Рассказ о писателе крылове подчеркнув роль самообразования. " роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала"

Иван Андреевич Крылов - известный русский писатель, баснописец, журналист, академик Петербургской Академии Наук.

И. А. Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Детские годы писателя прошли в Твери и на Урале. Образования он так и не получил. Грамоту, чтение, французский и итальянский языки, математику и литературу Иван Андреевич Крылов учил самостоятельно. Обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, Крылов стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

Семья Крылова жила очень бедно. Будучи подростком И. А. Крылов вынужден был поступить на службу в канцелярию земского суда на должность подканцеляриста.

В 1782 году Крылов переезжает в Петербург, где устраивается на работу мелким чиновником в Казенной палате.

В 1777—1790 годах молодой писатель пробует силы на драматическом поприще. В 14 лет Иван Крылов написал либретто к опере "Кофейница", в которой показал нравы провинциальных помещиков. В 1786 - 1788 годах появляются его комедии "Бешеная семья", "Проказники", "Сочинитель в прихожей", но успеха они не имеют.

В 1789 году Крылов издает журнал "Почта духов", в нем публикует сатирические послания, обличавшие злоупотребления государственных чиновников.

В 1792 году И. А. Крылов выходит в отставку, печатает сатирический журнал "Зритель", в этом же году выходит в свет его повесть "Каиб". Крылов активно занимается политической сатирой. Его творчество вызывает недовольство Екатерины II, и Ивану Андреевичу приходится на время покинуть Петербург и жить в Москве и Риге.

В 1791 — 1801 годах Иван Крылов отошел от журналистской деятельности, побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине.

После смерти Екатерины II Крылову удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. Вскоре он пишет антиправительственную шуточную трагедию " Подтипа, или Триумф".

В 1801 Крылов завершил комедию "Пирог".

В 1805 году Иван Андреевич Крылов переводит басни Лафонтена.

В 1806 году И. А. Крылов возвратился в Петербург, где установил новые литературные связи, написал комедии "Модная лавка" 1806 год и "Урок дочкам" 1807 год.

В 1808 году было издано уже 17 басен Крылова, среди которых и знаменитая "Слон и моська".

В 1809 году вышла первая книга басен Крылова. Басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова. Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, таких как "Стрекоза и муравей", "Волк и ягненок". Постепенно Иван Андреевич Крылов начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Реакцией на различные политические события стали басни Крылова "Квартет", "Лебедь", "Щука и Рак", "Волк на псарне". К Крылову впервые приходит настоящая слава баснописца.

В 1812—1841 годах он служил помощником библиотекаря в императорской Публичной библиотеке.

В 1825 году в Париже граф Григорий Орлов опубликовал Басни И. А. Крылова в двух томах на русском, французском и итальянском языках. Эта книга стала первым зарубежным изданием басен.

В конце жизни Крылов имел чин статского советника, шеститысячный пансион. Он имел славу ленивца и чудака, что помогло Крылову укрыться и от назойливого любопытства друзей и от подозрительности правительства, предоставляя ему свободу для осуществления его творческих замыслов

Учитель русского языка и литературы Утемисова Онай Исагалиевна

«Ни один из поэтов не умел свою мысль так
ощутительной и выражался так доступно,как Крылов.
Поэт и мудрец слились в ней воедино».
Н.В.Гоголь
Каким человеком был И.А. Крылов?

Многочисленность библиографических работ о баснях Крылова подтверждает значительность наследия Крылова-баснописца для мировой литературы. Басни И.А.Крылова-совершенны не только по силе выражения, но и по красоте формы, по мастерству и живости рассказа,тонкому юмору и чисто народному языку.
Наша задача помочь заинтересовать студентов произведениями,понять их поучительный смысл. И я сегодня хочу представить и защитить свою работу. Мы должны понять, почему басни Крылова Гоголь назвал народными. Каким человеком был И.А. Крылов? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня?
В нашем колледже обучают сельским профессиям, прививают любовь к труду,поэтому интерес у меня вызвали басни, в которых герои занимаются делом. Трудолюбивый медведь из басни орешника, березняка и вязу погубил несметное количество,а не дается ремесло. В соответствие с моралью произведения, я пришел к выводу,что в работе «Главное уменье.... в терпенье». О слаженности в работе напоминают герои басни «Лебедь,Щука и Рак»: Когда в друзьях согласья нет,на лад их дело не пойдет», о мастерстве «Квартет»: « Чтоб музыкантом быть,так надобно уменье»,о выборе профессии-«Скворец»: «Берись за то,к чему ты сроден,коль хочешь,чтоб в делах успешный был конец» и другие. Как известно, любой труд должен быть целенаправлен. Можно работать созидательно, а можно уподобиться белке: Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет,мечется,ему дивятся все:
Он, кажется, из кожи рвется,
Да только все вперед не подается,
Как белка в колесе.

Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Отец Ивана Андреевича служил в магистрате. С 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии, Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки. В баснях Крылова упоминаются 79 животных. Наиболее часто употребляемые животные Собака(25),Волк(25),Лисица(22),Лев,Львица,Львенок-(20),Медведь(14),Кот,Кошка,Котенок(12),Муха(11),Лошадь,Конь,Кляча(11) Змея(10). Образы животных доминируют в произведениях Крылова,который широко используют их для создания аналогии с человеческим обществом и отдельными человеческими личностями.Изучая биографию,мне пришлось составить карту с указанием мест,где родился и жил баснописец. Отец Ивана Андреевича Крылова, капитан Андрей Прохорович Крылов был помощником коменданта Яицкой крепости,жил и работал в Уральске. В годы Великой Отечественной войны в связи с исполняющимся 21 ноября1944 года столетием со дня смерти великого русского поэта-баснописца Ивана Андреевича Крылова Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановил:
Воздвигнуть в г. Калинине памятник Крылову. Скульптор изобразил баснописца стоящим в полный рост в окружении персонажей из басен: здесь и свинья под дубом, и лиса, и виноград, и квартет. Выделяется лицо баснописца с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
По иллюстрациям басен и цитатам, мы узнаем басни И.А. Крылова, повторяем мораль басен. Мораль – это не только нравоучение, это высшая категория поведения человека в обществе. Образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер. Басни Крылова иллюстрировали многие художники. По рисункам художников можно узнать басни Крылова.
Крылов считал,что искоренять пороки человечества следует смехом,поэтому в баснях высмеиваются жадность,невежество,глупость.И многие строки из его басен стали крылатыми выражениями. «А воз и ныне там» (Лебедь,Щука и Рак), «А ларчик просто открывался» («Ларчик»), «А Васька слушает да ест» («Кот и повар»), «Ай,Моська! Знать она сильна,что лает на слона»(«Слон и Моська») Басня «Квартет» О плохо работающем коллективе,в котором дело не идет на лад потому,что отсутствуют единство,согласие профессионализм,компетентность точное понимание каждым своей и общей задачи. Басня «Лебедь,Щука и Рак» Иронически о неэффективной работе,о задаче,которая не решается.Басня «Ворона и лисица» высмеивается лесть,тщеславие и глупость. Басня «Ларчик» не надо искать сложного решения проблемы там,где есть простое или где проблемы нет вовсе. В казахстанской газете «Экспресс К»часто можно встретить знакомые предложения «...а воз и ныне там», статья посвященная качеству дорог; «Уж сколько раз твердили миру....и т.д.» Гениальность И.А. Крылова в том,что его произведения через двести лет актуальны для человека.Особенность басен Крылова –это краткость.И в этой краткости помещается вся мысль. Анализируя басни Крылова, можно увидеть,как он высоко ценит свой родной народ. Басни переводились на все языки мира.
Переводы басен Крылова выполнены А.Кунанбаевым, А.Байтурсыновым, стали неотъемленной частью литературы. Сборник «Қырық мысал», «Сорок басен» (1909,Петербург)-первый опыт переводов басен Крылова Байтурсыновым в казахском языке. В сборнике автор пытается донести до казахского читателя сатирическую направленность против человеческих пороков. Произведения русского баснописца стали созвучны образам степи,понятны и близки по духу мировозрению казахам того времени.Рассмотрим перевод «Зеркало и обезьяна»басни И.А.Крылова в казахском языке:
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист,все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
«Айна мен маймыл»
Деп айтар: «Секілді екен пәленшелер,
Мәз болып тыңдағандар қарқ-қарқ күлер.
Болса да нақ сол міндер өз басында,
Деп айтар: «Секілді екен пәленшелер».
Мен талай көргенім бар осындайды,
Өз мінін кім аңғарып,абайлайды?
Мәселен бидің жеген парасын айт,-
Көрсетер көзін қысып ауылнайды.
В целом, Ахмет Байтурсынов можно сказать,подстрочно перевел Крылова,при этом добавляя и удлиняя его казахским колоритом, оставляя идею и сатиру автора.
Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Басни распространялись быстро, печатались в походной типографии Кутузова.
Чтобы рассмотреть портреты Александра I, Кутузова, Наполеона вспомним басню «Волк на псарне». Лев – это всегда Царь; Волк, Лиса, Медведь – придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Муравей, Лягушка – «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы. Волк из басни «Волк на псарне» – это Наполеон. Это аллегория. Наполеон хотел завоевать Россию, вторгся в пределы России, дошел до Москвы, но, не рассчитав силы противника, попав ловушку и погиб. Крылов был журналистом, автором прозаических и драматических произведений, однако больше стал известен как баснописец. И.А. Крылов написал более 200 басен. Поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…» Крылов по сей день живет среди нас, «как живой с живыми говоря». Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка. В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Прошло уже два века,как басни Крылова полюбились народу.Особенность басен Крылова-это краткость.И в этой краткости помещается вся мысль. Басни по прежнему актуальны.

МКҚК Жаңақала колледж

Внешние факторы, в том числе воспитание и обучение оказывают влияние на формирование личности только через стимулирование ее внутренней активности, саморазвития и самосовершенствования. Поэтому одной из главных задач воспитания, образования в целом выступает формирование способности растущей личности к самовоспитанию и самообучению (самообразованию).

Самовоспитание - сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, базовой культуры личности в целом. Способность ребенка к самовоспитанию развивается по мере развития его сознания до уровня самосознания, когда ему становится доступным самопознание. Самосознание - это, во-первых, сознание себя как активного начала, субъекта деятельности; во-вторых, сознание своих психических свойств, своего отношения к окружающему миру (это предполагает достаточно развитое абстрактное мышление); в-третьих, социально-нравственная самооценка. Сознание, как известно, включает акт познания. Познание - процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний. Если предметом познания выступает сам человек, то речь идет о самопознании .

Самосознание и самопознание основаны на механизме рефлексии. Рефлексия - обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические состояния и качества. Самосознание человека работает путем постоянного сравнения реального поведения с «Я-концепцией», тем самым оно регулирует поведение человека. Поэтому «Я-концепция» личности играет важную роль в её самовоспитании и воспитании. («Я-концепция» - совокупность всех представлений личности о себе (Я-образ), ее самооценка, принятие себя, а также ее потенциальные поведенческие реакции).

Результатами самопознания могут быть: объяснение своего поведения и деятельности, их мотивов; знание потребностей, которые удовлетворяются в деятельности и поведении; знание своих черт характера и другое. Результаты самопознания - знания о себе реальном. Они обогащают «Я-концепцию», изменяют её в сторону адекватности реальному «Я». Процесс самопознания индивида опирается на имеющиеся у него психологические знания . К средствам самопознания можно отнести также литературу (научную, художественную и т.д.), искусство. Основное же средство самопознания - деятельность субъекта познания. Результаты наблюдений за собой в различных видах деятельности, анализ этих результатов полезно фиксировать письменно, например, в дневниках. Самопознание - первый шаг к самовоспитанию, его психологическая основа. Достаточно высокого уровня самосознания человек достигает обычно в подростковом и юношеском возрасте. Именно с этого возраста самовоспитание в полном смысле этого слова и становится возможным. Более того, воспитание в этом возрасте вообще невозможно без самовоспитания. Вместе с тем, воспитывать у ребенка потребность, стремление и умения самовоспитания необходимо с самого раннего детства.

С процессом самовоспитания личности тесно связано ее самообучение. Самообучение - процесс обучения, организуемый самой личностью; целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение ею знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. Как единый процесс самовоспитание и самообучение составляют процесс самообразования. Самообразование - получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности.

Самообразование выступает формой активного бытия человека в культуре. Выделяют (М. Князева, В.Д. Диденко) следующие функции самообразования : экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний); ориентировочная (определение себя в культуре и своего места в обществе); компенсаторная (преодоление недостатков в полученном (школьном, вузовском и др.) образовании); саморазвития (развитие самосознания, познавательных процессов, рефлексивных способностей); методологическая (формирование образа мира, своего места в нем; определение смысла профессионального бытия и т.п.); постоянная адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности, её технологиям; коммуникативная (установление связей между науками, профессиями, специальностями, возрастами); развитие творческого потенциала личности ; психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности; переживание полноты бытия); омолаживания (преодоление инерции мышления, предупреждение застоя в профессиональном росте); геронтологическая (поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма).

Источниками самообразования являются все компоненты культуры общества: разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, исследовательская и др.), наука, искусство, литература, СМИ, Интернет, профессиональная деятельность по основной или сопутствующим специальностям; обучение на разных курсах, хобби и другие.

Самовоспитание, самообучение и самообразование в целом предполагают специально проводимую с учащимися работу педагогов по их организации.

Факторами, побуждающими личность к самовоспитанию выступают (по И.Ф. Харламову): требования, которые общество предъявляет к человеку, социальные идеалы, моральные образцы, которые его привлекают; притязания личности на признание своего достойного места в коллективе сверстников; создание атмосферы состязательности в учебной и внеклассной работе; положительные примеры, вызывающие стремление подражать им, развиваться в той или иной сфере жизнедеятельности; дискуссии на морально-правовые темы.

Мотивами самовоспитания могут быть: стремление достичь поставленной цели; желание не отстать от других; чей-либо пример, желание стать похожим на авторитетного человека, литературного героя; притязание на признание своего достойного места в среде сверстников и другие. В процессе самовоспитания условно выделяют несколькоэтапов :

1 этап - осознание необходимости работать над собой. Это этап самопознания. Применяются следующие методы самопознания (самовоспитания): самонаблюдение, сравнение себя с другими, самоанализ, самоконтроль, самооценка. Эти методы позволяют человеку дать объективную характеристику себе. Роль педагога на этом этапе состоит в том, чтобы помочь воспитаннику осуществлять самонаблюдение и самооценку. Важно подготовить учащихся к самопознанию, предоставив им необходимыепсихологические знания , для чего проводятся специальные беседы, дискуссии, тренинги и т.п.

2 этап - выработка программы (плана) работы над собой на основе поставленных целей. Такая программа предполагает определение возможных изменений в личности, ведущих к формированию необходимых для нее качеств и свойств. После составления программы следует перейти к планированию самовоспитания, то есть определению конкретных задач, содержания, средств, методов решения поставленных задач.

3 этап - реализация программы самовоспитания. Педагог помогает воспитаннику осуществлять деятельность, в которой и происходит становление необходимых свойств личности. Важно, чтобы он давал педагогическую оценку усилий воспитанника.

4 этап - оценка результатов самовоспитания. Это, по сути, этап самопознания («чего я достиг?»), заканчивающийся постановкой новых задач самовоспитания.

Наиболее эффективными методами и приемами самовоспитания являются: самоубеждение, самопринуждение, самовнушение (применяется в процессе аутогенных упражнений, способствующих овладению собственным организмом и эмоциями),самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач саморазвития, решение воспитать у себя те или иные качества),осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач),самоконтроль (способность следить за своими поступками и действиями в процессе деятельности, фиксировать свое состояние с целью предотвращения нежелательных последствий),самоотчет (ретроспективный взгляд на события, произошедшие с личностью за определенное время). Большое значение имеетсамостимулирование : самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Формирование потребности и умений самообразования осуществляется в процессе предметного обучения и умственного воспитания учащихся и связано в первую очередь с воспитанием культуры умственного труда (умение рационально организовать режим умственной работы, правильно планировать учебный труд, четко его организовать, рациональные приемы работы с литературой, самоконтроль и самооценка и др.).

Признаками сформированности культуры самообразования являются: устойчивая потребность в самостоятельном углублении знаний; умение разрабатывать программу самообразования; сформированность способов умственных действий; рефлексивные умения и т. д.

Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".

Биография

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 — 1788 Крылов написал трагедии "Клеопатра" и "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Проказники". Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.

В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал "Зритель", сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. В повести "Каиб" аллегорически представлен произвол и лживый либерализм тоталитарного режима, в котором читатель без труда узнавал современную ему Россию. Летом 1792 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.

В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.

После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия "Трумф, или Подщипа" — остроумная и меткая сатира на Павла I и царский двор.

В 1801 Крылов завершил комедию "Пирог", поставленную в Петербурге и в Москве.

В 1806 возвратился в Петербург, где установил новые литературные связи, написал комедии "Модная лавка" (1806) и "Урок дочкам" (1807). В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.

8 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.

Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутительной и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нём воедино.

Н. В. Гоголь

Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Отец его выслужил дворянство. Сановных покровителей у него не было, и он долгое время находился в самых незначительных чинах. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства.

Воспитанием сына занималась мать. И. А. Крылов сохранил её образ на всю жизнь и отзывался о ней не только по-сыновнему почтительно, но и с особой нежностью. Впоследствии он поместил в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» перевод с итальянского «Менос, или Пример сыновней любви к матерям», подписанный «Нави Волырк» (перевёрнутое «Иван Крылов»). Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием.

Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательной сосредоточенности проявился у него с детства.

Учение давалось ему легко. Мальчик был исключительно музыкален, трудные математические задачи решал охотно и умело. Пушкин свидетельствовал позднее, что «Крылов знает главные европейские языки и, сверх того, он... пятидесяти лет выучился древнему греческому». Чуткость к языкам обнаружилась у него с детства. Появились знакомые, которые давали ему книги. Очевидно, читательская любознательность Крылова превосходила домашние возможности, и он нашёл средства удовлетворять её на стороне. Домашние условия были трудны, и восьмилетнему Крылову пришлось работать переписчиком бумаг в губернских канцеляриях в Твери. Страсть к чтению стала причиной конфликтов с начальником, который журил его за пустяк, заставая за книгой, иногда бивал по голове и по плечам. Однако впереди были ещё более тяжкие испытания: в 1778 году умер отец, семья осталась без всяких средств к существованию. Вдова с детьми впала в крайнюю нужду. Будущему баснописцу пришлось идти в услужение, а платой за работу была учёба.

Крылов полностью отдаётся самовоспитанию и самообразованию. Он читает много, но продолжать учёбу становится всё труднее. Мать и тут помогает ему, составляет план образования своего сына. Постепенно Крылов становится начитанным человеком, одновременно выработав в себе ценные качества - самостоятельность, практичность. Крылов вступает в самостоятельную жизнь. Первым произведением его была басня, переведённая из Лафонтена.

За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец.

Крылову первому из писателей в 1838 году был устроен юбилей, где юбиляр был награждён звездой ордена Святого Станислава. Интересна и такая подробность: на этом обеде перед каждым гостем лежал реестр (меню) с обозначением блюд в духе праздника («Демьянова уха», «Крыловская кулебяка»). Баснописца прославляли, за его здравие провозглашал тост министр просвещения С. С. Уваров. Незадолго перед смертью вышло последнее прижизненное издание его басен. О смерти И. А. Крылова поэт П. Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».

Проверьте себя

1. Что помогло И. А. Крылову стать начитанным, образованным человеком?

2. Подготовьте рассказ о писателе, подчеркнув роль самообразования, самовоспитания и самостоятельного чтения.