Самый большой парусный линейный корабль. Роль вооружения корабля. Новые технологии в военно-морском деле

10 самых больших парусных судов.По версии https://ru.wikipedia.org

Парусное судно - судно, которое использует парус и силу ветра для движения. Первые парусные и парусно-гребные суда появились несколько тысяч лет назад в эпоху древнейших цивилизаций. Парусные суда способны развивать скорость, превышающую скорость ветра.

1 Барк «Франция II»
- французский пятимачтовый барк. До сих пор считается самым большим парусником в истории судостроении. Заложен на верфях «Chantiers et Ateliers de la Gironde» в Бордо в 1911 году. Полная длина составляет 146,20 м, водоизмещение 10710 т. Для примера флагманский корабль Колумба «Санта Мария» имел в длину не более 25 м.


2 Барк «R.C.Rickmers»
пятимачтовый стальной барк, построенный в 1906 году компанией AG Rickmers, Bremerhaven в Германии. Его длина 146 метров, водоизмещение 10500 т. Корабль был оборудован паровой машиной мощностью 1160 л/с.

3 Шхуна «Томас У.Лоусон»
В 1902 году со стапелей фирмы “Фор Ривер К°” в городе Куинси сошел на воду стальной гигант “Томас У.Лоусон” - единственное в истории семимачтовое судно. Идея его создания принадлежит судовладельцу Дэону Кроули, одержимому желанием иметь самый большой парусник в мире. Длина судна составляет 144 м, водоизмещение 10860 т.

4 Барк «Royal Clipper»
— один из самых больших парусников в мире. И, говорят, самый красивый. Он был построен в марте 1999 года и стал третьим в небольшом флоте Star Clippers, Ink (туда также входят корабли Star Clipper и Star Flyer). Royal Clipper построен по образу и подобию легендарного пятимачтового Preussen, с одной только разницей: Preussen был ориентирован на перевозку грузов, а на Royal Clipper все — только для комфорта пассажиров.

5 Барк «Пруссия»,
судно спущенное на воду на верфи Й.Текленборга в Геестмюнде, оно стало крупнейшим парусником в мире. Полное водоизмещение «Пройссена» составляло 11150 т, дедвейт - 8000 т плюс 550 т водяного балласта. Корпус отличался усиленной конструкцией, бимсы и шпангоуты были сделаны из стальных балок и-образного сечения. Брашпиль, рулевая машина и грузовые лебедки имели паровой привод. Весь рангоут изготавливался из стали; высота мачт от киля достигала 68 м; нижние реи имели длину 32,2 м, диаметр 640 мм и массу 6,5 т. Общая площадь всех 47 парусов - 5560 м2, масса одного паруса - до 650 кг. На проводку стоячего и бегучего такелажа ушло 700 м цепей и 45 км пенькового каната и металлического троса. И еще несколько впечатляющих цифр: на судне имелось 1260 блоков, 248 винтовых талрепов, 560 м кабеля, 27 такелажных лебедок, восемь шпилей и шесть якорей, самый тяжелый из которых весил 4 т.

6 Барк «Потоси»
— огромный пятимачтовый барк «Потоси» - в то время (1894 год), самое большое парусное судно в мире. Это был ответ на вызов, брошенный Францией: немецкий винджаммер существенно превосходил по размерам пятимачтовик «Франс» и стал первым в истории парусным судном, чей тоннаж превысил 4000 брутто-регистровых тонн.

7 Барк “Кобенхавн”
Последний пятимачтовый барк- “Кобенхавн” - был построен шотландской верфью “Рэмэдж энд Фергюсон” по заказу датской Восточно-Азиатской компании уже после Первой мировой войны. По размерам среди пятимачтовиков он занимал среднее положение, зато по праву мог именоваться одним из самых красивых винджаммеров в мире благодаря изящным линиям корпуса и пропорциональности рангоута с несколько увеличенной площадью верхних парусов. Конечно, в конструкции барка не обошлось без технических новинок. Как и “франс-2”, “Кобенхавн” оснастили дизелем (правда, одним, а не двумя). У двухлопастного гребного винта регулируемого шага лопасти могли устанавливаться в положение вдоль потока, что снижало сопротивление при движении под парусами. Такелажные лебедки стали электрическими. Ну и главная особенность: винджаммер был не только грузовым, но и учебным судном.

8 Барк «Франция I»
Длина 133 м, ширина 14,9 м, водоизмещение 7800 тонн.

9 Шхуна «Вайоминг»
построена в США в 1909 году шестимачтовая гафельная шхуна «Вайоминг» (Wyoming) - самое большое деревянное судно из когда-либо существовавших. Это уникальное судно по валовой вместимости на 380 per. т превосходило не менее знаменитый четырехмачтовый барк «Грейт Рипаблик» (Great Republic). Как и другие крупные шхуны, оно совершало рейсы вдоль восточного побережья США. Существенной положительной особенностью парусного вооружения шхуны «Вайоминг» следует считать одинаковую высоту мачт и взаимозаменяемость парусов на всех мачтах, кроме бизани, на которой бизаньгик был длиннее.

10 Барк «Cедов»
- четырёхмачтовый барк, названный в 1945 г. в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. Самый крупный парусник в мире традиционной постройки. При спуске на воду на верфи «Германия» в Киле в марте 1921 года получил имя «Магдалена Виннен II» - по имени дочери основателя и владельца судовой компании, а также заказчика судна Фридриха Адольфа Виннена - Магдалины Виннен. В 1936 был перекуплен команией «Северо-немецкий Ллойд» и был переименован новым хозяинов в «Коммодор Йонсен» (нем. «Kommodore Johnsen») - по имени легендарного капитан-коммодора компании «Хаппаг-Ллойд» Николаса Йонсена - и был переоборудован в учебный парусник. В свое время корабль был четвёртым по величине парусником в мире. Построен для судоходной компании «Ф. А. Виннен» - суда компании носили имена членов семьи. Первоначально эксплуатировался на южно-американской и австралийской линиях. Во время Второй мировой войны судно находилось в составе вспомогательного флота и использовалось для доставки снабжения войскам под буксиром. В соответствии с решением Потсдамской конференции о репарациях Германии странам-победителям, судно передано Советскому Союзу в декабре 1945 году и переименовано в «Седов».

Человек очень давно начал осваивать водную стихию. Ученые считают, что первые плавательные средства человек изобрел 50-60 тыс. лет назад. Это были плоты из связок камыша или бревен, однако это не мешало нашим отчаянным предкам пускаться на таких утлых суденышках к новым островам и даже континентам. В давние времени море не разделяло людей, а, наоборот, связывало разные культуры и цивилизации.

Древние люди использовали морские просторы для торговли, перевозки грузов, поиска новых территорий и для войны. Очень скоро море стало еще одной ареной ожесточенных сражений. Уже в древнем мире появились первые специализированные боевые корабли, начали происходить масштабные морские баталии. Крупнейшим из них стало Саламинское сражение между персами и греками, произошедшее в Эгейском море в 480 г. до н. э.

В девятнадцатом столетии в кораблестроении произошла настоящая революция. Если ранее все корабли (в том числе и военные) передвигались, используя энергию ветра и человеческую мускульную силу, затем им на смену пришли паровые двигатели. Дерево – основной строительный материал, который использовали корабелы с древнейших времен, был заменен на сталь.

В двадцатом веке стремительное развитие военно-морского флота продолжилось. Появились первые авианосцы, подводные лодки, ракетные и торпедные катера. В настоящее время ВМС – это самый высокотехнологичный и самый дорогой вид вооруженных сил.

В этом материале рассказывается про самые большие военные корабли в мире. В нашем рейтинге собраны не только современные корабли, но и суда, построенные в другие исторические периоды. Главным критерием является не только размер корабля, но и история его применения и влияние, оказанное им на развитие военно-морского дела. В топ-10 вошли корабли, построенные в разных странах: в России, СССР, США, Великобритании.

Итак, топ-10: самые большие корабли в мире.

10. МДКВП «Зубр» (СССР/Россия)

Открывает наш рейтинг 10 самых больших кораблей судно на воздушной подушке. Этот корабль хотя и носил официальное название «малый десантный корабль», но это не должно вводить вас в заблуждение: водоизмещение «Зубра» 555 тонн, а длина составляет более 57 метров. Однако наибольшее достоинство корабля – это его скорость, которая может достигать 60 узлов.

Корабль был разработан в Советском Союзе, принят на вооружение в 1988 году. МДКВП «Зубр» может принимать на борт три основных боевых танка (до 150 тонн) и 140 десантников. Сегодня подобные корабли стоят на вооружении ВМС России и Греции.

9. Линкор «Ямато» (Япония)

На девятом месте топ-10 находится японский суперлинкор периода Второй мировой войны . «Ямато» является крупнейшим военным кораблем, потопленным неприятелем. Он был спущен на воду в 1939 году. «Ямато» участвовал в боях на Тихом океане и был уничтожен американской авиацией, так и не успев сделать ни единого залпа из пушек своего главного калибра.

Размеры этого корабля действительно впечатляют: длина – 263 метра, полное водоизмещение – более 72 тыс. тонн. Он был вооружен девятью 460-мм пушками главного калибра, которые могли вести огонь на дистанцию до 45 километров.

8. Линкоры типа «Айова»

Это серия американских линейных кораблей, строительство которых началось перед Второй мировой войной. На сегодняшний день линкоры этого проекта являются крупнейшими существующими кораблями своего класса. Всего было построено четыре линкора, они принимали участие в боевых действиях на Тихом океане, потом оказывали поддержку сухопутным войскам во время Корейской и Вьетнамской войны.

Три линкора превращены в плавучие музеи, а еще один входит в состав Резервного флота США .

Длина каждого из этих кораблей составляет 270 метров, водоизмещение – более 57 тыс. тонн. Артиллерийское вооружение состоит из девяти 406-мм орудий и двадцати 127-мм пушек.

7. Линкор «Бисмарк» (Германия)

На седьмом месте топ-10 самых больших кораблей находится еще один легендарный линкор Второй мировой войны — «Бисмарк ». Этот корабль был настоящей гордостью военно-морского флота Третьего Рейха. Он был спущен на воду в 1939 году, имел водоизмещение более 50 тыс. тонн. По своим размерам и калибру орудий главного калибра он уступал только «Ямато» и «Айове».

В первом же рейде «Бисмарк» был потоплен объединенными силами британского королевского флота. Однако перед этим немецкий линкор смог пустить на дно флагман англичан – линейный корабль «Худ».

6. Линейный парусный корабль Santisima Trinidad («Святейшая Троица», Испания)

На шестом месте топ-10 находится испанский боевой парусный корабль, который считается крупнейшим в истории. Он был построен на Кубе в 1769 году и находился на вооружении военно-морских сил Испании около 35 лет.

Для своего времени линкор «Святейшая Троица» был настоящим гигантом. Весь корпус, включая обшивку и палубу, был изготовлен из очень прочного и дорого материала – кубинского красного дерева, а на мачты использовали сосну из Мексики. Линкор был вооружен 140 пушками разных калибров, его водоизмещение составляло 5 тыс. тонн, а команда – 1200 человек.

Из-за больших размеров корабль был очень неповоротлив, однако толщина бортов в 60 см делала линкор практически непотопляемым. С этим кораблем в бою неоднократно сталкивался прославленный адмирал Нельсон. Последний раз это случилось во время Трафальгарского сражения: с испанским линкором одновременно сражались семь английских линейных кораблей, но они так и не смогли потопить его. После выигранной битвы англичане хотели отбуксировать гиганта в Британию, но по дороге он затонул.

5. Крейсер «Петр Великий» (Россия)

Это самый большой из неавианесущих кораблей, он относится к серии кораблей проекта 1114 «Орлан» , первый из которых был спущен на воду в 1977 году. «Петр Великий » был принят на вооружение ВМФ России в 1996 году.

Водоизмещение «Петра Великого» составляет 25860 тонн, его длина – 250 метров, самым грозным оружием корабля являются противокорабельные ракеты «Гранит», которые могут поражать противника на расстоянии 550 км. В настоящее время крейсер является флагманом Северного флота России.

4. Подводная лодка проекта 941 «Акула» (СССР/Россия)

На четвертом месте топ-10 находится атомная подводная лодка проекта 941 «Акула », вооруженная стратегическими баллистическими ракетами. Эта субмарина была спроектирована еще в Советском Союзе, первая лодка этой серии была спущена на воду в 1981 году.

Подводный крейсер «Акула» имеет поистине впечатляющие размеры: длину – 172,8 м, подводное водоизмещение – 48 тыс. тонн. Подлодка может погружаться на глубину в 500 метров. Ее экипаж составляет 160 человек. Кроме торпедного вооружения, на борту корабля находятся 20 БРПЛ Р-39 или Р-30 «Булава» . Сегодня в состав ВМФ России входят три подводные лодки проекта 941.

3. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (СССР/Россия)

2. Линкор HMS Dreadnought («Неустрашимый», Великобритания)

На втором месте топ-10 находится корабль, название которого дало имя целому подклассу линкоров. Его появление произвело настоящую революцию в военно-морском деле.

«Неустрашимый» был спущен на воду в 1906 году, основным отличием этого корабля от броненосцев того времени стало увеличение количества орудий главного калибра и отказ от пушек промежуточных калибров. Это давало кораблю значительные тактические преимущества. Кроме того, на «Дредноуте» впервые была использована паротурбинная силовая установка, которая обеспечивала ему скорость в 21 узел.

После появления этого корабля и другие ведущие морские державы стали строить подобные линкоры, все они получили нарицательное имя «дредноут». К началу Первой мировой войны морские просторы уже бороздили «супердредноуты», вооруженные еще более мощными артиллерийскими системами.

Водоизмещение этих плавучих гигантских аэродромов составляет около 100 тыс. тонн, длина – около 330 метров. Все корабли этой серии оснащены ядерной силовой установкой. Площадь взлетной палубы составляет более 18 тыс. кв. метров. Авианосцы этой серии могут принимать на борт до 90 самолетов и вертолетов различных типов.

Подобный корабль в одиночку может решить исход военного конфликта с небольшой страной, что наглядно показала война с Югославией и Ираком. Существующее противокорабельное оружие практически бессильно против подобных авианосцев – только применение ядерных ракет может уничтожить этого морского монстра. На сегодняшний день «Нимиц» - это действительно полноправный хозяин океанов.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

10

Был крупнейшим парусным кораблем своего времени. Он имел четыре полные палубы (верхняя была вровень с бортами, как впоследствии на некоторых пароходах). По проекту он должен был иметь огромную грузовместимость, сохраняя при этом, ради снижения издержек, обычную численность экипажа.

К несчастью, перед первым рейсом в Британию в результате пожара судно выгорело до ватерлинии и затонуло. После подъема и восстановления оно лишилось верхней палубы, площадь парусов и объем грузовых помещений были сокращены. Экипаж (130 человек) был сокращен наполовину. «Great Republic» сменил несколько владельцев, пока во время шторма в марте 1872 г. не потерпел крушение и не затонул.

9

Последний пятимачтовый барк, построенный в 1921 году шотландской верфью «Рэмэдж энд Фергюсон» по заказу датской Восточно-Азиатской компании уже после Первой мировой войны в Копенгагене. 14 декабря 1928 года, имея на борту 16 человек штатной команды и 45 кадетов, он вышел из Буэнос-Айреса и взял курс на зюйд-ост. Судну предстояло в балласте дойти до Австралии, где принять груз - пшеницу - и доставить его в Европу.

21 декабря состоялся последний сеанс связи с парусником, с 22 декабря судно на связь не выходило и с тех пор считается пропавшим без вести. Что явилось причиной его гибели - внезапно налетевший шквал или столкновение с айсбергом, - осталось неизвестным.

8

Огромный пятимачтовый барк. Cтал первым в истории парусным судном, чей тоннаж превысил 4000 брутто-регистровых тонн.

7

Один из крупнейших барков своего времени. Франция готовилась к проведению в Париже Всемирной выставки, посвященной вступлению мира в грядущий XX век.

Уже была построена колоссальная стальная башня - символ торжества технического прогресса; впоследствии ее назовут по имени строителя Эйфелевой. Другим таким символом, демонстрирующим широкие возможности металла, и должен был стать новый французский стальной парусник. О новом паруснике и гигантской башне говорили одинаково много.

6

Пятимачтовое четырёхзвёздочное круизное парусное судно, построенное по образу и подобию «Пруссии» (1902-1910). Было разработано Зигмунтом Хоренем, польским специалистом по корабельным устройствам, принято в эксплуатацию в 2000 году и, являясь самым длинным парусным судном в мире, вмещает 227 пассажиров. Корабль может развивать скорость до 20 узлов.

5

Шестимачтовая 125-метровая двухпалубная шхуна, построенная в основном из канадской сосны, - верх совершенства деревянного судостроения.

Это крупнейшее в мире и единственное в нашей десятке гигантов цельнодеревянное судно представляет определенный интерес, как для судостроителей, так и для моряков.

4

Единственное семимачтовое судно в мире. Было спущено на воду со стапелей «Фор Ривер» г. Куинси в 1902 году. Известный судовладелец Дэон Кроули имел огромное желание создать самый большой парусник во всем мире, вследствие чего был вдохновителем и автором идеи постройки данного гиганта.

Практически все время парусник эксплуатировался на одной линии и перевез не одну тысячу тонн угля и других сыпучих грузов между США и Канадой. Однако в 1907 году он был зафрахтован одной нефтяной компанией для перевозки нефтепродуктов через Атлантический океан. Судно с полными трюмами бочек с нефтепродуктами отправилось в свой первый и трагически последний трансатлантический вояж.

3

Торговое судно, пятимачтовый барк. Как и все суда, которые строились компанией AG Rickmers, корпус традиционно был покрашен в зелёный цвет. Ниже ватерлинии - красный.

Учитывая, что судно было оборудовано паровой машиной, в списках самых больших парусных судов Германии оно не значилось, несмотря на то, что с 1914 года оно занимало одно из ведущих мест по размерам и водоизмещению. Некоторые моряки в шутку называли его парусный пароход. Максимальная грузоподъемность составляла 7 900 тонн. Для увеличения грузоподъемности даже был уменьшен угольный бункер.

2

Французский пятимачтовый барк. Считается одним из самых больших парусников в истории судостроения. Заложен на верфях «Chantiers et Ateliers de la Gironde» в Бордо в 1911 году.

Во время Второй мировой войны, в 1944 году судно, которое до этого времени находилось на мели, попало под прицел американского бомбардировщика и было уничтожено в ходе учебной бомбардировки.

1

Пятимачтовый парусный корабль с цельностальным корпусом. Это был самый большой в мире корабль с прямыми парусами и единственный пятимачтовый парусник этого класса мирового торгового флота.

В 1910 г. «Пруссия» во время рейса с грузом для Чили столкнулась с другим кораблем и в конечном итоге затонула.

Мы уже рассказывали о самых больших самодвижущихся сооружениях на планете - торговых судах (супертанкерах, контейнеровозах и их «коллегах») и . Первые - один из главных элементов мировой экономики, вторые - синонимы роскоши и комфорта. Но есть гигантские плавучие сооружения, которые для многих являются символами военной и экономической мощи государства, чести нации и флага и заодно неплохими аргументами в спорах с соседями по планете. Речь о военных кораблях. Познакомимся с крупнейшими из них.

Самые большие из существующих: американские авианосцы

Самые большие военные корабли, находящиеся сегодня в эксплуатации, или, лучше сказать, в строю, - авианосцы. Это и понятно: еще Вторая мировая война показала, что плавучая авиабаза - это очень удобно (а плавучая крепость типа линкора - как раз наоборот, но об этом ниже).

Самые большие в мире авианосцы находятся на сегодняшний день в составе ВМС США. Это новейший USS Gerald R. Ford , введенный в состав флота 31 мая 2017 года после восьми лет строительства. USS Gerald R. Ford - первый из запланированных десяти однотипных кораблей, два из которых уже строятся на верфях Newport News Shipbuilding в городе Ньюпорт-Ньюс (шт. Виргиния), и это поистине исполинское сооружение. Его длина - 337 метров, водоизмещение при полной загрузке составляет около 100 тыс. тонн, полетная палуба имеет размеры 333 на 78 метров, и на ней умещается 18 пунктов для заправки и вооружения самолетов. Кстати, о самолетах: их, а также вертолетов и беспилотников, на борту USS Gerald R. Ford может быть до 90 штук. Экипаж авианосца - 2500–2700 человек. Сердца у огромного корабля два - это ядерные реакторы, способные работать без замены ядерного топлива в течение 50 лет, то есть практически весь срок службы корабля.

Об этом шедевре инженерной мысли можно долго рассказывать и даже посвятить ему отдельный материал, но мы вместо этого заметим, что у него достойные конкуренты. Правда, они тоже служат в составе ВМС США. Это десять авианосцев класса Nimitz , которые Gerald R. Ford и его будущие собратья призваны заменить.

«Нимицы» имеют похожие водоизмещение, но Gerald R. Ford все же на четыре метра длиннее и при этом намного эффективнее, что неудивительно: первый авианосец класса Nimitz был построен в 1975 году (последний же George H. W. Bush - в 2009-м). У авианосцев класса Nimitz экипаж на 500–900 человек больше, и ему приходится трудиться активнее, а их силовая установка вырабатывает на четверть меньше энергии.


Единственный российский авианесущий корабль - ордена Ушакова Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» - уступает американским авианосцам по размерам и отчасти по боевым возможностям, зато может входить в Черное море, куда обычным (иначе говоря, «полноценным») авианосцам вход закрыт, согласно договору Монтре

Интересно, что в ряду крупнейших находящихся в строю военных кораблей американские авианосцы хоть и лидеры, но не единственные претенденты. Конкуренты, впрочем, им сильно отступают. Речь о 315-метровом пока безымянном китайском авианосце водоизмещением 70 тыс. тонн (его еще строят), 305-метровом российском авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» и 270-метровом британском корабле HMS Queen Elizabeth , самом большом из всех когда-либо построенных для британского флота.

Неавианесущие корабли

А что же, спросите вы, военные корабли прочих типов? Неужели ни у кого не возникала мысль построить неавианесущий корабль большого размера? Возникала, и эту мысль даже пытались реализовать. Так, Япония перед Второй мировой войной начала постройку одного из самых больших военный кораблей в истории и крупнейшего линкора - 263-метрового «Ямато» и его близнеца «Мусаси».

Стратеги японского флота готовились к генеральному сражению с американским флотом в Тихом океане, а для этого им, как они полагали, нужны были несколько огромных хорошо вооруженных кораблей. Вскоре после принятия «Ямато» на службу в 1941 году оказалось, впрочем, что война с США превращается в бесконечную череду мелких стычек, а главным оружием в них являются самолеты, взлетающие с палубы авианосцев. Причем в абсолютном большинстве этих стычек оба линкора не принимали участие. В 1944 году эти корабли выступили-таки в крупном сражении за Филиппины. В нем «Мусаси» оказался потоплен после двух лет и трех месяцев службы, а «Ямато» ушел к берегам Японии (сражение было японцами проиграно), чтобы погибнуть в последнем сражении в начале апреля 1945-го у берегов Окинавы в большой степени от авиабомб.


Из-за долгого бездействия корабля во время Второй мировой войны в японском ВМФ о «Ямато» стали говорить так: «На свете есть три самые большие и бесполезные вещи - египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор „Ямато“»

То была довольно бесславная кончина для огромных кораблей, ради которых довоенной Японии пришлось модернизировать большую часть промышленности страны и потратить огромные деньги (масштабы были сравнимы с затратами на космические программы). Событие убедило крупные морские державы в том, что эпоха огромных линкоров прошла. Впрочем, это не помешало американцам к концу Второй мировой построить огромные, 270-метровые, корабли класса Iowa (в количестве четырех штук) и эксплуатировать их до конца холодной войны, но не в качестве главных действующих лиц, а в основном как членов авианесущей группировки.


USS Iowa ведет огонь во время учений

Все выше сказанное не означает, что больших неавианесущих кораблей в Мировом океане не осталось. Самый большой корабль российского флота и по совместительству самый большой и один из мощнейших действующих неавианесущих военных кораблей на планете - ордена Нахимова тяжелый атомный военный крейсер «Петр Великий». Его и еще четыре таких же спроектировали в конце 1970-х для борьбы с авианосными ударными группами (какие есть только у США) - не в одиночку, конечно, а тоже в составе группы надводных и подводных кораблей.

В строю, правда, остался только один «Петр Великий» (спущен на воду в 1989-м, принят в эксплуатацию в 1998-м), один так и не достроили, два списали, а еще один уже почти 20 лет находится на модернизации.


В полностью автономном режиме «Петр Великий» способен находится в походе в течение 60 дней - на столько у него хватит припасов. Если предположить, что их можно будет пополнить в походе, то корабль сможет оставаться в плавании не меньше десяти лет - столько без перезарядки топлива проработают реакторы

«Петр Великий» - штука впечатляющая: водоизмещение - 26 150 тонн, длина - 250 метров, ширина - 28,5 метра; у него шесть палуб и восемь ярусов, больше тысячи человек экипажа, два атомных реактора и два резервных котла в качестве энергетической установки, способные обеспечить электричеством и теплом Серпухов, Коломну или какой-нибудь иной город с населением в 100–200 тысяч человек. А также огромный набор вооружения, перечисление и описание которого займет примерно столько же места, сколько весь это материал.

Не только на поверхности: подлодки класса «Акула»

Огромные и опасные корабли встречаются не только на поверхности мирового океана, но и под водой. Речь, понятно, о подлодках. И тут безоговорочное первенство принадлежит ВМФ России: именно в его составе несут службу тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула». Они были задуманы и спроектированы в разгар холодной войны как часть ядерной триады СССР (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы) и предназначались, коротко говоря, для гарантированного уничтожения противника в Третьей мировой войне. Построено «акул» было всего шесть (согласно договору ОСВ-1), и по окончании холодной войны пять из них были выведены из состава флота.

Осталась только одна - ТК-208 «Дмитрий Донской». Как и любой другой крупный военный корабль современности, эта подлодка заслуживает отдельного материала или даже нескольких, но так как мы здесь выявляем не самые мощные, а самые большие корабли, то вот вам размеры: 172 метра в длину, 23,3 метра в ширину и 26 метров в высоту; два ядерных реактора, водоизмещение более 48 тыс. тонн (в подводном положении) и, помимо прочего, способность проламывать лед толщиной до 2,5 метра и всплывать в Арктике…


Советский контр-адмирал В.Г. Лебедько говорил об «Акулах» так: «Если эту лодку выставить в Москве где-нибудь рядом с Царь-пушкой, то, смотря на нее, человечество осознанно и добровольно навсегда откажется вести какие-либо войны»

…а также спортивный зал, плавательный бассейн размером 4 на 2 м и глубиной 2 м, заполняемый подогреваемой пресной или соленой забортной водой, солярий, сауна, «живой уголок». И способность обеспечить 160 человек экипажа всем необходимым на протяжении полугода автономного плавания.

Герои прошлого

Желание построить военный корабль побольше появилось у людей примерно тогда же, когда корабли стали серьезным аргументом в спорах о доступе к ресурсам и контроле территорий. Так, труды целого ряда античных авторов упоминают и даже описывают тессераконтеру - вероятно, самую большую галеру в историю. Под галерой, заметим тут, понимается боевой корабль, передвигающийся преимущественно на веслах. Слово «тессераконтера» переводится с древнегреческого как «сорокорядная» - именно столько рядов весел у нее было. Длина это сооружение была 130 метров, ширина - 38 метров, то есть размеры у него были вполне современные. Экипаж судна, если верить описаниям из исторических трудов, составлял 4000 одних только гребцов. К ним еще надобно прибавить 400 матросов и пехотинцев в количестве 2850 человек. Построить все это великолепие (а корабль, как рассказывают, был богато украшен) приказал египетский царь Птолемей IV Филопатр в III веке до н. э. Зачем - вопрос открытый. По одной из версий, чтобы показать мощь государства и всех поразить, по другой - для реальных боевых действий. Впрочем, был ли этот корабль действительно построен, как он выглядел (предполагается, что это мог быть катамаран) и что с ним стало, установить невозможно. Но идея впечатляющая.

Не менее впечатляющим был и флагман флота шведского короля Густава Адольфа, названный «Ваза» в честь правящей династии, - один из самых мощных, крупных и хорошо вооруженных кораблей своего времени. Густав Адольф из династии Ваза правивший Швецией с 1594 по 1632 год, привел свою державу к зениту могущества, расширив ее территорию, укрепив армию, проведя успешный налоговые и административные реформы. Но и ему требовалось что-нибудь большое, опасное и символическое - например, огромный военный корабль, которому отлично подойдет имя королевского дома. На монстра длиной 69 и шириной 11,7 метра за два года постройки ушло 16 га леса и уйма денег. На двух пушечных палубах располагались 64 красивые бронзовые пушки. Только вот стрелять им не пришлось: в день первого плавания при большом стечении народа в ясную погоду с несильным порывистым ветром судно вышло из порта, прошло 1300 метров и затонуло в виду Стокгольмского порта.


Корабль «Ваза» можно увидеть в музее в Стокгольме, и это очень впечатляющее зрелище

Причина катастрофы - конструктивные ошибки: корабль был слишком узким, центр тяжести его находился высоко, следовательно, судно было неустойчиво, а загрузить больше балласта, чтобы решить эту проблему, не получилось из-за слишком низко расположенных пушечных портов - в этом случае возникала опасность затопления. Поэтому 10 августа 1628 года, выполняя маневр в первом же плавании, корабль при порыве ветра накренился слишком сильно и зачерпнул воды открытыми для демонстрации пушек пушечными портами левого борта. Вскоре на поверхности залива остались лишь обломки и около тридцати (из почти двух сотен) человек, находившихся на борту.

«Ваза» опустился на дно, погрузился в ил, где и провел следующие 333 года. В 1961 году его подняли со дна (благодаря илу он сохранился в весьма неплохом состоянии), законсервировали, и сегодня судно можно увидеть в специальном музее в Стокгольме. И это весьма примечательное зрелище - на корпусе сохранились резьба и следы краски, поэтому он выглядит почти неповрежденным. Это единственный сохранившийся корабль первой половины XVII века. Если будете в Стокгольме, непременно посмотрите - 35 миллионов туристов, ежегодно посещающих музей, не могут ошибаться.


Спустя десять лет после спуска на воду самый большой деревянный военный корабль в мире «Бретань» был переоборудован в морскую школу для подростков

Самым же большим деревянным военным кораблем в истории стал 130-пушечный трехмачтовый линкор французского флота «Бретань». Он был спущен на воду в 1855 году и тут же стал не только самым большим деревянным парусным кораблем с паровой силовой установкой, но и самым мощным военным кораблем своего времени. Длина его составила 81 метр (по палубе) при ширине 18 метров.

«Бретань» стала кульминацией парусного кораблестроения: корабль проектировался именно как парусный, а паровая машина была лишь вспомогательным инструментом - пропеллер мог втягиваться внутрь корпуса, чтобы увеличить обтекаемость при следовании на парусах. Судно существовало в единственном экземпляре как раз потому, что, пока оно строилось, прошли испытания первого в истории (французского же) военного парохода «Наполеон». Они настолько впечатлили военное министерство, что то отменило строительство остальных кораблей типа «Бретань».

Фото: U.S. Navy / Handout (в анонсе) / Getty Images, Xinhua News Agency / legion-media, U.S. Navy / Handout / Getty Images, Ministry of Defence / en.wikipedia.org, Universal History Archive / Contributor / Getty Images, Frank Rossoto Stocktrek / Getty Images, NurPhoto / Contributor / Getty Images, Georges DeKeerle / Contributor / Getty Images, ullstein bild / Contributor / Getty Images, en.wikipedia.org

Люди издавна стремились создавать что-то великое, раз за разом повышая планку и вовлекаясь в непрекращающуюся демонстрацию превосходства и силы. Каждое новое творение, строение или механизм должны были быть сильнее, быстрее, выше, шире, крупнее и прочнее предыдущих. Военная промышленность – не исключение. С древних времен сила военного флота во многом определяла победителя схватки и наглядно демонстрировала расстановку сил. Цивилизации постоянно сражались за плодородные земли и влияние в стратегически выгодных морских бассейнах. В итоге за последние столетия были построены тысячи великолепных и удивительных кораблей, призванных засвидетельствовать военную мощь своей страны. В этой подборке вас ждут 25 самых больших военных судов, когда-либо спускавшихся на воду.

25. Универсальные десантные корабли типа America

America – это огромный штурмовой корабль и одно из самых крупных судов военно-морского флота США. Пока что существует только один корабль такой конфигурации, и это USS America, построенный в 2014 году. Длина судна составляет 257 метров, а его водоизмещение – около 45 000 тонн!

24. Военный корабль типа Shokaku


Фото: wikimedia.org

Оба авианосца типа Shokaku были построены для имперского военного флота Японии в конце 1930-х годов. Строительство кораблей было завершено незадолго до начала Второй мировой войны в 1941 году, и эти суда в свое время считались фактически «бесспорно лучшими авианосцами в мире». Судно класса Shokaku достигало 257,5 метров в длину. Оба гиганта были потоплены противником в 1944 году.

23. Корабли типа Audacious


Фото: anonymous, 09 HMS Eagle Mediterranean Jan1970

Авианосцы класса Audacious были спроектированы военными инженерами по заданию правительства Великобритании в 1930-1940-х годах. Показать на деле во время борьбы с нацистской Германией им так и не удалось, поскольку строительство этих судов было завершено уже после окончания Второй мировой войны. Военные корабли Audacious участвовали в учениях и стратегических операциях с 1951 по 1979 год. Длина такого судна составляла 257,6 метров.

22. Авианосец класса Taiho


Фото: wikimedia.org

Впервые Taiho был спущен на воду в 1941 году, и это был авианосец Японской империи, построенный для участия в боях Второй мировой войны. Общая длина корабля составляла 260, 6 метров, и его конструкция предполагала неуязвимость даже перед лицом массивной бомбардировки, торпедирования и прочих ударов по корпусу. Авианосец Taiho должен был быть способным продолжать бой в любых условиях, но в 1944 году его все еже удалось потопить. Корабль ушел на дно после прямого попадания торпеды, выпущенной американской подлодкой USS Albacore, во время ожесточенного боя в Филиппинском море.

21. Военное судно Akagi


Фото: wikimedia.org

В военном флоте Японии было немало славных кораблей, и Akagi – еще один знаменитый авианосец этой азиатской империи, служивший ей с 1927 по 1942 год. Корабль проявил себя сначала во Второй японо-китайской войне 1930-х годов, а затем во время Второй мировой в легендарной атаке на гавань Перл-Харбор в декабре 1941 года. Последним боем авианосца стало сражение у атолла Мидуэй (Midway) в июне 1942 года. Akagi серьезно пострадал в бою, и его капитан принял решение затопить судно самостоятельно, что в те годы было распространенной практикой среди капитанов японских ВМС. Длина корабля составляла 261,2 метра.

20. Военный корабль класса Charles de Gaulle


Фото: wikimedia.org

Перейдем сразу к цифрам – длина французского флагманского корабля Charles de Gaulle составляет 261,5 метров, а его водоизмещение – 42 500 тонн. На сегодняшний день это военное судно считается самым большим военным кораблем во всей западной Европе, до сих пор спускаемым на воду для участия в учениях и стратегических операциях. Впервые флагман Charles de Gaulle был сдан в эксплуатацию в 1994 году, и сегодня это атомное судно остается ведущим авианосцем военного флота Франции.

19. Корабль INS Vikrant


Фото: Индийский военный флот

Перед вами первый авианосец, построенный в Индии. Длина этого военного корабля составляет 262 метра, а его – около 40 000 тонн. Vikrant все еще находится в процессе оснащения, и завершение его строительства запланировано на 2023 год. Имя авианосца с индийского языка переводится как «мужественный» или «дерзкий».

18. Английский военный корабль HMS Hood


Фото: wikipedia.org

А это один из самых старых военных судов из нашего списка крупнейших в мире кораблей ВМС. HMS Hood был последним боевым крейсером, построенным для Королевского военно-морского флота Великобритании. Спущенный на воду в августе 1918 года, корабль HMS Hood насчитывал 262, 3 метра в длину и гордился водоизмещением в 46 680 тонн. Внушительный по своим размерам крейсер был потоплен немцами во время Второй мировой войны в битве за Датский пролив в 1941 году.

17. Боевое судно типа Graf Zeppelin


Фото: wikipedia.org

Четыре корабля класса Graf Zeppelin должны были стать судами Кригсмарине (Kriegsmarine, немецкий военно-морской флот эпохи Третьего рейха), и их строительство было запланировано еще в 1930-х годах. Однако по причине политических разногласий между немецкими ВМС и Люфтваффе (Luftwaffe, военно-воздушные силы в составах рейхсвера, вермахта и бундесвера), из-за разногласий среди высших чинов самого Кригсмарине и потому что Адольф Гитлер потерял интерес к этому проекту, ни один из этих внушительных авианосцев так и не был спущен на воду. По задумке инженеров длина такого корабля должна была составить 262,5 метров.

16. Военные корабли типа Yamato


Фото: wikimedia.org

Корабли класса Yamato были военными судами ВМС Японской империи, построенными и спущенными на воду во время Второй мировой войны. Максимальное водоизмещение этих гигантов составляло 72 000 тонн, за что они до сих пор считаются одними из самых тяжелых военных кораблей в истории военно-морского флота всего мира. Общая длина судна класса Yamato составляла 263 метра, и хотя изначально было запланировано строительство 5 таких военных кораблей, в итоге завершено было только 3.

15. Судно типа Clemenceau


Фото: wikimedia.org

Авианосцы типа Clemenceau были парой военных кораблей, состоявших на службе у ВМС Франции с 1961 по 2000 год. В 2000 году один из этих авианосцев, Clemenceau, был разоружен и демонтирован, а второй, Foch, переведен в ведомство бразильского военно-морского флота. Авианосец Foch стоит в порту Сан-Паоло и по сей день. Его общая длина – 265 метров.

14. Авианосцы Essex


Фото: wikimedia.org

Перед вами передовая мощь военно-морского флота США времен Второй мировой войны, авианосец класса Essex. В 20 веке этот тип военных кораблей был самым распространенным видом крупных боевых судов. Всего их было 24, и 4 из этих авианосцев сегодня открыты для посещений в качестве плавучих музеев истории ВМС Америки. Так что если вам доведется съездить в штаты и захочется попасть на борт настоящего боевого крейсера, корабли Yorktown, Intrepid, Hornet и Lexington с радостью приоткроют для вас завесу военных тайн середины 20 века.

13. Боевой авианосец Shinano


Фото: wikimedia.org

Shinano был огромным авианосцем, несшим службу в ВМФ Великой Японской империи во время Второй мировой войны. Корабль имел 266,1 метров в длину и весил 65 800 тонн. Однако японцы поспешили с его спуском на воду, поскольку на тот момент Shinano все еще нуждался в конструкторской доработке. Вероятно, именно по этой причине гигантский авианосец протянул на войне всего 10 дней и был потоплен в конце 1944 года.

12. Военный корабль класса Iowa


Фото: wikipedia.org

Быстрые линейные корабли класса Iowa были построены по заказу ВМС США в 1939 и 1940 годах в количестве 6 боевых единиц. В итоге только 4 судна из 6 были спущены на воду, но зато все они приняли участие в ряде важных для Америки противостояний, включая Вторую мировую, Корейскую и Вьетнамскую войны. Длина этих артиллерийских бронированных кораблей составляла 270 метров, а водоизмещение – 45 000 тонн.

11. Авианосец класса Lexington


Фото: wikipedia.org

Всего таких авианосцев было построено 2 единицы, и оба судна были спроектированы по заказу военно-морского флота США в 1920-х годах. Этот класс кораблей очень хорошо проявил себя и был замечен во многих сражениях. Одним из этих военных судов был авианосец Lexington, враги потопили его во время сражения в Коралловом море 1942 года. Второй корабль, Saratoga, был взорван во время испытаний атомной бомбы в 1946 году.

10. Боевое судно класса Kiev


Фото: wikimedia.org

Известный также под названиями Проект 1143 или авианесущий крейсер Кречет, корабль класса Киев был первым советским авианосцем, транспортирующим самолеты с неподвижным крылом. На сегодняшний день из 4 построенных судов одно было демонтировано, 2 вышли из строя, а последнее, «Адмирал Горшков», было продано ВМС Индии, где оно до сих пор и состоит на службе.

9. Военный корабль класса Queen Elizabeth


Фото: Министерство обороны Великобритании, flickr

Это одно из двух судов класса Queen Elizabeth, и оба эти авианосца еще пока находятся в процессе оснащения для Королевских ВМС. Первый корабль - HMS Queen Elizabeth, и все работы по его строительству завершатся уже в 2017 году, второй - HMS Prince of Wales, спуск на воду которого запланирован на 2020 год. Длина корпуса авианосцев HMS – по 284 метра, а максимальное водоизмещение – 70 600 тонн.

8. Корабль типа Admiral Kuznetsov


Фото: Mil.ru

Авианосцы класса Адмирал Кузнецов были последними боевыми кораблями в своем роде, построенными для военно-морского флота СССР. Всего известно о 2 суднах этого класса, и это борт «Admiral Kuznetsov» (спущен на воду в 1990 году, до сих пор в строю российского ВМФ), а также «Liaoning» (продан Китаю, строительство был завершено в 2012 году). Длина корпуса авианосцев этого класса – 302 метра.

7. Авианосец класса Midway


Фото: wikimedia.org

Проект авианесущего крейсера класса Midway оказался одним из самых надежных и живучих конструкторских решений в истории ВМС. Первый флагман этого типа, спущенный на воду в 1945 году, - USS Midway, и он прослужил американской армии до 1992 года. Последним заданием судна стало участие в операции « в пустыне» в 1991 году. Другой корабль этого класса - USS Franklin D. Roosevelt, и он был списан со службы в 1977 году. Третий авианосец, USS Coral Sea, был переведен в резерв в 1990 году.

6. Американский военный корабль USS John F. Kennedy


Фото: wikipedia.org

Получивший вторым прозвищем кличку Big John (Большой Джон), авианосец USS John F. Kennedy – единственный в своем роде, и последний корабль ВМС США с неядерной силовой установкой. Судно достигает 320 метров в длину, и когда-то оно даже было способно вести боевые действия против подлодок.

5. Военный корабль класса Forrestal


Фото: wikipedia.org

Перед вами один из 4 авианосцев класса Forrestal, спроектированный и построенный специально для американской армии в 1950-х годах. Корабли Forrestal, Saratoga, Ranger и Independence были первыми суперавианосцами, сочетающими в себе значительное водоизмещение, лифты и угловую палубу. Их длина – 325 метров, а максимальный вес – 60 000 тонн.

4. Боевое судно Kitty Hawk


Фото: wikipedia.org

Класс Kitty Hawk стал следующим поколением суперавианосцев ВМС США после судов типа Forrestal. В этой линейке построено 3 корабля (Kitty Hawk, Constellation, America), все они были готовы к спуску на воду в 1960-х годах, и на сегодняшний день уже списаны со службы. Длина корпуса составляет 327 метров.

3. Авианосец класса Nimitz


Фото: wikimedia.org

Корабли Nimitz – это 10 суперавианосцев с ядерной силовой установкой, принадлежащих военно-морскому флоту Америки. Благодаря общей длине в 333 метра и максимальному водоизмещению (свыше 100 000 тонн) эти суда считаются самыми большими в мире военными кораблями на ходу. Они успели принять участие во многих битвах по всему миру, включая операцию «Орлиный коготь» в Иране, войну в Персидском заливе и недавние конфликты в Ираке и Афганистане.

2. Военный корабль Gerald R. Ford


Фото: wikimedia.org

Этот тип кораблей запланирован для замены некоторых все еще рабочих суперавианосцев класса Nimitz. Корпусом новые суда будут очень похожи на крейсеры Nimitz, но, что касается технического оснащения, класс Gerald R. Ford будет намного современнее. В частности, уже запланированы такие новшества, как электромагнитная катапульта для запуска летательных аппаратов и многие другие технологичные решения, призванные повысить эффективность корабля, и снизить стоимость его эксплуатации. Авианосцы Gerald R. Ford будут немного длиннее судов класса Nimitz – их длина составит 337 метров.

1. Боевое судно USS Enterprise


Фото: wikimedia.org

Перед вами лидер нашего списка и первый суперавианосец с ядерной силовой установкой. USS Enterprise – самый длинный (342 метра) и самый известный в мире военный корабль. Он служит американской армии уже 51 год, и поэтому также считается одним из самых долговечных авианосцев США. USS Enterprise участвовал во многих сражениях, включая Кубинский ракетный кризис, Вьетнамскую и Корейскую войны. Вдобавок этот крейсер принимал участие в съемках художественных фильмов. Например, некоторые сцены из Звездного пути и Лучшего стрелка (Top Gun, Star Trek) были сняты на палубе именно судна USS Enterprise, которое по праву считается самым большим американским авианосцем и одним из 10 самых опасных военных кораблей на планете.