Понятие о здоровье. Основные потребности человека

Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.

Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процес-се воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.

Потребности могут быть самыми различными, неосоз-нанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние на-пряженности и беспокойства. Осознание потребностей про-является в форме мотивов поведения.

Потребности определяют личность и направляют ее по-ведение.

Потребность — осознаваемый психологический или фи-зиологический дефицит чего-либо, отражаемый в воспри-ятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит же-лание удовлетворить эти потребности.

Иметь проявление потребности на двух уровнях:

1- й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выжи-вания (жилье, еду, одежду), для себя и своих семей и под-держания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зара-батывать деньги;

2- й — люди делают престижные приобретения (произ-ведения искусства, антиквариат).

Быть — большинство людей вырабатывают, часто под-сознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могуще-ственным).

Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, вос-питание детей).

Любить — каждый человек хочет любить и быть люби-мым, желанным.

Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок говорит: «Вот вырасту и...», более старший говорит: «Я сам...». Эта потребность дости-гает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека.

Этот перечень потребностей основан на взглядах Абра-хама Маслоу . В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследова-ния побудительных мотивов поведения человека и разра-ботал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической сис-теме — от физиологических (низший уровень) до потреб-ностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобра-зил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пи-рамиды (а это фундамент) — физиологические потребнос-ти — основа жизнедеятельности.


Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: воз-раст, окружающая среда, знания, умения, желания и спо-собности самого человека.

Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

1 - й уровень — физиологические потребности — обес-печивают выживание человека. Этот уровень абсолют-но примитивен.

1 - дышать,

2 - есть,

3 - пить,

4 - выделять,

5 - спать, отдыхать

2 - й уровень — потребности безопасности и защищен-ности — забота о поддержании жизненного уровня, стрем-ление к материальной надежности.

6 - быть чистым,

7 - одеваться, раздеваться

8 - поддерживать температуру тела

9 - быть здоровым

10 - избегать опасности, болезней, стрессов

11 - двигаться

Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.

3 - й уровень — социальные потребности — поиск свое-го места в жизни — это потребности большинства людей, человек не может «жить в пустыне».

12 - общение

4 - й уровень — потребности в уважении окружающих. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.

13 - достижение успеха

5 - й уровень — вершина пирамиды — потребности са-мовыражения, самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека.

14 - играть, учиться, работать,

Маслоу своей теорией определил: любому человеку при-сущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на про-тяжении всей жизни.

Устройство личности человека

3 — знание

М — мировоззрение

А — социальная активность

3 + А — М = карьеризм

М + А — 3 = фанатизм

З+ М — А = «гнилая интеллигенция»

Воспитать человека можно только в деятельности, да-вая знания.

Теория Мак-Клелланда — 3 типа потребностей:

1 тип — потребность власти и успеха (или оказания влияния) — желание воздействовать на других лю-дей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции, от-сутствует склонность к тирании и авантюризму, глав-ное — проявить свое влияние.

2 тип — потребность успеха (или в достижениях) — стремление выполнить свою работу наилучшим об-разом, это «работяги». Перед такими людьми необ-ходимо ставить определенные задачи, а по достиже-нии — обязательно поощрять.

3 тип — потребность причастности — самое главное — человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружа-ющими, избегают руководящих постов.

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, челове-ку надо постоянно удовлетворять свои потребности:

Соблюдать здоровый образ жизни;

Жить в гармонии с социальным и культурным окру-жением, самим собой;

Повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его се-мьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помо-гать сохранить самостоятельность и независимость.

Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жиз-ненных потребностей человека. Осознание этих потреб-ностей и помощь в их удовлетворении — предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.

В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потреб-ностей:

1 — нормально дышать;

2 — употреблять достаточное количество жидкости и пищи;

3 — выделять из организма продукты жизнедеятельности;

4 — двигаться и поддерживать нужное положение;

5 — спать и отдыхать;

6 — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;

7 — поддерживать температуру тела в нормальных пре-делах;

8 — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;

9 — обеспечивать свою безопасность и не создавать опас-ности для других людей;

10 — поддерживать общение с другими людьми;

11 — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;

12 — заниматься любимой работой;

13 — отдыхать, принимать участие в развлечениях, иг-рах;

14 — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Здоровый человек, как правило, не испытывает труд-ностей при удовлетворении своих потребностей.

В своей модели сестринского дела, в отличие от Мас-лоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребностей и счи-тает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: до-статочное питание или полноценный сон, дефицит обще-ния или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.

Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундамен-тальным потребностям человека:

1) нормальное дыхание;

3) физиологические отправления;

4) движение;

6) личная гигиена и смена одежды;

7) поддержание нормальной температуры тела;

8) поддержание безопасности окружающей среды;

9) общение;

10) труд и отдых.

По теории Д. Орем, «уход за собой» — определенная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благо-получия. Каждый человек имеет определенные потребно-сти для поддержания своей жизнедеятельности.

Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:

1) универсальные — присущи всем людям в течение жизни:

Достаточное потребление воздуха;

Достаточное потребление воды;

Достаточное потребление пищи;

Достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;

Сохранение баланса между активностью и отдыхом;

Предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

Стимулирование желания соответствовать определен-ной социальной группе в соответствии с индивиду-альными способностями и ограничениями;

Время одиночества сбалансировано со временем в об-ществе других людей.

Уровень удовлетворения каждой из восьми потребнос-тей для каждого человека индивидуален.

Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;

2) потребности, связанные с фазой развития, — удов-летворение людьми своих потребностей на разных жиз-ненных этапах;

3) потребности, связанные с нарушением здоровья — виды нарушений:

Анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);

Функциональные физиологические изменения (одыш-ка, контрактура, паралич);

Изменение поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).

Каждый человек обладает индивидуальными способно-стями и возможностями по удовлетворению своих потреб-ностей. Основные потребности должны быть удовлетворе-ны самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.

Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возмож-ностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.

Состояния и потребности людей, возникающие, когда они в чем-либо нуждается, лежат в основе их мотивов. То есть именно потребности являются источником активности каждого индивида. Человек - желающее существо, поэтому в реальности вряд ли окажется так, чтобы его нужды были удовлетворены в полной мере. Природа потребностей человека такова, что, как только какая-либо надобность удовлетворяется, на первое место выходит следующая.

Пирамида потребностей Маслоу

Концепция потребностей Абрахама Маслоу, пожалуй, является наиболее известной из всех. Психолог не только классифицировал потребности людей, но и сделал интересное предположение. Маслоу заметил, что у каждого человека индивидуальная иерархия необходимостей. То есть существуют основные потребности человека - они еще называются базовыми, и дополнительные.

Согласно концепции психолога, абсолютно все люди на земле испытывают нужды всех уровней. Причем существует следующий закон: основные потребности человека являются доминирующими. Однако надобности высокого уровня так же могут напомнить о себе и стать мотиваторами поведения, но это происходит только тогда, когда удовлетворены базовые.

Основные потребности людей - это те, что направлены на выживание. В основании пирамиды Маслоу находятся базовые необходимости. Биологические потребности человека являются самыми важными. Далее следует нужда в безопасности. Удовлетворение потребностей человека в безопасности обеспечивает выживание, а также ощущение постоянства условий жизни.

Человек ощущает нужды более высокого уровня только тогда, когда он сделал все, чтобы обеспечить свое физическое благополучие. Социальные потребности человека заключаются в том, что он испытывает нужду в объединении с другими людьми, в любви и признании. После удовлетворения этой необходимости на первый план выдвигаются следующие. Духовные потребности человека заключаются в самоуважении, в защите от одиночества и в том, чтобы чувствовать себя достойным уважения.

Далее, на самом верху пирамиды потребностей находится нужда в том, чтобы раскрыть свой потенциал, самореализоваться. Подобную потребность человека в деятельности Маслоу объяснил как желание стать тем, кем он изначально является.

Маслоу предполагал, что эта нужда является врожденной и, самое главное, общей для каждого индивида. Однако в то же время очевидно, что люди разительно отличаются друг от друга по своей мотивации. По разнообразным причинам далеко не каждому удается добраться до вершины необходимости. На протяжении всей жизни потребности людей могут варьироваться между физическими и социальными, поэтому они не всегда осознают нужды, например, в самореализации, поскольку чрезвычайно заняты удовлетворением низших желаний.

Потребности человека и общества разделяются на естественные и неестественные. Кроме того, они постоянно расширяются. Развитие потребностей человека происходит за счет развития социума.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем более высокие нужды удовлетворяет человек, тем ярче проявляется его индивидуальность.

Возможны ли нарушения иерархии?

Примеры нарушения иерархии в удовлетворении необходимостей известны каждому. Наверное, если бы духовные потребности человека испытывали только те, кто сыт и здоров, то само понятие подобных нужд уже давно кануло бы в лету. Поэтому организация потребностей изобилует исключениями.

Удовлетворение потребностей

Крайне важным фактом является то, что удовлетворение нужды никогда не может происходить по принципу «все либо ничего». Ведь если бы это было так, то физиологические необходимости насыщались бы один раз и на всю жизнь, а потом следовал бы переход на социальные потребности человека без возможности возврата. Нет необходимости доказывать обратное.

Биологические потребности человека

Нижний уровень пирамиды Маслоу - это те нужды, которые обеспечивают выживание человека. Разумеется, они являются наиболее неотложными и обладают мощнейшей побудительной силой. Для того чтобы индивид смог почувствовать потребности высших уровней, биологические нужды должны удовлетвориться хотя бы минимально.

Потребности в безопасности и в защите

Этот уровень витальных или жизненно важных потребностей - необходимость безопасности и защиты. Можно смело утверждать, что если физиологические потребности тесно связаны с выживанием организма, то необходимость в безопасности обеспечивает его долгую жизнь.

Потребности любви и принадлежности

Это следующий уровень пирамиды Маслоу. Потребность любви тесно связана со стремлением индивида избежать одиночества и быть принятым в человеческое общество. Когда удовлетворены нужды на предыдущих двух уровнях, мотивы подобного рода занимают доминантную позицию.

В нашем поведении почти все определяется потребностью любви. Для любого человека важно быть включенным в отношения, будь то семья, рабочий коллектив или нечто иное. Малышу необходима любовь, причем ничуть не меньше, чем удовлетворение физических нужд и потребности в безопасности.

Необходимость любви особенно ярко проявляется в подростковый период развития человека. В это время именно мотивы, вырастающие из этой потребности, становятся ведущими.

Психологи нередко говорят, что в подростковом возрасте проявляются типичные черты поведения. Например, основной вид деятельности подростка - общение со сверстниками. Также характерны поиски авторитетного взрослого человека - учителя и наставника. Все подростки подсознательно стремятся быть не такими, как все - выделяться из общей толпы. Отсюда появляется желание следовать модным тенденциям или принадлежать к какой-либо субкультуре.

Потребность в любви и принятии в зрелом возрасте

По мере того, как человек взрослеет, потребности в любви начинают фокусироваться на более избирательных и более глубоких отношениях. Теперь потребности подталкивают людей создавать семьи. Кроме того, становится более важным не количество дружеских связей, а их качество и глубина. Легко заметить, что у взрослых людей куда меньше друзей, чем у подростков, однако эти дружеские связи необходимы для душевного благополучия индивида.

Несмотря на большое количество разнообразных средств общения, люди в современном обществе весьма разрознены. На сегодняшний день человек не чувствует себя частью общины, разве что - частью семьи, которая насчитывает три поколения, но у многих отсутствует и это. Кроме того, дети, которые испытывали нехватку близости, в более зрелом возрасте испытывают перед ней страх. С одной стороны, они невротически избегают близких отношений, так как опасаются утратить себя как личность, а с другой - очень в них нуждаются.

Маслоу выделил два основных типа отношений. Они необязательно являются супружескими, а вполне могут быть дружескими, между детьми и родителями и прочее. Каковы два типа любви, выделенных Маслоу?

Дефицитная любовь

Этот вид любви направлен на стремление восполнить недостаток чего-либо жизненно необходимого. Дефицитная любовь имеет определенный источник - это неудовлетворенные потребности. Человек может испытывать нехватку в самоуважении, защите или принятии. Этот вид любви - чувство, рожденное эгоизмом. Оно мотивировано желанием индивида заполнить свой внутренний мир. Человек ничего не способен отдать, он только берет.

Увы, но в большинстве случаев основой длительных отношений, в том числе и супружеских, является именно дефицитная любовь. Стороны подобного союза могут прожить вместе всю жизнь, однако многое в их отношениях определяется внутренним голодом одного из участников пары.

Дефицитная любовь является источников зависимости, страха потерять, ревности и постоянных попыток перетянуть одеяло на себя, подавляя и подчиняя партнера, чтобы теснее привязать его к себе.

Бытийная любовь

Это чувство основывается на признании безусловной ценности любимого человека, но не за какие-либо качества или особые заслуги, а просто за то, что он есть. Разумеется, что бытийная любовь тоже призвана удовлетворять человеческие потребности в принятии, однако ее разительное отличие состоит в том, что в ней нет элемента собственничества. Стремления отнять у ближнего то, в чем нуждаешься сам, также не наблюдается.

Тот человек, который способен испытать бытийную любовь, не стремится переделать партнера или как-то изменить его, но поощряет в нем все лучшие качества и поддерживает стремление духовно расти и развиваться.

Сам Маслоу описывал этот вид любви как здоровые отношения между людьми, которые основываются на взаимном доверии, уважении и восхищении.

Потребности самоуважения

Несмотря на то, что этот уровень потребностей обозначен как нужда в самоуважении, Маслоу разделял его на два типа: самоуважение и уважение со стороны других людей. Хотя они тесно связаны друг с другом, поэтому разделить их зачастую бывает крайне сложно.

Потребность человека в самоуважении заключается в том, что он должен знать, что на многое способен. Например, что успешно справится с поставленными перед ним задачами и требованиями, и то, что чувствует себя полноценной личностью.

Если этот вид потребности не удовлетворяется, то появляется чувство слабости, зависимости и неполноценности. Причем чем сильнее подобные переживания, тем менее эффективной становится деятельность человека.

Необходимо заметить, что самоуважение является здоровым только тогда, когда в его основе лежит именно уважение со стороны других людей, а не статус в обществе, лесть и прочее. Только в этом случае удовлетворение такой потребности будет способствовать психологической устойчивости.

Интересно то, что нужда в самоуважении в разные периоды жизни проявляется по-разному. Психологами замечено, что молодые люди, которые только начинают создавать семью и искать свою профессиональную нишу, больше других нуждаются в уважении со стороны.

Потребности самоактуализации

Высший уровень в пирамиде потребностей - нужда в самоактуализации. Абрахам Маслоу определял эту надобность как стремление человека стать тем, кем он может стать. Например, музыканты пишут музыку, поэты сочиняют стихи, художники рисуют. Почему? Потому что они хотят в этом мире являться самими собой. Им необходимо следовать своей природе.

Для кого важна самоактуализация?

Необходимо заметить, что в самоактуализации нуждаются не только те, кто обладает каким-либо талантом. Свой личностный или творческий потенциал есть у каждого без исключения человека. Каждая личность имеет свое призвание. Потребность в самоактуализации заключается в том, чтобы найти дело своей жизни. Формы и возможные пути самоактуализации весьма многообразны, и именно на этом духовном уровне потребностей мотивы и поведение людей наиболее уникальны и индивидуальны.

Психологи утверждают, что стремление максимально самореализоваться присуще каждому человеку. Однако людей, которых Маслоу назвал самоактуализирующимися, крайне мало. Не более 1% от населения. Почему же те стимулы, которые должны побуждать человека к деятельности, не всегда срабатывают?

Маслоу в своих работах указал следующие три причины подобного неблагоприятного поведения.

Во-первых, незнание человека о своих возможностях, а также непонимание пользы самосовершенствования. Кроме того, имеют место быть обыкновенные сомнения в собственных силах или же страх неудачи.

Во-вторых, давление предубеждений - культурных или социальных. То есть способности человека могут идти вразрез с теми стереотипами, которые навязывает общество. Например, стереотипы женственности и мужественности способны помешать юноше стать талантливым визажистом или танцором, а девушке достичь успехов, например, в военном деле.

В-третьих, потребность самоактуализации может пойти вразрез с потребностью в безопасности. Например, если самореализация требует от человека рискованных или опасных поступков или же действий, не гарантирующих успеха.

Важнейшей, «глубинной», фундаментальнейшей детерминантой живых систем является потребность, которая определяется как «нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности» .

По сути дела, все другие детерминанты являются производными от этой основной детерминанты. Потребность лежит в основе внутреннего напряжения, которое составляет основу активности живого организма. Главная потребность живого - поддержание неравновесного состояния, негэнтропии. Поэтому в истории живой системы нет ни одного «беспотребностного» мгновения; вся жизнедеятельность живой системы - это удовлетворение этой фундаментальной потребности. В конкретных условиях взаимоотношений организма и среды доминирующее значение приобретают те или иные частные потребности (голод, жажда и т. д.), удовлетворение которых знаменует не переход к «беспотребностному» бытию, а лишь смену частных потребностей. Общее - основная жизненная потребность - существует и реализует себя через частное. Соответственно и общая жизненная детерминанта выявляет себя в определенных частных детерминантах, специфика которых определяется качественной определенностью данной конкретной живой системы. Именно поэтому фундаментальная жизненная детерминанта, воплощаясь в определенные конкретные детерминанты, превращает активность «вообще» в направленную активность. Фундаментальная потребность живых систем - поддержание неравновесного состояния и, следовательно, предотвращение установления равновесия. Как пишет И. Пригожин, «жизнь сопряжена с далекими от равновесия условиями…» . Это же положение подчеркивает и Дж. Карери, указывая, что «поток энергии извне не только поддерживает открытую систему в неравновесном состоянии, но вдобавок приводит к новой ситуации, которая затем в процессе эволюции оптимизируется и приобретает устойчивость» . Эта исходная, фундаментальная жизненная потребность, трансформируясь в частные потребности, определяющиеся, как уже указывалось, качественной определенностью живых систем, направляет активность этих систем, их поведение на удовлетворение определенных, в данное время доминирующих потребностей. Вот почему столь важна для понимания детерминации поведения (как проявления деятельности мозга) рациональная классификация потребностей. И не случайно принципам классификации потребностей уделяет такое внимание П. В. Симонов, указывающий, что «вопрос о потребностях, их классификации, их взаимоподчинении и взаимодействии ныне представляет первый и основной вопрос, который необходимо поставить перед любой системой взглядов, претендующей на анализ человеческого поведения» . Разумеется, рациональная классификация потребностей важна не только для понимания поведения человека, но и для понимания поведения животных. Говоря словами А. А. Ухтомского, понять поведение - это уметь детерминировать его. Раскрытие детерминирующей роли потребностей в построении поведения возможно лишь на основе определенной группировки, классификации потребностей. Такая классификация представляется тем более необходимой, что любая из потребностей выступает не как изолированная, автономная детерминанта (даже если она носит в данный момент доминирующий характер), а как элемент системы потребностей - детерминант, определенным образом взаимодействующих друг с другом. Доминирование и, следовательно, ведущая детерминирующая роль одной какой-либо потребности - это результат взаимодействия данной потребности с другими. Глубоко прав П. В. Симонов, подчеркивающий значение не только простой классификации потребностей, но и изучения их взаимодействия и взаимоподчинения. Именно таким путем может быть реализован принцип системности в раскрытии детерминирующей роли потребностей, а сам комплекс потребностей (детерминант) может быть квалифицирован как одна из форм системной детерминации. Удовлетворение потребности - это внутренне противоречивый процесс. С одной стороны, это восполнение недостающего, и с этой точки зрения удовлетворение потребности может рассматриваться как достраивание живой системы (именно системы!), о котором К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Сама эта органическая система как совокупное целое имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него еще недостающие ей органы. Таким путем система в ходе исторического развития превращается в целостность. Становление системы такой целостностью образует момент ее, системы, процесса, ее развития» . Комментируя эту замечательную мысль, В. В. Давыдов и В. П. Зинченко подчеркивают, что «становление целостности - это момент развития органической системы, а это ее развитие состоит в создании недостающих ей органов. Иными словами, целостность системы является результатом ее саморазвития» . С другой стороны, удовлетворение потребности - не только и не столько восполнение недостающего, простое достраивание системы, сколько превращение ее в определенную целостность. Это дает основание рассматривать ведущую детерминанту живой системы как фактор ее системообразования. Рассматриваемый в теории функциональной системы П. К. Анохина результат как системообразующий фактор есть не что иное, как трансформированная потребность. Но потребность только потому приобретает системообразующую роль, что она обеспечивает главное свойство живого - его выделенность из среды и противостояние ей (как форма диалектического единства со средой). Будучи атрибутом живого, потребность по мере повышения уровня организации живого трансформируется в условный раздражитель (в «цель», «акцептор результатов действия», «модель потребного будущего» и т. д.), т. е. приобретает очертания конкретных физиологических детерминант. Но трансформированная в разные физиологические детерминанты, исходная жизненная потребность служит фактором формирования различных систем. Казалось бы, один и тот же организм под влиянием разных потребностей (детерминант), оставаясь самим собой, в то же время становится другим. В отличие от тел неживой, «косной» природы живые системы под влиянием тех или иных потребностей «преодолевают» себя.

Самые основные из базовых потребностей в теории мотивации человека А. Маслоу. Они включают те, которые обычно связываются с физиологическими нуждами, такими как голод, жажда и т.д.


Смотреть значение Фундаментальные Потребности в других словарях

Потенциал Потребности — (NEED POTENTIAL). В теории Роттера - вероятность того, что представленное поведение приведет к удовлетворению определенной потребности, такой как независимость. (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с. 705)
Политический словарь

Потребности Политические — - нужда в политическом влиянии или в политической власти, представляющих возможность воздействия на сознание и поведение людей, на функционирование государственных органов.
Политический словарь

Ценность Потребности — (NEED VALUE). В теории Роттера - относительная желательность различных подкреплений, связанных с различными категориями потребностей. (Фрейджер, Фейдимен Дж. Личность. Теории.........
Политический словарь

Абсолютные Потребности — уровень потребностей, выражающий потенциальную возможность их удовлетворения
обществом. А.П. являются главным стимулом развития производства.
Экономический словарь

Базисные (основные, Первичные) Потребности — - обычно врожденные
потребности, такие как потребности выжить.
Экономический словарь

Безграничные Потребности — не ограниченное предельным значением желание потребителей иметь, использовать
товары и
услуги, доставляющие им удовольствие, удовлетворяющие их
потребности.
Экономический словарь

Вторичные Потребности — - потребности, имеющие психосоциальную природу, такие как оценка, привязанности и власть.
Экономический словарь

Действительные Потребности — уровень потребностей, отражающий реальный уровень потребления. Д.П. выступают как реальная потребительная сила общества.
Экономический словарь

Локальные Потребности — - это
потребности: которые невелики по
размеру и связаны с ограниченным кругом клиентов (
местный деревенский
магазин); разнородны (например,
ателье........
Экономический словарь

Маржинальные Правила (предельные Потребности) — -
правила, определяющие максимальную долю задолженности, которая может использоваться для приобретения ценных бумаг.
Экономический словарь

Настоятельные Потребности — наиболее острые, важные
потребности и нужды людей, без удовлетворения которых они не могут обойтись.
Экономический словарь

Первичные Потребности — - психологические, обычно врожденные потребности, такие, например, как потребность самосохранения.
Экономический словарь

Планирование Потребности В Капитале — действия, направленные на выявление потребности в капитале в процессе хозяйственной деятельности. Различают долгосрочное и краткосрочное П.п.в к. К долгосрочному относится........
Экономический словарь

Планирование Потребности В Материальных Ресурсах (material Requirement Planning, Mrp I) — Ряд технологий, использующих
данные ведомости основных материалов (ВОМ) о составе изделий и складских запасов, а также объемно-календарный
план для вычисления........
Экономический словарь

Планирование Потребности В Материальных Ресурсах С Замкнутым Циклом (closed Loop Mrp) — Идеология структуры управления предприятием, базирующаяся на планировании потребности в материальных ресурсах, которая включает в себя все функции, стандартно- (минимально)........
Экономический словарь

Планирование Потребности В Производственных Мощностях (capacity Requirements Planning, Crp) — Функция планирования, предназначенная для определения, измерения и коррекции необходимых ограничений мощности или уровней мощности. Данный термин в MRP II относится........
Экономический словарь

Платежеспособные Потребности — уровень потребностей, определяемый платежеспособным опросом населения. П.П. ограничены товарной массой и денежными доходами населения.
Экономический словарь

Потребности — одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся........
Экономический словарь

Потребности Биологические — потребности, связанные с биологическими нуждами человека.
Экономический словарь

Потребности Насыщаемые — потребности, имеющие четкий
предел.
Экономический словарь

Потребности Ненасыщаемые — потребности, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела (например, потребности в знаниях).
Экономический словарь

Потребности Социальные — потребности, которые обусловлены общественной природой человека.
Экономический словарь

Потребности Хеджирования — Потребность в ценных бумагах для хеджирования определенных источников потребительского риска, помимо обычной среднерассеянной диверсификационной мотивации.
Экономический словарь

Потребности Экономические — внутренние экономические мотивы развития потребления и производства. П.э. представляют собой часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием........
Экономический словарь

Предпосылки, Бухгалтерские Фундаментальные — - принципы, согласно международному бухгалтерскому стандарту № 1 (IASI), лежащие в основе подготовки финансовых отчетов: 1) продолжающейся деятельности; 2) последовательности;........
Экономический словарь

Расчет Плановой Потребности Предприятия В Оборотных Средствах — в плановой экономике:
расчет, составляемый
банком совместно с
предприятием на основе изучения
потребности в
деньгах для образования запасов и формирования........
Экономический словарь

Фундаментальные Дескрипторы — Применительно к модели
расчета фундаментальной беты, -
коэффициенты в индексах
риска, отличные от изменчивости рынка, основанные на финансовых данных, отличных........
Экономический словарь

Фундаментальные Детерминанты Криминальной Экономической Деятельности — - причины и условия, связанные с сущностными характеристиками хозяйственной системы определенного типа: рыночной, командно-административной, переходной.
Экономический словарь

Фундаментальные Исследования — финансово-экономический
анализ, основанный на объективных критериях, как-то:
прибыль,
товарооборот,
уровень
накопления, соотношение активов и пассивов и т.д.
Экономический словарь

Фундаментальные Научные Исследования — - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека,........
Экономический словарь

Потребность – это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего – либо, отражаемый в восприятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит желание удовлетворить эти потребности. Возможность удовлетворять свои потребности у людей зависит от следующих общих факторов: возраст, окружающая среда, знания, умения, желания, способности самого человека. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает удовлетворению потребностей.

В 1943 году американский психолог Маслоу проводил исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из теорий потребностей. Он классифицировал их по иерархической системе – от физиологических потребностей (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший). Маслоу изобразил уровни потребностей в виде пирамиды (Рис. 3.1). Физиологические потребности – фундамент жизнедеятельности человека – основание пирамиды.


Рис. 3.1.

Для медсестры данная классификация важна, поскольку у пациента могут быть неудовлетворёнными одна или несколько потребностей любого уровня, реализация которых должна войти в план ухода. Приоритет физиологических потребностей связан с поддержанием жизни человека.


Рис. 3.2.

Характеристика потребностей

Физиологические потребности

Данные потребности – фундаментальные. При уходе и наблюдении за пациентом помощь в удовлетворении данных потребностей приоритетна, т.к. связана с поддержанием жизни пациента.

  • В нормальном дыхании, в кислороде (дышать) - приоритетная для медсестры. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия. Благодаря дыханию поддерживается необходимый для жизни газовый состав крови. Кора головного мозга очень чувствительна к явлениям гипоксии - недостаточному поступлению кислорода к тканям и органам.
    • Проявления нарушения потребности: одышка, кашель, затрудненное носовое дыхание, бледность и цианоз (синюшность) кожи и слизистых, боль в грудной клетке.
    • Факторы риска: курение, загрязнение окружающей среды.
    • Помощь медицинской сестры: поднять изголовье кровати, проветривать помещение, запрещать курение, обучать технике кашля и дыхательным упражнениям, следить за свободным носовым дыханием.
  • В пище (есть). Пища – основной источник энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Для ребёнка обеспечивает нормальный рост и развитие, для взрослого помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Адекватное питание при болезни способствует выздоровлению.
    • Проявления нарушения потребности: нарушение аппетита (пониженный аппетит, анорексия – полное отсутствие аппетита, булимия – повышенный аппетит), тошнота, рвота, изжога, боли в животе.
    • Факторы риска – нарушение режима питания, несбалансированное питание, переедание, отсутствие зубов.
    • Помощь медицинской сестры: оказывать помощь в приеме пищи, обучать правильному питанию.
  • В жидкости (пить) - человеку необходимо употреблять 1,5 – 2 л ежедневно. Для сохранения нормального водного баланса нужно употреблять жидкости больше, чем выделать, иначе произойдёт обезвоживание организма, нарушение функций органов и систем.
    • Проявления нарушения потребности: жажда, сухость во рту, сухость кожи и слизистых, пониженный или повышенный диурез (количество выделяемой мочи), запоры.
    • Факторы риска: употребление некачественной воды, недостаточное или избыточное употребление воды.
    • Помощь медицинской сестры: помочь в приеме жидкости и обеспечить ее достаточное количество.
  • В выделении продуктов жизнедеятельности (в физиологических отправлениях). Продукты жизнедеятельности организма выводятся с мочой, калом. Мочеиспускание и акт дефекации – индивидуальные, интимные процессы. Медсестра должна проявлять деликатность, соблюдать конфиденциальность, обеспечить условия уединения пациенту.
    • Проявления нарушения потребности: частый жидкий стул (понос) , задержка стула (запор) , уменьшение отделения мочи, недержание мочи, болезненное мочеиспускание и др.
    • Факторы риска: погрешности в диете, малоподвижный образ жизни, недостаточное употребление жидкости, переохлаждение.
    • Помощь медицинской сестры: помочь пациенту дойти до туалета, обеспечить судном и мочеприемником.
  • В сне и отдыхе. Отдых и сон необходимы для нормальной жизнедеятельности организма, для преодоления полученных вредных воздействий. Недосыпание приводит к переутомлению, появлению психологических проблем, ухудшению питания мозга. Особенно это важно для больного. Медицинская сестра должна создавать условия, способствующие поддержанию данной потребности.
    • Проявления нарушения потребности: прерывистый сон, бессонница, усталость, зевота, раздражительность.
    • Факторы риска: шум, яркий свет, нарушение распорядка дня, нарушение теплового режима, неудобная постель, болевые ощущения и др.
    • Помощь медицинской сестры: обеспечить комфортные условия для сна, выяснить причины его нарушения.
  • В движении – ограничение ведёт к возникновению проблем со стороны кожи (пролежни), опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Кроме того, при нарушении данной потребности человек лишен общения с окружающей средой, способности себя обслуживать. Помощь медицинской сестры должна быть направлена на восстановление подвижности, на улучшение качества жизни пациента.
    • Проявления нарушения потребности: невозможность или ограничение движения в связи со слабостью, отсутствием конечности, болью, наличием параличей, расстройством сознания, психики.
    • Факторы риска: малоподвижный образ жизни – гиподинамия.
    • Помощь медицинской сестры: помочь пациенту в перемещении, обеспечить вспомогательными устройствами, обучить пассивным и активным упражнениям в постели.
  • Поддерживать нормальную температуру тела. Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без относительного температурного постоянства внутренней среды организма. Организм человека с помощью физиологических механизмов регулирует теплопродукцию и теплоотдачу. Заболевания повышают температуру тела: инфекции, воспалительные процессы, злокачественные новообразования, кровоизлияние в мозг.
    • Проявления нарушения потребности: бледность или покраснение кожи (гиперемия), сухость или влажность кожи, озноб или чувство жара, головная боль, учащенное дыхание и сердцебиение, повышенная или пониженная температура.
    • Факторы риска: нарушение теплового режима в помещении, одежда не по сезону, пониженный иммунитет, нарушение гормонального фона.
    • Помощь медицинской сестры: контроль температуры тела, поддержание оптимальной температуры в помещении.