Первичная социализация происходит на уровне. Что такое социализация и какие стадии она проходит. Социализация: сущность, виды, этапы
Само выражение "социальное развитие" как социально-педагогический процесс подразумевает наличие этапов реализации ресурсов индивидуального развития человека и освоения им педагогических возможностей социума.
Социальное развитие личности как социально-педагогический процесс включает пять этапов: 1) ознакомительный этап, включающий первичное приспособление к социальной среде и знакомство с элементарным социальным опытом, – этап выбора и построения взаимодействия с социальной средой ; 2) выработка согласия и доверия человека к окружающей действительности – этап активного освоения социума, отражающий повышенный интерес личности ко всему сообществу индивидов и их деятельности; 3) накопление адресного опыта – этап активного развития личности, представляющий собой адекватное принятие социального опыта и использование его в собственной деятельности; 4) освоение личностью социальной роли и социального статуса – этап получения социального опыта ; 5) освоение личностью социального поведения на основе реализации педагогического потенциала социума в разрешении проблем ее социализации – этап совершенствования собственного опыта, включающий позитивные изменения собственных достижений и выработку собственного образа жизнедеятельности.
Ознакомительный этап: социальное развитие личности напрямую связано с выбором, грамотным построением и развитием взаимодействия с окружающим миром и людьми, с учетом индивидуальных особенностей человека. На своем жизненном пути человек рано или поздно встречается с различными элементами социума: другими индивидами (как мы ранее упоминали, представляющими социум своими социальными потребностями, социальными способностями и социальными ценностями), социальной деятельностью (результатом которой обязательно является социально значимый продукт), социальными отношениями (межличностными, межгрупповыми, межведомственными и т.д.), социальными институтами (первичным из которых является семья и далее образовательные, медицинские, правовые, социокультурные и другие учреждения и организации, партии и движения). В зависимости от своей предрасположенности, условий социализации каждый индивид сосредоточивает свое внимание, свои возможности на том или ином элементе социума (одни предпочитают решать свои проблемы с помощью социальной деятельности, другие через установление социально значимых отношений, третьи ставку делают на различные социальные институты или на отдельных личностей и т.д., реализуют педагогический потенциал избранного элемента социума на своем пути социализации в обществе) и делает свой жизненный выбор.
Осознанный выбор – катализатор развития личности. Сам по себе любой выбор – это шаг вперед, назад, влево, вправо и т.д. Человек ежедневно делает ни одну тысячу шагов и если посмотреть с точки зрения социально-педагогического подхода он делает ежедневно тысячу выборов, в основе которых лежат его социальные потребности, социальные способности и социальные ценности. Любой контакт предполагает взаимодействие и следующий за ним выбор дальнейшего пути развития. Одним из главных проявлений социума в отношении конкретно взятого человека является его влияние на личность, начиная с рождения и до глубокой старости. Люди, вещи, предметы и события, разновидности социальной деятельности, виды социально значимых отношений, социальные институты, которые присутствуют в мире, имеют свое место быть здесь, вне зависимости от нас, т.е. каждый из них занимает свою нишу объективно и оказывает на человека влияние. И каждый из них способен открыть свои педагогические возможности и ресурсы для разрешения проблем социализации, для социального развития личности. Это влияние проникает в отдельно взятого индивида посредством и через суждения, мнения и верования, которые имеет любой человек. Развитие человека как личности сводится к одному – научиться правильно выбирать в океане ежедневных предложений свой путь к реализации насущных личных и общественных задач. На этом пути человек находит успех, признание, социальный статус, общение, новый опыт, а может и вторую половину и т.д.
Второй этап : социальное развитие личности как этап выработки согласия и доверия человека к окружающей действительности. Каждый индивид не только живет в определенном социуме, но и, представляя себя составляющей этого социума, постоянно согласует свои взгляды, мысли, отношения, оценки, действия и в целом деятельность с другими элементами социума (отдельными индивидами или социальными институтами). Согласие в социальном развитии позволяет достигать максимального использования возможностей каждого из элементов социума. Чем выше уровень согласия, тем устойчивей процесс социального развития, тем стабильнее результаты социализации человека.
Социальное развитие личности через согласие – это своего рода мониторинг реализации педагогических возможностей социума в приобретении новых для личности социальных качеств.
Социальное развитие и доверие. Итак, мы вплотную подошли к такому понятию, как доверие. Любое общение начинается на коммуникативном уровне с обмена информацией. Характерной особенностью современного общения является недостаточное восприятие слушающим информации говорящего. Нередко при общении людей между собой у одного или у обоих участников практически мгновенно прослеживается, мягко говоря, холодное восприятие той информации, которую ему пытается довести другой. Очень часто такая информация способна радикально и кардинально изменить его существование, и даже в лучшую сторону. Но, увы, в его личном арсенале не осталось и крохи доверия, не то что к окружающему миру, прежде всего к себе. Социальное развитие личности предполагает высокий уровень доверия к поступающей информации о сущности и содержании воспринимаемого явления.
Третий этап : социальное развитие личности как накопление адресного опыта. Собственный социальный опыт индивида накапливается в результате личного участия во взаимодействии с социальной средой, чаще всего оказывающей на него адресное воздействие. Адресный опыт может быть позитивного и негативного свойства. Социальное развитие личности есть получение адресного опыта с учетом индивидуальных особенностей человека. В реальной жизни происходит следующее. Накопленный жизненный опыт побуждает и провоцирует расширить и изменить грани восприятия окружающего непосредственного, реального мира, ближайшего социума. Социальное развитие в значительной мере зависит от накопления собственного опыта социализации или собственного социального опыта, включающего опыт взаимодействия с различными элементами социума, равно как и с социумом в целом. Например, чем в большем числе разновидностей социальной деятельности человек участвовал (в акциях, в добровольческих, волонтерских и других молодежных движениях, в общественной деятельности и т.п.), тем более широкий диапазон социальных условий он испытал на себе, тем более широкий социальный опыт он смог усвоить, понять, принять и руководствоваться в своей повседневной жизнедеятельности, тем выше уровень его социальных результатов, а следовательно, и уровень его социального развития.
Четвертый этап: социальное развитие может рассматриваться как этап освоения личностью социальной роли и социального статуса.
В социальном развитии личности важное место занимают социальные роли, исполняемые человеком в течение определенного времени, а также его социальный статус. Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание.
В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т.е. ролевое поведение – это своеобразное сочетание ролей и индивидуальности личности исполнителя. Каждая роль накладывает известный отпечаток на личность, на самосознание человека, так как человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли.
В соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением каждый человек в обществе занимает определенный социальный статус. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Таким образом, можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль – их различие. Таким образом, роль – индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.
Пятый этап : социальное развитие представляет собой освоение личностью социального поведения на основе реализации педагогического потенциала социума в разрешении проблем ее социализации. Поведение личности – это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми. Следовательно, любое проявление человеческого поведения является в своей основе социальным.
Социальное поведение – внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. В качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности выступают социальные установки, формирующиеся в конкретных условиях внешней среды.
Социальная установка представляет собой готовность, предрасположенность человека к определенной активности и социальным действиям по отношению к какому-либо объекту. Социальная установка – это ценностное отношение к социальному объекту, психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него.
Однако несмотря на то что социальное поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность), тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора.
Таким образом, изложенные этапы социального развития личности отражают суть его взаимодействия с потенциалом социума, с реализацией его педагогических возможностей и ресурсов, способствующих разрешению проблем социализации личности и появления у нее значимых социальных качеств. По сути, социальное развитие личности как социально-педагогический процесс включает этапы выбора значимых для личности элементов социума, их педагогического потенциала, а также грамотного построения и развития взаимодействия с окружающим миром и людьми, с учетом индивидуальных особенностей человека; выработки согласия и доверия человека к окружающей действительности; накопления личностью адресного опыта участия во взаимодействии с социальной средой; освоения личностью социальной роли и приобретения ею социального статуса; освоения личностью социального поведения, своей роли и места в социуме.
Как и любой процесс, социальное развитие вполне измеряемое явление и имеет свои критерии оценки уровня его развития. Основными критериями социального развития выступают: внутрииндивидные данные (социальные потребности, социальные способности, социальные ценности); интериндивидные данные (социальное поведение, образ жизни, социальное взаимодействие (социальные роли и социальные нормы) и социальные отношения (социальные статусы, права и обязанности)).
Значимый вопрос о доминирующем влиянии на развитие и становление человека либо наследственной, генетической предрасположенности, либо среды остается одним из самых главных и волнующих умы ученых - психологов, социологов и культурологов - на протяжении долгих лет. Несмотря на успехи генетиков в расшифровывании генетических кодов, невозможно объяснить появление у человека определенной личностной черты или особенностей поведения только влиянием наследственных факторов, равно как и социального окружения. Практически любое поведение и наличие тех или иных личностных особенностей у индивида объясняется как генетическими факторами, так и влиянием среды. Поэтому первостепенным становится вопрос не о том, кто играет главную, а кто второстепенную роль в формировании личности - наследственность или среда, а то, как они при этом взаимодействуют между собой. Наш генетический код - это одна из отправных точек развития, включающая физические и поведенческие особенности, унаследованные от предков, окружающая социальная и культурная среда - это еще одна отправная точка нашего развития, процесса, который сопровождает нас на протяжении всей жизни и называется социализацией.
Социализация - это освоение различных а также усвоение этических и и норм, которое начинается в раннем детстве и продолжается до глубокой старости. Успех зависит от трех основных факторов:
- Понимания того, что ожидает от тебя окружение в соответствии с правилами общества.
- Изменения поведения в ответ на эти ожидания.
- Конформизма, т.е. желания и стремления следовать общественным нормам и правилам.
Этапы социализации
Длительный процесс вхождения, адаптации и постижения различных общественных ролей имеет свои этапы. Этапы социализации, или ее периоды, разделяют на первичные и вторичные. Первичные начинаются в детстве, когда в основном формируется личность человека. Это очень важные и значимые ее периоды, существенную роль в которых играет самое близкое окружение (родители, другие родственники и друзья), это становление и развитие межличностных отношений. Первичные периоды социализации - это периоды постижения и освоения они способствуют тому, что человек становится полноценным членом общества.
Более поздние этапы социализации человека принято называть вторичными. Они относятся ко второй половине его жизни, когда он сталкивается с различными общественными институтами - государством, армией, учебным и производственным коллективом, влияние которых на становление и развитие индивида более значимо и ощутимо уже в сознательном возрасте. Вторичные этапы социализации - это этапы, которые позволяют уже социализированной личности постигать новые социальные роли, входить в неизвестные, но важные области объективного мира.
Где можно провести границу между первичными и вторичными периодами социализации? Как правило, принято считать, что этапы сменяют друг друга при достижении ею политической, экономической и социальной самостоятельности, а именно, получение паспорта, профессии и работы, создание семьи и т.д.
Процесс социализации - процесс взаимодополняющий и двусторонний. Входя и постигая систему социальных связей, индивид приобретает значимый для себя опыт, с другой стороны, в процессе деятельностного усвоения он не пассивно принимает полученный опыт, а преобразует его в собственные установки, ценности и ориентации.
Социализация обязательно проходит при чьем-то постороннем участии и помощи. Людей и учреждения, с которыми человек сталкивается при постижении социального опыта, называют агентами социализации. Так же как и этапы социализации, агентов подразделяют на первичных (близкое значимое окружение) и вторичных (общественные институты и учреждения, их администрация, представители и т.д.).
Социализация - это не просто процесс взросления, это последовательное постижение личностью незнакомых, но значимых для нее норм и ролей, продолжающееся на протяжении всей жизни. Этапы социализации совпадают с основными которые обозначают главные события его биографии.
Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм , моральных ценностей , умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации .
Факторы социализации.
Факторы социализации - это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:
- Макрофакторы - глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
- Мезофакторы - условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
- Микрофакторы - факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).
В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье - это родители, братья, сестры, в школе - учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации .
Виды и этапы социализации.
Виды социализации , как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации .
- Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека . Этот этап очень важен для социализации ребенка . Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
- Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.
Остальные виды социализации:
- Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы . То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
- Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
- Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
- Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).
Основными институтами социализации являются.
Процесс социализации личности состоит из трех фаз.
В первой происходит адаптация индивида, т.е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность.
Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации.
И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т.д.
Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность, и при этом она интегрирована в социальную группу.
Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Только в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других - нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других - нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.
Социализация включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: до трудовую, трудовую и после трудовую. Другие, как уже указывалось выше, подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости.
Первичные начинаются в детстве, когда в основном формируется личность человека. Это очень важные и значимые ее периоды, существенную роль в которых играет самое близкое окружение (родители, другие родственники и друзья), это становление и развитие межличностных отношений. Первичные периоды социализации - это периоды постижения и освоения межличностного общения, они способствуют тому, что человек становится полноценным членом общества.
Более поздние этапы социализации человека принято называть вторичными. Они относятся ко второй половине его жизни, когда он сталкивается с различными общественными институтами - государством, армией, учебным и производственным коллективом, влияние которых на становление и развитие индивида более значимо и ощутимо уже в сознательном возрасте. Вторичные этапы социализации - это этапы, которые позволяют уже социализированной личности постигать новые социальные роли, входить в неизвестные, но важные области объективного мира.
Как правило, принято считать, что этапы социализации личности сменяют друг друга при достижении ею политической, экономической и социальной самостоятельности, а именно, получение паспорта, профессии и работы, создание семьи и т.д.
Процесс социализации - процесс взаимодополняющий и двусторонний. Входя и постигая систему социальных связей, индивид приобретает значимый для себя опыт, с другой стороны, в процессе деятельностного усвоения социальной среды он не пассивно принимает полученный опыт, а преобразует его в собственные установки, ценности и ориентации.
Социализация обязательно проходит при чьем-то постороннем участии и помощи. Людей и учреждения, с которыми человек сталкивается при постижении социального опыта, называют агентами социализации. Так же как и этапы социализации, агентов подразделяют на первичных (близкое значимое окружение) и вторичных (общественные институты и учреждения, их администрация, представители и т.д.).
Социализация - это не просто процесс взросления, это последовательное постижение личностью незнакомых, но значимых для нее норм и ролей, продолжающееся на протяжении всей жизни. Этапы социализации совпадают с основными жизненными циклами человека, которые обозначают главные события его биографии.
Как процесс его развития, социализация человека включает в себя три взаимосвязанных стадии:
- · становление - формирование человека как члена определенных социальных общностей;
- · функционирование - исполнение личностью социальных ролей в соответствии с занимаемым социальным статусом;
- · изменение - приобретение за определенный период функционирования новых индивидных, индивидуальных и личностных свойств.
Социализация человека может происходить как неосознанно, спонтанно, стихийно, так и осознанно, целенаправленно, организованно. Для обозначения осознанной, целенаправленной и организованной социализации человека лучше всего подходит понятие «образование».
По признаку «отношение к трудовой деятельности» выделяют три стадии социализации (социологический подход):
- 1) Дотрудовая стадия охватывает детский, подростковый и юношеский возраст и имеет несколько самостоятельных этапов:
- · ранней социализации (имитации и копирования детьми поведения взрослых);
- · игровой деятельности, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
- · групповых игр, на которых дети учатся понимать, чего от них ждет целая группа людей;
- · обучение.
- 2) Трудовая стадия связана со зрелостью личности, реализацией и углублением ею социального опыта.
- 3) Специфика последтрудовой стадии социализации заключается в реализации потенциала людей пенсионного возраста.
В приведенной периодизации наиболее дискуссионным вопросом является как раз третья стадия социализации. Ряд ученых считает, что само понятие социализации личности несовместимо с тем периодом жизни индивида, когда все его социальные функции сворачиваются. Другие, напротив, убеждены в том, что пенсионный период жизни человека является тем возрастом, который продолжает вносить определенный вклад в воспроизведении социального опыта.
Американский социальный психолог Э. Эриксон в соответствии с определяемыми им психосоциальными кризисами в развитии личности предложил восемь фаз (периодов) социализации: младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, юность, молодость, взрослость, старость. Отечественный социолог Я.И. Гилинский первоначально предложил различать три периода социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Далее он уточнил, что в пределах первой стадии следует выделить еще две: «дошкольную» и «школьную». Таким образом, по его мнению, стадий социализации человека четыре:
- · ранняя (от рождения до поступления в школу);
- · обучение (от начало учебы до окончания очных форм общего и профессионального образования);
- · социальная зрелость;
- · завершение жизненного цикла (с момента прекращения трудовой деятельности в рамках официальных организаций).
Е.М. Бабосов, исходя в основном из возрастных изменений в жизни человека и, соответственно, ведущих видов его деятельности, предлагает выделять девять этапов социализации: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский, поздняя юность, человеческая зрелость, после трудовой.
С социологической точки зрения целесообразно согласиться с выводом Я.И. Гилинского и соотносить периоды социализации с основными циклами жизни человека в обществе: детство, молодость, зрелость, старость(8, 37).
Большое значение для социализации человека имеют как его самостоятельная творческая активность, так и воздействие на него со стороны агентов социализации. Агентами социализации человека выступают все те, кто помогают человеку осваивать будущие социальные роли, контролируют и регулируют его действия по их освоению и исполнению. Агенты социализации могут быть:
- · персональными - отдельные личности (например, родители, родственники, знакомые, друзья);
- · коллективными - социальные общности (например, семья, учебная группа, производственный коллектив, этническая общность, неформальное объединение);
- · институциональными - учреждения и организации (например, учебное заведение, государственные органы, средства массовой информации, учреждения культуры, политические партии, церковь).
Агенты социализации воздействуют на человека как непосредственно через личное общение с ним, так и через средства массовой коммуникации и информации.
В первые годы жизни ребенка основными и универсальными агентами социализации выступают его родители и родственники, в школьный период - учителя и друзья. В молодом и зрелом возрасте основными агентами социализации становятся социальные общности и социальные институты. Для пожилых людей роль основных агентов социализации исполняют представители их ближнего окружения. Особое значение в процессе социализации человека принадлежит средствам массовой информации и художественной культуре, которые активно пропагандируют определенные статутные предписания, используя демонстрацию наглядных и привлекательных моделей социальных ролей.
Воздействие агентов социализации на человека в некоторых случаях вызывает у него реакцию сопротивления, нежелания следовать их советам и указаниям.
Большинство социологов считает, что первичная социализация происходит в детском возрасте, а вторичная социализация присуща взрослым. По мнению некоторых социологов, первичная социализация происходит в процессе непосредственного взаимодействия с представителями ближнего окружения (родители, родственники, соседи, друзья, знакомые, соученики, коллеги), а вторичная социализация - через опосредованное средствами массовой информации взаимодействие со специальными агентами социализации.
Исходя из смысла терминов «первичная» и «вторичная», следовало бы под первичной социализацией человека понимать начальную стадию освоения социальной роли, а под вторичной - стадию коррекции и творческого совершенствования исполнения социальной роли.
Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.
Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания. А. Валлон – французский психолог, представлял ребенка как с самого рождения обреченного на социализацию. Ребенок вынужден взаимодействовать с другими людьми. Уже в младенчестве ребенка привлекает личность взрослого – эту стадию до 6 месяцев он назвал эмоциональной, импульсивной. С 10 месяцев сенсоматорная стадия, ребенок выражает свои намерения полужестами и словами. Между 8 и 12 месяцами четко проявляются привязанности ребенка. 4 стадия до 3 лет – проективная стадия, когда ребенок познает объекты, манипулирую различными предметами. С 3 лет – персоналистическая стадия, когда ребенок когда ребенок противопоставляет себя другим. Появляется первичная самооценка. От 4 до 5 лет начинает следить за собой. Учится мыть посуду. Ребенок придумывает себе героя и учится играть эту роль. С 6 до 14 лет – учебная стадия, ребенок учавствует во всех формах актичности. 8 стадия – полового созревания (независимость)
Выделяют следующие стадии социализации в отечественной психологии:
Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
изменение себя, "стать как все";
конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.