Одоевский князь александр иванович. Кто такой Одоевский. Смотреть что такое "Одоевский, Александр Иванович" в других словарях

Поэт (1803-1839). Получив прекрасное домашнее образование, О. служил в лейб-гвардии конном полку. За участие в событиях 14 декабря 1825 г. был сослан в Сибирь (Читинский и Петровский острог, с 1833 г. на поселении в Ишиме), в 1837 г. переведен на Кавказ рядовым в нижегородский драгунский полк и здесь через два года умер, оплакиваемый не только товарищами, но и всеми знавшими его рядовыми и горцами.

Лермонтов почтил его память прелестным стихотворением, живо характеризующим личность О.: "Я знал его: мы странствовали с ним"... Он имел репутацию умного, образованного и благородного человека; некоторые называли его даже "христоподобной" личностью.

Он был очень дружен с Грибоедовым, на которого имел значительное влияние.

О. принадлежит к второстепенным поэтам Пушкинского периода; почти все его стихотворения относятся ко времени после 1825 г. и потому носят элегический характер; в них слышатся скорбь о страданиях человека, призыв к милосердию и любви. Сам поэт смотрел на поэзию, как на "ангела-утешителя", и черпал в ней "все радости, усладу скорбных дней" ("Поэзия"). Хотя О. свои стихотворения только говорил, и большей частью экспромтом, а записывали их его друзья, но многие из них отличаются гладкостью стиха и художественностью образов, все - искренностью чувства.

При его жизни в печати появилась только пьеса "Сен-Бернард" ("Современник", 1838, Х т.), а все остальные - после его смерти, в разных журналах.

В 1862 г. были напечатаны в Лейпциге его стихотворения (17) отдельной книжкой.

В 1883 г. барон Розен предпринял новое издание и внес в него до 46 пьес, включив сюда и самое крупное произведение О., изображающее русскую старину - поэму "Василько", впервые напечатанную в "Русском Архиве" (1882, XXXIII т.). В этом же издании помещена и биография поэта. См. также ст. А. Н. Сироткина, "Князь А. И. О." ("Исторический Вестник", 1883, № 5). В. Р-в. {Брокгауз} Одоевский, князь Александр Иванович (26.11.1802-15.8.1839). - Корнет л.-гв. Конного полка. Поэт. Отец - генерал-майор кн. Ив. Серг. Одоевский (1769-6.4.1839), мать - княж. Праск. Александровна Одоевская (двоюродная сестра отца, ум. 9.10.1820). Воспитывался дома, зачислен на службу в Кабинет е. в. канцеляристом - 11.2.1815, губ. секретарь - 31.12.1818, уволен - 1820, поступил на правах вольноопределяющегося унтер-офицером в л.-гв. Конный полк - 1.10.1821, признан в дворянском достоинстве и вследствие повеления цесаревича Константина Павловича произведен в юнкеры - 4.11.1821, эстандарт-юнкер - 1. 5.1822, корнет - 23.2.1823. Друг А. С. Грибоедова, А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева (см.). За ним в Ярославской и Вологодской губ. 371 душа. Член Северного общества (1825), участник восстания на Сенатской площади.

Добровольно явился к петербургскому обер-полицмейстеру А. С. Шульгину - 16.12.1825; 17.12 помещен в Петропавловскую крепость ("Одуевского посадить в Алексеевском равелине") в № 16 Алексеевского равелина.

Осужден по IV разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу на 12 лет, срок сокращен до 8 лет - 22.8.1826. После приговора оставался в Петропавловской крепости, с Высоч. соизволения (5.9.1826 в Москве) отцу его было разрешено свидание с сыном. Отправлен в Сибирь - 2.2.1827 (приметы: рост 2 арш. 7? верш., "лицо белое, продолговатое, глаза темно-карие, нос остр, продолговат, волосы на голове и бровях темно-русые, на левой брови небольшой шрам от конского ушиба"), доставлен в Читинский острог - 20.3.1827, написал ответ ("Струн вещих пламенные звуки...") на стихотворное послание А. С. Пушкина к декабристам в Сибирь, прибыл в Петровский завод в сент. 1830. По указу 8.11.1832 обращен на поселение в Тельминскую казенную фабрику Иркутской губ., откуда 2.4.1833 написал Николаю I письмо о своем раскаянии с просьбою о прощении.

С 1833 находился в с. Елани Иркутской губ., где построил себе дом, а оттуда с Высоч. разрешения 23.5.1836 по ходатайству отца, поддержанному кн. И. Ф. Паскевичем, переведен в Ишим Тобольской губ. При отъезде из Елани "все домообзаведение свое" Передал 20.9. 1836 декабристу В. И. Штейнгейлю (см.). По Высоч. повелению (письмо военного мин. гр. Чернышева 21.7.1837) определен рядовым в Кавказский отдельный корп., причем разрешено от Казани следовать к месту назначения на почтовых с жандармом, зачислен в Нижегородский драг. полк - 7.11.1837. Был близок с М. Ю. Лермонтовым, служившим с ним в одном полку. Лермонтов посвятил Одоевскому стихотворение "Памяти А. И. Одоевского", в 1839 в Пятигорске познакомился с Н. П. Огаревым.

Умер в Псезуапе от малярии во время экспедиции на восточный берег Черного моря. ВД, II, 239-274; ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 86. Одоевский, князь Александр Иванович - поэт-декабрист.

Получил хорошее домашнее образование.

Служил корнетом лейб-гвардии конного полка. На почве лит-ых интересов сблизился с А. Бестужевым-Mapлинским и Рылеевым.

Был принят первым в Северное общество декабристов.

Политические взгляды О. довольно умеренны; однако он был увлечен романтикой заговора и принял участие в восстании 14 декабря.

Некоторая "случайность" декабризма О. выразилась в его быстром раскаянии во время следствия и в последующем творчестве, идеологически стоящем довольно далеко от декабристских настроений.

Осужденный по IV разряду на 12 лет каторги, О. отбывал заключение в Петропавловской крепости, Чите и Петровском заводе, в 1832 был выпущен на поселение, а в 1837 в порядке "милости" переведен рядовым на Кавказ, где и погиб от лихорадки.

Печатался О. при жизни очень мало, стихов своих по большей части не записывал, и они сохранились в основном в списках, не всегда достоверных.

По большей части это небольшие лирические произведения с ярко выраженной религиозно-философской романтикой и патриотической окраской.

В стихах последекабрьского периода встречается и налет панславизма ("Славянские девы"). Характерно для О. любование русской стариной (поэма "Василько" и др.), сближающее его с тематикой Рылеева и других декабристов.

Но в то время как последние искали в русском прошлом образцов "гражданского мужества" и интерпретировали его в плане буржуазно-националистического сознания, О., отдав недолгую дань интересу к новогородским вольностям, воспевал в дальнейшем единение во имя "родины", единство древней Руси и т. п. Даже пребывание в тюрьме и на каторге, изменив его личную жизнь, отразилось в его творчестве лишь как мотивировка романтической грусти, близкой к позднейшим мотивам лермонтовской поэзии.

В стихах 30-х гг. О. часто прославлял царя, "возвышенный урок самодержавия", а свои колониальные впечатления (Сибирь, Грузия) передавал в шовинистическом, великодержавном духе. Так. обр. можно установить идейную близость Одоевского 30-х гг. к дворянским поэтам типа Языкова, в свое время также пережившего период "вольнолюбия" (отказ от последнего после декабрьского разгрома в той или иной мере характерен и для части декабристов).

По мастерству Одоевский был среди декабристов крупнейшим после Рылеева поэтом.

Гражданские мотивы в его творчестве довольно слабы; связываемые же с его именем революционные "Ответ декабристов Пушкину" и "При известии о польской революции" приписываются ему без точных оснований; если они и принадлежат О., то написаны в результате случайного подъема и характерны больше для настроений его тюремных товарищей, чем для творчества О. В творчестве О. наиболее примечательным является период ссылки; лирика этой поры полна мотивов религиозного отречения, одиночества, рефлексии и пр. Это делает О. в известном смысле одним из характерных предшественников лермонтовской поэзии.

Библиография: I. Собрание стихотворений О. было выпущено впервые в 1862 в Лейпциге (Собр. стихотворений декабристов, т. II), но заключало всего 17 произведений.

Значительно полнее издание (Полное собр. стихотворений, СПб, 1883) декабриста А. Е. Розена, перепечатанное Мазаевым (Сочинения А. И. Одоевского, СПб, 1893, с дополнением двух критических статей О.) и в 1913 В. Поссе. Дополнение к этому собранию было издано И. А. Кубасовым в кн. "Декабрист А. И. Одоевский и вновь найденные его стихотворения", П., 1922. Письма О. публиковались в "Русском архиве", 1885, кн. І; в "Русской старине", 1904, кн. II; сб. "Декабристы на каторге и в ссылке", М., 1925 (Сакулин П., А. И. Одоевский в неизданных письмах);

Полное собрание стихотворений и писем, ред. Кубасова и Д. Благого, "Academia", 1934. II. Котляpевский Н. А., Декабристы, А. И. Одоевский и А. А. Бестушев-Марлинский, СПб, 1907; Переселенков С., Кн. А. И. Одоевский, "Русский биографический словарь", СПб, 1908; Гудзий Н. К., Поэты-декабристы, "Каторга и всылка", 1925, № 8; Следственное дело Одоевского опубликовано в издании "Восстание декабристов.

Материалы", т. II, Гиз, М. - Л., 1926. III. Восстание декабристов, сост. Н. М. Ченцов, ред. Н. К. Пиксанова, Гиз., М. - Л., 1929. И. Троцкий. {Лит. энц.}

ОДОЕВСКИЙ Александр Иванович, князь родился в старинной дворянской семье – поэт-декабрист.

Александр Иванович получил основательное домашнее обра­зование. Самостоятельные литературные интересы Александра поддерживались близ­ким общением с А. С. Грибоедовым , В. Ф. Одоевским , А. А. Жандром, А. А. Бестужевым , К. Ф. Рылеевым , сре­ди писателей-декабристов шло, и формиро­вание политического мировоззрения Одоевского.

В юношеском стихотворении «Молитва русского крестьянина» (известном лишь во франц. прозаическом переводе) выражено резко отрицательное отношение поэта крепост­ному праву. В своих литературных симпа­тиях Александр Иванович близок декабристской поэзии и критике (Рылеев, Кюхельбекер), утвер­ждая гражданское понимание человече­ских страстей и эстетической категории «высокого», в противовес «элегическому романтизму» и шеллингианской эстетике. В печати Одоевский А.И. в это время почти не высту­пал, хотя творчество его было довольно интенсивным; по-видимому, это было свя­зано с чрезвычайной требовательностью поэта к себе и особенностями его творчес­кого процесса, в значительной мере но­сившего импровизаторский характер. С большой степенью вероятности можно ут­верждать принадлежность поэта лишь одной печатной статьи - «О трагедии «Венцеслав» , сочинение Ротру, переделанной г. Жандром» («Сын Отечества», 1825, № 1).

До 1825 стихи Одоевского сохранились в ничтож­ной части и, по-видимому, были уничто­жены самим автором. Наиболее значитель­но из них стихотворение «Бал» (1825, опубликовано в 1830), где тема бездушия светского об­щества художественно реализуется в об­разе пляшущих скелетов. Существуют сведения об утраченных антиправитель­ственных стихах поэта: одно из них, «Без­жизненный град» , было обнаружено у князя Трубецкого после ареста.

С 1821 Александр Иванович слу­жит в Конногвардейском полку.

Зимой 1824-25 был принят А. А. Бестуже­вым в Северное общество декабристов. В период подготовки восстания Одоевский в кур­се готовящихся событий; он активный участник ряда совещаний (у Оболенского, Рылеева и других); привлекает новых членов в Северное общество и ведет агитацион­ную работу в войсках.

14 декабря Александр Иванович коман­дует заградительной цепью на площади; после подавления восстания и неудачной попытки к бегству арестован и пригово­рен к 12 годам каторги. Во время заклю­чения поэт пережил тяжелый душевный кризис, отразившийся и на его лирике 1826

«Утро» ,

«Что мы, о боже? - В дом небесный...» ;

однако уже через несколько месяцев он создает исполненное граждан­ского пафоса стихотворение «Сон поэта» (июль 1826 - февраль 1827, опубликовано в 1883).

С 1827-33 Одоевский А.И. проводит на каторжных работах в чи­тинском остроге и на Петровском заводе (за Байкалом), где не прекращает лите­ратурной деятельности и активно участву­ет в «каторжной академии», устроенной узниками с просветительскими целями; сохранились воспоминания о составлен­ной Одоевским русской грамматике и его лекциях по русской литературе, в которых про­явилась его широкая литературная эру­диция.

В 1833-37 Александр Иванович находится на посе­лении (в Елани, затем в Ишиме).

В 1837 переведен в действующую армию на Кав­каз рядовым Нижегородского драгунского полка. На Кавказе поэт попадает в среду ссыльных декабристов, а также встречается с Н. М. Сатиным, Н. П. Огаревым и Лермонтовым , на которых личность Одоевского оказала глубокое влияние.

Умер в укреплении Псезуапе от злокачественной ма­лярии.

С 1827-39 центральной частью литературного на­следия Одоевского являются стихи на национально-исторические темы, завер­шающие эту традицию декабристской поэзии

«Василько» ,

стихотворения

«Старица-пророчица» ,

«Неведомая странница» ,

«Зосима» ,

«Кутья» и другие.

Будучи непо­средственным откликом на поражение восстания, они разрабатывают тему раз­грома древнерусской вольности и отли­чаются суровым и трагическим лириз­мом. Но, в отличие, например, от «Дум» Рылеева, Одоевский стремится везде выдержать древнерусский колорит, избегая прямых аллюзий и анахронизмов и в ряде слу­чаев основываясь непосредственно на ис­торических реалиях. Интерес к нацио­нальной тематике обусловил и частые об­ращения поэта к народнопоэтическому твор­честву. В центре национально-историчес­ких стихов Одоевского - драматическая судьба гибнущего за свободу героя. Для Александра Ивановича характерно также усиленное внимание к теме народа и его роли в историческом процессе, что явилось отражением раз­мышлений Одоевского над судьбами восстания де­кабристов. Соотношение между «героем» и «народом» для поэта, однако, не вполне ясно, и он остается в пределах представ­ления о надклассовости передового обще­ственного борца. Александр Иванович разрабатывает и ха­рактерную для декабристской лирики тему поэта и поэзии, осложняя образ поэта-гражданина философско-эстетической проблематикой

«Сон поэта» ,

«Триз­на» ,

«Умирающий художник» и другие.

Вообще для творчества Одоевского Александра Ивановича характерно усиление философского начала, которое в значительной мере трансформирует у него традиционный жанр элегии и даже анакреонтическую и любовную лирику, приводя к появлению своеобразных фи­лософских медитаций и лирических моно­логов

«Два образа» ,

«Зачем ночная ти­шина...» ,

«Элегия» («Что вы печальны, де­ти снов...» ),

«Как недвижимы волны гор» ,

«Куда несетесь вы, крылатые станицы?» и другие; нередко, особенно в последние годы творчества, в них звучат ноты одиночества и почти безнадёжности.

В то же время поэт продолжает интенсивно развивать и традиции гражданской поэ­зии декабризма, не только прямо откли­каясь на события декабристской каторги (среди них посвященные женам декабристов стихи «Кн. М. Н. Волконской», «По дороге столбовой» и другие), но и создавая прямые апологии казненных декабристов как мучеников за свободу

«Колыбельная песнь» ,

«Недвижимы, как мертвые в гробах» .

Одоевскому принадлежат лучшие политические стихи декабристской каторги, проникну­тые убеждением в исторической правоте дела декабристов

«Элегия» ,

«Что за ко­чевья чернеются» ,

«Струн вещих пламен­ные звуки» - ответ на послание Пушкина декабристам. В поэзии Александра Ивановича отразился и острый интерес к национально-освободительному движению в Польше, и сочув­ствие польской революции («Славянские девы», «Недвижимы, как мертвые в гро­бах» ).

Стихи Одоевского отличаются большим рит­мическим разнообразием и смелыми поис­ками в области строфики и рифмы. Как философская насыщенность, так и поэ­тика Одоевского в значительной мере подготовили последующие искания русской поэзии (в частности, Лермонтова).

Впервые сочинения Одоевского Александра Ивановича изданы в 1883. Только в советском литературоведении был установлен подлинный состав сти­хотворного наследия поэта, а также пока­зана связь его с декабристской литерату­рой и общественной мыслью, в противо­вес дореволюционному литературоведе­нию, преувеличившему религиозно-мис­тические мотивы его творчества.

Умер – , укрепление Псезуапе на Кавказе.

Князь, поэт-декабрист, корнет, участник восстания на Сенатской площади. Приговорен к 8 годам каторги, отбывал в Нерчинских рудниках, с 1837 рядовой на Кавказе. Поэзия характерна для гражданственного течения русского романтизма: элегии, историческая поэма "Василько" (1829 — 30), стихотворный отклик на "Послание в Сибирь" А. С. Пушкина, содержащий крылатую строку "Из искры возгорится пламя".

Биография

Родился 26 ноября (8 декабря н.с.) в Петербурге в семье, принадлежавшей к старинному роду удельных князей Черниговских. Получил хорошее домашнее образование. С юных лет проявлял интерес к литературе.

В 1815, по обычаю старинных дворянских семей, Одоевского записали на гражданскую службу — канцеляристом в Кабинет его величества. В это же время познакомился со своими двоюродными братьями — Александром Грибоедовым и Владимиром Одоевским.

В 1821 поступил на военную службу. Будучи офицером конногвардейского полка, вступил в Северное тайное общество за несколько месяцев до восстания и принял участие в выступлении на Сенатской площади. Был приговорен к пятнадцатилетней каторге, срок которой был в дальнейшем сокращен до 12 лет. В оковах был отправлен в Сибирь — сначала в Читинский острог, затем в Петровский завод за Байкалом.

Как поэт Одоевский почти не проявлял себя до восстания. После ареста, в Петропавловской крепости в душе его произошел перелом, он ожил, обрел уверенность в своих силах, там написал стихотворения "Воскресенье" (1826), "Сон поэта" (1827). В Сибири стал поэтом декабристской каторги.

Именно он от лица всех ссыльных ответил стихами на слова пушкинского послания "В Сибирь" — "Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли". В стихотворении "Тризна" он оправдывал дело декабристов; писал стихи, посвященные памяти Веневитинова, Грибоедова. Есть в его поэзии и мучительные раздумья о смысле и назначении их борьбы, попытки оценить эту борьбу с позиций будущего ("Элегия", 1829).

В 1833 Одоевский был переведен на поселение сначала под Иркутск, затем в Тобольскую губернию.

В 1837 был направлен на Кавказ солдатом в действующую армию. В Ставрополе произошло его знакомство с М.Лермонтовым, вскоре перешедшее в дружбу.

В 1839 в крепости Псезуапе (теперь пос. Лазаревское близ Сочи) Одоевский заболел малярией и умер. Могила не сохранилась.

Одоевский, Александр Иванович

Поэт-декабрист, происходил из древней княжеской фамилии. Родился он в 1802 году, и благодаря отцу своему - Ивану Александровичу, горячо его любившему, получил прекрасное домашнее образование. 1 октября 1821 года Одоевский поступил юнкером в лейб-гвардии Конный полк, 1 мая 1822 года произведен был в эстандарт-юнкера, а 23 февраля 1823 года в корнеты. Служа в Петербурге, Одоевский сблизился с кружками тогдашней передовой молодежи, с которыми его соединяли литературные, философские и общественные интересы. Тогда же, вероятно, Одоевский ознакомился с воззрениями Канта и Фихте. Увлекался он также немецкой литературой, в которой перед другими отдавал предпочтение Шиллеру. Красивый, умный от природы и прекрасно образованный, благородный, кроткий и добрый в душе, но энтузиаст и с пылким воображением, - Одоевский производил сильное впечатление на всех, с кем ему приходилось встречаться. Он имел много друзей, как среди своих сослуживцев, так и в литературном кругу, но теснее всего был привязан к Грибоедову, которому приходился дальним родственником. Дружба Грибоедова и Одоевского сыграла большую роль в жизни того и другого и была порой трогательна. Одоевский не раз удерживал пылкого Грибоедова от легких романов с представительницами тогдашнего балета и предостерегал его, резкого и невоздержного на язык, от излишней откровенности перед людьми, не отличавшимися ни скромностью, ни стойкостью убеждений. Во время известного наводнения в Петербурге в 1824 году Одоевский с опасностью жизни старался добраться до дома, где проживал Грибоедов, чтобы его спасти. С своей стороны Грибоедов понимал и умел ценить глубоко преданного ему Одоевского.

Переживая одно время тяжелое настроение, он скрывал его от своего друга, боясь опечалить его, ибо был твердо уверен, что тот отнесется к нему с горячим сочувствием. Когда же Одоевский попал в Сибирь, Грибоедов глубоко страдал, он хлопотал перед Паскевичем об облегчении его участи, старался утешить его нежными письмами и посылал ему книги, чтобы хоть сколько-нибудь улучшить те тяжелые условия, в каких находился близкий ему человек. Кроме Грибоедова, из представителей литературного мира Одоевский ближе всего был к Александру Бестужеву и Рылееву, при содействии которого и сделался в начале 1824 года членом Тайного Северного Общества. Есть известие, что он принимал участие в сходках декабристов 12 и 13 декабря и на одной из них в восторге воскликнул: "Умрем! Ах, как славно умрем! В самый же роковой день, 14 декабря, как говорит официальное донесение, он удерживал конногвардейцев, когда граф Милорадович, по приказанию императора Николая, явился в казармы с тем, чтобы вести полк против возмутившихся войск. С Сенатской площади Одоевский, по свидетельству одних, скрылся было в квартире своей тетки Ланской, но мужем ее отведен был во дворец, а, по рассказам других, нашел приют у А. А. Жандра, сначала его укрывшего от преследования полиции, а потом убедившего его явиться самому с повинной. Верховным уголовным судом он признан был виновным в том, что участвовал в умысле бунта, принял в тайное общество одного члена и лично действовал во время мятежа с пистолетом в руках. По разборе дела, Одоевского зачислили в четвертый разряд и присудили к временной ссылке в каторжную работу на 15 лет, а по окончании их на вечное поселение в Сибири. 10 июня 1826 года приговор был формирован Николаем I; 12 его объявили осужденному; 22 августа, когда, по случаю коронации, декабристам срок каторжных работ сбавили, Одоевскому его уменьшили до 8 лет. 1 февраля 1827 года Одоевского, вместе с Нарышкиным и братьями Беляевыми, отправили в Сибирь - в Читу. Там на первое время поместили его вместе с некоторыми другими декабристами в старом каземате. Заключенных ежедневно водили на работы: сначала копать ямы для вновь сооружавшегося здания, а когда настало лето, зарывать овраг, находившийся в конце села. Зимой перевели их в только что отстроенную тюрьму. Сюда же водворены были и их товарищи, отбывавшие до того времени срок в Благодатских рудниках. Пока с родными, оставленными дома, не заведены были постоянные сношения, декабристы должны были довольствоваться ничтожным казенным содержанием, что поставило бы их в бедственное положение, если бы жены некоторых из них, явившиеся в Сибирь, не поспешили на собственные средства создать не только для своих мужей, но и для их друзей более или менее сносную обстановку. Вскоре от родных и друзей стали отлучаться книги и газеты на русском и иностранных языках. За стенами каземата началось усердное чтение и совместное обсуждение прочитанного. Для развлечения составился хор любителей пения. Нашлись собственные музыканты, к числу которых принадлежал между прочим и Одоевский. Принимал Одоевский также живое участие и в небольшом религиозном обществе верующих, отыскавшем себе приют в одном из уголков каземата. Прозвано было это общество "конгрегацией". На собраниях его читались обыкновенно: Деяния апостолов, евангелие, какая-нибудь проповедь и глава из "Stunden der Andacht" (в русском переводе А. E. Розена); иногда участники его вели религиозно-философские споры. В конце 1828 года с декабристов сняли оковы, а осенью 1830 года заключенных в Чите перевели в Петровский железный завод (близ Верхнеудинска), где была построена для них особая тюрьма. Путешествие из Читы в Петровский завод, хотя и под конвоем, произвело на декабристов, истомившихся за стенами острога, освежающее впечатление.

В новом помещении внутренний порядок их жизни не переменился. По-прежнему их не обременяли работой, а они, как и раньше, все свободное время посвящали самообразованию. С этой целью они устроили кружок, прозванный "академией". Каждый из членов его обязан был прочитать несколько лекции по той отрасли знания, в которой он чувствовал себя наиболее компетентным. На долю Одоевского выпало ознакомить товарищей с историей русской словесности. Начал он ее со "Слова о полку Игореве" и довел до 1825 года. Излагал он свой предмет наизусть, хотя в руках у него во время чтении находилась тетрадка, оказавшаяся впоследствии совершенно чистой. Из тюрьмы Одоевский переписывался со своим отцом. Заключение, видимо, его не изменяло. Он большей частью был таким же свежим, добрым, веселым и беспечным, каким его знали до ссылки. В 1832 году, по случаю рождения великого князя Михаила Николаевича, декабристам убавили срок работ. Одоевский, как зачисленный в 4-й разряд, освобождался теперь совершенно от каторги и переходил на поселение. В начале 1833 года он оставил Петровский острог и переведен был в село Еланское, Иркутской губернии. Отец Одоевского ввиду сурового климата в Иркутской губернии ходатайствовал о дозволении сыну перейти в Тобольскую, но прошло около двух лет, прежде чем эта просьба была, наконец, удовлетворена. Летом 1836 года Одоевского перевели в Ишим, хотя сам он мечтал о Кургане, где находились его друзья: Розен и Назимов. В Ишиме он оказался было на первых порах одиноким, совершенно изолированным от товарищей, но вскоре сблизился с А. М. Янушкевичем, очень умным и образованным поляком, отбывавшим в то время наказание за участие в польском восстании. В 1837 году, по ходатайству наследника Александра Николаевича, участь декабристов, как известно, была смягчена. Одоевский попал в число тех, которые переводились из Сибири на Кавказ рядовыми. Говорят, что в облегчении судьбы поэта сыграло немалую роль и послание его к отцу, сделавшееся известным императору Николаю I и тронувшее его глубоким чувством сыновней любви. Выезжая на юг, Одоевский в Тобольске после четырехлетней разлуки радостно встретил многих своих товарищей. Отсюда он отправился на Кавказ вместе с Назимовым. На пути, в Казани, произошло трогательное свидание Одоевского с семидесятилетним стариком отцом его, который много раз пытался выхлопотать себе право посетить сына в Сибири, но не мог добиться осуществления своего пламенного желания. Старик проводил сына до Симбирска и расстался с ним, на этот раз навсегда. Прощаясь, он просил Назимова беречь дорогого для них обоих Александра Ивановича. Впоследствии в письмах Назимову на Кавказ он именем Христа умолял его о том же самом. Одоевский зачислен был в Нижегородский драгунский полк, находившийся в урочище Кара-Агач, близ царских колодцев, в ста верстах от Тифлиса. Сослуживцами Одоевского по этому полку сказались Л. С. Пушкин и Лермонтов. В первом из них он нашел приятного собеседника, интересующегося вопросами литературы; во втором - близкого друга, "делившего с ним тоску изгнания", а впоследствии посвятившего памяти его одно из самых задушевных своих произведении. На Кавказе же Одоевскому пришлось познакомиться с двумя "идеалистами" 30 годов: Н. М. Сатиным и Н. П. Огаревым. На Сатина он произвел сильное впечатление. Расстались они друзьями. Огарев перед Одоевским благоговел. К этому побуждало его не только прошлое поэта - декабриста, но весь склад его нравственной физиономии, и его тогдашнее настроение. В статье "Кавказские воды", характеризуя Одоевского, Огарев называл его "христоподобной" личностью, жаждущей человеческой чистоты; не знающей, что такое личное счастье, и стремящейся исключительно к самоотречению. Кроме Пятигорска, Железноводска и Ставрополя, где Одоевский встретился с только что упомянутыми лицами, он несколько раз посещал Тифлис, в котором имел возможность исполнить свое давнишнее желание ― помолиться на могиле своего друга Грибоедова. В 1839 году предпринята была под начальством генерала Н. Н. Раевского экспедиция на берег Черного моря, с целью укрепления Лазаревского форта между Субаши и Сочи. В ней приняли участие почти все декабристы, отбывавшие наказание на Кавказе, а с ними и Одоевский, прикомандированный к полку линейных казаков. Видя удальство последних, Одоевский стал им подражать и некоторое время сам увлекался военными подвигами. - Летом того же года пришло известие о смерти старика-отца Одоевского. Как громом, оно поразило сына. Быстро он изменился физически и духовно, обратившись из веселого, детски беспечного в грустного и задумчивого. Раньше он любил общество, теперь по целым дням не выходил из палатки; говорил, что у него порвалась последняя связь с жизнью; просился в "дело", уверяя, что перст Божий указывает ему развязку с постылым существованием. Он не раз подвергался опасности быть убитым, но сражен был не оружием, а местной жестокой лихорадкой. Умер он или, как выразился один из его друзей, "отдал Богу последний вздох беспредельной любви" в Псезуане 15 августа 1839 года, в присутствии своих читинских товарищей: Н. А. Загорецкого и К. Е. Игельстрома, на руках "олицетворенной" доброты и честности - поручика-финляндца Сальстета, которого покойный любил за его детскую доброту и искренность. Смерть Одоевского одинаково оплакивали как его товарищи декабристы, так и офицеры и простые солдаты. Похоронили его у самого моря. На могиле поставили простой деревянный крест, окрашенный в красную краску. Вскоре укрепление перешло к горцам. Когда же оно стало опять нашим, и один из друзей поэта вздумал посетить могилу его, он увидел, что она была разрыта. Так без следа исчезло место погребения Одоевского.

Быть может, и поэзия Одоевского без следа исчезла бы для потомства, если бы друзья беспечного или излишне скромного поэта не записывали его произведении, чего он сам почти никогда не делал. При жизни Одоевского напечатано было лишь одно его стихотворение ("Сен-Бернар"), да и то без его ведома, потом стихотворения Одоевского время от времени появлялись то за границей, то у нас, в России, преимущественно в исторических журналах. Только в 1883 году вышел небольшой сборник их, изданный одним из оставшихся в живых друзей поэта - декабристом Розеном. В нем более половины занято было стихотворениями, до тех пор почти совершенно неизвестными.

Из произведении Одоевского, сохранившихся до нас, самые ранние - две его критические статьи, впервые напечатанные в 1825 году, в "Сыне Отечества". Двадцатые годы были временем, когда в нашей журналистике велась ожесточенная борьба между классицизмом и романтизмом. Одоевский, как критик, принадлежал к молодой литературной партии. Позже и как поэт он отдал дань романтизму, создав в духе его историческую поэму "Василько". Но не в поэме и не в патриотических стихотворениях (были и такие у Одоевского) главным образом надо искать характерные особенности его поэзии, а в его лирике, созданной под впечатлениями жизненных обстоятельств, близко его касавшихся. В истории русской литературы среди поэтов-современников Пушкина Одоевский должен занять не последнее место. Правда, его произведения не свидетельствуют о богатой творческой фантазии автора, но зато отличаются всегда глубиной чувства, искренностью и удивительной задушевностью. Так как жизнь редко дарила поэта радостью, то и характер их почти всегда меланхолический. Одоевский "пел", как он выражался, "из гроба", пел о том, как тяжело томиться в этом гробу, когда так мучительно хочется жить, - вдали от дорогих сердцу людей, без надежды на счастье, без общественной деятельности, без всего, что согревает нас своим приветом и осмысливает наше существование. Но песни его чужды отчаяния, и в них не слышно проклятий людям. Напротив, они проникнуты "гордой верой в жизнь иную", и не только там , на небесах, но и здесь , среди людей, к которым лишь изредка он обращался с легким упреком за их излишнюю холодность и недостаток в них сердечности. Рисуя картины неволи, поэт не забывал, что за стенами острога существует другой мир, сияющий красотой, и жизнь, полная великого смысла. Об этом мире напоминали ему мечты о прожитом, его друзья и их героини жены. Мечты он любил, как друзей; друзьям отдавал всю свою нежную душу, а перед подвигами героинь благоговел, как перед святыней. Лермонтов сказал, что Одоевский был рожден для поэзии и счастья. Поэзия ему никогда не изменяла: она была постоянным и верным спутником в его нерадостной жизни. Он черпал в ней "все радости, усладу скорбных дней, когда в снегах пустынных", а потом в стране изгнанья он "славил мир, его красу и стройность вечных дел, Господних дел, грядущих к высшей цели". Счастья же он, по-видимому, не знал, и глубоко восприимчивое сердце его осталось, кажется, без ответа. Воспоминание о каком-то образе "светлооком" "тревожило покой его души"; поэт носился за ним мыслью, "как носятся тучи за ветром осенним", но нежно о нем вспоминая, он все-таки "тосковал" одиноко, "усталой душой сиротея". Зато он знал счастье горячей отцовской любви, за которую - с своей стороны - платил глубоким сыновним чувством. В этом чувстве он "слил всю" свою "жизнь", все силы, какие пощадила в нем его судьба.

Одоевский во многих отношениях является сыном своего времени. Религиозный идеализм, который служил основным началом всей его жизни и которым проникнута его поэзия, не был чужд большинству его сверстников, но в Одоевском он выразился с особенной силой, благодаря его индивидуальным особенностям: удивительно нежной организации сердца, способного отдаваться любви до самозабвения. В одном из своих лучших произведений, относящихся к кн. М. Н. Волконской, поэт изображает жен декабристов в образах ангелов-утешителей, "низлетевших с лазури в суровый край, посвященный слезам и скорби. Таким ангелом-утешителем представляется и сам Одоевский. В "жестокий" век, когда чувствительность не особенно жаловалась, он приносил "любовь и мир душевный" каждому, с кем встречался. Недаром все, знавшие его, так очаровывались им. В поэзии Одоевского отразилась кристально-чистая душа его, глубоко любившая жизнь и пламенно стремившаяся к идеалу.

Полное собрание стихотворений А. И. Одоевского. Собрал А. Е. Розен". СПб. 1883; Сочинения А. И. Одоевского. С биографическим очерком и примечаниями, составл. М. Н. Мазаевым. Изд. Е. Евдокимова. СПб. 1893 г. Ответ на послание Пушкина ("Голоса из России", ч. IV. Лондон. 1858 г. и "Русск. Архив", 1881 г., т. I). При известии о польской революции ("Русская потаенная литература 19 стол.", Отд. и. Стих. "Часть I. С пред. Н. Огарева. Лейпциг, 1861 г.). Библиотека русских авторов. Собрание стихотворений декабристов. T. II. Лейпциг. 1862 г. - "Русская старина": 1870 г., т. I (письма А. И. и его отца). Записки М. А. Бестужева); 1874 г., т. Х и XI; 1875, т. XIII; 1878, т. XXI; 1881 и 1882 (Воспоминания А. П. Беляев); 1882, т. ХХХIII и XXXIV; 1883, т. XXXIX; 1887, т. LIII, 1888, т. LVIII; 1890, т. LХVIII; 1897, т. LXXXIX. "Русский Архив", 1869 г.; 1874, т. I; 1874, т. I и II (Записки Н. Ив. Лорера); 1881, т. II; 1883, т. III (Воспоминания Г. И. Филипсона); 1885, т. III; 1899, т. II. "Исторический Вестник": 1883, № 2 и 5 (биографический очерк, сост. А. Сироткиным); 1884, № 11 и 12; 1896, № 5 (В. А. Тимирязев. Пионеры просвещения в западной Сибири). 1900 г., № 6 (И. Данилов. Забытая писательница). "Литературный Вестник" 1901 г., т. I (кн. 4) и т. II (кн. в и 7). "Девятнадцатый век", 1872, т. I (Записки Н. В. Басаргина), "Древняя и новая Россия", 1878, т. II и 1879, кн. 4 (Д. Завалишин: Воспоминания о Грибоедове), "Новое Время", 1883 г., № 2496; "Русская Мысль" 1893 г., № 4. "Дело" 1883, № 2. "Отечественные Записки", 1883, № 2. "Библиографические Записки", 1861 г., № 18. "Русское Богатство"; 1901 г., № 9 (Н. А. Котляревский. Литературная деятельность декабристов). "Полярная Звезда": на 1861 г. № 6 ("Кавказские воды" Н. Огарева); на 1862 г., кн. 7, вып. 2. Записки декабристов. Лондон. 1863, вып. 2 и 8-й. Записки П. А. Каратыгина. СПб. 1880 г. Пыпин А. "Общественное движение при Александре I". СПб. 1885 (также и его "История русской литературы"). Веселовский А. Этюды и характеристики (его же статья о Грибоедове в сборнике "Почин" на 1895 г.). Из воспоминаний Н. М. Сатина ("Почин" на 1895 г.) А. Н. Дмитриев-Мамонов. Декабристы в Западной Сибири. М. 1896. С. В. Максимов. Сибирь и каторга. Записки С. Г. Волконского. СПб. 1901. Прот. Т. Д. Буткевич. Религиозные убеждения декабристов. Харьков. 1900. Записки А. Е. Розена (заграничные и русские издания). Сочинения Лермонтова: Изд. 1873, под ред. П. А. Ефремова и 1891 г., т. 6 (биография Лермонтова П. А. Висковатова). Сочинения Грибоедова, изд. 1889 г.

С. Переселенков.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Одоевский, Александр Иванович" в других словарях:

    Одоевский Александр Иванович … Википедия

    Одоевский Александр Иванович - (1802—1839), князь, поэт декабрист. Двоюродный брат В. Ф. Одоевского. Родился в Петербурге. Получил домашнее образование. С 1815 служил в Кабинете его императорского величества. В 1821 поступил в лейб гвардии Конный полк, в 1823 произведён в … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1802 39), князь, рус. поэт, декабрист. После 7 лет каторги и 3 лет поселения в Сибири, в 1837 был определен рядовым в Кавк. корпус, с 7 ноября 1837 в Нижегородский драгун. полк (вместе с Л.). Умер от лихорадки, находясь в действ. армии на берегу … Лермонтовская энциклопедия

    Русский поэт, декабрист. Принадлежал к старинному роду князей черниговских. Получил домашнее образование. Литературные взгляды О. во многом… … Большая советская энциклопедия

ОДОЕВСКИЙ , Александр Иванович -- поэт. Декабрист. Происходил из древнего княжеского рода. Его ждала блестящая карьера и ничем не омрачаемая жизнь в высших слоях петербургского света. Но он избрал другой путь. О. получил хорошее домашнее образование, в 1821 г. поступил на военную службу. Молодого офицера окружала атмосфера свободомыслия, патриотизма, высокого представления об общественном долге. Родство и тесная дружба связывали его с Грибоедовым. Большая часть написанного им до восстания 14 декабря до нас не дошла. Из немногих стихотворений той поры особого внимания заслуживает "Бал" (1825). В нем изображено враждебное автору светское общество. Зимой 1824/25 гг. О. стал членом Северного общества и примкнул к его радикальному крылу. Участвовал в обсуждении проектов конституции и плана восстания. На решающем совещании 13 декабря решительно поддержал тех, кто, как Рылеев, был исполнен решимости ценой гибели купить "первую попытку для свободы России". "Ах, как славно мы умрем!" -- восклицал он. 14 декабря О. командовал заградительной цепью, ездил поднимать лейб-гренадерский полк, часть которого прибыла на Сенатскую площадь. О. был одним из самых молодых участников восстания (ему только исполнилось 23 года). В первые дни, проведенные в Петропавловской крепости, отчаяние, вызванное провалом всех планов и замыслов, одиночное заключение, допросы, исполненные угроз, лишили его душевного равновесия и повергли в состояние растерянности. Но постепенно он овладел собой, и к нему вернулось убеждение в правоте дела, в жертву которому он себя принес. В стихотворении "Воскресенье" (1826), в самом раннем из написанных после ареста и дошедших до нас, поэт видит себя "забытым в тюрьме", но воспевающим "и славу вышнего, и на земле спасенье", "из гроба пел я воскресенье". В Петропавловской крепости О. написал и стихотворение "Сон поэта" (1826 или 1827). В нем воспет "певец народный", который "не поет для суеты", но срывает "душой свободной / Небес бессмертные цветы". Он не ищет ни венца, ни обольщающих похвал. Свою награду он видит в другом: он призывает почтить "сон его священный / Как пред борьбою сон борца". Вера О. в конечное торжество исторического дела декабристов нередко выражалась им аллегорически, на материале исторических сюжетов ("Тризна", 1828). В стихотворении "Дева 1610 года" (между 1827 или 1830) устами "божественной девы" выражена скорбь, вызванная притеснениями, которым подвергается "поверженный народ", неспособностью народа к протесту, к борьбе за свои права. "Где ж русские? Где предков дух и слава?" -- восклицает она и обращается со страстным призывом "начать святую битву": "К мечам! За родину к мечам!/Да смолкнет бич, лиющий кровь родную! / Да вспыхнет бой!" В стихотворении "Неведомая странница" (1829 или 1830) женщина из толпы изгнанников, покидающих покоренный Новгород, призывает стойко переносить страдания, цепи, "бичи, темницы тесные" и верить в грядущее торжество свободы, справедливости и счастья. Политическая зрелость и верность идейным установкам дворянских революционеров проявились в стихах О., посвященных идее славянского единства и борьбе за свободу славянских народов. Поэт мечтает о времени, когда в "единый голос" сольются голоса славянских племен, когда "потечет сей поток-исполин, / Ясный, как небо, как море, широкий" и "землю украсит могучей красой" (Полн. собр. стихотворений.-- С. 139). Когда на Петровский завод, где находился приговоренный к каторжным работам О., пришло известие о восстании в Варшаве и о том, что польские революционеры отслужили панихиду по пяти казненным декабристам, поэт откликнулся на него стихотворением "Недвижимы, как мертвые в гробах" (1831), в котором прославил "несчастных жертв, проливших луч святой / В спасенье русскому народу". Имена пяти вождей восстания -- это "святые имена". Их мысль и дело -- живы: "В нас еще не гаснут их мечты". Стихотворение завершается грозным предзнаменованием неизбежной кары, которая постигнет ныне торжествующих палачей: "огнь пожжет" их чело. В поэзии О. нашла глубокое и сильное выражение вера в торжество идеалов, за которые боролись декабристы. Но есть в ней и мучительные раздумья о смысле и назначении их борьбы, попытки оценить эту борьбу с позиций будущего, вскрыть ее исторический смысл, воплощенный в стихотворении "Элегия" ("Что вы печальны, дети снов?", 1829). Право на "горькие думы", на печальный взгляд назад имеет не каждый, утверждает поэт. Тем, кто прошли свой путь, "едва касаяся земли", незачем глядеть "на путь пройденный". Иное дело -- тот, кто "духом был борец" и, "искусив все жизни силы, / Стяжал страдальческий венец". Для того, в ком "порывы есть святые, / И чувства жар, и мысли свет, / Высоких мыслей достоянье", поражение, заключение, мучительные годы одиночества и горестных раздумий -- ступени тяжкого, но не напрасно пройденного пути. Незримо "в лазурь небес восходит зданье", каждое поколение вносит в это свой вклад. Уроки трагических событий 1825 г., причины поражения дворянских революционеров, проблема народа и его роли в историческом процессе, взаимоотношений между народом и его вождями занимали О. и тогда, когда он обратился к большой поэтической форме -- к созданию поэмы "Василько" (1829--1830). Народ изображен здесь как самостоятельная и значительная сила, от которой зависит судьба героя и исход его замыслов. Трагедия героя поэмы в том, что в решающий момент он остается один. На вопрос, почему народ и герой оказались разъединены, почему герой не нашел "защитников" в массах, О. не дает ответа. Шедевром творчества О., произведением, в котором в наибольшей степени проявились и его поэтический талант, и стойкость борца, и зрелость политического мыслителя, стали знаменитые стихи "Струн вещих пламенные звуки..." (1828 или 1829). Впервые они были опубликованы без подписи автора, имя которого долго оставалось неизвестным. Но и тогда, когда авторство О. было установлено, когда строка "Из искры возгорится пламя" стала эпиграфом к ленинской "Искре", она была подписана словами: "Ответ декабристов Пушкину". Стихотворение было написано от имени всех узников, томившихся в "каторжных норах", скрепленных единством судьбы, мысли и воли. "Мы", "наш" -- эти слова проходят через все стихотворение. Повторив в чуть измененном виде пушкинскую строку "Не пропадет ваш скорбный труд" -- "Наш скорбный труд не пропадет", О. развил эту мысль на основе собственного понимания тенденций революционного развития. Не пропадет потому, что борьба, которую вела кучка героев, превратится в борьбу всего народа. Поднято "святое знамя", и под ним "сберегся" "просвещенный наш народ", просвещенный пониманием своих подлинных интересов, сознанием своих прав и своей силы. Представление, которое мы имеем о поэтическом наследии О., скудно и неполно. Он не хранил свои стихи, а многие даже не записывал, и они дошли до нас лишь в изложении его товарищей по каторге и ссылке. Но и то, что нам известно, убеждает в необыкновенном богатстве и обаянии его личности, в том, что лучшим из поэтов-лириков декабристского круга был именно О. В начале 1833 г. О. был переведен на поселение, он жил сначала в Иркутской, а потом в Тобольской губ. В августе 1837 г. О. оказался в числе нескольких декабристов, которых Николай I определил рядовыми в Кавказский корпус. Будучи на Кавказе, О. сблизился с М. Ю. Лермонтовым, который полюбил его всей душой. Весть о кончине поэта-декабриста застала Лермонтова в Петербурге и побудила его написать проникновенное стихотворение, полное любви и сочувствия к погибшему другу. Образ О., созданный Лермонтовым, остается непревзойденным художественным воплощением личности декабриста в русской поэзии. Соч.: Полн. собр. стихотв. и писем / Вступ. ст. Д. Д. Благого.-- М.; Л., 1934; Полн. собр. стихотв. / Вступ. ст., подгот, текста и примеч. М. А. Брисктана.-- Л.. 1958. Лит.: Кубасов И. А. Декабрист А. И. Одоевский и вновь найденные его стихотворения.-- Пб., 1922; Ягунин В. П. Александр Одоевский.-- М., 1980 (Жизнь замечательных людей)- Дедусенко И. В. Певца несуетная лира: Повесть об А. Одоевском.-- Ставрополь, 1985.