Лекция психика и сознание. Разница между психикой и сознанием. Формула психического отражения

2003 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Сер. 6. Вып. 2 (№ 14)

ПСИХОЛОГИЯ

В. В. Никандров

Явление нашей «внутренней» жизни, именуемое сознанием, привлекает внимание исследователей многих областей знания. Его изучают философия, физиология, психология, медицина (психиатрия), социология, юриспруденция, экономика, педагогика. В каждой области - своя специфика, а следовательно, и свой подход к сознанию. Так, биологи и физиологи иногда не разграничивают понятия «сознание» и «внимание», чему в немалой степени способствует знаменитая павловская физиологическая характеристика сознания. По И. П.Павлову, физиологический механизм сознания состоит в формировании в коре головного мозга очень подвижного очага оптимальной возбудимости на фоне заторможенных участков1. Образование такой зоны в коре связано с механизмом внимания. В медицинской практике вместе с таким пониманием сосуществует отождествление сознания с состоянием бодрствования. В философии акцентируется субстанциальная проблема - что первично? Сознание (дух, разум) или материя (бытие)? Материалистическая трактовка определяет сознание в первую очередь как отражение действительности. И тогда не делается принципиального различия между сознанием, психикой, ощущением, представлением, мышлением, идеей, духом. Их психологическая специфика опускается. Идеалистическая линия направлена на признание независимости сознания от бытия, а то и его изначальности, субстанциальности, что тем более ведет к игнорированию различий между конкретными проявлениями этой субстанции. Диалектика приводит к признанию развития как всеобщего свойства мира, а следовательно, и ко второму фундаментальному положению о сознании: оно рассматривается как высшая форма организации материи (или духа).

Социология и общественные науки оттеняют социальную сторону сознания и изучают главным образом общественное сознание. В марксистской социологии исходным пунктом служила идея К.Маркса, что индивидуальное сознание есть «мое отношение к моей среде», а личность - «сумма общественных отношений». В экономических дисциплинах основным предметом исследования являются экономические, в первую очередь - трудовые отношения. Главное здесь - результат, продукт труда, а его получение связано со способностью человеческого сознания предвидеть эти результаты. Акцент делается на целенаправленности сознательной деятельности. С юридической точки зрения «сознание - это способность субъекта образовывать логически обоснованный и адекватно мотивированный замысел, ибо наличие замысла, умысла - это один из атрибутов всякого гражданского акта, поступка, а также и преступления»2. Соответственно сознание связывается с проблемами вменяемости (отдавать себе отчет в своих действиях и руководить поступками) и дееспособности (разумно вести свои дела).

© В. В. Никандров, 2003

Психология рассматривает сознание как некую целостность, объединяющую все психические функции, но не сводимую ни к одной из них. Эта целостность может представать в форме: 1) «высшего образования в человеческой психике», но не имеющего своего специального представительства в мозгу (В. Н. Мясищев): 2) особого качества психической деятельности; 3) процесса: «В психическом плане сознание выступает реально прежде всего как процесс осознания человеком окружающей среды и самого себя»3.

Итак, понятие «сознание» обладает множеством сторон. Поэтому в каждом случае использования этого термина необходимо раскрывать его содержание с указанием специфики своего подхода и границ применения. Иначе непонимание и споры неизбежны. Дать краткое исчерпывающее определение сознанию, видимо, невозможно. Как писал известный философ А. Г. Спиркин, «на вопрос: „Что такое сознание?" - вряд ли можно

дать ответ, обладающий точностью математической формулы»4.

Тем не мен^е практически любая формулировка сознания указывает на него как на психическое явление. Однако не всякая дает представление о соотношении психики и сознания. В отечественной психологии установилось представление о сознании как высшем уровне психической деятельности, как специфически человеческом качестве психики. Следовательно, объем этих понятий различен. Проанализируем их.

Во-первых, психика присуща и человеку, и животным, а сознание - только человеку. Во-вторых, психика человека представлена не одним уровнем организации и включает как сознательное, так и выходящее за пределы осознания (бессознательное, подсознательное, надсознательное, предсознательное, досознательное и т. п.). В-третьих, психика может проявляться не только как нечто целое, но и как части этого целого (отдельные функции, отдельные психические процессы, отдельные психические свойства и т. д.), сознание же проявляется только как функция целого. В-четвертых, работа психики - постоянный фактор жизнедеятельности человека, а работа сознания - фактор переменный (например, отсутствие сознания во сне). В-пятых, сознание -это этап в развитии психики. В филогенезе психика насчитывает сотни миллионов лет, а сознание - в лучшем случае сотни тысяч лет. В онтогенезе сознание отсутствует в младенчестве и может исчезать в старости в результате старческих изменений в организме, в то время как психика присуща всем возрастным периодам. Наконец, патология сознания не может исключить полностью работы психики, а патология психики, сохранив ее отдельные функции, может вызвать полную потерю сознания.

Таким образом, можно констатировать, что понятие «психика» шире понятия «сознание». Но все это ни в коей мере не позволяет говорить о сознании как составной части психики. Это было бы примитивизмом! Сознание - ипостась психики и высший уровень ее организации. Здесь проблема схожа с вопросом о соотношении макрохарактеристик человека (индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум)5. Сочетание координационного и субординационного подходов при их рассмотрении позволяет выявить не только «широту» соответствующих категорий и отражаемых ими явлений, но и их «глубину», т.е. не только пространственно-временные, но и качественно-количественные (информационно-энергетические) особенности, которые оттеняют их содержательную емкость. И тогда становится понятным известное высказывание Б.Г.Ананьева: «Если личность - „вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это „глубина" личности и субъекта деятельности»6. Аналогично

представляется и соотношение психики и сознания: сознание - явление, менее распространенное в природе, чем психика, но включающее все ее компоненты, во-первых, на более высоком уровне развития самих этих компонентов и, во-вторых, на более высоком уровне связи между компонентами. Таким образом, сознание, повторяя принципиально состав, структуру и функции психики, вместе с тем предстает системой более высокого

уровня как в отношении элементного содержания, так и в отношении целого.

Для понимания отличия сознания от психики полезно хотя бы бегло проследить эволюцию живого, а точнее, путь развития его взаимодействия с миром. Главный, центральный процесс в живых системах, обеспечивающий поддержание в них жизни,- это обмен веществ. Основным условием осуществления этого процесса выступает раздражимость, т. е. способность органических тел возбуждаться от соприкосновения с раздражителем и отвечать на них определенной реакцией. В отличие от реакций в неживой природе (физических, химических и т.п.), это - проявление активности и самостоятельности, повышающее вероятность получения нужного материала для обмена веществ и лучшего его протекания. Активность заметна в изменении коллоидно-химической структуры и физиологических свойств протоплазмы живой клетки, понижении или повышении возбудимости к различным воздействиям, в движении. На низших ступенях живого (в относительно однородной среде) раздражимость как форма отражения раздражителей осуществляется непосредственно. Это значит, что воздействия сами напрямую способствуют или затрудняют обмен веществ. На поведенческом уровне это выражается в виде тропизмов и таксисов. Тропизм (греч. tropos - поворот, направление) - направленные ростовые движения органов растений, вызванные односторонним действием какого-либо раздражителя: света (фото-, гелиотропизм), земного притяжения (геотропизм - проникновение корней в почву, рост стволов вверх), химических веществ (хемотропизм) и др. Таксисы (греч. taxis - расположение по порядку) - общая механическая ориентация организма в целом по отношению к раздражителю (пище, свету, прикосновению и т.п.). Обычно это присуще свободно передвигающимся клеткам (зооспоры, сперматозоиды, лейкоциты), низшим растениям и животным (одноклеточные, кишечнополостные, членистоногие). Положительные тропизмы и таксисы-движение к раздражителю, отрицательные - от раздражителя.

Усложнение условий обитания заставляет реагировать не только на прямые, но и на связанные с ними индифферентные раздражители. Эти нейтральные воздействия сами по себе не влияют на обмен веществ, но свидетельствуют о близости (в пространстве или времени) важных, непосредственных воздействий. Тем самым нейтральные раздражители приобретают сигнальное значение, а их отражение живыми системами знаменует переход от физиологического к психологическому уровню отражения7. Следовательно, о психике можно говорить там, где происходит отражение воздействий, не имеющих непосредственного биологического значения (не обеспечивающих непосредственно обмена веществ), но ориентирующих организм среди важных явлений. Раздражимость преобразуется в чувствительность. Для этого уровня характерно появление тканей, специализирующихся на приеме сигналов и ориентации в среде. Формируется нервная ткань. Нервная система берет на себя и функцию управления организмом (внутренние процессы и внешнее поведение).

Дальнейшее развитие отражательной способности живого связано с дифференциацией видов чувствительности, специализацией чувствующих органов (модальность).

Но понятно, что специфические раздражители отражаются только потому, что связаны с биологически важными воздействиями. Первоначально общая, как называл ее И. М. Сеченов, «равномерно разлитая по всему телу» чувствительность постепенно реализуется специальными органами (анализаторами), реагирующими на определенные раздражители. Качественная близость общей и специальной чувствительности подтверждается происхождением дистантной чувствительности из контактной. Первая реализует отражение сигнальных раздражителей, вторая преимущественно служит осуществлению постоянных связей с жизненно важными воздействиями. На поведенческом уровне этот этап развития отражения выражается в виде рефлексов, т. е. опосредованных нервной системой ответов организма на воздействие среды (внешней и внутренней). В самом первом приближении можно принять версию, что физиологические механизмы, обеспечивающие отражение непосредственно биологически значимых раздражителей, - это безусловные рефлексы и их комплексы (вплоть до инстинктов), а отражение сигнальных раздражителей обеспечивается условно-рефлекторными механизмами. Безусловно-рефлекторные механизмы, кроме всего прочего, дают настройку сенсорных систем на лучшее восприятие раздражителей. Эта роль у животных и человека выполняется ориентировочным, адаптационным и оборонительным безусловными рефлексами. Правда, в составе этих рефлексов у развитых животных есть и условные компоненты, их соотношение динамично. Вершиной рефлекторного реагирования является инстинктивное поведение, т. е. сложное стереотипное для данного вида поведение, детерминированное генетически. Действие раздражителя «запускает» соответствующие данным условиям реакции и их комплексы (инстинкты).

Дифференциация чувствительности обеспечила дальнейшее совершенствование психического отражения. Усложнение самих организмов и их связей со средой определило появление адекватных этим связям способов отражения. Эволюцией отрабатывается эмоциональное отражение как обобщенная оценка сигналов в виде отношения к соответствующему раздражителю и совершенствуются восприятие и память. Отражение усложнено, но все еще непосредственно, так как включено напрямую в ткань жизни, осуществляется в текущей жизнедеятельности без предвидения. На этом этапе поведение усложняется и включает уже, помимо чисто инстинктивного, и такие формы, как имгхринтинг и научение. Импринтинг (индивидуально-видовая память) является как бы связующим звеном между врожденными и приобретенными формами поведения. Механизм - врожденный, но направленность его действия- приобретенная. Научение - непроизвольное приобретение индивидуального опыта в онтогенезе, включая и совершенствование инстинктивного поведения в соответствии с конкретными условиями среды, носит адаптивный характер, осуществляется через многократное, но не сознательно организованное повторение или через подражание. В обоих случаях существенна роль подкрепления. Одна из основных форм результата научения - навык.

В дальнейшем при расширении связей с миром, и в первую очередь за счет социальной сферы, осуществляется переход к более активным формам познания (мышление) и регуляции (воля). Но на этом уровне взаимодействия со средой уже необходимо четко выделять себя из среды, а следовательно, соотносить себя с другими объектами среды, и наоборот, объекты соотносить с собою. Происходит опосредование связей субъекта с действительностью. Такое соотнесение и опосредование и есть осознание мира и себя. Это уровень сознательного психического отражения. В поведении решающим фактором становится способность к умозаключению, т. е. получению знаний не из непосредственного личного опыта, а из мысленного установления связей и соотношений между явлениями. Развивается способность предвидения. В приобретении индивидуального

опыта ведущую роль играет уже не научение, а учение (обучение) - сознательно организованный, продиктованный познавательными мотивами, процесс усвоения знаний, умений и навыков: Типичной формой поведения у человека становится деятельность, а его атрибутом - общение.

Итак, в эволюции отражения наблюдаются следующие основные ступени: раздражимость - общая чувствительность - специальная чувствительность - чувственное непосредственное отражение (реактивное отражение: перцепция и аффекты) - логическое опосредованное отражение (активное отражение: мышление и воля). Сознание присуще

только последнему этапу развития психики.

Хорошей иллюстрацией к соотношению психики и сознания служит одна из гипотез нейрофизиологических основ сознательного и бессознательного8. Из физиологии известно, что на внешнее воздействие нервная система может реагировать тремя последовательными ответами. Первый строго локален. Возбуждение проходит по афферентным путям и вызывает в соответствующем анализаторном центре первичный ответ с латентным периодом 9-15 миллисекунд (мс). Затем возникает вторичный ответ, охватывающий уже более широкие зоны, но не сопровождающийся общей активацией организма. Эти два ответа могут наблюдаться и во сне, т. е. относятся к бессознательному. В некоторых случаях вслед за этими ответами через 80-150 мс следует третья волна реакции. Она сопровождается активацией огромных клеточных территорий коры мозга и сопровождается «реакцией пробуждения», повышением активности и соответственно появлением сознания. Также известно, что время латентного периода любой ответной реакции прямо пропорционально количеству включенных в нее синапсов, а стереотипные, автоматизированные реакции протекают быстро и могут не отражаться в сознании. Это реакции на малоинформативные сигналы. Все сказанное означает, что наиболее замедленные, осуществляемые большим числом нервных элементов реакции скорее всего и есть осознанные ответы. Кратковременные, с малым числом участвующих элементов реакции - неосознанные. И тогда «сознание представляет собой новое качество, возникающее в результате включения в действие огромного количества элементов „подсознательного". Сознание как бы строится из отдельных кирпичиков подсознательного. Подсознательное относится к сознательному как часть к целому. Вместе с тем сознание, т. е. „целое", представляет собой новое качество, не сводимое к бессознательному » 9.

Итак, понятие «психика» перекрывает понятие «сознание». Главным же субъективным фактором, отличающим сознание от психики, выступает осознанность объекта. При этом в качестве объекта могут выступать не только предметы и явления внешнего мира, но и сигналы из внутренней среды организма и наши идеальные продукты деятельности психики (образы, психические процессы и состояния, мотивы, интересы, мысли и т. д.). Осознание связано с выполнением трех операций: 1) выделение объекта из среды, 2) соотнесение выделенного объекта с другими объектами, 3) соотнесение объекта с самим субъектом. Понятно, что все три операции симультанированы и представляются как единый психический акт. Выделение объекта есть его ограничение, а

проведение границы уже есть начальный этап соотнесения данного объекта с другими. Соотнесение предполагает сравнение и установление связей. Ну, а уж соотнесение с собой предполагает предварительное выделение себя из среды. И не просто выделение, а и противопоставление ей: Я - все остальное. Отнесение к себе, «примеривание» на себя в акте осознания является его квинтэссенцией. Именно этот факт чаще всего

подчеркивается в формулировках сознания.

Обычно психологи указывают три главные функции психики: 1) познание, 2) регуляция и 3) коммуникация10. Однако, как нам кажется, этот репертуар нуждается в уточнении. Если придерживаться наиболее признанной на сегодня в науке эволюционистской концепции развития жизни на Земле, то следует признать, что глобальной, стержневой функцией психики является способствование выживанию организмов и биологических видов за счет повышения эффективности их взаимодействия с окружающим миром. Эффективность этого взаимодействия увеличивается благодаря повышению интенсивности и адекватности поведения индивида, наделенного психикой, а также благодаря увеличению доли совместных действий в общей жизнедеятельности вида. Этим трем факторам повышения выживаемости соответствуют три основных функции психики: стимуляция активности, психическое отражение и обеспечение коммуникации с себе подобными. Последнюю функцию (особенно применительно к человеку) целесообразно обозначить как общение, включающее в себя не только коммуникативную составляющую, но и перцептивную, и интерактивную11. Каждая из трех означенных функций представляет собой единство двух компонентов. Первая - активности и реактивности, вторая - познания и регуляции, третья - взаимодействий и взаимоотношений. Специальных обоснований этого двуединства приводить нет необходимости, так как они достаточно убедительно изложены в соответствующей научной литературе12.

Естественно, все перечисленные функции психики выполняет и сознание. Вопрос в том, что нового вносится в их исполнение на сознательном уровне?

Первое - повышается активность субъекта. Поскольку он выделяет и противопоставляет себя окружающему миру, постольку он по своему почину начинает и организовывает различные полезные для него действия. Этот факт характеризуется показателем произвольности, который в своей высшей форме выступает как волевое регулирование. Активность выражается и в том, что энергетические ресурсы организма расходуются более рационально, поскольку действия приобретают целенаправленный характер. Цель позволяет удерживать эффективную линию поведения, экономя энергию и время, а в необходимых случаях и концентрировать усилия, резко повышать интенсивность действий. Постановка цели становится возможной благодаря соотнесению объектов друг с другом и с самим субъектом, т. е. с осознанностью.

Второе, что вносится в психическую деятельность на сознательном уровне, - повышение адекватности взаимодействия со средой. Это достигается вследствие представления субъектом многообразия связей между объектами, которые «вырисовываются» при соотнесении объектов между собой и с самим субъектом. В итоге выявляются связи, а следовательно, и свойства, не поддающиеся простому чувственному отражению, вырабатываются понятия и способность к абстрагированию. На основе более глубокого знания возможна и более эффективная регуляция, что выражается в гибкости

поведения. Даже непредвиденные изменения в воздействиях среды не дают катастрофического исхода, так как субъект способен к выработке не единственного ответа, а целого набора более или менее подходящих действий. Панорама вскрытых многообразных связей между объектами дает возможность учета вероятностных закономерностей мироздания. А это, в свою очередь, позволяет прогнозировать ситуацию. Именно такой прогноз лежит в основе предвидения, антиципации, «опережающего отражения», характерного для сознательной деятельности человека.

Третий фактор, привносимый сознанием в психическую деятельность,- ее семан-тизация. Суть этого эффекта заключается в знаковой представленности психических явлений как для самого субъекта, так и для других людей. Главную роль здесь играют речь и язык. Любой язык есть система знаков. Процесс осознания у человека неизбежно сопровождается «проговариванием» (хотя бы на уровне внутренней речи), Практически любой образ, особенно из группы вторичных, не говоря уж о понятиях, представляется человеком через его словесное обозначение. Это становится понятным, если вспомнить, что мышление и речь развиваются в единстве. Подобная знаковость есть выражение общественно-исторического опыта, который усваивается индивидом через овладение значениями знаков (слов). Значение - выработанное обществом и зафиксированное в понятиях общественное отражение действительности и норм деятельности. Отражение значений слов в индивидуальном сознании и опыте образует субъективную ценность значения, или смысл. А смысл уже связан с мотивационной стороной личности, в свою очередь, влияющей на ее активность. Смысл выражает отношение субъекта к действительности. Он создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и целью действия. Отношение мотива и цели порождает личностный смысл.

Наконец, что еще характерно для сознательного уровня психики, - повышение организованности, системность психической деятельности. Когнитивная функция на уровне сознания в полной мере предстает как познание. Отдельные процессы (ощущения, память, восприятие, мышление) объединяются в единое целое, в единый процесс познания мира, в активное целенаправленное приобретение знаний, причем знаний не только в виде конкретных сведений о свойствах и сторонах объектов, но и в виде идей (научных, моральных, религиозных и т. п.) и норм поведения. Регулятивная функция посредством осознанных мотивов и целей выливается в организацию совместной (с другими людьми) деятельности и регуляцию поведения в обществе.

Сознание как качественная характеристика психики, естественно, включает в себя все ее элементы, но на более высоком уровне обобщения, когда все они интегрируются в целостную систему.

Во-первых, сознание является сбалансированной системой всех психических функций-. познания, регуляции и интеграции. Следовательно, в его состав входят ощущения, восприятия, память, мышление, речь, воображение, эмоции, чувства, внимание, воля, психомоторика.

Во-вторых, сознанием охватываются все формы психических явлений: процессы, состояния, свойства, конструкты (образы, понятия, мотивы и т.п.). Поскольку сознание есть совокупность познавательных, регуляционных и интеграционных процессов, то и оно само предстает как процесс и имеет показатели длительности, фазовости и последовательности. Поскольку переживание различных процессов приводит к определенным состояниям, то и сознание в целом может принимать форму состояния. Напри-

мер, состояние ясного или сумеречного сознания, состояния бодрости или сонливости, подавленности или воодушевления и т. д. Наконец, сознание предстает и само как свойство личности. Недаром говорят о сознательной или несознательной личности. В то же время в нем отражаются в виде самооценки и конкретные психические свойства от сенсорных до волевых и интегральных личностных (способности, характер).

В-третьих, сознание имеет не один уровень проявления. Разные авторы указывают разное число уровней. Это, кроме собственно сознания, и подсознание, и надсознание, и бессознательный уровень. Но даже если оставить спорные положения о подобной дифференциации и соответствующей терминологии13, то все же сознание предстает как минимум двухуровневое образование, включающее в себя собственно сознание и самосознание.

Наконец, сознание имеет две формы существования: индивидуальное и общественное. Иногда между ними помещают групповое. Общая психология изучает индивидуальное сознание, социальная психология - преимущественно групповое и общественное.

С точки зрения функциональных особенностей сознания следует рассматривать его в первую очередь как процесс познания. Собственно знания -это сущность, ядро сознания. Эта мысль закреплена в самом термине «сознание», который раскрывается в знаменитой «герминативной» (зародышевой) формуле: сознание = со-знание = сочетание знаний, сопричастность к знанию. Все когнитивные процессы (от ощущений до мышления и речи) представляют собой моменты единого сознательного познавательного процесса. Более того, когнитивные процессы сопровождаются аффективными переживаниями, усиливающими (а иногда и ослабляющими) познавательный эффект. Ведь сами аффекты гоже несут элемент знания в виде отношения как обобщенной оценки, полученной в опыте вида и индивида. А организация познавательной деятельности на этом уровне немыслима без волевой регуляции. Таким образом, сознание объединяет все психические возможности в единый познавательный процесс. Осмысленность этого процесса - новое качество психики на уровне сознания. Это качество как сторона всего познавательного процесса в целом проявляется не только в мышлении, но и в перцепции (вспомним осмысленность и обобщенность восприятия). На сознательном уровне невозможно оторвать один элемент познавательного процесса от другого. Так, осознанные ощущения естественно вплетены в мыслительные и мнемические процессы; первичные и вторичные образы все время друг с другом сравниваются, дополняют и корректируют друг друга; представления конкретизируют понятия, дают наглядную опору мысли при высокой степени абстракции; эмоции обостряют сенсорную чувствительность, влияют на работу памяти, воображения, внимания, мышления; воля концентрирует и направляет интеллектуальные усилия и т. д.

В плане регуляции на сознательном уровне развития психики также очевидна его специфика. Один из важнейших аспектов единства субъективного и объективного в психическом отражении заключается, как известно, в единстве знания и переживания. Элемент знания доминирует в познавательной сфере психики, а элемент переживания - в регулятивной. Объективность, заключенная в знании, соотносится с опытом, с текущей жизнью субъекта, оценивается им. В этом смысл явлений внешнего мира для индивида и в этом роль психических явлений в его жизнедеятельности. «Путем раскрытия отношения психического явления к причине, его вызвавшей, само переживание

становится фактом сознания. Вне раскрытия этой связи, этого отношения переживание может существовать, но оно остается неосознанным. Раскрытие объективного предмета переживания означает вместе с тем осознание и самого переживания»14. Переживание как конкретный процесс связано с тем, что при взаимодействии с действительностью отражаются не только ее объективные качества (через знание), но и их значение для жизни и деятельности индивида, т. е. их отношение к нему и, наоборот, его отношение к ним. «Сознательная» характеристика переживания состоит в том, что переживание принадлежит личности и отлично от объектов отражения.

Переживание на уровне сознания - это результат взаимодействия субъекта со средой, а не рефлексии сознания. Из физиологии известно, что информация от раздражителей передается в мозг двумя способами. Первый -через специфические сенсорные системы, второй -через неспецифические системы. Специфические системы -это специализированные анализаторы с классическим афферентным путем от периферии (рецепторов) к центру. Неспецифические системы как бы дублируют классический вариант во всех отделах анализатора. На периферии - в виде другого рода рецепгорных клеток, в проводящих путях - в виде отходящих на уровне ствола, продолговатого мозга и гипоталамуса от основной магистрали нервных волокон, замыкающихся не на корковые центры, а на ретикулярную формацию. А последняя оказывает активирующее влияние на кору больших полушарий. Таким образом, первая, классическая система передает специфическую информацию о раздражителе: о его качестве (модальность), интенсивности, локализации. По терминологии Хэда, это эпикритические системы, и соответственно речь идет об эпикритической чувствительности. Вторая, дублирующая система передает неспецифическую информацию: только о наличии раздражителя без познания его качества и места приложения. Эти системы и эта чувствительность носят наименование протопатических. Кстати, впервые данный феномен был обнаружен в 1865 г. русским физиологом А. Я. Данилевским при изучении кожной чувствительности. Он рефлексы первого типа назвал «тактильными», а второго - «страстными». Таким образом, эпикритические ощущения характеризуют знание, а протопатические - переживание.

«Есть достаточно оснований принять, что во всех анализаторах существуют системы, осуществляющие раздельно познавательное и эмоциональное отражение действительности. Эта тенденция наблюдается даже и на уровне коры больших полушарий. Сейчас общепринято считать, что высшие познавательные процессы связаны с деятельностью новой коры, а эмоциональные переживания - с деятельностью древней и старой коры... Можно считать, что возникновение познания связано с деятельностью специфических систем, а возникновение переживаний - с деятельностью неспецифических систем. Поскольку в деятельности неспецифических систем отражение совершается в форме саморегуляции функций организма, постольку в переживании выступает не образ предмета, а его значение для жизни и деятельности организма. Поэтому можно утверждать, что переживание не есть результат деятельности сознания, а проявление в сознании эмоциональной формы отражения действительности»15.

Наиболее же существенно функциональная специфика сознания проявляется в ин-тегративной сфере. Психика может проявляться в виде функционирования своих отдельных составляющих. В филогенезе это выступает как последовательное усложнение психической деятельности, в которую «вмонтируются» все новые и новые компоненты И хотя на каждом этапе эволюции психика предстает как целое, но в сравнении с психикой современного человека - это части. Что касается нашей психики, то возможность ее фрагментарной работы иллюстрируется патологическими отклонениями, когда выпа-

дение какой-либо ее части хотя и дезорганизует ее функционирование как целого, но не устраняет другие стороны психического отражения. Так, умственная неполноценность (например, олигофрения) не исключает перцепцию, аффекты, работу памяти, моторику. Поражения каких-либо участков нервной системы, являющихся физиологической основой той или иной психической функции, может привести к распаду целостности психической деятельности, но не прекращает функционирование других частей психики. То же наблюдается в бессознательных состояниях человека. Например, во сне работают сенсорика, непроизвольные память и воображение, частично задействована эмоциональная сфера, но не протекают мыслительные и волевые процессы, нет работы внимания, отсутствуют восприятия и чувства. Фрагментарность, несвязность сновидений также свидетельствуют о нецелостности работы психики во сне.

Что же касается сознательного уровня, то психическая деятельность здесь пред-стается только как совместная работа всех частей психики. По отдельности их сознательное функционирование невозможно, поскольку присущий сознанию фактор целенаправленности неизбежно объединяет все в единое целое. Даже ущербность какой-либо сферы психики на сознательном уровне преодолевается не столько за счет компенсации, что характерно и для досознательной стадии, сколько за счет целостности отражения. Иначе говоря, выпадение элементов из системы еще не разрушает саму систему, поскольку хотя свойства целого и определяются свойствами частей, но система в целом обладает и дополнительными свойствами, не присущими ее элементам. Так, слепота животного неизбежно приводит к его скорой гибели. Слепота человека затрудняет его взаимодействие со средой, но не ведет к фатальному концу, поскольку наряд}" с действием социальных факторов целостное психическое отражение позволяет обходиться и без столь важной составляющей, как зрительная информация.

Интегративная функция сознания проявляется и в таком факте, как процессуальная однотипность мышления и воли. И в том и в другом явлении есть фазы целеполагания, выбора, принятия решения, реализации решения. Единообразие форм протекания высшего познавательного и высшего регулятивного процессов, на наш взгляд, обусловлено сознательностью этих психических актов, их организационной одноуровневостью.

Кроме отмеченного «индивидно-субъектного» аспекта интегративной функции сознания она обладает и «личностным» аспектом. Действительно, сознание есть атрибут личности. Формирование индивидуального сознания есть одновременно и становление личности, усваивающей нормы и ценности общества, которые оказывают формирующее влияние на сознание. Личность - интегрированный в сообщество субъект. И эта интеграция немыслима без сознательного уровня психической деятельности.

Итак, сознание, естественно, выполняет принципиально те же функции, что и психика: активизацию поведения, психическое отражение (познание и регуляция) и коммуникацию (общение). Но, во-первых, качество исполнения этих функций на уровне сознания значительно выше, чем на досознательном уровне развития психики, и, во-вторых, заметно усиливается интеграционная функция, что позволяет говорить о сознании (и личности - «человеке сознательном») как о высшем интеграторе психики.

Функциональной специфике сознания соответствует своеобразие его свойств (характеристик), часть которых присуща и психике, а часть - это приобретение сознательного уровня психической деятельности человека.

Первое важнейшее свойство сознания - его целостность. Оно выражается в неразрывном единстве всех его частей и функций, в их согласованности. Как целое, сознание обладает свойствами связности, ограниченности и системности. Психика тоже обладает этими свойствами, но степень их выраженности у сознания выше. Связность позволяет выделять более связные объекты из менее связной среды. Связность есть показатель внутренних связей целого (между его частями) и внешних связей между целым и средой. Если внутренняя связность стремится к 0, то целое распадается на части и становится нецелым. Если внутренняя связность стремится к бесконечности, т.е. объект «замыкается» на себя и утрачивает связи со средой, то он исключается из среды и гибнет. Сознание по связности хорошо выделяется из психической среды как самостоятельное явление, но в то же время обладает устойчивыми связями с этой средой, не отличаясь от нее основополагающими признаками психического. Ограниченность указывает на наличие временных и пространственных границ индивидуального сознания. Во времени сознание существует в определенные периоды жизни человека. В пространстве оно замкнуто в так называемом внутреннем субъективном пространстве. Признаки трансцендентности сознания (выхода за пределы внутреннего пространства) можно усмотреть в том, что оно отражает внешнее пространство. Но это не значит, что само по себе оно есть эмиссар, представитель некоего высшего сознания. Системность выражается в наличии в составе целого (сознания) совокупности элементов (функций, форм психического, уровней), связанных определенной структурой (совокупностью связей) и функционирующих совместно. Свойства системы определяются свойствами элементов, но не исчерпываются ими. Система, как целое, приобретает самостоятельные свойства. В свою очередь, в систему могут объединиться только элементы с соответствующими ей свойствами. В противном случае они отторгаются, не связываются с другими элементами системы. Системность сознания в функциональном аспекте отражена схемой функциональной структуры психики человека, где сознанием интегрируются в целостную систему все психические процессы (от ощущений до воли) и конструкции (стимулы, образы, потребности, мотивы). -

Характернейшим свойством сознания и психики является их идеальность. Суть ее - в отвлеченности, относительной самостоятельности образов и переживаний от вызвавших их реальных причин. Иначе говоря, идеальное - это особый способ бытия реальности, когда связь между отражаемым и отражением не носит непосредственного характера. Идеальное - это относительно самостоятельное существование объективного в субъективной форме. Но только на сознательном уровне отражения действительности индивид может свободно оперировать не самими существующими в реальности вещами, а их «заместителями»: образами, понятиями, знаками (с их значением и смыслом). На досознательном уровне такое невозможно, поскольку нет еще необходимого уровня обобщения, а следовательно, отвлечения (абстракции) от конкретности. Животное не отделяет образ предмета от самого предмета. Человек это делает сплошь и рядом. В пределе, абстрагируясь от конкретной, чувственно воспринимаемой действительности, мы пытаемся рисовать себе картины событий, удаленных от нас в пространстве и времени на огромные расстояния, участниками которых мы лично никогда не были и не будем. Идеальность сознания позволяет нам конструировать модели Вселенной, мысленно проникать в глубь атома, рассуждать о душе и Боге, т. е. переходить с макроскопического уровня отражения действительности на микроскопический и космический.16 Идеальность сознания позволяет человеку оценивать прошлое и строить планы на будущее, осуществлять целеполагающую деятельность. Ярко проявляется это свойство сознания в высших психических процессах (мышление, воображение, воля).

Целостность и идеальность сознания предопределяют его рефлексивность, т. е. способность наблюдать самое себя, способность к самопознанию. Это - специфическое свойство сознания. На сознательном уровне отражения человек может воспринимать происходящее в его внутреннем мире, понимать свои психические процессы и состояния, влиять на их ход и развитие. На досознательном уровне рефлексия недоступна индивиду, поскольку еще нет выделения себя из среды.

Рефлексивность определяет другое характерное для сознания свойство - подотчетность, т.е. представленность сознания как способности человека отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, контролировать их, руководить ими. В более широком плане это свойство есть проявление в человеке единства сознания и личности.

Целостность, идеальность и рефлексивность являются свойствами, характеризующими сознание преимущественно как целое, как систему. С определенной условностью сюда можно отнести такое свойство, как непрерывность, понимаемую как способность отражать прошлое, настоящее и будущее. Понятие непрерывности, конечно, шире, но в психологии этот термин используется в основном в данном значении.

Можно указать и на ряд свойств сознания, которые проявляются и на уровне его составляющих, характерных для выделенных научным анализом психических явлений, структурированных в единое сознание. Так, предметность сознания проявляется и в предметности восприятий, памяти, мышления, чувств. Знаковостъ (семантичность) сознания выражается в знаковости мышления и речи. Обозначающую функцию несут эмоции, речь и психомоторика. Константность (и более широко - устойчивость) сознания увязывается с константностью восприятия, модальным безразличием кратковременной памяти, устойчивостью внимания. Центрированность (способность к фокусировке) сознания напрямую связана с концентрацией внимания. Активность присуща всем уровням психического отражения, и когда речь идет об активности сознания, то имеется в виду не само по себе понятие активности, а наивысшая ступень ее проявления, характерная для этого уровня организации психики вообще и для высших психических процессов в частности (для мышления, для произвольных форм внимания, памяти и воображения, для волевой регуляции). Ясность сознания детерминирована прежде всего протеканием процесса внимания; это свойство, пожалуй, есть обобщение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости, распределенности и др.). Понятие «ясности» применимо также и к интеллектуальной сфере: ясность мысли и речи. Близко по смыслу выражение «светлая память». По степени ясности различаются представления. Главным в характеристике является, конечно, степень осознанности объекта, но в него, безусловно, вплетены и четкость границ, сбалансированность, яркость образа. Следовательно, это свойство -не сугубое качество сознания.

Часто в качестве свойства сознания приводят такую его характеристику, как социальность. Но, видимо, социальный аспект психики человека следует рассматривать не столько как свойство того или иного психического явления, сколько как условие его возникновения, формирования, развития, в целом существования. Социализация - механизм перевода психического отражения на сознательный уровень. Одновременно социализация невозможна без достаточного уровня организации психики. Это неразрывные, взаимно обусловливающие друг друга стороны становления человека. Происходит становление одновременно и как повышение уровня психики, и как формирование личности в процессе деятельности людей, в первую очередь трудовой совместной деятельности. Поэтому лучше говорить не о социальности сознания как его свойстве, а о сознании как уровне психического отражения, определяемого социальными факторами.

Проведенный сравнительный анализ категорий «сознание» и «психика» позволяет сделать вывод, что обозначаемые этими терминами явления отличаются друг от друга как по качественным, так и количественным показателям. Но качественные отличия следует признать приоритетными. Хотя, на наш взгляд, подобный вывод очевиден apriori, но очевидно и то, что в психологической среде «не принято» заострять на этом внимание, поскольку до сих пор нет общепризнанных определений ни того, ни другого феномена. Их разведение, противопоставление - плохой тон. Представляется, что подобная осторожность - недопустимая роскошь для психологии, до сих пор, по всеобщему признанию самих же психологов, не имеющей единой теории.

В заключение еще раз напомним, что «понятие сознания само по себе настолько многозначно и сложно, что не имеет простого определения»17. Но поскольку определения - язык науки, постольку обрести определение сознания очень хочется. И чтобы не растерять оптимизма на этом пути, приведем пусть не строго научную, но стимулирующую научный поиск дефиницию: сознание - осведомленность человека о том: 1) что он знает, 2) что он знает и 3) что он знает. Тогда самосознание - то же самое, но с добавлением к каждой формуле «о себе», а бессознательное - то же самое, но с добавлением отрицательной частицы «не».

A comparative analysis of the concepts «consciousness» and «psyche» is given in this article to show such aspectsasi: structural, functional, genetic and time-spatial. Similarities and differences are marked too. Consciousness is interpreted as the highest integrator and the highest of state of psyche development.

1 Павлов И. П. Полное собрание трудов. М.; JI., 1951. Т. III. Кн. 1. С. 247.

2 Шогам А. М. Проблема сознания и психологическая модель личности // Проблема сознания. М., 1966. С. 196.

3 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 275.

4 Сознание и самосознание. М., 1972. С. 78.

5 Никандров В. В. О соотношении психологических макрохарактеристик человека // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1998. Вып. 3 (№20).

6 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. С. 329.

7 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

8 Косицкий Г. И. Детерминация сознания и подсознательного // Проблема сознания. М., 1966.

9 Там же. С. 300.

10 Ганзен В. А. Системные описания в психологии. J1., 1984; Ломов В. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

11 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

12 Там же; Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966; Ганзен В. А. Указ. соч.; Никандров В. В. Пространственная модель функциональной структуры психики человека // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1999. Вып. 3 (№20).

13 Никандров В. В. Терминологическая проблема бессознательного // Природа бессознательного. Материалы межвузовской конференции. СПб., 1998.

14 Шорохова Е. В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961. С. 258.

15 Шингаров Г. X. Сознание и эмоции // Проблема сознания. С. 164-165.

16 Никандров В. В. Субъектно-объектные-отношения как проблема новой модели мира // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1998. Вып. 1 (№6); Человек в новой картине мира (психологический аспект) // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы Международной научной конференции. СПб., 1999.

17 Блум. Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988. С. 174. Статья поступила в редакцию 22 января 2003 г.

И сознание очень близкие, но совершенно разные и могут запутать кого угодно. Психологи эти понятия успешно развели и, несмотря на их взаимосвязь, граница между ними хорошо видна.

В широком смысле слова, психика – это все психические процессы, осознаваемые человеком. В более узком смысле, психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира. Сознание – процесс управления человека самим собой, позволяет оценивать внутренний мир, осознавать то, что происходит в душе. Сознание как высшая форма психического отражения действительности обладает такими свойствами:

  • Наличие знаний об окружающем мире;
  • Различение субъекта и объекта;
  • Установка целей человека;
  • Наличие отношения к разным объектам действительности.

В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика – как уровень бессознательного. Бессознательные процессы самим человеком не осознаются. В область бессознательного относят разнообразные явления, например, сновидения, ответные реакции, неосознанные особенности поведения и др.

Возникновение человеческого сознания психология объясняет общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью.

Информация, поступающая к мозгу, в процессе отображения действительности, сознательно обрабатывается согласно цели, задач, опыта личности. В зависимости от уровня знаний личности, научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, уровень развития сознания у людей разный.

Сознание имеет характерные для него особенности и структурные компоненты.

Особенности и структурные компоненты сознания

Сознание как высшая форма психического отражения действительности имеет свои особенности и структурные компоненты:

  • Знание о природе, обществе и в целом об окружающей действительности. Знания и опыт личности, уровень их усвоения непосредственно связаны с уровнем сознания. Потребность в знаниях развивалась в ходе всего общественно-исторического развития людей и являлась мотивом познавательной деятельности;
  • Различение субъекта «Я» и объекта «Я», выделение себя как субъекта познания в предметном мире. В отношении противопоставления себя как личности другому объективному миру, является самопознание. Оно стало основой для самосознания или осознания своих собственных физических и морально-психологических качеств;
  • Такая сторона сознания как целеустремленность, планирование своей деятельности и поведения, предположение результатов, проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, если в этом будет необходимость;
  • Отношение индивида к самому себе, окружающим людям, к объективной действительности проявляется в оценивании и самокритике, где важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.

Личность становится субъектом воспитания благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию, только в этом случае она сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает нужных ей результатов.

Самосознание человека проявляется:

  • В самонаблюдении;
  • В критическом отношении к самому себе;
  • В оценке своих как положительных, так и отрицательных качеств;
  • В самообладании;
  • В ответственности за совершаемые поступки.

Сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве, которое проявляется в целенаправленной деятельности человека, в разнообразных познавательных, эмоциональных, волевых реакциях, отношении к другим людям и самому себе.

Важным преимуществом сознания является то, что оно опирается на речь, благодаря которой (внешней и внутренней) сознание способно на организацию сложной деятельности. Человек и окружающая его среда взаимодействуют как целостный организм, что обеспечивается корой больших полушарий головного мозга.

Свойства сознания

В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:

  • Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»;
  • Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
  • Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
  • Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели;
  • Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
  • Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
  • Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
  • Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
  • Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
  • Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.

Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.

Виды сознания человека

Сознание человека продолжает развиваться вместе с развитием цивилизации и ускоряется быстрыми темпами научно-технического и культурного прогрессов. Выделяют следующие его виды:

  • Житейское сознание. Оно формируется первым среди других его видов и возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
  • Проектное сознание. Задача этого вида сознания заключается в охвате круга проблем, которые связаны с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
  • Научное сознание, как правило, опирается на научные понятия, концепции, модели. Оно исследует взаимосвязи объектов, а не отдельные их свойства;
  • Эстетическое сознание связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
  • Этическое сознание определяет нравственные установки личности.

В отличие от других видов сознания степень развития этического или нравственного сознания самим человеком оценивается с большим трудом.

Психика и сознание

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического - это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нем, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

Между тем ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы - это не то, что первично осознается, а то, посредством чего нечто - предмет - осознается. Сознание первично не означает смотрение внутрь на ощущения, восприятия и т. д., a смотрение ими или посредством них на мир, на его предметное бытие, порождающее эти ощущения и восприятия. Специфично для сознания как такового, в его отличие от психики в целом, предметное значение , смысловое, семантическое содержание, носителем которого являются психические образования. Семантическое же содержание сознания сформировалось у человека в процессе порождения у него языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развития; семантическое содержание сознания - это общественное образование. Таким образом, сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но вместе с тем и по отношению к общественному сознанию. Самая связь сознания с предметным миром, реализуемая его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью.

Поскольку психическое, внутреннее определяется посредством своего отношения к внешнему, оно не "чистая", т. е. абстрактная, непосредственность, каковой она обычно представляется, а единство непосредственного и опосредованного. Между тем для идеалистической интроспективной психологии сознания всякий психический процесс есть то, чем он непосредственно представляется сознанию переживающего его субъекта; бытие психического исчерпывающе определяется его непосредственной данностью сознанию; оно поэтому превращается в сугубо личностное достояние: каждому субъекту даны только явления его сознания, и явления его сознания даны только ему; стороннему наблюдателю они принципиально недоступны; они замыкаются во внутреннем мире, доступном лишь для самонаблюдения, или интроспекции 4 ; психология должна поэтому изучать психические явления в пределах того индивидуального сознания, которому они непосредственно даны; сущность и явление будто бы совпадают в области психологии, т. е. собственно в ней сущность будто бы непосредственно сводится к явлению: все психическое - это лишь феноменальное, лишь явление сознания. Между тем в действительности бытие психического вовсе не исчерпывается его данностью сознанию субъекта, рефлектирующего на свои переживания. Психические факты - это прежде всего реальные свойства индивида и реальные процессы, выявляющиеся в его деятельности. Реальный биологический смысл возникновения и развития психики в процессе эволюции в том именно и заключался, что развитие психики животных, обусловленное изменением их взаимоотношений со средой, в свою очередь приводило к изменению этих взаимоотношений и их поведения. Развитие сознания у человека в процессе развития трудовой деятельности было и следствием и предпосылкой развития высших специфически человеческих форм деятельности. Психика не бездейственное сопутствующее явление реальных процессов; она реальный продукт эволюции; ее развитие вносит реальные и все более существенные изменения в реальное поведение.

Если проанализировать традиционную психологическую концепцию, то в основе как определяющее ее положение скрывается принцип непосредственной данности психического. Это по существу радикально-идеалистический тезис: все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психическое же переживание субъекта - единственная, первичная, непосредственная данность. Психическое как явление сознания замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определяется отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему.

Исходя именно из этой предпосылки, крайние и в сущности единственно последовательные представители интроспективной психологии 5 утверждали, что показания сознания, данные интроспекции абсолютно достоверны. Это значит, что нет инстанции, способной их опровергнуть, что справедливо в той же мере, как и то, что нет инстанции, способной их подтвердить, поскольку они ни с чем объективным, вне их лежащим, не соотнесены. Если психическое есть чистая непосредственность, не определенная в собственном своем содержании объективными опосредованиями, то нет вообще объективной инстанции, которая могла бы проверить показания сознания; возможность проверки, отличающая знание от веры, в психологии отпадает; она для самого субъекта так же невозможна, как и для постороннего наблюдателя, тем самым становится невозможной психология как объективное знание, как наука. И тем не менее эта концепция психического, по существу исключающая возможность объективного психологического познания, определила все, в том числе и резко враждебные интроспективной психологии, психологические системы. В своей борьбе против сознания представители поведенчества - американского и российского - всегда исходили из того его понимания, которое установили интроспекционисты. Вместо того чтобы в целях реализации объективизма в психологии преодолеть интроспекционистскую концепцию сознания, поведенчество отбросило сознание, потому что ту концепцию сознания, которую оно нашло в готовом виде у своих противников, оно приняло как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить.

Традиционная идеалистическая концепция, господствовавшая в психологии в течение столетий, может быть сведена к нескольким основным положениям:

A. Психическое определяется исключительно своей принадлежностью субъекту. Декартовское "cogito, ergo sum" ("я мыслю, следовательно, я существую") говорит о том, что даже мышление относится только к мыслящему субъекту, безотносительно к объекту, который им познается. Это положение остается неизменным для всей традиционной психологии. Психическое для нее прежде всего проявление субъекта. Это первое положение неразрывно связано со вторым.

B. Весь объективный материальный мир дан опосредованно через психику в явлениях сознания. Но психическое - это непосредственная данность; его бытие исчерпывается его данностью сознанию. Непосредственный опыт составляет предмет психологии как для Декарта, так и для Локка - при всем различии в остальном их философских взглядов; как для Вундта, так и для современных гештальт-психологов.

C. В результате сознание превращается в более или менее замкнутый внутренний мир переживания или внутреннего опыта, который раскрывается лишь в самонаблюдении, или интроспекции.

Этим положениям традиционной идеалистической концепции сознания мы противопоставляем другие, в которых может быть резюмирована наша концепция.

A. Сознание - это специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него, поэтому психический факт не определяется однозначно одним лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является. Он предполагает отношение к объекту, который в нем отражается. Будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание - это единство переживания и знания.

B. Психическое переживание - непосредственная данность, но познается и осознается оно опосредованно через свое отношение к объекту. Психический факт - единство непосредственного и опосредованного.

C. Психическое несводимо к одному лишь "явлению сознания", к его отражению в себе самом. Сознание человека - не замкнутый внутренний мир. В собственном внутреннем содержании оно определяется посредством своего отношения к объективному миру. Сознание субъекта несводимо к чистой, т. е. абстрактной, субъективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание - это осознанное бытие, единство субъективного и объективного.

В радикальном противоречии со всей идущей от Декарта идеалистической психологией, которая признавала явления сознания непосредственной данностью, центральным в психологии должно быть признано то положение, что психическое включено в связи, выходящие за пределы внутреннего мира сознания, опосредовано отношениями к внешнему, предметному миру и лишь на основе этих отношений может быть определено. Сознание всегда является осознанным бытием. Сознание предмета определяется через свое отношение к предмету сознания. Оно формируется в процессе общественной практики. Опосредование сознания предметом - это реальная диалектика исторического развития человека. В продуктах человеческой - по существу своему общественной - деятельности сознание не только проявляется, через них оно и формируется.

Отношение сознания, психики к бытию никак не может быть сведено к одному лишь отношению теоретического субъекта к объекту. Оно включает и практическое отношение. Сознание не только знание и отображение - рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему субъекта.

Чисто теоретическое сознание - абстракция; свою реальную основу эта абстракция получает только на высших ступенях развития, когда с выделением из практической деятельности теоретической впервые вычленяется теоретическое сознание как относительно самостоятельное производное образование, связанное со специфической установкой субъекта на познание. Теоретическое отношение - отношение производное; первичным и определяющим является, как правило, отношение практическое, которое в конечном счете охватывает и пронизывает теоретическую деятельность сознания. Это сказывается во всем строении сознания. Сознание по глубочайшему своему существу не только созерцание, отображение, рефлексия, но также отношение и оценка, признание, стремление и отвержение, утверждение и отрицание и т. д. Сознание человека - это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Содержание и смысл сознания как реального психологического образования определяется контекстом жизни - реальными жизненными отношениями, в которые включен человек, его делами и поступками.

Сознание выражает бытие индивида. Каждый индивид, и человек в том числе, связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Эта реальная, материальная, практическая связь человека и любого живого существа с миром выражается в многообразной системе сил, динамических тенденций. Их порождает в индивиде то, что оказывается значимым для него в мире. Значимое для человека, для личности как общественного индивида не сводится к одному лишь личностному, только партикулярно-личностно значимому, оно включает и общественно значимое, всеобщее, которое, становясь значимым для личности и в этом смысле личностно значимым, не перестает оставаться общественно значимым.

Практическое сознание человека как общественного существа - это в высших своих проявлениях нравственное сознание. Общественно значимое, переходя в личностно значимое для человека, порождает в нем динамические тенденции долженствования, далеко выходящие за пределы динамических тенденций только личностных влечений. Противоречивое единство одних и других определяет мотивацию человеческого поведения.

Из книги Понять природу человека автора Адлер Альфред

1 ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА? ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯМы приписываем наличие сознания только движущимся живым организмам. Предварительным условием существования сознания является свобода передвижения, поскольку организмы, прочно укорененные на одном месте, не имеют в нем

Из книги Мозг и душа [Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир] автора Фрит Крис

Из книги Виды психики: на пути к пониманию сознания автора Деннет Дэниэл

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Мышление и речь (сборник) автора Выготский Лев Семенович

Сознание и психика Статьи

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

Психика, сознание, бессознательное Три слова, вынесенные в заголовок нашего очерка: психика, сознание и бессознательное, – означают не только три центральных и основных психологических вопроса, но являются в гораздо большей степени вопросами методологическими, т. е.

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

ПСИХИКА И ОБЩЕСТВО Но, если психика - сигнальная деятельность, регулирующая все активности организма человека в соответствии с потребностями и реальными обстоятельствами, то определяющей специфику человека частью этих реальных обстоятельств является общество.

Из книги ГИПНОЗ. Скрытые глубины: История открытия и применения автора Уотерфилд Робин

§2. Психика и деятельность Пока человек живёт, он так или иначе действует, в той или иной форме проявляет свою активность. Вся жизнь человека наполнена той или другой деятельностью.Воздействуя на вещь, человек руководствуется имеющимся у него образом этой вещи - своим

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Психика и тело Очевидно, что, размышляя о том, как работает гипнотерапия, нам необходимо лучше разобраться в соотношении между психикой и телом. Роль генетических, средовых, социальных и других факторов в истории болезни общепризнанна. Поэтому больше неприемлемо

Из книги Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии автора Гроф Станислав

Из книги Созидание души автора Зойя Луиджи

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе

Из книги автора

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Для реализации

Из книги автора

Мозг и психика Связь психики и мозга не всегда понималась правильно. Например, К. Фохт, Л. Бюхнер и Я. Молешотт, представители немецкого вульгарного материализма, ошибочно понимали связь психики и мозга, отождествляя психическое и физиологическое.И. М. Сеченов и

Из книги автора

7. Природа реальности: психика, космос и сознание Некоторые наблюдения, полученные при изучении холотропных состояний, столь радикальны, что не только подвергают сомнению теорию и практику психиатрии, психологии и психотерапии, но и подрывают кое-какие из наиболее

Из книги автора

1. Психика и общество

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Психика — это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая независимо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

. психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и другие);

. психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

. психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности);

Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:

. сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);

. моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

. ассоциативные зоны (служат для переработки информации).

В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики животных — это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание — это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание — неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Сознание ребенка также развивается в процессе взаимодействия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя психика при этом и продолжает функционировать.

Формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.

Структуру сознания можно рассматривать в плане различных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение). Различные формы знания составляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонентом сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий человека.

Психика - системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности.

Психика человека еще более сложна по структуре и имеет ряд важных отличий от психики животных:

1) В основе поведения человека, в отличие от животных, лежит только удовлетворение биологических потребностей (например, героизм).

2) Человек способен отвлекаться от конкретной ситуации и предвидеть последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

3) Человек способен создавать орудия труда по заранее продуманному плану и сохранять их. Кроме этого, у животных орудийная деятельность никогда не совершается коллективно.

4) Человек может накапливать и передавать накопленный общественный опыт. Язык общения есть и у животных, но с его помощью они лишь подают сигналы по поводу данной ситуации (опасность). Человек же может информировать людей о прошлом, настоящем и будущем и усваивать опыт, накопленный другими людьми.

Изготовление, употребле-ние и сохранение орудий труда, разделение труда способ-ствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие, об-щественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспо-могательных средств, речевых знаков, созданных в про-цессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека. Таким образом, сознание является высшей стадией развития психики.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, в предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения.

Сознание, как высшая часть развития психики, включает в себя следующие компоненты :

1. Знание (о себе и окружающем мире), которое человек получает с помощью познавательных процессов.

2. Самосознание (выделение себя из окружающего мира и противопоставление себя окружающим).

3. Целеполагание (способность ставить цель и достигать ее с помощью воли).

4. Оценка (эмоциональное отношение к окружающему миру).

С учетом всех отмеченных положений можно отметить, что в современной психологической литературе выделяют три основ-ные формы существования психического, это: психические процес-сы, психические состояния и психические свойства. Указанные формы отличаются друг от друга по времени протекания и степени обобщенности психического.


Рис.3 Структура психики

1) Организационные методы.

2) Эмпирические методы.

3) Методы обработки данных.

4) Интерпретационные методы.

В отдельную группу выделяют методы коррекции (методы психологического воздействия).

Организационные методы включают в себя:

1) Сравнительный метод или метод поперечных срезов (это сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, по деятельности и т.д.). Достоинство: приобретение результатов в течение короткого времени. Недостаток: этот метод дает возможность определить чисто внешние изменения в развитии и получить общие для всех, усредненные значения.

Эта иерархия имеет следующий вид:

Само-актуализация;

Сознание собственного достоинства;

Социальные потребности.