Мадам бовари читать краткое. Смотреть что такое "Мадам Бовари" в других словарях. Смысл и главные принципы объективного метода Флобера на примере романа «Госпожа Бовари»

Лев Толстой - один из самых знаменитых писателей, реформаторов и моралистов в истории русской культуры. Его религиозные взгляды ко времени написания произведения уже сформировались, так же как и взгляды на отношения мужчин и женщин. Влияние Толстого на русскую и зарубежную литературу невозможно переоценить; многочисленные монографии и научные исследования о Толстом публиковались ранее и продолжают издаваться сейчас.
"Дьявол" представляет собой историю из жизни Толстого. Роман повествует историю знатного дворянина, который не в силах обуздать свою страсть к крепостной крестьянке.
Толстой нравоучительно рассуждает как плотские желания разрушают человека доводя его до погибели, сначала духовной, а затем телесной.

Женщина, на его взгляд, гораздо более испорченное создание, - оно не испытывает моральных страданий после наслаждения запретной связью.
Евгений Иртенев - примечательный молодой человек, показан как идеальная во всех отношениях личность с полагающимися добродетелями: внешний вид, родословная, образование, правильные ценности.
Автор не жалеет слов в описании своего героя положительного во всех отношениях: в социальном, духовном, моральном и идеологическом.Его будущее рисуется идеально. Основная тема произведения базируется на единственном пороке Евгения - неудержимом сексуальном влечении, но даже она свидетельствует о его прекрасном здоровье и соответствующем физическом и духовном развитии.
Евгений представлен идеальным русским дворянином, строителем будущего России, государственной опорой и надеждой.
После смерти отца, Евгений решает осесть в деревне и стать эффективным землевладельцем. Он отказывается от карьеры жертвуя ею ради строительства светлого будущего русских аграриев.
Через несколько месяцев тяжелой работы в жизни Евгения остается только одна проблема, не позволяющая ему полностью сосредоточиться на поставленной цели. Это неподконтрольное ему половое желание.
Евгений обладает достаточным опытом отношений с женщинами и осознает необходимость ограничения плотских стремлений. Секс, по его словам, допускается постольку, поскольку это необходимо для физической и интеллектуальной разрядки. С помощью доверенных лиц он находит в деревне Степаниду и использует ее как инструмент поддержания организма в форме. Поначалу он необращает внимания на ее социальный статус как замужней женщины (т.к. супруг находится где-то в городе) и каждый раз после близости чувствует себя расслабленным и безмятежным. Он даже не присматривается к ней в течении пятнадцати минут совместного времяпровождения.

Через какое-то время Евгения охватывает беспокойство, и он вдруг замечает что оно не обезличенно, а имеет объектом определенную женщину. Постепенно он привязывается к Степаниде вплоть до сексуальной зацикленности, хоть и старается уверяться себя в обратном.
Он понимает, что она просто гулящая, веселая, свободных взглядов уличная девка, но не может удержать себя от влечения к Степаниде. Он осознает, что деревенские бабы знают о стыдной привязанности и насмехаются над ним, но не может отказаться от своей пагубной привычки. В конце концов он даже ревнует Степаниду к мужу!
На каком-то этапе Евгений знакомится с Лизой Анненской, будущей невестой, женщиной одного с ним круга, которая позже становится его женой. Он свято относится к семейным узам и не хочет осквернять их связью со Степанидой.
Но через год после свадьбы они случайно встречаются. Мужское желание, неудовлетворяемое в браке, загорается с новой силой. Как если бы Степанида служила катализатором чувств Евгения, оспаривала его волю, возбуждая и стимулируя, вооудушевляя на желания. Чем более привлекательнее она выглядит, тем сильнее Евгений ее обожает, и тем скучнее и незначительнее кажется ему жена.

Разрываясь между долгом и страстью, Евгений ощущает свою ничтожность, отвращение, унижение, презрение. Он готов отдать все на свете - честь, жену, семью, бизнес - за одно прикосновение к Степаниде. Он безоружен в борьбе с собственной похотью, он теряет самоконтроль. Евгений нуждается в благоразумном совете.
Все идеалы Евгения, все его достоинства под угрозой уничтожения - из за окружающих его женщин. Как Раскольников, точно также, вокруг Евгения есть плохие женщины, как Степанида и другие, стремящиеся доминировать над мужчиной. Но есть и хорошие, как его жена, мать, теща, неспособные поддержать Евгения в его борьбе. Они считают себя слабыми женщинами а его, как главу семьи, рассматривают отсветственным за их судьбу. Его жена Лиза, не очень остроумная и не особо красавица, сама направляет внимание Евгения на энергичную Степаниду, еще более ухудшая ситуацию. Его мать привыкла полагаться во всем сначала на мужа, а теперь и на сына. Наличие тещи, живущий в одном доме с Евгением, также не улучшает обстановки. Он окружен простыми и безотстветственными женщинами которые по собственной глупости толкают Евгения в пропасть. Они потратили жизнь на бесконечные дамские сплетни. Они не поняли Евгения, при этом будучи уверены в собственной способности решить проблемы Евгения, окажись они на его месте. Они невежественные и непоследовательные создания,непривлекательные и почти бесполые. Более того, к досаде Евгения, они навязываются себя ему, делая ситуацию невыносимой. В итоге оказывается, что их присутствие в определенный момент способствует трагическому развитию событий.
Евгений чувствует что только мужчина может помощь другому мужчине улучшить положение, в данном случае это - муж Степаниды, чье возвращение остепенит несчастную. Но как и любой мужик, включая Евгения, ее муж занят в более серьезных делах жестокой действительности, зарабатывая деньги в городе. Евгений остается беззащитным перед лицом всех этих женщин. Только мужчина может поддержать его, только мужчине можно полностью довериться, и ни в коем случае не женщине, пагубному созданию ищущему падения мужчины через соблазнение и, таким образом, доведения его до скотского состояния.
Старый дядя живущий с ними дает Евгению мудрый совет: уехать на неделю в Крым и забыть о страданиях. Мужчина смог прочувствовать духовное напряжение и боль Евгения и оказался в состоянии найти решение в казалось бы безисходной ситуации. Два месяца в Ялте действительно лечат Евгения, и он возвращается домой в полном здоровье и вполне счастливым. Наконец то он становится успешным помещиком с положением в высших кругах общества, счастливый муж и гордый отец. Он снова берет контроль над судьбой в своих руки и восстанавливает самооценку.
И вдруг, он опять, непреднамеренно, видит черные глаза и красный платок Степаниды, только для того что бы все начать сначала! Опять эти муки! Опять страх и ужас, и нет спасения!
Уничтожив что еще совсем недавно было близким и родным, неподконтрольный себе, он входит к ней в дом. Крестьянка, увидевшая Евгения на дороге насмехается над ним. Снова и снова его счастье публично разрушено коварной женщиной, получающей удовольствие на грани садизма, наблюдающей над духовной агонией другого человека с радостью.
Именно она инициирует интимную близость, и для собственного удовольствия. Евгению остается только оборонятья. Он совращен супротив воли, пленен, и ранен. В итоге он представляет собой посмешище.
В отличии от глупых аристократок дома у Евгения, злобные деревенские бабы понимают его сексуальные импульсы - но используют их для того что бы опустить Евгения до своего уровня, для того, что бы влавстовать над мужчиной. Степанида и другие крестьянки превращают его мужскую самооценку в ничто, лишая Евгения самоконтроля, уж не говоря о контроле над ними. Он лишается духовной гордости как мужчина и чувствует себя евнухом, как если бы Степанида долго насиловала Евгения, в итогде кастрировав (после получения собственного удовлетворения). Из ужасного лабиринта Евгений не видит выхода. Как ему продолжать жить? Евгений сталкивается с выбором продолжить унизительную жизнь, что хуже смерти, или умереть самому, до этого убив в наказение Степаниду.
Полностью опустошенный, он приходит к мысли об убийстве: "Убить?... так дальше жить невозможно".
Толстой полагает, что если мужине нравится женщина, даже если он этого не хочет но не может справиться с желанием, женщина несет ответсвенность за поражение мужчины во внутренней борьбе. В первой редакции романа Евгений убивает себя. Но, очевидно, Лев Николаевич Толстой не мог согласиться с такой развязкой потому что, по его мнению, виновато здесь совсем другое лицо - Степанида, оставшаяся безнаказанной. Десять лет спустя Л.Н. Толстой перепишет концовку. В новой версии Евгений застреллит Степаниду.
Степанида, в сердце Евгения вызывает чувства сексуальной страсти, зла, мести за испытанные унижения. Он хочет уничтожить ее, уничтожить следы ее бытия. Удовлетворив указанное желание, он утоляет свою злость, также как убийца гулящей женщины, удовлетворившись ее телом, утоляет свою злобу ее убийством.
Присяжные заседатели признают Евгения сумасшедшим и приговаривают к общественным работам. В обоих редакциях Евгений погибает, так как Толстой приравнивает моральное разложение к физической смерти. Смерть Евгения символизирует обреченность будущей России, поскольку он представлял лучших ее сынов, и все почему? Из за женщины, необремененной моралью.

Поэма «Демон» Лермонтова, написанная в 1839 году, полна философских размышлений поэта на тему добра и зла, невозможности любви, в ней немало фольклорных и мифологических мотивов. Прежде, чем произведение было допущено к печати, оно перенесло восемь авторских редакций.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Демона» по главам и частям. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Демон – злой дух, надменный и мстительный, который влюбляется в Тамару.

Тамара – прекрасная юная девушка с чистой душой.

Другие персонажи

Гудал – старик, заботливый отец Тамары.

Жених Тамары – богатый князь, властитель Синодала.

Часть I

Глава I

Скучающий Демон – « дух изгнанья » – пролетает над землей и предается невеселым воспоминаниям. Перед его глазами вереницей проходят дни, когда он был херувимом и был счастлив, « не знал ни злобы, ни сомненья ».

Глава II

Отвергнутый Господом, Демон вынужден на протяжении многих столетий блуждать по миру без приюта. Он « сеял зло без наслажденья », поскольку за это время даже зло наскучило ему.

Глава III

Демон пролетает над Кавказом, однако его не вдохновляют красоты этого края. Ему безразличен и Казбек – « грань алмаза », и Дарьял, и Терек.

Глава IV

Демон пролетает над Грузией, и перед ним разворачивается прекрасная картина: цветущие сады, « звонко-бегущие ручьи », пещеры, леса, полные дичи, пение сладкоголосых красавиц. Однако « природы блеск » вызывает у изгнанника лишь презрение, ненависть и холодную зависть.

Главы V- VI

Неподалеку от реки Арагва стоит большой дом седого старика Гудала. Сегодня в этом доме большой праздник – хозяин отдает замуж свою красавицу дочь Тамару.

Главы VII-VIII

Тамара – удивительной красоты юная девушка, чьи чары могут покорить кого угодно. Будучи наследницей Гудала, она с детства не знает ни в чем отказа. Однако теперь ее ждет участь рабыни в незнакомой семье. Тамаре предстоит в последний раз сплясать и насладиться своей свободой.

Глава IX

Пролетая над шумным домом Гудала, Демон случайно замечает красавицу Тамару, и в его душе вновь поселяются любовь, добро и красота. Любуясь девушкой, Демон ощущает возрождение и появление робкой надежды на былое счастье.

Глава X

Тем временем на свадьбу спешит жених Тамары « под тяжкой ношею даров ». Он ведет за собой длинный караван верблюдов, груженых богатыми дарами невесте и ее семье.

Глава XI

Путь жениха пролегает мимо часовни, возле которой по древнему обычаю останавливаются все странники, чтобы помолиться о безопасной дороге. Однако князь, отвлеченный мыслями о Тамаре, проезжает мимо. На караван неожиданно нападают разбойники.

Главы XII-XIII

Жених Тамары и его товарищи убиты, « разграблен пышный караван ». Верный конь князя вместе с мертвым наездником изо всех сил скачет к дому Гудала.

Главы XIV- XV

Когда конь с убитым князем добирается до дома, все понимают, что случилась страшная, непоправимая беда. Осознав всю глубину трагедии, горько « рыдает бедная Тамара ». Неожиданно она слышит « волшебный голос », который уговаривает ее не плакать и не печалится об умершем, чья душа давно устремилась в небесное царство. Голос, принадлежащий Демону, обещает Тамаре навещать ее каждую ночь и « сны золотые навевать ».

Глава VI

Часть II

Глава I

Тамара, несмотря на толпы женихов, отказывается за кого-либо выходить замуж. Она признается отцу, что ее « терзает дух лукавый », и просит отвезти ее в монастырь, чтобы избавиться от наваждения.

Главы II- IV

Родные привозят Тамару в « монастырь уединенный », расположенный среди прекрасных гор. Но даже в его стенах девушка продолжает слышать манящий голос и видеть знакомый неясный образ.

Главы V-VI

Тамара тает день ото дня, ее душа недоступна « восторгам чистым ». Все ее мысли принадлежат лишь таинственному незнакомству, загадочному созданию, что приходит к ней в час ночной.

Глава VII

Прилетев в очередной раз к открытому окну Тамары, Демон сомневается в том, стоит ли ему продолжать свое жестокое развлечение с несчастной девушкой. Он слышит трогательную песню и впервые осознает « тоску любви ».

Главы VIII- IX

Готовый навсегда измениться, Демон входит в келью Тамары и видит рядом с ней херувима. Он послан для защиты девушки и просит Демона больше не терзать ее. Услышав эти речи, в злом духе вновь просыпается « старинной ненависти яд ». Он заявляет, что Тамара принадлежит ему. Узнав об этом, грустный ангел возвращается на небеса.

Глава Х

Оставшись наедине с Тамарой, Демон признается ей в любви. Он описывает свое одинокое безрадостное существование, которое может навсегда измениться, если Тамара ответит взаимностью на его чувства. Девушка хочет верить ему, и вместе с тем боится довериться духу. Демон дает клятву, что сделает ее счастливой.

Главы XI-XII

Добившись ответного признания Тамары, Демон целует ее. Однако « смертельный яд его лобзанья » мгновенно проникает в грудь девушки, и та, вскрикнув, умирает.

Тем временем « сторож полуночный », совершая ночной обход, слышит звук поцелуя и приглушенный стон. В сердце старика проникает « нечестивое сомненье ». Чтобы отогнать грешные мысли, он шепчет слова молитвы, и продолжает свой обход.

Главы XIII-XIV

Мертвая Тамара лежит в гробу. Она прекрасна, как никогда. Ее лицо выражает спокойствие и умиротворение, вечная печать смерти покоится на ее челе.

Глава XV

Возле гроба с Тамарой собираются « толпой соседи и родные », чтобы провести в последний путь девушку. Им предстоит долгая дорога – необходимо пройти три дня, чтобы оказаться в высокогорной церкви, построенной одним из праотцов Гудала.

Глава XVI

В « пространстве синего эфира » ангел летит в рай, где душа Тамары должна найти свое последнее пристанище. У ворот рая он сталкивается со злым духом, который требует отдать ему душу Тамары. Преисполненный « смертельным ядом », Демон пугает невинную душу девушку, и та не узнает в нем своего ночного гостя.

Ангел утверждает, что исстрадавшаяся душа Тамары заслуживает место в раю, и улетает со своей ношей. Побежденный Демон остается ни с чем.

Заключение

В своем произведении Лермонтову удалось емко и глубоко отобразить противостояние Добра и Зла, Ангела и Демона, которые являются разными сторонами одной души.

Краткий пересказ «Демона» будет полезен для читательского дневника. После его прочтения рекомендуется прочесть поэму в полном варианте.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 147.

Одним из гениев, прославивших русскую поэзию, по праву является Михаил Лермонтов. «Демон», краткое содержание которого обязан знать даже школьник, считается лучшим произведением поэта. А ведь начал он писать эту поэму, когда ему было всего лишь 15 лет! Удивительно, как в столь юном возрасте можно было знать так много о любви и пламенной страсти. Но главное, с каким мастерством молодой писатель раскрывает перед нами, читателями, эти чувства. Этого мог добиться только настоящий, непревзойденный талант.

Уже с первых строк становится понятным, почему так назвал свою поэму Лермонтов - «Демон». Краткое содержание ее тоже может представить это произведение как настоящий гимн всепоглощающей любви, которой подвластны даже инфернальные создания. В конце концов, мы проникаемся сочувствием к этому падшему ангелу. Но начинается повествование с того, что мы видим Люцифера, летящего над землей. Алмазной гранью проплывает под ним вершина Казбека, и вот уже под крылом мелькают зеленые долины Грузии. Но ничего, кроме скуки и тоски, Демон не испытывает. Даже зло наскучило ему.

Однако хандра его рассеивается, когда он замечает где-то внизу радостное копошение. Это идут приготовления к свадьбе: Гудал, местный князь, выдает замуж свою единственную дочь. По старинной грузинской традиции невеста в ожидании жениха должна на кровле дома, устланной коврами. Эту невольную аллюзию с танцем библейской Саломеи специально вызывает у читателей Лермонтов. Демон - краткое содержание поэмы все же дает нам возможность передать некоторые нюансы - вырывается из плена безразличия. Ведь если древнееврейская принцесса попросила за свой танец голову Предтечи, то княжна Тамара пробудила своими легкими движениями страсть у падшего ангела.

Влюбившийся «Сын эфира» за неимением лучших идей, решил первым делом убрать со сцены жениха, спешащего к дому невесты со свадебными дарами. По наущению Демона на караван нападают абреки - разбойники, которые убивают молодого князя. Верный конь приносит тело во двор Гудала, плач и стенания сменяют песни и веселую музыку. Тамара у себя в горнице рыдает по своему суженому, как тут слышит голос. Он обещает утешить ее. Но кто произносит эти слова? Вокруг никого! Но недолго держит нас в неведении Лермонтов. Демон (краткое содержание, а вернее, его пересказ не дает нам возможность передать это поэтически) устремляется к возлюбленной. В первую же ночь княжна видит сон: к ее изголовью спускается прекрасный как ангел юноша. Однако вокруг его головы не сияет нимб, и Тамара догадывается, что это - «дух лукавый».

Она просит отца отправить ее в монастырь, под защиту святых стен. Гудал артачится - ведь руки Тамары домогаются новые выгодные женихи, но под конец сдается. Однако и в обители княжну не покидают видения: сквозь и клубы ладана, она видит все тот же взгляд, пронизывающий, как лезвие кинжала. Тамара страстно сопротивляется своей любви, пробует истово молиться, но страсть преодолевает крепость ее сердца. Поняв, что влюблена, послушница сдается. Однако понимая, что за миг близости с ним земная девушка заплатит жизнью, падший ангел медлит, хоть он и Демон. Лермонтов, краткое содержание поэмы которого мы здесь пересказываем, не отказы

вает своему герою в позитивных чертах.

Человеческое сострадание и нежность вдруг охватывают сына погибели: он даже готов отказаться от своего первоначального плана соблазнить Тамару, чтобы сохранить ей жизнь. Но поздно - страсть охватила и его. Он просто не в силах удалиться. В одну из ночей он является в келью молодой затворницы уже в виде материального мужчины, из плоти и крови. Но путь к ложу Тамары преграждает ангел-хранитель. Демон с презрением объясняет ему, что земля - это его владение, и херувимы не вправе здесь распоряжаться. Он признается Тамаре в любви, и она, тронутая жалостью, отвечает ему взаимностью. Но первый же поцелуй ее убивает. Пока Гудал хоронит свою дочь в горном мавзолее, читатель узнает посмертную судьбу Тамары. Она достигла рая, а вот для ее возлюбленного все пути к Спасению уже закрыты. Но таково только краткое содержание. «Демон» - Лермонтов очень любил эту свою поэму - всегда останется для нас загадкой.

Кавказские мотивы отчетливо ощущаются в кратком содержании поэмы «Демон» для читательского дневника, и Кавказ оставил неизгладимый след в творчестве писателя.

Сюжет

На свадьбе Тамара исполняет прощальный танец невесты. Одинокий демон увидел княжну и безоглядно влюбился. По горной дороге едет Синодал, чтобы забрать невесту. Демон убивает его, направив на него разбойников. Раненый жених умирает на руках Тамары. Девушка убита горем. Демон приходит к ней по ночам и произносит любовные речи. Тамара уходит в монастырь, но и там демон не оставляет ее в покое. Он хочет прикоснуться к возлюбленной и принимает облик юноши с крыльями. Тамара верит в искренность его слов и позволяет поцеловать себя. От прикосновения злого духа она умирает. Демону не удается завладеть ее душой, потому что души умерших принадлежат Всевышнему.

Вывод (моё мнение)

Если поддаться соблазнам или даже быть в сомнениях, этого достаточно, чтобы дьявол совратил твою душу и повел путем зла и нечестия. Стойкость духа, постоянное поминание Господа миров и обращение только к нему с мольбами становится причиной того, что Господь поддерживает верующего и защищает его от козней дьявола.