Первичная социализация происходит на уровне. Что такое социализация и какие стадии она проходит. Социализация: сущность, виды, этапы

Само выражение "социальное развитие" как социально-педагогический процесс подразумевает наличие этапов реализации ресурсов индивидуального развития человека и освоения им педагогических возможностей социума.

Социальное развитие личности как социально-педагогический процесс включает пять этапов: 1) ознакомительный этап, включающий первичное приспособление к социальной среде и знакомство с элементарным социальным опытом, – этап выбора и построения взаимодействия с социальной средой ; 2) выработка согласия и доверия человека к окружающей действительности – этап активного освоения социума, отражающий повышенный интерес личности ко всему сообществу индивидов и их деятельности; 3) накопление адресного опыта – этап активного развития личности, представляющий собой адекватное принятие социального опыта и использование его в собственной деятельности; 4) освоение личностью социальной роли и социального статуса – этап получения социального опыта ; 5) освоение личностью социального поведения на основе реализации педагогического потенциала социума в разрешении проблем ее социализации – этап совершенствования собственного опыта, включающий позитивные изменения собственных достижений и выработку собственного образа жизнедеятельности.

Ознакомительный этап: социальное развитие личности напрямую связано с выбором, грамотным построением и развитием взаимодействия с окружающим миром и людьми, с учетом индивидуальных особенностей человека. На своем жизненном пути человек рано или поздно встречается с различными элементами социума: другими индивидами (как мы ранее упоминали, представляющими социум своими социальными потребностями, социальными способностями и социальными ценностями), социальной деятельностью (результатом которой обязательно является социально значимый продукт), социальными отношениями (межличностными, межгрупповыми, межведомственными и т.д.), социальными институтами (первичным из которых является семья и далее образовательные, медицинские, правовые, социокультурные и другие учреждения и организации, партии и движения). В зависимости от своей предрасположенности, условий социализации каждый индивид сосредоточивает свое внимание, свои возможности на том или ином элементе социума (одни предпочитают решать свои проблемы с помощью социальной деятельности, другие через установление социально значимых отношений, третьи ставку делают на различные социальные институты или на отдельных личностей и т.д., реализуют педагогический потенциал избранного элемента социума на своем пути социализации в обществе) и делает свой жизненный выбор.

Осознанный выбор – катализатор развития личности. Сам по себе любой выбор – это шаг вперед, назад, влево, вправо и т.д. Человек ежедневно делает ни одну тысячу шагов и если посмотреть с точки зрения социально-педагогического подхода он делает ежедневно тысячу выборов, в основе которых лежат его социальные потребности, социальные способности и социальные ценности. Любой контакт предполагает взаимодействие и следующий за ним выбор дальнейшего пути развития. Одним из главных проявлений социума в отношении конкретно взятого человека является его влияние на личность, начиная с рождения и до глубокой старости. Люди, вещи, предметы и события, разновидности социальной деятельности, виды социально значимых отношений, социальные институты, которые присутствуют в мире, имеют свое место быть здесь, вне зависимости от нас, т.е. каждый из них занимает свою нишу объективно и оказывает на человека влияние. И каждый из них способен открыть свои педагогические возможности и ресурсы для разрешения проблем социализации, для социального развития личности. Это влияние проникает в отдельно взятого индивида посредством и через суждения, мнения и верования, которые имеет любой человек. Развитие человека как личности сводится к одному – научиться правильно выбирать в океане ежедневных предложений свой путь к реализации насущных личных и общественных задач. На этом пути человек находит успех, признание, социальный статус, общение, новый опыт, а может и вторую половину и т.д.

Второй этап : социальное развитие личности как этап выработки согласия и доверия человека к окружающей действительности. Каждый индивид не только живет в определенном социуме, но и, представляя себя составляющей этого социума, постоянно согласует свои взгляды, мысли, отношения, оценки, действия и в целом деятельность с другими элементами социума (отдельными индивидами или социальными институтами). Согласие в социальном развитии позволяет достигать максимального использования возможностей каждого из элементов социума. Чем выше уровень согласия, тем устойчивей процесс социального развития, тем стабильнее результаты социализации человека.

Социальное развитие личности через согласие – это своего рода мониторинг реализации педагогических возможностей социума в приобретении новых для личности социальных качеств.

Социальное развитие и доверие. Итак, мы вплотную подошли к такому понятию, как доверие. Любое общение начинается на коммуникативном уровне с обмена информацией. Характерной особенностью современного общения является недостаточное восприятие слушающим информации говорящего. Нередко при общении людей между собой у одного или у обоих участников практически мгновенно прослеживается, мягко говоря, холодное восприятие той информации, которую ему пытается довести другой. Очень часто такая информация способна радикально и кардинально изменить его существование, и даже в лучшую сторону. Но, увы, в его личном арсенале не осталось и крохи доверия, не то что к окружающему миру, прежде всего к себе. Социальное развитие личности предполагает высокий уровень доверия к поступающей информации о сущности и содержании воспринимаемого явления.

Третий этап : социальное развитие личности как накопление адресного опыта. Собственный социальный опыт индивида накапливается в результате личного участия во взаимодействии с социальной средой, чаще всего оказывающей на него адресное воздействие. Адресный опыт может быть позитивного и негативного свойства. Социальное развитие личности есть получение адресного опыта с учетом индивидуальных особенностей человека. В реальной жизни происходит следующее. Накопленный жизненный опыт побуждает и провоцирует расширить и изменить грани восприятия окружающего непосредственного, реального мира, ближайшего социума. Социальное развитие в значительной мере зависит от накопления собственного опыта социализации или собственного социального опыта, включающего опыт взаимодействия с различными элементами социума, равно как и с социумом в целом. Например, чем в большем числе разновидностей социальной деятельности человек участвовал (в акциях, в добровольческих, волонтерских и других молодежных движениях, в общественной деятельности и т.п.), тем более широкий диапазон социальных условий он испытал на себе, тем более широкий социальный опыт он смог усвоить, понять, принять и руководствоваться в своей повседневной жизнедеятельности, тем выше уровень его социальных результатов, а следовательно, и уровень его социального развития.

Четвертый этап: социальное развитие может рассматриваться как этап освоения личностью социальной роли и социального статуса.

В социальном развитии личности важное место занимают социальные роли, исполняемые человеком в течение определенного времени, а также его социальный статус. Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание.

В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т.е. ролевое поведение – это своеобразное сочетание ролей и индивидуальности личности исполнителя. Каждая роль накладывает известный отпечаток на личность, на самосознание человека, так как человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли.

В соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением каждый человек в обществе занимает определенный социальный статус. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Таким образом, можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль – их различие. Таким образом, роль – индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.

Пятый этап : социальное развитие представляет собой освоение личностью социального поведения на основе реализации педагогического потенциала социума в разрешении проблем ее социализации. Поведение личности – это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми. Следовательно, любое проявление человеческого поведения является в своей основе социальным.

Социальное поведение – внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. В качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности выступают социальные установки, формирующиеся в конкретных условиях внешней среды.

Социальная установка представляет собой готовность, предрасположенность человека к определенной активности и социальным действиям по отношению к какому-либо объекту. Социальная установка – это ценностное отношение к социальному объекту, психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него.

Однако несмотря на то что социальное поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность), тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора.

Таким образом, изложенные этапы социального развития личности отражают суть его взаимодействия с потенциалом социума, с реализацией его педагогических возможностей и ресурсов, способствующих разрешению проблем социализации личности и появления у нее значимых социальных качеств. По сути, социальное развитие личности как социально-педагогический процесс включает этапы выбора значимых для личности элементов социума, их педагогического потенциала, а также грамотного построения и развития взаимодействия с окружающим миром и людьми, с учетом индивидуальных особенностей человека; выработки согласия и доверия человека к окружающей действительности; накопления личностью адресного опыта участия во взаимодействии с социальной средой; освоения личностью социальной роли и приобретения ею социального статуса; освоения личностью социального поведения, своей роли и места в социуме.

Как и любой процесс, социальное развитие вполне измеряемое явление и имеет свои критерии оценки уровня его развития. Основными критериями социального развития выступают: внутрииндивидные данные (социальные потребности, социальные способности, социальные ценности); интериндивидные данные (социальное поведение, образ жизни, социальное взаимодействие (социальные роли и социальные нормы) и социальные отношения (социальные статусы, права и обязанности)).

Значимый вопрос о доминирующем влиянии на развитие и становление человека либо наследственной, генетической предрасположенности, либо среды остается одним из самых главных и волнующих умы ученых - психологов, социологов и культурологов - на протяжении долгих лет. Несмотря на успехи генетиков в расшифровывании генетических кодов, невозможно объяснить появление у человека определенной личностной черты или особенностей поведения только влиянием наследственных факторов, равно как и социального окружения. Практически любое поведение и наличие тех или иных личностных особенностей у индивида объясняется как генетическими факторами, так и влиянием среды. Поэтому первостепенным становится вопрос не о том, кто играет главную, а кто второстепенную роль в формировании личности - наследственность или среда, а то, как они при этом взаимодействуют между собой. Наш генетический код - это одна из отправных точек развития, включающая физические и поведенческие особенности, унаследованные от предков, окружающая социальная и культурная среда - это еще одна отправная точка нашего развития, процесса, который сопровождает нас на протяжении всей жизни и называется социализацией.

Социализация - это освоение различных а также усвоение этических и и норм, которое начинается в раннем детстве и продолжается до глубокой старости. Успех зависит от трех основных факторов:

  1. Понимания того, что ожидает от тебя окружение в соответствии с правилами общества.
  2. Изменения поведения в ответ на эти ожидания.
  3. Конформизма, т.е. желания и стремления следовать общественным нормам и правилам.

Этапы социализации

Длительный процесс вхождения, адаптации и постижения различных общественных ролей имеет свои этапы. Этапы социализации, или ее периоды, разделяют на первичные и вторичные. Первичные начинаются в детстве, когда в основном формируется личность человека. Это очень важные и значимые ее периоды, существенную роль в которых играет самое близкое окружение (родители, другие родственники и друзья), это становление и развитие межличностных отношений. Первичные периоды социализации - это периоды постижения и освоения они способствуют тому, что человек становится полноценным членом общества.

Более поздние этапы социализации человека принято называть вторичными. Они относятся ко второй половине его жизни, когда он сталкивается с различными общественными институтами - государством, армией, учебным и производственным коллективом, влияние которых на становление и развитие индивида более значимо и ощутимо уже в сознательном возрасте. Вторичные этапы социализации - это этапы, которые позволяют уже социализированной личности постигать новые социальные роли, входить в неизвестные, но важные области объективного мира.

Где можно провести границу между первичными и вторичными периодами социализации? Как правило, принято считать, что этапы сменяют друг друга при достижении ею политической, экономической и социальной самостоятельности, а именно, получение паспорта, профессии и работы, создание семьи и т.д.

Процесс социализации - процесс взаимодополняющий и двусторонний. Входя и постигая систему социальных связей, индивид приобретает значимый для себя опыт, с другой стороны, в процессе деятельностного усвоения он не пассивно принимает полученный опыт, а преобразует его в собственные установки, ценности и ориентации.

Социализация обязательно проходит при чьем-то постороннем участии и помощи. Людей и учреждения, с которыми человек сталкивается при постижении социального опыта, называют агентами социализации. Так же как и этапы социализации, агентов подразделяют на первичных (близкое значимое окружение) и вторичных (общественные институты и учреждения, их администрация, представители и т.д.).

Социализация - это не просто процесс взросления, это последовательное постижение личностью незнакомых, но значимых для нее норм и ролей, продолжающееся на протяжении всей жизни. Этапы социализации совпадают с основными которые обозначают главные события его биографии.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм , моральных ценностей , умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации .

Факторы социализации.

Факторы социализации - это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы - глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы - условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы - факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье - это родители, братья, сестры, в школе - учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации .

Виды и этапы социализации.

Виды социализации , как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации .

  1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека . Этот этап очень важен для социализации ребенка . Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
  2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы . То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Основными институтами социализации являются.

Процесс социализации личности состоит из трех фаз.

В первой происходит адаптация индивида, т.е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность.

Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации.

И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т.д.

Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность, и при этом она интегрирована в социальную группу.

Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Только в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других - нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других - нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.

Социализация включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: до трудовую, трудовую и после трудовую. Другие, как уже указывалось выше, подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости.

Первичные начинаются в детстве, когда в основном формируется личность человека. Это очень важные и значимые ее периоды, существенную роль в которых играет самое близкое окружение (родители, другие родственники и друзья), это становление и развитие межличностных отношений. Первичные периоды социализации - это периоды постижения и освоения межличностного общения, они способствуют тому, что человек становится полноценным членом общества.

Более поздние этапы социализации человека принято называть вторичными. Они относятся ко второй половине его жизни, когда он сталкивается с различными общественными институтами - государством, армией, учебным и производственным коллективом, влияние которых на становление и развитие индивида более значимо и ощутимо уже в сознательном возрасте. Вторичные этапы социализации - это этапы, которые позволяют уже социализированной личности постигать новые социальные роли, входить в неизвестные, но важные области объективного мира.

Как правило, принято считать, что этапы социализации личности сменяют друг друга при достижении ею политической, экономической и социальной самостоятельности, а именно, получение паспорта, профессии и работы, создание семьи и т.д.

Процесс социализации - процесс взаимодополняющий и двусторонний. Входя и постигая систему социальных связей, индивид приобретает значимый для себя опыт, с другой стороны, в процессе деятельностного усвоения социальной среды он не пассивно принимает полученный опыт, а преобразует его в собственные установки, ценности и ориентации.

Социализация обязательно проходит при чьем-то постороннем участии и помощи. Людей и учреждения, с которыми человек сталкивается при постижении социального опыта, называют агентами социализации. Так же как и этапы социализации, агентов подразделяют на первичных (близкое значимое окружение) и вторичных (общественные институты и учреждения, их администрация, представители и т.д.).

Социализация - это не просто процесс взросления, это последовательное постижение личностью незнакомых, но значимых для нее норм и ролей, продолжающееся на протяжении всей жизни. Этапы социализации совпадают с основными жизненными циклами человека, которые обозначают главные события его биографии.

Как процесс его развития, социализация человека включает в себя три взаимосвязанных стадии:

  • · становление - формирование человека как члена определенных социальных общностей;
  • · функционирование - исполнение личностью социальных ролей в соответствии с занимаемым социальным статусом;
  • · изменение - приобретение за определенный период функционирования новых индивидных, индивидуальных и личностных свойств.

Социализация человека может происходить как неосознанно, спонтанно, стихийно, так и осознанно, целенаправленно, организованно. Для обозначения осознанной, целенаправленной и организованной социализации человека лучше всего подходит понятие «образование».

По признаку «отношение к трудовой деятельности» выделяют три стадии социализации (социологический подход):

  • 1) Дотрудовая стадия охватывает детский, подростковый и юношеский возраст и имеет несколько самостоятельных этапов:
    • · ранней социализации (имитации и копирования детьми поведения взрослых);
    • · игровой деятельности, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
    • · групповых игр, на которых дети учатся понимать, чего от них ждет целая группа людей;
    • · обучение.
  • 2) Трудовая стадия связана со зрелостью личности, реализацией и углублением ею социального опыта.
  • 3) Специфика последтрудовой стадии социализации заключается в реализации потенциала людей пенсионного возраста.

В приведенной периодизации наиболее дискуссионным вопросом является как раз третья стадия социализации. Ряд ученых считает, что само понятие социализации личности несовместимо с тем периодом жизни индивида, когда все его социальные функции сворачиваются. Другие, напротив, убеждены в том, что пенсионный период жизни человека является тем возрастом, который продолжает вносить определенный вклад в воспроизведении социального опыта.

Американский социальный психолог Э. Эриксон в соответствии с определяемыми им психосоциальными кризисами в развитии личности предложил восемь фаз (периодов) социализации: младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, юность, молодость, взрослость, старость. Отечественный социолог Я.И. Гилинский первоначально предложил различать три периода социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Далее он уточнил, что в пределах первой стадии следует выделить еще две: «дошкольную» и «школьную». Таким образом, по его мнению, стадий социализации человека четыре:

  • · ранняя (от рождения до поступления в школу);
  • · обучение (от начало учебы до окончания очных форм общего и профессионального образования);
  • · социальная зрелость;
  • · завершение жизненного цикла (с момента прекращения трудовой деятельности в рамках официальных организаций).

Е.М. Бабосов, исходя в основном из возрастных изменений в жизни человека и, соответственно, ведущих видов его деятельности, предлагает выделять девять этапов социализации: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский, поздняя юность, человеческая зрелость, после трудовой.

С социологической точки зрения целесообразно согласиться с выводом Я.И. Гилинского и соотносить периоды социализации с основными циклами жизни человека в обществе: детство, молодость, зрелость, старость(8, 37).

Большое значение для социализации человека имеют как его самостоятельная творческая активность, так и воздействие на него со стороны агентов социализации. Агентами социализации человека выступают все те, кто помогают человеку осваивать будущие социальные роли, контролируют и регулируют его действия по их освоению и исполнению. Агенты социализации могут быть:

  • · персональными - отдельные личности (например, родители, родственники, знакомые, друзья);
  • · коллективными - социальные общности (например, семья, учебная группа, производственный коллектив, этническая общность, неформальное объединение);
  • · институциональными - учреждения и организации (например, учебное заведение, государственные органы, средства массовой информации, учреждения культуры, политические партии, церковь).

Агенты социализации воздействуют на человека как непосредственно через личное общение с ним, так и через средства массовой коммуникации и информации.

В первые годы жизни ребенка основными и универсальными агентами социализации выступают его родители и родственники, в школьный период - учителя и друзья. В молодом и зрелом возрасте основными агентами социализации становятся социальные общности и социальные институты. Для пожилых людей роль основных агентов социализации исполняют представители их ближнего окружения. Особое значение в процессе социализации человека принадлежит средствам массовой информации и художественной культуре, которые активно пропагандируют определенные статутные предписания, используя демонстрацию наглядных и привлекательных моделей социальных ролей.

Воздействие агентов социализации на человека в некоторых случаях вызывает у него реакцию сопротивления, нежелания следовать их советам и указаниям.

Большинство социологов считает, что первичная социализация происходит в детском возрасте, а вторичная социализация присуща взрослым. По мнению некоторых социологов, первичная социализация происходит в процессе непосредственного взаимодействия с представителями ближнего окружения (родители, родственники, соседи, друзья, знакомые, соученики, коллеги), а вторичная социализация - через опосредованное средствами массовой информации взаимодействие со специальными агентами социализации.

Исходя из смысла терминов «первичная» и «вторичная», следовало бы под первичной социализацией человека понимать начальную стадию освоения социальной роли, а под вторичной - стадию коррекции и творческого совершенствования исполнения социальной роли.

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания. А. Валлон – французский психолог, представлял ребенка как с самого рождения обреченного на социализацию. Ребенок вынужден взаимодействовать с другими людьми. Уже в младенчестве ребенка привлекает личность взрослого – эту стадию до 6 месяцев он назвал эмоциональной, импульсивной. С 10 месяцев сенсоматорная стадия, ребенок выражает свои намерения полужестами и словами. Между 8 и 12 месяцами четко проявляются привязанности ребенка. 4 стадия до 3 лет – проективная стадия, когда ребенок познает объекты, манипулирую различными предметами. С 3 лет – персоналистическая стадия, когда ребенок когда ребенок противопоставляет себя другим. Появляется первичная самооценка. От 4 до 5 лет начинает следить за собой. Учится мыть посуду. Ребенок придумывает себе героя и учится играть эту роль. С 6 до 14 лет – учебная стадия, ребенок учавствует во всех формах актичности. 8 стадия – полового созревания (независимость)

Выделяют следующие стадии социализации в отечественной психологии:

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

изменение себя, "стать как все";

конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.