Культура времени упадка римской империи (iii-v вв. н.э.)

КУЛЬТУРА ВРЕМЕНИ УПАДКА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (III-V вв. н.э.)

События III века в Римской империи получили в науке название “кризис III ве-ка”. Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гра-жданские войны, “варваризация” Империи, растущий сепаратизм провинций, все уси-ливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов и т.п. В экономическом отношении к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи.

Кризисные явления затронули и куль-туру. Практически пропал интерес к фило-софии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается обращение к религии, к раз-личным мистическим культам и суевериям.

Языческая историография III в. пред-ставлена главным образом сочинениями ав-тора, писавшего по-гречески -- Диона Кассия. Он составил обширную “Римскую исто-рию” в 80-ти книгах -- исчерпывающий свод знаний о прошлом Рима.

В изобразительном искусстве практиче-ски единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портрет - одно из величайших достижений римско-го искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он дос-тиг своего высшего расцвета в эпоху Импе-рии. Очень выразительны портретные бюс-ты императоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиана, Домициан, Вителлий -целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете, если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театрально-сти.

В конце III в. вступивший не импера-торский трон Диоклетиан, уроженец рим-ской провинции Иллирия, и его преемник Константин провели ряд реформ, кото-рые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на 100 лет.

Сильная императорская власть позво-лила добиться некоторых успехов в сохра-нении единства империи. Союзницей госу-дарства теперь выступала христианская цер-ковь, признавшая императора наместником Бога на земле. Медиоланский эдикт Кон-стантина (313 г.) признал равноправие хри-стианства с другими религиями. В IV--V вв. жили виднейшие представители христиан-ского богословия, отцы церкви - Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Мелиоланский, Аврелий Августин (создатель христи-анской философии истории). Христианство начало превращаться в господствующую религию: языческим храмам оставалось стоять в империи уже недолго. Часть их была превращена в христианские церкви, часть раз-рушена. При императоре Феодосии I (конец IV в.) христианство сделалось го-сударственной религией Рима.

Искусство.

Культ императорской власти способст-вовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений. Огромные термы Диоклетиана превзошли своими раз-мерами термы Каракаллы, колоссальным был и дворец Диоклетиана в окрестностях нынешнего Сплита. Пластическое искусство домината сознательно следовало эстетике Плотина, согласно которой художник должен был отображать не реальное, а только нечто внутреннее, т.е. душу. Та же тенденция проявляется и в знаменитых фаюмских портретах из Египта -- она свидетельствует о скором приближении искусства византий-ских икон. Позднеримское искусство символично - статуи императоров воплощяют нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающим душу.

После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис антич-ных порядков. Усилились нападения варва-ров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними противоречиями, римская Империя, теснимая со всех сторон внешними врагами, неуклонно шла к своему концу. В 395 г. Римская держава была окончатель-но разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался г. Рим, а столицей Восточной римской импе-рии (будущей Византии) стал г. Константи-нополь, основанный Константином на мес-те бывшей греческой колонии Византии.

В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страш-ному разгрому -- сначала от готов, а затем -- от вандалов (отсюда понятие вандализм). В середине V в. под властью императора оста-лась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки импера-торского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом За-падной Римской Империи.

Что карается Восточной Римской им-перии, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской Импе-рии погибла и античная культура. Истории древних цивилизаций Азии, Африки и Европы позволяет проследить особенности и основные этапы развития мировой культуры того времени - от ран-неклассовых и достаточно примитивных культур Востока- до поражающих своей гар-монией и совершенством культур античного мира,

Культура древних цивилизаций оказала огромное влияние на последующее культур-ное развитие человечества. Многообразные культурные ценности, выработанные древ-неегипетской и древне месопотамской циви-лизациями, были восприняты, осмыслены и творчески переработаны более поздними обществами, прежде всего античными Гре-цией и Римом. В свою очередь античный мир и его культура легли в основу европей-ской цивилизации, которая периодически обращалась к идеям и мотивам греко-римского культурного наследия. Выдающие-ся астрономы средневековья -- Галилео Галилей, Николай Коперник, Иоганн Кеплер -- опирались на труды Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой школьного обучения в феодальной Европе.

Христианство, впитавшее в себя ценно-сти античной культуры, стало ведущей ми-ровой религией.

Римское право легло в основу всех сис-тем права западноевропейских государств.

Современные виды и жанры литерату-ры также восходят к античности. К ней по-стоянно обращались европейский театр, драматургия и литература.

Послесловие.

Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества.

Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалось основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков.

Римская строительная техника и архи-тектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Ис-пании, Франции, Италии. В основе архитектуры христианских церквей лежала рим-ская базилика.

Понятие “неумирающие культурные ценности” нуждаются в доказательстве на практических примерах. Каждая последующая эпоха либо воспринимает достижения предшественников, либо пренебрегает ими, иногда случается и то, и другое сразу. Влияние культурных традиций можно проследить именно на основании связей, существующих между предшественниками и потомками.

Античность, этот забытый мир, являлся последующим эпохам, как древняя сказочная птица феникс. Колоны начинают служить опорой, в скульптуре намечается рост пластического начала, в живописи возникает трехмерное пространство и светотень. Все это придает образам больше красочности и жизненности. Обретение этих качеств наполняло во все века людей гордостью.

Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами, полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями.

Посмотрим вот на эти очень наглядные картинки, которые на днях увидел в журнале известного левого блогера Буркина (burckina-new). Это - указания пунктов, куда можно было полететь из Воронежа в 1975 году и в 2015-м. Наглядное сравнение, не правда ли?
Между прочим, у Булата Окуджавы есть известная песня 1979 года, которая начинается так:
Римская империя времени упадка
сохраняла видимость твердого порядка:
Цезарь был на месте, соратники рядом,
жизнь была прекрасна, судя по докладам.

Советский диссидентский бард ехидно высмеивал "эпоху застоя", то есть времена "Ильича Второго". Дескать, по докладам всё было прекрасно, а в реальности - вот он, мол, упадок. Но большой вопрос: тогда был настоящий "упадок" или он настал позднее, когда в 1991 году был разрушен социализм и Союз, а в 1993-м - расстреляна и советская власть (зрелищем чего г-н Окуджава, по его собственному признанию, "наслаждался")?
Что такое вообще "упадок"? У некоторых, в том числе у автора этих строк, в школе вызывало досаду, когда приходилось читать в учебниках: "Затем такая-то империя (скажем, Римская) пришла в упадок". Почему - упадок, зачем, отчего? Что мешало дальше поступательно двигаться техническому и прочему прогрессу, отчего всё рухнуло? Ясного и понятного ответа в учебниках не давалось.
Но зато теперь мы можем попробовать сами дать ответ, глядя в окно или просто вокруг себя. Как непосредственные участники некоего исторического эксперимента (правда, довольно мрачного).
Помните, как в известной былине про Илью Муромца и Соловья Разбойника отвечают богатырю про дорогу на "стольный Киев-град":
Прямоезжая дороженька заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела,
А й по той по дорожке прямоезжею
Да й пехотою никто да не прохаживал,
На добром коне никто да не проезживал.
Серый зверь тут не прорыскиват,
Чёрный ворон не пролетыват.

Но была же дорога, была! Однако стала почему-то непроезжей. Почему? Потому что мелкие местные властители (вроде Соловья-разбойника) перегородили её границами своих владений. Вот он, упадок во всей своей красе.
Сидит на тридевяти дубах, сидит тридцать лет,
Ни конному, ни пешему пропуску нет.

И вот он, настоящий упадок, коснувшийся уже и чисто технической области - на заглавных картинках поста. Какой актуальной и злободневной вдруг оказывается старинная былина! Это же прямо про наши дни.
Почему этот упадок настал - об этом можно рассуждать много, это тема не для одного короткого поста (впрочем, я об этом писал уже неоднократно).
Но тут интереснее, как в упомянутой былине боролся с упадком Илья Муромец. В технической области (Илья был на все руки мастер, если верить былинам):
Левой рукой коня ведёт,
Правой рукой дубья рвёт,
Дубья рвёт все кряковисты,
Мосты мостит калёные,
Работает дорожку прямоезжую.

А в политической - это и напоминать не надо, история взаимоотношений Ильи Муромца и Соловья-Разбойника хорошо известна и, наверное, всем памятна. Соловей-Разбойник и всё его потомство отправилось на встречу к Перуну-громовержцу или куда там им было положено. Сочетание этих энергичных мер, технических и политических, быстро дало желаемый эффект. Дорога на Киев расчистилась. Самолёты стали летать снова. "Упадок" закончился.
Такие дела. :)

Процветала рождённая в смешанном браке галло-романская Лютеция ровно два с половиной века (примерно). Удачное местоположение на пересечении важных торговых путей (разумеется, какой город без этого?) и удобства для римских легионеров делали город хоть и слишком важным, но всё-таки заметным. К концу II века Лютеция связана со всеми главными дорогами римлян, здесь проживает около 10.000 жителей на площади в 100 гектар. Могущественная корпорация судовладельцев контролирует речную и морскую торговою по Сене и её притокам, распространяя своё влияние на всю Галлию. «То была база коммерции и обмена между Лютецией и всем античным миром» . Основа благосостояния.

Увы, в середине III мирному благополучию приходит конец. С севера и востока «набегают» варвары (Алеманны и Франки). Римляне воюют, Паризии скрываются на остров Сите. Открытый левый берег Сены защите не подлежит. «Великолепные сооружения» и добротные дома превращаются в «карьеры строительного материала», камни Форума и Арен Лютеции идут на строительство мощной крепостной стены вокруг Сите. Островная Лютеция становится «бастионом» (хотя некоторые поселения на левом берегу всё ещё сохраняются).

На картинке: положение дел в середине III века.

Сосредоточившись на Сите, город потерял три четверти своих площадей, но всё-таки не исчез. Являясь важным перекрёстком торговых и водных путей, Лютеция приобретает значение «опорного военного пункта» северной Галлии. Здесь стоят римские гарнизоны и римская боевая флотилия. Юлиан II (Отступник, Flavius Claudius Julianus Augustus 331/332 - 363) останавливается здесь в 360 г. и пишет в своих записках: «Дорогая Лютеция и ясные её воды» (примерно так). Чуть позже, 365-366 гг, местом своей временной резиденции выбирает Лютецию и император Флавий Валентиниан (Flavius Valentinianus, 320/321 - 375). В некоторых источниках можно прочитать, будто «местом стоянки» римских императоров был не наш с вами Дворец острова Сите (с которого начали нынешнюю рассказку), но «Дворец Терм» (там, где теперь «Термы Клюни», «Le palais des Thermes»). Однако другие авторы уверенно заявляют: «Нет! Королевским Дворцом был и оставался именно Дворец Сите»! Спорить не будем. Но ради красоты изложения согласимся с последними….

Примерно в это же время название «Лютеция» постепенно уступает наименованию «Город Паризиев» (Civitas Parisiorum ). Дабы превратиться вскоре в краткое – Париж (Paris). И примерно в это же время язычество окончательно уступает Христианству.

Первым епископом Парижа (Лютеции), традиционно и безоговорочно называют Святого Дионисия. 250 год. Папа Римский (по преданию) послал Дионисия с сотоварищами в Галлию распространять Слово Божие. Дионисий обосновался в Лютеции. Язычники римляне схватили, пытали, и на горе Монмартр обезглавили. 9 октября. То ли в том же 250 году, то ли в 272. Название «Монмартр» можно перевести как – «Холм Мученика» (Mons Martyrium ). Или же как «Марсов Холм» (Mons Martis ). Или «Холм Меркурия» (Mons Mercori ). В римские времена здесь находилось два римских храма – один в честь Марса, второй – в честь Меркурия. Именно поэтому, как говорят, Дионисия и отвели сюда дабы голову отрубить. Согласно агиографии Святого, Дионисий поднял отрубленную голову, омыл её в источнике и пошёл с головой в руках (или под рукой) на север, по той дороге, что ныне названа «Улица Мучеников» (rue des Martyrs ). Через шесть километров, дойдя до римского поселения Катуллиак (Catulliacus ), Дионисий передал свою голову благочестивой женщине из римской аристократии по имени Катулла (Catulla ). После чего упал замертво. На месте смерти Святого возвели часовню-мавзолей. Современные археологи подтверждают: уже в галло-римские времена здесь действительно находилось кладбище. В 475 году, покровительница Парижа, Святая Женевьева, велит выстроить над могилой Святого церковь. Превратившуюся впоследствии в усыпальницу французских королей и могущественное аббатство Сен-Дени (ныне наиболее «неблагополучный» пригород Парижа, жуткий Saint-Denis )... А первого документально «засвидетельствованного» эпископа Парижа звали Victorinus (Victorin), 344-346.

На фото: Святой Дионисий на портале Собора Парижской Богоматери.

313 год. Император Константин I (сын Святой Елены, Constantin I, Flavius Valerius Aurelius Constantinus, 272 – 337) издаёт Миланский Эдикт, чем прекращает преследования христиан, провозглашает «свободу культа» и, собственно, возводит Христианизм в ранг государственной религии. Париж становится резиденцией епископата. В истории Парижа начинается новая эра. Но не так скоро, не так скоро…

На картинке: голубой цвет – христианские области Римской Империи при Константине + портрет самого Константина.

Пятый век. Римская Империя «времени упадка» медленно, но неизбежно приближается к своему закономерному концу. В Галлии римский magister militum (военачальник), Эгидий Афраний Сиагрий (Ægidius, Aegidius Afranius Syagrius; ? - 464) пытается всеми силами защитить северную провинцию против варваров. Оставленный и/или непризнанный собственными единоплеменниками, Эгидий «на собственный счёт» принимает борьбу с Вестготами, побеждает при Орлеане (463 г), но в итоге погибает от рук «романизированного» германского генерала Рисимера (464 г.). Сын Эгидия, Сиагрий (Afranius Syagrius; 430-487) оказывается «последним сколько-нибудь влиятельным римским полководцем, а также последним римским наместником в Северной Галлии. Именно после его гибели можно говорить о полном крахе римской государственности в Западной Европе». В битве при Суассоне (Soissons) в 486 г. побеждает предводитель франков Хлодвиг (Clovis I, Chlodovechus, 466? – 511). Всё. Теперь судьба Парижа решена окончательно и бесповоротно. Хотя, опять же, не так скоро, не так скоро…

Продолжение следует…

объясняет ничего, потому что лишь отодвигает необъяснимый парадокс возникновения жизни в далёкое прошлое.

Примерно в таком же положении находятся историки Римской империи. Даже если ликвидировать канаву средневековья, всё равно поле неизвестности останется – оно только будет отодвинуто ко временам возникновения Рима. Если непонятно как конкретно новое время возникло из античной римской империи, то точно также непонятно как возникло само римское государство.

Легенду о семи древних царях не стоит и рассматривать. Это такая же фантазия, как многочисленные сказания о «централизованных раннефеодальных государствах», которыми благоприлично щеголять любой европейской державе нового времени.

Юг Апеннинского полуострова густо заселяли греки, он назывался «Великой Грецией» и по ряду признаков настоящей Грецией и был. По крайней мере, полезной для заселения площади там гораздо больше, чем в Греции классической. Север и центр Апеннинского полуострова населяли этруски (тосканцы), очень хорошо вписывающиеся на роль варварских предтеч римлян. И по оставленным памятникам культуры, и по месту обитания (Рим находился на их территории), и по просматривающимся обычаям. Собственно официальная легенда возникновения Рима прямо утверждает этрусское происхождение римских царей. Проблема в том, что этрусский язык не только не похож на латинский, а вообще не индоевропейский. Считается, что этруски пришли в Италию из Малой Азии, причём через Грецию. Но тогда непонятно, что с ними стало. Если это проторимляне, то всё понятно – они просто превратились в римлян. А если это особый народ, то как он мог без остатка раствориться? Гораздо более близкие к римлянам греки не растворились. Сведений о каких-либо масштабных репрессиях по отношению к поздним этрускам нет. Просто как-то сошли на нет. Это ПРОБЛЕМА.

Фигуры с этрусского саркофага. Если фальсификация, то очень талантливая, т.к. удивительно точно передаёт предполагаемый культурный уровень цивилизации этрусков и её западно-эллинистический характер

Любую историческую проблему решить можно, но только гипотетически. Можно, например, пожертвовать этрусской письменностью, предположив, что найденные надписи (их много, но все они почему-то очень короткие) просто карго не умеющих писать проторимлян.

С точки зрения самих римлян признание этрусского происхождения было унизительно, так как этруски были народом, находившимся под влиянием греческой культуры. Римляне же любили изображать себя потомками греческих героев или равными соперниками греков, установившими с ними паритетные отношения.

Наконец для европейских историков нового времени полузапретной темой является тема раннего проникновения греков на территорию западного Средиземноморья. Греческая колонизация Южной Франции или Восточной Испании признаётся, но предполагается, что по сравнению с Римом она была достаточно незначительной. Таким образом, римляне де имели дело не с эллинизированными полукультурными народами, а с абсолютными варварами. В свою очередь культурные достижения этих варваров, полученные из-за греческого влияния, местными националистами объявляются автохтонными.

Вероятно, римляне длительное время были данниками греков и может быть даже наёмниками, а затем проделали с местными греками такую же операцию, какую над самими римлянами проделали 500 годами позднее немцы. Культура римлян не то чтобы сформировалась под влиянием греков, а была греками сделана, причём часто на пустом месте. Отсюда дуализм греко-римских богов и полное единство искусства и науки. Единственное отличие римлян это развитие юриспруденции, и то если принять на веру позднейшее происхождение кодекса Юстиниана.

Но предположим, что мы разобрались с генезисом римского государства. И что дальше? А дальше мы точно так же упрёмся в генезис эллинистических государств. Считается, что мир эллинизма возник в результате нашествия Александра Македонского, личности явно полумифической.

Если рассуждать здраво, то и здесь будет та же петрушка. Вначале греки были данниками и (хотя это ими почти не признаётся) учениками ближневосточных народов. Потом, будучи более молодой и современной силой, они подчинили Восток своему влиянию и наступила эпоха греко-персидско-сирийско-египетского синкретизма.

Вот это очень важно, потому что тут произошло то же, что позже произошло с греко-римскими богами. То есть из-за языческого политеизма возникли пары греко-восточных богов. Разумеется, греки, как потом римляне, настаивали на автохтонности своих божеств. Это частично было так, но в гораздо меньшей степени, чем хотелось бы молодым завоевателям.

Я веду к тому, что перед тем как говорить о греко-римской мифологии смерти следует посмотреть такую же мифологию греко-восточную. Как мы выяснили, римская мифология не соответствует реальному размаху тогдашних погребальных церемоний и явно или вымарана или задавлена другим вымаранным культом.

Как с этим обстоят дела у греков? Как я уже говорил, у них есть достаточно прорисованное божество смерти и загробного мира – Аид. При этом погребальные церемонии греков и римлян, в общем, идентичны. Их основа захоронение в земле и сожжение. Но не только. У римлян в поздний период наблюдается мумификация и захоронение в подземных склепах. А у греков? У греков тоже.

Причем интересный момент – мы не нашли в римском пантеоне достойной пары Аиду. Точно также такая пара отсутствует в случае восточных божеств. НО ОНА ЕСТЬ.

В одном из постов я упомянул про огромный храм Серапеум, от которого в Александрии на поверхности осталась одна колонна. Этот храм был посвящён богу Серапису. Слышали ли вы о нем? Думаю мало. Он не упоминается ни в контексте греческих богов, ни в контексте богов египетских. А ему был посвящён самый большой храм в Александрии.

Очень характерная цитата из вики:

«Серапис отождествлялся со многими египетскими и греческими богами - с Осирисом, Дионисом, Зевсом, Агатодемоном, Асклепием, Гераклом и др. В римский период он стал не только покровителем Александрии, но и божеством врачевателем, способным решать вопросы жизни и смерти, у него можно было испросить оракул или обратиться с просьбой о повышении по службе. Это привело к тому, что Серапис стал восприниматься не просто как верховное, а как высшее трансцендентное божество, к которому можно обратиться с любой просьбой».

Всё это хорошо, только Серапис был не Осирисом, не Дионисом, не Зевсом и т.д. и т.п., а был АИДОМ.

Статью «Аид» в Википедии украшает вот такое изображение. Проблема в том, что это не Аид, а Серапис. Античных изображений Аида НЕТ. Практически всё, что атрибутируется как изображение Аида, на самом деле является Сераписом. Серапис, как и Аид, изображается в виде величественного старца с бородой, с Цербером (сторожем ада), часто с двузубцем и всегда с т.н. модиумом на голове – ведёрком, которым мерили зерно. Это его характерный признак, т.к. умирание и прорастание зерна при посеве отождествлялось с мистерией жизни и смерти.

Нетрудно заметить что модиум похож на клобук восточнохристианского священника.

И один из главных храмов его стоял ни где-нибудь, а в египетской Долине Мертвых, рядом с пирамидами и кладбищами мумий.

Более того, как справедливо сказано в выше приведенной цитате, это было трансцендентное божество или, точнее, существовала формула "Серапис - единый Зевс". И понятно почему. Аид это бог-невидимка, царь загробного мира теней-идей. Это идеальный и универсальный бог платонизма. Бог, который мог оживлять мёртвых.

Считается, что культ Сераписа возник после эллинизации Египта при первых Птолемееях. Это было ГЛАВНОЕ БОЖЕСТВО египетского пантеона, символизирующее симбиоз греко-египетской культуры. Со стороны греков Серапис происходил от Аида. А со стороны египтян? Серапис это Осирис-Апис, т.е. египетский бог смерти и возрождения, изображаемый как зомби с зелёной кожей, и чёрный бык, считавшийся его воплощением. Аиду тоже жертвовали чёрного быка. Осирис имел свою Персефону, которую звали Исида. А у них был сын Гарпократ. Вместе они образовывали ТРОИЦУ, и идея троичности пронизывала весь культ Сераписа. Например, жрецы носили чёлку, расчёсанную на три косички и т.д.

Типичное изображение пары Изида-Гарпократ. Такое же эллинизированное изображение всегда интерпретируется как «Мадонна с Христом».

Культ Гарпократа (маленького Гора-солнышка) был КРАЙНЕ распространён в Египте, и очень удивителен показной не интерес к нему христианской европейской египтологии. Найдена масса скульптур и статуэток Гарпократа, похоже это был главный малышовый бог. Он изображался с оселедцем, который в Египте носили дети и с пальцем во рту – потому что дети сосут пальцы.

Вот тут есть очень интересный нюанс. Дело в том, что греки не поняли этот жест и стали его интерпретировать как знак молчания.

Эллинизированное изображение Гарпократа. Этот жест используется масонами для обозначения ложности сообщаемой информации.

То есть для греков усвоенная ими египетская мифология была КАРГО. Или, иными словами, современное христианство это карго ВТОРОГО (или даже третьего) порядка.

И понятно почему. Если греки и римляне были людьми однотипной полисной цивилизации, то Древний Египет был аквадеспотией с совершенно другой ментальностью. Например, жрецы там были профессиональной высокопоставленной кастой, а не муниципальными Дедами Морозами. И египетские храмы были не клубами по интересам, больницами и театрами, а Церковью со строгой иерархией.

Парные статуи это аллегории Тибра и Нила. Т.е. Рим равен Египту.

Поэтому быстро проиграв грекам в военном, социальном и экономическом отношении, с т.з. идеологической египтяне были существами гораздо более опытными. И их физически было гораздо больше. Аквадеспотия это другая плотность населения. Египет был выделен в особую провинцию со специфическим самоуправлением и в античности Египет понимался как нечто соразмерное всей остальной империи. По численности населения и сельскохозяйственной производительности так и было. В момент присоединения это ½, а позже 1/3 или в крайнем случае ¼ всей Империи. Поэтому надо отдельно рассмотреть вопрос о культурной интервенции Египта в другие провинции и в саму метрополию. Вспомните, например о египетских обелисках в Риме и других городах. В Риме же находился один из крупнейших Серапеумов, построенный императором Адрианом (то есть понтификом). При этом считается, что в коллегии понтификов Серапис не был представлен. Хотя если подумать, то сам Серапис это и есть бог-понтифик, и если уж кому конкретно посвящать пантеон, то именно этому всеобщему богу-невидимке. Молясь невидимому богу теней, можно было молиться любому богу.

Интересно, что культ Сераписа был очень распространён в воинских частях, что учитывая символику Аписа, делает его идентичным знаменитому митраизму. Митраизм это походная модификация культа Сераписа или что-то в этом роде.

Жертвоприношение быка - основной обряд митраизма. Некоторые источники прямо уподобляют культ Митры и Сераписа.

Интересно также отношение к культу Сераписа христианской археологии. Как сказано в Брокгаузе:

«Со второго века по Р. Х. культ Сераписа вступил в борьбу с христианством и хотя не устоял в ней, но успел заимствовать от него некоторые нравственные принципы, влияя на него, в свою очередь, в смысле образования ересей, а может быть, и в смысле распространения аскетизма».

Согласитесь, замысловатая формула. Про аскетизм это потому, что при храмах Сераписа жили монахи-отшельники.

Наверно стоит подробнее рассказать о римских кладбищенских коллегиях, на примере которых довольно отчётливо видно реальное формирование христианства, но я думаю, что и так сказал слишком много.

Напоследок хочу вас немного развлечь. Этот корабль я видел с Везувия в конце прошлого года . Жёлтая труба ничего не напоминает?

С другой стороны, сказал много, но не доказал ничего, ибо в этом посте произошло резкое увеличение объёма рассматриваемого явления. Для решения достаточно локальной задачи (проблема скачка времени между античностью и новым временем) я был вынужден дважды изменить систему координат. Нетрудно понять, что это приводит к общей дегенерации доказательной базы. Объём спекуляции резко увеличивается, чтобы подтвердить одну спекуляцию, приходится прибегать к спекуляции новой. Поэтому эти темы и являются запретными для академической науки. Можно легко рассматривать разные космогонические гипотезы, потому что космогония составляет лишь малую часть нашего культурного контекста. Не то история и религия. Последовательно подрубая одно основание за другим, человек оказывается в культурном вакууме. Мало того, что его перестают понимать, он разрушает понятийный аппарат языка, на котором говорит.


А это тот же корабль после катастрофы 13 января. Если кликните, немножко иначе услышите песенку, которую я вспомнил на крыше Миланского собора.

Солженицын, будучи глубоко советским человеком, решил уничтожить советскую культуру как таковую. И превратился в вымученного кривляку с «продуманным поведением» и выдуманным языком, при помощи которых изводил вокруг себя все ростки живой жизни. Живя в Америке он, вместо того чтобы выучить английский язык и читать местную прессу, стал читать русские дореволюционные газеты. В которых мало что понял, потому что это были газеты умершей эпохи и чужой страны. И провалился Пселдонимовым в тартарары.

(Кликабельно.)

Считается, что древние римляне приветствовали друг друга возгласом «мементо мори», т.е «помни о смерти». По этому поводу наворочены многоразличные размышлизмы о обострённом чувстве сиюминутности бытия, вывернутом наизнанку гедонизме и т.д. и т.п. Но думаю, что римляне не были дураками, и друг другу в хари кипятком не плескали. Выражение это придумано в новое время, так друг друга приветствовали монахи-трапписты, специализировавшиеся на производстве гробов и алкоголя.

А древние говорили «мементо морЕ», то есть «помни обычай». Это было выражение понтификов, следящих за очередностью ритуалов. Обычай это и есть культура. Разрушая обычаи, мы разрушаем культуру. А человек без культуры теряет смысл своего существования.

Так что на этом я закончу свои размышления. Буду рад, если кого-то заставил задуматься и посмотреть на некоторые вещи под другим углом зрения. Это забавно. А иногда и полезно. В разумных пределах.