введено особое государственное пособие на оплату театральных мест. Представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца.

Особый успех у современников имела трагедия Эсхила "Прометей Прикованный" . Гордость за победоносную Грецию превращалась у автора в гордость за человека. Прометей был наказан Зевсом за то, что похитил для людей огонь, научил их искусствам и ремеслам. Пытливый Прометей олицетворяет в трагедии человеческий разум, прогресс. Он вступает в конфликт с косностью, приспособленчеством, невежеством, жестокостью нравов - все эти качества олицетворяют Зевс и его помощники Гермес, Гефест, Сила, Власть, старик Океан. Эсхил - не богоборец, но он верен этическому началу, представленному богиней Правдой.

Прометей прикован к скале в горах Кавказа. Каждый день прилетает орел и клюет его печень Печень опять отрастает, орел опять ее клюет - таким образом, Прометей обречен на вечные муки, ведь он один из богов и потому бессмертен. Крики и стоны Прометея душераздирающи, но когда Зевс предлагает Прометею свободу в обмен на смиренье его, тот отвечает: Уверен будь, что я 6 не променял Своих скорбей на рабское служенье. Жители Аттики, к которым принадлежал Эсхил, очень ценили свои демократические порядки и воспринимали конфликт Зевса и Прометея как символическое осуждение единовластия. Зевс "никому не подотчетный, суровый царь". Поэтому самодурство его не знает границ.

Но возникает вопрос: почему Эсхил осуждает бога, в которого, безусловно, верит? Греки очень боялись своих богов, устраивали в их честь праздники, приносили им жертвы. Но боги не являлись для них образцом поведения и справедливости. Их можно было критиковать, потому что выше богов были Рок и три страшные Мойры, осуществляющие ход неотвратимой судьбы. Греческий театр - это еще не тот театр, с которым мы хорошо знакомы. На сцене выступал только один актер, Эсхил ввел второго, и хор. Хор выражал чувства зрителей и таким образом вводил в пьесу как бы и зрителей. "Без хора... вообще бы не было главного действующего лица, потому что хор как раз и есть тот герой, вокруг которого вертится драма". Эсхил стоял у истоков театрального искусства. Он любил участвовать в состязаниях поэтов и одержал тринадцать побед.

Всего Эсхил написал 90 трагедий, до нас дошли полностью только семь пьес. Пьеса "Персы", написанная в соревновании с Фринихом, основана не на мифическом сюжете, а на историческом материале. Надо сказать, что Эсхил сам участвовал в сражениях с персами - как тяжеловооруженный воин. Пьеса "Семеро против Фив" написана по мотивам мифов об Эдипе. Трилогия "Орестея" повествует о кровавых преступлениях рода Ат-ридов, о противоборстве между матриархатом и патриархатом. Возвышенность мыслей, богатая фантазия, красноречие снискали Эсхилу славу одного из великих трагиков мировой литературы.

Хор Кто из богов так тверд и зол, Чтоб радостью была ему Твоя беда? Кто боль твою Не разделяет? Зевс один. Упрям и дик, Он Урановых детей Злобно душит. Он уймется, Лишь когда насытит сердце Или кто-то, изловчившись, Власть у него отнимет силой. Прометей Сегодня в оковах железных томлюсь, Но время придет, и правитель богов Попросит меня указать и раскрыть Тот заговор новый, который его Державы лишит и престола. Но будет он тщетно меня обольщать Своим сладкоречьем, и тщетны тогда Любые угрозы его - ни за что Не выдам я тайны, покуда с меня Не снимет безжалостных этих оков, Покуда за этот позорный мой плен Сполна не заплатит! Хор Ты дерзок, не сдаешься ты, Под пыткой на своем стоишь, Не лучше ль придержать язык? Томит, изводит душу мне сверлящий страх. За тебя страшусь, пойми. Где, плывя по морю муки, Берег мирный увидал ты? Непреклонно сердце Зевса, Тверд и жесток рожденный Кроном. Л р о м е т е й Я знаю, суров он и волю свою Считает законом. Но время придет - Согнется и он, Смягчится, уступит. Заставит нужда. Уймет он тогда безумный свой гнев И сам поспешит, союзник и друг, Ко мне как к союзнику-другу. (Перевод С. Апта)

Русский философ А.Ф. Лосев подчеркивает особое значение времени в пьесах древнегреческого драматурга: "именно время дает человеку нравственный урок... Даже боги со временем становятся более терпимыми, вся "Орестея" построена на этой идее Время совершает религиозное очищение Ореста". "Главная черта человеческого времени у Эсхила в том, что оно несет с собою исполнение божественной воли. Время необходимо, чтобы была возможной вера в неизбежность исполнения божественного приговора, потому что только оно может объяснить, почему справедливость осуществляется не сразу же вслед за преступлением. Насколько живо Эсхил чувствовал необходимость позднейшего наказания, показывает лишь у него встречающееся слово позже-наказуемый, которое указывает на наказание, отложенное на неопределенный срок... В конце концов происходит так, что наказанию подвергаются отдаленные потомки преступника. Поэтому для Эсхила необходим взгляд на историю, охватывающий несколько поколений". Образы Эсхила оказали огромное влияние не только на театр, но и на поэзию в целом, на музыкальное искусство, на живопись нового времени.

Эсхил, биография которого будет рассмотрена в обзоре, считается создателем греческой, а значит, всеевропейской трагедии. Что известно о нем и его творчестве?

Родина и родня поэта

По сведениям из различных источников, в том числе "Википедии", биография Эсхила началась в южно-восточной части Центральной Греции. Он родился в городе Элевсин в 525 году до нашей эры. Он славился своими старинными обычаями, которые были учреждены самой Деметрой. По крайней мере, так повествуют предания.

Направление творчества Эсхила было связано с культом элевсинской Деметры. Однако ареной для него стали Афины. Именно в этом полисе он стал трагическим поэтом. В городе существовал культ Диониса. Он больше известен как но для древних греков он олицетворял собой «вакхический» экстаз. Употребляя вино, греки пришли к выводу, что человеческая душа обособлена от тела. Во время празднований в честь Диониса они исполняли дифирамбы (экстатические поэмы). Они и стали началом трагедии, с которой связана биография Эсхила.

Греческий драматург принадлежал к аристократическому роду. Его брат Кинегир был героем Марафонской битвы. Племянник Филокл - известный автор трагедий своего времени. Сына Эсхила звали Евфорион, он также создавал трагедии.

О биографии Эсхила больше известно по его творчеству.

Периоды творчества

Как же развивался драматург Эсхил? Биографию и творчество можно условно разделить на три периода:

  • Юность.

В творчестве этого периода происходила борьба между аттическими дифирамбами и пелопонесской трагедией. Поэтическая деятельность Эсхила началась во времена в Афинах. В это время на празднествах Диониса предпочтение стало отдаваться хорам граждан. У Эсхила появился собственный стиль, который выражался постепенным введением второго актера, использованием в одном произведении аттической драмы и игривого пелопонесского сатирикона, вливанием в трагедию гомеровского героического эпоса.

  • Царствование на аттической сцене.

Начался период в 484 году до нашей эры и продолжался четырнадцать лет. В это время происходили две важные битвы - Саламинская и Платейская. В обеих Эсхил принимал непосредственное участие. Слава о поэте распространилась даже на Сиракузы. Царь Гиерон основал город Этну у подножия вулкана в 476 году до нашей эры и пригласил на празднование поэта. Примером творчества является трагедия «Персы», которую он поставил в Сиракузах в 472 году до нашей эры.

  • Зрелость.

В это время Эсхилу пришлось разделить свою славу на афинской сцене со своим учеником Софоклом. Драматурги начали использовать трех актеров в своих произведениях. Именно в заключительном периоде техника поэта в драматургии начала прогрессировать.

Техника драматургии

Греческий автор начал писать, когда трагедия являлась лирическим хоровым творением. Состояло оно из партий хора, реплик корифея и одного актера, который мог исполнять одну-три роли. Эсхил первым ввел второго актера. Это позволило передавать драматический конфликт через диалог.

К концу жизни поэт научился управлять несколькими персонажами. Основные действия в последних произведениях стали происходить посредством диалогов.

Оставалось простым строение сюжета. Главный персонаж оказывается в сложной ситуации по воле божеств. Так продолжалось до развязки. Эсхил использовал хор не в роли комментатора происходящего, а в качестве еще одного актера.

Теология Эсхила

В последних произведениях Зевс выступает как всемогущее божество, которое объединило в себе всеобщее равновесие и справедливость.

Эсхил, краткая биография которого рассматривается, в своей теологии создал божественное начало, которое управляет мирозданием, включая царство человеческой морали. Высшие силы наказывают героев за их грехи, преступления.

По Эсхилу, богатство не приводит к гибели само по себе. Однако богатые люди часто склонны к слепому заблуждению, безумию. Подобное приводит к греху с самонадеянностью, за которым и стоит наказание и гибель. По мнению поэта, каждое последующее поколение создает свой грех. Так возникает родовое проклятие. Наказание, которое посылает Зевс, заставляет героя страдать. Так человек перевоспитывается. То есть страдание является позитивной нравственной задачей.

Известные трагедии

Эсхил, биография которого связана с Афинами, создал около девяноста трагедий. До наших дней сохранилось пять произведений:

  • «Персы» - в основу положен исторический сюжет о разгромном поражении Ксеркса Первого.
  • «Просительницы» - мифологический сюжет о том, как пятьдесят сестер Данаид просят убежища у царя Пеласга и получают его.
  • «Семеро против Фив» - повествует об осаде Фив.
  • «Орестея» - тетралогия.
  • «Прометей прикованный» - наиболее известное произведение о Прометее, который был наказан Зевсом за то, что отдал людям огонь.