Символ февральской революции красный бант. Красный бант. И ещё небольшая справочка

Дни памяти: в день Ангела 8 (21) ноября, день кон­чины 10 (23) марта, обретения мощей 22 мая (4) июня и день канонизации 7 (20) июня.

В 1999 году к лику святых причислен блажен­ный старец Павел Таганрогский, ставший первым святым на Донской земле. А родился он 8 ноября 1792 года в семье дворян Кролевецкого уезда Чер­ниговской губернии и был наречён при крещении Павлом, в честь святого Павла, патриарха Констан­тинопольского, исповедника. Отец его коллежский регистратор Павел Стожков и мать Параскева были богатыми людьми и имели в собственности более 800 крестьян. Отличаясь религиозностью, они и де­тям привили любовь ко Христу. Отец хотел, чтобы Павел, как и его старший брат штабс-капитан Иван, получил достойное образование, но когда Павлу исполнилось 16 лет, он оставил родительский дом, ушёл в путешествие по святым местам на целый год. По возвращению был наказан отцом за своево­лие и до 25 лет об уходе больше не помышлял.

Пришло время отцу делить наследство между сыновьями, и Павлу досталось несколько сот крестьян и многочисленный скот. Но он решил продать его и всё имущество, а крестьян отпустить на волю. Деньги, полученные от отца (60 тысяч ру­блей) и вырученные от продажи, он раздал бедным и на нужды монастырей, опять пустившись в странствия. Довелось ему побывать на севере - в Соловецком монастыре и на юге - Киево-Печерской и Почаевской Лаврах. Так прошло 10 лет, по­ка Павел не надумал поселиться на берегу Азовско­го моря в Таганроге, ставшим ему второй родиной.

Первое время он, забыв своё дворянское проис­хождение и обладая немалой физической силой и здоровьем, работал в порту и занимался разными поденными работами. Но вскоре, оставив тяжёлые физические труды, решил посвятить свою дальней­шую жизнь непристанной молитве и службе лю­дям. Он проживал на разных квартирах, но послед­ним пристанищем стал дом, снятый у Ефима Смир­нова, где было несколько комнат. Одна из них ста­ла ему келией. Она была уставлена иконами, лам­падами и свечами, горевшими день и ночь. Повсю­ду стояли корзины, мешки, горшки, наполненные хлебом, бубликами, черносливом, лимонами, на стене висели сумки с просфорами. Все съестные припасы Павел раздавал посетителям и живущим у него послушникам, которые помогали ему по дому. Спал он на голой лавке без подушки, вместо кото­рой ложил под голову что-нибудь из одежды. Блаженный Павел был благороден и красив лицом с постоянным румянцем на щеках, сердцем добр и милостив, характером же отличал­ся строгим, так что домашним от него доставалось. Никто не мог войти к нему в келию без совершения Иисусовой молитвы, которую сам он произносил непрерывно. В жизни и внешнем обличии соблю­дал простоту и скромность, в пище - строгое воз­держание. Одевался в простую серую одежду с по­ясом, носил шапку из серого сукна с овчиной изну­три, не расставался с палочкой.

С первым благовестом к церковной службе спе­шил в храм. Особенно любил Успенский, в котором делал много пожертвований в виде икон, лампад, свечей, елея. 18 лампад с надписью от него находи­лось здесь. Носил с собой белое полотенце, кото­рым протирал иконы.

Блаженный Павел стал для многих светильни­ком, показывающим путь к истинной христианской жизни. Силой благодати Божией в нём открылись дары прозорливости, исцеления, чудотворения. По молитвам старца многие получали благодатную по­мощь и утешение. Но не всех принимал он одина­ково: кого впустит в келию, к кому выйдет в прихо­жую, а кого же допустит только под двери.

Сохранилось много свидетельств о чудесах, связанных с ним, от послушников, благочестивых христиан, приезжающих к Павлу Таганрогскому за советом и наставлениями со всех концов России. Он много предсказывал и почти все его предсказа­ния сбывались. Одна девушка пришла к нему за советом: идти замуж или в монастырь. Он ей сказал, что останется у него и здесь закон­чит свой земной путь. Это была Мария Величко. Послушницей прожила она возле старца пять лет, затем, после его кончины, ещё шестьдесят четыре года, ухаживая за домом и могилой. Одному мо­наху, пришедшему с севера и тяготевшему мона­шеской жизнью, он предсказал, что станет иеромо­нахом. Так и случилось. Другого благословил на иночество и тот ушёл на Афон. Простому солдату, пришедшему за благословением, предсказал, что станет иеромонахом и он стал им в Глинской пу­стыни, а затем основал на Кавказе скит. Своему духовнику, иеромонаху таганрогскому Дамиану предсказал, что тот станет великим человеком и, действительно, в 1897 году он был поставлен па­триархом Святого Иерусалима.

Сострадал старец к заключённым в тюрьме, ча­сто посылая им хлеб, борщ, мясо, а если кто уми­рал из них, заботился, чтобы по-христиански похо­ронили. Они любили его, эти забытые миром и отверженные от общества люди.

Время от времени блаженный оставлял Таган­рог, путешествуя с послушниками по святым ме­стам. Был и на родине в гостях у брата, принеся ему лимоны в качестве гостинца. Когда, в силу старческой немощи, не стал ходить сам, то посы­лал в паломничество других.

Господь открыл Павлу день и час кончины: 10 марта 1879 года. Незадолго до этого его посетил великий праведник Иоанн Кронштадский. Подвижники обменялись приветствиями: «Здравствуй, столпе от земли до неба…» - сказал отец Иоанн, а Павел ответил: «Здравствуй и ты, солнце от запада на восток…». Протоиерею таган­рогской церкви Святой Троицы Василию Байдуко­ву, известному всей России проповеднику и автору многих сборников с проповедями, в момент кончи­ны старца было видение: душу почившего несли с радостным пением ангелы.

Почил Павел Таганрогский глубокой ночью, а утром у его келии было уже много людей, кото­рые пришли проститься с покойным. За три дня, пока тело стояло непогребённым, тысячи людей смогли сделать это. Даже после того, как его по­хоронили, на могиле не иссякал поток людей. Ис­полнились слова Господа: «Прославляющего Мя прославлю» и слова блаженного: «Хотя я и умру, а моё место не останется пустым. Мой куст никог­да не будет пуст».

Место для могилы старца Павла ещё при его жизни подарил ему один из его почитателей, по­дрядчик кирпичного завода Никанор Иванович. На этом месте хоронил Павел своих послушниц. По­сле его кончины Никанор Иванович огородил ме­сто упокоения деревянной оградкой. Другой благо­детель Иван Никитич Ионикин на свои средства в 1906 году построил деревянную часовеньку, укра­шенную внутри иконами. За усердие к месту упо­коения старца Господь даровал семье Ионикина выздоровление. Жена и трое детей его страдали припадками, которые выражались тем, что они били посуду, рвали на себе одежду, крича­ли страшными голосами, но вскоре излечились.

В 1912 году от пожара часовня сгорела и в 1914 году на пожертвования наиболее преданных почи­тателей старца была выстроена каменная. В 1921 году часовню закрыли, а в последствии — разрушили. В середине 90-х годов её восстановили. Много слу­чаев исцеления происходит и поныне на его моги­ле. Здесь излечиваются от припадков, желчной бо­лезни, опухолей, болезней сердца и глаз.

20 июня 1999 года в Таганроге, при многоты­сячном стечении народа, состоялось прославление избранника Божия, снискавшего при жизни огром­ную любовь простых людей своими аскетическими подвигами, преданностью Богу, милосердием к ближнему, молитвенника перед Господом, который и после своей кончины помогает всем стражду­щим. Ранее, 4 июня, были обретены его мощи и пе­ренесены в кладбищенскую церковь Всех Святых, где покоились в алтаре. И вот 20 июня состоялось их торжественное перенесение в Свято-Никольский храм. Над Никольским храмом среди ясного неба, вокруг солнца, стоявшего в зените, появился большой круг в виде радуги. Так Господь проявил своё благоволение к прославлению своего угодни­ка. Затем было ещё одно знамение: на небе из обла­ков образовался крест над храмом. Стояла пятиде­сятиградусная жара и многих поили водой перед храмом. И эта вода казалась такой необычной и сладкой, что явилось ещё одним про­явлением чудес в этот день.

Тропарь, глас 4:

Отечества Небеснаго взыскуя,/ дом родителей твоих оставил еси./ Тленное богатство мира презрев,/ обогатился от Господа многими чудесы и знаменьми. Воздержанием, труды и молитвою насладился еси, образ жития благочестиваго являя./ Темже и ныне с верою приходящим к тебе/ во всяцех напастех помогаеши./ Блаженне отче Павле,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

От Небеснаго Врача дар исцелений приим,/ разрешаеши болезни наши телесныя и душевныя./ Божественныя благодати столпе от земли до Неба явился еси,/ о блаженне Павле, моли Христа Бога спасти град и люди, тебе почитающия.

Величание:

Ублажаем тя,/ святый блаженный отче Павле,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва:

О великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Павле! Ты, на высоту добродетелей возшед, яко пресветлая звезда житием твоим возсиял еси, и странническое жительство избрав, мира сего красная ни во чтоже вменил еси. Темже Всеправедный Судия многими чудесы тя прослави. Душу же твою святую в небесные обители всели, идеже любви Божией наслаждаяся, и наши нужды зриши, прошения слышиши. Буди нам в недузех целитель, по морю плавающим кормчий и утопающим благонадежное избавление. Молимся тебе, Павле блаженне: испроси всем, во всякой нужде сущим и ко твоему заступлению прибегающим, всякий дар коемуждо благопотребен: веры и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, больным исцеление, печальным утешение, бедствующим помощь, обиженным защищение. И сподоби ны угодниче Божий молитвами твоими благочестно житие земное скончати, Небесное Царствие и жизнь вечную унаследити, со всеми святыми, в бесконечныя веки веков, Аминь.

Святой праведный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков) родился 8 ноября 1792 года (19 ноября по новому стилю) в семье дворян Черниговской губернии. В 16-летнем возрасте юноша тайно покинул отчий дом и целый год паломничал по монастырям, а когда вернулся, отец сурово наказал его.

Когда Павлу исполнилось 25 лет, отец, видя его непреклонную решимость посвятить себя служению Господу, разделил свое имущество между ним и его старшим братом Иваном. Получив большое наследство, молодой подвижник раздал его Христа ради и, взяв благословение у отца, навсегда ушел из родного дома.

Павел много странствовал по святым обителям, неоднократно бывал в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, посещал Соловецкий, Веркольский, Кожеозерский и другие монастыри, щедро жертвуя на их процветание от своего наследства. Примерно десять лет провел подвижник в странствии, посещая духовных светочей того времени, научаясь непрерывному Богообщению.

В 1825-30 годах он поселился в г. Таганроге, выбрав его местом своего будущего подвига. Здесь праведный вел самый простой образ жизни. Наделенный от рождения большой физической силой и крепким здоровьем, Павел работал на хлебных ссыпках таганрогских купцов Солодовых. По свидетельству очевидцев, все работы он выполнял на совесть, но, заслышав первый благовест, сразу оставлял работу и спешил в храм на службу.

Праведный Павел поселился в келье на пер. Депальдовском (ныне Тургеневский, 82). Люди, видя усердие праведного Павла в молитве, почитании храма и праздников, замечая его праведную жизнь, стали обращаться к нему за советом, многие захотели подражать ему в этих подвигах - вокруг старца образовалась многочисленная община, состоявшая из мирян. Община жила по строгим монастырским правилам. Некоторые из членов общины испросили благословение жить в келье со старцем, другие почитатели старца, люди семейные, владевшие имуществом, занимавшиеся торговлей, продолжали жить в своих семьях - старец с любовью их окормлял, являя им образец покаянного подвига в миру.

«Молись крепко и настойчиво. Скверное чувство станет тебе подсказывать, что эта молитва не искренняя, что полна сомнений, а ты все-таки молись; сделаешь что дурное, не падай духом и молись, ведь кто же тебе в этом помочь может? Какой человек? Никто, как Бог, и ты Ему молись, молись и всегда молись. У него и правда вечная, и сила несокрушимая!», - учил праведный Павел.

Многие жертвовали старцу на добрые дела, и он отдавал эти средства на благоустройство храмов и дела милосердия.

Старец часто заказывал обедни и сорокоусты в храмах и монастырях, при этом сам молился за этими богослужениями, приобщаясь Святых Христовых Тайн. Являясь верным чадом Православной Церкви, он воспитывал в людях благоговение и любовь к ее вероучению, Таинствам и богослужению.

«Будь добрым ревнителем Православия! От Апостолов и доныне Церковь сия стоит и, несмотря на слабости и пастырей, и паствы, она свята и, кроме как в ней, нигде нет истины» - говорил старец.

Особое внимание старец уделял подвигу паломничества – подвигу молитвенному и телесному: он нередко сам совершал многодневные пешие паломничества и усердно учил этому своих послушников.

Призывая исполнять заповедь о любви к ближним, праведный Павел показывал пример неоскудевающей милостыни и заботы о нуждающихся. Все, приходящие в келью старца с верой, непременно получали помощь и наставление.

Прозревая сердечное устроение каждого, старец по-разному общался с приходящими: одних старец строго смирял, жестко указывая на страсти, гнездящиеся в душе; других же подводил к раскаянию тихо и ласково.

Особую заботу старец проявлял о заключенных таганрогской тюрьмы: передавал им пожертвования, утешал и всячески поддерживал. Некоторые узники доверяли старцу свои покаянные записки, а тот отдавал их священникам и сам усердно молился за заключенных. Усопших заключенных старец Павел готовил к христианскому погребению.

С момента кончины старца, которая последовала 10 марта (23 по новому стилю) 1879 г. , народное почитание угодника Божия не только не прекратилось, но и умножилось, и от года к году все более возрастает.

На место упокоения старца Павла - в часовню на Старом таганрогском кладбище; в Никольский храм, где почивают его мощи;а также в келью, где он провел последние годы жизни – приходят многочисленные верующие, приезжают паломники со всех уголков России и со всего мира. Обращаясь с молитвой к праведному, люди неизменно получают, по его заступничеству пред Богом, помощь и исцеление.

Почитается в народе и ученица старца Павла – старица Мария Величко, возглавившая общину после его кончины. Известны многочисленные случаи прозорливости и молитвенной помощи старицы Марии.

20 июня 1999 года Русская Православная Церковь канонизировала праведного Павла, причислив его к лику местночтимых святых . В момент прославления великое множество людей стало очевидцами чудесного события: в середине литургии, вокруг солнца, стоявшего в зените над Никольским храмом, среди ясного неба появился большой радужный круг.

Так Церковь земная прославила своего подвижника, а знамение стало свидетельством радости Церкви Небесной и истинной святости праведного Павла Таганрогского.

За прошедшие годы почитание святого праведного Павла Таганрогского вышло далеко за пределы Донской митрополии. Иконы и частицы мощей блаженного Павла в настоящее время находятся в десятках храмов различных епархий, в том числе ближнего и дальнего зарубежья. Праведный Павел Таганрогский особенно почитаем в Украине – на родине святого. Для чад Украинской Православной Церкви его общецерковное прославление станет еще одним звеном, соединяющим русский и украинский народы.

2-3 февраля 2016 года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял определение о всецерковном почитании старца. Это знаковое событие не только для нашего города и области, но и для всего Юга России, общероссийское прославление святого Павла Таганрогского стало торжеством не только в духовной жизни Русской Православной Церкви, но и неоценимым культурным событием в жизни всего Юга России.

11 июня 2016 года в Таганроге прошли торжества, посвященные празднованию общецерковного прославления святого праведного Павла. Накануне торжеств, 10 июня, в Никольском храме, где покоятся святые мощи подвижника благочестия, совершено соборное всенощное бдение.

Торжества прославления святого начались в Таганроге с краткого молебна в келье св. прав. Павла, где прошла большая часть его подвижнической жизни. Затем крестным ходом духовенство и миряне прошли к Никольскому храму, на площади перед которым при большом стечении молящихся совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение возглавил Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон, епископ Волгодонский и Сальский Корнилий, епископ Россошанский и Острогожский Андрей, епископ Шадринский и Далматовский Владимир. В богослужении приняли участие благочинный приходов Таганрогского округа протоиерей Алексий Лысиков, секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по г. Ростову-на-Дону протоиерей Иоанн Осяк, руководители отделов, благочинные церковных округов Ростовской-на-Дону епархии, духовенство Донской митрополии.

Митрополит Меркурий торжественно огласил Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о всецерковном почитании святого праведного Павла Таганрогского.

За Литургией вознесены молитвы о мире на Украине.

За богослужением молились заместитель Губернатора Ростовской области Михаил Корнеев, атаман Всевеликого войска Донского, казачий генерал Виктор Гончаров, министр промышленности и энергетики Ростовской области Михаил Тихонов, исполняющий обязанности главы Администрации Таганрога Алексей Махов, председатель городской Думы Таганрога Юрий Стефанов, заместитель главы Администрации Таганрога Андрей Лисицкий, генеральный директор ТПО «ЛЕМАКС» Максим Матусевич.

На празднование съехались многочисленные паломники. В торжествах приняли участие более десяти тысяч человек.

По завершении богослужения духовенство и мирян приветствовал Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. В архипастырском слове владыка митрополит, в частности, сказал:

«Не думаю, что старец Павел при своей жизни желал бы быть прославленным так, как мы сегодня его прославляем. Жизнь этого праведника была чужда поисков славы и почитания. Одного желала душа старца Павла – быть ближе к Богу, чтобы Господь не оставлял ее. Пренебрегая всеми человеческими благами и даже мнением света о себе самом, он решает раздать свое имущество и идти за Христом. Святой Павел ищет Христа в святых обителях, рядом со многими подвижниками благочестия, в других людях, в трудах и молитвах, и обретает Его в Церкви Божией, в Таинстве Евхаристии. Неслучайно центральным событием общины, которая была создана вокруг старца Павла, была Евхаристическая жизнь. Неслучайно на иконе старец Павел изображается со святой просфорой – символом Евхаристии. Потому что именно Божественная литургия дает человеку реальное чувство присутствия в его жизни Христа. Старец – великий пример того, как в миру можно жить, служа Господу, другим людям и стяжать святость не через мученичество, но через добродетельную жизнь и исполнение заповедей Божиих».

Митрополит Меркурий особенно подчеркнул, что прославление старца Павла – это итог взаимодействия научного и церковного сообществ, давшего исключительные результаты как в научно-исследовательском поиске, так и в историко-культурных изысканиях по восстановлению духовной истории России.

Глава Донской митрополии поблагодарил за труды протоиерея Александра Клюнкова, стоявшего у истоков подготовки канонизации старца Павла в лике местночтимых святых, и протоиерея Алексия Лысикова, продолжившего это дело.

Владыка митрополит выразил благодарность также всем, кто трудился над восстановлением кельи подвижника, работал в архивах и на всех тех послушаниях, которые приблизили всецерковное прославление праведника.

За многие труды в деле общецерковного прославления подвижника благочестия Донской земли медалей Ростовской-на-Дону епархии святого праведного Павла Таганрогского были удостоены насельник Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря, исполняющий обязанности епархиального древлехранителя иеромонах Гавриил (Звягинцев), помощник настоятеля Свято-Никольского храма Таганрога по благоустроению кельи святого праведного Павла Сергей Устименко, помощник благочинного приходов Таганрогского округа Александр Юрченко.

По окончании Божественной литургии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил освящение колокола для Никольского храма - точной копии отлитого в XVIII веке из трофейных турецких пушек.

Праведный Павел любил повторять: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым», «Мой куст никогда не будет пуст» и сегодня спустя много лет после его смерти, идут к Старцу за утешением, помощью и духовным советом, с многих уголков не только страны, но и мира. Святой праведный Павел Таганрогский являет собой яркий пример духовного наследия Донского края и Юга России.

На рубеже XX и XXI веков среди бесчисленного сонма православных святых появился ещё один - праведный Павел - небольшой приморский город, славу которому принесли родившиеся в нём политики, актёры и писатели - обрёл, наконец, своего Небесного покровителя, творящего о нём неусыпную молитву у Престола Всевышнего. Об этом угоднике Божьем наш рассказ.

Благочестивый отрок

Из дошедших до нас документов известно, что благочестивый старец Павел Таганрогский, снискавший неувядаемую славу своей постнической и молитвенной жизнью, родился в 1792 году в дворянской семье, проживавшей недалеко от Чернигова. Своё имя во святом крещении он получил в честь великого подвижника христианской церкви святителя Павла Исповедника - константинопольского архиепископа, принявшего в 350 году мученическую смерть в борьбе с ересью, господствовавшей тогда в Византии.

Родители Павла были людьми весьма обеспеченными. Они владели обширными земельными угодьями, на которых жили и трудились сотни принадлежавших им крепостных. Своего сына они желали видеть в будущем таким, каким подобало быть истинному дворянину екатерининской эпохи - обеспеченным, образованным и имеющим достойное положение в обществе.

Однако Господь совсем иное положил на сердце молодому человеку. С ранних лет будущий блаженный Павел Таганрогский шумному и разноголосому обществу своих сверстников предпочитал уединение и молитву, а светской литературе - чтение Священного Писания и житий святых. Но настоящей его страстью было слушать рассказы странников, оставивших родные дома и с посохом в руках путешествовавших по святым местам, коими столь богата была Русская земля.

Божьи странники

Надо заметить, что в православной Руси эта форма крайней религиозности была распространена во все времена. Испокон веков тысячи богомольцев, имея в котомке за спиной лишь краюху хлеба да сменные лапти, мерили шагами бескрайние российские дороги, направляясь из одной святой обители в другую.

В холод и зной, в дожди и метели гнала их вперёд неуёмная жажда поиска Бога и Его Правды. И не только по святой Руси пролегал их путь - доходили они в своих странствиях до пустынь египетских и стен священного града Иерусалима, где коленопреклоненно замирали перед Гробом Господним. А затем отправлялись назад в родную сторонушку, да не самолётами компании «Эль-Аль», а ноженьками своими, в обход двух морей, кормясь по дороге Христовым именем.

Исполнитель Божьей заповеди

Их-то рассказы и определили дальнейшую жизнь Павла. Когда исполнилось ему двадцать пять лет, что, по законам того времени, считалось совершеннолетием и давало право самостоятельно распоряжаться имуществом, отец выделил ему причитающуюся часть наследства.

Она включала в себя, кроме значительных земельных угодий и ожидающей его на банковском счету денежной суммы, триста крепостных крестьян, или, как тогда было принято говорить, «душ». Столь солидный капитал позволял молодому человеку вести широкую, подобающую его дворянскому происхождению, жизнь не только в России, но и в любой из европейских столиц.

Однако не о земных благах помышлял Павел. Помнил он слова Господа о том, сколь трудно богатому стяжать Царство Небесное, и что лишь продав имение своё и раздав всё нищим, можно войти в Горний мир. Павел Таганрогский не стал искать в тех словах иносказания, а выполнил завет Божий в буквальном смысле - крепостных крестьян отпустил на волю, выручку за проданную землицу и банковские накопления роздал нищим, а сам, благословясь у отца с матерью, отправился в странствия по святым местам.

Десять лет посвятил он странничеству. За давностью времён нет возможности узнать, где именно побывал за эти годы Павел Таганрогский. Житие святого, написанное через много лет после его блаженной кончины, оставляет сей вопрос без ответа. Но известно, что по завершении пути поселился он в приморском городе Таганроге, где, презрев своё дворянское происхождение, повёл простую и богоугодную жизнь, зарабатывая тяжёлым трудом кусок

На портовых причалах

В те годы основные средства к существованию жителям этого приморского города давал порт, принимавший множество торговых судов со всех концов мира. Вот на его-то причалах и проводил все дни святой праведник, тяжёлым трудом и непрестанной душу от всего страстного и греховного. Был он грузчиком, а вполне ли понятно современному человеку, что значило сие в те времена?

Основным товаром, перевозимым через Таганрогский порт, был хлеб. Прежде чем оказаться на столах румяными караваями, зерну предстояло проделать длинный путь в стандартных мешках, вес которых был строго установлен - шесть пудов, то есть девяносто шесть килограммов. Так было принято. Даже при заключении сделок купцы указывали в бумагах не общий вес покупаемого или продаваемого хлеба, а количество мешков.

Так вот, никакой погрузочной техники в те годы не было. Просто взваливал мужик на плечи 96-килограммовый мешок и нёс его по хлипким сходням на берег или с берега в судовой трюм. А потом бегом за следующим, да не мешкая, не то артельщик увидит и взыщет за нерадивость. И так весь день. Ну-ка, нынешние качки-бодибилдеры, призадумайтесь: надолго ль хватило бы ваших мускулов?

Вот так и трудился в течение многих лет будущий святой Павел Таганрогский. Вместе со всеми появлялся он на причалах в ранние часы, когда в утреннем тумане едва угадывались очертания судов, и покидал их уже под покровом ночи. Если становилось совсем невмоготу и темнело в глазах от смертельной усталости, творил мысленно молитву Иисусову, и Господь посылал силы своему смиренному рабу.

Таганрогское житьё раба Божьего Павла

Своего дома у Павла не было, потому снимал он жильё в разных концах Таганрога, но главным образом у добрых и благочестивых людей. Вначале довелось ему поселиться на северо-восточной окраине, в так называемой Касперовке - обширном районе, принадлежавшем некогда коменданту местной крепости генерал-лейтенанту И. П. Касперову. Затем перебрался на житьё в саму крепость, а затем на целых двадцать лет обосновался у многодетной вдовы Е. Н. Баевой, чей дом помещался на Банном спуске.

Избегая городского шума и суеты, Павел Таганрогский выбирал окраинные районы, и там, в патриархальной тиши деревянных домишек, всецело посвящал себя служению Богу. По воспоминаниям людей, встречавшихся с ним в те годы, комнаты праведника всегда были полны икон, перед которыми горели неугасимые лампады.

Поскольку работа в порту не позволяла ему в будние дни посещать церковь, он восполнял это долгими часами ночных бдений, в которые при свете свечи прочитывал бесконечные акафисты и каноны святым. В праздники же и выходные дни Павел не пропускал ни одной церковной службы, исправно выстаивая их и творя молитву.

Известно, что свет Божий не бывает потаенным, и вскоре жители окрестных домов обратили внимание на смиренного праведника, и в его одиноком жилище стали собираться люди, душами своими тянувшиеся к словам Христовой истины. А у Павла было что им сказать. Многое постиг он за годы странствий по святым местам, многое почерпнул и из Священного Писания, чтению которого предавался ежедневно.

Видя его праведную жизнь и переполняясь впечатлением от слышанных речей, люди начинали невольно задумываться о смысле собственной жизни и о том, в чём заключается их истинное предназначение. Перед ними начинали ясней вырисовываться картины Небесного отечества, дорогой в которое является их земная жизнь. Со временем авторитет Павла возрос настолько, что люди потянулись к нему за советами в делах житейских и утешениями в скорбях.

Монашествующий мирянин

Как охарактеризовать ту жизнь, которую вёл в те годы Павел Таганрогский? Не приняв монашеского пострига ни в одной из обителей, коих за годы странствий посетил немало, он, тем не менее, являл собой истинный образец благочестивого инока, в расцвете своих физических сил, а ему не было в те годы и сорока лет, оградившего себя от мирских соблазнов и страстей.

Есть такая форма служения Богу - добровольное монашество в миру. Это очень тяжкое испытания для человека, особенно если он не достиг ещё преклонных лет, и в нём не угасли позывы плоти. Иноки, проводящие свою жизнь за стенами святых обителей, хотя и подвержены тем же искушениям, но, по крайней мере, ограждены от ежедневного общения с миром и тех соблазнов, которые он в себе таит. Павел же не устрашился тягот избранного им пути и стойко понёс крест, ниспосланный ему Богом.

Подвиг старчества

Так, в неустанных трудах, молитвах и тесном общении со всеми, кто шёл к нему за духовным наставлением, прошли годы. Достигнув преклонных лет, Павел оставил работу в порту и поселился в Депальдовском переулке, в небольшом деревянном доме, принадлежавшем местному обывателю Ефиму Смирнову. Этот дом сохранился до наших дней. В нём создан своего рода мемориал святому, и каждый желающий может прийти туда, поклониться тому месту, где провёл свои последние годы жизни блаженный Павел Таганрогский, чудеса которого снискали ему неумирающую славу.

Но прежде чем Господь призвал Своего угодника в Горний мир, праведному Павлу Таганрогскому предстояло ещё прославиться в качестве одного из наиболее почитаемых в народе старцев. Здесь требуется некоторое пояснение, так как в религиозном значении понятие «старец» не имеет никакого отношения к возрасту, и известны случаи, когда этого почётного звания удостаивались люди, отнюдь не старые по годам.

Старец - это прежде всего наставник, человек, которому Бог ниспослал дар мудрости и прозорливости. Его духовным очам дано видеть то, что сокрыто от глаз простых людей. Часто именно ему Господь открывает Свою волю. Нередко истинные старцы, наделенные даром чудотворения, способны исцелять недуги и ограждать от неминуемой опасности.

Именно поэтому к ним издревле шли люди, каждый со своими бедами и нуждами. Кто-то просил прозорливца заглянуть в будущее, подсказать, как поступить в той или иной жизненной ситуации, кто-то искал избавления от телесной немощи, а кто-то жаждал молитв старца перед Господом о прощении его грехов.

Многие российские монастыри славились жившими в них старцами. Достаточно вспомнить с её плеядой святых отцов и знаменитое Дивеево - детище преподобного Серафима Саровского. Замечательный образ старца Засимы создан Фёдором Михайловичем Достоевским в его романе «Братья Карамазовы».

Жизнь на покое

Но вернёмся к благочестивому Павлу Таганрогскому. Оставить работу в порту его заставили преклонный возраст и неизменная его спутница - телесная немощь. Возможность же такую он получил благодаря добровольным пожертвованиям тех, кто обращался к нему за духовной помощью, так как к тому времени слава мудрого и прозорливого старца разошлась по всему краю.

Из воспоминаний близких ему людей известно, что праведный Павел Таганрогский, освобождённый, наконец, от забот о хлебе насущном, поднимался ещё затемно и с первыми ударами колокола отправлялся во храм Божий, где в течение дня не пропускал ни одной службы. Большим удовольствием для него было поправлять лампады, для чего при нём неизменно была маленькая скамеечка, и отирать иконы специально принесённым из дома полотенцем.

В промежутках между богослужениями блаженный Павел Таганрогский нередко отправлялся на базар, располагавшийся неподалёку от храма. Появляясь с холщовой сумой за плечами и проходя по рядам, он находил для всех слова наставления и утешения. Часто подходил к незнакомому человеку и, прочитав над ним короткую молитву, вдруг делал ему точное и меткое замечание по делу, о котором наверняка не мог быть осведомлён заранее.

Многие считали за честь одарить его чем-то из своего товара, но было замечено, что принимал он далеко не у всех. Иной раз не только не брал подносимое ему, но и замахивался на дарителя палкой. Как правило, вскоре выяснялось, что за тем, кто вызвал неожиданный гнев старца, водились какие-нибудь тёмные и грязные делишки.

Ночи же свои старец Павел Таганрогский, как и прежде, проводил во бдении и коленопреклоненных молитвах. Всех приходящих к нему он с жаром сердечным убеждал в необходимости неуклонного соблюдения постов, предписанных православной церковью, и благотворности установленного ею богослужебного чинопоследования. Свою любимую «Иисусову молитву» он творил непрестанно и учил этому других.

Дар чудотворной прозорливости

В последние годы жизни широкую известность получили чудеса прозорливости, которые являл старец Павел Таганрогский. Святой, по заявлениям современников, способен был внутренним взором видеть как прошедшую жизнь человека, так и будущую. Причём, не дожидаясь покаянного рассказа очередного паломника о своих грехах, он умел с истинно дворянским тактом - он же получил в своё время должное воспитание - укорить того, не оскорбив при этом его самолюбия.

Рассказывают, например, как однажды, когда его келья была полна народа, старец, не обращаясь ни к кому конкретно, стал вдруг с гневом говорить о чьих-то тяжких согрешениях, рисуя при этом конкретные обстоятельства происшедшего. Все восприняли это лишь как образную иллюстрацию его наставлений, но когда все вышли, один из присутствовавших задержался и, оставшись наедине со старцем, в покаянных слезах упал к его ногам. Всё рассказанное до мельчайших деталей соответствовало тому, что тяжким бременем лежало на сердце этого человека.

О способности Павла Таганрогского заглядывать в будущее свидетельствует следующий факт из его жизни. Сам он получал духовное окормление у иеромонаха близлежащего монастыря отца Дамиана (Касоти). Это был весьма набожный и смиренный человек, несклонный гнаться за мирской славой и почестями, за что его несказанно любил Павел Таганрогский.

Святой ему часто исповедовался и просил благословения во всех своих делах. И вот однажды, к великому изумлению своего духовного отца, он вдруг предсказал ему, что Господь вознесёт его на высоту, выше которой на свете ничего не бывает. Усомнился тогда служитель Божий, но… Это может показаться невероятным, однако скромный таганрогский монах Дамиан в 1879 году, уже после смерти своего духовного чада, стал патриархом святого града Иерусалима и обрёл право первым из жителей Земли принимать в свои руки сходящий на Пасху Благодатный Небесный Огонь… Что же может быть выше этого?

Кончина праведника и последующее прославление

Господь сподобил Своего верного раба дожить до глубокой старости. Сей бренный мир он оставил 10 марта 1879 года в возрасте восьмидесяти шести лет. Несмотря на то что его почитание не прекращалось и после смерти, прославление Павла Таганрогского в лике святых затянулось на сто двадцать лет. Известно, что вопрос о его канонизации был вынесен на рассмотрение Священного Синода ещё в предреволюционные годы, но дальнейшие роковые события, обрушившиеся на Россию, помешали довести дело до конца.

В годы тотального атеизма не прекращалось паломничество богомольных жителей города к одноэтажному деревянному дому в Тургеневском - бывшем Депальдовском - переулке, где провёл последние годы земной жизни и где преставился угодник Божий. Шли люди и к скромной часовне на Старом городском кладбище - месту упокоения его мощей. Официальная же канонизация старца Павла Таганрогского стала возможной лишь после того, как перестройка в корне изменила государственную политику в отношении церкви.

Вопрос, решению которого некогда помешала революция, был вновь вынесен на рассмотрение Синодальной комиссии. В результате принятого ею решения прославление Павла Таганрогского в лике святых Русской православной церкви состоялось в июне 1999 года. Торжественным крестным ходом его чудотворные мощи были перенесены из кладбищенской часовни в главный храм города - Свято-Никольский собор.

Знамение Божие в таганрогском небе

Во время этой церемонии многие вспоминали пророчество, которое незадолго до смерти оставил праведный старец, и которое было записано присутствовавшим при этом хозяином дома Ефимом Смирновым. Сквозь толщу лет, предвидя перенесение собственных мощей, святой изрёк: «Понесли Павла на могилу, а с могилы да в собор».

Повествуя об этом торжественном дне, нельзя не упомянуть события, свидетелем которого был весь Таганрог. Павел Таганрогский, мощи которого обрели, наконец, достойное их место упокоения, явил миру незабываемое чудо, подробно описанное в те дни большинством таганрогских газет и повергшее в недоумение атеистов.

Дело в том, что в то время, когда настоятель собора читал написанное ко дню канонизации житие новопрославленного Павла, в ясном и безоблачном небе вокруг солнца, стоявшего в этот час над куполами собора, вдруг появился яркий радужный круг. Это уникальное явления наблюдалось в течение часа и было воспринято присутствовавшими как некое знамение свыше.

Каково же было всеобщее изумление, когда, растаяв в небе, радужный круг уступил место облакам, сложившимся в виде креста. Скептики могут убедиться в достоверности всего изложенного выше, раскрыв номера «Таганрогской правды», «Молота», «Ветерана Дона» и ряда других газет, вышедших в Таганроге в последних числах июня 1999 года. Описание этого события свидетельствует о том, что старец Павел Таганрогский, чудеса которого при жизни снискали ему всенародную славу, не оставляет свой город и поныне.

Паломничество ко святому угоднику

Канонизация Павла Таганрогского способствовала ещё большей его известности среди православных россиян. Сегодня тысячи паломников из самых разных областей страны съезжаются в город для поклонения святыням, связанным с его именем. Их можно видеть и в Свято-Никольском соборе, где покоятся чудотворные мощи, и у часовни на Старом кладбище - месте его прежнего захоронения, и в Тургеневском переулке, где ныне восстановлена комната, или, как её называл старец, «келья», в которой провел последние годы жизни блаженный Павел Таганрогский. Фото этого дома приводится в конце статьи.

Милостью Божьей и заботой христолюбивых таганрогцев удалось сберечь подлинные вещи, которыми пользовался когда-то святой праведник. Их немного, так как жил он крайне скромно, довольствуясь лишь самым необходимым, но все они хранят в себе Благодать Божью, щедро ниспосланную Господом через величайшего Своего угодника, которым был святой Павел Таганрогский.

Чем помогает людям посещение его «кельи» и молитва, сотворенная в ней - о том неопровержимо свидетельствуют многочисленные отзывы паломников и записи в особой книге, предназначенной для регистрации всех случаев проявления чудотворной силы святого. Как и в былые годы, люди обращаются к нему по самым различным поводам. Не счесть документально подтверждённых фактов исцелений больных и случаев, когда помогла избежать тяжких и, казалось бы, неотвратимых бед.

Православная церковь учит нас, что святым угодникам Божьим не дана власть самим творить чудеса, но, обретаясь у Престола Всевышнего, они имеют Благодать ходатайствовать перед Ним о тех, кто с верой и чистотой сердечной обращается к ним в своих молитвах. У людей же часто возникают самые различные обстоятельства, при которых они не в силах обойтись без Небесного заступничества, поэтому характер их просьб бывает весьма различен. Важно лишь, чтобы просимое не выходило за рамки христианской этики, и молящийся имел в сердце глубокую веру во всемогущество Божье. Произнесём же и мы с трепетом душевным: «Святый отче Павле, моли Бога о нас!»