Почему ребенок не согласился с вариантом произношения. Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить? Когда необходимо кардинальное вмешательство

Причин может быть несколько:

1. Подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей.
**********************************************************************
Приложите усилия к тому, чтобы правильную речь Ваш малыш слышал чаще, чем дефектную. Так же важно следить за тем, чтобы при общении с ребёнком Вы избегали так называемого «сюсюкания». Помните, что аудиозаписи и мультфильмы не заменяют и не восполняют живого общения, для развития речи ребенка и формирования навыков связной речи необходим диалог.

2. Слабость мышц языка, губ или небольшое расстройство координации движений, т.е. ребёнок не может выполнять языком и губами точные целенаправленные движения.
************************************************************************
Для того чтобы проверить не является ли это причиной неправильного произношения звуков, необходимо предложить выполнить ряд упражнений, которые Вы ему покажете.

Во время выполнения ребёнок должен видеть себя в зеркале. Лучше, если Вы представите всё в виде сказки, которую будете показывать вместе.

%0A" border="0">

%0A" border="0">

%0A" border="0">
Упражнение в виде Сказки:
************************
Жили-были Пузырь (надуваем щёки) и Соломинка (втягиваем щёки).

Утром Пузырь всегда улыбался (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).

А Соломинка на него дулась (губы тянутся вперёд трубочкой), потому что тот не хотел умываться.

Они шли вместе чистить зубы. Сначала они чистили верхние зубки (широкий язык за верхними зубами).

Они очень старались и чистили их вправо, влево, внутри, снаружи (соответствующие движения широким языком).

Потом они чистили нижние зубки (повторение движений языком за нижними зубами).

В конце они полоскали рот (поочерёдное надувание щёк – губы плотно сомкнуты).

Наступало время завтрака. Соломинка ставила самовар, который пыхтел вот так (надувание обеих щёк одновременно, с последующим выпусканием воздуха через губы).

И жарила блины, вот такие (широкий язык лежит на нижней губе).

Лапоть с удовольствием ел блины (пошлёпываем губами распластанный язычок, получается звук «пя-пя-пя»).

Слизывая варенье с губы вот так (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Завтрак был таким вкусным, что Лапоть облизывался (кончик языка облизывает губы по кругу).

После завтрака Соломинка садилась шить, а Лапоть ей помогал. Он брал иголку (узкий язык вытянут вперёд) и пытался попасть в ушко ниточкой (узкий язык двигается вперёд-назад), но у него ничего не получалось (узкий язык двигается влево вправо).

Наконец-то, Лапоть вдевал нитку в иголку, и Соломинка пришивала пуговицы, с начала одну, потом вторую (кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку).

Друзья шли на улицу качаться на качелях (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы).

И кататься на лошадке (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки).

Если ваши опасения о слабости мышц подтвердились, то помогите ребёнку в их укреплении: давайте погрызть сухарики, мясо кусочками, выполняйте речевую зарядку. Не забывайте о мелкой моторике, она тесно связана с артикуляцией.

3. Плохо развитый фонематический слух.
************************************
Ребёнок просто не слышит своего неправильного произношения, он думает, что говорит верно. Фонематический слух можно развивать специальными упражнениями.

4. Проблемы из-за особенностей строения артикуляционного аппарата.
************************************************************
Часто встречается короткая подъязычная уздечка. Её или растягивают, или подрезают. Высокое нёбо также может являться причиной неправильного произношения звуков.

Все эти проблемы необходимо решать совместно с логопедом.

%0A" border="0">
НЕВОЗМОЖНО ОБОЙТИ МОЛЧАНИЕМ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ,А ИМЕННО:
Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание».

Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения (например, папа или мама не выговаривают звук «Р» или «Л»), то и ребенок будет подражать этому неправильному произношению. Именно этим и можно объяснить нередкие случаи «семейной картавости». В данном случае родители, у которых неправильное произношение звука, не могут заниматься автоматизацией звука с ребенком. Когда у ребенка звук поставлен, автоматизировать его нужно на занятиях с педагогами или с тем из родителей, у которого нет речевых проблем.

Если в семье «двуязычие», то это становится большой проблемой. В детском саду ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители идут на встречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков, не используют второй язык. Хочется добавить, что детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.

Отдельная история, когда родители начинают сознательно «подстраиваться» под речь ребенка, копировать его неправильное произношение. В следствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но так же утрачивает стимул для совершенствования собственной речи – ведь все понимают и его речь так нравится взрослым. В данном случае требуется помощь логопеда.

Бывают случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической запущенностью.

Все перечисленные причины неправильного произношения являются социальными. Ребенку в данных случаях мешает самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением окружение, среда.

Что делать в таких случаях? Немедленно бежать к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным.

%0A" border="0">
НЕБОЛЬШАЯ РЕМАРКА ОТ СПЕЦИАЛИСТА
***********************************
Необходимо напомнить родителям, что следует весьма осторожно относиться к РАННЕМУ изучению иностранных языков. Если у ребёнка проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Любой язык в своей системе имеет звуки, которые характерны только для него. А обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Так, в английском языке, есть межзубные звуки, которые не допустимы в русском языке. Такое произношение у нас считается дефектным и требует серьёзной работы по его преодолению.

В последние годы все чаще встречаются дети, которые очень плохо разговаривают, у которых так называемая «каша во рту». Автор рассказывает о том, с чего начать родителям в коррекции нарушений слоговой структуры слова и как сделать этот процесс интересным.

Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?

Консультация для родителей.

Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш, когда он не выговаривает слова и переставляет слоги местами. Как же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова?

Прежде всего надо знать причину таких трудностей.

Причина: нарушение ритмического рисунка слов, то есть у ребенка нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры.

Как научить ребенка выговаривать слова?

Чтобы исправить проблему неправильного выговаривания слов, необходимо проводить работу по формированию ритмических навыков:

  • речь с движением,
  • речь в определенном ритме,
  • отхлопывание ритмов,
  • простые логоритмические и танцевальные упражнения.

Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.

1. Развитие невербальных конструкций (развитие слухового восприятия).

Для этого хорошо подойдут музыкальные инструменты. Если их нет в наличии, можно сделать самим шумящие, звучащие бутылочки, баночки.

Материал для изготовления: баночки из-под витаминов или кремов (они должны быть одинаковые). Если их нет, тогда пустые коробочки из-под Киндер-яиц. Наполнитель различный, разнозвучащий: манка, гречка, фасоль, монетки — 5 копеек, горох, мелкие бусинки, бисер и так далее.

Дидактическая игра «Отгадай,что звучало?»

Взрослый демонстрирует, как звучат коробочки. Далее ребенок отворачивается, а взрослый издает звук какой-либо баночкой. Ребенок должен отгадать, что звучало. Можно потом раскрыть секрет шумящих коробочек, показав содержимое.

Дидактическая игра «Тихо-громко».

Ребенок должен отгадать, что звучало тихо, а что громко.

Дидактическая игра «Барабанщик».

Взрослый показывает несложные ритмические рисунки, а ребенок повторяет — стучит по столу. Ритмические рисунки изображаются на бумаге (карточках).

Пример: /-/-/ (где / — это хлопок, а – пауза), /-/-/ /-/-/, //-// и т. д.

2. Если у ребенка получается все легко, можно переходить на словесные (вербальные) инструкции, но только с сохранными звуками (которые не искаженны у ребенка).

1. Произнесение за взрослым слогов:

только гласные (ау-уа-оа и др.),
открытые слоги (БА-БА-БА;БА-БО-БА;БА-БО-БУ),
обратные слоги (АП-АП-АП;ОП-АП-ОП),(АМА-АМА-АМА),
слоги со стечением согласных (КВА-КВА-КВА),(ОВТ-ОВТ-ОВТ),
сочетания слогов (АТНА-АТНА-АТНА).

2. Если ребенок без затруднения выполняет задания, можно переходить к следующим играм со словами:

Дидактическая игра «Попугай».

Ребенок вслед за взрослым повторяет слова: дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина. Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

Дидактическая игра «Поймай мяч».

Если ребенок затрудняется, можно в сопровождении с мячом. Взрослый кидает мяч и говорит первый слог, ребенок бросает обратно и говорит тот же слог. Затем взрослый произносит 2-й слог, ребенок повторяет. Далее целое слово и бросает мяч. Например: ДЫ-ДЫ, НЯ-НЯ, ДЫНЯ-ДЫНЯ.

Далее ребенок произносит вслед за взрослым предложения: Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме. Вижу рыбу. Беру вещи. Несу вату. Хочу дыню. Еду к морю. Бегу к маме. Лиса в лесу. Ежи в норе. Часы в доме. Жарю рыбу. Лиса в яме. Нога в луже. Рыба в воде. Щука в реке. Сомы в тазу. Маки в вазе.

Составить предложения: Пью кофе, воду, соки. Ем кашу, мясо. Несу рыбу, вещи, ноты. Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо. Ношу шубу, боты, бусы. Чищу зубы, полы, шубу, сани. Даю кашу маме, козе, Тане, папе. Даю маме вазу. Несу Кате вещи. Мама Милу в ванне мыла.

Чистоговорки:

Са-са-са, на носу оса.
Ло-ло-ло, еду я в село.
Ка-ка-ка, у меня рука.
Га-га-га, у меня нога.
Ва-ва-ва, на суку сидит сова.
Ва-ва-ва, вот вода.
Гуси-гуси — Га-Га-Га.
У Бобы были бобы.

Затем можно поиграть в игры с трехсложными словами из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

Дидактическая игра «Что делала Наташа?».

Действия: ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала,носила.

Словесные игры на улице.

Включают в себя предложения: Машина гудела. Ворона летала. Бараны бодали. Собаку ругали. Полено рубили. Корову доили. Канаву вырыли. Марина бегала. Наташа купила бананы. Я сажаю розы, Я рисую козу /машину, корову, ворону/. Мы носили овощи /бумагу, сапоги/. Я купаю собаку. Я читаю газету. Я катаю колесо. Я кидаю монету.

Упражнение «Что из чего?».

Дом из соломы. Газета из бумаги. Лопата из железа. Ракета из металла. Ворота из дерева. Сыр из молока. Мяч из резины.

«Чей предмет?»

Мамина монета. Папина машина. Катина панама. Мишина газета. Васина бумага. Тетина бусина. Валины сапоги.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Взрослый произносит слова, а ребенок добавляет слог:

КА: мака.. ата.. соба.. соро..;
ДА: пома.. побе.. пого.. шара..;
ДЫ: похо.. наря.. пара.. ;
ТА: пала.. ребя.. каю.. защи.. рабо.. забо.. газе.. высо.. боло.. лопа.. воро.. охо.. копы.. раке.. галле..;
ГА: бума.. вата.. теле.. доро.. раду.. кура.. белу..;
НА: коро.. воро..;
ВА:заба.. ана.. оро..;
МА: пижа.. пана..;
ША: копу.. кало.. поро.. афи…

Я надеюсь, что этот материал помог вам, уважаемые родители, и у вас «разыгралась» фантазия! Ведь впереди столько всего интересного и увлекательного! И кто, как не вы, поможет, подскажет, научит!

Вначале это обычно не беспокоит родителей - их даже умиляет беспомощный детский лепет, и они сами повторяют смешные детские словечки. Время идет, речь постепенно исправляется. Но всегда ли? К сожалению, нет. Иногда ребенок привыкает неправильно произносить звуки, и то, что вначале казалось милым и забавным, становится неприятным для постороннего слуха и, главное, вредным для самого ребенка.

Недостатки речи могут задерживать умственное развитие: ведь речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление. Если ребенок до поступления в школу не научится правильно говорить, он будет делать ошибки в письме и чтении. Ему не придется прочесть стихи на детском утреннике, участвовать вместе с другими ребятами в спектакле. Скольких радостей лишится такой ребенок и сколько слез ему предстоит пролить!

Итак, вы серьезно озаботились мыслью устранить у своего ребенка дефекты произношения. С чего начать? Прежде всего надо выяснить, какие именно ошибки он делает. Наиболее часто дети неправильно произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорные (Р, Л), свистящие (С, 3, Ц).

Заготовьте серию картинок, по которым будете проверять чистоту произношения звуков. Показывайте их, предлагая называть изображенные на них предметы. Важно, чтобы ребенок называл их именно сам, а не повторял слово вслед за вами - в последнем случае оценка его речи будет менее точной.

Каждый звук проверяется в разных сочетаниях, поэтому ему должно соответствовать не менее двух картинок. Например, для звука Ш - шапка, карандаш, для Р - карандаш, пожарник, сахар, для Й - зайка, язык, яйцо, елка, ящик.

Какие варианты неправильного звука надо уловить?

Их может быть четыре:

Ребенок совсем не произносит какой-либо звук. Он говорит Апка вместо шапка или кААндаш вместо карандаш.

Заменяет один звук другим . Тогда он произносит Сапка вместо шапка или каЛандаш вместо карандаш.

Искажает звук . В этом случае он заменяет нужный звук другим, не существующим в русском языке. Например, произносит звук С с высунутым между зубами кончиком языка или Р произносит гортанно и т. д.

Пользуется звуком неустойчиво. В одних словах ребенок произносит его правильно, а в других - нет (огуреЦ, но Сыплята, яйСо) или изолированно может произнести звук, а в словах и в самостоятельной речи им не пользуется.

Ваша задача - возможно тщательнее проследить, отчего звук получается у ребенка неправильным, в чем механизм его нарушения. Опыт показывает, что чаще всего причина - в нарушении движений органов речи (языка, губ) и слухового восприятия. Вот почему необходимо обязательно выяснить, достаточно ли подвижны язык и губы у ребенка. Для этого проделайте с ним следующие упражнения:

1. Открыть рот. Не закрывая его, высунуть кончик языка и спрятать. Повторить несколько раз.

2. То же, но теперь кончик языка попеременно перемещать из одного угла рта в другой (игра «Маятник»).

3. То же, но кончик языка совершает круговое движение по нижней, верхней, снова нижней губе и в обратную сторону (не касаясь противоположной губы).

Если ребенок затрудняется делать самостоятельно эти упражнения, необходимо помочь ему, взяв за кончик языка чистым бинтом и передвигая его в нужном направлении. Впоследствии ребенок сам будет помогать себе, пока необходимость в этой помощи не исчезнет.

4. Научите ребенка делать язык «лопаткой» (широкий язык, ненапряженный). Слегка пошлепайте черенком чайной ложки по середине языка, если он будет напряженным.

5. Затем научите ребенка сильно высовывать напряженный остроконечный язык («иголочка»). Нужно, чтобы ребенок мог сделать язык то «лопаткой», то - «иголочкой».

6. Из положения языка «лопаткой» легко сделать язык «трубочкой», если в этот момент слегка сжать пальцами с двух сторон щеки ребенка и попросить его вдохнуть ртом.

7. Из этого же положения языка «лопаткой» можно сделать язык «чашечкой», если слегка загнуть кончик его вверх.

Упражнения для языка и губ следует проделывать многократно, лучше перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свои движения. Цель их в том, чтобы активизировать мышцы речевых органов, научить ребенка управлять ими, удерживать в заданном положении. Без этого он не сможет преодолеть неправильное произношение звуков.

Еще более важно для формирования хорошей, чистой речи слуховое внимание ребенка, его восприятие звуков речи окружающих людей и слуховой контроль за собственной речью. Чтобы оценить, какое значение имеет для ребенка речь окружающих, вспомним известный в истории изуверский эксперимент падишаха Акбара. Задумав проверить придворных мудрецов, утверждавших, что каждый ребенок рано или поздно заговорит на языке своих предков, даже если его никто этому не учил, Акбар на семь лет изолировал от мира нескольких малолетних детей разных национальностей. Прислуживал детям немой. Они никогда не слышали человеческого голоса. Когда же падишах в присутствии своих мудрецов наконец освободил маленьких узников, его встретил вой, нечленораздельные вопли. Так были посрамлены мудрейшие из мудрых…

Доказано, что речь ребенка формируется на основе восприятия им речи окружающих людей, которую он первоначально учится осознавать, различать и которой затем подражает. Вот почему для преодоления недостатков произношения необходимо, чтобы ребенок умел узнавать и выделять звуки речи.

Играем в игры...

Для обследования и развития у ребенка слухового внимания и контроля можно рекомендовать несколько упражнений и игр.

1) Узнай предмет по звуку . Возьмите 3–5 звучащих игрушек (погремушку, флейту, барабан, гармошку). Познакомьте ребенка со звучанием каждой из них. После этого предложите ему отвернуться и отгадать, на какой из них вы только что поиграли.

2) Теперь предложите ребенку отгадать, по какому предмету вы постучали палочкой (стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка).

3) Кто это? Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребенок должен отгадать, кому он подражал.

4) Внимательный ли ты? Ребенок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, сначала хорошо слышимый в речи (Р, У) или тот, который он правильно произносит. Затем вы произносите ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например, Рыба, Рак, голова, стол, коРыто. Ребенок должен поднять руку, когда услышит слово со звуком Р.

5) Разновидностью предыдущей игры будет определение места данного звука в слове (в начале, середине, конце).

6) Более сложная форма - игра с картинками. Среди них ребенку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, название которого содержит заданный звук.

7) Когда ребенок достаточно свободно научится выделять в словах звуки, которые он произносит правильно, поручите ему узнавать один из искажаемых им звуков. Проделайте упражнение 4), 5), 6). Если он с заданием справится, произнесите этот звук. Попросите повторить его за вами.

Если ребенок затрудняется выполнить упражнения, не торопите его, не расстраивайтесь и потренируйтесь на предыдущем материале, который можно варьировать: менять игрушки, картинки, брать новые слова.

8) Еще более сложной формой звукового анализа является сопоставление двух звуков, близких по звучанию или по артикуляции (положению органов речи): С-3, П-Б, Ш-Ж, Ч-ТЬ, Ц-С и др. Здесь также приемлемы упражнения 4), 5), 6); только в этом случае ребенок одно временно выделяет два звука из общей массы и различает их между собой.

9) Разновидностью предыдущего упражнения является вычленение и различение правильного звука от того, которым он заменяется (например, Р-Л, С-Ш, Ц-С).

10) Сам назови слова. Это одна из завершающих форм работы. По заданию взрослого ребенок самостоятельно называет слова с определенным звуком. Здесь можно варьировать: звук может быть в начале слова, в середине и в конце.

Нужно ли обращать внимание детей на дефекты речи?

С 4–5 лет дети обычно и сами осознают свой недостаток и переживают его подчас очень болезненно, замыкаются в себе, становятся нервными, молчаливыми. Если не обращать внимания на речь ребенка, эти нервно-психические нарушения могут усилиться. Проводите занятия в форме игры.

Ваш малыш уже знает и правильно произносит все буквы, но, как и прежде, продолжает коверкать слова? Его произношение и дальше остается «детским»? Когда можно считать косноязычие нормой, и стоит ли надеяться на то, что рано или поздно все само собой образуется? Или, возможно, будет лучше, если мы постараемся чем-то помочь крохе? Что может повлечь за собой такое косноязычие, если мы не будем обращать внимания на эту проблему? Вопросов, как вы видите, много. Давайте постараемся дать на них ответ.

Наша речь играет далеко не самую последнюю роль в становлении нас как личности. Благодаря ней малыш может входить в жизнь людей, которые находятся возле него. Если малыш хорошо владеет языком, он может свободно общаться с другими детьми, может выразить свои мысли, в полном объеме овладеть программой , который он посещает, а после - программой школы. Чем выразительнее и внятнее ребенок сможет говорить , тем легче ему будет познавать окружающий его мир и выражать собственные мысли.

Для того, чтобы развитие речи у вашего сына или дочурки было нормальным, необходимо своевременно предупредить и устранить все возможные ее недочеты.

В раннем возрасте неправильное произношение ребенком отдельных букв и даже слов вполне оправданно с точки зрения физиологии. Малыш еще не может в полной мере контролировать все свои движения (куда входит и мелкая моторика). Это можно заметить по тому, как неуверенно он передвигается по комнате, как непросто ему научиться пользоваться некоторыми столовыми приборами, и как трудно ему самостоятельно одеваться. Ведь маленькой ручке очень непросто справиться с непослушной пуговицей или молнией. Так же сложно маленькому язычку произносить стучащие, рычащие и шипящие звуки.

Если подобные недостатки не исправить до того времени, пока малышу не исполнится четыре или пять лет, он сам начинает их замечать, из-за чего порой сильно переживает. Это может привести к тому, что ребенок станет замкнутым и стеснительным, он боится насмешек со стороны, поэтому ни с кем не идет на контакт.

Итак, должны ли папы и мамы вмешиваться в процесс своего крохи, чтобы предупредить перечисленные выше неприятные последствия?

Было время, когда многие ученые с полной уверенностью говорили молодым родителям, что малыш с самого рождения имеет навык освоения языка, и взрослым нежелательно вмешиваться в этот процесс. Вот только такие ученые так и не смогли объяснить феномен детей-маугли. Почему они так и не смогли научиться разговаривать? Куда подевался их навык, о котором они так много говорили? Возможно в среде, в которой никогда не звучит человеческая речь, без помощи других людей кроха окажется лишенным дара освоения речи? Так что же должны делать взрослые, чтобы помочь своему ребенку научиться правильно пользоваться речью, и с какого возраста он будет нуждаться в вашей помощи?

Преодолеть недостатки произношения ребенком отдельных букв и слов, а также научить его правильной речи желательно еще до того, как он пойдет в школу. И для этого есть несколько причин:

1. В первую очередь это обусловлено особой пластичностью детского мозга - малыши усваивают и закрепляют новую информацию намного лучше детей школьного возраста.
2. Неправильные речевые навыки закреплены еще недостаточно крепко, и их можно исправить без особых усилий.
3. У детей дошкольного возраста вы можете устранить речевые недостатки при помощи специальных игр, которые не только значительно облегчат папам и мамам их труд, но и доставят радость малышам. Дети дошкольного возраста с видимым удовольствием играют в звуки, и после того, как освоят их правильное произношение, радуются и произносят их многократно. Крохи гордятся своими успехами, из-за чего они становятся более раскрепощенными при общении с окружающими их людьми.

Поможем малышам развить речь

Родители должны всячески поощрять лепет и гуление малыша, начиная с . Обращаться к крохе следует ласково, и совместно стараться разборчиво проговаривать все слоги и звуки.

Ближе к годовалому возрасту, когда ребенок начинает произносить отдельные слова, разговаривать с ним нужно как можно медленнее, не забывая при этом про интонацию. Свои слова старайтесь подкреплять указаниями на те предметы, которые они обозначают. Старайтесь чаще хвалить ребенка за любое достижение. Если он какое-то слово произносит неправильно, укажите ему на ошибку, и несколько раз произнесите его так, как следует. Только ни в коем случае не предъявляйте годовалому малышу каких либо претензий или требований, и не настаивайте на том, что он должен правильно произносить все слова - возможно, такое произношение ему еще не доступно по физиологическим причинам. Тогда зачем требовать от него невозможного? Главное на данном этапе развития - закреплять верное произношение букв и слов на слух, и не выработать у него отторжение к речи.

В период от двух до трех лет старайтесь как можно меньше разговаривать с ребенком «лепетными» вариантами тех или иных слов. Например, при общении с ним кошка должна быть «кошкой», а не «мяу», процесс принятия пищи - «кушать», а не «ням-ням». И так далее. Сами вызывайте у малыша желание общаться с вами, чего можно добиться отсутствием вашей реакции на его жесты. Ведь согласитесь, проще всего - показал пальчиком, чего хочешь, и папа с мамой сразу все поняли. Для начала сами проговаривайте его просьбу. Например, если он хочет игрушку, и показывает на нее пальчиком, произнесите вслух его просьбу: «Мама, дай мне игрушку». Если он старается самостоятельно повторить эту просьбу, всячески поощряйте его.

По достижении трех или четырехлетнего возраста развитие ребенка уже разрешает ему правильно произносить практически все слова. Именно с этого возраста вы должны усиленно следить за произношением своего чада и всячески помогать ему успешно осваивать свой родной язык.

Немаловажное значение в развитии детей играют и окружающие его люди. Очень важно, чтобы с малышом такого возраста вы говорили медленно и с расстановкой, использовали интонацию, четко произносили все слова и буквы. Таких детей очень привлекает мелодика речи. Иногда она привлекает их даже больше, чем само ее содержание. По-возможности старайтесь говорить нежным и приятным голосом, выражайте свои чувства. Всегда помните про интонацию.

На ребенка крайне пагубное воздействие оказывает позиция родителей, считающих, что их чада должны вести себя так, чтобы их было видно, но не слышно. Это неправильно, дети должны говорить как можно больше, ведь с развитием речи у них развивается также и мышление.

Если кроха не может правильно произнести тот или иной звук, поиграйте с ним. Например, если малышу трудно дается произношение звука «ж», можно поиграть с ним в маленьких жучков. А вот если необходимо подправить произношение буквы «з», он (с вашей помощью, конечно) может вообразить себя Винни-Пухом, который полез на дерево за медом , а на него напали пчелы, которые постоянно зудят «зззззз».

Кроме того очень полезно развивать с ребенком направленную воздушную струю, которая играет немаловажную роль в произношении многих звуков. С этой целью вы можете предложить карапузу подуть на небольшие шарики, сделанные из ваты, или поставить импровизированные ворота, и играть с ним в игру, кто быстрее загонит в них ватный шарик при помощи струи воздуха.

Если в процессе игры малыш произносит звук правильно, то есть он в состоянии его произнести, а в разговоре всегда употребляет его на детский манер, вы должны непременно обратить на это внимание ребенка . Скажите ему, что он опять произнес этот звук неправильно, и постарайтесь вместе проговорить данное слово несколько раз, пока у него не получится произнести его так, как должно быть. К примеру, во время игры, когда мама просит его показать, как делает змейка, он шипит «шшш», и, спустя несколько минут после этого, подбегает к маме и просит, чтобы она дала ему «сапку» вместо «шапки». Такая методика даст возможность малышу задействовать слух для выработки правильно произношения (различение звуков в науке называется фонематическим слухом, и от того, насколько оно сформировано, зависит правильность речи ребенка ). Таким образом, малыш начнет намного внимательнее относиться к собственной речи, и станет самостоятельно исправлять свои ошибки.

Если у вашего крохи никак не получается произнести правильно тот или иной звук, постарайтесь помочь ему. Покажите, как выглядят губки и где находится язычок, когда мы произносим определенный звук. Пусть малыш попробует самостоятельно произнести его, подражая вам. Если и после такого урока у него ничего не получается, не стоит требовать от него многократного его повторения- и так у вас ничего не получится. Лучше на некоторое время отвлекитесь от проведения урока, и попробуйте снова через несколько дней.

Когда у малыша все-таки получится произнести правильно определенный звук, он может настолько этому обрадоваться, что потом будет вставлять его там, где надо, и там, где не надо. Не нужно этого бояться, со временем все само собой образуется. Если он где-то неправ, просто ласково поправьте его. Вместе с ним проговаривайте звуки, сходные между собой по звучанию, делая при этом акцент на разницу между ними. К примеру, звук «сссс» немного схож на дуновение ветерка. Во время воспроизведения этого звука из ротика вырывается прохладная струйка воздуха, в чем малыш и сам может убедиться, поднеся ко рту ладошку. А вот при воспроизведении звука «шшшш» (именно так шипит змейка) воздух, который выходит из ротика, теплый. Когда мы произносим букву «ш» - кончик языка должен находиться за верхними зубами, а во время произношения буквы «с» кончик языка упирается в нижние зубки. Для того чтобы ваш карапуз не путал глухие согласные со звонкими, вы можете предложить ему каждый раз во время их произношения класть ручку на горлышко. Во время произношения звонких звуков таких как «ж», «з» и других, можно ощутить пальчиками вибрацию горлышка, а вот при произношении глухих звуков, таких как «ш» или «с», такого эффекта не возникает. Зависимо от того, чем чаще вы будете уделять внимание различению различных звуков на слух, тем скорее кроха начнет их правильно выговаривать.

Очень часто родители не замечают или не хотят заметить того, что их чада неправильно произносят тот или иной звук. В некоторых случаях это происходит из-за того, что они просто уже привыкли к его речи, и не замечают в ней ошибок. Постарайтесь внимательно прислушаться к своему ребенку . Действительно ли правильно он произносит все звуки? Он выговаривает все слоги в словах, и не переставляет их? Ведь для того, чтобы приступать к коррекции какого-либо нарушения речи, необходимо сначала его выявить. Не стоит ждать, что со временем речь ребенка улучшится сама по себе - помогите ему сами. К тому же это поможет вам наладить с малышом более тесный контакт. Ведь у вас теперь появится еще один повод для того, чтобы уделить немного времени совместным играм, единая цель которых будет - научить ребенка правильно, и, главное, качественно пользоваться родным языком.

Невнимание пап и мам к речевому развитию своих чад в конечном результате может привести к закреплению неправильно произношения звуков и слов. И вы должны понимать, что от того, насколько долго он произносит эти звуки, зависит время, необходимое для его переучивания. Неумение ребенком правильно различать звуки и произносить слова могут привести к проблемам в учебе или к насмешкам окружающих, следствием чего станет значительное ослабление мотивации к посещению занятий. Ребенок замкнется в себе, и вам будет очень трудно вернуть его к прежнему состоянию.

Если вы сделали все возможное для того, чтобы научить малыша правильно разговаривать, но он до четырех или пяти лет так и не научился произносить верно все звуки, и его речь и далее остается неразборчивой, пришло время обращаться за помощью к специалисту.

Итак, подытожив сказанное, мы пришли к следующему выводу:

Папы и мамы должны постоянно следить за развитием речи своего малыша, и всяческими способами стараться сделать этот процесс правильным;
- если у ребенка получается правильно произнести определенный звук - постоянно следите за тем, чтобы и в процессе разговора он также выговаривал его без ошибок. В противном случае неверное произношение может закрепиться в его обиходной речи, и потом исправить что-либо будет намного сложнее;
- в том случае, если малыш просто не в состоянии произнести определенный звук правильно, постарайтесь помочь ему, показав на собственном примере, как это следует делать. После этого пусть ребенок , подражая вам, сам произнесет его. Ни в коем случае не ругайте его за неудачу и не настаивайте, если он сейчас не хочет учиться правильному . Всегда и во всем проявляйте внимание и ласку, чтобы у ребенка не сложилось негативной реакции на речевое общение;
- Если до четырех- или пятилетнего возраста ребенок так и не научился правильно произносить отдельные звуки, это должно стать для вас поводом, чтобы обратиться за помощью к специалисту;

Итак, под конец хочется пожелать успеха вам и вашим малышам в освоении языка. И не забывайте, что чем ребенок меньше, тем легче преодолеть языковые трудности. И делать это желательно только в процессе игры.

Ребенок младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста - смягчение речи: «лезецька» (ложечка), «сюмоцька» (сумочка). Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими: «сюба» (шуба), «сяпка» (шапка). Трехлетние часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их другими: «юка», «лука» (вместо « рука»), «вампа», «ямпа» (вместо «лампа»). Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: К - Т, Г - Д («торова» вместо «корова», «дулять» вместо «гулять»), а также оглушение звонких звуков («шук» вместо «жук»).

Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности. Маленький ребенок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук Р в сочетании с гласными звуками (рука, роза), и не выговаривает в сочетании с согласными (тамвай - трамвай, клыша - крыша). В русском языке малышам с трудом дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, обычно более трудный. Заменяется другим, имеющимся в том же слове («мумага», «бабака», «форааппарат» и т.п.) Иногда эти замены не связаны с трудностью произношения звука: просто один звук уподобляется другому, потому что ребенок быстрее уловил его и запомнил. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах: «клювка» (клюква), «аплесин» (апельсин).

Таково, в общих чертах, произношение младших дошкольников.

В среднем дошкольном возрасте (4-4,5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляются шипящие звуки (Ш, Ж, Ч), сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно: «сейчас», а через минуту «сейцас», или «жук зуззит». В одном звукосочетании ребенок звук произносит, а в другом еще нет. «Мальцик», и тут же «часы». Интересно, что у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к правильному произношению этих звуков, например: «горубой» (голубой), «родка» (лодка), «шад» (сад), «жонтик» (зонтик) и т.п. Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями. Если вместо «р» он произносил «л», то теперь он делает обратную замену, не сразу понимая, где она нужна, а где - нет.

Большинство детей среднего дошкольного возраста уже произносят звук «р», но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук «р» в словах редко, чаще он заменяется другими звуками: л, ль, й. Словопроизношение детей в 4-5 лет тоже становится чище. Как и звукопроизношение, реже встречаются перестановки и уподобления звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.

Большинство детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь (15-20%). Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении шипящих звуков Ш, Ж, Ч, а также Ф и Л, причем здесь уже нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными.

Встречаются и более серьезные отклонения: заикания, сложная дислалия, но они составляют сравнительно небольшой процент среди всех случаев речевых недостатков. И все же у многих детей 6-7 лет встречается неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в словопроизношении объясняется подражанием речи взрослых: «яблуко», «мине», «ходить», «фатить».

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладывается у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие дети не участвуют, воспитатели не допускают их на выступления. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. А потом и у него появятся дети, которые будут воспитываться в так называемой нездоровой речевой среде.

Есть большая вероятность, что у ребенка сформируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра имеют дефекты произношения.

Что значит «усвоить звуковую сторону языка»? Это значит научиться произносить и воспринимать фонематические единицы языка: слова, слоги, звуки, а также интонацию, представляющую собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения. Освоение правильной интонации в совокупности с ударением - особенно важный аспект развития речи.

Восприятие - первое звено в этой цепи, необходимое предварительное условие, без которого невозможно последующее воспроизведение речи.

Между возникновением способности ребенка воспринимать ту или иную звуковую единицу и способности самостоятельно ее воспроизводить может лежать дистанция, исчисляемая месяцами, а иногда и годами речевого развития.

Начинается усвоение фонетической системы от полутора лет и заканчивается к четырем-пяти годам.

Девочки в этом плане обычно опережают мальчиков.

Мы уже говорили о том, какую роль играет роль дословный период в качестве подготовительного этапа к собственно речевой деятельности. Кроме того, что ребенок практикуется в произношении отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит сопоставление слуховых образов и движений губ и языка, отрабатываются необходимые предпосылки для развития фонематического слуха, без которого было бы невозможно произнесение самого простого слова.

Способность воспринимать звуковой состав слова, и есть то, что мы обычно называем фонематическим слухом. Достаточная степень развития фонематического слуха является необходимой предпосылкой начала воспроизведения речи.

Для правильного формирования произношения, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Как мы уже говорили выше, в результате такой работы к четырем-пяти годам ребенок должен овладеть четким звукопроизношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку пять лет, а он не произносит отдельные звуки ([л], [p]), группу звуков ([c], [з], [ц]) или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими («коска» вместо кошка, «зук» вместо жук, «сяска» вместо чашка, «сетка» вместо щетка); звук [л] произносится как [в] («вошка» вместо ложка), звук [р] - картаво («гхука» вместо рука).

Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечетко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Внятность и чистота произношения звуков зависят от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата - если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке - исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упражнений ребенок может сам «растянуть» ее. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях детей следует направлять к врачу-ортодонту.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюстей, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки ([p], [л]), группа звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]) или несколько групп звуков: соноры ([р], [л], [н]), свистящие ([c], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и т.д. Такого рода нарушения наблюдаются обычно у детей с органическим поражением центральной нервной системы.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки.

В первом случае не различается один звук на другой (вместо «На березе распустились почки» он скажет: «На березе распустились бочки»). Во втором случае ребенок умеет правильно произносить тот или иной звук, но не может правильно осуществлять выбор звуков («Маса пошла в сколу»). В третьем случае при искаженном произношении неправильный звук по своему звучанию близок к правильному.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения.

Родители сами могут помочь своему ребенку, разумеется, при желании и терпении.

Легче предупредить нарушения речи, чем потом тратить время на их исправления.

Работая с ребенком, используйте наглядный материал: цветные картинки (желательно по сериям), различные лото, кубики, игрушки. Старайтесь сделать занятия не скучным уроком, а интересной игрой. Помните, что продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребенка и не должно превышать 15-20 минут. Если ребенок увлекся, не стоит резко останавливать его, отрывать от интересного ему занятия.

Пальчиковая гимнастика;

Упражнения для губ;

Сочетания движений губ и выдоха;

Упражнения для языка

Сочетания движений языка и выдоха;

Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно произносить его утрированно. Подключайте свою руку и руку ребенка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи.

Ребенок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому включайте задания на выделение звука из слова, пусть ребенок определяет, где стоит звук - в начале, середине или конце слова.

Закрепление правильного произношения звука проводите в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.

Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выполняйте ее по несколько раз в день.

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой - залог успеха.

Материал с сайта: Логопед


Добавить комментарий