Словесное ударение, его типы и функции. Словесное ударение в русском языке

Очень важную роль в русском языке играют ударения, указывающие на смену интонации в сказанном и изменяющие смысл произнесенных слов. Ударение способно акцентировать основное и второстепенное в речи. Его отсутствие же показывает невыразительность речи и безэмоциональность в переживаниях. Данные состояния, в свою очередь, являются непрямыми симптомами психологических заболеваний или отклонений в речевом аппарате, задержек в его развитии. Поэтому очень важно знать о том, что такое ударение, его типы, а также уметь правильно применять его в русском языке. Это определение относится к разделу фонетики, который занимается изучением звуков в языке и речи.

Определение

Что такое ударение? Это звуковое и интонационное выделение какого-то определенного речевого компонента. По этому признаку они бывают следующими:

  • Логическое ударение - выделение слов в синтагме.
  • Синтагматическое - выделение синтагмы во фразе.
  • Словесное ударение - выделение слога в слове.

Именно с последним видом нам приходится сталкиваться постоянно. фраз подразумевает безошибочную постановку ударений в отдельно взятых словах.

Виды ударений

Ударения подразделяются по методу выделения слога из такта или слова:

  1. Силовое (динамическое) ударение - выделение слога происходит с помощью силы выдоха.
  2. Тоническое - выделение слога происходит с помощью движения тона голоса.
  3. Количественное - выделение слога происходит с помощью длительного звучания.
  4. Качественное - происходит смена

Обычно ударения не бывают абсолютно чистыми, один тип, как правило, сопровождается другим. Однако один из них является преобладающим.

В английском, чешском, русском и других языках встречается обычно динамическое ударение. В свою очередь, тоническое ударение больше распространенно в китайском, литовском и некоторых других языках.

Динамическое ударение бывает слабым и сильным. В русском языке распространено сильное динамическое. Для произношения ударного слога используется сила, которая выталкивается струей воздуха из легких. Безударные слоги изменяются и ослабляются, поскольку на них силы выдоха уже не хватает. Когда меняется звучание у безударных слогов, этот процесс называют редукцией.

Место ударения

Очень важно уметь правильно поставить ударение в любом слове, так как оно может ставиться в разных местах. По этому признаку выделяют:

  • Фиксированное - оно располагается на конкретном слоге.
  • Свободное, которое иначе называется разноместным. Оно может падать на любой слог в слове, поскольку не связано с каким-то конкретным местом в слове. Данное ударение используется, например, в русском и английском языке.

В свою очередь, свободное ударение делится еще на два подтипа:

  • Свободное постоянное. Следует отметить, что такое ударение падает все время на один и тот же слог в различных формах определенного слова. Большинство русских слов имеет, как правило, постоянное ударение.
  • Свободное подвижное. Известно, что такое ударение падает на различные слоги в разных формах одного слова. Например: пи-шу и пи-шешь.

Свободное подвижное ударение в русском языке является фонологическим средством и выполняет смысло-различительную функцию. Например: за-мок и за-мок.

Как правило, каждое слово в русском языке имеет одно ударение. Иногда некоторые самостоятельные, а также служебные слова не имеют собственного ударения и примыкают к какому-то соседнему слову как энклитики и проклитики.

К энклитикам относятся некоторые частицы: скажи-ка. Иногда к ним можно отнести и какие-то самостоятельные слова: взять за волосы.

К проклитикам можно отнести частицы, союзы, односложные предлоги. Определенные односложные предлоги в сочетании с какими-то существительными могут перетягивать ударение на себя, при этом следующее слово становится безударным. Например: за руку, без вести.

Трехсложные и двухсложные служебные слова могут быть слабоударяемыми или безударными. Слова, которые образованы путем сложения более двух основ, принято называть многосложными. Они, как правило, наряду с одним ударением могут иметь еще и побочное. На ударный слог последней основы такого слова всегда падает основное ударение, а побочное падает в его начале. Например: радиопередача. Маленькие по объему сложные слова не имеют побочного ударения: садовод.

Последовательное использование ударения в слове

В приводимых грамматических формах, лингвистических словарях, в неодносложных заголовках, в текстах для иностранцев, изучающих русский язык, а также в неодносложных заголовочных словах различных справочников и словарей используется последовательное употребление знака ударения. Это позволяет учить и читать слова правильно.

Выборочное использование ударения в слове

Выборочно знак ударения используется и в обыкновенных текстах. Оно правильно употребляется в следующих случаях:

  • Используется для того, чтобы не допустить некорректное опознание слова. Например: узнаю, дороги, потом.
  • Применяется для постановки правильного ударения в словах, которые плохо известны: ю́кола, Фе́рми.
  • Используется для предупреждения неправильного произношения слова: гренаде́р.

Правильная или ошибочная постановка ударений в словах способна существенно исказить смысл сказанного, наравне с неправильным использованием знаков пунктуации.

Слово может состоять из одного, двух или более слогов. Если слогов несколько, то один из них обязательно произносится иначе, чем остальные. Подобное выделение одного из слогов служит условием фонетической оформленности слова и называется словесным ударением.

Фонетический тип ударения определяется способами выделения ударного слога. Ударение в русском языке является силовым и количественным одновременно. Ударный слог отличается от безударных и своей длительностью, и своей силой (громкостью).

Словесное ударение наделено организующей функцией. Группа слогов, связанная общим ударением, образует особую фонетическую единицу. Она называется фонетическим словом, например: [гълавá] голова, [нá(гълъву] на голову. В рамках фонетического слова ударный слог оказывается той точкой отсчета, по отношению к которой определяется характер произношения остальных слогов.

Лишенные ударения слова могут вести себя по-разному. Одни из них подчиняются обычным правилам произношения звуков: [да_сáдъ] до сада (ср.: [дасáдъ] досада); [л’ э´j_къ] лей-ка (ср.: [л’ э´jкъ] лейка).

Другие, несмотря на безударность, сохраняют некоторые фонетические приметы самостоятельного слова. В них, например, могут звучать гласные, нехарактерные для безударных слогов: [што(нáм] что нам (ср.: [штанáм] штанам); [т’э(л’исá] — те леса (ср.: [т’ьл’исá] телеса).

Существуют слова, в которых помимо основного присутствует побочное ударение. Оно является более слабым, падает чаще всего на начальные слоги и фиксируется в словах со сложной словообразовательной структурой: стро`йматериáлы, во`донепроницáемый, а`эрофо`тосъёмка.

При характеристике ударения важно учитывать его положение в слове. Если ударение закреплено за определенным по счету слогом, оно является фиксированным. Так, в чешском языке ударение может приходиться только на первый слог, в польском — на предпоследний, во французском — на последний. Русский язык не знает подобной закономерности. Являясь разноместным (или нефиксированным), русское ударение может падать на любой слог и на любую морфему в слове: зóлото, водá, молокó, позолотúть, необыкновéнный. Это делает возможным существование слов, а также отдельных форм слов, различение которых связано с местом ударения: зáмок — замóк, нóшу — ношý, нóги — ногú и т. д.

Русское ударение имеет и другую особенность — подвижность.

Подвижность ударения при образовании грамматических форм слова определяется возможностью перехода ударения:

1) с основы на окончание и наоборот: стран-á — стрáн-ы, голов-á — гóлов-у;

2) с одного слога на другой в пределах той же морфемы: дéрев-о — дерéвь-я, óзер-о — озёр-а.

Примеры второго типа встречаются крайне редко.

Подвижность ударения при словообразовании определяется возможностью перемещения ударения на другую морфему в производном слове по сравнению с производящим: крáсн-ый / красн-от-á. Неподвижное словообразовательное ударение приходится на ту же самую морфему: берёз-а / берёз-ов-ый.

Итак, русское ударение описывается сразу несколькими признаками:

1) силовое и количественное по фонетическому типу;

2) разноместное по характеру расположения в слове;

3) подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме (при образовании грамматических форм и при словообразовании).

Болычева Е. М. Основы фонетики, 2004.

Словесное ударение

вид ударения, определяемого в пределах слова и состоящего в выделении одного из его слогов, в отличие от фразового, ритмического (тактового), слогового ударения. С. у. может быть свободным, как в русском языке, или фиксированным, как в чешском, венгерском, польском языках. Свободное С. у. может выполнять как различительные, так и кульминативные (обеспечение единства слова) и делимитативные (разграничительные) функции (например, «замо́к - за́мок», «руки́ - ру́ки»; в первом случае С. у. различает разные слова, во втором - разные грамматические формы слова). Оно соотносится с морфологической структурой слова (ударение на основе - ударение на флексии) и является важной характеристикой грамматических парадигм (См. Парадигма). Фиксированное С. у. играет роль лишь словоразграничительного сигнала (в языках, не имеющих Сингармонизм а, оно несёт также кульминативную функцию), соотносится со слоговой структурой слова и является непарадигматичным. Не все языки обладают С. у.: во французском языке ударение в потоке речи соотносится не со словом, а с ритмической группой (тактом). Нет С. у. (в обычном смысле этого слова) и в ряде тональных языков Западной Африки. В некоторых языках С. у. может сочетаться в пределах слова со слоговым (например, в китайском языке); при этом оба ударения являются фонетически различными (слоговое - музыкальное, С. у. - силовое).

В. А. Виноградов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Словесное ударение" в других словарях:

    См. ударение словесное (в статье ударение) …

    - … Википедия

    Эта статья о лингвистическом термине. О типографском знаке см. знак ударения. Ударение выделение каким либо акустическим средством одного из компонентов речи: слога в составе фонетического слова словесное ударение … Википедия

    Ударение - (акцент) выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Ударение факт супрасегментного фонологического уровня (см. Фонология); в зависимости от того, с какой сегментной единицей… … Лингвистический энциклопедический словарь

    ударение - (акцент) (фон.) Выделение звука, слога и слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (голосового тона). По объекту выделения ударение бывает: 1) слоговое; 2) словесное; 3) фразовое. По акустико … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    1) явление фонетики слова (словесное ударение): выделение одного из слогов за счёт силы выдоха. Русское ударение разноместное (французское всегда на последнем слоге): голова, корова, молодость – и подвижное: рука/руки. В безударных слогах гласные … Литературная энциклопедия

    Акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств. Обычно выделяются слоги, а также слова (См. Слово) и словосочетания (См. Словосочетание). Различаются Словесное ударение, тактовое (синтагматическое) и фразовое… … Большая советская энциклопедия

    УДАРЕНИЕ - УДАРЕНИЕ. 1. Выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств: в русском, английском, французском, польском и ряде других языков – силой выдоха; в литовском, китайском, японском и др. языках – изменением высоты … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Выделение одного из слогов в составе слова (или слова в составе речевого такта синтагмы, или синтагмы в составе фразы) различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности,… … Словарь лингвистических терминов

    Ударение (акцент) - – выделение в речи одной из единиц в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. В зависимости от того, с какой единицей функционально соотносится ударение (слог, слово, словосочетание и т.д.), различают словесное,… … Энциклопедический словарь СМИ

Книги

  • Фонетико-орфографический справочник английского языка. Гриф УМО МО РФ , Корчажкина О.М.. В справочник включены следующие материалы: сравнение фонетических систем русского и английского языка; классификация звуков английской речи и правила артикуляции; деление слов на слоги,…
  • Русское словесное ударение. Учебное пособие , Фомина Тамара Геннадьевна. Данное пособие знакомит учащихся с особенностями функционирования словесного ударения в современном русском языке. Большое внимание уделяется подвижности ударения при словоизменении и…

§ 107. Русское ударение часто описывается как количественно-динамическое или даже как чисто динамическое. Однако последние исследования показали, что интенсивность в современном русском литературном языке не участвует в формировании словесного ударения, а ее распределение в слове подчинено закономерностям более крупного – фразового – уровня.

Интенсивность обычно уменьшается от начала к концу синтагмы, так что предударные слоги часто оказываются более интенсивными, чем ударные. Таким образом, по интенсивности достаточно надежно противопоставляются лишь заударные гласные (наименее интенсивные) всем остальным гласным слова.

Одной из наиболее широко распространенных теорий о фонетической реализации ударения в СРЛЯ долгое время была концепция Н.И.Жинкина. Согласно этой теории каждый гласный имеет некий "порог громкости" (разный для разных гласных, так как более открытые гласные при прочих равных условиях обладают большей собственной интенсивностью, чем более закрытые), "преодолев который, он становится в речевой цепи ударным. В слове пал ú [а] сильнее [и], но [а] не дошло до своего порога ударности, а [и] превысило свой порог ударности. Поэтому мы слышим [и] как ударный гласный, [а] – как безударный" 35 . Очевидно, при этом предполагалось, что порог ударности является величиной относительной, ведь любой носитель языка в состоянии правильно воспринять ударение при любой абсолютной громкости звуков (в нормальной речи, крике или шепоте). Дальнейшие исследования показали, однако, что 1-й предударный гласный чаще всего бывает более интенсивным, чем ударный, даже в том случае, если они одинаковы по тембру, то есть в последовательностях [а]-[á], [u]-[ú], [у]-[ý].

Точно так же не представляется возможным вычленить и изменение частоты основного тона, связанное именно со словесным ударением: оно всегда обусловлено, главным образом, типом и характером реализации фразового акцента. Этот акцент полностью или частично может быть реализован не только на ударном, но и на безударных слогах – 1-м предударном, 1-м заударном, начальном или конечном.

Таким образом, основными фонетическими коррелятами ударения в современном русском литературном языке служат длительность и спектральные характеристики гласных . По этим параметрам в СРЛЯ выделяется двухкомпонентноепросодическое ядро слова, состоящее из ударного и 1-го предударного слогов. Два эти слога отчетливо противопоставлены всем другим слогам (только в этих слогах невозможны сверхкраткие редуцированные гласные [ъ] и [ь] 36).

Ударный и 1-й предударный слоги отчетливо противопоставлены друг другу только по длительности и только в словах, на которых реализуется фразовый акцент. В словах, которые не несут фразового акцента, спектральные характеристики ударных гласных приближаются к характеристикам гласных первого предударного слога акцентированных слов. В словах, содержащих два абсолютно идентичных гласных, носители СРЛЯ в качестве ударного всегда воспринимают второй – это связано со стратегией восприятия ударения: из двух сильных ударный всегда второй (если бы ударение было на первом гласном, второй был бы редуцированным).

Эта ритмическая схема слова была описана еще в конце XIX века русским лингвистом А.А.Потебнёй при помощи выражения, получившего название "формулы Потебни " (112311) 37 . Такая ритмика фонетического слова является ярчайшей типологической особенностью СРЛЯ, отличающей его едва ли не от всех других языков мира. Наиболее же типичной ритмической схемой индоевропейских языков (в том числе и ряда русских диалектов) является схема 1213121, построенная на чередовании "сильных" и "слабых" слогов, один из которых (ударный) является самым "сильным".

§ 108. Итак, ударение в русском литературном языке являетсякачественно-количественным . Эта точка зрения восходит к работам Р.И.Аванесова, который писал: "Русскому языку свойственно ударение, при котором гласный ударного слога отличается от безударных гласных как большей напряженностью произносительного аппарата и потому наибольшей четкостью артикуляции гласного, так и большей длительностью" 38 .

Впрочем, качество гласных в значительной степени определяется их длительностью. В ударной позиции гласные представлены в своем полном виде. Они занимают свои целевые ("идеальные") точки в вокалическом пространстве, что обеспечивается достаточной длительностью звука. В других позициях происходит сокращение длительности гласного, а в результате уменьшение амплитуды движения в направлении целевой точки артикуляции. Так возникает явление, которое шведский фонетист Линдблом назвал “недострел” (undershoot ). Оно состоит в сокращении треугольника гласных в направлении центра в безударных слогах, причем в русском языке существует две ступени этого сужения, что дает три вокалических треугольника:

    самый крупный (внешний) треугольник, соответствующий положению языка при произношении ударных гласных (á , ú , é , ó , ý );

    средний, отражающий положение языка при артикуляции гласных 1-го предударного, начального неприкрытого и конечного открытого слогов (а, и, у ) 39 ;

    самый маленький (внутренний) треугольник, соответствующий положению языка при произношении гласных других безударных слогов (ь, ъ, ъ о ):

ú

ы

ý

é

ó

á

1. Определение словесного ударения
2. Типы ударения.
- Редукция как следствие динамического ударения.
- Качественная и количественная редукция.
- Функции словесного ударения.
- Ударение в фонетическом слове.

Под словесным ударением понимается выделение одного или двух слогов в составе многосложного слова с помощью силы, высоты и длительности звуков. Соответственно различают динамическое (силовое, или экспираторное), музыкальное (тоновое, или мелодическое) и количественное (квантитативное, или долготное) ударение. Чисто динамическое ударение представлено в чешском языке. Чисто музыкальное ударение представлено в китайском, корейском, японском языках. Языки с чисто количественным ударением встречаются редко. В качестве примера языков с таким ударением может служить новогреческий язык. В большинстве языков все эти виды ударения обычно используются в комбинации с друг с другом. Так, в русском литературном языке ударный слог всегда и самый сильный, и самый долгий и, кроме того, лишь на ударных слогах может происходить движение тона. По мнению, М. В. Раевского, немецкое словесное ударение является динамическим. Однако другие лингвисты, например Будагов считает, что в немецком языке имеются элементы силового и элементы музыкального ударения.
Каждому языку свойственны свои правила, регулирующие место ударения в слове. Существуют языки со свободным (разноместным) и связанным ударением. В языках со свободным ударением словесное ударение может падать на любой слог слова, как это имеет место, например, в русском языке. (город, ворота, молоток). В языках со связанным ударением словесное ударение выделяет лишь какой-то определенный слог слова: в чешском - это первый слог от начала, например, jazyk, strana, в польском - второй от конца: рolak, smaragdowy, во французском языке ударение в слове всегда падает на последний слог в слове.
Немецкое словесное ударение следует считать свободным, так как оно может падать на различные слоги слова, например Laufen, verlaufen, Lauferei.
Различают ударение подвижное и неподвижное. Неподвижным следует считать такое ударение, которое всегда падает на один и тот же слог, независимо от того, в какой словоформе оно выступает. Так чешский язык является языком с неподвижным ударением. Если мы будем изменять слово jeden (им. ед ч.), то в любой из полученных форм ударение будет падать на первый слог jedneho (род., ед. ч.). В русском языке ударение подвижное. Есть пары слов, которые различаются лишь ударением: замок - замок. Иногда значение слова при этом не меняется, например: творог - творог, обух - обух, налил - налил, иначе - иначе. То есть речь идет в данном случае о сосуществующих нормативных вариантах произношения одного и того же слова при отсутствии смыслового или стилистического различия.