Развитие жизни на земле в перспективе. Перспективы развития человечества. Перспективы жизни на Земле

Русский космизм. Космизм - совсем другая мысль, обосновывающаяся фундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Необходимость - общая черта космистов. Отличие в ответе на вопрос: зачем? Запад: Шопенгауэр: все к худшему. Здесь: надо совершенствоваться и выходить в космос. Ницше: все плохо, придет белокурая бестия. Здесь: все это должны совершить современные люди вместе. Шпенглер: опять все плохо, надежда на новую культуру. Фрейд: культура - сублимация сексуального инстинкта. Здесь: человек хороший. Существует абсолютное добро, нравственность. Развитие в рамках высокой неземной цивилизации. Западная философия - пессимистичный взгляд. Россия - гуманистическая, оптимистическая мысль.

Космизм: естественнонаучный, религиозный. Философствующие естествоиспытатели: Чижевский (соавтор астробиологии), Вернадский (ноосфера), Циолковский (необходимость выхода человека в космос, открытие ракет; Земля - колыбель, но нельзя же жить в колыбели), Умов, Купревич. Естественнонаучный космизм, зачем? Естественнонаучное объяснение - учет влияния космических явлений на жизнь на Земле. Солнечные вспышки - геомагнитные явления, влияющие на поведение животных организмов, миграцию популяций, мировые революции, социальные потрясения и т.п. Чижевский - биоритмы.

Вернадский - создатель теории ноосфера. Встал на позиции фундаментальности существования жизни. Живые существа - такое же вещество, как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается живое вещество. Хотя и не отрицал что живое может произойти из неживого. Но все же живое скорее всего существует всегда. Существует направленность эволюционного процесса, хотя есть ответвления, зигзаги; нет понятного движения. На определенном уровне движение достигает такой стадии развития, что способно оказывать влияние на окружающий мир. Человек - участник геологического процесса. Способность к разрушению столь велика, что природа не справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала, необходима ноосфера - сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и появляется из биосферы. Ее назначение в гармонизации отношений человека с природой. Человек становится главным регулятором природы. Эта сфера должна увеличиваться. Человек исчерпывает ресурсы - надо использовать ресурсы космоса.

Циолковский. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание (как растения непосредственно забирают энергию Солнца). Выход человека в космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности населения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д. Фантазирует об автотрофном питании в космосе. О теории относительности не знает. Космос безграничен, звезд много, планет много - должна быть жизнь. Жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной.

Умов. Возможная уникальность жизни во вселенной (далее работы Циолковского). Человек ответственен за состояние вселенной (как венец развития). Убивать себя в войнах безнравственно с точки зрения развития природы. Вечность и уникальность жизни. О человеческой смерти.

Купревич. Человеческая смерть не является законом эволюции для человека. Смерть нужна для совершенствования родовых признаков вида. Далее развитие через культуру - внешним экзотерическим образом. Смерть теряет свою биологическую необходимость - необходимо устранить смерть. Вирусы и одноклеточные живут практически вечно. Секвойя живет тысячелетия и умирает из-за влияния извне. Смерть как результат сбоя в генетическом механизме. С 21 года начинается старение. Необходимо рассмотреть сбой на молекулярном уровне (или это болезнь, или сбой). Проблема нервных клеток. Мозг используется не на сто процентов (биология - возможно, что это не так). Еще неизвестно, отчего происходит сбой. Можно продлить жизнь. Биотехнологии. Жизнь и смерть - космические проблемы. Соприкасаются с нравственно-этическими проблемами. Погоня за наслаждениями.

Религиозное направление космизма. Федоров, Соловьев, Бердяев, Флоренский, Булгаков. С их точки зрения выход в космос обусловлен нравственными причинами. Федоров: «Общее дело». Задача не только выбросить смерть, но и воскресить всех живших на земле. В религии мы стремимся брать пример с Христа-страдальца, а надо не страдать а воскрешать. Воскрешение по цепочке от отца к сыну. Если говорить, что будем жить только мы, то это безнравственно по отношению ко всем доведшим нас до этой стадии. Соловьев. 1. Идея всеединства человечества, 2. идея софийности, 3. идея обожествления мира. Богочеловечество. Творчество (и творение) не заканчивается созданием мира. Человек вместе с богом участвует в совершенствовании мира. Спастись могут все, то что предсказано в Апокалипсисе это прогноз, предупреждение. Надо что-то менять сейчас, чтобы не прийти к этому. У человечества есть шанс прийти к Суду во всеоружии - встать вместе с Богом в гармонизации мира. Бог вместе с человеком - богочеловек. Обожествление мира. Человеку помогает София. Единство различных областей позитивной науки (религия, искусство, философия). Всеединая духовная деятельность. Всеединое культурное духовное развитие. Богочеловек это не сверхчеловек Ницше, здесь все по-другому.

Урок № Тема « Развитие жизни на Земле»

Целевые ориентации урока

Личностные : развитие познавательной активности учащихся через умение анализировать, обобщать, делать логические выводы, сравнивать,

Метапредметные: формирование умений и навыков анализа, сравнения; выделение главного, формулирование выводов, формирование навыков смыслового чтения.

Предметные: изучение развития жизни на Земле: формирование знаний об этапах развития, особенностях эволюции в периоды и эры, основных преобразований во флоре и фауне.

Планируемые результаты

Личностные умения: личностное мировоззрение, позитивное отношение к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; желание выполнять учебные действия.

Метапредметные умения:

ПУУД: формулирование познавательной цели, применение методов информационного поиска, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез, установление причинно-следственных связей.

РУУД: целеполагание, навык планирования своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане, умение участвовать в совместной деятельности.

КУУД: организация и планирование учебного сотрудничества, …………..

Предметные умения:

Ученик должен знать: историю развития жизни на Земле, эры и периоды, особенности эволюции, преобразования во флоре и фауне.

Ученик должен уметь : давать определения ключевым понятиям, выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции, устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Организация образовательного пространства

Ресурсы: мультимедийное приложение к учебнику, раздаточный материал - , оценочный лист.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.

Ход урока

I . Актуализация и проверка домашнего задания

Фронтальная работа

Задание: ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Сколько существует современных представлений о возникновении жизни на Земле?

Перечислите теории возникновения жизни на Земле?

Суть первой космической теории?

Суть теории абиогенеза?

Суть теории креационизма?

II . Мотивационная деятельность

А все-таки как возникло это великое разнообразие на нашей Земле? – просмотр видеоролика «Как зарождалась жизнь…»

Целеполагание постановка проблемного вопроса : какова цель урока?

II . Учебно-познавательная деятельность.

Работа в группах

Задание общее: изучить текст параграфа и заполнить таблицу .

ЭРА

ПЕРИОД

КЛИМАТ И СРЕДА

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Группы: 1) архей и протерозой;

2) палеозой;

3) мезозой;

4) кайнозой.

Создается группа экспертов. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая таблица по теме. Затем эксперты пересаживаются в свои первоначальные группы. знакомит других членов группы со всей темой.

Работа по парам внутри группы по карточкам

Задания: заполните пропуски и ответьте на вопросы.

1) э…ны, кр…птозой, …рхей, п…оте…озой, мн…гок…ето…ность. Что означают эти термины? 2) па…ео…ой, пс…ло…иты, …арбон, ст…го…ефа…, тр…ло…иты. Объясните данные слова; 3) …риас, д…но…ав…ы, ар…ео…тер…кс, м…зо…ой, т…пло…ров…ость. Что означают эти термины? 4) ка…но…ой, ан..ропо…еновый, те…локро…ность, по…епле…ие, сухо…утн…е мосты. Объясните данные слова применительно к теме.

Диагностика качества освоения темы.

Фронтальная работа.

Задание: закончите предложения (задание на экране, время - 2 минуты.) За каждый правильный ответ один балл.

    Эпоха биологической эволюции на Земле наступила около ….

    Наука изучающая историю живых организмов по их ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности называется - … .

    Самая древняя эпоха, которая длилась около 3 млрд лет называется … .

    Эон состоящий из трех эр называется… .

    Важнейшее событие силура … .

    Время расцвета медуз и кораллов – это … .

    Первые наземные позвоночные – стегоцефалы появились в … .

    Начало расцвета динозавров, появляются крокодилы и черепахи – это в … периоде.

    Высшие млекопитающиеся и настоящие птицы появляются в … период.

    Похолодание климата происходит в антропогеновый период … эры..

III . Интеллектуально-преобразовательная деятельность .

Индивидуальная работа

Задание № 5 на странице 103. Составить аббревиатуры или смысловые фразы.

IV .Оценочно-рефлексивная деятельность .

Лист оценивания достижений учащихся на уроке

Этап урока

Содержание заданий

Выставляемые баллы и отметка

1.Проверка домашнего задания.

Вопросы

За каждый правильный ответ- 1 бал

Максимальное количество бал– 5 .

2 Работа с текстом в группе

Заполнение таблицы

Общее задание: изучают

1 ) группа архей и протерозой;

2) палеозой;

3) мезозой;

4) кайнозой.

За правильное заполнение таблицы – 5 баллов.

Помощь членам группы – 1 балл

3. Работа в парах по карточкам

Заполните пропуски и ответьте на вопросы

Полнота и правильность выполнения работы – 5 баллов

Частично выполнена, допущены 1-2 ошибки – 3 балла

Полностью не выполнена –0 баллов

4. Фронтальная работа

Ответы на вопросы

Правильные и полные ответы-10 баллов, правильные, но неполные- 5 б.,

5. Индивидуальная работа

Задание 5 страница 103

Составлено 3-4 аббревиатуры или 1-2 смысловые фразы – 5 баллов; 1-2 аббревиатуры, 1 смысловая фраза – 4 баллла; 1 фраза, 1 аббревиатура – 3 бал.

Итого 25-30 баллов – оценка « 5»

20-24 - «4»

15–19 - «3», 9-14 – «2».

Домашнее задание: всем учащимся: § 16 и ответить на вопросы в конце §;

По выбору задания: 1) задание 3 стр.103;

2) составить план и 5 вопросов к тексту на стр. 104-106;

3) составить тест по теме 10 вопросов 3 варианта ответа.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса разработан авторским коллективом в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) среднего (полного) общего образования. Учебник завершает линию учебников для 5-11 классов общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Ю.Л. Воробьёва, заслуженного спасателя РФ, Героя России.
Одной из особенностей учебника является рассмотрение на его страницах глобальных проблем современности, которые по своей сути затрагивают интересы всего человечества и представляют потенциальную угрозу для его жизнедеятельности.
Материал учебника поможет закрепить знания, умения и навыки по оказанию первой помощи в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Перспективы развития жизни на Земле.
В современном мире в результате природных причин и активной преобразовательной деятельности человека сложился значительный комплекс проблем безопасности: взаимосвязанных угроз безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества.

Человечество в конце XX в. вступило в новую эпоху своего развития. Это время характеризуется бурным ростом информационных связей, экономической интеграцией, глобализацией социальных процессов, взаимопроникновением национальных культур, падением духовного уровня людей и норм поведения, а также рядом других признаков, но прежде всего появлением глобальных угроз, созданных самим человеком и его деятельностью.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 5
Раздел I ГЛОБАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1 Будущее безопасности человечества 8
§ 1. Перспективы развития жизни на Земле 8
§ 2. Пути решения глобальных проблем безопасности жизни на Земле 13
§ 3. Основные направления международного сотрудничества России в области безопасности жизнедеятельности 20
§ 4. Состояние окружающей природной среды в России и меры по её улучшению 24
§ 5. Окружающая среда и здоровье человека 32
Раздел II ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Глава 2 Воинская обязанность 38
§ 6. Основные сведения о воинской обязанности 38
§ 7. Организация воинского учёта и его предназначение 43
§ 8. Порядок постановки граждан на воинский учёт 48
§ 9. Порядок освидетельствования граждан при постановке на воинский учёт 52
§ 10. Обязательная подготовка граждан к военной службе 56
§ 11. Добровольная подготовка граждан к военной службе 64
§ 12. Организация призыва на военную службу 68
§ 13. Ответственность граждан по вопросам призыва на военную службу 74
§ 14. Прохождение военной службы по призыву 78
Глава 3 Правовые основы военной службы 84
§ 15. Прохождение военной службы по контракту. Особенности прохождения военной службы гражданами женского пола 84
§ 16. Альтернативная гражданская служба и порядок её прохождения 100
§ 17. Социальные гарантии военнослужащих 104
§ 18. Права и ответственность военнослужащих 115
§ 19. Увольнение с военной службы 124
§ 20*. Подготовка кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации 130
Раздел III ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Глава 4 Боевые традиции Вооружённых Сил Российской Федерации 140
§ 21*. Память поколений - Дни воинской славы России 140
§ 22. Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности войск 152
§ 23. Взаимоотношения в воинском коллективе 158
Глава 5 Символы воинской чести 171
§ 24. Военная присяга - клятва воина на верность Родине - России 171
§ 25. Боевое знамя части 177
§ 26*. Ордена, почётные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе 186
§ 27. Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации 195
§ 28. Воинские звания военнослужащих 205
§ 29. Военная форма одежды 211
Раздел IV ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
Глава 6 Основы медицинских знаний 216
§ 30. Основные инфекционные заболевания 216
§ 31. Меры профилактики инфекционных заболеваний 232
§ 32. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. Первая помощь при ранениях и ожогах 241
§ 33. Первая помощь при травмах. Ушибы, растяжение связок, вывихи 256
§ 34. Первая помощь при отравлениях 262
§ 35. Оказание помощи тонущему 266
§ 36*. Организация системы здравоохранения в Российской Федерации 276
Проектная деятельность 286.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы безопасности жизнедеятельности, 11 класс, Фролов М.П., Воробьёв Ю.Л., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс, Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Воробьёв Ю.Л., 2011
  • Основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс, Фролов М.П., Воробьёв Ю.Л., 2013

Следующие учебники и книги.

О западе, который пыжился, пыжился, а Россия сама по себе Калюжный Дмитрий Витальевич

Общие перспективы жизни на Земле

Природа всегда сильнее принципов.

Дэвид Юм.

Прежде чем анализировать сценарии возможного развития России, надо понять, а что происходит в мире в целом. Обычно ситуацию в каждой отдельной стране рассматривают вне зависимости от происходящего за ее границами, считая, что там все стационарно. Но поступать так довольно опрометчиво. Представьте, что в вашей квартире обои отклеились, оттого что соседи вас водой залили. И вы думаете, с чего начать, как жизнь обустроить? То ли идти в магазин обои выбирать, то ли сначала с соседями поругаться. А в это время уже начался сильнейший ураган, который все стёкла повыбивает, провода в городе порвёт, снесёт крыши… Согласитесь, в этой разрухе у вас и приоритеты будут другие, и мысли, да и соседи тоже.

Так какие глобальные процессы происходят за пределами наших границ? Посмотрим, не забывая, что это и наши процессы, поскольку Россия – фрагмент мировой системы.

Из книги 12 тем. Маркетинг 21 века автора Грант Дж

Общие представления Я уже писал, что если бы мы организовали телевикторину для маркетологов, подобную «Быстрому и находчивому», вопросы касались бы прежде всего социальных тенденций.Один из участников недавней конференции подошел ко мне после выступления и заявил, что

Из книги Очевидность сотворения мира: Происхождение планеты земля автора Маклин Глен

11. УНИЧТОЖЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ После грехопадения человека совершенный мир, сотворенный Богом, стал деградировать. В результате пришедшего на землю страшного порока у Бога не оставалось иного выбора, как наслать кару, разрушив первоначальную Землю.

Из книги Том 17. Избранные публицистические статьи автора Толстой Лев Николаевич

Глава V Лжеучения фарисеев и книжников не дают ни объяснений смысла настоящей жизни, ни руководства в ней; единственным руководством жизни является инерция жизни, не имеющая разумного объяснения «Жизнь определять нечего: всякий ее знает, вот и все, и давайте жить»,

Из книги «О текущем моменте» № 1(85), 2009 г. автора СССР Внутренний Предиктор

4. Некоторые перспективы жизни без освоения методологии Одна из составляющих глобализации - порождение разного рода сетевых субкультур, техническими носителями которых являются интернет и прочие средства межличностной коммуникации, и в особенности, - мобильные

Из книги Понять Россию умом автора Калюжный Дмитрий Витальевич

5.2. Общие перспективы Прежде чем анализировать сценарии возможного развития России надо понять, а что происходит в мире. Обычно ситуацию в стране рассматривают вне зависимости от того, что происходит за ее границами, считая, что там все стационарно. А это далеко не так. Это

Из книги Газета День Литературы # 138 (2008 2) автора День Литературы Газета

Михаил Ножкин РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. Главы из поэмы Моему народу-герою, народу-победителю посвящаю! ДЕНЬ ПОБЕДЫ Светлый праздник над землёю Крылья мирные простёр, – День Победы, день Героев, Вечной памяти костёр! День

Из книги Думать / Классифицировать автора Перек Жорж

1.1. Общие положения Книги не разбрасывают, а собирают. Как все банки с вареньем составляют в один буфет, так и все книги держат в одном и том же месте или в нескольких, но одних и тех же местах. Вообще-то, желая сохранить книги, можно было бы их складывать в сундуки, уносить в

Из книги Файлы будущего: история следующих 50 лет автора Уотсон Ричард

Общие источники Brand, Stewart, The Clock of the Long Now, Basic Books, 1999Hamel, Gary, and Prahalad, CK, Competing for the Future, Harvard Business School Press, 1994Handy, Charles, The Empty Raincoat, Random House, 1995Handy, Charles, The Hungry Spirit, Random House, 1998Kuhn, Thomas, The Structure of Scientific Revolutions, University of Chicago Press, 1996Wilson, Daniel, How to Survive a Robot Uprising: tips on defending yourself against the coming rebellion, Bloomsbury,

Из книги Газета Завтра 974 (31 2012) автора Завтра Газета

Из книги Газета Завтра 401 (32 2001) автора Завтра Газета

Из книги Распад мировой долларовой системы:ближайшие перспективы. автора Маслюков Ю. Д.

8. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ Описанные выше механизмы, конечно, далеко не исчерпывают даже экономические аспекты ситуации. Что касается иных сторон вопроса, (например, вероятность локальных военных конфликтов), то они вообще не рассматривались. Поскольку описанный выше сценарий, по

Из книги Интеллигенция (февраль 2008) автора Русская жизнь журнал

Общие положения - Вообще, давай сразу обозначим, чем салоны второй половины ХХ века отличались от всего остального - периодических застолий, клубов, кружков, сквотов, тусовок хиппи или бардаков золотой молодежи. Андеграундный салон всегда был на квартире или в мастерской

Из книги Литературная Газета 6461 (№ 18 2014) автора Литературная Газета

«Ради жизни на земле» Комиссия по присуждению Всероссийской премии "Золотой венец Победы" подвела итоги обсуждений и объявила имена деятелей культуры, удостоенных этой престижной награды. Лауреатом премии 2014 года стал популярный актёр, поэт, народный артист

Из книги Признание в любви: русская традиция автора Голованивская Мария Константиновна

Общие рекомендации 1. Не верьте холодности взгляда и не пугайтесь ее «неприступности». В большинстве случаев это вошедшая в привычку защитная реакция. Не бойтесь надменных красавиц, как раз их мало кто решается атаковать, и поэтому они еще более неравнодушны к ухаживанию

Из книги Вселенная, жизнь, разум автора Шкловский Иосиф Самуилович

13. О возникновении и развитии жизни на Земле На основании того, что было сказано в предыдущей главе, мы можем с достаточной для наших целей строгостью и точностью определить «живое вещество» как такой сложный молекулярный агрегат, в котором имеется «управляющая

Из книги Чего не знает современная наука автора Коллектив авторов

Неслучайная случайность. Возникновение жизни на Земле Космогонические факторыСлучайно ли возникла жизнь на Земле, или ее создал Творец? Издавна споря друг с другом по этому вопросу, натурфилософы и теологи почему-то не обращают внимания на то, что в любом случае для

Геохронологическая таблица

Замечание 1

История возникновения и формирования Земли насчитывает миллиарды лет. Сегодняшняя наука считает, что наша планета образовалась примерно $5-7$ млрд лет тому назад. Долгое время она была безжизненным небесным телом. Но примерно $4,5$ млрд лет на планете зародилась жизнь. Живые организмы жили, развивались, отмирали и продолжали формировать облик планеты (образовывали горные породы, окаменелости и пр.).

Графическое отражение «разбивки» истории нашей планеты представлено геохронологической таблицей. Она часто присутствует на тектонических картах географических атласов и является прекрасной иллюстрацией при рассмотрении эволюции органического мира Земли.

Первичные экосистемы прокариот и особенности их функционирования

Средой зарождения жизни ученые считают древний океан. Именно вода защитила возникшие живые организмы от губительного влияния космического излучения и ультрафиолетовых лучей Солнца.

Первые останки живых организмов относятся к архейской эре. Она началась примерно $4,5$ млрд лет и закончилась $2,5$ млрд лет назад. Останки древнейших живых организмов обнаружены в австралийских и южноафриканских осадочных горных породах. Это были только прокариоты. В конце архейской эры появились фотосинтезирующие организмы, обогатившие атмосферу Земли кислородом. Сформировался озоновый экран. Это явление способствовало появлению аэробных организмов и обеспечило защиту Земли от космического и солнечного ультрафиолетового излучения. Живые организмы были представлены железобактериями, цианобактериями, зелеными и пурпурными бактериями. Результатом их деятельности стали:

  • залежи серы,
  • железной руды,
  • нефти,
  • газа.

Замечание 2

Особенностью эволюции прокариот является практически полное отсутствие изменений. Ископаемые формы бактерий прочти не отличаются от современных. Это объясняется простотой организации первых организмов и элементарным строением трофических цепей. Поэтому прокариотические экосистемы имеют низкую способность к саморегуляции и сравнительно неустойчивы к изменениям окружающей среды.

Возникновение эукариот и многоклеточных организмов

Следом за архейской эрой идет протерозойская. Она началась $2,5$ млрд и окончилась примерно $0,6$ млрд лет назад. За это время прокариоты освоили весь океан. Примерно $2$ миллиона лет назад возникли и первые эукариотические организмы. Они очень быстро дали начало (дивергировали) растениям (водорослям), простейшим животным и грибам.

Для эукариот присуще усложнение генома. У них возникли митоз и мейоз, появился половой процесс. Усложнение организации эукариот стало характерной особенностью биологического прогресса этих организмов. ярким проявлением этого стало возникновение многоклеточности.

Протерозой завершился развитием кишечнополостных. Но в конце протерозоя (в вендский пекриод) наступил биосферный кризис. Значительная часть вендской биоты была уничтожена. Большинство видов вымерло. Уцелели преимущественно цианобактерии, зеленые водоросли и медузоподобные кишечнополостные.

Примерно $600$ млн лет назад началась палеозойская эра, длившаяся около $350-400 $млн лет. Примерно $500$ миллионов лет назад сформировались практически все типы современных животных. Теплый климат палеозоя благоприятствовал развитию жизни в теплых мелководных морях. Ордовикский период знаменит существованием гигантских головоногих моллюсков и огромных ракоскорпионов (до $2$ м в длину). В животном мире ордовика происходит адаптивная радиация.

Установление современных границ биосферы

Вторая половина палеозоя начинается силурийским периодом. В это время появляются первые челюстные позвоночные. В прибрежных участках континентальных водоемов образуется ил. Он стал основой для формирования первобытных почв. Уже в средине силура возникают первые наземные биогеоценозы. Их формируют ринофиты и плаунообразные, почвенные виды животных (малощетинковые черви и многоножки). Появились скорпионы. Все животные мало отличаются от современных.

В дальнейших периодах жизнь освоила сушу. Голосеменные растения вытеснили споровых, рептилии – земноводных, возникали насекомые (в том числе – крылатые).

Основные эволюционные события мезозоя

Мезозой считается эрой голосеменных растений и динозавров. В это время возникают птицы и млекопитающие (сумчатые и плацентарные). В средине мелового периода возникли покрытосеменные растения и насекомые-опылители. В конце мелового периода разразился второй глобальный биоценотический кризис. Были разрушены многочисленные биогеоценозы.

Развитие жизни в кайнозойскую эру

За время кайнозойской эры высшего расцвета достигли покрытосеменные растения, членистоногие, птицы и млекопитающие. В конце эры появился человек. Благодаря историческому процессу человечество превратилось в важный экологический фактор.