Обучение грамоте в подготовительной группе итоговое занятие. Педразвитие

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №44 «Золотой ключик»

Конспект открытого занятия

по подготовке детей к обучению грамоте
детей группы общеразвивающей направленности

7-го года жизни №14 «Радуга»

Тема «Итоговое занятие»

Подготовила воспитатель: Р.Р.Меленик

г.Нижневартовск 2016

Цель занятия: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Закрепить у детей знания, полученные ранее.

Задачи: совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождения места звуков в слове. Развивать мышление и речь детей.

Образовательные: Закрепить разбор слова, работу над предложением, продолжать разгадывать ребусы.

Развивающие: Развивать внимание, память. Закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом.

Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей.

Предварительная работа: занятия по подготовке детей к обучению грамоте, подготовка атрибутов к занятию, дидактические игры «Поймай звук», «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)», «Нужные знаки», «Закончи слово».

Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог, звуковой анализ слова.

Демонстрационный материал: карточки со словами: РАКЕТА, КОБРА, КОЛОБОК, ОПУШКА, УЖИН. Картинка с изображением гуся.

Раздаточный материал: Карточки зеленые, красные, синие для обозначения звуков, цветные карандаши, ручки, чистые листы в клетку, конверты с карточками - заданиями для индивидуальной работы, ребусы.

Оборудование: напечатанные слова, схемы к предложению, ребусы, карточки с заданиями для индивидуальной работы детей.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.

Здравствуйте ребята.

Какое у вас сегодня настроение?

Хорошее, радостное, веселое.

Давайте возьмемся за руки и поделимся друг с другом своим хорошим настроением и добрыми пожеланиями.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся, улыбнемся им, пожелаем им хорошего дня.

А теперь присаживайтесь на ковер. Начнем наше занятие.

Беседа о времени года.
Какое сейчас время года? (Весна).
А кто назовет признаки весны?

Я тоже хочу назвать признаки весны, вернее спеть, а вы со мной?

Припев из песни С. Никитина «Весна»

Какие пословицы о весне вы знаете?

Много воды - много травы

Зима весну пугает, да сама тает;

Сегодня не тает, а завтра кто знает;

Весной сверху печет, а снизу морозит;

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Весна - замечательное время года! Все вокруг оживает, просыпается от зимней спячки.

Заносят конверт .

В: Интересно, для кого это письмо?

Читаю: для детей группы №14. Скорее откроем его!

В конверте письмо от Звуков и Букв.

Читаем письмо. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам звуки и буквы. Вы нас всех знаете. Хотим поздравить вас, ведь вы идёте в школу. Мы приготовили для вас задания. Они будут сложными, но интересными. В группе вы найдёте желтый портфель. В нем конверты с заданиями. Выполнив их правильно, вы сможете собрать слово, обозначающее предмет - сюрприз для каждого из вас. Желаем удачи! Даём подсказку: Портфель лежит там, где у вас хранятся шумящие, гремящие, свистящие инструменты. Вы любите на них играть».

Ребята, хотите сюрприз от звуков и букв получить? Тогда объявляю поиск чемоданчика.

Какие вы молодцы! А теперь нам нужно пройти и сесть на свои места. В качестве пропуска задание - нужно разделить свои имена на слоги хлопками.

(Дети делят свои имена на слоги и присаживаются на места).

Задание №1 «Составить звуковые схемы слов».

Давайте вспомним, чем отличаются звуки от букв? (звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются).

А какими бывают звуки? (гласные, согласные).

Гласные звуки это, какие? (Поются)

А согласные? (произносятся с преградой)

Какими бывают согласные? Твердыми, мягкими.

Каким цветом обозначаются на звуковых схемах гласные, согласные звуки?

Гласные звуки живут в красных домиках. Согласные - в синих. Твердые согласные - в зеленых! Посмотрим, все ли это знают.

Достаньте из конверта карточки трех цветов.

В.: Я буду называть любой звук, а вы поднимите карточку того цвета, которым этот звук обозначить.

К. С, О, Р, А…

Молодцы! Достаньте из конверта карточки с картинками. В них нужно будет вписать буквы и звуки. - сделать буквенную, звуковую схему слов.

Ребята, сядьте все ровненько выпрямите спинки, ножки подружились, не забываем: расстояние между столом и вами, ваша ладошка, правильно держим карандаш, не забываем, что он должен смотреть вам в правое плечо. И так приступим:выполнение детьми задания.

Кто уже сделал, проверьте внимательно. Если все верно, нарисуйте солнышко на карточке. Если есть ошибки, - нарисуйте тучку. (Самооценка)

Один-два ребенка демонстрируют свои задания у доски.

Вместе с детьми делаю звуковой анализ слова гусь .

Назовите все гласные звуки в этом слове

Теперь назовите согласные.

Назовите первый звук.

Какой это звук?

Каким цветом мы его обозначим?

Какой второй звук в слове?

Какой это звук? Каким цветом мы его обозначим

Какой третий звук в слове? Какого цвета его домик?

Какой это звук?

Какой следующий звук?

Какой это звук?

Ь - это не звук, это буква. Он смягчает и соединяет согласные звуки. На звуковой схеме мы го не обозначаем.

Какой последний звук в слове?

Какой это звук?

Сколько всего букв в этом слове?

Сколько всего звуков в этом слове?

Молодцы! Вы получаете первую букву слова, обозначающего подарок для вас от звуков и букв! БУКВА Р.

Кинезиологическая физминутка:

Упражнение «Часики»

Упражнение на расширение бокового зрения.

Задание №2 «Собери буквы»

Вам даны элементы разных букв. Достройте их у себя в листочках. Вы конструкторы букв.

На втором листе задания буквы рассыпались. Напиши в клеточках названия этих картинок.

Кто уже выполнил задание - поменяйтесь карточками. Проверьте друг друга. Если все верно - нарисуйте солнышко. .Если есть ошибки - нарисуйте тучку.

Вы получаете вторую букву названия предмета - сюрприза!

БУКВУ У помещаем на доске.

В. Умницы. А теперь, выходите ко мне, давайте поиграем.

Игра : «"Поймай звук"

Проходите на свои места.

Задание №3 « Подели слова на слоги»

А можно ли слово поделить? Как можно поделить слово на части,-слоги?

Достаньте из конвертов карточки с заданием. А для примера давайте разделим слово рыба.

Индивидуальная работа детей. Взаимопроверка.

Хорошо потрудились. Давайте отдохнем.

Выходите ко мне.

Физминутка: Земля - вода - небо - огонь.

Дети присаживаются на ковер.

В. Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей (летательный аппарат, который перемещается в пространстве)

Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК

КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)

Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА

КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)

Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ

ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)

Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА

УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)

Какие неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.

В. Молодцы! Получите третью букву: Ч

Присаживайтесь на свои места.

Задание №4 «Составить схему предложения».

Первая часть задания: в карточке соединить нужную схему предложения с портретом автора письма.

Молодцы, справились! Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга работы. Солнышко или тучка покажут результат.

А теперь вторую часть задания надо выполнить.

Наступила весна.

Саша рисует красивый цветок.

Посадил дед репку.

Проверьте свои работы. Солнышко или тучку себе поставили?

А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. _______ _____ ______ ________.

Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы). Что ставится в конце предложения? Ответы детей (точка) Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения? (! ?)

Лера, какое предложение придумала ты?

В. Молодцы! Выходите ко мне. (тихо, спокойно, быстро, громко, а теперь так, как будто в конце стоит вопросительный знак, радостно) произнесите это предложение.. Далее воспитатель спрашивает детей по отдельности.

Немного отдохнем, пройдите все на ковер. Поиграем с мячом в слова наоборот.

(Антонимы)

Веселый - грустный,

Много - мало,

Холодно-жарко,

Снизу - сверху

Старый-молодой, медленно - быстро, широкий - узкий, далекий -близкий.

Слабый мороз - сильная жара;

Взять много - отдать мало; Веселый дедушка - грустная бабушка.

Молодцы, вы справились с этим заданием.

Кинезиологическая разминка. «Ленивые восьмёрки» Вытяните правую руку и сделайте горизонтальную восьмёрку вправо, влево, …
Теперь то же, но левой рукой, …Обеими руками. 3-4 раза.

Присаживайтесь на свои места

Вы так хорошо потрудились.! Молодцы! Четвертая буква: К ваша!

Задание №5 « Разгадать ребусы».

Давайте подготовимся, сделаем упражнения, которые улучшат наше внимание, способность ясно мыслить.

А теперь разгадываем ребусы. Прочитайте слово, составленное из первых звуков картинок.

Дорогие умники и умницы! Прикрепите последнюю букву слова, которое скажет нам - где сюрприз, приготовленный звуками и буквами для вас. Буква А. Что вам приготовили Звуки и Буквы? РУЧКИ!

Вот и прошли мы все испытания, конвертов с заданиями больше нет, да только не понятно где сюрприз? Давайте, заглянем в портфель. Да вот же они!!!

Ребята! Понравилось вам занятие?

Какие задания были самыми сложными для вас? Почему?

Какие задания показались вам интересными?

Я представляю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по разделу Грамота. Данный конспект будет полезен для воспитателей подготовительной группы.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественная литература», «познание», «социализация», «здоровье».

Цель занятия : Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».

Задачи :

Образовательны е: Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте;

Речевые : Упражнять в дифференциации изученных звуков; упражнять в звуковом анализе слова; закреплять умение составлять и анализировать схемы предложений; выявить уровень овладения навыком чтения; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей;

Развивающие: закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитательные : воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

Демонстрационный материал : карточки со словами: РАКЕТА, КОБРА, КОЛОБОК, ОПУШКА, УЖИН; карточка с физкультминуткой.

Раздаточный материал . «Конфеты» - угощение с фишками (гласный звук, ударный, согласный звук мягкий, согласный звук твёрдый, согласный звук звонкий, согласный звук глухой, слог (ударный, безударный), карточки с картинками сомы, щуки, караси, акула; цветные карандаши, тетради либо чистые листочки, конверты со скороговоркой; карточки с игрой «Потерянная буква»

В. Ребята, к нам пришли гости, много гостей, посмотрите на них и поздоровайтесь с ними. Они хотят посмотреть на вас, какие вы умные и грамотные дети.

В. Присаживайтесь на ковер и все внимание на меня.

В. Я хочу предложить вам отправиться в страну Грамматики. И чтобы туда попасть, вам нужно вспомнить и рассказать все, что вы знаете о звуках, буквах, слогах. Готовы?

В. Кто мне расскажет, что такое звуки? Какие они бывают? Ответы детей. (гласные и согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие).

В. Что такое буквы? Чем они отличаются от звуков? Ответы детей.(звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и т.д.)

В. Молодцы.

В. Вот мы с вами и в стране Грамматики. Жители этой страны приготовили для вас угощения, но угощения не простые, подходите к своим столам, возьмите по конфете и разверните ее, вы видите внутри фишки, по очереди называете, что вы знаете об этих фишках. Дети разворачивают и рассказывают гласный звук, ударный, согласный звук мягкий, согласный звук твёрдый, согласный звук звонкий, согласный звук глухой, слог (ударный, безударный).

В. Молодцы!

В. Присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Мы с вами уже знаем, что слова состоят из звуков. А можно ли слово поделить? Такие звуковые части слова называются слогами. Чтобы слово правильно звучало, мы ставим …ударение. Как правильно поставить ударение? Ответы детей (слово нужно позвать и тот слог, который тянется и будет ударным)

В. Вот задание, которое приготовили для вас жители этой страны - раздели слова на слоги и поставь ударение. Воспитатель показывает образец. река (ре-ка)

(Все слова на карточках выполняют дети, слова такие: сомы, щуки, караси, акула)

В. Молодцы, ребята! А, как одним словом можно назвать те слова, над которыми вы работали (рыбы) Кто ловит рыб, как зовут этого человека? (рыбак) Давайте запишем это слово и сделаем звуковой анализ. Дети работают за столами, один у доски.

В. Умницы. А теперь, выходите ко мне, давайте поиграем. Физкультминутка по стихам И. Николаевича

На крючке сидит червяк, (дети садятся на корточки)

Рыб пугая, строит рожи. (артикуляционная гимнастика «Индюк»)

От того - полдня рыбак

Ничего поймать не может. (дети прыгают)

Дети присаживаются на ковер.

В. Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей.(летательный аппарат, который перемещается в пространстве)

Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК

КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)

Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА

КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)

Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ

ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)

Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА

УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)

Какие неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.

В. Молодцы! А теперь подойдите к столам и возьмите конверт, где находится какое-то сообщение. Дети читают.

Ежу на ужин жук нужен.

В. Замечательно. Скажите, а что вы прочитали, как это называется? Ответы детей Предложение.

В. Сколько слов в этом предложении? Давайте нарисуем схему к этому предложению (один ребёнок выходит к доске, остальные записывают на своих листочках).

Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы). Что ставится в конце предложения? Ответы детей (точка) Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения? (! ?)

В. Молодцы! Выходите ко мне. Теперь давайте вместе произнесём эту скороговорку правильно (тихо, спокойно, быстро, громко, а теперь так, как будто в конце стоит вопросительный знак, радостно). Далее воспитатель спрашивает детей по отдельности.

В. Молодцы. Какой звук здесь встречается часто? [Ж], что вы: можете сказать об этом звуке. Какой он? Ответы детей (Согласный, всегда твердый, звонкий) Замечательно!

В. Присаживайтесь за столы. И на прощание жители замечательной страны приготовили для вас последнее задание «Потерянная буква»

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Дорога в школу».
Программное содержание:

Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в выделении звука из слова, в
Различении твёрдых — мягких согласных;
— Совершенствовать навык слогового анализа одно-, двух — и трехсложных слов;
— Совершенствовать навыки чтения и «печатания» слогов, слов с освоенными буквами;
— упражнять детей в решении кроссвордов, разгадывании ребусов;
— развивать логическое мышление, слуховую и зрительную память;
— воспитывать прилежное отношение к учёбе.

Оборудование: Таблицы с картинками, кроссворд, таблицы с ребусами, фишки
Раздаточные и демонстрационные для звуко-слогового анализа, карточки
Со слогами, карточки для чтения
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Дети под музыку входят в зал. Они разделены на две команды. Капитаны представляют свои команды:
1 команда:
Желаем вам, желаем вам,
Чтоб главный приз достался нам.
2 команда:
Желаем вам место занять призовое,
Но не первое, а второе.
— Спасибо капитаны вы отлично справились с заданием. Ну, а мы начинаем свое путешествие по стране знаний. Я открываю конверт с заданиями, который называется грамотеи. Я сегодня предлагаю вам пройти дорогу в школу.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ!
Но когда с умом толково
Их поставишь в четкий ряд
Превратятся они в слово
И с тобой заговорят.
Капитаны команд возьмите, пожалуйста, конверты и посмотрите задания.
1. Игра «Угадай — ка»
По первым буквам слов составить новые слова.
Капитанам команд раздаются таблицы, на каждой из которых 3 — 4 предметных картинки. Дети называют эти картинки, самостоятельно определяют первую букву в слове и по первым буквам называют получившееся слово.
1 команда: ЛАМПА — ложка, ананас, майка, петух, абрикос.

KOШКA — кастрюля, облако, шар, капуста, автобус.
БАНКА — барабан, арбуз, нож, ключ, ананас.

ТАПКИ — тапки, арбуз, попугай, коза, игла.
КУКЛА — кисть, утюг, коньки, лодка, ананас.
САНКИ — стол, ананас, носки, кровать, индюк.

2 команда: РАБОТА – рыба, ананас, белка, ослик, тыква, апельсин.

МОСТ — метла, оса, стол, тарелка.

ПЕНАЛ-петух, ель, нос, абрикос, лимон.

ШКОЛА-шкаф, кошка, лиса, апельсин.

СОБАКА-стол, огурец, бегимот, книга, аист.

БУКВА — булка, утка, кит, ворона, ананас.

Пока наши команды работают над заданием, я предлагаю болельщикам показать свои знания и принести дополнительные баллы своим командам:

1 Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв (10)

3.Сколько согласных (21)

4.Какие буквы не относятся не к гласным, не к согласным (Ъ-Ь)

5.Что ставится в конце предложения (точка)

6.Какая буква похожа на жука (Ж).

2. «Слоговой аукцион»

Уважаемые команды перед вами на столах лежат карточки – слоги. Ваша задача, прибавляя один слог к другому составить как можно больше слов.

КО, ША, ЛУ, ЧА, НАЛ, СЫ,
БУ, ПЕ, ЩА, ЗА, НО, ЖА.

ГУ, ЗА, ЛУ, СИ, ЛА, НО,

ВА, ЛО, НА, КА, ГА, КНИ.

Пока наши команды выполняют задание, я предлагаю вам игру «Скажи наоборот»

Быстро –медленно;

Высоко – низко;

Горько — сладко;

Длинный – короткий;

Грязный – чистый;

Весёлый – грустный.

3. «Собери слово».

Уважаемые команды перед вами зашифрованные слова, ваша задача поставить буквы в нужной последовательности и сделать звуко – буквенный анализ одного из них.

СОБОКА, СИНИЦА, ГУСЕНИЦА, БУРАТИНО, КОРОВА, МАШИНА, ДОМ, КОМ, САЖА, ЧАЩА, КОСА, ВАЗА.

4. Игра «Составь предложение»

У детей на столах карточки со словами, они придумывают с ними предложение. Дети определяют количество слов в предложении и рисуют схему:

МАМА, МАЛЫШ, МОЕТ, ЗЕБРА, СОЛНЫШКО, РИСУЕТ, БЕЛКА, ОРЕШКИ, ГРЫЗЁТ, ЛИСЯТА, ИГРАЮТ, ВЕСЕЛО, МЕДВЕДЬ, МЁД ЕСТ, МАЛИНА, ПОСПЕЛА, СЛАДКАЯ.

Пака команды составляют предложения, я предлагаю болельщикам поиграть в игру «Исправь ошибку»

Юркий воробей клюёт кошки (крошки);

Сидит на грядке крепко, оранжевая кепка (репка);

Поэт закончил строчу, в конце поставил бочку(точку);

Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая пушки(сушки);

Что нужно сделать, чтобы капля стала цаплей?

Как можно ноль превратить в соль?

Что нужно для того, чтобы щепка стала кепкой?

Может ли палка стать галкой?

5. Игра «Составь слово по схеме»

ДЕРЕВО, БЕРЁЗА, ЛОПАТА, РОЗА, ВАЗА, МОЛОКО.

Ваша задача, используя модель слова и цветные фишки (красные, синие, зелёные) и дать им характеристику

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 27th Ноябрь, 2015
Вы находитесь:

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:
1. Закрепить представление детей о слове, о предложении.
2. Закрепить представление детей о слоге, как части слова, упражнять в различении о количестве слогов в слове, по количеству гласных.
3. Развивать умение распознавать звук и букву.
4. Уточнять представления о существенных признаках гласных и согласных.
5. Обобщить знания детей о твердости и о мягкости согласных звуков.
6. Повторить правила написания ча — ща, чу — щу, жи — ши.
7. Продолжать учить детей придумывать и складывать слова по отдельной части слова; тренировать детей в чтении слов и текста.
8. Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы.
9. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность и желание учиться в школе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
— таблица слогов;
— таблица «звуковые часики»;
— карточки со словами;
— картинки: кот, автобус, тигр, яблоко, гусь, лодка;
— карточки: синие и зеленые;
— карточки: шкаф, диван, окно, стул, лампа.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вчера я получила огромное письмо, угадайте, кто его прислал?
Д.: Незнайка!
В.: Да, это Незнайка. Он прислал необычное письмо, а письмо с заданиями и вопросами, на которые сам никак не может ответить. И просит вас о помощи. Я, надеюсь, мы не откажем и постараемся выполнить все задания, которые прислал нам Незнайка (на доске портрет Незнайки и конверт с заданиями).

Задание № 1. «Найдите слово»

В.: Избушка, в которой живет сторож?
Д.: Сторожка!
В.: Украшение в ушах?
Д.: Сергии!
В.: Твердая застежка на поясе?
Д.: Пряжка!
В.: Часть стола или стула?
Д.: Ножка!
В.: Дети, что мы с вами назвали?
Д.: Слова.
В.: Дети, давайте прочитаем, что написано на доске (читают). Что опять мы прочитали?
Д.: Слова.
В.: Хорошо. А сейчас давайте посмотрим, что же написано на доске: «Наступила ранняя весна». Что мы прочитали?
Д.: Это предложение.
В.: Из чего состоит наше предложение?
Д.: Предложение состоит из слов.
В.: Сколько слов в предложении?
Д.: Три слова.
В.: Назовите первое (второе, третье) слово (дети называют). Что ставиться в конце предложения.
Д.: В конце предложения ставиться точка.
В.: С какой буквы будем писать начало предложения?
Д.: Начало предложения пишется с большой буквы.
В.: А теперь составим схему нашего предложения.
В.: Мы с вами повторили: что слово, только называет какие — то предметы, а предложение сообщает о чем — то, выражает мысли.

Задание № 2. «Работа со слогами».

1. Деление слов на слоги.
В.: На что делятся слова?
Д.: На слоги.
В.: Что такое слог?
Д.: Часть слова, которая произноситься одним толчком воздуха.
В.: Сколько слогов в слове:
«весна» — два слога;
«машина» — три слога;
«воробей» — три слога;
«жук» — один слог. (Молодцы!)
2. Чтение слогов по таблице.
В.: Дети, составьте как можно больше слов со слогами: ма, фа, ра (дети составляют слова с вышесказанными слогами).
3. Игра по таблице «Кто в каком домике живет?»
В.: Дети, кто живет в первом, во втором, в третьем домике (дети отвечают по картинке).
4. Игра «Звуковые часики».
В.: Дети, назовите самое длинное, короткое слово (дети называют). Дети разделите эти слова на слоги (дети делят). Дети как переделать маленькое слово «лук», в длинное?
Д.: Луковица!
В.: А сейчас дети, будьте внимательнее. Надо составить новые слова, путем прибавления нового слога.
Ребята пили сладкий сок Слог пе добавим, стал песок А но пришло, уже носок А если ку, читай кусок Со слогом ле, — прочтем — лесок Туда пошли мы на часок.

Физкультминутка.

А сейчас все по — порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны — согнули,
Вверх подняли — помахали.
Спрятали за спину их — оглянулись
Через правое плечо, через левое ещё.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Руки опустили вниз.

Задание № 3. «Работа со звуками».

1. Игра со словом «лесок».
В.: Сколько слогов в слове «лесок».
Д.: Два слога.
В.: Из каких звуков состоит первый слог?
Д.: Звуки «Л», «Е».
В.: Из каких звуков состоит второй слог?
Д.: Звуки «С», «О», «К».
2. Игра «Нади одинаковый звук в словах».
В.: Булка, ветка, клетка, белка, кот. Какой одинаковый звук слышится в словах?
Д.: Звук «К».
В.: По таблице «Звуковые часики», найдите слово со звуком «С» (дети называют). Дети, составьте слово, в котором первый звук был бы «А».
Д.: Арбуз, Автобус, Аист и т.д.
В.: Дети, что же такое звук?
Д.: Звук мы произносим и слышим.
В.: А как называется значок, которым мы обозначаем звук на письме?
Д.: Буква.
В.: А что же такое буква?
Д.: Букву мы пишем и слышим, это значок звука.
3. Игра «Кто внимательнее».
В.: Дети отгадайте имя девочки по первым звукам названий предметов:
Кот Гусь
Автобус Автобус
Тигр Лодка
Яблоко Яблоко
Катя Галя
В.: Дети, какие бывают звуки?
Д.: Гласные и согласные.
В.: Кто расскажет о гласных звуках.
Д-:

Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос завет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

В.: Кто расскажет о согласных звуках.
д.:

А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Сс — змеиный слышен свист,
Шш — шуршит опавший лист,
Жж — шмели в саду жужжат,
Рр — моторы тарахтят.

В.: Дети, а согласные звуки какие бывают?
Д.: Твердые и мягкие.
В.: Какие же гласные звуки указывают на твердость согласного?
Д.: «а», «о», «у», «ы», «э».
В.: Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного?
Д.: «я», «ё», «ю», «и», «е».
Игра.
В.: Поднять синюю карточку, если первый звук твердый, зеленную, если первый звук мягкий. Приготовились. Сад, Сеня, Карась, Рис, Бусы, Синий, Сядь, Суп.

Задание № 4. «Уменьшить все предметы».

В.: Дети, представьте, что мы находимся в стране гномов и нам надо уменьшить все эти предметы:
шкаф — шкафчик;
диван — диванчик;
окно — окошко;
стул — стульчик;
лампа — лампочка.
В.: Сегодня на занятии все работали активно, с заданиями справились, ответили на все вопросы Незнайки.
Занятие окончено.

алла иванина
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе .

Цель : выявление уровня знаний детей; готовность к школе.

Задачи :

1. Закрепить знание букв русского алфавита.

2. Развивать фонетическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове) .

3. Учить детей определять место звука в слове

4. Продолжать совершенствовать умение определять количество слов в предложении, составлять самостоятельно предложения из 3 – 4 слов.

5. Формировать умения составлять целое из частей.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речи.

Оборудование : мягкие игрушки инопланетяне 3 шт, изображение ракеты на каждого ребенка, схемы предложений, буквы - алфавит и два домика красный и синий, лист со словами – (Кукла, машина, лук, каша, дом, коса, лиса, телефон, штриховка на каждого ребенка, конверт с обозначениями – начало середина конец, дидактическая игра «составь слова из 2 слогов» , сундучок с медалями для каждого ребенка.

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас необычное занятие . Мы с вами отправимся в путешествие и придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение. Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети : да

Восп.: А на чем мы туда отправимся, вы узнаете, когда соедините цифры по порядку. Возьмите лист на краю стола и приступаем. Начинаем с цифры 1.

1 задание. У детей листик А4 на котором, если соединить цифры по порядку получиться ракета.

Восп.: итак что же у вас получилось?

Дети : ответы детей. Ракета.

Восп.: Как вы думаете куда же мы можем отправится на ракете?

Дети : в космос, на планету.

Восп.: правильно. Сейчас мы с вами отправимся путешествовать по волшебным планетам. И так усаживаемся поудобнее. Закрываем глаза. (звучит музыка – звук ракеты) . А пока мы летим скажете, кто нас может встретить на планетах.

Дети : ответы детей.

Восп.: да конечно же инопланетяне. Ну вот я вижу мы уже подлетаем к 1 планете. Глаза закрываем и мы приземляемся. (музыка останавливается) ну вот мы и приземлились. Посмотрите кто это? (мягкая игрушка инопланетянин у него в руках конверт) .

Дети : пришелец, инопланетянин.

Восп.: а что это у него? Давайте посмотрим. (открываем конверт там буквы и 2 дома красный и синий) . Ребята посмотрите буквы, а вот и домики. Ой у него буквы выпали из домика, а он не знает какие буквы где живут. Поможем?

Дети : да.

2 задание. 2 домика красный и синий. Нужно разложить буквы, которые живут в красном домике и синем. Дети берут буквы и раскладывают буквы возле красного и синего домика).

Восп.: молодцы а теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Какие буквы живут в красном домике? Почему они так называются? Назовите гласные звуки.

Дети. Они живут в красном домике. Гласные. Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть. Дети называют гласные звуки.

Какие буквы живут в синем домике? Почему они так называются? Назовите согласные звуки.

Дети : Они живут в синем домике. Согласные. Когда мы их произносим, воздух встречает преграду : зубы, язык, губы. Дети называют согласные звуки.

Восп.: молодцы какие. А теперь давайте отправляться дальше. Закрываем глаза. И полетели. (звучит музыка) . А пока мы летим ответьте чем отличается буква от звука?

Дети. Букву пишем, видим. Звук слышим и говорим.

Восп.: правильно. А вот мы подлетаем к следующей планете. Смотрите, нас встречает житель этой планеты. И в руках у него тоже конверт.

(открываем конверт и читаем следующее задание, там нарисованы схемы предложения на каждого ребенка)

3 задание.

Посмотрите внимательно на схемы и придумаете предложение, к данным схемам.

(Проверяем правильно ли выполнено задание. Сколько слов в твоем предложении? Сколько нарисовано слов у тебя на схеме)

Восп.: молодцы вы составили, хороши предложения и правильно выполнили свои задания. Но нам пора отправляться дальше. Усаживаемся поудобнее и закрываем глаза. (звучит музыка) . Ну вот я вижу следующую планету. Открываем глаза и кто же это? Нас встречает житель следующей планеты. Ребята у него нет конверта с заданием. А знаете почему? Он хочет с вами поиграть.

Физкультминутка.

Восп.: поиграли, но а теперь пора отправляться в путь. Усаживаемся поудобней и закрываем глаза (звучит музыка) . Вот и планета следующая. Нас встречает следующий инопланетянин и у него есть для нас письмо. (открываем конверт и читаем следующее задание)

4 задание. Определи сколько слогов в словах. Кукла, машина, лук, каша, дом, коса, лиса, телефон.

Восп.: молодцы справились с заданием. И усаживаемся пора отправляться дальше. Нас ждет еще одна планета (звучит музыка) . Ой, а встречает нас уже знакомый нам инопланетянин и опять без конверта. Он опять хочет поиграть. А давайте поиграем в игру «Где спрятался звук» .

5 задание. Игра «где спрятался звук»

Ребята я буду показывать картинку, вы внимательно смотрите и произносите, что изображено на картинке и ищете - где спрятался звук в начале слова, в конце, в середине. У вас на краю стола лежат карточки возьмите их и будете показывать где спрятался звук (начало середина конец) .

И так будьте внимательны ищем звук

А – арбуз, шар, юла, аист

С – собака, кастрюля, коса, сыр, ананас.

Ш – камыш, шапка, кошка.

Р – торт, тир, рыба, ведро.

Восп.: хорошо поиграли, но нас ждет следующая планета. Пора отправляться. Закрываем глаза (звучит музыка) . Ну вот мы приближаемся к следующей планете и сейчас увидим, кто же нас ждет. И конечно же нас встречает житель этой планеты, а в руках у него да письмо. (в конверте на каждого ребенка листы с изображением фигурок, которых надо заштриховать).

Задание 6. штриховка.

Ребята вы уже взрослые и скоро пойдете в школу. Наш инопланетянин хочет проверить вы готовы к школе, и он приготовил для вас задание. Здесь нужно выполнить штриховку. Нужно заштриховать фигурки не выходя за контуры.

Восп.: вы очень старались, поэтому выполнили аккуратно и очень красиво. Молодцы. Ну, что нам пора отправляться в путь. Закрываем глаза (звучит музыка) . И встречает нас уже знакомый нам инопланетянин и у него что то есть. Посмотрим, что он нам приготовил. Ребята это игра «составь слово» Он опять хочет поиграть. Вы хотите поиграть? Давайте разделимся на 2 команды.

Задание 7. игра составь слова.

Дети делятся на 2 команды и каждая команда получает по 12 карточек. Из этих карточек составить слова. (дети составляют слова, потом проверяем – читаем и смотрим картинка совпадает или нет).

Восп.: молодцы. Посмотрите, а здесь сундучок. Давайте откроем (в сундучке медали) . Ребята инопланетянам вы очень понравились вы отлично справлялись со всеми заданиями, и они приготовили вам награду. (награждение детей, но к сожалению нам уже пора и возвращаться в детский сад. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза (звучит музыка)

Ну вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?

Дети : да

Восп.: Вы сегодня просто молодцы : помогли буквам найти их домики, находили звук в слове, определили количество слогов в словах и количество слов в предложениях. Всем спасибо.

Воспитатель

МБОУ СОШ № 43 города Белгорода, Россия

Публикации по теме:

«Я рубашку сшила мишке». Итоговое занятие по обучению грамоте Программное содержание: Образовательные цели: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов «мишка» и «игла» с определением ударного.

Цель: закрепить знания и умения, полученные детьми на занятиях по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.

Итоговое занятие по обучению грамоте «Школьный урок» Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год. Задачи: закрепить умение детей определять место звука.

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем Буратино» Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе по теме «Поможем Буратино» Воспитатель: Бубнова С. Л. Интеграция образовательных.