Рабочие программы по математике

Феодальный строй был присущ множеству стран, различие состоит во временных периодах, которые были разными для каждого государства. В Китае эпоха феодализма длилась более двух тысяч лет, в России началась приблизительно в X веке и закончилась в момент принятия крестьянской реформы.

В странах Европы феодальный строй возник после падения Западной Римской Империи в V веке, конец ему положила Английская буржуазная революция в XVII веке. Феодализм в Западной Европе возник после разложения рабовладельческого строя и распада родового строя у племен завоевателей.

Структура и причины феодального общества

Феодализм как явление сложился в результате синтеза этих процессов. Зачатки феодализма были еще в Римской империи, именно там впервые появляются отношения колоната.

Господин, который был крупным землевладельцев, наделял крестьян собственной землей, они же обязывались определенное количество дней работать в его хозяйстве либо же выплачивать денежную суму в виде налога за пользование своим участком.

Это и было зарождением феодальных отношений, расцвет которых придется на раннее средневековье. Первопричиной зарождения феодализма было классовое неравенство крестьян.

В собственности богатых семей оказалось большинство земель, что давало им возможность получать большую выручку из производства сельскохозяйственных продуктов. Вместе с доходами постепенно возрастала и власть над более бедными жителями.

Из-за монополизма, который развернулся в обществе, бедные крестьяне попадали в зависимость от преуспевающих землевладельцев.

При поддержке органов власти, а также военных чиновников, которые имели значительное влияние в тот период, крупным землевладельцам удалось на законодательном уровне закрепить обязанность повинности крестьян. Фактически это было то же рабовладение с маленьким отличием: крестьяне имели право работать на своем земельном наделе.

Укрепление феодализма в Европе

После падения Римской Империи в течение 5 столетий феодализм окончательно укрепился в Европе. Свободные крестьяне постепенно разорялись от постоянной военной службы и грабежей.

Чтобы хоть каким-то образом заработать на жизнь, они вынуждены были обращаться за помощью к феодалам, которые присваивали себе право собственности на их земли и навязывали им ряд повинностей. В конце X столетия закрепощения теряет свою добровольную форму.

В отношения феодала и крестьянина вмешивается власть. Монархи имели личную выгоду от процесса закрепощения и фактически насильственно передавали имущество свободных крестьян крупным землевладелицам.

Каждый феодал выдвигал крестьянам свои формы повинностей, история говорит о случаях нехарактерного для феодальных отношений либерализма. Некоторые феодалы отказывались от порабощения крестьян и брали за пользование землей только символических налог в форме продуктов.

Естественно это провоцировало миграцию крестьян, которая обусловливалась поисками лучшего феодала. В XV веке такие перемещения были запрещены, и крестьянство окончательно закреплялось за одним помещиком. Такое ограничение окончательно стерло грань между статусом раба и крестьянина.

Необходимость феодального строя

Как не парадоксально, но феодальный строй был необходимым элементом в развитии человеческого общества. Развитие производства в тех исторических условиях было возможно только с применением труда зависимых крестьян, которые имели свою заинтересованность в труде.

тип общества, в марксизме общественно-политическая формация, основанная на частной феодальной собственности на землю и эксплуатации поземельно и лично зависимых от феодала или феодального государства крестьян. Государство при феодализме, как правило, существовало в виде монархии. В России период феодализма датируют IX-XIX (1861) вв.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФЕОДАЛИЗМ

нем. Feudalismus, франц. f?odalit?, от позднелат. feodum, feudum - феод) - во всемирно-историческом процессе вторая классово-антагонистическая формация, пред- ставляющая - в поступательном развитии общества - ступень, стадиально следующую за рабовладельческим строем; в истории ряда регионов Ф. представлял первую классовую формацию. Определение Ф. связано со мн. трудностями, обусловленными как сходностью ряда черт, присущих всем докапиталистич. формациям в целом и не являющихся исключит. спецификой Ф. (таких, как преобладание агр. экономики и натурального хозяйства, рутинное состояние техники и др.), так и наличием множества региональных и стадиальных разновидностей феод. строя. Это различия: в формах зем. собственности (частновотчинная, государ- ственная, сочетание той и другой); в формах экономич. реализации этой собственности (сеньориальная - рента, государственная - налог, их сочетания); в формах конституирования феод. господствующего класса (частнодоговорная иерархически соподчиненная вассально-ленная система, государственно-служилая система, их сочетания); в формах политич. организации феод. господства (гос-во - сумма слабо связанных территориальных княжеств, гос-во централизованное - сословная и абсолютная монархии) и др. Бурж. историография, сосредоточив внимание на особенностях элементов надстройки, определяла Ф. то с точки зрения юридической, то политической, то идеологической. Но тем самым та или иная "вторичная" черта феод. строя (производная от экономич. базиса) превращалась в определяющую его черту. Со времени Ф. Гизо, давшего политико-юридич. определение Ф., в качестве "классич. черт" Ф. стали рассматриваться условный характер зем. собственности, вассально-ленная система и феод. иерархия. Историки, изучавшие к.-л. одну из этих черт, чаще всего трактовали именно ее как основополагающую. Так, историки т. н. юридической школы в качестве решающего признака Ф. выдвигали вассально-ленный договор (в новейшее время - Ф. Гансхоф, Ф. Стентон, К. Стефенсон и др.). Историки т. н. политической школы сосредоточили внимание на проблеме "рассеяния суверенитета", т. е. ослабления центр. власти и перехода гос. функций к вотчинникам на местах; в результате Ф. для них - синоним политич. раздробленности, любая форма централизованной монархии, даже номинально "опирающаяся" на институт подданства, уже не является в их глазах Ф. (Г. Вайц, П. Рот; в новейшее время - Р. Кулборн, И. Страйер). Развившееся не без влияния марксизма т. н. социальное направление (в новейшее время - М. Блок и др.) усматривает один из гл. признаков Ф. в вотчинном (сеньориальном) строе. В рамках этого направления выявилась также тенденция возводить в абсолют натурально-хозяйственный характер экономики Ф. (П. Г. Виноградов, О. Хинце и др.). В результате развитие товарно-ден. отношений, рыночного обмена отождествлялось с разложением Ф. (рецидив такого подхода к сущности Ф. представляют совр. концепции "кризиса Ф." уже в 14-15 вв., получившие распространение не только среди бурж. историков, но и среди нек-рой части марксистских или близких к марксизму историков). Для части совр. бурж. историков характерны скептич. отношение к возможности дать общее определение Ф., призывы отказаться от самого термина "Ф." (ввиду его "многозначности" или наоборот - "крайней узости") или ограничиться его применением только к территории междуречья Луары и Рейна, где юридич. институт, давший название всему строю, - феод сложился в его классич. виде. С различным подходом к определению Ф. связан ответ на вопрос о всемирно-историческом или узколокальном характере Ф. Историки, настаивающие на строго юридич. интерпретации термина "Ф.", отрицают наличие Ф. даже в значит. части стран европ. континента. Историки, склоняющиеся к социальной интерпретации Ф., придают этому строю более универсальный характер, считая, что он существовал не только в странах Европы, но и Азии и Сев. Африки. Однако при этом в нек-рых направлениях бурж. историографии выявилась тенденция превратить понятие "Ф." из исторического, связанного с определенной ист. эпохой, в идеально-типическое, вневременное, с помощью к-рого можно "восходить" в поисках Ф. к любой эпохе (Страйер и др.). Определение Ф., базирующееся на марксистской методологии, позволяет за многообразием конкретно-историч. форм Ф. увидеть его всемирно-историческую стадиальную сущность. С точки зрения марксистской концепции, Ф. не институт и не сумма институтов, а общественно-экономическая формация, охватывающая функционирование всех сторон общества (включая формы идеологии, морали и т. д.). При всем многообразии конкретно-исторических, региональных разновидностей Ф. и его стадиальных особенностей две черты, характеризующие производств. отношения этого строя, обязательны для признания данного общества феодальным: во-первых, монополия господствующего класса на зем. собственность, ист. своеобразие к-рой заключалось в том, что в число ее "принадлежностей" включался (в той или иной юридич. форме) непосредственный производитель - земледелец; во-вторых, экономич. реализация этой собственности в форме мелкой агрикультуры, т. е. наличие у крестьянина самостоят. х-ва, ведущегося на принадлежавшей крупному собственнику (гос-ву или господину) земле и поэтому обремененного службами и повинностями (феод. земельная рента) в пользу собственника. Т. о., феод. способ произ-ва основан на сочетании крупной зем. собственности класса феодалов и мелкого индивидуального х-ва непосредственных производителей - крестьян, эксплуатируемых методами внеэкономического принуждения (последнее столь же характерно для Ф., как экономич. принуждение для капитализма). Без тех или иных форм прямой власти феодала над земледельцем (отношений непосредственного господства одного и подчинения другого) безвозмездное присвоение феодалом прибавочного продукта в виде ренты не могло происходить ни регулярно, ни в полном объеме. Внеэкономич. принуждение (к-рое могло варьироваться от крепостной зависимости до простого сословного неравноправия) было необходимым условием реализации феод. "права" на ренту, а самостоят. крестьянское х-во - необходимым условием ее производства. Такая специфич. форма подчинения и эксплуатации открывала возможность сохранения и функционирования индивидуально-семейного, парцеллярного х-ва, наиболее соответствовавшего достигнутому к тому времени уровню производит. сил, в качестве основы обществ. произ-ва в целом. И хотя ранний период существования Ф. был временем упадка хоз. жизни (по сравнению с периодом античности), утвердившаяся в эпоху Ф. известная экономич. самостоятельность крестьянина давала хотя и ограниченный, но все же больший простор для повышения производительности труда, что создало предпосылки для последующего качеств. сдвига. Этим и определялась ист. прогрессивность Ф. в сравнении с рабовладельч. строем, хотя она и окупалась ценой тяжелой эксплуатации трудящегося большинства общества. Наконец, огромным прогрессом было расширение в эпоху Ф. круга народов, впервые втянутых в цивилизацию (для многих народов Ф. был первой классовой формацией). Свойственный этой эпохе фетишизм личностных отношений скрывает экономич. суть феод. отношений (подобно тому, как товарный фетишизм вуалирует эксплуататорский характер капиталпстич. строя). Феод. способом произ-ва (при различной степени опосредованности) обусловлены особенности: социальной структуры феод. общества (корпоративность, иерархичность, сословность и др.); политич. и идеологич. надстройки (публичная власть как атрибут землевладения, господство теологич. мировоззрения); социально-психологич. склада индивида (общинная связанность сознания и др.). Наполняя содержанием понятие средние века, Ф. как всемирно-историческая эпоха датируется кон. 5 - сер. 17 вв. Хотя в ряде регионов мира феод. отношения не только сохранялись, но продолжали быть господствующими и в последующую эпоху, ее содержание (во всемирно-историч. масштабе) определялось во все возрастающей степени уже не ими, а возникшими и все более крепнувшими капиталистическими отношениями. Ф. прошел в своем развитии три стадии: генезиса, развитого Ф., позднего Ф. Хронологические рамки этих стадий для разных регионов и стран мира различны. Генезис Ф. Процесс становления Ф. лучше всего изучен на мат-ле истории стран Зап. Европы, где Ф. сложился на развалинах Зап. Рим. империи, завоеванной варварами (гл. обр. германцами); генезис Ф. охватывает здесь период с кон. 5 в. по 10-11 вв. Бурж. историография дает (за редким исключением) по существу альтернативный ответ на вопрос о пути становления Ф. в Зап. Европе. Одни историки считают, что Ф. восходит в своих осн. чертах к социально-правовым и политич. институтам позднерим. империи (т. н. романисты), другие - что Ф. установился в результате возобладания германских (варварских) институтов в обществ. и политич. организации ср.-век. общества (т. н. германисты). В нач. 20 в. А. Допш предпринял попытку "третьего", "примирительного" решения. Согласно его концепции, проникновение германцев не привело к перерыву, качеств. изменению в истории позднеримских начал, а было их продолжением, поскольку обществ. строй вторгшихся в Зап. Рим. империю варваров ничем по сути не отличался от позднеримского обществ. строя. Однако степень модернизации варварских обществ была в этой концепции столь чрезмерной, что последняя в 20-30-е гг. 20 в. подверглась серьезной критике. Тем не менее большинство совр. зап. историков разделяет концепцию континуитета, т. е. медленной эволюции (без перерыва) римских или германских, варварских начал в феод. общество; Ф. вырастает из этих начал, развивает и распространяет их, возводит их в систему. В марксистской историографии общепризнанной является концепция революц. перехода от дофеодальных формаций (в одном случае - рабовладельческой, в другом - первобытнообщинной) к Ф. Этот переход - во всемирно-историч. плане - носил характер социальной революции; ее особенности нуждаются еще в исследовании (господствовавшее в 30-50-х гг. 20 в. упрощенное представление о ней как о "революции рабов", опрокинувшей рабовладельч. строй, ныне отброшено как научно несостоятельное). Проблема усложняется тем, что этот переворот не сразу привел к утверждению Ф. в обществах, сложившихся на терр. Зап. Рим. империи; на первом этапе он привел лишь к созданию фундаментальной предпосылки Ф. - возобладанию индивидуально-семейного трудового х-ва как основы обществ. произ-ва (в 60-е гг. для ист. этапа от возникновения индивидуального семейного х-ва свободного общинника до начала процесса его феод. подчинения было предложено понятие "дофеодальный период" - А. И. Неусыхин). Признавая наличие "протофеодальных" элементов как в структуре позднерим. общества (колонат, патроциний и др.), так и в структуре варварского, в частности древнегерм., общества (дружинные отношения, различные формы зависимости и др.), марксистская историография вместе с тем отрицает возможность непосредственно из них выводить Ф. как формацию. "Между римским колоном, - подчеркивал Ф. Энгельс, - и новым крепостным стоял свободный франкский крестьянин" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 154). Для тех европ. стран, где позднеримские социальные порядки были сокрушены варварскими завоеваниями, марксистская медиевистика при объяснении генезиса Ф. придерживается теории синтеза разлагавшихся рабовладельческих и первобытнообщинных отношений. При этом синтез понимается не как механическое сцепление античных и варварских общественных отношений, а как рождение качественно нового строя в процессе длительного взаимодействия "протофеодальных" элементов, которые вызревали в том и в др. обществе. Успехи локальных исследований генезиса Ф. позволили наметить его типологию. Выделяется несколько типов генезиса Ф. в Европе. Первый - генезис Ф. на основе синтеза, но с преобладанием варварских начал. "Классический" эталон этого типа - Франкское государство (особенно Сев. Франция). Второй тип - на основе синтеза, но с явным превалированием антич. начал (средиземноморский регион - Италия, Юж. Галлия, вестготская Испания). Третий тип - бессинтезный или с очень незначит. элементами синтеза. Ф. здесь рождался из родоплеменного строя варваров, минуя стадию развитого рабовладельч. общества (регионы, не испытавшие рим. господства, - Сев.-Зап. Германия, сканд. страны, области зап. и вост. славян, или те страны, где это господство оказалось непрочным, - Юго-Зап. Германия, Британия). Однако о бессинтезном варианте можно говорить лишь в смысле отсутствия прямого влияния позднерим. начал, ибо регионы бессинтезного генезиса Ф. находились во взаимодействии с регионами синтезного генезиса Ф. Т. о., проблема генезиса Ф. и его типологии тесно связана с проблемой ист. взаимодействия различных регионов во всемирно-историческом процессе. Европ. общество, возникшее на терр. Зап. Рим. империи после завоевания ее варварами, характеризовалось при всех локальных особенностях нек-рыми общими чертами. Племя-завоеватель (точнее - союз племен), установившее в данном ареале свое воен. господство, выступало основателем государственности - королев. власти. Осн. масса местного покоренного населения (обычно по численности намного превосходившего завоевателей) оказалась на положении неравноправных, "тяглых" людей. Социальная структура общества самих варваров представляется трехчленной: свободные соплеменники, осевшие (общинами) на землю и сохранявшие статус публичного полноправия; полусвободные; рабы. Последние олицетворяли в варварском обществе изначальный эксплуататорский (рабовладельческий) уклад. Его образование объясняется не только тем, что варвары привели с собой немало рабов с их прежней родины, но и тем большим количеством рабов, к-рыми завоеватели завладели на захваченной территории вместе с перешедшими к ним виллами посессоров римских времен. Но определяющим фактором ист. развития этих обществ стал не этот уклад, а эволюция сел. общины свободных земледельцев, базирующейся на индивидуально-семейной форме землевладения. Эта форма, являвшаяся результатом развития производит. сил и условием их дальнейшего прогресса, оказывалась крайне неустойчивой: имуществ. дифференциация домохозяйств, функционировавших на развитом аллоде - свободно отчуждаемом зем. наделе, разорительность тяготевших над ними гос. повинностей - судебных, податных, военных и др., соседство магнатов, превращавшихся благодаря королев. зем. пожалованиям в крупных землевладельцев и стремившихся за счет крест. земель расширить территорию своего господства, и мн. другое делали неизбежным разорение свободных общинников-земледельцев, терявших право собственности на свои зем. наделы. В этих условиях образование крупной зем. собственности было вопросом времени. Этот процесс шел в специфической феодальной форме. Поскольку для крупного зем. собственника феод. типа первостепенную важность представляла не земля сама по себе, а работник, возделывающий ее (что было обусловлено местом труда среди элементов производит. сил того времени), в процессе образования крупной феод. собственности решающим была не экспроприация самостоятельно хозяйствовавшего земледельца, а подчинение его крупному зем. собственнику и притом в такой форме, к-рая означала переход к последнему права верховной собственности на пахотный надел, остававшийся в руках земледельца (Энгельс назвал такую форму подчинения, прямо противоположную капиталистич. подчинению, апроприацией крестьянина земле); крестьянин при этом превращался в феодальнозависимого, эксплуатируемого, обязанного господину феод. рентой. Исторически процесс феод. подчинения и складывания института феод. собственности протекал в двух формах: "частно-договорной" и государственной, "дарственной". В первом случае он обычно начинался или с установления личностных связей (отношений коммендации), или с признания крестьянином поземельной зависимости от господина (прекарий), но не было феодальных в собственном смысле производств. отношений там, где в той или иной пропорции не сливались обе эти формы зависимости. Во втором случае королев. власть, жалуя своим служилым людям права на получение служб, причитавшихся короне, тем самым закладывала основы процесса постепенного превращения данной терр. в частную вотчину. Превращение аллода - наследств. надела общинника-земледельца в держание, обремененное повинностями в пользу ее номинального собственника, а свободного земледельца в лично-зависимого крестьянина, в "человека" господина (вотчинника, сеньора) было основой процесса феодализации. Формировавшаяся крупная вотчина становилась орг. формой присвоения феодалом прибавочного труда феодально-зависимых крестьян. Благодаря иммунитету в руках вотчинника оказывались значит. рычаги государственного по своему характеру принуждения населения иммунитетного округа, а само оно, недавно еще юридически и политически равноправное с вотчинником (при всей экономич. зависимости), превратилось теперь в его подданных. Такова первая, решающая сторона агр. переворота (во Франкском гос-ве - в 8-9 вв.), ознаменовавшего в Зап. Европе переход от варварского общества к раннефеодальному. Вторая сторона этого переворота - появление условного (прежде всего военно-служилого) держания - бенефиция. Вместо дарений земли в полную и неограниченную собственность (аллод) в практику королев. власти (а затем и магнатов на местах) вошло дарение условное - на условиях несения воен. службы дарителю. Раньше бенефиция и затем параллельно с ним в Зап. Европе распространился институт вассалитета, т. е. отношения личной зависимости, предполагавшие почетные службы вассала сюзерену и следовательно совместимые с принадлежностью обоих контрагентов вассального договора к одному и тому же классу - феодалов. Постепенное слияние этих двух форм связей в среде господствующего класса привело к тому, что обычно бенефициарий являлся вассалом, а вассал получал зем. пожалование. Так возникает и развивается дробление титула собственности на один и тот же участок земли между рядом иерархически соподчиненных совладельцев, составивших единый господствующий класс феодалов. Постепенно (к 10 в.) бенефиций становится держанием наследственным (феодом, леном), хотя и остается условным и служилым. Результатом процесса феодализации явилось т. о. складывание осн. антагонистич. классов феод. общества. С одной стороны, масса простых (в прошлом свободных) общинников, а также рабы, колоны, герм. полусвободные (литы) сливались в класс феодально-зависимого крестьянства (см. в ст. Крестьянство). С другой стороны, складывается воен.-феод. класс и завершается перестройка его структуры на принципах вассально-ленной системы. В процессе феодализации произошла т. о. дифференциация обществ. функций - ограничение земледельца лишь сферой произ-ва и сосредоточение воен. дела (а также управления, суда, законодательства) в руках феодалов, устанавливавших свое воен.-политич. господство в обществе. Процесс феодализации сопровождался острой социальной борьбой как между зависимыми слоями населения и их господами, так и между свободными слоями общинников, с одной стороны, и несшей им феод. гнет королев. администрацией и зем. магнатами - с другой (наиболее крупное выступление последнего рода - Стеллита восстание 841-843 в Саксонии). Завершение процесса превращения аллодиального землевладения в феодальное сопровождалось в сфере политич. надстройки переходом от раннефеод. империи (Каролингов) к феод. раздробленности. В области этнической эта ступень отвечала распространению т. н. областных народностей, т. е. этнич. общностей, образующихся на почве областных терр. связей. В идеологич. сфере процесс феодализации сопровождался распространением христианства, повсеместно пришедшего на смену язычеству. Христ. теология выступала в качестве своеобразного завершения феодального правопорядка в области идеологии, т. е. его идеологической санкции. Таковы общие процессы генезиса Ф. в Зап. Европе. Наиболее завершенное, классич. выражение они получили в районе синтеза с преобладанием варварских начал (т. е. Франкское государство и особенно - северофранцузский регион). Для этого района оказались характерны: максимальная завершенность процесса феодализации, относит. четкий сословно-юридический водораздел между антагонистич. классами, почти полное поглощение аллода феод. формами землевладения (феод - с одной стороны, зависимые держания крестьян - с другой), наличие развитой и завершенной феод. иерархии в среде господств. класса, постепенное сближение социально-правового статуса держателей- крестьян на базе общей принадлежности к классу эксплуатируемых, распространение классич. вотчины с обширным доменом и зависимыми держаниями, большим удельным весом барщины среди крестьянских повинностей и др. Это тип феодализации стран с резко выраженным преобладанием натурального хозяйства, деревни над городом; частноправового начала над публично-правовым, вотчины - над сельской общиной. Для варианта P., складывавшегося на основе синтеза, но с превалированием античных начал (т. е. средиземноморский регион - Италия, Юж. Франция, вестготская Испания) - при наличии общих закономерностей складывания Ф. - характерны такие особенности, как длит. сохранение рабовладельч. уклада, рим. форм собственности, городов античного происхождения, элементов рим. государственности, права; в структуре вотчин - незначительная в общем роль домена, преобладание натур. и ден. оброка в повинностях крестьян, важная роль феод. аренды в формах феод. подчинения обедневших общинников (итал. либеллярии) и сохранение обширной прослойки мелких свободных аллодистов, в среде господств. класса - незавершенность феод.-иерархич. строя феод. землевладения, вассально-ленной системы и др. К этому же типу генезиса Ф. принадлежала и Византия, где старая рабовладельч. основа возникновения Ф. была выражена еще более отчетливо, в частности более замедленно шло изживание антич. рабовладельч. уклада, происходила постепенная трансформация рабовладельч. гос-ва в раннефеодальное, были характерны устойчивость византино-славянской общины и гипертрофия централизованной государственности как формы клас. господства и перевес централизованных форм эксплуатации (ренты-налога) над сеньориально-вотчинными ее формами, практическое отсутствие феод. иерархии на базе вассально-ленной системы, вместо нее - служилый характер господств. класса. Существенные отличия имел генезис Ф. в регионах, где он возникал без синтеза - на варварской основе (Сев.-Зап. Германия, сканд. страны, области зап. и вост. славян). Здесь для него характерны: крайне замедленный и растянутый во времени процесс феодализации (при длительном сохранении общинных форм землевладения и землепользования, а также патриархального рабства), слабость крупного землевладения, живучесть патриархально- общинных связей; значительная роль старой родовой знати в формировании структуры господств. класса, патриархальные черты раннефеод. монархии, перевес в поземельной собственности гос. элементов над частновотчинными и отсюда - большое значение королевских пожалований (кормления), "усеченный" характер вассально-ленных связей, длительное сохранение ведущей роли публичных повинностей в системе феод. эксплуатации крестьянства, длительное сохранение крестьянством определенной доли публичной и частной правоспособности, а частью крестьян - и поземельной независимости (напр., в Норвегии). Таким образом, если в регионе синтеза римских и варварских элементов с преобладанием варварских начал наблюдалась определенная синхронность различных сторон процесса феодализации, то в регионах с другими типами генезиса Ф. при б. или м. длительной и резко выраженной гипертрофии роли одного из этих факторов различные стороны этого процесса оказывались разорванными и процесс в целом затягивался на более длит. время. Генезис Ф. в странах Востока изучен пока недостаточно. Бурж. востоковедение, исходя из представлений о Ф. как сугубо надстроенном явлении, определяемом степенью политич. централизации и структурой господствующего класса, как правило, отрицает существование Ф. в странах Азии и Африки (исключение иногда делается для Японии, внеш. черты развития к-рой в ср. века более напоминают Зап. Европу). Бурж. ученые пишут о "традиционном" вост. обществе, в развитии к-рого решающая роль принадлежала якобы не экономич. факторам, а традициям, идеологии, внеклассовому "государству" (М. Вебер, Дж. К. Фэрбенк). Иногда эти факторы, составлявшие якобы исключительную специфику стран Востока, вульгарно выводятся непосредственно из природных особенностей "Востока" в целом. Марксистская ист. наука выдвинула концепцию Ф. в странах Востока (не отрицающую существенных отличий развития разных вост. стран от Зап. Европы и различий между самими этими странами). Она принята большинством марксистских авторов; попытки отд. ученых (Ф. Текеи) рассматривать Ф. лишь как внутренний этап в единой "азиатской" формации свелись на практике к тому же признанию существования отд. феод. этапа на Востоке. Наблюдавшееся до нач. 60-х гг. у нек-рых марксистских историков стремление датировать начало феод. этапа в истории Индии и Китая значительно раньше, чем в истории средиземноморских стран, не находит поддержки в исследованиях. На Востоке можно выделить три осн. группы стран, различавшихся по формам и темпам феодализации: древнейшие очаги цивилизации - Египет, Двуречье, Иран, Индия, Китай; другие земледельч. цивилизации, вступившие на путь формирования классов и гос-ва с первых веков н. э., - Корея, Япония, страны Юго-Вост. Азии, Эфиопия; отсталые, преим. кочевые народы, еще жившие в условиях первобытнообщинного строя и лишь во 2-й пол. 1 - нач. 2-го тыс. н. э. достигшие стадии клас. общества (нек-рые араб., тюркские, монг. племена). В то время как в странах первой группы феод. строй пришел на смену уже развитому клас. обществу, у тех народов (земледельч. и кочевых), к-рые вступили в стадию клас. общества сравнительно поздно, рабовладельч. тенденция развития в довольно короткий срок уступила место феодальной. Тем не менее для всего Востока характерно длит. существование в рамках феод. общества сильного рабовладельч. уклада. Для генезиса и форм Ф. в таких странах, как Китай, Индия, Иран, характерны: сравнительно высокий уровень товарно-ден. отношений, гипертрофия централизованной гос. машины, меньшая, чем в Зап. Европе, роль вассально-ленных отношений, медленный, растянутый во времени процесс феодализации. По-видимому, зарождение феод. отношений, прежде всего формирование крупного землевладения, распространение зем. аренды, началось в таких странах, как Китай, Индия, раньше, чем в Европе. Однако процесс феодализации растянулся здесь на длит. период - примерно с первых веков н. э. (иногда даже с первых веков до н. э.) до кон. 1 - нач. 2-го тыс. н. э. Не случайно, видимо, изменения в экономике, свидетельствующие о переходе от рабовладельч. формации к феодальной, сопровождались (и в Китае, и в Индии) волнами "варварских" нашествий, крупнейшими идеологич. сдвигами (распространение буддизма, серьезные изменения в традиц. идеологич. системах - индуизме, конфуцианстве, даосизме). Переломным этапом, с к-рого, очевидно, следует датировать начало феод. формации на Бл. Востоке, является время возникновения ислама и арабские завоевания (7-8 вв.). Для раннефеод. периода в странах Востока типично существование сильных централизованных монархий. При сохранении здесь общины господствующий класс в раннефеод. империях Востока (Араб. халифат, Танская империя в Китае и др.) первое время еще не окреп настолько, чтобы превратить осн. часть обрабатываемых земель в свое наследств. владение, поставить крестьян в прямую зависимость от себя. В этот период велика роль коллективной формы эксплуатации крестьянства через гос. аппарат, посредством ренты-налога. Рост частной собственности на землю и острая клас. борьба в раннефеод. вост. обществах привели к кон. 1-го тыс. к победе частно-феод. начал и к торжеству (иногда временному - Китай 9 в., иногда более длительному - Бл. Восток, Индия) политич. раздробленности над раннефеод. централизацией. В тех странах Востока, к-рые перешли от первобытнообщинного строя непосредственно к феодальному, этот переход облегчался экономич., культурным и особенно религ.-идеологич. влиянием более развитых стран. Не нужно, однако, трактовать переход указанных стран к Ф. как обязательное и равное для всех полное исключение из их развития всяких элементов рабовладельч. формации. Несмотря на недостаточную изученность проблемы, есть основания предполагать, что в нек-рых из этих стран развивались рабовладельческие отношения и лишь спустя какое-то время рабовладельческая тенденция сменилась феодальной в качестве господствующей (Япония нарского периода, ранний Аксум, некоторые кочевые империи Центральной Азии). Развитой Ф. Стадия развитого Ф. в Европе (11-15 вв.) характеризуется завершением процесса становления феод. строя в экономич. базисе и во всех элементах надстройки. К этому времени осн. институты феод. общества - крупная феод. зем. собственность, сеньориальная (вотчинная) система и т. д. уже сформировались. Как формация Ф. в этот период реализовал все заложенные в нем возможности прогресса. Важнейшим фактором, обеспечившим расцвет Ф., был значит. подъем производит. сил и на его основе - рост народонаселения, возникновение феод. города как средоточия ремесла и торговли, как олицетворения дальнейшего развития обществ. разделения труда - отделения ремесла от земледелия. Утвердившаяся в раннее средневековье относительная экономич. самостоятельность крестьянина (огражденного самим господством натурального х-ва от чрезмерных посягательств феодала) привела с течением времени к тому укреплению крест. х-в, к-рое стало базисом экономич. подъема Европы в 11-13 вв. Рост производит. сил проявился прежде всего в прогрессе с. х-ва - решающей отрасли произ-ва эпохи Ф. (расширение культивируемой площади - т. н. внутр. колонизация, распространение трехполья и улучшение обработки земли, следствием чего было повышение урожайности, распространение садоводства, огородничества и т. д.). Расцвет городов как центров ремесла и обмена внес важные изменения в структуру феод. общества. С перемещением в город ремесла возникла сфера произ-ва, в к-рой отношения собственности в корне отличались от отношений собственности в с. х-ве - юридически признанная собственность труженика (ремесленника) на осн. условие его произ-ва (орудия труда, мастерская) и на результаты его труда. Появился новый общественный слой - горожане, окончательно консолидировавшийся в ходе освободит. борьбы против гор. сеньоров (см. Коммунальное движение). Система сеньориальной эксплуатации гор. ремесла н торговли была существенно подорвана (местами полностью ликвидирована). Тем самым были обеспечены условия для более или менее свободного развития товарного производства. Однако эта свобода была относительной, поскольку в самой структуре ср.-век. ремесла (цехи) имелось немало ограничений, чисто феодальных по своей сути. Но так или иначе развитие городов как центров ремесла и торговли с течением времени все более расшатывало институт феод. собственности. С тех пор, как движимая собственность в городе противопоставила себя зем. собственнику в качестве обособленного гор. богатства, в самом центре феод. производства - в вотчине также возникло расхождение между объемом феод. ренты и объемом прибавочного продукта, произведенного в крест. х-ве. По мере роста производительности крест. труда здесь возникает избыточный продукт, экономически олицетворяющий не только крестьянскую собственность на движимость, но и укрепление владельческих прав крестьянина на его зем. надел. Все это в условиях продолжавшегося господства Ф. имело своим результатом коренную перестройку системы феод. эксплуатации с целью превратить все виды движимой собственности (как в городе, так и в деревне), вышедшей из-под контроля феодала, в объект феод. эксплуатации - источник той или иной формы феод. ренты. В ходе этой перестройки домениальная система, а вместе с ней и барщина все более уступали в Зап. Европе место оброчной системе, постепенно исчезал серваж, ослаблялась личная зависимость и на первый план выступала поземельная зависимость крестьянства, расширялась сфера договорных, вещных отношений в крестьянско-вотчинных связях, все большую роль играли элементы экономич. принуждения. Менялась структура феод. рент: на фоне в общем малоподвижного оброка (ценза, чинша) особенно быстро рос удельный вес платежей, связанных с сеньориальной юрисдикцией, банном, рыночными правами и др., к-рые приобретали значение подвижной части сеньориальной ренты. Процесс перестройки всей системы феод. эксплуатации занял в ряде стран значит. часть 14 в. и 15 в. и составляет содержание т. н. "кризиса", датируемого этими столетиями. Это были не разложение и кризис Ф. как формации, а разложение и кризис одной его стадии - сеньориальной - и переход на более высокую стадию развития, когда универсальным центром производства феод. ренты становится крестьянское х-во. 14-15 вв. ознаменовались и новым этапом в классовой борьбе крестьянства, отражавшим закономерности стадиального кризиса Ф., - массовыми крест. войнами: восстание Дольчино в Италии в 1304-07, Жакерия во Франции в 1358, Уоша Тайлера восстание 1381 в Англии, Гуситские войны (см. Гуситское революционное движение) в Чехии в 1-й пол. 15 в. и др. Ист. значение крест. антифеод. борьбы 14-15 вв. - в победе крест. х-ва над сеньориальным (в Зап. Европе), в самом факте формирования крест. парцеллярной формы зем. собственности, независимо от маскировавших ее феод. вывесок. В период развитого Ф. происходили изменения во внутр. структуре осн. антагонистич. классов - феодалов и крестьянства. В условиях распространения ден. формы ренты углубляется имущественная дифференциация крестьянства. В 11-13 вв. наблюдаются консолидация и юридич. оформление господствующего класса в привилегированные сословия. Складывается наследств. и привилегированный слой рыцарства, а затем на его основе - сословие дворянства. Высшее и среднее духовенство (составная часть класса феодалов) - другое господствующее сословие. Третье сословие, формально включавшее всех простолюдинов, а фактически представленное в сословно-представит. учреждениях бюргерством, несло на себе печать неполноправия и угнетенности. Огромное большинство этого сословия, т. н. "люди сеньории" (т. е. подвластные сеньорам), фактически стояло вне публично признанного сословного строя. Господствующий феод. класс, выступая внешне как единый (по отношению ко всем простолюдинам), был внутренне весьма разнороден. Дворяне, находившиеся на различных ступенях феод. иерархии, обладали различным объемом "власти и интереса" в совокупной феод. собственности. Верхушка - герцоги, графы, а также прелаты церкви (епископы, аббаты крупных монастырей) являлись не только сюзеренами в отношении большого числа вассалов, не только сеньорами многих десятков, даже сотен вотчин, но и суверенами в отношении значит. населения их земель, не находившегося ни в личной, ни в поземельной от них зависимости. На другом полюсе феод. иерархии находилась масса мелких и средних сеньоров, осн. доходы к-рых ограничивались рентой небольшого числа зависимых крестьян, а территория господства - границами вотчины. Земля по мере втягивания с.-х. произ-ва в рыночный обмен становилась товаром. Это (наряду с семейными разделами, церк. вкладами и др.) приводило к дроблению феодов, имевшему результатом, помимо оскудения значит. части мелкого и среднего дворянства, разрушение изначальной системы вассально-ленных связей. Взамен нее возникают новые формы внутрифеод. отношений: происходит перевод вассальной службы с земельного обеспечения на денежное пожалование (т. н. рентные фьефы). Все это вызывает существенные сдвиги и в обществ. надстройке, прежде всего политической. Поскольку хоз. связи в этот период вышли далеко за пределы не только отд. сеньории, но и отд. провинций, началось складывание нац. рынков, появились объективные возможности для политич. централизации феод. гос-в. Это отвечало интересам и массы мелких

«Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Приамурский»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

ДЛЯ 10 КЛАССА

уровень: базовый

Учитель: Гордеева Е.Г.

2017-2018 учебный год

п.Приамурский

Пояснительная записка

Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа:

    Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

    Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общегоо, основного общего, среднего общего образования».

    Приказ Минобрануки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

    Приказ комитета образования ЕАО от 27.05.2013 № 254 «Об утверждении регионального базисного учебного плана на 2013-2014 учебный год для общеобразвательных учреждений ЕАО».

    Приказ Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».

    Приказ по МБОУ СОШ № 18 п.Приамурский № от 31.08.2017 г. «Об утверждении рабочих программа на 2017-2018 учебный год».

    Авторская программа по физике 10-11 классы. Базовый и профильный уровень. В.С. Данюшенков и О.В. Коршунова. «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы». Авторы: П.Г.Саенко, В.С. Данюшенков, О.В.Коршунова, Н.В.Шаронова, Е.П.Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А.Орлова, М.: Просвещение, 2007.

Учебник: Физика.10класс /Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева,Н.А.Парфентьевой.:-М.:Просвещение,2013.-366с.

Цели и задачи изучения физики в 10 классе:

    освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

    овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

    воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

    использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи изучения физики:

Дать общее представление о научных методах: получении экспериментальных данных, поиске корреляции между явлениями, создании и обсуждении рабочих гипотез при понимании ограниченности модельных методов, проверке гипотез опытом.

Ввести наиболее общие задачи и принципы физики, позволяющие установить фундаментальную взаимосвязь микро- и макроскопических процессов, показать возможность их непосредственного использования в повседневном опыте.

Выработать общие представления об окружающем мире, структуре Вселенной, возможном механизме ее возникновения, эволюции и перспективах развития.

Сформировать представление о научных аспектах охраны окружающей среды.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы:Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост.В.А.Коровин, В.А. Орлов.-М.: Дрофа, 2010.-334с.

Авторской программы В.С. Данюшенков, О.В.Коршунов «Программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.(Программы общеобразовательных учреждений: Физика.10-11кл./авторы П.Г. Саенко,В.С.Данюшков,О.В. Коршунова и др./-М.:Просвещение, 2010г. данная программа отвечает требованиям государственного стандарта основного общего образования по физике.

Место предмета в учебном плане

Этот курс становится базовым курсом, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений для всех видов учащихся независимо от их будущей профессии. Этот курс становится базовым курсом, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений для всех видов учащихся независимо от их будущей профессии.

Данная программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), 14 часов из которых рассчитаны на лабораторные работы, 6 часов на контрольные работы, остальные – на изучение теоретического материала, решение задач, кроме того, выделено время для проведения проверочных работ, тестов с целью осуществления текущего контроля знаний учащихся.

Изменения в программе : В связи с добавлением 1 часа из школьного компонента в авторскую программу внесены следующие изменения: по всем темам добавлены дополнительные часы: «Кинематика точки» - 2 ч, «Динамика»-10 ч, «Законы сохранения в механике»- 3 ч, «Основы термодинамики» - 2ч, «Основы МКТ» - 7ч, «Основы термодинамики» - 3ч, «Основы электродинамики»- 8 ч

Формы и методы преподавания физики

В условиях перехода на новые образовательные стандарты приоритетными являются следующие формы и методы в преподавании физики:

    Проектная, предполагающая использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практически значимый результат.

    Информационная, формирующая информационную культуру как компонент общей культуры современного человека.

    Технология тестирования как средство объективации оценки учебных достижений учащихся.

    Методы проблемного обучения.

    Групповые формы организации деятельности учащихся.

    Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, других источников информации может служить важным источником знаний учащихся.

    Учебные конференции, посвященные определенной тематике, проводится при обсуждении наиболее существенных и общих вопросов, возникающих при изучении нескольких родственных тем. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к предмету, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат их сжато, доказательно и выразительно излагать свои мысли.

    Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников по какой-либо теме, формируют умения работать с различного рода информацией, способствуют развитию самостоятельности учащихся.

    Экспериментальные задания используются на уроках с целью развития у школьников познавательной активности, овладения методами научного познания. Лабораторные и практические занятия – важные формы урочной работы на старшей ступени общеобразовательной школы.

    Научно-исследовательская работы, позволяющая раскрыть и испытать, каждому школьнику свои способности. Задача учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.

    Зачеты и контрольные работы остаются основными формами текущего, промежуточного и итогового контроля знаний и учений учащихся.

    Реализация индивидуальных учебных планов (ИУП).

Учащиеся должны знать:

Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон,теория, вещество, взаимодействие,

Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, кинетическая энергия, потенциальная энергия

Смысл физических законов: всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда

Вклад российских и зарубежных ученых в развитии физики

Учащиеся должны уметь:

Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей твердых тел,

Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, объяснять известные явления природы на основе научных фактов

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

-отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

-приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

-воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Лабораторные работы по темам:

    Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

    Измерение ускорения свободного падения разными методами.

    Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости

    Измерение модуля упругости резины.

    Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

    Изучение закона сохранения механической энергии

    Определение центра тяжести плоской криволинейной пластины.

    Оценка массы воздуха в классной комнате посредством необходимых измерений и вычислений.

    Опытная проверка закона Гей-Люссака

    Измерение влажности воздуха

    Определение удельной теплоемкости снега

    Изучение последовательного соединения проводников

    Изучение параллельного соединения проводников

14. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

Всего

часов

в том числе

уроков

Контро

льных

Лабора

торных

Введение

Кинематика

Динамика

Законы сохранения в механике

Основы МКТ

Основы термодинамики

Основы электродинамики

Календарно-тематическое планирование

учебного материала по физике в 10 классе

Номер урока

Тема

Домашнее задание

Дата

Введение(1ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыт

Механика (38 часов)

Кинематика (13ч)

Глава 1. Кинематика точки

Что такое механика. Механика Ньютона и границы ее применимости. Движение точки и тела.

Положение точки в пространстве. Способы описания движения. Система отсчета.

Перемещение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение равномерного прямолинейного движения.

Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение.

Ускорение.Движение с постоянным ускорением. Единица ускорения. Скорость и перемещение при движении с постоянным ускорением.

Лабораторная работа №1: «Измерение ускорения при равноускоренном движении»

§12-14, №69,71-Р

Решение задач на расчет ускорения, скорости и перемещения при равноускоренном движении.

Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения.

Лабораторная работа №2: «Измерение ускорения свободного падения разными методами»

Равномерное движение точки по окружности.

Глава 2. Кинематика твердого тела

Движение тел. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения

Лабораторная работа №3 «Изучение движения тела по окружности »

Контрольная работа №1 по теме: Кинематика

Динамика(13ч)

Глава3. Законы механики Ньютона

Основное утверждение механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона

Сила. Связь между ускорением и силой

Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона

Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц. Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике

§27-28,упр.6

Глава4. Силы в механике

Силы в природе. Силы всемирного тяготения.

Закон всемирного тяготения

Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Перегрузки

Деформация и сила упругости. Закон Гука

Лабораторная работа №4 « Измерение модуля упругости резины»

Роль сил трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел.

Лабораторная работа №5 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

Урок решения задач по теме: силы в природе.

§31-38,упр.7

Контрольная работа №2 по теме: Динамика

Законы сохранения в механике(10ч)

Глава5. Закон сохранения импульса

Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона. Закон сохранения импульса

§39-40.упр.8

Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства

Глава6. Закон сохранения энергии

Работа силы. Энергия. Мощность. Кинетическая энергия и ее изменение

Работа силы тяжести.

Работа силы упругости. Потенциальная энергия

Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения

Лабораторная работа№6: «Изучение закона сохранения механической энергии»

Урок-решение задач по теме: Законы сохранения

Урок-обобщение по теме: Законы сохранения

Контрольная работа №3 по теме: Законы сохранения в механике

Статика(3ч)

Глава7.Равновесие абсолютного твердых тел

Равновесие тел. Первое условие равновесия твердого тела.

Момент силы. Второе условие равновесия твердого тела.

Лабораторная работа№7 «Определение центра тяжести плоской криволинейной пластины.»

Молекулярная физика. Тепловые явления

(21 час)

Глава 8.Основы молекулярно-кинетической теории

Почему тепловые явления изучаются в молекулярной физике. Основные положения молекулярно- кинетической теории. Размеры молекул

Масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение.

Лабораторная работа №8 « Оценка массы и количества вещества воздуха в классной комнате посредством необходимых измерений и вычислений.»

Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел

Идеальный газ в молекулярно- кинетической теории. Среднее значение квадрата скорости молекул

Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа

Урок-решение задач по теме: основы МКТ

Глава9.Температура. энергия теплового движения молекул

Температура и тепловое равновесие

Определение температуры. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул

Измерение скоростей молекул газа

Урок-решение задач по теме: Основное уравнение МКТ

Глава10.Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

Уравнение состояния идеального газа

Газовые законы

Урок-решение задач по теме: Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

Лабораторная работа№9: Опытная проверка закона Гей-Люссака

Урок-обобщение по теме: Основы МКТ

Глава10.Взаимные превращения жидкостей и газов

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение

Влажность воздуха. Кратковр. лабораторная работа № 10 «Измерение влажности воздуха »

Глава12.Твердые тела

Кристаллические тела. Аморфные тела

Урок-решение задач

9-классники сдали ОГЭ и даже уже отдохнули от экзаменов — пора начинать читать (или слушать) книги по школьной программе и внеклассному чтению. Публикуем список литературы для 10-11-го классов от Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА), одобренный Минобрнауки.

1. Айтматов Ч. Плаха
2. Андреев Л. Баргамот и Гараська. Ангелочек. Жизнь Василия Фивейского. Иуда Искариот
3. Астафьев В. Царь-рыба. Последний поклон. Прокляты и убиты
4. Бондарев Ю. Берег. Горячий снег
5. Брэдбери Р. Вино из одуванчиков
6. Быков В. Сотников. Обелиск
7. Гюго В. Собор Парижской Богоматери. Отверженные. Человек, который смеётся
8. Вайль П. Произведения по выбору
9. Васильев Б. А зори здесь тихие. В списках не значился. А завтра была война
10. Владимов Г. Генерал и его армия
11. Войнович В. Рассказы и повести
12. Воробьёв К. Убиты под Москвой
13. Высоцкий В. Стихотворения (по выбору)
14. Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома
15. Гандлевский С. Стихотворения (по выбору)
16. Гришковец Е. Пьесы
17. Толкиен (Толкин) Дж. Р. Р. Хоббит, или Туда и обратно
18. Киплинг Р. Дж. Свет погас. Отважные мореплаватели
19. Купер Дж.Ф. Зверобой. Последний из могикан. Следопыт
20. Довлатов С. Иностранка. Филиал
21. Достоевский Ф. Братья Карамазовы
22. Верн Ж. Пятнадцатилетний капитан
23. Кибиров Т. Стихотворения (по выбору)
24. Конан Дойл А. Затерянный мир
25. Маркес Г. Сто лет одиночества
26. Окуджава Б. Стихотворения (по выбору)
27. Петрушевская Л. Пьесы
28. Платонов А. П. Усомнившийся Макар. Котлован
29. Приставкин А. Военное детство. Ночевала тучка золотая
30. Ремарк Э. Триумфальная арка
31. Рильке Р. Стихотворения
32. Рубинштейн Л. Стихотворения (по выбору)
33. Рыбаков А. Дети Арбата
34. Солженицын А. Крохотки
35. Стендаль Красное и черное. Пармская обитель
36. Толстой А. Гиперболоид инженера Гарина. Гадюка. Хождение по мукам. Петр I
37. Трифонов Ю. Обмен. Дом на Набережной
38. Коллинз У. Лунный камень
39. Уайльд О. Портрет Дориана Грея
40. Улицкая Л. Произведения по выбору
41. Фадеев А. Разгром
42. Флобер Г. Госпожа Бовари
43. Диккенс Ч. Домби и сын
44. Чернышевский Н. Что делать?
45. Шмелёв И. Лето Господне
46. Ахматова А. Стихотворения (по выбору)
47. Блок А. Стихотворения (по выбору)
48. Булгаков. М. Собачье сердце. Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Рассказы
49. Бунин И. Антоновские яблоки. Господин из Сан-Франциско. Тёмные аллеи
50. Гончаров И. Обломов
51. Горький М. Макар Чудра. Старуха Изергиль. На дне
52. Гоголь Н. Невский проспект
53. Гумилёв Н. Стихотворения (по выбору)
54. Достоевский Ф. Двойник. Бедные люди. Преступление и наказание. Идиот
55. Есенин С. Анна Снегина. Стихотворения
56. Замятин Е. Мы
57. Ибсен Г. Кукольный дом
58. Кибиров Т. Стихотворения (по выбору)
59. Куприн А. Олеся. Поединок. Суламифь. Гранатовый браслет
60. Лесков Н. Леди Макбет Мценского уезда. Очарованный странник
61. Маяковский В. Стихотворения. Облако в штанах
62. Мопассан Г. Ожерелье
63. Набоков В. Приглашение на казнь. Облако, озеро, башня
64. Некрасов Н. Стихотворения (по выбору). Кому на Руси жить хорошо
65. Островский А. Гроза. Бесприданница
66. Пастернак Б. Доктор Живаго. Стихотворения
67. Пушкин А. Стихи. Медный всадник
68. Распутин В. Прощание с Матёрой
69. Салтыков-Щедрин М. История одного города. Господа Головлёвы. Сказки
70. Солженицын А. Матрёнин двор. Один день Ивана Денисовича
71. Толстой Л. Севастопольские рассказы. Война и мир
72. Тургенев И. Отцы и дети
73. Цветаева М. Стихотворения (по выбору)
74. Чехов А. Смерть чиновника. Палата № 6. Чёрный монах. Учитель словесности. Дом с мезонином. Ионыч. Человек в футляре. Крыжовник. Душечка. Невеста. Вишнёвый сад
75. Шаламов Т. Верую. Алеша Бесконвойный
76. Шолохов М. Донские рассказы. Тихий Дон. Судьба человека
77. Шоу Б. Пигмалион

Обсуждение

Ознакомилась с очередным списком. И не выдержала, решилась всё же написать отзыв. Практически у всех одна ошибка. Нет определенности.
Объять необъятное невозможно. Составляя список книг, поставьте перед собой конкретную цель. Показать развитие общества через эпохальные произведения, познакомить с современной мировой литературой или остановиться на какой-то теме, например, патриотизме. И, конечно, для кого он предназначен: родителей, учителей, молодежи? Определили? Укажите.
Если хотите оставить список сборным из всего и вся - распределите по направлениям. Если для учителей, можно указать: нравственное, патриотическое... Если для родителей и молодежи - приключения, поиск смысла жизни, героическая проза... Отечественная, зарубежная, современная. Если конкретно список для молодежи - дайте хотя бы одним предложением пояснение к книге - о ком, о чем.
Когда список имеет упорядоченность, тогда сам составитель начинает понимать, что в его списке лишнее, а что упущено. И для читателя важно, больше ориентиров для выбора первоочередности.
И как дополнение. Практически всегда представляют несколько произведений маститых авторов. Согласна, выбрать лучшее трудно. Однако, на мой взгляд, если этот автор зацепил читателя, тот сам найдет остальные произведения. Сейчас такое разнообразие литературы, доступность, зачем представлять того же Стендаля в трех произведениях? Если ориентир - школьная программа, то напрасный труд, почти у каждой школы своё направление.

18.05.2017 07:21:50, Совушкина А.

Комментировать статью "Список литературы: 10-11 класс. Школьная программа и внеклассное чтение "

Ну и вершина (пока!) - естествознание в 10 классе уровня популярной литературы, которую, не спорю, с интересом просмотрела, но к фундаменту это не имеет отношения. И менять программу в 10 - 11 классах тоже нельзя.

Обсуждение

Надо учебный план смотреть. Вообще - не могут в течение года учебный план изменять. Но где гарантия что они документы не подчислили?

6 уроков в лицее у 11 класса? Мечта. Если по делу, то посчитайте общее кол-во часов в расписании и сравните с санпином. Можно еще заявление на ИУП написать, а потом сдать предмет

Разве не должен заниматься в рамках программы математики 11 -го класса? В аттестат идет средняя оценка за 4 полугодия 10 и 11 классов. С таким же успехом можно на литературу не ходить или на историю с химией, если не планируешь ЕГЭ по ним.

Обсуждение

почему не будет?
Разве не должен заниматься в рамках программы математики 11-го класса? В аттестат идет средняя оценка за 4 полугодия 10 и 11 классов. Положительный результат ЕГЭ по математике дает только право получить аттестат. Дополнительной подготовкой к профильному ЕГЭ можно не заниматься.

Предполагаю.

Цикл "Русская литература. Лекции" базируется на школьной программе для 10-11 классов [ссылка-9] История русской философии [ссылка-36] Литературный квартал [ссылка-1] Мировая литература [ссылка-2] Экранизации произведений классиков мировой литературы [ссылка-1] Русская литература [ссылка-3] Биографии писателей (фильмы) [ссылка-2] Жизнь и творчество А.С. Пушкина [ссылка-1] Жизнь и творчество Льва Толстого [ссылка-1] Фильмы о жизни и творчестве А.П. Чехова [ссылка-2] Жизнь и...

В 10 классе детей разделяют по специализациям.Блоков штук 6-7.И химия и биология и всякое прочее. А по какой программе папа с ним так результативно занимается? Еще знаю похожие случаи, когда резко разворачивались в 10 - 11 классе.

Обсуждение

У нас выбор проще: либо био-хим, либо информатика-матем-физика.
Дочь выбрала, конечно, второе, тяжко вздохнув по поводу физики.
Решили, что инф-матем никак не противоречит рисованию:)
Но её препод (да и она сама) очень просит не идти в дизайн и архитектуру, только в живопись.

Хоть немножко бы мне ещё в этом разбираться:(

Советую вам все же ориентироваться на сдачу профильной математики, это расширяет набор специальностей для поступления, даже на кажущиеся гуманитарные специальности - менеджмент или маркетинг, например. Я невнимательно прочитала ваш пост, поэтому прошу прощенья, если не поняла, но за два года до егэ в 11 вы не сможете сдать базовую, не переоценивайте свои силы, и за год до этого не сможете. А если сможете, то зачем вам вобще базовый экзамен? Сдавайте профильный, в 11 классе, это очень хорошо, лишним не будет. Даже если выберете гум класс, вам никто ее мешает заниматься математмкой, пусть не на 100 баллов, но на сколько-нибудь, и это уже будет значимо. Физика-химия вам для математики точно не нужна, пусть будет естествознание.

Ну, это не считая того, что программа литературы давно устарела. Идти в 10 класс и там уже продолжать думать о дальнейшей судьбе? Это было бы так хорошо, что прямо боюсь поверить и обрадоваться:) 20. 11 .2013 19:00:49, я.

Обсуждение

Я вот думаю, ну что мне мешало ребенка на пару лет пораньше родить.... Хотя, с другой стороны, тогда бы я сама 2-е высшее не получила. Конфликт интересов.
Однако, сочинение она писать не готова. И не потому, что не может писать, а потому что имеет точку зрения, отличную от ожидаемой, и нужную уже вряд ли приобрести.
Ну, это не считая того, что программа литературы давно устарела. 19 век для наших детей, что для нас 18-й. И мало кто из нас читал, и мало кто хотел об этом писать.

"если поправки в стандарты быстро утвердят, то с нового учебного года сочинение вернется в школу." [ссылка-1]
Так что в любом случае не в 2014 году. Опять же по версии СМИ.

Мне было ужасно интересно посмотреть, как и чему учатся ровесники моих детей в Англии. Спасибо Саше за труд! Делюсь, надеюсь вам тоже очень понравится. Часть 1 прошлый год: [ссылка-1] Часть 2: [ссылка-2] *** Тема перенесена из конференции "СП: посиделки" *** Тема перенесена из блогов

Обсуждение

В началке у детей был несколько часов в неделю предмет Междисциплинарное обучение. Занимались примерно такими же вещами. Темы были самые разные, их перечень звучал впечатляюще. Дети приносили похожие листочки с рисунками и поразительными по широте кругозора записями. У сына в результате в голове на эти темы была полная каша, т.к. он пытался вникнуть в происходящие. В дочкиной голове все впорядке, просто она виртуозно научилась пересказывать и анализировать непонятные и вырванные из контекста тексты.
Мне было жалко этих часов, да и дети предпочли бы в это время почитать дома то, что в этот период интересно именно им.
Есть даже пособия по этой программе Шумакова Н.Б. Обучение одаренных детей, Междисциплинарное обучение, примерно так называются. Там будет и физика с химией, и история и религии

Абалдеть! А нам внушают, что там даунов воспитывают:((. Значит учат все таки детей прописными буквами писать, а то меня убеждают, что в англоязычных странах давно уже не заморачиваются, все печатными пишут. Потрясло, что семилетний ребенок должен знать, при каких условия лампочка включится, начала физики, между прочим. И так все позитивно. Своего ребенка стало сильно жаль:(.

Литература 11 класс. Подскажите, кто еще помнит, что там в программе. Сын просил привезти на дачу пару книг, сказал где лежит список, который показывать ссылки на изображения в виде картинок. спс, это и отвезу. 16.06.2013 22:59: 10, Кетчуп. От кого: Вы не авторизованы.

Сижу заказываю тетради на 3 класс ученикам нашим) и случайно сегодня нашла список книг для внеклассного чтения на лето. Там очень большие книги, например: 1. Приключения Мюнхаузена 2. Волшебник страны ОЗ 3. Мерри Поппинс 4. Старик Хоттабыч 5. Урфин Джюс и его деревянные солдаты - Семь подземных королей 6. Гарри Поттер и философский камень 7. Королевство кривых зеркал В связи с чем вопрос, а будет "считаться", если мы Гарри Поттера на ДВД посмотрим? И еще вот К.С. Льюис "Лев, ведьма и платяной...

Обсуждение

Ну а что, вы разве это уже раньше не читали?
Ну тогда купите аудиокниги, включайте фоном хоть на даче хоть где:)
Но лучше сама читайте ребенку перед сном.
Фильмы - это видение режиссера, у ребенка может быть совершенно другое представление о героях и событиях, описанных в книге, поэтому лучше сперва прочитать оригинал, а потом уже смотреть фильм по мотивам:)

Нет необходимости разъяснять значение алфавита в нашей жизни. Каждый хотя бы раз держал в руках справочник, обращался к словарям. У каждого есть телефонная книжка, где сделаны записи в алфавитном порядке. Приходя в библиотеку или составляя собственную библиотечку дома, человек тоже не может обойтись без алфавита. Алфавит – это система, порядок. А что дает такая система? Прежде всего, экономию времени. И это уже немало в наш быстротечный век. Как работают с алфавитом в обычной школе? Учат в 1...

Курс «Обучение в диалоге – учить учиться» - это пять надпредметных программ: «Алфавит», «Работа со словарем», «Вдумчивое и осознанное чтение по абзацам», «Устная речь» и «Письменная речь». Они являются сопутствующими программами для успешной реализации технологии работы по методике Ривина: то есть чтение, углубленное чтение философской, педагогической, любой литературы. Для этого нужно быть мастером чтения. Чтобы быть мастером чтения, нужно постоянно работать со словарем, чтобы работать со...

Первый вариант «Списка из 100 книг», которые должен прочитать каждый школьник, готов. Правда, число вошедших в него изданий в несколько раз превышает указанное в заглавии. Первая реакция экспертов на перечень обязательной литературы негативная. - Это халтура, не вызывающая ничего, кроме досады, - заявил на слушаниях «Роль литературы в формировании нравственного общества и сильного государства» в Общественной палате театральный критик Григорий Заславский. - К примеру, странно, что в перечне...

Выкладываю список книг на следующий возраст (на 5-6 лет - здесь [ссылка-1] , на 3-4 года - здесь [ссылка-2]) Подавляющее большинство из этого списка мы прочли со старшим ребенком в указанном возрасте, что-то - чуть раньше, но рекомендовать их хочется именно на 7-8 лет. Непрочитанные, но намеченные к прочтению в ближайшее время обозначу (*). Три книги были прослушаны в аудиоформате - обозначу "аудио". Важно: читать себе книги сын начал совсем недавно, поэтому все прочитанное - это совместное...

Обсуждение

Все вобщем-то условно, сын сам читает то, что хочет и его заинтересовало:)
Больше - всяческие энциклопедии. Но недавно сам прочитал Носова "Витя Малеев в школе и дома", с удовольствием читает про себя и мне вслух Алексина - тоже рассказы и повести.
Любит посмеяться, читаем по очереди Отфрид Пройслер "Маленькая Баба-Яга", Лингрен "Приключения Эмиля из Леннеберги", Карлсона, конечно,но не все остальное пока идет, хотя я и сама не перевариваю Пеппи:) У Киплинга много книг интересных, не зацикливайтесь на Маугли и мангусте! Много интересных рассказов и стихов!
У Родари много всего, но не все есть в продаже, к примеру про фею "Голубой стрелы" пришлось книгу заказать на букинистическом сайте. ИМХО, Бажова рано читать, но по программе требовали и мы до первого класса прочитали многие сказы вдвоем. Причем, это была вторая книга сына! И я требовала читать с выражением)) Знаю, мама-зверь!)) Но учились читать мы по таблицам и кубикам Зайцева, а складывать сами слоги пришлось научиться за два дня)) Так что, кубики рулят!:)) С тех пор читает в классе лучше всех среди мальчишек, только девочка одна обгоняет по скорости, но я-то требую "с выражением". И ерунда эти списки! Доверяйте своим детям, делайте краткий анонс книг и пусть сами выбирают, что им интересно!! И перечитывайте книги, пусть перессказывают вам. Я обычно часто на Лабиринт ориентируюсь, там хорошие комментарии к прочитанному. Поняла, что многие там присутствуют, читают и тоже пишут))
Сорри, за словоблудие, можете удалить, если считаете, что много флуда))

Знает кто-нибудь, какие произведения А.Н.Толстого (Петр 1, Хождение по мукам и т.д.) и Шолохова (Тихий Дон, Поднятая целина) положено проходить по программе литературы 10 - 11 классов для обычных классов (без гуманитарного уклона)?