Преемственность программы формирования ууд при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Подготовка детей к успешному обучению в школе - приоритетная задача дошкольного образования, которая в современной ситуации, связанной с принятием ФГОС ДО, приобретает особую актуальность.

Изменение условий готовности детей к школе связана с произошедшими в последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания в школе, поэтому все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Вместе с тем продолжает вызывать тревогу, что возрастание учебных требований пагубно сказывается на состоянии здоровья детей.

В современных условиях ДОО призвана не столько дать определённую сумму знаний и умений, сколько обеспечить готовность ребёнка к школе, которая связана со всеми гранями его личности - умственными, нравственными, физическими и др. Сложность проблемы преемственности требует взаимодействия педагогов ДОО и учителей начальных классов, чтобы дети-дошкольники безболезненно смогли принять новый статус школьника. Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в ДОО, так как с каждым годом
усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных
образовательных учреждениях. Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития в раннем и дошкольном детстве, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому для обеспечения безболезненного перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности, в ДОО создаются условия для максимального развития интеллектуально-творческой личности каждого ребенка, готовой к принятию новой социальной роли, статуса ученика. Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи. Проблемой определения и формирования у детей готовности к школьному обучению как целостного и сложного личностного новообразования занимались ведущие отечественные педагоги и психологи: Л.С. Выготский, Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.Р. Болотина, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, Я. Л. Коломенский, Н.В. Нижегородцева, Н.Г. Салмина, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эль-конин и др. Проведенный целенаправленный анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что готовность к школе - это определенный уровень психического развития ребёнка, который позволяет ему в дальнейшем успешно учиться.

Преемственность создает условия для реализации в педагогическом процессе детского сада и школы единой, динамической и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает неуклонное поступательно-восходящее формирование личности. Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения старших дошкольников и младших школьников. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями. При этом обеспечивается естественное вхождение детей в новые условия, что способствует повышению эффективности воспитания и обучения учащихся с первых дней пребывания в школе.

За последнее время различные аспекты проблемы готовности ребёнка к школе в условиях образовательного комплекса были предметом исследования многих учёных. Так удалось решить следующие вопросы проблемы:

Разработаны подходы к организации непрерывного образования в ДОУ по подготовке детей к школе (Л. Венгер, О.И. Симеонова, Е. Кравцова, Г. Кравцов, и т.д.);

Показаны закономерности работы ДОУ и школы как условия повышения качества готовности ребёнка к школе (Л.Б. Гуцалюк, З.П. Красношлык, Г.М. Свеженцова).

В то же время следует отметить, что далеко не все проблемы уже удалось решить, а также использовать потенциальные пути повышения их эффективности.

Обеспечение преемственности программы формирования УУД

при переходе от дошкольного к начальному образованию

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Организация системы преемственности ступеней образования на сегодняшний день имеет больше вопросов, нежели ответов на них. Нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным и образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном, это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем.

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного образования и нового проекта Закона «Об образовании» возникла необходимость пересмотра целей, задач и содержания воспитательно-образовательной деятельности. Обновление содержания образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения кардинально новых форм.

Согласно новому проекту Закона «Об образовании» дошкольное образование должно стать обязательным и впервые получит статус первого уровня общего образования в России. Это та ступень образования, которая закладывает основы личности и интеллектуального развития подрастающего поколения россиян.

Проект Закона предусматривает возможность подготовки к школе для всех ребят дошкольного возраста. Преемственность дошкольного и начального общего школьного образования возможна только при условии стыковки программ и обучающих методик.

Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования.. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задача дошкольного образования в рамках проблемы преемственности - это обеспечение условий для психического развития ребенка, обогащение развития через различные виды продуктивной деятельности детей. Задача начальной школы - оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту - таков основополагающий принцип истинно гуманной педагогики.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях.

Психологическая преемственность требует учёта возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности, сензитивных периодов, и в то же время способствует снятию психологических трудностей адаптационных "переходных" периодов. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Кажется, что необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна, так почему же до сих пор это взаимодействие практически отсутствует? С какими же проблемами мы, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент), определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.

В процессе четырёхлетнего психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребёнок опять неоднократно обследуется. Упущенное время "работает" против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.

Непосредственный контакт психологов и педагогов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

2. Имеет место проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети переходят в "элитную" школу. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.

Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.

3. Существует проблема недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

4. Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.

5. Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.

Для решения этой проблемы необходимо создание модели преемственности детского сада и школы.

Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать в аспекте психологической преемственности непрерывного образования.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:

1. заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;

2. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

3. проведение профилактических мероприятий, таких как:

"День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;

4. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);

5. проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора);

6. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;

7. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Есть три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием, а именно:

1. Методическая работа.

2. Работа с родителями.

3. Работа с детьми.

Согласованная и дружная работа с психологом школы позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.


«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л. С. Выготский
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А.Сухомлинский).
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с недостаточностью целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические.

Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей остротой ставят задачу целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться».

Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.
1. Соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения.
2. Соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов через организацию их межличностного общения.
3. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности. Проведение занятий с учетом принципа соответствия формы занятий ведущему виду деятельности — игре. Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу».
4. Доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям (ученикам, воспитанникам).
5. Для достижения эффективности в обучении дошкольников и младших школьников необходимо формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.
6. Использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим.
7. Адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).
8. Обеспечение выполнения таких учебных действий как: восприятие инструкций; планирование деятельности, умение выполнять задание до конца; оценка действий на основе совместной деятельности — педагог, ученик, воспитанник.
9. Применение заданий, способствующих развитию познавательных функций: внимание; память; мышление.
10. Применение различные формы организации учебной деятельности с целью развития коммуникативных умений, работа парами; работа по подгруппам. Предоставление ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств, сочетание игровой, учебной, продуктивной и других видов деятельности.
11. Активизация любознательности и инициативность детей:
– умение задавать вопросы;
– высказывание собственных суждений;
– умение делать простые практические выводы.
12. Организация условий для партнерского сотрудничества детей и педагогов.
13. Осуществление педагогической пропаганды среди родителей и широкой общественности.
14. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.

Преемственность в формирования универсальных учебных действий при переходе со ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования и их значение для дальнейшего обучения

Универсальные учебные действия

Ступень дошкольного образования (предшкола)
Личностные: — самоопределение, смыслообразование.
Познавательные логические: классификация
Познавательные знаково-символические
Регулятивные:
-выделение и сохранение цели заданной в виде образца — продукта действия,
-ориентация на образец и правило выполнения действия,
— оценка.
Коммуникативные: как умение вступать сотрудничество.
Коммуникативные: как общение.

Школа 1 ступени обучения:
Личностные действия: — смыслообразование, смыслоопределение, регулятивные действия.
Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные.
Коммуникативные (речевые), регулятивные соотносить собственную позицию с позицией партнеров.
Коммуникативные, регулятивные.

Результаты развития универсальных учебных действий

Ступень дошкольного образования (предшкола):
Формирование внутренней позиции школьника.
Овладение понятием сохранения (на примере дискретного множества).
Различение символов/знаков и замещаемой предметной действи-тельности.
Умение произвольно регулировать поведение и деятельность: построение предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом.
Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и меж-личностном взаимодействии.
Развитие коммуникации как общения и кооперации со взрослым и сверстником. Развитие планирующей и регулирующей функции речи.

Школа 1 ступени обучения:
Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.
Развитие основ гражданской идентичности. Формирование рефлексивной адекватной самооценки.
Функционально — структурная сформированность учебной дея-тельности. Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.
Формирование внутреннего плана действия.
Развитие рефлексии - осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.

Значение универсальных учебных действий

Для обучения в 1 классе:
Формирование адекватной мотивации учебной деятельности.
Обеспечение предпосылок формирования числа на основе овладения сохранением дискретного множества как условия освоения математики.
Формирование предпосылок успешности овладения чтением (грамотой) и письмом; усвоения математики, родного языка; умения решать математические, лингвистические и другие задачи; понимание условных изображений в любых учебных предметах.
Формирование умения организовывать и выполнять учебную де-ятельность в сотрудничестве с учителем.
Овладение эталонами обобщенных способов действий, научных понятий (в русском языке, математике) и предметной, продуктивной деятельности (в технологии, изобразительном искусстве и др.).

Осознание содержания своих действий и усвоение учебного содержания
Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Осознание содержания своих действий и усвоение учебного содержания.

Таким образом, необходимо обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 10th Октябрь, 2015
Вы находитесь: