Памятка поведения в библиотеке для детей памятка. Правила поведения в библиотеке: памятка для школьников. Мероприятия в библиотеке

Библиотека – общественное место, хранящее книги для всеобщего пользования. Данное учреждение предназначено для сосредоточенной интеллектуальной работы посетителей: поиска нужной информации, изучения главной идеи литературного шедевра, обогащения и углубления познаний в области конкретного вопроса с помощью энциклопедии или учебника. Важно понимать, как правильно вести себя в таком месте.

Правила поведения

Для осуществления плодотворной работы необходимо создать специальные условия, настраивающие на рабочий лад и исключающие возможность отвлечения на посторонние действия, предметы и шум.

Соблюдение этих условий заключается в выполнении 3 основных правил.

Соблюдение тишины

Отсутствие любых посторонних звуков и разговоров помогает лучше и быстрее воспринимать информацию, изложенную в книге.

Бережное отношение

Передача книги в целостности и сохранности выражает уважение временного ее обладателя к другим посетителям библиотеки. Загибание страниц, создание заметок и подписей на страницах недопустимо (в данных случаях рекомендуется использовать закладки).

Отсутствие еды в учреждении

Потребление продуктов питания в читальном зале запрещено, этот процесс может отвлекать других, создавать лишний шум.

Неаккуратное обращение с едой приводит к загрязнению страниц, появлению жирных пятен на обложке или намоканию листов.

Запись в библиотеку

Стать читателем библиотеки можно при соблюдении нескольких правил:

  • Запись производят при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Лиц, не достигших 14-летнего возраста, записывают и обслуживают на основании паспорта, предъявленного родителем.
  • Осуществляя запись в данное учреждение, пользователь должен внимательно изучить условия пользования библиотекой, письменно подтвердить ответственность за их выполнение в читательском формуляре.
  • При каждом визите выдается контрольный лист, с помощью которого сотрудник учреждения фиксирует число книг, выданных читателю на определенный срок на дом.
  • Посетителям читального зала необязательно предъявлять документ, удостоверяющий личность, для предоставления услуг и осуществления записи.

Памятка для детей

Посещая детскую библиотеку, дети должны хорошо знать правила поведения, которые можно объединить в специальной памятке:

  • Войдя в учреждение, следует поприветствовать сотрудника библиотеки.
  • Книгу можно брать в том случае, если руки чистые.
  • По любому вопросу следует обращаться за помощью к сотруднику учреждения и не забывать благодарить его за оказанную услугу.
  • В библиотеке необходимо вести себя культурно, нельзя бегать и кричать.
  • Нельзя мять листы, заворачивать углы страниц, скручивать их.
  • Если книга повреждена, ее необходимо заклеить.
  • В книгу запрещено класть ручки, карандаши, от которых она может быстро порваться.
  • Нельзя бросать книги, замахиваться ими и баловаться.
  • Запрещено расписывать и разрисовывать книжки.
  • Сдавать книги нужно в оговоренные сроки, указанные в табеле.
  • Если книга потерялась или в ходе использования подверглась серьезному повреждению, читатель обязан заменить ее такой же или равнозначной.
  • Выходя из библиотеки, необходимо попрощаться.

Библиотека заботится о повышении уровня культурного развития каждого своего посетителя. А читатель, в свою очередь, должен позаботиться о добросовестном соблюдении правил поведения в учреждении и бережном отношении к книгам.

Что такое библиотека?

Правила поведения в библиотеке и обращения с книгой.

(для 1-х классов)

Любовь к чтению никогда не бывает безответной.

П.Дашкова

Достаточно воспитать одно поколение людей, чтобы быть спокойными за все последующие.

В.А. Сухомлинский.

Цель урока: обучение правилам пользования книгой и библиотекой.

Задачи:

Ознакомить с правилами поведения в библиотеке и правилам обращения с книгой;

Воспитывать бережное отношение к книгам;

Привлечь детей к чтению и регулярному посещению школьной библиотеки.

Оборудование: мультимедийная презентация, шкатулка – книга с правилами, закладки по количеству учащихся.

ХОД УРОКА:

Библиотекарь. Здравствуйте, ребята! Сегодняшнюю встречу я бы хотела начать с загадки:

Снаружи смотришь -

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины:

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй отгадай! (Библиотека)

В начале учебного года вы все уже были в библиотеке: кто-то с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками или со старшими друзьями приходили за учебниками. А кто из вас знает, что такое «библиотека»? Что обозначает это слово?

Ответы учеников.

СЛАЙД 2 Библиотекарь. «Библио» по-гречески - книга, а «тека» - хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Конечно, книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках, в Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае - свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках. Итак, библиотека - это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире вам поможет, конечно, библиотекарь.

СЛАЙД 3. В нашей библиотеке есть три отделения: абонемент, читальный зал и хранилище. У слова «абонемент» много значений. Если хотите узнать все значения, посмотрите на экран.

В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Сюда вы можете прийти и записаться в библиотеку. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. В назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку - ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги. У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература - энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Библиотекарь показывает справочную литературу.

Библиотекарь. Также в библиотеке можно почитать различные журналы (показывает журналы). Этими книгами и журналами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,

В вестибюли, в коридоры!

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге - чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна.

Итак, ребята, когда вы заходите в библиотеку, вы должны помнить, что здесь существуют свои правила, которые необходимо выполнять. Послушайте, пожалуйста, полезные советы дорогому читателю.

СЛАЙДЫ 4–9 1. Если ты в библиотеке

Захотел вдруг поболтать,

Не забудь на рот повесить

Преогромнейший замок!

И работать будет можно,

2. Если ты не можешь тихо

Хоть минутку посидеть,

Если дергаешь соседа,

Не испытывай терпенье

Окружающих тебя.

Пробеги вкруг милой школы

Ровно 8–10 раз

И тогда в библиотеку

Непременно приходи!

3. Если вдруг ты обнаружил

К рисованию талант,

То к тебе большая просьба:

Проявляй его, конечно,

Но не на книжке иль журнале,

Попроси скорей листок.

4. Если на абонементе

Хочешь книгу взять себе,

Не забудь: дней через десять

Её нужно возвращать!

Ну, а если не успеешь

Не забудь в библиотеке

Удовольствие продлить!

5. Если ты попал случайно

Принести все то, что взял.

Если ты в читальном зале

Не забудь их непременно,

В этот день же сразу сдать!

СЛАЙД 10

Библиотекарь . Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны беречь книги и учебники!

Всполохи на экране.

Библиотекарь. Что такое?

На экране появляется «книга» - ребенок, на книге написаны правила обращения с книгой.

Правила обращения с книгой (просьба книги)

1. Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, мне будет стыдно, если меня возьмут потом другие читатели!

2. Не исчеркивайте меня ручкой и карандашом - это так некрасиво!

3. Не ставьте на меня локти, когда читаете, и не кладите раскрытой на стол вниз лицом, ибо вам самим не понравилось бы, если бы c вами так обращались!

4. Не кладите также в меня ни карандаша, ничего толстого, иначе разрывается корешок!

6. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что такая погода мне вредна!

7. Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми!

Правила поведения в библиотеке

1. выключайте свой мобильный телефон;

2.старайтесь аккуратно двигать стул, когда встаете;

3.Не шумите, когда достаете свои вещи из сумки или когда собираетесь домой;

4. не разговаривайте громко;

5. сидите прямо, не разваливаясь на стуле;

6. читая старайтесь не наклонять голову слишком низко;

7. взятые книги домой возвращайте в библиотеку их вовремя.

СЛАЙД 11

Книга. Здравствуйте, ребята!

Я - книга!

Я - товарищ твой!

Будь, школьник,

бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Мой переплет не выгибай,

Мой корешок не поломай!

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Не забывай меня в саду -

Вдруг дождь нагрянет на беду.

Меня в бумагу оберни!

Где взял меня - туда верни!

Не загибай мои листы,

А про закладку помнишь ты?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!

СЛАЙД 12 .Как я рада видеть в библиотеке так много красивых ребят. Я бы очень хотела с вами подружиться. Ну что, вы согласны? Тогда давайте поиграем в загадки: я загадываю, вы - поднимаете руки и отгадываете

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга)

СЛАЙД 14 У стены, большой и важный,

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

СЛАЙД 15 Черные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд,

Сразу вдруг заговорят. (Буквы)

СЛАЙД 16 На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Буквы алфавита)

СЛАЙД 17 Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться. (Книга)

СЛАЙД 18 Легенда, преданье народное,

Ребята ее обожают.

Родители, если свободные,

Ее тебе на ночь читают. (Сказка)

Картинок много, мало фраз.

Он - будто кадры из мультфильма.

Я озадачил вас не сильно? (Комикс)

СЛАЙД 20 Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета)

СЛАЙД 21 Первую книжку,

Где буквы ты изучаешь,

Как ты её называешь? (Букварь)

Книга. Молодцы ребята, все мои загадки разгадали! А теперь мне пора идти к другим ребятам, знакомить их с правилами обращения с книгой. А чтобы вы никогда не забывали эти правила, я подготовила для вас подарки: закладки с правилами «Как нужно обращаться с книгой», «Правила поведения в библиотеке». Они в волшебной книге

Надеюсь, вы будете помнить их и соблюдать! До свидания!

Библиотекарь. Ну как, ребята, понравились вам книжкины подарки? А сейчас, чтобы наши закладки не были грустными, предлагаю каждому раскрасить свою закладку. Вы можете разрисовать любым цветом: книги, журналы, компьютер, учеников. А пока вы фантазируете и раскрашиваете, я прочитаю стихотворение Сергея Михалкова.

Как бы жили мы без книг?

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку -

А её на полке нет!

Нет твоей любимой книжки -

«Чипполино», например,

И сбежали, как мальчишки,

Робинзон и Гулливер.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Поднимите вверх ваши закладочки! Молодцы! Очень хорошо! А сейчас давайте вспомним, не смотря на ваши закладки, правила поведения в библиотеке. (Ответы учащихся)

Назовите правила обращения с книгой. (Ответы учащихся)

Ну, раз вы так хорошо запомнили все правила, жду вас в библиотеке после уроков! До свидания! До новых встреч!

Всем библиотекарям и юным читателям нашей страны посвящается

Дорогой ребенок! Знай, что библиотеки – это стратегические объекты, то есть очень важные для нашей страны места, а библиотекари – замаскированные суперагенты, призванные охранять одно из главных сокровищ мира – книги.

Мы поможем тебе стать достойным читателем и расскажем несколько секретных правил поведения в библиотеках. Но только – тссс, никому не говори о том, что узнал. Это государственная тайна, хранить которую доверено только избранным детям.

1.Все знают, что в библиотеке должна соблюдаться тишина. Но что делать, если тебе в руки попалась очень смешная книжка, и ты уже почти лопаешься от смеха? Выхода два: либо ты выходишь за дверь и там даешь волю своему чувству, либо осваиваешь технику бесшумного смеха. Не знаешь, какой вариант выбрать? Библиотекари-суперагенты помогут.

2.В библиотеке кушать можно, но только при одном условии. Если библиотекарь – твоя бабушка, и она привыкла повсюду носить за тобой термос с горячим супом, судок с тушеной картошкой и пакетик с пирожками. Даже если ты поел полчаса назад, а бабушке кажется, что ты уже проголодался, не гневи бабушку, поешь еще.

Остальные, знайте! Если ваши руки оставят на книге жирное или шоколадное пятно, вас обязательно найдут по отпечаткам пальцев. Вам не уйти!

3.В жизни некоторых не особо аккуратных детей иногда случаются настоящие трагедии – они теряют книги из библиотеки. Никакие отговорки вроде «это не я, это мой пес куда-то утащил книгу», «ее забрали инопланетяне, пожелавшие познакомиться с нашей культурой», «я очень медленно читаю, по три буквы в день» и особенно «Я НЕ БРАЛ», «Я НА САМОМ ДЕЛЕ ДАВНО ВЕРНУЛ» — не сработают. Повинись, признайся, что в буквальном смысле зачитал до дыр, разбей копилку и купи такую же. С суперагентами не шутят.

4.Теперь серьезно. Ни за что. Никогда. Даже не вздумай. Сделать это. Загнуть, помять или даже вырвать страницу, что-то нарисовать или подчеркнуть, а также оставить на полях свое аргументированное мнение по поводу прочитанного. Не заставляй библиотекарей сниться тебе по ночам. Они приведут еще и иллюстраторов, на чьих картинках в книге ты подрисовал рога, усы, бороду, синяки под глазами и др. Даже просто подрисованные цветочки на полянке тебя не спасут. Даже, если иллюстрация стала, по твоему мнению, ярче и лучше. Пожалуйста, не делай этого. Заслужить прощение суперагентов будет очень и очень сложно.

5.Теперь ты понимаешь, что библиотека – это не просто место, где взял-полистал-уронил-поставил на место. Это место, где работают настоящие супергерои, которые бдительно смотрят за тем, чтобы настоящее сокровище нашей страны находилось в целости и сохранности. Бери с них пример. И если книга попадает в беду, беги первым, предлагай свою помощь, спасай и «лечи» ее всеми доступными способами. Твой поступок оценят и запомнят. И в следующий раз обязательно подберут для тебя самую интересную книгу.

Правила поведения в библиотеке

Цели: сформировать правила поведения в библиотеке.

Место проведения : школьная библиотека, где устроена выставка детских книг.

Ход классного часа

1. Разгадывание ребуса.

– Расставьте книги на полке так, чтобы можно было прочитать пословицу.

О т в е т. Книга подобна воде. Дорогу пробьет везде.

– Объясните смысл пословицы.

– Где живут книги? Когда мы посещали библиотеку?

2. Слово учителя.

Библиотека – слово древнегреческое: biblion – книга + theke – хранилище . Сегодня мы скажем, что это слово обозначает учреждение, где хранятся книги для общественного пользования.

Книга нужна всем, и обращаться с ней нужно бережно. Редкие книги запрещено выносить, ими пользуются в читальном зале.

Обратите внимание на выставку книг. Эти книги отличаются своим оформлением. Почему?

Это зависит от того, для каких целей предназначена книга. Сравните словари и сборник «Русские народные сказки». Есть ли отличие? Почему эти книги по разному оформлены?

Книги – это друзья и советчики. Писатели делятся с нами своими знаниями, жизненным опытом. Из книг мы узнаем о жизни людей и животного мира других стран и государств, об историческом прошлом. В книгах хранится вся информация человечества. У каждого человека дома есть хоть небольшая библиотечка, где хранятся любимые книги, специальные книги, необходимые для работы. Но если нам не достает информации, мы идем в библиотеку.

3. Выступление литературного персонажа (ученика).

Выходит доктор Айболит.

Айболит . К нам, беспризорные

Книжки-калеки,

В залы просторные

Библиотеки!

Книжки-бродяги,

Книжки-неряхи,

Здесь из бумаги

Сошьют вам рубахи.

Из коленкора

Куртки сошьют,

Вылечат скоро

И паспорт дадут.

К нам, беспризорные

Книжки-калеки,

В залы просторные

Библиотеки!

С. Я. Маршак. Книжка про книжки

Учитель . Оказывается, книги тоже могут «болеть». Произойти это может только по вине человека, когда читатель небрежно обращается с книгой: загибает уголки и листы, не пользуется закладкой. Роняет книгу. Самое большое варварство – когда вырывают листы, вырезают. Такие книги можно «полечить».

Демонстрация «вылеченных» книг.

4. Слово библиотекаря.

Вы должны знать, что в библиотеке существуют свои правила поведения:

По любому вопросу вы можете обратиться к библиотекарю.

В помещении необходимо соблюдать тишину, шум отвлекает внимание людей, которые уже работают с литературой.

Войдя в библиотеку, не забывайте вежливые слова: здравствуйте , пожалуйста , спасибо , до свидания .

Работать с книгами нужно чистыми руками, и никакой еды в зал не приносить.

Выгибать книги нельзя, пользуйтесь закладкой. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней нужно бережно.

5. Игра «Доскажи словечко» или «Угадай героев книг».

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это?

(Буратино.)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит.)

Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Журавль.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто же это?

(Лиса.)

Ах, ты, Петя-простота,

Оплошал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Петушок Золотой Гребешок.)

Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка,

Что опасность её ждёт.

За кустами светится

Пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас.

Кто это?

(Красная Шапочка и Волк.)

6. Слово библиотекаря.

Подведение итогов конкурса «Лучший читатель года», вручение памятных медалей.

О б р а з ц ы м е д а л е й:

Дидактический материал

Как бы жили мы без книг?

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных

Добрых сказок

До веселых повестей?

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А ее на полке нет!

… Ей открыты все дороги,

И на всех материках

Говорит она на многих

Самых разных языках…


Правила пользования библиотекой:

«Я – книга! Я товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной…

Мой чистый вид всегда приятен:

Оберегай меня от пятен!

Мой переплёт не выгибай:

Мне корешок не поломай!

Меня в бумагу оберни!

Где взял меня – туда верни!

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!»

Правила обращения с книгой

1. Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет.

2. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.

3. Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.

5. Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.

6. Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.

7. Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.

8. С книгами обращайся аккуратно.

Правила поведения в библиотеке

1. Заходя в библиотеку поздоровайся со всеми

2. Прочитанную книгу не бросай, а аккуратно положи на стол

3. Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.

4. Выбирая новую книгу всё делай аккуратно, книги не разбрасывай.

5. В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.

6. Книги сдавай вовремя, не позднее 14 дней.

7. С книгами обращайся аккуратно.

8. Уходя, обязательно попрощайся

Читатели обязаны:

соблюдать правила пользования библиотекой;
бережно относиться к произведениям печаги, полученным из фондов библиотеки (т.е. не делать в них пометок, подчеркивании, не вырывать, не загибать страницы);

возвращать их в установленные сроки, не выносить из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре;

при получении произведений печати читатель должен тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки;

не нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа;

соблюдать в библиотеке тишину и порядок работы, не вносить большие портфели и сумки в помещение библиотеки;

при выбытии из школы вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания и другие документы;

личное дело выдается выбывающим учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки, выбывающие сотрудники школы отмечают в библиотеке свой обходной лист.

при утрате и неумышленной порче изданий и других документов заменить их такими же, либо копиями или изданиями, признанными библиотекой равноценными.

Стоимость утраченных, испорченных произведений печати определяется библиотечным работником по ценам, указанным в учебных документах библиотеки, с применением коэффициентов по переоценке библиотечных фондов.

при нарушении сроков пользования книгами и другими документами без уважительных причин к читателям в установленном порядке могут быть применены административные санкции