Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Удивительно отозвался я. У тебя должно быть фантастический слух.

Да нет. Все зависит от того на что ты настроен объяснил он.

Мне трудно в это поверить сказал я.

Ну смотри предложил мне мой мудрый друг и рассыпал по обочине тротуара пригоршню монет. Тут же прохожие завертели головами и полезли в свои карманы проверить не у них ли просыпались деньги. Видишь блеснули глаза индейца все зависит от того на что ты настроен.

Определите основную проблему текста, прокомментируйте ее. Спишите, расставляя знаки препинания и графически объясняя их. Из последней реплики выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Найдите в тексте слова, образованные путем перехода из одной части речи в другую. Подчеркните приложение.

Задание 22

Пунктуация

1.

Долгое время (1) киты (2) наблюдать (3) которых (4) удавалось раньше немногим (5) считались рыбами.

1)1,3 2)2,4 3)2,3,4 4)2,5

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление животных (1) обеспечивает способность сразу правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового решения.

1)1,2 2)2 3)3 4)2,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В "Мертвых душах" (1) Гоголь следовал принципам того критического направления (2) характеристику (3) которого (4) он дал сам в одной из глав поэмы.

1)1,2 2)2 3)3 4)2,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определенную группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.

1)1 2)1,2 3)1,3 4)2,3

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Любое растение или садовая скульптура (1) необычная форма (2) которых (3) поражает воображение (4) притягивают внимание посетителей.

1) 1,3 2)2 3) 1,4 4)2,4

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный момент истории.

1)1 2)2 3)1,3 4)2,3

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Енисей вился белой лентой (1) среди высоких берегов (2) вдоль (3) которых (4) шел густой лес.

1)1 2)2 3)3 4)1,4

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) известно всему городу.

1)1,3 2)2 3)2,4 4)1,3,4

9.

Школа (1) на первом этаже (2) которой (3) разместилась выставка конкурсных работ (4) находилась на окраине города.

1)1,4 2)2,4 3)3,4 4)1,3

10. На месте каких цифр в предложении должны быть запятые?

Мы давно забыли (1) что слова "секунда" и "минута" (2) западноевропейского происхождения (3) и считаем их русскими.

1)1 2)1,2,3 3)3 4)1,3

11. На месте каких цифр в предложении должны быть запятые?

Следовало установить (1) сколько типов у того или иного сорта пшеницы (2) и выяснить (3) меняется ли их количество (4) если изменяются климатические условия 1)1,3 2)2,3 3)1,2,3,4 4)2,3,4

12. На месте каких цифр в предложении должны быть запятые?

Чтобы избежать неприятностей в дороге (1) проверьте электрооборудование автомобиля (2) и (3) если обнаружится неисправность (4) немедленно устраните её .

1)1,4 2)2,4 3)3, 4 4)1,3,4

13. На месте каких цифр в предложении должны быть запятые?

Там (1) где воздух сухой (2) и нет ветра (3) морозы переносятся легче.

1)1,3 2)1,2,3 3)3 4)2,3

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему красивой.

1)1,2,4 2)1,2,3,4 3)1,3 4)3,4

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Полина вышла к гостям на открытую веранду (1) и (2) пока дамы восторженно выражали восхищение её изящным нарядом (3) она думала о том (4) как хорошо было бы оказаться вдалеке от этой надоевшей пустой суеты.

1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)2,3 4)3,4

16. В каком предложении перед и ставится запятая? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Эти мысли не давали покоя и днем и ночью и преследовали меня.

2) И стар и млад понимали тогда значение происходящего.

3) Казалось ливни никогда не прекратятся и отдых будет окончательно испорчен.

4) Во взгляде моего собеседника была уверенность в себе и у меня появилось желание доказать свою правоту.

17.

Прошел короткий ливень (...) и на улицах запахло горькой сладостью каких-то цветов.

1) Запятая не нужна, так как в этом сложном предложении есть общий член предложения.

3) Запятая нужна, так как это сложное предложение.

4) Запятая нужна, потому что это простое предложение с однородными членами.

18. Нужна ли запятая на месте пропуска?

Рябина шуршала листвой по стеклам, загораживая от глаз все остальное (...) и создавая в комнате полумрак.

1) Запятая нужна, потому что это сложи предложение.

2) Запятая не нужна, так как это простое предложение с однородными членами.

3) Запятая не нужна, так как в сложное предложении есть общий член предложения.

4) Запятая нужна, потому что это простое предложение с обособленным обстоятельством.

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе и казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

1)1,2,3,4 2)1,3 3)1,3,4 4)2,3,4

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) но (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) и в природе ещё везде царил зелёный цвет .

1)1,2,3 2)1,2,3,4 3)1,3,4 4)1,4

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)1,4 4)2,4

22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Выражение "сизифов труд" происходит от имени героя древнегреческого мифа, который был наказан за оскорбление богов.

2) Наказание состояло в том, что он должен был вкатывать на гору огромный камень.

3) Как только Сизиф достигал вершины горы, камень скатывался вниз, и так повторялось каждый раз.

4) Поэтому когда мы говорим об утомительной и безрезуль­татной работе, мы вспоминаем о Сизифе.

23. Нужна ли запятая на месте пропуска?

В это время прогремел взрыв (...) и из окопов донеслись крики.

1) Сложное предложение, запятая нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, запятая не нужна.

3) Сложное предложение, запятая не нужна, есть общий член предложения.

4) Простое предложение с однородными членами, запятая нужна.

24.

Я был тогда твердо убежден (1) что всех волновал вопрос (2) о том (3) выдержу ли я экзамен (4) и хорошо ли я его выдержу.

1)1,3 2)1,2 3)1,3,4 4)1,2,3,4

25. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Все было мокро (1) все таяло (2) с домов капали капели (3) с тротуаров сбрасывали липкий (4) мокрый снег.

1)1 2)2,3 3)1,2,3 4)1,2,3,4

26. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Да (1) в самом деле (2) я знал довольно близко (3) вашего брата (4) который был способным (5) и хорошим человеком.

1)1,2 2)1,2,3 3)1,2,4 4)1,2,4,5

27. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Многие историки говорят (1) что Бородинское сражение не выиграно французами (2) потому (3) что у Наполеона был насморк (4) что (5) ежели бы у него не было насморка (6) распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее (7) и Россия бы погибла.

1)1,2,4,6 2)1,3,4,5,6, 3)1,3,4,5,6 4)1,3,4,6,7

28. В каком предложении постановка знаков препинания определяется не тем пунктуационным правилом, что в трех других примерах?

1) Впереди, в тумане, уже можно было различить очертания идущих навстречу людей.

2) Меня поразило такое, отчасти резкое, замечание.

3) Вдруг принеслись издали какие-то странные, ритмичные звуки.

4) После грозы по пестрому - розовому, синему, пепельному - небу уносились облака.

29. В каком предложении постановка знаков препинания определяется не тем пунктуационным правилом, что в трех других примерах?

1) Будет дождик - будут и грибки.

3) Поднимаю глаза - передо мной стоит Петька.

4) Путевой очерк должен содержать личные впечатления - таково требование жанра.

30. В каком предложении знаки препинания расставлены неверно?

1) Я приду и, если вы чего-нибудь не поняли, объясню.

2) Он был занят, и пока я ждал его, мне становилось все страшнее.

3) Ему пришлось идти пешком в самый конец города, и когда он подходил к невзрачной хатёнке, то насилу держался на ногах от усталости.


Хорош голубчик! - сказал молодой профессор, - своекоштный!

Я подвинулся ближе к столу, но профессора продолжали почти шепотом говорить между собой, как будто никто из них и не подозревал моего присутствия. Я был тогда твердо убежден, что всех трех профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том, выдержу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу, но что они так только, для важности, притворялись, что это им совершенно все равно и что они будто бы меня не замечают.

Когда профессор в очках равнодушно обратился ко мне, приглашая отвечать на вопрос, то, взглянув ему в глаза, мне немножко совестно было за него, что он так лицемерил передо мной, и я несколько замялся в начале ответа; но потом пошло легче и легче, и так как вопрос был из русской истории, которую я знал отлично, то я кончил блистательно и даже до того расходился, что, желая дать почувствовать профессорам, что я не Иконин и что меня смешивать с ним нельзя, предложил взять еще билет; но профессор, кивнув головой, сказал: «Хорошо-с», - и отметил что-то в журнале. Возвратившись к лавкам, я тотчас же узнал от гимназистов, которые, Бог их знает как, все узнавали, что мне было поставлено пять.

ЭКЗАМЕН МАТЕМАТИКИ

На следующих экзаменах, кроме Грапа, которого я считал недостойным своего знакомства, и Ивина, который почему-то дичился меня, я уже имел много новых знакомых. Некоторые уже здоровались со мной. Иконин даже обрадовался, увидав меня, и сообщил мне, что он будет переэкзаменовываться из истории, что профессор истории зол на него еще с прошлогоднего экзамена, на котором он будто бы тоже сбил его. Семенов, который поступал в один факультет со мной, в математический, до конца экзаменов все-таки дичился всех, сидел молча один, облокотясь на руки и засунув пальцы в свои седые волосы, и экзаменовался отлично. Он был вторым; первым же был гимназист первой гимназии. Это был высокий худощавый брюнет, весьма бледный, с подвязанной черным галстуком щекой и покрытым прыщами лбом. Руки у него были худые, красные, с чрезвычайно длинными пальцами, и ногти обкусаны так, что концы пальцев его казались перевязаны ниточками. Все это мне казалось прекрасным и таким, каким должно было быть у первого гимназиста . Он говорил со всеми так же, как и все, даже и я с ним познакомился, но все-таки, как мне казалось, в его походке, движениях губ и черных глазах было заметно что-то необыкновенное, магнетическое .

На экзамен математики я пришел раньше обыкновенного. Я знал предмет порядочно, но было два вопроса из алгебры, которые я как-то утаил от учителя и которые мне были совершенно неизвестны. Это были, как теперь помню: теории сочетаний и бином Ньютона. Я сел на заднюю лавку и просматривал два незнакомые вопроса; но непривычка заниматься в шумной комнате и недостаточность времени, которую я предчувствовал, мешали мне вникнуть в то, что я читал.

Вот он, поди сюда, Нехлюдов, - послышался за мной знакомый голос Володи.

Я обернулся и увидал брата и Дмитрия, которые в расстегнутых сюртуках, размахивая руками, проходили ко мне между лавок. Сейчас видны были студенты второго курса, которые в университете как дома. Один вид их расстегнутых сюртуков выражал презрение к нашему брату поступающему и нашему брату поступающему внушал зависть и уважение. Мне было весьма лестно думать, что все окружающие могли видеть, что я знаком с двумя студентами второго курса, и я поскорее встал им навстречу.

Володя даже не мог удержаться, чтоб не выразить чувства своего превосходства.

Эх, ты, горемычный! - сказал он. - Что, не экзаменовался еще?

Что ты читаешь? Разве не приготовил?

Да, два вопроса не совсем. Тут не понимаю.

Что? Вот это? - сказал Володя и начал мне объяснять бином Ньютона, но так скоро и неясно, что, в моих глазах прочтя недоверие к своему знанию, он взглянул на Дмитрия и, в его глазах, должно быть, прочтя то же, покраснел, но все-таки продолжал говорить что-то, чего я не понимал.


4. /Русский язык/Подготовка к ЕГЭ. Стилистика.doc
Задания для работы по теме «Сложные предложения» (11 класс)

  1. Какое предложение соответствует схеме? (знаки препинания не расставлены)
, и .

1).Вслушайтесь и вдумайтесь сколько удивительных звуков дарит вам летнее утро.

2). У Петровича были большие голубые глаза и широкие чёрные брови.

3).Море и тишина исцелили его душу.

4). Рассказ был короток и это было его основное достоинство.

2.На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Я был тогда твёрдо убеждён(1) что всех волновал вопрос(2) о том(3) выдержу ли я экзамен (4) и хорошо ли я его выдержу.

1). 1, 3. 2). 1, 2. 3). 1, 3, 4. 4). 1, 2, 3, 4.

3.Нужна ли запятая на месте пропуска?

Прошёл короткий ливень(…) и на улицах запахло горькой сладостью каких-то цветов.

1). Запятая не нужна, так как в этом сложном предложении есть общий член предложения.

2). Запятая не нужна, так как это простое предложение с однородными членами.

3).Запятая нужна, так как это сложное предложение.

4).Запятая нужна, так как это простое предложение с однородными членами.

4.Укажите сложные предложения

1).Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам.

2).Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой.

3).Если не будет дождя мы завтра пойдём за грибами.

4).Показавшаяся из-за поворота «Ракета» быстро приближалась к пристани.

1).1, 4. 2). 1, 2, 4. 3).2, 3. 4). 2, 3, 4.

5.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1).Эксперимент требовал от участников, как специальных знаний, так и постоянного внимания.

2).Я прислушивался к звучанию музыки и природы и брал подсказанное ими в основу своего творчества.

3). Рокочущий шум моторов то отдалялся, то снова приближался.

4). Посаженные выпускниками деревья: клён, акации, берёзы― быстро разрослись.

1.Укажите сложные предложения, распределите их по группам (знаки препинания не расставлены).

1).Было уже часов десять вечера и над садом светила полная луна.

2).День был пасмурный но тёплый.

3).Стеклянная дверь на балкон была закрыта чтобы из сада не несло жаром.

4).Небо всё покрылось тучами и посыпался дождь.

5).Рябина шуршала листвой по стёклам загораживая от глаз всё остальное и создавая в комнате полумрак.

6).В лесу когда птицы улетели стало тихо.

7). Солнце дымное встаёт будет день горячий.

8).Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес поле и наших спутников греющим светом.

ССП: СПП: БСП:

2.В каком предложении не ставится тире? (знаки препинания не расставлены).

1). Этот город моё любимое место на земле.

2).Назад закричал отец.

3). Эти годы неповторимые.

4).Оглянулся командира рядом не было.

3.Составьте схему предложения:

В воздухе куда ни взглянешь кружатся целые облака снежинок так что не разберёшь идёт ли снег с неба или с земли.

4.Укажите ССП с разделительными союзами. (знаки препинания не расставлены).

1).Тёплый ветер гуляет по траве гнёт деревья и поднимает пыль.

2).Огонь в лампе дрогнул потемнел но не потух.

3.То светило солнце то шёл дождь.

4.Сверкнула молния и вслед за тем послышался резкий удар грома.

5.Укажите ССП с противительными союзами. (знаки препинания не расставлены).

1).Прохладой дунуло и прошлогодний лист зашелестел в дубах.

2).Я вышел один на палубу и не отрывал глаз от берега.

3).Я старался заглянуть в окно да оно всё было бело от снега и льда.

4).Последние тени сливались да мгла глядела да за курганами тускнело мёртвое зарево.

6.Нужна ли запятая в предложении?

В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

1 страница

1― 4, 2― 1, 3― 3, 4― 3, 5― 1.

___________________________________________________________________________

2 страница

1― ССП: 1,4. СПП: 3, 6. БСП: 7.

2― 3, 3― [ , (куда ни…), ], (так что), (ли…). 4― 3, 5― 3, 6― нет.

Пароход

Поодиночке

Впечатление

Текст 7

Текст 6

1. Степан Аркадьич знал, что когда Каренин начинал говорить о том, что делают и думают они, те самые, которые не хотели принимать его проектов и были причиной всего зла в России, что тогда уже близко было к концу; и потому охотно отказался теперь от принципа свободы и вполне согласился. (Л. Т.) 2. Теперь она поняла, что Анна не могла быть в лиловом и что ее прелесть состояла именно в том, что она всегда выступала из своего туалета, что туалет никогда не мог быть виден на ней. (Л. Т.) 3. Но когда в нынешнем году, в начале зимы, Левин приехал в Москву после года в деревне и увидал Щербацких, он понял, в кого из трех ему действительно суждено было влюбиться. (Л. Т.) 4. Пробыв в Москве, как в чаду, два месяца, почти каждый день видаясь с Кити в свете, куда он стал ездить, чтобы встречаться с нею, Левин внезапно решил, что этого не может быть, и уехал в деревню. (Л. Т.) 5. Если б я была мужчина, я бы не могла любить никого, после того как узнала вас. (Л. Т.)

1. Когда приехали Ивины, вместо удовольствия, которое я обыкновенно испытывал при встрече с Сережей, я почувствовал какую-то странную досаду на него за то, что он увидит Сонечку и покажется ей. (Л. Т.) 2. Сашка, перетянувшись кушаком, доложил, (что лошади готовы, но требовал чтоб сходить прежде взять графскую шинель, которая будто бы триста рублей с воротником стоит, и отдать поганую синюю шубу тому мерзавцу, который ее переменил на шинель у предводителя. (Л. Т.) 3. Мне самой искренно казалось, что успехи мои радовали меня только для него, только для того, чтобы быть в состоянии жертвовать ему ими. (Л. Т.) 4. Когда молились о ненавидящих нас, она придумала себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них. (Л. Т.) 5. После одной сцены, в которой Иван Ильич был особенно несправедлив и после которой он и при объяснении сказал, что он точно раздражителен, но что это от болезни, она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться, и потребовала от него, чтобы он поехал к знаменитому врачу. (Л. Т.)

1. Я был тогда твердо убежден, что всех трех профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том, выдержу ли я экзамен, и хорошо ли я его выдержу, но что они так только, для важности, притворялись, что это им совершенно все равно и что они будто бы меня не замечают. (Л. Т.) 2. Когда Алексей Александрович появился на скачках, Анна уже сидела в беседке рядом с Бетси, в той беседке, где собиралось все высшее общество. (Л. Т.) 3. Вронский приехал на выборы и потому, что ему было скучно в деревне и нужно было заявить свои права на свободу перед Анной, и для того, чтоб отплатить Свияжскому поддержкой на выборах за все его хлопоты для Вронского на земских выборах, и более всего для того, чтобы строго исполнить все обязанности того положения дворянина и землевладельца, которое он себе избрал. (Л. Т.) 4. И Хаджи-Мурат помнил то выраженье молодечества и гордости, с которым, покраснев от удовольствия, Юсуф сказал, что, пока он жив, никто не сделает худого его матери и бабке. (Л. Т.) 5. Недавно генерал-майор Ахмет-Хан уведомил меня, что ты изменник, что ты надел чалму, что ты имеешь сношения с Шамилем, что ты научил народ не слушать русского начальства. (Л. Т.)

Хорош голубчик! - сказал молодой профессор, - своекоштный!

Я подвинулся ближе к столу, но профессора продолжали почти шепотом говорить между собой, как будто никто из них и не подозревал моего присутствия. Я был тогда твердо убежден, что всех трех профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том, выдержу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу, но что они так только, для важности, притворялись, что это им совершенно все равно и что они будто бы меня не замечают.

Когда профессор в очках равнодушно обратился ко мне, приглашая отвечать на вопрос, то, взглянув ему в глаза, мне немножко совестно было за него, что он так лицемерил передо мной, и я несколько замялся в начале ответа; но потом пошло легче и легче, и так как вопрос был из русской истории, которую я знал отлично, то я кончил блистательно и даже до того расходился, что, желая дать почувствовать профессорам, что я не Иконин и что меня смешивать с ним нельзя, предложил взять еще билет; но профессор, кивнув головой, сказал: «Хорошо-с», - и отметил что-то в журнале. Возвратившись к лавкам, я тотчас же узнал от гимназистов, которые, бог их знает как, все узнавали, что мне было поставлено пять.

Глава XI
Экзамен математики

На следующих экзаменах, кроме Грапа, которого я считал недостойным своего знакомства, и Ивина, который почему-то дичился меня, я уже имел много новых знакомых. Некоторые уже здоровались со мной. Иконин даже обрадовался, увидав меня, и сообщил мне, что он будет переэкзаменовываться из истории, что профессор истории зол на него еще с прошлогоднего экзамена, на котором он будто бы тоже сбил его. Семенов, который поступал в один факультет со мной, в математический, до конца экзаменов все-таки дичился всех, сидел молча один, облокотясь на руки и засунув пальцы в свои седые волосы, и экзаменовался отлично. Он был вторым; первым же был гимназист первой гимназии. Это был высокий худощавый брюнет, весьма бледный, с подвязанной черным галстуком щекой и покрытым прыщами лбом. Руки у нею были худые, красные, с чрезвычайно длинными пальцами, и ногти обкусаны так, что концы пальцев его казались перевязаны ниточками. Все это мне казалось прекрасным и таким, каким должно было быть у первого гимназиста. Он говорил со всеми так же, как и все, даже и я с ним познакомился, но все-таки, как мне казалось, в его походке, движениях губ и черных глазах было заметно что-то необыкновенное, магнетическое.

На экзамен математики я пришел раньше обыкновенного. Я знал предмет порядочно, но было два вопроса из алгебры, которые я как-то утаил от учителя и которые мне были совершенно неизвестны. Это были, как теперь помню: теории сочетаний и бином Ньютона. Я сел на заднюю лавку и просматривал два незнакомые вопроса; но непривычка заниматься в шумной комнате и недостаточность времени, которую я предчувствовал, мешали мне вникнуть в то, что я читал.

Вот он, поди сюда, Нехлюдов, - послышатся за мной знакомый голос Володи.

Я обернулся и увидал брата и Дмитрия, которые в расстегнутых сюртуках, размахивая руками, проходили ко мне между лавок. Сейчас видны были студенты второго курса, которые в университете как дома. Один вид их расстегнутых сюртуков выражал презрение к нашему брату поступающему и нашему брату поступающему внушал зависть и уважение. Мне было весьма лестно думать, что все окружающие могли видеть, что я знаком с двумя студентами второго курса, и я поскорее встал им навстречу.

Володя даже не мог удержаться, чтоб не выразить чувства своего превосходства.

Эх ты, горемычный! - сказал он. - Что, не экзаменовался еще?

Что ты читаешь? Разве не приготовил?

Да, два вопроса не совсем. Тут не понимаю.

Что? Вот это? - сказал Володя и начал мне объяснять бином Ньютона, но так скоро и неясно, что, в моих глазах прочтя недоверие к своему знанию, он взглянул на Дмитрия и, в его глазах, должно быть, прочтя то же, покраснел, но все-таки продолжал говорить что-то, чего я не понимал.

Нет, постой, Володя, дай я с ним пройду, коли успеем, - сказал Дмитрий, взглянув на профессорский угол, и подсел ко мне.

Я сейчас заметил, что друг мой был в том самодовольно-кротком расположении духа, которое всегда на него находило, когда он бывал доволен собой, и которое я особенно любил в нем. Так как математику он знал хорошо и говорил ясно, он так славно прошел со мной вопрос, что до сих пор я его помню. Но едва он кончил, как St.-Jérôme громким шепотом проговорил: «A vous, Nicolas!» - и я вслед за Икониным вышел из-за лавки, не успев пройти другого незнакомого вопроса. Я подошел к столу, у которого сидело два профессора и стоял гимназист перед черной доской. Гимназист бойко выводил какую то формулу, со стуком ломая мел о доску, и все писал, несмотря на то, что профессор уже сказал ему: «Довольно», - и велел нам взять билеты. «Ну что, ежели достанется теория сочетаний!» - подумал я, доставая дрожащими пальцами билет из мягкой кипы нарезанных бумажек. Иконин с тем же смелым жестом, как и в прошедший экзамен, раскачнувшись всем боком, не выбирая, взял верхний билет, взглянул на него и сердито нахмурился.

Все этакие черти попадаются! - пробормотал он.

Я посмотрел на свой.

О ужас! эта была теория сочетаний!..

А у вас какой? - спросил Иконин.

Я показал ему.

Этот я знаю, - сказал он.

Хотите меняться?

Нет, все равно, я чувствую, что не в духе, - едва успел прошептать Иконин, как профессор уж подозвал нас к доске.

«Ну, все пропало! - подумал я. - Вместо блестящего экзамена, который я думал сделать, я навеки покроюсь срамом, хуже Иконина». Но вдруг Иконин, в глазах профессора, поворотился ко мне, вырвал у меня из рук мой билет и отдал мне свой. Я взглянул на билет. Это был бином Ньютона.