Мышление и интеллект в философии. Мышление и интеллект. Мышление, интеллект, речь

Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] Комаров Евгений Иванович

Соотношение понятий «ум» и «интеллект»

Изучение различных источников, в которых рассматриваются данные понятия, позволило установить определенные соотношения между ними.

1. Интеллект – это ум, а ум – это и есть важнейшее проявление интеллекта.

В данном соотношении понятия «интеллект» и «ум» трактуются как набор определенных знаний, навыков и умений на данный момент времени, которые характеризуют познавательно-мыслительные способности человека «вообще» и конкретного человека.

Во многих национальных культурах эти понятия увязываются со спецификой знаний, навыков и умений, качество реализации которых накладывает отпечаток на оценку интеллекта и, следовательно, ума.

Поэтому тесты, предназначенные для оценки интеллекта/ума в одной национально-культурной среде, могут дать совершенно другие результаты в иной. Их некорректно рассматривать как некие универсальные оценочные инструменты: интеллект/ум, начиная с индивидуального и заканчивая национальным уровнем, имеет свои особенности.

Попытки конструирования искусственного интеллекта связаны с тем, что человек пытается создать некое подобное себе существо. Одно из направлений этой деятельности – идея о приобретении и развитии интеллекта за счет работы с информацией. При «рождении» искусственного интеллекта его «мозг» будет все больше и больше работать с информацией и за счет этого наращивать свою мощь.

2. Понятие «интеллект» является более объемным по сравнению с понятием «ум».

В данном соотношении понятие «ум» выступает как часть интеллекта и одновременно является показателем его уровня.

Основатель административной школы менеджмента А. Файоль (1841–1925), обобщая свой личный опыт руководящей деятельности, впервые предложил элементы квалификации руководителей и служащих предприятий:

Здоровье и физическая выносливость;

Ум и умственная работоспособность;

Нравственные качества;

Общий запас знаний;

Административные познания;

Осведомленность в сфере прочих функций.

При этом А. Файоль отмечает: «Ум слагается из способности понимать и усваивать, рассуждать и запоминать. Умственная работоспособность позволяет с силою сосредоточивать мысль на одном важном предмете или же обсуждать многообразные темы, легко переходя от одной к другой». Пожалуй, он был первым, кто начал использовать термин «умственная работоспособность».

3. Ум – базовое понятие по отношению к понятию «интеллект».

Сторонники данного подхода делают акцент на том, что интеллект формируется и развивается благодаря умственным способностям человека.

Более умный – значит более интеллектуальный. «Поумнение» человека означает прогресс и в его интеллектуализации, а отупение вызывает снижение интеллекта.

В настоящее время многие исследователи считают, что у любого человека существует так называемая генетически заданная потребность в восприятии информации и в ее освоении, которая удовлетворяется в первичном, а затем и в более широком социуме с помощью технологий развития (образования) и саморазвития (самообразования). Следовательно, новые решения проблемы интеллектуализации можно обнаружить именно во взаимосвязи «человек и информация».

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Из книги Педагогическая психология: конспект лекций автора Есина Е В

1. Соотношение обучения и развития Педагогическая психология занимает определенное место между педагогикой и психологией, являясь сферой их совместного изучения взаимосвязей между обучением, воспитанием и развитием психики человека.Она изучает в первую очередь

Из книги Психотехнологии измененных состояний сознания автора Козлов Владимир Васильевич

СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУР Стержень человека – это «Я»-социальное. Личность и группа поддерживают нормальный баланс, когда их не «сносит» в какую-то сторону. Внутренняя идея гармонии личности и социальных общностей заключается в триединстве этих эго-идентификаций:

Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг Торкель

Рис 11. Соотношение «Я»-реального и «Я«-потенциального Это связано с тем, что человек и группа структурированы не только изнутри, но в основном они внешне поле-обусловлены и от них ожидают способностей и возможностей, зависящих от того, какое место они заняли в социальных

Из книги Виктимология [Психология поведения жертвы] автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

1.2. Типы жертв и виды виктимности: соотношение понятий Центральное, стержневое понятие виктимологии - жертва (лат. - victima, англ. - viktim, франц. - viktime, откуда и название самой науки). Однако, несмотря на то что виктимология естественно представляет собой учение о жертве

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

Из книги Язык и разум человека автора Леонтьев Алексей Алексеевич

12.1. Соотношение любви и секса Известный социолог Питирим Сорокин писал в начале XX в., что любовь проявляется в двух формах. «Если внимательно присмотреться к тем формам, в которых в наше время проявляется любовь между полами, то нельзя не поразиться одним весьма странным

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Интеллект шимпанзе и интеллект Наполеона На вопрос, возможно ли мышление без языка, затруднительно ответить одной фразой, так, чтобы ответ был убедительным. Поэтому придется начать издалека и сравнить особенности поведения человека и животных. Тогда, вероятно, и

Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного. Эта модель сложилась в психоанализе в

Из книги Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации автора Роудз Марк

Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного.По мнению ученого, первым двум областям психики

Из книги автора

Соотношение мифов и реальности «В СМИ отражается наше коллективное беспокойство о старении. Мне нравится называть его „миф о несчастье“». * * *Чтобы спокойно принять свой возраст, мы должны помнить о старых и новых мифах о старении, которые нередки в нашей современной

Из книги автора

Часть I. Что важнее: IQ, интеллект или интеллект успеха?

Из книги автора

Соотношение постоянства и разнообразия Когда вы стремитесь чем-то увлечь человека, важно также учитывать такие аспекты, как постоянство и разнообразие. Все мы в жизни стремимся и к постоянству, и к разнообразию, но вот в чем и как – этим люди здорово отличаются друг от

Мышление или познание имеет много форм: грезы, разрешение проблем и поиск причин. Мышление – процесс психической обработки информации. В сущности мышление – это внутренне представление (психическое выражение, моделирование) проблемы или ситуации. Для этого используются основные составляющее мышления: образы, понятия, язык и символы. Образ – психическое представление, заключенное в картину; Понятия – генерализованная идея, представляющая класс связанных объектов или событий, объединенных словом; Язык – слова или символы и правила их комбинирования, которые используются для мышления и коммуникации.

Комплексное мышление включает все три составляющие, но оно также включает и многие другие составляющие: внимание, узнавание, память, принятие решений, интуицию, знания, воображение, волю и т.д.

Мышление - высший психический процесс отражения в сознании общих свойств предметов и явлений, способствующий порождению нового знания на основе субъективного отражения и делающий возможным преобразование человеком действительности.

Образы связаны с мышлением посредством воображения – психического процесса создания новых образов на основе ранее воспринятых. 97% людей продуцируют в своем сознании визуальные образы и 92% - слуховые образы. Свыше 50% могут вообразить движение, прикосновение, запах, боль. Когда мы говорим об образах, то обычно представляем себе психические «картины», но образы могут включать и другие чувства. Некоторые люди обладают редкой формой воображения – синестезией – для них образы переходят грань нормальных сенсорных барьеров (ощущать вспышки, слушая музыку.) Большинство людей применяют образы, когда думают, вспоминают решают проблемы. Кроме воссоздания в сознании человека происходит и непосредственное создание образов. Люди с хорошим воображением показывают как правило высокие креативные способности. В каком-то смысле мы думаем не только головой, а всем телом. Кинестетические представления – возникают на основе вспоминаемых или воображаемых мышечных ощущений, такие образы помогают нам обдумать наши действия (в какую сторону открывается кран.) Кинестетические образы особенно важны в музыке спорте, боевых искусствах. Если вы захотите продемонстрировать связь между мышлением и мышечной активностью попросите друга рассказать о спортивном соревновании.

Мощным инструментом мышления являются понятия – они позволяют нам думать абстрактно и не обращать внимание на отвлекающие детали. Формирование понятий - это процесс классификации информации и преобразования ее в категории. В основном формирование понятий базируется на столкновении с позитивными и негативными примерами. Становясь взрослыми люди часто усваивают понятия благодаря концептуальным правилам – принципам, позволяющим определить, принадлежат ли предметы и события к данному классу понятий. Однако примеры не теряют своей актуальности.


Чаще всего мышление происходит при помощи языка, потому что он позволяет кодировать (переводить) явления в символы, с которыми уже легче манипулировать.

Можно сказать, что мышление – это психологическое представление и манипулирование информацией с целью решения различных задач. Выделяют несколько способов разрешения задач: механические решения и интуитивные решения.

Механические решения – можно получить методом проб и ошибок при помощи механического запоминания (комбинация цифр в замке). К ним также относятся решения при помощи понимания – более глубокое осознание проблемы (понять головоломку) и эвристика – метод случайного поиска, который может быть полезен, если количество альтернатив невелико.

Интуитивные решения или инсайт – он обычно основывается на перестановке отдельных составляющих задачи. Когда мы видим проблему в новом свете, то решение кажется очевидным. Интересно, что интуитивное решение приходит или быстро или вы скорее всего допустите ошибку.

Один из самых важный барьеров для разрешения проблем – это фиксация, тенденция цепляться за неверные решения или быть слепым к альтернативе. Обычно это происходит когда мы накладываем на наше мышление ненужные ограничения. Проиллюстрируем задачей: Как посадить четыре маленьких дерева, так, чтобы каждое из них находилось на одинаковом расстоянии друг от друга. Несмотря на то, что решение этой задачи мы с вами видим каждый день, входя в институт – это тетраэдр, происходит вынужденная фиксация решений в плоскости, где верное решение найти невозможно.

Одной из характеристик мышления можно считать интеллект – общая способность мыслить рационально, действовать целенаправленно и эффективно справляться с окружающей средой. Как многие другие важные понятия психологии интеллект нельзя наблюдать непосредственно, те не менее мы наверняка знаем, что он существует. Под интеллектом понимают познавательные возможности человека, они позволяют комплексно оценить память, запас знаний (эрудицию), лексику, способность манипулировать знаниями для решения практических задач и способность к дальнейшему обогащению запаса знаний. Интеллект – это собирательная функция, подразумевающая запас знаний в смежных областях, умение предвидеть последствия своих поступков и перестраиваться в процессе меняющейся ситуации. Интеллект оценивается с учетом воспитания, образования и жизненного опыта, он может быть средним, ниже среднего (когда неудачи субъекта легко предсказуемы) и выше среднего, обнаруживается у примерно 3% населения (что не дает возможности уверенно предсказать удачи жизненного пути, т.к. это лишь потенциальная возможность успешности, которой субъект может и не воспользоваться). То, что вы делаете гораздо важнее того, что вы могли бы сделать. Разумеется, не все богато одаренные интеллектом люди вносят вклад в науку, искусство или социальную практику (ведь этот потенциал мог достаться банальному лентяю), но, как правило, люди с интеллектом выше среднего более настойчивы и обладают сильной мотивацией к познанию и преобразованию мира.

Людей с интеллектом ниже среднего называют умственно отсталыми в российской педагогической традиции и детьми с отсроченным успехом в американской. Умственная отсталость – возникает по разным причинам: генетическим, родовые травмы, нарушения обмена веществ, крайняя бедность и в некоторых случаях вообще нельзя найти никакой причины. Важно осознавать, что социальная адаптация в большинстве случаев может помочь сгладить этот разрыв, именно с этим и связан фактор отсроченного, но возможного успеха.

Чтобы отличить более способных людей или способных но ленивых от отстающих в 1904 американские психологи создали тесты, определяющие интеллектуальный уровень. Основная идея тестов на IQ заключается в том, что интеллектуально способный человек не слишком сильно пострадавший от обучения может ответить на определенные вопросы, причем у спектра вопросов есть возрастная привязка. Обобщив опыт социального становления, были выделены блоки вопросов, на которые в состоянии ответить человек со средним интеллектом в определенном возрасте. Таким образом, определяется интеллектуальный возраст – возрастная группа, на вопросы которой респондент уверенно отвечает, если разделить умственный возраст на хронологический и умножить на 100% - получим показатель IQ. Становится ясно, что позиция среднего интеллекта отвечает за соответствие хронологического возраста умственному, высокого интеллекта – говорит о преобладании умственного возраста над хронологическим, низкого – об обратной ситуации.

К вышесказанному можно добавить, что мышление может быть индуктивным (от конкретных фактов к общим признакам), дедуктивным (от общих принципов к конкретным ситуациям), логическим (от данной информации к новым умозаключения на основании очевидных правил) или алогическим (интуитивным или иррациональным), а также креативным. Креативное мышление включает различные стили мышления в разных комбинациях добавляя к ним такие особенности как спонтанность, гибкость и оригинальность. О креативном или творческом мышлении можно говорить в том случае если мыслительный процесс приводит к созданию новых идей и неожиданных ответов на поставленные вопросы, которые одновременно являются практичными и разумными.

В поиске новых, оригинальных решений огромное значение имеет постановка задачи. Когда мы подходим к разрешению проблемы только с одной стороны, то есть подразумеваем один правильный ответ – это приводит к конвергентному мышлению. Дивергентное мышление действует наоборот: способствует нахождению множество возможных ответов, вырабатывающихся на основе тех же исходных данных, а затем выбирает наиболее подходящие и практичные.

Формами мышления, своеобразными ступенями получения нового знания являются понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это обобщенное представление о группе объектов или явлений. Понятие может быть эмпирическим, теоретическим, конкретным, абстрактным, житейским и т.д. Человек может саамы вырабатывать понятия, а может заимствовать их из социального опыта. Суждение позволяет установить истинную или ложную связь между явлениями. Умозаключение способность на основании нескольких суждений сделать определенные выводы. Становлению законченных мыслительных форм способствуют мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, обобщение. Мыслительные операции позволяют работать со сложными объектами, часто мыслительные операции представляют в виде неразрывно существующих пар, так например анализ не способен решать задачи без применения синтеза. Анализ позволяет разбить сложный объект на части и рассмотреть отдельно, однако умозаключения будут некорректными, если не вернуть части в единое целое, что обеспечивается при применении синтеза. Абстрагирование позволяет справиться с системой связанных объектов, отвлекаясь от существования связей и рассматривая объект изолированно. Однако только конкретизация способна вернуть объект в систему и обеспечить точность модели. Сравнение ставит целью выявление общих черт и отличий у ряда предметов, а обобщение дает возможность провести классификацию их на основании выделенных черт.

Интеллект –«ум», то есть свойство человека, способность ставить и решать задачи.

Мышление – «обдумывание» - процесс., то есть выходящее за пределы непосредственно данного.

Интеллект – способность у мышлению. Мышление – процесс реализации интеллекта.

Мышление – вид познания, но в отличие от восприятия, опосредованное, то есть выходящее за пределы непосредственно данного. По одному факту мы выводим заключение о другом.

Не просто создание умственной модели внешних условий (восприятие), но установить ненаблюдаемые отношения объектов и вывести другую модель – вот задача мышления.

Каждый из психических процессов по-своему снимает ограничения условий внешней среды на формирование адекватной внутренней картины внешнего мира. Формирование вторичных образов (представлений) и памяти – позволяет человеку представлять не только «лица» вещей, но и их спины. Становится возможным прошлое и будущее – то есть свободное перемещение по временной шкале. Мышление позволяет снять все ограничения во времени и пространстве.

21.Виды мышления: наглядно-действенное, допонятийное. Еще один вид – понятийное мышление рассматривается в следующей лекции.

Наглядно-действенное свойственно и животным. Обезьяны в экспериментах Келера не могли достать подвешенный к потолку банан, пока Султан не догадался использовать ящик, который был в помещении, но его необходимо было перевернуть и использовать как подставку, позволяющую дотянуться до банана.

Дети Пиаже на уровне сенсомоторного интеллекта – у них развивается наглядно действенное мышление.

В 1980-х годах американским психологам супругам Гарднерам удалось обучить шимпанзе языку глухонемых (не могут говорить в связи с ограничениями артикуляторного аппарата и фонематического слуха). Обезьяны конструировали фразы из нескольких слов, некоторые даже употребляли слова в переносном смысле, например, слово «грязный» - для человека, не выполняющего их желания. Но по уровню развития шимпанзе не преаосходят 3-5 летнего ребенка.

Допонятийное мышление .

Суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете, относятся к наглядной действительности. Часто это суждения по сходству или различию. Самая ранняя форма доказательства – пример. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм , то есть отсутствует способность к свободному переносу начала координат, децентрации по отношению к собственному «я». Другие свойства –синкретизм (тенденция связывать все со всем, оперировать единичными случаями),трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее, смешение существенных и несущественных свойств), несогласованность объема и содержания. Пример. На карточках представлены следующие предметы: 2 камня, 3 ведра, 7 собак и 2 лошади. Вопрос: чего больше живых существ или физических тел? Ответ: живых существ.

Нечувствительность к противоречиям.

Живое солнце?– да. Почему? – Оно двигается.

Смешение отношений естественной причинности с отношением намерения человека и его реализации.

Опрошенные Пиаже дети считали, что реки вырыты людьми, а из образовавшейся при этом земли возникли горы.

Отсутствие представлений о сохранении количества : судят о количестве вещества по одному параметру, высоте жидкости в сосуде, не учитывают объем. Шарик из теста на глазах ребенка превращают в лепешку и кладут на стол. Вопрос: где больше теста? – В лепешке. Осознание тождественности изменяющего объекта приобретается постепенно.

Заметные, легко воспринимаемые свойства, кажутся более важными, чем существенные.

Большие вещи всегда тяжелые, маленькие – легкие. Отсюда недоступность такого фундаментального физического понятия как масса.

Мышление и интеллект - близкие по содержанию термины. Родство их стано­вится еще яснее, если перейти на обыденную речь. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индиви­дуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что «ум ребенка с воз­растом развивается», - этим передается проблематика развития интеллекта. Терми­ну «мышление» мы можем поставить в соответствие слово «обдумывание». Слово «ум» выражает свойство, способность, а «обдумывание» - процесс. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Человек, наде­ленный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - это способность к мышлению, а мышление - процесс реализации интеллекта.

· Интеллект - способность к мышлению.

Мышление - опосредо­ванное и обобщенное познание объективной реальности.

Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека использу­ется термин Homo sapiens - человек разумный. Человек, потерявший зрение, слух или способность к движению, конечно, несет тяжелую утрату, но не перестает быть человеком. Ведь оглохший Бетховен или ослепший Гомер не перестали для нас быть великими. Тот же, кто совершенно потерял разум, кажется нам пораженным в самой своей человеческой сути.

Прежде всего мышление рассматривается как вид позна­ния. С психологической точки зрения познание выступает как создание представлений внешнего мира, его моделей, или образов. Для того чтобы добраться на работу, нам нуж­на некоторая пространственная модель дороги между домом и работой. Чтобы по­нять то, что нам рассказывают на лекции о войнах Александра Македонского, нам нужно создать некоторую внутреннюю модель, изображающую победы великого пол­ководца. Однако мышление - это не любое познание. Познанием является, напри­мер, и восприятие. Матрос, с мачты корабля увидевший на горизонте парусник, так­же создает определенную умственную модель, представление увиденного. Однако это представление является результатом не мышления, а восприятия. Поэтому мышление определяется как опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.

Например, выглянув на улицу, человек видит, что крыша соседнего дома мокрая. Это акт восприятия. Если же человек по виду мокрой крыши заключает, что прошел дождь, то мы имеем дело с актом мышления, хотя и очень простым. Мышление явля­ется опосредованным в том смысле, что оно выходит за пределы непосредственно данного. По одному факту мы выводим заключение о другом. В случае мышления мы имеем дело не просто с созданием умственной модели на основании наблюдения внешнего мира. Процесс мышления значительно сложнее: вначале создается модель внешних условий, а затем из нее выводится следующая модель. Так, в нашем приме­ре человек создает вначале первую модель, относящуюся к сфере восприятия, - об­раз мокрой крыши, а затем выводит из нее вторую модель, согласно которой недавно прошел дождь.

Мышление как познание, выходящее за пределы непосредственно данного, явля­ется могучим средством биологической адаптации. Животное, которое может по кос­венным признакам заключить, где находится его жертва или где больше пищи, соби­рается ли на него нападать хищник или более сильный сородич, имеет значительно больше шансов выжить, чем животное, не имеющее такой способности. Именно бла­годаря интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле и получил до­полнительные средства для биологического выживания. Однако в то же время чело­веческий интеллект создал и колоссальные разрушительные силы.

С индивидуальной точки зрения, между интеллектом и успехом в деятельности существуют в основном пороговые отношения. Для большинства видов человеческой деятельности существует определенный минимум интеллекта, который обеспечива­ет возможность успешно заниматься этой деятельностью. Для некоторых видов дея­тельности (например, математика) этот минимум весьма высок, для других (напри­мер, работа курьера) - значительно ниже.

Однако возможно и «горе от ума». Чрезмерный интеллект может отрицательно отражаться на отношениях человека с другими людьми. Так, данные ряда американ­ских исследователей показывают, что очень высокий интеллект может вредить поли­тикам. Для них существует определенный оптимум интеллекта, отклонение от которо­го как в верхнюю, так и в нижнюю сторону ведет к снижению успехов. Если интеллект политика ниже оптимума, то снижается способность разбираться в ситуации, предсказывать развитие событий и т. д. При значительном превышении оптимума поли­тик становится непонятным для той группы, которой он должен руководить. Чем выше интеллектуальный уровень группы, тем выше оптимум интеллекта для лидера этой группы.

Очень высокий уровень интеллекта (превышающий 155 баллов по тестам IQ ) от­рицательно сказывается и на адаптации детей, обладающих им. Они опережают сво­их сверстников в умственном развитии более чем на 4 года и становятся чужими в своих коллективах.

Мышление и интеллект - близкие термины. Их родство становится еще яснее при переводе на слова из обыденного русского языка. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные различия интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается, - этим передается проблематика развития интеллекта.

Термину «мышление» мы можем поставить в соответствие в нашем обыденном языке слово «обдумывание» или (менее нормативно, но, возможно, более точно) «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность; обдумывание - процесс. Решая задачу, мы думаем, а не «умничаем» - здесь сфера психологии мышления, а не интеллекта. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Интеллектуальный человек - это тот, кто способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - способность к мышлению. Мышление - процесс, в котором реализуется интеллект Ушаков Д.В. Мышление и интеллект // Психология ХХI века / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: Пер Сэ, 2003, с. 291..

Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими и отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин «homo sapiens» - человек разумный. Человек, потерявший зрение, слух или способность к движению, конечно, несет тяжелую утрату, но не перестает быть человеком. Ведь глухой Бетховен или слепой Гомер рассматриваются нами как великие личности. Тот же, кто потерял разум, кажется нам пораженным в самой человеческой сути.

Описание различных видов и типов мышления строится на предпосылке, что нет мышления вообще: мышление неоднородно и подлежит детализации. Разные виды мышления подразделяются по своему функциональному назначению, развитию, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.

В психологии наиболее распространенной является следующая классификация видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данная классификация строится на генетическом принципе и отражает три последовательных уровня развития мышления. Каждый из названных видов мышления определяется двумя критериями. Один из них (первая часть названий) - это та конкретная форма, в которой необходимо предъявить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы ими можно было успешно оперировать:

Объект как таковой в своей материальности и конкретности;

Объект, изображенный на рисунке, схеме, чертеже;

Объект, описанный в той или иной знаковой системе.

Другой критерий (вторая часть названий) - это основные способы, с помощью которых человек познает окружающий мир:

Через практическое действие с объектом;

С помощью оперирования образными представлениями;

На основе логических понятий и других знаковых образований.

Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой всех более поздних форм мышления. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

На уровне словесно-логического мышления субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные закономерности и не наблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Описанные виды мышления образуют этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе. Они сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Поэтому их нельзя оценивать с точки зрения большей или меньшей ценности. Словесно-логическое мышление не может быть «идеалом» мышления вообще, Конечной точкой интеллектуального развития.

Интеллект (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) в психологии определяется как общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Интеллект не сводится к мышлению, хотя мыслительные способности составляют основу интеллекта. В целом интеллект представляет собой систему всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения и мышления. Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

В 1937 г. первый вариант своего теста для измерения интеллекта предложил Д. Векслер. Он создал шкалу измерения интеллекта не только для детей, но и для взрослых. Интеллектуальная шкала Векслера для детей переведена на русский язык, адаптирована и широко применяется в нашей стране. Шкала Векслера существенно отличалась от теста Стэнфорд-Бине. Задания, которые предлагались испытуемым по методике Л. Термена, были одинаковы для всех возрастов. Основой для оценки служило число правильных ответов, которое давал испытуемый. Затем это число сравнивалось со средним количеством ответов для испытуемых данной возрастной группы. Такая процедура существенно упрощала подсчет IQ. Д. Векслером была предложена качественная классификация уровней развития интеллекта, основанная на частоте встречаемости определенного IQ:

69 и ниже - умственный дефект (слабоумие);

70-79 - пограничный уровень развития;

80-89 - сниженная норма интеллекта;

90-109 - средний уровень интеллекта;

110 - 119-хорошая норма;

120-129-высокий интеллект;

130 и выше - весьма высокий интеллект.

В настоящее время интерес к тестам интеллекта значительно ослаб, прежде всего, это связано с невысокой прогностической ценностью данных методов: испытуемые, имеющие высокие показатели по тестам интеллекта, не всегда добиваются высоких достижений в жизни, и наоборот. В связи с этим в психологии даже появился термин «хороший интеллект», под которым понимают интеллектуальные способности, эффективно реализуемые в реальной жизни человека и способствующие его высоким социальным достижениям.

Сегодня, несмотря на попытки выделить новые «элементарные интеллектуальные способности», исследователи в основном склоняются к мнению, что общий интеллект существует как универсальная психическая способность. В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации и др. наметилась тенденция понимать интеллект как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне генетической обусловленности интеллекта. Невербальный интеллект более тренируем. Индивидуальный уровень развития интеллекта определяется также рядом средовых влияний: «интеллектуальным климатом» семьи, порядком рождения ребенка в семье, профессией родителей, широтой социальных контактов в раннем детстве и т.д.