Надо знать себе цену. Почему мы не способны верно оценивать впечатление, которое производим на окружающих

Люди систематически ошибаются, когда пытаются оценить впечатление, производимое ими на других

Наш социальный интеллект, явно представляет собой бета-версию

Люди систематически ошибаются, когда пытаются оценить впечатление, производимое ими на других.

Одна из важных причин состоит в том, что каждый человек знает о себе больше, чем окружающие, и невольно учитывает эту «закрытую» информацию, когда пытается взглянуть на себя чужими глазами.

По-видимому, это коренной недостаток нашего «социального интеллекта», справиться с которым не удается даже тогда, когда неосведомленность окружающих о нашем «персональном контексте» совершенно очевидна и полностью осознается нами.

Одно из любопытнейших направлений современной экспериментальной психологии - это изучение различных несовершенств нашего мышления, систематических ошибок, которые мы совершаем в самых, казалось бы, простых и очевидных ситуациях. Подобные исследования как нельзя лучше показывают, что человеческий разум - далеко не «верх совершенства», и эволюции тут еще есть над чем поработать.

Особенно много досадных «сбоев» дает наш мыслительный аппарат в процессе общения с другими людьми. Мы склонны переоценивать себя и недооценивать собеседника, мы систематически неверно судим о способностях, шансах на успех, перспективах карьерного роста и личных качествах - как чужих, так и своих собственных.

В некоторых случаях такие ошибки теоретически могут иметь некий адаптивный смысл, то есть быть отчасти полезными (в качестве примера можно привести хорошо известный феномен завышенного оптимизма по отношению к собственным возможностям и перспективам). Другие сбои «социального интеллекта» не приносят ничего, кроме неприятностей, конфликтов и стрессов.

Каждый человек объективно заинтересован в том, чтобы правильно оценивать впечатление, производимое им на окружающих.

Возможно, это одна из главных мыслительных задач, стоявших перед нашими предками с древнейших времен.

Без этой способности едва ли можно рассчитывать на повышение собственного статуса (и на репродуктивный успех) в сложно устроенном коллективе приматов. И если естественный отбор за миллионы лет так и не сумел «настроить» наши мозги на эффективное решение данной задачи, то объяснить это можно лишь тем, что задача оказалась почему-то очень сложной. Или, может быть, оптимизация мозга в этом направлении вступает в конфликт с другими важными ментальными функциями.

Обычно мы судим о других «по себе», этот принцип лежит в основе нашего социального интеллекта. Во многих случаях такая стратегия неплохо работает, но в данной ситуации она оказывается малоэффективной. Основную причину психологи видят в том, что человек располагает разнокачественными наборами данных о себе и окружающих: себя он воспринимает изнутри, со всеми своими мыслями, желаниями, мотивами, воспоминаниями и фантазиями, а других видит только «снаружи», и судить о них может лишь по внешним проявлениям: поступкам, словам, манерам и т. п. И хотя мы прекрасно понимаем, что часть информации о нашей личности для собеседника закрыта, тем не менее учесть это понимание в оценке производимого нами впечатления нам удается, мягко говоря, не всегда. Мы невольно - и порой вопреки всякой логике и очевидности - «перекладываем» в голову стороннего наблюдателя свои собственные знания , которыми тот явно не располагает.

Американские психологи в серии из четырех простых экспериментов очень четко продемонстрировали этот досадный сбой (как сказали бы компьютерщики, «глюк») нашего мыслительного аппарата.

В экспериментах приняли участие четыре больших группы добровольцев - студентов различных американских университетов.

В первом эксперименте каждому испытуемому предлагали дважды сыграть в дартс: первый раз - потренироваться без свидетелей, второй - проделать то же самое в присутствии зрителей (незнакомых людей). Испытуемый затем должен был оценить по десятибалльной шкале, какое впечатление, по его мнению, он произвел на публику. Он должен был также оценить степень собственной удовлетворенности своим выступлением. Зрители, в свою очередь, должны были по той же десятибалльной шкале оценить мастерство выступавшего.

Статистическая обработка полученных данных показала, что оценка испытуемым произведенного им впечатления сильно коррелирует, во-первых, с тем, лучше или хуже он выступил перед публикой, чем во время тренировки, во-вторых, с его собственной субъективной оценкой своего выступления (выступил ли он лучше или хуже, чем сам ожидал). Участники, выступившие перед публикой лучше, чем во время приватной тренировки, ожидали от зрителей более высоких оценок независимо от показанного результата. Оценки зрителей, естественно, зависели только от показанного результата и не коррелировали ни с самооценкой выступавшего, ни с его результатом во время тренировки (которую никто из них не видел). Таким образом, испытуемый фактически ожидал от окружающих такой оценки, какую он сам себе вынес на основе информации, доступной только ему.

В среднем испытуемые в этом эксперименте сильно недооценили то впечатление, которое они произвели на зрителей.

Второй эксперимент был призван показать, что ожидаемые оценки могут быть не только занижены, но и завышены в том случае, если во время публичного выступления испытуемый чувствует себя увереннее или находится в более благоприятных условиях, чем во время тренировки. На этот раз студентов просили дважды спеть фрагмент популярной песни «End Of The World As We Know It». Первое исполнение было «тренировочным», а второе записывалось. Участникам сказали, что запись потом дадут послушать другим людям, и те выставят свои оценки. При этом половине «певцов» выдали слова песни во время тренировки, а во время записи они должны были петь по памяти. Вторая половина, наоборот, тренировалась по памяти, а во время записи пользовалась бумажкой со словами. Это, несомненно, должно было прибавить певцам уверенности, потому что слов в этой песне очень много.

Выяснилось, что студенты из второй группы сами оценили свои выступления выше и ожидали более высоких слушательских оценок, хотя это вовсе не соответствовало действительности. Слушатели поставили в среднем примерно одинаковые (то есть статистически не различающиеся) оценки певцам из обеих групп. При этом слушательские оценки оказались значительно ниже тех, которые надеялись получить певцы из второй группы, и выше тех, на которые рассчитывали певцы из первой группы.

Третий эксперимент был особенно интересен, поскольку в нем испытуемые были четко проинформированы о том, что известно и что неизвестно людям, которые будут их оценивать. Испытуемые могли использовать это знание, прогнозируя оценки, но не сумели этого сделать. На этот раз студентов просили найти как можно больше слов в квадрате из 16 букв (популярная игра Boggle). Им удалось отыскать в среднем по 25 слов. Каждый студент работал над заданием в отдельной комнате, но знал, что кроме него такое же задание получили еще трое студентов. Затем испытуемому сообщали, что другие три человека справились с заданием гораздо лучше: нашли 80, 83 и 88 слов (это был обман, призванный принизить в глазах испытуемого его собственный результат). Цифры были подобраны так, чтобы производить сильное впечатление, но при этом не выглядеть неправдоподобными.

После этого испытуемый должен был предсказать, как, по его мнению, оценит незнакомый посторонний человек по результатам тестирования его (испытуемого) интеллект, сообразительность и умение играть в Boggle. При этом половине студентов сказали, что один и тот же человек будет оценивать результаты всех четырех членов группы, а другой - что результаты разных участников будут оцениваться разными людьми. Таким образом, половина студентов знала, что их будет оценивать человек, знающий, что они выступили «хуже всех». Вторая половина студентов, напротив, была уверена, что человек, который будет их оценивать, не получит информации о более высоких результатах других участников. Была еще третья, контрольная группа испытуемых, которым ничего не говорили о результатах других членов группы и которые поэтому не думали, что они выступили очень плохо.

Как и следовало ожидать, контрольная группа «предсказала» себе гораздо более высокие оценки, чем обе «обманутые» группы.

Но самое интересное, что обе группы студентов, «знавших», что они хуже всех, ожидали получить одинаково низкие оценки. Между их предсказаниями не было никаких различий.


Задумаемся, что это значит?

Здесь речь не идет о пере- или недооценке сведений об информированности оценивающего (знает он или не знает, что испытуемый выступил хуже других). Речь идет о том, что люди вообще никак не отреагировали на эти сведения, не смогли их учесть, хоти они были сообщены им в явном виде. Для испытуемых было важно только одно - что они сами знают, что выступили плохо.

Последний, четвертый, эксперимент был поставлен для того, чтобы проверить, можно ли повлиять на представление о собственном образе в глазах окружающих одной лишь игрой воображения .

Первую группу студентов попросили мысленно представить себе какую-нибудь ситуацию, в которой они выглядели бы выигрышно в глазах окружающих, производили бы хорошее впечатление. Второй группе предложили вообразить противоположную ситуацию, какой-нибудь свой поступок, который произвел бы на людей отрицательное впечатление. Третья, контрольная, группа ничего не воображала.

После этого каждый участник должен был в течение 6 минут побеседовать один на один с незнакомым студентом. Затем все участники должны были написать, какое впечатление они, по их мнению, произвели на собеседника (и какое впечатление собеседник произвел на них). Оценивалось общее впечатление по десятибалльной шкале (от 1 - «очень плохое» до 10 - «очень хорошее»); кроме того, нужно было предсказать, как оценит собеседник такие качества испытуемого, как чувство юмора, дружелюбие, очарование, грубость, скучность, ум, честность, скрытность, душевность и заботливость.

Выяснилось, что та игра воображения, которой занимались испытуемые перед беседой, оказала сильнейшее влияние на то впечатление, которое, по их мнению, они произвели на собеседника. Однако она не оказала ни малейшего влияния на реальное впечатление, которое они произвели. Воображавшие плохое думали, что произвели дурное впечатление, воображавшие хорошее были убеждены, что очень понравились своим собеседникам - и при этом как те, так и другие были весьма далеки от реальности.

В конце статьи авторы оптимистично отмечают, что людям свойственно так жестоко ошибаться лишь при общении с незнакомыми людьми, как это было в проведенных экспериментах. С близкими друзьями и родственниками общаться все-таки легче. Почему? Может быть, потому что мы лучше их знаем и понимаем, то есть точнее моделируем их мысли и реакции? Нет, считают авторы, скорее потому, что друзьям известно многое из нашего «персонального контекста», того самого, знание о котором мы невольно «вкладываем» в головы окружающих, оценивая их отношение к нам. Даже когда точно знаем, что окружающим эти сведения недоступны.

После прочтения этой статьи (и других подобных работ) возникает желание высказать серьезные претензии тому «разработчику», который отвечал за дизайн наших мозгов. Важнейшая часть нашего «софта», именуемая социальным интеллектом, явно представляет собой бета-версию. Но естественный отбор, к сожалению, жалоб не принимает. опубликовано

От первой встречи с партнером во многом зависит характер дальнейших с ним отношений. Поэтому важно с первого момента создать о себе хорошее впечатление. Как это можно сделать? Психологами установлено, что при первом знакомстве с человеком возникает «эффект ореола» – эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете – положительном или отрицательном. Эффект ореола обусловлен действием ряда факторов: «фактора превосходства», «фактора привлекательности» и «фактора отношения к нам» . Умелое использование этих факторов позволит вам создать благоприятное впечатление о себе.

«Фактор превосходства» заключается в том, что при встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Причем, превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (недооценка) происходит по многим параметрам.

«Фактор привлекательности» действует таким образом, что чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он нам кажется; если же он непривлекателен, то все его качества недооцениваются.

Действие «фактора отношения к нам» проявляется в том, что те люди, которые к нам хорошо относятся, кажутся нам значительно лучше тех, которые относятся к нам плохо.

Для того чтобы факторы подействовали, в нашем распоряжении есть три основных источника информации: внешний вид, манера поведения и речь.

Мы неосознанно судим о людях по их внешнему виду («встречаем по одежке») до той поры, пока не представляется возможность узнать человека поближе.

Внешний вид делового человека имеет немаловажное значение. По внешнему облику окружающие судят об общественном положении, которое занимает человек, предполагаемом круге профессий, которому принадлежит, характере, темпераменте, финансовых возможностях, вкусе и многом другом .

Внешний вид на 80-90% определяет одежда. Как выглядеть, чтобы шансы на успех при деловой встрече возросли? Американские менеджеры выдвигают три критерия «правильной» одежды: первый – соответствие одежды случаю, второй – практичность (удобно ли вы себя в ней чувствуете) и третий – опрятность и вкус.

Однако ничто так не влияет на наши взаимоотношения с людьми, как наши поступки и поведение в целом. Многое может сказать о нас то, как мы держимся, как общаемся, наши манеры, наша самооценка.

Психологи считают, что манерой поведения можно компенсировать какие-то свои индивидуальные качества, которые человек относит к недостаткам. Создайте себе свой идеальный физический образ - образ, объединяющий отдельные элементы (осанку, позу, жесты, голос) и шансы на успех возрастут.

Уверенный вид создается правильной осанкой, непринужденностью и свободой движений. Не представите в облике твердости – покажете недостаток силы. Обратите внимание на то, как вы быстро приближаетесь

к человеку. Не спешите! Спешащий человек кажется возбужденным и суетливым, и наоборот, неуклюжие движения показывают, что вы плохо управляете своим телом.

Краткое и крепкое рукопожатие (контакт, фиксация- секунда-две –рука разжата) свидетельствует об уверенности.

Звуки, слова, произношение создают образ вашей речи, образ, который также может способствовать успеху в деловом общении.

Обратите внимание на два аспекта:

    те слова, которые вы выбираете для выражения своих мыслей;

Приведите свою лексику в соответствие с условиями данной ситуации. Будьте внимательны в подборе слов. Ваша речь должна точно выражать то, что вы хотите сказать. «Богатый словарный запас – это фундамент красивой и богатой речи» .

Не менее важным является то, как мы говорим. Первые слова, которые вы произносите, должны быть ясно слышимыми с правильным произношением, в них должны звучать непринужденность и доверие. Ваша речь , так же как и походка, должна быть ритмичной (скороговорка выдает напряжение).

Если вы действительно хотите добиться успеха, делайте то, что увеличит его вероятность.

И помните, что «положительный ореол», возникший вокруг партнера в результате первого впечатления, способствует установлению деловых отношений.

Психологический практикум

    В телевизионных передачах и кинофильмах можно видеть сцены знакомств и встреч. Понаблюдайте за людьми, когда они начинают общение. Во время просмотра будьте внимательней. Задавайте себе вопросы о том, что происходит. Обратите внимание на голос, позу, осанку, ритмичность движений. Извлекайте пользу из наблюдений над происходящим.

    Практика придает больше уверенности. Поэтому практикуйтесь при каждом удобном случае в использовании доступных вам приемов и методов общения.

    Развивайте свою наблюдательность. Ненавязчиво наблюдайте за незнакомыми людьми в транспорте. Попытайтесь представить возраст человека, его профессию, семейное положение, настроение.

    Представьте, каким человеком вы кажетесь окружающим, какое впечатление производит ваш внешний вид и поведение.

Принято считать, что у нас есть всего 7 секунд, чтобы произвести первое впечатление, и за это недолгое время мы успеваем достаточно много узнать о человеке. Ученые и психологи регулярно проводят исследования, объясняющие, какое значение первый контакт имеет для дальнейшего взаимодействия людей.

Выводы однозначны: произведенное впечатление влияет на отношение других в долгосрочной перспективе, причем это касается как личных связей, так и профессионального имиджа.

Умение произвести приятное впечатление при первом знакомстве крайне важно и в сфере продаж, так как здесь важна не столько презентация самой услуги, сколько убедительное подведение клиента к необходимости её приобретения.

От природы мы наделены способностью подмечать малейшие детали и делать выводы о характере незнакомых людей, сканируя их мимику, взгляд и т. д.

В одном исследовании, целью которого было установить связь между чертами лица и социальным восприятием, участникам демонстрировались различные карикатурные изображения — от улыбающихся и молодых лиц до сердитых и покрытых морщинами. Испытуемые, глядя на эти образы, должны были оценить, насколько те располагают к себе, вызывают ли они чувство превосходства, доверие или симпатию.

Результаты удивили своим единообразием: практически все участники указали одинаковые личные качества как характерные для каждой внешности — улыбающиеся лица были воспринятые как располагающие и дружелюбные, а молодые были названы более привлекательными.

А: зависимость впечатления от черт лица (16 черт, 3 фактора)
B: выделение более мелких особенностей (65 признаков, 3 фактора)
C: создания образа с характерными свойствами (65 признаков, 393 свойства)
D: учет всех коэффициентов, синтез, собирательный карикатурный образ (9 черт, 3 фактора)

Как объясняет психолог Вивьен Дилер (Vivian Diller), то, каким образом мы владеем собственным лицом, играет большую роль в восприятии нас окружающими людьми.

Так, отведение глаз в сторону зачастую трактуется как неискренность или недостаток уверенности, улыбка практически всегда воспринимается как приглашение к общению, а здоровая кожа и блестящие волосы — как признак молодости и привлекательности. Даже растительность на лице может содержать информацию о её владельце: густые брови и борода, по мнению большинства, как правило, принадлежат спокойным и невозмутимым личностям.

«Мы составляем впечатление о человеке по первому звуку его голоса, всего за половину секунды»

Психолог Фил МакАлир (Phil McAleer ) из Университета Глазго, Шотландия (University of Glasgow) , провел исследование, в котором он записал голоса 64-х мужчин и женщин, читающих один и тот же отрывок текста, содержащий приветственное слово «здравствуйте» («hello »). МакАлир извлек это слово из общего контекста, чтобы 320 участников эксперимента могли в каждом случае оценить его по таким критериям, как уверенность, агрессивность, теплота и искренность.

Исследование показало, что сама оценка голоса производилась за считаные миллисекунды, а оценки участников во многом совпадали: более глубоким голосам приписывалась большая агрессивность, а вопросительный тон или повышающаяся интонация часто характеризовались как неуверенность и беспомощность.

Язык тела и манера одеваться

Язык человеческого тела — предмет постоянного анализа и обсуждений психологов, ведь он оказывает значительное влияние на то, какое впечатление мы производим при первом знакомстве. Такие факторы, как поза, положение рук, стиль одежды и внешний вид в целом, могут послужить основанием для самых разнообразных выводов о том, какой перед вами человек.

Учеными было установлено, что даже то, как вы жмете руку при первом знакомстве, имеет значение: если вы не хотите создать образ слабого или безвольного человека, избегайте вялого рукопожатия. Что касается представительниц слабого пола, то они чувствуют себя более уязвимыми, если рядом с ними оказывается женщина, одетая в красное — она воспринимается ими как более сексуальный, а значит, потенциально опасный соперник.

Длительный эффект от первого впечатления

Одно из самых удивительных и важных открытий в науке первого впечатления касалось его влияния на характер будущих взаимоотношений. На вопрос о том, может ли первое впечатление оказать длительное воздействие на отношение людей, все психологи в один голос заявляют о его критической важности.

В одном увлекательном исследовании студенты колледжа должны были знакомиться и общаться друг с другом на протяжении различных интервалов времени, от 3 до 10 минут. По окончании беседы их попросили оценить, исходя из первого впечатления, возможно ли, что тот или иной человек в дальнейшем станет их другом. По прошествии девяти недель те испытуемые, которые высказали положительный прогноз по установлению дружеских отношений, подтвердили свои предположения в реальности, тогда как плохое первое впечатление привело к ограничению социальных контактов между участниками эксперимента.

Исследователи были удивлены, обнаружив, что время, потраченное студентами на общение при первом знакомстве, не имело никакого значения: три, шесть или даже целых 10 минут не могли изменить мнения собеседников друг о друге.

Как произвести хорошее впечатление?

Опираясь на выводы ученых о механизме и последствиях первого впечатления, при знакомстве с новыми людьми вы можете использовать основные принципы успешного взаимодействия, тем самым влияя на мнение окружающих людей:

1. Соблюдайте зрительный контакт. Как известно, глаза — зеркало души, поэтому помните о важности зрительного контакта при общении с новыми людьми. Сегодня слишком часто мы погружены в свои смартфоны и планшеты, но несмотря на это, не забывайте всегда присутствовать в диалоге, приветствуя и поддерживая людей взглядом. Считается, что идеальным временем для поддержания зрительного контакта является 60-70% от длительности разговора.

2. Говорите четко и понятно. Спокойная и ясная речь часто ассоциируется с уверенностью — используйте это при общении с людьми. Четкая дикция и хорошее произношение помогут вам удерживать на высоте профессиональный имидж, а публика отнесется к вам с большим доверием.

3. Слушайте. Людям нравится говорить о себе, поэтому чем больше вы слушаете, тем скорее сойдете за приятного собеседника и оставите о себе приятное впечатление.

4. Следите за языком тела. Начиная с твердого рукопожатия до позы в кресле, каждое движение вашего тела может оказать значительное влияние на образ в глазах других людей, поэтому следите за сигналами, которые вы посылаете окружающим, и корректируйте их в соответствии с ситуацией. Вы можете «зеркалить» жесты других, чтобы вызвать у них ощущение сходства, или занять открытую позу, чтобы показаться более дружелюбным: так или иначе, все эти маленькие нюансы и создают общее впечатление о человеке.

5. Улыбайтесь. Улыбка — отличный путь выглядеть более открытым, и практически повсеместно она воспринимается как хороший знак.

Практикуя эти несложные советы по созданию благоприятного образа, вы сможете сами влиять на отношение к вам окружающих. Тогда как считается неправильным судить о книге по её обложке, знание о том, как люди реагируют на эти поверхностные (но часто очень точные) детали в поведении других, может оказаться очень полезным.

Важность первого впечатления. Факторы, которые определяют восприятие человека при знакомстве, а также всё о том, как сформировать правильное мнение о себе. Эффекты, способные исказить действительность во время первой встречи.

Содержание статьи:

Первое впечатление - это образ, который формируется при первой встрече с человеком у других людей. Происходит это не только за счет получения эмоциональных и физических сведений, но и благодаря выработке своей личной реакции на них. Таким образом, в голове складывается определенный набор характеристик этого индивидуума, в соответствии с которыми будет развиваться дальнейшее общение. Для всего человечества этот процесс является очень важным, ведь именно он предопределяет любые отношения между людьми. Поэтому каждый пытается научиться производить такое впечатление, которое ему необходимо в данной ситуации.

Факторы формирования первого впечатления


Процесс, во время которого образовывается впечатление, длится всего несколько первых минут при знакомстве. Несмотря на это, оно укладывается в голове у людей как ориентир в построении будущих отношений. То, как человека воспримут в этот момент, зависит от многих факторов, влияющих на формирование первого впечатления. Большинство современных психологов пытается составить список наиболее важных пунктов, на которые обращается внимание в первую очередь.

Сегодня среди них выделяют:

  • Внешний облик . Данный фактор можно объяснить как оценку общей картинки. Имеются в виду эмоции, которые возникают впервые при виде данного человека. Они не подкреплены разговорами или манерами, а всего лишь строятся на том, какие чувства вызывает его появление во время встречи.
  • Элементы внешности . Как бы кто ни пытался возразить, но самым важным пунктом в формировании первого впечатления о человеке служит оценка материальных качеств. Это и одежда, и состояние волос, ногтей, кожи. Всё то, что можно увидеть невооруженным глазом ещё до начала разговора. Абсолютно все люди обращают на это внимание и принимают к сведению задолго до распознавания конкретного человека как личности.
  • Проявление эмоций . Только после оценки предыдущих качеств к сведению принимаются нематериальные характеристики человека. В этот момент обращается внимание на проявление чувств. Важно то, как поведет себя эта личность в той или иной ситуации, будет ли улыбаться во время шуток и какие взгляды на жизнь разделяет. Таким образом, оценивают моральные качества, что также немаловажно при знакомстве.
  • Особенности поведения . Многие люди способны с первых минут по позе человека определить многие черты его характера. Для этого они оценивают походку, положение рук и ног при общении, жестикуляцию, движения мимической мускулатуры и даже характер улыбки. Эти и многие другие моменты позволяют определить намерения и открытость оппонента, его привычки и отношение к компании. Данный пункт чрезвычайно важен ещё и потому, что помогает узнать тип характера человека.
  • Индивидуальные качества . Последним, что оценивается при знакомстве с человеком, являются его личностные характеристики. Это те качества, которые выделяют его из общей массы. Таковыми могут оказаться как взгляды на жизнь, так и наличие родинки на подбородке. Одним словом то, что способно зацепить и привлечь внимание присутствующих.
Чаще всего перечисленные факторы используются именно в таком порядке. Но, несмотря на это, каждый человек имеет склонность замечать то, что более важно и интересно, изменяя данную последовательность.

Искажающие первое впечатление эффекты


Учитывая, что первое впечатление о человеке складывается за невероятно короткий промежуток времени, его нельзя назвать объективным. Всё дело в том, что на его формирование влияют не только данный момент, но ещё и другие факторы. Это различные обстоятельства и сведения, которые могут исказить полученную картинку. Зачастую происходит так, что когда индивидуум видит своего оппонента, у него уже имеются определенные подсознательные предубеждения на его счет.

Выделяют несколько эффектов, которые обладают таким действием:

  1. Ореол . Это понятие обозначает преувеличение значимости первого впечатления. Ведь оно может создать определенный образ, который будет учитываться при всех последующих встречах. Например, если при первом знакомстве с женщиной мужчина ей понравится и заинтересует, то все его плохие поступки в дальнейшем она будет оправдывать сама. Точно такая же ситуация может сложиться и не в его пользу. Если он опоздал или неудачно пошутил на первом свидании, то надеяться на второе не имеет смысла.
  2. Первичность . Оценивая какого-либо человека, каждый склонен расставлять свои приоритеты. И поэтому кто-то сначала смотрит на цвет глаз, а другие на опрятность в одежде или щедрость. Именно впечатление от первого пункта может определить отношение к данной личности вообще. Поэтому кого-то можно покорить красивым пиджаком или произнесением желаемой фразы, даже если, кроме этого, человек не может больше ничем похвастаться. Восприятие формирует то, что было представлено изначально.
  3. Бумеранг . Практически каждый человек знает, что означает данный феномен. Дело всё в том, что люди всегда склоняются как-либо противодействовать влиянию на них. Поэтому по отношению к тем, кто сразу же пытается влиться в коллектив, привлечь внимание или ставит себя выше остальных, вырабатываются отрицательные эмоции. Все воспринимают их как врагов и, несмотря на последующие поступки, везде ищут подвох.
  4. Снисходительность . Данный признак является исключительно чертой человека, которому предстоит составить свое мнение о ком-либо. Есть люди, склонные жалеть других, поэтому они ко всем будут изначально настроены хорошо. Их мнение нельзя назвать объективным, но именно так они видят окружающих.
  5. Стереотипность . Очень часто встречающийся феномен, который наблюдается в отношениях между мужчинами и женщинами. Именно в таких случаях люди склонны воспринимать новых знакомых уже с предвзятым нехорошим мнением. Если даме однажды изменили, то каждому последующему представителю мужского пола нужно будет доказывать ей, что он не такой. И совсем неважно, что причины так думать у неё нет, ведь здесь руководит сложившийся ранее стереотип.
  6. Проецирование . Подобное случается среди людей, которые очень сильно не любят в себе какие-либо качества. Именно поэтому подсознательно пытаются их разглядеть в других. Следовательно, мнение о человеке будет изначально плохим, ведь оно подкреплено самой нелюбимой привычкой или чертой характера. Люди редко могут сами заметить подобные проблемы, но общение с ними всё равно достаточно затрудняется.

Как произвести хорошее впечатление

Для построения любых отношений очень важно, чтобы человека узнали с хорошей стороны. Далеко не все люди умеют показать все свои плюсы, а это вполне способно оттолкнуть от них окружающих. Чтобы узнать, как произвести первое впечатление, совершенно не нужно перечитывать миллионы умных книжек и монографий. Стоит всего лишь позволить себе быть самим собой и учитывать некоторые факты про оппонента.

Особенности поведения при знакомстве


Для начала нужно собраться с мыслями и поставить перед собой цель данной встречи. Необходимо четко понимать, насколько важно для человека то, что о нем подумают. Выяснив для себя эти критерии, можно приступать к подготовке самого себя.

Приведем несколько советов, которые нужно соблюдать при знакомстве:

  • Быть естественным . Когда человеку предстоит важная встреча, он пытается подготовиться к ней как можно тщательней. Но внешне такая идеальность может показаться наигранной и ненастоящей, что ещё сильнее оттолкнет. Более того, всё знакомство будет потрачено на размышления, чтобы что-то не забыть и не сказать лишнего. Поэтому подобная длинная подготовка не приведет ни к чему хорошему. Лучше быть самим собой и общаться с человеком искренне, без лишней суеты.
  • Не льстить . Для того чтобы понравиться кому-то, совсем не обязательно полностью ему подражать. Все люди индивидуальны в своих действиях и взглядах. И наличие собственного мнения приходится по душе больше, чем подхалимство и соглашательство со всем. Конечно, не стоит и слишком яростно отстаивать свою точку зрения, чтобы не обидеть оппонента. Всё должно быть в меру.
  • Получать удовольствие от встречи . Несмотря на то, какие люди будут присутствовать во время разговора, нужно успокоить себя и подойти к этой ситуации с умом. Если встреча таки должна состояться, то лучше не противиться этому, а наоборот, поискать точки соприкосновения с человеком. Нужно внимательно его выслушать и взять для себя полезную информацию. Такая встреча может принести много плодов для обеих сторон при построении конструктивного подхода.
  • Взглянуть на себя со стороны . Иногда такое умение очень сильно помогает человеку облегчить жизнь во время важных встреч. Ведь мы смотрим на себя совершенно под другим углом. Жесты и шутки индивидуума могут быть понятными только ему одному, а вот посторонние способны воспринять их как обиду. Поэтому стоит пересмотреть свои манеры в общении так, чтобы они были доступны и понятны всем.
  • Определить свои преимущества . Чтобы заинтересовать кого-нибудь, нужно прежде всего определить для себя самого, как именно это можно сделать. После этого будет гораздо проще наладить общение, ведь человек будет знать свои главные достоинства. Именно они должны привлечь внимание со стороны и сделать общение интересным. Такими притягательными моментами могут послужить чувство юмора, дружелюбие. Если человек не может понять, что интересного он может предложить, нужно тщательно работать над собой.

Правила ведения разговора с собеседником


Во-первых, своего оппонента всегда необходимо узнавать как можно ближе, научится понимать его интересы и взгляды на жизнь. Это поможет более конструктивно построить беседу без неловких моментов.

Во-вторых, стоит придерживаться универсальных правил ведения разговора, которые являются общепризнанными:

  1. Выслушать . Этого требует каждый собеседник. Всем очень важно и необходимо, чтобы на них обратили внимание, проявили толерантность и кивали головой в ответ на какие-то фразы. Если такая возможность была предоставлена, то в дальнейшем разговор будет очень продуктивным. Хотя бы из чувства вежливости человеку не откажут в просьбах, назовут хорошим слушателем и собеседником.
  2. Не говорить много . Очень важно, чтобы оппонент не чувствовал себя лишним во время сложившегося своеобразного монолога. Люди, которые начинают разговор с обсуждений своих проблем, только отпугивают от себя окружающих. Не стоит утруждать своего собеседника излишним вниманием и болтовней. Любая беседа должна заканчиваться до того, как человеку начнут об этом намекать или говорить прямо.
  3. Обращаться по имени . Почему-то об этом пункте в современном мире мало кто помнит. А на самом деле любому человеку всегда приятно слышать свое имя. Поэтому нужно стараться как можно чаще это делать. Таким образом, проявляется уважение к собеседнику и первое впечатление об его оппоненте тоже улучшается. Естественно, это не касается деловых встреч, где необходимо обращаться по имени и отчеству.
  4. Установить зрительный контакт . Как бы странно это ни звучало, но метод действительно работает. Прямой взгляд в глаза говорит о том, что данному человеку действительно важен его собеседник. Маневр будет обязательно оценен по достоинству.
Как произвести первое впечатление - смотрите на видео:


Психология первого впечатления является чрезвычайно популярной в современном мире. Влияние на последующее общение и развитие любых отношений практически всегда строится на этом принципе. Поэтому очень важно уметь не только правильно проявить себя при встрече, но и научится объективно оценивать своих новых знакомых. Таким образом, у человека никогда не будет возникать проблем с недопониманием или недооценкой его личности, а все важные разговоры станут обычной светской беседой.

21 Как произвести благоприятное первое впечатление

Первое впечатление сродни любви с первого взгляда, только в деловой обстановке. Вот девять правил, которые помогут вам сделать эту любовь крепкой и взаимной.

– Ваше появление. Когда вас приглашают войти, входите не мешкая. Не останавливайтесь в дверях, как нашкодивший школьник, вызванный в кабинет директора. Неуверенные в себе люди и ступают неуверенно, слегка шаркая ногами. Идите от двери к столу ровно и уверенно, не замедляя и не ускоряя шаг.

– Ваша походка. Идите решительно. Влиятельные люди и те, кто занимает высокое положение, всегда идут уверенно, в среднем темпе, со средней длиной шага. Те, кто идут медленно и делают большие шаги, производят впечатление людей, склонных попусту тратить время, не интересующихся происходящим, или попросту бездельников.

– Рукопожатие. Держите руку прямо, пожимайте руку с той же силой, что и ваш собеседник. Пусть именно он решит, когда настанет время закончить рукопожатие. Никогда не пожимайте руку через стол, поскольку в такой ситуации рука собеседника окажется под вашей.

– Ваша улыбка. Улыбайтесь всем лицом, а не только одними губами.

– Поднятие бровей. Это древний сигнал языка телодвижений, сразу же воспринимаемый человеческим мозгом. Когда вам представляют человека, на малую долю секунды поднимите брови.

– Ваша речь. За первые 15 секунд общения дважды повторите имя собеседника. Старайтесь не говорить дольше 30 секунд. Говорите размеренно, в том же темпе, что и ваши собеседники.

– Ваша поза. Если вам предлагают сесть в низкое кресло прямо напротив собеседника, разверните кресло под углом 45 градусов, чтобы не оказаться в положении проштрафившегося подчиненного. Если развернуть кресло невозможно, развернитесь сами.

– Ваши жесты. Спокойные, уверенные в себе люди, умеющие контролировать собственные эмоции, используют четкие, простые, осознанные движения. Люди, занимающие высокое положение, жестикулируют гораздо меньше, чем их подчиненные. Следите за своими жестами, не поднимайте руку выше подбородка. Чтобы достичь взаимопонимания, зеркально повторяйте жесты собеседника и выражение его лица (конечно, только в разумных пределах).

– Ваш уход. По окончании встречи спокойно соберите свои вещи. По ситуации обменяйтесь с собеседниками рукопожатиями, повернитесь и выйдите. Если при вашем появлении дверь была закрыта, закройте ее за собой. Учтите, что, уходя, вам придется повернуться к собеседникам спиной. Если вы мужчина, не забудьте тщательно вычистить задники своих ботинок. Съемки скрытой камерой показывают, что, когда из комнаты выходит женщина, все внимательно изучают ее спину (и не только спину). Даже если вам это неприятно, вы должны это учесть. Подойдя к двери, повернитесь и улыбнитесь. Пусть собеседники запомнят вашу улыбку, а не что-то другое.

Из книги Настольная книга стервы автора Кронна Светлана

9. Как произвести впечатление с помощью цвета в одежде? Если затрудняешься координировать цветовую гамму костюмов, предпочтение отдай однотонным. Если и тут сомневаешься – носи черное, точно уж не проиграешь, но и… не выиграешь!Ты на перепутье – надеть красное или синее?

Из книги Психология современной женщины: и умная, и красивая, и счастливая... автора Либина Алена

ГЛАВА 7 – ГОЛОС, РЕЧЬ И БЛАГОПРИЯТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ Прекрасное, как и полезное, имеет свое разумное основание. Жан Фабр Звуки голоса украшают или обедняют, искажают или передают наш личностный портрет без нарушений. По еле уловимым нюансам звуков речи мы судим о личности

Из книги Язык жестов. Как читать мысли без слов? 49 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Правило № 37 Как произвести впечатление при встрече Как говорится, встречаем по одежке, а провожаем по уму. Еще до того, как вы начнете говорить, вас уже начинают оценивать. Вы сможете завоевать доверие вашего собеседника, если научитесь использовать те невербальные

Из книги Практическая психология для менеджера автора Альтшуллер А А

Из книги Техники скрытого гипноза и влияния на людей автора Фьюсел Боб

Искусство произвести первое впечатление и международный деловой этикет Мы уже писали, что многое в деловом общении зависит от того, какое первое впечатление вы сумеете создать у парнеров. Это взгляд, улыбка, рукопожатие, и так далее. Но в некоторых странах можно совершить

Из книги Имидж – путь к успеху автора Вемъ Александр

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Искусство помнить и забывать автора Лапп Даниэль

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Как произвести первое впечатление Имидж играет огромную роль. Внешний вид состоит из природных данных, одежды, манеры держаться и стиля поведения.Стиль – набор определенных признаков. Неотъемлемыми частями гармонии являются:1. Тождество. Все элементы костюма подобраны

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

28. Что следует делать, чтобы произвести на людей незабываемое впечатление! Некоторые люди обладают выразительной внешностью, яркой индивидуальностью, собственным стилем поведения, манерами, которые запечатлеваются в памяти. Естественно, такие люди привлекают внимание,

Из книги Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей автора Карнеги Дейл

Ложь с целью произвести впечатление Восторг, доступный благодаря обману, - один из аспектов чувства власти, которое можно испытать благодаря лжи. Друзья одного прилежного, почти одержимого, но беспокойного и недостаточно уверенного в себе интерна решили разыграть

Из книги Мне нужна твоя любовь – а так ли это? автора Кейти Байрон

Как произвести блестящее впечатление, почти не прилагая усилий Вирджиния Сатир, автор классической книги по воспитанию «Сотворение человека» («Peoplemaking»), была, вероятно, самым успешным и известным во все времена семейным терапевтом.За время своей долгой и прославленной

Из книги автора

Из книги автора

Глава 5. Простой способ произвести хорошее первое впечатление На одном из званых обедов, который состоялся как-то в Нью-Йорке, среди гостей присутствовала женщина, получившая недавно значительное наследство и страстно желавшая произвести на всех приятное впечатление.

Из книги автора

Произвести впечатление Начнем наше исследование с мысли, которой доверяет большинство из нас: «Чтобы нравиться людям, нужно склонить их на свою сторону». На основе этой мысли выстроен не один вид индустрии, и сама мысль кажется нам безоговорочно правдивой. Но правдива ли