От чего зависит уровень IQ? Образ жизни и вкусовые предпочтения. Триархическая теория интеллекта

Умственные способности человека, точно так же, как и возникновение ряда психических заболеваний, зависят от эффективности работы сети нервных клеток головного мозга, которая напрямую определяется генетическими факторами, заявляют австралийские ученые. По мнению исследователей, идентификация "генов ума" поможет в будущем прогнозировать, насколько велики шансы человека стать "гением", а также выявлять предрасположенность к ряду заболеваний.

Работа ученых под руководством Алекса Форнито (Alex Fornito) из Нейропсихиатрического центра Университета Мельбурна впервые продемонстрировала связь между генетическими факторами и умственными способностями человека. Ученые заявляют, что результаты их работы помогут понять, почему одни люди справляются с поставленными задачи лучше и быстрее других, а также выявить предрасположенность к ряду психических заболеваний.

Предыдущая работа исследователей показала, что люди, обладающие "эффективно работающими сетями нервных клеток" головного мозга, проявляют высокие умственные способности. По словам Форнито, мозг – это "чрезвычайно сложная сеть миллиардов нервных клеток, связанных триллионами волокон".

"Эффективная коммуникация между нейронами определяет умственные способности. Чем больше связей между нервными клетками, тем быстрее проходят сигналы и тем эффективнее различные части головного мозга могут коммуницировать друг с другом. С другой стороны, большое количество таких связей требует больших затрат энергии, и организм далеко не каждого человека может позволить себе такие огромные затраты", – цитирует слова Форнито ABC .

Подопытные близнецы

Разобраться в принципах организации работы нейронных сетей головного мозга человека ученые пытаются уже на протяжении многих лет. Основная проблема заключается в том, что "нанести на карту связи нейронов мозга живых людей крайне сложно". Однако оценить роль генетических факторов в организации работы мозга можно, например, используя близнецовый метод.

Близнецовый метод Близнецы являются "идеальным генетическим объектом" для ученых. Так, однояйцевые близнецы обладают идентичным набором генов, а разнояйцевые различаются. Сравнение генетических различий между однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами позволяет судить о вкладе наследственности и среды в определении свойств человеческого организма.

В своей работе ученые с помощью метода магнитно-резонансной томографии (МРТ) проанализировали строение головного мозга 38 идентичных и 26 неидентичных близнецов.

В ходе эксперимента исследователи смотрели на то, каким образом организованы сети нервных клеток, как для всего мозга, так и для отдельных его частей. В итоге обнаружилось, что у двуяйцевых близнецов наблюдались значительные различия в организации сети нейронов.

Разобраться в принципах организации работы нейронных сетей головного мозга человека ученые пытаются уже на протяжении многих лет. Основная проблема заключается в том, что "нанести на карту связи нейронов мозга живых людей крайне сложно". Источник cassiopeiaprojec

Интересно, что в предлобной части коры головного мозга различия были слишком явными. "Эта часть головного мозга как раз и отвечает за такие вещи, как стратегическое мышление, планирование и память. Плюс ко всему, эта область сильно изменена и при шизофрении", – объясняет Форнито. Различия в организации сети нейронов у близнецов указывают на то, что генетическая компонента играет немалую роль в определении умственных способностей человека.

По мнению ученых, дальнейшие исследования, возможно, помогут выявить отдельные гены, которые определяют умственные способности человека, а также предрасположенность к ряду психических и неврологических заболеваний, таких как шизофрения и болезнь Альцгеймера.

Невероятные факты

Мы изучали человеческий интеллект на протяжении многих веков, но до сих пор у нас очень мало ответов на вопросы о том, как мы думаем, что мы думаем и почему мы можем думать.

Мужчины умнее женщин или наоборот? Тесты IQ говорят правду или все очень предвзято? Большой мозг – большой интеллект?

Ниже рассмотрены 10 теорий о человеческом интеллекте, которые либо были опровергнуты, либо подвержены резкой критике.

Однако, любая из опровергнутых теорий в один прекрасный день может быть доказана.

Интеллект и наследственность

10. Наследственность



Если вы родились у умных родителей, означает ли это, что вы тоже будете умным? Некоторые исследователи говорят, что да, некоторые отрицают. Верно то, что наследственность влияет на наш интеллектуальный фактор (IQ), который измеряет наши когнитивные способности по сравнению со сверстниками.

Но не стоит забывать и об окружающей среде, а также о роли культуры в формировании нашего интеллекта. Существуют ли гены интеллекта? Никто не знает наверняка, а информация различного рода исследований варьируется, говоря о наличии 40-80 процентов генов, ответственных за интеллект.

Гены против воспитания – это спорная область исследования, а проводимые сегодня эксперименты помогут понять не только функционирование нашего разума, но и особенности человеческого характера, поведения, и даже основу некоторых психических заболеваний.

В этой теории важным моментом является тот факт, что человеческий разум не зависит от расы, и что наследственность не является единственным фактором, определяющим интеллектуальный потенциал личности.

9. Краниометрия



Ученые 19 века полагали, что измерение черепа и лицевой структуры человека – это хороший способ измерить и его интеллект. Когда эта теория только появилась хирург Поль Брока (Paul Broca) предположил обратно пропорциональную связь: чем меньше отношение длины предплечья к длине плеча, тем выше уровень интеллекта.

Когда он не сумел доказать, что белые – это самая умная раса, основываясь только на длине руки, он обратился к измерению черепа и лицевых структур, чтобы определить сколько мозга могло бы поместиться внутри черепа человека. Это он посчитал более точным способом определения интеллекта.

Краниометрия говорила о том, что чем крупнее кости черепа, тем больше сам череп и мозг в нем расположенный, а, следовательно, и выше интеллект. Краниометрия умерла в начале 20 века, потому как ее постоянно критиковали за расовые предрассудки и отсутствие фактических оснований для подобного рода заявлений.

Однако, ученые, интересующиеся данной теорией, помогли обнаружить мозговые речевые центры, а также помогли выявить концепции интеллектуального фактора, известного нам сегодня как IQ.

8. Первичные умственные способности



В первой половине 20 века психолог Л. Терстоун (L. Thurstone) выдвинул идею о том, что основа человеческого интеллекта – это семь компонентов. Его теория отличалась от других бытовавших в то время и утверждавших, что интеллект человека основан на одном факторе, не определенном каком именно.

Среди задействованных компонентов психолог отмечал следующие – ассоциативная память, способность к счету, скорость восприятия, способность логически мыслить, пространственная визуализация, вербальное понимание и владение словом.

В то время, как его теория об этих семи компонентах не выдержала испытание временем, работа крайне популярна в области психометрии (наука, занимающаяся количественным исследованием психологических измерений).

7. Порядок рождения



Исследователи уже давно изучают, каким образом порядок рождения влияет на все то, от чего зависит ум человека. Однако, одно из последних исследований, опубликованное Американской психологической ассоциацией, пришло к выводу, что нет прямой связи между уровнем интеллекта и порядком рождения в семье.

Ранее ученые полагали, что первенцы всегда набирают больше пунктов при прохождении тестов на IQ. Объяснялось все тем, что у них нет конкуренции за родительское внимание, поэтому у них больше времени узнавать новую и полезную информацию.

Дети, рожденные вторыми или последними, как полагалось, обладали меньшим количеством родительского внимания, а, следовательно, набирали более низкое количество баллов. В последнем исследовании специалисты сравнили братьев и сестер, но, не касаясь при этом вопроса очередности рождения. Они обнаружили, что действительно отсутствует значимая связь между очередностью рождения и уровнем интеллекта.

6. Единственный интеллект



Некоторые люди утверждают, что идея единственного интеллекта (концепция, на которой строятся многие теории, включая и концепцию общего интеллекта – фактор G) обязательно должна быть в этом списке. Другие говорят, что ей тут не место. Но вот почему данная идея находится в этом списке.

Недавнее исследование показало, что существует такая вещь, как интеллект вообще, но она не зависит от того, какие результаты человек показывает по тем или иным тестам по сравнению с населением в целом.

Получение информации о том, как работает человеческий интеллект (или не работает) до сих пор проходило через тип тестирования, называемый психометрией. Но теперь, новое исследование, опубликованное в американских "Трудах национальной академии наук", полагает, что конкретные области мозга и различные сетевые пути вовлечены в создание такой системы, как интеллект, и это является шагом к доказательству биологической основы интеллекта.

5. Табула Раса



Табула Раса – это теория о том, что люди изначально рождаются с "пустыми" умами. Философы и психологи активно выступают за эту теорию на протяжении уже многих веков. В рамках нее предполагается, что когда мы рождаемся, наш ум свеж и пуст, полон потенциала и ждет, чтобы наполниться личным жизненным опытом и эмоциями.

В наши дни по-прежнему спорят на тему того, что же играет более важную роль в формировании интеллекта – генетика или воспитание? Разве мы обычные творения природы? Какую роль играет наша окружающая среда?

Исследования, проведенные в последние десятилетия, специально изучали близнецов, разлученных при рождении, потому как они являются носителями одинакового генетического материала, но окружающая среда, воздействующая на них, различная.

В итоге, ученые пришли к выводу, что человеческий разум, наряду с другими индивидуальными чертами, такими как, гендерная идентичность, - это комбинация генов, наследуемых нами, а также наш личный опыт и окружающая среда.

Тест на интеллект

4. IQ тесты



IQ тесты, или тесты на коэффициент интеллекта, обычно используются для оценки когнитивных способностей человека, его интеллекта и достижений. Стандартные IQ тесты, такие как Стэнфорд-Бине (для одаренных детей) или SAT, измеряют когнитивные навыки человека по сравнению с общей массой населения.

Несмотря на то, что такие тесты по-прежнему крайне популярны среди обычных людей, важно отметить, что они подвергаются широкой критике. Так, критики утверждают, что подобные тесты имеют своего рода смещение по признаку пола, расы, социально-экономического статуса и культурного наследия.

Такие тесты зачастую основаны на устаревших представлениях о том, что мощь нашего интеллекта – это нечто установленное при рождении, и что интеллект остается неизменным с течением жизни.

IQ тесты все еще используются, но не стоит принимать их результаты слишком серьезно. Многие психологи спорят о том, что все тесты подобного рода слишком предвзяты.

3. Триархическая теория интеллекта



Когда Роберт Стернберг (Robert Sternberg) разработал триархическую теорию человеческого интеллекта, он пошел против всех теорий, которые предполагают, что у людей есть общий фактор интеллекта (фактор G) или стандартные умственные способности. Стернберг не считал интеллект академическим фактором.

Вместо этого, он предположил, что у людей есть то, что называется практическим интеллектом, который отличается от академического, но при этом, равен ему по значимости.

Теория состоит из трех суб-теорий: контекстуальной, компонентной и эмпирической. Контекстуальная – это взаимодействие интеллекта с опытом внешнего мира, компонентная – это связь интеллекта с внутренним миром, эмпирическая – это способность адаптироваться к ситуации и выполнять определенные задачи.

Эмпирическая, в свою очередь, подразделяется на то, как вы справляетесь с новыми задачами и впечатлениями, и на то, как вам удается с хорошо известными задачами справляться.

Критики триархической теории утверждают, что автор скорее описывает набор практических навыков, чем объясняет систему функционирования интеллекта. Они также говорят о том, что Стернберг пренебрегает предоставлением информации относительно непосредственных наблюдений.

Виды интеллекта

2. Теория множественного интеллекта



В отличие от Табулы Расы, которая предполагает, что люди рождаются с "пустыми" умами, теория множественного интеллекта говорит о том, что человеческий разум состоит из нескольких типов интеллекта.

Автор теории Говард Гарднер (Howard Gardner) рассказывает, что человеческий интеллект – это наша способность создавать и поддерживать ценности, решать проблемы и расширять свои знания путем решения этих проблем. Он предполагает, что есть девять типов интеллекта, которые вместе создают уникальность каждого человека:

Телесный/кинестетический интеллект

Экзистенциальный интеллект

Межличностный интеллект

Внутриличностный интеллект

Лингвистический интеллект

Логический/ математический интеллект

Музыкальный интеллект

Натуралистский интеллект

Пространственный интеллект

Несмотря на то, что эта теория не была опровергнута и до сих пор не устарела (разработана в 1983 году), она все еще нуждается в проверке.

Кто умнее: мужчина или женщина?

1. Пол и интеллект



Мужчины с Марса, женщины с Венеры? В то время как мужчины и женщины думают по-разному, нет никаких доказательств того, что один пол с рождения умнее другого.

Исследователи обнаружили, что когда речь заходит об интеллекте, то у людей есть два типа мозга: в мозге первого типа содержится большее количество серого вещества (центр обработки информации), в мозге второго типа больше белого вещества (так называемая "соединительная ткань" центра обработки информации). Исследования показали, что женский мозг содержит в 10 раз больше белого вещества, а мужской мозг в 6,5 раз больше серого вещества.

Что это означает? В то время как мужчины и женщины обладают различными типами мозговой ткани, общая производительность равна, просто мы по-разному преуспеваем в решении различных типов задач.

Количественная оценка интеллекта – одно из величайших достижений психологи, но и одно из наиболее противоречивых. Проверка интеллекта впервые была проведена во Франции в 1897г психологом А. Бинетом для выявления детей, которым нужно специальное обучение. Впоследствии, особенно после первой мировой войны, подобные тестирования очень распространились, их использовали для разных категорий людей и, конечно же, самих вариантов тестов было создано достаточно много с разными акцентами. Это первый камень преткновения, раз нет единого, универсального теста, то не понятно – что же оцениваем. Не говоря уже о самих дебатах, что же считать интеллектуальными способностями как таковыми. Но, справедливости ради, результаты разных тестов одного и то же человека хоть и могли отличаться конечной цифрой, но, тем не менее, хорошо коррелировали. В 1927 году Ч. Спирман предложил оценивать т.н. «общий фактор» (general factor), называемый g (Spearman’s g ). Именно его используют большинство исследователей, изучающих вклад биологических, наследственных и социальных факторов в уровень интеллекта. И хотя продолжаются дебаты об объективности g, большинство психометрических исследователей соглашаются, что этот показатель чувствителен к индивидуальным различиям в способностях к обучению и способности находить решения проблемных вопросов, прогнозирует успеваемость, занятость, доход на протяжении жизни.

Активно изучается роли наследственности, биологических и социальных факторов в развитии интеллектуальных способностей. Что первично, а что вторично – вокруг результатов исследований идут не шуточные дебаты. Прежде всего, из-за того, что окончательного ответа еще нет.

Даже то, что геном человека секвенирован, не позволяет дать ответ на вопрос о генетическом контроле всех признаков человека. Особенно это касается сложных, полигенных признаков, к которым относятся и поведение в целом, и интеллект в частности. Можно выделить две группы проблем: 1. стратегия секвенирования не совершенна и не позволяет быстро получать результативные данные; 2. функционирование многих генов модифицируется функцией других генов и факторами среды – даже их определение по отдельности не даст полной картины. Возможно, количество вовлеченных генов очень велико. Пока очевидно, что современные технологии не способны полностью решить вопрос наследования сложных признаков человека.

Тем не менее, определенные данные есть и начали их собирать еще до проекта геном человека. Успешно используются такие методические подходы – 1. изучение монозиготных близнецов (МБ) воспитанных в одинаковых условиях, сравнение с сибсами (родными братьями и сестрами) и дизиготными близнецами (ДБ); 2. данные о МБ воспитанных в разных условиях; 3. сравнение показателей усыновленных детей и родителей, как приемных, так и биологических.

Подсчитали, что сильнее всего корреляция уровня IQ монозиготных близнецов – 0,72, родных братьев и сестер – 0,29, родителей и детей – 0,22. Показатели IQ усыновленных детей с их биологическими сибсами тоже коррелирует – 0,34, а с родителями усыновителями – 0,19. То есть, получается только 20-35% наблюдаемой разницы в IQ обусловлены внешними факторами.

Однако, наследственность не означает неизбежность, потому что среда может определить влияние на генетическую изменчивость. Например, в исследовании 320 пар близнецов, которые родились в 1960-е годы, обнаружили, что факторы окружающей среды сделали гораздо больший вклад в определение IQ детей из бедных семей по сравнению с семьями более высокого социально-экономического статуса. Наследуемость IQ среди беднейших была всего 0,10 и 0,72 – для семей с высоким статусом. Так же есть данные, что у усыновленных детей IQ выше, чем у их сибсов, оставшихся с родными родителями. А, как известно, усыновляют обычно семьи с более высоким социально-экономическим положением. Получается, наследственности не так уж важна?

Нет, конечно, наследственность играет важную роль в определении IQ. Но не надо ошибочно интерпретировать ее, подразумевая как что-то врожденное и неизменяемое. Словно не стоит пытаться обдумывать тактику воспитания детей, давать им образование или повышать уровень своего и т.п. Даже если не касаться социально-психологических аспектов, а остановиться только на биологических – можно обозначить несколько статистически значимых для уровня IQ факторов, на которые возможно влиять, а значит, использовать.

Значение питания нельзя переоценить в контексте очень многих вопросов. Оказывается и в контексте IQ. Дети вскормленные грудным молоком демонстрируют IQ на 6 пунктов выше, и этот эффект сохраняется всю жизнь. Не компенсированный железо дефицит на протяжении первого года жизни негативно влияет на формирование интеллекта – на 8 пунктов ниже, чем у детей с нормальным уровнем железа крови. И очень значимым является йод, поступающий с пищей беременной, кормящей матери и на протяжении всей жизни. Следует использовать только йодированную соль. Особенно плохо, если у беременной развился гипотиреоз, но не был обнаружен, а значит, не было терапии. К сожалению, анализ для определения уровня гормона ТТГ, не относится к обязательным, врач может не упомянуть о его необходимости. Сделать его лучше всего на 7-8 неделе беременности (ну, или как можно раньше) и если значение больше 2,5 (а в бланках могут быть нормы для не беременных) – идти к эндокринологу на консультацию. Ну, и конечно же, препарат фолиевой кислоты должна принимать каждая женщина, планирующая беременности и после ее наступления. Кстати, другие витамины не так важны, их можно получать благодаря разнообразному питанию. Фолиевая кислота обеспечивает правильное формирование нервной системы и мозга.

Ну, а уж связь между строением мозга и интеллектом, наверное, наиболее очевидна. Но насколько полно понимание такой связи? Важно понимать, что причинные взаимосвязи между интеллектом и характеристиками мозга работают в обоих направлениях. С одной стороны врожденные свойства какой-то части мозга могут определять способности человека. Однако, с другой стороны, деятельность человека, формирование навыков – увеличивает размер конкретной области мозга. Два примера. У лондонских таксистов гиппокамп (ответственный за ориентацию в пространстве) увеличен пропорционально времени, которое они работают таксистами. После 3 месяцев регулярного жонглирования увеличивается объем серого вещества в теменной области, но после долгого перерыва – уменьшается.

Люди объективно отличаются уровнем интеллекта. И, скорее всего, так будет всегда, поскольку Природа не терпит одинаковости. Но интеллект не определяется исключительно генами. Можно говорить о значении взаимодействия генов и среды обитания. А можно предположить, что обогащенная среда (прежде всего, нашими знаниями) поможет каждому максимально развить свой заложенный потенциал.

Исследования факторов интеллекта

Ученые умы периодически пытаются установить взаимосвязь интеллекта с деталями биографии и физиологическими данными его обладателя. Существует несколько направлений исследований этого вопроса. Есть ли прямая зависимость интеллекта от какого-либо фактора?

Взаимосвязь между уровнем интеллекта и генетикой

Еще в 1884 году Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарлза Дарвина, пытался установить связь между половой принадлежностью, физиологическими данными (рост, вес, объем головы) и интеллектом человека. К сожалению, его эксперименты показали отсутствие закономерностей между этими параметрами. Другой ученый, Брюс Лан, не будучи расистом, тем не менее, заявил в своем исследовании о зависимости интеллекта от расы человека. Ряд коллег, ознакомившись с результатами его ДНК-экспертиз, возразили на этот счет. Так что можете быть спокойны: неважно, что ваша кожа бела, как снег, укрывающий Хельсинки и его достопримечательности. Или же достопримечательности Хельсинки вам только снятся, а сами вы изнемогаете под жарким солнцем Алжира, вы можете в обоих случаях быть высокоинтеллектуальным человеком.

Зависимость IQ от музыкальных пристрастий

Музыка, несомненно, влияет на наше настроение, образ мыслей и самочувствие. Будущие мамы сплошь и рядом включают Моцарта своим еще не рожденным детям. На фермах проигрывание классических произведений повышает суточный удой у коров. Но влияет ли музыка на интеллект? Британские ученые считают, что влияет. По результатам их исследований, наибольший коэффициент интеллектуального развития у меломанов, предпочитающих классическую и симфоническую музыку. В Лондоне, достопримечательностью которого является эклектичная музыкальная культура, это можно проверить на практике. Но, обозревая незабываемые достопримечательности Лондона , не забудьте о том, что приверженцы тяжелого рока и металла также обладают высоким уровнем интеллекта. Не повезло только любителям стилей хип-хоп и R’N’B – по мнению ученых, их IQ наиболее низкий. Впрочем, результаты таких исследований весьма сомнительны. Не исключено, что именно музыкальный вкус зависит от интеллекта, а не наоборот.

Зависимость уровня интеллекта от питания

Долгосрочные исследования подтверждают прямую зависимость интеллектуального уровня от питания ребенка в утробе матери и в первые месяцы жизни. Если будущая мать живет, например, в Черногории или часто отдыхает в местах подобных ей, ее рацион богат и разнообразен – ребенок родится готовым к быстрому интеллектуальному развитию. Но если отдых в Черногории беременной заменяет работа в офисе, сидячий образ жизни и скудное питание, вряд ли родившийся малыш станет Эйнштейном. Наиболее полезными составляющими ежедневного питания признаны цинк, бор, кальций, магний, железо, витамины группы В и продукты с достаточным содержанием белка, но с низким процентом жирности.

Все хотят, чтобы у них после многолетних усилий выросли умные и здоровые дети. Это залог счастливой и благополучной жизни. Но что должны делать родители, чтобы выросли люди с высоким интеллектом? Могут ли они на это повлиять, выбирая правильного генетического партнера, или им необходимо с детства кормить детей только лососем и черникой?

Роль генов в развитии интеллекта

Как ни крути, но все знания, умения и умственные способности, в то числе и интеллект храниться в головном мозге. Как и любой орган человеческого тела, его клетки и структура развиваются согласно унаследованной от родителей программе. В то же время нельзя найти определенный нервный центр, отвечающий за интеллект или единственный ген или их четкую комбинацию, заведующий способностью к решению различных задач. Исследователи человеческого мозга даже не смогли определиться, можно ли назвать интеллект целостной системой или его определяет набор различных функций, если да то каких и насколько каждая составляющая важна.

В любом случае деятельность головного мозга, его строение и функционирование предопределены генами, следовательно, интеллект должен передаваться по наследству, умные и здоровые дети должны рождаться у таких же родителей. Казалось бы, это утверждение подтверждает статистика однояйцевые близнецы, в 86 случаях из 100 имеют одинаковое умственное развитие и уровень интеллекта. Ответ на вопрос, отчего зависит IQ, найден. Однако та же статистика утверждает, что если близнецов разделить, и отдать на воспитание в разные семьи, то показатель одинаковости интеллекта снижается до 72%. Кстати, тут нужно отметить, что в современном мире детей отдают на воспитание в благополучные семьи. Вероятность, что один из близнецов попадет в отличное окружение, а второй к клиническим идиотам-психопатам очень низкая, и это надо учитывать. Возможно, если бы приемные семьи более отличались уровень интеллекта близнецов росших в разных семьях, различался бы гораздо больше.

Дальше больше люди с высоким уровнем интеллекта, как правило, появляются в одной семье. В половине случаев уровень интеллекта детей из одной семьи рожденных от тех же родителей после взросления находится на одном и том же уровне, близком к уровню отца и матери. Однако после перемещения одного из малышей в приемную семью показатель совпадений снижается до 22%. В то же время интеллектуальные способности усыновленного ребенка отличаются от уровня приемных родителей, а также сестер и братьев. Все эти данные позволяют утверждать, что если гены влияют на появление людей с высоким уровнем интеллекта, то не настолько, чтобы этот показатель был ведущим.


Роль семьи в воспитании умных и здоровых детей

Можно было бы предположить, что умные и здоровые дети в будущем, когда вырастут, превратятся в людей с высоким интеллектом. Хочешь, чтобы ребенок стал высокоинтеллектуальным, занимайся с ним как можно больше. Однако в Университете штат Флориды в результате исследований пришли к выводу, что в возрасте 18-21 год уровень интеллекта, вообще, не зависит от того, сколько внимания уделяли родители развитию любимого малыша в детстве.

Однако воспитание таких качеств, как целеустремленность, способность брать ответственность, самодисциплина и аккуратность помогают детям вырастать людьми с высоким интеллектом.

Влияние окружения на появление людей с высоким уровнем интеллекта

Многочисленные исследования показывают, что если выяснять, отчего зависит IQ, нельзя не учитывать окружение и уровень жизни. Полученное человеком образование, круг общения, культурная среда и питание – это не только способ растить умных и здоровых детей, но и возможность получить в итоге высокоинтеллектуального взрослого.

Как правило, люди, не закончившие школу, отличаются от своих одноклассников, получивших диплом о среднем образовании, уровнем интеллекта не в лучшую сторону. В то же время выпускники ВУЗов умнее своих ровесников, закончивших только школу.

Одним из факторов доказывающих, что гены почти не влияют на уровень интеллектуальных способностей, являются африканцы. Традиционно считалось, что выходцы из африканских стран менее способны к обучению, чем европейцы. Однако по мере улучшения уровни жизни разница между уровнями интеллекта между представителями разных рас, очень быстро исчезает.

Развитие интеллектуальных способностей – сфера деятельности

Очень часто ведущим фактором в формировании интеллектуальных способностей называют память. Существует даже множество тренингов направленных на ее развития, однако, ученые доказали, что это не то фактор, который отвечает на вопрос, от чего зависит IQ. Гораздо больше на развитие интеллекта влияет повседневная деятельность. Люди, работающие в сферах, где постоянно требуется прилагать умственные усилия, реже страдают старичком слабоумием. Результаты тестов IQ и других, анализирующих умственные показатели, гораздо выше, чем у работников низкоквалифицированного труда.

Влияние социума и культуры на появление людей с высоким интеллектом

В немалой мере на развитие умственных способностей влияют культурные традиции место проживания. Среди жителей англоязычных стран, где личный потенциал и индивидуальные качества человека являются наиболее значимыми в его общественной ценности более высокий показатель IQ, чем в испаноговорящих странах. В испаноязычных традициях большая роль отводится родственным отношениям и благополучию семьи. Если в постсоветских странах немалое внимание уделяется высшему образованию, то в Азии люди отдают предпочтение таким качествам, как умение договариваться, деловая хватка и способности к торговле. Это все не просто влияет на интеллектуальные способности населения в общем, но и заставляет индивидуумов развивать свою личность в нужных для достижения более высокого положения в обществе направлениях.

Личные убеждения

Как не странно, самовнушение и личные убеждения влияют на интеллект не меньше, чем другие факторы. В Университете штата Мичиган провели занятное исследование. Одной группе студентов сообщили, что гении обладали превосходными генетическими данными, вторая категория учащихся, принимавших участие в эксперименте, считала, что успех зависит от личных усилий и упорного труда. Участники второй группы показывали более высокие результаты в учебе и лучше проходили тесты. Во многом на это повлияло, то, что они прикладывали больше усилий для саморазвития.


Важность питания

Истощенный организм показывает худшие показатели в любых исследованиях. Мозг является одной из самых чутких и энергозатратных систем человеческого тела. Чтобы он хорошо развивался необходимо правильное питание с момента зачатия. Будущим матерям необходимо следить, чтобы в рационе было достаточно: белковых продуктов, витаминов, йода и фолиевой кислоты. Недостаток этих компонентов может привести к слабоумию у новорожденных.

Взрослым для нормальной работы мозга нужно есть пищу с высоким содержанием лецитина, йода, полиненасыщенных кислот, витаминов. Это не приведет к повышению интеллекта само по себе, но поможет сохранить умственные способности.

Можем ли мы стать умнее?

В настоящее время ученые предполагают, что интеллектуальные способности зависят от наследственности на 70%, все остальное – это влияние окружающей среды и воспитание. Есть некоторые исследователи указывающие, что гены могут влиять на 85%. Однако точно установить это невозможно, так если рассматривать от чего зависит интеллект, то можно понять, что на него влияет множество факторов. Но все же, наследственность дает человеку потенциал, а будут люди обладать высоким интеллектом или нет, зависит от самореализации.

В 2014 году был открыт ген интеллекта, он влияет на производство белка, укрепляющего нейтронные связи. Но в то же время уверенность в влиянии генетики снижает умственные способности.