Примеры экосистем. Из каких частей состоит экосистема

Экосистема — это функциональное единство живых организмов и среды их обитания. Основные характерные особенности экосистемы — ее безразмерность и безранговость. Замещение одних биоценозов другими в течение длительного периода времени называется сукцессией. Сукцессия, протекающая на вновь образовавшемся субстрате, называется первичной. Сукцессия на территории, уже занятой растительностью, называется вторичной.

Единицей классификации экосистем является биом — природная зона или область с определенными климатическими условиями и соответствующим набором доминирующих видов растений и животных.

Особая экосистема — биогеоценоз — участок земной поверхности с однородными природными явлениями. Составными частями биогеоценоза являются климатоп, эдафотоп, гидротоп (биотоп), а также фитоценоз, зооценоз и микробоценоз (биоценоз).

С целью получения продуктов питания человек искусственно создает агроэкосистемы. Они отличаются от естественных малой устойчивостью и стабильностью, однако более высокой продуктивностью.

Экосистемы — основные структурные единицы биосферы

Экологическая система, или экосистема, — основная функциональная единица в экологии, так как в нее входят организмы и

неживая среда — компоненты, взаимно влияющие на свойства друг друга, и необходимые условия для поддержания жизни в той ее форме, которая существует на Земле. Термин экосистема впервые был предложен в 1935 г. английским экологом А. Тенсли.

Таким образом, под экосистемой понимается совокупность живых организмов (сообществ) и среды их обитания, образующих благодаря круговороту веществ, устойчивую систему жизни.

Сообщества организмов связаны с неорганической средой теснейшими материально- энергетическими связями. Растения могут существовать только за счет постоянного поступления в них углекислого газа, воды, кислорода, минеральных солей. Гетеротрофы живут за счет автотрофов, но нуждаются в поступлении таких неорганических соединений, как кислород и вода.

В любом конкретном месте обитания запасов неорганических соединений, необходимых для поддержания жизнедеятельности населяющих его организмов, хватило бы ненадолго, если бы эти запасы не возобновлялись. Возврат биогенных элементов в среду происходит как в течение жизни организмов (в результате дыхания, экскреции, дефекации), так и после их смерти, в результате разложения трупов и растительных остатков.

Следовательно, сообщество образует с неорганической средой определенную систему, в которой поток атомов, вызываемый жизнедеятельностью организмов, имеет тенденцию замыкаться в круговорот.

Рис. 8.1. Структура биогеоценоза и схема взаимодействия между компонентами

В отечественной литературе широко применяется термин «биогеоценоз», предложенный в 1940 г.B . Н Сукачевым. По его определению, биогеоценоз — «совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горной породы, почвы и гидрологических условий), имеющая особую специфику взаимодействий этих слагающих ее компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией их между собой и другими явлениями природы и представляющая собой внутренне противоречивое диалектическое единство, находящееся в постоянном движении, развитии».

В биогеоценозе В.Н. Сукачев выделял два блока: экотоп — совокупность условий абиотической среды и биоценоз — совокупность всех живых организмов (рис. 8.1). Экотоп часто рассматривают как абиотическую среду, не преобразованную растениями (первичный комплекс факторов физико-географической среды), а биотоп — как совокупность элементов абиотической среды, видоизмененных средообразующей деятельностью живых организмов.

Существует мнение, что термин «биогеоценоз» в значительно большей степени отражает структурные характеристики изучаемой макросистемы, тогда как в понятие «экосистема» вкладывается, прежде всего, ее функциональная сущность. Фактически же между этими терминами различий нет.

Следует указать, что совокупность специфического физико-хи- мического окружения (биотопа) с сообществом живых организмов (биоценозом) и образует экосистему:

Экосистема = Биотоп + Биоценоз.

Равновесное (устойчивое) состояние экосистемы обеспечивается на основе круговоротов веществ (см. п. 1.5). В этих круговоротах непосредственно участвуют все составные части экосистем.

Для поддержания круговорота веществ в экосистеме необходимо наличие запаса неорганических веществ в усвояемой форме и трех функционально различных экологических групп организмов: продуцентов, консументов и редуцентов.

Продуцентами выступают автотрофные организмы, способные строить свои тела за счет неорганических соединений (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Продуценты

Консументы - гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество продуцентов или других консументов и трансформирующие его в новые формы.

Редуценты живут за счет мертвого органического вещества, переводя его вновь в неорганические соединения. Классификация эта относительная, так как и консументы, и сами продуценты выступают частично в роли редуцентов в течение жизни, выделяя в окружающую среду минеральные продукты обмена веществ.

В принципе круговорот атомов может поддерживаться в системе и без промежуточного звена — консументов, за счет деятельности двух других групп. Однако такие экосистемы встречаются скорее как исключения, например на тех участках, где функционируют сообщества, сформированные только из микроорганизмов. Роль консументов выполняют в природе в основном животные, их деятельность по поддержанию и ускорению циклической миграции атомов в экосистемах сложна и многообразна.

Масштабы экосистемы в природе весьма различны. Неодинакова также степень замкнутости поддерживаемых в них круговоротов вещества, т.е. многократность вовлечения одних и тех же элементов в циклы. В качестве отдельных экосистем можно рассматривать, например, и подушку лишайников на стволе дерева, и разрушающийся пень с его населением, и небольшой временный водоем, луг, лес, степь, пустыню, весь океан и, наконец, всю поверхность Земли, занятую жизнью.

В некоторых типах экосистем вынос вещества за их пределы настолько велик, что их стабильность поддерживается в основном за счет притока такого же количества вещества извне, тогда как внутренний круговорот малоэффективен. Таковы проточные водоемы, реки, ручьи, участки на крутых склонах гор. Другие экосистемы имеют значительно более полный круговорот веществ и относительно автономны (леса, луга, озера и т.п.).

Экосистема — практически замкнутая система. В этом состоит принципиальное отличие экосистем от сообществ и популяций, являющиеся открытыми системами, обменивающимися со средой обитания энергией, веществом и информацией.

Однако ни одна экосистема Земли не имеет полностью замкнутого круговорота, поскольку минимальный обмен массой со средой обитания все-таки происходит.

Экосистема является совокупностью взаимосвязанных энергопотребителей, совершающих работу по поддержанию ее неравновесного состояния относительно среды обитания за счет использования потока солнечной энергии.

В соответствии с иерархией сообществ жизнь на Земле проявляется и в иерархичности соответствующих экосистем. Экосистемная организация жизни является одним из необходимых условий ее существования. Как уже отмечалось, запасы биогенных элементов, необходимых для жизни организмов на Земле в целом и на каждом конкретном участке на ее поверхности, небезграничны. Лишь система круговоротов могла придать этим запасам свойство бесконечности, необходимое для продолжения жизни.

Поддерживать и осуществлять круговорот могут только функционально различные группы организмов. Функционально-экологическое разнообразие живых существ и организация потока извлекаемых из окружающей среды веществ в циклы — древнейшее свойство жизни.

С этой точки зрения устойчивое существование многих видов в экосистеме достигается за счет постоянно происходящих в ней естественных нарушений местообитаний, позволяющих новым поколениям занимать вновь освободившееся пространство.

Концепция экосистемы

Основным объектом изучения экологии являются экологические системы, или экосистемы. Экосистема занимает следующее после биоценоза место в системе уровней живой природы. Говоря о биоценозе, мы имели в виду только живые организмы. Если же рассматривать живые организмы (биоценоз) в совокупности с факторами окружающей среды, то это уже экосистема. Таким образом, экосистема — природный комплекс (биокосная система), образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (например, атмосфера — косной, почва, водоем — биокосной и т.д.), связанными между собой обменом веществ и энергии.

Общепринятый в экологии термин «экосистема» ввел в 1935 г. английский ботаник А. Тенсли. Он считал, что экосистемы, «с точки зрения эколога представляют собой основные природные единицы на поверхности земли», в которые входит «не только комплекс организмов, но и весь комплекс физических факторов, образующих то, что мы называем средой биома, — факторы местообитания в самом широком смысле». Тенсли подчеркивал, что для экосистем характерен разного рода обмен веществ не только между организмами, но и между органическим и неорганическим веществом. Это не только комплекс живых организмов, но и сочетание физических факторов.

Экосистема (экологическая система) — основная функциональная единица экологии, представляющая собой единство живых организмов и среды их обитания, организованное потоками энергии и биологическим круговоротом веществ. Это фундаментальная общность живого и среды его обитания, любая совокупность совместно обитающих живых организмов и условий их существования (рис. 8).

Рис. 8. Различные экосистемы: а — пруда средней полосы (1 — фитопланктон; 2 — зоопланктон; 3 — жуки-плавунцы (личинки и взрослые особи); 4- молодые карпы; 5 — щуки; 6 — личинки хорономид (комаров-дергунцов); 7- бактерии; 8 — насекомые прибрежной растительности; б — луга (I — абиотические вещества, т.е. основные неорганические и органические слагаемые); II- продуценты (растительность); III- макроконсументы (животные): А — травоядные (кобылки, полевые мыши и т.д.); В — косвенные или питающиеся детритом консументы, или сапробы (почвенные беспозвоночные); С- «верховые» хищники (ястребы); IV- разлагатели (гнилостные бактерии и грибы)

Понятие «экосистема» можно применить к объектам различной степени сложности и величины. Примером экосистемы может служить тропический лес в определенном месте и в конкретный момент времени, населенный тысячами видов живущих вместе растений, животных и микробов и связанный происходящими между ними взаимодействиями. Экосистемами являются такие природные образования, как океан, море, озеро, луг, болото. Экосистемой может быть кочка на болоте и гниющее дерево в лесу с живущими на них и в них организмами, муравейник с муравьями. Самой большой экосистемой является планета Земля.

Каждая экосистема может характеризоваться определенными границами (экосистема елового леса, экосистема низинного болота). Однако само понятие «экосистема» безранговое. Она обладает признаком безразмерности, ей не свойственны территориальные ограничения. Обычно экосистемы разграничиваются элементами абиотической среды, например рельефом, видовым разнообразием, физико-химическими и трофическими условиями и т.н. Размер экосистем не может быть выражен в физических единицах измерения (площадь, длина, объем и т.д.). Он выражается системной мерой, учитывающей процессы обмена веществ и энергии. Поэтому под экосистемой обычно понимают совокупность компонентов биотической (живые организмы) и абиотической среды, при взаимодействии которых происходит более или менее полный биотический круговорот, в котором участвуют продуценты, консументы и редуценты. Термин «экосистема» применяется и по отношению к искусственным образованиям, например экосистема парка, сельскохозяйственная экосистема (агроэкосистема).

Экосистемы можно разделить на микроэкосистемы (дерево в лесу, прибрежные заросли водных растений), мезоэкосистемы (болото, сосновый лес, ржаное поле) и макроэкосистемы (океан, море, пустыня).

О равновесии в экосистемах

Равновесными называются такие экосистемы, которые «контролируют» концентрации биогенов, поддерживая их равновесие с твердыми фазами. Твердые же фазы (остатками живых организмов) являются продуктами жизнедеятельности биоты. Равновесными будут и те сообщества и популяции, которые входят в равновесную экосистему. Такой вид биологического равновесия называется подвижным , поскольку процессы отмирания непрерывно компенсируются появлением новых организмов.

Равновесные экосистемы подчиняются принципу устойчивости Лe Шателье. Следовательно, эти экосистемы обладают гомеоста- зом, — иными словами, способны минимизировать внешнее воздействие при сохранении внутреннего равновесия. Устойчивость экосистем достигается не смещением химических равновесий, а путем изменения скоростей синтеза и разложения биогенов.

Особый интерес представляет способ поддержания устойчивости экосистем, основанный на вовлечении в биологический круговорот органического веществ, ранее произведенного экосистемой и отложенного «про запас» — древесины и мортмассы (торф, гумус, подстилка). В этом случае древесина служит как бы индивидуальным материальным богатством, а мортмасса — коллективным, принадлежащим экосистеме в целом. Это «материальное богатство» увеличивает запас устойчивости экосистем, обеспечивая их выживание при неблагоприятных изменениях климата, стихийных бедствиях и др.

Устойчивость экосистемы тем больше, чем больше она по размеру и чем богаче и разнообразнее ее видовой и популяционный состав.

Экосистемы разного типа используют различные варианты индивидуальных и коллективных способов запасания устойчивости при различном соотношении индивидуального и коллективного материального богатства.

Таким образом, основная функция совокупности живых существ (сообщества), входящих в экосистему, — обеспечить равновесное (устойчивое) состояние экосистемы на основе замкнутого круговорота веществ.

"Свобода - странная вещь. Каждый может легко обрести ее, если только он умеет ограничиваться и находить самого себя. И на что нам избыток свободы, который

мы не в состоянии использовать?
Если кто-либо имеет достаточно свободы, чтобы вести здоровый образ жизни и заниматься своим ремеслом, то этого достаточно, а столько свободы имеет каждый. И потом все мы свободны только на известных условиях, которые мы должны выполнять. Бюргер так же свободен, как аристократ, если он умеет оставаться в тех границах, которые указаны ему богом и сословием, в котором он родился. Аристократ так же свободен, как правящий князь, потому что, если он при дворе соблюдает немногие придворные церемонии, то может чувствовать себя равным государю. Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными. Я во время моих путешествий часто сталкивался с купцами, которые думали, что они становятся равными мне, если бесцеремонно рассаживаются со мною за одним столом; но это не делало нас равными; наоборот, если бы они знали мне цену и должным образом относились ко мне, то это подняло бы их до меня." (Гёте)

Работа с текстом

Мировоззрение личности

Мировоззрение человека находится в постоянном развитии. Оно может существенно меняться под влиянием открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постояннаясоставляющая. Она в конечном счёте и представляет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или псевдонаучном знании и т.п.

Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение0 и миропонимание. Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т.е. на уровне образов, в том числе и художественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жизни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др.

В отличие от мировосприятия миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, практика самого человека и общества.

Знание миропонимания состоит в том, что оно является основой формирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентаций, а значит, и мотивов деятельности.

Добрынина В.И. Мировоззрение, его роль в современном мире.

какие две части (два структурных элемента) включает в себя структура мировоззрения?

соотнесите известные вам типы мировоззрения со структурными элементами мировоззрения?

Как правило, мировоззрение человека можно определить по тем понятиям, терминам и устойчивым выражениям, которые он употребляет. Например, для мироощущения может быть характерен такой понятийный набор: вера, одиночество, жизненный порыв. Для миропонимания такой набор: закономерность, доказательство, социальная система. Приведите по два примера понятий и терминов, характеризующих два структурных элемента мировоззрения, выделенных в тексте автором.

Часто в преступную деятельность несовершеннолетние вовлекаются через дружеское общение со сверстникамии старшими приятелями, уже ступившими на

уголовную стезю. Определительную роль здесь играет боязнь подростка прослыть - предателем, трусом. К счастью не все ребята поддаются на такую агитацию
Порой подростки идут на преступление под влиянием взрослых. Руками несовершеннолетних взрослые совершают иногда опасные преступления, оставаясь втени, чтобы избежать ответсвенности. А сами подростки идут навсречу таким покровителям, получая от них вознаграждение.
Вопрос: 1) Что вы посоветовали молодому человеку,который попал подвлиянием преступной группы
2) Сформулируйте правила поведения, которых следуетпридерживаться, чтобы предохранить себя от вовлечения в преступную деятельность.
Вопрос по обществоведению

Проверьте мое домашнее задание, просто оценка за полугодие за это задание имеет огромное значение!!! Само задание: "В России

переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные...

Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования.. . По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе - лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом"

1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?

2. Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований.

3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве.. . к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.

1. 1)Половина экономического активного населения работают не на государство.

2)На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

2. На смену командной пришла рыночная экономика.

3. И.Заславский имел ввиду, что в системе экономической активности будут изменения, то есть "от полной и безусловной занятости в общественном производстве"(командной экономики) "к системе экономической активности"(к рыночной).

Правильно ли я ответил на заданные вопосы?

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Г.А.Сборщикова»

г. Перми

Урок по окружающему миру по теме

«Природные экосистемы Пермского края».

Педагог - учитель начальных классов

Тетерина Юлия Германовна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32

Имени Г.А.Сборщикова» г. Перми

Тема урока: Природные экосистемы Пермского края.

Целевые установки урока:

Предметные результаты:

  1. Повторить понятие «экосистема», «природная экосистема», «искусственная экосистема».
  2. Знать составляющие части экосистемы.
  3. Познакомиться с экосистемами Пермского региона.
  4. Приводить примеры представителей экосистем самостоятельно и с помощью справочной литературы.

Метапредметные результаты:

  1. Классифицировать объекты природы по их роли в экосистеме.
  2. Выявлять существенные признаки объектов природы.
  3. Осуществлять самопроверку.
  4. Рассказывать о представителях экосистемы, используя дополнительную литературу.

Личностные результаты:

  1. Осознавать необходимость бережного отношения к природе.
  2. Понимать необходимость соблюдения правил работы в коллективе.
  1. Организационный этап.

Класс делится на 4 группы. В группе выбирается командир. Каждая группа получает определенный набор карточек.

  1. Актуализация знаний.

На доске карточки: ЛУГ ЛЕС БОЛОТО ОЗЕРО

Посмотрите на карточки внимательно и попробуйте сформулировать тему урока самостоятельно.

/природные экосистемы/

Я запишу тему на доске, но, обратите внимание, точку не ставлю. А почему, вы ответите сами чуть позже.

Что общего в этих понятиях?

/названия природных экосистем, которые мы изучили/

Какой ещё вид экосистем мы изучили?

/искусственные экосистемы/

Чем различаются природные и искусственные экосистемы?

/В искусственных экосистемах круговорот замыкает человек/

Что такое экосистема?

/единство живой и неживой природы/

Найдите на ваших карточках определение понятия и заполните её.

Экосистема – единство ______________ и _________________природы, в котором сообщество живых___________________разных «профессий» способно поддерживать__________________________.

/живой, неживой, организмов, круговорот веществ/

Из каких частей состоит экосистема?

/воздух, почва, производители, потребители, и т.д./

Дополните таблицу составляющих частей экосистемы, дописав названия отсутствующих. Например:

Почва

Воздух

Догадайтесь, о какой составной части я говорю. Ответив на мои вопросы, вы проверите, правильно ли вы заполнили таблицу.

Обитатели экосистемы, к которой относимся и мы с вами.

/потребители/

Часть экосистемы, в которой расположены корни растений.

/почва/

Жидкая часть экосистемы.

/вода/

Обитатели экосистемы, которые живут в почве и дают растениям питательные вещества.

/разрушители/

Часть экосистемы, которая состоит из смеси газов.

/воздух/

Разделите части экосистемы на две группы. Объясните.

/живая и неживая природа/

Назовите ещё раз роли живых организмов в экосистеме.

/потребители, производители, разрушители/

Для чего в экосистеме нужны производители?

/превращают минеральные вещества в органические/

Какова роль потребителей?

/потребляют органические вещества/

Разрушителей?

/превращают органические вещества в минеральные/

Какова же роль содружества живых организмов в экосистеме? Почему экосистема может долго существовать без посторонней помощи и вмешательства?

/поддерживается круговорот веществ/

Что произойдет с экосистемой, если круговорот не будет полностью замкнут?

/превратится в другую экосистему/

Найдите у себя на столе карточки с замкнутой и не полностью замкнутой экосистемами. Определите, какая таблица показывает замкнутую экосистему. Подпишите в прямоугольниках «профессии» обитателей экосистемы.

Подпишите, передачу каких веществ показывают стрелки.

Вернёмся к карточкам, с которых начали урок. Расположите карточки в определенном порядке. Объясните.

/ОЗЕРО БОЛОТО ЛУГ ЛЕС – если эти экосистемы незамкнуты, то их смена происходит таким образом/

Какие из перечисленных экосистем можно отнести к не полностью замкнутым?

/ОЗЕРО БОЛОТО ЛУГ/

Почему лесная экосистема не заменяется другой экосистемой?

/круговорот в ней полностью замкнут/

Сейчас я раздам командам наугад карточки с названиями экосистем, а вы должны показать без звуков, какая экосистема вам досталась.

/ после показа проводится обсуждение признаков экосистем, по которым они узнавались/

  1. Изучение нового материала.

А сейчас поиграем в игру «Один лишний». Важно помнить, что оставшиеся объекты должны обладать общим свойством.

На доске карточки с изображениями дерева, черепахи, медведя, зайца, лося.

Первый лишний – дерево, т.к. остальные объекты –

Это животные.

Второй лишний – черепаха, т.к. не водится

В природных экосистемах Пермского региона.

Вы помните, что я не поставила точку после темы урока. Глядя на изображения объектов природы, попробуйте окончательно сформулировать тему урока.

/«Природные экосистемы Пермского края»/

Все ли из изученных экосистем представлены в природе нашего края?

/ответы детей различны/

Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, нам нужно получить дополнительную информацию. Какие источники помогают вам в этом?

/ответы детей/

Сегодня на уроке мы будем использовать справочную литературу. У вас на столах лежат учебные пособия, в которых собрана информация о природе Пермской области. Воспользуемся ими. Откройте содержание книги «ГЕОГРАФИЯ». Есть ли в ней глава, посвященная озерам? Болотам?

/да/

На какой странице находится нужный материал?

/стр.57/

Откройте. Найдите выделенное жирным шрифтом слово ОЗЕРО.

Прочитайте.

Сколько озер известно на территории региона?

/около 750/

На странице 60 найдите выделенное слово БОЛОТО. Прочитайте.

Из книги « Твое Прикамье» запишите названия самого большого озера и болота.

/Самое большое по площади озеро –

Чусовское, самое глубокое – Рогалек,

Самое большое болото – Большое Камское/

На странице 72 «ГЕОГРАФИИ» вы найдете немного информации о лугах нашего края. А почему ее немного вы мне скажете сами.

/ Общая площадь всех лугов невелика/

Какая же экосистема из изученных нами наиболее широко представлена на территории нашего края?

/леса/

Заполните таблицы «ЭКОСИСТЕМЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ».

Разделитесь в команды и попробуйте самостоятельно «добыть» информацию о представителях этой экосистемы. Заполните таблицу.

Сравним, что успели узнать об обитателях лесов нашего края команды.

/выслушивается ответ представителя любой

Команды об одной экосистеме, другие команды дополняют ответ/

На доске я поместила карточки с изображениями обитателей лесов Прикамья (лиса, сосна, заяц, ель, лось, рябина, медведь).

На какие две группы их можно разделить?

/производители и потребители/

Какой группы живых организмов не хватает?

/разрушители/

Какие разрушители наиболее известны в наших лесах?

/грибы/

Отгадайте несколько загадок о грибах. Если отгадываете, то карточка появляется на доске.

Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три - и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду. / Боровик/

Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. / Подберёзовик/

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу./ Опята/

Теперь можно утверждать, что на уроке была найдена информация о представителях трех «профессий» живых организмов самой распространенной экосистемы нашего региона?

/да/

А теперь откройте оглавления всех 3 книг. Прочитайте названия глав находящихся:

«ГЕОГРАФИЯ» стр.216

«ЖИВОТНЫЕ ПРИКАМЬЯ» стр. 130

«РАСТЕНИЯ ПРИКАМЬЯ» стр. 155

Что объединяет все эти главы?

/они посвящены охране природы Пермского края/

Что мы с вами можем сделать для того, чтобы природа нашего края

не страдала от деятельности человека?

/ответы детей/

  1. Итог урока.

Чему был посвящен наш урок?

Что нового вы узнали на уроке?

Закончить урок мне хотелось бы словами Мамина – Сибиряка: «Родина – наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче… И нужно быть просто человеком, который не забывает своей семьи, любит свою родину и работает для своего Отечества».

Литература:

  1. «Твоё Прикамье. Береги свой дом». /Эколого- краеведческая хрестоматия/. Пермь. Издательство «Пушка». 2005.
  2. «Животный мир Прикамья».Пермское книжное издательство.1989г.
  3. «Животные Прикамья». Пермь. Издательство «Книжный мир».2001г.
  4. Верещагина В.А., Колясников Н.Л. «Растения Прикамья». Пермь. Издательство «Книжный мир».2001г.
  5. Вахрушев А.А., Алтухов С.М., Раутиан А.С. «Обитатели земли», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.2006г.
  6. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Обитатели земли». Учебник – тетрадь для 3 класса. 2006г.

Живые организмы в их взаимодействии и факторы неживой природы — вот из каких частей состоит экосистема . Существенным в этом определении является то, что эта совокупность должна рассматриваться применительно к определенной территории или ареалу. Некоторые части экосистемы , касающиеся ее биотической составляющей, могут меняться или отсутствовать.

Почва

В состав практически любой почвы входит земля. У любого водного объекта есть дно, как составляющая системы, это и есть земля. Она самая твердая часть экосистемы.

Кроме этого, почва важнейшая часть экосистемы . Во-первых, в ней живут организмы, которые перерабатывают органические вещества в неорганические. Во-вторых, в ней накапливаются вещества, которые по каким-либо причинам не могут быть переработаны. В-третьих, в ней располагается корневая система растений, она является основанием, на которое опадают останки живых организмов и продукты их жизнедеятельности и так далее.

Также в любую входит вода, в том или ином качестве. Даже в пустыне, она присутствует. Вода — это жидкая часть экосистемы и то, из чего растения синтезируют при помощи солнечной энергии кислород. Вода, кроме всего прочего, сама по себе сфера обитания, защищает землю от эрозии, живые организмы от перепадов температур и давления. Она основной «хранитель» питьевых ресурсов для человека.

Кто важнее

Сказать, что почва важнейший элемент , а другие нет, было бы неправильно. Потому речь и идет о системе, где каждый элемент важен. Потеря или замещение какого-либо из них может привести к необратимым последствиям для всего комплекса.

Цель:

  1. Обеспечить усвоение знаний о замкнутом круговороте путем смены экосистемы;
  2. Учить анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания путем решения проблемных вопросов;
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Средства обучения: компьютер, экран, проектор, компакт-диск «Мир природы» автор: Г.О. Аствацатуров и др., магнитофон, учебник «Окружающий мир» Обитатели Земли, 3 класс, 2 часть, автор: А.А. Вахрушев, Атлас Самарской области (растения и животные, занесенные в Красную книгу), таблицы экосистемы, иллюстрации, макеты поверхности Земли, сухие грибы с деревьев, схемы экосистем, раздаточный материал с заданиями для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Настроимся на урок. Упражнение «Сотвори в себе Солнце» (релаксация).

(Магнитофон. Включена музыка. Руки вытянуты на парте ладонями вверх)

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.

Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир, звездочка стала еще больше.

Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость , тепло, свет, нежность, ласку .

Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны вверх).

2. Блиц-опрос.

– Урок наш начнем как всегда с блиц-опроса.

– Дополните фразы названиями составных частей экосистемы.

  1. Часть экосистемы, в которой расположены корни растений – это …(почва).
  2. Обитатели экосистемы, к которым относимся и мы с вами – …(потребители).
  3. Жидкая часть экосистемы – …(гидросфера).
  4. Обитатели экосистемы, которые дают всем организмам кислород – …(производители).
  5. Самая твердая часть экосистемы – …(литосфера).
  6. Обитатели экосистемы, которые живут в почве и дают растениям питательные вещества – …(разрушители).
  7. Часть экосистемы, которая состоит из смеси газов – …(атмосфера).

– Предлагаю задание для каждого ряда. Составьте из этих организмов цепь питания. Кому я дам карточки, тот со своего ряда выбирает еще 3 человека, и уже вместе составляете цепь питания. (Детям даются карточки).

1 ряд: растение → кузнечик → скворец → сокол
2 ряд: водоросли → рачки → карась → щука
3 ряд: ель → жук-усач → дятел → ястреб

– Определите, к какой экосистеме относятся эти организмы?

1 ряд: экосистема луга,
2 ряд: экосистема озера,
3 ряд: экосистема леса.

Задания по рядам.

– Определив названия, вы встаете:

1 ряд – лесных производителей,
2 ряд – лесных потребителей,
3 ряд – лесных разрушителей.

Ель, белка, дятел, береза, дождевой червь, ястреб, микробы, лось, белый гриб, дуб, мышь. (Учитель читает вслух. Определяя названия, дети встают по рядам - физкультминутка).

3. Актуализация знаний.

– На прошлом уроке мы с вами изучали потребителей и разрушителей лесной экосистемы. Сейчас посмотрим фрагмент фильма «Живая и неживая природа», чтобы вспомнить пройденный материал. (Компакт-диск «Мир природы». Приложение 1 )

– Расскажите о роли птиц в экосистеме леса. (Рассказ ученика в Приложении 2 ).

– Расскажите о взаимоотношениях деревьев и жуков-короедов. (Рассказ ученика в Приложении 3 ).

– Какой вывод мы можем сделать из услышанного?

Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.

Расскажите о разрушителях лесной экосистемы. (Рассказ ученика в Приложении 4 ).

– Только лесная экосистема имеет замкнутый круговорот веществ. Остальные: озеро, болото, луг – имеют незамкнутый круговорот веществ, поэтому превращаются друг в друга и стремятся к лесу.

4. Постановка проблемы.

– На с. 63 прочитайте диалог Миши и Лены.

– Чтобы ответить на вопрос Лены, нужно посовещаться в четверках.

Итак, озеро начинает зарастать и превращаться в болото, болото – в луг, а луг – в лес.

Проблемный вопрос: Выходит, в конце концов все вокруг покроется лесом?

– Как же вы ответите на проблемный вопрос? (Оформление доски в Приложении 5 ).

(Дети совещаются в четверках и отвечают, что безлесные участки появляются снова и снова, т. к. пожары, наводнения, вырубка леса, ураганы и другие причины разрушают экосистемы.)

Что нам сегодня предстоит выяснить?

Какие беды происходят с лесом и как их лечит природа.

Попробуйте сформулировать тему урока,

Как природа залечивает раны.

5. Совместное открытие знаний.

  1. Что разрушает экосистему леса?
    с.63 задание 1: Посмотрите на рисунки и напишите, как появляются безлесные участки.
  2. Как природа залечивает раны?

Работа в группах.

– Каждой группе адресовано письмо. Ответьте: как природа залечивает раны?

1 группа: пожары (костер)
2 группа: наводнения
3 группа: ураганы
4 группа: вырубка леса

Пожары (костер)

Деревья сгорели. Животные погибли или разбежались.

ОДНАКО: Почва обогатилась золой, т.е. неорганическим веществом. В почве остались семена трав. Как природа залечивает раны после пожаров?

Наводнения

Затопило лес.

ОДНАКО: Образовалось лесное озеро. Как природа залечивает раны после наводнений?

Ураганы

Сломаны деревья. Разрушена почва.

ОДНАКО: Сохранилась трава и мусорщики. Почва обогатилась неорганическими веществами. Как природа залечивает раны после ураганов?

Вырубка леса

Деревья вырубили. Обмелели реки. Ушли животные.

ОДНАКО: Остался кустарник. Есть птицы, насекомые. Как природа залечивает раны после вырубки леса?

Дети работают в группах. (Фотографии работы в группах в Приложении 6 ). (Включена запись птичьих голосов на магнитофоне.)

Итак, какие у вас есть предположения решения данной проблемы? Как вы ответите на вопрос урока: Как природа залечивает раны? Давайте выслушаем ваши версии.(Материал выступлений групп в Приложении 7 ).

Дополнения к выступлениям групп. (Материал дополнений учителем выступлений групп в Приложении 8 ).

– Какой вывод мы сделаем из всего сказанного?

Вода и огонь разрушают экосистемы. Но природа умеет их восстанавливать. Влияние человека на природу со временем возросло. И теперь ей стало трудно исправлять ошибки людей.

6. Первичное закрепление. (Обучение способам применения знаний).

Как люди могут помочь природе?

Для этого нужно знать и главное выполнять правила, которые помогают природе залечивать раны.

– Поработайте в парах. С. 66 задание 4: Попробуйте выбрать из списка советов те, которые помогут сохранить природу. Из каждой пары советов – один правильный. Обведите только правильные советы. (Проверка правильных ответов).

7. Домашнее задание.

–v Желающие, нарисуйте плакат, призывающий бережно относиться к природе. А кто желает, напишите призывы, как люди могут помочь природе.

8. Подведение итогов урока.

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

  • Что разрушает экосистему леса.
  • Как природа залечивает раны.
  • Как сохранить лес.

Чьи версии подтвердились?

9. Заключение.

– Прочитайте эти слова:

НАША ПЛАНЕТА – ГЛАВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА МИРА.

– И в заключение я хочу вам поведать одну историю.

Однажды на берегу солнечно-лазурного моря один человек нашел старинный сундук . Поднял тяжелую заржавевшую крышку, а там… В сундуке было несметное богатство . В красных рубинах бушевало неугасающее пламя, бриллианты и жемчуга коварно заманивали в свои прекрасные сети.
Быстро промчался не один десяток лет. Каждый день Человек брал из сундука по одной монетке или камешку…
Как-то раз Человек приказал подать тот самый старинный сундук. Где-то на дне огромного сундука лежало несколько монет да десяток камней. Вот все, что осталось от несметного богатства.
Может ли это быть в реальной жизни? Может……..
Наша планета – главная сокровищница мира. Если каждое поколение людей будет «уносить с собой» по камешку, то вскоре «сокровищница» опустеет.
Чтобы этого не произошло ,
чтобы на земле можно было жить,
мы должны сохранить нашу планету.

– Давайте задумаемся, может быть, за последние недели, с лица Земли исчезло еще одно животное, еще одна птица, еще одна морская звезда или еще одно растение. Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо. Вдруг мы его больше не увидим на Земле?

– На этом наш урок закончен. Спасибо всем за работу.