Ономастика значение имени. Ономастика ‒ это наука, изучающая имена собственные. Ономастика в разных смыслах

Эта статья попытается ответить на вопрос о том, что такое ономастика. Здесь мы рассмотрим ее общее определение с точки зрения языкознания. Также внимание будет уделено определению направлений этого раздела. Более детально будет изучена историческая ономастика.

Введение

Ономастика - что это такое?

Под данным термином подразумевают один из разделов языкознания, изучающий любые вопросы, связанные с собственными именами (с. и.), а также историей их возникновения или трансформацией вследствие долгосрочного употребления в языке, из которого они были заимствованы. В более узком значении, это понятие можно определять как набор для изучения собственных имен, пришедших из другого языка-источника. Предметом для изучения выступают с. и.

Синонимическими разделами служат: ономастика, ономасиология и ономатология.

Детальнее об искусстве и его анализе

Ономастика как наука о собственном имени появилась очень давно. Перевод с греческого языка, определяет ее как "искусство именовать". Говоря научным языком, можно сказать, что данный раздел лингвистики специализируется на собственных именах и историческими свидетельствами, раскрывающими их суть и значение.

В данный раздел входит несколько подразделов, среди которых выделяют: топонимику, антропонимику, астронимику, зоонимику, космонимику, хрематонимику, прагмонимику, карабонимику и теонимику. Ниже мы остановимся на их общем описании.

Направления

Ономастика - это наука, включающая в себя следующие разделы:

  • Антропонимику - раздел об изучении собственных имен и фамилий людей, а также их происхождении и преобразовании, произошедшем вследствие их длительной эксплуатации, географической распространенности, изменении социальной функции и т. д.
  • Астронимику - раздел, анализирующий названия любых небесных объектов, как в общем числе, так и отдельных единиц (Солнце или Луна, множество звезд и комет и т. д.)
  • Космонимику - изучение наименований объектов, пребывающих, исключительно в космическом пространстве.
  • Топонимику - раздел, занятый анализом с. и. объектов географии, и ее образований. Примером может служить: река Нил, Египет, гора Джомолунгма и т.п.
  • Зоонимикой именуют раздел, изучающий с. и. и клички животных.
  • Хрематонимика - это раздел о предметах, относящихся к культуре человека.
  • Карабонимика - это раздел о собственных именах, которыми называют катера, корабли и прочие судна.
  • Теонимикой именуют раздел о собственных именах богов и различного ряда божеств.
  • Прагмонимика - подраздел ономастики, изучающий наименование продукции и товаров. Примером может служить понятие «чоконимы» - шоколадный вид продукции.

Предназначение

Все вышеупомянутые разделы ономастики создают общую базу для исследования собственного имени. Исследования этого раздела позволяют человеку прослеживать миграционный путь и места, где расселялись разнообразные народы. Это возможно благодаря анализу языковых и культурных контактов, отслеживаемых в языках, а также определению специфики закономерностей хранения и передачи собственных имен.

Наличие определенной социальной функции - быть индивидуализирующим средством определения и выделения объектов и субъектов, а также городов, явлений и т. д. - позволяет собственному имени также сохранять свое этимологическое значение, которое очень часто упускается и/или затмевается при наличии определенных причин. Важно уметь отслеживать подобную информацию и верно ею пользоваться. С. и. обладают огромной устойчивостью, которая сохраняется даже при значимых революционных событиях.

Исторические факты

Что такое ономастика? Определение этого слова пришло к нам из греческого языка. Ономастика дает нам ценную информацию об истории посредством установления мест поселений, путей миграции (особенно важно для изучения народов, что исчезли), анализа местных мифов и т. д. Общий объем данных позволяет человеку получить представление о типе поселения, об его общественном и семейном устройстве, а также отношениях.

Примером ономастики, а именно ее деятельности, служит анализ географ. названий, южного участка Восточно-Европейской равнины. Он позволяет положительно решить вопрос о вкладе скифов в развитие государственного языка РФ. Анализируя наименования городов, расположенных на водных путях (например, «Вышний Волочек»), можно получить заключение об особенностях транспорта, применяемого на воде. Это также помогает узнавать эпоху эксплуатации и многое другое.

Суть ономастики

Что такое ономастика, и в чем ее суть?

Главной задачей ономастического исследования, как и говорилось ранее, является выявление и понимание миграционного маршрута различных народов. Также этот раздел языкознания уделяет немало внимания изучению культурного ряда контактов, произошедших в ходе смешения языков.

Ономастические исследования сосредоточены на древних диалектах и изначальном устройстве и состоянии языка. Самое важное место среди подразделов ономастики занимает антропонимика.

Изучаемый раздел языкознания включает в себя некоторые аспекты, среди которых выделяют: описательную (анализ филологических и лингвистических вопросов и проблем), теоретическую (выведение законов и принципов функционирования любой ономастической системы), историческую (историю имен), художественную и этническую.

Исторический раздел

Что изучает ономастика, а именно ее исторический раздел?

Аспект истории занимается анализом ономастических данных. С. и. являются частью языка и, следовательно, входят в лингвистику. Однако наличие закономерностей, которые отслеживаются в развитии собственных имен, отличается от «эволюции», например, апеллятивов.

Возникновение с. и. и их изменение подчиняется не только фонетическому и морфологическому своду законов и правил, но и обуславливается прогрессом общества или особыми явлениями в нем. Примером может служить принадлежность престола трем разным Александрам и двум Николаям, что в будущем обусловило тенденцию к распространению данных имен среди русских дворян. Основываясь на внешнеполитических планах, Екатерина II назвала своего внука Константином, что соответствует имени императора византийской империи. Также, по подобным причинам были присвоены наименования городам, таким как: Одесса, Никополь, Севастополь и т. д. В данном случае ориентация названия исходит из географического расположения города, его населения и т. д.

Таким образом, историки могут сказать в ответ на вопрос: «что изучает ономастика?», что она анализирует собственные имена, посредством применения исторических фактов и использует с. и. как ценный источник информации, который может служить дополнительным материалом для исследователя или ученого.

О закономерностях

Что означает ономастика для историка, в общих чертах нам известно уже. Однако важно понимать, что данный раздел науки включает в себя закономерности, которые разделяют ее по разделам. Деэтимологизация - это одна из причин такого разграничения по подтипам. В процессе использования собственного имени, из него выветривается этимологическое значение и происхождение. Например, упоминая Любовь Львовну, субъекты не думаю о чувстве влюбленности или опасном хищном животном. Также, когда речь идет о Пушкине, мы не вспоминаем артиллерийские орудия. Человек чаще всего ощущает этимологию при знакомстве с малознакомыми названиями.

Разделение исторической функции

В историческом аспекте ономастики происходит раздел на два пласта. Один из них является доономастическим. Таки называет его один из крупнейших ученых в ономастической области исследований В. А. Никонов. Примером служит название города Парижа, значение которого указывает на принадлежность территории паризиеву племени. Как видите, данное с. и. служит ценным источником информации, но определить это бывает крайне сложно или вовсе невозможно.

2-е значение пласта - ономастическое. Данная «платформа» крайне проста. Рассмотрим на примере: Пекин - столица Китая, Копенгаген - столица Дании. Давыдов Николай Алексеевич - мой сосед, лаборант одной из лабораторий моего брата.

Отвечая на вопрос о том, что такое ономастика в исторической практике, важно знать также о двояком предназначении всех имен.

Во-первых, оно необходимо для отличия одних географических объектов, людей и т. д. от других. То есть выделять кого-либо или что-либо из общего ряда. При этом имя вводит единицу речи в границы определенной темы (городов, кличек животных, имен людей и т. п.). Выводы об именах делают с применением различных дополнительных средств, например, изучая имя человека, используют форманты.

Ономастика ‒ это слово, имеющее греческое происхождение. В переводе с данного языка оно означает "имя". Нетрудно догадаться, что ономастика как наука изучает имена собственные людей. Однако не только их. Ее интересуют также названия народов, животных, географических объектов. Кроме того, в отдельную науку выделяется часть ономастики, изучающая названия гор, рек, населенных пунктов и прочего. Она называется топонимикой.

Ономастика в разных смыслах

Имена собственные сегодня изучают представители различных наук (географы, историки, этнографы, лингвисты, литературоведы, психологи). Однако в первую очередь они исследуются именно лингвистами. Ономастика ‒ это раздел лингвистики. Она изучает историю возникновения и преобразования имен в результате употребления их в течение длительного времени в языке-источнике или же благодаря заимствованию их у других языков. Однако ономастика ‒ это понятие, которое может рассматриваться не только как наука. В более узком смысле это просто различных типов собственные имена. Иначе они называются ономастической лексикой.

Особенности изучения имен собственных

Значительную часть человеческой жизни охватывает такое понятие как имена собственные. Примеры их многочисленны. Они даются всему, что создают люди, а также географическим объектам, включая расположенные за пределами нашей планеты. Происхождение названий можно рассматривать комплексно ‒ с точки зрения логики и этимологии.

Изучая имена собственные, можно заметить специфические особенности их передачи и сохранения. Благодаря этому их исследование представляет научный интерес. Происхождение тех или иных названий может быть забыто, и сами они могут не иметь никакой связи с другими словами данного языка. Тем не менее, имя собственное даже в этом случае сохраняет социальное значение, то есть оно является понятным указанием на тот или иной предмет.

Нередко имена собственные очень устойчивы. На них зачастую не влияют происходящие в языке революционные изменения, и даже исчезновение языка и замена его другим не приводит к прекращению их употребления. К примеру, сегодня в русском языке все еще существуют названия, такие как Дон или Волга, которые не имеют в нем значения. Однако осуществив этимологический анализ, можно увидеть, что они имеют скифское происхождение. Такие исследования предоставляют возможность восстановить характер языка, который преобладал во время создания того или иного названия, выяснить многие аспекты, связанные с ним.

Ономастика и история

Зоонимика, как вы, наверное, догадались, занимается кличками и собственными именами животных (Бекингем, Арнольд, Беся, Бритни, Мурка, Шарик).

Хрематонимика

Хрематонимику также интересует имя собственное. Примеры того, что относится к области ее изучения, многочисленны. Хрематонимику интересуют те имена, которые принадлежат предметам материальной культуры (пушка "Гамаюн", меч Дюрандаль, алмаз "Орлов"). Мы знаем, что собственные имена часто используются для обозначения спортивных обществ, стадионов, отдельных партий ("Бессмертная партия", "Вечнозеленая партия"), праздников (День геолога, Первое мая), воинских частей, а также отдельных сражений (Куликовская битва, Бородинская битва). Предприятия обозначают свои услуги или товары с помощью товарных знаков, которые также являются собственными именами. Кроме того, хрематонимику интересуют названия книг, произведений искусства, отдельных стихотворений.

Этот раздел ономастики имеет не только академический интерес. В странах Запада, например, часто возникают судебные процессы, которые связаны с использованием названия товарного знака, похожего на название другого, принадлежащего фирме, которая выпускает конкурирующий товар. Решение о том, можно ли считать такие наименования подобными, может быть принято только с использованием научного анализа.

Карабонимика

Карабонимика занимается изучением собственных имен катеров, судов и кораблей ("Варяг", "Аврора", "Память Меркурия", "Бородино"). Заметим, что этот термин предложил российский ученый Алексушин вместо терминов "каронимика" и "наутонимика", употреблявшихся ранее.

Эргонимика

Эргонимика занимается исследованием наименований различных деловых объединений людей. К примеру, фирмонимы ‒ это названия фирм, а эмпоронимы ‒ слова, обозначающие названия магазинов. Эргонимику интересуют наименования кафе, баров, профсоюзов, бильярдных клубов, парикмахерских и др.

Прагмонимика

Прагмонимика ‒ это направление, в рамках которого исследуются названия видов товаров. Парфюнонимы, к примеру, это наименования ароматов, парфюмерной продукции (Lauren, Chanel), чоконимы обозначают названия шоколадной продукции ("Метелица", "Кара-Кум").

Теонимика

Теонимика занимается изучением имен богов, духов, демонов, персонажей легенд и мифов. Она показывает, как в имена собственные превращались нарицательные ‒ наименования огня, ветра, грома, грозы и других явлений природы.

Вопросы ономастики весьма интересны, не правда ли? Следует заметить, что разделы этой науки непосредственным образом связаны с практикой. Поэтому ономастику нельзя рассматривать лишь как занятие ученых-"чудаков". Имя собственное (примеры некоторых мы привели) изучает наука, которая тесным образом связана с нашей жизнью.

В современном русском языке существуют сотни тысяч нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы и другие реалии нашей жизни. Кроме них существует и другой, особый мир слов, выполняющих функцию выделения, индивидуализации и представляющих собой разнообразные имена и названия.

Сегодня имена собственные изучают представители самых разнообразных наук (лингвисты, географы, историки, этнографы, психологи, литературоведы). Однако в первую очередь собственные имена пристально исследуются лингвистами

Ономастика (от греческого "onomastikуs" - искусство давать имена) - раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения.

В более узком смысле ономастика - собственные имена различных типов (ономастическая лексика).

Направления ономастики

Топонимика – изучает собственные имена географических объектов (Россия, Красное море, Киев, Невский проспект, река Исеть, озеро Байкал, Куликово поле).

Антропонимика – исследует собственные имена людей ( Николаевич Ельцин, Калита). Антропонимика разграничивает народные и канонические личные имена, а также различные формы одного имени: литературные и диалектные, официальные и неофициальные. Каждый этнос в каждую эпоху имеет свой антропонимикон - реестр личных имен. Совокупность антропонимов называется антропонимией.

Космонимика – анализирует наименования зон космического пространства - созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные (Млечный Путь, Плеяды, Галактика Андромеды)

Астронимика – изучает названия космических объектов, или отдельных небесных светил (Солнце, Луна, Меркурий, комета Галлея, карликовая планета Церера, звезда Сириус).

Зоонимика – занимается собственными именами и кличками животных (Шарик, Мурка, Бритни, Беся, Арнольд, Бекингем).

Хрематонимика – изучает собственные имена предметов материальной культуры (алмаз "Орлов", меч Дюрандаль, пушка "Гамаюн").

Теонимика – изучает собственные имена богов и божеств любого пантеона (Стрибог, Зевс).

Карабонимика – изучает собственные имена кораблей, судов и катеров (Аврора, Варяг, Бородино, Память Меркурия). Термин предложил Алексушин взамен предложенным ранее терминам "наутонимика" и "каронимика".

Эргонимика – изучает наименования деловых объединений людей. Например, эмпоронимы - названия магазинов, фирмонимы - названия фирм. Сюда же относятся названия баров, кафе, парикмахерских, бильярдных клубов, профсоюзов и др.

Прагмонимика – изучает наименования различных видов товаров. Например, парфюнонимы - названия парфюмерной продукции, ароматов ("Chanel", "J"adore","Lauren"), чоконимы - названия шоколадной продукции ("Кара-Кум", "Метелица")

Функции ономастики

Ономастические исследования помогают выявлять пути миграций и места былого расселения различных народов, языковые и культурные контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов. Исследование имен собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. Вследствие своей социальной функции - служить простым индивидуализирующим указанием на определенный предмет - имя собственное способно сохранять свою основную значимость при полном затемнении его этимологического значения, то есть при полной невозможности связать его с какими-либо другими словами того же языка (ср., например, такие названия рек в русском языке, как скифское "Дон", финно-угорские "Москва", "Волга" и т.д.).

Отсюда - огромная устойчивость имен собственных, сохраняющихся не только при революционных сдвигах в истории определенного языка, но даже при полной смене языка одной системы другим. Тем самым устанавливается возможность путем этимологического разъяснения тех или иных названий установить характер языка, на котором было впервые создано соответствующее наименование.

Историческая ономастика

В целом, ономастика дает ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений и пути миграций часто исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях. Анализ географических названий южной части Восточно-Европейской равнины приводит к положительному решению вопроса о скифском вкладе в русский язык. Анализ названий русских городов по Великому водному пути (типа "Вышний Волочёк") позволяет установить особенности речного транспорта соответствующей эпохи и т.д.

Топонимика (особенно гидронимика) зачастую является единственным источником информации об исчезнувших языках и народах.

Ономастика (onomastike ‘искусство давать имена’) - это раздел лексикологии, в котором изучаются имена собственные как один из «продуктов» человеческой культуры. В соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена, ономастика традиционно делится на следующие разделы: антропонимика , которая изучает имена людей, этнонимика - имена этносов, топонимика , изучающая имена географических объектов (сюда в качестве самостоятельных разделов входят гидронимика , исследующая названия водных объектов, оронимика - названия рельефа, ойкони- мия - названия населенных пунктов и др.), зоонимика - клички животных, астроиимика - названия небесных тел и т.д.

Ономастика изучает историю возникновения имен собственных (они- мов), функционирование их в языке и обществе, закономерности их образования и развития, устанавливает принципы номинации онимов, рассматривая их в социологическом, лингвогеографическом и собственно лингвистическом аспектах (с точки зрения фонетики, морфологии, словообразования, этимологии). Используя различные методы исследования (сравнительно-исторический, типологический, ареальный, этимологический и др.), ономастика выявляет определенные закономерности в различных языках в означивании человека и реалий внешнего мира, помогает установить универсалии (такой, например, антропоиимической универсалией являются прозвища с качественно-характеризующей основой, ср. иллирийские имена-прозвища Rufus ‘рыжий’, Valens ‘сильный’, Maximus ‘большой’ или болгарские Кара Иван ‘Черный Иван’, Каба Иван ‘Сильный Иван’).

Имена собственные отличаются необыкновенной устойчивостью и традиционностью, поэтому, изучая их, ономастика, и в частности, антропонимика, позволяет понять идеалы красоты человека, его жизненные ценности, образность его мышления, природные условия его существования, поскольку все эти факторы влияют на формирование ономастикона и так или иначе отражаются в именах собственных. Как показали последние исследования в области семиотики (работы В. В. Иванова, В. Н. Топорова), древнейшая ономастическая система - это не случайный набор имен, попавших в ономастическую орбиту, а своеобразный языковой текст, обнажающий систему ценностей, высшие идеалы, концептуальную модель мира древнего человека. Особенно ярко ценностные ориентации общества проявляются в посвятительных и благопожелательных именах (имя царя вавилонян Навуходоносора означало «бог Набу, храни границы»). В древнем Египте тронные имена фараонов были воплощением политических и религиозных идей: поскольку с образом солнца в долине Нила было связано учение о божественном происхождении царей, то в их именах актуализировалась идея родства с богом Солнца - Ра и Амоном (ср. Тутанхамон дословно ‘превосходен жизнью Амон’ или Аменхотеп ‘Амон доволен’); в древних славянских личных именах чаще всего использовались основы *тгг-/*-тпъ } *slav-/*-slavb> *vold-/*-voldb, актуализировавшие идею славы, власти над миром.

Ономастика древнейшей, родовой организации общества характеризовалась наличием наследственных родовых имен, обычно дававшихся по родовому тотему (totem из языка индейцев ‘животное, растение, предмет, которые у родовых групп были объектом религиозного почитания’), своеобразных групповых антропонимов, передававшихся по женской линии (ср., например, имена собственные родов племени ирокезов: Волк, Медведь, Бобр, Черепаха, Сокол и др.). Личные имена каждого рода составляли его исключительную собственность и не могли употребляться в других родах того же племени. Эти имена часто указывали на род, которому они принадлежат (например, у индейцев Америки в племенах саук и фокс имя Длинный Рог принадлежало роду Олень, Орел Сидящий с Поднятой Головой - роду Орел, Черный Волк - роду Волк).

В древней Греции женщины с замужеством переходили в другую семью, теряя свое прежнее родовое имя. Каждый новорожденный зачислялся во фратрию и род своего отца (поскольку поколение исчислялось по мужской линии и имущество переходило от отца к сыну). Роды в Греции имели патронимические названия, которые в большинстве своем были связаны с греческой мифологией. После революции Клисфена (509 г. до н.э.), когда были уничтожены последние остатки родового строя, родовое имя прекратило свое существование. Мужчина начал зваться личным именем, за которым следовало имя отца и название дома, к которому он принадлежал (Эсхин сын Антромета, Кофикид). Интересно, что при этом нередко наблюдалась тенденция к сохранению антропонимической основы имени отца в имени сына, что также подчеркивало идею родства (ср. Сократ и Софрониск - отец и сын или Ликург и Ликифрон). Постепенно решающее значение приобретает нс принадлежность человека к тому или иному роду, а место его постоянного проживания, а в дальнейшем и род его деятельности.

Имя в древности воспринималось как нечто материальное, как alter ego (лат. ‘другой я’), поэтому в различных языках мира имя табуировалось, чтобы при его произнесении не повредить человеку. Нередко имя воспринималось как оберег, т.е. как амулет или заклинание, оберегавшее человека от несчастья. Поэтому, выбирая имя ребенку, человек как бы играл с духами в прятки: то он хранил в тайне настоящее имя (и ребенок вырастал под другим именем), то нарекал детей названиями животных, растений, то давал «худое имя», чтобы злые духи не видели в его носителе ценной добычи. Такое имя-оберег получил при рождении будущий пророк, основатель зороастризма Заратуштра (Заратустра): на авестийском языке слово Заратуштра означало ‘староверблюдный’ . О таком материальном восприятии имени свидетельствует и тот факт, что средневековые шииты, считавшие Абу-Бакра Омара и его халифа Османа узурпаторами, писали их имена у себя на пятках, чтобы при ходьбе попирать их .

Как свидетельствуют исследования по ономастике, в развитии антропонимического ономастикопа различных народов прослеживаются определенные типологические закономерности.

Большинство древних индоевропейских имен связано с идеей войны, воинской славы, доблести (ср. древние германские корни -hild ‘бой’ в современных именах Brunhilde, Klotilde ; helm ‘шлем’ в Wilhelm ; -bald- ‘смелый’ в Archibald, Baldwin, славянские -слав в именах Ярослав, Мирослав, Владислав ; греческие -kies с тем же значением: Perikles, Themistokles, Sophokles ; -nik- ‘победа’ - Andronikos, Nikolaos). С этой группой имен связаны и антропонимы, в основе которых лежит идея власти, господства над миром (ср. рус. Владимир", герм, корни -hlud- ‘мир’ в именах Hludawiga, Ludwig ; -wald- ‘власть’ в Oswald, Walter).

Другой, часто актуализируемой в именах идеей, является идея Бога. Теофорные имена (т.е. имена, в которых упоминался Бог или Боги) встречаются в древнегреческой антропонимии (ср. Theokritos, Theodoros или имена, связанные с Зевсом: Diodoros, Diogenes, Diomedes), однако наибольшее распространение они получили в антропонимии семитских народов Ближнего Востока (ср. общесемитский корень -el- со значением ‘бог’ в именах Elazar (отсюда Лазарь), Elisa (отсюда Елисей), Eliseva (отсюда Елизавета). Часто в антропониме присутствует и собственное имя иудейского бога Jahwe, cp.Jehojaqim (отсюда Аким), Jehosu’a (Иисус), а в имени собственном Илья присутствуют оба корня (Ё/ijahu). В арабском языке при образовании антропонима имя бога используется редко (ср. Abdallah ‘раб Аллаха’), зато в его основу часто кладется какой-либо эпитет бога или пророка (ср. Karim ‘милостивый’, Akkbar ‘великий’, Xalid ‘вечный’, Mahmud ‘достойный похвалы’).

Распространение христианства способствовало дальнейшей популяризации этого принципа номинации. Однако кроме божественной идеи (ср. греч. Timotheos ‘богобоязненный’, Panteleimon ‘всемилостивый’), получает актуализацию идея христианских добродетелей (ср. греч. Sophia ‘мудрость’, Galene ‘спокойствие’, Petros ‘камень’, Anastasia ‘воскресшая’). Впоследствии эти «значимые имена» (часто с религиозной или моральной окраской) благодаря латинскому языку получили широкое распространение во многих европейских языках (ср. лат. Benedictus ‘благословенный’, Felix ‘счастливый’, Vitalis ‘жизненный’, Victor ‘победитель’ и др.). В русском языке официальная роспись имен, даваемых при крещении, была церковнославянской, т.е. византийско-греческой по происхождению, однако вплоть до XVII в. в России удерживалась практика давать второе, некрестильное имя, которое могло быть самого разного происхождения (см., например, имя новгородского посадника, обозначенное в приписке к первому русскому памятнику письменности Остромирову Евангелию 1056 г.: «вж крыцеиии Иосиф, а.инрьекы Остро.инръ»).

В африканских языках в антропонимах встречаются и другие мотивационные признаки: так, в частности, в языке ндбеле, принадлежащем к языкам банту, широко распространены имена, в которых передаются родительские чувства, пожелания или надежды па счастливую судьбу ребенка (например: u-Sithembil ‘Мы полны надежды’, u-Linda ‘Позаботься о деревне до возвращения отца’, u-Thokozile ‘Мы счастливы иметь ребенка’ и др.).

Некоторые типологические закономерности прослеживаются и в образовании фамилий. Чаще всего (особенно в русском и тюркских языках) встречаются патронимические фамилии, т.е. фамилии, возникшие из имени отца (ср. рус. Иванов, Петров; нем. Peters, Marx; англ .Jones, Andrews). К ним примыкают фамилии, возникшие от прозвищ, построенных либо по принципу сходства (ср. рус. Козлов, Баранов; нем. Wolf 1 волк’, Adler" орел’, англ. Fox ‘лисица’, Buck ‘козел’), либо на основе какого-либо внешнего признака человека (ср. рус. Горбунов, Беляев ), особенностей его поведения (ср. рус. Смирнов, Молчанов), либо обстоятельств рождения (ср. рус. Жданов, Нечаев) и т.д.

Другим, не менее продуктивным способом номинации фамилий (особенно в западноевропейских языках), является актуализация сем ‘место жительства’ или ‘этническая принадлежность’ (ср. рус. Новгородов, Татаринов; англ. Scott ‘шотландец’, Ford ‘брод’; нем. Berg ‘гора’, Bach ‘ручей’; франц. Dupont ‘у моста’, Dubois ‘у леса’).

Широко распространен и такой способ номинации, который связывает фамилию с родом деятельности предков (ср. рус. Кожевников, англ. Smith ‘кузнец’; нем. Weber ‘ткач’, Wagner ‘тележник’).

В ономастике, как ни в одном другом разделе лексикологии, ярче всего проявляется социальная сущность языка. Возникая в обществе, имя отражает особенности общественной жизни. Все изменения в общественно- исторической или социальной жизни общества проявляются прежде всего в его географических названиях (ср., например, непрекращающийся процесс переименования улиц Москвы, вызванный различными политическими установками общества). Изучая историю возникновения имен в синхронном и диахронном аспектах, ономастика позволяет проникнуть в глубь веков. Являясь своеобразным «языком земли» и хронологиза- тором (при этом нередко безошибочным), она дает бесценный материал для понимания истории того или иного народа, его культуры и психологии.

  • Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. С. 25.
  • См. комментарии М. А. Салъе к «Книге тысячи и одной ночи» Т. 3. М., 1959. С. 324,362.

Ономастика (от греч.onomastik- искусство давать имена) - это раздел лексикологии, изучающий любые имена собственные. Этим термином называют также совокупность собствен-

 Конец страницы 159 

 Начало страницы 160 

ных имен, для обозначения которой употребляют и другие термины - онимия, ономастикой. Ономастика изучает происхождение, историю, закономерности развития и функционирования собственных имен, что требует учета исторических, географических, социально-экономических и других факторов.

Имена собственные, их происхождение и развитие были предметом внимания с древнейших времен и на Востоке, и на Западе. Однако научный подход к ним был заложен только в XIXвеке В. фон Гумбольдтом. В России интерес к именам собственным как объекту лингвистического исследования одним из первых проявил А.Х. Востоков. Фактически же научный статус специальной языковедческой дисциплины ономастика получила в 1930 г. на 1-ом Международном ономастическом конгрессе во Франции.

Имена собственные складываются исторически, отражая понятия всех сфер человеческой жизни и деятельности. Их анализ дает возможность прочитывать неизвестные страницы истории того или иного народа, выявлять забытые слова родного языка, чужих и мертвых языков, изучать ареалы расселения народов, их происхождение, миграцию и многое другое. Так, анализ некоторых топонимических названий Германии показывает, что они в своей основе являются славянскими: Эльба изЛаба (места проживания полабских славян),Бранденбург изБранный бор, Штар-гард изСтарград и др. Основными, наиболее разработанными разделами ономастики являются топонимика и антропонимика.

Топонимика. Топонимика (от греч.tópos- место иonyma- имя, название) исследует географические названия -топонимы, их происхождение, функционирование, развитие во времени. Совокупность топонимов называетсятопонимией. Наиболее древний слой топонимии представляют собой гидронимы (от греч.hydor- вода и ’ónyma- имя) - названия водных объектов, в первую очередь названия крупных рек. Среди них выделяются односложные и двусложные гидронимы, восходящие к праязыковому состоянию:Дон, Обь, Десна, По, Днепр, Днестр, Дунай, Цна, Ока, Шуя и т.д. Гидронимы выступают важным источником формирования других топонимов: рекаМосква- городМосква, р.Вологда - г.Вологда, р.Лена - г.Ленек, р.Вилия - г. Вилейка, р.Вилюй - г.Вилюйск и т.д.

 Конец страницы 160 

 Начало страницы 161 

По характеру обозначаемых объектов выделяют и другие виды топонимов: ойконимы (от греч.oikos- дом, жилище) - названия населенных пунктов(Минск, Брянск, Орша, Несвиж), оронимы (от греч.oros- гора) - наименования особенностей рельефа(Альпы, Кордильеры, Эверест, Уральские горы), астронимы (от греч.astron- звезда) - названия отдельных небесных тел(Земля, Солнце, Луна, Марс) и т.д.

По величине обозначаемых объектов устанавливают два главных яруса топонимики - макротопонимику и микротопонимику. Макротопонимика представляет собой названия крупных природных или созданных человеком объектов и политико-административных объединений:Индийский океан, Балтийское море, Европа, Азия, Байкал, Волга, Лена, Неман, Санкт-Петербург, Париж, Витебск, Минская область, Верхнедвинский район и т.д.Микротопонимика включает в себя индивидуализированные названия малых географических объектов, особенностей местного ландшафта (лесов, полей, урочищ и т.д.):Сосновое болото, Чистый бор, Березовый гай, Каменная гора и т.д.

Исторический и этимологический анализ топонимов свидетельствует о том, что они возникают в конкретных исторических условиях, отражая различные стороны жизни и деятельности человека. Например, белорусам в течение нескольких столетий приходилось заниматься подсечно-огневым земледелием, что наложило отпечаток и на их топонимию: Карчаваха, Расцяробы, Церабеж, Гар, Пал, Выжар, Чысцъ, Выдранка и т.п. ВXVI-XVIIвеках в Беларуси формировались поселки ремесленников и промысловиков, которые размещались обычно вокруг панского двора. По их названию можно судить об основных занятиях жителей поселка:Баброўн ікі (ловили бобров),Бортн ікі (занимались пчеловодством),Канюх і (ухаживали за лошадьми),Мысл і ўцы (охотились на диких зверей и птиц),Сакольн ікі (ловили соколов),Калесн ікі (изготовляли колеса),Бердн ікі (изготовляли бёрды),Бон-дары (делали бочки) и т.д.

Источником топонимии служат также личные имена первопоселенцев, владельцев земель и поселений, святых, исторических деятелей, фамилии людей: бел. Заславль (отИзяславль), Мстиславль, Браслав (отБраславль), рус.Ярославль, Рославль, Переяславль, происходящие от княжеских имен,Сан-Франциско,

 Конец страницы 161 

 Начало страницы 162 

Сан-Аптонио, Сан-Себастьян, названные по имени святых,Шереметьево, Воронцово - по именам владельцев,Петроград, Екатеринбург, Вашингтон, Гагарин, Мичуринск, получившие наименования от исторических деятелей и ученых; белорусские названия деревень от имен и фамилий -Васілеушч ы на, Васількова, Грышкаушчына, Міхайлава, Ілля, Бабіч ы , Ждановіч ы и т.д.

Топонимические системы того или иного языка обычно неоднородны и объединяют материал разных языков, отложившийся в топонимии в различные исторические периоды. Так, считается, что на севере и северо-востоке от Москвы преобладают топонимы финно-угорского происхождения, а на западе от нее - балтийского происхождения. Те или иные группы топонимов имеют свою географию. Например, общеславянские по происхождению топонимы с суффиксами -ец(ац), -ща(е) широко распространены во всех славянских странах: бел.Кутавец, Лошыца, Асінавец, Ба- равец, Быстрыца, Святліца, рус.Малоярославец, Торопец, Хо-тынец, укр.Лохвица, Тростянец, Хортща, польск.Сосновец, Островец, Катовице, Банска-Быстрица, Патьянице, чешск.Чес-ке-Будеёвице, Пардубице, Жатец, словацк.Лученец, Кошице, Ми- халовце, югосл.Лесковац, Крушевац, Пожаревац, болг.Беркови-ца и т.д. Много общеславянских топонимов на-ичи в Беларуси:Барановичи, Калинковичи, Осиповичи, Климовичи, Костюковичи, Ждановичи, Озаричи, Дубичи, Михановичи и т.д.

Топонимы составляют значительную часть словарного фонда любого языка. Так, если толковые словари развитых языков включают в себя только немногим более сотни тысяч слов, то количество топонимов в небольшой Швеции равняется приблизительно 12 миллионам. Топонимия Земли исчисляется сотнями миллионов названий.

Топонимика развивается в тесном взаимодействии с другими науками - географией, историей, этнографией, помогая восстановить историческое прошлое народов, определить границы их расселения, географию культурных и экономических центров, особенности жизненного уклада, своеобразие материальной и духовной культуры.

Антропонимика. Антропонимика (от греч.ántroōpos- человек иónyma- имя) изучает собственные имена людей, богов, мифологических персонажей, литературных героев, так называе-

 Конец страницы 162 

 Начало страницы 163 

мые антропонимы. Совокупность антропонимов какого-либо языка составляет егоантропонимию. Главной номинативной особенностью антропонимов, как и топонимов, является то, что в отличие от обычных слов они обозначают не классы предметов, а единичные реалии, поэтому имен в языке огромное количество. Фактически каждый житель Земли обладает своим личным именем, поэтому только таких антропонимов свыше 5 миллиардов.

Личное имя - это официальное наименование, которое дается человеку при его рождении. Особенности именования у разных народов различны, как могут они отличаться и у одного и того же народа в разные эпохи. Так, во многих племенах - древних и современных - имена детям даются с учетом тотемных традиций, то есть присваивают имена почитаемых животных, растений, предметов, явлений:Волк, Зубр, Тур, Дуб, Ястребиный Коготь, Белый Орел, Благодатный Дождь и т.д. У многих народов Африки, у китайцев, японцев, корейцев принято давать возрастные имена. Например, в Китае параллельно с личным именем употребляется детское имясяо (Дэн-сяо), школьное -мин (Дэн-мин), взрослое -цзы (Дэн-цзы). Возрастное изменение звучания имени отмечается и у белорусов:Анц і к, Гаўрык, Косц ік - именование мальчиков в раннем детстве,Антук, Гаўрук, Касцюк- в подростковом и юношеском возрасте,Антось, Гаўрусь, Кастусь - в зрелом возрасте. По обрядам католической церкви детям присваивают два имени:Иоанн -Павел, Мария -Магдалина, Розалия- Эльжбета и т.д. В восточнославянской традиции большинство людей имеют две формы одного и того же имени: официальную -Александр, Людмила, Светлана, Катерина, Павел и разговорно-бытовую -Саша, Люда, Света, Катя, Паша.

До принятия христианства восточные славяне пользовались или сложными (Любомир, Святополк, Ратибор, Творимир), или простыми народными именами(Ждан, Неждан, Нелюб, Стома). Часто в имени отражалось желание родителей видеть ребенка наделенным качествами имени(Людмила, Владимир, Мирослав, Владыка, Воин, Ростислав, Всеволод). С введением христианства на Руси в обязательном порядке стали давать канонические христианские имена, многие из которых впоследствии прошли существенную обработку в устной народной речи:Иерофей стало зву-

 Конец страницы 163 

 Начало страницы 164 

чать как Ерофей, Иоанн - Иван, Дионисий - Денис, Евстафий -Остап, Феофилактос - Филат, Евфроксинъя - Ефросинья и т.д. При желании человек мог иметь два имени - церковное и светское(Родион Лось, Василий Остроух, Афанасий Мудрец).

В жизни личных имен наблюдаются всплески моды. В дореволюционной России каждый пятый рожденный мальчик получал имя Иван. В послереволюционные годы появились имена, образованные на базе общих понятий или сокращений:Авангард, Прогресс, Трактор, Идея, Индустрия, Электрификация, Октяб-рина, Вилен и т.д. Несколько позднее мода на такие имена исчезла. В началеXXвека в России пошла мода на древнерусские имена и появилось многоОлегов, Игорей, Русланов, Лад, Светлан, Людмил, Святославов и т.д. В 1968 году в Ленинграде 70% новорожденных девочек были названы именамиЕлена, Марина, Ирина, Наталья, Ольга, Светлана, Татьяна. В начале 90-х годовXXстолетия одним из популярных женских имен становитсяКатерина.

В период своего возникновения каждое имя имело конкретный смысл, который сейчас может быть установлен только этимологическим анализом. Так, древнееврейское имя Мария значитгорькая, Ева - жизнь, Матвей - дар божий, древнегреческое имяАндрей означаетмужественный, Василий - царский, Елена - солнечная, Анастасия - воскресшая, латинское имяВалентин значитсильный, здоровый, Роман - римский, римлянин, Виктор -победитель и т.д.

Реестр личных имен ограничен, они повторяются, что заставляет вводить в состав личного имени дополнительные элементы. Одним из таких дополнительных элементов является отчество, то есть имя по отцу: Антонович - сынАнтона, Анатольевич -Анатолия, Ильич - Ильи, Васильевич - Василия, Александровна - дочьАлександра, Петровна -Петра, Михайловна -Михаила и т.д. Отчества как составной элемент личного имени характерны для восточнославянской антропонимии. У других народов отношение к отцу в личном имени может отражаться в другой форме. Например, в ряде языков в этом случае в фамилию вводится дополнительный элемент, обозначающий понятия сына или дочери. В германских языках таким является словоson - сын (англ.Джонсон, Паркинсон, нем.Вольфсон, Петерсон, шведск.

 Конец страницы 164 

 Начало страницы 165 

Эриксон, Якобсон, датск.Андерсен, норвежек.Ибсен), в иранском в этом качестве выступает словозаде - дитя, потомок (Турсун-заде), в тюркских языках словаоглы - мальчик иликыз - девочка (Ахмед-оглы, Ахмед-кыз).

Еще одной составной частью личного имени выступает фамилия - семейное наследственное наименование, которое добавляется к имени и отчеству. Уже в античном Риме была выведена постоянная формула имени: личное имя + родовое имя + прозвище (позднее фамильное имя) + добавочное прозвище, которое употреблялось не всегда (например, Марк Туллий Цицерон). В Индии показатель имени состоит как минимум из трех компонентов: первый зависит от гороскопа человека, второй является показателем пола или принадлежности к религиозному течению, третий отражает название касты или псевдоним вместо него. Например, имяРабиндранат Тагор содержит следующие компоненты:Рабиндра (Бог Солнца), Натх (муж), Тхакур (каста землевладельцев). У восточных славян в древности фамилия была сословной привилегией, ее имели только представители высших сословий, поэтому самые древние фамилии принадлежат княжеским и боярским родам, которые формировались до серединыXVIвека. Позднее сформировались помещичьи фамилии и фамилии духовных особ, а миллионы крепостных крестьян не имели собственных фамилий даже в серединеXIXстолетия.

Каждая современная цивилизованная страна имеет свою формулу личного имени. У восточных славян принята трехком-понентная модель наименования человека (фамилия + имя + отчество), у западных и южных - двухкомпонентная (имя + фамилия), у немцев - трехкомпонентная (первое имя + второе имя + фамилия). Вообще в Западной Европе принято давать при одной фамилии несколько имен. Поэтому, например, имя известного французского художника испанского происхождения Пикассо в полном варианте звучит какПабло Диего Хосе Франциска де Павел Хуан Непомукено Хрисипп Кристиана де ля Сатисимо Тринидад Руис и Пикассо.

Среди личных имен выделяют прозвища - неофициальные названия с интимно-ласкательными или уничижительными оттенками: Пупсик, Зайчик, Рыбонька, Бобыль, Бирюк, Сорока, Сморчок и т.д. Основу прозвища могут составлять как физиче-

 Конец страницы 165 

 Начало страницы 166 

ские особенности или недостатки человека (Кульгач, Рыжий, Косой, Бугай, Корч), так и его внутренние свойства и черты характера(Болтун, Кулак, Цукерка). Возникновению того или иного прозвища могут предшествовать комические или юмористические обстоятельства жизни человека, что часто обыгрывается в художественной литературе. Так, Я. Брыль в своем произведении "Стежки, дороги, простор" создает художественные миниатюры, связанные с происхождением прозвища. Например:"Грамузда -кличка с с самого детства. Еще в той старенькой школе, что сгорела в оккупацию, когда-то маленький Тодарка должен был рассказать учительнице басню Крылова "Ворона и лисица ". А он не выучил. Когда ему сзади шепнули очередную строчку "На ель ворона взгромоздясь", он, белорусский хлопчик, повторил ее по-своему: "Ворона ела грамузду". И с того пошло. Мало, что смешно, так еще и непонятно - грамузда, отчего и смешней".

Илии другая миниатюра: "Было и Важное Лицо. Митроша Рогач... Кличку свою Митроша приобрел раньше, еще до службы в армии. Шел в воскресенье из местечка с плёховскими девчатами. Расставаясь у нашего поворота, они пригласили его на танцы к ним вечером. И он согласился: "Хорошо. Тока скажите вашим кавалерам, что к ним придет важное лицо". Юмор такой. А девчата поверили. И сказали. А кавалеры обдумали, как его встретшть и проводить. Встретили подчеркнуто вежливо, а потом, тогда стемнело, выгнали из деревни не тяжелым оружием женховских боев, не штакетниками и каменьями, а деликатно - кнутами".

В художественной литературе антропонимы часто используются характерологически. Наиболее простой вариант такого употребления - "говорящие" фамилии, характерные для русской литературы XVIIIвека, а отчасти иXIXстолетия:Стародум, Правдин, Скотинин, Простаковы, Скалозуб, Молчалин, Счастливцев, Несчастливцев, Разлюляев, Смердяков, Иудушка Головлев и другие.

Таким образом, антропонимы несут в себе информацию о национальности, местности происхождения того или иного человека, о его принадлежности к тому или иному роду. Они также могут заключать сведения о роде занятий обозначенного именем лица, о его принадлежности к сословиям, кастам, тайным обще-

 Конец страницы 166 

 Начало страницы 167 

ствам, о переходе в другую веру и т.д. Антропонимы являются одним из источников изучения этнической истории народа.