Школьное образование в германии. Оценки в Германии. Виды школ в Германии

Расположенный в самом сердце Германии, Берлин за вехи своей истории пережил многочисленные взлеты и падения, которые заметно отразились на лике города. Ныне третий самый посещаемый туристами город Европы привлекает более 10 миллионов туристов ежегодно. Берлин притягивает разных людей, преследующих абсолютно разные цели. Кого-то столица Германии привлекает тем, что является важным политическим центром, а кого-то – своим культурным наследием. Учитывая, что страна отыгрывает не последнюю роль в мировой политике и экономике, город часто становится местом проведения саммитов, международных конвенций, семинаров и лекториев.

Прогулка по культурному Берлину

С другой стороны, Берлин - кладезь достопримечательностей. Трудно представить, как в небольшом по своей площади центре может сосуществовать столько легендарных сооружений: Бранденбургские врата (или, как их еще называют, арка мира), являющиеся символом воссоединения востока и запада, Берлинский Кафедральный собор - маленькая ретроспектива истории целой страны, Рейхстаг, Николаевский квартал - самый древний в городе, центральная ратуша, Александерплатц и остров музеев (всего их в Берлине насчитывается около 140 штук).

Организовать себе интересный досуг во время изучения немецкого в Берлине очень просто: город славится инновационной культурой в сфере музыки, театра и танца. К тому же, как упоминалось ранее, в Берлине находится около 140 музеев и более 400 галерей, где можно увидеть все: от Вавилонских Ворот и бюста Нефертити до последних новинок андеграунда. Не в последнюю очередь Берлин славится насыщенной ночной жизнью: шумные вечеринки в столице проходят каждый день и заканчиваются только после восхода солнца.

Конечно, нельзя не вспомнить о привлекательности Берлина зимой. Обновление знаний немецкого языка в рамках языковых курсов можно совместить с обновками материальными. Во-первых, каждый год с конца ноября и до начала января в Берлине проводятся рождественские ярмарки. Посетить самые известные из них можно прямо во время экскурсии по центру города. А если вы любите бродить по более отдаленным уголкам столицы Германии - смело следуйте предпочтениям, ведь общей сложности на период рождественских праздников здесь открывается от 50 до 100 рынков! Милые игрушки, тематические яства, глинтвейн, пиво, одежда, предметы декора... И все это сопровождается ярким сиянием праздничных огоньков, песнями и плясками.

Те же, кто не представляет отдых без шоппинга в супермаркетах, обязаны заглянуть на сезонные сейлы. Зимой в Берлине скидки на различные товары (от косметики и одежды до техники и мебели) достигают 70%! Таким образом, даже не имея баснословных сумм на картах, туристы приезжают домой с целыми мешками подарков и себе, и родным. А еще подобные закупки - это бесценная практика немецкого языка. Праздничная атмосфера как ничто другое способствует открытости и хорошему расположению духа, а значит, контакт с окружающими будет находиться легче.

Сытная гастрономия Берлина

Некоторые же туристы просто не могут остаться равнодушными к неповторимому вкусу местного пива, а также тому разнообразию закусок, которое предприимчивые продавцы предлагают на каждом шагу. Обязательно попробуйте «Карривурст» - жареные колбаски с карри и соусом из помидоров. Экзотической местной закуской является Hackepeter – «намазка» на хлеб из сырого фарша, перца и яйца. Идеальной закуской к пиву для большой компании будет свиная рулька с хрустящим жареным картофелем. А как пройти мимо ароматных охотничьих колбасок, зажаренных на гриле, или кебаба? Здесь просто невозможно остаться голодным!

И даже несмотря на такую популярность среди иностранцев, Берлин остается самым большим городом мира по количеству немецкоязычного населения, поэтому вы без труда выучите немецкий в Берлине.

Маргрет Расфельд, основательница необычной школы в Германии Evangelische Schule Berlin Zentrum, считает, что сегодня недостаточно учить детей читать, писать и считать.

Главные знания и умения базируются на том, чтобы прививать ценности, справляться с вызовами современного мира и быть готовым к любым трудностям. Как развивают действительно важные в жизни навыки немецкие школьники, читайте в нашем материале. Подробнее про оптимизацию методик учебных процессов она расскажет на Фестивале идей , который пройдет в Одессе с 25 по 27 августа.

Предмет «Испытание»? Нет, не слышал

Маргарет Расфельд
директор немецкой школы

Один из особенных предметов школы называется «Испытание». Ученикам необходимо пройти испытание-путешествие за пределами Берлина, имея всего лишь 5 евро на день. «Испытание» длится 3 недели. Дети могут сами выбрать способ передвижения и сферу, в которой бы хотели сделать свой вклад. Путешествие в таких условиях учит сразу многим важным навыкам: жить в ситуации небезопасности, рассчитывать на себя, работать в группах, ошибаться, отстаивать свои права, принимать решения, быть гибкими, ориентироваться в сложившейся ситуации.

Сопровождающий группы - студент, который в будущем хочет стать учителем. Молодым педагогам-студентам дается возможность наблюдать множество процессов, происходящих в команде, влияние внешней среды на нее. Они практикуют общение с детьми в тех условиях, в которых они никогда не общались бы, будучи в школе.

Они не берут с собой кучу чемоданов, не пользуются картами в телефоне. Дети, когда возвращаются, чувствуют себя более взрослыми и самостоятельными. Также они начинают лучше понимать друг друга и взаимодействовать между собой. На гостиницы и хостелы у ребят денег нет, и вопрос проживания они должны решать с местными жителями. Можно поставить у них во дворе палатку, а также подумать, чем их можно отблагодарить. Путешествуя именно таким образом, школьники начинают понимать, что люди могут быть добрыми и отзывчивыми. В этой школе верят в молодых людей и в то, что они могут самостоятельно учиться, что у них есть колоссальный потенциал, чтобы развивать самих себя. В итоге они это чувствуют и начинают верить в себя еще больше.

Другие особенности школы

Комиссия ЮНЕСКО выделила четыре принципа образования, которые помогут соответствовать школе ХХІ века: учиться эффективному обучению, учиться действовать, учиться жить в обществе и учиться быть собой. Директор берлинской гимназии (дети в ней учатся с 12 лет и примерно до 18 - прим.) рассказала, как внедряются эти принципы в обучение.

Принцип самоорганизованности. В любой момент они могут выбрать, чем хотят заниматься сейчас. Более того, они еще и сами могут решить, когда им необходимо себя протестировать. Именно поэтому нашей системе удалось уйти от страха и нервозности. Они получают не оценки, а сертификаты о завершении курса.

Фото: flipyourclass.christian-spannagel.de/

День проектов. Этот день в нашей школе существует для того, чтобы практиковать междисциплинарные знания. Мы считаем, что одного академического часа для этого недостаточно. За год школьники обычно успевают попробовать себя в 3-4-х таких проектах. Они делятся на команды и в течение дня изучают предмет исследования на практике. Именно поэтому у детей появляется достаточно времени, чтобы уходить за пределы учебного заведения, работать с экспертами (например, с режиссером ставить пьесу для местных жителей), то есть у ребят достаточно возможностей получать знания не только в школе, а и вне ее.

Учебников в школе нет и не будет, потому что это скучно. Учебные материалы, разработанные междисциплинарной командой, представителями разных креативных групп, хранятся в интернет-магазине.

Все сделано с учетом режима самоорганизации и работы в группах разного количества людей. Дети могут пользоваться мобильными телефонами, планшетами в основном для поиска информации, но не для звонков и общения в сети.

Каждый родитель в течение месяца должен провести в школе 3 часа. Это означает, что если кто-то умеет фотографировать, то он может сделать фотоотчет мероприятия или помочь в любой сфере, в которой он хорошо разбирается. Все это помогает построить партнерские отношения учителям и родителям для лучшего взаимодействия.

Менторство с детьми. В каждом классе есть 14 взрослых детей, которые уже прошли через много наших необычных практик. Примерно раз в неделю они один на один встречаются с новенькими, чтобы помочь им войти в этот ритм самообучения и самоорганизации. Это также важный момент взаимодействия в школе, такое общение мотивирует. В результате у детей складываются хорошие дружеские отношения, а это является хорошим фундаментом для работы учителей.

Книга-влог. Помимо этого, у каждого ученика в нашей школе есть специальная рабочая тетрадь (workbook), куда вписаны все темы, знания, навыки, которые должен освоить ребенок за ближайшие три года, и там же он отмечает, что сделал и когда.

А что для учителей?

В нашей системе каждый учитель обслуживает только три класса, около 75 учеников (в отличие от классической системы - под 300 учеников на одного педагога). И его задача в том, чтобы с каждым из них построить близкие доверительные отношения. По сути, одна большая школа состоит из множества маленьких, а маленькая - из трех классов по 26 человек, за которыми закреплены два учителя.

Есть 6 учителей, которые отвечают за классы такого типа. Они отвечают не только за предметы, но и за индивидуальные и групповые проекты, и раз в неделю встречаются с детьми, чтобы обсудить с ними дальнейшие планы, проекты и сложные моменты.

Что касается учителей, у них есть специальные коучи, которые передают им все ценности и понятия «школы устойчивого развития». Также присутствует система внутреннего менторства. То есть педагоги, уже хорошо освоившие эту систему, становятся менторами для молодых учителей, которые только попадают в новую школу.

Сюда очень легко попасть в гости. Вы можете просто постучать в дверь школы в Берлине и посмотреть, как проходит обучение. И людей, которым это интересно, очень много. Если вы оказываетесь с группой учителей или ваших учеников в Берлине, желательно, чтобы вы поставили нас в известность. Сейчас желающих попасть к нам много, и мы вынуждены регулировать этот поток. Также два раза в месяц по понедельникам у нас есть тренинги для педагогов, которые ведут наши ученики, рассказывают о принципах и самой системе тем учителям, которые хотят ввести эту систему у себя.

Таня вот уже 2 года учиться в американской школе в Зальцбурге. На последних два года обучения родители решили перевести ее в школу, которая идет по программе IB, чтобы предоставить Тане лучшие перспективы для поступления в университеты.

Предварительно, по результатам ее успеваемости за 2 года обучения в Зальцбурге и рекомендациям от преподавателей, Таня была приглашена для сдачи вступительных экзаменов и прохождения интервью в две школы Германии и одну школу Австрии.

Все посещения школ были организованы в апреле, школа за школой, чтобы она минимально пропустила занятия в своей школе. В результате тестов Таню прияли две школы из трех и она выбрала школу Амадеус в Вене. Я попросила рассказать о своих впечатлениях от посещения школ и как проходили тесты, чтобы понять, что повлияло на ее выбор.

Как происходит поступление в BBIS

Школа расположена в пригороде Берлина. Из центра Берлина ехали на метро, потом еще двумя автобусами.

Школу смотрели сами, так как персонал был занят. Сдержанная архитектура, большие помещения, но темноватые. Отдельным зданием стоит многофункциональный спортивный зал.

Большая студенческая резиденция, но неуютно. Коридор напоминает больницу, все двери заперты. Но есть комната отдыха с кухней, где студенты по желанию могут готовить и столовая, где всегда есть еда: тосты, фрукты, молоко, чай и другое.

В школе особое отношение к русскоязычным. Не то, чтобы враждебно относятся, но, говорят, что когда школу открыли, ее наполнили русские. Новое руководство решило выровнять национальный микс и, несмотря на то, что школа осталась очень популярной на русскоязычном рынке, - действует очень строгая квота на прием русскоговорящих студентов. При этом в школе учится очень много международных студентов, прямо со всего земного шара.

Когда мы приехали, то почти одновременно прибыла семья из Бразилии. Их сразу же окружили вниманием, начали им все показывать, директор повела родителей на обед. Нам же сказали подождать, и было очень неприятно.

Потом меня пригласили на интервью. Несмотря на то, что мои табеля отправляли в школу, до моего приглашения на интервью, первое что мне сказали, посмотрев мои документы – зачем ты сюда приехала с такой успеваемостью, все равно ты не поступишь. Конечно после такого приема уже совершенно не хотелось поступать в эту школу.

Потом посадили делать тесты. Я не ожидала, что мне дадут сразу 5 тестов! Было очень сложно и очень мало времени. На тест по географии дается 40 минут, было много вопросов, которые я и не учила в предыдущей школе в Зальцбурге. По математике тест был на полтора часа, я думаю, что многое сделала. На тест по немецкому выделяют всего 50 минут – этого было очень мало! И совместный тест по наукам (химия, физика и биология). Так как я учусь в американской школе, то у нас только 1 наука в год. В прошлом году была биология, - я писала, что помнила. В этом году химия – думаю сделал хорошо, но физику мы пока еще и не учили, все мои знания – с украинской школы 2 года назад, но задания были намного сложнее. И последний тест по английской литературе – 2 часа. Дали отрывок текста, потом надо было писать по нему работу.

Наверное школа сильная по наукам, но отношение ко мне оставило очень неприятное впечатления, поэтому мне в этой школе учиться уже и не хотелось.

В школе конечно много интересного. Сервис классы во время программы IB – ученики ездят в Берлин и работают с переселенцами. Летом едут в Румынию строить дома в деревне, а также работают в детском саду этой же школы. Много всяких активитис: мне приглянулись теннис и танцы. По проекту креативити – рисуют или же играют на музыкальных инструментах. Огромная территория, много зданий, есть свой театр, сильная музыкальная школа – каждый год организовывается школьный концерт.

В общем, после посещения школы осталось двоякое впечатление. С одной стороны кажется, что очень сильная и интересная школа. С другой стороны, то, как меня принимали, оставило большой осадок, что я в эту школу не вписываюсь, то ли из-за того, что я русскоязычная, то-ли просто я им не подхожу.