Основной отличительной характеристикой навыка деятельности является его. Основными задачами зрелости являются. Что понимают под учением


1). формируются или перестраиваются частные психические процессы;

2). формируются или перестраиваются основные психические процессы;

3). зависят основные психологические изменения каждого периода развития ребенка;

4). зависят психологические изменения каждого периода развития peбенка.

95. Назовите основные формы общения, возникающие у детей до семи лет жизни (по М. И. Лисиной):

1). ситуативно-познавательная, ситуативно-личностная;

2). ситуативно-личностная, ситуативно-деловая;

3). внеситуативно-познавательная, внеситуативно-индивидуальная;

4). внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная.

96. Укажите основной способ устранения отрицательного влияния семьи на воспитание детей:

1). достижение взаимопонимания между супругами;

2). достижение взаимопонимания между супругами и гармонизация взаимоотношений между ними;

3). гармонизация личных взаимоотношений между супругами.

97. Сколько этапов включает в себя формирование свойства личности:

2). Четыре.

98. Как называется система воспитания, сложившаяся в нашей стране:

1). Эгоистической.

2). Коллективистической.

3). Индивидуалистической.

99. Какие средства воспитания детей в семье вы знаете:

1). Поощрение и наказание.

2). Стремление родителей стать для детей образцом.

3). Поощрение и убеждение.

4). Наказание и внушение.

100. Что понимают под самовоспитанием:

1). Систематическую работу школьников по формированию у себя общественно-ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт и качеств.

2). Сознательную систематическую работу школьников по формированию у себя общественно-ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт и качеств.

3). Сознательную систематическую работу школьников по формированию у себя качеств личности, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт и качеств.

4). Сознательную систематическую работу школьников по формированию у себя общественно-ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения, качеств характера, черт темперамента.

101. Сколько форм общения возникает у детей на протяжении первых семи лет жизни (по М. И. Лисиной):

2). Четыре.

102. Какие психологические условия обеспечивают успешное формирование свойств личности:

1). Воспитательное воздействие на весь субъективный мир человека.

2). Активность и самостоятельность самих учащихся.

3). Принцип единства сознания и деятельности. Закрепление.

4). Принцип развития в деятельности. Подкрепление.

103. Что мы понимаем под нравственным сознанием:

1). Принципы и нормы нравственности.

2). Отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к общественному делу, к обществу.

3). Отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей.

4). Принципы и нормы нравственности, регулирующие взаимоотношения людей, их отношение к общественному делу, к обществу.

104. Какая группа оказывает только положительное влияние на личность ребенка:

1). Группа низкого уровня развития.

2). Группы среднего уровня развития.

3). Коллектив.

4). Просоциальные группы.

105. Когда нужно использовать наказание:

1). Во всех случаях;

2). Когда поведение ребенка невозможно изменить любым другим способом;

3). Когда поведение ребенка возможно изменить другими способами;

4). Когда ребенок совершил уголовно наказуемый поступок.

106. Сколько критериев воспитанности школьников вы знаете:

3). Четыре.

107. Что является основой для формирования человека как лич­ности:

2). Деятельность.

4). Учение.

108. Нравственная сфера личности успешно формируется в специально организованной системе воспитания, где:

1). сочетаются нравственное просвещение и практическая деятельность школьников;

2). сочетаются нравственное просвещение и практическая деятельность школьников, в которой проецируются, координируются нравственные отношения детей друг с другом, с коллективом, с обществом;

3). сочетаются нравственное просвещение и практическая деятельность школьников, в которой сосредоточены нравственные отношения друг с другом, с коллективом, с обществом;

4). имеется только практическая деятельность, в которой сосредоточены нравственные отношения детей друг с другом, с коллектива

109. Какой коллектив играет в воспитании личности основную, долговременную роль:

1). Школьный класс.

2). Группы детей в детском саду.

4). Друзья.

110. Наказание:

1). не должно быть объяснено ребенку;

2). должно быть справедливым;

3). должно быть разумно объяснено ребенку;

4). должно быть жестоким.

111. Процесс изменения личности учащегося в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новооб­разо­ваний в структуре личности понимаются как:

1). становление

2). социализация

3). формирование

4). воспитание

112. Целенаправленная деятельность, призванная сформировать у учащегося систему качеств личности, взглядов и убеждений, трактуется в педагогической психологии как воспитание:

1). в широком смысле слова

2). в узком смысле слова

3). в локальном смысле слова

4). в переносном смысле слова

113. Развитие творческого теоретического мышления, способности к культурному диалогу активных и инициативных людей составляет в философии образования и воспитания суть:

1). социально-рационалистического направления

2). культурно-антропологического направления

3). социально-реформаторского направления

4). технократического направления

114. В философии образования и воспитания Л. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский, С. И. Гессен относятся к:

1). социально-рационалистическому направлению

2). культурно-антропологическому направлению

3). социально-реформаторскому направлению

4). технократическому направлению

115. Понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяю­щейся и обновляющейся, составляет суть... модели воспитания:

1). антропоцентристской

2). социетарной

3). технократической

4). прагматической

116. Воспитание как формирование системы поведения с помощью подкреплений является разновидностью... модели воспитания:

1). антропоцентристской

2). социетарной

3). технократической

4). прагматической

117. Относительная самостоятельность психологии воспитания и психологии обуче­ния была зафиксирована еще в работах:

1). Л. Ф. Каптерева

2). Дж. Дьюи

3). В. А. Лая

4). Э. Клапареда

118. Человек как типичный представитель сформировавшего его общества понимается как:

1). субъект деятельности

2). индивид

3). личность

4). индивидуальность

119. Понятие «задатки» характеризует:

1). индивидные свойства

2). субъектные свойства

3). личностные свойства

4). свойства индивидуальности

120. Проблематика развития личности школьника составляла основу содержания исследований:

1). А.В. Запорожца и его сотрудников

2). Л.И. Божович и ее сотрудников

3). А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского

1). В. С. Агапов

2). К. Роджерс

3). В. В. Столин

4). Р. Бернс

122. Основанием выделения умственного воспитания является:

1). институциональный признак

3). аспект воспитательного процесса

4). доминирующий принцип и стиль отношений воспитателей и воспитуемых

123. Наиболее высокой ступенью морального развития по Л. Кольбергу является:

1). мораль «хорошего мальчика», сохранение добрых отношений

2). мораль поддержания отношений

3). мораль индивидуальных принципов совести

4). ориентация на наказание и покорность

1). Дж. Брунер

2). П. Блум

3). В. Оконь

4). Дж. Дьюи

125. Согласно... подходу, особенности личности обусловлены структурой общества, способами социализации, взаимоотношениями с окружающими людьми:

1). биогенетическому

2). социогенетическому

3). психогенетическому

4). двухфакторному

126. Когнитивистские концепции личности относятся к... подходу к изучению лич­но­сти в зарубежной психологии:

1). биогенетическому

2). социогенетическому

3). психогенетическому

4). двухфакторному

127. Основой теории и практики «свободного воспитания» является... подход к психическому развитию:

1). биогизаторский

2). социогизаторский

3). двухфакторный

4). психогенетический

128. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает сле­дующий подход к целостности педагогического процесса:

1). единство процессов обучения и воспитания

2). единство не только процессов обучения и воспитания, но и, в свою очередь, вос­питания как единства «частных» воспитательных дел

3). характер взаимодействия педагогов и учащихся

4). деятельность педагога

129. Воспитывающие возможности содержания образования изучал(и):

1). 3.И. Васильева, В.С. Ильин

2). М.Д. Виноградов, И.Б. Первин

3). В.М. Коротов

4). Б.Т. Лихачев

130. В 1950-70-х гг. на стыке социальной психологии и педагогической психоло­гии... проводилось множество исследований структуры детского коллектива, статуса ребенка в среде сверстников:

1). Д.И. Фельдштейном

2). А.В. Петровским, Я.Л. Коломинским

3). Д. Б. Элькониным, Д. Н. Богоявлен­ским

4). Л.В. Занковым

131. Одним из первых принцип «культуросообразности» выдвинул:

1). Я.А. Коменский

2). А. Дистервег

3). К.Д. Ушинский

4). П.Ф. Каптерев

132. Одним из первых принцип «природосообразности» выдвинул:

1). Я.А. Коменский

2). А. Дистервег

3). К.Д. Ушинский

4). Ж.Ж. Руссо

133. Формированию научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере способствует:

1). традиционное обучение

2). проблемное обучение

3). программированное обучение

4). догматическое обучение

134. В воспитательном плане наиболее эффективен... тип обучения:

1). традиционный

2). проблемный

3). программированный

4). догматический

135. Особенности организации воспитывающей коллективной познавательной деятельности изучал(и):

1). 3. И. Васильева, В. С. Ильин

2). М. Д. Виноградов, И. Б. Первин

3). В. М. Коротов

4). Б. Т. Лихачев

136. Теорию воспитательных систем в отечественной науке разрабатывал(и):

1). Л. И. Новикова, А. В. Караковский

2). В. С. Лазарев, М. М. Поташник

3). Ю. К. Бабанский

4). В. И. Загвязинский

137. На жесткую «модификацию поведения» предлагают ориентироваться представители... подхода к психическому развитию:

1). биогенетического

2). социогенетического

3). двухфакторного

4). психогенетического

138. К мезофакторам социализации (по А. В. Мудрику) относятся:

1). космос, планета, мир

2). этнокультурные условия, региональные условия, тип поселения

3). семья, микросоциум, институты воспитания

4). страна, общество, государство

139. Для... воздействия как способа влияния характерно то, что оно направлено не непосредственно на учащегося, а на окружающую его среду:

1). ненаправленного

2). индивидуально-специфического

3). функционально-ролевого

4). косвенно-направленного

140. Показателями обучаемости являются:

1). учебная мотивация

2). инициативность

3). приемы мышления

4). успеваемость

5). восприимчивость

141. К числу общих действий, входящих в деятельность учения, относятся умение:

1). контролировать

2). планировать

3). моделировать

4). оценивать

142. Параметрами действия являются:

1). мера совершения действия

2). мера свернутости действия

3). мера самостоятельности

4). мера освоения действия

5). мера обобщенности действия

6). все перечисленные

143. Обучаемость характеризует:

1). степень овладения обучаемым знаниями, умениями и навыками

2). актуальный уровень развития

3). зону ближайшего развития

4). совокупность интеллектуальных свойств обучаемого

144. Зона ближайшего развития обучаемого определяется исходя из сформированных умений и навыков в определенной области знаний:

2). неверно

145. С каким уровнем усвоения соотносится этап формирования внутрисистемных и внутрипредметных ассоциаций:

1). представления

2). знания

3). умения

4). навыки

146. Для эмоционально-импровизационного стиля xapaктерно:

1). быстрый темп при опросе

2). неформальные вопросы

3). отбор наиболее интересного материала

4). поэтапная отработка всего учебного материала

5). коллективные обсуждения

6). систематичность закрепления материала

147. Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения – это:

1). инстинкт

2). интеллектуальное поведение

4). знание

5). умение

148. Психическое развитие учащегося совершается:

1). планомерно

2). скачкообразно

3). последовательно

4). зигзагообразно

5). по спирали

149. Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются:

1). совместной деятельностью

2). самонаблюдением

3). инстинктивными программами поведения

4). научением

5). в результате интеллектуальных размышлений

150. Побуждение к учебной деятельности, связанное с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется:

1). установка

2). интерес

5). чувство

151. Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение:

1). относительно независимо от конкретных внешних условий

2). в соответствии с окружающей ситуацией

3). под влиянием преподавателей

4). под влиянием учебной группы

5). под влиянием родителей

152. Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется:

1). психологическим барьером

2). когнитивным диссонансом

3). личностным смыслом

4). аффектом

5). фрустрацией

153. Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя:

1). способным

2). малоспособным

3). неспособным

4). мотивированным

154. Мотивы учебной деятельности учащегося могут быть:

1). осознаваемыми

2). неосознаваемыми

3). частично осознаваемыми и неосознаваемыми

4). надсознательными

5). вытесненными в подсознание

155. Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется:

1). внешней ситуацией

2). восприятием учащимся внешних условий

3). памятью

4). целью, которую ставит перед собой учащийся

5). мышлением

156. Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется:

1). условиями ситуации

2). восприятием

3). памятью

5). мышлением

157. Переход от умственного плана действия к внешнему называется:

1). поведением

2). инстинктом

3). научением

4). экстериоризацией

5). интериоризацией

158. Основной отличительной характеристикой навыка является его:

1). сложность

2). легкость

3). продолжительность

4). неавтоматизированность

5). автоматизированность

159. Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует на учащегося:

1). непосредственно

2). опосредованно

3). директивно

4). положительно

5). отрицательно

160. Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются:

1). социальными ожиданиями

2). личностными смыслами

3). правилами внутреннего распор

4). законом

5). правом

161. Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации называется:

1). бестактностью

2). смысловым барьером

3). интрапсихической защитой

4). перцептивной защитой

5). когнитивным диссонансом

162. Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется:

1). идентификацией

2). стереотипизацией

3). рефлексией

4). эмпатией

5). аттракцией

163. Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется:

1). идентификацией

2). стереотипизацией

3). рефлексией

4). эмпатией

5). аттракцией

164. Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется:

1). идентификацией

2). каузальной атрибуцией

3). эмпатией

4). эффектом ореола

5). мышлением

165. Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется:

1). идентификацией

2). каузальной атрибуцией

3). рефлексией

4). стереотипизацией

5). эффектом ореола

166. Группа учащихся, имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется:

1). формальной

2). неформальной

3). партией

4). общественной организацией

5). компанией

167. Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним:

1). согласии

2). несогласии

3). противоречии

4). переживании

5). уважении

168. В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперина) третьим этапом является:

1). перенос действия в мыслительный план

2). внешнее действие, громкая речь

3). формирование действия во внутренней речи

4). ознакомление с ориентировочной основой действия, условиями его исполнения (памятка, карточка, предписание)

5). материализованное действие с опорой на предписание

169. Признаками усвоения учащимися знаний являются:

1). осознание фактов, правил, понятий

2). готовность пересказать материал своими словами

3). формулирование правил, понятий

4). готовность приводить примеры для конкретизации выводов, обобщений

5). применение материала на практике

170. Знание – это:

1). навык, перешедший в обычную потребность человека

3). способность быстро выполнять задание

4). способность практически действовать на основе усвоенной

5). совокупность жизненного или профессионального опыта

171. Умение – это:

1). навык, ставший потребностью человека

3). способность быстро выполнить задание

4). способность действовать на основе приобретенных знаний

5). совокупность знаний, умений, навыков, сложившихся в процессе жизни и практической деятельности.

172. Навык – это:

1). стереотип действия, ставший потребностью человека

2). представление о предмете, соответствующие ему образы и понятия

3). автоматизированное умение; условие быстрого выполнения задания

4). способность действовать на основе приобретенных знаний

5). совокупность необходимых в практической деятельности знаний и умений

173. Цели обучения в средней и высшей школе являются:

1). отражением требований образовательного государственного стандарта по специальности

2). ориентиром для отбора содержания, форм, методов и средств построения учебно-воспитательного процесса

3). критерием достижения запланированных результатов на всех этапах подготовки специалиста

4). важнейшим средством интеграции всех дисциплин учебного плана

174. Для целей обучения характерно:

1). цели обучения представляют собой перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент

2). цели обучения и содержание обучения - понятия тождественные и различаются лишь условно

3). цели обучения являются базой для контроля в процессе обучения

5). целями обучения являются представления о прогнозируемых учебных результатах

175. Под содержанием образования понимается:

1). перечень предметов учебного плана, количество часов на их изучение, указание тем и разделов

2). совокупность знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, которой должен овладеть студент

3). круг знаний, который обретает каждый обучающийся для своего развития, удовлетворения интересов, склонностей и потребностей

4). средства и приемы восприятия, запоминания и логического мышления, которым обучаются студенты

5). перечень основных понятий, которыми должен овладеть каждый обучающийся

1). соответствует целям обучения

2). представляет собой перечень умений и навыков

3). отражает содержание наук и специфику профессионального труда будущего специалиста

4). опирается на модель деятельности специалиста

5). зависит от научных пристрастий преподавателя

177. Процесс обучения – это:

1). управление познавательной деятельностью

2). контроль за усвоением знаний, умений и навыков

3). совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучающихся, развитие их способностей и интересов

4). целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков,подготовка к жизни и труду

5). процесс воспитания мировоззрения учащихся

178. При проблемном обучении:

1). учебный материал разделяется на дозы

2). создаются ситуации интеллектуального затруднения

3). при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала

4). учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порции знаний и указаний на мыслительные действия по их усвоению

5). обучающиеся добывают знания в сотрудничестве с преподавателем посредством самостоятельной творческой деятельности

179. При программированном обучении:

1). учебный материал разделяется на дозы

2). создаются ситуации интеллектуального затруднения

3). при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала

4). учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порции знаний и указаний на мыслительные действия по их усвоению

5). знания добываются путем собственной творческой деятельности

180. Сферами применения программированного обучения являются:

1). заочное обучение

2). семинарские занятия

3). самостоятельная работа

4). тестовый контроль

5). проблемные лекции

181. Прочность усвоения знаний зависит:

1). от методов обучения

2). от организации запоминания учебного материала

3). от степени использования знаний в практике

4). от глубины осмысления материала

5). от индивидуальных особенностей учащихся

182. Целью дидактической диагностики является:

1). опрос обучающихся

2). определение числа неуспевающих в группе

3). выявление содержания и структуры занятия

4). оценка уровня усвоения студентами содержания обучения

5). выявление состояния здоровья учащихся

183. Ориентировочная основа действия (ООД) включает в себя:

1). мотивацию действия

2). цель действия

3). способы привлечения внимания

4). программу или алгоритм исполнения

5). операции по коррекции исполнения

184. Снабдить студентов на практическом занятии схемой ООД (ориентировочной основы действия) значит:

1). нарисовать план учебного помещения, подробно указывая расстановку предметов учебной мебели, расположение учащихся

2). составить схему расположения здания в городском квартале, подробно прорисовывая путь от станции метро или остановки наземного транспорта

3). описать действия, составляющие деятельность, последовательность, условия и способы их выполнения, планируемые результаты

4). предложить студенту решить задачу, пояснить способ и результаты ее решения, оценить скорость решения

5). составить задачу, где требуется применение мануального умения

185. Эффективность обучения определяется:

1). применением технических средств

2). выживаемостью знаний, умений и навыков

3). точной регламентацией структуры занятия

4). удовлетворенностью студентов результатами обучения

5). степенью достижения целей обучения

186. Контроль – это:

1). способ наказать студента преподавателем

2). определение степени подготовки студентов к дальнейшей учебе и практической деятельности

3). способ преподавателя проявить свою власть

4). выявление степени соответствия исходного уровня и результатов промежуточного и конечного этапов обучения заданным целям

5). оценка добросовестности учащихся

187. Видами оценок, используемых в ходе обучения, являются:

1). описательные

2). альтернативные

3). многовариантные

4). балльные

5). соответствующие заранее установленным критериям

188. Учебная деятельность по отношению к усвоению выступает как:

1). одна из форм проявления усвоения

2). разновидность усвоения

3). уровень усвоения

4). этап усвоения

189. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи, называются:

1). ориентировочными

2). исполнительными

3). контрольными

4). оценочными

190. Исполнительные действия по отношению к учебным действиям - это:

1). форма их проявления

2). их вид

3). этап их усвоения

4). уровень их усвоения

191. Действия целеполагания, программирования, планирования; исполнительские действия; действия контроля и оценки в учебной деятельности выделяются с позиции:

1). субъектно-деятельностной

2). внутренних или внешних действий

3). отношения к предмету деятельности

4). доминирования продуктивности (репродуктивное)

192. Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:

1). часть-целое

2). вид-род

3). форма проявления учебной деятельности

4). функциональные отношения

193. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется как:

1). разумность

2). осознанность

3). прочность

4). освоенность

194. Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:

1). меру развернутости

2). меру освоения

3). меру самостоятельности

4). меру обобщенности

195. Самостоятельная постановка учащимися учебной задачи является этапом усвоения:

1). ориентировочных действий

2). исполнительных действий

3). контрольных действий

4). оценочных действий

196. Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является:

1). развивающимся

2). обучающимся

3). воспитанным

4). обучаемым

197. Что понимают под учением:

1). это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направлен­ная на усвоение ими системы знаний и приобретение умений и навыков

2). это целенаправленная деятельность учащихся, направленная па усво­ение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для после­дующего их применения на практике

3). это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направ­ленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навы­ков для последующего их применения на практике

198. Какие цели учения выделяют:

1). общие и частные

2). главные и второстепенные

3). главные и частные

4). общие и второстепенные

199. Учебная деятельность - это:

1). процесс приобретения человеком новых знаний умений и навыков;

2). процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых;

3). приобретение человеком знаний, умений и навыков или применение старых;

4). правильный ответ не указан.

200. Структурные компоненты учебной деятельности - это:

1). побудительный, операционный, оценочный;

2). побудительный, операционный, контрольно-оценочный;

3). мотивационный, операционный, оценочный;

4). мотивациоиный, операционный, контрольно-оценочный.

201. Мотивационная подструктура учебной деятельности - это:

1). мотивы учебной деятельности;

2). сущность мотивов учебной деятельности;

3). желание овладеть знаниями; умениями и навыками;

4). стремление овладеть знаниями, умениями и навыками.

202. Операционная подструктура учебной деятельности - это:

1). определенная учебная задача и совокупность учебных операций, состав­ляющих общий способ действий по решению учебной задачи;

2). определенная учебная задача и совокупность учебных операций, приемов;

3). определенная учебная задача и совокуппость учебных операций, приемов, составляющих общий способ действий по решению учебной задачи;

4). правильный ответ не указан.

203. Контрольно-оценочный компонент учебной деятельности - это:

1). контроль и оценка того, как выполнена учебная задача;

2). контроль за правильностью и полнотой выполнения операций и оценка того, как выполнена учебная задача;

3). контроль и самоконтроль за правильностью выполнения операций, а также оценка того, как выполнена учебная задача;

4). правильный ответ не указан.

204. Научение - это:

1). процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков;

2). результат обучения;

3). результат учения;

4). результат учебной деятельности.

205. Какие виды научения вы знаете:

1). по механизму импринтиига, условно-рефлекторное

2). оперантное, викарное, вербальное

3). по механизму имнринтнига, рефлекторное

4). правильный ответ не указан

206. Сколько видов научения вам известно:

2). четыре

207. Научение по механизму импринтинга - это:

1). приспособления организма к условиям его жизни с использованием готовых с рождения форм поведения;

2). не инстинктивные формы поведения;

3). автоматическое приспособление организма к условиям его жизни с использованием готовых с рождения форм поведения

4). правильный ответ не указан.

208. Оперантное научение предполагает, что:

1). знания, умения и навыки приобретаются автоматически;

2). знания, умения и навыки приобретаются методом проб и ошибок;

3). знания, умения и навыки, приобретаются условно-рефлекторно;

4). правильный ответ не указан.

209. Викарное научение - это:

1). научение через наблюдение за поведением других людей;

2). научение через тщательное наблюдение за поведением других людей;

3). научение через прямое наблюдение за поведением других людей;

4). правильный ответ не указан.

210. Вербальное научение - это:

1). приобретение человеком нового опыта через язык;

2). приобретение человеком нового опыта через знаковые системы;

3). приобретение человеком знаний, умений и навыков;

4). правильный ответ не указан.

211. Обучение отличается от научения тем, что является процессом:

1). системным;

2). планомерным;

3). организованным;

4). социально управляемым.

212. Учение отличается от научения тем, что оно является:

1). стороной обучения;

2). результатом социализации;

3). результатом учебной деятельности;

4). результатом любой деятельности.

213. К механизмам научения относят:

1). заражение, убеждение, внушение;

2). формирование ассоциаций, подражание, различие и обобщение;

3). инсайт, творчество;

4). инсайт, творчество, обобщение.

214. Что является теоретической основой теории поэтапного формирования умственных действий:

1). учение Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева об интериоризации действий.

2). учение Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева об экстериоризации действий.

3). учение 3. Фрейда о доминирующей роли бессознательного в структуре психики.

4). правильный ответ не указан.

215. Сколько этапов формирования умственных действий выделяется в теории П. Я. Гальперина:

2). четыре

216. Укажите этапы формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину):

1). составление ООД, материализированное действие, «громкая речь»;

2). речь «про себя», речь «для себя», речь «в себе»;

3). речь «про себя», речь «для себя»;

4). правильный ответ не указан.

Попыталась ответить на вопросы к тестированию по педагогике и психологии, которые нашла в интернете, правильные (на мой взгляд) ответы выделила красным. Пишите, если считаете, что я ошиблась.

Аттестационные тесты по основам педагогики и психологии

1 вариант

1. Приемы воспитания – это:

A) часть общего метода

B) форма организации воспитания

C) средство воспитания

D) воспитывающие ситуации

E) критерии оптимизации

2. Основной метод воспитания

A) убеждение

B) слово учителя

C) приучение

D) упражнение

3. Всеобщий метод формирования необходимых качеств называется:

A) гимнастика

B) воспитание

D) тренировка

E) упражнение

4. Логика воспитания:

A) проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль, анализ

B) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль

C) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, контроль, организация

D) диагностика, анализ, прогноз, проектирование, организация, контроль

E) анализ, диагностика, прогноз, проектирование, организация, контроль

5. Критерием эффективности воспитания являются

A) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников

B) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями

C) формирование эстетического вкуса

D) воспитание художественного вкуса, улучшение эмоционального самочувствия

E) уровень профессиональной подготовки

6. Психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу опорой на имеющиеся знания:

A) Низкий уровень знаний учащихся

B) Проблемная ситуация

C) Низкий уровень знаний учителя

D) Затруднения, возникшие в учебном процессе

E) Несоответствие знаний учащихся необходимым требованиям

7. Диалог как форма, принцип, средство обучения, он определяет цели и содержание обучения в технологии:

A) Л.В.Занкова

B) А.Г.Ривина

C) А.А. Амонашвили

D) Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

E) В.С.Библера, С.Ю.Курганова

8. Учебная беседа, в ходе которой вопросы задают преимущественно ученики, - есть:

A) дискуссия

C) обсуждение

E) консультация

9. Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип

A) Прочности

B) Научности

C) Систематичности и последовательности

D) Доступности

E) Наглядности

10. Путь достижения цели и задач обучения:

A) Форма обучения

B) Методика обучения

C) Метод обучения

D) Способ обучения

E) Принцип обучения

11. Образовательные программы разрабатываются на основе:

A) концепций образования

B) программ развития образования

C) закона об образовании

D) учебников

E) образовательных стандартов

12. Отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности:

A) Инновационное обучение

B) Педагогическая инноватика

C) Инновационная деятельность

D) Инновационное образование

E) Педагогическая инновация

13. Этапы, необходимые для подготовки урока:

A) прогнозирование, тренировка, упражнения

B) планирование, ход урока, рефлексия

C) диагностика, прогнозирование, планирование

D) диагностика, планирование, мастерство проведения

E) прогнозирование, сбор учебной информации, гимнастика ума

14. Уровень притязаний характеризуется:

A) желаемым уровнем самооценки личности

B) особенность волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении поступать по своему

C) выбором субъектом цели очередного действия, формирующимся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий

D) свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением

E) уровнем трудности будущих действий

15. Компонент структуры личности

A) мышление

B) возраст

C) характер

D) память

16. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей

A) Педагогического менеджмента

B) Возрастной психологии

C) Педагогической психологии

D) Педагогики

E) Дидактики

17. Система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность - это

A) влияние педагога

B) педагогическая ситуация

C) условие воспитания

D) договор

E) педагогическая значимость

18. Основная побудительная сила развития человека:

A) Генотип

B) Воспитание

C) Научение

D) Обучение

E) Врождённые качества

19. Раздел педагогической психологии:

A) психология младшего школьника

B) психология воспитания

C) психология подростка

D) психология развития

E) психология юноши

20. Способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия – это:

A) Интеракция

C) Привычка

D) Умение


2 вариант

1. Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:

A) культурологический подход

B) психологический подход

C) индивидуальный подход

D) комплексный подход

E) системный подход

2. Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:

A) Сотрудничество семьи, школы, общественности

B) Взаимоотношения воспитателей и воспитанников

C) Влияние на воспитанника через коллектив

D) Влияние родителей и воспитателей на воспитанника

E) Влияние на волю, сознание и поведение воспитанника

3. Наказание:

A) Просьбы, стимулирование, добрые дела

B) Метод воспитания, проявляющийся в форме требования

C) Управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел

D) Способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

E) Воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни

4. Воспитательный процесс – процесс:

A) взаимодействия

B) воздействия

C) рефлексии

D) обратного действия

E) действия

5. Основным признаком эффективности процесса воспитания являются:

A) знания, умения и навыки

B) индивидуальные особенности школьника

C) успеваемость

D) приспособление к условиям

E) поведение школьника

6. Рассмотрение педагогических технологий как части педагогической науки соответствует……….. аспекту их анализа

A) Частнонаучному

B) Частно-описательному

C) Процессуально-описательному

D) Описательно-действенному

E) Научному

7. Этап закрепления знаний и формирования умений на уроке предполагает

A) Учебную рефлексию и оценку качества работы на уроке

B) Систематизацию, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам

C) Подачу учебного материала с активным привлечением учащихся

D) Определение степени усвоения изученного учебного материала

E) Выработку умений и навыков применения знаний

8. Наглядные методы обучения условно можно разделить на две группы:

A) Иллюстрация и демонстрация

B) Беседа и демонстрация

C) Семинар и наблюдение

D) Словесные и наглядные

E) Дискуссия и видеометод

9. Тип познавательной деятельности служит основанием для классификации:

A) Индуктивных и дедуктивных

B) Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий метод

C) Объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, проблемного изложения, частично-поисковых и исследовательских методов

D) Словесных, наглядных и практических методов

E) Организации учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля

10. Метод обучения:

A) Способ согласованной деятельности учителя и ученика, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме

B) Основополагающее требование к практической организации учебного процесса

C) Способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения

D) Управление процессом перехода от теории к практике в процессе обучения

E) Определение результативности обучения в единстве с условиями его протекания

11. Последовательность этапов процесса усвоения:

A) приобретение знаний – запоминание – применения на практике

B) постановка проблемы – выдвижение гипотезы – ее доказательство

C) ощущение – восприятие – осознание

D) восприятие – осмысление – закрепление – применение

E) запоминание – понимание – осмысление – обобщение

12. Нововведение в педагогическую деятельность:

A) Педагогическая инноватика

B) Инновационная деятельность

C) Инновационное образование

D) Педагогическая инновация

E) Инновационное обучение

13. Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:

A) Педагогический мониторинг

B) Педагогическая диагностика

C) Педагогическая рефлексия

D) Педагогический менеджмент

E) Педагогический анализ

14. Стремление удовлетворить своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других:

A) эгоизм

B) альтруизм

C) социолизация

D) деспотизм

E) центризм

15. Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:

A) совместимость

B) лидерство

C) адаптивность

D) пластичность

E) дезадаптация

16. Способности педагога, определяющие высокие результаты в любой деятельности:

A) вербальные

B) общие

C) специальные

D) невербальные

E) коммуникативные

17. Привлекательность учебного материала, вызывающая определенные чувства и способствующая успешности заучивания:

A) осмысленность знаний

B) важность усвоения

C) эмоциональные особенности

D) трудность выполнения

E) объем материала

18. Переход внешних предметных действий во внутренние умственные:

A) интериоризация

B) экстериоризация

C) валидность

D) активизация

E) сублимация

19. Особенности семейного воспитания, позиции в общности, атрибутов роли, статуса учреждения относятся к причинам затруднений педагогического общения:

A) статусно-позиционно-ролевым

B) индивидуально-психологическим

C) межличностно-социальным

D) этно-социокультурным

E) возрастно-индивидуальным

20. В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, на данном этапе учащиеся выполняют действия в плане громкой речи:

A) мотивационный

B) материализованный

C) контрольный

D) внешнеречевой

E) ориентировочный

а) интимно-личностное общение

б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени

в) построение новой системы отношений с окружающими людьми

г) формирование самосознания

д) реализация поставленных жизненных целей

Правильный ответ: Основными задачами зрелостиявляются: б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени; в) построение новой системы отношений с окружающими людьми; д) реализация поставленных жизненных целей

31. Основными задачами старости являются

а) сохранение интегративной структуры личности

б) создание стабильной структуры жизненных отношений

в) реализация личностного самоопределения

г) пересмотр жизненного пути

д) подготовка к окончанию жизненного пути

Правильный ответ: Основными задачами старости являются: а) сохранение интегративной структуры личности; г) пересмотр жизненного пути; д) подготовка к окончанию жизненного пути

32. Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения - это

а) инстинкт

б) интеллектуальное поведение

г) знание

д) умение

Правильный ответ: Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения – это: в) навык

33. Психическое развитие учащегося совершается

а) планомерно

б) скачкообразно *.

в) последовательно

г) зигзагообразно

д) по спирали

Правильный ответ: Психическое развитие учащегося совершается: б) скачкообразно

34. Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются

а) совместной деятельностью

б) самонаблюдением

в) инстинктивными программами поведения

г) научением

д) в результате интеллектуальных размышлетшй

Правильный ответ: Способность к рефлексии и внутренний диалогизмсознания порождаются а) совместной деятельностью

35. Побуждение к учебной деятельности , связанное

с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется

а) установка

б) интерес



д) чувство

Правильный ответ: Побуждение к учебной деятельности, связанное с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется г) мотив

36. Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение

а) относительно независимо от конкретных внешних условий

б) в соответствии с окружающей ситуацией

в) под влиянием преподавателей

г) под влиянием учебной группы

д) под влиянием родителей

Правильный ответ: Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение а) относительно независимо от конкретных внешних условий

37. Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется

а) психологическим барьером

б) когнитивным диссонансом

в) личностным смыслом

г) аффектом

д) фрустрацией

Правильный ответ: Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется б) когнитивным диссонансом

38. Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя

а) способным

б) малоспособным

в) неспособным

г) мотивированным

д) запрограммированным

Правильный ответ: Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя а) способным

39. Мотивы учебной деятельности учащегося могут быть

а) осознаваемыми

б) неосознаваемыми

в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми

г) надсознательными

д) вытесненными в подсознание

Правильный ответ: Мотивы учебной деятельности учащегося могут быть: а) осознаваемыми; б) неосознаваемыми; в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми

40. Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется

а) внешней ситуацией

б) восприятием учащимся внешних условий

в) памятью

г) целью, которую ставит перед собой учащийся

д) мышлением

Правильный ответ: Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется г) целью, которую ставит перед собой учащийся

41. Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется

а) условиями ситуации

б) восприятием

в) памятью

д) мышлением

Правильный ответ: Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется а) условиями ситуации

42. Переход от умственного плана действия к внешнему называется

а) поведением

б) инстинктом

в) научением

г) экстериоризацией

д) интериоризацией

Правильный ответ: Переход от умственного плана действия к внешнему называется г) экстериоризацией

43. Основной отличительной характеристикой навыка является его

а) сложность

б) легкость

в) продолжительность

г) неавтоматизированность

д) автоматизированность

Правильный ответ: Основной отличительной характеристикой навыка является его д) автоматизированность

44. Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося

а) непосредственно

б) опосредованно

в) директивно

г) положительно

д) отрицательно

Правильный ответ: Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося б) опосредованно

45. Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются

а) социальными ожиданиями

б) личностными смыслами

в) правилами внутреннего распорядка

г) законом

д) правом

Правильный ответ: Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются а) социальными ожиданиями

46. Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется

а) бестактностью

б) смысловым барьером

в) интрапсихической защитой

г) перцептивной защитой

д) когнитивным диссонансом

Правильный ответ: Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется б) смысловым барьером

47. Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется

а) идентификацией

б) стереотипизацией

в) рефлексией

г) эмпатией

д) аттракцией

Правильный ответ: Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется а) идентификацией

48. Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется

а) идентификацией

б) стереотипизацией

в) рефлексией

г) эмпатией

д) аттракцией

Правильный ответ: Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется в) рефлексией

49. Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется

а) идентификацией

б) каузальной атрибуцией

в) эмпатией

г) эффектом ореола

д) мышлением

Правильный ответ: Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется б) каузальной атрибуцией

50. Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется

а) идентификацией

б) каузальной атрибуцией

в) рефлексией

г) стереотипизацией

д) эффектом ореола

Правильный ответ: Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется

51. Группа учащихся , имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется

а) формальной

б) неформальной

в) партией

г) общественной организацией

д) компанией

Правильный ответ: Группа учащихся, имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется а) формальной

52. Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним

Правильный ответ: Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним б) несогласии

Правильный ответ: Всоответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина) третьим этапом является б) внешнее действие, громкая речь

Правильный ответ: Признаками усвоения учащимися знаний являются: а) осознание фактов, правил, понятий; б) готовность пересказать материал своими словами; в) формулирование правил, понятий; г) готовность приводить примеры для конкретизации выводов, обобщений; д) применение материала на практике

01. Возрастные особенности подвержены влиянию этнических факторов

а) да

Правильный ответ : а) да. Возрастные особенности подвержены влиянию этнических факторов

02. Ролевая игра как ведущий тип деятельности характерна

а) для младшего школьного возраста

б) для младенчества

в) для раннего детства

г)для дошкольного возраста

Правильный ответ: г) для дошкольного возраста
03. Психическим новообразованием младенческого возраста является

б) речь и наглядно-действенное мышление

в) предметно-орудийная деятельность

г) произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия;

д) осознание своего "Я"

Правильный ответ: а) потребность в общении с людьми и эмоциональное отношение к ним
04. Деятельность интимно-личного общения является ведущей

а) в школьном возрасте

б) в подростковом возрасте

в) в юности

г) в раннем детстве

Правильный ответ: б) в подростковом возрасте
05. Новообразованиями подросткового возраста являются

а) изменение системы отношений со средой

б) самооценка

в) переход к мышлению в понятиях

г) становление самосознания

Правильный ответ: а) изменение системы отношений со средой в) переход к мышлению в понятиях
06. Ведущей деятельностью юношеского возраста является

а) учение

б) общественно-полезная деятельность

в) профессиональная деятельность

г ) учебно-профессиональная деятельность

д) эмоциональное общение

Правильный ответ:

07. Речевые указания взрослых начинают регулировать поведение ребенка

а) на первом году жизни

б) на втором году жизни

в) на третьем году жизни

Правильный ответ: в) на третьем году жизни
08. В раннем возрасте цвет является основным признаком, характеризующим предмет

Правильный ответ: б) нет. В раннем возрасте цвет не является основным признаком, характеризующим предмет
09. В поведении младшие школьники ориентируются чаще всего на моральные суждения и оценку действий

а) родителей

б) учителей

в) сверстников

Правильный ответ: б) учителей.В поведении младшие школьники ориентируются чаще всего на моральные суждения и оценку действий учителей
10. Ведущим психическим познавательным процессом, от которого в наибольшей зависимости находится успешное обучение младшего школьника, является

а) ощущение

б) восприятие

в) память

г) мышление

е) воображение

Правильный ответ: б) восприятие. Ведущим психическим познавательным процессом, от которого в наибольшей зависимости находится успешное обучение младшего школьника, являетсявосприятие.
11. К задачам педагогической психологии относятся

б) выявление закономерностей усвоения знаний

в) научение психологических основ в деятельности педагога

г) изучение психологических основ деятельности обучаемого

д) формирование принципов форм и методов обучения и воспитания

Правильный ответ: к задачам педагогической психологии относятся б) выявление закономерностей усвоения знаний, в) научение психологических основ в деятельности педагога, г) изучение психологических основ деятельности обучаемого
12. Разделами педагогической психологии являются

а) образовательные технологии

б) дидактические основы обучения

в) психология учебной деятельности

г) психология педагогической деятельности

Правильный ответ: разделами педагогической психологии являются в) психология учебной деятельности, г) психология педагогической деятельности
13. Показателями обучаемости являются

а) учебная мотивация

б) инициативность

в) приемы мышления

г) успеваемость

д) восприимчивость

Правильный ответ: б) инициативность, д) восприимчивость. Показателями обучаемости являются б) инициативность д) восприимчивость
14. К числу общих действий , входящих в деятельность учения, относятся умение

а) контролировать

б) планировать

в) моделировать

г) оценивать

Правильный ответ : а) контролировать б) планировать в) моделировать

г) оценивать. К числу общих действий, входящих в деятельность учения, относятся умение а) контролировать б) планировать в) моделировать

г) оценивать.
15. Параметрами действия являются

а) мера совершения действия

б) мера свернутости действия

в) мера самостоятельности

г) мера освоения действия

д) мера обобщенности действия

е) все перечисленные

Правильный ответ: Параметрами действия являются: в) мера самостоятельности; г) мера освоения действия; д) мера обобщенности действия
16. Обучаемость характеризует

а) степень овладения обучаемым знаниями, умениями и навыками

б) актуальный уровень развития

в) зону ближайшего развития?

г) совокупность интеллектуальных свойств обучаемого

Правильный ответ: Обучаемость характеризует: в) зону ближайшего развития
17. Зона ближайшего развития обучаемого определяется исходя из сформированных умений и навыков в определенной области знаний

б) неверно

Правильный ответ: б) неверно - Зона ближайшего развития обучаемого определяется исходя из сформированных умений и навыков в определенной области знаний
18. С каким уровнем усвоения соотносится этап формирования внутрисистемных и внутрипредметных ассоциаций?

а) представления

б) знания

в) умения

г) навыки

Правильный ответ: Этап формирования внутрисистемных и внутрипредметных ассоциаций соотносится с уровнем усвоения б) знания
19. Для эмоционально-импровизационного стиля характерно

а) быстрый темп при опросе

б) неформальные вопросы

в) отбор наиболее интересного материала

г) поэтапная отработка всего учебного материала

д) коллективные обсуждения

е) систематичность закрепления материала

Правильный ответ: Для эмоционально-импровизационного стиля характерно: а) быстрый темп при опросе; б) неформальные вопросы; в) отбор наиболее интересного материала
20. Понятие «психологический возраст» включает в себя показатели

а) психического развития

б) социального развития

в) органического развития

г) психологические новообразования

д) динамики развития

Правильный ответ: Понятие «психологический возраст» включает в себя показатели: г) психологические новообразования; д) динамики развития
21. Ведущая деятельность дошкольного возраста - это

а) сюжетно-ролевая игра

б) предметно-орудийная деятельность

в) эмоционально-личностное общение с близким взрослым

г) учебная деятельность

Правильный ответ: Ведущая деятельность дошкольного возраста – это: а) сюжетно-ролевая игра
22. дошкольного возраста относят

а) наглядно-действенное мышление

б) выделение "Я", возникновение самосознания

в) возникновение способности к замещению и использованию знака

г) возникновение иерархии мотивов

д) возникновение произвольности

Правильный ответ: К психологическим новообразованиям дошкольного возраста относят: г) возникновение иерархии мотивов; д) возникновение произвольности
23. Ведущая деятельность младшего школьного возраста - это

а) предметно-орудийная деятельность

б) сюжетно-ролевая игра

в) учебная деятельность

г) эмоционально-личностное общение с близким взрослым

д) интимно-личностное общение со сверстниками

Правильный ответ: Ведущая деятельность младшего школьного возраста - это в) учебная деятельность
24. К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относят

а) рефлексию

б) преодоление эгоцентрической позиции

в) возникновение учебного мотива

г) овладение нравственными нормами

д) способность к планированию собственного поведения

Правильный ответ: К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относят: а) рефлексию; в) возникновение учебного мотива; г) овладение нравственными нормами
25. Ведущая деятельность подросткового возраста - это

а) учебная деятельность

б) интимно-личностное общение со сверстниками

в) сюжетно-ролевая игра

г) предметно-орудийная деятельность

д) эмоционально-личностное общение с близким взрослым

Правильный ответ: Ведущая деятельность подросткового возраста - это б) интимно-личностное общение со сверстниками
26. К психологическим новообразованиям подросткового возраста относят

а) половую идентификацию

б) психологическую готовность к личностному и профессиональному самоопределению

в) возникновение понятийных обобщений

г) чувство взрослости

д) формирование нравственного мировоззрения

Правильный ответ: К психологическим новообразованиям подросткового возраста относят: б) психологическую готовность к личностному и профессиональному самоопределению; г) чувство взрослости; д) формирование нравственного мировоззрения
27. Ведущая деятельность юношеского возраста - это

а) сюжетно-ролевая игра

б) эмоционально-личностное общение с близким взрослым

в) психологически интимное общение

со значимым сверстником противоположного пола

г) учебно-профессиональная деятельность

д) предметно-орудийная деятельность

Правильный ответ: Ведущая деятельность юношеского возраста – это: в) психологически интимное общение со значимым сверстником противоположного пола; г) учебно-профессиональная деятельность
28. К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят

а) профессиональное самоопределение

б) формирование временной перспективы

в) личностное самоопределение

г) формирование собственных личностных интересов

Правильный ответ: К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят в) личностное самоопределение
29. Основными задачами ранней взрослости являются

а) приобретение автономии от родителей

б) усвоение новых знаний

в) построение идеальной модели семьи

г) сензитивность к социальным оценкам

д) формирование стабильной личностной структуры

в соответствии с принятой идеальной моделью будущего

Правильный ответ: Основными задачами ранней взрослости являются: а) приобретение автономии от родителей; в) построение идеальной модели семьи; д) формирование стабильной личностной структуры
30. Основными задачами зрелости являются

а) интимно-личностное общение

б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени

в) построение новой системы отношений с окружающими людьми

г) формирование самосознания

д) реализация поставленных жизненных целей

Правильный ответ: Основными задачами зрелости являются: б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени; в) построение новой системы отношений с окружающими людьми; д) реализация поставленных жизненных целей
31. Основными задачами старости являются

а) сохранение интегративной структуры личности

б) создание стабильной структуры жизненных отношений

в) реализация личностного самоопределения

г) пересмотр жизненного пути

Правильный ответ: Основными задачами старости являются: а) сохранение интегративной структуры личности; г) пересмотр жизненного пути; д) подготовка к окончанию жизненного пути
32. Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения - это

а) инстинкт

б) интеллектуальное поведение

г) знание

д) умение

Правильный ответ: Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения – это: в) навык
33. Психическое развитие учащегося совершается

а) планомерно

б) скачкообразно *.

в) последовательно

г) зигзагообразно

д) по спирали

Правильный ответ: Психическое развитие учащегося совершается: б) скачкообразно
34. Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются

а) совместной деятельностью

б) самонаблюдением

в) инстинктивными программами поведения

г) научением

д) в результате интеллектуальных размышлетшй

Правильный ответ: Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются а) совместной деятельностью

35. Побуждение к учебной деятельности , связанное

с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется

а) установка

б) интерес

д) чувство

Правильный ответ: Побуждение к учебной деятельности, связанное с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется г) мотив
36. Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение

а) относительно независимо от конкретных внешних условий

б) в соответствии с окружающей ситуацией

в) под влиянием преподавателей

г) под влиянием учебной группы

д) под влиянием родителей

Правильный ответ: Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение а) относительно независимо от конкретных внешних условий
37. Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется

а) психологическим барьером

б) когнитивным диссонансом

в) личностным смыслом

г) аффектом

д) фрустрацией

Правильный ответ: Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется б) когнитивным диссонансом
38. Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности , на которую он считает себя

а) способным

б) малоспособным

в) неспособным

г) мотивированным

д) запрограммированным

Правильный ответ: Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя а) способным
39. Мотивы учебной деятельности учащегося могут быть

а) осознаваемыми

б) неосознаваемыми

в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми

г) надсознательными

д) вытесненными в подсознание

Правильный ответ: Мотивы учебной деятельности учащегося могут быть: а) осознаваемыми; б) неосознаваемыми; в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми

40. Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется

а) внешней ситуацией

б) восприятием учащимся внешних условий

в) памятью

г) целью, которую ставит перед собой учащийся

д) мышлением

Правильный ответ: Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется г) целью, которую ставит перед собой учащийся
41. Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется

а) условиями ситуации

б) восприятием

в) памятью

д) мышлением

Правильный ответ: Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется а) условиями ситуации
42. Переход от умственного плана действия к внешнему называется

а) поведением

б) инстинктом

в) научением

г) экстериоризацией

д) интериоризацией

Правильный ответ: Переход от умственного плана действия к внешнему называется г) экстериоризацией
43. Основной отличительной характеристикой навыка является его

а) сложность

б) легкость

в) продолжительность

г) неавтоматизированность

д) автоматизированность

Правильный ответ: Основной отличительной характеристикой навыка является его д) автоматизированность
44. Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося

а) непосредственно

б) опосредованно

в) директивно

г) положительно

д) отрицательно

Правильный ответ: Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося б) опосредованно
45. Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются

а) социальными ожиданиями

б) личностными смыслами

в) правилами внутреннего распорядка

г) законом

д) правом

Правильный ответ: Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются а) социальными ожиданиями
46. Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется

а) бестактностью

б) смысловым барьером

в) интрапсихической защитой

г) перцептивной защитой

д) когнитивным диссонансом

Правильный ответ: Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется б) смысловым барьером
47. Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется

а) идентификацией

б) стереотипизацией

в) рефлексией

г) эмпатией

д) аттракцией

Правильный ответ: Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется а) идентификацией
48. Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется

а) идентификацией

б) стереотипизацией

в) рефлексией

г) эмпатией

д) аттракцией

Правильный ответ: Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется в) рефлексией
49. Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется

а) идентификацией

б) каузальной атрибуцией

в) эмпатией

г) эффектом ореола

д) мышлением

Правильный ответ: Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется б) каузальной атрибуцией
50. Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется

а) идентификацией

б) каузальной атрибуцией

в) рефлексией

г) стереотипизацией

д) эффектом ореола

Правильный ответ: Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется
51. Группа учащихся , имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется

а) формальной

б) неформальной

в) партией

г) общественной организацией

д) компанией

Правильный ответ: Группа учащихся, имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется а) формальной
52. Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним

Правильный ответ: Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним б) несогласии
53.

Правильный ответ: В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина) третьим этапом является б) внешнее действие, громкая речь
54.

Правильный ответ: Признаками усвоения учащимися знаний являются: а) осознание фактов, правил, понятий; б) готовность пересказать материал своими словами; в) формулирование правил, понятий; г) готовность приводить примеры для конкретизации выводов, обобщений; д) применение материала на практике

Характеристика навыков

  1. Для формирования навыка решающее значение имеет успешность выполняемых движений и их подкрепление положительным результатом.
  2. Формирование навыка при научении может основываться на информации, полученной как путём собственного активного поиска раздражителей (методом "проб и ошибок"), так и в ходе общения (коммуникации) с другими животными (за счет подражания им) или обучения. Обучение при выработке естественных навыков осуществляется взрослой особью в процессе воспитания детёныша. Искусственные навыки вырабатываются у животного человеком в процессе дрессировки. В последнем случае животное не выбирает самостоятельно способ действия, а усваивает его путём тренировки, где требуемые двигательные реакции и их сочетания в ходе решения задачи, соответственно подкрепляются человеком.
  3. Навык формируется в результате упражнения и нуждается для своего дальнейшего сохранения в тренировке. При тренировке навыки совершенствуются, а в её отсутствие – угасают, разрушаются.
  4. Для навыков характерна значительная пластичность поведения на первых этапах их образования. По мере закрепления навыков, особенно примитивных, пластичность поведения уменьшается. Если животное многократно пробежит лабиринт одним и тем же кратчайшим путём, то этот навык становится стереотипным, автоматизированным, по своей сути такой навык близок к инстинктивным двигательным стереотипам. Стереотипность вообще свойственна примитивным навыкам, для них также характерны ригидные, автоматизированные двигательные реакции, иногда трудно отличимые от инстинктивных форм поведения. Отличительной же чертой навыков высшего порядка является их большая пластичность.
  5. Навыки у животных вырабатываются на основе всех видов ассоциативного эффект-зависимого научения, а также на основе простейшей формы когнитивного научения, – а именно при формировании целостного психонервного образа среды, лабиринта.
  6. Скорость выработки навыков сильно варьирует даже у представителей одного и того же вида. Это связано как с разным уровнем активности, особенно на первоначальной ориентировочной фазе, так и с преобладанием у разных животных разных модальностей рецепции при обследовании лабиринта (одни крысы руководствуются преимущественно визуальными стимулами, а другие – кинестетическими и так далее).
  7. Критерием навыка является выделение при решении задач операций – особых действий, связанных только с условиями, в которых представляется предмет, побуждающий деятельность животного. Выделение операции можно показать на примере опыта, проведённого А.В.Запорожцем и И.Г.Диманштейн по методу "обходного пути". В аквариум ставится поперечная перегородка из марли так, чтобы оставить у боковой стенки свободный проход. В меньшую часть аквариума помещается подопытная рыба, а в большую – приманка (корм). Чтобы получить приманку, рыба вскоре, после неудачных попыток проплыть напрямик, научается обходить преграду. Действия по обходу препятствия и является операцией. Если преграду убрать, то в течение некоторого времени рыба будет подплывать к корму по запомненному пути, однако постепенно навык угаснет, операция исчезнет, и путь рыбы к корму станет прямым.