Представителями казахской литературы 18 века являются. Покажите, какие обстоятельства и события нашли отражения в творчестве казахских поэтов и жырау XVIII века

В XVIII веке царское правительство России начало активно исследовать историю, этнографию и географию Казахстана. Активизация этих исследований начинается после принятия российского подданства. В XVIII столетии казахи продолжали сохранять уникальную культуру, где видное место занимало творчество поэтов, жырау и биев.

Изучением и исследованием Казахстана занимались как научные учреждения, так и отдельные лица. Многие российские исследователи создали свои фундаментальные труды на основе материалов казахского фольклора, генеалогии и этнографии.

Первые попытки комплексного изучения Казахстана, предпринятые Россией в XVIII веке, связаны с именем М. В. Ломоносова, который был инициатором организации научных экспедиций на территорию края и создания его географических карт. В 1768-1774 годах одну из первых экспедиций в Казахстан возглавил академик, естествоиспыта­тель П. С. Паллас. В работе этой научной экспедиции приняли участие известные ученые, путешественники И. П. Фальк и И. Г. Георги . Маршрут экспедиции проходил через земли Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного Казахстана. Результатом этой работы стал труд П. С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» в трех частях, в котором содержатся ценные материалы об истории и этнографии казахского народа.

Исследователь И. Г. Георги организовал и самостоятельную экспедицию по территории Казахстана. В 1796 году он опубликовал свою работу «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, жилищ, одежд и прочих достопамятностей». В книге содержатся ценнейшие сведения о быте, культуре, обычаях и обрядах казахов, а также особенностях хозяйственной жизни номадов.

Инициатор киргиз-кайсацкой экспедиции И. К. Кирилов оставил после себя труд «Изъяснение о киргиз-кайсацкой и каракалпакской ордах», в котором подробно описал казахские и каракалпакские земли: природные условия, полезные ископаемые и торговые пути. Он доказывал возможность и выгодность установления торгово-экономических связей России с народами Средней Азии и казахами. В. Н. Татищев был основателем исторической науки России, известным географом. Он продолжил начатые предшественниками исследовательские работы в Оренбургском крае. В своих научных трудах ученый описывает историю, быт и культуру нерусских народов края, в том числе и казахов.

Интересные исследования по изучению природных богатств Младшего жуза оставил и член-корреспондент Академии наук России П. И. Рычков. Многочисленными и фундаментальными трудами он по праву заслужил славу «Колумба Оренбургского края», куда и относились тогда земли Младшего жуза. Он подготовил такие труды, как «История Оренбургская» и «Топография или описание Оренбургской губернии». В этих трудах содержится подробная информация о раннем появлении казахов в Волжско-Яицком регионе в период правления хана Хакназара, о процессе вхождения Младшего жуза в состав Российской империи. Автор подробно описывает основание города Оренбурга, укреплений Уральской и Оренбургской пограничной ли­ний, о налаживании торговых контактов со Средней Азией и Казахской степью. Купцам, выезжавшим из Оренбурга в Бухару, он давал заказы на приобретение литературы об истории местных народов даже на арабском языке. Исследователь подробно описывал события, связанные с Пугачевским восстанием. Он был признанным знатоком языка и культуры казахского народа, собрал много образцов казахского фольклора.

В 1759 году вышла работа известного историка и исследователя Сибири Г. Ф. Миллера «История Сибирского царства». В ней он дает описание истории и этнографии народов Сибири и Казахстана.

В конце XVIII века вышел труд русского офицера И. Г. Андреева «Описание Средней орды киргиз-кайсаков» (1795). Автор долгое время служил на сибирских пограничных линиях и хорошо был знаком с жиз­нью и бытом казахского населения. В этой книге он оставил подробные сведения об истории и границах казахов Среднего жуза. Им были даны подробные описания обычаев и обрядов степняков, а также о переходах казахов со скотом в зимнее время на правобережье Иртыша Новоишимской линии. Русским офицером, генерал-майором из Усть-Каменогорской крепости А.Д. Скалоном был составлен первый уникальный русско-казахский словарь. Это был один из первых шагов приобщения местного населения к русской грамоте и изучения русскими казахского языка.

В XVIII веке в Казахстане побывал ряд иностранных исследователей и путешественников. Они преследовали торговые и политические цели. Это были английские, немецкие исследователи. В этот период в регионе побывали англичане капитан морской службы Джон Эльтон (1735), художник Джон Кэстль (1736), торго­вый служащий Реональд Гок (1741-42). Они оставили после себя заметки о хозяйстве, культуре и быте местного населения.

В казахской литературе XVIII века особое место занимает устное народное творчество, сказительство и песенное искусство. Борьба казахов против джунгарских завоевателей, национально-освободительное движение жителей степи против царской колонизации края стали основными темами творчества сказителей и жырау того времени. Особое место в развитии казахской литературы принадлежит таким выдающимся акынам и жырау, как Актамберды Сарыулы, Бухар Калкаманулы, Таттикара, Умбетай Тулеулы и другие.

Одним из выдающихся казахских жырау (сказителей) был Актамберды-жырау Сарыулы (1675-1768). Жырау активно участвовал во многих походах против джунгар и был известен как батыр. В 50-х годах XVIII века он был во главе тех, кто возглавил возвращение казахов на земли, отвоеванные у джунгар. Все творчество Актамберды-жырау было посвящено призыву к героизму, воинской отваге и доблести. Его мавзолей до сих пор возвышается на сопке Журек Жота на территории Восточно-Казахстанской области.

Особой популярностью среди казахов пользовался жырау, бий, прекрасный знаток казахского обычного права и шежире, опытный дипломат и государственный деятель Бухар Калкаманулы (1693-1787). Бухар-жырау создал много назидательных песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости Казахского ханства. Народный трибун был одним из влиятельных биев при хане Абылае. Он был его ближайшим и верным советником, соратником. В своих стихах он воспевал хана Абылая как прогрессивного государственного деятеля:

О, Абылай, богател твой народ,

Ты в богатых местах дал пасти ему скот,

Ты гостей принимал под сенью шатра.

Угощеньем была им мяса гора,

И ко всем твоя милость была щедра.

Бухар-жырау отличался от других современников тем, что всегда говорил правду в лицо. Он также обладал даром провидца. В частности, в своих произведениях предугадал далеко идущие колониальные устремления царского правительства. Основная тема сочинений Бухар-жырау – любовь к родной земле, патриотизм и воспевание героизма казахских батыров. Перед лицом внешней угрозы он призывал народ к единству и сплоченности. Жырау также прославлял героев этой борьбы – батыров Богенбая, Кабанбая, Жаныбека и других.

Одним из современников и близких по духу к Бухар-жырау был Умбетай-жырау Тулеулы (1706-1778) из рода канжыгалы. Он участ­вовал во всех антиджунгарских походах и воспевал подвиги казахских батыров в войне с агрессией захватчиков. В частности, им были соз­даны жоктау (плач) и естырту (извещение) о смерти выдающегося героя казахского народа батыра Канжыгалы Богенбая.

К концу XVIII -началу XIX веков относится и творчество таких популярных акынов, как Таттикара, Котеш и Тлеуке Кулекеулы (Шал-акын ). Таттикара-жырау своим личным примером и отвагой воодушевлял казахских воинов к совершению подвигов во имя Родины. В своих произведениях он призывал воинов к мужеству, верности отчизне, прославлял подвиги хана Абылая и его прославленных батыров. Акыны-импровизаторы Котеш (1745-1818) и Шал (Тлеуке Кулекеулы) (1748-1819) создавали песни о моральных и этических сторонах жизни современников, а также затрагивали вопросы религиозной жизни кочевников. Их песни заучивали на всей территории Казахстана. Тлеуке Кулекеулы, прозванный в народе Шал-акыном , прославился к ак акын в возрасте 15 лет. Акын презирал лесть. Для него превыше всего были честь и достоинство. Он воспевал дружбу, единство и согласие среди своих соплеменников, не переставая призывать их быть сплоченными, добросердечными и справедливыми.

Большинство произведений казахских акынов, жырау XVIII века передавались из поколения в поколение в устной форме и только лишь в XIX - XX веках стали записываться и издаваться казахскими и российскими исследователями.

У казахов широкое распространение получили исторические рассказы. Рассказчиками, как правило, были мудрые люди – бии и шешены (мастера слова). Они глубоко почитались в традиционном казахском обществе. Исторические рассказы так же, как и стихотворные произведения, передавались из поколения в поколение в устной форме. Каждый род имел своих опытных рассказчиков. На каждом крупном мероприятии {той, асы) степные ораторы знакомили слушателей с историческими преданиями. Исторические рассказы сопровождались мудрыми изречениями, афористическими высказываниями. Они оказывали огромное воспитательное влияние на молодежь, которая старалась запоминать и заучивать эти рассказы. В частности, до наших дней сохранились известные рассказы и изречения Казыбек, Толе и Айтеке биев . Основная тема исторических рассказов XVIII века была связана с борьбой казахского народа против джунгарского нашествия, войной с волжскими калмыками. Много исторических рассказов было собрано известным фольклористом и поэтом Машхур-Жусупом Копейулы .

В каждой казахской семье вели «шежире» , «цэжере», «седжере» – «память». В кочевых обществах было востребовано знание генеалогии, родословной. Если ходжи и султаны имели письменную традицию ведения шежире, то у степных кочевников существовала устная форма передачи этой информации. Шежире у казахов выполняло ряд специфических функций: во-первых, оно помогало правителям управлять кочевыми общинами. Во-вторых, шежире выполняло функцию исторической памяти. Каждый кочевник понимал историческое прошлое своего народа как развернутую историю своей семьи, рода и племени. Все события как бы вращались вокруг жизни и деятельности его предков. Сведения о тех или иных предках сопровождались подробной информацией. Черпая из шежире данные о своих легендарных предках, казахи воспитывали подрастающую молодежь на их положительных примерах и передавали ей исторические знания. В-третьих, шежире выполняло функцию социального регулятора. К примеру, оно регулировало семейно-брачные отношения, выполняло функции распределения пастбищных угодий, рассадки гостей во время трапезы, курултаев, порядка построения народного ополчения и т.д. Постепенно шежире стали записывать. В первую очередь этим занимались российские дипломаты, ученые, воен­ные и гражданские администраторы края, а также грамотная часть казахского общества. Впоследствии собирателями шежире среди казахов были А.Букейханов, М.Ж..Копейулы, Ш. Кудайбердыулы.

Музыка в духовной жизни казахов XVIII века занимала значительное место. Основными формами музыкальных произведений были песни и кюи. Они исполнялись как в форме сольного пения и игры, так и хорового исполнения. В XVIII веке среди казахов было известно более 20 музыкальных инструментов. Это домбра, кобыз шертер , жетыген , сазсырнай , шанкобыз , дангыра , аса-таяк , сыбызгы , дауылпаз и другие. Одним из знаменитых кобызшы был Тлеп Аспантайулы (1757-1820). В возрасте 13 лет он начал играть на кобызе. До нас дошли его кюи «Толгау», «Аллам жар», «Баксы » и т.д. Музыкальный дар Тлепа передался его сыну Байтолесу. Талантливым домбристом и поэтом Байжигитом из рода керей были созданы такие кюи, как «Актабан шубырынды » («Годы Великого бедствия»), « Кайын сауган » («Березовый дар»), « Аншы зары » («Печаль охотника») и другие. Автором многих кюев был и знамени­тый казахский хан Абылай.

Песни и кюи исполнялись на всех важных праздничных мероприятиях. Для выявления талантливых поэтов-импровизаторов проводили айтысы. На айтысах акыны открыто высказывали свою оценку различным явлениям общественной жизни, высмеивали и критиковали недостойное поведение людей, их недостатки. Поэтому степняки боль­ше всего заботились о сохранении своей репутации. Они старались проявлять лучшие человеческие качества: гостеприимство, щедрость, богобоязненность, уважение к старшим и предкам и т. д. Казахи вырастали в такой среде, где всегда присутствовало общественное осуждение и порицание. Победителям песенных турниров вручали ценные призы и подарки в виде слитков золота, табунов лошадей, отар овец, а также рабов. Наиболее талантливых из них народ называл cepi , сал. Они считались любимцами народа.

Музыка сопровождала все важные события в жизни людей. Свадебные торжества начинались с песни «Тойбастар». На свадьбах и молодежных праздниках исполнялись песни «Жар-жар». При прощании со своими родными и близкими молодые девушки-невестки исполняли трогательные и грустные песни-прощания. В ауле жениха невесту встречали песней-назиданием, знакомством с родителями и родственниками жениха – «Беташар». Во время похорон исполняли особые песни – жоктау (причитания).

Благодаря деятельности казахских певцов, акынов, музыкантов XVIII века до нас дошли такие поэмы, как « Қ озы К ө рпеш-Баян с ұлу » « Қ ыз Ж і бек», а также кюи, например, «А қсақ құ лан», «Жошыхан», « Қобыланды батыр» и другие.

Учебные заведения светского характера на территории Казахстана начали появляться при правлении российской императрицы Екатерины П. Они готовили чиновников для колониального аппарата, переводчиков, учителей и медиков. Эти школы стали открываться преимущественно в приграничных крепостях. Так, в 1765 году начальником сибирских линий генералом Шпрингером были открыты гарнизонные школы в Омске, Петропавловске и Ямышеве. В первый год здесь обучалось 240 детей военных и чиновников. Казахи, опасаясь русификации и христианизации, не особенно стремились отдавать своих детей в эти школы.

В 1786 году в Омске открылась Азиатская школа. В 1789 году появилась правительственная школа при Меновом дворе Оренбурга. В этих школах кроме обычной грамоты и арифметики преподавались татарский, турецкий, арабский и персид­ский языки. Позднее стали преподаваться землемерные и топографические дисциплины. В этих школах в небольшом количестве стали обучаться и казахские дети.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что казахи сохраняли свою национальную культуру, обряды, обычаи, традиции и перенимали у русского народа, то чего им не доставало . В XVIII веке получила развитие письменная казахская литература, началось исследование и изучение Казахстана, открывались мусульманские и русские школы, повышался уровень грамотности и образования у казахов.

Акын – поэт-импровизатор.

Жырау поэты-сказители, в поэтической форме размышлявшие о судьбах наро­ да и страны.

Кюи – инструментальные пьесы на музыкальных инструментах (домбра, кобыз и т. д.).

Персоналии

Георги Иоганн Готлиб (1729-1802) – известный немецкий этнограф, гео­граф, натуралист и путешественник. В составе оренбургского отряда академической экспедиции 1768-1774 гг. посетил юго-восток России, Поволжье, Урал, Северный Казахстан, Алтай, Байкал и Забайкалье.

Кирилов Иван Кириллович (1689-1737) – начальник Оренбургской экс­педиции (с 1734 года).

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – крупнейший русский уче­ный-естествоиспытатель, поэт, художник, филолог и историк.

Миллер Герард Фридрих (1705-1783) – известный историк и исследова­тель Сибири, автор многочисленных трудов по географии, истории и этногра­фии народов Сибири и Казахстана, член Петербургской Академии наук. Глав­ный труд Г. Миллера ― «История Сибири» в двух томах.

Рычков Петр Иванович (1712-1777) – первый член-корреспондент Рос­сийской Академии наук, известный экономист, географ и историк Оренбург­ского края.

Скалон Антон Данилович (1720-1777) – генерал, служил на сибирских пограничных линиях. Во время службы в Усть-Каменогорской крепости вместе с капитаном И. Г. Андреевым составил первый русско-казахский словарь.

Андреев И. Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков (фрагмент)

«Когда Аблай-султан положил намерение увеличить себя славою и принять ханское достоинство, то соглашены были от него многих волостей салтаны и стар­шины и простого народа множество. Которые, съехавшись, сели все на постланных коврах и кошмах кругом ряда в три и четыре по старшинству достоинства и знат­ности родов, а его, Аблая-салтана, посадили в середину на самой тонкой кошме. После чего учинили приговор, восхваляли все его храбрости, проворство и защищения, и приписывали похвалы в одержанных им победах... Учиня сей приговор, что он, Аблай, достоин быть ханом, встали четыре человека знатных старшин и, подняв его на сей кошме, посадили себе на головы, и потом спустили, по которому примеру учинили сие и все собрание. Напоследок, сняв с него верхнее и богатое платье и изодрав в лоскутки так, что всякий был доволен, хотя и достались иному одна нитка, с восклицанием достоинства его на ханство... Потом подали на великих оловянных блюдах бурчонное мелкое мясо, которое он должен был давать каждому человеку в рот по горсти, а напоследок поднесли по чаше кумыса, чем сие торжест­во и кончилось».

ИЗ ЦАРСКОГО УКАЗА О ПОСТРОЕНИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА

И ЕГО ПРИВИЛЕГИЯХ

Объявляем во всенародное известие... И тако мы в рассуждении о сих новых наших подданных народах, кои с старыми нашими же подданными башкирами и калмыкскими ордами в близости живут, и прежде всегда имели друг на друга нападения, и тем сами себя разоряли; наипаче же отправляющейся полезной коммерции в Великую Татарию, в Хиву, в Бухарию, в Ташкент, в Балх и в другие места многие в пути разорения наносили; за потребно изобрели вновь построить город при устье Орь-реки, впадающей в Яик; дабы через то в покое, как оные орды в подданстве содержать, так и коммерции безопасную в пользу нашего интереса и наших подданных иметь и для строения того города особливую нарочную экспедицию в немалом числе штатских и воинских чинов отправили....

Революционная и трудовая летопись Южно-Уральского края.

Хрестоматия. ― Челябинск, 1980. ― С. 14.

ОБ ОСНОВАНИИ г . УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА

До какой степени считали тогда это предприятие опасным, по множеству разбойнических партий, высылаемых Калмыцкими и Киргиз-кайсацкими ордами, показывает уже один опыт поднятия вверх по Иртышу до Зайсана и объявление князя Гагарина в Тобольске, что тем преступникам, кои изъявят согласие на участие в экспедиции, дана будет свобода и исходатайствовано совершенное помилование. Казак Иван Калмыков с маленьким отрядом, состоявшим из 100 человек конницы, благополучно в 1717 г. прошел по восточному берегу Иртыша от Ямышевского укрепления до Зайсана (Казыл-ту по туземному названию), построил при истоке реки лодку и в первый раз плавал по озеру. За этим открытием неизвестного до тех пор озера Зайсан в 1719 г. последовало первое плавание экспедиции по озеру: отправлена была флотилия, состоявшая из 20 судов, под командою капитана Урусова и лейтенанта Сомова. Они отважились даже проникнуть на Восток, десять дней поднимались вверх по Иртышу между горными долинами Алтая и первые обозрели эти места.

Городские поселения в Российской Империи.― СПб., 1865. ―Т. IV . ― С. 474.

ОБ ЭКСПЕДИЦИИ БУХГОЛЬЦА

Бухгольц выступил в поход с 2117 человеками драгун и солдат и 70 мастеровыми.

500 человек драгун предназначались для оставления гарнизонами в попутных отрогах.

Артиллерии взято в составе:

пушек медных – 5

пушек новых 6-фунтовых – 2

пушек новых 3-фунтовых – 6

мортир, пудовых – 14

мортир, пудовых 6-фунтовых –

пушек чугунных – 25

Для того чтобы продвижение Бухгольца в степь не вызывало опасений в калмыках, к контайше Эрдели Шурухт (он же – Цэван Араптан, т.е. Цэван Рабдан) отправлен Тарский сотник Василий Борисович Чередов гонцом, с предварением о готовности губернатора его поддерживать, если он будет способствовать Бухгольцу в розыске золотых, серебряных и медных руд и запретить своим людям нападать на Бухгольца при постройке им городов по р. Иртыш.

Экспедиция Бухгольца не удалась, потому что она не поддержала калмыков в том убеждении, которое старался поселить в них Гагарин, т.е., что отряд не будет действовать враждебно и готов даже помогать контайше, если он не станет препятствовать постройке городов по Иртышу. Когда с нашей стороны учинилось убийство нескольких калмыков, то между ними пошел слух о том, что по строении Ямышевской крепости Бухгольц начнет воевать с людьми контайши.

Андриевич В. К. История Сибири. ― СПб., 1889. ― Ч. 2. ― С. 293.

Использованная литература

1. Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3

2. Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.

3. Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. - 1914 г. ): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.

4. Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстанаи сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-К i тап», 2006.

5. Кузембайулы А.,Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.

6. Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.

  • 9. Образование Тюркского каганата. Западно-тюркский каганат.
  • 10. Тюргешский каганат.
  • 11. Образование Карлукского государства.
  • 12. Образование Огузской конфедерации.
  • 13. Кимекский каганат.
  • 14. Образование Караханидского государства.
  • 15. Государство Каракитаев (1128-1213).
  • 16. Государства кереитов, найманов.
  • 17. Кипчакское ханство. Кипчаки в истории средневекового Каз
  • 18. Духовная культура населения в Каз V – XII вв. (язык, письменность,устное творчесво, наука, искусство)
  • 19. Образование Монгольской империи. Казахстан накануне монгольского нашествия.
  • 20. Вторжение монголов на территорию Казахстана и Средней Азии. Оборона Отрара.
  • 21. Образование улусов на территории Казахстана в период монгольского ига.
  • 22. Поход Бату на Запад. Образование Золотой Орды. Казахстан под властью монголов.
  • 23. Распад Золотой Орды. Образование Ак Орды, Кок Орды, Ногайской Орды.
  • 24. Сибирское ханство. Поход Ермака в Сибирь.
  • 26. Образование и распад государства Абулхаира. Образование казахского ханства.
  • 27. Завершение формирования казахской народности. Термин "казах".
  • 28. Образование казахских жузов, территория и племенной состав.
  • 30. Обычаи, обряды и празднества казахов в 15 – начале 19 веков.
  • 31. Касым-хан. Возвышение ханства. Расширение территории.
  • 32. Хакназар-хан. Укрепление казахского государства во второй половине 16 века.
  • 33. Тауекель-хан. Поиски путей сближения с Россией.
  • 34.Есим-хан. Политическое положение к-на в начале XVII в.
  • 35. Жангир-хан. Казахское ханство в 30-50 годах 17 века.
  • 36. Укрепление верховной власти при Тауке-хане. «Жеты-жаргы»
  • 37. Казахские бии: Толе би, Казбек би, Айтеке би. Их роль в общестенной жизни казахов в XVII – XVIII вв.
  • 38. Казахско-джунгарские войны в 17-18 веках. "Актабан шубырынды". Борьба казахского народа за независимость.
  • 39. Маслихат у горы Орда басы. Анракайская битва.
  • 40. Русско-казахские отношения в конце 17-18 веков. Принятие Младшим жузом Российского подданства.
  • 41. Вхождение, завоевание, колонизация к-на в конце 17 – сер. 18 вв.
  • 43. Колониальные реформы российской империи в конце XVIII – нач XIX в
  • 44. Материальная культура казахов в XV-XVIII вв (хозяйство казахов, казахские жилища, одежда, украшения и оружие)
  • 45. Устная, письменная литература и народное творчество казахов в 15-18 веках. Творчество Бухар-жырау, Умбетай, Актамберды и др.
  • 46. Религиозные и космогонические представления казахов в 15 – начале 19 веков.
  • 47. Восстание под руководством и. Тайманова и м. Утемисова в Младшем жузе.
  • 48. Национально-освободительное движение под руководствомхана Кенесары. Цель, задачи, характер и основные этапы движения.
  • 49. Экономическое развитие казахского общества в 18 – середине 19 веков.
  • 50. Проникновение русских войск на юг Каз и завершение завоевания Каз.
  • 51. Административные, судебные, аграрные реформы в Казахстане 60-90 годов 19 века.
  • 52. Культура Казахстана во второй половине XIX в (народное образование, казахская литература, наука).
  • 53. Переселенческая политика царизма в конце 19 в
  • 54. Зарождение промышленного производства в Каз в последней четверти 19в
  • 55. Проникновение в Каз торгово-денежных отношений. Торговля, ярмарки в Каз.
  • 56. Соц-экон положение в начале 20в. Усилие переселенческой политики царизма в Каз
  • 57. Участие населения Каз в Рос революции 1905-1907гг
  • 71. Индустриализация в к-не. Успехи и просчеты.
  • 73. Малый Октябрь. Ф.И.Голощекина. Голод 1931 –1933 гг.
  • 75.Развитие культуры к-на в 20-30 годах. (Развитие народного образования, музыкальное и театральное искусство).
  • 78. Казахстанцы на фронтах вов.
  • 79. Экономика Казахстана в годы войны. Роль Карагандинского угольного бассейна в годы войны.
  • 80. Переход к мирному строительству. Общественно-политическая жизнь Казахстана 1946-1970 годов.
  • 81. Освоение целинных и залежных земель в Казахстане: последствия
  • 82. Развитие культуры Казахстана в 1940-1960 годах (образование, наука, музыка, театр, кино).
  • 83. Казахстан в период застоя советского общества (70-80 годы)
  • 84. Литература Каз в 1950-60 гг (творчество м. Ауэзова, с. Муканова, г. Мустафина, г. Мусрепова)
  • 86. Политическая жизнь и национальные отношения в Казахстане в 80-х годах. Декабрьские события 1986 года.
  • 87. Ядерные полигоны на территории Казахстана. Трагедия Арала.
  • 88. Развал ссср, образование суверенного, независимого Казахстана.
  • 89. Становлении суверенитета Казахстана. Гос символика и атрибутика.
  • 90. Республика Казахстан на международной арене. Внешняя политика Казахстана на современном этапе. (по книге н. Назарбаева «На пороге хх1 века»)
  • 91. Переходный период от тоталитарного режима к демократическому обществу на основе рыночной экономики. Программа стабилизации экономики. (По книге «На пороге хх1 века.» раздел 2, определение пути.)
  • 95. Принятие новой конституции рк. (1995)
  • 96. Где мы находимся сегодня?
  • 97. Долгосрочные приоритетные цели и стратегии реализации.
  • 45. Устная, письменная литература и народное творчество казахов в 15-18 веках. Творчество Бухар-жырау, Умбетай, Актамберды и др.

    15 – начале 19 веков - эпоха жирау (поэты-импровизаторы); почитали Казтугана Суюншиулы (ногайский военоначальник) -воспевал подвиги, выступал за объединение племён под властью казахских ханов. В 18 веке популярен Бухар Калкаманулы (1668-1781) - бий при Тауке и Абылае, посвящал песни единству государства, защите от врагов.

    Письменная литература: основные жанры - исторические и религиозные труды. "Тарихи Рашиди" (Мухаммед Хайдар) на персидском языке посвящена истории Казахского ханства и Могулистана.

    Устное народное творчество: песни – обрядовые (рождение, свадьба (жар-жар, той бастар, кыз танысу), смерть (коштасу). Распространились «терме» (речитатив). Песни выразительны, напевны. Основные жанры песен: трудовые, на тему эпоса, истории, борьбы, лирические, обрядовые. Сопровождались домброй, кобызом.

    Сказки и эпос: Сказки дают понимание общественной жизни, быта, стремлений народа. Жанры: о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. "Ер-Тостик", "Асан-Кайгы" (о подвигах батыров); об Алдаре косе, Коже Насыре (о мудрых выходцах из народа).

    Казахский эпос восходит к древности: "Карабек", "Канбар" относятся к 13-14 векам. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей ("Козы Корпеш и Баян-сулу", "Кыз жибек"). Влияние на казахскую поэму оказала классическая поэзия Востока. Развитие в казахском устном творчестве получили пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендiк создер), песни, словесные состязания.

    Музыкальное творчество: Развитию вокального и инструментального искусства способствовало то, что традиции поэтических состязаний распространились на исполнение вокал. И инструментальных произведений. Носитель народной музыкальной культуры - аккомпанирующий себе певец-солист. Распространенным музыкальным инструментом – домбра (щипковый) и кобыз (смычковый). Для струн и смычка использовался конский волос и бараньи кишки. Музыканты создавали кюи на различные темы. Перед исполнением кюя музыкант передавал его краткое содержание, затем говорил: "А теперь послушаем домбру". Акыны-исполнители произведений устного народного творчества подразделялись на жирши (сказатели) и оленши (песенники).

    46. Религиозные и космогонические представления казахов в 15 – начале 19 веков.

    Культура Казахского ханства в ХVI-ХVI веках была культурой сложившейся казахской народности, вобравшей в себя культурные ценности предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство в оформлении убранства юрты, одежды, оружия» посуды, в оформлении войлока, ковров - текемет, тускииз, сырмак и других. Орнамент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. В основном это были космогонические мотивы: айшик-гуль - лунный цветок, жулдыз-гуль - звездный цветок, шыккан кун - восход солнца; зооморфные мотивы: кошкар муюз - рог барана, марал муюз - рог оленя, контуры животных; растительные мотивы: стебли, листья, цветы, плоды; геометрические фигуры. Орнамент обычно симметричен. Цвета имели свой символ: синий - небо, красный - солнце, огонь; белый - истина, радость, счастье; желтый - разлука, печаль; черный - символ земли; зеленый - молодость, весна.

    Согласно казахским обычаям, праздновались такие события, как: рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки - байге, борьба - курес, борьба двух всадников – сайыс, борьба за тушу козла - кокпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами - состязанием акынов импровизаторов. Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыз, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга с праздником, готовили специальное блюдо - наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный порядок. Люди садились на строго определенные места с учетом возраста н положения в обществе, соответственно распределялось угощение в виде определенных частей туши животного (голова, грудина и т.п.).

    Казахи пользовались традиционным календарем. Годы объединялись в 12 летние циклы как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды - есепши. Казахи имели знания о небесных светилах, звездах, созвездиях, планетах. Они вы дел ял и Полярную звезду, Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Венеру, Марс, Млечный путь и другие. Например, созвездие Большой Медведицы называлось Жетыген - семерка, Жеты карт - семь старцев и т.п. Это созвездие служило астрономическими часами, по нему менялись сторожа стад.

    В ХУ1-ХУП веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба - Тенгри. Казахи почитали дух земли - Жер ана, воды - Су ана, им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня.

    В ХVI – ХVII веках в Казахстане развивалось устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями - жырау. Известны имена таких жырау, как Шалкииз-жырау (XV век), Доспамбет-жырау (XVI век), Жиембет-жырау (XVII век). В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: «Ер-Таргыи», «Камбар», «Алпамыс», «Кобланды». К социально-бытовым поэмам относятся «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» - степная «Ромео и Джульетта». Не менее известны «Кыз-Жибек», «Кульше кыз», «Макпал», «Слу шаш». В XV веке жил и творил, по словам Ч. Валиханова «кочевой философ» Асан-Кайгы, Асан - горемычный, печальный, скорбный, мечтавший «о земле обетованной».

    Казахи использовали арабский алфавит, образование носило религиозный характер. Письменная литература была в виде религиозных и исторических книг. Существовали исторические сочинения и генеалогии - шежре. Наиболее важным памятником является книга «Джамид ат-таварих» (сборник летописей), который посвящен истории казахов XV-XVI веков. Автор книги бий из рода Жалаир Кадыргалн, В XVI веке жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение «Тарих-и-Рашиди» содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства,

    В жизни кочевников большую роль играло музыкальное искусство вокальное и инструментальное. Распространенными музыкальными инструментами были домбра, кобыз, сыбызгы. Струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты. Музыканты создавали инструментальные произведения - кюи на разные темы.

    В период позднего средневековья в ХVI-ХVII веках сложились и закрепились главные элементы культуры казахов.

    Изучение Казахстана российскими учеными. Социаль­но-экономические и политические изменения в Казахста­не, происходившие под влиянием его постепенного при­соединения к России, колонизация Степи империей обу­словили перемены в культурной и духовной жизни общества.

    Важным фактором явилось начало изучения Казах­стана русскими и зарубежными учеными. Известные картографы, географы, минерологи, историки, оказав­шись в составе научных и военных экспедиций, отправ­ляющихся в Казахскую Степь, впервые описали ранее малодоступные для них земли. Они впервые изучали северо-восточную часть Каспийского моря, знакомились с бытом, материальной культурой, историей казахского народа.

    Первая крупная военная экспедиция князя Алексан­дра Бековича-Черкасского окончилась безрезультатно. Контингент войска, отправленный для завоевания Хивы, почти весь погиб. Тем не менее экспедиция оказалась очень важной с точки зрения научного освоения терри­тории Западного Казахстана, по которой она проследо­вала.

    Более удачной оказалась военно-походная экспедиция подполковника И.Д.Бухгольца. Она была организована также по личному распоряжению Петра I, "искавшего пути в полуденную Азию”, рассматривавшего Казах­скую Степь в качестве "ключа и ворот” к внутренним районам Центральной Азии. В составе экспедиции находилось несколько пленных шведских офицеровкартографов, которые собрали ценные материалы о расположе­нии казахских жузов. Особенно интересна "Карта Джун­гарии” И.Г.Рената, пленного шведа, оставившего очень ценный историко-картографический материал. Долгие годы находившаяся вдали от взоров научной обществен­ности "Карта Джунгарии” впервые была опубликована в "Записках Русского географического общества” в 80-х годах XIX в. известным исследователем истории края В.В.Веселовским.

    В "Путевых отчетах” капитана В. Урусова, майора И. М. Лихарева и многих других имеются ценные кар­тографические материалы о Казахстане той поры.

    Говоря об изучении Казахстана русскими учеными, прежде всего следует упомянуть об академической экс­педиции Г. Ф. Миллера, досконально изучившего материа­лы, хранившиеся в сибирских архивах Тюмени, Тоболь­ска и Барнаула. Главной целью Миллера явилось изу­чение истории Сибири. Это он был прозван "отцом Сибирской истории”. Ученый собирал, изучал и система­тизировал разнородные материалы, в том числе и о казахских ханствах. Его "Сибирская история”, заключа­ющая в себе весьма ценные данные, особенно о казах­ских родах Среднего жуза, сохраняет свою научную значимость до сего времени выдающегося исследователя П. И. Рычкова, волею судьбы оказавшегося в далеких казахских степях, оставившего поистине громадное научное наследие по истории и эт­нографии казахского края. Его замечательные труды, такие, как "Топография Оренбургского края”, "История Оренбургская (1730-1750 гг.)”, по существу, впервые с высокой степенью объективности осветили наиболее слож­ные проблемы и периоды истории Казахстана.

    Благодаря своим научным трудам о Казахстане П.И.Рычков стал первым членом-корреспондентом Рос­сийской Академии наук, пользовался уважением М.В.Ломоносова. П.И.Рычков опубликовал немало трудов по истории края, которые в свое время заслужили призна­ние общественности, обогатили скудные в то время све­дения о Казахстане. Его сын, капитан Н.П.Рычков, слу­жа в Оренбурге, также оставил оригинальный труд "Дневные записки Николая Рычкова в киргиз-кайсацкой степи в 1771 г.” Он впервые подробно описал бегство волжских калмы­ков через казахские степи. Работа содержит оригинальные наблюдения за жизнью казахов Младшего жуза. В ней есть материалы и по исторической топографии Казах­стана. Н.П.Рычков, пожалуй, пер­вым описал в то время еще не­плохо сохранившуюся могилу хана Абулхаира.) Подробные сведения об истории,повседневной жизни казахского народа содержатся также в записках И. Муравина, Д. Гла­дышева, Я. Гуляева и других, которые неоднократно бы­вали в ставках Абулхаира, Нуралы. Они посещали съез­ды казахских старшин вблизи Орска (1738, 1740, 1742 гг.) и оставили довольно объективное описание политической ситуации в Казахстане той поры. В ряду многочисленных записок особо выделяются изданные впоследствии журнальные записки К Миллера, принимавшего участие в освобождении султана Абылая из ойратского плена. Маршрут следования Миллера в Джунгарию пролегал через казахские степи, и в его описании можно найти немало ценных сведений о Ка­захстане. Многие ученые, посланники царского правительства, на довольно длительное время задерживались в крае, собирая разнообразные сведения о казахских жузах. По сей день эти научные данные служат ценнейшими ис­точниками в воссоздании малоизвестных страниц исто­рии Казахстана. В частности, труды И. Г. Андреева о Среднем жузе, Я. Гавердовского о Младшем жузе и со­предельных владениях отличаются достоверностью со­держащихся в них сведений. В изучении Казахстана немалую роль сыграли и зарубежные путешественники 77. С. Паллас, И. Фальк, И. Ге­орги и многие другие. Они оставили потомкам глубокие научные труды, до сих пор поражающие обилием, раз­нообразием сведений и поныне не утратившие своего значения как ценнейшие источники. К примеру, капи­тальный труд немецкого путешественника-натуралиста П.С.Палласа еще в то время привлек внимание мировой общественности обстоятельностью описания. В его "Пу­тешествии по разным провинциям российского государ­ства” подробно охарактеризовано состояние народонасе­ления, назначение военных укреплений, их предназначе­ние.

    Казахская литература. XVIII в. в истории культуры Казахстана отмечен выдающимися достижениями. Осво­бодительная борьба народа с иноземными захватчиками, своеобразие родопатриархального уклада в повседневной жизни коренных обитателей Степи, материально-духов­ное наследие предыдущей эпохи нашли отражение в дальнейшем развитии литературы.

    Один из ярких представителей устного народно-по­этического творчества в XVIII в. - знаменитый Актам- берды жырау (1675-1768 гг.). По свидетельствам его современников, жырау с ранних лет проявил талант, пробуя свои силы в многочисленных поэтических состя­заниях.

    Выдающиеся казахские поэты-сказители испокон ве­ков в своих произведениях отражали народные чаяния. Почти все поэты - свидетели трагических событий пер­вой трети XVIII в. - не обошли молчанием последствия ойратской агрессии. Так, живший и творивший на бла­гословенной земле Каратау Актамберды прославлял зна­менитых казахских батыров, призывая к защите отече­ства от врагов. Он вдохновенно воспевал подвиги таких народных батыров, как Кабанбай (Дарабоз), Богенбай. Поэт похоронен на территории современного Абайского района Восточно-Казахстанской области.

    На вторую половину XVIII в. приходится расцвет творчества в то время весьма популярного Татикары (XVIII в.). Как и Актамберды, Татикара воспевал под­виги легендарных борцов за свободу родины. Происхо­дивший из бедной семьи, он по духу был близок многим выдающимся чингизидам своего времени. Участник ряда событий своей эпохи, Татикара был почитаем казахским народом. Благодаря поэтическому наследию Татикары, мы узнаем, как Абылай воспринял смерть батыра Бо- генбая. В плаче-причитании поэта по случаю кончины легендарного батыра содержится множество достовер­ных сведений о личности, жизни, деяниях Абылая и его соратника, замечательного полководца Богенбая. Послед­нее произведение может послужить серьезным источни­ком в изучении эпохи Абылая, жизни казахского обще­ства той поры. Он с чувством благоговения относился к тем, кто управлял ханством, не жалея сил для отраже­ния иноземной агрессии. Татикара был близок к Абы- лаю, активно участвовал во многих событиях в Среднем жузе.

    Жанибек из рода шакшак, Бокей и Сагыр из рода дулат, Дербисала, Баян из рода уак, Богенбай и другие яркие личности занимают центральное место в дошедших до нас поэтических фрагментах произведений Татикары.

    Известный в XVIII в. жырау Умбетей (1706-1778 гг.) также был очевидцем многих событий той эпохи. Жы­рау объездил большинство районов Казахстана. Постоян­ный участник поэтических состязаний, он снискал изве­стность своими философскими рассуждениями. Безжало­стно бичуя неприглядные стороны своих современников, он нажил немало недругов. Следуя принятой традиции, Умбетей воспевал кочевую жизнь, героическую борьбу батыров с врагами. До нас дошло множество произведе­ний жырау. Значительное место в них занимают посвя­щения известным личностям: прославленному батыру из рода абак-керей - Жаугашару (Шакантаю) и др. Его посвящение бию Бекболату представляет собой поуче­ние, назидание.

    Один из самых выдающихся представителей казах­ской литературы XVIII в. - Бухар-жырау (1684- 1781 гг.), сын батыра Калкамана. Вышедший из бедной казахской семьи, испытавший крайнюю нужду, он под­нялся на высокую ступень поэтического Олимпа. В по­следние годы жизни был дружен с ханом Абылаем, который внимательно прислушивался к его советам и был подвержен влиянию старого мудреца.

    Бухар-жырау оставил весьма значительное поэтичес­кое наследие, пронизанное, в основном, историко-фило­софским содержанием. Несколько его творений наполне­ны лирикой.

    Поэтическое наследие Бухара Калкаманова довольно достоверно воссоздает некоторые известные события в политической истории казахской государственности. Для нас очень ценным является то, что его поэтические строки подтверждают многие факты последних лет жизни Абылая.

    Ярким представителем казахской поэзии XVIII в. явил­ся знаменитый Жанак (1775-1846 гг.). Вошедший в исто­рию как непревзойденный акын-импровизатор, он выходил непременным победителем в поэтических состязаниях. Ро­дившись на территории бывшего Абралинского района Восточно-Казахстанской области, он за свою долгую жизнь исколесил большую часть степи. До нас дошли сведения его айтыса со знаменитым поэтом Орынбаем.

    В творчестве Жанака часты сентиментальные мотивы. Посещая аулы местных знаменитостей в сопровождении молодых почитателей своего таланта, он заслужил гром­кую славу. Один из лучших вариантов "Козы Корпеш - Баян Сулу” также принадлежит его поэтическому даро­ванию. Моей белой юрты размах Знают те, кто кочует в степях, Аул мой не тронь, Покарает тебя Аллах!

    0 Вопросы и задания

    1.Назовите научные экспедиции и исследователей, изучавших казахский край.

    2.Расскажите об изучении Казахстана российскими учеными.

    3.Какие обстоятельства и события отразились в творчестве казахских поэтов ХУШ в.?

    4.Охарактеризуйте творческое наследие выдающихся казахс­ких поэтов ХУШ в.

    Документы и материалы

    Выдержки из "Жеты жаргы”

    Если кто умертвит человека, то отмщалась кровь за кровь, или за убийство платили 200 лошадей всем родом того виновника.

    Кто украдет верблюда и будет в сем обличен, с того взыскивали за одного верблюда трижды по девяти верблюдов и одного слугу. В честь женского пола, когда кто растлит или насильно учинит блудодеяние, того человека умерщвляли, или за бесче­стие взыскивали с него 100 лошадей.

    Об открытии в Оренбурге и Троицкой крепости мечетей

    б августа 1785 г. правящий в должности Уфимского и Симбирского генерал-губернатора генерал-поручик барон О.А.Игельстром донес императрице, что построенные в Орен­бургской и Троицкой крепости мечети открыты. На что государыня 4 сентября того же года ответила: "Не сомневаем­ся, что такое сооружение места для публичной молитвы привлечет... , а сие и может послужить со временем способом к воздержанию их от своевольства, лучше всяких строгих мер...”.

    В XVIII в. феодальные отношения у казахов были переплетены многочисленными патриархально-родовыми связями.

    Чингисиды, ханы и султаны властвовали над племенными союзами, над частью одной из трех орд или жузов (Абдулхаир-хан — над частью племен Меньшей орды, Барак-султан — в Большой орде и т. п.), в то время как баи, родоначальники и старейшины составляли совет при хане.

    Вместе с ханами и султанами они чинили суд, устанавливали кун (плату за кровь), разрешали барымту (угон скота), определяли пути кочевок и местоположение становищ, разбирали межродовые распри. В аульной общине сохранялись патриархально-родовой быт и патриархальные традиции. Сохранялись они и в культуре. Поэтому так велика в ней роль фольклора.

    Должностные лица и путешественники, побывавшие в XVIII столетии в казахской степи, свидетельствуют, что параллельно с фольклором существует устно-поэтическая традиция певцов-импровизаторов, своего рода «устная литература», во многом профессиональная. Ее представляют жырау и акыны.

    В преданиях и легендах о жырау Бухаре, Умбетее, Тати-Каре рассказывается о том, что они состояли певцами ханской ставки, советниками и прорицателями при чингисидах. По типу своему эти певцы напоминают «вещего Бояна», чей образ прославлен автором «Слова о полку Игореве».

    Импровизированные песни жырау слагались на события, общезначимые для казахских ханств, — посылку посольства, объявление военных походов, разбор тяжб и раздоров между племенами, родами и ханами, заключение мира, дипломатические отношения с соседями.

    Жанры у жырау были свои, отличные от фольклорных, — толгау (поэтические рассуждения), в которых размышления сочетаются с назиданиями; песни, хулительные, обличительные; прославления и величания героев; наставления отдельным людям и народу. В творчестве жырау преобладали нравоучения, дидактика.

    К XVIII столетию облик жырау изменил свои черты. Если в давние времена жырау был и поэтом, и музыкантом, то в XVIII в. жырау — прежде всего поэт-импровизатор, он слагает свои песни без музыкального сопровождения. Поэт обособился от музыканта, индивидуальная самохарактеристика в песнопениях жырау становится заметнее, чаще звучат обличающие мотивы, например, у Бухара.

    Жырау XVIII в., как правило, были «свойственниками» батыров, ближайшими советчиками ханов. Общепринятое уважение к личности жырау, взгляд на этих певцов как на одаренных редким даром прорицания избранников судьбы ставили их в привилегированное положение. Без песен жырау не принимались важные государственные решения. Их творчество было тесно связано с практикой правления.

    Устная традиция обычно закрепляет их песни в составе легенд и преданий, повествующих об отношениях родов, племен и жузов с правящей верхушкой, о различных международных событиях эпохи. Редко песни жырау передаются из уст в уста без обрамляющего повествования.

    В народной памяти сохранилось немало песен жырау, и многие из них приписываются Тати-Каре, Умбетею, Бухару, жившим в XVIII в. Все три жырау, по преданиям, состояли при хане Аблае.

    Большая часть преданий связывает их творчество с объединительными тенденциями, которыми жило казахское общество после «Великого бедствия» — вторжения в казахские кочевья войска джунгарских хунтайджи в 1723 г. Перед выступлением в поход они воодушевляли батыров и ополчение достойно встретить врага, в походе же ехали впереди войска, призывая к стойкости и заключению мира.

    Известно, что Бухар осудил намерение Аблая пойти с походом на соседние народы. Он всегда был за мир и согласие среди казахских племен и жузов, за признание ими сильной ханской власти. Когда род Керей (по вариантам — Садыр) решил откочевать от Аблая, жырау ратует за прекращение распри и возмущения против хана («Керей, куда откочевываешь!»).

    В другой песне — «Рядом с ханом Аблаем» — он наставляет народ и знать: «Создайте единый совет! Будьте единодушны!» И еще: «Простой народ, воюя с ханом, погибнет. Если свалится хан, все погибнут». Жырау наставляет батыров и народ, идя в поход «под пестрым знаменем Аблая», объединяться, как и следует «детям мусульман». Идеи типичные для ханской ставки.

    Мораль Бухара — мораль воинской доблести. Хан и его батыры должны быть идеальными предводителями войска и правителями. Путь совершенствования — воинский подвиг. Боевая отвага — норма для всех казахов, но особо ей обязаны следовать власть имущие, военачальники.

    Таким образом, наставительная поэзия жырау окрашена в общественно-политические тона, связана с тенденциями к объединению и с политикой созданных на этой основе казахских ханств XVIII в. Знаменательно, что песни жырау, сохраняясь в устно-поэтической традиции, ни по содержанию, ни по форме не были ассимилированы фольклором.

    В этих песнях сочетаются дидактические и публицистические элементы: назидания, советы, поучения и пафос призывов; риторика, афоризмы, высокие патетические сравнения, символика (порой арабо-персидского происхождения — Рустам, Навширан и проч.) и биографические и бытовые детали в обращениях («Ты бегал босиком, ткал мату»).

    Основа песен жырау — размер жыра, жанровая форма — толгау (поэтическое импровизированное размышление), образность, почерпнутая в степных просторах и кочевой жизни, — от казахского фольклора, от которого отпочковывалась импровизированная песня жырау.

    Акыны XVIII в. — Шал, Котеш, Коблан, Жанкиси и др. — импровизаторы и сказители, исполнители фольклора. Они тесно связаны с повседневной жизнью народа и представляют собой собственный «род-племя». Они знатоки родословия и преданий, мудрости отцов, содержащейся в пословицах и поучениях.

    Старшины и баи привлекали акынов к разбирательству внутриродовых конфликтов, поручали им представительство при разборе тяжб с другими родами. В походах акыны были в первых рядах родового ополчения.

    Личное начало у акынов выражено менее четко, чем у жырау, поскольку укрепление профессионального начала в творчестве акынов во многом происходит в русле народно-поэтической традиции.

    Будучи «певцами по ремеслу», выступая на тоях (праздниках) и поминках, на родовых и межродовых сборищах, они поют о «временах, давно прошедших», творят эпос и обращаются к современникам, присутствующим на их выступлениях, с арнау (импровизированными посвящениями). В айтысах (поэтических спорах) акыны, представительствуя от своих родов, оценивают их прошлое и настоящее.

    Акынам XVIII в. принадлежат обширные спевы. Известный казахский ученый-этнограф Ч. Ч. Валиханов (1835—1865) свидетельствует, что Шал-акын составил поэтическую родословную рода Атыгай.

    В ней он воспел предков и современников, включая своего рано ушедшего из жизни отца, Кулеке, и его ближайших родичей — старшин Атыгая. Другой акын — Кусен — сложил эпос о своем современнике и соплеменнике Утегене, старшине и батыре рода Жаныс. Мотивы местных преданий сплетаются в эпосе акынов с темами, значимыми для всего народа.

    Наследие прошлого и современность, жанры фольклора и жанры профессионального песнетворчества (айтыс, например) определяют своеобразие искусства акынов. Репертуар акынов перекликается с песнями жырау: у тех и других есть толгау — наставительные и обличительные песни.

    Певец в XVIII в. сочетался с моралистом, наставником и обличителем и в акыне, и в жырау, но в разной мере и при различии положения и общественной роли. Предания связывают акынов с народом, часто изображают бедняками, а подчас вожаками поднявшихся против хана соплеменников. Так, Котеш-акын от имени рода требует от хана Аблая кун (плату за кровь), грозит ему возмездием Олжабая и других батыров племени Аргын.

    Поэтика акынов ближе фольклору, чем поэтика жырау, и в айтысах, и в толгау, и в назиданиях акынов заметнее повествовательное начало, интерес к быту, описания его. Если поэтические нравоучения жырау отвлеченны или довольствуются одной-двумя подробностями, акыну нужна цепь их, он предпочитает конкретные описания.

    Вот наставления жырау о выборе жены. Образ нерадивой женщины создан одной деталью: «Если эта женщина скроит тебе одежду — воротник вывернется, а полы обвиснут». («Черный аргамак» Бухара-жырау). У акына неумеха описана полнее, она ленива, грязна и сварлива: «Не стесняясь, ругается с мужем. Поварешкой ударив собаку, не помыв, опускает в котел» («О женщине» Шал-акына).

    Жырау и акыны создавали свои произведения устно путем непосредственной импровизации, хотя некоторые из них читали по-арабски и неплохо знали мусульманско-книжную культуру.

    Как гласят биографические сведения и предания, в которых сообщается о жизни и песнях жырау и акынов, им были ведомы учение ислама, догмы Корана и правила шариата, а также различные житийные, исторические, летописные и художественные сочинения мусульманских авторов, как изданные, так и рукописные. Правда, большинство жырау и акынов знало их в устной передаче мулл и ходжей.

    Как пишут путешественники, посетившие Казахстан в XVIII в., среди казахского населения имели хождение старинные рукописные истории о Чингисе, Тимуре. Были также известны такие произведения, как «О мудрости великого и милосердного Аллаха», «Цветы мудрости», «Цвет правды», «Сказания о великом хане Темучине», «Жизнь Чингисхана и Аксак Темира».

    Все они использовались казахской знатью для поддерживания своего авторитета. А казахский народ, по единодушному мнению всех очевидцев, воспринимал ее изустно. Поэтому воздействие захожей книжности в XVIII столетии было еще невелико.

    История всемирной литературы: в 9 томах / Под редакцией И.С. Брагинского и других - М., 1983-1984 гг.

    КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

    По теории литературы и по истории русской литературы учащимся хорошо известны смысл и содержание слова «литература», ее основные признаки, то, что «литература — это искусство пластического изображения посредством слова» (М.Горький).

    От того, как учитель преподнесет историю возникновения и основные черты казахской литературы, будет зависеть успех дальнейшей работы. Поэтому вступление к рассказу о казахской письменной литературе особо ответственно и трудно.

    Введение, которое составляет первый раздел учебника, имеет значение для всего курса истории казахской литературы. Оно ставит задачи охарактеризовать в общей форме те исторические предпосылки, которые подготовили возникновение, движение казахской литературы и те условия, которые определили ее своеобразие и национальное значение. В этой части урока учитель вводит своих слушателей в художественную историю жизни казахского народа, показывает яркое воплощение его стремлений и чаяний, любовь к Родине, большой вклад в отечественную культуру. Казахская дореволюционная литература замечательна своими демократическими, гуманистическими, просветительскими идеями. Она неразрывно связана с судьбами родного народа, исполнена веры в его светлое будущее. Ей присущи неустанные поиски социальной правды, справедливости, тяга к глубокому реализму,

    Казахская литература складывалась на почве народной словесности, на протяжении ряда столетий. В древности территория Казахстана была населена различными народностями, племенами, у которых была своеобразная самобытная культура. Например, в долине Сырдарьи жид певец, музыкант, сказитель Коркыт, чьи призведения и легенды хранит фольклор казахского и многих тюркских народов. Его считают создателем смычкового инструмента кобыза, схожего со скрипкой. На родине легендарного Коркыта сооружен своеобразный памятник. Напоминающий очертаниями кобыз, он при порывах ветра издает мелодичные звуки, свойственные этому инструменту.

    На территории Казахстана были города Отрар, Тараз, Сарай, Баласагун. В Отраре жил и творил известный ученый Мухаммед Абу Наср аль-Фараби (840-950), писавший свои труды на арабском языке. В Х-ХIII веках развивалась культура народов, населявших территорию Казахстана. Труды Юсуфа Баласагунского, Махмуда Кашгарского являются общим наследием тюркоязычных народов. Установлено, что в создании памятников «Огузнаме» (XIII в.), «Муххабат-наме» (XIV в.) наряду с другими восточными народами участвовали и казахские племена, о чем свидетельствует наличие в них не только казахских слов и крылатых выражений, но близость ряда повествований к традиции устной национальной поэзии.

    Процессу сложения казахской народности способствовало возникновение первых казахских ханств в XV веке. В этот же период наряду с фольклором начинает складываться письменная поэзия.

    Приступая к изучению одного из первых представителей казахской письменной литературы XVIII века Бухара-жырау Калкама-нова (1693-1787), преподаватель должен обратить внимание учащихся на сложность исторической общественно-политической обстановки в казахской степи. Сложность эта выражалась в раздробленности казахской земли на отдельные ханства, в отсутствии единства между многочисленными родами и племенами, во вражде между ними, в постоянной угрозе захвата земель со стороны джунгарских завоевателей — все это выдвинуло на первый план мысль о необходимости единства казахских родов и племен, порождало идею согласия, проблему взаимоотношений ханской власти и народа. Основным выражением этих идей стали страстные, призывные стихи-обращения, стихи-размышления Бухара-жырау Калкаманова.

    Из биографического материала учебника учащиеся узнали, что Бухар-жырау в ставке хана Аблая был влиятельным человеком, смело вмешивался в его внутреннюю и внешнюю политику. Имя его уже знакомо учащимся по урокам истории Казахстана. Поэтому им будет интересно узнать, как в творчестве Бухара-жырау Калкаманова отразилось сложное противоречивое время правления хана Аблая.

    Приведенные в хрестоматии по казахской литературе стихи Бухара-жырау Калкаманова, условно названные «Песня об Аблае», относятся к числу сложных, трудно усваиваемых поэтических произведений. Содержание, смысл, идеи, художественное выражение их не уловить учащимся только при прочтении. Поэтому комментирование учителем текста стихотворения необходимо. В центре стихотворения — описание борьбы Аблая и его богатырей с сильными соседями и внутренними врагами. До Аблая дошла весть о том, что племена семиз-найманов и кунгра-тов разбиты и их стада угнаны соседями — киргизскими богатырями во главе с удалым Садыром. Опять нарушено спокойствие степи, и хан Аблай готовится к походу.

    Пусть взойдет, сверкая, звезда Сумбуле,

    Пусть кони откормятся.

    Я задам тогда Садыру,

    Как бывало раньше...

    Бухар-жырау в стиле эпоса описывает сбор в поход, когда «взошла, сверкая, Сумбуле, кони разжирели», «саврасый, купленный за сто баранов, округлился, как сердце», когда хан Аблай, государь, собрал несметное войско и двинулся, «взмыл, как сокол-балабан, взмахнул, как ястреб, стал как кобчик под То-калтереком», то есть близко к территории киргизов. При чтении описания сцены, когда хан, «не слезая с коня, устроил там совет», учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, как Бухар-жырау отходит от традиционного фольклорного изображения трудностей, стоящих перед богатырями.

    Анализируя стихотворения Бухара-жырау Калкаманова, надо раскрыть сложный, противоречивый характер его творчества, показать, какие детали приближают автора к письменной поэзии.

    Хотя в программе и учебнике не говорится о других представителях казахской поэзии конца XVIII века, учителю необходимо сказать, что кроме Бухара-жырау Калкаманова известны и другие акыны-импровизаторы этого периода — Шал, Татикара, Умбетей, Жанкиси.

    Подытоживая изучение казахской литературы XVIII века в лице ее наиболее крупного представителя Бухара-жырау Калкаманова, необходимо обратить внимание на ее главную тенденцию — отчетливое размежевание границ фольклора и литературы, проявление способности новой казахской письменной поэзии вмешиваться в общественную, политическую жизнь казахского общества. Свободное от религиозных, мистических наслоений здоровое, народное начало фольклора во многом повлияло и на то, что на самой заре, в самом начале казахской письменной поэзии отчетливо стали звучать гражданские мотивы, стали ставиться проблемы общественного, социального, даже политического порядка.