Означает обыватель. Убей в себе обывателя

Значение слова ОБЫВАТЕЛЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова

ОБЫВАТЕЛЬ

обывателя, м.

1. Постоянный житель какой-н. местности (устар.). Обыватели ведут сонную, пьяную жизнь и вообще живут впроголодь. Чехов. Сельские обыватели (крестьяне; дореволюц.). Быстро пошел вниз по улице, чувствуя насмешливые улыбки встречных обывателей. Максим Горький.

2. перен. человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами; человек, уклонившийся от классовых позиций пролетариата (презрит.). Избиратели, народ должны требовать от своих депутатов, чтобы они оставались на высоте своих задач, чтобы они в своей работе не спускались до уровня политических обывателей, чтобы они оставались на посту

Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОБЫВАТЕЛЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОБЫВАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м. 1. В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям. …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    обыва"тель, обыва"тели, обыва"теля, обыва"телей, обыва"телю, обыва"телям, обыва"теля, обыва"телей, обыва"телем, обыва"телями, обыва"теле, …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: мещанин, филистер …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: мещанин, филистер (кн. …
  • ОБЫВАТЕЛЬ
    см. житель || городской …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в словаре Синонимов русского языка:
    буржуа, бэббит, бюргер, жилец, житель, мещанин, обитатель, …
  • ОБЫВАТЕЛЬ
    1. м. устар. Постоянный житель какой-л. местности. 2. м. Тот, кто лишен общественного кругозора, отличается косными мещанскими взглядами, живет мелкими, …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    обыв`атель, …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    обыватель, …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Орфографическом словаре:
    обыв`атель, …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами, мещанин N2 Превратиться в обывателя. обыватель а также вообще В царской …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    обыватель 1. м. устар. Постоянный житель какой-л. местности. 2. м. Тот, кто лишен общественного кругозора, отличается косными мещанскими взглядами, живет …
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ОБЫВАТЕЛЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. устар. Постоянный житель какой-либо местности. II м. Тот, кто лишен общественного кругозора, отличается косными мещанскими взглядами, живет мелкими, …
  • ГОРОДСКОЙ ЖИТЕЛЬ, ОБЫВАТЕЛЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ВЕРДИКТ ЗА ДЕНЬГИ (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 02:32:20 * Вы, как консультант по присяжным, должны знать: присяжные не доверяют адвокатам, которые слишком нарядно одеты. …
  • ФРЕЙДИЗМ И ИСКУССТВО в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    Фрейдизм (учение 3. Фрейд а и его ближайших последователей) оказал сильнейшее влияние как на сферу художественного творчества XX в., так …
  • ГОРОДСКОЕ СОСТОЯНИЕ ИЛИ СОСТОЯНИЕ ГОРОДСКИХ ОБЫВАТЕЛЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (известных также под общим именем граждан) — образуется в России из пяти сословных групп в среде городского населения: 1) почетных …
  • ГОРОДСКОЕ СОСТОЯНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    или состояние городских обывателей (известных также под общим именем граждан) ? образуется в России из пяти сословных групп в среде …
  • ОБЫВАТЕЛЬСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. прил. устар. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: обыватель (1*), связанный с ним. 2) Свойственный обывателю (1*), характерный для …
  • ОБЫВАТЕЛЬНИЦА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. устар. Женск. к сущ.: обыватель (1*). 2. ж. Женск. к сущ.: обыватель …
  • ПОСАЖАТЬ (02) в Словаре Даля:
    | Засаженное деревьями, кустами, растеньями место; разводка, школа, плантация. Посад клена. Под виноградным посадом два десятины, в архан. говорят посад …
  • ЖИТЬ (03) в Словаре Даля:
    | церк. и стар. имение, имущество, живот, нажитое. У него житья-бытья всего один кафтан на плечах. Доброе, плохое житье. Живут, …

Словарь Ушакова

Обыватель

обыва тель , обывателя, муж.

1. Постоянный житель какой-нибудь местности (устар. ). «Обыватели ведут сонную, пьяную жизнь и вообще живут впроголодь.» Чехов . Сельские обыватели (крестьяне; дорев. ). «Быстро пошел вниз по улице, чувствуя насмешливые улыбки встречных обывателей.» М.Горький .

2. перен. человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами; человек, уклонившийся от классовых позиций пролетариата (презр. ). «Избиратели, народ должны требовать от своих депутатов, чтобы они оставались на высоте своих задач, чтобы они в своей работе не спускались до уровня политических обывателей, чтобы они оставались на посту политических деятелей ленинского типа...» Сталин .

Этимологический Словарь Русского Языка

Обыватель

Древнерусское – обитати (обитать, жить).

В древнерусском языке слово «обыватель» встречается с середины XI в.

Это слово, в своем первоначальном значении, использовалось как название жителя какой-либо местности. Гораздо позже слово «обыватель» приобрело негативное значение, оно стало синонимом мещанства.

Производное: обывательский.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Обыватель

, я , м. ; ОБЫВАТЕЛЬНИЦА, ы , ж.

1. Житель какой-нибудь местности, относящийся к податным сословиям; постоянный житель какой-либо местности.

* Останови же лошадок! Видишь: из каждых ворот Спешно идет обыватель. Все-то знакомый народ. Что ни мужик, то приятель . // Некрасов. Стихотворения // / *

2. Человек с узким кругозором, живущий мелкими личными интересами; мещанин.

* При всем том обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними . // Чехов. Ионыч // *

ОБЫВАТЕЛЬСКИЙ, ОБЫВАТЕЛЬНИЦА, ОБЫВАТЕЛЬЩИНА.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Обыватель

Я, м.

Тот, кто лишён общественных интересов, живет только мелкими личными интересами.

* Стать обывателем. *

|| прил. обывательский , -ая, -ое.

* Обывательское мнение. Обывательские взгляды. *

Тезаурус русской деловой лексики

Обыватель

Syn: мещанин, филистер (кн.)

Словарь Ожегова

ОБЫВА ТЕЛЬ, я, м.

1. В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям. Городской о. Сельский о.

2. Человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами, (во 2 знач.). Превратиться в обывателя.

Обывательщина как качество личности – склонность отличаться косными мещанскими взглядами, жить мелкими личными интересами, проявлять отсутствие общественного кругозора.

Человек, вставший на путь духовного развития, по определению не может быть обывателем. В любом святом храме есть истинные подвижники веры, а есть обыватели, просто торгующие свечами. Обыватель – не целостная, не зрелая и не гармоничная личность. Целостный, зрелый, гармоничный человек всю жизнь стоит на платформе Ученика Жизни, всю жизнь он продолжает своё внутреннее развитие, личностный рост. Его девиз: — Век живи, век учись. Он постоянно прогрессирует.

Человек становится обывателем с момента, когда перестаёт расти, совершенствоваться. То есть он постоянно остаётся в одном и том же сознании. Его до самодовольства устраивает сегодняшний собственный уровень развития, он не желает палец о палец ударить, чтобы, совершенствуясь, немного приблизиться по своим качествам к Богу. Тот, кто стремится к Богу, к Абсолютной Истине, любви, добру и красоте, обывателем не является. Обыватель эгоистичен и корыстен, он живет под влиянием энергии страсти или невежества. Поэтому не способен на безусловную любовь и бескорыстное служение людям.

Обывательщина — приоритетное внимание к удовлетворению физиологических и эмоциональных потребностей и пренебрежение интеллектуальными и духовными потребностями. У обывателя есть интересы, но все они мелочные и корыстные. Человек, бескорыстно служащий людям, обывателем не является.

Александр Круглов утверждает: «Обыватель есть тот, для кого благополучие, достигаемое приспособленностью к наличной социальной среде, есть высшая ценность, и, постольку, составляет предмет его самоуважения… Состоявшийся обыватель – горд и презрителен. Если он окажется и «сзади» других, то, по крайней мере, «в том же (нужном) стаде». Всегда должны находиться такие, кто будет хуже его: хотя бы те, кто в другом «стаде» или вовсе не «в стаде». – Без чванства обыватель неполный. «Элита» – любимое словечко современного обывателя; сноб (гордящийся своей принадлежностью к «элите») – обыватель со «знаком качества». Обыватель самоуверен предельно: он уверен, что знает, ни больше ни меньше, как «жизнь». То есть все, что кто-то в жизни может ценить кроме благополучия – для него блажь, «иллюзии».

Наступление на обывательщину и мещанство развернулось в начале двадцатых годов прошлого столетия. Слово обыватель и мещанин стало ругательным в основном из-за того, что его носители были представителями мелкобуржуазной психологии. Вместе с тем, Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Моя родословная» с гордостью заявлял: «Я просто русский мещанин!». Антон Павлович Чехов подписывался «Аутский мещанин».

В.В. Набоков пишет: «В обывателе удручает не столько его повсеместность, сколько сама вульгарность некоторых его представлений. Его можно назвать «благовоспитанным» и «буржуазным». Благовоспитанность предполагает галантерейную, изысканную вульгарность, которая бывает хуже простодушной грубости. Рыгнуть в обществе - грубо, но рыгнуть и сказать: «Прошу прощения» - не просто вульгарно, но еще и жеманно. Понятие «буржуазность» я заимствую у Флобера, а не у Маркса. Буржуазность во флоберовском понимании свидетельствует скорее о складе ума, чем о содержимом кошелька. Буржуа - это самодовольный мещанин, величественный обыватель. Маловероятно, чтобы этот тип существовал в первобытном обществе, хотя элементы мещанства можно обнаружить и там. Представьте себе на мгновение людоеда, требующего к обеду изысканно разделанную человеческую голову. Точно так же американский обыватель желает, чтобы отечественные апельсины всегда были ярко-оранжевыми, лососина - нежно-розовой, а виски - золотисто-желтым. Но, как правило, мещанство возникает на определенной ступени развития цивилизации, когда вековые традиции превратились в зловонную кучу мусора, которая начала разлагаться».

Во времена перемен обыватель предпочитает затаиться, как премудрый пескарь, и ждать, чья власть возьмёт верх, а затем вылезает из всех нор и щелей, чтобы вырвать тёплое местечко.

В 1921 году в стихотворении “О дряни” В. В. Маяковский писал о современной ему действительности:

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
Из-за спины РСФСР
Мурло
Мещанина.
Из российского обывателя он превратился в обывателя советского.
Со всех необъятных российских нив,
С первого дня советского рождения
Стеклись они,
Наскоро оперенья переменив,
И засев во все учреждения.

Там, где воцаряется обывательщина, правит бал бездарность. Обыватель по своей природе агрессивен. Это только в момент опасности, он с ужасом из-за плотных штор опасливо наблюдает за развёртыванием событий. Как только наступает определенность, обывательщина рвется к кормушкам и окружает себя бездарными людьми. Когда в круговой поруке сгрудились бездарности – «сдайся враг, замри и ляг». Э. Казакевич заметил: «Бездарность - великая цепь, великий тайный орден, франкмасонский знак, который они узнают друг на друге момен­тально и который их сближает как старообрядческое двуперстие - раскольников». Поэтому можно полностью согласиться со словами поэта Льва Озерова: «Пренебрегая словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».

Вспомним роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Кто в нём представляет обывателей? Это литераторы (Берлиоз, Бездомный, Рюхин), театральная администрация (Лиходеев, Римский, Варенуха). Все они живут «только мелкими личными интересами» при этом у каждого спрятан свой скелет в шкафу, то есть каждый грешен. Булгаков практически делает синонимами слова обыватель и грешник. Семплеяров - прелюбодей. Лиходеев - пьяница, ведущий распутный образ жизни, Латунский - лжец.

В.В. Набоков пишет: «Обыватель с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть разрывается между стремлением поступать как все и приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, - и страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. Он жаждет останавливаться в лучших отелях, путешествовать в 1-м классе океанского лайнера с капитаном в белоснежном кителе и великолепным сервисом. Соседство с главой компании и европейским аристократом может вскружить ему голову. Нередко он - сноб. Богатство и титул приводят его в восторг: «Дорогая, сегодня я болтал с герцогиней!»

Петр Ковалев

Понятие «обыватель» встречается чуть ли на каждом шагу. Но кто такой обыватель, и откуда появилось данное понятие, известно далеко не всем. Сегодня попытаемся разобраться, что он представляет из себя и почему порой это слово звучит презрительно.

Заглянем в словарь

Изначально это понятие никак не трактовалось и никоим образом не касалось личности человека. Если заглянуть в толковый словарь, то обыватели - это обычные жители какой-то местности. Обыватель мог быть обычным ремесленником, купцом, боярином или крепостным и т.д. Судя по словарям, это просто одна часть из общей массы населения какого-то района или сословия.

«Обыватели этого села всегда вели разгульный образ жизни». «Идя по улице города, он встречал лишь местных обывателей». И таких примеров очень много. Трудно подобрать к этому слову синоним. Обыватель - обычный, обыкновенный, простой, ничем не примечательный. Это максимально точные его лексические заменители.

Обыватель и цель в жизни

Если раньше слово никак не трактовалось, помимо простого объяснения, что это местный житель, то в настоящее время обыватель и личность - два взаимосвязанных компонента жизни. Обыватели - это люди, которые живут, как бы в своем мирке, живут для себя и не хотят вникать в проблемы окружающего их мира.

Корень этого слова уже говорит о том, что это те, кто ведет обычный образ жизни. Обывателями нельзя назвать в этом случае асоциальных личностей, скажем, душевнобольных, судимых, нищих или бездомных.

В каждой местности уже сложилась определенная история, привычки и традиции. Чем отличается один обыватель от другого? Местом рождения или проживания. Городской будет интересоваться политикой или культурой, а сельские обыватели - это жители, которым больше интересно, сколько у бабы Шуры коза принесла козлят или когда бросит пить сосед.

Цель жизни у каждого обывателя будет разной. Понятие объединяет людей, а условия жизни разводят по разным сторонам. Попадая в какой-то иной для себя социум, мы автоматически будем его обывателями. Будем подгонять свой менталитет и становиться иными.

Обыватель и личность

Менталитет места - это важный показатель. Но не менее важным является и менталитет самой личности. Обыватели в одной и той же местности могут быть совершенно разными людьми, с разными интересами, характерами и взглядами.

И большой ошибкой будет смотреть на человека только с точки зрения какой-то местности. Если необходимо увидеть суть его личности, придется заглянуть и по эту сторону. Здесь появляется другое понятие: обыватели - это прожигатели жизни.

Созидатель, прожигатель и обыватель

Если исходить из опыта житейского и некоторой теории, то всех людей можно будет разделить на три основных категории. К первой будут относиться обыватели, то есть те, кто просто проживает свою жизнь, не интересуясь окружающим миром. Обыватели - простые люди, ничего после себя значимого не оставляющие.

Третья категория - это созидатели. Их можно поставить в противоположность обывателям. Это творцы, часто оставляющие значимый след в истории человечества. В каждой эпохе есть свои обыватели и созидатели. Кем быть - решать вам!

ЩЕРБАКОВ

Александр

Александр ЩЕРБАКОВ

КТО СПАСЕТ РОССИЮ?

ОБЫВАТЕЛЬ

Это, наверное, неправильно и даже ужасно, но в постоянной череде несчастий, происходящих в разных местах нашей страны, я часто вижу что-то более страшное, чем гибель людей: поведение живых.

Вот пример. По сообщениям прессы, после пожара в доме престарелых в официальные присутственные места явились родственники погибших и требовали материальной компенсации за смерть, как они выражались, близких - тех, кого они давно сбыли с рук и годами просто не хотели видеть.

Люди такого качества, деграданты, выбрасывают новорожденных в мусоропровод, сдирают шкуры с живых собак, а главное - непрерывно множатся в числе. Если так будет продолжаться, Россия придет к своему концу в позорном, непотребном виде, на фоне которого непонятным парадоксом будут светиться фигуры Пушкина, Серафима Саровского, Сахарова…

Чтобы такого не случилось, я готов всеми силами души поддерживать тех из патриотов, что хлопочут (жаль, что только на словах) о «возрождении России». Мне кажется, всем нам надо позаботиться о том, чтобы Россия не испарилась из состава человечества (как, например, какие-нибудь венеды или печенеги), а осталась на всю его историю, как древние Греция, Рим или Египет. Народы ведь не производят ровным счетом ничего, кроме культуры. Те народы, которым удается сохранить ее и передать всем желающим, называют великими. Сохранить - это забота государств (увы, нынешнее государство российское этим почти не занимается), а передать могут люди, носители культуры. Деграданты ими не являются.

Такое предуведомление понадобилось, чтобы подойти к теме статьи - об обывателях, или, по-иному, мещанах. Мещане - это, согласно Словарю Брокгауза-Ефрона, по городовому положению 1785 года одно из городских сословий, иначе называемое посадскими, образуют в городах мещанские общества с исполнительными органами: мещанскими управами и старостами. Современный энциклопедический словарь толкует: мещане - в 1775-1917 гг. податное сословие из бывших посадских людей - ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы, с некоторыми правами самоуправления.

Податное сословие - это налогоплательщики, а общины с некоторыми правами самоуправления - главнейший элемент гражданского общества, которое было уничтожено в стране, как календарно точно фиксирует словарь, сразу после октябрьского переворота.

«Обыватели» - так в Российской империи официально называли два сословия жителей, городское и сельское; городские обыватели - это почетные граждане, купцы, мещане или посадские, ремесленники или цеховые. 21 апреля 1785 г. Екатерина II ввела положение, где званием городовых обывателей, или мещан, были объединены все, кто «в том городе или старожилы, или родились, или поселились, или домы, или иное строение, или места, или землю имеют, или в гильдии, или в цех записаны, или службу городскую отправляли, или в оклад записаны, и по тому городу носят службу или тягость» («нести тягость», по нынешней терминологии, - быть налогоплательщиком). В каждом городе была составлена обывательская книга, куда вписывались все мещане, «дабы доставить каждому гражданину свое достояние от отца к сыну, внуку, правнуку и их наследию». Так было узаконено и наделено правами звание обывателя.

В ряды обывателей зачислялись ученые, члены Академии художеств, банкиры, капиталисты, судовладельцы. Это звание имело большой вес. Так, к числу обывателей города Орла были отнесены князья Трубецкие, Куракины, Щербатовы, Чегадаевы, другие знатные роды. Медленно, но верно, начиная с указа Екатерины, в России вырастало то, что называется «обществом» в широком смысле слова. На любых выборах в стране правом голоса обладали только обыватели. Ни княжеский, ни какой-либо другой титул, ни высшее воинское звание этого права не давали. Уже в начале XX века при выборах в Государственную думу (и тем более - в Учредительное собрание) российские обыватели проявили себя как весьма зрелое и достойное общество. Можно только представлять, какой могла бы быть Россия через 222 года после Екатерининского установления, кабы не революции да не свирепые социальные эксперименты на людях. Достаточно вспомнить, что конституция США была принята только в 1787 году, да и рабство там отменено чуть позднее, чем у нас крепостное право.

Но… как это принято говорить у «пикейных жилетов»? История не знает сослагательного наклонения? Действительно, в то же самое время, в начале XX века, в стране случилось нечто странное, род умопомешательства: многие из образованных, достаточно просвещенных людей, видимо, из лучших побуждений гуманности вдруг стали влюбляться во всякое человеческое отребье. Всего явственнее это проявилось в фантастическом успехе пьесы М.Горького «На дне», с блеском описавшей типы и нравы тогдашнего бомжатника. Ни к пьесе, ни к ее автору не может быть никаких нареканий: потрясающе талантливый молодой писатель создал великолепное эпатажное сочинение с новыми, небывалыми ранее героями, впечатляюще воспев романтику внутренней свободы человека.

Однако вольно же было нашим просвещенным прадедам принимать отморозков и, скажем прямо, философствующих недоумков - и в литературе, и в действительности - в качестве носителей истинной, нутряной, посконной, самой правдивой в мире правды. Правды, оправдывавшей разбой, убийства и насильничание. Не с этого ли началась вся наша большая беда? Ведь одновременно с мысленным вознесением безбашенных Васек Пеплов и Челкашей в разряд прекрасных Соколов и Буревестников людей здравого смысла, копошащихся в некриминальном добывании куска хлеба для семьи, нетерпеливые поборники «светлого будущего» стали воспринимать как убогих Ужей, Пингвинов робких, как балласт, тормозящий вот-вот грядущий взлет России в прекрасное далеко…

Надо полагать, тогда и прозвучало в адрес приземленного, неромантичного русского избирателя как ругательство: ты, обыватель! Тут уж вспомнили, что и Н.В. Гоголь, и Ф.М. Достоевский, и Г.И. Успенский говорили нечто нелицеприятное в адрес косного народа, не могущего по-настоящему воспарить духом… Одно слово: обывательщина.

Знали бы великие искатели истины, кто и, главное, зачем вслед за нашими прекраснодушными прадедами возьмет на вооружение их формулы неприятия человеческой косности и лености мысли. Советская власть радостно включила в свою идеологию ругательный смысл слова «обыватель» - человек, живущий только мелкими личными интересами, - лицемерно ссылаясь при этом на великую русскую литературу.

Обывателей, людей, желающих нести ответственность за себя и своих близких, большевики уничтожали: в деревне - обозначив их «кулаками» и «подкулачниками» - «как класс»; в городе - как «нэпманов», «скрытую контру» и т. д. Но вот незадача: по утверждению И.В. Сталина, чем яростнее эту контру изводили, тем больше ее становилось в стране Советов. Поэтому заполнение ГУЛАГа сопровождалось гигантскими усилиями партийной идеологии по низведению недобитого обывателя до уровня быдла. От уверения В.Маяковского «единица - вздор, единица - ноль» до обожаемой миллионами песни «жила бы страна родная - и нету других забот». Где тут поместиться заботе императрицы «доставить каждому гражданину свое достояние от отца к сыну, внуку, правнуку и их наследию»? Страна-то родная никуда не денется, а других забот и обязанностей ни у кого уже как бы и нет. Ясно, это вранье, однако на нем (ох, уж эта сила слов!) взросли поколения с преобладанием в мироощущении чувства безответственности перед окружающими, перед будущим, перед самими собой.

Советская идеология, как эстафетную палочку, перехватила из рук «прогрессистов» начала века умиление (на сей раз вовсе не бескорыстное) мироощущением бомжей. «Мой адрес - не дом и не улица…». Даром, что на деле, внедряя в головы бомжовские идеалы, людей намертво примораживали пропиской к коммунальным клоповникам. И получились совершенно необыкновенные люди: бомжи с… очень даже определенным местом жительства.

Сейчас о главном. Вам не бывает тошно, когда в «исторических» телепередачах нет-нет да и услышим: ах, старые коммуналки, ах, милые советские бараки, как дружно, тепло и счастливо в них жилось! В этом есть извинительный грех ностальгического свойства. Но в этом - и тоска по вскормленному советской властью чувству блаженной безответственности и комфортному безмыслию.

И уже в наши дни с треском проваливается попытка вручить собственникам жилья заботу об этом жилье посредством создания товариществ собственников жилья. И только 5 процентов населения взяли на себя ответственность за судьбу накопительной части собственной будущей пенсии. А 95?.. «Жила бы страна родная», и будь что будет!

Почему распад Британской империи укрепил английскую нацию, а советской - ускорил процесс русской деградации? Не потому ли, что принцип «мой дом - моя крепость» плодотворен и противоположен принципу «и нету других забот»?

Не будет у России гражданского общества, пока не будет граждан. Гражданин - это, прежде всего, человек, сознательно берущий на себя ответственность за себя. То есть, согласно исконному толкованию слова, обыватель. Какое-то будущее (пусть не светлое, но реальное) появится у страны, когда большинство населения дорастет по уровню сознания и ответственности до состояния обывателя. Пока что у нас обывателей мало, поскольку в головах большинства еще действуют не естественные, идеологические, советские критерии правды и истины, а значит, на шкале нравственности сбиты риски здравого смысла. Погрязшим в революционных делах и революционном сознании мозгам бывает очень трудно возвратиться к нормальным истокам и процессам жизни. Для многих обращение к обывательскому здравому смыслу - настоящий интеллектуальный подвиг. Может, стоит попробовать его совершить?

Об относительной близости этого конца могут не задумываться только безразличные к судьбе страны люди либо те, кто не имеют представления о теории этносов Н.Гумилева или не хотят признать, что в XX веке российский народ не только истребил сам себя на треть физически, но и практически извел при этом свою пассионарность, жизненную силу.

Александр ЩЕРБАКОВ
КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ

Мы помещаем эту заметку в разделе «Летучка», потому что она оказалась в значительной мере посвящена нашему коллеге-журналисту, а значит, в какой-то степени - и нашему собственному отношению к профессии.

Аккурат перед началом очередного суда над спецназовцами, застрелившими в Чечне шестерых мирных жителей, главный обвиняемый в этом капитан Эдуард Ульман исчез. «Сбежал!» - поспешили сказать одни. «Похищен чеченцами», - другие.

Общественного внимание к происшествию дает возможность пусть запоздало, но выполнить мое давнее намерение - высказать, как теперь выражаются, «респект» одному коллеге.

Жизнь так сложилась, что чуть ли не двадцать лет журналистика для меня была не только профессией, но и предметом рассмотрения, темой, - служба в журнале «Журналист» обязывала. Следующие чуть ли не двадцать лет работы, увы, так и не выветрили при восприятии газет и журналов профоценочного подхода. И вот что невозможно было не заметить в последние годы: все реже на страницах прессы встречаются авторы - профессионалы журналистики в полном смысле этого слова.

Прекрасно владеющих слогом (как и косноязычных, безграмотных) - навалом. Иронистов и остроумцев - тоже. Большое удовольствие приносят те, кто воспринимают мир и мыслят так же, как ты, и наотмашь лупят своих (и твоих) антагонистов. Короче, вроде бы и есть что почитать. Только не хочется, потому что слишком часто наперед, по одной подписи автора, знаешь, что и как он скажет о том или о сем. Всяк ярко выражает свою личную, как говорил В.И. Ленин, «партийность», она всем известна и воспринимается как фоновый шум.

А вот чего практически не стало в периодике: что и как было на самом деле (где? Да где угодно, везде). Все начинается и кончается толкованием, разъяснением - «позицией». Ну, и для чего тогда покупать газету?..

Отчасти из-за этой беды я чуть и не упустил из виду, можно сказать, явление в нашей прессе. Оно называется Вадим Речкалов.

Года два назад в «Московском комсомольце» напечатали его очерк «Правда капитана Ульмана». От него вздрагивало и начинало болеть сердце. Значит, действительно, в нем - правда. Рука потянулась к перу - надо же обратить внимание народа! Но хватило ума разведать и выяснить: Речкалова знал и высоко ценил выдающийся редактор Егор Яковлев; о нем очень хорошо отзывается, может быть, самый талантливый журналистский босс наших дней Раф Шакиров, да и другие уважаемые профессионалы. Так чего же ломиться в открытую дверь? Тем более что вскоре наступила и пора «Оскаров»: Речкалов получил премию Союза журналистов России «Золотое перо» за расследование «Война капитана Ульмана» (это можно считать продолжением «Правды капитана…») и премию «Золотой гонг» за цикл заметок «Солдатские истории».

Но прошло время, состоялся очередной судебный процесс по делу капитана Ульмана (при отсутствии обвиняемого), испарившийся капитан снова оказался в фокусе общественного интереса. И опять вроде бы отшумевшие работы В.Речкалова стали актуальны.

Оторопь берет, когда слышишь или читаешь мотивы защитников Ульмана. Не хочу их цитировать, они в той или иной мере сводятся к утверждению: застрелил - и правильно сделал. Или, как пишет Речкалов, «Ульман должен быть оправдан, думают русские, потому что расстреливал чеченцев». Естественно, не все русские, а, скажем так, люди новой морали, утратившие в процессе многотрудного советско-российского существования и христианское ощущение добра и зла, и то, что в этике называют простыми понятиями нравственности (нельзя убивать безоружных, поднимать руку на стариков, детей и т. д.). Эти люди считают Ульмана «своим», таким же, как они. И будь это так, после того, что он сделал, для него было бы одно единственно правильное место - виселица.

Но он не такой.

Он не расстреливал людей сам, приказал своим подчиненным. Почему? Потому что «это все равно что… запачкаться, что ли, или честь потерять… Если бы я сам все это сделал, то нет мне прощения вообще». Он горюет: «Жалко, что люди пострадали. Жалко». Он пытался извиниться перед родственниками убитых: «Не приняли они наших извинений». Он укорял мародера, снявшего золотое кольцо с расстрелянного человека: «Ты ж все-таки разведчик». В одной из самых грязных войн, совершая, по приказу, самое гнусное из деяний, он все еще пытается не «запачкаться», не «потерять честь» и уберечь от того же подчиненных…

Он из интеллигентной семьи, отец - инженер, мать - ветеринарный врач. Младшая сестра замужем за американцем, сержантом армии США. Его бабушка Эрна - немка, сосланная из Поволжья в Сибирь в 41-м. Перед отправкой в Чечню он сказал бабушке: «Ich fahre auf den Krieg» - «Я еду на войну».

В случившемся, возможно, есть и «вина» немецкой части его крови. Не могла она ему позволить поступить таким образом, о каком говорил потом, уже вслед трагедии, один полковник: «Как же так, Эдуард, но надо же было приказ как-то фильтровать, что ли». Фильтровать приказы командования, любого руководства вообще у нас в стране - обычное и часто благое дело, но это как-то… уж слишком по-русски. Немцам не понять.

Окончив училище, он написал четыре рапорта с просьбой отправить его в Чечню: «Я считал, что не могу называть себя боевым офицером, пока не пройду войну».

Здесь можно только вздохнуть…

«Почему трезвый офицер, поставленный на дороге проверять документы, в мирной обстановке и средь бела дня казнил безоружных людей, облил их бензином и сжег?» - задает журналист главный вопрос своего расследования. Он сообщает читателю множество сведений, свидетельствующих не столько о полной бездарности, сколько о непроходимой глупости командиров, руководивших этой операцией. Рассказывая, как он обсуждал это с Ульманом, автор в третьей части «Войны капитана…» в трех строках прямой речи героя повествования дает ответ на этот главный вопрос: «Я выполнял свой долг, все, что я делал, решал не сам, и более того, все, что я делал, противоречило моему видению мира».

О его видении мира можно составить представление из того, что выписано из очерков выше. И за него (а еще больше - за его родных) начинает болеть сердце.

И вот человек (еще) начинает «выполнять свой долг».

«А я сам ТУДА пока не смотрю. Я знаю, что ТАМ где-то они идут. А я смотрю на Сашку с Вовкой. Огонь! Все вокруг оцепенели. Огонь! Бесшумник: тук-тук-тук-тук. И дальше мозги начинают действовать по формуле: «наблюдение за результатами поражения». Вот и все. Только что был человек, и нет человека. Есть чудовище. Палач. Вот что нынче называют долгом.

Эта схема превращения человека (вовсе не плохого изначально) в чудовище безотказно повторяется всякий раз, когда капитан, откровенно рассказывая журналисту обстоятельства дела, опять и опять толкует об этом самом долге.

Конечно, Вадим Речкалов делает свои выводы из истории, и всем повествованием подводит к ним. Я, читатель, могу с ними соглашаться, могу не соглашаться. Но не мне оспаривать их перед человеком, который провел гигантскую работу, собирая взрывоопасный материал, пропуская его через свое сознание и душу в поиске истины.

Не в этом главное. Журналист сделал все, чтобы выявить и представить читателю, как было на самом деле. А уж читатель имеет право на собственный вывод. И я делаю свой: есть только один долг, выполняя который, останешься человеком, - перед Богом. Для атеистов: перед совестью.